Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЭРПО Океан - Бангладеш. ПОБЕДИТЕЛЬ— ДРУЖБА! - 30 03 1974
Спортивные игры — лучший вид отдыха для экипажей советских судов, находившихся в Бангладеш. Спортивные соревнования всегда были многолюдны и интересны, они привлекали внимание жителей Читтагонга, Кхулна, Дагга.
Самым памятным был спортивный праздник в канун Дня рыбака 1973 года. В нем принимали участие советские и бенгальские рыбаки всех десяти траулеров.
Организатором и главным судьей соревнований был X. Виирма.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И если в прыжках в длину победил второй помощник капитана «Чингри» В. Рожков (фото 1), то
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

в прыжках в высоту сильнейшим оказался матрос-бенгалец Сахалам (фото 2).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В беге на разные дистанции у бенгальских рыбаков чувствовалось явное преимущество (фото 3).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Самыми популярными видами спорта были, разумеется, футбол и волейбол.
Футбольные встречи были всегда острыми, с переменным успехом, и привлекали к себе большое количество зрителей. На спортивном празднике играла объединенная команда из всех судов (фото 4). Бенгальцы выиграли со счетом 2:1.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Зато в перетягивании каната сильнее оказались советские рыбаки (фото 5).
Подводя итоги спортивному празднику, все его участники сошлись на том, что победили дружба и взаимопонимание народов Советского Союза и Демократической Республики Бангладеш.

Текст и фото Лео ПАЛУМЯЭ
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-564 «Иоханнес Семпер». 560 тонн филе – 19 03 1974
В начале каждого месяца у нас на судне судовым комитетом подводятся итоги соцсоревнования между комплексными бригадами обработчиков и добытчиков, а также между вахтами машинной команды. Поставив в центр социалистического соревнования достижения наивысшей производительности труда по изготовлению филе, по расфасовке, упаковке, изготовлению разделанной рыбопродукции, судовой комитет не оставил без внимания множество других показателей, способствуя тем самым воспитанию у всех соревнующихся подлинно коммунистического отношения к труду.
Наряду с выполнением принятых обязательств по производительности труда учитывается качество продукции, соблюдение технологии изготовления рыбопродукции, правил техники безопасности, санитарное состояние кают и трудовая дисциплина. При подведении итогов соцсоревнования в январе и феврале этого года показатели и у первой, и у второй комплексных бригад были высокими, однако победителем стала первая комплексная бригада во главе с руководителями бригады рыбмастером В. Лебедевым и тралмастером М. Павловым. Эта бригада явилась победителем в полном смысле этого слова, ибо от нее потребовались незаурядное профессиональное мастерство по изготовлению рыбопродукции, упорство и творческое дерзание, в этом соревновании победили сильнейшие, лучшие из лучших.
В итоге соцсоревнования обе комплексные бригады достигли высоких результатов в выработке филе. В результате рационального использования рыбы-сырца наши обе комплексные бригады на 10 февраля текущего года выработали 560 тонн филе, что составляет 247 процентов плана.
Обращение ЦК КПСС к партии и народу, которое у нас на судне, кроме политинформации и бесед, глубоко изучалось в группах политических знаний, вызвало у каждого члена экипажа, у каждого матроса-обработчика прилив инициативы и энергии. На Обращение ЦК КПСС комплексные бригады судна отвечают максимально возможной выработкой филе и другой рыбопродукции.
Как и все труженики моря нашей страны, члены наших комплексных бригад и экипаж в целом стремятся сделать все, чтобы не только выполнить, но и перевыполнить рейсовый план и социалистические обязательства.

С. ГИРЯ, первый помощник капитана БМРТ-564 «Иоханнес Семпер».

НА СНИМКАХ:

закончено изготовление последнего короба пятисотой тонны филе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— первая комплексная бригада, победительница соцсоревнования.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— коллектив второй комплексной бригады.

Фото матроса В. Никитина.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЮНЫЕ САМБИСТЫ - 16 03 1974
В юношеской группе секции самбо занимается 25 мальчиков. Почти все они — дети работников объединения или же ученики подшефной 53-й средней школы. Ребята посещают секцию полгода, но они уже были участниками трех соревнований. Появились лидеры. Это Саша Попсеев, Павлик Ермолин, Саша Кузин, Сережа Спиридонов, Роберт Воронов, Олег Постников, Володя Федоров, Сережа Бегуннов.
В секцию ребята пришли с разной физической подготовкой, и сейчас уже видно: те, кто проявляют настойчивость в тренировках, заметно выросли. Тренировки помогают ребятам и в учебе. Каждую среду они приносят на проверку тренеру свои школьные дневники. К ним предъявляются строгие требования: с двойкой на тренировки не появляться, а если пропущено три тренивки подряд без уважительной причины, то с секцией придется распрощаться. И ребята стараются. И в учебе, и на ковре пример показывают такие ребята, как Володя Федоров, Володя Карпов, Саша Обиралко.
С осени некоторые перейдут уже во взрослую группу, а 3—4 человека должны будут покинуть секцию, как не справившиеся с условиями и за дачами занятий.
У молодых спортсменов все впереди, и, может быть, придет время, когда кто-то из- них будет защищать честь нашей республики в крупных соревнованиях. Только для этого необходим труд и настоящая любовь к красивому и мужественному виду спорта — борьбе самбо.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот они, юные самбисты!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На очередной тренировке.

А. ТРЕБУНСКИЙ, старший инструктор физкультуры ЭРПО «Океан".
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЦеху постройки и ремонта орудий лова - 50 лет. - 16 03 1974
Исполнилось 50 лет цеху постройки и ремонта орудий лова Эстонского рыбопромышленного производственного объединения «Океан». Одновременно его начальнику Альберту Михайловичу Лаасу, долгие годы отдавшему развитию цеха, также исполнилось в этот день 50 лет. И еще одна знаменательная дата — 25-летие работы А. М. Лааса в рыбной промышленности Советской Эстонии.
О замечательном коллективе цеха рассказывается на второй странице сегодняшнего номера газеты.

ЛУЧШИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННИКИ ЦЕХА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Бригадир посадчиц Вийве Ярвела (справа), награжденная медалью «За трудовую доблесть» и посадчица Зинаида Деменская.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Более двадцати лет трудится слесарь-ремонтник Мейнхард Кярмик, пользующийся в коллективе большим уважением.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Бригадир посадчиц Етэ Кипер работает здесь двенадцать лет. За этот период она освоила все смежные профессии по постройке тралов.

Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаДОБРЫЕ ВСХОДЫ - 07 03 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В ДОМЕ БАХАРЕВЫХ семейные альбомы - святыня. Их бережно хранят, пополняя новыми фотографиями. В семье трое сыновей и три альбома. В одном — красочные открытки с видами городов и стран, где успели побывать за годы плавания отец семейства Геннадий Федорович и его сыновья. В другом - любительские снимки их друзей, почетные грамоты за трудовые и спортивные успехи. Я смотрю альбом, особенно дорогой для Зинаиды Федоровны. Общий. Семейный.
С фотографий, немного пожелтевших от времени, глядят счастливые лица молодоженов. А вот снимок: новоиспеченный папа любовно держит на руках сверток, а рядом — молодая улыбающаяся жена.
— Наш первенец — Володя, — охотно комментирует Зинаида Федоровна. — А вот, посмотрите, наша «троица».
На любительском снимке — три толстячка, неуклюжие от зим ней одежды, с любопытством вытаращившие глазенки. Похожие и одновременно очень разные. Вместе с Зинаидой Федоровной перелистываем страницы, перебираем фотографии и заметно, как одно воспоминание сменяет другое, и она, углубившись в себя, мысленно возвращается к минувшим годам. Начинает рассказ.
ПРИЕХАЛИ В ТАЛЛИН в 1951 году из Северодвинска. К тому времени уже двое сыновей было — старший Володя и его погодок Витя. По молодости лет о трудностях не думали, да и думать некогда было. Муж электриком пошел работать, а мое дело — с детьми нянчиться. Слов нет, нелегко было. Как-никак, на одних руках двое. Постепенно обжились, привык ли на новом месте. Через два года Сережа родился. Жили тогда в одной комнате, о квартире и не мечтали. Но, как говорится в тесноте, да не в обиде. Лад и согласие в жизни — главнее.
Мальчишки росли, тянулись один за другим, как молодые дубки. Пока маленькие были — и заботы не пугали. Убрать, постирать, сготовить для женщины — дело привычное, Подрастать
стали, в школу пошли — хлопот прибавилось. И не то чтоб по дому — их всегда хватало. Хлопоты поважнее - привить им трудолюбие, добру и любви научить. Как их воспитывала, разве упомнишь? Чем могла, помогала, а где слова бессильны были, чутье подсказывало, какой подход найти к каждому.
НА ДОЛЮ Зинаиды Федоровны выпало трудное детство. Рано умер отец. У матери четверо на руках осталось, один одного меньше. Жили в деревне, свое хозяйство вели. Дети наравне со взрослыми трудились. Привычка к труду, воспитанная в детстве, сноровка в деле — пригодились в жизни и сыновьям передались.
Муж Геннадий Федорович вот уже тринадцатый год электриком на наших судах ходит. А Зинаида Федоровна терпеливо ждет его возвращения.
Посеешь доброе — взойдут добрые всходы. Так говорят — так в жизни получается. Ничто так не учит, как живой пример. Таким примером для братьев Бахаревых всегда были родители. Мать, с утра до вечера не покладавшая рук в хлопотах по дому, всегда находила теплые слова для каждого. Отец, без устали работающий на промысле, своим трудом заслужил почет и уважение. ИНТЕРЕС к отцовской профессии проявился впервые у старшего сына Владимира, который, решив идти по стопам отца, поступил в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. Сейчас он, отслужив в армии, заканчивает механическое отделение. Средний, Виктор, уже с дипломом ТМУРП проплававший на наших судах несколько лет, поступил в Калининградское высшее инженерно-морское училище. Учится на втором курсе. Мысли о море не оставляют и младшего — Сергея. До армии он поступил в политехникум, учился. Не по душе пришлась специальность — ушел. На судоремонтном заводе объединения постигает секреты отцовской специальности и заканчивает вечернюю школу рабочей молодежи. Думает поступить тоже в мореходное училище.
Вот такие у Зинаиды Федоровны сыновья. И рассказывая о ней самой, нельзя не сказать о них. Они — ее частица.
Человек мечтает после себя добрый след оставить. Художник -в картинах, ученый — в открытиях, писатель — в книгах. Зинаида Федоровна не художник, не ученый, не писатель. О чем может мечтать она? О детях — благородных и отзывчивых, добрых и умных.
Они у нее есть. Она ими гордится.

Г. МЕЛИКОВА.

Снимок этот был сделан давно (в 1971 году), когда все сыновья Зинаиды Федоровны собрались дома. Не было только главы семьи: Геннадий Федорович Бахарев находился в море. Сейчас вдали от дома средний сын Виктор...

Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПР «Советская Родина». БЫЛ РЕЙС УДАЧНЫМ - 05 03 1974
Наш рейс подходил к концу. Перед приходом в порт нам предстояло догрузить рыбой второй трюм и твиндек, приняв ее с ПР «Буревестник».
Несмотря на трудности перегрузки продукции в море, настроение у моряков бодрое. Заканчивает свою работу по швартовным операциям первая бригада рыбмастера Тойво Эхте, матросы палубной команды уже подвели стрелы над вторым трюмом. И вот приняты три первых стропа с производственного рефрижератора «Буревестник», которому еще предстоит работа на промысле.
— Давай, выходи! — слышен возглас с верхней палубы. В трюм спускается следующая бригада. Работа идет споро, быстро подают стропы с рыбой. Но все-таки нужна осторожность: волнение моря не утихает, а груз надо подавать в самую низкую точку судна, во второй трюм.
Все грузовые операции наиболее удачно проводят матросы из боцманской команды Виктор Кряжков и Александр Волков. Все у них идет быстро и слаженно.
— При таком темпе трюм скоро будет заполнен, — говорит опытный рыбмастер, руководитель бригады обработчиков Анатолий Владимирович Чиркин. Сейчас он проверяет рыбопродукцию, следит за работой матросов-счетчиков, а затем пойдет в каюту — готовить отчет за прошедший рейс.
И члены команды могут быть довольны своей работой на промысле. Отлично потрудились они в рейсе. Заморожено более 2850 тонн рыбы — это 130 процентов к заданию.
Победителем социалистического соревнования за рейс стала бригада рыбмастера А. Чиркина. Большой группе членов экипажа присвоено звание ударников коммунистического труда. Это матросы А. Бессонов, О. Овсянников, боцман О. Сарв, токарь М. Галаджян и другие. Им были вручены значки и удостоверения ударников.
Удачным и интересным был этот рейс и для новичков — выпускников Таллинской мореходной школы. Матросы из обеих бригад под руководством рыбмастера А. Чиркина и Т. Эхте научились почти всем специальностям — расфасовщика, весовщика и другим. Хорошо работали на заморозке рыбы Петр Маркитан, Сергей Гореликов, Александр Гончаров, Анатолий Швороб. Это наиболее ответственная и трудоемкая работа, к тому же часто мешали поломки отдельных узлов и деталей. Но, несмотря на трудности, сменные нормы за восьмичасовую вахту ежедневно выполнялись на 120—130 процентов.
Время летит быстро. Принят последний груз, заполнены трюмы. С максимальной скоростью судно идет в родной порт. Репс этот будет помниться многим. Ведь именно добросовестное отношение к труду матросов, мотористов, штурманов и всех других членов экипажа помогло выполнить поставленную перед коллективом задачу; вовремя обслужить как можно больше промысловых судов и тем самым обеспечить максимальный выпуск мороженой рыбопродукции.

А. ЕРШОВ, матрос ПР «Советская Родина».

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матрос Стефаний Адамович за работой.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Сварщик Рейн Отс — один из передовиков судна.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда море штормит...
Фото Я. Вийги,
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПЕРВЫЙ РУБЕЖ - 14 03 1974
Последний день февраля выдался на редкость погожим. Днем пригрело солнце, и повсюду стали заметны признаки наступающей весны.
По-весеннему веселы и праздничны были и выпускники, собравшиеся в этот день в заочной школе моряков.
Все они, рыбаки с плаврыбозавода «Фридерик Шопен», недавно возвратились из рейса и, воспользовавшись стоянкой в порту, успешно сдали экзамены за одиннадцатый класс. 28 февраля им торжественно вручали аттестаты зрелости.
В маленьком классе на улице Туукри царила праздничная атмосфера. До торжественного собрания еще оставалось время, и ребята оживленно и весело беседовали между собой и со своими преподавателями, может быть, чувствуя, что сегодня они — в последний раз в своей школе. 3
Особенно часто ребята обращались к своей «математичке" Елене Ивановне Каштановой, которая ходила в рейс вместе с ними.
Но вот все заняли свои места, и директор школы Лидия Викторовна Овчинникова поздравляет выпускников:
— Аттестат зрелости открывает для вас дорогу к знаниям. Мы помогли вам перешагнуть первый рубеж. И в дальнейшем хотим видеть вас студентами высших и средних учебных заведений, — сказала Лидия Викторовна. Затем выпускникам вручили аттестаты и почетные грамоты. Шопеновцев от имени комсомольцев объединения поздравил заместитель секретаря комитета комсомола ЭРПО «Океан» Борис Пучков. От базового комитета профсоюза объединения Нелли Пескова вручила выпускникам премии.
И ребята продолжают учебу. Многие из них, как матросы первого класса Николай Поздняков и Владимир Филимонов, хотят учиться в Таллинском мореходном училище рыбной промышленн ости. А вот матрос Геннадий Холошевский мечтает заниматься изучением морей и океанов. Он решил поступать в рыбопромышленный техникум на факультет океанологии.
Когда закончились поздравления, ответное слово взяли ребята. Никто не был забыт. Слова благодарности звучали в адрес преподавателей «Фридерика Шопена» Игоря Павловича Лебедева и Бориса Михайловича Артюхова и, конечно, любимой учительницы — Елены Николаевны.
Так закончилось вручение аттестатов очередным выпускникам школы. А их уже ждало море.
Плаврыбозавод «Фридерик Шопен» снова отправился на промысел. И уже другие ученики сидят за партами: решают задачи по математике и обдумывают свои сочинения о классиках русской литературы. И к ним на помощь опять пришли консультанты. В этом рейсе им будут помогать по русскому языку и литературе заведующая консультационным пунктом ЭРПО «Океан» Клавдия Михайловна Качалкина и их добрая старая знакомая Елена Ивановна Каштанова. И, конечно же, вчерашние выпускники заочной школы моряков.
Попутного ветра вам, ребята, и хороших отметок!

Н. Крутикова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: группа моряков плавбазы "Фридерик Шопен» со своими преподавателями на выпускном вечере.

фото А. Дудченко
Памяти Ровбут Олега МихайловичаО ЧЕМ ПИСАЛА газета «Рыбак Эстонии» в феврале 1964 года
• Публикуются итоги выполнения годового (1963) плана Таллинской базой океанического рыболовного флота. В числе передовых экипажей названы: СРТ-4590. 4543, СРТР-9103, 9139, БМРТ-350 и 355. Капитанами их были Токмаков, Смородский, Нечитайло, Хорохонов, Белоголовцев и Агеев.
• «С 15 февраля газета «Рыбак Эстонии» будет выходить в увеличенном формате», - говорится в опубликованном обращении к читателям.
• «С Кубы вернулась группа рыбаков, которая на СРТР-9108, 9109, 9123 вела промысел в Мексиканском заливе», — говорится в статье «На далеком меридиане». Первый помощник капитана СРТР-9108 Н. Н. Ермолаев передает рассказ курсанта рыбопромышленной школы Хосе Кастильо:
«Советское судно — моя академия. Советские моряки — мои учителя, друзья и братья. Я буду работать так, как меня научили пескадор советико".
• Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР награждена Почетной грамотой большая группа рыбаков за успехи в развитии рыбной промышленности республики. Среди них — С. В. Хорохонов, Н. А. Южаков, В. П. Нечитайло, В. Н. Сусский, В. Е. Токмаков и другие.
• Капитан-директор И. Клочко и его первый помощник А. Оленичев радируют с борта ПР «Альбатрос»: «В фонд строительства большой химии экипаж судна обязался заморозить и доставить в порт сверх плана 400 тонн рыбы».
• Народный артист СССР Георг Отс встретился с моряками плавбазы «Иоханнес Варес», исполнил произведения советских композиторов.
• Публикуется портрет человека, обросшего густой бородой. Под ним — подпись: «По-боевому работает группа содействия партийно-государственного контроля на плавбазе «Ян Анвельт», которую возглавляет П. Полищук.
• На «Литературной странице» впервые опубликованы стихи замечательного поэта, нашего «морского Есенина" Дмитрия Тихонова: «На флагмане», «Замок Эльсинор», «От моря и до моря». «Посылка», «Моряцкое счастье»,
«Рабочая волна».

В ЭФИРЕ - МОЛНИИ И ГРОМЫ,
В ЭФИРЕ - МУЗЫКА И СВИСТ,
КОГДА ДВИЖЕНИЕМ ЗНАКОМЫМ
БЕРЕТ НАУШНИКИ РАДИСТ.

ЗА ЧЕРНОЙ БЕЗДНОЙ РАССТОЯНИЙ
ЕДВА В ПРИЕМНИКЕ СЛЫШНА
В ПОМЕХАХ СЕВЕРНЫХ СИЯНИЙ
ЕГО РАБОЧАЯ ВОЛНА.

РАДИСТ БЕРЕТ ПОТОКИ ЗНАКОВ
ПОНЯТНЫХ ТОЛЬКО ОДНОМУ
В МЫЧАНЬИ РАДИОМАЯКОВ
ВСЮ НОЧЬ МЕШАЮЩИХ ЕМУ,
ОН ЧУТКО СЛЫШИТ КАЖДЫЙ
ШОРОХ
ДАЛЕКОЙ СТАНЦИИ. И ВОТ –
РАДИОГРАММ ОГРОМНЫЙ ВОРОХ
ГДЕ ЛИШЬ ОДНОЙ НЕДОСТАЕТ.

НЕДОСТАЕТ ТОЙ ПАРЫ СТРОЧЕК,
КОТОРЫХ МНЕ С БОЛЬШОЙ ЗЕМЛИ
СРЕДИ ДРУГИХ ТИРЕ И ТОЧЕК
ОТПРАВИТЬ НУЖНЫМ НЕ СОЧЛИ.
ТУДА, ГДЕ СВЕТ СОШЕЛСЯ
КЛИНОМ,
ГДЕ ОБЛАКА И БИТЫЙ ЛЕД,
ГДЕ НЕБО КАЖЕТСЯ С ОВЧИНУ
НАМ ПЯТЫЙ МЕСЯЦ НАПРОЛЕТ,
ГДЕ В ОБМЕРЗАЮЩИХ АНТЕННАХ
РАЗРЯДЫ, МУЗЫКА И СВИСТ,
ГДЕ КАЖДЫЙ РАЗ В ЧАСЫ ОБМЕНА
БЕРЕТ НАУШНИКИ РАДИСТ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПАУЛЬ ЛААНЕТУ, комсомольский вожак – 14 02 1974
Ему всего 25. Жизнь только начиняется.
Пауль Лаанету успешно закончил восемь классов и поступил в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности на отделение "Судовые и холодильные установки".
Знакомство с морем произошло у него на четвертом курсе училища во время производственной практики на плавбазе «Иоханнес Варес».
И теперь, спустя семь лет, Пауль опять на судне, на котором еще курсантом получил свое первое морское крещение. За семь лет работы в море были производственные рефрижераторы «Крейцвальд", «Аугуст Корк», "Буревестник», плавбаза «Фридерик Шопен», плаврыбозавод «Станислав Монюшко».
Но везде, где бы он ни был, Пауль старался не отставать от бывалых мореходов, вникал в суть морских премудростей. За это его уважали все, с кем доводилось ему плавать.
Спорт, занятия фотоделом, художественная самодеятельность, поручения комсомольской организации — все это не мешает его основной работе — работе рефмеханика. Пауль отличный производственник. Ведь недаром он в 1972 и 1973 годах заслужил звание «Лучший молодой рыбак ЭРПО «Океан».
Благодарности и другие поощрения — свидетельстве того, что он честно и добросовестно относится к своим обязанностям. А сколько хороших дел, застрельщиком которых был Пауль Лаанету, проведено на судах!
Он был организатором комсомольско-молодежного познавательного клуба «Эврика» на ПР «Крейцвальд». На плавбазе «Иоханнес Варес" Пауль Лаанету продолжил начатое на «Крейцвальде». Так появился новый комсомольский клуб «Романтик». Просмотры любительских кинофильмов и диапозитивов, интересные беседы, здесь же художественная самодеятельность, любопытные викторины — таков диапазон действий «Романтика».
Лаанету всегда умеет зажечь комсомольцев интересными делами. Вот уже несколько лет он секретарь комсомольской организации «Иоханнеса Вареса», редактор «Комсомольского прожектора».
По итогам социалистического соревнования комсомольских организаций ЭРПО «Океан» в первом полугодии 1973 года коллектив плавбазы «Иоханнес Варес" занял третье место. В этом немалая доля труда и комсомольского секретаря Пауля Лаанету.
Напряженные морские будни, общественная работа не мешают Паулю готовиться для поступления в высшее учебное заведение. Впереди — институт, новые комсомольские планы и дела.

Н. КРУТИКОВА
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРЕМОНТНО-ПОДМЕННАЯ КОМАНДА ПОДВОДИТ ИТОГИ
ТАК БЫЛО заведено издавна: закончен рейс — и судно возвращалось в родной порт. После много- трудной работы на промысле экипаж отдыхал, а мастера-судоремонтники лечили сердце корабля — двигатель, чистили и красили корпус, обновляли оборудование. Казалось бы, этот незыблемый порядок не может быть изменен. Но нужно ли каждый раз возвращаться в Таллии, чтобы произвести послерейсовый ремонт? Нужно ли преодолевать для этого тысячи и тысячи миль, тратить более месяца на переход в порт и обратно на промысел, нести расходы на зарплату и питание экипажа, сжигать топливо?
Опыт родственных предприятий подсказал выход специалистам объединения «Океан". Проблему могло решить создание ремонтно-подменной команды, которая выполняла бы все необходимые работы в иностранном порту, расположенном неподалеку от района промысла.
Такая команда была создана в сентябре прошлого года. Ремонтно-подменный экипаж, укомплектованный отличными специалистами, возглавили капитан И. Бабаев и старший механик К. Ягер.
И вот закончен первый рейс этого экипажа. Усталые, загорелые — ведь работали в тропиках, на рейде Дакара — моряки вернулись в Таллин. Отремонтировано шесть судов — за четыре месяца это немало!
Вот что рассказал о том, как проходил рейс, старший механик, секретарь партийной организации К. Ягер:
— Мы прилетели в Дакар после обеда и сразу же принялись за работу. Времени на приемку судна практически не осталось — вечером того же дня старая команда улетала в Конакри, а оттуда на Москву.
Объем ремонта на нашем первом судне — БМРТ-384 «Коралл» был очень большой. Поэтому приходилось работать по 11—12 часов в сутки. Но на трудности никто не жаловался — люди были подобраны на редкость удачно. Конечно, никакого контроля со стороны не было, да и не могло быть — мы сами искали дефекты, сами их устраняли и сами следили за качеством. Короче говоря, готовили судно как для себя. Все отремонтированные траулеры работают успешно, жалоб на качество ремонта нет. Это и есть самая лучшая оценка нашего труда...
КОНЕЧНО, трудностей членам ремонтно-подменного экипажа пришлось испытать немало, особенно вначале. Нам, северянам, нелегко было привыкнуть к изнуряющей африканской жаре, когда температура воздуха доходила до 40 градусов. Еще жарче было в машинном отделении корабля. В первое время люди плохо спали, теряли в весе. Тут уж было не до экзотики, не до романтики...
Сказывался и недостаток опыта. В процессе работы выявлялись отдельные упущения.
Все суда, которым предстоял ремонт на рейде Дакара, приходили, как правило, уже подготовленными. Были, однако, и неприятные исключения. Ржавое и грязное судно, запущенная техника в рыбном цехе, испорченные продукты в трюме и овощном складе — в таком состоянии пришел БМРТ-227 «Аугуст Алле». Все это говорит о том, что старший помощник капитана, механик-наладчик и помощник капитана по производству работали в рейсе неудовлетворительно.
Не позаботились о том, чтобы заказать необходимые для ремонта запасные части, механики БМРТ-250 «Яан Коорт». В результате все запланированные работы выполнить не удалось. Это — единственное судно, получившее за ремонт оценку «удовлетворительно». На всех других судах работы выполнены с оценкой «хорошо».
НО ВСЕ ЭТИ неурядицы можно как-то понять — ведь рейс-то был первым, и всего заранее не предусмотришь. Команда выполняла работу нелегкую и важную, которую раньше в объединении не делал никто.
Трудолюбие и мастерство эстонского экипажа нашли признание и авторитет среди других таких же команд, работавших на рейде Дакара. Представительство Министерства рыбного хозяйства СССР в республике Сенегал назначило И. Бабаева флагманским капитаном рейда. Наши специалисты получили широкие полномочия: контролировали работу других команд — а их было от 8 до 10, в случае необходимости оказывали помощь.
С наилучшей стороны зарекомендовали себя второй механик кандидат в члены КПСС X. Вахтра, моторист В. Веселов, чье имя было занесено на Доску почета представительства Минрыбхоза, второй помощник капитана, он же председатель судового комитета профсоюза И. Любарец, моторист член КПСС Б. Кокоркин и многие другие.
Четыре месяца находились моряки в Дакаре, но не чувствовали себя оторванными от Родины. Постоянно поддерживали связь с объединением «Океан», регулярно получали письма от родных и близких, газеты, журналы.
Жизнь в экипаже шла так же, как и на Родине. Перед моряками стояли те же задачи, и важнейшая из них — досрочный выход судов из ремонта. Способствовать этому было призвано социалистическое соревнование.
Большую работу в этом направлении проводила партийная организация, судовой комитет профсоюза. Был разработан проект социалистических обязательств, все бригады участвовали в парном соревновании. Лучшей по итогам рейса признана бригада четвертого механика М. Ялакаса. Ей был вручен переходящий вымпел.
И, как всегда в рейсе, проводилась экономическая учеба, лекции, беседы. Выступали с ними как сами члены экипажа, так и работники представительства Министерства рыбного хозяйства, сотрудники советского посольства в Сенегале.

А ТЕПЕРЬ несколько слов о том главном, ради чего была организована ремонтноподменная команда — об экономическом эффекте этого мероприятия. дает ли оно выгоды?
Ведь ремонт с подменой стоит также немало; предприятие несет расходы на оплату труда команды, на доставку снабжения, на авиабилеты и так далее.
Экономическая лаборатория объединения «Океан» учла все плюсы и минусы и сделала вывод: да, такое мероприятие сулит немалую выгоду. Самое главное — экономится промысловое время, в среднем 20 суток по каждому отремонтированному судну. За счет этого можно произвести дополнительной товарной продукции на сумму 100 тысяч рублей.
Подведен теперь итог работы команды: шесть отремонтированных в Дакаре судов выпустят дополнительной продукции на 600 тысяч рублей. А всего в этом году предстоит отремонтировать в иностранных портах 16 судов объединения «Океан».
Готовится к новому рейсу и экипаж ремонтно-подменной команды. На этот раз морякам предстоит работать на Канарских островах, в порту Лас-Пальмас. А в Дакаре уже сейчас с успехом трудится на ремонте среднетоннажных судов вторая такая же команда, созданная за это время в объединении «Океан».

Г. ОЛЬШАК.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: члены экипажа ремонтно-подменной команды (слева направо) начальник радиостанции А. Дорогин, рефмашинист В. Гричелевич, старший моторист В. Лукьянчук, старший электрик П. Борисенко, старший моторист В. Веселов и матрос первого класса М. Мазепа.

Фото А. Дудченко.