Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЗОЛОТЫЕ РУКИ – 08 03 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НЕТ, НАВЕРНОЕ, рыбака в нашем объединении, который бы не знал Марию Карловну Короткову, которую все за простоту, общительность, сердечность называют просто и уважительно - Карловна.
Мне же удалось познакомиться Марией Карловной в большой и памятный день ее жизни, когда ей была в торжественной обстановке вручена медаль "Ветеран труда» и когда старейшую морячку провожали на заслуженный отдых. Молодо выглядела в эти минуты Мария Карловна и чуть печально. Печаль объяснялась очень просто: Мария Карловна хотела еще сходить не один раз в море, но врачи наложили временный запрет, и ей пришлось с этим смириться.
- Не могу я без моря, без веселых и трудолюбивых рыбаков, без чаек, — говорит Мария Карловна. — Поверите ли, как услышу гудок, так и кажется, что голос моря зовет меня. Жалко лишь, что я так поздно связала свою жизнь c морем. Да, действительно, Мария Карловна сделала свой первый рейс лишь в сорок лет. Случилось это так. Мария Карловна работала бухгалтером материального отдела в тресте «Таллинстрой». Специальность ей нравилась, но материально жилось трудновато. И вот подруга посоветовала пойти ей в море.
- Да у меня же нет морской специальности, — удивилась Карловна.
— А там и бухгалтера нужны, — заметила подруга, тоже бухгалтер, — без нашей профессии и моряки не обходятся.
Недолго думая, Мария Карловна пошла в отдел кадров флота и вскоре, а было это в конце декабря 1959 года, вышла в свой первый рейс на «Яне Анвельте». К удивлению бывалых моряков Мария Карловна стойко переносила штормы.
— Бывало, приду обедать и сижу одна за столом, — вспоминает Карловна, — никто есть не хочет, почти всех свалила морская болезнь. Парни все молодые, здоровые, в сыновья мне годятся. То и дело слышу. «Карловна, воды!», «Карловна, помоги!».
Много рейсов сделала Мария Карловна на плавбазе "Иоханнес Варес". И здесь она была бухгалтером, с душой выполняла и все другие поручения. Кто-то приболел - и Мария Карловна охотно заменит камбузницу, официантку, уборщицу... "Золотые руки у нашей Карловны" - это мнение прочно утвердилось за ней.
Скоро флот наш пополнился более квалифицированными, молодыми бухгалтерами. Без претензий, просто и охотно Мария Карловна согласилась идти на БМРТ-253 «Март Саар» заведующей бельевым хозяйством. «У нашей Карловны — образцовый порядок, она как мама заботится о нас», — говорили моряки между собой.
Последние годы Мария Карловна плавала на БМРТ. Была официанткой, уборщицей, буфетчицей. Не один рейс сделала она на БМРТ-564 «Иоханнес Семпер», на БМРТ-489 «Юхан Лийв, БМРТ-368 «Оскар Лутс» и на других судах. Почти пятнадцать лет ходила в море Мария Карловна. За это время ее хорошо узнали и полюбили наши рыбаки, как заботливую хозяйку, добрую женщину, всегда готовую прийти на помощь.
— Как только представится первая же возможность,— говорит Марля Карловна, — снова уйду в море. И не потому, что мне нужен заработок, нет. Государство обеспечило меня высокой пенсией, и я могу жить, как говорится, припеваючи. Мне нужны люди, мне нужно море, которое я поздно для себя открыла, но любовь к которому, будет согревать меня всю оставшуюся жизнь.


П. ЛУГОВСКОЙ.
Памяти Ровбут Олега Михайловича3АЩИТНИЦЫ РОДИНЫ- 08 03 1975
В НЕВЫНОСИМО тяжелых условиях наравне с мужчинами воевали на фронте и работали в тылу советские женщины. Десятки, сотни тысяч их сражались на передовой линии, лицом к лицу с коварным врагом. Многие работали в госпиталях, в службе регулирования движения, обеспечивали боевые действия связью, были зенитчицами, несли службу в частях МПВО... Hе менее тяжелая ноша была и у тех, кто работал в тылу — на заводах, фабриках, в сельском хозяйстве.
Воевать — это не удел, не призвание женщины. Но в те тяжелые для нашей Родины годы страна вынуждена была пойти на призыв женщин в ряды Красной Армии.
У нас в объединении можно встретить тех, кто в 17—20 девических лет с автоматом в руках исправно нес службу солдата-фронтовика. Их более 40. Это медсестры Э. П. Шогель, П. А. Стогнева, В М. Раннева, М. Н. Квасова, Л. И. Брагина, Л. В. Летко, Л. А. Ерофеева, Е. С. Шульга; снайпер 3. С. Киркорова; химинструктор Г. С. Витенко; мастер по вооружению А. И. Кужина; зенитчицы Е. Ф. Кузьмина, В. С. Савинова, E. С. Фадеева, О. П. Пугачева, В. И. Короткова; связистки Л. В. Степанова, Н. В. Тишина, Е. И. Репешко, К. В. Козлова, Н. Ф. Задубровская, П. Ф. Шабля, Л. В. Ермолаева, А. М. Михайлова, У. И. Кулебякина, Р. М. Будылева; военнослужащие штабов В. В. Небылица, Т. И. Клименко, Е. Н. Левшинова, А. В. Николаева, Е. А. Малышева, А. Н. Марипуу, вольнонаемные А. И. Музыченко, А. Г. Калуга, А. Д. Голубева, Е. Н. Евдокимова и другие.
Расскажу лишь о двух из них. Нина Федоровна Задубровская работает в объединении с 1960 года. Она диспетчер по связи, секретарь партийной организации радиоцентра объединения. Миловидная, скромная женщина. Беседуя с ней, не верится, что 30 лет тому назад она встречала День Победы как воин, имеющий за плечами три года боевого пути.
В армию она была призвана в начале 1942 года с первого курса машиностроительного института. Определили курсантом в объединенную школу Волжской военной флотилии, в Сталинград.
Начались дни напряженной учебы. Учились и одновременно работали на строительстве оборонительных укреплении на подступах к городу. Враг шел на юг, рвался к Сталинграду. Днем — учеба и работа, а ночью — дежурство в целях обнаружения сбрасываемых на город вражеских «зажигалок».
В мае поступил приказ: школе эвакуироваться за Волгу. Ночная эвакуация. Вражеская бомба попала в баржу, и она загорелась. Преодолевая опасности, все-таки эвакуировались. А затем опять учеба, тренировки, работа по устройству, размещению школы на новом месте.
И вдруг — победа под Сталинградом! Сколько радости было в сердцах девчат! Нина успешно закончила школу и ее направили на Ладожскую флотилию радиооператором узла связи. Пошли боевые вахты радистки. Каждый день по 10—12 часов, ежедневно, без отдыха, без выходных... Да и вахта не простая: отсидела за ключом свои часы — и конец делу. Нет — за каждой фразой, буквой, сигналом большой смысл: это просьба о помощи, донесения, приказания... И все срочно, срочно, срочно... И хотя Нине было тяжело, она понимала: тем, кому адресуются эти радиограммы, в несколько раз труднее.
Враг не дремал, было обнаружено расположение радиостанции, началась бомбежка... Но вахту радистка не бросила. Так каждый день до конца войны.
Потом была на островах Эстонии, окончание войны встретила уже в Латвии. Услышав долгожданную весть о Победе, не выдержала — заплакала слезами радости.
Служила до 1949 года. А приобретенная во время войны специальность радиста пригодилась и в мирное время.

Эльвина Петровна Шогель встретила войну 19-летней девушкой. Когда началось формирование Эстонского стрелкового корпуса, она вступила в ряды его бойцов. Работала медицинской сестрой, той самой «сестричкой», о которой не может без слов великой благодарности вспоминать оставшийся в живых солдат. Это она — щупленькая, в длинной не по росту шинели, вытащила его, тяжелораненого с поля боя. Под свист пуль, разрывы снарядов, в дождь, слякоть, снег она, выбиваясь из сил, тащила на шинели раненого солдата. А таких на счету Эльвины более 20. Для многих она стала второй матерью. «А не страшно ли было?» — спрашиваю Эльвину. «Страшно и даже очень. Но если бы я не спасла солдата, он погиб бы!» В такие минуты она умела брать себя в руки и руководить собою.
В составе Эстонского стрелкового корпуса Эльвина Петровна прошла весь боевой путь, участвовала в освобождении Великих Лук, Тарту, Таллина, Сааремаа,
Нелегка дальнейшая судьба Э. П. Шогель. В 1948 году погиб в море ее муж. Она осталась одна с дочкой. Как бы ни было трудно, сейчас это все позади. Дочь выросла, у нее своя семья. А Эльвина Петровна сейчас плавает на наших судах.

А. ЛОЩИЛ ИН, председатель совета ветеранов войны объединения «Океан».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: Н. Ф. Задубровская. (Фото военных лет).
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЖЕНЩИНЫ ЦЕХА ОРУДИЙ ЛОВА - 08 03 1975
Цех постройки и ремонта орудий лова, пожалуй, одно из старейших предприятий из всех подразделений Объединения «Океан». Постройкой тралов для разного типа судов, в том числе самых современных — сулератлантиков — здесь занимаются женщины. Нелегкое это дело — из раскроенных отдельных частей сшить качественный трал: нужно, кроме технических навыков, хорошо разбираться в чертежах, а опыт приходит с годами.
Многие, кто работает здесь, ветераны цеха, по десятку и более лет отдали родному предприятию.
Спорится дело в руках Галины Петровны Кузовковой, которая руководит бригадой сетепосадчиц. Ее труд — пример для молодых работниц. Она награждена значком «Победитель социалистического соревнования 1974 года».
14 лет трудится в цехе Вийве Ярвела. Высококвалифицированная сетепосадчица также по итогам работы за прошлый год была названа в числе передовых. Сейчас В. Ярвела доверено обучать профессиональным навыкам молодых.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В. Ярвела среди членов бригады.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Общий вид цехового помещения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Г. П. Кузовкова за работой.

Фото М. Никоноровой.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти ПР «Крейцвальд» и его экипажей. НЕ ПРОСТО УДАЧНЫЙ - ОТЛИЧНЫЙ! - 04 03 1975
Четыре с половиной месяца не были моряки производственного рефрижератора «Крейцвальд» дома, сто тридцать пять дней своим самоотверженным, сплоченным трудом они стремились к тому, чтобы час встречи с родным берегом был радостным и для всего экипажа, и для «Океана», и для близких.
А радость — это, прежде всего, удачно прошедший рейс. Этот же рейс не просто был удачным, он был отличным во всех отношениях. Дружный, высококвалифицированный экипаж достиг в только что закончившемся плавании высоких показателей. Задание по производству мороженой рыбной продукции выполнено на 139 процентов, по выпуску пресервов на 115,1 процента. На инпоставки сдано 789 тонн рыбной продукции высшего сорта, в Таллин доставлено 1206 тонн рыбной продукции. Этот перечень примечательных цифр можно было продолжить. В них вложен труд всего комсомольско-молодежного экипажа. В течение всего рейса шло социалистическое соревнование между бригадами рыбообработчиков, которые возглавляли мастера своего дела Эльдур Мясак и Михаил Дробов.
56 комсомольцев вышли в рейс на ПР «Крейцвальд». Не было цеха, службы, где бы не трудились комсомольцы. Вожак молодежи Виктор Брадулов, сделавший второй рейс в жизни, рассказывает:
— Дружный, хороший коллектив был у нас в этом рейсе. Комсомольцы были первыми и в деле, н в отдыхе, во многих общественных мероприятиях. Пример всему экипажу показывали комсомольцы Михаил Алексеев, Александр Яковлев, Валерий Абрамов и многие, многие другие.
За свой победный рейс экипаж "Крейцвальда», которому до выполнения пятилетнего задания осталось сдать всего 1252 тонны рыбной продукции, был удостоен торжественной встречи в родном порту. Гремел торжественно духовой оркестр, родные вручали цветы. Моряков «Крейцвальда» тепло поздравил с трудовой победой заместитель начальника объединения А. Н. Пшеничный. Капитан-директор рефрижератора Н. Т. Савранчук, который всю девятую пятилетку плавает на «Крейцвальде», доложил о результатах рейса, заверил встречающих в том, что свой пятилетний план экипаж выполнит ко Дню рыбака.

(Наш корр.).
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПР Советская Родина. ХРОНИКА ОДНОГО РЕЙСА - 20 02 1975
• ВКЛАД КОМСОМОЛЬЦЕВ
Торжественно встречали экипаж вернувшегося с промысла ПР «Советская Родина». Моряки справились с рейсовым заданием отлично — его выполнение составило 130 процентов.
О чем говорит этот факт? Конечно, об ударной, напряженной работе всего экипажа. А если учесть, что большинство его — 51 человек — были комсомольцы, то об их большой заслуге.
Хотя опыта и профессиональных навыков не всегда хватало, молодые моряки не огорчались. Было главное — желание работать. Понимая насущные задачи рейса, комсомольский актив во главе с секретарем комсомольской организации Владимиром Крижановским не случайно так часто обращался к вопросам производства. «Жить и трудиться по-ленински», «О повышении производственно-политической активности комсомольцев в свете решений XVII съезда ВЛКСМ» — это лишь некоторые повестки дня комсомольских собраний.
Грамотно разбираться в вопросах производства, понимать высокое назначение социалистического соревнования молодежи помогала экономическая учеба. На каждом занятии, помимо изучения теоретических основ экономики, поднимались проблемы, непосредственно вытекающие из судовой производственной жизни.


БЛАГОДАРНОСТИ ЗА РЕЙС
"Завершающему году ударный труд!» — под таким девизом в конце рейса прошло общесудовое собрание. Члены экипажа обсудили Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому народу, поговорили об итогах рейсах, наметили задачи па межрейсовый период.
За высокие показатели в работе и образцовую дисциплину на собрании было поощрено немало комсомольцев. 13 членам ВЛКСМ объявили благодарности - рыбмастеру Юрию Данилову, матросу Николаю Ветрову, буфетчице Светлане Харитоновой. Восемь комсомольцев, среди которых были матросы Имант Буль, Дмитрий Левочкин, Лембит Мойст, премированы.

• РАДИОВЫПУСК «КОМСОМОЛЬСКОГО ПРОЖЕКТОРА»
Этого сообщения на судне ожидали с большой охотой. Не нужно отвлекаться от работы, включил радиоточку — и уз¬наешь о всех неполадках и упущениях, о тех, кто недоста¬точно серьезно относится к де¬лу, от души посмеешься над бьющим в цель фельетоном.
Бесспорно, карикатуры, по¬мещенные в «КП», смешны. Но материалам радиовыпусков также не откажешь в остро¬умии и меткости, да еще, если они были разительно прочитаны. У радиовыпуска было главное достоинство — оперативность
Подготовка этих передач бы¬ла делом коллективным. Са¬мыми активными ее выпускаю¬щими считались комсомольцы Владимир Андрусенко, Светла¬на Харитонова, Виктор Литвинчук и некоторые другие.

СУДОВОЙ ПОЛИТИНФОРМАТОР
Если назвать III электроме¬ханика В. Андрусенко челове¬ком уважаемым на судне, ни¬кто не возразит. Нужно ли подготовить программу конфе¬ранса к вечеру отдыха — по¬жалуйста, некому прочитать дикторский текст по радио, — он поможет. Обратись к нему по любому поводу — по рабо¬те ли, с поручением — всегда предложит свои услуги.
Но, пожалуй, больше всего его ценили как политинформа¬тора. В. Андрусенко прочел немало лекций. На какую бы они тему ни были, все они от¬личались глубиной подготовки, продуманностью, подбором ин¬тересного материала.


ПРАЗДНИК В МОРЕ
Встреча Нового года — же¬ланный праздник. В море осо¬бенно. Поэтому подготовка к новогоднему вечеру началась заблаговременно. Была состав¬лена программа, просматри¬вались номера художественной самодеятельности. Многие комсомольцы пожелали участвовать в концерте. На¬шлись и чтецы, и певцы, и му¬зыканты. Всем особенно понра¬вились выступления Виктора Литвинчука и Вальтера Ягера, Татьяны Оляниной и Николая Ветрова, Владимира Андрусен¬ко и Владимира Крижановского. Атмосферу праздника со¬здали красочно оформленная столовая, специальным выпуск стенной газеты.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Хорошо работали в недавно закончившемся рейсе на производственном рефрижераторе «Советская Родина» рыбообработчик Николай Канарейкин (слева), третий электромеханик Владимир Андрусенко, электрик Владимир Крижановский. Они вносили свой весомый вклад не только в трудовые успехи экипажа, но и вели большую общественную работу. Владимир Крижановский, например, был секретарем комсомольской организации, инициатором проведении многих интересных вечеров отдыха. Активно участвовали в общественной работе и комсомольцы Николай Канарейкин и Владимир Андрусенко.

Фото М. Никоноровой.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВСТРЕЧА НА «OTTO РЯСТАСЕ» - 18 02 1975
Большой морозильный рыболовный траулер 185 «Отто Рястас" уже вышел в район промысла. Культбаза плавсостава ЭРПО "Океан» совместно с директором бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей Эстонской ССР Эрмионией Антсон организовали на судне интересную встречу. В гости к экипажу пришли друзья и соратники эстонского революционера Отто Рястаса, его дочь начальник планового отдела судоремонтного завода ЭРПО «Океан" Майя Оттовна Сегень.
Линда Сальм и Альма Варман много лет знали Рястаса по революционной борьбе. В своих выступлениях они рассказали членам экипажа, каким запомнили Рястаса как идейного руководителя эстонского пролетариата. Майя Сегень подарила экипажу фотопортрет своего отца.
Ответное слово взял капитан-директор БМРТ-185 «Отто Рястас» Вадим Иванович Минаев. Он поблагодарил гостей за посещение судна и заверил, что экипаж приложит все усилия, чтобы своим трудом оправдать оказанное ему доверие. Рыбаки судна обязались, с честью нести имя эстонского революционера и борца за народное счастье на берту своего судна.
От партийной организации объединения выступил заместитель секретаря парткома Виктор Мартынович Юрман.
Гостям были преподнесены цветы.
После торжественной части солисты Государственного академического театра «Эстония» Тийт Трала, Иллард Орав, Хайли Саммельсельг, исполнили под аккомпанемент Венды Тамман эстонские, русские, итальянские песни.
Гости пожелали экипажу удачного рейса.

(Наш корр.).
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПБ «Рыбак Балтики». Снимают фотолюбители «Океана" - 18 02 1975
Подходит к концу рейс плавбазы «Рыбак Балтики» — экипажу осталось быть на промысле менее месяца. Отлично трудится коллектив судна в этом рейсе: по итогам четвертого квартала экипаж награжден переходящим вымпелом Министерства рыбного хозяйства СССР и первой денежной премией. Несмотря на нелегкую промысловую обстановку, среднесуточный прием и заморозка рыбы превышают запланированные показатели.
Но экипаж "Рыбака Балтики» занят не только работой — моряки учатся, отдыхают, с увлечением занимаются спортом.

НА СНИМКЕ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— волейбольный матч на палубе «Рыбака Балтики».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— концерт художественной самодеятельности, выступает буфетчица Марина Абабий.

Фото В. Грузинова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПярнуский УКК. УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ — КУЗНИЦА КАДРОВ - 15 02 1975
Немаловажную роль в выполнении производственных планов коллективом объединения «Океан» играет Пярнуский учебно-курсовой комбинат, который готовит кадры для рыбного флота и береговых предприятий. Планом предусмотрено подготовить в этом году 1336 специалистов, из них 600 матросов.
Необходимость в овладевшими техникой кадрами — актуальный вопрос сегодняшнего дня, когда флот и предприятия нашего объединения пополняются новейшими судами и техникой.
Трудная, но благородная задача — подготовить и воспитать грамотных, инициативных, дисциплинированных специалистов разных профессий. Сотрудники и преподаватели учебно-курсового комбината, встречая в этом году свой 30-летний юбилей, с чувством ответственности за порученное дело взяли на себя обязательства готовить флоту и предприятиям только грамотные и высококвалифицированные кадры.
С этой целью вновь укомплектованы составы цикловых комиссий по изучению общественно-политических наук, морского и рыболовного дела, судомеханических дисциплин, оборудован кабинет организации труда, дополнительно оборудуются стенды по морской практике и другим предметам. Начался ремонт здания, где впоследствии будут размещены клуб и библиотека. Это даст возможность усилить политико-воспитательную, культурно-массовую и внеклассную работу среди курсантов, а также расширить жилую площадь для курсантов, за счет чего можно будет увеличить контингент одновременно обучающихся. Здесь же будут оборудованы мастерские по такелажным работам.
Контроль за качеством преподавания, за состоянием дисциплины среди курсантов, увеличение производственных занятий непосредственно на судах и в цехах, рыбных предприятий Пярну - все это не замедлило сказаться на результатах работы. Так, в январе этого года мы выпустили три группы: две группы матросов в количестве 62 человека и группу боцманов (16 человек). На квалификационных экзаменах курсанты этих групп показали хорошие знания. За этим кроется большая и кропотливая работа преподавательского состава.
Немало бывших выпускников комбината ныне занимают командные посты в рыбопромысловом флоте и береговых предприятиях. Заслуженным рыбаком республики стал Василий Сечко, многие награждены орденами и медалями.
Самоотверженным трудом прославили свои имена капитаны судов Герой Социалистического Труда М. Оад, В. Клооп, Я. Вахкель, Р. Лепп, Т. Петров, Э. Оргмаа, В. Пахльберг, Э. Вырклаэв.
Широко известны в рыбной промышленности республики А. Мыйстус, Н. Кутузов, В. Черепанов, Ю. Дергунов, Э. Тамм, С. Сенкевич, Э. Анила, Ю. Шабунин, К. Андерсон, А. Синецкий, А. Захаром и многие другие. Все они и сотни других передовиков рыбного промысла начали свой славный путь моряка после окончания учебы в нашем комбинате.
Большая заслуга по подготовке высококвалифицированных и дисциплинированных кадров принадлежит прежде всего преподавателям В. Каруласу, Р. Курго, X. Хейнлайд, А. Кукк, И. Сякки, В. Милаеву, И. Меос, Р. Лайкме и другим, которые имеют большой опыт работы на судах рыбной промышленности, глубокие знания, педагогические навыки.
Хочется также обратиться и к партийным, комсомольским и профсоюзным организациям судов флота, чтобы они заботливо встречали выпускников нашего учебного комбината, продолжали воспитание матросов и других специалистов в составе своих экипажей. Этим самым мы закрепим кадры и ликвидируем их текучесть.
Коллектив работников и преподавателей учебно-курсового комбината и впредь будет прилагать все усилия, чтобы работать еще успешнее, чтобы с честью выполнить свой долг по обучению и воспитанию специалистов для рыбной промышленности республики.

И. МОСКАЛЕНКО, секретарь партийной организации учебно-курсового комбината ЭРПО "Океан».

Успешно прошли выпускные квалификационные экзамены в группе по подготовке боцманов. Флот «Океана» получил новый отряд квалифицированных специалистов. Лучших результатов добились отлично сдавшие экзамены курсанты П. Борщенко, В. Коробков, А. Малеванный, Б. Гуревич, С. Ходаковский, В. Болсун,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: экзамен по устройству судна сдает курсант А. Малеванный. Фото Р. Лайкме.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТЗШМ. СЧАСТЛИВЫХ ДОРОГ, ВЫПУСКНИКИ! - 15 02 1975
По-праздничному радостные собрались недавно преподаватели и учащиеся Таллинской заочной школы моряков. Заместитель директора школы К. Н. Раттик оглашает решение педсовета о вручении аттестатов выпускникам.
— Без преувеличении можно сказать, что наши выпускники прошли своеобразную школу мужества, — говорит она. — За пять месяцев ими была пройдена программа 11-го класса средней школы. А ведь в то же время все одновременно являются и курсантами Таллинской школы моряков. Правда, не всем оказалась под силу такая нагрузка: из 15 человек, пришедших к нам осенью, закончили школу только 8. Но все они добились хороших результатов.
В этом большая заслуга коллектива учителей, заведующей консультационным пунктом Б. Я. Коган, а также замполита ТМШ В. Р. Пыдера.
Это- не первое испытания на их пути к морю, и пройдено оно с честью.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С напутственным словом выступает К. Н. Раттик.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

От имени своих товарищей учителей благодарит Анатолий Мурахин.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Один из лучших выпускников в ЗШМ Владимир Ищенко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Надеемся вас видеть капитанами!" - говорит Б. Я. Коган.

Текст и фото М. НИКОНОРОВОЙ
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИсполнить свой долг - 13 02 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КОГДА в январе этого года закончился очередной рейс плавбазы «Фридерик Шопен», одного из членов экипажа — Юрия Штефанова — пришли встретить его друзья. Среди них был и его бывший сокурсник Владимир Тедеев, вместе с которым, казалось, еще только вчера сидели на лекциях, сдавали экзамены.
Но годы учебы остались позади. Позади был и первый рейс на «Фридерике Шопене". Пусть не первый (Юра уже встречался с морем во время практики, учась в институте), но от этого не ставший менее трудным. И от выпускника Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства потребовалось немало упорства, физических и духовных сил.
В объединение «Океан» Юрий попал по распределению. В своем первом рейсе на плавбазе «Фридерик Шопен» был дублером второго механика-наладчика. Основные производственные вопросы своей специальности, связанные с обеспечением бесперебойной работы технологического оборудования, освоил довольно быстро. Но, пожалуй, самым главным было то, что Юра никогда не чувствовал себя на судне лишним человеком. Хотя, конечно же, были и различные трудности, особенно на первых порах.
— Сначала боялся принимать самостоятельные решения, — рассказывает Юра. — Потом, однако, освоился и старался вникать во все вопросы. И уже тогда пытаешься делать все сам, многое решаешь самостоятельно.
Во время рейса молодому специалисту всегда приходили па помощь более опытные товарищи. С благодарностью вспоминает он своих наставников — старшего механика-наладчика Пээтера Пао и второго механика-наладчика А. А. Горохова.
Инициатива, проявленная каждым человеком в общем труде, личная заинтересованность каждого в результатах своего труда — очень важны в любой работе. И эту важную черту хорошо усвоил молодой специалист. Он знакомился с теми особенностями работы, которых еще не знал. Постепенно пришла уверенность в обращении со сложным технологическим оборудованием.
- В море гораздо больше творческого подхода к труду, чем на берегу, — считает Юра - Порой не хватает каких-то материалов и приходится искать резервы, что-то придумывать.
Юра считает себя прежде механиком, а уже потом рыбаком. И думает, что лучше всего приобретать практические навыки по своей специальности на флоте. Отсюда и желание не
только освоить работу, но и улучшить, облегчить некоторые производственные процессы. Во время последнего рейса служба наладчиков подала пять рационализаторских предложений. В их разработке принимал участие и Штефанов.
— Способный, инициативный, вникает в суть дела, - такую характеристику дал ему секретарь партийной организации судна второй механик-наладчик Анатолий Александрович Горохов. - Юра, на мой взгляд, прекрасно освоил свои прямые обязанности.
Не смотря на то, что свободного времени оставалось не так уж много, Юра всегда помогал своим товарищам, которые учились в рейсе.
Находилось время и для участия в спортивной жизни на судне. Юра с удовольствием играл в волейбол в составе второй машинной команды.
Сейчас Юра Штефанов опять в море. В этом рейсе он пошел уже lll механиком-наладчиком.
Он будет закреплять, совершенствовать свои знания, постоянно выполнять трудовой и человеческий долг - работать во имя пятилетки.

Н. КРУТИКОВА.