Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКОМСОМОЛЬСКИЙ ВОЖАК - 29 10 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВЫБРАТЬ собеседника мне помогли в комитете комсомола нашего объединения: — Виктор Ермолаев — бессменный комсомольский секретарь, один из наших надежных помощников.
...БМРТ-253 «Март Саар» стоял в доке. Поднимаясь по трапу, вспомнила, как два года назад присутствовала на вручении экипажу переходящего Красного знамени ЦК ЛКСМ Эстонии. Эту высокую награду комсомольцы судна получили за отличную работу в третьем квартале 1975 года. Разговор начался именно с этого события.
В 1975 году Виктор сделал свой первый рейс на «Марте Сааре». К этому времени за его плечами были Таллинская мореходка, три года работы рефмотористом на различных судах. В том рейсе он впервые работал рефмехаником, впервые был выбран секретарем судовой комсомольской организации. Конечно, сказался труд предшественников, комсомольцы лишь закрепили успех, итогом которого и явилось переходящее Красное знамя. А для молодого комсомольского секретаря это было хорошим началом.
В прошлом году Виктор Ермолаев был награжден бронзовым знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки». А через несколько дней после нашего разговора он должен был уезжать в Ленинград. Передовик производства, отличник предоктябрьской трудовой вахты рефмеханик Виктор Ермолаев в дни «Недели революционной славы» будет сфотографирован у легендарного крейсера «Аврора».
— Виктор, каким вы представляете современного вожака комсомольцев?
— Прежде всего, то, что известно каждому: секретарь всегда впереди, он пример для каждого члена ВЛКСМ, должен быть авторитетом и на производстве, и в общественной жизни. Меньше словами, больше делами влиять на коллектив. Требования к себе должны быть выше, чем к другим.
Необходим контакт с молодежью, комсомольским бюро, каждым членом ВЛКСМ. Один человек при всем желании не может охватить всего объема работы. И залог успеха — в умении понять психологию человека, его интересы, настроения. Тогда будешь знать, кому и что можно поручить, с кого необходимо строго спросить, а кого надо только направить. И, конечно, нельзя обойтись без доброжелательности и внимания к людям, без доброты, заботы, простого человеческого тепла.
— И вы легко находите такой контакт?
— Считаю, что в основном легко. Установить добрые отношения с новыми членами команды стараюсь с первого же дня. Использую время па переходе, когда ребята посвободнее. Причем знакомиться стараюсь не в официальной обстановке, а во время совместной работы, отдыха, И такой подход себя оправдывает. Судите сами. Нередко приходится слышать, что молодежь пассивна и в организации досуга, и в культурных мероприятиях. У нас такого не скажут. Напротив, комсомольцы часто сами приходят со своими предложениями. В одном из рейсов на «Марте Сааре» Мария Смолина предложила организовать художественную самодеятельность. Комсомольцы вызвались кто спеть, кто станцевать, кто прочитать стихи. То есть инициатива исходила от самой молодежи. А когда по своей охоте, да по доброй воле — все сладится быстрее и лучше. Помню, частушки сочиняли всей командой. Да и сам вечер прошел интересно. А совместная работа по его организации сблизила ребят.
— Наверное, у вас много друзей?
— Без друзей нигде не обойтись. А в море они, быть может, необходимы более всего. Сказывается специфика морских условий. Во-первых, тяжелая, порой однообразная работа, во-вторых, и это важнее — моральный фактор: оторванность от дома, семьи, наконец, от земли. В таких условиях люди особенно тянутся друг к другу. С друзьями легче и трудности переносятся, можно поговорить, поспорить. В море больше, узнаешь о жизни друзей на берегу.
Много друзей и по совместной работе. В первом рейсе на БМРТ-253 мы очень подружились с Сергеем Костиным. Он ходил третьим помощником капитана, был моим заместителем по комсомольской работе, командиром «Комсомольского прожектора". Вместе мы организовали не один рейд КП, в которые включался практически весь экипаж. Если проводим рейд в рыбцехе — подключаются технолог, мастера, судовой комитет; рейд по чистоте кают — привлекаются доктор, старпом.
Связь с Сергеем поддерживаю и теперь, хотя это и трудно. Он сейчас в рейсе на БМРТ-368 «Оскар Лутс». Знаю, что его на судне выбрали секретарем комсомольской организации.
— Как можно определить ваши отношения с коллективом?..
— Не хочу показаться самоуверенным. И все-таки, думаю, что мои отношения с комсомольцами строятся на взаимном уважении. Такой факт. В первом рейсе на «Марте Сааре» меня избрали секретарем комсомольской организации. Во втором рейсе мне также доверили эту работу. Не скрою, было очень приятно, хочется оправдать доверие коллектива.
— Чувствовать доверие коллектива, пользоваться авторитетом среди комсомольцев необходимо каждому секретарю,
что называется, положение обязывает. Как оцениваете свои возможности?
— К себе предъявляю жесткие требования. Это касается и моей основной работы, и работы в комсомоле. Ничего не пускаю на самотек. Главное — поставить цель и приложить все усилия для ее достижения. Так было во время учебы в мореходке, в первых рейсах, когда сталкивался с трудностями. Есть и сейчас цель. Хочу поступить в Калининградский технический институт, чтобы продолжить изучение своей специальности — холодильные установки. Готовлюсь вступить кандидатом в члены КПСС. В море свои законы, свои сложности. Порой бывает и трудно, и не всегда все ладится. Но стараюсь, чтобы это никогда не отражалось на работе. В этих случаях нужно немного меньше думать о себе и больше о тех, кто находится рядом с тобой. А вообще-то по натуре я человек веселый. И потом шутка, улыбка всегда располагают....

Беседу вела Н. КРУТИКОВА.

Фото И. Шперова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЗаплыв, еще заплыв! - 27 10 1977
Во второй половине ноября спорткомитет объединения «Эстрыбпром» подведет итоги летней спартакиады. Уже сейчас можно сказать, что в этом году соревнования по всем видам проходят организованно, результаты радуют. Эту похвалу следует адресовать в адрес работников спорткомитета.
Впереди — соревнования по волейболу, последний старт летней спартакиады. А на этот раз труженики объединения собрались в плавательном бассейне «Калев», чтобы испытать свои силы на водных дорожках.
Среди участников заплывов — люди разных возрастов. Для молодежи дистанция определена в 100 метров вольным стилем, для старшего возраста и женщин — 50 метров.
Дается старт мужчинам старшего возраста. И сразу же вырывается вперед работник управления В. Индриксон. На корпус от него плывет Ю. Коваленко (холодильник). Заканчивают почти одновременно. Чуть ниже результат у С. Иванова (автобаза).
На старте — женщины. Уверенно и легко проходит дистанцию Т. Матвеева (порт). 50 метров она преодолевает первой и получает 51 очко. Силу и ловкость на водных дорожках демонстрируют Е. Витязева (управление) и Г. Лубенец (СРЗ). Не подкачали и А. Волгина, С. Сафронова, В. Хожайлова.
Готовятся к заплыву на 100 метров пловцы первой возрастной группы. Свисток судьи — и... портовик А. Тармо стремительно движется по водной дорожке. Хороший пловец. Его преследует С. Абрамов (СРЗ). Они и поделили в итоге первое и второе места.
В общекомандном зачете места соответственно распределились так: в 1-й группе первое место заняли пловцы управления, второе место — судоремонтного завода, третье место — Таллинской мореходной школы. Во 2-й группе на первое место вышли спортсмены холодильника, второе место заняли работники автобазы и третье — механико-судовой службы.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На старте.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Сергей Абрамов, один из лидеров заплыва на 100 метров.
Фото автора.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-227 «Аугуст Алле». НАШЕ МЕСТО— ВПЕРЕДИ - 22 10 1977
ОЧЕРЕДНОЙ рейс БМРТ-227 «Аугуст Алле» закончился в октябре. Прямо скажем, он был нелегким. Мне, как секретарю комсомольской организация этого судна, хочется рассказать о работе комсомольцев на промысле.
В состав нашей комсомольской организации входили представители всех служб судна: матросы, члены машинной команды, помощники капитана, руководители служб и бригад. Результаты прошедшего рейса уже сами по себе говорят о том, что комсомольцы судна приложили максимум усилий для успешного выполнения рейсового задания. Работать нам пришлось в Северо-Западной Атлантике. Экипаж понимал: от того, как мы сработаем здесь, во многом зависела судьба всего рейсового задания. И рыбаки не пожалели сил. Примеры ударного труда показывали матросы-рыбообработчики под руководством помощника капитана по производству комсомольца Вольдемара Лийва. Преодолевая усталость и не считаясь со временем и многочисленными трудностями, все работали добросовестно, с настоящим комсомольским огоньком. Когда на судне раздался клич «Даешь филе!», комсомольцы второй бригады, где мастером В. Лошаков, групкомсорг Анатолий Малашевич, на своем собрании постановили: в честь 60-й годовщины Великого Октября начать соцсоревнование за наибольший выпуск филе.
Комсомольцы первой бригады рыбмастера Н. Налейкина, групкомсорг Юрий Горобчук приняли этот вызов. Приятно отметить, что в развернувшееся соревнование включились все службы. Работали под девизом: «Сегодня лучше, чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня!»
И вот результат: рейсовое задание по выпуску филе выполнено на 433,4 процента. Он говорит сам за себя. Этот результат был достигнут, благодаря хорошей организации социалистического соревнования. А главное, что сыграло решающую роль, — это трудовой энтузиазм всего экипажа. Особенно отличились комсомольцы Михаил Чалык, Евгений Коваленко, Федор Евдокимович, Николай Ветров, Иван Оприщенко, Анатолий Малашевич, Сергей Приладышев, Юрий Горобчук. Можно назвать еще десятки имен тружеников, работающих с полной отдачей сил. Все прекрасно понимали, что по-другому трудиться нельзя: страна идет навстречу славному юбилею — 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции...
Хочется отозваться добрым словом о работе в рейсе комсомольца Юрия Горелыщева. Член комсомольского бюро, мастер добычи, он показал себя верным и отзывчивым товарищем, беззаветным тружеником. Будучи ответственным за работу комсомольского лектория, он взял на себя добровольно еще одну нагрузку — помогал готовиться к сдаче зачетов в Таллинской заочной школе моряков двум комсомольцам: Юрию Филиппову и Юрию Горобчуку.
«Сердцем» любого судна является машинное отделение. На судах рыбной промышленности мотористы, кочегары, электрики и другие члены машинно-котельного отделения оказывают большую помощь экипажу судна в выпуске цепной рыбопродукции. Во время рейса на „подвахтах в цехе добросовестно работали представители машинной команды. Комсомольцы Сергей Приладышев, Александр Бахтин, Дмитрий Ненадкевич, Вячеслав Финаев, Владимир Прибыщук всегда были среди передовиков. Впрочем, то же можно сказать о большинстве моряков машинной команды. Потрудились славно!
Хочется отметить хорошую работу в рейсе комсомолки Зинаиды Гаврончук. Всегда жизнерадостная, она безупречно справлялась со своими обязанностями, как основными — официантки, так и общественными — библиотекаря. А когда заболела пекарь Людмила Никора, Зинаида заменили и ее на рабочем месте. Это — настоящая комсомолка!
В одной заметке невозможно рассказать о всех делах комсомольской организации в рейсе, но можно с уверенностью сказать, что все комсомольцы нашего судна с честью выполнили свои обязанности. И хочется верить, что они приумножат эти добрые дела и на других судах нашего объединения. Так держать, комсомольцы!

Г. Голмиц.
секретарь первичной комсомольской организации БМРТ-227 «Аугуст Алле».
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРАБОТА ОЖИВИЛАСЬ – 20 10 1977
Отчетно-выборное собрание — серьезная проверка комсомольской жизни. В комсомольских организациях нашего объединения проходит сейчас отчетно-выборная кампания. Большинство секретарей уже отчитались о проделанной работе.
Недавно состоялось собрание комсомольцев грузового района Таллинского морского рыбного порта. О проделанной работе отчитывался секретарь комсомольской организации Владимир Антонов. Серьезную помощь оказала ему секретарь комсомольской организации порта Татьяна Матвеева, у которой большой опыт работы с молодежью. Не обошел вниманием комсомольцев грузового района и комитет комсомола объединения. Комсомольская организация насчитывает в своих рядах 37 человек. Это работники порта, ИТР и участка малой механизации. Почти все они имеют среднее или высшее образование. В какой-то степени это облегчает деятельность секретаря, но в то же время и предъявляет к нему более высокие требования.
В своем выступлении В. Антонов отметил большую работу комсомольцев в преддверии юбилея Великого Октября, стремление членов ВЛКСМ с честью встретить эту знаменательную дату. Успехи достигнуты немалые: план первого года X пятилетки и первой половины второго года выполнен досрочно; в конце прошлого года в порту были создана комсомольско-молодежная бригада под руководством Бориса Васильева: среди комсомольцев и молодежи развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу 60-летия Великой Октябрьской социалистический революции; ширится движение за почетное право подписи Рапорта Ленинского комсомола ЦК КПСС к 60-летию Великого Октября. Уже сейчас есть все основания надеяться, что взятые социалистические обязательства будут выполнены досрочно.
Интересно проходят спортивные мероприятия: многим комсомольцам удалось добиться высоких результатов по различным видам спорта; активно проходили туристический слет и выезды на природу.
Но есть в работе комсомольской организации и существенные недостатки. За год молодежью не было внедрено ни одного рационализаторского предложения. Это сказалось на снижении трудовых темпов даже в комсомольско-молодежной бригаде. Слабо велась работа в школах коммунистического труда. А ведь это могло во многом помочь портовикам в решении проблем повышения производительности труда. Были недостатки и в организации досуга молодежи.
Комсомольцы внимательно отнеслись к выявлению недостатков в своей работе, их выступления были деловыми и принципиальными. Активное участие приняли члены ВЛКСМ в обсуждении перспективных планов, направленных на улучшение комсомольской и трудовой деятельности, на улучшение организации досуга и использования свободного времени. С интересными деловыми сообщениями выступили Сергей Иванилов и Роберт Гумашян.
В целом работа секретаря за отчетный период признана удовлетворительной. Секретарем комсомольской организации вновь избран Владимир Антонов.

М. РОВБУТ,
секретарь комитета ЛКСМЭ рыбопромыслового флота «Эстрыбпрома».
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-250 «Яан Коорт». ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА – 20 10 1977
ПОСЛЕ шестимесячного пребывания на промысле в Таллин возвратился экипаж БМРТ-489 «Юхан Лийв». Рыбаки этого судна были инициаторами соревнования в девятой пятилетке. Успешно выполняет экипаж задания и двух лет десятой. Большинство рейсов в прошлые годы коллектив судна возглавлял кавалер ордена Трудового Красного Знамени Олег Алексеевич Спирин. Славные традиции в этом рейсе приумножены. Экипаж снова порадовал замечательными успехами. В трудных условиях (переходы в новые районы, неподготовленность к лову на больших глубинах и т. д.) моряки успешно боролись за выполнение взятых социалистических обязательств. И вот итоги: вылов составил 103 процента, заморозка — 125 процентов, выпуск пищевой продукции—107 процентов. В июле «Юхан Лийв» был лидером среди крупнотоннажных судов промыслового района.
Успех этот, прежде всего, объясняется умелой работой командного состава, партийной организации (секретарь парторганизации старший помощник капитана В. Решетников). Коммунисты четко выполняли свои обязанности.
Коммунисты и комсомольцы возглавили ударную работу, являлись примером в каждой вахте, смене, бригаде.
Успеху способствовало и парное соревнование с экипажем БМРТ-250 «Яан Коорт». Результаты этого трудового соперничества подводились каждый день. Победителем выходило то одно, то другое судно. В июле первенствовал «Юхан Лийв», в августе — «Яан Коорт».
Конечно, главным было внутрисудовое соревнование между бригадами и вахтами, отдельными моряками. Условия соревнования были разработаны с участием актива судна и утверждены судовым комитетом профсоюза. Были определены задачи каждой бригаде, каждому матросу. Результаты подводились подекадно и ежемесячно.
В упорной и самоотверженной борьбе победили первая комплексная бригада мастера обработки Б. Морозова, вахта третьего штурмана А. Зазули. Имена одиннадцати передовиков занесены на судовую Доску почета.
Поскольку экипаж был значительно обновлен, на помощь пришел совет наставников, возглавляемый опытным рыбаком мастером добычи И. Збукарем. Девять наставников, из которых состоял совет, трудились на рабочих местах. Они-то и взяли шефство над новичками. Благодаря общим усилиям экипаж отлично справился с рейсовым заданием по заморозке, выпуску филе, расфасовке.
Много уделялось внимания качеству. Свой вклад внесла в это дело комиссия по качеству, возглавляемая старшим мастером добычи коммунистом А. Садыковым. Внедрена на судне комплексная система управления качеством продукции. Этой работой руководил капитан-директор Г. Карауш. Все это дало положительные результаты. Помощь в оперативной выгрузке рыбопродукции, обеспечении судна топливом оказал начальник промрайона Ю. Попов.
В воспитательной работе активно участвовали первый помощник капитана А. Шманев, капитан-директор Г. Карауш, старпом В. Решетников, старший механик В. Кривенко и другие коммунисты. Они всегда находились в бригадах и сменах, знали заботы и нужды экипажа.
Вдали от родных берегов экипаж ознакомился с решениями майского (1977 г,) Пленума ЦК КПСС и проектом новой Конституции СССР. Проводились партийные, комсомольские и судовые собрания. Лекторы и пропагандисты рассказывали о предстоящей сессии Верховного Совета СССР, о значении новой Конституции СССР. Экипаж внимательно следил за ходом обсуждения проекта Конституции СССР, и, горячо одобрив его, взял дополнительные социалистические обязательство, которые с честью выполнены.

Н. Дворецкий.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПЛАВБАЗА «ФРИДЕРИК ШОПЕН»: ОТЛИЧИЛИСЬ И ВЕТЕРАНЫ, И НОВИЧКИ – 15 10 1977
ПРОЙДУТ месяцы и годы, а первый промысловый рейс в Баренцевом море оставит в душе каждого моряка плавбазы «Фридерик Шопен» добрые воспоминания о нелегких трудовых днях. Ветераны судна могут записать в свой актив еще один — теперь уже вне всякого сомнения — успешный рейс, а молодые моряки - таких на судне было почти 80 процентов — по-настоящему обручились с морем, познали первые радости трудовой победы, как над морской стихией, так и над собой.
Но что греха таить — было нелегко и молодым, и ветеранам. Баренцево море заявило о себе холодом, непроглядным туманом. Часто шел дождь со снегом, в меру штормило. К тому же, сырье для производства было не знакомое - мойва. Как эту рыбу будем морозить?
Справятся ли механизмы и люди с этим ритмом? Эти вопросы большего всего волновали моряков плавбазы « Фридерик Шопен".
Проведенная на промысле десятидневка показала и сильные, и слабые стороны в нашей работе. Сырья больше, чем достаточно — это хорошо. Механизмы работают бесперебойно, об этом позаботился еще на переходе коммунист старший механик технологического оборудования П. Пао со своими людьми. Планируемая заморозка была достигнута в сравнительно короткие сроки. И в дальнейшем в течение всего промысла бригады рыбообработчиков работали стабильно. Особое внимание уделялось качеству выпускаемой продукции.
В первую очередь дань уважения надо отдать нашим опытным матросам и мастерам производства, которые смогли в короткий срок обучить новичков правильным приемам обработки рыбы, научили их грамотно управлять всеми механизмами.
Между морозильными бригадами развернулось социалистическое соревнование под девизом: «Сегодня работать лучше, чем вчера». Трудовое соперничество между бригадами позволяло вскрывать внутренние резервы повышения эффективности производства, постоянно улучшать качество выпускаемой продукции, ликвидировать недостатки в организации труда. В отдельные дни среднесуточный выпуск мороженой рыбопродукции достигал рекордных цифр - 100 — 120 тонн. При этом качество работы отнюдь не ухудшалось. Наша молодежь быстро и старательно осваивала все премудрости обработки рыбы. Росло мастерство, повышалось качество, разгоралось трудовое соперничество между производственными бригадами.
Лидерство в социалистическом соревновании захватила бригада, руководимая коммунистом Н. Г. Батраком. Сильна бригада молодостью, боевым задором. Средний возраст — 21 год: восемнадцать комсомольцев и три коммуниста. Вспоминает Н. Г. Батрак первую встречу с членами своей бригады на переходе. Из 24 человек только четверо знали технологию обработки рыбы и умели работать на всех механизмах. Не лучше обстояло дело с кадрами и в других бригадах. Долго Н. Г. Батрак по вечерам у себя в каюте обдумывал расстановку рыбообработчиков. Он прекрасно понимал — придется учить людей на ходу. Первое, что он сделал — это закрепил опытных матросов-рыбообработчиков за новичками. В течение смены самому ему неоднократно приходилось показывать правильные приемы в работе, вести неустанный контроль за всем циклом производства мороженой продукции.
Опытный мастер — на судах промыслового флота Н. Г. Батрак работает уже 12 лет, — он хорошо знал, что если человек относится к делу с душой, и с доверием — к наставнику, то результат себя ждать не заставит. Серьезно, по-деловому, от носились к своим дополнительным обязанностям матросы В. Осипович, В. Мелентьев, В. Ратуев и А. Бурукин — это им было поручено в кратчайший срок обучить вновь прибывших рыбообработчиков грамотно обслуживать механизмы. Надо отдать должное — парни трудились отлично, увлекая и зажигая своим энтузиазмом остальных,
Хороших показателей в работе, из смены в смену добивались и остальные бригады, где лучшими были матросы-рыбообработчики В. Шестак, В. Кашеру, А. Олея, .С. Илларионов, В. Мотин и многие другие. Все технологические операции они выполняли четко и продуманно. Не было такого случая, чтобы по их вине простаивали механизмы. Примеров самоотверженной работы на промысле можно привести множество, Машинная команда постоянно обеспечивала нормальную работу двигателей и других механизмов судна. Иногда приходилось переходить из одного квадрата в другой по 100—150 миль в поисках рыбы, однако это не мешало механикам своевременно выполнять профилактические ремонты механизмов. Зарекомендовали себя классными специалистами мотористы Александр Бутрин, Михаил Лащук, котельный машинист Владислав Сироткин.
Как никогда, в этом рейсе трудилась общесудовая служба под руководством старшего помощника капитана Антона Филипповича Лавренюка. За весь рейс сделано 308 крупных и малых швартовых операций, на борт судна было принято 9599 тонн свежья. Это составило 180 процентов к плану. Перегружено на транспортные суда 4745 тонн мороженой продукции. Большой похвалы заслуживают второй штурман Аатсо Пипар, матрос — рулевой Сергей Страхов, боцман Владимир Рудой.
Немаловажное дело на промысле — хорошо накормить экипаж судна. Умело работали, готовили вкусные блюда повара Эрик Соом и Никита Дунай.
Стабильность поступления сырья дала возможность добиться высоких показателей. Весь экипаж трудился дружно, а главное — с большим желанием. За весь промысловый рейс было выработано мороженой продукции 7003 тонны, что составило 183 процента к плану. Изготовлено рыбной муки 224,3 процента, технического жира — 334,6 процента к заданию.
Намного сложнее была обстановка в бригадах по изготовлению пресервов. Сырье для них было не из лучших: рыба не отвечала требуемым размерам, была калянусной. Бригадам пришлось заниматься сортировкой рыбы по размеру, а затем рядовой укладкой
в металлические банки. Немаловажную роль в повышении производительности труда сыграл договор на социалистическое соревнование между коллективом плавбазы «Фридерик Шопен» и экипажем плавбазы «Севрыба» из Мурманска. Соревновались как по приемке рыбы-сырца, так и по выпуску готовой продукции. Наши представители побывали на плавбазе «Севрыба», знакомились с организацией производства у северян. Каждые десять дней по радио подводились итоги. Много полезного дало нам это соревнование. Естественно, что следующий промысловый рейс в Баренцево море для наших судов, учитывая опыт работы плавбазы «Фридерик Шопен», будет значительно легче.
Своими результатами работы мы довольны. Готовясь к достойной встрече 60-летия Великого Октября и претворяя в жизнь исторические решения XXV съезда КПСС, коллектив судна с честью выполнит взятые обязательства.

Е. МАРУСИН, подшкипер плавбазы «Фридерик Шопен».


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В прошедшем рейсе на плавбазе «Фридерик Шопен" лучшим вахтенным рулевым признан по праву матрос первого класса Сергей Страхов, не так давно закончивший учебу в Пярнуском УКК.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Новая Конституция СССР, принятая на только что закончившейся сессии, вызвала большой интерес в экипаже. На н снимке вы видите первого помощника Юрия Колосова (второй слева), который знакомит с материалами сессии группу моряков плавбазы.

Фото В. ТРАКСА.
Памяти Ровбут Олега Михайловича«СПАСИБО», - ГОВОРЯТ МАВРИТАНЦЫ – 15 10 1977
В плане подготовки иностранных специалистов в мореходных училищах нашей страны учатся и проходят подготовку посланцы дружественных нам стран и народов Африки.
При Таллинской мореходной школе прошли четырехмесячную практику будущие моряки из далекой Мавритании. На днях они вышли в море на специальном судне "Сметливый», для закрепления навыков в управлении судном, механизмами и приборами, несения самостоятельной вахты.
...Знакомимся с руководителем стажеров — штурманом, будущим капитаном судна Мохамедом Улед Этманом. Он хорошо говорит по-русски.
—Хочется выразить сердечную благодарность за внимание и заботу о нас всем, с кем нам пришлось встречаться в процессе прохождения практики, — говорит руководитель стажеров. (Теоретический курс мавританцы прошли в Алжире). — Особое спасибо преподавателям, команде судна, его капитану Александру Петровичу Морозу, Мы чувствуем себя здесь, как дома.
Судно готовится к выходу в море. В ходовой рубке у руля занимает место Веле Мамаду. На вопрос, как он себя чувствует в такой ответственный момент, рулевой отвечает;
— Я рад. И готов к несению вахты. Чувствую себя уверенно. Хорошо нас научили и в школе, и на судне.
В машинном отсеке хлопочут у механизмов мотористы. Одного взгляда достаточно, чтобы утвердиться в мысли: и Малик Гей, и Мохамед Абей, и Омар Амаду и их товарищи готовы к несению вахты без помощи и контроля со стороны команды. Каждый из них с благодарностью отзывается о старшем механике Валерии Ивановиче Сурове, втором механике-дизелисте Геннадии Николаевиче Танаеве. Старательно передавали преподаватели свои знания и практический опыт друзьям из Мавритании.
У каждого стажера — нетерпение. Скорей бы на морской простор. Именно там, в море, предстоит им выдержать последний экзамен и... на родину, к самостоятельной работе.
— Хочется домой? — спрашиваем у руководителя стажеров. Мохамед Улед Этман улыбается:
— Конечно, хочется. У нас климат теплее. Зато люди ваши, согревают нас здесь своей теплотой и дружелюбием.
— А вообще-то, хотелось бы посмотреть на ваш праздник 60-летия Октябрьской революции. Много хорошего мы увидели. Счастливо живет советский народ. Чуткий и сердечный. Спасибо вам за все...
Сигнал аврала. Через короткое время судно снимается со швартовов и берет курс в море. На вахте — стажеры из Мавритании.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У руля — Веле Мамаду. Справа — капитан судна А. П. Мороз, в центре — переводчик А. Токарев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Электромеханики Сар Мамаду н Эм Бодж Хусейну па вахте.
Фото автора.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-598 "Рихард Мирринг" и его экипажей. И ВСЕ-ТАКИ ПОБЕДА! - 11 10 1977
БЫЛО ВРЕМЯ, когда выражение «предрейсовая горячка», казалось, прочно прописалось на страницах "Рыбака Эстонии». В последние месяцы, однако, эти ненавистные для рыбаков слова все реже фигурируют и в газете, и на производственных совещаниях. Суровая дисциплина нынешнего промысла заставила, наконец, с полной серьезностью относиться к подготовке судов к выходу в море...
Так стоит ли вспоминать "старое"? Надо. Не только для того, чтобы подчеркнуть трудовое мужество рыбаков БМРТ-598 "Рихард Мирринг" в недавно закончившемся рейсе , который они завершили с весьма хорошими показателями (о них ниже). И для того надо чтобы не притуплялось чувство ответственности у тех, за чьи грехи и огрехи приходится расплачиваться рыбакам на промысле - тяжелым трудом, нервами, риском, которого могло бы не быть.
...На разборе рейса БМРТ-598 возникла целая полемика вокруг трапа, который оказался с серьезными изъянами и принес немало неприятностей командованию судна, да и всему экипажу, уже в начале рейса, Получали трал перед выходом нормальный, в полной, что говорится, кондиции — на промысле оказалось: «не тот"... Отдел промрыболовства предъявил претензии к старшему помощнику капитана Т. Хасанову — почему доверился «бумажкам» (которые, известно, от стыда не краснеют) и не проверил качество промвооружения?
Ну, ладно, старший тралмастер был назначен на судно в последний день перед отходом — так ведь кто-то из добытчиков был на борту. Командование судна, в свою очередь, резонно возразило службе добычи: ведь сами же брали под контроль снабжение промвооружением, что же теперь одних нас во всем вините? «Дебаты» прервал заместитель генерального директора объединения: «прокол» с тралом, сказал он, это результат недобросовестного отношения к своему кровному делу и службы добычи, и ЦОЛ, где, кстати, работают и бывшие добытчики, и в некоторой степени — ответственных лиц БМРТ.
Вообще, надо сказать, судно оказалось укомплектовано промвооружением лишь процентов на 60 — 70, отмечалось на разборе рейса. В результате на промысле пришлось работать фактически одним тралом. Два часа тралили, два — ремонтировали: работать пришлось на тяжелых грунтах. Посчастливилось, правда, одолжить нужный трал — с двумя кутками — у мурманчан, с БМРТ «Петрозаводск", но это просто везение.
Произошла длительная заминка с получением лицензии, и пока ждали ее, из управления шли и шли разноречивые «ценные указания»: завтра вести промысел одного объекта, послезавтра — другого...
Наконец, когда утряслось с лицензией — она предусматривала сначала облов окуня, а потом мойвы, — на судне не оказалось промысловых планшетов.
Все это, вместе взятое, и породило на судне — по крайней мере, в первый период промысла, — обстановку нервозности и неуверенности. Кое-кто даже впал в уныние, безнадежно махнув рукой на «этот обреченный рейс". Кое-кто ударился в маниловщину: махнуть бы с севера в ЦВА, да разве ж «там» (читай — в управлении) поймут, пойдут навстречу...
Теперь самый раз привести итоги выполнения рейсового задания экипажем БМРТ «Рихард Мирринг»: вылов составил 107,5 процента, мороженая рыбопродукция — 138, товарная — 106,8, в том число пищевая — 114,9 процента. Коэффициент использования сырца на пищевые цели — рекордный в нашем объединении на сегодняшний день: 93,6 процента!
Оказался невыполненным план по разделанной продукции. Но тут уж вины экипажа нет; не было подходящего сырья. Зато задание по спецразделке значительно перевыполнено — 165,4 процента. И что не менее отрадно, очень высокий процент направления сырца на пищевые цели. Благодаря чему, а лучше сказать — кому, удалось найти выход из, как утверждали пессимисты, «безвыходного» положения?
Отвечая на этот, отнюдь не риторический, вопрос, начинать следует, конечно же, с капитана-директора. Борис Григорьевич Демидчик и на этот раз, в этом сложном и столь неудачно начинавшемся рейсе, продемонстрировал свои лучшие качества — и как промысловика, и как руководителя и организатора судового коллектива. Вот как отозвался о нем один из опытных моряков, выходивший с капитаном в этот рейс: «Район, в котором нам довелось работать, он знает так, как иной заядлый грибник не знает свой излюбленный лес». Какое значение это имело, сошлемся на такой пример. Выше мы упоминали о том, что на судне не оказалось промысловых планшетов. Работать к тому же пришлось на изрядных глубинах, да еще в одиночку, на протяжении 10 суток. Понятно: находись в этом квадрате другие суда, можно было бы воспользоваться их опытом, информацией, советами, Но чего нет, того нет.
Пришлось уйму времени затрачивать на поиск. Хорошо — не подвела рыбопоисковая аппаратура — «в руках» электрорадионавигатора Евгения Кондратьева она действовала отменно, но только на нее ставку делать было, конечно, нельзя. Решающее значение здесь имело то, что капитану уже приходилось, когда-то работать здесь и по памяти он знал основные характеристики данного промрайона. Но, как уже сказано, осложняло положение то, что работать пришлось фактически единственным тралом. Но рыба пошла на палубу и в рыбцех. И когда подошли другие суда, БМРТ «Рихард Мирринг» предоставил им всю необходимую информацию... Экипаж Б. Демидчика занял первое место в промрайоне в тот период, и никто, конечно, не оспаривал этого очень справедливого решения.
А когда с БМРТ-598 запросили помощи в промвооружении, таковая была немедленно оказана мурманскими рыбаками. Их добытчики с готовностью вызвались помочь и словом и делом своим таллинским коллегам, и это было тем более, кстати, что служба добычи на «Рихарде Мирринге» оказалась, в общем-то, молодой — большинство рыбаков новички, опыта недоставало.
Хоть и «по штату» ему это положено, все же нельзя не отметить особую роль, которую сыграл капитан-директор Б. Демидчик в борьбе за максимальное направление рыбы-сырца на пищевые цели. В этом деле благих пожеланий и стремлений мало — нужен опыт. А в составе экипажа почти каждый четвертый вообще впервые шел в рейс, многие — новички на данном судне. Носителями же и пропагандистами опыта, который имеется в виду, была хоть и немногочисленная, зато очень активная группа людей, по праву считающихся ветеранами БМРТ-598: сам капитан, рефмеханик Семен Бузуверов, матросы первого класса Владимир Кузин, Сериожа Начкебия (рулевой), старший механик Борис Лазарев, бывший в рейсе секретарем парторганизации, второй механик Валерий Двинских, принятый в рейсе кандидатом в члены КПСС, и некоторые другие. Большой вклад в борьбу за рациональное использование сырца внесли машинисты скороморозильных установок АСМА — «морозилки» в течение всего рейса работали на полную мощность, не зная перебоев, а тем паче — каких-либо поломок и повреждений. Постарались С. Безуверов и его рефмотористы; знающий свое дело, технику Константин Королев и молодые, но старательные и толковые ребята — Яков Кисель и Геннадий Возняк. Что ж, у них были достойные наставники и старшие товарищи.
Душой и ударной силой производственной службы были коммунисты — рыбмастер Владимир Кучинский (чья комплексная бригада — мастер добычи Сергей Колесник, профгрупорг кандидат в члены КПСС матрос Игорь Нугманов — заняла первое место по итогам соцсоревнования в рейсе), Данил Нестенко, технолог Владимир Хименков, возглавлявший судовой комитет. За личную примерность в работа здесь, в рыбцехе, инициативный и добросовестный труд большинство рыбообработчиков неоднократно отмечались в приказах капитана-директора, а такие моряки, как Алексей Мазуренко, Александр Верескун и другие их товарищи по цеху, занесены на судовую Доску почета. Но, конечно, не только матросы-рыбообработчики: на ту же Доску почета были занесены электрик Александр Погорелов, лебедчик Валентин Петрунин, электрогазосварщик Василий Воробьев и т. д. — то есть представители всех служб.
В составе экипажа к концу рейса насчитывалось 68 ударников коммунистического труда, 15-ти из которых это почетное звание присвоено было впервые. Это говорит о многом. И в том числе — о том, что администрация судна чутко реагировала на добрые дела рыбаков, всячески отмечала и выделяла тех, кто трудился с полной отдачей, не покладая, как говорится, рук. Это — важно. Это имеет большое значение не только для тех, кого поощряют, но и для тех, кто поощряет. Без взаимопонимания, доброжелательности друг к другу в море, в рейсе, да еще таком, какой выпал на долю экипажа БМРТ "Рихард Мирринг", работать было бы трудно. Все досталось бы ценой гораздо больших усилий - физических и духовных, чем те, которые были затрачены. Если бы досталось вообще.
И тут слово признательности необходимо сказа по адресу первого помощника-капитана, Николая Филиппова. Человек, знающий промысел и море, сам не чуждающийся работы на подвахтах, в рыбцехе ли или на промысловой палубе, он, главное, знает и с пониманием относится к рыбакам, умеет не отмахиваться от «досадных" вопросов их и настроений. Терпеливость и терпимость - без этого нельзя говорить о доброжелательности. А этим щедро наделен Н. Филиппов — от природы, в силу жизненного опыта? Какое это имеет значение, в конце концов, важно, есть это у человека или нет. У первого помощника, к счастью, было. У капитана - тоже. И естественно, что дух взаимопонимания, доброжелательности и взаимопомощи - то, без чего немыслим желанный здоровый микроклимат в судовом коллективе - этот дух всячески прививался и руководством судна, и общественными организациями. Начиная, конечно, с партийной. И пусть была она не такой многочисленной - 13 членов КПСС и 1 кандидат — но зато достаточно активной и дееспособной. И, решая, казалось бы, сугубо производственные задачи — эффективности, качества, организации труда на подвахтах, в целом на промысле и т. п. коммунисты всегда помнили о тех, от кого непосредственно зависит успех работы. В этом — залог трудовой победы, которая и была одержана в минувшем, таком трудном и сложном рейсе.

Л. ФИРСОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ – 08 10 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У рыбообработчика супертраулера «Валгеярв» Александра Семеновича Буторина приподнятое настроение. Позади трудный шестимесячный рейс. Затрачено много сил, энергии. А впереди, через несколько дней, долгожданная встреча с семьей в Кабардино-Балкарии. В кармане билет на самолет.
Рыбообработчик. Трудная профессия. Особенно при хорошей промысловой обстановке. В завершенном рейсе А. С. Буторину не приходилось скучать на рабочем месте. Достаточно сказать, что комплексная бригада дала хороший план. 108 процентов — это и моральное, и материальное удовлетворение. Александр Семенович делом доказал, что трудовая слава закрепилась за ним не случайно. Не по единичному рейсу, не по месячному показателю. По ежедневному и ежечасному труду, труду вдохновенному, умелому.
В цехе обработки он чувствует себя свободно. Сама специальность наложила характерный отпечаток — движения быстры, заучены, Сейчас конвейер стоит в ожидании очередного рейса. Но приятно отметить, что заведование, рабочее место обработчика приведено в порядок, как у рачительного хозяина. Как и быть должно.
Член КПСС АЛ. С. Буторин не просто рядовой коммунист на судне. Он — партгрупорг комплексной бригады, а это — и ответственность за состояние партийной работы в рейсе, и контроль за ходом соцсоревнования, и многое другое. С этими обязанностями коммунист Буторин справился успешно. Партийная работа в группе проводилась и проводится предметно, целенаправленно. Девизом в этой работе для секретаря партгруппы был и остается личный пример. И на производственном участке, в борьбе за качество и эффективность труда, и в дисциплине, и в прочих обыденных делах.
Его фамилия была названа без раздумий: «Да, Александр Семенович Буторин заслуживает всяческой похвалы. И как труженик, и как коммунист, и как человек».
С этой сжатой аттестацией соглашаешься уже при первом знакомство с ним. Она подкреплена результатами труда А. С. Буторина.
Скоротечны отпускные дни. После отдыха обработчик А. С. Буторин снова выйдет в рейс, потому что эта работа ему по душе и о другой он но помышляет. Где трудно и почетно.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКЕ: А. С. Буторин.
Фото автора.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаШКОЛЕ МОРЯКОВ - ДВАДЦАТЬ– 06 10 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Директору Таллинской заочной средней школы моряков т. Григорьевой Л. В., секретарю парторганизации т. Прохорову В. Д., председателю местного комитета т. Березневой Г. С
.
ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!
Горячо поздравляем вас и весь педагогический коллектив, учеников и выпускников Таллинской заочной школы моряков с 20-летием ТЗСШМ!
С большим удовлетворением отмечаем, что ваш дружный коллектив с честью выполняет стоящие перед ним задачи. За 20 лет работы контингент учащихся школы вырос до 750 человек, успеваемость поднялась до 80%, школа выдала аттестаты о среднем образовании более 1300 учащимся.
За большие трудовые достижения десятки выпускников школы — молодых рыбаков объединения «Эстрыбпром» награждены высокими правительственными наградами, многие стали хорошими специалистами флота, руководящими работниками.
От имени всех работников объединения благодарим коллектив школы за активную работу по повышению общеобразовательного уровня молодых рыбаков и выражаем уверенность, что, выполняя исторические решения XXV съезда КПСС, вы и в дальнейшем будете добиваться успехов в этом благородном деле. Желаем вам плодотворной работы, новых успехов в деле обучения и воспитания кадров флота рыбной промышленности
ТЕНОСААР, КУСТАРНИКОВ, СЫПАЧЕВ.

Начавшийся новый учебный год для Таллинской заочной средней школы моряков богат событиями. Школа готовится встретить 60-ю годовщину Великого Октября новыми успехами в учебно-воспитательной работе и отметить памятную дату — 20-летие со дня открытия.
В своей работе педколлектив руководствуется решениями XXV съезда КПСС и постановлениями Совета Министров СССР. Педагоги стали больше уделять внимания идейно-политическому, нравственному, интернациональному воспитанию учащихся, их умению самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в научной и политической информации.
К новому учебному году школа выполнила план комплектования на 107 процентов. К учебе приступили 750 моряков. Большим достижением педколлектива является то, что в закончившемся учебном году успеваемость равнялась 89 процентам. 210 моряков получили аттестаты о среднем образовании, 603 ученика полностью выполнили программу. Вначале у нас занималось всего 300 человек, а сейчас число учащихся увеличилось почти втрое. Успеваемость в первые десять лет едва достигала 20—30 процентов. В 1958 году лишь 11 человек получили аттестаты, в 1967 году — 31, в 1971 году уже 100 учащихся, а в нынешнем — 210. За 20 лет 1346 моряков окончили школу и получили аттестаты. Многие из них уже имеют специальное образование. Назову некоторых. Это капитан Виктор Федорович Решетников, первый помощник капитана Александр Яковлевич Якимович и другие. Наши выпускники Кирилл Узун — четвертый штурман, Валентин Архипов — третий штурман, Зиновий Манжурец — мастер добычи.
Мы рады, что все наши выпускники хорошие производственники, полезные люди. Школа выработала свою систему обучения, приспособленную к специфике работы наших учащихся—рыбаков. Учебные сессии у нас проходят, как правило, в удобные для моряков дня. Мы проводим по три — четыре дублирующих сессии. Это позволяет каждому присутствовать на занятиях. В прошлом учебном году 262 моряка побывали па сессиях. Их учат умению работать с учебниками, схемами, справочным материалом, формируют навыки самопроверки, проводят лабораторные и практические работы.
Для тех, кто не имеет возможности приехать, проводятся занятия и индивидуальном порядке. Большую помощь учащимся оказывают учителя, выходящие с ними в море — Э. Вээборн, П. Федоров. А. Семенов, А. Щербак, Б. Артюхов, А. Овчинников. Все они — опытные педагоги, любящие свою работу, умеющие организовать учебу в морских условиях. Это обеспечило хорошую успеваемость учащихся из плавсостава. Лучше всего учеба была организована на плавбазах «Рыбак Балтики», «Станислав Монюшко», «Фридерик Шопен». Хорошей учебе способствовали первые помощники капитанов В. Кожевников. Н. Ермолаев, Н. Суслин, В. Жуковский, П. Чалов, В. Васильев.
Много добрых слов можно сказать в адрес заведующей консультационным пунктом А. Шкутько, общественных консультантов В. Мальцева, М. Родителева, В. Ковалева, Л.
Блохиной, В. Нечаева. Они принимали зачеты по математике, физике, астрономии. Консультантами было принято за учебный год более тысячи зачетов.
Школа работает в тесном контакте с руководством объединения «Эстрыбпром». Мы чувствуем постоянную заботу генерального директора «Эстрыбпрома» В. Теносаара, секретаря парткома В. Кустарникова, председателя профкома И. Сыпачева, зам. генерального директора Н. Митюрева. Систематически оказываю т по мощь школе Ю. Коротков, И. Красильникова и другие. Неоднократно учителя приглашались на заседания парткома, в от дел кадров.
Со дня открытия пашей школы трудится Лидия Кириллов на Самойленко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, человек, горячо любящий свое дело. Много сил, здоровья отдает она школе, учителям и учащимся, пользуется заслуженным авторитетом. Ветеранами школы, хорошо знающими методику работы с моряками, являются также учительница математики Галина Сергеевна Березнева, Тамара Ивановна Севостьянова, учительница литературы.
Большую работу проводит в консультационном пункте при Таллинской мореходной школе Бетти Яковлевна Коган, здесь молодежь приобретает не только профессию, но и получает среднее образование.
Встречая юбилей Октября педколлектив школы полон решимости, повысить эффективность и качество преподавания, улучшить методику обучения и воспитания моряков, в тесном содружестве с руководством и парткомом Эстонского рыбопромышленного производственного объединения "Эстрыбпром» добиться хороших результатов в начавшемся учебном году.


Л. ГРИГОРЬЕВА, директор Таллинской заочной средней школы моряков.