Лента блогов
Памяти Ровбут Олега Михайловича«МУСТЪЯРВ» В АТЛАНТИКЕ – 28 09 1974
Совсем недавно от причала Таллинского рыбного порта ушел в свой первый рейс супертраулер «Мустъярв». А сегодня «Мустъярв» бороздит лазурные воды Атлантики.
Самоотверженно трудится весь экипаж, возглавляемый капитаном-директором Виктором Степановичем Сериковым — членом партийного бюро, удостоенным звания «Победитель социалистического соревнования 1973 года». Рыбаки «Мустъярва» 3 сентября, в день открытия IV Всесоюзного слета молодых рыбаков в Мурманске, стали на ударную трудовую вахту в честь 30-летия освобождения Эстонской ССР от немецко-фашистских захватчиков и решили продолжить эту вахту до 7 ноября — 57-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Эту знаменательную дату коллектив судна наметил встретить первой трудовой победой: на 21 сутки раньше срока выполнить задание по вылову и выпустить 200% филе.
И хотя в эти дни Атлантика не балует наших рыбаков богатыми уловами, но вот такие тралы, по 10—15 тонн, 7—8 раз в сутки поднимаются по слипу на палубу судна, и живое серебро выливается трепещущим потоком в бункера.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А иногда и вот такие тунцы заглядывают в трал. Не зря эту быструю, сильную и красивую рыбу считают гордостью Атлантики! Весом в 150— 200 килограммов и длиной ...
Не скажешь, что матрос первого класса Юрик Манукян малого роста, но и ему не дотянуться до хвоста этого красавца.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

... Рано встает над Атлантикой свежее, умытое прозрачной океанской водой солнце. Но и оно в конце дня погружается на отдых в темные, волнующиеся глубины, укрываясь звездным покрывалом южной ночи. А рыбаки «Мустъярва» и в это время несут свою трудовую вахту, прибавляя к уже выловленным все новые и новые тонны отличной атлантической рыбы.


Н. ШУМИЛИН, первый помощник капитана.

Фото В. Шаповала, матроса первого класса.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСРТ-4452. ТРУДНЫЙ РЕЙС - 26 09 1974
С большой победой недавно возвратился с промысла из Северного моря экипаж СРТ-4452 под руководством опытного промысловика капитана Валерия Васильевича Фомина.
Рейс проходил в сложных промысловых и погодных условиях. Природа явно перепутала в этом году времена года. Если весенне-зимний рейс отличался хорошей погодой и отличной промысловой обстановкой, то нельзя этого сказать о летнем. Ветер в 4—5—6 баллов был более частым гостем, чем яркое солнце. Довольно скверная промысловая обстановка— вот чем одарил на сей раз моряков Нептун, не на шутку рассердившись на рыбаков за их проказы — разборчивость в ассортименте уловов, неполное их использование.
Особенно неудачным был июнь, когда наши суда еле-еле справились с выполнением месячных заданий. Немного лучше обстояло дело в августе. И только лишь июль был наиболее удачным для рыбаков. Благоприятная промысловая обстановка и улучшение погоды создали необходимые условия для успешного промысла. Июль был как бы трудовым экзаменом для нашего коллектива,
Успех зависел как от каждого рыбака, так и от всего экипажа в целом. Настойчивый поиск и грамотная работа штурманского состава плюс многолетний опыт работы в Северном море нашего капитана Валерия Васильевича Фомина, отличное знание им возможных мест скоплений рыбы обеспечивали успешный поиск косяков. Зачастую наше судно работало на пеленг, сзывая другие промысловые суда на скопления рыбы. А богатые уловы, поднимаемые тралами, умело настроенными старшим мастером добычи Владимиром Орнатом и его помощником Александром Мазуром, подтверждали удачный штурманский поиск.
Нередки были случаи, когда добыча рыбы опережала ее обработку, и тогда на помощь палубной команде, не считаясь со временем и отдыхом, выходили остальные члены экипажа. А четкая организация обработки рыбы старшим мастером Николаем Филипповым и его помощником, ветераном судна Виталием Виноградовым позволила своевременно сдавать уловы на базы.
За июль экипаж нашего судна выловил более 3000 центнеров рыбы, что составило около 200% ежемесячного плана, и занял первое место по вылову на судах типа СРТ среди Эстонской флотилии. А за весь рейс при плане 4320 центнеров было добыто 5820 центнеров рыбы, тем самым было перевыполнено и рейсовое задание на 142%, и социалистические обязательства.
Особенно хорошо потрудились в рейсе матросы первого класса Николай Зюняйко, Борис Четверин, Владимир Коновалов, второй помощник капитана Михаил Баранов, третий помощник капитана Николай Милованов, третий механик Владимир Бондарчук, моторист Петр Шумин и другие.
Большое значение в успешной работе коллектива имела и организация парного социалистического соревнования с экипажем СРТ-4479, где с явным преимуществом вышел победителем наш экипаж.
В поле зрения общественных организаций судна был и досуг рыбаков. Библиотека, просмотр кинофильмов, прослушивание лекций, шахматы, просмотр футбольных матчей — вот далеко не полный перечень мероприятий, организаторами которых были партийная и комсомольская организации, а также судовой комитет профсоюза.
Немало кулинарного искусства и усердия проявил и наш повар Анатолий Цекоза, стараясь вкусными обедами поддержав бодрое настроение экипажа, что не так-то просто сделать в летнее время, когда нет в море свежих овощей. Особенно ему удавались блюда из свежей, только что пойманной рыбы.
Благодаря хлопотам боцмана Михаила Ковтуна и палубной команды наше судно на переходе покрашено, приведено в опрятный вид. А машинная команда закончила ремонт вспомогательных двигателей, навела порядок в машинном отделении. После непродолжительной стоянки в ремонте судно вновь будет готово к выходу в очередной рейс.

В. Попов,
председатель судового комитета профсоюза, старший механик СРТ-4452.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПР «Аугуст Корк». ТРУДНЫЙ, ЮБИЛЕНЫЙ - 14 09 1974
РЕЙС 2 / 25 производственного рефрижератора «Аугуст Корк» был юбилейным. Именно поэтому на первом же комсомольском собрании было принято решение . отметить его ударным трудом, направляя знания и умение на выполнение и перевыполнение рейсового задания.
В составе производственных бригад из 30 матросов-рыбообработчиков было только шесть «старичков», которые шли уже во второй рейс. Остальные, как говорится, были полны сил и задора, но не имели опыта — это курсанты-практиканты из Таллинской мореходной школы.
За время короткого перехода (из Таллина в Северное море) они буквально забрасывали нас, молодых (и по стажу, и по возрасту) мастеров, массой вопросов. А мы в свою очередь с удовольствием рассказывали и показывали, что и как, обучая их предстоящей работе.
На словах скоро им все стало ясно. Просто до тех пор, пока не пошла первая рыба. А потом началось...
— Стой! — кричит весовщик Бойко, не успевший набрать рыбу в бункер весов, стоящему за пультом Боброву. А тот уже и сам остановил конвейер «Асма» — крышка не открывается. Вроде все уже в порядке, но тут расфасовщикам никак не удается закрыть крышку блокформы. Но вот левый и правый борт заработали безостановочно. Так упаковка стала запаздывать...
Такие перебои в работе продолжались недолго. Своей настойчивостью, большим желанием комсомольцы наладили бесперебойную работу конвейера. Да, именно комсомольцы, потому что и обеих бригадах почти все были члены ВЛКСМ.
Этот рейс был коротким — 19 промысловых суток. Времени на раскачку, на учебу просто не было. И, понимая сложившуюся обстановку, матросы быстро освоили работу на конвейере. Об этом говорилось на общесудовых собраниях. В частности, помощник капитана по производству А. Вахтер сказал, что и предыдущих рейсах матросы осваивали работу намного дольше.
Заморозка рыбы наладилась, началось изготовление пресервов. Снова учись, и снова некогда раскачиваться. Только наладили выпуск пресервов, как банки кончились.
Очень помогли на изготовлении пресервов бригады подвахт. Даже когда ухудшилась промысловая обстановка и судно в течение шести суток простаивало без рыбы, экипаж не покидал оптимизм. Этот рейс, несмотря ни па что, не должен стать «печальной» страницей в биографии «Аугуста Корка». Юбилейный должен быть на высоте!
Так, благодаря умелому руководству, своевременному переходу из района промысла «кошельков» в район работы «тральщиков», стоической работе подвахты и бригад рыбообработчиков все стало на свои места. О подвахте — особое слово. Почти все изготовленное филе — 64581 кг — было нарезано ее руками. Среди отличившихся — электрик Крижановский, четвертый помощник капитана Корюхин, рефмоторист Сассе. Отлично поработали и остальные комсомольцы. Они без лишних слов выходили па резку филе сразу же, как раздавалось сообщение вахтенного штурмана: «На борт принята свежая рыба!».
По итогам соревнования обе бригады рыбообработчиков трудились, что называется, «тонна в тонну». И все же первое место было присуждено второй бригаде рыбмастера А. Вейнберга. Соревнование дало многое. С каким интересом узнавали члены бригад сменный результат напарника, с каким спортивным азартом перебивались сменные и суточные нормы.
Лучшими производственниками в рейсе были признаны Ю. Старостин, И. Буль, В. Годунов, Н. Нестеренко, О. Бойко и некоторые другие.
К Юрию Старостину на судне все без исключения прониклись уважением за отличный труд, отзывчивый характер и хорошие песни. Одна из них - перефразирования на наш рыбацкий лад песня «Мой адрес — Советский Союз», особенно полюбилась всем.

Здесь тоже ребята
толковые
И тоже плакаты «Вперед!»
И песни рыбацкие новые
Здесь молодость наша
поет.


Ю. ДАНИЛОВ, рыбмастер ПР «Аугуст Корк".
Памяти Ровбут Олега МихайловичаХОРОШЕЕ НАЧАЛО - 03 09 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Николай Буянов — один из тридцати матросов-практикантов, проходивших практику на производственном рефрижераторе «Саяны». Не так давно это судно возвратилось в родной порт с успешным выполнением рейсового задания. Для двадцатитрехлетнего парня это была первая встреча с морем, суровыми морскими буднями, матросскими вахтами, нелегким рыбацким трудом. Сбылась его мальчишеская мечта — он стал моряком!
Николай — выпускник Таллинской мореходной школы, где он и получил морское образование по специальности матроса первого класса. Знания, полученные в школе, он закреплял во время четырехмесячной морской практики, познакомился со всеми судовыми работами.
Молодому парню, впервые вышедшему на промысел, все здесь было в новинку: и первая качка, и несение вахты на руле, и управление лебедкой, и участие в швартовных операциях, и много других работ, с которыми он успешно справлялся. При разгрузке продукции стоял на подвахте, работал в цеху, замещая заболевшего рыбообработчика. Работая в боцманской команде, занимался ремонтом и покраской судна. Вообще получил отличное морское крещение. Причем все работы выполнялись им толково, быстро и качественно. Недаром он заслужил на судне репутацию человека, способного к морскому труду.
— Схватывает все рыбацкие навыки, успешно овладевает на практике морскими науками, — такого мнения о нем его старшие товарищи по рейсу.
— Николай оказался одним из наиболее способных практикантов, обладает необходимыми морскими качествами, уверенно чувствует себя в морских условиях, — так охарактеризовал его старший помощник капитана ПР «Саяны» А. И. Сверидов.
Хорошее начало положил своей трудовой деятельности комсомолец Николай Буянов.
Кроме своей основной работы, он выполнял общественные поручения — был на судне культурником. Имея специальность киномеханика, которую он получил в Тульской специальной школе, Николай показывал кинофильмы, заведовал судовой библиотекой. Свои общественные поручения он также исполнял старательно, не считаясь со своим личным временем, за что и заслужил благодарность всей команды.
Сейчас на ПР «Саяны» производятся ремонтные работы. Но вскоре судно вновь выйдет в свой очередной рейс. Вместе с ним уйдет на промысел и Николай Буянов, но уже не в качестве практиканта, а полноправным членом команды — матросом первого класса.
В ближайших планах Николая — поступить в девятый класс Таллинской заочной средней школы моряков, а потом — в мореходное училище, на заочное отделение. Он понимает, что на достигнутом не следует останавливаться, нужно совершенствовать трудную, но важную профессию рыбака.

(Наш корр.).

На снимке: Николай Буянов.
Фото автора.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСРТ-4371. СВЕРХПЛАНОВЫЕ ЦЕНТНЕРЫ - 31 08 1974
В Северо-Восточной Атлантике с 10 мая по 24 августа вел промысел средний рыболовный траулер 4371 (капитан - ветеран ЭРПО «Океан» Владимир Алексеевич Александров).
Опытный состав технологической службы подобрался на судне. Это старший мастер добычи — ветеран объединения Алар Хинт, его помощник Альфред Велья, мастер обработки Павел Астахов.
За рейс сделано пятьсот тралений и добыто сверх плана пятьсот центнеров рыбы, главным образом сайды. Следовательно, в среднем каждое траление давало один сверхплановый центнер. Хорошо шла добыча в июле. Брали за одно траление иногда 90 — 110 — 120 центнеров, однажды — 170 центнеров.
Как всегда, сдавали улов в разделанном виде. Благодаря этому показатель по первым сортам составил 118 процентов. Всего добыто (ориентировочно) около 4500 центнеров, или 111 процентов к плану.
— Помогло нам то, что с СРТ-4479 мы получили хорошие траловые доски, — говорит старпом Вячеслав Корнет. — По окончании промысла передали их на СРТ-4572.
Четко принимали улов производственные рефрижераторы «Аугуст Корк» и «Буревестник».
В выполнении социалистических обязательств в соревновании за досрочное завершение заданий четвертого, определяющего года пятилетки большое участие принимала машинная команда. Ее возглавлял также ветеран ЭРПО «Океан» старший механик Александр Дмитриевич Неклюдов.
Под руководством боцмана Василия Ивановича Белякова палубная команда приложила много сил, чтобы содержать траулер в порядке, чистоте и опрятном внешнем виде.

М. Сильд.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЛЬГОТНЫЕ ПЕНСИИ - 27 08 1974
Пенсии по старости — один из видов обеспечения рабочих и служащих, установленный Законом о государственных пенсиях. По общему правилу, пенсии по старости назначаются мужчинам — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лег; женщинам — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Однако, в целях охраны здоровья трудящихся, имеются льготные условия назначения пенсии для тех, кто находится на работах с вредными или тяжелыми условиями труда. Для этих категорий рабочих и служащих установлен пониженный возраст и стаж работы. Перечень производств, цехов и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях, приведен в специальных списках № 1 и № 2, утвержденных Советом Министров СССР.
Рабочие и служащие, выполняющие работы по списку № 1, приобретают право па пенсию по старости: мужчины — по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, женщины — по достижении 45 лет и при общем стаже работы не менее 15 лет. Для получения таких пенсий необходимо проработать на этих работах не менее половины требуемого стажа, т. е. мужчинам не менее 10 лет, а женщинам не менее 7,5 лет.
Рабочие и служащие на работах с тяжелыми условиями труда по списку № 2 имеют право на пенсию по старости на льготных условиях: мужчины — по достижении 35 лет и при общем стаже не менее 25 лет, женщины — по достижении 30 лет и при общем стаже не менее 20 лет.
Льготное пенсионное обеспечение распространяется также и на плавсостав рыбной промышленности. Так, право на льготную пенсию имеет плавсостав рыболовных, китобой-пых, краболовных, зверобойных поисковых судов и флотилий, производственных рефрижераторов, плавающих в океанах и морях: механики, мотористы и машинисты и их помощники; тралмастера, старшие трал мастера, старшие дрифмастера, неводчики, мастера по добыче и обработке рыб, морского зверя и крабов, их помощники; гарпунеры и их помощники; матросы, занятые ловом и обработкой рыбы, морского зверя, крабов и морепродуктов; кочегары судов, работающих на жидком топливе, лебедчики промысловых судов, электромеханики промысловых судов и их помощники.
Плавсостав остальных морских и речных судов рыбной промышленности проходит по перечню профессий и должностей морского и речного флота. По названному перечню право на льготную пенсию (за исключением судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) имеют: кочегары судов, работающих па жидком топливе; механики, главные и старшие механики; мотористы и их помощники, старшие мотористы; машинисты, старшие машинисты; электромеханики, старшие электромеханики и их помощники; котельные машинисты (кочегары) судов, работающих на жидком топливе — как кочегары и старшие кочегары судов, работающих па жидком топливе; масленщики, старшие масленщики; помповые машинисты (донкерманы) наливных судов — как машинисты и старшие машинисты.
Право на льготную пенсию имеют также начальники радиостанции, радиооператоры и электронавигаторы, обслуживающие РЛС типа «Дон», «Донец», «Океан», «Створ», «Нептун», «Зарница».
В стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах, кроме работы в профессиях и должностях, предусмотренных Законом, при определенных условиях засчитываются и иные виды общественно-полезной деятельности. Засчитывается в стаж служба в Вооруженных Силах СССР, пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитете Госбезопасности при СМ СССР, МВД СССР (МООП), служба в органах милиции, но при одном условии, если этой службе непосредственно предшествовала или непосредственно за ней следовала работа, предусмотренная списками № 1 и № 2.
Время обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов, училищах, школах и курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и переквалификации приравнивается к работе, которая следовала после окончания обучения.
Работа на выборных должностях в пределах пяти лет приравнивается к работе до избрания. Время работы в партийных и комсомольских органах (освобожденным работникам) засчитывается в названный стаж, если работе в этих органах непосредственно предшествовала или за нею непосредственно следовала работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение, независимо от срока, в течение которого такая работа продолжалась.

А. СОРОКИН.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСЕРДЕЧНАЯ ВСТРЕЧА ЭКИПАЖА «КОСЕ» - 22 08 1974
18 августа прибыл по окончании промысла средний рыболовный траулер-рефрижератор 9031 «Косе».
За успехи в добыче рыбы его экипажу была устроена торжественная встреча на северном причале Таллинского морского рыбного порта. Под звуки духового оркестра судно ошвартовалось. На борту собралась команда, представители администрации и общественных организаций ЭРПО «Океан», члены семей рыбаков, друзья и знакомые.
Начальник отдела мореплавания объединения Игорь Александрович Клочко принял рапорт капитана Лео Мяртовича Палумяэ. Он сердечно поблагодарил коллектив траулера, пожелал морякам радостных встреч с родными, полезного отдыха и новых достижений в добыче рыбы.
Заместитель председателя базового комитета профсоюза Иван Григорьевич Сыпачев горячо поздравил экипаж с успехами и социалистическом соревновании за досрочное завершение плана четвертого, определяющего года и девятой пятилетки. Судно в минувшем году заняло в соревновании одно из ведущих мест. Тов. Сыпачев вручил экипажу грамоту Таллинского городского комитета КП Эстонии и Таллинского горисполкома СДТ «Победителю в социалистическом соревновании за 1973 год».
Надо сказать, что на «Косе», вышедшем в Центрально-Восточную Атлантику еще в 1973 году, работало два состава экипажа, и оба закончили рейс с высокими показателями.
Поэтому следует сообщить о достижениях обоих составов.
Первый, в рейсе № 32, возглавлял капитан Анатолий Михайлович Логинов. О том, как шли дела, рассказал стармех первого экипажа Анатолий Иванович Шальнов.
В рейс вышли 23 сентября. В экипаже были опытные специалисты: старший мастер добычи Геннадий Дорожко, мастер обработки Рудольф Ракштис. Ловили и сдавали на обрабатывающие суда сардину, сардинеллу, ставриду. Задание по добыче было перекрыто более чем в полтора раза, а по первым сортам — почти вдвое.
26 марта в Дакар самолетом прибыл второй экипаж, возглавляемый капитаном Лео Мяртовичем Палумяэ. Состоялась передача судна. Из прежней команды на «Косе» остались старпом Пеэдо Касс, акустик Анатолий Костюник, второй механик Станислав Пусев, третий механик Айда Кадымов, которому в День рыбака присвоено звание ветерана ЭРПО «Океан», и электрик Николай Канаев.
О следующем рейсе № 33 нашему корреспонденту рассказал стармех, он же секретарь парторганизации, Иван Васильевич Суслин.
Сначала работали по-прежнему в Центрально-Восточной Атлантике, где взяли более трехсот тонн сардины, сардинеллы. Сдавали на плаврыбозавод «Фридерик Шопен». Затем пересекли океан и добывали сельдь, которая и составляет подавляющую массу всего улова. Хорошо принимали свежье плавбаза «Рыбак Балтики» и производственный рефрижератор «Саяны». На обратном пути в родной порт продолжали лов в Северо-Восточной Атлантике. Сдавали рыбу производственным рефрижераторам «Крейцвальд" и «Аугуст Корк».
И на этот раз задание было перекрыто в полтора раза. Улов составил 14944 центнера.
В море получили из Риги радиограмму о том, что судно в социалистическом соревновании заняло второе место по Западному бассейну.
Большую работу в этом плавании проделала партийная организация. В ней находилось семь коммунистов и один кандидат в члены КПСС. Для членов команды коммунисты помощник мастера добычи Родион Фомкин и второй механик Станислав Пусев делали беседы и информации о ходе соревнования, о жизни страны, о международном положении.
Довольны товарищи по плаванию своим поваром Леонидом Медведевым.
Настроение экипажа бодрое.

А. НЕСТЕРОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаШУМНЫЕ КАНИКУЛЫ – 17 08 1974
ОТДЫХАЮТ ДЕТИ РЫБАКОВ

Невысокие домики разбросаны в некотором отдалении друг от друга. Летом все они утопают в зелени. У входа — доска с надписью: «Пионерский лагерь им. А. Матросова». Тут же, как и полагается, двое дежурных ребятишек. Вторая лагерная смена заканчивается здесь в самом начале августа. Ребятам в этом году не очень повезло с погодой. Было довольно прохладно и дождливо. Но зато в это время кругом в лесу созревают черника и земляника, начинается грибная пора.
— Целое семейство подберезовиков мы нашли прямо здесь же в лагере, — рассказывают ребята. — Очень любим, ходить в лес.
Возможно, малышу из самого младшего отряда запомнится первый собранный им самостоятельно стакан лесных ягод. А сколько гордости доставляет корзинка с грибами! И грибной соус, которым угощают потом весь лагерь — конечно же, самый вкусный на свете. А разве можно забыть пироги с черникой, которыми угощали в лагере именинниковI
Лето, проведенное вдали от городского шума, весело и непринужденно. Сколько останется от него приятных воспоминаний!
Младшие ребята с удовольствием рассказывают о Дне сказки. Сами готовили рисунки на сказочные сюжеты, мастерили поделки из различных материалов, найденных в лесу. Потом устроили выставку. На двух столах еле разместилось творчество юных умельцев. Кого здесь только не было; веселые лесовички, Красная Шапочка, смешная баба Яга, длинные жирафы и страшные чудища. Здесь же вывешивались яркие красочные иллюстрации к сказкам. В эту волшебную галерею попали все любимые герои авторов от 6 до 16 лет.
Четвертый отряд к Сказочному дню подготовил инсценировку сказки о сапожнике и глупом царе, который издавал смешные указы и нелепые законы: «Запрещается народу пить в жару сырую воду». Обаяние и зажигательный темперамент актеров покорили сердца зрителей всех возрастов.
Самым старшим ребятам вспоминается КВН. В звании самых веселых и находчивых соревновались мальчишки и девчонки первого и второго отрядов. Никто из них не оставался безучастным к домашнему заданию: рассказать и показать космос. Ребята разучивали стихи, разыгрывали целые сценки.
Вот летит к «Луне» первый отряд на самодельной трехступенчатой ракете. Встречает их «луняниц», атрибутом которому превосходно служит кастрюля с многочисленными проволочками и винтиками на голове: "Добро пожаловать, братья по разуму!" Горят восторгом Детские глаза, детвора в самом деле верит в возможность такой встречи. И знают, что контакты с инопланетянами у них непременно наладятся.
Но вот команды вернулись на Землю. Начался конкурс капитанов. - Алеши Алимбаева и Инны Захаровой. Ни одна из команд не хотела оставаться побежденной. С двух сторон сыпались веселые вопросы и остроумные ответы. Противники оказались достойными друг друга. Сильнейшую команду определить так и не удалось — счет к концу встречи был ничейный: 37 : 37.
Эти и еще многие другие игры и развлечения помогает готовить ребятам их старшая пионервожатая Наталья Васильевна Обрезкова. Вокруг нее всегда толпятся шумной ватагой ребятишки. Радостно и беззаботно чувствуют себя с нею все 220 мальчишек и девчонок. Вместе с нею ездили они на экскурсии в музей природы, этнографический и морской музеи, устраивали интересные походы в лес, купались и загорали. Много времени отдает молоденькая пионервожатая работе с детьми и для детей. Вместе со своими питомцами разучивала она строевые песни, отрядные девизы.
— Эй, орленок, набирайся силенок, мы с тобой еще выйдем в орлы, — уверенно повторяют за нею ребятишки.
И, конечно же, жизнь в пионерском лагере невозможно представить без спорта. Футбол, народный мяч, настольный теннис, шашки и шахматы, бег, прыжки и метание мяча — с полной отдачей занимались спортсмены.
Но, пожалуй, самым популярным был футбол (в него играли даже девчонки). И пусть не всегда футбольные состязания с командами других пионерских лагерей приносили ребятам победу. Зато не смолкал задорный мальчишеский голос, и сама жизнь здесь будто дышала радостью и спортивным азартом.
Летний отдых в пионерском лагере закончился традицион ным карнавалом. Ребяа усерд но готовили себе косткмы, раз учивали стишки и песенки - подготовка к балу проходила очень старательно.
Здесь было, где развернуть инициативу. В вихре танца кружились отважные мушкетеры (это Ира Трепнева и Алла Кравченко). В восторг привели детвору Боря Болдин и Вадим Лоскутов в костюмах ведьмы и черта. Маленький клуб буквально наводнили матрешки и индианки, королевы и принцы. Забавный Чебурашка спел песенку Крокодила Гены. Самая маленькая актриса Валя Муст исполнила песню о море, очень гордясь своей настоящей форменной бескозыркой.
Одни предпочитали потанцевать, другие - спеть. Но все веселились с чувством честно исполненного долга.
А на следующий день ребята разъезжались по домам. Впереди их ждет новый учебный год.

Н. КРУТИКОВА,
(Наш корр.)

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

футбольная команда пионерского лагеря во главе со своим четырнадцатилетним капитаном Костей Носковым любит не только забивать голы, но и фотографироваться.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Последние дежурные в эту смену две Наташи - Челнокова и Страченко

Фото автора
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9082 «Ристна» и его экипажей. «РИСТНА»: ГОДОВОЙ ПЕРЕКРЫТ! – 15 08 1974
В СОДРУЖЕСТВЕ С МУРМАНЧАНАМИ

В четвертый, определяющий год пятилетки экипаж среднего рыболовного траулера-рефрижератора 9082 «Ристна» вступил с хорошими показателями. Первый (переходящий) рейс был отмечен высокими темпами лова. Выловлено 14 429 центнеров ставриды, скумбрии, сардины и сардинеллы. Задание по добыче составило 131 процент к плану, а по сдаче первыми сортами — 151,8 процента. Возглавлял тогда экипаж капитан А. М. Симонов, старшим мастером добычи ходил Н. Н. Степовиков.
Шестого апреля судно вышло во второй рейс в Северо-Западную Атлантику под командованием капитана Алексея Владимировича Огородника.
Коллектив траулера взял повышенные социалистические обязательства — досрочно завершить годовое задание. Палубная команда состояла в основном из новых людей. Но сказалась преемственность соревнования и рыбацких традиций. Трудиться так, чтобы поддержать темпы, достигнутые прежним составом, — таково было стремление матросов и остальных членов экипажа.
С начала работы, по прибытии на промысел, сразу выявились передовики соревнования, отлично овладевшие промвооружением и мастерством лова. Среди них мастер добычи Ульян Григорьевич Амелин, матрос первого класса Виктор Васильевич Жуков, старший матрос Константин Яковлевич Кипли, боцман Антс-Аксель Кангур и другие.
Заметы радовали добытчиков. В один из дней июня взяли 1300 центнеров сельди. Большим уловом отметили свой традиционный праздник — День рыбака.
Удалось комсоставу судна установить хорошие контакты с приемными судами как «Океана», так рижскими и мурманскими. Оперативно, четко принимал свежье производственный рефрижератор «Саяны». Около двухсот тонн сдали на плавбазу «Рыбак Балтики». Иногда по нескольку десятков миль делала переход к траулеру для приема рыбы плавбаза «Рижское взморье».
За отличное взаимодействие капитан-директор «Рижского взморья» Константин Викторович Гайлиш выразил экипажу «Ристны» самую сердечную благодарность.
Самые наилучшие товарищеские взаимоотношения существовали с рыбаками мурманских судов, в том числе и «Мурмансельди», с которой соревнуется ЭРПО «Океан».
Характерен следующий случай. На «Ристне» вышел из строя поисковый прибор, На запрос в Таллин, в отдел материально-технического снабжения, получили нерадостный ответ: «на складе нет тчк поищите на промысле тчк».
Но и на промысле особых запасов нет. Положение сложилось такое, что в пору прекратить промысел и следовать домой. Однако в период поисков по радио «Ристну» услышал флагманский специалист-навигатор мурманской флотилии добывающих судов. Вскоре он сам прибыл на «Ристну». Осмотрев прибор, он принялся за его ремонт, и прибор вновь стал действовать, как требовалось. После ремонта в первом же замете взяли четыреста центнеров сельди. В дальнейшем продолжали работать с этим прибором до конца рейса, брать хорошие уловы.
Этот яркий пример настоящего понимания сути социалистического соревнования — взаимопомощи, взаимовыручки, обмена опытом — надолго запомнился рыбакам «Ристны».
Дружно жили и работали на промысле моряки эстонского траулера с экипажем среднего рыболовного траулера-рефрижератора «Мурмансельди» № 717 «Лебедь», а также с коллективами мурманских плавбаз «Арктика» и «Антарктика».
В течение всего времени пребывания на промысле большой вклад в успешное выполнение заданий внесла машинная команда судна во главе со старшим механиком Игорем Федоровичем Кирилловым. Благодарности заслужили механики Анатолий Викторович Малаховский, Федор Николаевич Трус, моторист Владимир Петрович Кельман, электрик Юрий Иванович Бельченко.
На высоком дыхании прошел рейс, и результаты его тоже немалые. При задании 9680 центнеров добыто 11900 центнеров сельди, или 122,9 процента,
В этом же рейсе досрочно завершен и план четвертого, определяющего года пятилетки. Он был установлен «Ристна» в объеме добычи рыбы 11 610 центнеров, а фактически выловлено 16 629 центнеров, или 143,2 процента.
Обязательства в социалистическом соревновании с честью претворены в жизнь.

А. КРОСС.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВ ДАЛЕКОМ ИНДОСТАНЕ – 13 08 1974
НАША ГАЗЕТА УЖЕ ЗНАКОМИЛА СВОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ С ПИСЬМАМИ ВИТАЛИЯ АНУРОВА. ЕГО ОЧЕРКИ О РАБОТЕ ЭКИПАЖЕЙ НАШИХ СУ. ДОВ В БАНГЛАДЕШ ИЗРЕДКА ПЕЧАТАЛИСЬ В "РЫБАКЕ ЭСТОНИИ». И ХОТЯ ВСЕ НАШИ РЫБАКИ ВЕРНУЛИСЬ НА POДИНУ, ОЧЕРКИ ОБ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМЕ, О ДРУЖБЕ СОВЕТСКИХ И БАНГЛАДЕШСКИХ РЫБАКОВ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС И СЕГОДНЯ.
НИЖЕ МЫ ПРОДОЛЖИМ СТРАНИЦЫ ДНЕВНИКА В. АНУРОВА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На снимке — В. Ануров (на переднем плане).


ЗДЕСЬ, В ПЛАВАНИИ по рекам и в Бенгальском зализе, есть своя неповторимая прелесть, экзотика и неослабевающий интерес. Каждый день ничем не напоминает прожитый. Все прошедшие месяцы были поделены на работу в заливе (пять суток) и стоянку в порту под выгрузкой и пополнением снабжения.
Рыба идет сразу на базар в среднем по 3—5 тонн в день. Ее покупают прямо у борта рано утром все, кто имеет депозит в конторе корпорации, а затем развозят во все уголки города.
Торговля к девяти часам прекращается, и через полчаса у борта никого не оказывается до следующего утра.
После выгрузки рыбы трюм моется водой. Ящики, в которых рыба перемешивалась со льдом в море, теперь сушились на причале, и если топлива (основная проблема снабжения) хватает, то «Чанда» уходила на следующие пять суток, чтобы снова доставить 20—25 тонн охлажденной рыбы, креветок или прочего прилова.
Рыба в Бенгальском заливе смешанная. В трал за три часа траления попадается «ассорти»: акулы, скаты, рыбы-лучи, пилы, молоты, бабочко-ящерице-быко-луно-живото- лопато- горбо- языко- и прочие подобные, сельдевые, скумбриевые, окуневые, анчоусовые, «бомбейские утки», «индиские лососи, «китайские памфреты», креветки, черепахи, змеи и много других рыбо- и ракообразных.
В первое время все добытое тралом без тщательной сортировки раскладывалось по ящикам и находило спрос на рынке. Затем за борт выбрасывали акул, скатов, лучей и черепах, предпочтение отдавалось постепенно крупным рыбам и креветкам. Остальная мелочь расходилась по низкой цене. Особенно выраженного сосредоточения рыб какой-либо породы в Бенгальском заливе нет, и промысел ведется по всей прибрежной полосе в милях 50—100 от Читтагонга.
Креветки совсем немного, хотя ловится она повсюду, начиная с реки. Удачные траления получаются на десяти — пятнадцатиметровой глубине, В трале оказывается «индийский лосось» по метру и более величиной. Охлажденная рыба с «Чанды» иногда идет на экспорт в Индию и пользуется там большим спросом.
Из старожилов на «Чанде» остался Сана Улан. Сана поставлен старшим группы. Ему двадцать два года и он самый энергичный из всех. Помогает находить общий язык со всем бенгальским экипажем. Местные лоцмана в большинстве не знают английского языка, и тут Сана (его все зовут Саня) — незаменимый человек. Сейчас весь бенгальский экипаж (семь человек) проходит переаттестацию. Работающие на других судах матросы тоже заняты сбором рекомендаций из корпорации и судна для представления их в Дакку, где объявлен конкурс по набору специалистов на суда.
На «Чанде» работало пять матросов, один стажер трал-мастера и один стажер машиниста. Всем им даны рекомендательные письма по установленному образцу, что такой-то работал на судне в такой-то должности и по проявленным качествам рекомендуется для аттестации. Юрий Федорович подписывает эти письма, и они вместе с другими собранными документами отправляют их в Дакку.
Используя этот период времени, Женя Фатько — второй штурман и Геннадий Федорович Бахарев — электрик — возглавили подготовку к Ленинским дням и празднику Первого мая. Готовится выступление по этим двум важнейшим событиям, будут прослушаны пластинки, выпущенные к этой дате, и магнитофонные ленты. Проводится шахматные турниры, устраиваются футбольные, волейбольные и баскетбольные встречи с работниками корпорации и другими экипажами траулеров. Готовятся выпуски газет, фото- и газетовитрины. Будет показан фильм «Ленин в Октябре».
После завтрака на судне начинается приборка. Чистотой и порядком на судне «Чанда» обязаны боцману Зозуле. Вообще-то, следуя истине, предпочтение надо отдать всем членам экипажа, поскольку принято говорить, что если на суд порядок, то на нем хорошая команда, и если порядка нет — то плохой капитан. Но в данном случае боцман Игнат Игнатьевич Зозуля радеет за чистоту на судне всей душой, a капитан, старпом и вся команда холят «Чанду», как невесту. И эта холеная чистота сразу бросается в глаза всем, кто ступает на трап судна.
Начиная с утра, и на протяжении всего дня палуба скатывается водой. После каждых пяти суток, возвращаясь с промысла, моются надстройки, после сдачи рыбы — трюма. Во всех каютах есть щетки, моющий порошок и губки.

ПОСЛЕ обеда, вопреки закону об «адмиральском часе», или иначе — «высочайше утвержденном сне», на «Чанде» жизнь не умолкает. В это время один раз в неделю приходит почта, в остальные дни ребята пишут письма, читают новости в газете и журналах.
Но получение почты уже чувствуется за день по оживлению, царящему на лицах у всего экипажа Почту привозят из Дакии, куда она прибывает самолетом из Москвы. Она прибывает в Дакку теперь по новому расписанию движения самолетов в среду утром.
В полдень она в Читтагонге и сортируется Харри Яновичем Вийрмаа в доме оперативной группы, а час спустя - она уже в руках у стоящих в порту ребят или отправлена первым отходящим в залив судном. У каждого в руках по два, по три, а то и боле письма.
Сначала читаются письма, потом газеты и журналы, потом пишутся ответы. В среднем письма в одни конец идут две недели.
После полдника свободное время занято футболом, волейболом, баскетболом, шахматами, гантелями и штангой.
Шахматы — другая «болезнь» экипажа. В них играют все. Причем все в одном, быстроатакующем стиле. Партия проходит настолько быстро, что противники за пять-десять минут расчищают половину шахматной доски, а еще через десять минут короли в окружении поредевших пешек едва доплетаются до середины доски, уже беспомощные оказывать сопротивление надвигающемуся мату. В весьма редких случаях противники решаются на компромиссную «ничью».
Неводная площадка отдана под гири, гантели и штангу. Иногда ребята весь свободный день проводят в отеле «Агробад», где имеется плавательный бассейн и теннисный корт. Лучшим отдыхом считается отдых в Дункан Хасе, куда по очереди приезжает весь экипаж, свободный от работ и вахт в период разгрузки, мелкого ремонта и пополнения снабжения.
Чаепромышленники братья Дункан сейчас живут в Дакке. Их виллу — Дункан Хаус снимает рыбная корпорация для советских специалистов, работающих на переданных республике судах. Эта вилла стала межрейсовым домом отдыха. Она расположена на окраине города, в противоположном от порта конце, на холме и видна мили за две, сверкая издали белизной стен и глянцем оконных стекол.
В доме с огражденными мелкой сеткой окнами живут приезжающие на отдых наши ребята. Здесь есть лазарет, около двадцати пяти спальных мест в четырех комнатах, оборудованных кондиционерами, душем, мебелью. Веранда дома выходит на город, кладбище, пруд и железную дорогу. В вилле постоянно живут первый помощник дальневосточной группы судов Николай Степанович Хрульков, инженер-акустик (ставший здесь и завхозом), Петр Ефимович Железко, два доктора — Лев Федорович Пракс и Николай Николаевич Приходько и временно останавливающийся здесь специалист по приемке тракторов из Союза, проданных республике.
Утром кричат петухи, мычат коровы, поют птицы и подкатывающий к веранде джип увозит ребят на уходящее в залив судно.
Иногда сюда приходят два пацана. Они несут на плечах жердь, к которой подвешен ящик и корзина. В ящике — здоровенный удав, в корзине — змея. Они располагаются на лужайке перед верандой и, вытащив змею и удава, дают десятиминутное представление, от которого болит надорванный смехом живот.
Один из мальчишек принимается петь, а змея, свернувшаяся в клубок и поднявшая голову, тычет беззубой пастью, стараясь ухватить мальчишку за руку. Второй «укротитель» обворачивает свое худенькое тельце удавом и подпевает первому. За представление и фотоснимок — десять така.
После ужина — кино. Его ставит всегда Миша Мазуренко. Он же меняет фильмы на других судах и берет па прокат фильмы с плавмастерской, куда они приходят часто из Союза.
Судно, наконец, затихает до следующего дня, обещающего быть полным событиями и новыми впечатлениями.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В. АНУРОВ