Лента блогов
Люди, море и судаБУДНИ «РУДОЛЬФА ВАКМАНА» - 21 мая 1974 года

...Совсем на короткий срок «Рудольф Вакман» появился в январе нынешнего года в Таллинском морском рыбном порту. Снабдившись всем необходимым, без чего невозможна длительная работа вдали от родных берегов — гофротарой для рыбной продукции, мешками для рыбной муки, аммиаком для питания рефрижераторной установки и многим другим, — он отправился в свой первый рейс.
Атлантика встретила нас не очень приветливо. Океан будто испытывал, на что способен его новый труженик. Встречный 7—10-балльный ветер и большие волны тормозили продвижение судна. Благодаря бесперебойной работе машин и всех судовых систем траулер настойчиво следовал вперед, а экипаж усиленно готовился к началу промысла. На палубе добытчики шили тралы, несмотря ни на какую погоду,
Жизнь моряков со временем приняла размеренный ритм. В один из нелучших по погодным условиям дней моряки решили провести кинофестиваль. Из имеющихся кинофильмов выбрали наиболее полюбившиеся. Во время сеансов трудно было найти свободное место в салоне.
Приступили к работе все судовые общественные организации, стали выпускать радио и стенгазету, а умельцы использовали свободное время для изготовления различных поделок. Старший мастер добычи Марди давно плавает и за эти годы смастерил немало интересных и оригинальных вещиц.
В комнате отдыха нет недостатка в посетителях. За игрой сидят шахматисты, любители посидеть у приемника слушают приятные мелодии, которые навевают воспоминания о тех, кто остался на берегу.
Вот и пришли в группу судов. Погода не балует. Из-за штормов времени на постановку трала потребовалось больше чем положено. И хотя ветер в пределах норм, постановка первого трала оказывается для бригады тралмастера Баранова тяжелым испытанием. После соблюдения особого рыбацкого обряда трал медленно пошел в воду. Старший мастер добычи последний раз просит у Нептуна даров побольше и с волнением закуривает. А волнение прибавляется еще и от того, что трал экспериментальный, единственный по всей флотилии. Будет ли он работать и оправдает ли труд и надежды многих?
В рулевой рубке взгляды устремлены на самописец эхолота. Существует у рыбаков такое поверье: каким будет первый трал, таким будет и рейс. Конечно, это может и не сбыться, но доля правды в том есть.
Стремительно бегут минуты, проходит целая вечность, пока с мостика подается команда: «Вира, трал!» Выборка проходит не совсем удачно, мешает волна, отсутствуют пока сноровка и слаженность в работе, которые появляются в коллективе не сразу. И вот, под возгласы одобрения и крики «ура!» куток с пятнадцатитонным уловом скумбрии вползает на палубу.
...Прошла одна треть рейса. За 40 дней промысла выловлено свыше 1500 тонн рыбы. Выполнен план по производству пищевой продукции, на полную мощность заработали мучные установки. Изготовлено товарной продукции на 582 тысячи рублей, что составляет около 70 процентов рейсового задания.
Коммунисты и комсомольцы, составляющие половину экипажа, выступили инициаторами принятия повышенных социалистических обязательств на определяющий год пятилетки. На общесудовом собрании единогласно принято обязательство выловить в этом году 11 тысяч тонн рыбы, выполнить годовой план по выпуску пищевой продукции на 125 процентов.
Достичь высоких показателей можно только при условии сжатых сроков освоения судна, повышения производительности труда, хорошей эксплуатации автоматизированных систем, активной рационализаторской работы, выполнения основных объемов ремонтных работ экипажем в рейсе для сокращения стоянки в порту. Члены экипажа делом доказывают в каждодневном труде свою решимость выполнить обязательства. С хорошим настроением и чувством ответственности оказывается помощь рыбообработчикам в дни, когда на борту скапливается большое количество рыбы, которую необходимо обработать в кратчайшие сроки.
Рейс продолжается. Впереди много трудностей, но экипаж БМРТ-183 «Рудольф Вакман» приложит все силы для успешного его завершения.

В. СОКОЛОВ,
помощник капитана по производству
секретарь комсомольской организации.


НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

10 января на большом морозильном мукомольном рефрижераторном траулере «Рудольф Вакман» был торжественно поднят флаг нашей страны.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БМРТ-183 «Рудольф Вакман» в районе промысла.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Комсомольцы Юрий Зимин и Александр Шатковский хорошо трудятся в рыбцехе. На снимке - молодые моряки после вахты.

Фото А. ЛИТВИНОВА,
моториста I класса.
Люди, море и судаЗА УЧЕБУ, МОЛОДЕЖЬ! – 23 мая 1974 года
КАЖДОМУ МОЛОДОМУ ТРУЖЕНИКУ — СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ нашей партии и правительства о переходе ко всеобщему среднему образованию поставило перед нами огромную задачу. И одним из главных рубежей пятилетки в области просвещения является завершение этого перехода.
Объединение «Океан» активно включилось в эту работу. На всех плавбазах объединения действуют учебно-консультационные пункты заочной школы моряков, в которых работают преподаватели школ, систематически выходящие в море, и внештатные консультанты из числа комплавсостава, имеющие высшее образование.
Сейчас в объединении 32 активно работающих общественных консультанта. В 1973 году ими было принято в море 1673 зачета. Пока еще число преподавателей заочной школы моряков, выходящих в море, довольно ограничено, поэтому хотелось бы, чтобы первые помощники капитанов, старший комсостав, общественные организации активнее включались в эту работу: сами давали консультации заочникам и подключали к этой работе всех членов экипажа, имеющих высшее образование. Тем самым удалось бы создавать УКП школы и на БМРТ, что сейчас является основным проблемным вопросом. Ведь продолжительные сроки рейсов БМРТ дают возможность проделывать значительную работу в море. При увеличении числа педагогов, выходящих в море, появилась бы возможность перехода их с судна на судно в пределах одного промрайона, что резко увеличило бы успеваемости учащихся. И в этом наша просьба к администрации, партийной и профсоюзной организациям заочной Школы моряков.
Четко налаженная работа УКП на плавбазах дает ощутимые результаты. Так, за 3 месяца 1974 года окончили заочную среднюю школу моряков и получили аттестаты зрелости: с ПБ «Станислав Монюшко» — 6 человек; с ПБ «Фридерик Шопен» — 10 человек; с ПБ «Рыбак Балтики» — 12 человек. На этих судах созданы учебные советы, работа которых направлена на организацию помощи учащимся-заочникам: перевод их на работу в одну смену, размещение на жительство в каютах заочников вместе и отдельно от тех, кто не учится, обеспечение учебными пособиями, периодические отчеты заочников о состоянии своей учебы. На этих судах вопросы общеобразовательной учебы всегда находятся в поле зрения судовой комсомольской и профсоюзной организаций. Большую помощь в этой работе оказывают и первые помощники капитанов.
Не оставляем без внимания своих заочников и на берегу. В базе резерва плавсостава создан учебно-консультационный пункт заочной школы моряков, где каждый день по установленному расписанию находится преподаватель школы.
Школа идет навстречу своим учащимся, организуя в течете учебного года 11 учебных сессий, что практически дает возможность учащимся в любое время года получить нужную консультацию.
Сейчас в школе поставлен вопрос о создании спецклассов по химии и математике. Цель их создания — более глубокие, знания по этим ведущим предметам для последующего поступления в высшие технические учебные заведения.
В объединении пытаемся ставить в более тесную связь среднее образование и рабочую квалификацию. Человека без среднего образования не допускают к сдаче на более высокий рабочий квалификационный разряд. Такая практика себя оправдывает, она диктуется сегодняшними условиями народного хозяйства. Связь рабочей квалификации и образования — серьёзный стимул для учебы молодых рабочих.
Сейчас в объединении проводится месячник «Каждому молодому труженику — среднее образование», так как объединение участвует во Всесоюзном смотре-конкурсе. Разработан план мероприятий по проведению этого месячника, создана комиссия содействия общеобразовательной учебе, намечены конкретные мероприятия по вовлечению наибольшего числа молодежи в общеобразовательную учебу.
Для молодежи объединения с законченным средним образованием имеются большие возможности для получения специального образования.
В этом году Таллинское мореходное училище рыбной промышленности будет продолжать работу по вовлечению в курсанты, в том числе и по кооперированному набору работников ЭРПО «Океан» и их детей. Работники объединения, отлично характеризующиеся по работе, желающие получить специальное образование по специальностям «Судовождение на морских путях», «Промышленное рыболовство», «Технология рыбных продуктов», могут быть по ходатайству общих судовых собраний направлены, на учебу стипендиатами. Это даст им право пользоваться целым рядом льгот, а главное, вернуться на работу в объединение.
При мореходном училище работают вечерние подготовительные курсы для поступления на стационар. Прием на заочное отделение проводится круглогодично для удобства рыбаков, чтобы они могли любое время пребывания на берегу использовать для поступления в училище. Точно так же и с учебными сессиями. Их на заочном отделении проводится 5—6 в течение учебного года. К сожалению, заочники нашего училища очень слабо пользуются этими возможностями. Довольно часто судовая администрация не предоставляет возможности заочнику принять участие в учебной сессии во время межрейсовой стоянки судна.
В нашем объединении широко практикуется направление молодежи на дневное и заочное отделение Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства, а также в Калининградское высшее инженерно-морское училище. При этих учебных заведениях имеются 8-месячныё дневные подготовительные отделения для рабочей молодежи. Экзамены, сданные после обучения на этом отделении, являются вступительными в вуз. Начало занятий — 1 декабря каждого года. На сегодня на таких подготовительных отделениях в объединении учится 5 человек, а 2 уже закончили их и являются студентами КТИ и КВИМУ.
Одной из самых больших льгот, предоставляемых морякам рыбопромыслового флота, является дневное ускоренное отделение КВИМУ, куда принимаются лица, имеющие среднетехническое образование, стаж работы не менее 3-х лет и рабочий диплом (в возрасте до 40 лет). В течение трех с половиной лет здесь осваивается программа 5-летнего обучения. Направленцы объединения получают стипендию на 15% больше, чем полагается студентам соответствующего курса. В 1971 году такое отделение окончили 5 стипендиатов объединения, в 1972 — 8, в настоящее время учатся 4 и 2 сдали вступительные экзамены и приступят к учебе в сентябре 1974 г..

И. КРАСИЛЬНИКОВ
старший инженер отдела подготовки кадров ЭРПО «Океан».
Люди, море и судаТАК МЫ РАБОТАЕМ «ФОТОРЕПОРТАЖ» - БМРТ-250 «Яан Koopт». 25 мая 1974 года
ЗАКАТЧИК

Так называют матросов, которые загоняют и выгоняют тележки с рыбопродукцией в морозильную камеру и обратно. Работа требует не только сноровки, но знания и умения работать с пневматической турбиной.
""

Ловко справляется со сменными операциями, будь то расфасовка или разделка рыбопродукции, ударник коммунистического труда матрос первого класса Г. П. Харченко.

НАШ, СУДОВОЙ

Широкий круг обязанностей у судового врача. Это не только оказание медицинской помощи рыбакам, но и работа по поддержанию чистоты и порядка в жилых и служебных помещениях. Судовой врач Владимир Федотович Кузнецов для всего находит время, он редактирует газету «Горизонт», является членом судового комитета профсоюза и в любую минуту готов оказать медицинскую помощь.
""

НА СНИМКЕ: судовой врач В. Ф. Кузнецов готовится к приему пациента.

ЧТОБЫ БЫЛО ВКУСНО

Приготовление пищи на судне начинается с работы завпрода: как он завезет продукты, какого ассортимента и качества. Да что и говорить, хозяйство его большое, забот хоть отбавляй. Этот рейс для экипажа БМРТ-250 начался из Дакара. Широкого выбора продуктов не имели, но, несмотря на это, команда оставалась довольна работой своего завпрода Геннадия Дмитриевича Гаврютина. Трудится он в объединении девятый год, за это время прошел немалый путь по морям и океанам, шкерил рыбу, мыл и драил судно, прошел трудную школу рыбака, которая и сегодня помогает ему справляться с любыми трудностями.
""

НА СНИМКЕ — завпрод Г. Д. Гаврютин за выпиской продуктов на камбуз.

ДУША ЭКИПАЖА

Василий Петрович Чепурных работает в объединении «Океан» уже несколько лет. Партийно-политическая работа с людьми — дело для него не новое; на судах оно более сложное, чем в береговых предприятиях. Однако, большой опыт работы, знания, приобретенные в высших учебных заведениях, дают возможность еще глубже вести работу среди членов экипажа.
Василий Петрович Чепурных сам оформил библиотеку. Чистота, опрятность, уют — это сразу бросается в глаза. Помимо художественной литературы, имеются подшивки газет «Правда», «Водный транспорт» и другие, журналы по партполитработе, брошюры. Здесь проводится инструктаж руководителей групп политзанятий, здесь же можно подобрать необходимую литературу.
""

НА СНИМКЕ: первый помощник капитана В. П. Чепурных во время подбора материалов к политзанятиям.

Текст А. САВЧЕНКО, секретаря парторганизации БМРТ-250 «Яан Koopт».

Фото А. ГАПУРЕНКО.
Люди, море и суда«ЮXАН ЛИЙВ»: ВСТРЕЧНЫЙ В ДЕЙСТВИИ - 30 мая 1974 года
НА ПУТИ К ЦЕЛИ
О. Спирин, капитан-директор

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, я хотел бы отметить, что наш успех — это заслуга не отдельных людей, а всего экипажа. Коллектив наш в основном постоянный, ходим в таком составе уже не первый рейс. Поэтому мы знаем друг друга, знаем и свои возможности.
Перед этим рейсом мы ходили на подмену на БМРТ-436, и также закончили промысел хорошо, встречали нас с музыкой.
Перед тем как принять свое обязательство — встречный план, мы провели на судне заседание бюро экономического анализа. Все цифры тщательно выверялись, еще и еще раз взвешивались возможности. Разъяснили наши задачи экипажу, короче говоря, сделали все, чтобы, каждый на судне чувствовал свою причастность и личную ответственность за выполнение принятых обязательств.
Цифры встречного плана, которые мы предложили на рассмотрение экипажа, не были ни фантастическими, ни заниженными — они были реальными. В самом деле: добыть 90000 центнеров рыбы с начала года и до ноября, когда судно станет на ремонт, это не мало! Предложенный встречный план экипажем был принят и одобрен единогласно.
На переходе на промысел была проделана огромная подготовительная работа. Вспомнили весь опыт прошлых рейсов, других судов. Постоянно вели учебу с экипажем старший мастер добычи А. Вяйкярв, помощник капитана по производству А. Волга, старший механик Ф. Колесник.
С приходом на промысел экипажу объяснили: до января будем работать на облове хека, а затем, используя промысловую обстановку, перейдем на скумбрию, уделим основное внимание изготовлению филе.
Рыбцех был хорошо подготовлен к работе, бригады укомплектованы в основном опытными матросами. Была уверенность в том, что они справятся с обработкой улова. Поэтому главную задачу мы видели в том, чтобы найти рыбу, выловить ее, а для этого сделать как можно больше тралений.
В связи с этим хотелось бы отметить, исключительно дружную работу всего эстонского отряда БМРТ. Активный, я бы сказал, творческий поиск способствовал тому, что все наши суда постоянно находились на рыбе. Работали коллективно, так сказать, без секретов, и еще раз убедились в преимуществе такого ведения промысла. Уверен, что, работая в одиночку, высоких результатов добиться трудно. В итоге же все суда нашего отряда справились с выполнением плана первого квартала, в то время как во всех других флотилиях были экипажи, не справившиеся с планом.
Однако такая коллективность в работе не мешала нам вести соревнование, которое проходило очень напряженно. С течением времени выявились и лидеры отрядного соревнования. Кроме экипажа нашего судна, это были коллективы БМРТ-604 «Рудольф Сирге», БМРТ-474 «Оскар Сепре», БМРТ-250 «Яан Коорт». Соревнование шло с переменным успехом. Например, в январе по вылову лучшим было наше судно, в феврале —БМРТ-474, в марте — БМРТ-250. В то же время по заморозке лучших результатов чаще добивался БМРТ-604, по изготовлению филе впереди шли наши рыбаки.
Нашим напарником по соревнованию был дружный экипаж БМРТ-604 «Рудольф Сирге». Мы сообщали им свои показатели, регулярно подводили итоги. И в то же время помогали друг другу, наводили на рыбу. Конечно, приятно отметить, что победителем вышел наш экипаж, но разница в показателях была незначительной, это было соревнование равных.
Одновременно мы вели также соревнование с мурманским БМРТ-263. Однако экипаж этого судна с планом справиться не сумел — у мурманчан было очень плохое промвооружение. А мы, к сожалению, кроме как советом, ничем им помочь не могли. Со значительным опережением в соревновании с судами «Мурмансельди» вышел вперед и весь наш отряд в целом.
Все, что мы знали и умели, мы старались передать другим. Например, в наш район пришел БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». До конца рейса ему оставалось 18 суток, а между тем отставание от плана было значительным. Мы поднимали на борт за траление по 12—15 тонн, а они — по 3 тонны. На БМРТ-350 пошел наш старший мастер добычи А. Вяйкярв, помог настроить трал. И потом нам было очень приятно узнать, что экипаж этого судна за короткий срок сумел преодолеть отставание и выполнил план. Перечень судов, которым мы оказывали помощь, можно было бы значительно расширить. Это и БМРТ-368, и БМРТ-333 и другие.
Безусловно, и нам, и всему отряду очень помешали простои в ожидании выгрузки. Но экипаж был ознакомлен с трудностями. Мы делали все, чтобы и в это время ежедневно выполнять задание по выпуску пищевой продукции. Это стало возможным благодаря тому, что экипаж принял самое активное участие в изготовлении филе. Мурманчане, с которыми мы соревновались, удивлялись нашим показателям. По радио мы давали им консультации. Отставали от нас калининградцы и даже рижане, у которых дела по выпуску филе шли неплохо. Повышенное внимание мы уделяли качеству. Знали: на некоторых судах в спешке забывали о качестве, из-за этого были рекламации. Поэтому у себя мы делали двойной контроль.
Особенно трудным был для экипажа последний месяц рейса. Общие цифры выполнения плана были в общем-то высокими, но из-за длительных простоев образовалось небольшое отставание по заморозке. Поэтому вновь перешли на облов хека.
Но каждый трал, который поднимали на борт, был порван. Экипажу, а особенно добытчикам, приходилось проявлять терпение. К нам подходили другие суда и, сделав пару заметов, уходили, не выдержав тяжелых, грунтов, хотя уловы достигали 50—60 тонн в сутки.
Мы подмечали, что иной раз трал приходит без порыва, и в конце концов нашли небольшую трассу, где можно было работать. Мы не гонялись за показателями, не бегали за рыбой, как это делали иные суда. Решили так: пусть поднимем 5 тонн — зато трал будет цел. Но если за сутки сделать 8 тралений, то улов как минимум составит 40 тонн. И эта тактика себя вполне оправдала. За короткое время мы смогли улучшить свои показатели по заморозке.
В течение рейса всегда обычно бывает полоса невезения. Ищет судно день, другой — трал приходит ни с чем. Капитан утверждает, что судно находится на рыбе, тралмастер в свою очередь доказывает, что трал в порядке: вчера же он ловил! В конечном счете причину все-таки находят, но в результате недобрали тонн 200.
А ведь неудач можно избежать, если бы было взаимопонимание между капитаном и тралмастером. Но для этого нужно, чтобы они работали вместе не один рейс, а постоянно, были закреплены за одним судном.
У нас подобной полосы невезения не было. Старший мастер добычи А. Вяйкярв — очень выдержанный, трудолюбивый и дело свое знает отлично. Оба его помощники были молодые, и он оказал им хорошую помощь в освоении промысла.
Таких опытных специалистов было на нашем судне немало. Это помощник капитана по производству А. Волга, механик-наладчик Л. Буровцев, рыбмастера В. Хохлов и А. Пискунов, матросы В. Резников, Чистяков и многие другие. Добрых слов заслуживает и наша «служба настроения», в первую очередь шеф-повар А. Зинченко.
А если сказать откровенно, то с таким дружным экипажем мне довелось работать впервые. Поэтому мы и смогли добиться такого успеха, и поэтому есть уверенность, что свое слово коллектив сдержит.




ПРОСТОЙ НЕ СТРАШЕН
В первых числах января траулер набрал почти полный груз и стал ожидать транспортного судна для сдачи рыбопродукции. Грозил непроизводительный простой. Но администрация, судовые организации призвали экипаж к тому, чтобы простойное время как можно лучше использовать для изготовления рыбного филе.
Обе производственные бригады еще действеннее развернули социалистическое соревнование. К ним присоединились работники остальных служб.
За семь дней с 11 по 18 января (период ожидания выгрузки) изготовлено 850 центнеров филе. Это достижение можно осознать, лишь напомнив такие цифры. Первоначальный годовой план траулеру по филе установлен в 365 центнеров, а по встречному плану-соцобязательству — 1500 центнеров.
Наивысшая суточная выработка достигнута 11 января — 220 центнеров. В этот день с 8 до 24 часов на помощь обработчикам в цех приходило 27 человек подвахты.
О работе первой бригады обработчиков рассказывает мастер обработки Анатолий Борисович Пискунов:
— В моей бригаде было 13 обработчиков, а также шесть добытчиков. Донкерман Анатолий Шонов с помощницами сортировал скумбрию. Крупные рыбины направлял на филейную линию, остальные - на заморозку.
На головорубах орудовали Владимир Резников, Николай Кислинский. В минуту каждый из них пропускал от 20 до 30 рыбин, следовательно, за смену — несколько тысяч. Умело снимали пленку Владимир Еремин и Валентин Чухляев. На филейной машине работал Виктор Кузнецов. В целом каждый член бригады и подвахты показал отличные темпы труда, причем при высоком качестве изготовленной продукции. Об этом говорит то, что рекламации на филе не поступало.


ПРИНЯТЫ ЕДИНОГЛАСНО
Партийное собрание по приему новых членов и кандидатов всегда проходит как-то по-особому. Ведь не только рекомендующие нового товарища в ряды партии, но и остальные участники собрания берут на себя исключительную ответственность.
Трех человек в рейсе приняли кандидатами в члени КПСС.
Десять лет ходит на промысловых судах четвертый механик Владимир Георгиевич Возюля. Рекомендации ему дали знающие его не один год по совместной трудовой и общественной деятельности коммунисты — моторист Виктор Петрович Друзякин, стармех Федор Гаврилович Колесник, первый помощник капитана Юрий Андреевич Шалаев.
На собрании Ф. Г. Колесник охарактеризовал тов. Возюлю как опытного специалиста, хорошего товарища, воспитателя своих подчиненных.
Ю. А. Шалаев рассказал об общественной деятельности рекомендуемого. Тов. Возюля руководит редакционной коллегией стенной газеты. Много выдумки вносит он в оформление каждого номера. Как член лекторской группы В. Возюля выступает с пропагандистскими материалами.
Единогласно Владимир Георгиевич Возюля принят кандидатом в члены КПСС
Матрос первого класса Владимир Дмитриевич Резников на промысловых судах работает с 1968 года. Он — отличный обработчик, продолжает повышать свои знания, учится уже на четвертом курсе Таллинского мореходного училища рыбной промышленности
Второй помощник капитана Иван Бороздин с юности связал свою судьбу с рыбацкой долей. В коллективе пользуется авторитетом. Также, как В. Возюля и В. Резников, И. Бороздин принят кандидатом в члены партии.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Объявлена судовая тревога. Члены экипажа занимают свои места в шлюпках.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В этом напряженном рейсе рыбаки БМРТ-489 «Юхан Лийв» находили время и для интересного отдыха.
Люди, море и судаФОТОРЕПОРТАЖ с ПР «Крейцвальд».- 28 мая 1974 года
Отлично несет трудовую вахту четвертого, определяющего года пятилетки экипаж производственного рефрижератора «Крейцвальд».
Накануне праздника 1 Мая судно вернулось из очередного рейса. На промысле коллектив, выполняя свои социалистические обязательства, потрудился исключительно добросовестно.
Принимая от добывающих судов рыбу, при плане 1592 тонны за рейс заморожено 2059,4 тонны. Это составляет 129,4 процента к рейсовому заданию.
Наш нештатный фотокорреспондент ШТУРМАН ЭЭДИ ОЯНУРМ запечатлел некоторые моменты жизни экипажа.

НА СНИМКАХ (сверху вниз):
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

молодые моряки, не имеющие среднего образования, могут продолжить учебу без отрыва от производства. На судне создан пункт заочной школы моряков. Занятия с учащимися школы ведет заведующая пунктом Клавдия Михайловна Качалкина;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

есть на судне самодеятельные певцы, музыканты, так что к праздничным датам всегда можно составить программу вечера отдыха. Поет рефмоторист Владимир Жур, аккомпанирует матрос первого класса Владимир Мищук;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

всегда можно проверить состояние своего здоровья. На прием к медработнику Валентине Павловне Поповой пришел четвертый механик Владимир Анисимов.
Люди, море и судаТРУДИМСЯ... УЧИМСЯ... ОТДЫХАЕМ - 30 апреля 1974 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Лопатин В. рефмоторист и коммунист БМРТ 604 Рудольф Сирге


ТРУДИМСЯ...
Рыбаки «Рудольфа Сирге» с большим вниманием изучили Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому народу. Мы почувствовали новый прилив сил в соревновании с нашими соперниками по промыслу — коллективом БМРТ 489 «Юхан Лийв», который, как всем известно, выступил в «Океане» инициатором встречных планов. Сначала он нас перегнал по некоторым показателям, но мы, хорошо освоив новое судно, нашли резервы. Под девизами «Даешь 400 тонн филе!», «Ни одного килограмма сырца за борт!» — опередили своих коллег по соревнованию.
На нашем судне широко развернуто межбригадное соревнование. Победителем в нем много раз выходила комплексная бригада № 2, возглавляемая рыбмастером коммунистом А. Винном. Сейчас впереди идет комсомольско-молодежная бригада № 1 молодого рыбмастера комсомольца В. Пендонена.
Ежедневно подводятся итоги выполнения суточной выработки. Взять, к примеру, рекордные дни судна: 5 января изготовлено 19,8 тонны филе, 10 января выпущено рыбной муки 7,9 тонны, 13 февраля обработано 109 тонн сырца, коммунистом Юрием Суворовым изготовлено за смену 3,8 тонны рыбной муки. И это далеко не все примеры.
УЧИМСЯ...
Напряженно и плодотворно работает сеть политического образования. 20 лекций прочитано пропагандистами Н. М. Шпиневым, А. Н. Лебедевым и В. Г. Степаненко. Темы актуальны и содержательны. Это вопросы коммунистического строительства, международного и внутреннего положения Советского Союза, решения декабрьского Пленума ЦК КПСС, задания девятой пятилетки, вопросы социального развития ЭРПО «Океан» и многие другие темы.
Среди членов нашего экипажа есть учащиеся заочной средней школы моряков, восемь студентов-заочников различных вузов страны. Судно уютное, каюты просторные, так что для учебы созданы отличные условия.
Наряду с пропагандистами активно ведут беседы с личным составом и агитаторы судна. Это третий механик А. Г. Баламут, мастер добычи И. Г. Полеха, шеф-повар И. Л. Голубятников, буфетчица В. Р. Абрамова, матросы А. И. Тихонов, Ю. Н. Озеров.
ОТДЫХАЕМ
Отдых моряков во многом влияет на выполнение рейсового задания. На нашем судне отлично поставлена культмассовая работа. Спортивным обществом судна, возглавляемым электромехаником Анатолием Сморчковым, проведено четыре спортивных соревнования по стрельбе и легкой атлетике. Проведен шахматно-шашечный турнир. Победителям вручены призы. Первое место, занял рефмоторист В. Н. Лопатин, второе — капитан-директор В. Т. Казанцев.
Широко информирует членов экипажа о ходе соревнования судовая печать и наглядная агитация. Регулярно выходит стенгазета, редактором которой является четвертый механик Александр Тендерес. «Комсомольский прожектор» редактирует рефмоторист, принятый в этом рейсе кандидатом в члены КПСС Василий Попружный. Выпущено 6 номеров фотогазеты (редактор коммунист М. Г. Никольский). 45 раз вышла в эфир судовая радиогазета «Наш адрес — Советский Союз».
На судне создай кружок «Умелые руки», возглавляемый кочегаром Лукманом Хустнутдиновым. Многие товарищи привезут домой памятные сувениры, сделанные своими руками: парусники, картины, настольные светильники. По судовой трансляции всегда звучит хорошая музыка, этому способствует радиооператор второго класса Аво Симберг.
Люди, море и судаАСУ НА ПРОМЫСЛЕ - 16 апреля 1974 года
СЛОЖНОСТЬ рыболовства в современных условиях выдвигает новые требования к управлению флотом и организации наиболее эффективного труда в районах промысла. Для этого необходимо централизованным порядком аналитически использовать поток оперативной информации с поисковых, научно-исследовательских, добывающих, приемотранспортных и обслуживающих судов. Успешное решение этих задач находит свое отражение в создании так называемых автоматизированных систем управления флотом в районах промысла — АСУФП.
Эта система предусматривает комплексное использование электронно-вычислительной техники, автоматизированных средств передачи информации и широкое применение экономико-математических методов. Главной задачей АСУФП является решение вопросов наиболее рационального использования сырьевых ресурсов районов промысла, производственных мощностей судов, трудовых и материальных ресурсов.
Разработку системы осуществляет АтлантНИРО совместно с ЦПКТБ «Дальрыбы». Важным моментом в организации работ является создание прочной материально-технической базы разработок АСУ: монтаж и пуск в действие берегового тренажера судовой электронно-вычислительной машины для отладки математического обеспечения, установка второй ЭВМ на одном из судов и проведение технических испытаний этой машины в морских условиях.
Использование ЭВМ и АСУФП предполагает решение задач пяти функциональных подсистем: поиск промысловых концентраций объектов лова, анализ промысловой обстановки, краткосрочное прогнозирование промысловой обстановки, добыча рыбы и выпуск рыбопродукции, обслуживание добывающего флота приемотранспортными и вспомогательными судами. По каждой подсистеме решаются две группы задач: обработка данных и оптимизация процессов.
Задачи по обработке данных обеспечивают учет и контроль добычи рыбы, выпуска рыбопродукции, тары, топлива, воды и свободной емкости по каждому судну, составление промысловых планшетов и обобщенных показателей работы добывающего флота за сутки, декаду, месяц по типам судов, видам лова, по отдельным подрайонам и в целом по промысловому району.
Основой материально-технической базы управляющей части АСУФП будет штабное судно, оснащенное современны средствами связи, приборами и судовой ЭВМ типа АСВТ М-6000. В условиях АСУ формация о производственно- хозяйственной деятельности судов в районе промысла за определенный отрезок времени будет собираться по каналам связи на штабное судно, на котором разместятся информационно-вычислительный центр и штаб начальника промыслового района. Полученная информация после контроля и корректировки будет обрабатываться ЭВМ.
Выработанные в штабе решения и рекомендации ежедневно в установленном порядке будут доводиться до флагманов отрядов и капитанов судов. Для этого в районе лова наряду с проведением промысловых советов предусматривается организация факсимильных передач с штабного судна. Широкое использование фототелеграфной аппаратуры позволит оперативно сообщать на каждое судно обобщенную с помощью ЭВМ гидрометеорологическую информацию, результаты анализа распределения и проведение промысловых скоплений объектов лова и необходимую расстановку добывающих, поисковых, приемо-транспортных и обслуживающих судов на следующие сутки. Это даст возможность руководителям промысла всех рангов и капитанам судов держать в поле зрения всю совокупность процессов добычи, обработки рыбы, транспортировки рыбопродукции в порт, обеспечения судов всеми видами материально-технического снбжения.
С введением АСУФП неизмеримо возрастет качество управления. Исчезнет стихийность выбора места лова, упорядочатся разгрузка и снабжение судов, сократятся непроизводительные затраты времени, отпадет необходимость в проведении большого количества промысловых советов, что позволит капитанам судов и флагманам больше времени уделять своей непосредственной работе. В конечном итоге будет повышаться экономическая эффективность работы судов непосредственно в районах промысла. Предварительные расчеты показывают, что при увеличении времени лова за счет внедрения АСУФП только на 1—1,5 процента система становится экономически эффективной.
Планы работ по АСУФП за текущий период пятилетки выполнены. В 1974 году нам предстоит завершить разработку рабочего проекта, но здесь мы наталкиваемся на объективные трудности. Это прежде всего слабая разрешающая способность поставленного заводом-изготовителем комплекта АСВТ М-6000, низкая пропускная способность существующих средств судовой связи.
Особую тревогу вызывает тот факт, что в комплекте АСВТ М-6000 отсутствуют накопители на магнитной ленте, алфавитно-цифровое печатающее устройство, а объем оперативной памяти недостаточен для решения задач АСУФП. Это ставит под угрозу срыва наши работы по проектированию и внедрению системы в установленные сроки. Необходимо принять самые срочные меры к доукомплектованию АСВТ М-6000.
Начало промышленной эксплуатации АСУ на промысле предусматривается в 1975 году. Необходимо провести широкую разъяснительно-пропагандистскую работу, а также подготовку специалистов плавсостава и береговых служб по вопросам АСУ. В течение двух лет необходимо охватить всеми формами учебы максимальное количество руководящих и инженерно-ехнических работников рыбной промышленности. Они должны изучить новейшие достижения отечественной науки и техники, эффективные методы планирования и экономического стимулирования, научной организации труда и управления с использованием электронно-вычислительной техники.
Успешное решение этих вопросов позволит повысить оперативность управления флотом непосредственно в районах промысла, что приведет к дальнейшему повышению эффективности эксплуатации рыбопромыслового флота.

В. СЕДОВ,
главный конструктор АСУФП,
заведующий лабораторией АтлантНИРО.

(«Водный транспорт»).
Люди, море и судаТАК ДЕРЖАТЬ! – 23 апреля 1974 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Декабрьское Северное море встретило производственный рефрижератор «Буревестник» штормовой погодой. Люди почувствовали, что выполнение плана и социалистических обязательств в соревновании с командой производственного рефрижератора «Крейцвальд» будет делом нелегким. Обязательства же на зимний рейс были взяты немалые:
— Выпустить рыбопродукции на 10 Процентов сверх задания. Производство первым сортом довести до 99 процентов от всего количества продукции. Снизить затраты на один рубль товарной продукции на 2 копейки, а расход сырья, тары, упаковочных материалов на 0,5 процента. Сэкономить 3 процента топлива и 2 процента масел.
Но личный состав «Буревестника» в основном состоял из бывалых промысловиков. Администрация (капитан-директор В. Жуков), парторганизация (секретарь В. Корнеев), судовой комитет профсоюза (председатель X. Ауксманн), комсомольская организация (секретарь В. Шумай) отлично использовали это обстоятельство и в короткое время создали дружный коллектив.
Высокой производительностью обработчики добивались перевыполнения ежесуточных заданий в среднем на 20 процентов, порой ставили рекорды. О них можно узнать из листков-«молний»:
«Товарищи! Сегодня, шестого февраля, вторая бригада установила новый рекорд: за смену заморожено 22,86 тонны сайды!»
Вот еще одна «молния»:
« Четвертого марта за сутки заморожено 64 тонны рыбопродукции. На подвахте тт. Тярнов, Аллик, Березин, Синицын, Будукин, Хяггблом, Василюк, Ауксманн изготовили 2080 килограммов филе.
Так держать!»
Все названные товарищи — не обработчики, а лица комсостава, машинной команды и т. п. Своим трудом они помогали коллективу претворять в жизнь встречный план — социалистическое обязательство. Сложность рейса заключалась не только в неблагоприятной погоде, но и в том, что 30 тонн мороженой рыбопродукции требовалось выпустить в мелкой — однокилограммовой расфасовке. Отсюда можно представить, насколько трудоемкой была работа.
Группа народного контроля (председатель член КПСС старший рефмеханик А. Подлинев) состояла из семи человек. Она проделала большую работу. Регулярно проверялось качество изготовляемой продукции, расход и хранение рыбы-сырца, пресной воды, тары, упаковочных материалов, рациональному использованию рабочего времени на всех операциях содействовал рейд, проведенный под девизом «Рабочей минуте — строгий счет».
И вот замечательный результат. С начала девятой пятилетки на продукцию «Буревестника» не поступило ни одной рекламации.
Добросовестное отношение к своему делу показывают ударники коммунистического труда, такие, как помощник мастера обработки Хярм Фридрихович Ноот, награжденный орденом «Знак Почета». Во всех службах судна трудилось 29 ударников коммунистического труда, на промысле это почетное звание присвоено еще десяти производственникам.
К характеристике коллектива надо прибавить еще одно: здесь многие учатся. Среди них — трое в Калининградском институте, трое — в университете марксизма-ленинизма, восемь — в заочной школе моряков, некоторые — в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности и других учебных заведениях.
Почти весь экипаж пополнял свои экономические знания. В трех кружках преподавали грамотные, опытные пропагандисты: В. Корнеев, О. Вооглайд, А. Подлинев и другие.
Победой начал экипаж четвертый, определяющий год девятой пятилетки. За семьдесят семь промысловых суток, по оперативным данным, заморожено 2382 тонны рыбопродукции при плане 2318 тонн.
В том числе изготовлена 201 тонна рыбного филе.
Капитан-флагман дал хорошую оценку коллективу производственного рефрижератора: «Рейсовое задание выполнено на 120 процентов. Несмотря на неблагоприятную метеорологическую обстановку, экипаж успешно справился с социалистическими обязательствами. Рыбаки добывающих судов благодарны «Буревестнику» за оперативную приемку свежья, за отличное обслуживание всем необходимым — топливом, водой, за помощь в ремонте механизмов, траловых досок».
30 марта «Буревестник» прибыл в Таллин. Он доставил 1301 тонну мороженой рыбопродукции, в том числе 105 тонн филе.
После выгрузки судно вновь выйдет в море. Коллективу предстоит борьба за выполнение годового встречного плана. Обязательства ответственные. Решено годовой план выполнить досрочно, к 20 декабря, изготовить сверх задания 300 тонн рыбопродукции, снизить затраты на 1 рубль товарной продукции на 2 копейки, сэкономить 3 процента ГСМ и поднять производительность труда на 8 процентов по сравнению с 1973 годом.

А. НЕСТЕРОВ.

НА СНИМКЕ: секретарь судовой комсомольской организации четвертый рефмеханик ПР «Буревестник» В. Шумай (в центре) беседует с учащимися заочной средней школы моряков матросом первого класса Е. Долгих и слесарем Тулиным (справа).

Фото А. ДУДЧЕНКО.
Люди, море и судаТАКИМ БУДЕТ ЛЕЧЕБНЫЙ ЦЕНТР – апрель 1974 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Многие читатели нашей газеты просят рассказать, в каком состоянии находится строительство больницы и поликлиники для работников рыбной промышленности республики, в частности, для плавсостава и береговых служб «Океана».
Мы попросили старшего инженера отдела капитального строительства Д. Геращенко подробно осветить этот вопрос и сегодня предлагаем читателям его статью.

ПРОЕКТНОЕ задание строительства больницы на 275 коек с поликлиникой на 500 посещений в смену утверждено Министерством рыбного хозяйства Союза ССР в апреле 1969 года. Режим работы поликлиники — двухсменный. Разработка исполнительных рабочих чертежей осуществлена Государственным проектным институтом «Эстонпроект» — опытными ведущими специалистами: архитектором т. Койду, главным конструктором т. Усталу, главным инженером проекта т. Айнумяэ и другими.
Строительство осуществляется при долевом участии объединения «Океан», Управления рыбного хозяйства СМ ЭССР, «Эстрыбакколхозсоюза», Балтийского судоремзавода и Таллинского судоремонтного завода.
Вот основные технико-экономические показатели больничного комплекса: больница — на 275 коек; поликлиника — на 500 посещений в смену; общая полезная площадь — 8347 кв. метров; сметная стоимость в ценах, введенных с 1 января 1969 года — 3.349,1 тыс. рублей.
Строительство больничного комплекса начато в IV квартале 1971 года генеральным подрядчиком — строительным управлением N° 313 треста «Балттрансстроя» на земельном участке общей площадью 3,9 га.
Больничный комплекс запроектирован и строится по индивидуальному проекту и включает в себя:
главное здание стационара и поликлиники. Это высотное 10-этажное здание (корпус «А»), сблокированное с 3—4-этажным зданием (корпуса «В», «С», «Д» и «Е»).
В 10-этажной части здания расположены четыре отделения стационара с размещением административных помещений на первом этаже, техническими и подсобными помещениями в цокольном этаже.
Отделения стационара включают хирургическое, два терапевтических и неврологическое. Каждое отделение — примерно по 70 коек.
В примыкающих к 10-этажному корпусу «А» с востока в 3—4-этажных корпусах размещены кабинеты поликлиники, комплекс помещений грязелечебницы, лаборатория, отделение функциональной диагностики, приемный покой, аптека, рентгеновский кабинет и физиотерапия. На 3 и 4 этажах корпуса «С» — операционный блок и послеоперационные палаты. В этом же блоке в цокольном этаже расположен пищеблок.
Проектом соблюдены требования по обособлению отдельных групп помещений, сокращению протяженности транспорта больных, пищи для больных и наибольших удобств для обслуживающего персонала.
Предусмотрено строительство брызгального бассейна, оборудование спортплощадок, устройство площадок для стоянки автотранспорта.
Южная часть территории участка имеет обширный зеленый массив и будет служить хорошим местом отдыха для больных.
К началу 1974 года освоено 988 тыс. рублей капитальных вложений, в том числе подрядной организацией СУ-313 выполнено строительно-монтажных работ на 888,5 тыс. рублей.
Закончены работы по возведению стен корпусов «В», «С», «Д», «Е». В настоящее время ведутся работы по заполнению оконных проемов, монтажу отопления, водопровода, канализации и т. д. Такие же работы выполняются и по хозяйственному корпусу. Ведутся работы по монтажу оборудования котельной, что позволит дать тепло и приступить к отделочным внутренним работам.
Заказано на 1974 год электротехническое и технологическое оборудование, подлежащее монтажу в III—IV кварталах текущего года.
По высотной 10-этажной части главного здания (корпуса «А») идет монтаж каркаса, кладка стен и перегородок 5—6 этажей. В текущем году планируется полностью закончить монтаж каркаса, кладку стен и устройство покрытия.
План капитальных вложений на строительство больничного комплекса на 1974 год установлен в сумме 566 тысяч рублей, в том числе план строительно-монтажных работ - на 500 тыс. рублей.
В своих обязательства на 1974 год коллектив СУ-313 дал слово план строительно-монтажных работ закончить досрочно и работы выполнить только отличного и хорошего качества.
Строительная подрядная организация СУ-313 ощущает недостаток рабочих-строителей, вследствие чего и принимает объем работ на строительный год меньше, чем это предусматривалось. Поэтому реальная возможность окончания и ввода всего комплекса в строй – конец 1976 года вместо середины 1975 года, как это предусматривалось по прежним срокам.

Д. ГЕРАЩЕНКО,
старший инженер отдела капитального строительства ЭРПО «Океан»
Люди, море и судаМОЙ ПЕРВЫЙ ПОХОД – 9 апреля 1974 года
Для экипажа ПР «Саяны» тридцать второй рейс был самый обычный. Для меня же он запомнится надолго, ведь это мой первый поход в море!
По направлению Ялтинского профтехучилища я попала на это судно и сразу же почувствовала, какой большой и дружный коллектив на нем, прониклась теми же заботами и задачами, что встали перед всем экипажем.
Комсомольская организация состояла из 41 человека. Как и партийная, она направляла усилия молодежи на высокопроизводительный труд, вдумчиво изыскивала резервы производства. Взять хотя бы такой пример. Когда у нас не ладилось с заморозкой (не могли преодолеть рубеж 28 тонн), комсомольцы задумались и решили провести хронометраж рабочего времени рыбообработчика. Оказалось, что немало драгоценных минут тратится на перекуры, около часа за смену уходит на профилактический осмотр транспортеров, да и слесарь не всегда находился на месте. Все это учли, и работа заметно оживилась: увеличилась скорость заморозки, но не в ущерб качеству продукции. Каждый на своем рабочем месте стал не только лучше работать, но и творчески мыслить. Так, по предложению ремонтного механика Ю. Егорова был усовершенствован насос пресной воды, используемый для глазировки рыбы. После этого суточная заморозка несколько возросла. Четко и слаженно стали работать агрегаты ЛСМА. Не было перебоев в работе такого важного производственного участка, как рефрижераторная установка. Комсомольцы рефмеханики С. Сидоров и А. Щеголихин под руководством старшего рефмеханика Я. Валка всегда обеспечивали нужный режим заморозки. Между бригадами развернулось социалистическое соревнование. В конце рейса при подведении итогов соревнования победителем была признана первая бригада, где рыбмастером X. Мясак.
Помогла делу и подвахта. Когда под угрозой срыва оказался производственный план по изготовлению пресервов, комсомольцы первые предложили свою помощь. Подвахта работала в то же время, что и производственная бригада. А это значит, что заморозка рыбы не прекращалась ни на минуту, а пресервы практически изготовлялись в нерабочее время. Особенно хорошо потрудились комсомольцы моторист первого класса, С. Ермолаев, матросы Н. Лемех, И. Беленьков, А. Петренко, повар Н. Довгошея, буфетчица Л. Сылякова, начальник РТС А. Куус, зав. бельевым хозяйством Н. Семина и другие.
Результаты не замедлили сказаться: при плане заморозки 2182 тонны было сделано 3405 тонн, изготовлено 620 тонн экспортной продукции вместо 500 плановых, изготовлено 34500 банок пресервов. Фактически рейсовое задание выполнено на 158 процентов. В этом заслуга всех комсомольцев и, конечно, секретаря комсомольской организации четвертого помощника капитана Е. Коробка.
Сейчас нас ждут новые заботы: успешно завершить разгрузку рыбопродукции, произвести межрейсовый ремонт и подготовиться к новому рейсу.

Л. ЛАТЫП0ВА.
член комсомольского бюро ПР «Саяны».

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Идет выгрузка рыбопродукции на транспортное судно «Шторм».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


(на первом плане) - третий электромеханик Е. Черных помогает на выгрузке продукции

Фото Г. СЕМИНА, газоэлектросварщика ПР "Саяны».