Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-555 «Феодор Окк». СТАВКА НА ИНИЦИАТИВУ - 10 07 1975
БЕЗ МАЛОГО пять месяцев находился экипаж БМРТ-555 «Феодор Окк» на промысле в Северо-Восточной Атлантике. Всяко было: и сложная промысловая обстановка — впрочем, ныне этим кого удивишь? — и простои в ожидании плавбаз (рыба — вот она, рядом, черпай успевай, Да куда ж ее, родимую, девать...). Но удача, тем не менее, сопутствовала рыбакам. На судне настоящий праздник был, когда, перекрыв все наметки и собственные повышенные обязательства, доложили в ЭРПО «Океан»: рейсовое задание выполнено по всем основным показателям. Но самое главное и самое радостное — несмотря на простои и потери драгоценного промыслового времени, экипаж БМРТ успешно приближался к заветному рубежу.
Но техника — не люди: не выдержала. То-то был повод для злословия — ровно на 13 суток, чертову дюжину то есть, не дотянула до окончания рейса насадка на винт. За нее-то и боялись больше всего с самого начала. Обидно...
Вот такую невеселую историю поведали мне на «Феодоре Окк». Что дальше? Теперь все будет зависеть от БСР3.
Капитан-директор БМРТ-555 Александр Кожурин:
— Экипаж сплавался, сработался в рейсе. На судне царила деловая и уверенная обстановка, если говорить о взаимоотношениях между людьми. Простои из-за плавбаз?.. Но тем более мы дорожили каждым часом во время промысла. К тому же, мы сразу, с начала рейса, прямо сказали, что встретим трудности с разгрузкой — это же факт, от которого никуда не деться. И люди нас поняли правильно. И теперь, если удастся быстро и качественно подремонтироваться на БСРЗ, могу заверить, что экипаж «Феодора Окка» с честью выполнит годовое задание и пятилетний план.
Старший механик Владимир Батаев, секретарь партбюро БМРТ-555.
— Пятилетка — наше общее, кровное дело, как рыбаков, так и судоремонтников. И я хотел бы от имени коммунистов, всего экипажа «Феодора Окка» обратиться за помощью к коммунистам, рабочим Балтийского завода...
Мы уже давно, по крайней мере, два месяца назад, направили на завод заявку — ремонтную ведомость и просили прислать своего представителя на судно, как только вернемся из рейса, чтоб, не теряя времени, обговорить все детали предстоящего ремонта и договориться о взаимодействии. Со своей стороны мы готовы значительную часть работ выполнить собственными силами, к примеру — ремонт трубопроводов, технического оборудования рыбцеха и т. п. Приблизительно это составит 5—7 тысяч нормо-часов. Готовы оформить это как встречные соцобязательства на период ремонта. Но... никакой реакции, никакого представителя от БСРЗ к нам не последовало, Хотя в порту мы стоим уже вторую неделю.
— Откликнитесь же, товарищи с БСРЗ! Только от вас зависит, найдет ли своего рода оценку и поддержку инициатива, проявленная экипажем «Феодора Окна» на промысле, где рыбаки приложили максимум старания и энергии в борьбе за выполнение напряженного плана пятилетки. Вот примеры этой инициативы.
...Трудностей предстоящего рейса никто не замалчивал и не преуменьшал. Но и не запугивали ими людей. Командование БМРТ, коммунисты, опытные рыбаки подчеркивали на собраниях, в индивидуальных беседах; успех зависит от каждого, его знаний, добросовестности, умения. Много новичков, молодых — но им есть, у кого учиться, перенять опыт. Неуверенность в технике, — мол, изношена и т. д. — но вы, как следует, вникните в нее, узнайте все ее капризы, особенности эксплуатации и соответственно обращайтесь со своим заведованием, промвооружением.
И когда в начале промысла захандрили филетировочные машины — недостаточная производительность, немедленно был командирован слесарь Владимир Мезев на промышлявший поблизости БМРТ-474, где эти машины работали лучше. Хорошо зная все "плюсы» и «минусы» собственных, Мезев подивился у соседей: нашли же люди такой простой, вроде бы, выход... Вскоре по эскизам Мезева на «Окке» были едва ли не заново переоборудованы филетировочные машины, которые после этого показали себя с наилучшей стороны.
Вот так — спокойно и последовательно, с первых же дней рейса выполняли тщательно продуманный план оргтехмероприятий, в составлении которого непосредственно участвовали все члены экипажа. Ну, если и не все, то уж большинство — наверняка. Капитан-директор БМРТ А. Кожурин, чей авторитет среди рыбаков достаточно известен, не только упрашивал — требовал предложений и совершенно нетерпимо относился к равнодушию и равнодушным. Под стать ему и другие командиры и, конечно же, коммунисты. На партийном бюро слушали рыбмастера 1-й комплексной бригады Владимира Ткачева: о личной примерности, расстановке людей, их настроениях и нуждах. Активно, инициативно действовали партийные группы машинной команды (партгрупорг рефмоторист Валерий Попов), обеих комплексных бригад. Хорошо показали себя в рейсе комсомольцы, которые внесли весомый личный вклад в выполнение рейсового задания. Они же брали комсомольское шефство над «красным субботником» в честь 105-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина — на 150—160 процентов в тот день были выполнены, каждым комсомольцем сменные задания... Комсомольское шефство было установлено и над художественной самодеятельностью — под руководством комсорга Геннадия Самойлова и Галины Захаровой.
Итак, ставка на инициативу, творчество людей, ставка, на доверие снова оправдала себя. Там, в океане, на промысле экипаж БМРТ-555 сказал свое слово: как говорят в таких случаях преисполнены решимости достойно завершить девятую пятилетку. Если столь же весомым и ответственным будет слово судоремонтников...

Л. ФИРСОВ.


НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отлично потрудилась в рейсе бригада обработчиков рыбмастера П. Политова, ставшая победительницей внутрисудового соревнования. На верхнем снимке — члены бригады матрос первого класса кандидат в члены КПСС Станислав Редько (слева) и комсомолец матрос Анатолий Нежельский.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пятнадцать лет — таков трудовой стаж в «Океане» старшего помощника капитана Владимира Павловича Исаенко. Коммунист В. П. Исаенко — заочник IV курса Калининградского института рыбной промышленности.

Фото М. Никоноровой.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКАРАУШ Геннадий Васильевич. ПОЗДРАВЛЯЕМ! - 08 07 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старшего помощника капитана БМРТ-253 «Март Саар" КАРАУША Геннадия Васильевича с получением диплома капитана дальнего плавания.
Г В. Карауш работает в рыбной промышленности с 1956 гола, после окончания Таллинского морского рыбного техникума. Плавал вначале матросом, а с 1963 года он стол капитаном СРТ.
В 1971 году окончил высшее Калининградское инженерное морское училище по специальности «Судовождение на морских путях». С 1971 года по настоящее время работает на судах типа БМРТ.
Плавая на рыбодобывающих судах объединения «Океан», он зарекомендовал себя грамотным судоводителем-промысловиком, обладает хорошими организаторскими способностями.
Суда, на которых работал Г. В. Карауш, всегда выполняли производственный план.
Экипаж БМРТ-253, где плавал старшим помощником Г. В. Карауш, за успешное выполнение социалистических обязательств завоевал переходящий вымпел Министерства рыбного хозяйства СССР по итогам первого квартала 1975 года.
Сердечно поздравляем Геннадия Васильевича Карауша с присвоением ему звания капитана дальнего плавания, желаем ему новых трудовых успехов!

И. ПШЕНИЧНИКОВ, начальник дипломной группы ТМРП.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПОДРУЖИЛИСЬ В «ОКЕАНЕ» - 05 07 1975
На фотоснимке — Саша Старков, Витя Кирилко, Алеша Тузник. Они подружились в мореходной школе «Океана» и с тех пор стали неразлучными.
Все трое земляки, с Украины. До службы в армии у каждого была своя профессия, свои занятия. После службы решили свою судьбу связать с морем. Тянула парней морская стихия. Мечтали о больших пароходах. И порешили, стать специалистами моря. Избрали себе специальность рефрижераторных мотористов. Но оказалось, что в ТМШ группа рефмотористов была уже укомплектована. Посоветовавшись, решили учиться на матросов. Уже в мореходной школе царила обстановка моря. Изучали суда, промвооружение.
И вот мечта сбылась, Таллин — Москва, Москва — Дакар— и они на славном труженике моря БМРТ-396 «Иоханнес Рувен".
Позади — переход. И пошел первый, затем второй и третий трал. Трудно молодым парням показалось вначале. Работы было много. Рыбы — полно. Уставали. Но на помощь пришли к ним бывалые матросы - Нигуль Лоопере, Николай Чеглов, Алексей Курушкин. Да к тому же они попали в бригаду опытного рыбмастера Анатолия Борисовича Пискунова.
Втянулись, привыкли. Но учебу не забросили. Саша готовится стать машинистом РМУ. Виктор упорно занимается электротехникой, да к тому же учится в заочной средней школе моряков, Леша в свободное время приходит в машинное отделение, изучает двигатели, хочет держать экзамены на моториста.
Отличные, скромные парни. Занимаются спортом. Всегда жизнерадостные. Принимают участие в общественной жизни судна. Саша Старков держит второе место по шашкам. Пожелаем им больших морских дорог, отличной учебы, успехов в труде! Удачи вам, ребята!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке (слева направо): Саша Старков, Виктор Кирилко и Леша Тузник.

Текст и фото Н. ПИГОЛЬ, нештатного корреспондента «Рыбака Эстонии".
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПИОНЕРСКОЕ ЛЕТО - 05 07 1975
Наступило пионерское лето — пора походов, веселых игр, звонких песен у костра. Миллионы советских ребят отдохнут в этом году в пионерских лагерях.
В одном из них — лагере имени Александра Матросова отдыхает большая группа детей работников ЭРПО «Океан». Удобное и красивое место на берегу Финского залива, свежий воздух, солнце, прекрасные воспитатели, друзья и день, который кажется очень коротким — таким останется в памяти ребят это лето.
Загорелыми и веселыми вернутся они домой с запасом новых впечатлений, зарядом бодрости и здоровья. Быстро промелькнет пионерское лето, и снова — школа. А пока в лесу раздается звонкое: «На зарядку становись!»...

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Мы из пионерского лагеря имени Матросова!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Начинается новый день пионерского лета. Горн зовет на зарядку.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Скоро — конкурс стенгазет. За подготовкой номера — Андрей Космачев, Игорь Никифоров, Сергей и Смета Зоновы.

Текст и фото М. НИКОНОРОВОЙ.
Памяти Ровбут Олега Михайловича«САЯНЫ» НА ТРУДОВОЙ ВАХТЕ – 01 07 1975
День Победы экипаж про¬изводственного рефрижератора «Саяны» встретил в Северном море. В тот радостный светлый день, когда по улицам и пло¬щадям наших городов разли¬вались народные демонстрации, на «Саянах» принимали первую рыбопродукцию.
С утра после торжественно¬го собрания матросы вышли на палубу, спустились в рыбцех, в трюмы, встали на свои «боевые» посты.
Отсчет промыслового време¬ни начался.
— Будем трудиться за себя и за того парня! — заявил от имени экипажа матрос II клас¬са В. Голуб.
Высокие социалистические обязательства взял на себя экипаж ПР «Саяны». «Идя на¬встречу XXV съезду КПСС, — говорится в решении общего собрания, — коллектив обязу¬ется полностью выполнить рей¬совое задание по заморозке ры¬бы и изготовлению филе. Не иметь аварий, поломок техни¬ки, нарушений трудовой дисци¬плины».
Не прошло и полрейса, а по заморозке рыбы экипаж уже близок к выполнению рейсово¬го задания. Иначе обстоит де¬ло с изготовлением филе. Здесь поистине дело в «рыбацком счастье». Ходим, ищем, бороздим море, а крупная филейная рыба так редка...
Но даже при такой промысловой обстановке «Саяны» не сдают своих позиций. Между производственными бригадами развернулось соревнование. Результаты его ежедневно передаются по радио, отражаются в наглядной агитации.
Лучших показателей добилась бригада Николая Мороза. Только за одни сутки — 9 июня — она выполнила суточный план на 170 процентов. Ко дню выборов этой бригаде вручен переходящий вымпел. Передовикам бригады Дегтяреву, Рябинину, Теплякову, Блинову выданы денежные премии. Об их опыте рассказано в судовой газете «Маяк».
При каждой швартовке члены экипажа с нетерпением смотрят на палубы тральщиков — не мелковата ли рыбешка?
Все на подвахту! В ней участвуют механики, мотористы, машинисты, электрики, повара, уборщицы, обслуживающий персонал. В горячие моменты на подвахту выходит весь командный состав во главе с капитаном. Личный пример — прежде всего.
В начале рейса можно было услышать разговоры о том, что, мол, «Саяны» — это "перевалбаза»: люди каждый раз меняются, опытных забирают — присылают молодежь, на успех рассчитывать нечего. Сейчас такие разговоры прекратились. На партийных, комсомольских, общих собраниях, в личных беседах удалось развеять пессимизм. А главное, удалось мобилизовать «старичков»; их долг — помочь молодежи, быстрее ввести ее в строй, приобщить к производству.
Прошел лишь месяц, и «зеленых» почти не стало. Все подравнялись, подтянулись. Матросы II класса Н. Гончарук и А. Мосин впервые в море. Это их первый выход, но уже на третьей неделе рейса они не только хорошо освоили свои обязанности, и теперь могут при случае подменить товарищей, в нужный момент встать на укладку, упаковку, расфасовку.
Борясь за увеличение количества изготовленной рыбопродукции, члены экипажа не забывают и качественную сторону дела. Созданная на судне комиссия народного контроля во главе с технологом А. И. Вейнбергом строго следит за соблюдением режима заморозки, за качеством принимаемой на борт рыбы, за правилами изготовления филе.
Экипаж ПР «Саяны», встав на трудовую вахту и честь XXV съезда КПСС, сделает все для успешного выполнения плана.

В. ВАСИЛЬЕВ, первый помощник капитана.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаМОТОРИСТ ГРИГОРИЙ БАТУХНО - 01 07 1975
В беседе с Григорием Ильичом я задал ему такой вопрос:
— Вы уже двадцать лет трудитесь на флоте по одной специальности — мотористом; а не думали ли освоить другое дело, занять должность повыше, пойти для этого на учебу?
Улыбнувшись, он ответил: — Для учебы — возраст уже не тот, добиваю пятый десяток лет. Что касается повышения, то считаю, что не каждый человек, быстро шагающий вверх по служебной лестнице, вполне соответствует новому месту, более высокому посту. Моторы — моя мечта, мое любимое дело, как бы часть меня. Возле моторов я чувствую себя на настоящем месте, чувствую себя самим собой.
Свое хозяйство Григорий Ильич отлично освоил во время действительной военной службы на боевых кораблях. После демобилизации в 1945 году он служил во вспомогательном флоте, а с 1 января 1962 года пришел в многотысячный коллектив Эстонского рыбопромышленного производственного объединения «Океан». Два рейса совершил на средних рыболовных траулерах, а затем перешел на большие.
На БМРТ «Оскар Лутс" и «Иоханнес Рувен» под руководством стармехов Евгения Александровича Подольского и Бориса Серафимовича Максимова он освоил более сложную, чем на СРТ, технику, мощные дизели и другие агрегаты. Знание слесарного и токарного дела помогает ему активно, творчески принимать участие в саморемонте. За время работы им подано несколько рационализаторских предложений.
Коммунист с 1969 года, Григории Ильич за свое трудолюбие пользуется авторитетом в коллективе. Он сознательно, с полной отдачей сил включается в общие мероприятия экипажа. На подвахте, в напряженные моменты, он мастерски владеет шкерочным ножом, на выгрузке рыбопродукции стоит на лебедке.
На разных траулерах он проявил себя и как общественник. Избирался членом судкома, в комиссию по контролю за деятельностью администрации.
— Самому мне не пришлось сражаться на фронтах Великой Отечественной войны, — говорит Григорий Ильич.
— Там сражались отец и старший брат. Поэтому я хочу трудом внести свой вклад в строительство коммунизма.
Доволен моторист и своим предприятием. Два года назад его семье «Океан» предоставил хорошую трехкомнатную квартиру.
Сердечный отзыв о заслуженном ветеране объединения дают его товарищи.
— О Григории Ильиче Батухно я слышал как об опытном мотористе первого класса еще до того, как пришлось с ним работать вместе на одном судне, — сказал второй механик Леонид Александрович Маркварт. — Он хорошо знает свою специальность, свое заведование — дизели, устройства, системы и механизмы. Безупречен в несении вахтенной службы, смену сдает без замечании. Человек он выдержанный, скромный, с товарищами искренен.
За свой труд в девятой пятилетке ветеран ЭРПО «Оке-пи» моторист первого класса Григорий Ильич Батухно награжден орденом Трудовой Славы третьей степени.

А. НЕСТЕРОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТР «Бриз». НЕУГАСИМЫЙ ОГОНЕК - 28 06 1975
«Благодарим за скоростную обработку и высокоорганизованную приемку рыбопродукции!» Такую оценку дали работе коллектива транспортного рефрижератора «Бриз» (капитан-директор К. Роман) экипажи траулеров и промсовет в Центрально-Восточной Атлантике,
Сто пятьдесят суток длился рейс судна, с 13 января по 4 июня. «Бриз» доставлял снабжение добывающему флоту, дважды посетил порты западно-африканских государств с грузом рыбопродукции по инпоставкам.
В социалистическом соревновании первая роль принадлежала комсомольцам и молодежи рефрижератора. Особенно они отличились на грузовых операциях. Ежесуточная норма приемки готовой продукции с больших морозильных рыболовных траулеров намного перекрывалась, порой достигала 500—600 тонн. Это давало возможность добывающим судам экономить время для дополнительных тралений, увеличения добычи и выработки продукции. Первое место в соревновании за рейс заняла бригада старшего матроса Сергея Дуплия, имеющего шестилетний стаж работы на рыбопромысловом флоте.
Почти все молодые моряки судна являются ударниками коммунистического труда. В рейсе это звание завоевали еще шесть человек. За отличные показатели в труде приказом капитана-директора отмечены 22 передовика.
Высоко оценен производственный вклад комсомольцев в борьбе за досрочное завершение девятого пятилетнего плана. Десять комсомольцев стали кавалерами серебряного знака ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки». По палубной команде этой почетной награды удостоились матросы первого класса Николай Валиахметов, Сергей Шмеретский, Анатолий Бондаревский и другие. Из коллектива машинной команды награждены механики Энн Соовик и Борис Огнев, мотористы Владимир Бессалов, Владимир Андреев, Михаил Деев. В числе кавалеров знака — старший повар Нина Литовченко.
В общественной жизни, политучебе, спорте, организации отдыха — всюду молодежь вносила живую, бодрую струю. В сети политпросвещения закончено изучение материалов по теме «Основы экономических знаний». Руководителями занятий были первый помощник капитана Роберт Кирш, слушатель университета марксизма-ленинизма токарь Мирослав Флорескул и четвертый механик Энн Соовик.
В стенгазете «Бриз», фотогазете, «Комсомольском прожекторе» отражалась многогранная деятельность всего коллектива рефрижератора в период его долгого плавания в Атлантике.
При большом количестве участников и болельщиков проходили на судне состязания по стрельбе, настольному теннису, короне. В Порт-Харкорте на стадионе местного колледжа при многотысячном стечении местных зрителей, в основном студентов и учащихся, состоялся интересный футбольный матч между командами «Бриза» и теплохода «Днепрогэс» Мурманского пароходства.
Интересные мероприятия подготавливались к знаменательным датам — Дню Советской Армии, Международному женскому дню, 105-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, I Мая и к 30-летию Победы.
Из рейса в рейс на «Бризе» ярко горит огонь комсомольской инициативы.

А. НЕСТЕРОВ,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Сергей Дуплий, Иван Русакович, Михаил Масквин, Владимир Люкманов, Игорь Рослый матросы ТР Бриз
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВСЕГДА С МОРЕМ - 28 06 1975
Мы встретились с Ниной Алексеевной Ивановой в ее каюте на производственном рефрижераторе «Советская Родина». Судно, не так давно пришедшее из рейса, жило своей повседневной жизнью. Дел много и у заведующей бельевым хозяйством Нины Ивановой. Во время нашей беседы в каюту постоянно кто-нибудь заглядывал:
— Алексеевна, мне бы вещи сдать _ всякий раз повторялась эта просьба.
— Да, на берегу у меня работы тоже немало, — говорит Нина Алексеевна. — Нужно принять белье у всех; кто списывается, выдать чистое новичкам.
Ну, а в море... в море работы тоже много. Надо постоянно следить за чистотой белья в каютах, в буфете, на камбузе. Небольшие вещи Нина Алексеевна стирает во время рейса в своей прачечной, а большие заготавливает на берегу на все время плавания. Ну вот случилось: разорвалось чье-то полотенце. Для этого случая у Нины Алексеевны есть швейная машинка, и она заботливо и аккуратно штопает и чинит.
Всегда добросовестное отношение к труду Ивановой вскоре заметили все на судне. Ей было присвоено высокое звание ударника коммунистического труда. На судовой Доске почета — она единственная женщина. А не так давно весь экипаж узнал о трудной военной ее судьбе.
В дни майских праздников судно находилось в рейсе. 9 мая на нем состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Победы. На собрании выступила и Нина Алексеевна. Говорить было тяжело. Слишком глубокие раны нанесла ей война: погиб отец, пропала без вести мама.
С тяготами и лишениями войны Нина встретилась шестнадцатилетней девушкой. В своем родном Новгороде закончила курсы медицинских сестер и была направлена санинструктором на передовую. И там, на передовой, оставалась она на протяжении почти всей войны. И как только кончался бой, на свой бой за жизнь раненых выходили медсестры... За участие в Великой Отечественной войне Нина Алексеевна была награждена многими медалями.
Ho вот война осталась позади. Развалинами встретил молоденькую медицинскую сестру родной город. Нина на время решила остаться в Новгороде, но слишком тяжелы были воспоминания. А тут пришло письмо от однополчанин Марии Бормотовой, которая звала свою фронтовую подругу в Таллин.
И вот уже Нину встречает эстонская столица. Долгое время проработала она на стройке, освоив специальность маляра. А четыре года назад пришла в Эстонское рыбопромышленное производственное объединение «Океан». И тут появилась у нее потребность всегда быть с морем, с людьми, которые уходят в далекие плавания.
— Быть может, сказалось и то, — рассказывает Нина Алексеевна, — что первое свое плавание делала с отличными и отзывчивыми людьми, которые всегда приходили мне на помощь. А подмога мне в то время очень была нужна. Всю свою жизнь я была сухопутным человеком, а тут пришлось менять свои привычки, осваивать новое дело. Но как будто справилась...
Да, действительно, она отлично преодолела все трудности, а труд ее, на первый взгляд незаметный, очень необходим. Ее заботливым женским рукам приходится делать трудную работу.
За годы работы в нашем объединении Иванова ходила на больших морозильных рыболовных траулерах «Каарел Лийманд», «Каскад», на производственном рефрижераторе «Альбатрос». Сейчас Нина Алексеевна уже в третьем рейсе на ПР «Советская Родина». Здесь, кроме своей основной работы, она активный член судового комитета. На промысле часто выходит на подвахты в помощь рыбообработчикам. За годы плавания сдружилась она со многими, у всех пользуется заслуженным уважением.
А когда судно приходит в родной порт, ее всегда встречают дочери Эльфрида и Галина, и три маленькие внучки. Вот и сейчас на столе в ее каюте стоят цветы — как знак внимания и уважения, как радость встречи.


Н. КРУТИКОВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИВАН ПРОЦЮК, МАСТЕР ДОБЫЧИ- 26 06 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— Здравствуйте, Иван Андронович!
— Привет!
— Как дела?
— Плохи дела, плохи.
— А что такое?
— Ну как что? Рыбалка неважная. Штормит. Не всегда есть рыба.
Сдвигаются его густые брови, и замечаешь озабоченный, усталый вид этого человека.
Кто он, Иван Андронович Процюк?
В судовой роли сказано: старший мастер добычи.
Смотрю я на него и завидую этому доброму, талантливому человеку, его мозолистым рыбацким рукам.
Дождь, слякоть, а он там, на палубе, среди добытчиков осуществляет постановку и выборку трала. И в любое время дня привыкли мы видеть его в брезентухе. То чинит порывы в трале, то настраивает новый. Да, такой он у нас неспокойный и трудолюбивый человек. А сколько в нем добра, душевности и простоты. Как легко вступает в разговор, а споры превращает в шутки!
Как удается одному такому человеку обладать сразу столькими добрыми качествами и ни капелькой зла? Иногда, правда, возьмет зло из-за неудачной рыбалки или порыва трала. И то эти чувства не выходят наружу, не отражаются на людях, а остаются глубоко внутри.
— А как же отдых?
— Отдых? Улыбнувшись, Иван Андронович сказал:
— Труд люблю. Труд — это моя жизнь. Считаю, что счастлив лишь тот человек, который своим трудом приносит людям пользу. А без работы я не могу. Наверное, в этом и заключается мой отдых!
Да, хорошо сказано: жизнь — это труд.
А вот как сложилась жизнь у Ивана Андроновича Процюка.
Родился он на Украине, в Хмельницкой области, в селе Красилово. Вся семья Процюк
— колхозной династии. И с раннего детства Ваня помогал отцу и матери в поле.
Но вот черной тучей затянуло небо 22 нюня 1941 года. Начало Великой Отечественной войны. Многие и многие уходили на фронт для борьбы против немецко-фашистских захватчиков. Ушел и Андрон Процюк, отец Ивана.
— Ваня, — сказал ему отец,
— ты у нас старшенький, береги маму, помогай малышам.
А Ване в то время было самому 8 лет. Вся мужская работа легла на его плечи.
В те тяжелые годы войны наша страна очень нуждалась в хлебе, в поле работали только старики, женщины и дети.
Но прояснилось небо 9 мая 1945 года. Этот солнечный день был днем Победы.
Многие пришли с войны инвалидами. Многие вовсе не вернулись на то мирное, родное поле, где до войны они пахали, сеяли и жали.
В 1946 году пришел в родное село и отец Ивана. Он радовался тому, что залечивает многострадальная земля свои раны, что плугами вспаханo поле, а не бомбами, что стогуют сено за рекой, что растут там и здесь новые хаты.
Ваня был рад приходу отца, гордился его наградами. Но эта радость была недолгой. Не прошло и трех недель, как о себе дала знать еще раз война в семье Процюка. Умер отец Ивана. Но то, о чем мечтал он, сбылось! Заколосились поля хлебами. Зацвели сады...
Отступило и горе с годами...
В 1949 году Иван Процюк закончил вечернюю школу и поступил в Львовское ремесленное училище. А уже в 1951 году его окончил и по специальности литейщика направляется в Одессу, на завод имени Октябрьской революции.
А потом служба на флоте, В I956 году, демобилизовавшись, Иван Андронович остается по месту службы в Таллине. Работает в порту. Закончив курсы мастеров добычи, в 1961 году поступает на работу в ЭРПО «Океан".
14 лет связан Иван Андронович Процюк с морем. За это время не раз повышал технические знания, стал старшим мастером добычи. Большая практика у него. На многих судах типа «Атлантик" и БМРТ плавал он. Вот уже шестой шестимесячный рейс Иван Андронович делает на нашем судне-ветеране БМРТ-396 «Иоханнес Рувен».
За этот большой период работы внедрено им много нового в деле добычи. Благодаря его богатому опыту много раз суда, где он плавал, выходили победителями в социалистическом соревновании. Его трудовые успехи много раз были отмечены благодарностями и почетными грамотами администрации судов и ЭРПО «Океан».
Много хорошего и полезного передал Иван Андронович молодым тралмастерам, а сколько он еще передаст!
В канун праздника — Дня рыбака экипаж нашего судна поздравляет Ивана Андроновича Процюка. Желаем ему большой плодотворной работы на благо нашей Родины и народа. Счастья и здоровья!

Н. Пиголь.
Фото Я. ВИЙГИ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРТМС «Мустъярв». РАПОРТУЯ РОДИНЕ ДЕЛАМИ... - 24 06 1975
И СНОВА есть о чем рапортовать 9-й пятилетке рыбакам РТМС «Мустъярв»: как и в предыдущем рейсе, экипаж не только успешно справился с заданием, но и по ряду показателей перевыполнил его. На днях судно вернулось из рейса в Северо-Западную Атлантику, где промысел проходил в неблагоприятных условиях.
— Чем же объясняется успех, достигнутый экипажем? — с таким вопросом обратилась редакция «Рыбака Эстонии» к первому помощнику капитана РТМС Николаю Васильевичу Шумилину.
— Уж, конечно, не пресловутой «рыбацкой удачей»... Времена всяких везений и удач теперь безвозвратно уходят в прошлое. Конечно, успех, о котором вы говорите, немыслим без передовой техники — а в нашем распоряжении первоклассный «суператлантик"... Но, в конечном счете, все зависит от людей, их настроя, отношения к делу и, само собой, профессионализма. Мы уже докладывали в партийный комитет объединения: нынешний рейс проходил под знаком социалистического соревнования за успешное выполнение заданий последнего, завершающего года девятой пятилетки. Подчеркну еще раз: это патриотическое движение рыбаков носило действительно массовый и деловой характер, участником его был каждый член экипажа. Имею в виду как соревнование внутри экипажа, так и парное: соперник нам достался сильный
— экипаж РТМС «Саадъярв». В этом мы убедились в прошлом рейсе — в Центрально-Восточную Атлантику. В тот раз победителями стали мы. А теперь?.. Итоги еще не подведены, так что поживем — увидим. Но, кто бы ни оказался победителем, соперничество будет продолжаться, тем более — грядет такое историческое событие — XXV съезд КПСС.
— Опять же, известно, в соревновании победители бывают, побежденных — нет; и «Саадъярв», и ваш «Мустъярв» выполнили плановые задания, это — несомненная победа обоих экипажей. А выполнение заданий пятилетки — также и трудовые подарки партийному съезду.
— Совершенно согласен с вами. Фактически соревнование за достойную встречу XXV съезда КПСС уже идет, оно органически связано с движением за успешное выполнение заданий девятой пятилетки. Именно такое значение мы придавали соревнованию и в этом рейсе.
— Пожалуйста, подробней: как оно было организовано на судне и какие результаты дало?
— Начать следует с социалистического соревнования между бригадами. Носило оно весьма оживленный характер. Промысел пришлось вести, как я уже говорил, в далеко не благоприятных условиях, когда, если так выразиться, дорога каждая рыбка... Соперники, понятно, очень ревностно следили друг за другом, старались вовсю. И, понятно, результаты соревнования, итоги подводились систематически и скрупулезно. В условиях настоящего трудового соперничества это как бы разумеется само собой. Так
вот, победителем стала первая комплексная бригада мастера рыбообработки Михаила Вялого. Это известный на судне человек, победитель социалистического соревнования 1974 года, активный общественник, член товарищеского суда. Занесен в судовую Книгу почета. Сменные задания его бригадой постоянно выполнялись на 150 — 200 процентов (разумеется, при наличии сырья).
Довольно энергично проходило в рейсе и соревнование по вахтам. Итоги его подводились трижды за рейс. Первое место пришлось поделить между вахтами второго механика Владимира Олейника и второго помощника капитана Александра Клещеева — и та, и другая набрали одинаковое число баллов. Кстати сказать, коммунист Олейник аттестован на старшего механика, является председателем партийной комиссии по контролю за хозяйственной деятельностью администрации. Хочется отметить и старшего моториста Виктора Скорлякова из его вахты, это лучший моторист РТМС, завоевавший почетное звание в соревновании за звание лучшего по профессии.
Далее. Внутрисудовое соревнование между службами: первое место здесь завоевала производственная, которую возглавляет технолог Сергей Ваганов, один из лучших специалистов нашего «супера», коммунист. В прошлом матрос, окончил Таллинское мореходное училище рыбной промышленности, плавал мастером обработки, был помощником капитана БМРТ по производству. Словом, знает рыбацкое дело от «а» до «я»...
В рейсе еще раз продемонстрировало свою действенность и популярность, и соревнование на лучшего по профессии. Обладателями этого почетного звания во время промысла стали 11 человек. Среди них — рефмоторист Владимир Усачев, занесенный на судовую Доску почета — как за основную, по специальности, так и за общественную работу: он заведовал библиотекой, оформлял стенд «Последние известия», старший электрик Ромуальд Ластовский, он же наш киномеханик, и другие рыбаки.
— Нам известно, Николай Васильевич, что во время рейса на РТМС «Мустъярв» проводилась значительная работа по наставничеству. Вопрос этот, конечно, слишком большой, чтобы раскрыть его в этом интервью, поэтому я ограничусь здесь одной его стороной; как связано движение наставничества с соревнованием?
— Социалистическое соревнование немыслимо без обмена передовым опытом и пропаганды такового, это известное ленинское положение. А наставничество — своего рода активная и действенная и, я бы сказал, живая форма пропаганды и распространения такого опыта. В этом смысле мы, собственно, ничего не «придумывали", развивая движение наставничества на своем судне, а в основу разработанных нами «Положения о наставничестве» и «Памятки наставнику» положили опыт, накопленный как у нас на судне, так и на других судах ЭРПО «Океан». Об этом, действительно, следует поговорить особо, а пока только замечу: в движении наставников приняли самое активное и заинтересованное участие как опытные, так и молодые рыбаки, и опять-таки возглавили это движение коммунисты и комсомольцы.
— Как вообще показали себя комсомольцы?
— Ну, об их делах отчасти уже писалось в газете. Это и Ленинские уроки «Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет», посвященный обмену комсомольских билетов и прошедший с большим подъемом, и «Героический подвиг советского народа бессмертен», проведенный в канун праздника Великой Победы — тогда перед комсомольцами выступил наш ветеран Отечественной войны, заслуженный рыбак ЭССР, старший механик судна Владимир Яковлевич Бабич. Это и «Комсомольский прожектор», не дававший спуску любителям «сачкануть», и другие добрые начинания: участие в соревновании на лучшую каюту, а также в художественной самодеятельности, организация «Конкурса сообразительных мустъярвесцев», шахматно-шашечных турниров, конкурсов на лучшие фотоснимки, рассказы, даже стихи (кстати сказать, жюри конкурса рекомендовало опубликовать в вашей газете стихотворение старшего электрика Ромуальда Ластовского, так что надеемся увидеть...).
Думаю, комсомольцы, которых возглавляет секретарь бюро четвертый механик Анатолий Назарок, — он в числе лучших людей судна занесен в Книгу и на Доску Почета — и сами довольны той большой и очень нужной работой, которую они проделали в этом рейсе.
Все это нам пригодится и впредь — опыт соревнования, политической и экономической учебы, организации досуга на промысле. Ведь главный, самый ответственный для нас рейс — впереди, он будет уже непосредственно посвящен приближающемуся XXV съезду КПСС.