Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЗа что накладываются штрафы... - 22 03 1977
За нарушение правил техники безопасности и охраны труда главным техническим инспектором Республиканского комитета профсоюза рабочих пищевой промышленности привлечены к административной ответственности:
— старший стивидор ТМРП В. Сергеев: 2 февраля 1977 г. при разгрузке плавбазы «Фри-дерик Шопен» допустил выгрузку пакетированной рыбы на поддонах вместо 5 рядов — 6 рядов, чем нарушил п. 48 (01) «Правил ТБ в рыбных портах»; также допустил разгрузочные работы из первого трюма без сигнальщика, чем нарушил п. 48 (46) указанных Правил. Штраф — 20 рублей.
— третий механик БМРТ-555 «Феодор Окк» У. Вихтоль: при производстве ремонтных работ полностью не проверил состояние двигателя перед началом ремонта и не принял мер предосторожности, в результате чего произошел несчастный случай. Нарушил п. 5.2. 15 (б) «Правил ТБ на судах ФРП СССР». Штраф — 30 рублей.
— второй электромеханик БМРТ-555 «Феодор Окк» В. Голунов: допустил отсутствие заземляющих устройств, неисправного защитного заземления у электрооборудования, нарушения окраски электродвигателей, чем нарушил § 6. 1. 13, «Правил эксплуатации» и п. 6. 10. 39 «Правил ТБ на судах ФРП СССР». Штраф — 20 рублей.
— старший мастер добычи БМРТ-555 «Феодор Окк» Н. Фомичев: по приходу судна в порт оставил траловую дорогу в несоответствии с правилами и нормами ТБ, т. е. часть тросов траловой дороги была смята, с лопнувшими проволоками и выдавленным сердечником, чем нарушил п. 1. 3. 28 «Правил ТБ на судах ФРП СССР». Штраф — 15 рублей.

В. ГЕНОДМАН, зам. начальника отдела техники безопасности н охраны труда объединения.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-355 «Антон Таммсааре» и его экипажей. ХОРОШЕЕ НАЧАЛО - 22 03 1977
С момента выхода на промысел нашего БМРТ прошел ровно месяц. Остались позади переходы. Проделана определенная работа по созданию судовых общественных организаций, развертыванию социалистического соревнования, решению производственных вопросов. И несмотря на ряд трудностей, не зависящих от экипажа, рыбаки активно включились в производственную деятельность.
О наших успехах говорят первые итоги за две недели. Так, при общем выполнении суточных норм по вылову и заморозке выпуск разделанной рыбопродукции составляет более 200 процентов, а филе — более 230 процентов. Это результат настойчивого труда службы обработки, широко развернутого социалистического соревнования между бригадами, вахтами, а также парного соревнования с БМРТ-536.
В. КУРАПОВ,
первый помощник капитана БМРТ-355 «Антон Таммсааре».

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вахта, которую возглавляет второй механик В. Романенко, выступила инициатором организации внутрисудового социалистического соревнования по достойной встрече 60-летия Великого Октября и показывает пример в работе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Быстро и качественно обработать хороший улов — таков девиз первой комплексной бригады мастера Николая Лучкина. Ритм, как всегда, задают коммунисты — партгрупорг бригады Рейн Нурме и кандидат в члены КПСС Иван Турецкий.

Фото Ф. ГРИБУСТА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БMPT-555 «Феодор Окк» и его экипажей. ПРИ ПОЛНОМ ВЗАИМОПОНИМАНИИ - 19 03 1977
КОГДА мне задают вопрос: «Как работала партийная организация, как она боролась за качество продукцию, то, пытаясь ответить на него, я волей-неволей ставлю себе еще один: «А можно ли отделить партийную организацию от всего экипажа? И, напротив, можно ли говорить об успехах экипажа, умалчивая о роли коммунистов в этом большом и трудном деле?» Партийная организация и экипаж — единое целое. Их успехи — неразделимы. На нашем судне каждый третий — коммунист. И работали они на всех ведущих постах. Ведь только разговорами о высоком качестве никакого качества не добьешься.
Проблемы качества начинают решаться в рулевой рубке, у гидроакустических приборов. Опытный, добросовестный штурман при нормально работающих приборах всегда может выбрать оптимальный вариант режима траления. Задача — при достаточном количестве рыбы возможно раньше выбрать трал. Это обеспечивает постоянное наличие свежей рыбы о цехе обработки. Об этом постоянно заботились второй и третий штурманы коммунисты И. Ломака и В. Крюковский.
Это ли не показатель работы штурманов: за весь рейс всего один серьезный порыв трала и один небольшой. А ведь работать довелось на различных грунтах. Порой трал приходилось поднимать чуть ли не по вертикальной стенке или по ступенькам гигантской лестницы. И не только сохраняли трал, но и снимали с этих скал обильную рыбу.
Добытчики в основном были представлены закаленными моряками. Умели они так настроить трал, что его можно было водить и по дну, и у самой поверхности воды, поддерживали в постоянной исправности. Это благодаря их постоянной заботе, своевременному ремонту мы отработали весь рейс только двумя тралами, один из которых в полной готовности и исправности привезен в порт.
Им принадлежит большая заслуга в сохранении рыбы. От заботы и старания добытчиков во многом зависит качество. Бригады Б. Кузнецова и коммуниста А. Бадьянова под руководством старшего мастера добычи И. Фомичева выливку рыбных тралов при подъемах более 5 тонн производили с максимальной осторожностью, окачивая водой через отверстия, прорезанные в трале. Это новшество позволило заполнять карманы и бункер живой рыбой. Бункера сразу ставили на охлаждение, а рыба в карманах закрывалась брезентом и орошалась забортной водой.
Приложили немало труда и желания обеспечить бездефектное производство продукции механики и мотористы. Это они взяли на себя труд постоянно следить за состоянием и работоспособностью пожарных насосов, это они обеспечивали максимально возможную скорость, не нарушая правил эксплуатации двигателей. Опыт, грамотность, высокая техническая культура отличают механиков коммунистов А. Неклюдова, Л. Мамонова, мотористов коммунистов Г. Екшибарова, А. Мааритса, В. Попова, старшего электромеханика В. Голунова, электриков В. Пультса и Ф. Дыбок.
Нужно отметить и машинистов РМУ, особенно, коммуниста А. Денисенкова. Вот уж где трудолюбие и старание!
Добросовестно, регулярно работала группа народного контроля во главе с членом партбюро Валерием Поповым.
Большую роль в достижении качества играли рыбообработчики, упаковщики, трюмные. Ведь через их руки прошла каждая рыбешка, а их, рыбешек, было более 5000 тонн! Какую нужно иметь выдержку и терпение изо дня в день делать одно и то же дело и не понизить внимания и бдительности. Среди обработчиков; можно отметить коммунистов П. Ковальчука, И. Минича и многих других.
Партийная и профсоюзная организации работали в тесном контакте с администрацией судна, при полном взаимопонимании. Капитан-директор А. Кожурин и старший механик В. Батаев являлись членами партбюро, а первый помощник капитана И. Белый принимал участие во всех заседаниях партбюро и постоянно действующего производственного совета. Совет, кстати, также на 90 процентов состоял из коммунистов.
Здоровая обстановка на судне, трудовой настрой, достигнутые успехи — все это результат тесного делового взаимодействия администрации и общественных организаций, постоянной осведомленности экипажа во всех судовых делах. Большая роль, несомненно, принадлежит и непосредственному руководителю экипажа — капитану-директору.
Некоторые усмехнутся: «Работали в зоне, там рыбы вдоволь». Ничего подобного — как раз в зоне-то и была самая наихудшая обстановка. Там рыба появлялась редкими вспышками. Вот и приходилось «бегать» то в зону, то из зоны. А сколько теряли времени при разгрузках? Как набрали груз — так становись на якорь или бегай между базами, сдавай по 30—200 тонн. Был случай, когда один груз сдавали на пять баз по частям. Только организаторские способности и опыт капитана-директора Александра Ивановича Кожурина дали возможность поддерживать производственные показатели на высоком уровне.
Теперь о досадной неудаче. С самого начала все знали, что за выполнение плана по разделке отвечает только комсостав. Помощник капитана по производству, рыбмастера, по-видимому, недостаточно оказались требовательными. Результат — 70 процентов выполнения плана разделки. В деле выполнения плана у экипажа должны быть общие интересы, и отвечать за все показатели должен весь экипаж. Тогда не будет антагонизма между службами: моторист не скажет: «Мне подвахта не нужна», а матрос обработчик не скажет: «Для меня главное — заморозка, об остальном пусть подвахта старается". Перед работниками рыбцеха проходит вся рыба, и при соответствующей заинтересованности и ответственности ни один «хвост», пригодный для изготовления ассортимента
повышенной ценности не будет ими пропущен. Разумные стимулирующие расценки и задания, правильная система премирования должны помогать, а не расхолаживать экипаж в трудной многомесячной работе.
Этот рейс, кроме высоких результатов и удовлетворения достигнутым, дал богатый опыт воспитательной и организаторской работы в коллективе, в дружном экипаже БMPT-555 «Феодор Окк».

Б. СТЕПАНОВ, электрорадионавигатор, секретарь партбюро.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВ ДОВЕРИИ ОТКАЗАНО -15 03 1977
В минувшую среду бюро партийного комитета объединения обсудило вопрос «О состоянии воспитательной работы на БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» в свете постановления Бюро ЦК КП Эстонии от 17 мая 1976 года». Как известно, речь в данном постановлении шла о недостатках политико-воспитательной работы с моряками загранплавания, работающими на судах нашего объединения, и мерах по ее улучшению.
Бюро парткома проанализировало работу первичной партийной организации БМРТ-350 в недавно закончившемся рейсе по воспитанию личного состава в духе высокой ответственности за порученное дело и крепкой дисциплины. Отмечено, что эта работа страдала серьезными изъянами и формализмом. Партийной организации не удалось обеспечить личной примерности каждого коммуниста в работе и дисциплине, имели место случаи неоправданно либерального отношения даже к тем из них, кто систематически злоупотреблял спиртным (бывший зам. секретаря парторганизации В. Кутищев, помощник капитана по производству А. Иванников). Коммунисты-руководители экипажа и прежде всего капитан -директор судна Г. Карауш, по существу, самоустранились от серьезной воспитательной работы с личным составом, подменив ее простым администрированием: в течение рейса было наложено 24 административных взыскания на членов экипажа за различные нарушения трудовой и технологической дисциплины. Но, как и следовало ожидать, решить таким путем проблему дисциплины не удалось, на судне не была создана атмосфера общественной нетерпимости и непримиримости к нарушителям трудовой дисциплины. Бюро партийного комитета подвергло серьезной критике действия капитана-директора Г. Карауша, которому уже указывалось ранее на недооценку воспитательной, профилактической работы и высоко мерно-пренебрежительное отношение к ней. Итоги минувшего рейса показали, что тов. Карауш не сделал должных выводов из этой критики. Более того, он использовал высокое служебное положение в личных целях, подорвал авторитет капитана в глазах команды. Учитывая это, бюро парткома объявило тов. Караушу строгий выговор за большие упущения в политико-воспитательной работе с экипажем и рекомендовало руководству объединения отстранить его от занимаемой должности.
Первому помощнику капитана В. Горбенко объявлен выговор за слабую воспитательную работу на судне. Принято во внимание, что В. Горбенко впервые выходил на промысел в новой должности и по вине работников отдела кадров не имел возможности подготовиться к рейсу.

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ РАБОТУ ПЕРВИЧНЫХ ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
Бюро парткома объединения заслушало отчет партийного комитета управления об организационно-партийной работе по выполнению решений XXV съезда КПСС и руководству первичными парторганизациями управления. В принятом решении указано на необходимость строго соблюдать требования Устава КПСС, касающиеся, в частности, проведения партийных собраний в первичных парторганизациях (особенно ОМТС и отдела кадров), совершенствовать систему по- литического и экономического образования коммунистов и всех работников отделов и служб управления, повысить роль первичных партийных организаций в обеспечении личной примерности коммунистов управления в решении производственных задач, стоящих перед объединением.

(Наш корр.).
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти «Ханс Пегельман» и его экипажей. С ОПЕРЕЖЕНИЕМ! -10 03 1977
НЕ ПЕРВЫЙ раз транспортный рефрижератор «Ханс Пегельман» швартовался с грузом экспорт-ной продукции в испанском порту Виго и португальских Порту и Лиссабоне. И в каждый приход экипаж организованно, умело производил сдачу груза получателям. Представители фирмы «Навиос Унидос» неоднократно давали высокую оценку работе команды.
Да, коллектив транспортного рефрижератора «Ханс Пегельман» приобрел заслуженный авторитет. Это стало уже традицией, хорошей традицией экипажа — не иметь замечании и претензий при сдаче экспортной рыбопродукции. И среди тех, кто крепил добрую славу экипажа, ветераны судна — первый помощник капитана Н. Южаков, старший электромеханик секретарь партийной организации В. Зайцев, старший механик В. Шапошниченко и многие другие.
Проблемы эффективности и качества работы решались экипажем и в последнем рейсе, в котором команду возглавлял капитан-директор Юрий Васильевич Аверин. Если качество продукции зависело от экипажей судов-изготовителей, то вопросы перегрузки, укладки, доставки и, наконец, сдачи решались командой транспортного рефрижератора. Следует упомянуть такой факт. При приемке груза от судов-изготовителей командование, группа народного контроля (председатель — электрик коммунист В. Сибрик) весьма критически, можно сказать, придирчиво, оценивали каждую партию, подготовленную для приема. Как рассказал помощник капитана по производству П. Миходуй, при обработке новороссийского РТМ, например, не были приняты на борт более 100 тонн продукции, не удовлетворявшей требованиям ГОСТа. И такая принципиальность, требовательность постоянно соблюдалась при весьма высоком, напряженном ритме перегрузочных работ.
В первом пункте социалистических обязательств экипажа указано: «Выполнить план второго года десятой пятилетки к 60-летию Великого Октября». Весомым вкладом в достижение поставленных рубежей явились результаты закончившегося рейса. Трижды «Ханс Пегельман» выходил в район промысла, и каждый раз команда обрабатывала суда с опережением графика. Всего было сэкономлено 16 суток промыслового времени. За два месяца первого квартала перевезено на 3650 тонн груза больше запланированного. И, наконец, благодаря рациональной укладке, максимальному использованию емкостей в Таллин было доставлено на 147 тонн рыбопродукции больше нормы.
Бригады приемщиков, возглавляемые матросами В. Измалковым и С. Герейхановым, быстро и умело укладывали короба мороженой продукции. Достаточно сказать, что 1200 тонн были сняты с «Рыбака Балтики» всего за 22 часа. Конечно, следует отметить и ударную работу команды «отправителя». Образцы труда, самоотверженность и мастерство проявили матросы В. Шумейченко, Н. Лорченко, С. Горенич, В. Коголь и В. Заверуха. В соревновании на звание лучшей высоких показателей добилась вахта третьего помощника капитала А. Напалкова. Лучшим рулевым признан матрос С. Берлинер. В машинной команде грамотной эксплуатацией техники отличилась вахта второго механика Ю. Шабунина. По результатам рейса командованием судна отмечена хорошая работа членов машинной команды — второго электромеханика А. Мельникова, мотористов В. Ивко, Г. Старовойтова, П. Самолюка, электриков А. Хинно и В. Вайну, котельного машиниста В. Леоненко, рефмоториста Н. Семененко.
С хорошим настроением выходит в рейс экипаж транспортного рефрижератора «Ханс Пегельман». Вахта в честь 60-летия Великого Октября продолжается.

Б. АРТЮХОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-436 "Кристьян Рауд». ОТ ИМЕНИ ВСЕЙ КОМАНДЫ - 05 03 1977
Сначала цифры Очередной рейс БМРТ-436 "Кристьян Рауд» завершен, по нашим предварительным подсчетам, со следующими результатами: вылов — около 130 процентов, заморозка - 130,3, пищевая продукция (в стоимостном выражении) - 111,3, товарная - 113,6 и филе -188 процентов к рейсовому заданию. Рекламаций - нет.
Какой ценой? Думаю, вопрос этот и уместен, и оправдан, учитывая, в частности, что «молодость» нашего судна давно прошла, технологическое оборудование оставляет желать лучшего. И если, тем не менее, план перевыполнен, то можно без ложной скромности говорить о самоотверженной работе всего экипажа, о трудовом энтузиазме рыбаков.
И вот здесь я хочу от «мели всей команды сказать еще раз спасибо нашим женщинам, которые беззаветно трудились наравне с нами, мужчинами, и не только безоговорочно выходили на многочисленные подвахты, но даже обиделись бы, попробуй мы освободить их от этого, тяжелого даже для моряков труда.
Особенно хочу отметить старшую буфетчицу Зинаиду Федоровну Мец. Это о таких людях говорят: годы не властны над ними... Каждому бы из нас такое неравнодушное, заинтересованное и заботливое отношение к своим товарищам, к делу, которому мы служим. Здесь мало сказать — никаких претензии не было к Зинаиде Федоровне ни в кают-компании, ни к работе на подвахтах. Здесь говорить надо только в превосходной степени, и не красного слова ради, не по случаю праздника — так оно было всегда, и в нынешнем рейсе, и в предыдущем, и я не рискую ошибиться, если скажу: так будет и впредь. Уверен: в этом поддержат меня все, кому доводилось плавать с 3. Ф. Мец.
С полным на то правом назову Зинаиду Федоровну наставницей молодежи — строгой и доброй одновременно, взыскательной и доброжелательной. Уж кто-кто, а наши повара хорошо познали это на собственном опыте... И многое, надо думать, переняла у нее официантка-уборщица комсомолка Антонина Малышкина: трудолюбие и добросовестность, безотказность в работе, готовность прийти на помощь товарищам, даже такие черты характера, как скромность, сдержанность. И общественную активность: Зинаида Федоровна — член ревизионной комиссии, Антонина — член судовой группы народного контроля. Обе они с честью носят высокое звание ударников коммунистического труда.

В. КАПУСТИН,
старший помощник капитана БМРТ-436 «Кристьян Рауд».
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВасилий Ковальчук – 26 03 1977
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В должности матроса он вышел в море впервые. До этого была учеба в Таллинской мореходной школе и практика на БМРТ-350, которая, кстати говоря, была оценена на отлично.
Минувший рейс на БМРТ-384 «Коралл», для Василия Ковальчука был в какой-то степени решающим — преодолен еще один рубеж, это было его становление как рыбака и специалиста.
В работе добытчика испытанию подвергаются внимательность и сноровка, ловкость и выносливость. Прошедший рейс показал, что Ковальчук испытание выдержал. Четко выполнялись рабочие операции: подъем трала, выливка улова.
А трудности? Они, конечно, на первых порах были. Первая выборка трала. У него не все ладится, он суетится, ошибается. Очень волнуется, как бы не подвести бригаду. Но всякий раз рядом оказывались опытные рыбаки, которые старались помочь новичку быстрее освоиться. Много внимания уделял Ковальчуку мастер добычи Павел Семенович Тихомиров. Помогла и дружба с молодым моряком Валентином Передерием, который хотя и сам недавно пришел на флот, однако уже имел опыт работы добытчика.
Идет траление. Василий Ковальчук вместе с другими матросами в рыбцехе. Обработка рыбы — дело уже знакомое, и работа у него спорится.
А вот с ремонтом трала — новые сложности. Бывший курсант ТМШ, он никогда прежде не держал в руках игличку. В мореходной школе на доске все казалось много проще... Но Василий Ковальчук верил, что вполне по силам ему освоить нелегкий рыбацкий труд. Вера в себя, стремление стать хорошим специалистом, помогли войти в рабочую колею. С полуслова понимал он все, что требовалось. И то, что по общесудовым итогам социалистического соревнования первая производственная бригада заняла первое место, есть и его заслуга, вчерашнего выпускника мореходной школы, сегодняшнего моряка рыбопромыслового флота.

Н. Крутикова
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». ОКАЗАЛИСЬ НE НA ВЫСОТЕ – 03 03 1977
НЕУДАЧНО закончился минувший рейс для БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». Нельзя, конечно, в двух словах ответить на вопрос, кто повинен в постигших экипаж неудачах, которые касаются главным образом качества произведенной рыбопродукции. Высокое качество ее известно, обеспечить можно только усилиями всего экипажа. При этом особый .вклад призваны внести народные контролеры судна. К сожалению, на БМРT-350 они оказались явно не на высоте. Передо мной — отчет группы НК о ее деятельности за период с августа прошлого по февраль нынешнего года. Даже первое знакомство с ним показывает, что составлен он скорее для «галочки», нежели для пользы дела.
Известно, что группа народного контроля на судах избирается на общем собрании экипажа, при этом в состав ее вводятся люди, пользующиеся авторитетом, принципиальные, знающие свое дело и хорошо разбирающиеся в производстве, технологии. Обычно, группу народного контроля должен возглавлять заместитель секретаря партийной организации. Однако на БМРТ-350 к этому вопросу подошли чисто формально. В результате была избрана группа НК из пяти человек, которые по своему составу и служебному положению не имели возможности охватить своим влиянием все основные участки 'производства. Руководство экипажа не насторожил и тот факт, что из 12 коммунистов не нашлось ни одного кандидата в члены группы НК. Или, скажем, такой вопрос: какую работу могла выполнять в группе судовая прачка, компетентна ли она в технологии производства? Слов нет, при составе группы в 9—11 человек нашлось бы и для нее дело, но это условие не было соблюдено. И вот пришлось человеку заниматься совершенно незнакомыми делами...
Первый помощник капитана Б. Горбенко объясняет, что вся причина в том, что «мы не знали, как следовало поступить, и никто не подсказал». Серьезно ли это? Ведь достаточно было прочесть от начала до конца «Положение о народных контролерах», и не только прочесть самому, но и предложить секретарю парторганизации и его заместителю познакомиться с этим документом накануне проведения выборов. Нe лишне было бы также заглянуть в «Справочник народного контролера» и найти там ответы на интересующие вопросы. И если ни того, ни другого сделано не было, то не говорит ли это о формальном отношении к столь важному и большому делу, как борьба за высокое качество продукции в целом?
Далее. Разработанный группой план работы на рейс должен быть рассмотрен партийной организацией и утвержден. Однако этот план не стал предметом для разговора на партсобрании.
Стало практикой: при всякой проверке и обнаружении нарушений технологического процесса, выявлении причин, мешающих работе, составлять соответствующий документ, в котором предусматриваются меры по устранению недостатков, намечаются конкретные сроки для этого.
В дневнике группы НК, о которой идет здесь речь, записей много, но конкретностью они отнюдь не отличаются. Очевидно, что ни первый помощник капитана, ни секретарь партийной организации Н. Гудков не интересовались работой группы, не направляли ее деятельность. Отсюда — шуму много, а результатов нет...
Еще будучи на промысле, при сдаче выработанной продукции администрация БМРТ-350 получила рекламацию. Казалось бы, это ЧП должно было встревожить всех и стать темой особого разговора, в первую очередь на партийном собрании и заседании группы народного контроля. Однако вопрос этот вообще не обсуждался. И еще один существенный негативный момент. Председатель судовой группы народного контроля В. Яковлев с ведома секретаря парторганизации Н. Гудкова поставил себя на судне не помощником администрации в выполнении поставленных задач, а ревизором с особыми полномочиями. Вот какой случай произошел накануне окончания промысла. Первый помощник капитана попросил В. Яковлева как председателя группы HK проследить за укладкой продукции в трюмах. Яковлев отказался наотрез: пусть, мол, этим занимается администрация, а я посмотрю...
Перед нами акт обследования камбуза и подсобных помещений, привожу его дословно: «13 декабря 1976 года в 21.00 членами группы Корольковой, Яковлевым, Жениховым проведен рейд по осмотру санитарного состояния камбуза и подсобных помещений. При проверке обнаружены следующие недостатки:
1. низкое качество помещений и камбуза (?);
2. механизмы и приспособления находятся в грязном состоянии».
Решение группы народного контроля — указать старшему помощнику капитана Степаненко и врачу Капустянской. Беседую со старпомом об этом случае и вижу неподдельное удивление на его лице: не знал, оказывается, старший помощник о такой проверке, и акта, разумеется, тоже не видал.
Позволительно будет задан такой вопрос: да работала ли вообще группа народного контроля в рейсе? Руководил ли кто ее деятельностью? За весь рейс вопрос об этом ни разу не обсуждался, ни на партийных, ни на собраниях личного состава. Как же так, товар щи?

А. ПЕТРОВСКИЙ, внештатный инспектор комитета народного контроля по рыбопромысловому флоту.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКАПИТАН СУССКИЙ: страницы рыбацкой биографии - 03 03 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА

ВЛАДИМИР Сусский. Капитан СРТР. Капитан-директор БМРТ. Капитан-директор РТМС "Пейпси» — одного из первых супертраулеров в нашем объединении. Наконец, капитан-флагман отряда судов Эстонского рыбопромышленного объединения, которые в течение недавних трех лет вели промысел рыбы в различных районах Атлантики...
Не знаем, собирает ли В. Н. Сусский газетные материалы, в которых так или иначе упоминалась его фамилия, — интересная получилась бы подборка, а проще сказать — рассказ о рыбаке-капитане. Уж кого-кого, а капитана Сусского «Рыбак Эстонии» вниманием своим не обделял, особенно на протяжении последних лет десяти. Не в порядке исключения, конечно и не в силу каких-то особых причин. Закон любой газеты: первое, самое главное слово - о маяках, о тех, кто о трудностях если и говорит, то прежде всего и главным образом - под углом одоления и преодоления таковых, а потом уже все остальное.
Были, впрочем, и причины особого порядка. Вот одна из них. Год с лишним тому назад появилась на страницах нашей газеты рубрика: "Качество: опыт, проблемы". Начало этой дискуссии положил как раз капитан-директор РТМС "Пейпси" Владимир Николаевич Сусский - статьей "Вал против качества". Об актуальности, важности и, говоря прямо, остроте вопросов, которые поставил он в ней, свидетельствует уже тот факт, что дискуссия на эту тему продолжается по сей день.
Так что с капитаном Сусским "Рыбак Эстонии" знаком давно. Но, дабы не показаться пристрастными, нынешний рассказ о нем мы поведем, основываясь в основном на сугубо объективных фактах из рыбацкой биографии этого человека. А комментарии, «расшифровку» их предоставим самим читателям. Ибо, как известно, факты вещь упрямая и штука вполне достоверная, тут воистину — ни убавить, ни прибавить.
Что, скажем, «убавлять» и «прибавлять» в таком вот факте из биографии В. Сусского: в минувшем, 1976 году он, как пишется в казенных бумагах, «без отрыва от производства заочно окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства»? Чего это стоит человеку, моряку, который на берегу бывает лишь в короткие перерывы между рейсами на промысле, оценить может разве тот, кто сам был заочником вуза. И не вообще моряком, а ни много, ни мало — капитаном-директором крупного промыслового судна со всеми вытекающими из этого факта последствиями и огромной ответственностью — за план, за безопасность мореплавания и все такое, наконец, за людей, экипаж, руководителем коего ты являешься. До учебы ли там, на промысле, ныне-то?..
Без осознания этого вот факта трудно понять, что руководило Сусским на протяжении всех минувших лет работы его в нашем объединении. Соображения карьеры? Но она и без этого, второго диплома складывалась у него достаточно удачно. После окончания мореходки — 20 лет назад это было — проплавал несколько лет младшим штурманом, был замечен — энергичен, работоспособен, смел в поисках неординарных решений, особенно в вопросах ведения промысла — выдвинут на должность капитана СРТР. И, может, тогда-то во весь свой рост встала перед молодым капитаном-промысловиком проблема дальнейшего своего образования, повышения знаний? Не на базе собственного, маленького еще опыта, и не опыта других капитанов, сколь бы ценным он ни представлялся, при всем при том любой опыт есть багаж вчерашнего дня, былого. А какой будет та же промысловая обстановка в океане завтра? И промысловая техника, орудия лова, поисковая аппаратура, сами суда? Методы прогнозирования промобстановки и экономического анализа? Вопросы не вставали—набегали, один труднее другого, и выхода не было — только учиться, любой ценой, в любых условиях. «Любой ценой» — это ценой напряжения всех сил — духовных и физических. «В любых условиях» — это в море, на промысле, и в дни отпусков — самое распрекрасное время для занятий математикой, экономикой, философией...
СРТР-9045 «Панга» Сусский командовал в течение пяти лет. За 10 промысловых рейсов судном добыто было 58 тысяч 522 центнера рыбы при плане 50048 центнеров — 117 процентов к зданию. А самое главное — экипаж успешно справился с задачами экспериментальных рейсов, освоением новых районов промысла. За систематическое перевыполнение планов СРТР-9045 был объявлен опорно-показательным судном в Эстонской экспедиции. В феврале 1964 года В. И. Сусский был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, в мае следующего, 1965 года занесен на Республиканскую доску почета, а в октябре удостоен правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени.
Еще через два года капитан Сусский как опытный промысловик и перспективный работник был выдвинут на должность капитана-директора БМРТ.
За три года девятой пятилетки (1967 — 1970 гг.) экипажами судов под командованием В. Сусского было добыто рыбы на 131,5 процента к заданию; товарной продукции выпущено на 136 процентов. Это были лучшие показатели среди судов типа БМРТ.
Как один из наиболее опытных капитанов-директоров В. Сусский в период с 1971 по 1973 годы в качестве капитана-флагмана возглавлял отряд судов типа БМРТ. «В этой должности, — отмечалось в характеристике, — он проявил себя способным организатором, с глубоким знанием дела руководил расстановкой флота на промысле, умело мобилизовал экипажи судов на выполнение производственных планов и социалистических обязательств». Вот факты, позволившие сделать такой вывод: план экспедиции 1971 года был выполнен на 108 процентов, 1972-го — па 11l, 1973 года — на 125 процентов. Эстонская флотилия, возглавляемая капитаном-флагманом Сусским, трижды занимала призовые места в соревновании флотилий Западного бассейна за наибольший вылов рыбы.
За большой вклад в развитие рыбной промышленности республики Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР в 1972 году В. Н. Сусскому было присвоено почетное звание «Заслуженный рыбак Эстонской ССР».
В начале 1974 года ему было доверено командовать одним из первых в нашем объединении супертраулеров — «Пейпси», и в том же году экипажем этого судна было добыто рыбы на 123,8 процента к заданию, сверхплановая прибыль составила 441,1 тысячи рублей. Экипаж «Пейпси» был награжден переходящими вымпелами Министерства рыбного хозяйства СССР, Таллинского горкома партии и горисполкома СДТ.
В 1975 году экипаж суператлантика «Пейпси» под командованием своего «везучего» капитана выполнил рейс, в котором добился наилучших производственных показателей среди судов своего типа в рас-чете на один рейс: задание по вылову было выполнено на 147,8 процента, выпуску товарной продукции — на 125,5 процента. В целом же за весь период работы на крупнотоннажных промысловых судах в должности капитана-директора экипажи этих судов под руководством В. Сусского планы добычи рыбы оказались выполненными на 130,2 процента к заданию; товарной продукции изготовлено на 166,3 процента к плану, достигнуто значительное снижение затрат на ее производство.
После окончания института капитан-директор В. Н. Сусский в январе этого года вновь вышел на промысел на «Пейпси". На 1977 год экипаж судна принял повышенные социалистические обязательства: выполнить план первых двух лет пятилетки к 7 ноября 1977 года, выловить дополнительно 7500 центнеров рыбы и изготовить пищевой рыбопродукции на 340 тысяч рублей. Будут ли выполнены обязательства? Порукой тому — трудовой настрой, целеустремленность и высокая организованность и дисциплина экипажа «Пейпси», в составе которого уже сейчас насчитывается 70 процентов ударников коммунистического труда.
И продолжается на судне движение наставничества, у истоков которого также стоит капитан-директор. Не так уж трудно разглядеть характерный «рыбацкий почерк» Сусского в работе людей, которые плавали с ним в недавнем прошлом, перенимали его методы и стиль, опыт. Капитан-директор В. С. Сурков, капитан-директор резерва А. В. Авдеев, капитан-директор БМРТ-606«Мыс Арктический» Н. А. Чесноков, старший помощник капитана-директора «Пейпси» О. Н. Гончаров и многие другие...

Г. ОЛЬШАК, Л. ФИРСОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти технолога РТМС-7535 "Лембит Пэрн" Сергея Ваганова. ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ - 01 03 1977
КАК ОТНЕСЛИСЬ на РТМС-7535 "Лембит Пэрн" к выступлению на партийно-хозяйственном активе объединения своего парторга и технолога Сергея Ваганова? Ответить на этот однозначно невозможно. Одни - одобряли: дело сказал парторг, без всяких там оговорок и околичностей.
Другие рассуждали иначе. Стило ли вообще говорить об этом Ваганову – наивно думать, будто после его критики все бросятся устранять недостатки, по поводу коих он метал громы и молнии.
Были и такие, кто даже возмущался Вагановым, так сказать, с позиции доброжелательства к нему.
- Человеку скоро сорок, а житейской мудрости ни на грош не прибавилось, — корили они Ваганова. - С недостатками, видите ли, воюет...
Есть, есть кому о них думать, эт во-первых. А во-вторых, он же сам показал, как можно преодолевать эти самые недостатки. Вот о чем говорить надо было. Неужто, не понимает человек? Как не понять. Ему бы, Сергею Ваганову, помощнику капитана супертраулера «Лембит Пэрн» по производству о достижениях экипажа на собрании актива рассказать. И тем самым — о собственных: это ж само собой разумеется — технолог, руководитель производственной службы. А Ваганов, ко всему этому, еще и парторг. Словом, было о чем ему доложить.
Но Ваганов «товар лицом» показывать не стал, ограничившись скороговоркой, что, мол, план выполнили по всем показателям. До каких пор, вопрошал он, специалисты по НОТ будут выяснять, сколько нужно человек, чтобы обеспечить нормальную, ритмичную работу рыбцеха на супере. И не пора ли, наконец, по-серьезному заняться модернизацией морально устаревшего технологического оборудования? И сколь долго еще будет поступать рыбакам грубая, наспех сработанная тара для рыбопродукции: картонные короба — мнутся и разваливаются, мешки под рыбную муку — четвертой (?) категории, расползаются уже на борту судна, в каком же виде дойдут они до потребителя. То, и другое, и третье имеет самое непосредственное отношение к качеству выпускаемой рыбопродукции, все это хорошо знают, но почему-то предпочитают не говорить.
Вот ведь как - крайне неудачно, с точки зрения благоразумного человека, выступил Сергей Ваганов. И мало того, что выступил - он еще в редакцию ""Рыбака Эстонии" пришел со своими "назойливыми" вопросами".
Да, сказал он, мы в этом рейсе, который закончился как раз перед собранием актива, обошлись практически без рекламаций, но могу ли я, как технолог поручиться, что за очередной рейс не придется краснеть? Нет, не могу, хочу, как и весь экипаж, а не могу.
Почему - вот, давайте, и продолжим разговор на эту тему.
Так появилась в нашей газете беседа с технологом и парторгом С. И. Вагановым - "Как обойтись без рекламаций?" И здесь, на страницах газеты, он остался самим собой - нетерпеливым и нетерпимым к "объективным трудностям», может, излишне резким в своих мыслях, суждениях и... чувствах. Но не те ли это нетерпеливость и нетерпимость, которые извечно противостоят всякому консерватизму н инерции? От людей равнодушных, «умудренных житейским опытом», этого ведь не дождешься...
В ЭРПО «Океан», как до недавнего называлось наше объединение, Сергей Ваганов пришел 14 лет назад. Он уже был коммунистом: ныне его партстаж —16 лет. Плавал, можно сказать, сразу в двух должностях: в профессиональном план — матросом-рыбообработчиком, затем рыбмастером, спустя семь лет — технологом, помощником капитана по производству; в общественном — активистом народного контроля, председателем судового комитета профсоюза, председателем группы народного контроля и, после того, как приобрел солидный опыт общественной работы, стал избираться партийным руководителем, секретаремсудовых парторганизаций.
Плавал Сергей Ваганов на БМРТ-253 «Март Саар», когда тот осваивал новый, незнакомый нашим рыбакам район промысла и новые породы рыб — и вернулся с лестной характеристикой командования: смышлен и энергичен рыбмастер, в работе неутомим и безотказен, примером служил для всех в рыбцехе... Повезло с таким рыбмастером? Но везло и ему. С. Ваганову. На РТМС-7510 «Мустъярв», к примеру, когда довелось ему, молодому еще технологу, работать с таким именитым капитаном, как Виктор Степанович Сериков, одним из опытнейших промысловиков «Океана». В том рейсе экипаж «Мустъярва» был награжден специальным дипломом главка «Запрыба» за отличное качество рыбопродукции. Одним из первых в Западном бассейне...
Так что новую, десятую пятилетку — пятилетку эффективности и качества — встретил Ваганов во всеоружии опыта и мастерства.
Вот то, о чем за неимением времени умолчал парторг С. Ваганов, выступая на собрании партийно-хозяйственного актива объединения. Учитывая изобилие мало или совсем неопытных новичков в составе экипажа, с началом рейса на РТМС «Лембит Пэрн» было организовано движение наставничества. Возглавили его коммунисты: в рыбцехе — рыбмастер орденоносец Анатолий Угрюмов и механик-наладчик Виталий Осмирко, заместитель секретаря партбюро и «правая рука» С. Ваганова; в машинной команде — старший механик Евгений Шараев, он же председатель судового комитета и четвертый механик Николай Ганжа, партгрупорг, с которым Ваганов плавал еще на «Мустъярве» три рейса подряд, так что понимали они друг друга с полуслова; сам же парторг «курировал» молодых матросов -рыбообработчиков и особо рыбмастера Юрия Лаука (кстати сказать, комплексная бригада, которую возглавляли он и мастер добычи коммунист Анатолий Козлов, по итогам внутрисудового соцсоревнования в рейсе стала победителем).
Движение наставничества органически сочеталось с движением за высокое качество работы, и, стало быть, рыбопродукции. Кроме того, на РТМС «Лембит Пэрн» в числе первых судов нашего флота была создана специальная комиссия по качеству продукции во главе с первым помощником капитана Василием Чепурных,
Технолог С. Ваганов, естественно, стал ее «техническим руководителем», а членами комиссии были избраны самые опытные специалисты, разработавшие стройную систему контроля за качеством траления и последующей обработки рыбы. Впрочем, системой контроля назвать ее можно только отчасти, по существу же своему, содержанию представляет она собой систему управления качеством, материального, технического и морального обеспечения этого качества. Однако не будем столь категоричны — «представляет».... Правильней сказать — должна представлять. За что и несет личную партийную ответственность технолог Сергей Ваганов, находящийся в данный момент в Атлантике, на промысле.

Л. ФИРСОВ.