Лента блогов
Люди, море и судаУЧИЛИСЬ В МОРЕ - Иван Александрович АГЕЕВ - 12 июля 1975 года
В наш флот Иван Александрович АГЕЕВ, ныне Герой Социалистического Труда, прибыл с семилетним стажем в должности капитана дальнего плавания. В конце ноября 1955 года он повел на промысел средний рыболовный траулер 4291. Вот какие впечатления остались у него об этом первом осенне-зимнем рейсе.
В экипаже в основном была, как говорится, зеленая молодежь. Некоторые вообще никогда не видели моря. А вести добычу приходилось в осенне-зимний период, в условиях частых штормовых ветров.
К счастью, подобрался и небольшой костяк опытных членов команды. Старпомом шел Евгений Алисов, теперь Герой Социалистического Труда, работающий ныне на Черном море. Должность старшего мастера добычи занимал Георгий Сидоренко, а его помощника — старый рыбак с Чудского озера Алексей Калинин.
Перевыполнив задание по добыче и сдаче сельди на плавбазы, одиннадцатого апреля 1956 года СРТ вернулся в Таллин. На торжественной встрече в торговом порту представители Министерства рыбной промышленности ЭССР горячо поздравили победителей, вручили нашему экипажу Почетную грамоту, рыбаков наградили ценными подарками.
Люди, море и судаК ПОЛЯРНОМУ КРУГУ - Всеволод Федорович СТАРОСТЕНКО - 12 июля 1975 года
""

Вспоминает Всеволод Федорович СТАРОСТЕНКО,
бывший капитан СРТ-4250
В конце июня, когда экипаж капитана Ноора уже вел промысел, в Атлантику отправился СРТ-4250, построенный корабелами Германской Демократической Республики. В погожий солнечный полдень судно вышло в плавание. Рядовой состав сплошь состоял из новичков, впервые вышедших в море.
Но были на судне и опытные товарищи. Это старпом Василий Витязев, штурман Михаил Михельсон, радист Фред Тюрнер, боцман Владимир Орнат и другие. Некоторые из них до сих пор работают в «Океане», в рыболовецких колхозах или других организациях, связанных с рыбным хозяйством, но уже на командных должностях. Хорошие навыки океанического лова имел Василий Васильевич Витязев.
Переход на промысел прошел удачно. С первых заметов команда освоилась с необычным графиком рабочего дня, совершенно отличным от береговых условий.
Порядок сетей начинали ставить с вечера, а утром выбирали, солили рыбу и шли сдавать на клайпедские или латвийские суда. Сельдь ловилась отличная — крупная, жирная, о такой сейчас только вспоминаешь. Доходили мы за ней до высоких широт.
Много сил отдал экипаж в этом рейсе. Все операции, даже выборка сетей, делалась исключительно вручную. Нынешним рыбакам, особенно на БМРТ, даже трудно представить, какая это была работа без помощи механизмов. В порядок выставляли до 100—120 сетей. Однажды порядок стал тонуть, так как на каждую сеть в среднем попалось до 200 килограммов сельди. Но люди уже научились справляться со случайностями и неожиданностями. Сети и улов были спасены. Работали на промысле слаженно, четко.
Люди, во время первого рейса на СРТ-4250 овладевшие рыбацкой профессией, направлялись потом для комплектования команд новых судов, прибывающих в Эстонскую флотилию.
Люди, море и судаАКТИВНО ГОТОВИТЬ РАБОЧУЮ СМЕНУ - 24 апреля 1975 года
Президиум ВЦСПС и бюро ЦК ВЛКСМ приняли постановлдение о проведении в 1975 — 1976 годах Всесоюзного общественного смотра состояния подготовки и повышения квалификации молодых рабочих непосредственно на производстве. В связи с этим президиум Эстонского республиканского совета профсоюзов и бюро ЦК ЛКСМ Эстонии совместным постановлением решили провести республиканский общественный смотр. Цель смотра — активизировать работу профсоюзных, комсомольских организаций и администрации предприятий по совершенствованию, организации и повышению качества подготовки рабочих.
Подобный смотр проводился пять лет назад — в апреле 1970 года. Тогда ряд передовых организаторов производственно-технического обучения кадров для судов и береговых структурных подразделений объединения был отмечен похвальными грамотами, дипломами и памятными подарками.
Нынешний смотр рассматривает подготовку и повышение квалификации молодых рабочих не изолированно, а в тесной связи с общеобразовательной и экономической учебой кадров, влиянием всех видов обучения и воспитания на выполнение судами рейсовых заданий, предприятиями квартальных планов, на рост производительности труда, на повышение трудовой и политической активности коллектива и, в конечном счете, на досрочное выполнение и перевыполнение планов 1975 года и девятой пятилетки в целом.
А это значит, что в период смотра в каждом коллективе следует внимательно проверить работу не только общественных организаторов производственно-технического обучения кадров, преподавателей и инструкторов производственного обучения, но также работу учебного совета предприятия; организацию контроля за ходом заочной учебы членов экипажа в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях; вовлечь в общеобразовательную учебу тех, кто еще не имеет среднего образования, проследить за работой судовых квалификационных комиссий и внештатных консультантов заочной школы моряков. Необходимо внимательнее отнестись к приему на практику выпускников Таллинской мореходной школы и учащихся профессионально-технических училищ, оказать им помощь в овладении специальностью, увязывать присвоение очередных разрядов с учебой в экономических школах, внедрять в практику работы требования руководящих документов и т. д.
В нашем объединении имеется ряд судов и береговых предприятий, где работа по подготовке и повышению квалификации рабочих кадров поставлена неплохо и постоянно находится под контролем профсоюзных и комсомольских организаций. Это прежде всего относится к ПБ «Рыбак Балтики», РТМС «Пейпси», РТМ «Юхан Смуул», БМРТ «Антон Таммсааре», TP «Нарвский залив» и ряду других судов. Среди береговых предприятий — это рыбный порт, электрорадионавигационная камера, автобаза... Здесь созданы учебные советы или комиссии содействия общеобразовательной учебе. Инженерно-технические работники и высококвалифицированные рабочие постоянно работают над совершенствованием учебного процесса, сами делают чертежи, плакаты и другие наглядные пособия, используемые во время обучения молодых рабочих. Имеются учебные классы или учебные уголки. Планы и рейсовые задания по подготовке и повышению квалификации рабочих, как правило, выполняются.
Успешно осуществляется экономическая и общеобразовательная учеба кадров. Главная квалификационная комиссии объединения претензий в адрес специалистов, подготовленных здесь, не высказывала. Неоднократно в приказах по объединению отмечались успехи этих коллективов. Мы уверены, что они не допустят самоуспокоенности, а наоборот — приложат все силы для того, чтобы в предстоящем смотре занять достойное место.
Срок представления материалов — 30 декабря 1975 года. А пока разработаны и высылаются на суда и переданы в береговые подразделения положение и план проведения смотра, уточняются критерии оценок. Создана смотровая комиссия во главе с заместителем начальника объединения по кадрам И. Ф. Митюревым, председателем базового комитета профсоюза В. В. Кустарниковым, секретарем комитета комсомола А. Черепковым.
Дело чести профсоюзных и комсомольских организаций, капитанов судов и руководства береговых предприятий — вплотную заняться вопросами подготовки и повышения квалификации молодых рабочих.
Забота о безусловном выполнении решений XXIV съезда нашей партии об удовлетворении потребностей населения страны в рыбе и морских продуктах требует от всех звеньев неустанного труда по совершенствованию обучения молодых рабочих-рыбаков.

Ю. КОРОТКОВ.
начальник отдела подготовки кадров.
Люди, море и судаТУГОЙ УЗЕЛ - 29 апреля 1975 года
♦ Рейд «Комсомольского прожектора» ♦

Приход крупнотоннажного судна всегда заметен в порту. Все силы обычно стягиваются к глубоководному участку причала; подаются железнодорожные вагоны, в полной готовности выстраиваются краны, определяются рабочие точки портовиков. Это и понятно: большое судно — большие заботы.
Так было и на этот раз. Сразу же по приходу ТР «50 лет СССР» портовики были готовы интенсивно начать разгрузку с тем, чтобы освободить место у причала для следующего в порт TP «Ботнический залив». Но вышло иначе.
Уже первые дни разгрузки вызвали большое сомнение, что обработка судна будет закончена к сроку. График работы показывает: в день прихода «50 лет СССР» (а он пришел 20 апреля в 02.30) до семи утра было выгружено 146 тонн, в последующие сутки соответственно 788 тонн, 496, 539, в то время как планом предусматривается с такого типа судна ежесуточно снимать 1175 тонн. Очевидно, что за три дня показатели фактической работы отстали от плановых более чем на сутки.
Этот факт не мог не волновать партнеров в социалистическом соревновании — коллектив порта, железной дороги, сбытовой конторы, экипаж судна, — обоюдно заинтересованных в скорейшей обработке судна.
В кабинете заместителя начальннка порта по эксплуатации В. П. Мельникова мы застали работников порта. Предметом их оживленного разговора также был TP «50 лет СССР». Мы продолжили его, предоставив слово порту:
— Такого случая в нашей практике еще не было. Фронт работ на судне оказался неподготовленным. Груз размещался в трюмах с нарушением «Правил перегрузки, распределения и укладки рыбной продукции на судах в море». Каргоплан не соответствовал действительности. Портовики и сбыт попали в затруднительное положение, начав работу, как говорится, вслепую.
Вполне понятно, что при таком положении дел производительность труда резко упала, была необходимость пересортировки груза для подачи его в вагоны. Дело усугубилось и тем, что разнообразный ассортимент рыбопродукции, преимущественно мелкими партиями, повлек простои вагонов.
Ну что ж, аргументы веские, вполне оправдывающие работу портовиков не в полную силу. Но подводить черту, выслушав доводы только порта, было рано. Мы отправились на борт транспортного рефрижератора. Попутно заметим, что TP «50 лет СССР» не впервые в Таллине. Нынешний его приход уже третий по счету. И что существенно, до сих пор к нему не было претензий. Возник логичный вопрос: будучи уже знаком с условиями и требованиями к разгрузке в порту, неужели экипаж игнорировал их? Если нет, то в чем дело?
Нашим собеседником стал отвечающий за загрузку рыбопродукции второй помощник капитана Виктор Николаевич Кучеренко.
Не будем вдаваться в подробности рейсового задания — оно не из простых. Сосредоточим внимание лишь на тех фактах, которые нам помогут разобраться в деле.
Итак, набрав полный груз в районе СЗА, «50 лет СССР» был готов к разгрузке в Таллине. Однако согласно распоряжению начальника промрайона в рейсовое задание было внесено изменение — предстояла частичная выгрузка в испанском порту Виго. На пути судно попало в жестокий шторм, в результате чего произошло смещение груза в трюме с пакетированной рыбопродукцией. Судно не было готово к сдаче требуемой партии груза. Вместо 5000 тонн с борта сняли 2500 тонн скумбрии, причем выбирать приходилось мелкими партиями, из разных мест. Учитывая горький опыт перехода через океан, экипаж принял необходимые меры, расположив в трюмах груз уступами. Это снова потребовало рассортировки рыбопродукции. Времени на более тщательную укладку, как считает второй помощник капитана, не было, так как торопились в район СВА, где нужно было добирать груз.
«50 лет СССР» обслуживал суда «Запрыбы» и «Азчеррыбы», имевшие разнообразный ассортимент продукции. Принятая партия груза была уложена в свободные емкости.
Вот целый ряд причин, как-будто бы объективных, на которые сослался в своем рассказе представитель судна. Но была и еще одна веская причина, о существовании которой до прихода в порт экипаж и не подозревал. Речь идет о введение в действие новых «Правил», по которым размещение рыбопродукции в трюмах уже не соответствовало требованиям.
Заметим, новые «Правила» стали иметь силу, когда судно уже находилось в рейсе, а судовладелец вовремя не сообщил о них.
Выслушав доводы обеих сторон — порта и судна, — между которыми назрел конфликт, все представилось намного сложнее, чем рисовалось в самом начале. Правы были, с одной стороны, портовики, предъявляя серьезные требования к нарушению «Правил». С другой стороны, объективные причины имелись и у экипажа «50 лет СССР». Как рассудить их?
Конечно, виноват и судовладелец, не поставивший в известность судно о нововведении, нельзя сбрасывать со счетов и недоработку экипажа, который даже в исключительно сложных обстоятельствах мог проявить больше инициативы. Не выглядит с лучшей стороны и порт, основная задача которого ритмично, с привлечением всех резервов, выгружать судно.
Вместо того, чтобы сообща развязать тугой узел, мобилизовать на разгрузку силы всех заинтересованных сторон, затеялась никому не нужная бумажная волокита: составляются акты, заявлен морской протест. А между тем 28 апреля в порт прибывает TP «Ботнический залив». Какие убытки принесет простой на рейде этого судна, всем известно. Так не лучше ли перейти от словесных перепалок и выяснения отношений к делу?

В. ГОРЯЧЕВ, начальник поста «КП» управления.
Г. МЕЛИКОВА, корреспондент «Рыбака Эстонии».
Люди, море и суда5 мая — ДЕНЬ ПЕЧАТИ - 6 мая 1975 года
С праздником, друзья !
В числе авторского актива «Рыбака Эстонии» особенно хорошо помогали газете за последний год следующие товарищи:
Т. Тасамяэ, А. Нестеров, Л. Бурых, Ц. Лычева, О. Сенецкий, Ю. Спихин, М. Казаков, И. Устинов, А. Петровский, В. Андерсон, Б. Артюхов, В. Ануров, М. Виноградов, А. Лощилин, Т. Синицкий, Ю. Данилов, В. Петрова, Ю. Короткое, Б. Пучков, Н. Шумилин, А. Эрсис, Н. Пиголь, Я. Вийги, Е. Злобин, С. Максимов, Р. Саар, М. Райзман, Е. Гринцов, Н. Ермолаев, В. Кузнецов, В. Киселев, В. Зинченко, Н. Нагорный, Б. Мещеряков, А. Южаков, В. Соколов, Ю. Кунцевич, Н. Бугреев, А. Шманев, Е. Короткевич, В. Косцов, А. Черепков, И. Москаленко, В. Щербаков, П. Кудрин, А. Волгина, В. Турунцев, К. Антонов, В. Мельников, Н. Белов, А. Требунский, А. Гусев, А. Савченко, М. Синицкий, Л. Киселев, П. Нестеров, Н. Дементьева, В. Соколов («Рудольф Вакман»), И. Красильникова, В. Рыжков, Л. Палумяэ, Н. Балакшин, Е. Белоголовцев, П. Чалов, В. Касастиков, А. Тараненко, В. Тереченко, X. Раяметс, И. Лукка, В. Сусский.
Фотокорреспонденты: Н. Мальцон, М. Пухов, А. Кивисильд, Г. Волков, Г. Иванов, И. Иванов, М. Никольский, В. Олонен, В. Захаров, В. Крючков, Я. Раннамаа, В. Сибрик, В. Соколов, В. Клименко, И. Кюрс, В. Грузинов, В. Шульга, В. Шаповал, В. Федорченко, А. Птюшкин, А. Орешко, Я. Кюннап, В. Фридман, И. Галковский, Б. Кирс, А. Гапуренко, В. Захаров.

РЕДАКЦИЯ ПОЗДРАВЛЯЕТ ВАС, ДРУЗЬЯ, С ДНЕМ СОВЕТСКОЙ ПЕЧАТИ И ЖЕЛАЕТ НОВЫХ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ.
Люди, море и суда«ФРИДЕРИК ШОПЕН», РЕЙС 1|29 - 22 мая 1975 мая
В газете «Рыбак Эстонии» 23 января рассказывалось о 28-м рейсе ПБ «фридерик Шопен», как одном из лучших. Но раз на раз, как говорится, не приходятся, один лучше, другой хуже, но в каждом рейсе перед экипажем всегда стоят одна задача— как можно лучше и быстрее выполнить государственный план. Мне хочется продолжить разговор о делах производственных, о трудностях в работе, о творческой инициативе экипажа в 29-м рейсе, который проходил с 29 января по 18 мая.
ПБ «Фридерик Шопен» после окончания 28-го рейса была обработана в порту за рекордно короткий срок и подготовлена к очередному рейсу 27 января. Эти дни были тяжелыми как для отделов и служб ЭРПО «Океан», так и для членов экипажа. Всё понимали поставленные задачи по обработке судна в очередной рейс и поэтому самоотверженно трудились.
А впереди было еще 110 суток работы. Работы трудной, так как рейсовый план был нелегкий. Для выполнения этих задач надо было правильно и четко организовать работу произведет венных бригад, своевременно подготовить технологическое оборудование к бесперебойной работе на промысле, суметь обеспечить плановую приемку рыбы от промыслового флота.
Как же сложилась наша работа в этом рейсе и как нам удалось добиться выполнения производственного задания? С приходом на промысел в ЦВА нам немного повезло, т. е. сразу же наши промысловые суда начали сдавать рыбу: скумбрию, ставриду, сардинеллу. Но мы немного опоздали, уловы стали значительно меньше. Все были настроены на работу и с большим желанием включились в дело. Рыба в основном шла на заморозку и изготовление пресервов. Организация работы была поставлена так, чтобы как можно больше и быстрее обработать свежья. Были созданы две бригады по изготовлению пресервов с привлечением подвахты из общесудовой команды. Это помогло за короткий срок изготовить 170024 банки пресервов. Затем мы вынуждены были перейти в другой район, где ловилась в основном сардина. Это немного изменило стиль работы экипажа, так как эту рыбу можно было только морозить. Но несмотря на это, рейсовое задание было выполнено.
Показатели оказались за рейс неплохими. Они были достигнуты усилиями всей команды. Группа механиков-наладчиков под руководством старшего механика-наладчика П. А. Пао сразу после выхода судна в рейс начала заниматься подготовкой технологического оборудования, так как в период короткой стоянки в порту большая часть запланированных работ по ремонтным ведомостям была не выполнена. За 10 суток перехода группой специалистов технологического оборудования из 9 человек были выполнены работы в объеме 1000 нормочасов, произведены работы по переоборудованию пресервной линии, перестановке технологического оборудования с целью улучшения условий и повышения производительности труда.
Группой механиков-наладчиков за 48 суток работы оборудования было ликвидировано много аварийных поломок и повреждений. Поломки в основном происходили в головорубочных машинах ИРА-103 и из-за обрыва ленты операционного транспортера, пружин кассет, разъединения звеньев цепи, а также плохой работы форсунок. У транспортера пустых и полных противней — обрыв звеньев цепи на транспортерах, выкрашивание крепежа из-за некачественного материала. У элеваторов — из-за поломок люлек и отражателей. У морозильных камер — из-за поломок переводных стрелок, подвесок роликов, валов подпрессовки морозильных тележек, муфт вентиляторов.

Такое состояние дел заставило произвести проверку технического состояния технологического оборудования и правильности его эксплуатации в период рейса. Комиссия произвела проверку, в результате чего впервые на судне был составлен акт технического состояния, даны предложения и сделаны выводы. Так, например, морозильные камеры не обеспечивают требуемого качества выпускаемой продукции, оборудование рыбных цехов расположено неудобно для работы, поэтому с целью улучшения условий труда, повышения производительности труда необходимо ускорить переоборудование рыбных цехов, морозильных камер согласно утвержденному проекту для ПБ «Фридерик Шопен».
Все оборудование РМУ подлежит капитальному ремонту или частичной замене. Необходимо обязательное решение этого вопроса, иначе РМУ в любое время может выйти из строя. Имеющиеся на судне глазуровочные аппараты не обеспечивают выпуска готовой мороженой продукции согласно ГОСТу и ТУ, постоянно наблюдаются срывы кожи рыбы при движении брикетов по направляющим внутри глазуровочных аппаратов. Необходимо изменить конструкцию или заменить глазуровочные аппараты,
Вот в основном такие проблемы волнуют сейчас всех на судне, начиная от матроса и кончая капитаном-директором. Настало время этими вопросами заняться вплотную и серьезно. Пусть это займет время, пусть потребует больших затрат, но это скоро окупится и экипаж ПБ «Фридерик Шопен» без физического и морального напряжения сможет выполнять гораздо больший план, чем сейчас. А это выгодно будет для всех.
В рейсе был составлен план НОТ из 32-х мероприятий. В нем нашли отражение проблемы совершенствования и организации труда, как например, крупные породы рыб (зубан, каранкс, капитан) разделывать приходится вручную, так как нет никаких приспособлений, кроме ножей, а отдельные экземпляры рыбы достигают размеров 1200x330x180 мм. Творческой бригадой № 2 под руководством старшего механика-наладчика изготовлен станок с электродвигателем для разделки крупных пород рыб. Это даст возможность повысить производительность труда и высвободить б человек от ручной разделки. Раньше перегруз рыбопродукции с БМРТ производился в первый трюм через люк второго трюма с дальнейшим перегрузом по рольгангам в первый твиндек. Для выполнения такой работы требовалось дополнительно 6 рабочих. Сейчас перегруз осуществляется с БМРТ непосредственно в первый трюм, что позволило сократить стоянку БМРТ у борта плавбазы на 30% и высвободить дополнительно б человек. Была ликвидирована вибрация главного выхлопного тракта в машинном отделении, которая ранее доставляла всем много хлопот. Сейчас нашли очень простое и эффективное решение. В результате вибрация ликвидирована, и главный выхлопной тракт не подвергается разрушению.
Необходимо отметить, что в дальнейшем на судне согласно плану НОТ предстоит внедрить в 1975 году 22 мероприятия, направленных на улучшение условий труда, повышение качества продукции и производительности труда. Однако для выполнения этого плана в настоящее время имеются препятствия: ОМТС плохо обеспечивает необходимым оборудованием. Так, например, для улучшения очистки масла от воды, примесей в компрессорах необходимо обеспечить судно сепаратором и электродвигателем для насоса. Для ликвидации тяжелого и опасного физического труда и улучшения техники безопасности при швартовке промысловых судов необходимо установить шпиль, а его на судне нет.

Для выполнения других мероприятий надо обеспечить крупногабаритными плавучими кранцами, электромагнитами для изготовления 2-х дозаторов разлива тузлука в пресервы, вентилятором в токарную мастерскую, конденсаторами для повышения косинуса фа и судовой энергетической установки.
Подготовка к новому рейсу началась еще на промысле не только по ремонту, подготовке технологического оборудования и всего судна в целом, а также в том, как лучше, быстрее, дешевле выполнить рейсовое задание. Для этого необходимо в период стоянки судна в порту изготовить и установить два бункера емкостью по 30 тонн в районе третьего трюма по левому и правому борту, на люке третьего трюма установить приемный бункер. Для изготовления сельди «по-домашнему» в стеклянных банках неплохо бы иметь разделочный станок, как на ПБ «Рыбак Балтики», и машину для мойки стеклянных банок. Все это поможет увеличить выпуск продукции и высвободит моряков для выполнения других работ.
Подготовка судна к рейсу не должна акцентироваться только на технических проблемах. Вопросы отдыха тоже нельзя упускать, как это произошло в рейсе 1/29, когда даже библиотека не была обновлена, не было магнитофонов для выпуска радиогазеты, киноаппаратура находилась в плачевном состоянии, кинофильмы были все старые и неинтересные, а культурник не соответствовал занимаемой должности. Предстоящий рейс будет в этом плане также не из легких, если вопросы отдыха не будут решены положительно в период стоянки в порту.

Г. БАЕР-БАДЕР, инженер НОТ ПБ «Фридерик Шопен» в рейсе 1/20,
Люди, море и судаПИСЬМА С БМРТ-350 «ЭВАЛЬД ТАММЛААН» - 13 сентября 1975 года
1. ОКУПИТСЯ СТОРИЦЕЙ...

Итак, очередной рейс БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» (капитан-директор Валентин Александрович Елисеев) закончен. Передав в Дакаре судно ремонтно-подменной команде, экипаж возвратился в родной порт — Таллин.
Позади трудные промысловые дни, дни напряженной работы в океане. Рыбацкие будни известны: сегодня есть рыба, а завтра ее нужно искать. Поэтому, когда нам сопутствовала удача, каждый член экипажа работал не щадя сил, не думая об усталости. И самоотверженный труд коллектива окупился сторицей. Производственный план рейса и взятые социалистические обязательства успешно выполнены.
С самого начала рейса администрация и общественные организации судна сделали упор на социалистическое соревнование. Оно было организовано между комплексными бригадами, вахтами, а вскоре началось парное соревнование с экипажем БМРТ-229 «Ганс Леберехт».
В решении всех производственных задач значительную роль играли партийные и комсомольские группы бригад, которые оказывали большую помощь мастерам в мобилизации личного состава на выполнение суточных заданий, повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции. Высокая сознательность и активность членов экипажа помогли справиться с напряженным рейсовым заданием и успешно выполнить обязательства.
Основным костяком бригад стали опытные матросы, уже неоднократно бывавшие на промысле в океане. Закаленные в рыбацком труде, они показывали пример в работе, передавали свой опыт и рыбацкие традиции молодым морякам. Старший матрос Эйно Лийвасаар, Леонид Федорец, Григорий Выговский, Вахит Насретдинов — эти люди постоянно проявляли заботу о своих товарищах, настойчиво добивались, чтобы каждый член бригады овладел мастерством, был передовиком в социалистическом соревновании.
Немало трудовых побед и достижений на счету комплексной бригады мастера обработки Дмитрия Вовка и мастера добычи Владимира Ваца. И не удивительно, что эта бригада дважды за рейс награждалась переходящим вымпелом «Лучшая бригада». За время рейса коллектив бригады окреп, сплотился, работал четко и производительно, добиваясь выполнения принятых обязательств по увеличению выпуска мороженой рыбы, пищевой продукции и повышению ее качества.

— Ребята в бригаде подобрались крепкие, работящие, — говорит Дмитрий Вовк, — однако больше половины из них на промысловых судах не работали. Помощнику капитана по производству Евгению Рогову, опытным матросам Вахиту Насретдинову и Григорию Выговскому пришлось приложить немало усилий и энергии при обучении членов бригады передовым приемам обработки рыбы, для создания в бригаде здорового микроклимата...

Совместный труд, чувство высокой ответственности каждого члена бригады за результаты работы всего коллектива сплотили бригаду и вывели ее в передовые. Уроки рыбацкого мастерства, которые проходили на промысле, сослужили хорошую службу не только бригаде, но и всему экипажу.

Особенно хочется отметить хорошую работу и личную примерность в труде групкомсорга Николая Канарейкина, партгрупоргов Леонида Федорца и Виктора Зимовца (решением судкома Виктору было присвоено звание «Лучший матрос-обработчик»), старшего матроса Эйно Лийвасаара. Они показывали образцы коммунистического отношения к труду и принимали активное участие в общественной работе.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ, первый помощник капитана.
Люди, море и судаПИСЬМА С БМРТ-350 «ЭВАЛЬД ТАММЛААН» - 16 сентября 1975 года
2. БУДЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РЕЙС

ЗА ПЕРИОД рейса машинная команда БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан», руководимая старшим механиком Викентием Чугуновым, проделала большую работу по полному использованию технической части в выполнении рейсового задания в завершающем году девятой пятилетки. И надо сказать, что вахты второго механика Василия Турсукова, третьего механика Бориса Комар, четвертого механика Владислава Максименко и рефслужба под руководством рефмеханика Анатолия Чуйченко справились с поставленными задачами. В течение всего рейса по их вине не было простоев судна. В этом большая заслуга специалистов, которые грамотно обслуживали вверенные им механизмы и судовые устройства.
— Если личный состав машинной команды, — говорит старший механик Викентий Чугунов, — и впредь будет так безукоризненно относиться к своим обязанностям, к обслуживанию двигателей и механизмов, то срок эксплуатации судна до очередного заводского ремонта, пожалуй, можно продлить на полгода. Это значит, что судно сделает на один рейс больше и даст Родине в десятой пятилетке дополнительно тысячи тонн рыбопродукции.
В социалистическое соревнование за звание «Лучшая вахта» включилась вся машинная команда. При подведении итогов соревнования учитывались не только грамотная эксплуатации механизмов, трудовая дисциплина, но и экономия горюче-смазочных материалов. Постоянно вымпел «Лучшая вахта» присуждался вахте второго механика Василия Турсукова, ветерана ЭРПО «Океан», ударника коммунистического труда.
Василий Турсуков работает в «Океане» с 1958 года. Начав свою трудовую деятельность мотористом СРТ, он затем окончил мореходное училище. Василий Турсуков постоянно повышает свой технический уровень, повседневно проявляет заботу о всей машинной команде, о безукоризненной работе механизмов. Он передает свой большой опыт молодым специалистам, дополняя их теоретические знания практическими навыками. В. Турсуков умело сочетает производственную работу с общественной, избран секретарем партийной организации судна.
Хорошо трудился в рейсе и рефмоторист Александр Мацукевич. Его стаж в «Океане» тоже немалый — с 1966 года. Работал на «Альбатросе», «Буревестнике», «Саянах» матросом, а затем, после окончания в 1969 году Таллинского профтехучилища, продолжал работу в море уже по новой специальности. Он также постоянно совершенствует свои технические и политические знания, принимает активное участие в общественной жизни и в соцсоревновании. За хорошую работу и отличные трудовые показатели Александр награжден нагрудным знаком «Победитель соцсоревнования 1973 года».
— Вся машинная команда работала с полной отдачей сил, — говорит старший механик Викентий Чугунов. За достигнутые успехи портрет кочегара Юрия Ремаренко занесен на судовую Доску почета, а мотористу первого класса Владимиру Терпинскому судовым комитетом профсоюза присвоено звание «Лучший по профессии». Особенно хочется отметить работу практикантов Херсонского мореходного училища рыбной промышленности Ривката Ахатова и Павла Переверзева. Благодаря трудолюбию, любознательности и старательности они быстро освоили специальность моториста. Перенимая опыт старших товарищей, Ривкат и Павел закрепили свои теоретические знания на практике. Существенную помощь Ривкату и Павлу в освоении и изучении двигателей, механизмов и систем оказали третий механик Борис Комар, четвертый механик Владислав Максименко, а также мотористы первого класса Иван Борис и Владимир Терпинский, у которых за спиной многолетний опыт работы на судах типа БМРТ.
Возвращаясь в училище для продолжения учебы, Ривкат и Павел сказали, что они впервые знакомились с промысловым судном, довольны практикой и специальность механика избрали не напрасно. Они поблагодарили личный состав машинной команды за оказанную помощь, за ту заботу, которую им оказали в изучении судна и его технической части.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
первый помощник капитана.

""

На снимке — лидеры социалистического соревнования вахта второго механика Василия Турсукова. Слева направо: кочегар Владимир Саримахмудов, электрик Владимир Петренко, второй механик Василий Турсуков, рефмоторист Александр Мацукевич, моторист второго класса Валерий Петров и моторист первого класса Александр Мааритс.
""

На снимке — курсанты Павел Переверзев и Ривкат Ахатов.
Люди, море и судаС ОТЛИЧНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ - 11 ноября 1975 года
...Да, рейс выпал на долю экипажа СРТР-9045 «Панга» не только трудный, но и отличный по результатам. Погода стояла неблагоприятная, даже обычным тропическим зноем не баловала. Люди работали в трудных условиях и все же добивались замечательных уловов.
— Взяли почти «до оркестра», — пояснил капитан Лев Николаевич Куприков. — А по первым сортам задание перекрыли в два раза.
Брали ставриду, скумбрию, сардинеллу. Сто двенадцать заметов сделали за период промысла, некоторые из них запомнились экипажу. Так, в июле однажды закошельковали 79 тонн, вторично в том же месяце — 98 тонн. Рекорд поставили в августе: за один замет взяли сто три тонны. Обычно же уловы составляли от 30 до 60 тонн.
В сутки делали один-два, редко три замета.
— Частенько приходилось чинить невод, — говорит старший мастер добычи Иван Збукарь. На этом понаторели многие, поэтому «кошелек» всегда находился в готовности. Умело справлялись с починкой мастер добычи Игорь Никитин, матросы первого класса Александр Хмелевский, Петр Баглаенко, Василий Кобенко, Николай Спасюк, он же секретарь комсомольской организации и курсант мореходки Виктор Ященко.
Команда траулера выражает большую благодарность экипажам приемно-обрабатывающих судов Рижской базы рефрижераторного флота «Роберт Эйхе» и «Трудовая слава». Они принимали добытую рыбу в сжатые сроки, давали возможность траулеру увеличивать промысловые часы. Кроме того, они оказали 9045-му помощь в мелком ремонте, устранении дефектов, в снабжении.
Четко организовывал порядок и вел свое заведование «хозяин палубы» — боцман Виктор Иванович Пихла.
Как всегда, в одном ритме с добытчиками действовала машинная команда судна, руководимая старшим механиком Виталием Петровичем Зосиенко. Второй механик Вадим Игнатов, третий механик Константин Башков, моторист Владимир Чучман, электрик Валерий Нагибин обеспечили большой объем саморемонта.
Приведены в порядок вспомогательный двигатель, резервный масляный насос, гидрофоры забортной и пресной воды, блоки для выборки кошелькового невода, некоторые другие механизмы и приборы как в машинном отделении, так и на палубе. Таким образом, это позволит снизить количество нормативных часов заводского ремонта.
Радующую сердца радиограмму получил экипаж в канун традиционного рыбацкого праздника. Ее принял начальник радиостанции Пеэтер Лиллеманн. Приводим ее текст:
«Дорогие товарищи!
Центральный Комитет Компартии Эстонии горячо поздравляет экипаж вашего судна с праздником Дня рыбака и досрочным выполнением пятилетнего задания по добыче рыбы. Компартия Эстонии выражает уверенность, что вы добьетесь новых успехов в увеличении добычи рыбы в честь XXV съезда КПСС».
Надо сказать, что в эту победу вложен труд предыдущих экипажей, ходивших на промысел на СРТР-9045. Например, команды выходившие в рейс с капитаном Александром Ивановичем Рысаковым, дважды приходили в Таллинский морской рыбный порт под ликующие звуки духового оркестра. Они удостаивались почетных, торжественных встреч за рекордные показатели на промысле.
Можно утверждать, что каждый год девятой пятилетки отмечен на судне или рекордом, или достижением — приметные годы!
Среди экипажа, только что закончившего рейс, находились ветераны «Океана» В. П. Зосиенко, И. Д. Збукарь, В. И. Пихла, старпом Н. В. Рожков.
— Несмотря на трудности и большую занятость людей, удавалось регулярно вести политучебу, нести общественные нагрузки, выпускать стенгазету, — рассказывает секретарь парторганизации гидроакустик Николай Яковлевич Фефелов. — Коммунисты Куприков, Зосиенко, Збукарь, Пихла проводили беседы о совещании в Хельсинки, о международных событиях, о ходе социалистического соревнования и т. д. Выпускалась стенгазета «Маяк» и фотогазета, отражающие жизнь, труд, учебу экипажа. Проверялось выполнение соцобязательств в честь XXV съезда КПСС.
В августе команда траулера получила еще одну радостную радиограмму. Администрация ЭРПО «Океан», партком и базком поздравили рыбаков судна с досрочным выполнением задания завершающего года девятой пятилетки.
Желаем славному экипажу новых побед в социалистическом соревновании!

А. НЕСТЕРОВ.
Люди, море и судаПЕРВЫЙ РЕЙС РТМС «Тамула» - 18 сентября 1975 года
Первый рейс РТМС «Тамула» — в Северо-Западную Атлантику — продолжался 165 суток. Это если считать с позиции родственников рыбаков. У промысловиков же счет особый...
— Минус полмесяца, которые ушли на ремонт лебедки, из-за чего судно вынуждено было отстаиваться в ГДР, — подсчитывает «пассив» помощник капитана по производству Павел Иванович Рощин. — Минус семь суток на передачу груза на «Ботнический залив», когда нам пришлось переходить в Северное море, а потом возвращаться в район промысла. Вот вам и результаты выполнения рейсового задания: конечно же, они могли быть выше!
С такой же — критической — точки зрения прокомментировал итоги рейса и капитан-директор РТМС «Тамула» Игорь Борисович Котляр. «Когда, наконец, удастся решить проблему комплексной обработки судов на промысле? — едва ли не с возмущением припомнил он случаи неорганизованности и неразберихи при сдаче рыбопродукции на транспортные суда и при приеме топлива, воды, разного имущества. — Есть же строжайшие указания, распоряжения, приказ министра, наконец, а мы по-прежнему бездарно теряем промысловое время, когда дорог не то что каждый день, — а час... Или вот: имей мы на борту канатные тралы в нюне — знаете, сколько бы рыбопродукции дополнительно к рейсовому заданию выдали? Впрочем, мы и сами не знаем... Чего гадать на кофейной гуще? Вот если бы канатная фабрика делала свое дело, как полагается, а не ссылалась на отсутствие материалов, тогда бы знали...»
А «так» — рейсовое задание экипажем РТМС «Тамула» выполнено по всем показателям. Вроде бы расстраиваться оснований нет. Впору бы, пожалуй, и радоваться?
Почитайте, однако, сводки с промысловых судов за август, и от всякого радужного настроения не останется и следа. Вот почему на «Тамула» с сожалением прикидывают, сколько тонн дополнительной рыбопродукции могли бы произвести, но не произвели. Не выловили. И за себя, понятно, обидно, и за объединение в целом.
...«Первый рейс—что первый блин, который того и гляди — комом выйдет», — нет-нет да и приходила такая мысль Павлу Ивановичу Рощину, когда РТМС «Тамула» готовился выйти в свой первый рейс. Судно, конечно, из класса «суперов», и капитан человек удачливый, как говорится, — считай, чуть ли не добрый десяток лет плавает с ним П. И. Рощин и давно уже понял природу удачливости этого человека. Инженер по образованию, моряк по призванию, рыбак по профессии — вот кто такой капитан Котляр. Но стоп, стоп — ишь, сколь красиво звучит. Романтика!.. Не пристало ему, Павлу Ивановичу, говорить так по-книжному. Лет сорок назад — куда бы еще ни шло...
А 40 лет назад матрос Павел Рощин ходил в Баренцево море за селедкой. Лишь тридцать с лишним лет спустя свела их вместе рыбацкая судьба— майора запаса П. И. Рощина, решившего тряхнуть стариной, то бишь юностью, и капитана БМРТ Игоря Котляра. И вот уже восемь лет, как плавают они вместе, промышляют рыбу в океане.
Вот и в этот, первый для «Тамула» рейс, выходили они вместе. Не случайно, понятно: новейший «суператлантик» был доверен И. Котляру как одному из опытнейших в объединении капитанов, помощником по производству был назначен П. И. Рощин как один из лучших технологов ЭРПО. Но экипаж собирали со всех судов, и это-то беспокоило П. И. Рощина — и как помощника по производству и как парторга (ничего удивительного, конечно, в том нет, что из рейса в рейс коммунисты избирают Павла Ивановича своим руководителем). Ибо достаточно сказать, что только три человека из состава нового экипажа были знакомы с устройством рыбцеха «супера», где, в отличие от БMPТ, полно автоматики, имеется собственный пост управления. «Давай, комсомол, браться за наставничество», заметил по этому поводу Владимиру Резникову, ставшему комсоргом экипажа, Павел Иванович. Так возникла «владимирская Дружина» в составе Владимира Резникова, старшего матроса Владимира Тонилина и матроса Владимира Зуева. Или если хотите, «дружина наставников», благодаря которым все рыбообработчики весьма быстро стали хозяевами и повелителями разнообразной техники, которой начинен рыбцех «суператлан-тика».
Она же, «владимирская дружина», сыграла весьма заметную роль и в социалистическом соревновании, впоследствии развернувшемся на промысле между комплексными бригадами. Соперники оказались достойными друг друга, и соревнование между ними носило сколь напряженный, столь и ревностный в психологическом плане характер. Сказались «почерк», опыт и мастерство организаторов соревнования, которые искусно руководили трудовым соперничеством: мастера второй комплексной бригады коммуниста Анатолия Прокофьева, партгрупорга этой же бригады Владимира Мамая (оба они не первый рейс уже ходят в океан с капитаном-директором И. Котляром и П. И. Рощиным), коммуниста Валерия Конюкова, комсомольского активиста Владимира Пяткова и передовиков первой комплексной бригады коммунистов Анатолия Гончара и Василия Стратиенко, групкомсорга Федора Пещерского.
Актив, словом, оказался на высоте, личная примерность коммунистов и комсомольских активистов была - обеспечена каждодневным ударным трудом людей, сплотивших вокруг себя столь разнородный в начале рейса экипаж. Хочется подчеркнуть, усилить именно этот момент — воспитание, сплачивание в единое целое большого коллектива проходило через труд, в процессе труда, настоящими ударниками которого были активисты из числа коммунистов и комсомольцев. Ядром этого актива, как мы видели, были те, кто уже не одни рейс и даже не один год работали с капитаном и его помощником по производству. Если учесть, что И. Котляр командовал в свое время БМРТ-555 и БМРТ-564, экипажи которых тогда завоевали почетное звание коллективов коммунистического труда, то станет особенно ясной репутация и деловые качества людей, составивших это самое ядро на РТМС «Тамула».
Одним из этих «старых знакомых» капитана-директора и его помощника по производству является механик-наладчик Рейн Аавик, заместитель секретаря партбюро и руководитель группы народных контролеров. Как говорят в подобных случаях: един в трех лицах... Что ж, энергии, инициативы и настойчивости в достижении целей Рейну Аавику не занимать. Скажем, его работа в качестве председателя группы народного контроля. Разве секрет, что сплошь и рядом деятельность контролеров, направленная на повышение качества изготавливаемой рыбопродукции, носит характер и форму проверок? Конечно же, возражать против этого не приходится. Но вот как организована деятельность народных контролеров на РТМС «Тамула»: активисты — своего рода функционеры группы НК имеются в каждой бригаде, на каждом участке производства, связанного с добычей, обработкой и хранением рыбопродукции. Особый контроль при этом осуществляется с их стороны за качеством сырца, сортировкой. Результаты каждого траления и последующей обработки добытого свежья тщательно анализируются народными контролерами — как с точки зрения работы добытчиков, так и деятельности активистов группы НК.

И естественно, что никаких нареканий, рекламаций на качество рыбопродукции — как пищевой, так и товарной — на РТМС «Тамула» не поступило...
В связи с этим необходимо сказать пару добрых слов о мукомолах судна — коммунисте Сабире Шакирове и комсомольце Мидхате Давлетшине. Так вот, С. Шакиров и М. Давлетшин, ранее не имевшие понятия о РМУ на судах типа РТМС, в кратчайшие сроки освоили новую для них технику, и во время промысла их установки непрерывного действия работали и впрямь непрерывно. Качество рыбной муки — только отличное. Количество — 108 процентов к рейсовому заданию...
Итак, первый рейс РТМС «Тамула» завершен. В целом, как видим, он прошел успешно. Но, будем надеяться, очередные окажутся более удачными, ибо возможности экипажа и судна позволяют возвращаться с промысла с гораздо большим уловом.

Л. ФИРСОВ.