Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИванов Анатолии Александрович . ВОДОЛA3 С «УРАГАНА» - 28 11 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Многим морякам приходилось наблюдать своеобразный ритуал подготовки водолаза к спуску под воду. Всякий раз этот процесс вызывает неподдельный интерес. С момента облачения в комбинезон-скафандр с традиционным похлопыванием ладонью по гермошлему: "Порядок, иди на глубину". Скрывается водолаз в толще вод, бурлят воздушные пузыри, человек остается один на один с подводной стихией. Лишь телефонная связь, воздушный шланг и страхующий трос связывают его со станцией, с людьми, следящими за его работой, физическим состоянием.
Сколько раз за двенадцать лет водолазной работы повторял эти циклы спуск-работа-подъем водолаз аварийно-спасательного судна «Ураган" Анатолий Александрович Иванов? Трудно припомнить ему самому. Личная книжка водолаза фиксирует часы работы под водой. Их набежало около двух тысяч. Летчик современного воздушного лайнера, налетавший столько часов, чествуется как «миллионер» — по покрытому расстоянию в километрах. А каким фактором, кроме времени измерить отдачу водолаза? И можно ли вообще измерить? Да, можно. Вот пример: трал попал под работающий винт. Судно встало. Сколько оно вынуждено простоять? Сутки? А может больше? Все зависит от умения и расторопности водолазов. И водолазы спешат на помощь. Спешат не быстрее подготовиться к спуску - тут спешка может обернуться трагедией — спешит спасатель к судну, а во время перехода заранее тщательно готовятся водолазы. Так, например, было совсем недавно, когда и Анатолию Александровичу, и его товарищам старшему водолазу Владимиру Петровичу Слинько и Андрею Яковлевичу Кашеварникову пришлось выручать из пут трала ленинградское промысловое судно «Лира». Поочередно уходили под воду водолазы — трал намотался «капитально». Но опыт и сноровка помогли. Скоро судно снова приступило к промыслу. Вынужденный простой был минимальным. Потому что водолазы, весь экипаж спасателя понимали: каждый простой промыслового судна — это десятки, а то и сотни тонн недоданной продукции. Значит, этим конкретным фактором тоже оценивается работа водолазов. А случаи, подобные происшедшему с «Лирой», не так уж редки на промысле.
Какие только работы не приходилось выполнять классному водолазу А. Иванову! Однажды требовалось обрезать оборвавшиеся бортовые кили у судна. И тут водолаз выступает в роли специалиста — газорезчика. Причем подводного! А это сложная работа. Тут нужна не только сноровка, но и выдумка, — мысль должна работать. Уже на глубине пришло решение — резать не электрокислородным прибором, а электросваркой. Нет, это не оговорка. Дать большой ток на стержень, и сварочное приспособление хорошо прожигает металл. Этот способ оказался в данном случае более эффективным.
— А какой самый памятный случай был в вашей практике, Анатолий Александрович?
— Все случаи по-своему памятны, —ответил он. — Но вот в одном из них опять же нужна была смекалка. На промысловом судне произошел облом двух третей лопасти винта. Чуть прибавит ход — вибрация всего корпуса. Что делать — самым малым ходом идти в порт? А нет ли другого выхода? Нашелся. Водолазы предложили обрезать противоположную лопасть ( четырехлопастного ! ) винта. Обрезали по контуру облома поврежденной лопасти — вибрация прекратилась. И хотя судно частично потеряло ход, все же осталось на промысле до конца рейса. И тут уж не рубли — тысячи рублей сбереженных средств.
Трудная это профессия — водолаз. Потому и почетная. Потому и наблюдают с интересом за их спусками и подъемами все, кто работает рядом.
Традиционный вопрос Анатолию Александровичу:
— Как вы стали водолазом, нравится ли вам ваша профессия?
— Я родом из Псковской области. Вроде бы далековато от моря. Но в молодости работал на вспомогательных судах Каспия, там впервые познакомился с легководолазным делом. Потом Севастопольский учебный отряд. Тут уже сам изъявил желание быть водолазом. Привлекала меня эта необычная профессия. Учился с желанием и интересом. После учебного отряда — служба на флоте, на аварийно-спасательных судах. Заканчивал ее уже в Таллине. А после службы уже не помышлял о другой специальности...
Коммунист, ударник коммунистического труда, ветеран объединения «Эстрыбпром» Анатолии Александрович Иванов на хорошем счету в коллективе «Урагана», водолазная станция которого состоит всего из трех специалистов. О каждом из них можно сказать только похвальные слова. Мы выбрали водолаза второго класса А. А. Иванова, влюбленного в свое дело.

И. ШПЕРОВ.
Фото В. Тракса.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти ПР «Саяны» и его экипажей. С ЗАДАНИЕМ СПРАВИЛИСЬ – 25 11 1978
Недавно из рейса возвратился экипаж ПР «Саяны» (капитан-директор А. Витязев). На этот раз подмена была проведена на промысле и моряки прибыли в Таллин самолетом. Еще в мае начался этот необычный по продолжительности рейс. Почти месяц занял переход на промысел. Заранее было известно, что рейс предстоит трудный, напряженный, рыбы будет в достатке. И в этих условиях экипаж стремился как можно лучше выполнить принятые социалистические обязательства, ознаменовать ударным трудом первую годовщину Конституции СССР и праздник Октября.
И вот в канун 61-й годовщины Великого Октября ПР "Саяны» закончил работу. Экипаж завершил рейс с высокими показателями: выпуск пресервов составил 104,6 процента, план по заморозке выполнен на 126 процентов. Всего выпущено пищевой рыбопродукции почти на 2 млн. рублей. Действительно, хорошие результаты достигнуты самоотверженным трудом моряков.
Не часто приходится производственным рефрижераторам бывать в таких длительных рейсах, как этот. Обычно рейс продолжается три месяца, а этот — пять месяцев, да притом в условиях тропической жары. Это стало настоящим испытанием для экипажа.
Главное внимание уделялось качеству продукции. Моряки понимали: даже незначительный срыв может привести к нарушениям технологии. Поэтому в течение рейса всегда начеку были все судовые службы, народные контролеры, «Комсомольский прожектор». Хорошими организаторами производства показали себя опытный технолог В. Мышкин, мастера обработки М. Елизаров и А. Шавель. Они не раз показывали образцы труда. Отлично справилась с задачами по обработке рыбы стажер-технолог Екатерина Набатова.
Если учесть, что больше половины экипажа составляли новички, в основном выпускники Пярнуского УКК, то станет понятно, какую большую роль сыграло на судне наставничество. Наставниками были все коммунисты, руководители всех звеньев. Благодаря этому молодые моряки сумели быстро освоить производственные процессы. Работа в цехе не прерывалась и во время выгрузки продукции. Тогда на подвахты выходили мотористы и механики, а обработчики занимались своим основным делом.
Доброе слово нужно сказать в адрес рефмехаников во главе с Н. Шумейка. Он, его помощник В. Козлов и моторист А. Пашковский сделали все для бесперебойной работы морозильных камер, несмотря на тропическую температуру на палубе. А в цехе самоотверженно трудились все обработчики, обретали опыт и учились. Первенство в соревновании завоевала бригада М. Елизарова. Одним из лучших по профессии признан комсомолец Филипп Церн. Не первый раз он ходит в море на производственных рефрижераторах, всегда мастерски работает на закаточной машине. Ф. Церн не только отличный производственник, но и активный общественник, ему было поручено возглавлять судовую организацию ДОСААФ и спорткомитет. Он образцово справился с этими поручениями.
Инициаторами всех начинаний на судне были коммунисты и комсомольцы. Коммунисты всегда подавали пример в труде. Среди них можно назвать секретаря парторганизации Н. Шумейка, И. Славова, В. Барковского, Г. Олейника, Е. Махрина, В. Мышкина, председателя судового комитета профсоюза В. Будукина и других.
Комсомольцы с честью несли юбилейную вахту, посвященную 60-летию ВЛКСМ. Они все — 42 человека во главе с секретарем комсомольской организации В. Спронским — проявляли активность, вместе с народными контролерами возглавили борьбу за высокое качество продукции, выпускали «Комсомольский прожектор», участвовали в субботниках.
Своим трудом заслужили уважение всего коллектива плотник М. Вяль, котельный машинист А. Смольский и начальник радиостанции В. Железинский. Двое первых стали членами КПСС, а В. Железинский принят кандидатом партии.
По итогам рейса 13 морякам производственного рефрижератора «Саяны» присвоено высокое звание ударника коммунистического труда, имена 10 передовиков занесены на судовую Доску почета, 12 человек награждены грамотами, более, 70 отмечены благодарностями.
Сейчас на судне трудится новый экипаж. Первые дни работы на промысле показывают, что он верен трудовым традициям своих предшественников и готов с честью завершить ударную вахту третьего года пятилетки.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти труду капитана Сергея Николаевича Козина, БМРТ-474 «Оскар Сепре» и его экипажей. ОПИРАЯСЬ НА ОПЫТ И ЗНАНИЯ – 21 1 1978
ТРЕТЬЕМУ ГОДУ ПЯТИЛЕТКИ - УДАРНЫЙ ФИНИШ!

ВТОРАЯ декада мая этого года. БМРТ-474 «Оскар Сепре» готовился к выходу на промысел. Не на месяц, не на три — на полгода. Комплектовалась команда, шла проверка механизмов, промвооружения, были приняты социалистические обязательства. Тут, надо сказать, команда проявила осторожность, новый район промысла рыбаки еще не знали. А на везение рассчитывать нельзя. И все-таки рейсовое задание по основным показателям решили перевыполнить на 2-5 процентов.
Недавно рейс был завершен, команда самолетом возвратилась в Таллин. Мы встретились с первым помощником капитана Сергеем Николаевичем Козиным. Настроение у него было приподнятым. В плановом отделе его только что познакомили с уточненными данными по итогам рейса. Они оказались выше первоначальных. Фактический вылов рыбы составил 40150 центнеров вместо 32800, предусмотренных заданием. Это 122,4 процента. И по заморозке результат отличный — 120 процентов. На 116 процентов выполнен экипажем и план по выпуску пищевой рыбопродукции. Если учесть, что вся рыба сдана первым сортом, то есть все основания быть удовлетворенными результатами труда.
Сергей Николаевич Козин с готовностью ответил на наши вопросы.
— Вы впервые вели промысел в новой зоне. Что необычного было для вас в этом районе? Какие трудности встретились на промысле?
— Вначале мы полмесяца работали на другом шельфе. В том районе промысловая обстановка благоприятствовала нам, позволила выполнить плановое задание. С получением лицензии перешли в другую зону. Здесь работа осложнилась и неустойчивой промысловой обстановкой, и еще тем, что не было судов, работающих в режиме поиска. Мы самостоятельно вели поиск. И, тем не менее, нам удалось перевыполнить план по филе, спецразделке, разделанной рыбе. Кроме нашего судна здесь вели промысел калининградские траулеры. Связи с нашим БМРТ они не держали. Нам приходилось рассчитывать лишь на свои знания и опыт. И все же, в парном соревновании с калининградским БМРТ-603 мы опережали его экипаж по всем показателям. В итоге мы стали победителями в парном соревновании.
— Очевидно, важное значение имела надежная работа промвооружения, механизмов, приборов...
— Да, судно к рейсу было подготовлено неплохо, претензий у нас не было. Ну, а то, что старшему мастеру добычи Александру Семеновичу Шатрову приходилось не один раз ремонтировать тралы — это естественно. Выловить столько рыбы, и чтобы ни разу не порвать трал — это почти невозможно. Другое дело — навигационные приборы. Они много хлопот доставили начальнику радиостанции Юрию Алексеевичу Ховрякову и электро-радионавигатору Александру Васильевичу Березовскому. То локатор выйдет из строя, то поисковая аппаратура. Не считались они со временем, ремонтировали своими силами. Знания и опыт помогали им в этом.
Сделаем отступление. Когда БМРТ-474 готовился к выходу на промысел, и капитану-директору А. Н. Бабонину, и первому помощнику Сергею Николаевичу Козину компетентные лица недвусмысленно советовали: «Опирайтесь на Ховрякова» (начальник радиостанции, к тому же и хороший акустик). И Ю. А. Ховряков доказал в рейсе, что на него можно положиться. Доказал делом.
— Сергей Николаевич, складывается впечатление, что на судне в течение всего рейса во всем был полный порядок. Значит, можно было дать и больший план?
— Отвечу по порядку. Не все было гладко. Во-первых, трудности со снабжением: в течение трех месяцев не было картофеля. Наши заявки на продукты выполнялись плохо, не проявили должной заботы о нас снабженцы. И почтой свежей нас не баловали. А что касается улучшения показателей... Да, можно было бы и прибавить к нашему плану дополнительные проценты. Но в последнее время мы не могли облавливать все косяки ставриды, особенно крупной, так как скорость хода из-за обрастания подводной части была недостаточной. Терялись тонны, десятки, а то и сотни тонн рыбы...
Несколько слов о вкладе самого Сергея Николаевича Козина в успех этого рейса. Многим в объединении «Эстрыбпром» известна его рыбацкая биография. Начинал свой трудовой путь помощником капитана СТБ (средний траловый бот) в 1951 году. 27 лот судоводительского стажа. 13 из них — капитаном БМРТ. Это своеобразный рекорд. Трудно переоценить вклад Сергея Николаевича в успехи объединения за эти 27 лет.
В этот рейс опытный капитан впервые вышел первым помощником. Новая должность не менее ответственна, ему, связавшему жизнь с морем, она вполне по плечу. Вся семья Сергея Николаевича так или иначе связана с рыбопромысловым флотом. Сын Сергей плавает рефмотористом на БМРТ, жена и дочь также работают в нашем объединении. Ну, а как проявил себя капитан в новой роли, говорят результаты рейса. Умело первый помощник организовал социалистическое соревнование, партийную, комсомольскую работу, направляя и используя все формы деятельности общественных организаций на борьбу за выполнение плана, за высокую трудовую дисциплину, за качество рыбопродукции.
Взять другой пример — наставничество. Хорошими наставниками зарекомендовали себя рыбмастер Анатолий Борисович Пискунов, второй помощник капитана, председатель судового комитета профсоюза Василий Михайлович Кулягин. Те, кто впервые вышел в рейс, получали от них и от других промысловиков деловую практическую помощь в быстром приобретении опыта. А сам Сергей Николаевич? В любой момент приходил на помощь и вышедшему впервые в должности старшего помощника Леониду Меликовичу Нерсесяну, и секретарю партбюро механику-наладчику Станиславу Григорьевичу Костенко, и многим другим.
Положительных штрихов, способствующих успешному выполнению рейсового задания, можно привести много. Парное и внутрисудовое соревнование, хорошо поставленная политическая и экономическая учеба, два комсомольских субботника, посвящение молодых тружеников в моряки... профессиональные конкурсы, провидимые регулярно в рейсе, выявление победителей с вручением дипломов и сувениров побуждало каждого работать лучше, качественнее. Особенно молодых. Ведь из 92 членов экипажа в рейсе было 57 комсомольцев — основная сила коллектива. И молодежь не повела, трудилась на совесть. Девять рыбаков в рейсе стали ударниками коммунистического труда, это плюс к сорока семи, уже имеющим это почетное звание.
Внутрисудовое соревнование выявило победителей. Ими стали вахты третьего помощника капитана В. Белого, третьего механика Г. Лойтмеса. Победителями профессиональных конкурсов названы матрос-добытчик В. Низвицкий, матрос-обработчик Н. Посторалкин, моторист Ю. Петраускас, электрик К. Шориков, повар Л. Щербицкая.
...А 19 сентября команда чествовала Сергея Николаевича Козина. В этот день ему исполнилось 50 лет. И никак не умаляя заслуг командования судна, всего экипажа в минувшем рейсе, хочется все же отметить большой вклад первого помощника капитана и сказать Сергею Николаевичу Козину; так держать, ветеран!

И. ШПЕРОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-253 «Март Саар». 16 11 1978
В канун праздника Октября с промысла в родной порт возвратился экипаж БМРТ-253 «Март Саар». Рейс был трудным, но успешным. Рыбаки потрудились самоотверженно. О слаженной работе экипажа мы уже писали. Сегодня публикуем несколько снимков, сделанных в этом рейсе. На судне хорошо было организовано социалистическое соревнование. О том, как работал экипаж, своевременно сообщалось на специальном стенде.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке вы видите четвертого механика Р. Хендла и старшего матроса И. Шевченко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отлично показал себя в этом рейсе матрос второго класса обработчик курсант Таллинской мореходной школы Петр Адамейко.

Фото В. Кожевникова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВЫЗЫВАЕМ ОКЕАН - 14 11 1978
ПРИВЫЧНЫМ движением вы сняли трубку телефона, набрали номер. И принят заказ на... радиотелефонный разговор с Атлантикой. Адрес абонента — судно рыбопромыслового флота в любом районе океана. Согласитесь, достаточно удобно. Вполне осуществимо, — утверждают специалисты радиоцентра объединения «Эстрыбпром». Более того, лет через пять это станет таким же обычным делом, как, скажем, поговорить по междугороднему телефону. Но пока... морзянкой летят в эфир скупые слова радиограмм. Без устали, днем и ночью, нескончаемым потоком — сообщения: судно прибыло на промысел, другое — на переходе, информация о вылове и обработке рыбы, известие о доставке снабжения... Ритм, которым живет мощный современный флот, его напряженные трудовые будни — в замысловатом арсенале «точек» и «тире». 700—800 радиограмм каждый день... Бывают тревожные.
Девятого октября в 5 часов 35 минут с борта БМРТ-604 «Рудольф Сирге» был принят тревожный сигнал: «Авария!» Радиограмма принята центром в 5 часов 45 минут. А спустя еще пять минут о случившемся стало известно руководству объединения. Оперативность радистов отвела беду; помощь подоспела вовремя, несчастья не произошло... Впрочем, аварийные сигналы — редкость.
Чаще другое. Выяснилось; наши рыбаки — очень приветливые, внимательные люди. Они любят обмениваться поздравлениями. Ни один праздник не пропустят. Поэтому самая, интенсивная работа у радистов — именно в предпраздничные дни. Только в один из дней перед октябрьскими праздниками было обработано 1100 радиограмм (две трети из них — личные). Оно понятно: каждому хочется поздравить своих родных, близких. Кстати, подмечено: с моря идет больше телеграмм, чем в море... В эту пору у работников радиоцентра особенно много дел. Со столь обширной корреспонденцией необходимо справиться качественно и в срок. Чтобы не было на врученном адресату бланке досадных опечаток, чтобы доставить поздравления в назначенное время. Дорога ложка к обеду, говорят в народе.
Тридцать береговых радиооператоров центра попеременно держат связь с морем. И среди них — настоящие виртуозы. Рекордная выработка — 625 знаков в минуту с учетом качества — у Татьяны Хирвоя. По итогам последнего квартала ей присвоено звание «Лучший по профессии». Только за три месяца ею передано в эфир 5339 радиограмм, а это — 149 тысяч слов! Теперь попробуйте подсчитать, сколько тысяч из них несли радость, счастливые известия. Более щедрого человека вряд ли найдете.
Неоднократно звание лучшего получал Ааво Симберг. Три года назад он был судовым радистом, но с тех пор его узнали и по заслугам оценили в радиоцентре — классный мастер. А Ионас Путвин-скас и Валерии Осипов пришли совсем недавно, тоже из плавсостава. Новые друзья скоро распознали в них толковых специалистов.
Молодые хотят походить на Николая Николаевича Воссуса, почетного радиста СССР, ветерана «Эстрыбпрома», у него есть чему поучиться. О нем говорят: настоящий бригадир. Многое этим сказано. Он мастер отличный, наставник молодежи. И не просто опыт свой богатый передаст, по болеет душой за каждого. Да здесь иначе и не получится. Ответственностью, серьезным отношением к делу славится коллектив радиоцентра. Радисты считают, что собранность, дисциплина — это одно из необходимых условий их профессии. С этим трудно не согласиться.
Пожалуй, стоит выделить еще одну черту коллектива — энтузиазм. Инициаторов воистину увлеченных немало. И несмотря на недостаточную техническую оснащенность, здесь не допускают промахов в работе. Радист сделает все, чтобы принять радиограмму, даже если очень плохая слышимость. Неустанно трудятся и местные рационализаторы. Электромонтеры радиооборудования Эндель Кяо и Валерий Рычков разработали новый метод обработки корреспонденции — буквопечатание. В радиоканал автоматически включается телеграф, и радиообмен происходит уже без помощи оператора. Таков новый канал связи на радиоцентре. Сейчас радисты решают не менее важную задачу о внедрении в объединении радиотелефона — современного, удобного средства общения. Впереди их ждет много трудностей. Но все же... будет в «Эстрыбпроме» радиотелефонная связь.

Н. КРУТИКОВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРТМС-7508 «Батилиман». БОРОЛИСЬ И НЕ СДАВАЛИСЬ - 11 11 1978
Этот рейс РТМС-7508 «Батилиман» выдался трудным. Неприятность случилась на пятые сутки после выхода из порта: неисправным оказалось винторулевое устройство. В результате — вынужденный заход в порт Сент-Джонс. Плохая промысловая обстановка, частые поломки механизмов, переходы из одного района промысла в другой. Все это затрудняло работу.
Главное внимание уделяли качеству выпускаемой продукции, использованию сырца на пищевые цели. Хорошо потрудился «Комсомольский прожектор» под руководством А. Боровика, комсомольские посты, которые возглавили А. Говорков, А. Лехтсар, Л. Анкудинов. А когда не было промысловой обстановки, комсомольские контролеры главное внимание уделяли правильной эксплуатации механизмов.
В течение всего рейса комсомольцы вели активную подготовку к 60-летию ВЛКСМ. Они изучили новую Конституцию СССР, материалы XVIII съезда ВЛКСМ н июльского Пленума ЦК КПСС. С докладами выступили комсомольцы Ю. Новаковский, С. Битюков, А. Петроченко, С. Урванцев. В проведении Ленинского урока «Всегда с партией, всегда с народом» приняла участие вся молодежь. Активно участвовали комсомольцы в ударной вахте «От 60-летия Великого Октября — к 60-летию ВЛКСМ».
Комсомольцы стали инициаторами проведения на судне Всесоюзного комсомольско-молодежного субботника, посвященного XI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Гаване. Их поддержала партийная организация, все члены экипажа. А 28 июля, в день открытия фестиваля, мы провели открытое комсомольское собрание. В подготовке собрания участвовали члены ВЛКСМ П. Нефедкин, В. Елисеев, В. Величко, руководил всей работой первый помощник капитана М. Смирнов. Была прослушана прямая трансляция приветственной речи Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета тов. Л. И. Брежнева участникам фестиваля. В этот день было решено: сосредоточить все силы на изготовлении филе и разделанной рыбопродукции. Комсомольские посты качества контролировали выпуск продукции. В конце рабочего дня объявили результаты; изготовлено филе 125 центнеров, разделано всего рыбопродукции на сумму 19,6 тысячи рублей.

А. ЧЕРНЕЦОВ,
секретарь комсомольской организации PTМC-7508 «Батилиман".
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-598 «Рихард Мирринг». ВСПОМИНАЕТ РИХАРД МАЯК – 04 11 1978
Недавно состоялась встреча экипажа БМРТ-598 «Рихард Мирринг» со старым коммунистом-революционером Рихардом Густавовичем Маяком, соратником Рихарда Мирринга. Судьба свела их в 1921 году и на протяжении 15 лет Р. Мирринг и Р. Маяк работали вместе. В воспоминаниях Р. Маяка ожили те исторические годы и события.
Славные эстонские революционеры стояли у колыбели рождения комсомола. Рихард Мирринг и Рихард Маяк были в рядах тех молодых коммунистов, которые организовали Союз молодых пролетариев и подготовили первый съезд Коммунистического Союза Молодежи Эстонии.
После встречи с ветераном революции с сольным концертом выступил баянист Андрей Ткачук.

А. ИЦКОВИЧ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаМО-ЛОД-ЦЫ! – 04 11 1978
МО-ЛОД-ЦЫ! – 04 11 1978
Если сложить их годы — им не будет и пятидесяти. Тагиру Шигапову двадцать два; а Анатолий Кузнецкий моложе своего друга на два года. Обычно в эти годы человек уже выбирает профессию. Сделали это Анатолий и Тагир: они моряки рыбопромыслового флота. И, что самое важное — хорошие рыбаки. О них уже с уважением говорят опытные промысловики. За плечами Анатолия Таллинское мореходное училище рыбной промышленности — диплом техника-технолога.
В свой первый рейс комсомольцы Анатолии Кузнецкий и Тагир Шигапов вышли на БМРТ-489 «Юхан Лийв». Анатолий — матросом первого класса, Тагир — матросом второго класса. Цех по обработке рыбы — не из самых легких. Но юноши вышли в море, чтобы утвердить себя по-настоящему в профессии рыбака. Рейс этот был предъюбилейным. Экипаж взял обязательство достойно встретить 60-летие Ленинского комсомола и 61-ю годовщину Великого Октября. С первого дня активно включились в соревнование Анатолий Кузнецкий и Тагир Шигапов. Оба они трудились на обработке рыбы. В листках-«молниях» появились заметки о их образцовой работе, их энтузиазме. Успехи окрылили друзей.
Судовой комитет профсоюза БМРТ-489 не делал скидок на молодость. Результаты труда — вот главный критерии при подведении итогов. А они у Анатолия и Тагира оказались самыми высокими, что позволило им добиться цели и стать победителями социалистического соревнования среди рыбообработчиков, Их имена и портреты были занесены на судовую Доску почета. Присвоено им почетное звание ударников коммунистического труда.
И всего этого Анатолий и Тагир добились за один рейс. Молодцы, ребята!

И. ШПЕРОВ.
НА СНИМКЕ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

техник-технолог А. Кузнецкий (слева) и матрос второго класса Т. Шигапов.

Фото автора.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМPT-253 «Март Саар» и его экипажей. РЫБАЦКАЯ ШИРОТА – 04 11 1978
Встречали БМPT-253 «Март Саар» в родном порту по-праздничному, торжественно и весело. Жены, дети, друзья. Особенно много было друзей и подруг, ибо подавляющее большинство команды траулера в этом рейсе составляла... неженатая молодежь. Служба обработки, к примеру, уверял капитан, была укомплектована на 99,9 процента за счет курсантов Таллинской мореходки, выходивших в рейс в качестве практикантов. При ближайшем рассмотрении, однако, оказалось, малость преувеличил цифру уважаемый капитан-директор Эдуард Туго. Самому ему уже (!) стукнуло 31 год...
Впрочем, преувеличил он действительно самую малость. На редких судах типа БМРТ, согласитесь, комсомольская организация насчитывает 53 человека. Сила, конечно, но... При всей своей энергии, выносливости, задоре и прочих неукротимых достоинствах, свойственных молодости, — сила-то неопытная: мало кто из курсантов «нюхал» море до этого рейса. А что рыбак без опыта, коль в наши дни даже видавшие виды «морские волки» частенько возвращаются из обедневшей Атлантики с грехом пополам? И вдруг «зеленый» экипаж 253-го: вылов — 111 процентов, заморозка — 112,3, пищевая продукция — 124,4 процента! На пищевые цели использовано 91,9 процента добытого сырца.
А вот социалистические обязательства, с которыми выходили в этот рейс рыбаки: под- твердить звание экипажа коммунистического труда и выполнить рейсовое задание по основным показателям на 103 процента. Осторожные?.. Не скажите; это ныне они выглядят такими. А когда судно отправлялось в Северо-Восточную Атлантику, руководители экипажа с полным на то основанием считали их чрезмерными, завышенными, — учитывая средний возраст экипажа, отсутствие рыбацкого опыта, условия, в которых предстояло работать: север есть север! Но с другой стороны, впереди были юбилей комсомола и годовщина Октября, и первая годовщина Конституции, так что о завышенности обязательств говорить вслух не приходилось: сплоховать нельзя, не имели морального права. Но и об этом громко не говорилось — вполне достаточно, что, судя по решительному и боевому настроению молодых моряков, это хорошо понимал каждый из них. А опыт — дело наживное, внушали капитан-директор Иван Васильевич Синькевич и первый помощник капитана Владимир Викторович Кожевников. Было бы желание. Последнего было с избытком...
Мы не оговорились: капитаном-директором БМРТ-253 выходил И. В. Синькевич, один из опытнейших капитанов «Эстрыбпрома», которого хорошо знают на всем Западном бассейне. Знали и курсанты, распределенные на «Март Саар», правда, заочно — по рассказам, публикациям в «Рыбаке Эстонии"' и т. д.
С такими вот настроениями начинался этот рейс для нового экипажа БМРТ «Март Саар». И продолжился хорошо. На переходе в район промысла осмотрелись, доделали то, что не успели на СРЗ, - «мелочей», как всегда, набралось немало и в рыбцехе, и в машине, но и это обратили себе на пользу — так сказать, использовали для закрепления теоретических знании на практике. С нетерпением и надеждой ждали первых тралений. Дождались, наконец. «Везучий» капитан сразу вышел на хорошую рыбу — пошел окунь морской, зарябило в глазах от радужных переливов животрепещущей массы на палубе. Не хватало рук — вся команда вызвалась на подвахты. Жарко становилось людям под холодными ветрами близкой Арктики, где и лето не в лето, работали до ломоты в спине, норовя воспользоваться редкостной вспышкой. Опыт приходил, накапливался не по дням — счет шел на часы. И вскоре суточные нормы стали выполняться на все 200 процентов! «Молнии» с трудом успевали фиксировать рекорды; вышла вперед комплексная бригада № 2 рыбмастера Иосифа Веренича (мастер добычи Виктор Евдокимов) — назавтра приходится сообщать об их соперниках — рыбмастер Алексей Грушевский, мастер добычи Александр Кокарев... На полную мощность, если не сказать — на пределе мощностей работали морозильные камеры. И на пределе же бдительности несли здесь свою вахту рефмеханик Виктор Калиничев, тонко чувствующий работу морозилок — не первый уже рейс обслуживает он их, и рефмотористы С. Беленков и Ю. Тихомиров.
Казалось, только одного человека не радовал этот напряженный и захватывающий темп — помощника капитана по производству Анатолия Алимова: ходил сумрачный, нелюдим, с трудом сдерживая недовольство. Чем и кем? Опасался за качество — все ж таки молодежь, навыки не те еще, случись что — куда смотрел технолог? К тому же, первый рейс выходил Алимов в этой должности — до сих пор плавал рыбмастером. Не только приличная практика за плечами у него, но и диплом о высшем образовании, почему и назначили помощником капитана. Но, как ни присматривался придирчиво к работе молодежи бывший рыбмастер, каких-либо криминалов не обнаружил. Сам поразился — и обрадовался.
Целых 25 суток работали в таком темпе рыбаки, пока продолжалась промысловая вспышка. Впрочем, что значит — «целых», коль для всех она показалась удручающе короткой, всего-навсего лишь вспышкой? Это когда как-то сразу наступил перелом и тралы стали в основном «черпать» воду...
И еще невезение: подвело обычно «железное» здоровье капитана — прихватило так, что велено было И. В. Синькевичу оставить судно с первой же оказией. Новым капитаном-директором стал Эдуард Туго, плававший с Иваном Васильевичем еще матросом-добытчиком, когда только что окончил мореходку. Что ж, было у кого учиться молодому командиру: сначала И. Синькевич, потом заслуженный рыбак ЭССР, капитан-директор БМРТ-536 «Херман Арбон» Д. К. Бурлак, под началом которого плавал Э. Туго в качестве старпома.
Промысел продолжался. Люди не унывали, несмотря на капризы неустойчивой обстановки и погоды, которая все больше давала знать о себе. Рыбопродукцию сдавать приходилось, удерживая траулер носом на волну — сильно штормило, шторм не утихал неделями.
В один из таких дней приняли на БМРТ-253 тревожную радиограмму с польского траулера, проходившего неподалеку морские испытания на промысле. Сообщалось: при выборке трала на борту судна произошла авария, пострадали два человека — перелом рук. Срочно требовалась квалифицированная помощь опытного хирурга. Отреагировали немедленно: снарядили судового врача Владимира Соломко. Наша газета уже писала об этом случае и о том, что командование, весь экипаж БМРТ «Март Саар» получили горячую благодарность от польских моряков за братскую помощь в море.
Памятным останется этот рейс для хирурга В. Соломко, который в сложнейших условиях штормового моря успешно прооперировал еще одного моряка — моториста со своего судна на борту калининградской плавбазы...
Сменили район, стали вести облов путассу — выбирали остатки квоты. Бросили все силы, подвахту в том числе, на разделку. Весь экипаж как один человек. Но в решающий момент забарахлило промвооружение. И так его настраивали добытчики, и эдак — проку не было: не шла рыба в трал — и все тут. Возбуждало, выводило из себя рыбаков то, что рядом-то нормально работали другие суда — северяне. Думай же, думай, «главный» добытчик!.. И старший тралмастер Александр Смирнов придумал-таки: переоборудовал трал по «мурманской системе». Вот же — не довелось ему раньше побывать на борту мурманских судов, чтоб собственными глазами увидеть эту знаменитую «систему" в деле, но по словам других представлял, так сказать, в общих чертах, что это такое. До остального дошел сам, быстро. Столь же быстро соорудили добытчики «паруса» из брезента — пять штук, вооружили ими верхнюю подбору трала - и дело пошло. Нисколько не хуже, чем у самих мурманчан. И вот результат: за время работы в новом промрайоне план по разделанной рыбопродукции был выполнен на 256 процентов!
В напряженной, ударной работе, в неустанной борьбе с трудностями и превратностями рейса (в самое горячее время куда-то «пропали» плавбазы, начались перебои с топливом) креп, закалялся, сплачивался коллектив. Люди пере живали друг за друга, за весь экипаж.
Только один-единственный человек на судне стоял особняком, в стороне, сам по себе — бывший третий механик. Все кругом для него были в чем-то виноваты, один он прав — во всем-то экипаже, включая и комсостав. Как ни пытались поговорить с ним по душам и капитан, и первый помощник, и другие сослуживцы - стоял на своем человек, уверовавший в собственную непогрешимость. Списался с судна, наконец. Сам, по собственному желанию, сославшись на «пошатнувшееся» здоровье. Понятно, никто особо не удерживал, хотя дорог был каждый.
Третьим механиком стал Виктор Матиевский — энергичный, расторопный или, как его называли, «шустрый» человек. До всего ему было дело — и до техники, и до людей, в отличие от предшественника. А четвертым механиком назначили бывшего моториста Рауля Хендла, заочника 5-го курса ТМУРП. Тоже очень неравнодушный и способный человек. Такие вот помощники появились в рейсе у «деда» — старшего механика Лембита Хадье. И у секретаря парторганизации боцмана Ивана Ропавки, настойчиво искавшего себе актив, опору во всех службах, в каждом «мини коллективе" судна.
...Они с честью выдержали этот трудный и трудовой экзамен на рыбацкую зрелость. И еще — на прочность, дружбу и коллективизм. И на верность, преданность делу, которое стало делом всей их жизни.

Л. ФИРСОВ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

два капитана. И. В. Синькевич (справа) поздравляет своего молодого коллегу Э. Туго с победой на промысле;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матросы-обработчики, отличившиеся в рейсе. Первый слева рыбмастер И. Веренич — руководитель бригады, занявший второе место в соцсоревновании, крайний справа — наставник молодых рыбаков Ю. Пушкарев.
Фото И. ШПЕРОВА.


Слава передовикам и новаторам производства — знаменосцам социалистического соревнования за досрочное выполнение плана десятой пятилетки, за повышение эффективности производства и качества работы!
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТРУДОВЫЕ ПОДАРКИ СЛАВНОЙ ГОДОВЩИНЕ – 04 11 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Да здравствует Великая Октябрьская социалистическая революция - главное событие XX века, начало всемирно-исторического поворота человечества от капитализма к социализму!
ТМРП
Успешно завершает план третьего года пятилетки коллектив рыбного порта. План октября по выгрузке рыбопродукции перевыполнен на 2100 тонн. В канун праздника Октября с трехлетним заданием справились суда портофлота. В ноябре завершит план трех лет пятилетки нефтебаза, задание десяти месяцев ею выполнено на 104,4 процента. В конце октября были подведены итоги соревнования между коллективами рыбных портов Ильичевска, Севастополя и Клайпеды. За третий квартал по общему объему грузооборота впереди севастопольцы, по производительности труда — таллинцы.
Напряженной была в эти предпраздничные дни работа докеров. Успешно завершена обработка БМРТ-253 «Март Саар» и БMPT-489 «Юхан Лийв», подготовлен к выходу на промысел РТМС-7504 «Пейпси». К лидерам соревнования бригадам И. Мысика и Н. Карасева прибавилась бригада Л. Овсянкина, которая в конце октября выполнила трехлетнее и годовое задания. В праздничные дни завершит план трех лет пятилетки и бригада М. Папуши.

СРЗ
План десяти месяцев по выпуску валовой продукции выполнен на 100,4 процента, производительность труда за это время составляет 105,9 процента. Здесь подведены итоги предоктябрьского соревнования. Лучшими участками признаны электромонтажный (руководитель старший мастер В. Антонов) и центральная заводская лаборатория (руководитель Ж. Зафатаев). Среди бригад лучшими являются бригады М. Жарикова, П. Малышева, В. Игнатьева и X. Мардисоо.
Пять коллективов — бригады, возглавляемые М. Жариковым, В. Нестеровым, П. Малышевым, К. Киймусом и Л. Маслаковым, уже трудятся в счет четвертого года десятой пятилетки.

ХОЛОДИЛЬНИК
Ритмично работал на предпраздничной вахте пресервный цех. Здесь выпущено сверх месячного плана 6 туб пресервов. Перевыполнил свое задание и коллектив жестянобаночного цеха.
В канун праздника Октября подведены итоги соперничества среди смен. Лучшими в соревновании признаны смена мастера жестянобаночного цеха С. Лукина, в компрессорном цехе — смена инженера В. Перестенко. Лучшими по профессии названы паяльщица М. Захарова, станочник В. Чанько, машинист Ю. Хожайлов, слесарь-ремонтник Е. Лапин и слесарь-электрик В. Вальнер.

ЭМЦ
План десяти месяцев успешно завершили все участки цеха. Лучшими из них являются теплоучасток, строительная группа и участок ремонта погрузчиков. Многие работники строительной группы в октябре выполняли задания по ремонту зданий Старого города и строительству пионерского лагеря. Передовиками труда здесь названы слесари Н. Верховецкинй, В. Тихомиров, В. Самойленко, И. Ходус, лаборантка Л. Цветкина, плотник В. Гарус, слесари Г. Штурм, В. Овчаренко и X. Ныу.

ЭРНК
Коллектив ЭРНК принял активное участие в социалистическом соревновании за достойную встречу 61-й годовщины Великого Октября.
В конце октября к бригадам Э. Вальямяэ и А. Белова, которые уже раньше выполнили план трех лет пятилетки, прибавилась бригада ремонтников, возглавляемая А. Брикезом.
Плановое задание за три квартала коллективом камеры в целом выполнено на 102,4 процента.


ЦЕХ ПОСТРОЙКИ И РЕМОНТА ОРУДИЙ ЛОВА
Высокими производственными показателями встречают годовщину Октября труженик» всех участков цеха. План по выпуску валовой продукции за 10 месяцев выполнен на 102 процента, производительность труда выше плана на 7,8 процента, выпущено сверхплановой продукции на 53 тысячи рублей.
Пример бригад В. Галкина и Г. Кузовковой, которые на месяц раньше срока выполнили свои социалистические обязательства, взятые в честь первой годовщины Конституции СССР, воодушевил всех соревнующихся. К празднику Октября успешно справились с заданиями изготовители орудий лова В. Ловкис, Д. Ломанова, В. Ярвела и другие.