Лента блогов
Люди, море и судаПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ - 7 мая 1974 года
СЕГОДНЯ — ДЕНЬ РАДИО
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КАК-ТО НЕЗАМЕТНО для постороннего на южной стороне рыбного порта выросло это четырехэтажное здание с лесом антенн на крыше. Его хозяева — члены небольшого коллектива электрорадионавигационной камеры — завершения строительства корпуса ждали с нетерпением, а поэтому считали каждый отдельно возведенный этаж и радовались этому.
От предыстории здесь не уйти. До организации объединения «Океан», а значит и до того, как электрорадионавигационная камера стала существовать как самостоятельное подразделение, сотрудники мирились с массой неудобств, коллектив в 70 человек был раздроблен на группы — и все в разных частях города: на улице Петролеумы, что в Кадриорге, на южной и северной сторонах порта. А о бытовых условиях и говорить не приходится — тесно было, неприспособленные производственные помещения оставляли желать много лучшего.
Необходимо объединить всех под одной крышей, — считал так и настаивал на своем начальник ЭРНК Михаил Антонович Синицкий. — Работу ведь выполняем одну и большую, разрозненным коллективом руководить трудно.
И вот желаемое стало явью. Сегодня хлопоты, связанные с новосельем, позади. Почти закончен трехмесячный переезд. Такой продолжительный неспроста. Много времени заняли перевозка и установка аппаратуры, монтаж технологического оборудования, а также, к сожалению, переделка того нестандартного оборудования, которое изготовил судоремонтный завод.
Сотрудники привыкают трудиться на новом месте, постепенно обживаются. О недавнем переселении напоминает кажущийся непривычным после тесных помещений простор и сохранившийся запах краски.
Кабинет начальника электрорадионавигационной камеры Михаила Антоновича Синицкого — на четвертом этаже.
— Сверху виднее, — пошутил он.
И действительно, отсюда открывается прекрасный вид на море и суда, стоящие в порту. Здесь же разместились помещения, где ремонтируются навигационно-штурманские приборы, учебный класс и зал, которых раньше не было. О классе разговор особый. Это, так сказать, учебная база, которой теперь располагает камера. На действующей аппаратуре — поисковой, радиосвязи, навигационно-штурманской, — учатся судоводители, штурманы, радиоспециалисты. Элементарные навыки обращения с техникой получают даже судовые врачи и помполиты — все, сдающие техминимум.
В какое помещение бы мы ни заходили — всюду много света, просторно. Во всех цехах работает вытяжная и проточная вентиляция, строго соблюдены нормы по технике безопасности.
Когда мы подходили к корректорской, М. А. Синицкий, охотно дающий пояснения, между прочим заметил:
— Все суда Минрыбхоза сдают нам для корректуры свои карты, пособия, и вот сколько бы работы ни выполняли — все без единой претензии.
Бригадой корректоров из 16 человек руководит инженер-картограф Евгения Николаевна Рястас. Опытный специалист, хорошо знающий свое дело, она требует этого и от подчиненных. По итогам социалистического соревнования за первый квартал ее бригада из десяти соревнующихся добилась отличных результатов н вышла на первое место.
Такие, как Е. Рястас, старший мастер по ремонту приборов судовых трансляционных приемников В. Ланский, корректор А. Кондакова, старший мастер по ремонту аппаратуры радиосвязи Т. Аликсаар, награжденный значком «Победитель социалистического соревнования 1973 года», и некоторые другие, отработавшие в камере по десять и более лет, составляют ее золотой фонд.
Молодежи, которая приходит в коллектив, есть с кого брать пример. Партийная организация во главе с секретарем В. Кравченко учит и воспитывает молодых. Казалось, совсем неопытным после армии пришел в камеру Олег Пирожков. Сейчас он — квалифицированный специалист 5 разряда. Занимается ремонтом приемной аппаратуры. Комсомольцы избрали его своим вожаком.
Быстро прижился в коллективе и Александр Капинос. Несколько лет он плавал судоводителем. Потянуло на берег — пришел работать в ЭРНК слесарем по ремонту радиолокационной и радиоаппаратуры дальней навигации. Дело знает и любит. Ударник коммунистического труда, он в числе немногих был награжден значком «Победитель социалистического соревнования 1973 года».
Коллектив ЭРНК небольшой, но очень дружный. В трудный период он проявил спаянность, инициативу, умение работать. Наряду с большим объемом работ, связанных с переездом, был успешно — на 101,4 процента — выполнен производственный план первого квартала. Отремонтировано оборудований на сумму 58,8 тысячи рублей. Что ж, начало хорошее! Пусть же так будет и впредь.

Г. МЕЛИКОВА.

НА СНИМКАХ:

Вверху- Новое здание электрорадионавигационной камеры.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Корректор ЭРНК Алла Кондакова.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Секретарь партийной организации заведующий учебным классом В. Кравченко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Слесари по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики (слева направо) В. Силаев, О. Пирожков и Н. Артемьев за работой.
Люди, море и судаСЧЕТ РЕЙСАМ ОТКРЫТ - 14 мая 1974 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Закончил свой первый трудовой рейс БМРТ-604 «Рудольф Сирге» и его славный, дружный и трудолюбивый экипаж. Итоги работы в рейсе были подведены на общесудовом собрании. Выступивший капитан-директор В. Казанцев об этом сказал так:
— По примеру передовых коллективов нашего флота мы взяли в этом рейсе повышенные соцобязательства и успешно их выполнили — рейсовое задание составило 134,8 процента.
Неплохо подготовились к рейсу и поработали добытчики, возглавляемые старшим тралмастером Л. Зуевым. Особенно спорилась настройка, ремонт и ввод в действие пелагических тралов. А сколько ими сделано и в рыбцехе по выпуску рыбопродукции. Среди добытчиков следует отметить мастера добычи И. Люсого и лебедчика старшего матроса Э. Гурецкаса.
Отлично справилось с поставленной задачей и рефотделение. Грамотно поработали наши электрики. Машинная команда обеспечила бесперебойную и безаварийную работу механизмов. Кроме того, членами машинной команды было затрачено много часов на дополнительную обработку рыбы, а также на выгрузку рыбопродукции на транспорты. Возьмем работу мукомольного агрегата. Сколько сил, энергии и труда вложили члены мехгруппы, чтобы довести до хороших результатов выпуск рыбной муки. В этом заслуга коммуниста Ю. Суворова, который своим добросовестным трудом добивался выпуска рыбной муки до 4,3 тонны в смену.
Хорошо шли дела и у рыбообработчиков. Навык и сноровку показали матросы Ю. Сеппиус, А. Тихонов, В. Миронов, А. Федорцов.
На собрании говорилось не только о достижениях экипажа, но и об упущениях в работе. Не совсем четко в рейсе был налажен выпуск филе. Допущенные ошибки были проанализированы и учтены на будущее.
В конце рейса членов экипажа ожидал трехдневный отдых в Лас-Пальмасе. Наши ребята не посрамили честь советского моряка и с достоинством провели время в инпорту.
После четкой и слаженной передачи судна ремонтной команде экипаж на воздушном лайнере испанской авиакомпании «Каравелла» возвратился на родину.
Меньше месяца продлится ремонт, и снова команда отправится теперь уже во второй в истории судна рейс.

Н. ПИГОЛЬ,
моторист.

БМРТ-604 «РУДОЛЬФ СИРГЕ». - 14 мая 1974 года
Вверху — матрос-рулевой Н. Мальцон изготовляет сигнальный корпус.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— мастер добычи И. Люсый и матрос М. Федоров обрабатывают улов скумбрии.

Фото М. Никольского.
Люди, море и суда«ПЕЙПСИ, РЕЙС ПЕРВЫЙ» - 14 мая 1974 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМ-7504 «Пейпси»— одно из первых судов новой серии добывающего флота рыбной промышленности нашей страны, первое судно данной серии в нашем объединении. Добывающее судно такого класса, по сути дела, впервые построено промышленностью. И особенности его не только в размерах, мощности и количестве техники, но, главным образом, в том, что почти вся эта техника новая. Поэтому конструкторы были вынуждены установить много средств автоматического контроля и управления. Но так как эти средства еще недостаточно проверены в работе, очень большая ответственность ложится на всех, кто связан с эксплуатацией техники.
На судне подобрался хороший коллектив состоящий из лучших специалистов объединения. Однако отсутствие опыта эксплуатации таких судов значительно усложнило нашу работу.
Выходя на промысел, администрация, партийная организация поняли, какая большая ответственность ложится на наш коллектив, которому не только предстоит выполнять рейсовый план, но необходимо накопить опыт, чтобы передать его на другие суда подобного типа.
В основу работы коллектива легли важнейшие документы нашей партии и правительства о Всесоюзном социалистическом соревновании работников промышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение народнохозяйственного плана 1974 года, а также обращение Центрального Комитета КПСС к советскому народу. Администрация, партийная и профсоюзная организации внимательно подошли к разработке социалистических обязательств на этот год. Мы строим свою общественно-политическую работу так, чтобы она помогала морякам отчетливее осознать степень личного участия в борьбе за выполнение годового плана и принятых социалистических обязательств. Задача состояла в том, чтобы довести до каждого моряка все требования социалистических обязательств, принятых коллективом, поднять ответственность за грамотную эксплуатацию судна.
В докладе о развертывании социалистического соревнования на судне капитан-директор Владимир Николаевич Сусский подчеркнул, что выполнение годового плана зависит от высокой сознательности, организованности и деловитости каждого члена экипажа.
На открытом партийном собрании мы обсудили задачи коммунистов по воспитанию личного состава, по грамотной технической эксплуатации механизмов и оборудования судна. С докладом по этому вопросу выступил старший механик Виктор Воронов. В своих выступлениях коммунисты и беспартийные ставили задачи по быстрейшей разработке и передаче на другие суда данной серии инструкции по эксплуатации всех механизмов. Важную задачу взял экипаж «Пейпси» — работать 4 года без планового заводского ремонта.
С первых дней выхода на промысел на судне шла ежедневная техническая и экономическая учеба. Темы занятий были распределены между специалистами. Занятия проходили комплексно. Одновременно занимались правилами эксплуатации оборудования, технологией обработки рыбы, техникой безопасности.
По правилам и особенностям эксплуатации электрооборудования выступил старший электромеханик Аркадий Эллер. По особенностям эксплуатации отдельных механизмов в рыбцехе занятия проводил механик-наладчик Куно Пийп. По морозильным установкам и требованиям, предъявляемым к камерам во время работы, выступил рефмеханик Аренид Казаков. Учеба строилась по двум направлениям: теории и практике.
«Все резервы — в действие!» — таков девиз социалистического соревнования нашего экипажа. Чтобы проверить готовность экипажа к промыслу, было намечено сделать пробное траление и проверить, как тот или иной моряк усвоил на рабочем месте теоретические знания. Это позволило одновременно выявить ряд недостатков в работе механизмов и до подхода на промысел их устранить. С большим напряжением трудился экипаж. Многое в начале не получалось, но постепенно, устранялись недостатки в работе.
На судне появились свои новаторы, умело использующие технику. К ним можно отнести матроса-упаковщика Василия Мариновского, глазировщика матроса Виктора Журавлева, трюмного Дмитрия Рацина, старшего моториста Анатолия Жиркова, старшего электрика Алексея Гордейко, рефмоториста Николая Лукьянова, лебедчика матроса Ивана Савчука, второго механика Евгения Шараева, второго электромеханика Николая Хочунского и других.
За двадцать дней работы на промысле экипаж заморозил на 333 тонны больше, чем планировалось в рейсовом задании, выпущено на 260 тысяч рублей сверх плана пищевой рыбопродукции, на 80 процентов выполнен план по филе и на 40 процентов — по консервам.
Комсомольская организация «Пейпси» многочисленна, а бригада рыбмастера Геннадия Фомина целиком состоит из комсомольцев. Комсомольский актив часто собирается вместе и обсуждает свои задачи по организации социалистического соревнования. И вот когда было все продумано, комсомольцы пошли на установление рекорда и за смену заморозили 25 тонн. Их примеру последовала и другая смена, которая перекрыла установленный рекорд бригады Геннадия Фомина на одну тонну.
Достигнутые успехи свидетельствуют о том, что коллектив «Пейпси» взял хороший старт и рейсовое задание сможет не только выполнить, но и перевыполнить.

Н. ЕРМОЛАЕВ, первый помощник капитана.

На снимках наших нештатных корреспондентов Н. Пиголя и М. Никольского: вверху — РТМ-7504 «Пейпси» на промысле.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— старший механик судна Виктор Павлович Воронов, человек неутомимой энергии, закаленный штормами моряк (снимок сделан на борту БМРТ-555 «Феодор Окк» в бытность его флагманским механиком).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— труженики камбуза, которым с любовью кто-то из судовых поэтов-анонимов посвятил следующую эпиграмму:

Ну, товарищи, и сильный
Получился ваш обед.
От того, что вы сварили,—
Никаких остатков нет!..
Люди, море и суда«ЗА ОДИН РЕЙС — ПОЛУГОДОВОЙ!» - 18 мая 1974 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В конце апреля, когда рыбаки среднего рыболовного траулера 4479 делали последние заметы, радист принял волнующее сообщение:
«Дорогие товарищи!
С радостью сообщаем вам, что в канун 1 Мая — Дня Международной солидарности трудящихся по итогам Всесоюзного социалистического соревнования экипажу СРТ-4479 за работу в первом квартале 1974 года присужден переходящий вымпел Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности и первая денежная премия в размере 1056 рублей.
Горячо поздравляем экипаж с большой трудовой победой. Выражаем уверенность в том, что экипаж и впредь будет идти в авангарде передовиков социалистического соревнования и обеспечит досрочное выполнение встречного плана - социалистических обязательств четвертого, определяющего года девятой пятилетки.
Сердечно поздравляем экипаж с праздником 1 Мая, желаем успехов в труде, доброго здоровья, счастья в личной жизни».
Радиограмма пришла за подписью начальника Главного управления рыбной промышленности Западного бассейна И. Шинкарева.
Прежде, чем сказать о достижениях коллектива, следует познакомиться с его людьми, которые вышли в этот знаменательный рейс.
Почти девятнадцать лёт отдал рыболовецкому флоту капитан Борис Константинович Коноплев. Он ветеран ЭРПО «Океан». Много лет трудятся в объединении старший механик Григорий Балацкий, штурман Алексей Разуваев, старший мастер добычи Анатолий Козлов, который в рейсе являлся секретарём парторганизации судна.
На промысле отличились матросы первого класса Эдуард Быков, Олев Кийза, Валерий Кожевников и другие. С честью выполняла свои обязанности машинная команда.
— В море наш коллектив, — говорит стармех Г. К. Балацкий, — обеспечивал безотказную работу всех механизмов путем тщательного ухода за ними. Кроме того, проведен ремонт вспомогательных двигателей, отлажены рулевое управление и шпиль, имевшие дефекты. За рейс сэкономлено более шести тонн дизельного топлива.
Проводились регулярно занятия по углублению деловой квалификации людей.
Авторитетом в экипаже судна пользовались моторист секретарь комсомольской организации Евгений Питерский, третий механик Николай Рычков.
В целом весь экипаж траулера состоял из опытных промысловиков. Он был настойчив в борьбе за выполнение социалистических обязательств четвертого, определяющего года пятилетки. И поставленной цели достиг.
Траулер вышел на промысел 22 января и вернулся в Таллин 8 мая. Сделано 398 тралений. Удачным оказался февраль, когда было выполнено почти три месячных плана вылова. Иногда за сутки брали по двадцать — двадцать пять тонн сайды. Вся рыба разделывалась и сдавалась на приемные суда первым сортом.
Хорошо принимал рыбу производственный рефрижератор «Аугуст Корк». Рыбаки траулера очень благодарны экипажу ПР «Аугуст Корк» за то, что он вел приемку на ходу, давая возможность вести траление без перерыва для сдачи рыбы.
По ориентировочным данным, добыто за рейс 5920 центнеров при плате 2985 центнеров. Таким образом, выполнено более двух рейсовых заданий. Вдвое перекрыто задание по первым сортам.
Годовой план экипажу СРТ-4479 установлен в 10400 центнеров. Следовательно, в первом квартале завершено полугодовое задание.
Сейчас после короткого ремонта судно вновь готовится выйти на промысел.

А. НЕСТЕРОВ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Группа членов экипажа СРТ-4479. В центре — капитан траулера Борис Коноплев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На нижнем снимке (слева направо): помощник мастера обработки коммунист Игорь Назаров, старший мастер добычи секретарь парторганизации Анатолий Козлов и матрос первого класса Валерий Кожевников.

Фото А. Дудченко.
Люди, море и судаВ ПЕРСПЕКТИВНОЙ РАЗВЕДКЕ – 21 мая 1974 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Работа экипажа среднего рыболовного траулера в поисковом режиме отличается особой сложностью. Прежде всего, это большая ответственность перед рыбаками десятков промышляющих судов. От умения поисковиков обнаружить косяки или скопления рыбы зависит успех добычи целой флотилии.
Команде СРТ-4424 (капитан Виктор Федорович Решетников) в рейсе с 27 января по 12 мая в Северо-Восточной Атлантике пришлось заниматься и оперативной, и перспективной разведкой районов, которые могли представлять интерес для добывающих судов. Все задания выполнялись добросовестно. Информация была достоверной, помогала правильной ориентации добывающего флота, способствовала увеличению добычи сайды.
Свои социалистические обязательства в соревновании за досрочное выполнение плана четвертого, определяющего года пятилетки экипаж судна с честью претворял в жизнь. В соревновании с другим поисковым судном СРТ-4515 впереди шел СРТ-4424. Начальник промразведки и начальник промысла подтвердили хорошую оценку труда поисковиков СРТ-4424.
Судно имело собственное задание по вылову — 1465 центнеров. Подсчет квитанций, по которым сдавалась рыба на обрабатывающие суда, показал общую сумму 1880 центнеров сайды. План перекрыт на 415 центнеров.
— В коллективе подобрались опытные люди, — говорит капитан, — глубоко знающие условия промысла в Северо-Восточной Атлантике и специфику поиска рыбных косяков. Это старпом секретарь парторганизации судна Валерий Ерофеев, боцман Виктор Михайлюков, матрос первого класса Борис Бойцов. В машинной команде (стармех Василий Петрович Демешкевич) четкий уход за агрегатами обеспечивали такие знатоки дела, как третий механик Валерий Уланов. Являясь секретарем комсомольской организации, он показывал образцы выполнения служебного долга своим молодым товарищам. На его счету немало благодарностей.
Для разведчика главное быстрее передать собранные сведения. Бесперебойную связь обеспечивал начальник радиостанции Борис Васильевич Сорокинский. На каком бы далеком расстоянии от своей флотилии ни находилось судно, прием и передача сводок, информации, документации велись регулярно.
Экипаж траулера полон желания приложить все усилия к тому, чтобы в четвертом, определяющем году пятилетки как можно лучше вести разведку, дать возможность добывающим судам увеличить вылов рыбы.

М. СИЛЬД.

На снимке (слева направо): старший механик В. Демешкевич, матрос первого класса Б. Бойцов, третий механик В. Уланов, капитан траулера В. Решетников и старший помощник капитана В. Ерофеев.
Люди, море и судаБУДНИ «РУДОЛЬФА ВАКМАНА» - 21 мая 1974 года

...Совсем на короткий срок «Рудольф Вакман» появился в январе нынешнего года в Таллинском морском рыбном порту. Снабдившись всем необходимым, без чего невозможна длительная работа вдали от родных берегов — гофротарой для рыбной продукции, мешками для рыбной муки, аммиаком для питания рефрижераторной установки и многим другим, — он отправился в свой первый рейс.
Атлантика встретила нас не очень приветливо. Океан будто испытывал, на что способен его новый труженик. Встречный 7—10-балльный ветер и большие волны тормозили продвижение судна. Благодаря бесперебойной работе машин и всех судовых систем траулер настойчиво следовал вперед, а экипаж усиленно готовился к началу промысла. На палубе добытчики шили тралы, несмотря ни на какую погоду,
Жизнь моряков со временем приняла размеренный ритм. В один из нелучших по погодным условиям дней моряки решили провести кинофестиваль. Из имеющихся кинофильмов выбрали наиболее полюбившиеся. Во время сеансов трудно было найти свободное место в салоне.
Приступили к работе все судовые общественные организации, стали выпускать радио и стенгазету, а умельцы использовали свободное время для изготовления различных поделок. Старший мастер добычи Марди давно плавает и за эти годы смастерил немало интересных и оригинальных вещиц.
В комнате отдыха нет недостатка в посетителях. За игрой сидят шахматисты, любители посидеть у приемника слушают приятные мелодии, которые навевают воспоминания о тех, кто остался на берегу.
Вот и пришли в группу судов. Погода не балует. Из-за штормов времени на постановку трала потребовалось больше чем положено. И хотя ветер в пределах норм, постановка первого трала оказывается для бригады тралмастера Баранова тяжелым испытанием. После соблюдения особого рыбацкого обряда трал медленно пошел в воду. Старший мастер добычи последний раз просит у Нептуна даров побольше и с волнением закуривает. А волнение прибавляется еще и от того, что трал экспериментальный, единственный по всей флотилии. Будет ли он работать и оправдает ли труд и надежды многих?
В рулевой рубке взгляды устремлены на самописец эхолота. Существует у рыбаков такое поверье: каким будет первый трал, таким будет и рейс. Конечно, это может и не сбыться, но доля правды в том есть.
Стремительно бегут минуты, проходит целая вечность, пока с мостика подается команда: «Вира, трал!» Выборка проходит не совсем удачно, мешает волна, отсутствуют пока сноровка и слаженность в работе, которые появляются в коллективе не сразу. И вот, под возгласы одобрения и крики «ура!» куток с пятнадцатитонным уловом скумбрии вползает на палубу.
...Прошла одна треть рейса. За 40 дней промысла выловлено свыше 1500 тонн рыбы. Выполнен план по производству пищевой продукции, на полную мощность заработали мучные установки. Изготовлено товарной продукции на 582 тысячи рублей, что составляет около 70 процентов рейсового задания.
Коммунисты и комсомольцы, составляющие половину экипажа, выступили инициаторами принятия повышенных социалистических обязательств на определяющий год пятилетки. На общесудовом собрании единогласно принято обязательство выловить в этом году 11 тысяч тонн рыбы, выполнить годовой план по выпуску пищевой продукции на 125 процентов.
Достичь высоких показателей можно только при условии сжатых сроков освоения судна, повышения производительности труда, хорошей эксплуатации автоматизированных систем, активной рационализаторской работы, выполнения основных объемов ремонтных работ экипажем в рейсе для сокращения стоянки в порту. Члены экипажа делом доказывают в каждодневном труде свою решимость выполнить обязательства. С хорошим настроением и чувством ответственности оказывается помощь рыбообработчикам в дни, когда на борту скапливается большое количество рыбы, которую необходимо обработать в кратчайшие сроки.
Рейс продолжается. Впереди много трудностей, но экипаж БМРТ-183 «Рудольф Вакман» приложит все силы для успешного его завершения.

В. СОКОЛОВ,
помощник капитана по производству
секретарь комсомольской организации.


НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

10 января на большом морозильном мукомольном рефрижераторном траулере «Рудольф Вакман» был торжественно поднят флаг нашей страны.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БМРТ-183 «Рудольф Вакман» в районе промысла.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Комсомольцы Юрий Зимин и Александр Шатковский хорошо трудятся в рыбцехе. На снимке - молодые моряки после вахты.

Фото А. ЛИТВИНОВА,
моториста I класса.
Люди, море и судаЗА УЧЕБУ, МОЛОДЕЖЬ! – 23 мая 1974 года
КАЖДОМУ МОЛОДОМУ ТРУЖЕНИКУ — СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ нашей партии и правительства о переходе ко всеобщему среднему образованию поставило перед нами огромную задачу. И одним из главных рубежей пятилетки в области просвещения является завершение этого перехода.
Объединение «Океан» активно включилось в эту работу. На всех плавбазах объединения действуют учебно-консультационные пункты заочной школы моряков, в которых работают преподаватели школ, систематически выходящие в море, и внештатные консультанты из числа комплавсостава, имеющие высшее образование.
Сейчас в объединении 32 активно работающих общественных консультанта. В 1973 году ими было принято в море 1673 зачета. Пока еще число преподавателей заочной школы моряков, выходящих в море, довольно ограничено, поэтому хотелось бы, чтобы первые помощники капитанов, старший комсостав, общественные организации активнее включались в эту работу: сами давали консультации заочникам и подключали к этой работе всех членов экипажа, имеющих высшее образование. Тем самым удалось бы создавать УКП школы и на БМРТ, что сейчас является основным проблемным вопросом. Ведь продолжительные сроки рейсов БМРТ дают возможность проделывать значительную работу в море. При увеличении числа педагогов, выходящих в море, появилась бы возможность перехода их с судна на судно в пределах одного промрайона, что резко увеличило бы успеваемости учащихся. И в этом наша просьба к администрации, партийной и профсоюзной организациям заочной Школы моряков.
Четко налаженная работа УКП на плавбазах дает ощутимые результаты. Так, за 3 месяца 1974 года окончили заочную среднюю школу моряков и получили аттестаты зрелости: с ПБ «Станислав Монюшко» — 6 человек; с ПБ «Фридерик Шопен» — 10 человек; с ПБ «Рыбак Балтики» — 12 человек. На этих судах созданы учебные советы, работа которых направлена на организацию помощи учащимся-заочникам: перевод их на работу в одну смену, размещение на жительство в каютах заочников вместе и отдельно от тех, кто не учится, обеспечение учебными пособиями, периодические отчеты заочников о состоянии своей учебы. На этих судах вопросы общеобразовательной учебы всегда находятся в поле зрения судовой комсомольской и профсоюзной организаций. Большую помощь в этой работе оказывают и первые помощники капитанов.
Не оставляем без внимания своих заочников и на берегу. В базе резерва плавсостава создан учебно-консультационный пункт заочной школы моряков, где каждый день по установленному расписанию находится преподаватель школы.
Школа идет навстречу своим учащимся, организуя в течете учебного года 11 учебных сессий, что практически дает возможность учащимся в любое время года получить нужную консультацию.
Сейчас в школе поставлен вопрос о создании спецклассов по химии и математике. Цель их создания — более глубокие, знания по этим ведущим предметам для последующего поступления в высшие технические учебные заведения.
В объединении пытаемся ставить в более тесную связь среднее образование и рабочую квалификацию. Человека без среднего образования не допускают к сдаче на более высокий рабочий квалификационный разряд. Такая практика себя оправдывает, она диктуется сегодняшними условиями народного хозяйства. Связь рабочей квалификации и образования — серьёзный стимул для учебы молодых рабочих.
Сейчас в объединении проводится месячник «Каждому молодому труженику — среднее образование», так как объединение участвует во Всесоюзном смотре-конкурсе. Разработан план мероприятий по проведению этого месячника, создана комиссия содействия общеобразовательной учебе, намечены конкретные мероприятия по вовлечению наибольшего числа молодежи в общеобразовательную учебу.
Для молодежи объединения с законченным средним образованием имеются большие возможности для получения специального образования.
В этом году Таллинское мореходное училище рыбной промышленности будет продолжать работу по вовлечению в курсанты, в том числе и по кооперированному набору работников ЭРПО «Океан» и их детей. Работники объединения, отлично характеризующиеся по работе, желающие получить специальное образование по специальностям «Судовождение на морских путях», «Промышленное рыболовство», «Технология рыбных продуктов», могут быть по ходатайству общих судовых собраний направлены, на учебу стипендиатами. Это даст им право пользоваться целым рядом льгот, а главное, вернуться на работу в объединение.
При мореходном училище работают вечерние подготовительные курсы для поступления на стационар. Прием на заочное отделение проводится круглогодично для удобства рыбаков, чтобы они могли любое время пребывания на берегу использовать для поступления в училище. Точно так же и с учебными сессиями. Их на заочном отделении проводится 5—6 в течение учебного года. К сожалению, заочники нашего училища очень слабо пользуются этими возможностями. Довольно часто судовая администрация не предоставляет возможности заочнику принять участие в учебной сессии во время межрейсовой стоянки судна.
В нашем объединении широко практикуется направление молодежи на дневное и заочное отделение Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства, а также в Калининградское высшее инженерно-морское училище. При этих учебных заведениях имеются 8-месячныё дневные подготовительные отделения для рабочей молодежи. Экзамены, сданные после обучения на этом отделении, являются вступительными в вуз. Начало занятий — 1 декабря каждого года. На сегодня на таких подготовительных отделениях в объединении учится 5 человек, а 2 уже закончили их и являются студентами КТИ и КВИМУ.
Одной из самых больших льгот, предоставляемых морякам рыбопромыслового флота, является дневное ускоренное отделение КВИМУ, куда принимаются лица, имеющие среднетехническое образование, стаж работы не менее 3-х лет и рабочий диплом (в возрасте до 40 лет). В течение трех с половиной лет здесь осваивается программа 5-летнего обучения. Направленцы объединения получают стипендию на 15% больше, чем полагается студентам соответствующего курса. В 1971 году такое отделение окончили 5 стипендиатов объединения, в 1972 — 8, в настоящее время учатся 4 и 2 сдали вступительные экзамены и приступят к учебе в сентябре 1974 г..

И. КРАСИЛЬНИКОВ
старший инженер отдела подготовки кадров ЭРПО «Океан».
Люди, море и судаТАК МЫ РАБОТАЕМ «ФОТОРЕПОРТАЖ» - БМРТ-250 «Яан Koopт». 25 мая 1974 года
ЗАКАТЧИК

Так называют матросов, которые загоняют и выгоняют тележки с рыбопродукцией в морозильную камеру и обратно. Работа требует не только сноровки, но знания и умения работать с пневматической турбиной.
""

Ловко справляется со сменными операциями, будь то расфасовка или разделка рыбопродукции, ударник коммунистического труда матрос первого класса Г. П. Харченко.

НАШ, СУДОВОЙ

Широкий круг обязанностей у судового врача. Это не только оказание медицинской помощи рыбакам, но и работа по поддержанию чистоты и порядка в жилых и служебных помещениях. Судовой врач Владимир Федотович Кузнецов для всего находит время, он редактирует газету «Горизонт», является членом судового комитета профсоюза и в любую минуту готов оказать медицинскую помощь.
""

НА СНИМКЕ: судовой врач В. Ф. Кузнецов готовится к приему пациента.

ЧТОБЫ БЫЛО ВКУСНО

Приготовление пищи на судне начинается с работы завпрода: как он завезет продукты, какого ассортимента и качества. Да что и говорить, хозяйство его большое, забот хоть отбавляй. Этот рейс для экипажа БМРТ-250 начался из Дакара. Широкого выбора продуктов не имели, но, несмотря на это, команда оставалась довольна работой своего завпрода Геннадия Дмитриевича Гаврютина. Трудится он в объединении девятый год, за это время прошел немалый путь по морям и океанам, шкерил рыбу, мыл и драил судно, прошел трудную школу рыбака, которая и сегодня помогает ему справляться с любыми трудностями.
""

НА СНИМКЕ — завпрод Г. Д. Гаврютин за выпиской продуктов на камбуз.

ДУША ЭКИПАЖА

Василий Петрович Чепурных работает в объединении «Океан» уже несколько лет. Партийно-политическая работа с людьми — дело для него не новое; на судах оно более сложное, чем в береговых предприятиях. Однако, большой опыт работы, знания, приобретенные в высших учебных заведениях, дают возможность еще глубже вести работу среди членов экипажа.
Василий Петрович Чепурных сам оформил библиотеку. Чистота, опрятность, уют — это сразу бросается в глаза. Помимо художественной литературы, имеются подшивки газет «Правда», «Водный транспорт» и другие, журналы по партполитработе, брошюры. Здесь проводится инструктаж руководителей групп политзанятий, здесь же можно подобрать необходимую литературу.
""

НА СНИМКЕ: первый помощник капитана В. П. Чепурных во время подбора материалов к политзанятиям.

Текст А. САВЧЕНКО, секретаря парторганизации БМРТ-250 «Яан Koopт».

Фото А. ГАПУРЕНКО.
Люди, море и суда«ЮXАН ЛИЙВ»: ВСТРЕЧНЫЙ В ДЕЙСТВИИ - 30 мая 1974 года
НА ПУТИ К ЦЕЛИ
О. Спирин, капитан-директор

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, я хотел бы отметить, что наш успех — это заслуга не отдельных людей, а всего экипажа. Коллектив наш в основном постоянный, ходим в таком составе уже не первый рейс. Поэтому мы знаем друг друга, знаем и свои возможности.
Перед этим рейсом мы ходили на подмену на БМРТ-436, и также закончили промысел хорошо, встречали нас с музыкой.
Перед тем как принять свое обязательство — встречный план, мы провели на судне заседание бюро экономического анализа. Все цифры тщательно выверялись, еще и еще раз взвешивались возможности. Разъяснили наши задачи экипажу, короче говоря, сделали все, чтобы, каждый на судне чувствовал свою причастность и личную ответственность за выполнение принятых обязательств.
Цифры встречного плана, которые мы предложили на рассмотрение экипажа, не были ни фантастическими, ни заниженными — они были реальными. В самом деле: добыть 90000 центнеров рыбы с начала года и до ноября, когда судно станет на ремонт, это не мало! Предложенный встречный план экипажем был принят и одобрен единогласно.
На переходе на промысел была проделана огромная подготовительная работа. Вспомнили весь опыт прошлых рейсов, других судов. Постоянно вели учебу с экипажем старший мастер добычи А. Вяйкярв, помощник капитана по производству А. Волга, старший механик Ф. Колесник.
С приходом на промысел экипажу объяснили: до января будем работать на облове хека, а затем, используя промысловую обстановку, перейдем на скумбрию, уделим основное внимание изготовлению филе.
Рыбцех был хорошо подготовлен к работе, бригады укомплектованы в основном опытными матросами. Была уверенность в том, что они справятся с обработкой улова. Поэтому главную задачу мы видели в том, чтобы найти рыбу, выловить ее, а для этого сделать как можно больше тралений.
В связи с этим хотелось бы отметить, исключительно дружную работу всего эстонского отряда БМРТ. Активный, я бы сказал, творческий поиск способствовал тому, что все наши суда постоянно находились на рыбе. Работали коллективно, так сказать, без секретов, и еще раз убедились в преимуществе такого ведения промысла. Уверен, что, работая в одиночку, высоких результатов добиться трудно. В итоге же все суда нашего отряда справились с выполнением плана первого квартала, в то время как во всех других флотилиях были экипажи, не справившиеся с планом.
Однако такая коллективность в работе не мешала нам вести соревнование, которое проходило очень напряженно. С течением времени выявились и лидеры отрядного соревнования. Кроме экипажа нашего судна, это были коллективы БМРТ-604 «Рудольф Сирге», БМРТ-474 «Оскар Сепре», БМРТ-250 «Яан Коорт». Соревнование шло с переменным успехом. Например, в январе по вылову лучшим было наше судно, в феврале —БМРТ-474, в марте — БМРТ-250. В то же время по заморозке лучших результатов чаще добивался БМРТ-604, по изготовлению филе впереди шли наши рыбаки.
Нашим напарником по соревнованию был дружный экипаж БМРТ-604 «Рудольф Сирге». Мы сообщали им свои показатели, регулярно подводили итоги. И в то же время помогали друг другу, наводили на рыбу. Конечно, приятно отметить, что победителем вышел наш экипаж, но разница в показателях была незначительной, это было соревнование равных.
Одновременно мы вели также соревнование с мурманским БМРТ-263. Однако экипаж этого судна с планом справиться не сумел — у мурманчан было очень плохое промвооружение. А мы, к сожалению, кроме как советом, ничем им помочь не могли. Со значительным опережением в соревновании с судами «Мурмансельди» вышел вперед и весь наш отряд в целом.
Все, что мы знали и умели, мы старались передать другим. Например, в наш район пришел БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». До конца рейса ему оставалось 18 суток, а между тем отставание от плана было значительным. Мы поднимали на борт за траление по 12—15 тонн, а они — по 3 тонны. На БМРТ-350 пошел наш старший мастер добычи А. Вяйкярв, помог настроить трал. И потом нам было очень приятно узнать, что экипаж этого судна за короткий срок сумел преодолеть отставание и выполнил план. Перечень судов, которым мы оказывали помощь, можно было бы значительно расширить. Это и БМРТ-368, и БМРТ-333 и другие.
Безусловно, и нам, и всему отряду очень помешали простои в ожидании выгрузки. Но экипаж был ознакомлен с трудностями. Мы делали все, чтобы и в это время ежедневно выполнять задание по выпуску пищевой продукции. Это стало возможным благодаря тому, что экипаж принял самое активное участие в изготовлении филе. Мурманчане, с которыми мы соревновались, удивлялись нашим показателям. По радио мы давали им консультации. Отставали от нас калининградцы и даже рижане, у которых дела по выпуску филе шли неплохо. Повышенное внимание мы уделяли качеству. Знали: на некоторых судах в спешке забывали о качестве, из-за этого были рекламации. Поэтому у себя мы делали двойной контроль.
Особенно трудным был для экипажа последний месяц рейса. Общие цифры выполнения плана были в общем-то высокими, но из-за длительных простоев образовалось небольшое отставание по заморозке. Поэтому вновь перешли на облов хека.
Но каждый трал, который поднимали на борт, был порван. Экипажу, а особенно добытчикам, приходилось проявлять терпение. К нам подходили другие суда и, сделав пару заметов, уходили, не выдержав тяжелых, грунтов, хотя уловы достигали 50—60 тонн в сутки.
Мы подмечали, что иной раз трал приходит без порыва, и в конце концов нашли небольшую трассу, где можно было работать. Мы не гонялись за показателями, не бегали за рыбой, как это делали иные суда. Решили так: пусть поднимем 5 тонн — зато трал будет цел. Но если за сутки сделать 8 тралений, то улов как минимум составит 40 тонн. И эта тактика себя вполне оправдала. За короткое время мы смогли улучшить свои показатели по заморозке.
В течение рейса всегда обычно бывает полоса невезения. Ищет судно день, другой — трал приходит ни с чем. Капитан утверждает, что судно находится на рыбе, тралмастер в свою очередь доказывает, что трал в порядке: вчера же он ловил! В конечном счете причину все-таки находят, но в результате недобрали тонн 200.
А ведь неудач можно избежать, если бы было взаимопонимание между капитаном и тралмастером. Но для этого нужно, чтобы они работали вместе не один рейс, а постоянно, были закреплены за одним судном.
У нас подобной полосы невезения не было. Старший мастер добычи А. Вяйкярв — очень выдержанный, трудолюбивый и дело свое знает отлично. Оба его помощники были молодые, и он оказал им хорошую помощь в освоении промысла.
Таких опытных специалистов было на нашем судне немало. Это помощник капитана по производству А. Волга, механик-наладчик Л. Буровцев, рыбмастера В. Хохлов и А. Пискунов, матросы В. Резников, Чистяков и многие другие. Добрых слов заслуживает и наша «служба настроения», в первую очередь шеф-повар А. Зинченко.
А если сказать откровенно, то с таким дружным экипажем мне довелось работать впервые. Поэтому мы и смогли добиться такого успеха, и поэтому есть уверенность, что свое слово коллектив сдержит.




ПРОСТОЙ НЕ СТРАШЕН
В первых числах января траулер набрал почти полный груз и стал ожидать транспортного судна для сдачи рыбопродукции. Грозил непроизводительный простой. Но администрация, судовые организации призвали экипаж к тому, чтобы простойное время как можно лучше использовать для изготовления рыбного филе.
Обе производственные бригады еще действеннее развернули социалистическое соревнование. К ним присоединились работники остальных служб.
За семь дней с 11 по 18 января (период ожидания выгрузки) изготовлено 850 центнеров филе. Это достижение можно осознать, лишь напомнив такие цифры. Первоначальный годовой план траулеру по филе установлен в 365 центнеров, а по встречному плану-соцобязательству — 1500 центнеров.
Наивысшая суточная выработка достигнута 11 января — 220 центнеров. В этот день с 8 до 24 часов на помощь обработчикам в цех приходило 27 человек подвахты.
О работе первой бригады обработчиков рассказывает мастер обработки Анатолий Борисович Пискунов:
— В моей бригаде было 13 обработчиков, а также шесть добытчиков. Донкерман Анатолий Шонов с помощницами сортировал скумбрию. Крупные рыбины направлял на филейную линию, остальные - на заморозку.
На головорубах орудовали Владимир Резников, Николай Кислинский. В минуту каждый из них пропускал от 20 до 30 рыбин, следовательно, за смену — несколько тысяч. Умело снимали пленку Владимир Еремин и Валентин Чухляев. На филейной машине работал Виктор Кузнецов. В целом каждый член бригады и подвахты показал отличные темпы труда, причем при высоком качестве изготовленной продукции. Об этом говорит то, что рекламации на филе не поступало.


ПРИНЯТЫ ЕДИНОГЛАСНО
Партийное собрание по приему новых членов и кандидатов всегда проходит как-то по-особому. Ведь не только рекомендующие нового товарища в ряды партии, но и остальные участники собрания берут на себя исключительную ответственность.
Трех человек в рейсе приняли кандидатами в члени КПСС.
Десять лет ходит на промысловых судах четвертый механик Владимир Георгиевич Возюля. Рекомендации ему дали знающие его не один год по совместной трудовой и общественной деятельности коммунисты — моторист Виктор Петрович Друзякин, стармех Федор Гаврилович Колесник, первый помощник капитана Юрий Андреевич Шалаев.
На собрании Ф. Г. Колесник охарактеризовал тов. Возюлю как опытного специалиста, хорошего товарища, воспитателя своих подчиненных.
Ю. А. Шалаев рассказал об общественной деятельности рекомендуемого. Тов. Возюля руководит редакционной коллегией стенной газеты. Много выдумки вносит он в оформление каждого номера. Как член лекторской группы В. Возюля выступает с пропагандистскими материалами.
Единогласно Владимир Георгиевич Возюля принят кандидатом в члены КПСС
Матрос первого класса Владимир Дмитриевич Резников на промысловых судах работает с 1968 года. Он — отличный обработчик, продолжает повышать свои знания, учится уже на четвертом курсе Таллинского мореходного училища рыбной промышленности
Второй помощник капитана Иван Бороздин с юности связал свою судьбу с рыбацкой долей. В коллективе пользуется авторитетом. Также, как В. Возюля и В. Резников, И. Бороздин принят кандидатом в члены партии.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Объявлена судовая тревога. Члены экипажа занимают свои места в шлюпках.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В этом напряженном рейсе рыбаки БМРТ-489 «Юхан Лийв» находили время и для интересного отдыха.
Люди, море и судаФОТОРЕПОРТАЖ с ПР «Крейцвальд».- 28 мая 1974 года
Отлично несет трудовую вахту четвертого, определяющего года пятилетки экипаж производственного рефрижератора «Крейцвальд».
Накануне праздника 1 Мая судно вернулось из очередного рейса. На промысле коллектив, выполняя свои социалистические обязательства, потрудился исключительно добросовестно.
Принимая от добывающих судов рыбу, при плане 1592 тонны за рейс заморожено 2059,4 тонны. Это составляет 129,4 процента к рейсовому заданию.
Наш нештатный фотокорреспондент ШТУРМАН ЭЭДИ ОЯНУРМ запечатлел некоторые моменты жизни экипажа.

НА СНИМКАХ (сверху вниз):
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

молодые моряки, не имеющие среднего образования, могут продолжить учебу без отрыва от производства. На судне создан пункт заочной школы моряков. Занятия с учащимися школы ведет заведующая пунктом Клавдия Михайловна Качалкина;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

есть на судне самодеятельные певцы, музыканты, так что к праздничным датам всегда можно составить программу вечера отдыха. Поет рефмоторист Владимир Жур, аккомпанирует матрос первого класса Владимир Мищук;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

всегда можно проверить состояние своего здоровья. На прием к медработнику Валентине Павловне Поповой пришел четвертый механик Владимир Анисимов.