Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаАлексей СЕПП, ПОТОМСТВЕННЫЙ РЫБАК - 23 03 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

МНОГО лет трудится в рыбной промышленности Эстонии Алексей Орестович Сепп. Он — потомственный рыбак. "Дед мой и отец были рыбаками, мы ведь родом с острова Сааремаа», — говорит он не без гордости.
... Тяжелое детство было у Алеши. Рано остался он без родителей, пришлось работать с малых лет. Воспитывала его бабушка, а жилось трудовому народу в буржуазной Эстонии тяжело. Мальчишкой ходил юнгой на рыбацких судах, был "мальчиком на побегушках". Уже в 14 лет Алексей сделал свой первый самостоятельный рейс матросом.
С восстановлением Советской власти многое изменилось в Эстонии. Алексей Сепп, да и все такие же обездоленные и бездомные, получили квартиры, работу и право на достойную человека жизнь. Алексей пошел учиться — сбылась мечта его детства.
В 1948 году снова он выходит в море, набирается опыта у бывалых рыбаков. Впоследствии он скажет: ''Все, чего я достиг, обязан, тем, кто помог мне в трудную минуту, — старшему поколению рыбаков».
С 1958 года Алексей Орестович работает в ЭРПО "Океан". Был матросом, боцманом, тралмастером. Потом стал мотористом и продолжал учиться. После окончания мореходного училища Алексей становится третьим механиком, затем вторым и, наконец, старшим на судах типа СРТР. В этот период товарищи по судну рекомендуют его кандидатом в члены КПСС.
1968 год стал для Алексея Сеппа особенно радостным. Он становится членом КПСС.
Знания и опыт выдвигают его на более ответственные должности — на большие морозильные траулеры сначала четвертым, а затем и третьим механиком. В этой должности А. О. Сепп трудится сейчас на нашем траулере-ветеране — БМРТ-333 «Юхан Сютисте».
Любит свою работу Алексей Сепп и прививает другим любовь к труду. В любую минуту приходит он на помощь молодежи, памятуя о том, что в свое время старшие товарищи, были ему первыми в жизни наставниками.

Н. пиголь, моторист

НА СНИМКЕ: А. Сепп во время несения вахты.
Фото автора.
Памяти Ровбут Олега Михайловича«ЭВАЛЬД ТАММЛААН»: ХРОНИКА РЕЙСА - 23 03 1976
СОПУТСТВОВАЛ УСПЕХ
На днях из почти полугодового рейса в Таллин возвратился БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». Экипаж судна возглавлял капитан-директор Марк Никольский. Это был его первый рейс в ответственной должности.
Надо сказать, что первый его рейс, в новой должности, был удачным. Славно потрудились рыбаки «Эвальда Таммлаана". Рейсовое задание они выполнили по многим показателям. Особенно хорошие результаты экипаж имеет по добыче рыбы — 115,5 процента, по выпуску мороженой рыбопродукции — 115,1, по изготовлению филе — 135,7 процента. Недовыполненными остались показатели по выпуску пищевой и товарной рыбной продукции.
В течение почти всего рейса экипаж «Эвальда Таммлаана» участвовал в парном соревновании с рыбаками БМРТ-431 «Каскад». Это соперничество пошло на пользу. Итоги соревнования подводились каждую неделю, месяц. И всегда впереди оказывался экипаж «Эвальда Таммлаана".

ПОМОГЛА СТЕННАЯ ПЕЧАТЬ
Как только судно покинуло родной порт, на общесудовом собрании были избраны редколлегии судовых стенных газет. По желанию моряков на судне решено было выпускать общекомандную стенную газету «Железный дом», фотогазету, стенной листок «Это интересно». С большой охотой за выпуск этих газет взялись старший мастер добычи Петр Дроздов, судовой врач Геннадий Барков, начальник радиостанции Евгений Попов и другие.
За рейс было выпущено 5 номеров стенгазеты «Железный дом». 3 фотогазеты и 18 листков «Это интересно». Первые две газеты отражали трудовые будни и праздники экипажа. Со статьями, заметками, критическими репликами выступали многие члены коллектива. Особенно хорошо отражалось социалистическое соревнование среди вахт и смен. В фотогазете можно было увидеть портреты передовиков производства, лучших общественников.
Все это помогало администрации, судовой партийной и общественным организациям успешно завершить рейсовое задание.

УЧИЛСЯ ВЕСЬ ЭКИПАЖ
Несмотря на то, что рейс оказался сложным, экипаж в течение почти шести месяцев регулярно учился, был охвачен экономической, политической, общеобразовательной учебой. Тех, кто бы не учился, на судне не оказалось. Так, для командного состава действовала семинарская группа, в которой изучались «Основы экономики и управления производством». Для рядовых моряков было создано четыре группы, в которых изучались «Основы экономических знании». Занятия с личным составом вели коммунисты В. Помозов, А. Чуйченко, П. Дроздов, Г. Тхоржевский.
Продолжали в рейсе учебу и моряки, занимающиеся в различных заочных учебных заведениях. Для оказания им помощи был создан учебно-консультационный пункт. Консультации по различным предметам охотно давали Б. Комар, В. Кайданович, Г. Барков и В. Помозов.

АКТИВИСТЫ ЛЕКТОРСКОЙ ГРУППЫ
Большую работу в рейсе вела лекторская группа, руководимая первым помощником капитана В. Помозовым. В эту группу входили коммунисты, имеющие богатый жизненный и практический опыт, глубокие знания по различным вопросам международной политики, экономики и т. д. Не проходило дня, чтобы активисты лекторской группы капитан-директор М. Никольский, мастер добычи П. Дроздов, судовой врач Г, Барков и другие не выступали бы с лекциями, беседами, ин формациями на темы международного положения, миролю бивой политики КПСС и нашего государства, экономики и по многим другим вопросам.
За рейс было прочитано око ло 20 лекций и проведено более 30 информации. Кроме то го, лекции передавались по су довой радиотрансляции.

ОРГАНИЗАТОРЫ ОТДЫХА
Почти половину экипаж» «Эвальда Таммлаана» в закончившемся рейсе составляла молодежь. На судне было 36 комсомольцев. Они были не только хорошими производственниками, но и запевалами в организации досуга экипажа. Благодаря нм на судне прошло несколько праздничных концертов. Молодежь подготовила интересные номера. Особенно активно участвовали в организации таких вечеров отдыха матросы Н. Канарейкин, Н. Ветров, машинист РМУ А. Гунько и другие.
Комсомольцы явились и организаторами проведения шахматных и шашечных турниров, соревнований по другим видам спорта. Призерам таких встреч, как правило, вручались суве-ниры.

ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ДАКАРОМ И ЛАС-ПАЛЬМАСОМ
За время длительного рейса БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» дважды совершил заходы в иностранные порты. Моряки побывали на экскурсии по Дакару и Лас-Пальмасу, познакомились с достопримечательностями этих портов, совершили поездки в наиболее интересные места.
Экскурсии прошли организованно и моряки с новыми силами уходили на промысел.
(Наш корр.).

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

капитан-директор М. Никольский;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

рыбообработчики, активные общественники комсомольцы Н. Ветров и А. Лобашкин;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

начальник радиостанции Е. Попов.

Фото М. НИКОНОРОВОЙ.
Памяти Ровбут Олега Михайловича«РИХАРД МИРРИНГ»: ХРОНИКА РЕЙСА - 16 03 1976
ПЯТНАДЦАТЬ НОРМ ПО ВЫПУСКУ ФИЛЕ
В эти дни БМРТ-598 «Рихард Мирринг» находится в Гаване, на межрейсовом ремонте, а экипаж его на днях возвратился самолетом в Таллин. Почти 160 суток длился промысловый рейс судна. Рыбаки «Рихарда Мирринга» потрудились отлично. Производственное задание почти по всем показателям было намного перевыполнено. План по добыче взят на 104 процента, по выпуску пищевой рыбной продукции — на 116 процентов, по выпуску товарной продукции — на 117 процентов. Особенно хорошо поработал в этом рейсе экипаж на производстве филе. Благодаря высокой организации труда и мастерству рыбообработчиков за промысловое время задание по выпуску этого ценного продукта было перевыполнено в 15 раз. Недовыполненным остался лишь план по заморозке — 94 процента.
На результатах рейса сказалось отлично налаженное социалистическое соревнование между бригадами и вахтами. Победители, как правило, удостаивались памятных призов, денежных премий, им вручались переходящие вымпелы. Успеху способствовало и парное соревнование рыбаков БМРТ-598 «Рихард Мирринг» с экипажами нашего БМРТ-248 «Йохан Келер» и БМРТ-242 «Северная Пальмира» Ленинградской БОРФ.
За активную работу в рейсе 69 морякам «Рихарда Мирринга» была объявлена благодарность, 20 отмечены премиями.

ПРИМЕР КОММУНИСТОВ
В закончившемся рейсе коммунисты показывали пример и в труде, и в общественной работе. В этом рейсе особое внимание коммунисты судна обращали на выпуск качественной рыбной продукции.
Этому вопросу было посвящено несколько партийных собраний. На одном из них с повесткой дня «Рациональное использование сырья для выпуска более ценной рыбной продукции» выступили многие коммунисты. «Соцсоревнование и повышение качества рыбной продукции» — такова повестка дня другого партийного собрания.
Все это сказалось на результатах многомесячного промысла. Коммунисты были застрельщиками всех добрых начинаний и в цехах, и в машинной команде, и в общесудовой службе.


СТАЛИ КОММУНИСТАМИ В РЕЙСЕ
Четвертый механик Василий Пащенко, являясь молодым специалистом, в течение всего рейса уделял много внимания безотказной работе механизмов судна. Он вел и общественную работу, повышал экономические знания. Много внимания Василий Пащенко уделял изучению документов нашей партии, ее Устава. В3 этом рейсе Василий Пащенко был принят в члены КПСС.
Партийная организация судна, возглавляемая старшим механиком Борисом Лазаревым, активно готовила моряков к вступлению в члены КПСС. В этом рейсе кандидатами КПСС стали передовые комсомольцы матрос О. Титовец, второй помощник капитана Т. Хасанов, второй механик В. Воробьев.

ДОЗОРНЫЕ ЗА РАБОТОЙ
Сразу же после выхода в рейс на «Рихарде Мирринге" была создана группа народного контроля, которой руководил матрос В. Колесов. Дозорные судна оказались на высоте. Они внимательно следили за всей хозяйственной деятельностью.
Заметный вклад народные контролеры внесли в борьбе за качество выпускаемой рыбной продукции. Мимо их зоркого глаза не прошел ни один недостаток. Помимо качества, они обращали внимание на такие вопросы, как хранение и учет материальных ценностей, соблюдение правил техники и противопожарной безопасности. Контролеры активно участвовали в проведении дней качества, о замеченных недостатках рассказывали в стенной печати, на судовых собраниях.


ЛЕКЦИИ, ИНФОРМАЦИИ
Находясь вдали от родины, моряки «Рихарда Мирринга» жили делами и заботами нашей страны. После трудового дня они часто собирались вместе, слушали выступления лекторов-общественников, смотрели фильмы, слушали по радиотрансляции последние известия, концерты и т. д.
На судне активно действовала лекторская группа, которую возглавлял первый помощник" капитана X. Раяметс. Темы этих лекций были самые разнообразные: о международном положении, о великой победе советского народа над фашизмом, о состоянии мирового рыболовства и о многом другом. Помимо X. Раяметса, с лекциями выступали капитан-директор Б. Демидчик, старшин механик Б. Лазарев, рефмеханик С. Безуверов, второй механик В. Воробьев и другие.


ПОВЫШАЛИ ЗНАНИЯ
Почти весь экипаж судна был охвачен в рейсе экономической учебой. Каждую среду по сменам и вахтам моряки собирались на очередное занятие. В группе рядового состава учебу проводили старший помощник капитана Пееду Касс и технолог Антс Паэсалу. Обладая хорошими знаниями предмета, они хорошо проводили занятия, и их слушатели все как один сдали зачеты.
Во второй группе занимались представители комсостава. Здесь лекции и доклады читали четвертый механик Василий Пащенко и электромеханик Николай Яковлев. В конце рейса и в этой группе успешно прошли собеседования по изученным экономическим темам. Слушатели показали хорошие знания материала.


КОНЦЕРТЫ, СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Кроме просмотра кинофильмов, в свободное время экипаж судна занимался спортом, участвовал в концертах судовой художественной самодеятельности. На хорошем художественном уровне прошли праздничные вечера, посвященные 58-й годовщине Октября и Новому году. Судовые чтецы, певцы, музыканты подготовили много хороших номеров, имевших успех у экипажа.
Молодежь судна в минуты отдыха увлекалась спортом. Пользовались успехом всего экипажа соревнования по шахматам, короне, поднятию гири и т. д.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВАХТЫ«СААДЪЯРВА» – 16 03 1976
ПЕРВОМУ ГОДУ ДЕСЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ - УДАРНЫЕ ТЕМПЫ!

Последний рейс РТМС-7507 «Саадъярв» завершился в дни работы XXV съезда КПСС, когда судно прибыло из далекой Атлантики в родной порт. Напряженная работа экипажа супертраулера, проходившая в последний период рейса под боевым лозунгом «XXV съезду партии — 25 ударных вахт», увенчалась славной победой: рейсовое задание перевыполнено по всем показателям, а по такому важному — и наиболее трудоемкому, — как изготовление филе, почти в одиннадцать раз. Кстати сказать, это уже стало своего рода доброй традицией рыбаков «Саадъярва»: в минувшем, 1975-м, они перевыполнили годовой план по филе в 14,6 раза...
Ниже рассказывается о некоторых эпизодах из трудовой деятельности экипажа в недавно закончившемся рейсе.

ДАЕШЬ ФИЛЕ!
ЭЭТО БЫЛО в начале рейса, — рассказывает первый помощник капитана РТМС Владимир Буханевич. — Нам, можно сказать, крупно повезло: в первоначальном районе промысла оказался желанный «объект» — иначе говоря, сырье для филе... Знаете нашего капитана-директора Юрия Ивановича Вискова? Значит, понимаете, в каком смысле я говорю «повезло» — с таким капитаном вроде бы иначе и быть не может. Ребята, сказал он, дорога каждая минута, поверьте моему чутью: завтра-послезавтра будет уже поздно... Так оно и случилось — недолгими были эти «золотые» денечки. Но для нас хватило, чтобы с лихвой выполнить рейсовое задание по этому трудному показателю. Однако, я забежал вперед.
Провели мы, само собой, соответствующую разъяснительную работу. Не обессудьте за казенную терминологию, на самом-то деле казенщиной н не пахло: по-свойски, то есть по-рыбацки, поговорили с людьми, мол, только за счет подвахт можно в темпе решить филейную «проблему», а коль скоро «объект» оказался весьма скоропортящейся рыбой, то работать нужно с максимальной быстротой и предельной осторожностью одновременно.
Поняли нас люди. Надо — значит надо, чего-де нас уговаривать? И тут, если писать будете, обязательно упомяните нашего технолога Арво Колью, который организовал настоящую мобилизацию добровольцев на «филейный фронт». На четвертый день после прихода на промысел приступили к изготовлению филе и выдали первые 300 килограммов. За сутки. А на десятый день заготовили уже 6 тонн. Ну да, в 20 раз больше. Представляете, как работали ребята?
Почему - "ребята»? Экипаж то в основном молодежный, одних комсомольцев 36 человек. Это они во главе с коммунистами задавали тон во всем и прежде всего в работе, конечно.
А главной ударной силой на подвахтах была, как понимаете, машинная команда под руководством «деда» — старшего механика коммуниста Василия Николаевича Костюкевича и второго механика Виктора Степановича Корнеева — нашего парторга. И так же самоотверженно работали на подвахтах коммунисты рефмоторист Александр Федюкин и рефмеханик Виктор Мазнев, которого мы называем образцом настоящего командира... А электрорадионавигатор Сергей Иванович Шишкин и наши беззаветные труженицы-женщины — Вирве Рыымусааре, Екатерина Ильинична Будник? Знаете — не хватает слов благодарности... Или такой факт: неизменно отличался на подвахтах, ставился в пример всему личному составу судна Тыну Треуман — доктор. Вы, конечно, знаете: врач освобождается от всех подвахт, это понятно, но нашего доктора освободить от них практически невозможно. Надо ведь — он и у боцмана в первейших помощниках ходит, и общественной работой занимается самой разнообразной и тоже — с полной отдачей. Невольно завидуешь таким людям...
Не знаю, удалось ли мне хоть в малой степени передать ту атмосферу трудового подъема и по-настоящему ударной работы, в которой проходила борьба — именно борьба! — за филе. К тому дню, когда сырье кончилось, нами было изготовлено 267 тонн филе. Вот так нам удалось выполнить и перевыполнить рейсовое задание по этому показателю.

ПОБЕДИТЕЛИ
О НАПРЯЖЕННОСТИ и накале предсъездовского социалистического соревнования на «Саадъярве» судить можно не только по итогам выполнения рейсового задания и плана завершающего года минувшей, девятой пятилетки. Несмотря на то, что на судне действовала тщательно продуманная балльная система оценок соревнования, позволяющая скрупулезно учитывать результаты каждого дня работы, вот в какое затруднительное положение попала комиссия по подведению итогов соревнования за весь рейс. Когда стали определять победителя соревнования между вахтами машинной команды, такового... не оказалось. Вернее, некому было присудить второе и третье места. Ибо все вахты — члена КПСС второго механика Виктора Корнеева, коммуниста третьего механика Владимира Ситникова, кандидата в члены партии четвертого механика Александра Лисицы — набрали по одинаковому количеству очков.
... И с совершенно минимальным перевесом над соперниками завоевали первое место в предсъездовском социалистическом соревновании бригад рыбообработчики мастера Владимира Михайлова — члена комсомольского бюро судна. Среди добытчиков победителем стала бригада коммуниста Николая Федоровича Ремизова.
В дни работы XXV съезда КПСС, когда на РТМС «Саадъярв» чествовали рыбаков, отличившихся на ударной трудовой вахте в честь этого исторического события, много добрых слов, было сказано и по адресу старшего мастера добычи Николая Павловича Цапко, а также его незаменимых помощников — старшего матроса Ивана Лосева, могущего с успехом выполнять обязанности мастера, что он и доказал на деле, матроса Лисовца, Василия Сосновского, Григория Антипенко, занесенных на Доску почета за отличное знание промвооружения и совершенное владение им. Удостоились высоких оценок рулевые — Владимир Шафалович и Иван Потяк, о которых так сказал капитан-дублер В. К. Минаев: «Будь моя воля, взял бы их к себе штурманами...» Рыбацкое спасибо за доблестный труд на промысле прозвучало в адрес токаря Алексея Александровича Бурянина, чьи руки ювелирно выточили множество разнообразных деталей для лебедок и тралов, и слесаря Вячеслава Фунтякова, а также механиков-наладчиков Ивана Брониславовича Стрелецкого и Шамиля Уторова — это под их «особым попечительством» находились филейные машины, которые сослужили столь большую службу всему экипажу.

НА СТРАЖЕ КАЧЕСТВА
РЕЧЬ о народных контролерах «Саадъярва», которых возглавлял в этом рейсе начальник радиостанции судна коммунист Альфред Вейднер. О том, как они работали на промысле, можно составить представление по многочисленным актам разнообразных проверок и рейдов, где зафиксированы различные недостатки, обнаруженные народными контролерами. И которые, главное, оперативно устранялись, о чем также свидетельствуют документы группы НК. Но можно составить это представление о деятельности контролеров и по отзывам самих моряков, чью работу надлежало проверять активистам НК. Впрочем, уместно ли здесь это выражение — «проверять»? Скажем, рыбмастера Василий Лебедев и Владимир Михайлов, на которых лежала особая ответственность за качество изготавливаемой рыбопродукции, могли бы авторитетно заявить, что уместней говорить в данном случае о повседневной помощи им со стороны народных контролеров. То же — и технолог Арво Колью, с которым рука об руку работали контролеры. Их посты действовали на всех основных участках производства, осуществляя такой вот доброжелательный и конструктивный контроль за промвооружением, постановкой и выборкой трала, выливкой рыбы и обработкой ее в рыбном цехе и так далее — до проверки веса брикетов. Ответственными за качество рыбопродукции в группе НК были механик-наладчик Шамиль Уторов, человек и опытный, и теоретически подготовленный, и мастер по консервам Юрий Подолинский. Но, известно, качество рыбопродукции во многом зависит и от технологического оборудования. Так что на высокое качество рыбопродукции непосредственно работали и старший электрик Лев Степанович Голенко, и другие активисты и помощники народных контролеров, которых немало имелось на судне. Каждый из них в отдельности и все они вместе взятые зорко стояли на страже качества изготовляемой рыбопродукции.

Л. ФИРСОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТ-4479 и его экипажей. ЕСЛИ СЛУЧИЛАСЬ БЕДА... – 11 03 1976
Главному капитану ЭРПО «Океан" тов. И. А. КЛОЧКО

РАПОРТ

Настоящим сообщаю, что 13 ноября 1975 года, когда СРТ-4479 вел промысел в Северном море, в 03. 15 второй помощник капитана Вишневский Александр Васильевич заметил сигнал бедствия (две красные ракеты) с неизвестного судна, находившегося в двух милях с левого борта. В 03.16 была объявлена общесудовая тревога и СРТ изменил курс в сторону судна, терпящего бедствие. Когда подошли к судну, оно имело крен на правый борт 40 — 50 градусов и большой дифферент на нос. Палуба заливалась водой. Погода: ветер 4 — 5 баллов, море 3 — 4 балла. Стали удерживаться на дистанции 1 — 2 кабельтовых от судна, освещая его прожекторами. В 03.37 с судна начали спускать плот спасательный, который стал дрейфовать по ветру. В 03.45 СРТ подошел к плоту, осветив его с наветренного борта. Старший помощник Петерсон Анатолий Матвеевич организовал высадку людей с плота. На борт СРТ-4479 были подняты четыре человека, оказавшиеся командой датского промыслового судна «Кассандра», порт приписки Хирсхальс. Подняв на борт плотик, продолжали удерживаться около "Кассандры», ожидая подхода ПР "Буревестник». В .04. 02 "Кассандра» затонула (координаты приводятся — Ред.) Спасенных накормили в столовой команды.
В 04.25 пришвартовались к борту ПР «Буревестник» и передали спасенных, а также плот, о случившемся радировали начальнику промрайона и инспектору безопасности мореплавания на МСБ «Рамбинас». Команда датского судна спасена полностью. При спасении отличились старший помощник капитана СРТ-4479 Петерсон А. М., второй помощник Вишневский А. В., матрос Константинов Николай Матвеевич и мастер обработки Лангу Арво Антонович.
Капитан датского судна сообщил, что «Кассандра» имела большой груз рыбы в трюмах, который сместился на правый борт, и вода стала поступать через трюмный люк. Вследствие этого «Кассандра" получила большой дифферент на нос и затонула.

Е. С. ФАТЬКОВ, капитан СРТ-4479
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВРЕМЯ ОБНОВЛЕНИЯ - 06 03 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рейсовый автобус выезжает за черту города. За окном мелькают светлые ряды берез. Еще не сошел снег, а кое-где на пригорках уже проглядывает земля. Все открыто пока еще робким лучам мартовского солнца. Природа жадно ловит первые признаки весны...
Автобус затормозил возле небольшой, сколоченной из дерева будки-остановки. Остается еще немного пройти к берегу залива, и вот мы на месте. Несколько производственных строений — это один из цехов фабрики постройки и ремонта орудий лова ЭРПО «Океан», в Какумяэ. Трудится здесь небольшой дружный женский коллектив. Если можно так сказать, дружный в своем постоянстве. Так уж повелось, что женщины, придя в этот цех, остаются в нем надолго. Многие работают по десять — пятнадцать и более лет.
Трудится здесь и эта женщина. Небольшого роста, очень собранная, подтянутая и в то же время хлопотливая. Уже немолодой пришла она в цех. Быстро освоила работу мотальщицы, научилась разбираться в своем станке. Спорится работа в руках Герты Кеткинен. Навыки своей специальности она охотно передает посадчицам. Лейда Па-гиль, Матт Вайн и другие научились от нее проворно работать на маленьких игличных машинах, ловко наматывать нитку на иглицу. Незаметно летели месяцы, годы. Подошло время идти на пенсию. Но не смогла она усидеть дома, "да и подруги не захотели отпускать», — смеется Герта Яковлевна. Очень уж нужным человеком была она в этом небольшом коллективе. Была работящая и требовательная к самой себе и ко всей бригаде, а поэтому и очень заботливая. Кеткинен не привыкла делать разграничений, это, мол, моя обязанность, а это — нет. В море это называется выходить на подвахту — трудиться на том участке, где не хватает рабочих рук. Такие под-вахты Герта Яковлевна несла не раз, не считаясь со своим временем. До всего ей есть дело, то заменить заболевшую подругу, то помочь новенькой. Вот и осталась она в цехе. И по-прежнему ей везде надо успеть. Теперь она занимается лабораторными измерениями и пропитывает ткани специальным противопожарным составом. Иллюминаторные занавески, судовые шторы — все поступает в ее цех. Сколько тысяч метров ткани прошло через ее натруженные руки! Такую работу для всего объединения делает она одна. Ни с кем нельзя ее сравнить. И это, считает Герта Яковлевна, придает ее труду особую ответственность, повышает до максимума требование к качеству. И она знает, что не подведет. Ее рабочий день умело и строго расписан. А работоспособности и энергии, бодрости и энтузиазма Кеткинен не занимать.
Даже в самую прозаическую работу можно внести что-то от тепла своего сердца. Именно так привыкла работать эта женщина. Наверное, о таких, как она, написал поэт строчки: И в гордой радости труда
И красота твоя, и сила.
И пусть идут, идут года –
Ты — как весна, ты-
молода.
Неважно, сколько лет
пробило
ГЛЯДЯ на эту женщину, сразу не распознаешь о той нелегкой судьбе, которая выпала на ее долю. Когда Герта Яковлевна вспоминает то время, на ее живом, улыбчивом лице появляются тяжелые складки, голос становится приглушенным. Трудно оглядываться на те суровые годы, которые отняла война. Но забыть их еще труднее. Не возможно вычеркнуть из памяти то, что пришлось пережить… Пять лагерей смерти — есть же предел человеческим страданиям?!
...Финка по национальности, Герта до войны жила в одном из предместий Ленинграда - Первом Павловске, Преподавала в школе. Здесь застала ее фашистская оккупация. Когда в городок пришли немцы, муж Герти ушел воевать в местное подполье. Советские патриоты взрывали мосты, поджигали казармы, склады с боеприпасами; призывали людей к стойкости и сопротивлению ненавистным захватчикам. Совсем молоденькой была Герда, когда примкнула к подпольщикам, стала их верной помощницей. Один эпизод из этой каждодневной войны в тылу врага особенно врезался в па мять. Это было последнее ее задание.
Напротив дома, где жила Герта, в семи двухэтажных домах гитлеровцы разместили оружие, солдат и офицеров. Эти длинные деревянные дома строились совсем недавно, на ее глазах. Запомнились сказанные кем-то слова, мол, плохо придется жильцам, случись вдруг пожар. Все дома имели по одному выходу. Оплошность строителей была на руку подпольщикам. Новая партия бутылок с зажигательной смесью — и вот по городу прокатилась волна взрывов. Но гитлеровцы уже шли по следу... Сначала взяли мужа Герты. Молодой женщине удалось достать в немецкой комендатуре пропуск, и она решила бежать. Ее схватили уже за много километров от дома... Потом были концлагеря... Ни когда не умолкнет горе переживших войну, никогда не забыть людей, замученных в лагерях смерти, искаженные ужасом лица детей, женщин, стариков...
Кеткинен спасла ее национальность. Финнов немцы отправляли в Финляндию. Здесь же на своей родине Герта вместе со всеми была освобождена Советской Армией. Война забрала у нее мужа и одного из двоих сыновей. Но оставшимся в живых надо было жить. Жить так, чтобы на земле никогда не повторилось новой трагедии...
Герта Яковлевна замолчала.
Вся ее фигура, лицо, выражали пережитые страдания. Прервать такое молчание не возможно...
Глядя на нее, я думала, сколько мужества понадобилось этой женщине, чтобы су меть вновь вернуться к жизни. Суметь пережить огромную радость мира, как сумела пережить горе войны. Вновь ощутить в себе силы, чтобы понять и принять счастье нового возрождения...
А за окном таял снег. Мартовская капель напоминала о первых днях долгожданного, прекрасного времени - весеннего времени обновления природы...

Н. КРТУТИКОВА

Фото М. Никоноровой
Памяти Ровбут Олега МихайловичаМОЖНО БЫ И ПОАКТИВНЕЕ! – 04 03 1976
Спорт

21 и 22 февраля на базе отдыха в Нелиярве проводились соревнования по лыжам в зачет зимней спартакиады ЭРПО «Океан». Сборные команды подразделений соревновались в эстафетных гонках 4Х5 километров.
Кроме того, были проведены соревнования по военно-прикладным видам спорта: стрельбе из пневматической винтовки и метанию гранаты.
Несмотря на определенные трудности, возникшие при организации этого выезда в Нелиярве, соревнования собрали 75 участников. Хорошо организовали выезд и участие в соревнованиях СРЗ, энергомеханический, цех, рыбный порт.
Не участвовали в соревнованиях РСУ, ЦОЛ, ЭРНК. Местные комитеты профсоюза и физкультурные организаторы этих подразделений не провели должной работы, не организовали участия своих команд в соревнованиях. А ведь можно было бы провести их и поактивнее!
В эстафетной гонке первенствовала команда СРЗ, второе место заняла I команда ТМШ, третье — у II команды ТМШ. Далее командные места распределились: энергоцех, порт, управление, автобаза.
В личном первенстве по метанию гранаты лучшие результаты показали: А. Жигланов (СРЗ) — I место, В. Лапшин (плавсостав) — II место, Ю. Курик (курсант ТМУРП) — III место.
По стрельбе из пневматической винтовки: I место занял В. Потапов (управление), II место — Г. Столяр (рыбный порт), III место — Н. Шарипов (ТМШ).
Спорткомитет ЭРПО "Океан» надеется, что следующие наши соревнования будут более массовыми и все команды подразделений примут в них участие.

Т. РАЙДМЕТС, инструктор физкультуры.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Лыжники перед стартом.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Быстрее всех на санках проехала команда ТМУРП.

Фото В. ФРИДМАНА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПРИЗВАНИЕ -04 03 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда пришло время подумать о том, кем стать, Володя Малиновский без колебаний выбрал море. В 1972 году окончил ТМУРП, технологическое отделение. В том же году начал работать в объединении «Океан».
Но теория — теорией, а для него нужна была и практика. Технология обработки рыбы — дело непростое, потому и пошел в рейс матросом на БМРТ. Присматривался к более опытным мастерам обработки, советовался, постепенно, шаг за шагом, вникал в свою будущую работу.
На БМРТ-598 «Рихард Мирринг» пришел уже мастером, когда судно достраивалось на Николаевском судостроительном заводе, да так и остался здесь. Бригада подобралась дружная, основной костяк — молодежь, комсомольцы, вот уже третий рейс вместе, и все эти рейсы судно успешно выполняет и перевыполняет производственный план. Есть ли в этом успехе доля рыбмастера Малиновского и его бригады? Есть, и немалая!
Не так просто достигается успех. Надо суметь расставить людей по своим местам так, чтобы ни одна минута не пропала даром. А в бригаде их четырнадцать, и у каждого свой характер, свои познания в деле, один справляется, второй нет, треть его, бывает, и одернуть надо. Володя каждый раз перед началом смены мысленно прикидывал, кого, где поставить, объясняя задачу. Отсюда — результат. В прошедших рейсах бригада выходила на первое место в социалистическом соревновании, да и в этом не подкачали «малиновцы", опять переходящий вымпел у них.
Володя пользуется в бригаде неоспоримым авторитетом. Когда ходил еще в первый рейс матросом, получил звание "Ударник коммунистического труда" и из года в год его подтверждает. А прошедший 1975 год стал знаменательным вдвойне - Володя принят кандидатом в члены КПСС.
Н. КОРОТЫШЕВ.

На снимке: рыбмастер Владимир Малиновский.
Фото Э. Суйгуссаара
Памяти Ровбут Олега МихайловичаГЛАВНЫЙ МЕХАНИК- 24 02 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НЕ ТАКОЙ ЭТО уж и большой срок – 13 лет, которые работает в нашем объединении Эдуард Грибовский. А смотрите: начал механиком на СРТ, потом плавал на транспортных судах, спустя девять лет получил вузовский диплом (с отличием) - и вот теперь главный механик флагмана ЭРПО "Океан" плаврыбзавода "Рыбак Балтики".
Везуч человек, не так ли? Можно, пожалуй, и позавидовать. Тем более, если учесть, скажем, такие моменты: Калининградское высшее инженерное училище Э. Грибовский заканчивал по сокращенной программе, причем то ли стационарно, то ли заочно - сразу не понять: удавалось человеку и экзамены досрочно сдавать. и между сессиями плавать на ТР «Бора».
Главным механиком назначили на "Рыбак Балтики" - так ведь судно новейшее, можно сказать, что ж удивительного, коль оно заняло первое место по техническому состоянию в объединении за прошлый , 1975 год, и работают здесь по новой системе непрерывного обслуживания механизмов, и разные новшества внедряют у себя...
Говорят так о главном механике "Рыбака Балтики» ? Говорят, заведешь разговор: мол, оно, конечно, нелады у нас с технологическим оборудованием - и того нет, и этого не хватает. Вот: маловато еще механизирован труд рыбообработчиков - сразу тебе уйма примеров. А что на «Рыбаке Балтики" изготовили филейную машину для разделки скумбрии и ставриды - оно, конечно, так, но зачем же сравнивать?..
Однако, насчет везучести. Не между прочим упомянули мы здесь о том, что КВИМУ Эдуард Грибовский закончил с отличием. Действительно, сумел человек одновременно, и учиться, и плавать, причем учиться на отлично. В вуз он поступил, имея за плечами Клайпедскую мореходку и весьма солидный опыт работы в должности стармеха транспортных рефрижераторов, а до этого плавал младшим механиком на СРТ. Остальное уже дело настойчивости и терпения. В чем Грибовскому и впрямь можно — и нужно — позавидовать. Присовокупим сюда недюжинную работоспособность и добросовестность — качества, которые по наследству обычно не передаются.
И на «Рыбак Балтики» пришел он отнюдь не на все готовое — судно тогда только-только выходило из новостроя. И новая система непрерывного обслуживания механизмов, имеющая целью продление сроков межремонтной эксплуатации механизмов и оборудования - ее еще предстояло разработать и внедрить. И, понятно, будь ты хоть трижды способный и одаренный инженер-механик, одному это не под силу. А любого тут в помощники не возьмешь Тут такие нужны, как старший механик технологического оборудования Антс Кярт — человек и грамотный, и ответственный (недаром председатель судовой группы народного контроля, коммунист), или четвертый механик технологического оборудования Рейн Аас, он же парторг; ремонтный механик Эвальд Табри, старший электромеханик Федор Панфилович Сидоренко, которому до всего-всего дело, беспокойный он человек... В своеобразный список этот внести можно еще немало имен людей, с которыми Эдуард Грибовский плавает с момента получения судна и давно уже установил те контакты, которые с полным основанием можно определить и как добрые, товарищеские, и как деловые, творческие. И без которых, кстати, не понять, почему эти люди так держатся друг за друга — не уговорить добровольно перейти на другое судно...
И еще — кстати: многие из названных товарищей участвовали в разработке и изготовлении филейной машины для разделки скумбрии и ставриды. Рационализаторское предложение это, уже давшее на «Рыбаке Балтики» изрядную экономию и средств, и времени, заинтересовало многих в нашем объединении и, будем надеяться, техотдел ЭРПО скажет тут свое веское слово — очень нужна такая машина на судах. А какова здесь роль главного механика Э. Грибовского? На то он и главный, чтоб идея рационализаторов материализовалась, и как можно быстрее и лучше, в железную «плоть».
Да и у самого у него солидный «послужной список» рационализатора и изобретателя. В настоящее время, к примеру, Э. Грибовский занят доводкой «до кондиции» машины для комплексной разделки рыбы, в частности обезглавливания и чистки внутренностей. Это совместная работа со старшим механиком технологического оборудования Виктором Борулько.
Помощников — активных, инициативных, деятельных — у главного механика хватает. Не только из числа членов совета молодых специалистов, насчитывающего добрых три десятка человек во главе со своим председателем — вторым электромехаником Ало Тоосом. Пожалуй, по пальцам одной руки можно перечесть людей в машинной команде, которые относятся к своему главному механику только как к начальнику, администратору. Что ж, для всех мил не будешь, говорят. Особенно для тех, кому непонятно, «зачем тебе надо это все»...

Л. ФИРСОВ
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти РТМС-7510 «Мустъярв» и его экипажей. «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!» - 12 02 1976
МИНУТНАЯ стрелка судовых электрочасов, ритмично прыгая, движется вперед: 11 часов 15 минут. В гулкую тишину судовых коридоров вливаются привычные звуки: металлические щелчки каютных дверей, сонное пофыркивание кранов каютных умывальников — проснулась и готовится на вахту очередная смена. И вдруг... Все заглушая и будоража, надрывисто звонко бьют тревогу колокола громкого боя: длинный, длинный! И не успели они вторично выдать такую же серию тревожных сигналов, как на все лады загрохотали балясины — ступени судовых трапов: команда спасателей спешит занять в шлюпке свои места. И как бы подгоняя ее, в десятках динамиков вибрирует звонкий голос Лео Палумяэ, старшего помощника капитана:
— Человек за бортом! Команде спасательной шлюпки занять свои места! Шлюпку номер один - к спуску!
Щелкает секундомер, Лео Мяртович быстро делает пометки в записной книжке, наблюдая за действиями вахтенного помощника капитана. Один за другим мелькают красные «воротнички» — спасательные жилеты команды, занимающей места в шлюпке правого борта.
— Команда — в шлюпку!
— Шлюпка к спуску готова! — докладывают командир спасательной шлюпки второй помощник капитана Сергей Коновалов и боцман Владислав Ордэн. Старший помощник отмечает время готовности шлюпки и командует:
— Спустить шлюпку! Скрипнул тормоз лебедки и шлюпка плавно пошла вниз. Еще днище не коснулось океанской волны, а мотор уже заработал. Секунда — отданы тали. Шлюпка полным ходом устремилась к «человеку, упавшему за борт" — спасательному кругу, ярким красным пятном выделяющемуся на лазури океана. Сигнальщики-наблюдатели матросы первого класса Лев Иваницкий и Виктор Ткачук неотрывно ведут наблюдение за «человеком», показывая направление флажками. Проходит три минуты — и "человек» поднят в шлюпку, а еще через несколько минут доставлен на борт судна.
ЛЕО ПАЛУМЯЭ, как и подобает старшему помощнику напитана, большое внимание уделяет подготовке экипажа по использованию спасательных средств и по борьбе за живучесть судна. Есть у Лео Мяртовича при этом свои принципы — правила, которыми он руководствуется.
— Во-первых, — и он загибает палец на левой руке, — океан любит только умелых. Каждый из нас в отдельности и все мы вместе не застрахованы от случайностей, которые нам может преподнести океан. Поэтому четкое, быстрое выполнение маневра «человек за бортом» и умелые действия всего коллектива при борьбе за живучесть судна — первейшая обязанность любого экипажа.
— Во-вторых, умение само не приходит. Оно достигается в результате занятий, тренировок и учений.
— В-третьих, научи, а потом требуй, Прежде, чем проводить тренировку или учение, надо убедиться, что каждому их участнику понятны не только те или иные действия, но и конечные результаты, на достижение которых они направлены. Не ясно — разъясни, не умеют — научи.
— В-четвертых, — не количество, а качество. Лучше провести два учения, чем десять, но обстоятельно, шлифуя каждое действие, добиваясь уверенности и четкости. И обязательно закончить любую тренировку, любое учение тщательным разбором с участниками их действий. Это, и только это поможет избежать повторения одних и тех же ошибок
ЛЕО ПАЛУМЯЭ одиннадцать лет назад окончил Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. С тех пор не расстается с морем.
Вам приходилось ли
когда-нибудь
Оставить землю за кормою
И по морям, в далекий путь
Уйти с рыбацкою
братвою?
С таким вопросом к Лео Палумяэ можно не обращаться. Если сложить вместе все пройденные по морям-океанам мили и опоясать ими земной шар по экватору, то не один получится виток. Не просто прошел эти тысячи миль Лео Палумяэ. Он постоянно учился нелегкому рыбацкому делу, учился побеждать стихию, когда она играет маленьким суденышком, как щепкой. Учился у старших товарищей — капитанов, учил и сам младших, когда стал капитаном среднего рыболовного траулера. Учится и теперь, став старшим помощником капитана супертраулера «Мустъярв». Учится ведению промысла донным и пелагическим тралами, управлению судком в различных условиях. Учится теории марксизма-ленинизма в заочном университете. Приобретенные опыт и знания передает подчиненным на тренировках, учениях, занятиях, во время бесед. Он — пропагандист школы экономических знаний, лектор. По тому, как обстоятельно и детально ведет он разбор тренировки или рассказывает о становлении молодой республики в Азии, гостем которой ему посчастливилось быть, чувствуется увлеченность своей профессией, понимание полной меры ответственности руководителя и воспитателя.

Н. ШУМИЛИН,
первый помощник капитана РТМС-7510 «Мустъярв».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

По учебной тревоге «человек за бортом!» шлюпка спущена на воду и направляется к «тонущему человеку».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Судно терпит бедствие». По команде экипаж должен быстро занять места в шлюпках. Именно такой момент в запечатлен на снимке.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Аварийная партия второго помощника капитана Сергея Коновалова (первый справа) готова к заделке «пробоины».
Фото В. ОЛОНЕНА, матроса первого класса.