Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9082 - СЧАСТЛИВЫЙ РЕЙС
КАЧАТЬ ЕГО! — и подхваченный дюжими руками третий штурман взлетел к подволоку:
— Э-эх, подволок низкий, а то бы мы его под самый клотик махнули!.. — в тесном салоне не умолкали шум и веселье.
Держась за фальшборт, морской владыка Нептун и царь северных морей Борей, старательно приникли к иллюминаторам, пытаясь уразуметь, что же происходит в салоне. Оба властителя стихий недоумевали: и чего это моряки разошлись? Идут на осенне-зимний промысел, а там штормы, рыба в разгоне, план вытянуть почти невозможно, — а они, пожалуйте: веселятся! Непонятно! А ну, послушаем ...
— Читай еще раз сообщение!
— Слушайте. «Радиограмма СРТР-9082 точка Третьему штурману Виталию Тимченко точка Поздравляем сыном точка Три тысячи девятьсот граммов точка Жена чувствует себя хорошо точка Подпись теща без точки».
— Во, как! Еще и невод не метали, а уже первый улов на борту — 3900! правда не тонн, а граммов, но и это плюс…
- Тем более, мальчишка – жди удачи!
-Эх, ты – в суеверия ударился …
- Не суеверие, а такая морская примета есть …
Так, 11 ноября юбилейного года, всего через несколько дней как судно покинуло Таллинн, вошел в жизнь коллектива маленький Виталий — сын третьего штурмана Виталия Тимченко.
Подняли вместе с отцом в честь нового гражданина и его мамы «заздравные чаши». Пожелали друг другу, чтобы это была не единственная радость.
КАПИТАН Дмитрий Кошкин вел траулер в Норвежское море. Там предстояло раздать промысловым судам направленные из Таллина промвооружение и почту. В пути пришло радующее сообщение. По итогам социалистического соревнования к 50-летию Великого Октября (капитаном тогда был В. Спицын) СРТР-9082 заслужил Почетную грамоту Эстонского производственного управления рыбной промышленности. По возвращении из Норвежского в Северное море команда приступила к промыслу. Работали огромным кошельковым неводом. Зимнее море не баловало рыбаков. Особенно туго пришлось машинной команде. Из заводского ремонта судно досталось механикам не в блестящем состоянии. Многое делали на ходу. Добытчики, обработчики, штурманы использовали каждый проблеск в
непогоде, чтобы выметать невод. Отличился акустик - вожак судовых комсомольцев Геннадий Иванишин.
Не теряли ребята надежды, и ожидания оправдались. В один из последних дней ноября в 19 часов 25 минут начали выметку невода под руководством мастера Павла Солдатенко. В 19 часов 40 минут завершили выметку и начали кольцевание, которое закончили в 22
часа.
Показания приборов говорили о том, что добыча должна быть значительной. У борта собрались мастер обработки Владимир Рыжкевич, боцман Анатолий Лысенко, матросы Дмитрий Конивец, Евграф Гудков, Вяйно Аллмере, Эрнст Беляев и другие. В 22 часа невод "подсушили" т. е подобрали его так. что объем его уменьшился — рыбе стало тесни.
_ К тысяче центнеров
подходит!...
-Да, пожалуй, верняком не меньше девятисот...
Немедленно в эфир полетели позывные. Через час рядом с траулером вырос силуэт производственного рефрижератора «Трудолюбивый».
— «Трудолюбивый»! — держись, ребята! С ним всегда трудно приходится ...
Богатый улов скрасил все неприятности. И потом нередко выпадали экипажу минуты удачи. Садились за новогодний стол с полной уверенностью — рейсовое задание будет выполнено, в тостах не забыли маленького Виталия.
В ЯНВАРЕ эфир принес очередную крылатую весть: по итогам социалистического соревнования юбилейного года кошельковый 9082 (капитаны В. Спицын и Д. Кошкин) среди судов типа СРТР завоевал первое место в Таллинской базе тралового флота (при плане 11200 добыл 16751 центнер рыбы).
Перед окончанием рейса счастливый папаша показывал полученные в море фотографии уже трехмесячного Витальки и принимал поздравления. В этот день, загадочно улыбаясь, передал радист капитану бланк с лаконичным текстом:
«Коллегия Главного управления рыбной промышленности Западного бассейна, рассмотрев итоги социалистического соревнования за IV квартал 1967 года присудила экипажу CРTP-9082 третью денежную премию».
В ответ экипаж судна рапортовал о том, что план вылова рыбы им выполнен более чем на 150 процентов. С начала года более высокий показатель за рейс имеет лишь СРТР-9058. Прямо скажем, здорово получилось! Хорошо, дружно, с полной выкладкой трудились рыбаки.
Вот сколько выдающихся событий выпало на долю команды траулера в трудном осенне-зимнем рейсе!
А кто начал эту эстафету приятных радиограмм? Он, маленький Виталий, весом в три кило девятьсот граммов!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Виталий Витальевич Тимченко


— Его бы зачислить в экипаж, организатор стоящий, - раздавались голоса, - пусть продвигается по служебной лестнице: глядишь, к 16 годам до начальника базы доберется, а в 18 лет и на "Запрыбу" сядет ...
А. НЕСТЕРОВ
Памяти Ровбут Олега МихайловичаГОВОРИТ РАДИОСТАНЦИЯ «АТЛАНТИКА»!
РИГА,
РАДИО
«АТЛАНТИКА» ...

Дорогие товарищи! Коллегия Министерства рыбного хозяйства CCCР сердечно приветствует журналистов и рабкоровский актив редакции радиожурнала «Атлантика» с выходом в эфир тысячного номера.
Коллектив журнала ведет большую и плодотворную работу среди рыбаков Западного бассейна, широко популяризирует опыт передовых судов рыбной промышленности, воспитывает у моряков промыслового флота высокое чувство долга, любовь к мужественной профессии рыбака. Ваши передачи всегда желанные, они скрашивают суровые и трудные будни рыбаков, находящихся на промысле в различных районах мирового океана. Желаем вам, дорогие товарищи, дальнейших успехов в вашем благородном труде, счастья в личной жизни, здоровья.

СОЮЗМИНРЫБХОЗ. ИШКОВ.

Говорит радиостанция «Атлантика»! Этими словами пять
раз неделю начинаются специальные передачи для моряков промыслового и транспортно-обслуживающего флота Западного бассейна. Созданная в июле 1964 года по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР рыбацкая радиостанция «Атлантика» завоевала большую популярность среди моряков, За эти годы ее передачи прочно вошли в повседневную жизнь на промысле. Ведь для многих районов океана, где прием основных программ Всесоюзного радиовещания из-за дальности расстояния затруднен, радиожурнал "Атлантика" является основным источником информации о жизни страны, о событиях на родном берегу.
И это накладывает особую ответственность на журналистов Главной зональной редакции вещания для рыбаков, которые готовят передачи «Атлантики».
Но, конечно, без широкого актива среди моряков трудно глубоко освещать разнообразную, полную творческих поисков жизнь рыбаков.
С редакцией «Атлантики» постоянно поддерживают связь десятки общественных корреспондентов, находящихся на судах в океане.
Ежедневно в адрес «Атлантики» поступают многочисленные радиограммы и письма. В них рассказывается о ходе промысла, о трудовых буднях экипажа, об организации отдыха в часы досуга.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


дикторы Рс Атлантика Н. бердников, В. Калев ведут запись передачи - 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


редактор М. Плюханов, главред И. Решетников и корреспондент Е. Шварц РС Атлантика - 1968 Говорит радиостанция Атлантика
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

звукооператор Т. Ярош и музредактор А. Галета говорят передачу РС Атлантика - 1968


Во многих радиограммах моряки рассказывают о рационализаторских предложениях, о ходе политзанятий, об учебе в заочной школе, об интересных встречах в океане.
Но это, конечно, не значит, что в передачах "Атлантики" преобладает информационный материал. В каждом номере радиожурнала обязательно идет материал о передовом опыте, очерк о передовиках рыбного промысла. Нашли постоянную прописку на страницах журнала корреспонденции и репортажи из научно- исследовательских учреждений и конструкторских бюро Западного бассейна. В них специалисты обобщают опыт передовиков, рассказывают о новой технике, которая придет на флот, дают свои рекомендации.
Недавно радиостанция «Атлантика» провела за очную конференцию по кошельковому лову, в которой приняли участие передовые капитаны кошельковых судов Пионерской, Клайпедской, Лиепаеской и Таллинской баз, а также специалисты береговых организаций и предприятий, изготавливающих орудия лова. По итогам этой конференции редакция готовит специальный выпуск, в котором будут даны конкретные рекомендации по кошельковому лову и по организации приема высоких уловов.
Перед радиослушателями «Атлантики» выступали руководители научно-исследовательских институтов по проектированию рыболовного флота, орудий лова и рыбообрабатывающих механизмов. Они рассказывали о новинках, которые будут внедрены на флоте в ближайшие годы.
Большое место в передачах «Атлантики» занимают выступления композиторов, поэтов, писателей, выдающихся певцов и музыкантов.
Третьего апреля радиожурнал «Атлантика» прозвучал тысячный раз. Редакции надеется, что и в дальнейшем моряки Западного бассейна будут так же тесно поддерживать связь со своей радиостанцией. Ждем ваших писем и радиограмм, друзья!
Н. ПОПОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Юрия Мазаева - В ПОХОД ЗА ОПЫТОМ
НАДО же было так случиться: до Таллина миль двести, а на Балтике сильнейший двенадцати балловый шторм. На берегу, поди, и оркестр был заказан, и прочие торжества готовились, чтобы их встречать,
А тут — по колено воды в рубке, чуть не смыло многотонный кошельковый невод. Крен — выше критического.
В голове у Юрия Мазаева мелькнула мысль, которая в обычных обстоятельствах может пока¬заться нелепой: «Хорошо, что был банный день, все успели помыться».
На следующие сутки CPTP-9082 благополучно прибыл в порт. Нарaвне с другими членами экипажа инженер-наставник отдела добычи ТБТФ Юрий Мазаев делил все тяготы морской жизни.
Oн родился на самой конце нашей страны — в Петропавловске – Камчатском. На другом конце страны он рос и учился, окончил факультет промышленного рыболовства в Калининградском техническом институте. С 1966, первого года пятилетки, работает в Эстонии. В марте будет два года. Трудовая биография, как говорится, с воробьиный нос.
А началась она с должности помощника тралмастера на CPTP-9130. Говоря словами Юрия, помучился он на этой должности немало — на трале приходилось раньше работать только матросом.
Спустя немного времени в нашем флоте началась «кошельковая эпо-пея», «Первой ласточкой» кошелькового лова стал CPTР-9058, вышедший осенью 1966 года в Атлантику. Вышел на нем в море и Юрий Мазаев, чтобы освоить прогрессивный лов. Стажировался у соседей — был на литовском траулере, кое-что перенял у них и постарался применить на своем судне.
А Новый год и Октябрьский праздник, пришлось встретить в море. Кстати сказать, новогодние праздники встречать на берегу доводилось ему не часто даже во время учебы в институте — всего дважды.
В октябре он снова вернулся с моря. Самое важное событие года для него — освоен кошельковый лов. И наши эстонские рыбаки ловят теперь не хуже, чем их учителя с лиепаеского траулера.
В этом заслуга и инженера-наставника Юрия Мазаева. К нему часто приходят мастера добычи — спросить, посоветоваться, что-либо совместно обдумать.
А Юрий все жалуется на недостаток опыта. Кошельковый лов освоен, лов сетями он знает, на практике в институте познакомился со световым ловом. Но вот на больших траулерах ему не приходилось плавать. Поэтому в новом году он снова собирается в поход за опытом — долго на берегу засиживаться не намерен. Склонность к конструкторской работе уживается в нем с тягой к практике.
Он интересуется многим. В частности, возможностью кошелькового лова тунца. Ведь иностранные суда уже на практике небезуспешно ведут такой лов. Неужели допустимо нам отставать?
Он предлагает, чтобы судну давали полностью экспериментальный рейс, а не пять дней, как теперь, Ведь у нас, бывает, получается так: пять днем пробовали, не получилось — и бросили экспериментировать. А может, на шестой день получилось бы. И затраты окупились бы сторицей. Поэтому у нас не часто что-либо свое появляется — не умеем доводить дело до конца...
Планы Юрия на новый год? Хочет в совершенстве овладеть своей профессией. Только бы отпустили в море — сходить за опытом!

Г. ОЛЬШАК.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРыбацкий И В Ц вступает в строй
Хороший подарок получили в конце января рыбаки нашей республики. На днях в административном здании в новом рыбном порту завершились работы по монтажу и наладке электронно-вычислительной машины ЭВ-80-Зм, предназначенной для быстрого выполнения больших и сложных математических работ на имформационно-вычислительном центре ИВЦ ЭПУРП.
С каждым годом растет флот, вступают в строи все новые и новые суда. Вместе с этим намного возрастет и объем счетно-бухгалтерских работ. Сейчас около 300 счетных работников трудятся в бухгалтерско-учетной системе ЭПУРП и обеих баз. Одно только начисление зарплаты по судам представляет собой большой комплекс вычислений.
Этим в первую очередь и займется ЭBM. Но машина может производить многие математические операции, как экономическо-бухгалтерского типа, так и инженерные расчеты, включая решение дифференциальных уравнений.
ЭВМ — сложное электронное устройство, содержащее около трех тысяч электронных ламп. Задание для машины переводится на перфокарты, а перфокарты идут на входное устройство.
Нажим кнопки - и с печатающего устройства под пулеметную дробь механизма выходит широкая бумажная лента с четкими рядами чисел. Вычисление готово!
Специальная комиссия приняла ЭВМ, отметив большой объем pаботы коллектива специалистов, возглавляемого начальником ИВЦ Юрием Стеняевым.

""

Юрий Стеняев начальник ИВЦ проверяет вычисления - февраль 1968


Над наладкой и монтажом электронной
вычислительной машины много потрудились Виктор Леовер — ведущий инженер Эстонского отделения Центрального экономико -математического института АН СССР, старшие инженеры Юрий Смагин, Николай Лунев и механик Борис Уганду.
""

Николай Лунев старший инженер налаживает ЭВМ - февраль 1968

""

Юрий Смагин инженер рыбацкого ИВЦ готовит перфокарты - февраль 1968


Скорость выполнения математических операций на ЭВМ до трех тысяч в секунду. Бесспорно, что применение современной электронно -вычислительной техники намного ускорит выполнение целого ряда расчетно-бухгалтерских и экономических операций по флоту в целом и по отдельным судам. Так электроника будет служить труженикам моря нашей республики.


Текст и фото В. Воробьева, механика ИВЦ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти капитана Вольдемара Петровича Лепик - В ПЫЛАЮЩЕМ ФИНСКОМ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Ханко!.. С первых дней войны это название клочка земли облетело все газеты мира. Оно стало символом мужества советских воинов, грудью встретивших вероломные нападения фашистских стервятников.
Гарнизон отражал многочисленные и яростные атаки врага, В небе висели армады самолетов с паучьей свастикой на крыльях. В море шныряли подводные лодки врага. Пылал, гудел взрывами Финский залив.
Защитники Ханко решили отправить на Большую землю женщин и детей.
Грузовой теплоход «Марс» в 2,5 тысячи тонн грузоподъемностью заканчивал посадку людей. В трюмах, служебных и жилых помещениях прибой людских голосов и плач. Все эти дети и женщины оставляли в Ханко своих отцов, мужей, и не известно было, придется ли им вновь свидеться.
Капитан Вольдемар Петрович Лепик отдал команду к выходу в море. «Марс» отошел от причальной стенки и взял курс в открытое морс. Но едва он вышел из зоны береговых зенитных батарей, как вражеская авиация начала за ним охоту. Зенитчики «Марса» — молодые командиры-курсанты одного из ленинградских военных училищ — вступили в жаркую схватку с пикирующими бомбардировщиками.
Но натиск становился все опаснее. Появились и немецкие самолеты-торпедоносцы.
Вольдемар Лепик — весь внимание. Вот от ревущего торпедоносца оторвалась черная сигара. Всплеск поды — и, оставляя пенный след, торпеда пошла к правому борту судна.
Краткий приказ рулевому, и «Марс» вовремя увернулся - черная смерть прошла мимо носа.
— Молодец, «Марс», — похвалил про себя капитан, — хорошо слушается руля, можно маневрировать ...
Три торпеды прошли мимо носа, одна — под самой кормой. Однако ясным было одно — поединок неравный, сила на стороне численно превосходящего врага, да и показался перископ подводной лодки. Единственно правильное решение — не играть жизнью двух с лишним тысяч женщин и детей, находящихся на борту. И «Марс» вернулся
назад в к Ханко, под защиту своих батарей.
Только при третьей попытке судну удалось взять курс к родным берегам.
Переход оказался исключительно сложным и трудным. В море господствовали подводные лодки врага.
В эти тревожные часы смертельной опасности перед Вольдемаром Петровичем как бы промелькнула вся жизнь. Родные берега Сааремаа, семья отца - судового механика, потомственного моряка, учеба, первое плавание на паруснике в 1924 году, окончание мореходки и путь по всем пяти океанам: Европа, Южная и Северная Америка, Австралия и Азия …
И все же пассажиры были доставлены к месту назначения без единой жертвы. Искусство капитана Лепика оказалось на высоте.
Четыре года войны ... И вот 23 сентября 1944 года Вольдемар Петрович вместе с Советской Армией вновь вернулся в родной Таллинн. В разрушенном порту он с немногими добровольцами приступил к восстановлению морского хозяйства, стал одним из первых организаторов Эстонского морского пароходства.
Вскоре последовала командировка в Пярнуский порт. Здесь с опасностью для жизни он обнаружил и помог обезвредить фашистские сюрпризы — 16 тонн взрывчатки, заложенной в разных местах на территории порта.
Родина отметила мужественного моряка наградами.
И вот Вольдемар Петрович вновь на мирном посту. Экипаж «Тасуя»,
на котором он несет свой пост на капитанском мостике, успешно выполняет задания, борется за звание экипажа коммунистического труда.
Моряки судна отлично знают свое дело, — говорит Вольдемар Петрович, - с такими можно работать по-боевому.


А. КРОСС.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти капитана Павла Николаевича Писарева - Сын Рыбака
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

апрель 1968 БМРТ 436 капитан Павел Николаевич Писарев

Капитана БМРТ-436 "Кристьян Рауд" Павла Писаревa я застал в каюте за необычным занятием, он объяснял своему сыну, шестилетнему Олегу, что такое залив. Парень никак не мог уловить, что часть моря, окруженная с трех сторон сушей, называется заливом.
Я внутренне улыбнулся - шестилетнему Олегу простительно. У нас сотрудница была. Вполне взрослая, даже в моря ходила. И то не могла отличить пролив от залива...
Мы обменялись с Павлом Николаевичем рукопожатием.
- С приходом!
— Спасибо!
- Как сработали?
— Встречали с музыкой. А вот сейчас не дают покоя. Четвертый день с утра до ночи всякие ко¬миссии. То местные, то запрыбовские.
С Николаичем мы знакомы не менее шести лет. И, честно скажу, он вызывает симпатию. Волевой, грамотный, реши¬тельный, прямой и смелый. В общем, настоящий рыбак. Да к тому же по¬томственный. Было где ему набраться человече¬ской и рыбацкой мудро¬сти. Родом он с вольного широкого Тихого Дона. С того самого "тихого", где гремела слава Степана Разина и Василия Буслаева, гуляла казацкая вольница. Да и сам Павел казацкого происхожде¬ния. А фамилия, видимо, досталась в наследство от далекого пращура — был наверное куренным писарем. Одним из тех, что сочинял знаменитое «Письмо турецкому сул¬тану».
Те времена прошли, их помнят в народе и исто¬рии. А вот что дед и отец — Николай Иванович — занимались рыбной ловлей, Павел помнит хорошо сам. Как же не пом¬нить, когда отец носит высокое звание заслуженного рыбака РСФСР. А сын? Павел Никола¬евич за успехи, достигну¬тые в развитии рыбной промышленности ЭССР, награжден орденом Ленина!
— Каждый год бываю у отца — рассказывает Павел — хожу с ним по-рой на рыбалку, на Дон. Как наловим чебаков, язей, сазанов да наварим ухи, отец говорит: «А ну, сын, попробуй нашей рыбки, пресноводной. Она, чай, лучше вашей морской». А потом просит рассказать о наших су¬дах, дальних морях.
Сыну рыбака есть о чем поведать промысловику Дона. После окончания в 1953 году Таганрогского мореходного техникума
три года плавал в Азовском море. А с 1956 — прибыл в Таллинн. Начал ходить в АТЛАНТИКУ НА СРТ вторым помощником капитана. Сейчас капитан-директор БМРТ.
К тому же не было случая, чтобы экипаж, возглавленный им, не выполнил рейсового задания. В 1963 году, помнится, экипаж СРТР-9097 где капитанил Николаич, установил в базе рекорд - дал более 12 тысяч центнеров рыбы за год. Вот так и идет этот замечательный человек от рекорда к рекорд, от успеха к успеху. Сильный, волевой, напористый, грамотный... Совершенно не случайно я взял эти эпитеты в начале рассказа о Павле Николаевиче. Остановлюсь только на одном – напористый. И немного раскрою его суть.
В последнем рейсе экипаж "Кристьяна Рауда"
получил задание испытать пелагический (разноглубинный) трал.
Замечу - испытать, а не внедрить, так как на всякие эксперименты давалось
только трое суток. Одним словом, если не выйдет, то "сливай воду". И что же?
Чертежи оказались про¬сто негодными. Трал не раскрывался как нужно и рыбу не брал. Можно было бросить затею. Но не таков был капитан. Вместе со старшим масте¬ром добычи Лембитом Каськом они продолжают поиски. Чертят, рассчитывают, кроят, пробуют. Сколько было неудач! Опять не падают духом. Советуются по радио с поляками (они в этом же районе ловили пелагическим тралом), с калининградским экипажем судна научно-исследовательского института. Пелагический трал стал работать.
Да еще как!
— Что это дало? — спрашиваю капитана Писаре¬ва.
— Что? Мы им выловили за полтора месяца 400 тонн рыбы. Он, пелагический трал, нам просто здорово помог. В Афри¬ке, например, рыба ночью не ловится. Она поднимается. Донным тралом ее никак не возьмешь. Суда становятся на якорь. Но мы работали. Уловы брали до сорока тонн за траление. А какая рыба! Чистая, просто любо-дорого смотреть. Вот отсюда и перевыполнение плана. Свой метод лова мы назвали комбинаторным.
Должен заметить, что БМРT-436 является первым среди судов Запад-ного бассейна, который освоил и внедрил в производство пелагический трал.
Вот она. цена упорства!
Павел Николаевич мечтает о будущем:
— Пелагический трал решит проблему лова сельди в Северном и Нор¬вежском морях. БМРТ смогут не только облавливать, но и производить баночную сельдь. Ею можно завалить всю европейскую часть нашего Союза. Она ведь пользуется неограниченным спросом и не залеживается в магазинах. Тут вам и проблема плавбаз, экономия времени на переходы, экономия топливa. Норвежское море не Патагония, куда наши БМРТ топали за... хеком.
Когда слушаешь капитана Писарева. то ловишь себя на том, что от его слов расширяется собственный горизонт. Он как бы раскрывает окно, за которым видишь и дальше и больше.
Haша беседа подходит к концу. И Олег, внук рыбака, громко говорит
— Папa, а я понял, что
такое залив!...

А.КВАШНИН
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти капитана Сергея Башкатова - ВСЕГДА В ПОИСКЕ - декабрь 1966 года
"Поиск" — это название стенной газеты СРТР-9080, где капитаном Сергей Башкатов.
— Придумав это название наш экипаж, как в во-ду смотрел — рассказывает второй, штурман Вольдемар Пикат. — Нам неоднократно в этом году приходилось бывать в поиске. Двадцатого августа судно вышло из Таллина и через неделю присоединилось на промысле к Норвежской экспедиции. Первые удачные дрейфы вселили в команду уверенность в том, что задание будет выполнено.
Но вскоре, в связи с изменившейся обстановкой, экипажу пришлось идти в поиск. На коллектив СРТР была возложена большая ответственность за удачный лов всей флотилии эстонских судов, работающих в водах Норвежского моря. В сентябре и октябре экипаж часто уходил в поиск и успешно. Сами брали помногу и другим обеспечивали возможность обильных дрейфов. Запомнились два дрейфа, когда взяли в один день 260 центнеров, а на другой же день уже 350 центнеров.
Тридцать одни сутки находилось в поиске судно. Начальник Эстонской экспедиции Б. Баринов всему личному составу СРТР-9080 выразил благодарность за умелое исполнение заданий.
Две бригады — добытчиков, под руководством мастера Валентина Гречихина и его помощника Куно Янсона и обработчиков, которых возглавляли мастер
Иван Kpестьянинов с помощником Валерием Санкиным — с начала промысла
вели борьбу за качество как свежья, так и полуфабриката.
3а 70 дрейфов экипаж при задании 373 тонны взял 417 тонн сельди. В рейсе намного раньше срока завершен и годовой план. В соревновании за достойную встречу 50-летия Великого Октября рыбаки судна имеют на своем счету
немало продукции в счет 1967 года.
Нужно отдать должное членам машинной команды, рефмотористу Геннадию
Трофимову, электрику Владиславу Пожидаеву и механикам. Они дружно выходили на подвахту, помогали обрабатывать уловы. Ими же проведен профилактический ремонт трёх двигателей, электрокомпрессора.
Причем, в заслугу механикам стоит поставить приведение в порядок палубных механизмов. После заводского ремонта они оказались в таком состоянии, что их нужно было "доводить" до работоспособного состояния на переходе и на промысле. Но и с этой нелегкой задачей члены команды справились с честью.
Стармех Всеволод Ерофеев поддерживал ценные начинания судовых рацио-нализаторов. Так, за этот период переделана и улучшена телеметрическая система. Показании нескольких приборов сосредоточены на одном пульте. Работа вахтенных облегчилась, а уход за механизмами стал более тщательным и квалифицированным.
Каждый трудовой шаг экипажа, его общественная жизнь находили отражение в стенгазете «Поиск». Вышло за рейс пять содержательных номеров. Хороши в них рисунки редактора -— рефмоториста Геннадия Трофимова. Как агитатор, он же провел несколько бесед о международном положении. Оживленный обмен мнениями состоялся при обсуждении Указа правительства по борьбе с хулиганством.
После кратковременного межрейсового ремонта экипаж вновь направится на промысел. В соревновании с СРТР-9031 команда 9080-го решила не уступать завоеванного первенства.

А. КРОСС,

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На снимке: группа членов экипажа CPTP-9080 (слева направо) — матрос первого класса Б. Вайцкунас, мастер добычи К. Янсон, матрос второго класса В. Кобенко, третий механик Л. Латышев, матрос первого класса O. Ковтун, повар С. Румянцев, стармех В. Ерофеев, боцман A. Голубинский, рефмоторист Г. Трофимов, старпом Л. Румянцев.

Фоту А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти ветеранов УСЛ и ТБОРФ - ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

июль 1966 года



ЗАВТРА рыбаки и береговые работники рыбной промышленности будут вторично отмечать свой праздник — День рыбака Мы приветствуем этот прекрасный праздник тружеников голубых просторов!
Хочется оглянуться и вспомнить период создания океанического рыболовного флота Эстонии, первых организаторов, зачинателей и продолжателей трудного, но очень важного дела — выхода рыбаков Эстонии на просторы океанов, как росли кадры судовых специалистов, дальнейшие их судьбы.
Как известно, официально созданное управление сельдяного лова, ныне Таллинская база тралового флота, было оформлено приказом 1 января 1956 года по Министерству рыбной промышленности ЭССР. Руководство созданием этой организации было поручено молодому энергичному специалисту, окончившему ТМУ ММФ В. В. Чернухину. Он горячо взялся за комплектование личным составом первых восьми судов типа СРТ и РР, подготовку к отправке их на промысел, за отработку штата береговых специалистов.
Забот и трудностей у В. В. Чернухина и у всех нас было много. Не было ремонтной, технической и материальной базы. Большие трудности ощущали из-за недостатка причальной линии. Старый рыбный порт не мог вмещать всех наших судов под обработку и для ремонта.
Вообще все, что было связано с работой судов в Атлантике, для нас было делом новым, не изученным. Не было опытных кадров для судов, особенно механиков-дизелистов. В 1956 году было всего два старших механика, имевших право работать на судах типа СРТ с главными двигателями 400 л. с.
Несмотря на большие трудности, суда были в короткий срок полностью укомплектованы и смогли выходить на дрифтерный лов сельди в Северную Атлантику.
Затем начальником УСЛ был назначен Б. А. Галкин, который также приложил много сил и старания для дальнейшего развития флота и успешной его работы.
Первыми капитанами добывающих судов в то время были В. Hoop, Э. Котсенский. В. Заботин, В. Майзель, В. Ставрович, И. Клочко, Ю. Васильев и другие. Их помощниками работали Ю. Скучалин, Г. Белогорцев. Г. Бедяев, Л. Куприков, В. Петер, Л. Сонг, Г. Горский, И Зелка и другие. Старшими механиками судов были Н. Слюсарев, Ф. Колесник, И. Славицкий, Н. Логинов, Н. Синицын и другие. Вторыми и третьими механиками Ю. Шабунин, А. Тимофеев, В. Трофимов, В. Иванов, В. Кораблев и другие. Мотористами плавали А. Пужулис, Н. Неклюдов, В. Киселев и другие, которые прибыли на наши суда после демобилизации из рядов ВМФ.
Большинство наших механиков в то время не имело среднетехнического образования, а прошли лишь годичную подготовку на курсах.
Надо вспомнить и первых радистов судов.
Это — В. Чикин, Д. Шелудяк, Н. Волостин. Матросами-рыбообработчиками выходили в океан В. Пелих, Г. Ермаков, Е. Бичиков, П. Полищук, Г. Федоренко, Ю. Ильченко, Д. Бурлак и другие. Обязанности главного механика УСЛ с марта 1956 года были возложены на меня, а с 1958 г. меня назначили главным инженером. Были тогда и групповые механики отдела Главного механика. Это — Б. Максимов и В. Проскура, затем В. Смирнов. Должности диспетчеров исполняли В. Часовитин, Л. Борисов-Смирнов и другие. Снабжением судов занимались В. Новиков и В. Ильичев. Бухгалтерами были А. Музыченко, Б. Авдюшева, С. Бакланов и другие. Бес-сменным начальником планового отдела в течение десяти лет является Э. Райде. кассиром — К. Устинова, машинисткой — Г. Ровнина.
Первыми кадровиками являлись П. Кобзев, В. Лаане, Г. Петров и другие. Диспетчером управления был И. Самохвалов.
Первым планом добычи на 1956 год предусматривалось выловить сельди полуфабриката четыре тысячи центнеров. Для того времени такой план казался большим. А ведь теперь, кстати говоря, один БМРТ добывает за год 80—100 тысяч центнеров рыбы!
ВРЕМЯ шло. Быстро рос флот океанического лова. Постепенно УСЛ начало пополняться транспортными судами, такими, как плавбаза «Украина», «Урал» и другими. Из года в год росли наши производственные планы. Росли и кадры специалистов судов и береговых работников. Постоянно повышали квалификацию на курсах механики, штурмана, пополнения из мореходных училищ почти не было.
По-разному сложилась судьба первых наших кадровых работников. Но почти все они остались трудиться на судах флота, в отделах и службах.
Менялось и название нашего предприятия. К ноябрю 1964 года состав флота достиг уже около 100 судов. В это время произошло разукрупнение — рыбопромысловый флот был разделен на две самостоятельные базы ТБОРФ и ТБРФ. Начальником ТБРФ был назначен опытный в рыбной промышленности В. В. Чернухин, награжденный в 1961 году за успехи в развитии рыб-ной промышленности орденом «Знак Почета». В составе ТБРФ теперь 21 судно.
Траловый флот, который пополнился за эти годы крупными судами типа БМРТ, стал одной из ведущих добывающих организаций Эстонии. Сейчас в Таллинской базе тралового флота 73 траулера. Часть судов из ТБТФ передано рыболовецким колхозам республики.
Выросла за эти годы и материально-техническая база рыбной промышленности, в том числе новый рыбный порт со значительным количеством причалов, крупный цех межрейсового ремонта, построено большое количество складских помещений. В состав рыбной промышленности вошел судоремонтный завод, нефтебаза. Выросла на 1966 год и задача по добыче. Планом предусмотрено выловить 1390,6 тысячи центнеров, это более чем в 20 раз по сравнению с l956 годом.
За эти годы многие наши кадровые работники получили средне-техническое образование, стали командовать крупными судами накопили большой опыт. Повысилась их роль в решении производственных задач, в общественно-политической жизни судов и предприятий Часть лучших тружеников была награждена орденами Советского Союза, многие стали отличниками социалистического соревнования, ударниками коммунистического труда. Так, например, И. Агеев и Л. Сонг за достигнутые успехи в развитии рыбной промышленности в 1961 году удостоились высшей правительственной награды СССР. Им присвоено звание Героя Социалистического труда. Оба они сейчас возглавляют экспедиции судов ТБТФ. Выросли до капитан-директоров крупных
судов И. Клочко, награжденный в 1963 году орденом Трудового Красного Знамени, Ю. Скучалин, П. Писарев, награжденные орденом Ленина, Г. Белогорцев и другие. От матросов до капитанов СРТ прошли путь Ю. Ильченко. Д Бурлак, от
повара до старшего помощника капитана вырос Е. Сахаров. Старшими механиками cудов типа БМРТ и СРТР стали Б. Максимов, награжденный
в 1963 году орденом «Знак почета», Б. Лазарев, награжденный орденом Трудового Красного знамени, Н. Тимофеев и другие. От мотористов до старших механиков СРТ и СРТР выросли Н. Неклюдов. А. Пужулис и другие. От матроса до помощника капитана по производству БМРТ вырос Г. Ермаков, награжденный в 1964 году за успехи в развитии рыбной промышленности медалью "За трудовую доблесть". Г. Ермаков является отличником социалистического соревнования рыбной промышленности СССР. Успешно трудятся и другие наши товарищи. Многих из тех, кто был первым, можно по праву назвать ветеранами рыбной промышленности ЭССР. Они отдали много труда и здоровья для выполнения семилетнего плана, делу улучшения технической эксплуатации судов, сокращению простоев в порту и на промысле.
Еще более высокие задачи поставлены перед рыбаками Эстонии по пятилетнему плану на 1966—1970 гг. "
Годы становления, оснащения флота и большого труда за эти десять лет не прошли даром. Многое сделано, но многое предстоит еще сделать труженикам голубых просторов. В настоящее время наши предприятия стали крупными. Таллинская база тралового флота и Таллинская база рефрижераторного флота располагают почти всем необходимым, чтобы еще лучше решать производственные задачи первого года новой пятилетки. Способствовать этому будет пополнение флота крупными добывающими и транспортными судами, повышение ответственности всех от малого до большого руководителя за порученное дело, каждого на своем участке, опыт и знание, накопленные нашими ветеранами за эти годы
Всех, кто был первым в наших рядах и кто несколько позднее встал на нелегкий рыбацкий путь, хочется поздравить с праздником — Днем рыбака, пожелать всем доброго здоровья, успехов в труде на благо нашего народа — труженика, творца нового.

С. ПЕТРОВ. старший инженер МСС ТВТФ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПразднуют рыбаки и моряки. День рыбака в ТБОРФ - 12 июль 1967 года
Около тысячи работников Таллинской базы тралового флота, членов
их семей и гостей прибыло 9 июля на празднование Дня рыбака в Вя-
эна-Йысуу. В 11 часов состоялась краткая торжественная часть.
Открывая праздник, начальник ТБТФ Н. И. Поротиков горячо позд-
равил собравшихся. В этот день, сказал он, стало оброй традицией
подводить итоги работы, выявлять неиспользованные резервы, делиться
опытом, намечать новые трудовые рубежи. Претворяя в жизнь решения
XXIII съезда КПСС, в социалистическом соревновании в честь 50-летия
Великого Октября более 20 экипажей уже выполнили план первых двух
лет пятилетки на 70—90 процентов. В том числе СРТ-4425 (капитан т. Иль-
ченко), СРТ-4244 (капитан т. Прудцев), СРТР-9082 (капитан т. Пиро-
женко), БМРТ-355 (капитан Белогорцев), БМРТ-368 (|капитан т. Писарев)
и другие.
В целом база значительно перекрыла полугодовой план по реализации продукции, прибыли, рентабельности, выпуску мороженой продукции и филе; выполнено и задание по добыче рыбы.
За достигнутые успехи около 400 работников ТБТФ к Дню рыбака от-мечены наградами и другими видами поощрений. Капитан-директору Г. Белогорцеву присвоено звание заслуженного рыбака Эстонской ССР, капитанам Н. Трунову, А. Романову и другим вручены почетные грамоты Президиума Верховного Совета Эстонской ССР. 20 передовиков награждены значками «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности.
Многие работники плавсостава награждены ценными подарками, 71 — почетными грамотами, большой группе об'явлена благодарность.
Затем начались выступления участников художественной самодеятельности. Горячими аплодисментами сопровождался каждый номер праздничной программы, подготовленной маленькими артистами пионерского лагеря «Космос». Танцы, песни, акробатические номера они выполняли четко, искусно. Испанские народные песни спели Консуэло Куэто и Лидия Лапшина.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Консуэло Куэто и Лидия Лапшина, работницы ТБТФ - июль 1967 день рыбака

Многолюдно было возле шахматного стола. По пять пар шахматистов вступали здесь в состязания на 64-клеточном поле.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

шахматный турнир - июль 1967 день рыбака


Многие приняли участие в соревнованиях по поднятию двухпудовой гири. Больше всех выжал ее боцман СРТ-4511 В. Кудрявцев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

боцман СРТ-4511 В. КУдрявцев - июль 1967 день рыбака

И вот поспела традиционная рыбацкая уха. Готовили ее под руководством старшего инспектора отдела кадров Татьяны Дмитриевны Таракановой три повара: Владимир Устьянов, Николай Батурин, Сергей Румянцев. Чистили картошку и другие работы выполняли, матросы Василий Семенков, Анатолий Егоров, Николай Матвиенко, Никита Мегель, Николай Шабельников, Николай Смаглюк, Виктор Попов, а также Надежда Румянцева и Александра Шабельникова.
— Хороша уха, удалась на славу! Спасибо поварам, — таково было общее мнение всех, кто отведал ее.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

уха на свежем воздухе - июль 1967 день рыбака


Соревнования по волейболу, футболу, народные игры, танцы, песни оживляли картину празднества, свидетельствовали о хорошем настроении и хозяев, и гостей торжества.
Погода в этом году не баловала рыбаков. Но в день рыбацкого праздника она выдалась на диво теплой и солнечной.
...Четыре рейсовых автобуса до отказа забитые работниками Таллинской базы |рефрижераторного флота взяли курс к местечку Кохила, где должен начаться празд-ник.
А еще раньше, с вечера, туда отправилась группа работников базы, чтобы разбить палаточный лагерь. Ее возглавлял инструктор по спортивно-массовой работе В. Волков.
"Добро пожаловать!" — встречает приехавших огромный транспарант. А в ложбинке, уютно прислонившись к склонам, белеют лагерные палатки. По центру, у группы сосен, стоит об'емистый котел. Понятно, без традиционной ухи не может быть рыбацкого праздника!
Люди устраиваются быстро. Bот уже мелькают загорелые спины. Кто-то пробует воду в речке. Немного холодна. Но разве можно на это обращать внимание, если над головой безоблачное небо, щедрое солнце, а у каждого — хорошее настроение,
...Смех, шутки, веселье. К двум часам дня к микрофону, установленному у радиопалатки, подходит начальник Таллинской базы рефрижераторного флота В. В. Чернухин. Он сердечно поздравляет работников базы с Днем рыбака, рассказывает о делах тружеников моря, желает всем доброго здоровья, успехов в труде, счастья в личной жизни. Звучит над лагерем гимн Советского Союза, на флагштоке взвивается красный стяг. Его поручено поднять старшему механику плавбазы "Ио-ханнес Варес" Игорю Леонтьевичу Ильину.
У палаток хлопочут повара-любители. Поднимается дымок и у походной кухни. Уху готовят везде. Об'явлен конкурс на лучшее ее приготовление. Но вряд ли члены жюри смогли точно определить, у кого она получилась лучше. Если в меру судака, угря, окуня, картофеля, лаврового листа, перца — она всегда будет наваристой и доброй. Поэтому Вера Петрова об'являет:
— Победителей определить трудно, все умеют варить уху. Приятного аппетита, товарищи!
До позднего вечера шли спортивные игры, соревнования. А уже когда сумерки над лагерем сгустились и появились на небе первые звезды, у палаток вспыхнули костры. В это же время участники художественной самодеятельности под руководст-вом старшего инженера механико-судовой службы Н. Алимбаева дали концерт.
Не забыли и тех, кто в море. В их честь были произнесены здравицы, подняты тосты.
В течение двух дней работники Таллинской базы рефрижераторного флота находились в выездном лагере. Рыбацкий праздник явился одновременно и итогом проделанного, и рапортом работников рефрижераторного флота Родине о том, что они сделают все, чтобы достойно встретить 50-летие Великого Октября, дать стране как можно больше рыбной продукции.

А. КВАШНИН. (Наш спец. корр.).
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти капитана Владимира Николевича Плешакова - Встречи в Гаване

Владимир Николаевич Плешаков - 1963 год СРТР 9062


15 сентября СРТР-9062 вышел из Таллина в район Джорджес банки. Несмотря на неблагоприятную промысловую обстановку, экипаж за два месяца добыл 211тонн сельди. 4 декабря с грузом сельди судно вышло на Кубу.
Пока шли выгрузка, мы осмотрели столицу Кубы Гавану. Город очень красив. Гавана утопает в зелени тропических растений. Ее улицы и площади залиты лучами южного солнца, гаванская "зима", как нам показалось , намного жарче нашего прибалтийского лета.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Где бы мы ни появлялись, жители Гаваны тепло и радушно встречали нас, пожимали руки, приветствовали на русском языке:
- Хорошо!
- Добрый день!
Однажды поздним вечером, возвращаясь из города в порт, мы заблудились. Двое кубинцев сразу же вызвались проводить нас, хотя идти им нужно было в противо-положную сторону.
Нам довелось побывать на табачной фабрике, посмотреть, как трудятся рабочие Гаваны. Один из рабочих сказал нам:
— После работы мы два часа занимаемся на общеобразовательных курсах, потом проходим военную подготовку или охраняем порядок в городе. Наш народ един, и мы в любой момент готовы защищать нашу Родину.
Во время выгрузки сельди мы крепко подружились с кубинскими докерами. Причалы в Гаванском порту хорошо механизированы. Но наши друзья никак не могли освоить нашу кран-балку. Пришлось обучить их, показать, как сподручнее управиться с выгрузкой. Докеры Гаваны быстро освоились с делом, и выгрузка сразу пошла быстрее. Мы недолго пробыли на героическом острове Свободы, но приобрели там многих верных друзей.
Попрощавшись с Гаваной, взяли курс в Норвежское море. На девятнадцатые сутки были в районе промысла.
За 12 суток добыли 43 тонны сельди, что на 13 тонн больше плана.
Хорошо потрудились в рейсе старший штурман О. Спирин, механики В. Кириллов и Ф. Россимяэ, матросы А. Петунин, И. Ахтеяйнен, дрифмастер А. Трей и другие члены экипажа.
В. ПЛЕШАКОВ,
капитан СРТР- 9062