Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти РТМ-7192 «Юлемисте» и его экипажей. И ВСЕ-ТАКИ - ПОБЕДА! - 14 12 1976
РАВНЕНИЕ - НА МАЯКИ!

ДОЛОГ и труден был путь экипажа. РТМ-7192 «Юлемисте» к этой победе - минувший рейс «атлантика» закончился с такими показателями: план по вылову выполнен на 100,4 процента, пищевой рыбопродукции - 105,4, мороженой - 107 процентов. Экипаж судна внес весомый и достойный вклад в выполнение плана первого года десятой пятилетки нашим объединением. В этом же рейсе взят еще один важный рубеж — рубеж рыбацкой пятилетки: на пищевые цели использовано 80 процентов добытой рыбы-сырца. В трудовую биографию РТМ «Юлемисте» вписана еще одна славная страница.
Еще одна — потому, что немало подобных, добрых дел, а лучше и точнее сказать — рейсов на счету «Юлемисте». Вот привыкли мы всуе употреблять в подобных случаях фразу: «Традиции обязывают». Мол, как же иначе-то. А если и впрямь получилось бы иначе — все ведь к тому шло, как увидим мы ниже...
А ведь они и в самом деле обязывают ко многому — традиции судна, на котором ты оказался впервые, и даже сам отдел кадров не поручится, что останешься здесь еще на один рейс. Ибо, вопреки всем неудачам и неприятностям, которые настоящей лавиной обрушились на моряков РТМ-7192 в этом рейсе, жила, не покидала их вера в конечный успех, победу. Потому что как же иначе-то? На «Юлемисте»?..
Не в слепой надежде, конечно, дело, Дело в капитане, прежде всего, Тоомасе Мурашове-Петрове, одном из опытных капитанов-промысловиков ЭРПО «Океан», которому и доверено было командовать «удачливым» судном в этом тяжелом рейсе. И в его первом помощнике Борисе Ивановиче Кудрявцеве, ветеране нашего объединения — умеет же комиссар поддержать в людях и бодрость духа, и веру друг в друга, и отбой дать «не тем настроениям»... Дело и в начальнике радиостанции — Алексее Приказчикове, который за двоих «вкалывал», когда скис, полностью вышел из строя его напарник-радиооператор.
Но этак рискую я перечислять одного за другим десятки людей, проявивших поистине незаурядную выдержку, если не сказать — мужество в этом многотрудном рейсе РТМ «Юлемисте» в Атлантику. Самыми большими трудностями экипаж судна «обязан» калининградским судоремонтникам из гор. Светлого. Мало того, что из-за неразберихи на СРЗ судно задержалось в ремонте почти на полтора месяца сверх запланированного срока, что повлияло впоследствии на суточные нормы вылова и производства рыбопродукции (в сторону увеличения, понятно). Главное — ремонт целого ряда жизненно важных узлов и механизмов оказался выполненным на скорую руку. Стоило только приступить к промыслу, как начали отказывать траловые, или ваерные лебедки — какой уж тут режим траления, тщательный контроль времени оного и т. п., если нечем выбирать трал... И, напрочь отринув все свои дела, заботы и всевозможные неувязки в собственном «беспокойном хозяйстве» (в машине, конечно, тоже было над чем поломать голову по вине судоремонтников же), устремлялся к злосчастным лебедкам «дед" — старший механик Лев Захаров со своими людьми. И час мороковали они здесь, и три, и больше. И в первый день и в день четвертый, пятый, шестой... Вот что сыграло свою злую роль в первые две недели промысла, когда план по вылону удалось выполнить лишь на 37 процентов, по пищевой продукции — на 43, по мороженой — на 47 процентов. Правда, не только в лебедках было дело, но и в промвооружении: отсутствовал донный трал, которым работали другие суда, а пелагический не сумели настроить добытчики — опыта еще не было.
Так неудачно начиналась работа на промысле. «Юлемисте» находился тогда в Северо-Восточной Атлантике, где решено было задержаться, учитывая благоприятную обстановку. Но к тому времени, когда на судне привели в более или менее «божеский вид» пресловутые лебедки, а добытчики освоились с условиями и спецификой района, обстановка начала ухудшаться и РТМ взял курс в ЦВА.
Переход. Указание из главка; приступить к поиску. Приступили. Обследовали. Спасибо штурманам—когда-то они уже бывали здесь, работали. Быстро сориентировались в неожиданной обстановке, хорошо, грамотно провели поиск. И потом отличились, когда стали работать в промысловом режиме. Заглавная роль тут принадлежит, конечно, старпому — Валерию Серегину, уже не первый рейс плавающему на «Юлемисте». Но и другие штурманы достойны своего шефа — второй помощник Валерий Фатеев и третий — Энн Вайнлоо, ранее плававший на «Юлемисте» рулевым. Так что штурманская служба оказалась действительно сильной. Тем более в сочетании со службой добычи, которой руководили старший мастер Ярослав Чикун и мастер Иван Яремчук, оказавшиеся не просто способными, но даже творческими людьми, по выражению капитана-директора Т. Мурашова-Петрова. Неудача в начале рейса многому научила их — и в плане профессиональном, и психологическом: думай, добытчик, думай, ищи оптимальные решения за дач и комбинированного использования имеющегося промвооружения, коль нет желаемого, и настройки трала буквально в каждом конкретном случае - шаблон опасен тощими подъемами; и мало ли над чем еще приходится ломать голову настоящему добытчику.
Покончили с лебедками (кстати сказать, с товарищеской помощью калининградских рыбаков) — настала очередь рыбомучных агрегатов. Ох, как нахваливали свою работу судоремонтники в Светлом: и это они пере делали, и то — сплошное загляденье! И опробовали то их на заводе — на «ять» действуют... Но опробовали — вхолостую, а на промысле РМУ отказались работать при первых же нагрузках. Агрегаты эти на "атлантиках» штука вообще капризная, а тут еще машинисты РМУ оказались людьми неподходящими для РТМ -им бы по-прежнему плавать на БМРТ, может там они настоящие «боги мукомолок», но здесь - сразу же не
потянули. Механик-наладчик тоже новичок, откровенно боялся этих «адских машинок». Словно на подбор люди, словно специально «постарался» отдел кадров! Но, худо-бедно, а в конце концов приобрели мукомолы кое-какой опыт, вникли в «характер» своих агрегатов-мучителей, хотя и немалой ценой — рейсовое задание по муке выполнено не было. Глядишь, лучше пошло бы дело у мукомолов в очередном рейсе, да не тут-то было: отозвал их отдел кадров, пообещав взамен... новых новичков.
Забегая вперед, скажем: в число отозванных попали все слесари, большинство мотористов, второй и третий механики и кое-кто еще из тех, кто настойчиво просился в очередной рейс. Возражать трудно, осуждать отдел кадров, конечно, не приходится, как это делают руководители экипажа «Юлемисте», вконец расстроенные тем фактом, что даже капитана-директора отозвали с судна (РТМ «Юлемисте» в настоящее время находится в порту Дакар). Речь идет об упорядочении системы отпусков и отгулов, то есть наведении порядка с этим запутанным делом. Но, борясь с крайностью, не ударились ли в другую крайность?
Накладки судоремонта, накладки с кадрами... А еще сполна познали на своем опыте рыбаки с «Юлемисте» и накладки организационного характера, исходящие от руководства промрайоном. Сегодня дается указание форсировать экспортную рыбопродукцию, послезавтра поступает новая вводная — на другой вид продукции. Возражать, пререкаться, понятно, нельзя. И вот носится по палубе, а потом рыбцеху технолог Эльдур Каупмеес, и сам взвинченный до предела, и других дергает, нервирует... А что ему оставалось делать?
Вот какая арифметика получилась у капитана-директора «Юлемисте»: в районе ЦВА осуществлено 25 подходов к базам и транспортным судам для сдачи груза... Сколько потеряно драгоценного промыслового времени, никто не подсчитывал. Праздное занятие! Добавьте сюда еще 20 суток, которые ушли на переходы и стоянки, и вы лишний раз убедитесь в том, что личный состав РТМ «Юлемисте» поработал в этом рейсе изо всех сил и даже больше...
Далее. Задание по филе было перевыполнено. Хотя филейные машинки так и остались на заводе. А ставрида, как на зло, шла мелкая, тощая, отбирали каждый экземпляр. Разделывали, понятно, вручную. А перчаток хватило только на один месяц — выбрали весь лимит, и ОМТС рад бы помочь, да нечем: завод-поставщик работает — хуже нельзя, и в смысле качества перчаток и рукавиц, и количества.
Морозильные установки: «горели» моторы, отказывала изоляция, падала температура — шла кругом голова и у механиков, и у народных контролеров, у всех, кто болел, боролся, страдал за качество рыбопродукции.
Ну, как тут удержаться от соблазна и не привести такой пример: летом на ПР «Саяны» в рейсе несколько раз выходили из строя морозильные установки, что, естественно, отражалось на качестве мороженой рыбопродукции. Действия администрации: составили соответствующий акт, «умыли руки» и продолжали спокойно работать. Мы ни при чем... На «Юлемисте» рук никто не «умывал» — боролись до конца. ...На разборе рейса РТМ-7192 «Юлемисте» командованию судна объявлена благодарность за успешное и качественное выполнение плана. Отличившийся личный состав представлен к поощрению руководством ЭРПО «Океан».

Л. ФИРСОВ
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСРТ-4574 – Люди нашего флота - 09 12 1976
Как уже сообщалось, экипаж СРТ-4574, которым командует капитан Виктор Ковалевич, досрочно выполнил, а вернее, значительно перевыполнил задания первого года десятой пятилетки.
Отлично, по-ударному потрудился на промысле весь экипаж. В том числе - и эти моряки, которых вы видите на снимках.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На этом - матрос первого класса комсомолец Юрий Романов. Всего три года назад он окончил Таллинскую мореходную школу, но уже успел заиметь хорошую трудовую биографию рыбака, заслужить добрый авторитет у командиров и товарищей.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На следующем снимке: - матрос второго класса Владимир Третьяков. Это его второй рейс после окончания ТМШ.
Повезло молодым рыбакам - в отличный коллектив и дружный экипаж попали они на СРТ-4547. Есть здесь, у кого поучиться и рыбацкому мастерству, и трудовой доблести, и коллективизму, настоящему морскому товариществу.

Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаК 5 0-летию ДОСААФ. ГОТОВЯСЬ К ЮБИЛЕЮ - 04 12 1976
С КАЖДЫМ ДНЕМ все шире развертывается работа в организациях ДОСААФ нашего объединения в честь полувекового юбилея.
Члены оборонного общества после отчетно-выборной кампании сосредоточивают свои усилия на достойной встрече 50-летия ДОСААФ, VIII Всесоюзного съезда оборонной организации страны, который состоится 25 января 1977 года.
Комитет ДОСААФ объединения совместно с активистами проводит большую работу в организациях.
Члены оборонного общества часто бывают на судах, предприятиях и в подшефных организациях, рассказывают об истории ДОСААФ, предстоящем съезде, оказывают помощь в проведении мероприятий к юбилею, вовлекают всех членов ДОСААФ в активную работу.
Уже сейчас можно подвести некоторые итоги работы в наших организациях. Так, на судоремонтном заводе (председатель организации О. Карпов) члены ДОСААФ активно участвуют в пропаганде ленинских заветов о защите Отечества, проводится значительная работа с допризывной молодежью, активисты ДОСААФ поддерживают связь с судоремонтниками, которые служат ныне в Советских Вооруженных Силах. Недавно проведены соревнования по военно-патриотическим видам спорта.
В автобазе объединения (председатель организации А. Батяев) члены ДОСААФ приняли активное участие в соревнованиях по автомобильному и мотоциклетному спорту, подводному плаванию. Лучшие водители этого подразделения участвовали в соревнованиях на первенство в Калининском районе и городе Таллине.
Радисты не раз показывали свои достижения в состязаниях по мастерству в эфире.
Подготовка спортсменов оборонного общества проходит у нас в пяти секциях: автомобильной, радиоспорта, мотоциклетной, стрельбы и подводного плавания. В организациях ДОСААФ выращено 44 спортсмена-разрядника по военно-техническим видам спорта, двое из них (Ирина Кальвик — по радиоспорту, Василий Куницкий — по автомобильному спорту) выполнили нормы первого разряда.
На ПБ «Станислав Монюшко", БМРТ-431, 564, 183, 185, РТМС-7504 и других судах организации ДОСААФ уделяют большое внимание военно-патриотическому воспитанию рыбаков, подготовке специалистов для народного хозяйства, проводят соревнования по стрельбе из пневматического оружия. На всех судах оборудованы стенды и уголки боевой славы, красочно оформлены стенды о ветеранах Великой Отечественной войны на СРЗ и в OMTC.
В дни подготовки к юбилею члены ДОСААФ активно участвовали в подписке на газеты и журналы, многие из них выписали газеты «Красная звезда» и «Советский патриот», журналы «Военные знания», «За рулем», «Радио». Инициаторами военно-патриотической работы являются и принимают участие в организациях ДОСААФ секретари парторганизаций СРЗ А. Ананьев, автобазы—М. Кромшин, первые помощники капитанов судов Н. Шумилин, Н. Ермолаев, Л. Элкен, А. Шманев, активисты оборонной работы Е. Злобин, П. Рябчиков, Ф. Гальянов, В. Фомин, Л. Голубчиков, В. Кононов, И. Рассадин, К. Яксон, А, Оленичев, А. Дунтау и другие.
Во многих школах города члены оборонного общества приняли участие в проведении уроков мужества, выступали с рассказом о героических подвигах воспитанников Осовиахима в годы Великой Отечественной войны. Участник обороны Севастополя и освобождения Кавказа Г. Ромашов выступил на тематическом утреннике в Таллинском Доме офицеров флота, посвященном 35-летию обороны Севастополя. Ветераны войны Я. Теппер и Н. Бурдаков, побывав на встречах со своими однополчанами, поделились с товарищами по работе впечатлениями и воспоминаниями об этих поездках.
Вся военно-патриотическая и массовая работа на судах и предприятиях способствовала участию всех членов оборонного общества в распространении лотереи ДОСААФ.
Активно участвуют члены ДОСААФ многих организаций в конкурсе-викторине, посвященной 50-летию оборонного общества. Ответы на вопросы викторины уже направили судоремонтники, автомобилисты, работники ЭРНК молодые рыбаки со многих судов флота и работники предприятий берега.
Комитет объединения сей час развертывает подготовку к участию в соревнованиях на зимней спартакиаде, где члены ДОСААФ будут состязаться по автомобильному и радиоспорту, подводному плаванию.
Активизируется работа в организациях и в честь I съезда ДОСААФ ЭССР, который будет проходить 16-17 декабря 1976 года в Таллине. В канун открытbя VIII съезда ДОСААФ СССР, 23 января, начнется юбилейный, месячник оборонно-массовой работы, подготовку к которому уже следует начать в эти дни.
Участие в месячнике каждой организации и члена ДОСААФ явится отчетом в выполнении взятых социалистических обязательств в честь юбилея оборонного общества и будет способствовать улучшению всей оборонно-массовой работы в объединении.

Н. Дворецкий.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаМОЛОДОЙ НАСТАВНИК - 04 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА

Судьба его схожа с судьбами других, таких же, как и он, молодых рыбаков. Сначала служба в армии, затем приезд в Таллии, учеба в мореходной школе... Рассказ о многих моряках нашего флота мог бы начинаться такими словами. Но было в пареньке что-то особенное, свое. В разговоре с Владимиром Пырылыгой покоряет увлеченность, с которой рассказывает он о совершенных рейсах на плавбазе «Станислав Монюшко», о труде всей бригады рыбообработчиков. Чувствуется, не о чужом говорит парень, а о своем, близком деле — о труде своего коллектива, своих товарищей.
Сейчас Владимир вышел в третий рейс и снова на «Станиславе Монюшко». И уже кажутся такими далекими и учеба в мореходной школе, и мечты о первом рейсе... Но школьная парта не забыта. Работу в море молодой матрос успешно совмещает с занятиями в Таллинской заочной средней школе моряков.
В свободное от вахты время Володю часто можно увидеть с книгой. В напряженном ритме трудовых будней быстро летят дни, недели, месяцы, однако ежедневно находится время и для занятий - за минувший рейс пройден учебный курс десятого класса, сдано 24 зачета.
В конце следующего рейса Владимиру предстоит, сдавать выпускные экзамены за одиннадцатый класс - держать экзамен на аттестат зрелости. В подготовке к этой последней экзаменационной школьной сессии пройдет много часов и дней. Но и сейчас можно с уверенностью сказать, что один аттестат Пырылыга уже получил - аттестат на рабочую зрелость. Несмотря на молодость - ему двадцать три года - он считается опытным моряком. К нему за помощью идут новички - выпускники Таллинской мореходной школы и Пярнуского учебно-курсового комбината. Сам недавний выпускник ТМШ, Владимир Пырылыга понимает трудности, с которыми сталкивается вновь пришедшая на рыбацкий флот молодежь, и всегда вовремя подоспеет его деловой совет, необходимая помощь. Владимир — член совета наставников на плавбазе, учит молодых матросов работать с техникой, помогает новичку освоиться в рыбцехе.
В минувшем рейсе в бригаде, в которой работал Пырылыга, из 22 рыбаков было 15 новичков. Вначале приходилось трудновато, но вот отлажен трудовой ритм второй бригады «Станислава Монюшко». На протяжении всего рейса она хорошо справлялась с заданиями. И хотя по итогам рейса она заняла второе место, можно говорить об успешной работе, о трудовых успехах молодого рыбацкого коллектива, ее сменного мастера Владимира Федорова и, конечно же, ее молодого наставника Владимира Пырылыги.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ: Владимир Пырылыга.
Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТРУДНЫЙ РЕЙС «РУДОЛЬФА ВАКМАНА» - 02 12 1976
Очередной рейс БММРТ-183 «Рудольф Вакман» закончился с такими результатами: вылов - 10 1 процент, товарная продукция - 78,1; пищевая - 66,7, заморозка - 78,8, разделанная продукция - 101,5; филе - 277,6 процента. План по муке выполнен на 102,6 процента. Что за этими показателями?

«КРУИЗ» ПО АТЛАНТИКЕ
А ВЕДЬ и впрямь, этот рейс 183-го напоминает форменный круиз по Атлантическому океану, как сумрачно заметил первый помощник капитана Валентин Соколов. И, дабы уточнить мысль своего комиссара, капитан-директор судна Рейн Эйнберг пунктуально перечислил все 17 (семнадцать!) основных позиций вахтенного журнала, которые характеризуются «антипромысловыми» понятиями: переход, поиск, простой. Впрочем, не будем касаться здесь «каких-то» пяти суток, потерянных в простое из-за неисправности рулевого устройства — в причине ее поручено разобраться специалистам МСС (речь в данном случае пойдет не о потерянных центнерах,— о безопасности мореплавания...). Скажем о том, что только на переходы ушло 46 суток и 26 — на поиск. Так что, если пересчитать экономические показатели рейса БММРТ с учетом этих вот потерь промыслового времени (считай — два с половиной месяца...), то выйдет не так уж и плохо.
Правда, объединению от этого никак не легче...
Но закончим о «круизе». Таллин — Мексиканский залив - Куба — Мавритания — Дакар — вот маршрут этого вынужденного «путешествия» БММРТ-183 по Атлантике. Маршрут, который предполагался только в одну сторону. Но, перефразируя известную поговорку, вышло: начальство предполагает, а... 200-мильная зона располагает. И в Мексиканском заливе, и в Мавритании, и в других районах промысла.
Учтем и то, что смена районов промысла, тем более, как здесь, это и частая смена режимов работы, тактики ведения промысла, и вытекающие из этого последствия — для всех: капитана, штурманов, добытчиков, обработчиков и т. д,
Трудный рейс, сложный, напряженный. И мало сказать — экипаж выдержал его. Выдержал с честью. И новый выдержит — который начинается на днях. И в который, что очень важно, изъявили желание, пойти не менее 30 человек из состава прежнего экипажа. Опыт, профессиональное мастерство в сочетании с их волей, товарищеской спайкой - с тем, что предопределяет микроклимат, настрой и настроение людей, бесценны для экипажа. Особенно сейчас, когда мы, собственно, уже приступили работать в новых, куда более трудных и сложных условиях, нежели еще вчера. И, как свидетельствует минувший рейс "Рудольфа Вакмана», начали, в общем-то, неплохо. Хотя, конечно, не обошлось и без
накладок. И немалых. Об этом ниже.


УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
ЗАУРЯДНЫЙ, казалось бы, факт: приходит судно в район промысла, где уже работает кто-то, и перенимает опыт. Привычное, как говорится, дело, но если для вас это совершенно новый, незнакомый район и если, к тому же, вы не располагаете последними навигационными картами, дело это приобретает совершенно иную окрасу.
...На лиепаеском БММРТ-184 «Кварц,» рыбаков «Рудольфа Вакмана» встретили более чем приветливо. Радушно. Как встречают старых и добрых друзей. Когда-то — в СВА это было — моряки латвийского траулера приходили на наш БММРТ — за опытом, советом. И вот теперь щедро, по-товарищески делились с таллинцами собственным. И опытом, и картами, которых, к сожалению, у наших рыбаков не оказалось...
Урок на будущее. Вернее, два урока. Первый — с картами, тем более, что случай подобного рода не первый, (вспомним рейс другого нашего БМРТ за нототенией в отдаленный район Атлантики, о чем писал в «Рыбаке Эстонии» М. Казаков). И второй — обогащать надо традиционные обмены опытом с рыбаками других баз и управлений, обогащать неформальными, если так выразиться, контактами и формами.
И еще один урок. Во время нахождения 183-го в Мексиканском заливе обнаружилось, что рыбомучные агрегаты не подготовлены к работе в оптимальных режимах. Увлеклись, что ли, наши специалисты идеей использования судов типа БММРТ в морозильном варианте, да настолько, что рукой махнули на РМУ? Ржавчину аж проглядели... И пришлось машинистам РМУ — И. Богаченко, В. Волкову, В. Ланеву и В. Прокофьеву — проявлять ту самоотверженность в работе и недюжинную изобретательность, смекалку, без которых, в общем-то, лучше бы обходиться. А также старшему механику Ивану Петровичу Котовскому, механику-наладчику С. Хрястолову, другим механикам и мотористам, которые еле успевали устранять всевозможные неполадки и поломки.


МОРОЗИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
В НОВОМ районе ЦВА, куда пришел БММРТ-183 из Мексиканского залива, он сразу же оказался в невыгодном положении по сравнению с другими судами, которые работали здесь. Прежде всего, «Рудольф Вакман» значительно уступал им в скорости из-за отсутствия насадки на винт — обернулось это потерей примерно 25 процентов тягового усилия и скорости траления 0,7—0,3 узла. Отлов же ставриды и скумбрии - требует 5—6-узловой скорости, иначе рыба уходит из трала.
Во-вторых, не оказалось на судне крайне необходимого— облегченного пелагического трала, каковой был запрошен после окончания работы в Мексиканском заливе. Из ЭРПО ответили; трал выслан с БМРТ-564. Но что-то не сработало: БМРТ этот прибыл на «рандеву» с «Рудольфом Вакманом» без обещанного трала. Еще одно РДО в объединение. Еще один ответ: ждите с ПБ «Станислав Монюшко». Но получили только документы...
На разборе рейса так и не удалось выяснить, чьей же вины здесь больше: то ли командования БММРТ-183, которое вроде бы должно было заранее предвидеть изменение обстановки, то ли ОМТС. Скорее всего, не на высоте оказались и те, и другие. Что теперь спорить — важно учесть на будущее.
Все-таки на БММРТ-183 смогли добыть у соседнего судна траловые доски и оборудовать трал. Под руководством старшего тралмастера Яана Лустуса, который сразу после этого ушел с судна. Без замены. И еще 7 человек ушли, и тоже без замены (курсанты). Это, естественно, усугубило и без того сложную ситуацию. В частности, обострило проблему подвахт, на которых было отработано не менее 1900 человеко-часов. Организовали и ночные подвахты, непременными участниками которых являлись коммунисты; боцман А. Савченко, механик-наладчик С. Хрястолов, электрорадионавигатор И. Тыныныка, старший механик И. Котовский, первый помощник В. Соколов.
Что особенно затрудняет использование судов типа БММРТ в морозильном варианте, так это наличие одного единственного трюма для мороженой рыбопродукции, слабая мощность морозильных камер и прежде всего неприспособленность рыбцеха. И тем большего внимания заслуживает опыт моряков 183-го, которые собственными силами переоборудовали и модернизировали свой рыбцех: установили здесь головорубы, филейные машины и другие приспособления, позволившие значительно механизировать трудоемкий процесс разделки рыбы, переоборудовали разделочные столы так, что в цехе стали свободно размещаться и 8 человек из состава подвахты. Благодаря этому в рейсе был установлен своеобразный рекорд: 19 октября на судне изготовили 16.2 тонны разделанной рыбопродукции. Будем надеяться, в новом рейсе рекорд этот удастся побить...
Вот люди, которые непосредственно занимались переоборудованием и модернизацией рыбцеха: помощник капитана по производству Евгений Иванович Смелов, ветеран ЭРПО «Океан» орденоносец рыбмастер Павел Федорович Политов, матрос I класса, плотник «высшего класса», как говорят о нем на судне, Василий Васильевич Семенков, молодой рыбмастер Леонид Гарбуз, механик-наладчик Станислав Хрястолов.

ПОЧЕМУ НЕ СРАБОТАЛА СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ?
Д А, НА НЕКОТОРУЮ часть рыбопродукции, изготовленной на БММРТ-183, поступила рекламация. Не будем утешаться тем, что не так уж и значительна эта самая часть и рекламация не так страшна... Удручает то, что прискорбный случай этот произошел на судне, экипаж которого первым в объединении внедрил у себя сквозную систему контроля за качеством продукции и награжден Дипломом главка «Запрыба». Традиция!
Особенно беспокоит и настораживает то, что никто на судне не может определенно сказать, почему же не сработала система управления и контроля за качеством рыбопродукции. Большие подъемы и физическая невозможность вовремя обработать улов, учитывая, в частности, нехватку личного состава? Недостаточная мощность морозильных установок, не рассчитанных на работу судна в варианте, когда нормы заморозки увеличились в четыре раза? А может, наличие того самого «одного-единственного» трюма для мороженой продукции? «Села» температура — и вся недолга: до «колодцев» ли тут, вентиляции, когда приходится буквально забивать этот спасительный трюм до отказа... А случись простой в ожидании плавбаз, выгрузки?
Ясно: установленные ныне суточные нормы вылова и заморозки значительно превосходят технические возможности судов типа БММРТ. И таят в себе постоянную угрозу качеству пищевой рыбопродукции. А также, что скрывать или умалчивать, позволяют кое-кому при случае списывать собственные недоработки в деле обеспечения высокого качества рыбопродукции за счет, так называемых, объективных трудностей.
Вот некоторые вопросы, над которыми надо хорошенько подумать, подводя черту под минувшим рейсом БММРТ «Рудольф Вакман». И прежде всего тем, кто уходит на нем в очередной рейс.

Л. ФИРСОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9045 и его экипажей. ...И РЕЙСОВЫЙ, И ГОДОВОЙ! - 23 11 1976
Для экипажа СРТР-9045 этот рейс был весьма ответственным. От его результатов зависело выполнение плана первого года десятой пятилетки, пятилетки качества и эффективности. Новый подход к решению производственных проблем чувствовался во всей многогранной работе на промысле, куда судно прибыло в середине июля. Обрабатывающие суда, направляя максимум сырья на пищевые цели, стали более хозяйски, относиться к каждой тонне поступающей на борт рыбы. Конкретный пример: из 1313 тонн, добытых рыбаками CPТP-9045, лишь 48 тонн направлено на техпродукцию. Такое отношение предъявляет новые требования и к качеству труда добытчиков. План по сортности сданной на базы рыбы экипаж «сорок пятого» перевыполнил.
...Впрочем, и рыбу ловить стало труднее. Сужение района промысла, его перенасыщенность флотом, тяжелые грунты, капризы погоды... Со всем этим встретился Евгений Серафимович Фатьков в своем первом капитанском рейсе на "кошельке».
Но здесь же, на промысле в трудные моменты он постоянно ощущал помощь опытных специалистов. Сразу же по приходу на промысел молодой капитан получил подробную информацию о ходе рыбацких дел от капитана СРТР-9080 Сергея Федосеевича Башкатова, с кем Е. С. Фатьков совершил не один успешный рейс в качестве штурмана. Постоянную помощь оказывал молодому капитану и опытный промысловик Виталий Васильевич Соколов, возглавляющий экипаж СРТР-9082.
Рыбаки «сорок пятого» отнеслись к выполнению рейсового задания со всей серьезностью. Коммунисты судна (секретарь партийной организации начальник радиостанции В. Шевердалкин) проанализировали ход выполнения годового плана. Было решено принять повышенные социалистические обязательства, нацеливающие экипаж на ударную работу — добиться вылова рыбы на 10 процентов больше запланированного. С первых дней развернулась борьба за достижение поставленных рубежей. Много упорства и настойчивости проявили рыбаки «сорок пятого» во время работы в Северном море. Кратковременная «вспышка» сменилась затянувшимся спадом. За две недели произвели только два замета, принесшие всего лишь 38 тонн сельди.
С середины июля экипаж СРТР-9045 приступил к добыче рыбы в другом районе промысла. Первый же замет принес 70 тонн ставриды, и в дальнейшем удача сопутствовала рыбакам. Отлично трудились каждый на своем посту коммунисты — акустик В. Ломейко, старший механик председатель судового комитета профсоюза Л. Жолик, старший помощник капитана И. Криштофик, боцман П. Лопотовский, кандидат в члены КПСС матрос П. Белашевский. Примером для других являлся старший мастер добычи ветеран объединения Т. Гуляев. 99 заметов произвели моряки палубной команды под руководством ветерана. И ни одни из них не привел к порывам или иным неприятностям. Ведь как обидно, когда с таким трудом добытая стая «вытекает» в зияющую дыру. Но на «сорок пятом» пойманную рыбу не упускали. По итогам рейса благодарности за отличную работу вынесены также матросам М. Кондратюку и Л. Хоменко.
В сентябре, когда экипаж узнал о письме Генерального секретари ЦК КПСС Л. И. Брежнева к рыбакам Одесской области, «сорок пятый» ответил на призыв партии принятием повышенных социалистических обязательств. Было решено увеличить добычу рыбы еще на два процента. И экипаж «сорок пятого» достиг поставленных рубежей. Выполнение рейсового задания составило 115 процентов. В это достижение внесли весомый вклад и члены машинной команды механики В. Смирнов и А. Кадымов, моторист Е. Питерский, которые сделали все возможное для успешной работы судна. Энергично и инициативно трудились комсомольцы во главе со своим вожаком, третьим помощником капитана А. Локутиевским.
Годовой план экипаж СРТР-9045 выполнил на 119,7 процента.

Б. АРТЮХОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТР «Бора». НАГРАДА ВРУЧЕНА - 13 11 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Успешно завершили работу в третьем квартале 1976 года моряки транспортного рефрижератора «Бора». С окончанием очередного рейса экипаж добился перевыполнения всех запланированных заданий. Достаточно оказать, что план по доходам выполнен на 154,2 процента, по прибыли — на 176,9 процента. Это достижение принесло заслуженное признание — первое место в социалистическом соревновании среди однотипных судов и переходящий вымпел Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности.
В рейсе отлично потрудились все моряки судна. Благодарности за добросовестную работу вынесены старшему механику А. Фридману, третьему механику Р. Даркову, мотористам Н. Толстому, А. Соболенко матросам В. Молчанову, В. Свидуновичу, А. Рябому.
В канун праздника Великого Октября на судовом собрании переходящий вымпел вручил экипажу заместитель начальника ЭРПО «Океан» А. Сиемер. От имени экипажа капитан судна В. Богданов поблагодарил за высокую оценку труда и заверил, что моряки сделают все возможное для успешного выполнения поставленных задач.
Транспортный рефрижератор «Бора» направляется на ремонт. Экипаж судна выступил с инициативой сокращения срока ремонта.

(Наш корр.)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В собрании по случаю вручения экипажу «Боры, переходящего Красного вымпела принимали участие (на снимке слева направо) заместитель начальника объединения А. Сиемер, секретарь парткома В. Кустарников, председатель профкома И. Сыпачев, капитан-директор ТР "Бора" В. Богданов.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-333 «Юхан Сютисте». ВПЕРВЫЕ В РЕЙКЬЯВИКЕ - 06 11 1976
МЫ – ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наши суда заходили во многие зарубежные порты, а вот в Рейкьявике - столице Исландии — бывать до этого не приходилось. Первым из наших судов в Рейкьявик зашел для отдыха экипаж БМРТ-333 «Юхан Сютисте» под командованием капитана-директора Марка Георгиевича Никольского. Чуть позже в исландский порт зашел и наш БМРТ-396 «Иоханнес Рувен". Два дня провел экипаж «Юхана Сютисте» в Рейкьявике. О том, что увидели наши моряки в этой самой северной столице, нам рассказал автор публикуемых снимков М. Г. Никольский.
— Рейкьявик встретил нас ветреной, снежной погодой. Мы даже думали, что из-за сильного шторма нам придется простоять в ожидании улучшения погоды на рейде, но опытный исландский лоцман благополучно привел наше судно в свой порт. Конечно, за два дня довольно трудно хорошо познакомиться с тем, как живет исландский народ, с его культурой, экономикой страны. Но нам сразу же бросилось в глаза то, как тепло и приветливо встречали нас жители города всюду, где мы бывали в эти дни.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Исландцы очень гостеприимны. Это мы чувствовали по тем коротким встречам, которые состоялись и в городе, и на борту «Юхана Сютисте».
В один из дней к нам в гости приехала на велосипедах группа исландских ребят. Мы пригласили их на судно, показали все самое интересное, а на прощание подарили ребятам детские книжки на английском языке, открытки с видами Москвы, Таллина, значки. Ребята были очень довольны этой встречей, да и нам она доставила много радости.
Моряки наши прошлись по Рейкьявику. Этот город можно назвать одноэтажным. Больших домой здесь очень мало.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Нам больше всего понравились интересные здания на Центральной площади. К сожалению, нам не удалось побывать в популярной Долине гейзеров, известной своими горячими источниками. До этих мест нужно долго ехать, времени же было у нас в обрез. Между прочим, этот рейс для «Юхана Сютисте" — первого БМРТ ЭРПО «Океан» — был двадцать пятым по счету. Юбилейный рейс оказался удачным. Мы справились со всеми показателями, а по выпуску пищевой рыбной продукции, заморозке, разделке намного превысили план.

(Наш корр.).
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТ-4557 и его экипажей. Рейс двадцать шестой, рекордный - 06 11 1976
ВХОДИЛИ в акваторию вечером в! свете огней родного порта. Зима чувствовалась по легкому морозцу и искристому инею, покрывшему корпус, надстройки, лебедку. Но забыть о дыхании зимы помогли яркие цветы, улыбки родных и близких, бодрые звуки оркестра среди вечерней тишины. СРТ -4557 возвратился еще из одного рейса...
В такую минуту дрогнет сердце даже у закаленного ветерана, давно освоившего наизусть репертуар оркестра. И есть для этого причины. Для каждого рыбака, с кем бы ни пришлось беседовать, рейс оказался небывалым, выдающимся. Судовой праздник стал значительным событием и для всего коллектива объединения, рапортующего стране о трудовых достижениях в честь Великого Октября. Еще бы — рейсовое задание экипажем «пятьдесят седьмого» выполнено на 259 процентов. Но мы, пожалуй, уже привыкли к таким цифрам — перевыполнению плана экипажами средних траулеров за двести процентов. Зато другая цифра скажет больше. Экипаж «'Пятьдесят седьмого» выловил 999 тонн 130 килограммов рыбы. А ведь для многих экипажей и триста тонн были потолкам. И еще. Результат в тысячу тонн вполне приличен и для кошелькового судна. Если к тому же «кошелек» сдает сырье на плавбазу, в большинстве случаев без обработки, то экипаж СРТ-4557 сдал добытый улов в разделанном виде.
Капитан судна Владимир Алексеевич Александров более 18 лет работает в объединении. Его капитанский стаж исчисляется десятком лет. Экипаж судна, которым он руководил в 1974 году, добился вылова в 900 тонн. Казалось, это предел. Оказывается...
— Мы работали на промысле вместе с СРТ-4480, Заключили между собой договор о социалистическом соревновании. Постоянно сообщали друг другу о своих делах. Капитан СРТ-4480 Дмитрий Максимович Ширкунов — соперник серьезный, опытный и настойчивый. Трудно выиграть у него. Но раз наш экипаж победил, то, разумеется, заслуженно. Например, в августе мы сдали на плавбазы 535 тонн разделанной сайды. В сентябре, когда промысловая обстановка ухудшилась, показатель был скромнее — 207 тонн. По результатам рейса выяснилось, что экипаж СРТ-4557 добился наибольшего вылова среди судов Эстонской флотилии. А позднее нам стало известно, что этот показатель, так сказать, является «абсолютным» рекордом для судов данного типа в объединении «Океан».
Бюро Таллинского ГК КП Эстонии и горисполком СДТ признали наш экипаж победителем в социалистическом соревновании в третьем квартале среди трудовых коллективов столицы Эстонской ССР. Добавлю, что и в выполнении годового плана мы вышли на отметку в 150 процентов.
...Каюта старшего помощника капитана Виктора Павловича Петрова невелика. Здесь можно разместиться двоим, от силы троим. А приходят в каюту старпома постоянно. Зашел старший механик Виктор Васильевич Кириллов, председатель судового комитета. Разговор касался несения судовых вахт. Затем различные дела «утрясали» со старпомом старший мастер добычи Виктор Глухарев, рыбмастер Павел Астахов, мастер добычи Владимир Коновалов. Вопросы касались самых насущных проблем — сдачи имущества, получения снабжения. Обиходная, простая обстановка. Словно и не было тех напряженных промысловых суток, наполненных ударным трудом...
— Что характерно для рейса? — повторяет мой вопрос Виктор Павлович. Большое спасибо «Шопену»! Капитан плавбазы Анатолии Иванович Поломарчук поставил дело со сдачей уловов, что называется, «без компромиссов». «Фридерик Шопен» работал быстро, оперативно, грамотно, а главное — все суда были в равных условиях.
— Кого же можно выделить в экипаже судна?
— Все работали хорошо, каждый заслуживает добрых слов. Что бы мы, штурманы, делали без четкой работы машинной команды. Третий механик Арманд Тоотс и моторист Иван Решетнев всегда были «на товсь!» А электрорадионавигационная аппаратура? Как бы мы тралили (а тралили круглосуточно), если бы, например, «Омуль» вышел из строя. Начальник радиостанции Леонид Шалькевич делал все возможное, чтобы его заведование работало безотказно. Что касается наших, сугубо штурманских дел, то «львиную долю» добычи мы обычно брали на вахте второго помощника капитана Александра Вишневского.
— Удача или мастерство?
— Это уж как знать... Ведь говорят, что удача сильного любит. Во время выбрать трал, не порвав его и не упустив улов, — что это? Ведь надо видеть, чувствовать преграду на дне моря. А они рассыпаны там, что биллиардные шары по зеленому полю.
Старший мастер добычи Виктор Глухарев объяснил успех команды судна одним словом: слаженность! И добавил: сколько ни плавал (а он ветеран объединения), такой слаженности в работе встречать не приходилось. О чем же еще говорить!
— А все-таки?
— Взять хотя бы смены, работающие на палубе, результаты труда зависят от сноровки, опыта, навыков каждого. Мы серьезно подошли к расстановке людей. В моей смене на лебедке стояли старший матрос Станислав Макаров и помощник рыбмастера наш партийный секретарь Григорий Микитинец. Носовую траловую доску отдавал боцман Павел Семеняченко, с кормовой успешно управлялся опытный матрос Владимир Овчуков. В смене мастера добычи Владимира Коновалова на лебедке стояли рыбмастер Павел Астахов и матрос Николай Лазенко. С траловыми досками управлялись матросы Николай Фисенко и Александр Антонов. Очень важно, чтобы при тралении правильно и вовремя подобрать или отдать ваера, увеличить или уменьшить число оборотов машины — и трал благополучно минует скалу или иную преграду. И вот он, трал с полным кутком у борта! А рыба у нас на палубе не залеживалась.
...Рыба не залеживалась. Ведь надо было регулярно брать по 8—10 тонн, чтобы выйти на ту тысячу, а бывали уловы и по 20 тонн. И тог да вместе с палубной командой на подвахту выходил весь экипаж. Высоким энтузиазмом рыбаков отмечен прошедший рейс "пятьдесят седьмого»!
...У борта СРТ-4557 мерно покачивается водолазный катер. Специалисты осматривают подводную часть судна, корпус, винт, вибратор поисковой станции. Начались обыкновенные рабочие будни.

Б. АРТЮХОВ
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТОКАРНЫХ ДЕЛ МАСТЕР - 04 11 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Член ВЛКСМ Коля Шубин - один из тех, кого на судне называют «мастер - золотые руки». В течение рабочего дня он не теряет ни одной минуты впустую, а вечером внимательно готовится к следующему дню так, чтобы все было под рукой. Он один из самых трудолюбивых и добросовестных работников, отличный товарищ, всегда готовый прийти на помощь, если она потребуется.
А у токарного станка! Любо-дорого посмотреть, как виртуозно работает Николай. Задания он выполняет качественно со знанием дела, и работает, не считаясь с личным временем. Говорят, что у Николая прирожденный талант к токарному делу. Его, всегда подтянутого, опрятно одетого, можно часто увидеть за чтением технической литературы.
Николай в совершенстве владеет токарным делом, достойно несет трудовую вахту в честь 59-й годовщины Великого Октября, задает тон в социалистическом соревновании на БМРТ-605 «Мыс Челюскин».