Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти «Ханс Пегельман» и его экипажей. С ОПЕРЕЖЕНИЕМ! -10 03 1977
НЕ ПЕРВЫЙ раз транспортный рефрижератор «Ханс Пегельман» швартовался с грузом экспорт-ной продукции в испанском порту Виго и португальских Порту и Лиссабоне. И в каждый приход экипаж организованно, умело производил сдачу груза получателям. Представители фирмы «Навиос Унидос» неоднократно давали высокую оценку работе команды.
Да, коллектив транспортного рефрижератора «Ханс Пегельман» приобрел заслуженный авторитет. Это стало уже традицией, хорошей традицией экипажа — не иметь замечании и претензий при сдаче экспортной рыбопродукции. И среди тех, кто крепил добрую славу экипажа, ветераны судна — первый помощник капитана Н. Южаков, старший электромеханик секретарь партийной организации В. Зайцев, старший механик В. Шапошниченко и многие другие.
Проблемы эффективности и качества работы решались экипажем и в последнем рейсе, в котором команду возглавлял капитан-директор Юрий Васильевич Аверин. Если качество продукции зависело от экипажей судов-изготовителей, то вопросы перегрузки, укладки, доставки и, наконец, сдачи решались командой транспортного рефрижератора. Следует упомянуть такой факт. При приемке груза от судов-изготовителей командование, группа народного контроля (председатель — электрик коммунист В. Сибрик) весьма критически, можно сказать, придирчиво, оценивали каждую партию, подготовленную для приема. Как рассказал помощник капитана по производству П. Миходуй, при обработке новороссийского РТМ, например, не были приняты на борт более 100 тонн продукции, не удовлетворявшей требованиям ГОСТа. И такая принципиальность, требовательность постоянно соблюдалась при весьма высоком, напряженном ритме перегрузочных работ.
В первом пункте социалистических обязательств экипажа указано: «Выполнить план второго года десятой пятилетки к 60-летию Великого Октября». Весомым вкладом в достижение поставленных рубежей явились результаты закончившегося рейса. Трижды «Ханс Пегельман» выходил в район промысла, и каждый раз команда обрабатывала суда с опережением графика. Всего было сэкономлено 16 суток промыслового времени. За два месяца первого квартала перевезено на 3650 тонн груза больше запланированного. И, наконец, благодаря рациональной укладке, максимальному использованию емкостей в Таллин было доставлено на 147 тонн рыбопродукции больше нормы.
Бригады приемщиков, возглавляемые матросами В. Измалковым и С. Герейхановым, быстро и умело укладывали короба мороженой продукции. Достаточно сказать, что 1200 тонн были сняты с «Рыбака Балтики» всего за 22 часа. Конечно, следует отметить и ударную работу команды «отправителя». Образцы труда, самоотверженность и мастерство проявили матросы В. Шумейченко, Н. Лорченко, С. Горенич, В. Коголь и В. Заверуха. В соревновании на звание лучшей высоких показателей добилась вахта третьего помощника капитала А. Напалкова. Лучшим рулевым признан матрос С. Берлинер. В машинной команде грамотной эксплуатацией техники отличилась вахта второго механика Ю. Шабунина. По результатам рейса командованием судна отмечена хорошая работа членов машинной команды — второго электромеханика А. Мельникова, мотористов В. Ивко, Г. Старовойтова, П. Самолюка, электриков А. Хинно и В. Вайну, котельного машиниста В. Леоненко, рефмоториста Н. Семененко.
С хорошим настроением выходит в рейс экипаж транспортного рефрижератора «Ханс Пегельман». Вахта в честь 60-летия Великого Октября продолжается.

Б. АРТЮХОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-436 "Кристьян Рауд». ОТ ИМЕНИ ВСЕЙ КОМАНДЫ - 05 03 1977
Сначала цифры Очередной рейс БМРТ-436 "Кристьян Рауд» завершен, по нашим предварительным подсчетам, со следующими результатами: вылов — около 130 процентов, заморозка - 130,3, пищевая продукция (в стоимостном выражении) - 111,3, товарная - 113,6 и филе -188 процентов к рейсовому заданию. Рекламаций - нет.
Какой ценой? Думаю, вопрос этот и уместен, и оправдан, учитывая, в частности, что «молодость» нашего судна давно прошла, технологическое оборудование оставляет желать лучшего. И если, тем не менее, план перевыполнен, то можно без ложной скромности говорить о самоотверженной работе всего экипажа, о трудовом энтузиазме рыбаков.
И вот здесь я хочу от «мели всей команды сказать еще раз спасибо нашим женщинам, которые беззаветно трудились наравне с нами, мужчинами, и не только безоговорочно выходили на многочисленные подвахты, но даже обиделись бы, попробуй мы освободить их от этого, тяжелого даже для моряков труда.
Особенно хочу отметить старшую буфетчицу Зинаиду Федоровну Мец. Это о таких людях говорят: годы не властны над ними... Каждому бы из нас такое неравнодушное, заинтересованное и заботливое отношение к своим товарищам, к делу, которому мы служим. Здесь мало сказать — никаких претензии не было к Зинаиде Федоровне ни в кают-компании, ни к работе на подвахтах. Здесь говорить надо только в превосходной степени, и не красного слова ради, не по случаю праздника — так оно было всегда, и в нынешнем рейсе, и в предыдущем, и я не рискую ошибиться, если скажу: так будет и впредь. Уверен: в этом поддержат меня все, кому доводилось плавать с 3. Ф. Мец.
С полным на то правом назову Зинаиду Федоровну наставницей молодежи — строгой и доброй одновременно, взыскательной и доброжелательной. Уж кто-кто, а наши повара хорошо познали это на собственном опыте... И многое, надо думать, переняла у нее официантка-уборщица комсомолка Антонина Малышкина: трудолюбие и добросовестность, безотказность в работе, готовность прийти на помощь товарищам, даже такие черты характера, как скромность, сдержанность. И общественную активность: Зинаида Федоровна — член ревизионной комиссии, Антонина — член судовой группы народного контроля. Обе они с честью носят высокое звание ударников коммунистического труда.

В. КАПУСТИН,
старший помощник капитана БМРТ-436 «Кристьян Рауд».
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВасилий Ковальчук – 26 03 1977
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В должности матроса он вышел в море впервые. До этого была учеба в Таллинской мореходной школе и практика на БМРТ-350, которая, кстати говоря, была оценена на отлично.
Минувший рейс на БМРТ-384 «Коралл», для Василия Ковальчука был в какой-то степени решающим — преодолен еще один рубеж, это было его становление как рыбака и специалиста.
В работе добытчика испытанию подвергаются внимательность и сноровка, ловкость и выносливость. Прошедший рейс показал, что Ковальчук испытание выдержал. Четко выполнялись рабочие операции: подъем трала, выливка улова.
А трудности? Они, конечно, на первых порах были. Первая выборка трала. У него не все ладится, он суетится, ошибается. Очень волнуется, как бы не подвести бригаду. Но всякий раз рядом оказывались опытные рыбаки, которые старались помочь новичку быстрее освоиться. Много внимания уделял Ковальчуку мастер добычи Павел Семенович Тихомиров. Помогла и дружба с молодым моряком Валентином Передерием, который хотя и сам недавно пришел на флот, однако уже имел опыт работы добытчика.
Идет траление. Василий Ковальчук вместе с другими матросами в рыбцехе. Обработка рыбы — дело уже знакомое, и работа у него спорится.
А вот с ремонтом трала — новые сложности. Бывший курсант ТМШ, он никогда прежде не держал в руках игличку. В мореходной школе на доске все казалось много проще... Но Василий Ковальчук верил, что вполне по силам ему освоить нелегкий рыбацкий труд. Вера в себя, стремление стать хорошим специалистом, помогли войти в рабочую колею. С полуслова понимал он все, что требовалось. И то, что по общесудовым итогам социалистического соревнования первая производственная бригада заняла первое место, есть и его заслуга, вчерашнего выпускника мореходной школы, сегодняшнего моряка рыбопромыслового флота.

Н. Крутикова
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». ОКАЗАЛИСЬ НE НA ВЫСОТЕ – 03 03 1977
НЕУДАЧНО закончился минувший рейс для БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». Нельзя, конечно, в двух словах ответить на вопрос, кто повинен в постигших экипаж неудачах, которые касаются главным образом качества произведенной рыбопродукции. Высокое качество ее известно, обеспечить можно только усилиями всего экипажа. При этом особый .вклад призваны внести народные контролеры судна. К сожалению, на БМРT-350 они оказались явно не на высоте. Передо мной — отчет группы НК о ее деятельности за период с августа прошлого по февраль нынешнего года. Даже первое знакомство с ним показывает, что составлен он скорее для «галочки», нежели для пользы дела.
Известно, что группа народного контроля на судах избирается на общем собрании экипажа, при этом в состав ее вводятся люди, пользующиеся авторитетом, принципиальные, знающие свое дело и хорошо разбирающиеся в производстве, технологии. Обычно, группу народного контроля должен возглавлять заместитель секретаря партийной организации. Однако на БМРТ-350 к этому вопросу подошли чисто формально. В результате была избрана группа НК из пяти человек, которые по своему составу и служебному положению не имели возможности охватить своим влиянием все основные участки 'производства. Руководство экипажа не насторожил и тот факт, что из 12 коммунистов не нашлось ни одного кандидата в члены группы НК. Или, скажем, такой вопрос: какую работу могла выполнять в группе судовая прачка, компетентна ли она в технологии производства? Слов нет, при составе группы в 9—11 человек нашлось бы и для нее дело, но это условие не было соблюдено. И вот пришлось человеку заниматься совершенно незнакомыми делами...
Первый помощник капитана Б. Горбенко объясняет, что вся причина в том, что «мы не знали, как следовало поступить, и никто не подсказал». Серьезно ли это? Ведь достаточно было прочесть от начала до конца «Положение о народных контролерах», и не только прочесть самому, но и предложить секретарю парторганизации и его заместителю познакомиться с этим документом накануне проведения выборов. Нe лишне было бы также заглянуть в «Справочник народного контролера» и найти там ответы на интересующие вопросы. И если ни того, ни другого сделано не было, то не говорит ли это о формальном отношении к столь важному и большому делу, как борьба за высокое качество продукции в целом?
Далее. Разработанный группой план работы на рейс должен быть рассмотрен партийной организацией и утвержден. Однако этот план не стал предметом для разговора на партсобрании.
Стало практикой: при всякой проверке и обнаружении нарушений технологического процесса, выявлении причин, мешающих работе, составлять соответствующий документ, в котором предусматриваются меры по устранению недостатков, намечаются конкретные сроки для этого.
В дневнике группы НК, о которой идет здесь речь, записей много, но конкретностью они отнюдь не отличаются. Очевидно, что ни первый помощник капитана, ни секретарь партийной организации Н. Гудков не интересовались работой группы, не направляли ее деятельность. Отсюда — шуму много, а результатов нет...
Еще будучи на промысле, при сдаче выработанной продукции администрация БМРТ-350 получила рекламацию. Казалось бы, это ЧП должно было встревожить всех и стать темой особого разговора, в первую очередь на партийном собрании и заседании группы народного контроля. Однако вопрос этот вообще не обсуждался. И еще один существенный негативный момент. Председатель судовой группы народного контроля В. Яковлев с ведома секретаря парторганизации Н. Гудкова поставил себя на судне не помощником администрации в выполнении поставленных задач, а ревизором с особыми полномочиями. Вот какой случай произошел накануне окончания промысла. Первый помощник капитана попросил В. Яковлева как председателя группы HK проследить за укладкой продукции в трюмах. Яковлев отказался наотрез: пусть, мол, этим занимается администрация, а я посмотрю...
Перед нами акт обследования камбуза и подсобных помещений, привожу его дословно: «13 декабря 1976 года в 21.00 членами группы Корольковой, Яковлевым, Жениховым проведен рейд по осмотру санитарного состояния камбуза и подсобных помещений. При проверке обнаружены следующие недостатки:
1. низкое качество помещений и камбуза (?);
2. механизмы и приспособления находятся в грязном состоянии».
Решение группы народного контроля — указать старшему помощнику капитана Степаненко и врачу Капустянской. Беседую со старпомом об этом случае и вижу неподдельное удивление на его лице: не знал, оказывается, старший помощник о такой проверке, и акта, разумеется, тоже не видал.
Позволительно будет задан такой вопрос: да работала ли вообще группа народного контроля в рейсе? Руководил ли кто ее деятельностью? За весь рейс вопрос об этом ни разу не обсуждался, ни на партийных, ни на собраниях личного состава. Как же так, товар щи?

А. ПЕТРОВСКИЙ, внештатный инспектор комитета народного контроля по рыбопромысловому флоту.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКАПИТАН СУССКИЙ: страницы рыбацкой биографии - 03 03 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА

ВЛАДИМИР Сусский. Капитан СРТР. Капитан-директор БМРТ. Капитан-директор РТМС "Пейпси» — одного из первых супертраулеров в нашем объединении. Наконец, капитан-флагман отряда судов Эстонского рыбопромышленного объединения, которые в течение недавних трех лет вели промысел рыбы в различных районах Атлантики...
Не знаем, собирает ли В. Н. Сусский газетные материалы, в которых так или иначе упоминалась его фамилия, — интересная получилась бы подборка, а проще сказать — рассказ о рыбаке-капитане. Уж кого-кого, а капитана Сусского «Рыбак Эстонии» вниманием своим не обделял, особенно на протяжении последних лет десяти. Не в порядке исключения, конечно и не в силу каких-то особых причин. Закон любой газеты: первое, самое главное слово - о маяках, о тех, кто о трудностях если и говорит, то прежде всего и главным образом - под углом одоления и преодоления таковых, а потом уже все остальное.
Были, впрочем, и причины особого порядка. Вот одна из них. Год с лишним тому назад появилась на страницах нашей газеты рубрика: "Качество: опыт, проблемы". Начало этой дискуссии положил как раз капитан-директор РТМС "Пейпси" Владимир Николаевич Сусский - статьей "Вал против качества". Об актуальности, важности и, говоря прямо, остроте вопросов, которые поставил он в ней, свидетельствует уже тот факт, что дискуссия на эту тему продолжается по сей день.
Так что с капитаном Сусским "Рыбак Эстонии" знаком давно. Но, дабы не показаться пристрастными, нынешний рассказ о нем мы поведем, основываясь в основном на сугубо объективных фактах из рыбацкой биографии этого человека. А комментарии, «расшифровку» их предоставим самим читателям. Ибо, как известно, факты вещь упрямая и штука вполне достоверная, тут воистину — ни убавить, ни прибавить.
Что, скажем, «убавлять» и «прибавлять» в таком вот факте из биографии В. Сусского: в минувшем, 1976 году он, как пишется в казенных бумагах, «без отрыва от производства заочно окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства»? Чего это стоит человеку, моряку, который на берегу бывает лишь в короткие перерывы между рейсами на промысле, оценить может разве тот, кто сам был заочником вуза. И не вообще моряком, а ни много, ни мало — капитаном-директором крупного промыслового судна со всеми вытекающими из этого факта последствиями и огромной ответственностью — за план, за безопасность мореплавания и все такое, наконец, за людей, экипаж, руководителем коего ты являешься. До учебы ли там, на промысле, ныне-то?..
Без осознания этого вот факта трудно понять, что руководило Сусским на протяжении всех минувших лет работы его в нашем объединении. Соображения карьеры? Но она и без этого, второго диплома складывалась у него достаточно удачно. После окончания мореходки — 20 лет назад это было — проплавал несколько лет младшим штурманом, был замечен — энергичен, работоспособен, смел в поисках неординарных решений, особенно в вопросах ведения промысла — выдвинут на должность капитана СРТР. И, может, тогда-то во весь свой рост встала перед молодым капитаном-промысловиком проблема дальнейшего своего образования, повышения знаний? Не на базе собственного, маленького еще опыта, и не опыта других капитанов, сколь бы ценным он ни представлялся, при всем при том любой опыт есть багаж вчерашнего дня, былого. А какой будет та же промысловая обстановка в океане завтра? И промысловая техника, орудия лова, поисковая аппаратура, сами суда? Методы прогнозирования промобстановки и экономического анализа? Вопросы не вставали—набегали, один труднее другого, и выхода не было — только учиться, любой ценой, в любых условиях. «Любой ценой» — это ценой напряжения всех сил — духовных и физических. «В любых условиях» — это в море, на промысле, и в дни отпусков — самое распрекрасное время для занятий математикой, экономикой, философией...
СРТР-9045 «Панга» Сусский командовал в течение пяти лет. За 10 промысловых рейсов судном добыто было 58 тысяч 522 центнера рыбы при плане 50048 центнеров — 117 процентов к зданию. А самое главное — экипаж успешно справился с задачами экспериментальных рейсов, освоением новых районов промысла. За систематическое перевыполнение планов СРТР-9045 был объявлен опорно-показательным судном в Эстонской экспедиции. В феврале 1964 года В. И. Сусский был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, в мае следующего, 1965 года занесен на Республиканскую доску почета, а в октябре удостоен правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени.
Еще через два года капитан Сусский как опытный промысловик и перспективный работник был выдвинут на должность капитана-директора БМРТ.
За три года девятой пятилетки (1967 — 1970 гг.) экипажами судов под командованием В. Сусского было добыто рыбы на 131,5 процента к заданию; товарной продукции выпущено на 136 процентов. Это были лучшие показатели среди судов типа БМРТ.
Как один из наиболее опытных капитанов-директоров В. Сусский в период с 1971 по 1973 годы в качестве капитана-флагмана возглавлял отряд судов типа БМРТ. «В этой должности, — отмечалось в характеристике, — он проявил себя способным организатором, с глубоким знанием дела руководил расстановкой флота на промысле, умело мобилизовал экипажи судов на выполнение производственных планов и социалистических обязательств». Вот факты, позволившие сделать такой вывод: план экспедиции 1971 года был выполнен на 108 процентов, 1972-го — па 11l, 1973 года — на 125 процентов. Эстонская флотилия, возглавляемая капитаном-флагманом Сусским, трижды занимала призовые места в соревновании флотилий Западного бассейна за наибольший вылов рыбы.
За большой вклад в развитие рыбной промышленности республики Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР в 1972 году В. Н. Сусскому было присвоено почетное звание «Заслуженный рыбак Эстонской ССР».
В начале 1974 года ему было доверено командовать одним из первых в нашем объединении супертраулеров — «Пейпси», и в том же году экипажем этого судна было добыто рыбы на 123,8 процента к заданию, сверхплановая прибыль составила 441,1 тысячи рублей. Экипаж «Пейпси» был награжден переходящими вымпелами Министерства рыбного хозяйства СССР, Таллинского горкома партии и горисполкома СДТ.
В 1975 году экипаж суператлантика «Пейпси» под командованием своего «везучего» капитана выполнил рейс, в котором добился наилучших производственных показателей среди судов своего типа в рас-чете на один рейс: задание по вылову было выполнено на 147,8 процента, выпуску товарной продукции — на 125,5 процента. В целом же за весь период работы на крупнотоннажных промысловых судах в должности капитана-директора экипажи этих судов под руководством В. Сусского планы добычи рыбы оказались выполненными на 130,2 процента к заданию; товарной продукции изготовлено на 166,3 процента к плану, достигнуто значительное снижение затрат на ее производство.
После окончания института капитан-директор В. Н. Сусский в январе этого года вновь вышел на промысел на «Пейпси". На 1977 год экипаж судна принял повышенные социалистические обязательства: выполнить план первых двух лет пятилетки к 7 ноября 1977 года, выловить дополнительно 7500 центнеров рыбы и изготовить пищевой рыбопродукции на 340 тысяч рублей. Будут ли выполнены обязательства? Порукой тому — трудовой настрой, целеустремленность и высокая организованность и дисциплина экипажа «Пейпси», в составе которого уже сейчас насчитывается 70 процентов ударников коммунистического труда.
И продолжается на судне движение наставничества, у истоков которого также стоит капитан-директор. Не так уж трудно разглядеть характерный «рыбацкий почерк» Сусского в работе людей, которые плавали с ним в недавнем прошлом, перенимали его методы и стиль, опыт. Капитан-директор В. С. Сурков, капитан-директор резерва А. В. Авдеев, капитан-директор БМРТ-606«Мыс Арктический» Н. А. Чесноков, старший помощник капитана-директора «Пейпси» О. Н. Гончаров и многие другие...

Г. ОЛЬШАК, Л. ФИРСОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти технолога РТМС-7535 "Лембит Пэрн" Сергея Ваганова. ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ - 01 03 1977
КАК ОТНЕСЛИСЬ на РТМС-7535 "Лембит Пэрн" к выступлению на партийно-хозяйственном активе объединения своего парторга и технолога Сергея Ваганова? Ответить на этот однозначно невозможно. Одни - одобряли: дело сказал парторг, без всяких там оговорок и околичностей.
Другие рассуждали иначе. Стило ли вообще говорить об этом Ваганову – наивно думать, будто после его критики все бросятся устранять недостатки, по поводу коих он метал громы и молнии.
Были и такие, кто даже возмущался Вагановым, так сказать, с позиции доброжелательства к нему.
- Человеку скоро сорок, а житейской мудрости ни на грош не прибавилось, — корили они Ваганова. - С недостатками, видите ли, воюет...
Есть, есть кому о них думать, эт во-первых. А во-вторых, он же сам показал, как можно преодолевать эти самые недостатки. Вот о чем говорить надо было. Неужто, не понимает человек? Как не понять. Ему бы, Сергею Ваганову, помощнику капитана супертраулера «Лембит Пэрн» по производству о достижениях экипажа на собрании актива рассказать. И тем самым — о собственных: это ж само собой разумеется — технолог, руководитель производственной службы. А Ваганов, ко всему этому, еще и парторг. Словом, было о чем ему доложить.
Но Ваганов «товар лицом» показывать не стал, ограничившись скороговоркой, что, мол, план выполнили по всем показателям. До каких пор, вопрошал он, специалисты по НОТ будут выяснять, сколько нужно человек, чтобы обеспечить нормальную, ритмичную работу рыбцеха на супере. И не пора ли, наконец, по-серьезному заняться модернизацией морально устаревшего технологического оборудования? И сколь долго еще будет поступать рыбакам грубая, наспех сработанная тара для рыбопродукции: картонные короба — мнутся и разваливаются, мешки под рыбную муку — четвертой (?) категории, расползаются уже на борту судна, в каком же виде дойдут они до потребителя. То, и другое, и третье имеет самое непосредственное отношение к качеству выпускаемой рыбопродукции, все это хорошо знают, но почему-то предпочитают не говорить.
Вот ведь как - крайне неудачно, с точки зрения благоразумного человека, выступил Сергей Ваганов. И мало того, что выступил - он еще в редакцию ""Рыбака Эстонии" пришел со своими "назойливыми" вопросами".
Да, сказал он, мы в этом рейсе, который закончился как раз перед собранием актива, обошлись практически без рекламаций, но могу ли я, как технолог поручиться, что за очередной рейс не придется краснеть? Нет, не могу, хочу, как и весь экипаж, а не могу.
Почему - вот, давайте, и продолжим разговор на эту тему.
Так появилась в нашей газете беседа с технологом и парторгом С. И. Вагановым - "Как обойтись без рекламаций?" И здесь, на страницах газеты, он остался самим собой - нетерпеливым и нетерпимым к "объективным трудностям», может, излишне резким в своих мыслях, суждениях и... чувствах. Но не те ли это нетерпеливость и нетерпимость, которые извечно противостоят всякому консерватизму н инерции? От людей равнодушных, «умудренных житейским опытом», этого ведь не дождешься...
В ЭРПО «Океан», как до недавнего называлось наше объединение, Сергей Ваганов пришел 14 лет назад. Он уже был коммунистом: ныне его партстаж —16 лет. Плавал, можно сказать, сразу в двух должностях: в профессиональном план — матросом-рыбообработчиком, затем рыбмастером, спустя семь лет — технологом, помощником капитана по производству; в общественном — активистом народного контроля, председателем судового комитета профсоюза, председателем группы народного контроля и, после того, как приобрел солидный опыт общественной работы, стал избираться партийным руководителем, секретаремсудовых парторганизаций.
Плавал Сергей Ваганов на БМРТ-253 «Март Саар», когда тот осваивал новый, незнакомый нашим рыбакам район промысла и новые породы рыб — и вернулся с лестной характеристикой командования: смышлен и энергичен рыбмастер, в работе неутомим и безотказен, примером служил для всех в рыбцехе... Повезло с таким рыбмастером? Но везло и ему. С. Ваганову. На РТМС-7510 «Мустъярв», к примеру, когда довелось ему, молодому еще технологу, работать с таким именитым капитаном, как Виктор Степанович Сериков, одним из опытнейших промысловиков «Океана». В том рейсе экипаж «Мустъярва» был награжден специальным дипломом главка «Запрыба» за отличное качество рыбопродукции. Одним из первых в Западном бассейне...
Так что новую, десятую пятилетку — пятилетку эффективности и качества — встретил Ваганов во всеоружии опыта и мастерства.
Вот то, о чем за неимением времени умолчал парторг С. Ваганов, выступая на собрании партийно-хозяйственного актива объединения. Учитывая изобилие мало или совсем неопытных новичков в составе экипажа, с началом рейса на РТМС «Лембит Пэрн» было организовано движение наставничества. Возглавили его коммунисты: в рыбцехе — рыбмастер орденоносец Анатолий Угрюмов и механик-наладчик Виталий Осмирко, заместитель секретаря партбюро и «правая рука» С. Ваганова; в машинной команде — старший механик Евгений Шараев, он же председатель судового комитета и четвертый механик Николай Ганжа, партгрупорг, с которым Ваганов плавал еще на «Мустъярве» три рейса подряд, так что понимали они друг друга с полуслова; сам же парторг «курировал» молодых матросов -рыбообработчиков и особо рыбмастера Юрия Лаука (кстати сказать, комплексная бригада, которую возглавляли он и мастер добычи коммунист Анатолий Козлов, по итогам внутрисудового соцсоревнования в рейсе стала победителем).
Движение наставничества органически сочеталось с движением за высокое качество работы, и, стало быть, рыбопродукции. Кроме того, на РТМС «Лембит Пэрн» в числе первых судов нашего флота была создана специальная комиссия по качеству продукции во главе с первым помощником капитана Василием Чепурных,
Технолог С. Ваганов, естественно, стал ее «техническим руководителем», а членами комиссии были избраны самые опытные специалисты, разработавшие стройную систему контроля за качеством траления и последующей обработки рыбы. Впрочем, системой контроля назвать ее можно только отчасти, по существу же своему, содержанию представляет она собой систему управления качеством, материального, технического и морального обеспечения этого качества. Однако не будем столь категоричны — «представляет».... Правильней сказать — должна представлять. За что и несет личную партийную ответственность технолог Сергей Ваганов, находящийся в данный момент в Атлантике, на промысле.

Л. ФИРСОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-555 «Феодор Окк" и его экипажей. ПО-УДАРНОМУ - 01 03 1977
Соревноваться морякам БМРТ-555 «Феодор Окк" с экипажем БМРТ-604 «Рудольф Сирге» было нелегко. Экипаж шестьсот четвертого работал уверенно, ритмично, стабильно добиваясь высоких уловов. К концу года со своими внушительными 150-ю процентами выполнения плана по вылову экипаж «Рудольфа Сирге» стал обладателем «абсолютного рекорда» среди крупнотоннажного флота объединения.
Впрочем, мы были бы необъективными, если бы сказали, что экипаж «Феодора Окка», возглавляемый капитаном -директором Александром Ивановичем Кожуриным, хроически отставал от своего соперника. В сентябре прошлого года коллектив БМРТ-555 был признан лучшим по вылову и направлению сырья на пищевые цели, в декабре — занял первое место по вылову. Ударная работа в третьем квартале была отмечена высокой наградой. В канун празднования 59-й годовщины Великого Октября решением бюро Таллинского ГК КП Эстонии и горисполкома СДТ победителем в социалистическом соревновании был признан комсомольско-молодежный экипаж БМРТ-555 «Феодор Окк". И вот продолжительный трудный рейс закончен. Со значительным перевыполнением плановых заданий. По судовым подсчетам, рейсовое задание по вылову выполнено на 135,3 процента, заморозке — 126,4, изготовлению филе - 183,7 процента. Перекрыты финансовые показатели по пищевой и товарной продукции.
Словом, соперники оказались достойными. Ход соревнования на «Феодоре Окке» регулярно анализировался каждую декаду. Об оперативных результатах трудового соперничества экипаж узнавал из выпусков «молний», радиогазет, в номерах стенной газеты «Рыбацкая звезда» (редактор Т. Лунгу). К сожалению, на «Рудольфе Сирге» общие показатели были несколько снижены из-за поступивших рекламаций на часть изготовленной продукции. Приходили ли столь неприятные известия на «Феодор Окк»? В начале рейса на борт поступила радиограмма, в котором сообщалось, что 9 тонн рыбопродукции переведены из категории первого сорта во второй. Этот факт стал предметом серьезного разговора на общесудовом собрании, на летучках в бригадах и службах.
Тщательный анализ хода выполнения социалистических обязательств определил главное направление а работе экипажа—уделять максимум внимания качеству изготовляемой продукции. Активизировала работу комиссия по контролю за хозяйственной деятельностью администрации (председатель — коммунист мастер добычи В. Бадьянов), группа народного контроля, возглавляемая рефмотористом заместителем секретаря партбюро В. Поповым. Более принципиально стали подходить к производственным вопросам комсомольские посты качества. Весь технологический процесс — подъем трала—выливка улова — цех — укладка — был поставлен под контроль партийной и общественных организаций судна.
С первых дней рейса в экипаже развернулось социалистическое соревнование. Трудовое соперничество между комплексными бригадами проходило с огоньком, в атмосфере творческого поиска. По итогам рейса лучшим был признан коллектив второй бригады, возглавляемой рыбмастером А. Шереметом и мастером добычи Б. Кузнецовым. Они лишь немного опередили первую бригаду рыбмастера О. Михалева и мастера добычи В. Бадьянова. В машинной команде лучшей стала вахта четвертого механика Л. Мамонова. Но победа далась нелегко. Хорошей организацией труда, слаженностью отличался и коллектив вахты третьего механика У. Вихтоля, в начале рейса опережавший соперников. Член комсомольского бюро У. Вихтоль в море был принят кандидатом в члены КПСС. Среди штурманских выделялась вахта второго помощника капитана, члена суд кома И. Ломака.
В рейсе инициаторами передовых начинаний были коммунисты (секретарь партбюро электрорадионавигатор Б. Степанов). Со всей ответственностью относились к выполнению своих обязанностей, всегда помогали новичкам машинист РМУ А. Денисенков, матрос И. Минич, котельный машинист М. Кирилюк. Большую работу проводил в своей бригаде член партийного бюро матрос П. Ковальчук.
В течение рейса экипаж «Феодора Окка» неоднократно выступал с передовыми начинаниями. В ответ на обращение Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева к рыбакам Одесской области экипаж принял повышенные социалистические обязательства. Было решено выполнить годовой план по вылову рыбы на 105 процентов, добиться экономии затрат на каждый рубль произведенной продукции на одну копейку. Моряки сдержали свое слово. Выполнение плана первого года десятой пятилетки по вылову составило 138 процентов. Показатели по заморозке, изготовлению филе, финансовые результаты деятельности судна также значительно превышают плановые. Следует отметить, что столь значительных достижений рыбаки добились в трудных условиях — нестабильная промысловая обстановка, непроизводительные потери времени, которые составили в прошедшем рейсе 32 суток...
В экипаже работает 70 ударников коммунистического труда. Впервые этого высокого звания добились старший матрос Н. Миндубаев, третий помощник капитана секретарь комсомольского бюро В. Крюковский, официантка И. Попова. На судовую Доску почета занесены фотографии восьми членов команды. В течение рейса членам экипажа было объявлено 115 благодарностей, 28 человек получили премии.
Комсомольско-молодежный экипаж БМРТ-555 «Феодор Окк» встал на трудовую вахту в честь 60-й годовщины Великого Октября. Годовой план по добыче рыбы экипаж обязался выполнить к седьмому ноября, добиться направления сырья на пищевые цели не менее 80 процентов и выпускать продукцию только высокого качества.

Б. АРТЮХОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВЫСОКАЯ НАГРАДА - 26 02 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

23 февраля в торжественной обстановке состоялось вручение переходящего Красного знамени Министерства рыбного хозяйства СССР и Центрального Комитета профсоюза рабочих пищевой промышленности коллективу нашего объединения. Передавая эту высокую награду, председатель Эстонского республиканского комитета профсоюза рабочих пищевой промышленности Рудольф Вингиссаар отметил большие достижения рыбаков в первом году десятой пятилетки и особенно в последнем квартале его, по итогам которого объединению присуждено переходящее Красное знамя.
— Особенно радует, — сказал Р. Вингиссаар, — что за непродолжительное время существования объединения его труженики уже шестой раз завоевывают эту награду.
С ответным словом выступил генеральный директор объединения Эстрыбпром В. Я. Теносаар. С начала второго года пятилетки, сказал он, рыбаки объединения работают в новых, значительно более сложных условиях, чем до сих пор. Тем не менее, они успешно выполнили план января и с хорошими результатами завершают февральский. Труженики объединения приложат все силы, чтобы достойно выполнить повышенные социалистические обязательства в честь 60-й годовщины Великого Октября и удержать завоеванное переходящее Красное знамя во втором году десятой пятилетки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: первый заместитель генерального директора объединения Эстрыбпром П. Мирошниченко выступает с докладом о выполнении коллективного договора за 1976 год.

Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПБ «Станислав Монюшко». ОЩУТИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - 24 02 1977
ПЛАВБАЗА «Станислав Монюшко» находится на промысле уже 40 суток. Все это время сохранялась стабильная промысловая обстановка. Экипаж обеспечивался необходимым количеством рыбы-сырца. На борт в основном поступает сардина, как известно, рыба очень нежная. Она быстро залегает в «кошельке», и поэтому при работе с добывающими судами от экипажа требуется оперативность и расторопность.
Плавбаза вышла в рейс с уменьшенным количеством матросов - рыбообработчиков. Вместо 96 по плану вышли в рейс 84 матроса. Следует учесть, что плановое задание рассчитано на 96 матросов, поэтому перед администрацией судна с первых дней промысла встала проблема обеспечения максимального направления свежья на пищевые цели. По прибытии на промысел из 84 матросов было создано три бригады, обеспечивающие заморозку рыбы и изготовление рыбной муки (по 23 матроса в бригаде) и одна бригада для изготовления пресервов и тушки. В плане заложено большое количество пресервов — 160 тысяч банок весом 1,3 кг и 40 тысяч банок весом по З кг. В рейсе необходимо изготовить 75 тонн тушки сардины вручную.
Анализ показывает, что при изготовлении пресервов из сардины "уязвимым местом» на линии является укладка рыбы в банки рядовым способом. Здесь производительность труда у отдельных членов экипажа резко колеблется. Рассмотрим это на примере. В подвахтенной бригаде главного механики Леонида Киршина в среднем затрачивается на укладку одной 3-килограммовой банки 77 секунд, в бригаде мастера Михаила Дробова — 78 секунд, а в бригаде мастера Виталия Лишне — 96 секунд. В то же время отдельные члены экипажа, работающие на укладке сардины в банки, добиваются высоких показателей. Например, радиооператор первого класса Константин Чуйко укладывает банку за 50 секунд, матрос II класса Иван Георгиогло — за 60 секунд, мастер по консервам Людмила Хан за — 64 секунды. Есть и такие товарищи, которые затрачивают на укладку одной банки по 135 секунд.
Чтобы избежать потерь времени, на пресервной линии регулярно проводятся хронометражные наблюдения. Данные потом рассматриваются на расширенной планерке у капитана-директора. Мастерами смен Тынисом Отсом, Михаилом Дробовым и другими ведется обучение работающих на укладке рыбы в банки передовым методам труда. Это дает ощутимые результаты. Особенно хороших результатов на изготовлении пресервов добивается бригада мастера Тыниса Отса. Здесь все укладчики — настоящие профессионалы. Но и среди них есть лучшие. Это матрос первого класса Виктор Янак, матрос второго класса Николай Шиндин, матрос Юрий Кадарик.
Среди морозильных бригад трудно кого-либо выделить — все работают ровно. По выполнению норм времени первое место занимает бригада мастера Михаила Дробова.
Как известно, на плавбазе для приема и хранения рыбы-свежья имеется охлаждаемый бункер. Но при работе на сардине возможности его ограничиваются 26 тоннами свежья на пищевые цели. Данного свежья хватает на 4 часа работы. Чтобы выйти из создавшегося положения и увеличить направление свежья на пищевые цели, было принято решение оборудовать в районе пятого люка на верхней палубе дополнительную емкость на 10—15 тонн. Сейчас имеется возможность принять до 40 тонн сардины полностью на пищевые цели.
С первых дней промысла стало ясно, что если пресервы и тушку поручить изготавливать бригаде из 15 матросов, ей с данным объемом работы не справиться. Если же отвлекать на изготовление пресервов и тушки бригады, работающие на заморозке рыбы, то резко снизится прием свежья на пищевые цели. Учитывая создавшееся положение, руководством судна было принято решение создать восемь подвахтенных бригад. В свою очередь экипажем было принято обязательство изготовить каждому члену экипажа по 400 кг тушки сардины в свободное от основной работы и подвахт время. Одними из первых справились с заданием по изготовлению тушки буфетчица Лариса Ожгибесова, пятый помощник капитана Владимир Грузинов, боцман Анатолий Шерстнев.
На подвахты легли в основном также и все перегрузочные работы. Только мороженой рыбопродукции перегружено 3400 тонн. Кроме того, из трюмов плавбазы выгружено 40 тысяч 3-килограммовых банок пресервов и 160 тысяч банок весом 1,3 килограмма. Принято на борт 100 тысяч пустых пресервных банок и большое количество коробов для изготовления мороженой рыбопродукции. Такая организация труда вполне себя оправдала. За время работы экипажем достигнуты хорошие показатели в выполнении производственного задания. План по основному показателю — направлению свежья на пищевые цели выполнен за прошедшие 40 суток нахождения на промысле на 150 процентов, выполнен план по изготовлению пресервов и тушки.
С целью ознакомления с передовым опытом работы была организована экскурсия группы специалистов плавбазы «Станислав Монюшко» на плавбазу «Рижское взморье". Что же нам особенно понравилось? Во-первых, процесс изготовления филе из сардины. На базе установлена работоспособная, высокопроизводительная филейная линия шведской постройки. В сутки изготавливается до 18 тонн филе. Весь процесс изготовления филе механизирован.
Понравилось и другое. На укладке рыбы в банки введен индивидуальный учет выработки. Как это делается? Весовщик рыбы укладывает в каждую емкость с рыбой жетон. Укладчик, принимая с транспортера емкость с рыбой, забирает жетон себе. Через час работы мастер собирает жетоны, подсчитывает их, доводит до сведения укладчиков, кто сколько сделал. В результате — на укладке рыбы в банки достигается высокая производительность труда. Этот прием мы думаем внедрить у себя на базе.

Н. БУГРЕЕВ, старший инженер-нормировщик ПБ «Станислав Монюшко».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке—один из лучших матросов - рыбообработчиков плавбазы Анатолий Латышев.
Фото В. Грузинова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПБ «Станислав Монюшко». РЕМОНТНИКИ НЕ ПОДВЕДУТ – 24 02 1977
КОЛЛЕКТИВ судовой ремонтной бригады на ПБ «Станислав Монюшко» сложился в процессе работы. Как известно, плавбаза вошла в эксплуатацию после малого капитального ремонта, который проходил в Гданьске (ПНР).
Естественно, что через год эксплуатации для механизмов и оборудования подошли сроки планово-предупредительных осмотров и ремонта. Такой большой объем работы без вывода судна из эксплуатации можно выполнить только при правильной расстановке членов судоэкипажа и высокой организации ремонтных работ. Необходимо учитывать и техническую подготовку непосредственных исполнителей. Ход выполнения графика ремонтных работ взял под личный контроль главный механик Л. Киршин.
Каждому специалисту были поставлены конкретные задачи. Их необходимо было выполнить как можно лучше с максимальной эффективностью и высоким качеством. Следует отметить, что в экипаже плавбазы в этом рейсе, как никогда раньше, идет напряженная борьба за качественный выпуск рыбопродукции. Не хотим отставать и мы, ремонтники. Впрочем, нужно отметить, что у наших ребят дела поначалу шли не совсем гладко. Не хватало порой навыков, не было необходимой уверенности в своих силах. На помощь пришли старшие товарищи — наставники старший механик Ю. Николаев, старший механик ТО А. Богданов, которые словом и делом учили наших слесарей и токарей. Кстати, все ремонтники — комсомольцы.
Особенно добросовестно относятся к выполнению своей работы слесари Михаил Корнеев и Зиновий Секелик. Оба они, когда возникает производственная необходимость, не считаются с личным временем, всегда полны желания сделать работу в срок и без замечаний. Ребята осваивают смежную специальность. Зиновий Секелик выполняет сварочные работы с качеством, не уступающим штатному сварщику. Михаил Корнеев осваивает приемы работы на металлообрабатывающих станках. Благодаря такому серьезному отношению к своим обязанностям уже в середине рейса больше половины запланированных в ремонт механизмов и устройств прошли профилактические осмотры и ремонт. Оценка, качества выполненных работ — хорошая.
Когда пришлось срочно оказать необходимую помощь СРТР-9057 по устранению поломки грузового вала траловой лебедки, коллектив ремонтной бригады выполнил эту работу меньше чем за восемь часов. Думаю, что и на специализированном предприятии этот норматив перекрыт бы не был. В течение суток непрерывно работал сварщик Г. Толстовиткин на СРТР-9102 по заделке пробоины на левом борту. После ремонта судно сразу приступило к вылову рыбы.
Впереди у нас еще немало работы. Но уже видно сейчас, что наша комсомольско-молодежная бригада с поставленными задачами справится успешно.

В. ВЛАСЮК,
ремонтный механик ПБ «Станислав Монюшко».