Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЭКИПАЖА БМРТ-246 «АНТС ЛАЙКМАА» - 20 01 1973
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЭКИПАЖА БОЛЬШОГО МОРОЗИЛЬНОГО РЫБОЛОВНОГО ТРАУЛЕРА ЭСТОНСКОГО РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОКЕАН» «АНТС ЛАЙКМАА»

Выполняя исторические решения XXIV съезда КПСС и принятые социалистические обязательства в честь достойной встречи 50-летия образования СССР, экипаж большого морозильного траулера «Антс Лайкмаа» за два года девятой пятилетки выловил сверх плана 6102 центнера рыбы, вы работал сверх плана пищевой товарной рыбопродукции на 706 тысяч рублей. За счет снижения затрат на добычу и обработку рыбы получена сверхплановая прибыль более 400 тысяч рублей.
Отвечая ударным трудом на Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О развертывании Всесоюзного социалистического соревнования работников промышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение народнохозяйственного плана на 1973 год», поддерживая инициативу экипажа коммунистического труда большого морозильного рыболовного траулера Рижской базы тралового флота «Ян Фабрициус» и включаясь в социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана 1973 года — решающего года пятилетки, — экипаж траулера «Антс Лайкмаа» принимает на себя следующие социалистические обязательства:
— выловить сверх плана за год 5 680 центнеров рыбы:
— выработать сверх плана товарной рыбкой продукции на 360 тысяч рублей;
— в помощь сельскому хозяйству выработать сверх плана 600 центнеров кормовой муки;
- за счет снижения затрат на добычу и обработку рыбы и выпуска пищевой рыбопродукции только первого сорта получить сверхплановой прибыли 350 тысяч рублей, для чего:
а) обеспечить бесперебойную и высокопроизводительную работу всех судовых механизмов и рыбоперерабатывающего оборудования, повысить эффективность производства саморемонта, добиваться экономии горюче-смазочных материалов;
б) постоянно совершенствовать методы поиска, орудия и способы лова, осваивать и внедрять передовые методы труда по обработке рыбы;
в) постоянно повышать технические, экономические и политические знания каждого моряка, воспитывать сознательное отношение к труду, создавать все условия для овладения смежными профессиями, добиваться полной взаимозаменяемости на решающих объектах производства.
Экипаж траулера «Антс Лайкмаа» обязуется приложить все силы, использовать накопленный опыт и знания для того, чтобы с честью выполнить принятые социалистические обязательства.
Вызываем на социалистическое соревнование экипаж большого морозильного рыболовного траулера «Иоханнес Семпер», возглавляемого капитан-директором Филимоновым Геннадием Степановичем, и призываем всех моряков рыбопромыслового флота Эстонии включиться в социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана третьего года девятой пятилетки.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОБСУЖДЕНЫ И ПРИНЯТЫ НА ОБЩЕСУДОВОМ СОБРАНИИ 10 ЯНВАРЯ 1973 ГОДА.

Ю. ВИСКОВ, капитан-директор.
Р. СААР, первый помощник капитана.
С. ГРЕЧИЦ, секретарь партбюро, второй механик.
Г. ПОДЗОРОВ, секретарь комсомольского бюро, старший матрос.
В. ШЕВЧЕНКО, председатель судового комитета профсоюза, боцман.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСубботкин Виктор Александрович
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Субботкин Виктор Александрович родился 10 июня 1936 года в деревне Семисотка Ленинского района Крымской области в семье рабочих.
В 1937 г. с родителями переехал в г. Керчь Крымской области.
В 1952 году после окончания восьми классов поступил в рыбопромысловую мореходную школу г. Таганрога Ростовской на Дону области.
В 1955 году окончив мореходную школу и получив диплом на морское звание штурман малого плавания был направлен для работы на рыбопромысловых судах министерства рыбного хозяйства Эстонской ССР и с октября этого же года работал в рыбопромышленном объединении "Эстрыбпром" занимая последовательно должности матроса, помощника капитана, капитан-директора рыбопромысловых судов, а с мая 1984 года назначен начальником торгового флота морского рыбного порта.
За период работы в объединении "Эстрыбпром" окончил заочное отделение при Таллинском мореходном училище министерства
рыбного хозяйства по специальности "морское судовождение" а так же вечерний факультет отделения руководящих работников.

Из книги Юрия Рястаса "Люди, море и суда". "Его первым судном в 1956 году стал СРТ 4291. Сложный путь прошел он на флоте - от матроса СРТ до капитан-директора супертраулера. Он рос вместе с флотом: матрос, штурман на СРТ, на плавбазах "Украина" и "Йоханнес Варес" , затем - учеба и должность капитана на СРТ. Виктор Александрович Субботкин командовал своим первым СРТ в его последнем промысловом рейсе, когда силы у ветерана-судна были уже на исходе. Но экипаж во главе с капитаном приложил все знания и опыт - рейсовое задание было выполнено на 143 процента. А после исключения судна из реестра действующего флота В.А. Субботкин отвел его туда, откуда не
возвращаются: на слом в Гамбург. Для капитана это был самый тяжелый рейс - прщание с частью своей молодости.
...Последний подъем флага. На юте выстроился малочисленный экипаж. Капитан рассказал о верной рыбацкой службе судна. И вот
наступает минута прощания, дрожащим от волнения голосом капитан командует: "Флаг спустить!"...До конца, как реликвию хранил он этот флаг.

Марат Ибрагимов

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПБ «Фридерик Шопен». ЭКСПЕРИМЕНТ УДАЛСЯ – 13 01 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В начале января, сразу же после прихода судна с промысла, на плавбазе «Фридерик Шопен» был организован прием экзаменов от курсантов мореходной школы, проходивших в этом рейсе практику.
Четыре с лишним месяца воспитанники школы совмещали теоретическое обучение с практическим. Непосредственно на рабочих местах знакомились они со своей будущей профессией. В практике школы — это эксперимент. И, как выяснилось, удавшийся.
На вопрос, чем он был вызван и какие результаты показал, ответил начальник отдела подготовки кадров ЭРПО «Океан», член приемной комиссии Юрий Иванович Коротков.
В связи с напряженным планом, подходом почти одновременно двух плавбаз — «Фридерика Шопена» и «Рыбака Балтики» — особенно ощущалась нехватка в рабочей силе. Так родилась идея провести эксперимент. В рейс на «Фридерике Шопене» вышли 54 курсанта Таллинской мореходной школы. Здоровые молодые парни работали наравне со всеми, вникая во все сферы производственной и общественной деятельности. Будущие матросы несли вахту и участвовали в разгрузочно-погрузочных операциях, работали у морозилок и были впередсмотрящими. А когда выпадало свободное время, они собирались в отведенном для учебы классе и постигали премудрости теории. Широкое знакомство с производством многое дало им для будущей профессии.
Несмотря на то, что срок обучения этого выпуска был на три месяца короче, чем обычно (вместо одиннадцати месяцев - восемь), в прочности усвоенных навыков и умений сомневаться не приходится. Ребята не только на деле показали, что выбор трудной морской профессии для них не случаен. Свидетельствует об этом и успешная сдача экзаменов. Порадовались представители школы за своих воспитанников Г. Заику, А. Киричюка, Э. Луйка, В. Смолянца, Б. Коваленко. К. Харашаускаса, поддержавших честь школы и сдавших экзамены на «хорошо» и «отлично".
По словам мастера производственного обучения мореходной школы В. Д. Тараканова, бывшего с курсантами в рейсе, им пришлось бы много труднее, не прояви команда судна к новичкам столько внимания, участия и заботы.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Г. МЕЛИКОВА.
Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСлет на «Иоханнесе Варесе» - 11 01 1973
Таллинское среднее профессионально-техническое училище № 1 - одно из старейших учебных заведений республики, готовящих кадры для рыбопромыслового флота. Не так давно оно отметило 50-летие. С 1952 года по настоящее время в этом училище получили профессии около 2000 высококвалифицированных специалистов — электриков, радистов, мотористов, рефмотористов.
На плавбазе «Иоханнес Варес» состоялся слет учащихся — передовиков учебы с преподавателями ЭРПО "Океан" и экипажа судна. Учащихся тепло приветствовал заместитель начальника объединения И. Митюрев. «Приятно отметить, - сказал он в своем выступлении, - что выпускники училища трудом заслужили уважение в нашем многотысячном коллективе. Все они, как правило, настоящие мастера своего дела».
«С выпускниками училища мне приходилось работать на разных судах и в разных морях, — сказал капитан-директор БМРТ-227 Герой Социалистического Труда Ф. Тамм. — А когда бывало тяжело, они умели преодолевать трудности, оставались верными профессии моряка».
О своей работе рассказал учащимся радист плавбазы «Иоханнес Варес» комсомолец Рихо Абнер. «Вы слышали. — обратился он к ним, — что наших выпускников здесь действительно ценят. Берегите честь нашего училища, умножайте его добрые традиции!».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: Р. Абнер (в центре) беседует с группой учащихся.
Фото А. ДУДЧЕНКО.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПБ «Фридерик Шопен». РЕЗЕРВЫ НЕ ИСЧЕРПАНЫ - 06 01 1973
Всего один рейс совершил в минувшем году экипаж плав-рыбозавода «Фридерик Шопен». Длительное время судно находилось на ремонте в Польше.
Корреспондент «Рыбака Эстонии» попросил первого помощника капитана Г. Рубанского рассказать о том, как было организовано социалистическое соревнование в этом рейсе.
— Рейс этот был для нас особым — ведь проходил он накануне 50-летия образования СССР. Принятию социалистических обязательств предшествовала большая подготовительная работа.
Были созданы на судне комиссии по разработке обязательств и подведению их итогов. Проект обсудили на общесудовом собрании и только после этого вынесли решение — социалистические обязательства утвердить.
Показатели, предусмотренные в них, безусловно, были высокими. Но, приняв решение выполнить задание на 120 процентов, мы учли все свои возможности, учли и опыт прошлых рейсов. Название нашего судна занесено в республиканскую Книгу почета. И это ко многому обязывает.
Коллектив решил также обеспечить скоростную обработку судов, выпускать продукцию только хорошего качества, подать за рейс не менее 15 рационализаторских предложений. Это лишь основные пункты нашего обязательства, и все они были успешно выполнены.
Что явилось причиной успешной работы экипажа? Одним из решающих факторов можно назвать социалистическое соревнование. Этому вопросу особое внимание уделяли не только профсоюзная, но также партийная и комсомольская организации.
Мы обсудили в своем коллективе опыт экипажа плаврыбозавода «Станислав Монюшко» и решили не копировать его, а перенять только то, что нашли самым ценным. В частности, это постоянная информированность всех членов коллектива о производственных делах, о ходе соцсоревнования. Гласности мы придавали особое значение.
Большую работу в этом направлении проводил судком, возглавляемый старшим электромехаником М. Мочкиным. На каждом профсоюзном собрании — а в течение рейса всего их было пять — обсуждались вопросы социалистического соревнования.
Самое непосредственное участие в важном деле принимала партийная организация, обсудившая на своем собрании вопрос о развитии социалистического соревнования в честь 50-летия образования Союза ССР.
При подведении итогов мы учитывали не только отработанные нормо-часы, но и состояние дисциплины, техники безопасности в том или ином коллективе, общеобразовательную и техническую учебу.
В итоге соревнования первое место по производственной службе заняла бригада старшего мастера М. Дробова, второе место было присуждено бригаде помощника рыбмастера Т. Отса. По общесудовой службе лучшей признана вахта второго помощника капитана А. Ленина. Первого места удостоена также электрослужба, возглавляемая М. Мочкиным.
Приятно отметить, что хорошо зарекомендовали себя в рейсе курсанты Таллинской мореходной школы, проходившие у нас практику. Работали они матросами-рыбообработчиками. В числе лучших были Ф. Мороз, В. Саенко, Н. Макаров и другие.
Несмотря на то, что все показатели экипажем выполнены, резервы производства у нас еще есть. Ведь рейс проходил далеко не в лучших условиях. Так, на судне было всего 19 матросов, которые ходили в море и раньше. Почти четверо суток простояло судно из-за ремонта механизмов, в течение шести суток совсем не было рыбы и было 12 дней, когда прием составил менее 50 тонн в сутки.
Могла бы быть выше и прибыль, полученная от рейса. Так, за рейс вручную было обработано 820 тонн рыбы для пресервов и бочковой продукции. Ручной труд снизил коэффициент использования сырца на пищевые цели.
Из-за неисправности механизма мы не смогли изготовлять рыбий жир — потеряли около 100 тысяч рублей. Значит, не исчерпаны еще все возможности и резервы. Использовать их до конца — наша основная задача.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-536 «Херман Арбон». ПРЯМОЙ ВАРИАНТ - 19 12 1974
«Херман Арбон» разгружен по варианту «море — потребитель» в рекордно короткий срок


«Херман Арбон" еще был на переходе, а к его приходу уже готовились. Готовился порт, коллективы Эстонской сбытовой конторы и станции Таллин Эстонского отделении Прибалтийской железной дороги. Все эти три организации взяли обязательство досрочно разгрузить БМРТ-536 «Херман Арбон». На это предложение капитан-директор траулера Д. Бурлак радировал с моря: «Инициативу поддерживаем, вызов на соцсоревнование принимаем».
И вот «Херман Арбон» в порту. Еще не сошла радость с лиц, истосковавшихся по земле рыбаков, не схлынул поток встречающих, а на судно уже ступили портовики,
— Это никого не застало врасплох, — рассказывает технолог судна Василии Яковлевич Слюсарь. — Фронт работ заранее был подготовлен, оставалось с трюмов снять крышки и приступить к разгрузке. 665 тонн рыбопродукции и 35 тонн рыбной муки, которые мы доставили в порт, были размешены в трюмах согласно переданному каргоплану. Из экипажа были выделены матросы на разгрузку, составлен график их работ и проведен инструктаж. На судне было два рыбмастера — Владимир Кучинский и Алексей Семенов. Для удобства, чтобы в каждой смене был свой руководитель, назначили третьим рыбмастером старшего матроса Василия Бондаря. Они распределяли людей по операциям, вели документацию.
В чем была сложность работы?
— Рыбопродукция состояла из девяти наименований. Некоторые виды продукции были изготовлены мелкими партиями. Предвидя в этом плане сложность предстоящей работы, складывали ее в трюмах в одном месте. Заминок в разгрузке не было. Все прошло, как и задумали. Могу отметить матросов, поработавших с полной отдачей сил. Это В. Бурдыгин, А. Шевченко, К. Чекашов, Г. Морозов, П. Ковалев и некоторые другие.
13 декабря в 19.00 была начата, разгрузка, а уже 15 декабря в 16.00 порт мог подсчитать эффект от скорой обработки судна. На разгрузке было сэкономлено 17 часов.
В чем заключался этот резерв?
— В первую очередь, в координации действий партнеров по соцсоревнованию, — заключил заместитель начальника порта по эксплуатации В. П. Мельников.
Как в хорошо сыгранном оркестре, каждый исполнял свою партию. Сбыт предоставлял разнарядки на рыбопродукцию прямо по выходу, что исключило перебои в ее подаче. Железная дорога вовремя подавала необходимые вагоны, что, немаловажно, позволило почти стопроцентное количество груза отгрузить по прямому варианту. Иными словами рыба, минуя камеры холодильника, пошла сразу к потребителю. От судна требовалось предоставление фронта работ, от портовиков — слаженная, ударная работа. И все со своими задачами справились.
Из трех бригад портовиков за весь ход разгрузки рекордной выработки добилось звено бригады Ивана Мысика. 14 декабря комплексная норма их выработки составила 227 процентов. За смену было переработано 123 тонны рыбопродукции.
Выигрыш от инициативы, проявленной коллективом порта, налицо. Раньше рыболовное судно станет к ремонтным причалам, раньше уйдет на промысел. Сейчас на плечи ремонтников ложится большая ответственность — не растратить в дальнейшем сэкономленное драгоценное время.
Меньше суток в порту - больше на промысле. Это должно стать заповедью не только для экипажей наших судов, но для всех, кто играет в их судьбе определенную роль.
Разгрузка БМРТ-536 "Херман Арбон" - первая "ласточка" опытно-показательной обработки судна. А какое судно на очереди?

Г. МЕЛИКОВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаФОТОРЕПОРТАЖ С БМРТ-396 «ИОХАННЕС РУВЕН» - 28 12 1974
Лов тунца на крючок - занятие увлекательное. Но это не только развлечение или спорт. Так, в этом рейсе рыбаки БМРт-396 "Иоханнес Рувен" в Центрально-Восточной Атлантике изготовили вне плана 20 тонн филе из этой ценной рыбы.
Вначале уловы были невелики, и тунцов отправляли на камбуз. Но затем в лове стали принимать участие все свободные от вахты члены экипажа. До 30 больших рыбин выловили между постановкой и выборкой трала слесарь Н. Малюта, моторист Н. Котяш, А. Бойков, первый помощник капитана Я. Вийги, четвертый механик А. Иофин.
Нашему примеру последовали и другие суда эстонской флотилии, и калининградцы. Мы охотно делились по радио с ними своим опытом, давали наставления, как лучше ловить эту ценную рыбу.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимках: рыболовы-любители БМРТ "Иоханнес Рувен" за ловлей тунцов.
Текст и фото Н. ПИГОЛЬ
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-384 «Коралл». КРИВОЙ ДОРОГОЙ - 14 12 1974
НА ТЕМЫ МОРАЛИ
Рассказ о том, как двое променяли море на скамью подсудимых

НА БМРТ-384 «Коралл» мы шли с тревожным предчувствием. С самого раннего утра в комитет комсомола позвонили из отделения милиции Морского района и попросили прийти на судно, где должно было состояться экстренное общесудовое собрание.
Тревожное предчувствие не обмануло нас. Два комсомольца этого судна совершили преступление, Не берусь квалифицировать степень его тяжести — это сделает суд, но сам по себе вопиющий факт ложится на нас, рыбаков, грязным пятном, позорит комсомольскую организацию.
Что же произошло в злополучный день 14 октября? Два матроса — Владимир Бычков и Александр Поляков, распив бутылку водки, решили навестить знакомую девушку. Но так как парни явились в общежитие далеко не в форме, девушка наотрез отказалась разговаривать с ними. На пути пьяных встала и вахтерша, запретив им пройти в комнату. Но Бычкова это не остановило. Последовала грязная брань, в ход пошли кулаки. Разбушевавшийся не на шутку Бычков одним ударом выбил у вахтерши телефонную трубку, а затем ударил ее по лицу. Стоявший в это время на улице Поляков увидел, как Бычков и вахтерша упали на пол, бросился к ним. Вместо того, чтобы унять пьяного Бычкова, он сам два раза ударил ногами, лежащую на полу, вахтершу, схватил телефонный аппарат и разбил его.
Есть ли необходимость со всеми подробностями, как выяснилось в ходе разбирательства, рассказывать о гнусном поступке? Скажу только, женщина била избита настолько сильно, что едва не потеряла сознание.
Здесь хочется остановиться на другом. Как могли парни вообще дойти до этого? Каково их человеческое лицо?
И тому и другому немногим больше двадцати. Бычкова воспитывала бабушка, Поляков рос в нормальной семье. Образование: у одного десятилетка, у другого — восемь классов. После окончания службы в армии приехали в Таллин, поступили в мореходную школу, окончили ее. Бычков на судах объединения сделал уже четыре рейса, для Полякова рейс на «Коралле» был первым и последним. Это, так сказать, анкетные данные. Из них, как и из скудной производственной характеристики, не узнаешь ни о стремлениях молодых людей, ни о их запросах. «С работой справлялся хорошо. В коллективе уживчив. Участия в общественной жизни судна не принимал. Занимаемой должности соответствует», — вот и все слова, сказанные в адрес обоих.
Приблизительно такие же неопределенные характеристики давали им и выступающие на собрании. Если о Полякове сказало четыре человека, то о Бычкове никто ничего сказать не мог Отговаривались; дескать, он добытчик и работал в основном на верхней палубе. Спросите, мол, у мастера добычи. А того на собрании не оказалось. Получилось так, что эти парни, трудясь в течение пяти месяцев бок о бок с товарищами, не прижились в коллективе, прошли через него незаметно. Их не интересовали дела и заботы коллектива, поэтому они не оставили после себя никакого следа - ни хорошего, ни плохого.
Из учетных комсомольских карточек следует: Бычков член ВЛКСМ с 1968 года, Поляков вступил в комсомол в прошлом году. За это время взысканий и поощрений не имел. Были слушателями кружка политпросвещения, принимали участие в Ленинском зачете. Как и характеристики, они скудно дополняют уже известное о них.
Секретарь первичной комсомольской организации судна говорит:
- Участия в жизни организации не принимали. Всячески старались уклониться от комсомольских поручений.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что этих комсомольцев ничего не интересовало, их вполне устраивало ни к чему не обязывающее инертное состояние, свобода от какой-либо ответственности, от долга. А то, что никто не поинтересовался их жизнью, им было только на руку. Бычков и Поляков находили удовольствие в алкоголе. Пили и на берегу, и на судне, за что получали взыскания.
Когда на допросе следователь предоставил слово Бычкову, он, вместо того чтобы раскаяться, цинично заявил:
— Если бы знал, что дело дойдет до суда, бил бы не так.
Разве может это вязаться с моральным обликом советского человека? Ведь от малого до большого — шаг. Сегодня случилась драка, а завтра при таком убеждения можно совершить более тяжкое преступление.
Когда бюро комитета комсомола разбирало персональное дело Владимира Бычкова и Александра Полякова, мнение членов бюро было единодушным. За аморальное поведение за нарушение уставных норм и привлечение к уголовной ответственности из рядов членов ВЛКСМ исключить.
Когда материал уже был написан, состоялось заседание народного суда Морского района по обвинению Владимира Бычкова и Александра Полякова. Суд признал обоих виновными и приговорил, согласно статье Уголовного Кодекса, Владимира Бычкова к двум годам, Александра Полякова к одному году лишения свободы.
Советские законы гуманны: не видя в подсудимых лиц, особо опасных для общества, суд счел возможным применить пункт 10 ст. 23 УК ЭССР и считать срок наказания условным с направлением подсудимых на стройки народного хозяйства.

В. КИСИЛЕВ, секретарь комсомольской организации рыбодобывающего флота объединения.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТРУДОВОЙ ПОДВИГ ЭКИПАЖА «ЮХАНА ЛИЙВА» ВДОХНОВЛЯЕТ И ЗОВЕТ К НОВЫМ УСПЕХАМ - 12 12 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КАК МЫ уже сообщали, в конце ноября из длительного и успешного промыслового рейса в родной порт возвратился экипаж БMPT-489 «Юхан Лийв", возглавляемый капитаном-директором Олегом Алексеевичем Спириным. Выступив инициатором встречных планов, экипаж одним из первых в «Океане» перешагнул стотысячный рубеж. Все показатели последнего рейса были им перевыполнены. Моряки брались выловить 38640 тысяч центнеров рыбы, добыли же 46745 центнеров — это 121 процент. Выпуск мороженой рыбной продукции перекрыт на 5302 тысячи центнеров — 120,2 процента. Перевыполнен план и по изготовлению пищевой рыбной продукции. Экипажу-передовику до окончания пятилетнего задания осталось выловить 33102 тысячи центнеров и заморозить 13079 тысяч центнеров рыбы.
О том, как проходил последний рейс, как трудился экипаж по досрочному выполнению социалистических обязательств, какие факторы способствовали трудовой победе, рыбаки «Юхана Лийва» рассказали на недавней встрече в нашей редакции. Нашими гостями в этот день были: капитан-директор Олег Алексеевич Спирин, первый помощник капитана Сергей Александрович Майский, председатель судкома судовой врач Нина Леонидовна Дементьева, рыб-мастер Михаил Степанович Вялый, секретарь судовой партийной организации старший тралмастер Адам Николаевич Грекович, электрик Валерий Никифорович Бунин, секретарь комсомольской организации моторист Василий Витер, матросы Олег Терехин, Николай Кузенный, Анатолий Чухлеб, Владимир Мягкий, Николай Яковлев.
Ниже мы воспроизводим запись этой беседы, в которой участвовали многие гости редакции.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


О. СПИРИН: Случилось так, что во второй рейс нынешнего года нам не удалось пойти прежним составом. Как только мы пришли в Таллин, почти все моряки разъехались по домам, в отпуска. Рассчитывали на то, что межрейсовый ремонт продлится дольше, чем планировалось, и все успеют отдохнуть. Однако судоремонтный завод уже через две недели закончил работы, и мы должны были выйти в море. Экипаж оказался, таким образом, почти совершенно новым, за исключением нескольких человек, в основном командного состава, ходивших на судне и прежде.
И поэтому своей первостепенной задачей мы считали, прежде всего, сплотить вновь укомплектованный экипаж, научить новичков тем или иным специальностям, познакомиться с ними поближе непосредственно в деле. На переходе была в этом направлении проделана большая и напряженная работа. Ее со знанием вели и администрация судна и все общественные организации; партийная, комсомольская и профсоюзная. Поскольку экипаж наш оказался по своему составу молодежным, мы уделяли главное внимание работе с молодежью, ее обучению, правильной расстановке по рабочим местам. Конечно, не сразу удалось нам добиться желаемого. На первых порах испытывали немалые трудности и в постановке тралов, и в их выборке, и обработке уловов. Поэтому, когда вначале в сутки поднимали 20 тонн рыбы, то приходилось, прямо скажем, всем туго. Постепенно приходил опыт, молодежь втягивалась в работу, и когда мы спустя месяц брали сорок тонн в сутки, это уже никого не пугало. Молодежь становилась все увереннее, а экипаж сплоченнее. Поначалу много времени уходило на постановку и выборку трала, на обработку рыбы. В последующие месяцы этот процесс был отработан до мелочей и намного сократился. Между собой первый сданный груз, хотя он был и немалым, мы называли учебным, а второй — нормальным.
Когда мы брали социалистические обязательства дать в этом году стране 90 тысяч тони рыбы, то рассчитывали, что оба рейса будем работать с одним и тем же экипажем. Как я уже заметил, из этого ничего не вышло. Поэтому мы вначале побаивались, что можем не сдержать своего слова. Однако уже после первого месяца работы на промысле увидели, что новый экипаж ни в чем не уступает прежнему, и мы вполне можем взять за год 90 тысяч тонн рыбы, а то и больше. И мы своего достигли. Стотысячный рубеж экипаж одолел. Эта цифра могла быть еще выше, если бы погода благоприятствовала, и нам не пришлось бы трижды менять районы промысла. А это, как известно, и лишняя потеря времени, а, значит, и рыбы. Мне, как капитану-директору, даже трудно кого-либо выделить из экипажа. Все работали на совесть, с энтузиазмом. О том, что экипаж оказался сплоченным, свидетельствует и то, что в течение всего рейса у нас не было ни одного нарушения трудовой дисциплины.

Н. ДЕМЕНТЬЕВА: Хочется много работать, когда поставлены ясные, конкретные задачи и цель кажется вполне достижимой. В начале рейса капитан-директор собрал всех начальников служб, чтобы сообща определить основные направления в работе. С учетом реальных возможностей были разработаны пункты социалистических обязательств на рейс. В каждой профгруппе соцобязательства были обсуждены, и дополнительно приняты личные.
Сказать, что все шло у нас гладко, необъективно. Были свои трудности. Об одной из них уже говорилось. Это о той части экипажа, которая пошла в рейс впервые и которую нужно было в короткий срок обучить, увлечь работой. Кстати, опытом с молодыми у нас все без исключения охотно делились: рассказывали о промысловых районах, где нам пришлось трудиться, учили распознавать различные породы рыб, передавали навыки в разделочных операциях.
Между добытчиками и обработчиками, результаты труда которых особенно были видны, завязалось социалистическое соревнование. Итоги работы подводились ежедневно, ежемесячно, после каждой сдачи груза. Вместе с этим давалась объективная оценка вклада каждого члена бригады в общий успех,
Мы всегда помнили об основных принципах соревнования и старались использовать наглядную агитацию, различные формы общественной работы, чтобы провести их в жизнь. Так, добиться гласности и сравнимости результатов нам помогали всевозможные графики, «молнии», стенная газета. Профессиональная учеба способствовала передаче опыта.
Двигателем в работе было использование моральных и материальных стимулов. На общесудовых собраниях отмечали лучших людей судна, передовую бригаду. Посте каждой сдачи груза из фонда соцсоревнования поощряли отличившихся. Особенно приятны такие знака внимания были в праздничные дни, когда вручались памятные сувениры. В чем наша сила? Думается, в той воспитательной работе, которая проводилась не от случая к случаю, а постоянно и была призвана направить усилия всего экипажа на достижение основной нашей задачи — выполнение государственного плана.

М. ВЯЛЫЙ: Команда на «Юхане Лийве», как уже здесь сказал Олег Алексеевич, подобралась в основном молодая. Это не могло не сказаться в начале промысла на результатах. Мы это учитывали и уделяли молодежи постоянное внимание. Замечу, что и молодежь со своей стороны проявляла живой интерес к освоению специальностей, связанных с обработкой уловов. Между двумя комплексными бригадами рыбообработчиков в течение всего рейса шло соревнование. Вперед выходила то одна бригада, то другая. Особенно мне хочется отметить отличную работу таких ребят, как Николай Кузенный, Анатолий Чухлеб, Степан Адамович, Олег Терехин, Николай Яковлев, Владимир Мягкий. При подведении итогов соревнования учитывалось буквально все: и работа, и организация труда, и дисциплина, и качество, и общественные дела. В проигрыше, в конце концов , никто не остался. После сдачи первого груза весь экипаж чествовал победителей — вторую бригаду. Когда мы подвели итоги после сдачи второго груза, то впереди оказалась первая бригада. И ее также поздравляли всем экипажем.

А. ЧУХЛЕБ: Это судно для меня не первое, вот уже шесть лет, как я хожу в море. Работал в первой комплексной бригаде рыбмастера Александра Лебедева. Соперники наши по соцсоревнованию — вторая бригада Михаила Вялого — подобрались сильные. Старались мы не на шутку, можно сказать, все в работе горели, но вот обогнать напарника не удавалось. Иногда обстоятельства складывались не в нашу пользу — рыба не шла, другой раз, как ни старались, не могли ускорить расфасовку.
Много в нашей бригаде было новичков — ребят из мореходной школы. Понятно, что «наука» — быстро фасовать и шкерить — им не всегда давалась. Но, работая бок о бок с ними, нельзя было не заметить, как они «выкладывались» за смену. В будущем, думаю, из тезок Владимира Киселева и Веприкова, Сергея Уколова да и многих других выйдут настоящие моряки.
Что мне особенно понравилось в рейсе, так это взаимовыручка. Если в работе что-то не ладилось, так ребята без лишних рассуждений приходи ли на помощь. Не было таких разговоров: это твоя работа эта — моя. Шла рыба - всем доставалось, а поэтому ребята старались всегда быть внимательными друг к другу. Например, такой случай. Сер гей подметил: трюмный после смены с ног валится, решили ему подмену делать. Иван Кишларь первым добровольно вызвался. Так постепенно наладили дело.


В. ВИТЕР: Теперь об учебе. Именно ее, как профессиональную, так и общеобразовательную комсомольская организация считала главной своей задачей. На одном из первых комсомольских собраний выяснилось, что шесть человек не имеют среднего образования. Поговорили об этом на собрании, индивидуально с каждым, и ребята записались в заочную школу моряков. В течение долгих шести месяцев они готовились к зачетам и экзаменам.
В соцобязательствах экипажа было записано: обучить определенное количество человек смежным профессиям. Комсомольцы Виктор Ткаченко, Анатолий Щепанов, Виктор Хахлев взялись освоить специальность машиниста РМУ. В конце рейса старший механик В. Кривенко, проводивший с ними занятия, принял от них зачеты. Степан Адамович и Николай Кузенный также за рейс смогли получить навыки котельных машинистов. Можно сказать, учеба очень помогала ребятам в повседневной работе.

В. БУНИН: Машина — сердце корабля. И от того, в каком состоянии она находится, насколько грамотно эксплуатируется, во многом зависит успех рейса. Об этом помнил каждый член машинной команды. Хотя условия работы были не из легких — неделями работала траловая лебедка — эти трудности старались преодолеть. Не считаясь ни с чем, производили вовремя профилактический ремонт, подумывали над тем, что можно изменить, усовершенствовать. Старший механик В. Кривенко и электромеханик М. Саженов подали и внедрили за рейс пять рационализаторских предложений, направленных на улучшение технологической эксплуатации механизмов.
Молодежи много помогал механики, имеющие опыт.

В. ВИТЕР: Шла вторая половина рейса. Комсомольский актив собрался, чтобы подумать, как встретить 50-летие со дня присвоения комсомолу имени В. И. Ленина.
Решили устроить комсомольский субботник. Комсомольцы горячо поддержали это предложение. Каждый в этот день работал на своем рабочем месте, но с праздничным настроением и молодым задором выполнял свою работу.
Ведь комсомольцы знали, что их однодневный заработок будет перечислен в фонд строительства Байкало-Амурской магистрали. К этому знаменательному дню был сделан специальный выпуск стенной газеты.
Работа есть работа. Но, как говорится, не работой единой жив человек. Тем более в море очень важно, как организован досуг экипажа. Запомнились многим два концерта художественной самодеятельности ко Дню рыбака и 7 ноября. В их подготовке участвовали многие комсомольцы. Всем, например, понравились песни, которые исполняли под аккомпанемент гитары и баяна Владимир Чарков и Николай Китайкин, курсанты из Тобольского мореходного училища. Популярные песни исполнили также Василий Онищук, Александр Ожиганов, Иван Кишларь. Со своими стихами выступила Нина Леонидовна Дементьева.


С. МАЙСКИЙ: В нашей партийной организации насчитывалось 18 коммунистов. Это большая сила. Поскольку экипаж в основном был молодежным, мы, коммунисты, сразу же решили: главное внимание сосредоточить на воспитании молодежи. Как показывает практика, самые ощутимые результаты дает индивидуальная работа с людьми. В этом я еще раз убедился в последнем рейсе. Откровенные беседы, споры по различным проблемам способствовали не только росту знаний молодежи, но и установлению здорового нравственного климата в коллективе. Индивидуальную работу с молодежью вели практически все коммунисты. Много сделали для вовлечения юношей в учебу коммунисты Валерий Бунин и Лев Буровцев. Они проводили интересные беседы, старались убедить молодежь в том, что без глубоких, всесторонних знаний современному специалисту обойтись невозможно.
И эта работа принесла свои положительные результаты. Многие наши моряки изъявили желание учиться в вузах и училищах.
Мы старались постоянно держать наш экипаж в курсе событий на международной арене, в жизни советского народа. Политинформации, беседы, лекции о важнейших событиях у нас в стране и за рубежом всегда вызывали интерес, множество вопросов. Но трудно было вести культурно-массовую работу на промысле. Почта поступает очень редко, вся надежда на радио. Мы взяли в рейс 60 художественных фильмов, но 95 процентов из них, как оказалось, уже все видели. Так что в проведении досуга все еще много недоработок, нерешенных вопросов. У нас на судне неплохая библиотека, насчитывающая 1000 экземпляров художественной, политической и учебной литературы. Моряки много читали, по некоторым книгам проводились дискуссии и т. д. В конце рейса, когда мне надо было подводить итоги работы коммунистов с экипажем, с радостью подумал о том, что за полгода совместной жизни и работы экипаж не только в целом сплотился, но и вырос, окреп каждый моряк.
ВСТРЕЧА коллектива редакции с передовиками, представителями общественных организаций БМРТ-489 «Юхан Лийв» продолжалась всего два часа. В это время, естественно, все, что было в последнем рейсе поучительного в организации труда, отдыха, в работе партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, невозможно вместить. И по общей договоренности после очередного рейса корреспонденты «Рыбака Эстонии» решили снова встретиться с экипажем «Юхана Лийва» и продолжить рассказ о том, как рыбаки этого замечательною судна встретят 1975 год — завершающий год девятой пятилетки.
А наметки у экипажа обнадеживающие. Дружная, инициативная команда «Юхана Лийва" взяла обязательство РАПОРТОВАТЬ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ДЕВЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ К 1 МАЯ 1975 ГОДА. И мы не сомневаемся, что в новом рейсе, который скоро начнется, рыбаки с честью сдержат свое слово и Первомайский весенний праздник встретят досрочным завершением пятилетнего задания.
Больших трудовых успехов вам, друзья!

Беседу вели П. ЛУГОВСКОЙ и Г. МЕЛИКОВА.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

торжественная встреча экипажа «Юхана Лийва» в родном порту;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

тралмастера Виктора Солодовника сердечно встретила вся семья;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

капитан-директор О. Спирин и второй помощник капитана Н. Шестенок ;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

механик наладчик Л. Буровцев

Фото П. Кузнецова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-457 «Каарел Лийманд». ПРИМЕР БРИГАДИРА – 12 12 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В родной порт возвратился с промысла БМРТ-457 «Каарел Лийманд». Успешно выполнено рейсовое задание. Экипаж трудился дружно и слаженно, с честью носит почетное звание коллектива коммунистического труда. И в этом рейсе высокое звание подтверждено. На протяжении всего рейса впереди была комплексная бригада, возглавляемая коммунистом А. Угрюмовым. В бригаде 3 коммуниста и 14 комсомольцев, всего 22 человека.
Ветеран объединения А. Угрюмов много приложил труда и усилий для того, чтобы сплотить коллектив бригады и добиться в рейсе высоких показателей в социалистическом соревновании. Бригада опередила своих коллег по соревнованию и первенствовала в изготовлении филе.
Мастер обработки А. Угрюмов — хороший организатор производства, свой 16-летний опыт передает молодым производственникам. В бригаде 10 добытчиков и обработчиков были в море впервые, всех он обучил профессии, и многие из них показали образцы труда. На судовой Доске почета — имена пяти человек из бригады А. Угрюмова: В. Федорошин, С. Редько, В. Гробов, В. Почепинский, С. Самойлов.
Все члены бригады учатся и успешно завершили учебу по курсу «Основы экономических знаний», где занятия проводили помощник капитана по производству П. Доронин и бригадир А. Угрюмов. Опыт бригады широко освещался в стенной и фотогазетах, по радио. Экипаж судна в рейсе равнялся на бригаду А. Угрюмова.
Передовой коммунист, хороший производственник А. Угрюмов завоевал заслуженно высокий авторитет среди экипажа и своим добросовестным трудом вносит весомый вклад в выполнение плана определяющего года девятой пятилетки.

(Наш корр.).

НА СНИМКЕ: члены бригады А. Угрюмова ударники коммунистического труда А. Гетьман, В. Вац, С. Самойлов, И. Колораш, В. Никитин.

Фото В. Гробова.