Лента блогов
Люди, море и судаТАКИМ БУДЕТ ЛЕЧЕБНЫЙ ЦЕНТР – апрель 1974 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Многие читатели нашей газеты просят рассказать, в каком состоянии находится строительство больницы и поликлиники для работников рыбной промышленности республики, в частности, для плавсостава и береговых служб «Океана».
Мы попросили старшего инженера отдела капитального строительства Д. Геращенко подробно осветить этот вопрос и сегодня предлагаем читателям его статью.

ПРОЕКТНОЕ задание строительства больницы на 275 коек с поликлиникой на 500 посещений в смену утверждено Министерством рыбного хозяйства Союза ССР в апреле 1969 года. Режим работы поликлиники — двухсменный. Разработка исполнительных рабочих чертежей осуществлена Государственным проектным институтом «Эстонпроект» — опытными ведущими специалистами: архитектором т. Койду, главным конструктором т. Усталу, главным инженером проекта т. Айнумяэ и другими.
Строительство осуществляется при долевом участии объединения «Океан», Управления рыбного хозяйства СМ ЭССР, «Эстрыбакколхозсоюза», Балтийского судоремзавода и Таллинского судоремонтного завода.
Вот основные технико-экономические показатели больничного комплекса: больница — на 275 коек; поликлиника — на 500 посещений в смену; общая полезная площадь — 8347 кв. метров; сметная стоимость в ценах, введенных с 1 января 1969 года — 3.349,1 тыс. рублей.
Строительство больничного комплекса начато в IV квартале 1971 года генеральным подрядчиком — строительным управлением N° 313 треста «Балттрансстроя» на земельном участке общей площадью 3,9 га.
Больничный комплекс запроектирован и строится по индивидуальному проекту и включает в себя:
главное здание стационара и поликлиники. Это высотное 10-этажное здание (корпус «А»), сблокированное с 3—4-этажным зданием (корпуса «В», «С», «Д» и «Е»).
В 10-этажной части здания расположены четыре отделения стационара с размещением административных помещений на первом этаже, техническими и подсобными помещениями в цокольном этаже.
Отделения стационара включают хирургическое, два терапевтических и неврологическое. Каждое отделение — примерно по 70 коек.
В примыкающих к 10-этажному корпусу «А» с востока в 3—4-этажных корпусах размещены кабинеты поликлиники, комплекс помещений грязелечебницы, лаборатория, отделение функциональной диагностики, приемный покой, аптека, рентгеновский кабинет и физиотерапия. На 3 и 4 этажах корпуса «С» — операционный блок и послеоперационные палаты. В этом же блоке в цокольном этаже расположен пищеблок.
Проектом соблюдены требования по обособлению отдельных групп помещений, сокращению протяженности транспорта больных, пищи для больных и наибольших удобств для обслуживающего персонала.
Предусмотрено строительство брызгального бассейна, оборудование спортплощадок, устройство площадок для стоянки автотранспорта.
Южная часть территории участка имеет обширный зеленый массив и будет служить хорошим местом отдыха для больных.
К началу 1974 года освоено 988 тыс. рублей капитальных вложений, в том числе подрядной организацией СУ-313 выполнено строительно-монтажных работ на 888,5 тыс. рублей.
Закончены работы по возведению стен корпусов «В», «С», «Д», «Е». В настоящее время ведутся работы по заполнению оконных проемов, монтажу отопления, водопровода, канализации и т. д. Такие же работы выполняются и по хозяйственному корпусу. Ведутся работы по монтажу оборудования котельной, что позволит дать тепло и приступить к отделочным внутренним работам.
Заказано на 1974 год электротехническое и технологическое оборудование, подлежащее монтажу в III—IV кварталах текущего года.
По высотной 10-этажной части главного здания (корпуса «А») идет монтаж каркаса, кладка стен и перегородок 5—6 этажей. В текущем году планируется полностью закончить монтаж каркаса, кладку стен и устройство покрытия.
План капитальных вложений на строительство больничного комплекса на 1974 год установлен в сумме 566 тысяч рублей, в том числе план строительно-монтажных работ - на 500 тыс. рублей.
В своих обязательства на 1974 год коллектив СУ-313 дал слово план строительно-монтажных работ закончить досрочно и работы выполнить только отличного и хорошего качества.
Строительная подрядная организация СУ-313 ощущает недостаток рабочих-строителей, вследствие чего и принимает объем работ на строительный год меньше, чем это предусматривалось. Поэтому реальная возможность окончания и ввода всего комплекса в строй – конец 1976 года вместо середины 1975 года, как это предусматривалось по прежним срокам.

Д. ГЕРАЩЕНКО,
старший инженер отдела капитального строительства ЭРПО «Океан»
Люди, море и судаМОЙ ПЕРВЫЙ ПОХОД – 9 апреля 1974 года
Для экипажа ПР «Саяны» тридцать второй рейс был самый обычный. Для меня же он запомнится надолго, ведь это мой первый поход в море!
По направлению Ялтинского профтехучилища я попала на это судно и сразу же почувствовала, какой большой и дружный коллектив на нем, прониклась теми же заботами и задачами, что встали перед всем экипажем.
Комсомольская организация состояла из 41 человека. Как и партийная, она направляла усилия молодежи на высокопроизводительный труд, вдумчиво изыскивала резервы производства. Взять хотя бы такой пример. Когда у нас не ладилось с заморозкой (не могли преодолеть рубеж 28 тонн), комсомольцы задумались и решили провести хронометраж рабочего времени рыбообработчика. Оказалось, что немало драгоценных минут тратится на перекуры, около часа за смену уходит на профилактический осмотр транспортеров, да и слесарь не всегда находился на месте. Все это учли, и работа заметно оживилась: увеличилась скорость заморозки, но не в ущерб качеству продукции. Каждый на своем рабочем месте стал не только лучше работать, но и творчески мыслить. Так, по предложению ремонтного механика Ю. Егорова был усовершенствован насос пресной воды, используемый для глазировки рыбы. После этого суточная заморозка несколько возросла. Четко и слаженно стали работать агрегаты ЛСМА. Не было перебоев в работе такого важного производственного участка, как рефрижераторная установка. Комсомольцы рефмеханики С. Сидоров и А. Щеголихин под руководством старшего рефмеханика Я. Валка всегда обеспечивали нужный режим заморозки. Между бригадами развернулось социалистическое соревнование. В конце рейса при подведении итогов соревнования победителем была признана первая бригада, где рыбмастером X. Мясак.
Помогла делу и подвахта. Когда под угрозой срыва оказался производственный план по изготовлению пресервов, комсомольцы первые предложили свою помощь. Подвахта работала в то же время, что и производственная бригада. А это значит, что заморозка рыбы не прекращалась ни на минуту, а пресервы практически изготовлялись в нерабочее время. Особенно хорошо потрудились комсомольцы моторист первого класса, С. Ермолаев, матросы Н. Лемех, И. Беленьков, А. Петренко, повар Н. Довгошея, буфетчица Л. Сылякова, начальник РТС А. Куус, зав. бельевым хозяйством Н. Семина и другие.
Результаты не замедлили сказаться: при плане заморозки 2182 тонны было сделано 3405 тонн, изготовлено 620 тонн экспортной продукции вместо 500 плановых, изготовлено 34500 банок пресервов. Фактически рейсовое задание выполнено на 158 процентов. В этом заслуга всех комсомольцев и, конечно, секретаря комсомольской организации четвертого помощника капитана Е. Коробка.
Сейчас нас ждут новые заботы: успешно завершить разгрузку рыбопродукции, произвести межрейсовый ремонт и подготовиться к новому рейсу.

Л. ЛАТЫП0ВА.
член комсомольского бюро ПР «Саяны».

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Идет выгрузка рыбопродукции на транспортное судно «Шторм».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


(на первом плане) - третий электромеханик Е. Черных помогает на выгрузке продукции

Фото Г. СЕМИНА, газоэлектросварщика ПР "Саяны».
Люди, море и судаБорис Константинович Коноплев … ОТ МАТРОСА ДО КАПИТАНА - 3 августа 1974 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Почти двадцать лет назад два средних рыболовных траулера первыми в истории эстонского рыболовства вышли в Северо-Восточную Атлантику на добычу сельди. Их экипажи вписали начальные страницы в книгу трудовых побед мощного флота Эстонского рыбопромышленного производственного объединения «Океан».
На одном из СРТ, а именно 4250-м, матросом первого класса отправился на промысел Борис Константинович Коноплев. Быстро рос флот, обновлялась техника, и многое забылось из тех первых плаваний. Но все же помнит Борис Константинович, как без всяких механизмов вели лов сетями, вручную делали различные работы, которые теперь механизированы.
По окончании специальных курсов третьим штурманом на среднем рыболовном траулере 9080 «Лайне» в Северо-Западной Атлантике облавливали окуня уже тралом, но все еще пеньковым, с кутками из сизаля. Потом на том же СРТР «Ланне» в должности второго штурмана он получил практику работы с капроновыми тралами.
Не забывал Борис Константинович повышать свои знания. В 1963 году успешно завершил программу Таллинского мореходного училища и вышел в море старпомом на СРТР.
Вскоре, в 1968 году, ему доверили командовать средним рыболовным траулером 4590. Имея за плечами хороший стаж и опыт плавания с инициативными командирами, он завоевал звание капитана, завоевал авторитет среди подчиненных, добился четкого несения морской службы, знания рыбацкой профессии и товарищеских взаимоотношений внутри коллектива.
Учить приходилось все время, так как менялись районы промысла и задания. Запомнился рейс в Центрально-Восточную Атлантику в составе тунцеловной экспедиции. Правдa, план среди пятнадцати траулеров экспедиции (в ней участвовали рижские и другие суда) взяли первыми и за два месяца. Но потрудиться пришлось с напряжением. Дело новое - ловили тунца на удочки. Крючки наживляли сардиной. Рыбины попадались по 12-15 килограммов, сильные, живучие. Также добывали луфаря, саблю. Живописное зрелище представляло судно, когда весь экипаж выстраивался по борту и вел лов удочками (вернее, шнурами, лесками).
Из года в год усложнялись задания, но из рейса в рейс капитан Коноплев, умножая опыт, добивался успеха. Пять раз экипажи, руководимые им, удостаивались торжественных встреч в Таллинском морском рыбном порту. Полутора — двойным перевыполнением плана добычи рыбы завоевали они такой почет. Социалистические обязательства брались всегда высокие, и всегда претворялись в жизнь с большим превышением.
Например, в первом рейсе текущего, четвертого, определяющего года пятилетки при плане 2985 центнеров добыто и сдано первым сортом на обрабатывающие суда 5920 центнеров сайды, то есть 198,2 процента. Экипаж завоевал в соревновании призовое место, получил денежную премию за I квартал и благодарность от руководства главка «Запрыба».
Отслужил свой срок, ушел в отставку СРТ-4250 — вычеркнут из списков флота, а бывший его матрос, ныне капитан Борис Константинович Коноплев, как и другие его товарищи по первому рейсу, продолжает свою ударную вахту.

А. НЕСТЕРОВ.

Фото А. Дудченко.
Люди, море и судаДОСТИГЛИ ЗАВЕТНОГО РУБЕЖА - 20 января 1973 года
ПЕРЕШАГНУТ ЕГО И ДРУГИЕ! «ПЯТИЛЕТКУ ДОСРОЧНО»
""

Митинг на судне, посвященный успешному выполнению рейсового и годового задания. Выступает капитан-директор БМРТ-246 «Антс Лайкмаа» Ю. И. Висков.



СВОИ ЗАДАЧИ МЫ ВЫПОЛНИЛИ
В. ШЕВЧЕНКО, боцман,
председатель судового комитета профсоюза

Как и все общественные организации, судком в своей деятельности руководствовался перспективным планом работы, составленным на весь рейс. Это не значит, что план наш был неизменным — в случае необходимости мы вносили дополнения, коррективы. Так, планировали мы проводить в месяц одно собрание, но проводили чаще. Всего их было восемь. Десять раз собирался на свои заседания судком. Активно выполняли все общественные поручения члены судкома рефмеханик В. Соколовский, помощник капитана по производству А. Колью, матрос И. Антонюк.
В начале рейса состоялось общее собрание экипажа, на котором капитан-директор Ю. Висков разъяснил коллективу стоящие перед ним задачи. После обсуждения рейсового задания были приняты социалистические обязательства.
Первоначальный годовой план по вылову составлял 8767 тонн, поэтому, обсудив свои возможности, экипаж принял решение выполнить его к 7 ноября. Выполнение рейсового плана по всем основным показателям намечалось завершить к 5 декабря.
Как показала наша работа на промысле, эти обязательства были экипажу вполне по силам. И тогда мы их пересмотрели, приняли новые, повышенные. Старались все рассчитать и учесть и пришли к выводу, что годовой план по вылову может быть выполнен уже в середине октября, а по заморозке — в ноябре. Однако в связи с тем, что план нам скоро был увеличен, выполнить повышенные обязательства мы не смогли. Но поработал экипаж хорошо: все запланированные показатели превышены.
Большое внимание судком придавал соревнованию за коммунистическое отношение к труду. Наш экипаж борется за звание коммунистического. 56 моряков — больше половины коллектива — уже удостоены звания ударников, 21 из них — в минувшем рейсе.
При обсуждении кандидатур на подтверждение и присвоение звания ударника коммунистического труда судком всегда проявлял принципиальность и требовательность. В конце рейса, когда подводили итоги, мы уже могли судить о том, кто добросовестно относился к работе, соблюдал ли он производственную дисциплину, технику безопасности и так далее.
А к новому году, когда заканчивали промысел, состоялся на судне концерт художественной самодеятельности. В Таллин возвращались с хорошим настроением — свою задачу мы выполнили!


С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ
А. КОЛЬЮ,
помощник капитана
по производству

Главная задача, которую мы ставили перед комплексными бригадами — высокое качество выпускаемой продукции. А добиться этого было нелегко: температура воздуха — плюс 30 градусов, рыба поступает неравномерно, приемные бункера без охлаждения. С хранением рыбы-сырца возникали трудности, использовать сырье до конца могли не всегда.
Чтобы обеспечить в этих условиях высокое качество, потребовалось большое напряжение сил. Обе комплексные бригады были, как говорится, на высоте. Качество заморозки всегда было в пределах допустимых норм. Правда, облегчало работу то, что в уловах были в основном только скумбрия и ставрида.
Первую производственную бригаду возглавлял рыбмастер А. Запорожец. Опыт у него большой, в рейсе он всегда находился на самых трудных участках, помогал своему коллективу советом и делом.
Руководителя второй бригады В. Марченкова отличает умение организовать людей, найти с ними общий язык. В. Марченков — будущий технолог, он заочник второго курса ТМУРП.
Среди матросов лучшими были К. Черепанов, Л. Мисливец, В. Шабельников, А. Бекрин, М. Неженко — он освоил также специальность машиниста рыбомучной установки. Во время разгрузки в Таллине успешно справился с обязанностями рыбмастера старший матрос Н. Верховецкий.


ГЛАВНАЯ ЗАБОТА
С. ГРЕЧИЦ, второй механик,
секретарь партийной организации

НАША партийная организация была создана еще до выхода в рейс, в Таллине. Тогда же избрали и партбюро. Вошли в него котельный машинист Г. Борушко — заместитель секретаря партбюро и он же председатель группы народного контроля, капитан-директор Ю. Висков, матрос А. Бекрин и другие.
Сейчас, когда рейс закончен, можно сказать, что все коммунисты были примером и в труде, и в общественной жизни. Никто из них не оставался равнодушным к недостаткам, к проявлениям неорганизованности.
Вопросы производства были постоянно в поле зрения партийной организации. На собраниях коммунистов, на заседаниях партбюро периодически проводилась информация о ходе выполнения плана, рассматривался ход соревнования. Практиковали мы в своей работе и такие мероприятия, как отчеты на бюро отдельных коммунистов и партийных групп. Так, например, были заслушаны отчеты партгрупп обеих комплексных бригад.
Постоянно поддерживалась связь с судовыми общественными организациями. Партбюро оказывало влияние на работу судкома, который возглавлял коммунист В. Шевченко. Вопрос о партийном руководстве комсомолом стоял в повестке дня одного из собраний. Было отмечено, что секретарь комсомольской организации кандидат в члены КПСС Г. Подзоров свое партийное поручение выполняет хорошо. Кстати, Г. Подзоров и третий механик Г. Свинцицкий были приняты партийным бюро в члены КПСС.
На переходе в Таллин состоялось одно из основных наших мероприятий — теоретическая конференция по национальному вопросу, посвященная 50-летию образования СССР. Руководил конференцией коммунист с большим стажем электрик В. Коршунов, неоднократно выступавший перед экипажем с лекциями. Доклады по ленинским произведениям на конференции сделали молодые коммунисты Г. Подзоров и Г. Свинцицкий, заочник университета марксизма-ленинизма А. Бекрин, четвертый механик Г. Александров. Конференция прошла удачно, присутствовал на ней весь экипаж, многие приняли активное участие.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

За рейс сделано 740 тралений, из них 521 — пелагическое. Средний вылов на траление составил 6,1 тонны.
Всего было расфасовано и упаковано 2953 тонны рыбы, то есть 11 млн. 500 тысяч штук (при среднем весе одной рыбы 300 г).
Работать часто приходилось в трудных условиях. Всего было 44 серьезных порыва тралов. Для их ремонта израсходовано 1837 кг. дели, 2000 м. ваеров, 400 кг. пошивочных материалов.
Стоимость одного трала — 5246 рублей. За рейс израсходовано 5 тралов.
Моряки просмотрели 175 кинофильмов, из них 22 — на историческую тематику, 24 — на военную, 32 — приключенческие, 12 — кинокомедии, 85 — прочие.
За рейс израсходовано 1400 тонн топлива. Опреснено 1830 тонн воды. Главный двигатель отработал 3797 часов.
Более половины экипажа БМРТ-246 — опытные рыбаки, чей производственный стаж составляет не менее пяти лет.

""


Лишь два года назад закончил мореходное училище четвертый помощнмх капитана Сергей Мальцев, но зарекомендовал себя на судне он хорошо. С. Мальцев — ударник коммунистического труда, член комсомольского бюро.


Материалы подготовил корреспондент «Рыбака Эстонии» Г. ОЛЬШАК.
Фото А. Дудченко.
Люди, море и судаДОСААФ «ОКЕАНА» НАБИРАЕТ СИЛУ – 30 января 1973 года
Первичная организация ДОСААФ ЭРПО «Океан» — молодая организация, существующая только третий год, или точнее — с августа 1970 года, с момента создания объединения. За это время численность членов общества увеличилась на 5 056 человек и на 1 января 1973 года общая численность членов ДОСААФ составляла 5465 человек.
Лучшие в организации ДОСААФ — управление объединения «Океан», мореходная школа, экипажи производственных рефрижераторов «Альбатрос», «Аугуст Корк», «Советская Родина» и больших морозильных траулеров 536, 253, 333 и 355. В этих первичных организациях большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию своих членов, подготовке технических специалистов и участию членов общества в различных соревнованиях по военно-техническим видам спорта.
В организации создано шесть секций: автомотоспорта, радио, подводного плавания, стрелкового и спортивного ориентирования, в которых занимается 379 человек. В течение 1972 года в этих секциях и в республиканских клубах было подготовлено 337 технических специалистов, из них шоферов-любителей — 39, мотоциклистов — 5, радиотелеграфистов — 20, старшин шлюпок — 153, рулевых сигнальщиков — 86, гидроакустиков — 32, общественных судей по стрелковому спорту — 2.
В 1972 году в 168 соревнованиях на первенство объединения, первенство Калининского района, первенство города Таллина, в республиканских и всесоюзных соревнованиях принимало участие 2369 досаафовцев, из них 214 выполнили нормативы:
— на кандидата в мастера — 2 человека;
— I спортивный разряд — 8 человек;
— ll спортивный разряд — 10 человек;
— lll спортивный разряд — 194 человека.
В объединении «Океан» имеется много спортсменов-энтузиастов, которые за два с половиной года стали мастерами своего дела и с достоинством отстаивают честь объединения на всех соревнованиях.
Рикса Тийю Арнольдовна, инженер радиологической инспекции объединения, например, с 1968 года настойчиво и упорно овладевает мастерством парашютного и планерного спорта, отдавая любимому делу все свое свободное время и даже отпуска. Она — мастер спорта СССР.
Все эти годы Тийю Арнольдовна принимала активное участие в Республиканских соревнованиях по планерному многоборью. Ею установлено шесть республиканских рекордов на дальность, скорость и высоту полета, за что она награждалась дипломами и медалями.
В 1972 году в период с 10 по 23 июля в соревнованиях на первенство Эстонской ССР по планерному спорту в городе Ридали она заняла второе призовое место на дальность полета 150 км, за что награждена серебряной медалью, а в многоборье заняла III место и награждена бронзовой медалью.
К Всесоюзному месячнику оборонно-массовой работы она представлена к награждению знаком «За активную работу».
Нельзя не сказать доброго слова в адрес трех замечательных специалистов — спортсменов - радиооператоров первого класса радиоцентра ЭРПО «Океан» — Кальвик Ираиды Григорьевны, Павловой Нины Афанасьевны и Верхогляд Ивана Петровича. Все они имеют большой опыт в радиоделе по обеспечению радиосвязью рыбопромыслового флота, находящегося во всех частях Атлантического океана.
И. Кальвик и Н. Павлова являются ударниками коммунистического труда. Эти энтузиасты ДОСААФ вот уже два с половиной года активно участвуют во всех соревнованиях по радиоспорту, проводимых как в Эстонской ССР, так и на первенство Советского Союза. За высокие показатели они неоднократно награждались дипломами, вымпелами и медалями.
Эти спортсмены 20 февраля 1972 года в соревнованиях в честь 54-й годовщины Вооруженных Сил на первенстве Калининского района заняли первое место, завоевали переходящий кубок Калининского района по радиоспорту и удерживают его до сих пор. Все они имеют первый спортивный разряд и награждены знаком «За активную работу».
Больших успехов добились и спортсмены-подводники, которые в 1972 году участвовали в соревнованиях по различным видам подводного спорта на первенство города Таллина, Эстонской ССР и Советского Союза.
Два перворазрядника, Валентина Большакова и Евгений Пинт, выполнили норматив на кандидата в «Мастера спорта СССР». Восемь спортсменов стали перворазрядниками.
В конце августа команда подводников в составе трех перворазрядников — Карпенко А. В., Афанасьевой Л. Г. и Далидович А. В., выступая за сборную юношескую команду ЭССР на первенстве Советского Союза по подводному ориентированию, заняла первое место, за что была награждена Грамотой ЦК ДОСААФ СССР.
Вся команда включена в состав юношеской сборной Советского Союза.
Большой славой и авторитетом в объединения «Океан» пользуется неутомимый труженик — энтузиаст ДОСААФ Таисия Федоровна Фартукова. Эта скромная, трудолюбивая и неутомимая женщина в течение трех лет совмещает основную работу бухгалтера -инвентаризатора больших морозильных траулеров и казначея комитета ДОСААФ объединения.
Надо сказать, что сочетать эти две большие работы (основную по штатному расписанию и общественную — казначея ДОСААФ) требует не только времени, но умения, настойчивости и большой любви к порученному делу. Только этим можно объяснить, что тов. Фартукова успешно справляется с обеими работами. В 1972 году, например, через ее руки как казначея ДОСААФ прошло около 18 000 билетов 7 лотереи ДОСААФ.
В новом, 1973 году, — третьем решающем году пятилетки — в организацию ДОСААФ объединения «Океан» вольются новые молодые силы патриотов, она еще более окрепнет и добьется новых успехов в деле военно-патриотического воспитания коллектива.

Г. РОМАШОВ, председатель комитета
ДОСААФ ЭРПО «Океан».
Люди, море и судаКАПИТАН-ФЛАГМАН – 6 января 1973 года
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— На промысле особенно видны положительные результаты создания объединения «Океан», — говорит капитан-флагман Североморской экспедиции Геннадий Сергеевич Иванов. — Соединение добывающего и обрабатывающего флота под единым руководством позволило их экипажам бороться вместе за единую цель. Траулеры имеют возможность сдавать весь улов, а плавбазы и производственные рефрижераторы стараются всю рыбу переработать в пищевую продукцию.
Теперь плаврыбозаводы направляют в дело все сырье, в том числе так называемые отходы. Так, «Станислав Монюшко» и «Фридерик Шопен» стали использовать полностью печень сайды, выпускать медицинский жир.
А операция эта очень кропотливая. От печени требуется отделить желчный пузырь, внутренности, чтобы печень была абсолютно чистой для производства ценного медицинского жира.
Флагманские специалисты на промысле проводят большую работу с экипажами траулеров, чтобы каждый килограмм рыбы направлять на выпуск пищевой продукции. И надо сказать, капитаны и коллективы судов осознали эту задачу. До 120—150 центнеров печени сдавали на свои плавбазы суда Эстонской экспедиция, в то время как другие флотилии лишь по 15—20 центнеров.
Рабочий день капитан-флагмана начинается утренним промсоветом, в котором участвуют флагманские специалисты — наставники по добыче, механической части, электрорадионавигационным приборам и другие, а также капитаны или старпомы судов. Но предварительно Геннадий Сергеевич прослушивает по радио сообщения о промсоветах других флотилий.
Необходимым пособием ему является планшет. Из года в год заносит он в него необходимые данные: даты (год, месяц, число), глубины, характер грунта, температуру воды, направление и продолжительность ветров и, конечно, концентрацию тех или иных пород рыб.
Сопоставляя данные других флотилий, своего планшета, сообщения капитанов траулеров и поисковых судов Геннадий Сергеевич на промсовете принимает решение о ведении промысла.
— Успех обеспечивают со своей стороны флагманские специалисты, — замечает капитан-флагман.
Наставники по добыче Ардальон Васильевич Клюптин, Николай Николаевич Степовиков, Вадим Иванович Дидык оказывают действенную консультацию и помощь мастерам лова траулеров. Наставники-электрорадионавигаторы Семен Иванович Маркевич, Игорь Владимирович Павлов и другие то же делали по своей специальности.
— Что важно, — продолжает Геннадий Сергеевич, — на нашей флотилии хорошо ведется парное социалистическое соревнование. Капитаны Александр Сурков, Владимир Исаенко и многие другие с первых дней промысла обеспечивают ведение ежедневных графиков хода соревнования со своим напарником. Это побуждает оба экипажа добиваться наилучших показателей, а также обмениваться опытом, оказывать друг другу товарищеское содействие в выполнении социалистических обязательств.
В юбилейном году в соревновании в честь 50-летия образования СССР команды судов Североморской экспедиции с честью выполнили свои обязательства. Из месяца в месяц, из квартала в квартал Эстонская флотилия по вылову завоевывала первые места. И в этом немалый вклад капитан-флагмана Геннадия Сергеевича Иванова.
Рассмотрев итоги социалистического соревнования за III квартал, коллегия главного управления рыбной промышленности Западного бассейна признала победителей в соревновании за лучший вылов по району северо-восточной Атлантики флотилию среднетоннажных судов Эстонского рыбопромышленного производственного объединения «Океан» (капитан-флагман Геннадий Сергеевич Иванов).

НА СНИМКЕ: капитан-флагман Геннадий Сергеевич Иванов.

А. ВЕСТ.
Люди, море и судаЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА – 28 марта 1974 года
""

Он еще молод, но достиг в жизни многого. Стаж работы Валентина Елисеева в рыбной промышленности завидный. 16 лет назад, окончив Таллинский рыбопромышленный техникум, он пришел на наши суда и стал плавать в должности третьего помощника капитана. Рыбацкая судьба Елисеева связана со многими судами. Посчастливилось ему совершенствоваться в специальности под руководством опытных капитанов. На каком бы судне ни довелось ему плавать, всюду старался применить тот багаж знаний, который получил в техникуме, накопил за годы работы. Воспитанные в себе качества моряка он поставил на службу делу.
Сейчас коммунист Валентин Елисеев — старпом на БМРТ-368 «Оскар Лутс». Недавно в его жизни произошло знаменательное событие. Ему было присвоено высшее морское звание и вручен диплом капитана дальнего плавания.

На снимке: В. Елисеев.

Фото А. Дудченко.
Люди, море и судаСОРЕВНУЮТСЯ КОМПЛЕКСНЫЕ – 8 января 1974 года
ИДЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ

По судовой трансляции прозвучали слова:
«Наши комплексные бригады, соревнуясь между собой по выработке филе, добились прекрасных результатов. Обе комплексные бригады за истекшие сутки выработали десять тысяч сто килограммов...»
Дальше шло поздравление с выдающимся успехом и добрыми пожеланиями в адрес их личного состава.
Как же эти две комплексные бригады добились таких хороших результатов.
Успех не приходит сам собой. Пришлось немало поработать помощнику капитана по производству Павлу Ивановичу Рощину, старшему тралмастеру Илье Михайловичу Побигачу, а также мастерам обработки и добычи Василию Ефимовичу Лебедеву и Олегу Дмитриевичу Дашичеву, Василию Ефимовичу Ткачеву и Михаилу Ивановичу Павлову.
Приняв судно на переходе из Касабланки на промысел, они кропотливо занимались подготовкой рыбцеха, промвооружения и обучением рыбообработчиков и добытчиков четкой и слаженной работе. Они не только разобрались и нашли главное звено, вокруг которого организовали всю работу, но и выработали такие формы и методы по изготовлению филе и обработке рыбы, которые исключают лишние движения рыбообработчиков и добытчиков. Тем самым они добились такого положения, при котором все члены комплексных бригад почти в равной степени овладели способом хорошо и быстро изготовлять рыбное филе. Каждый член бригады стремится за час сделать не менее 50 килограммов этого ценного продукта.
Более рациональный способ изготовления филе, лучшие достижения наших опытных мастеров филейного производства Д. Дыханова, П. Макарова, П. Бачинского, П. Ковальчука, А Чухлеба, Ю. Макарова, В. Шарого, А. Козлова и многих других быстро становятся достоянием всех членов комплексных бригад.
А вот и результат. За двадцать шесть дней промысловой работы обе комплексные бригады изготовили 150 тонн рыбного филе.
И снова по судовой трансляции звучат слова поздравления и доброго пожелания в адрес мастеров изготовления филе: «Так держать, дорогие товарищи!» .
Умение выделить главное, сосредоточить на нем внимание каждого члена комплексной бригады, правильно расставить силы, создать в бригадах обстановку высокой деловой требовательности за порученную работу и доводить каждое дело до конца — все это характеризует стиль работы помощника капитана по производству П. И. Рощина, старшего мастера добычи И. М. Побигача, а также рыбмастеров и тралмастеров комплексных бригад.
Суровое и беспокойное в этом году весеннее море за экватором. Промысловая обстановка не очень радует сердце рыбака. Рыба то появляется на короткое время в промысловом районе, то исчезает. Однако бывалые рыбаки не унывают, по опыту знают — косяки рыбы скоро должны подойти в наш район и рыбалка пойдет с большим накалом.
Только морские львы-воришки не огорчаются. Во время выборки трала они с исключительным проворством резвятся вокруг, выдергивая высунувшуюся из ячей трала рыбу. Да вот еще кит ы-бутылконосы, проходя стадами мимо судна, удовлетворенно пофыркивают. Осматривая надводную часть судна, они поднимают свои морды кверху, словно спрашивают, на каком таком основании мы прибыли в их владения?
Члены же нашего экипажа не унывают. Несмотря на сложность условий и небогатую промысловую обстановку, став на трудовую вахту, принимают все меры, чтобы достойно выполнить свой встречный план и социалистические обязательства на 1974 год.
С. ГИРЯ, первый помощник капитан-директора.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПЕРВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ БРИГАДА БМРТ-564 «ИОХАННЕС СЕМПЕР». В первом ряду сидят (слева направо): В. Полищук, Б. Разумов. Во втором ряду сидят: П. Ковальчук, В. Никитин, Ю. Макаров, М. Павлов, В. Лебедев, П. Бачинский, А. Лебедев, С. Кметик, Н. Пчельников. В третьем ряду: А. Чухлеб, Б. Дыханов, Н. Каштанов, С. Шакиров, Е. Вжечинский, Н. Мамай, М. Давлетшин, В. Зуев и Н. Бирюков.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВТОРАЯ КОМПЛЕКСНАЯ БРИГАДА. В первом ряду сидят (слева направо): В. Хахлев, В. Шарый, В. Ткачев, О. Дашичев, А. Козлов, И. Мыскив, Л. Суханов. Во втором ряду стоят: П. Макаров, В. Кузьмин, М. Берегой, Ю. Аунапуу, В. Тужиков.

Фото В. ДОЛГОВА, моториста I класса.
Люди, море и судаОт боцмана до капитана - 5 ноября 1972
""

МЫ СИДИМ в салоне и неторопливо беседуем на темы, не связанные на этот раз с рыбой. Мы — это Николай Александрович Чесноков и я, его первый помощник, или комиссар, как он называет меня в неофициальной обстановке. Замечаю значительные перемены в настроении и облике капитана: повседневные трудовые заботы сейчас отступили на задний план, и он позволил себе немного расслабиться. Обычная строгость и сосредоточенность уступили место благодушию и юмору отдыхающего человека. Николай Александрович любит безобидную шутку и острое словцо. Голос его звучит приглушенно, с хрипотцой - следствие бесчисленного количества сигарет, выкуренных во время круглосуточных бдений над экраном гидролокатора.
Мягкий свет настольной лампы освещает смуглое улыбающееся лицо, на котором удовлетворенность свершенным и радость ожидания предстоящих встреч, словно заботливой рукой разгладили морщины.
Гадаем о том, куда и на какое время пойдет судно в следующий рейс. Строим планы, делимся задумками на предстоящий отдых в порту.
Николай Александрович признается, что на промысле частенько вспоминал о сибирских пельменях в остром соусе, готовить которые его теща – большая мастерица. А еще мечтает побродить по лесу, послушать, как шумят высокие сосны, и пахнет мокрая хвоя, и полностью отключиться от судовых дел, моря и рыбалки. Развиваю его мысль и говорю, что неплохо бы побывать в настоящей финской бане с домашним пивом и шашлыками, на что Николай Александрович замечает:
— Устроит нам начальство баню, комиссар, за неполадки в рейсе.
И я еще раз убеждаюсь, что самокритичность — одна из основных черт характера нашего капитана.
Но вспоминать об огорчениях не хотелось.
Сейчас, пользуясь разговорчивостью капитана, собираю по крупице сведения о его жизни.
... Рано началась трудовая биография Николая Чеснокова. Была война, затем — трудные послевоенные годы. Он и многие его сверстники, лишенные обычных ребячьих радостей, не все имели возможность закончить школу.
Пятнадцатилетним подростком узнал Николай цену и вкус трудового хлеба. Отец пришел с фронта инвалидом. Нужно было поставить на ноги трех младших братьев и сестренку. Оставив школу, Николай начал работать в колхозе наравне со взрослыми. А вечерами помогал родителям по хозяйству, запасал дрова, присматривал за младшими. Рос и мужал трудолюбивый и упорный парень из рязанского села.
В 1950 году — первое знакомство с морем. Множество военных кораблей — веселые сигналы горнистов, перезвон склянок и мигание сигнальных огней на вечернем рейде — все пришлось по нраву молодому матросу Военно-Морского Флота. Легко усваивает он премудрости боцманского дела, быстро вживается в новый распорядок, привыкает к строгой воинской дисциплине. Флотская закалка и привычка к чистоте и порядку сохранились на всю жизнь.
О своем переходе на рыболовный флот Николай Александрович рассказывает с улыбкой:

— Осенью 1955 года, заранее оформив документы в отделе кадров, сразу после приказа об увольнении в запас, перенес я свой полупустой чемодан с военного тральщика в каюту боцмана рыболовного траулера СРТ-4283, а через несколько дней вышел на нем в Северное море ловить селедку. Учиться рыбацким премудростям пришлось прямо в море, на сетевом лове. На первых порах было тяжеловато...
Но испытание было выдержано. И боцман военного тральщика становится передовым боцманом рыболовного траулера. Через два года боцман становится мастером добычи, затем старшим мастером добычи. В 1959 году после окончания курсов усовершенствования в Пярну он получает свой первый штурманский диплом и в дальнейшем уже работает судоводителем — штурманом и старшим помощником на СРТ и РР, а в 1964 году переводится на БМРТ. Без отрыва от производства заканчивает Таллинское мореходное училище. В 1966 году получает диплом штурмана дальнего плавания. К этому времени он уже известный на флоте опытный рыбак и штурман. С благодарностью вспоминает Николай Александрович своих учителей — капитанов Н. П. Леонтьева, П. Н. Писарева, И. М. Плещева, которые научили его сложному рыбацкому искусству.
С БМРТ «Март Саар» Николая Александровича связывает давняя дружба. В 1969 году он принимал это судно на Клайпедских стапелях, совершил на нем три рейса в должности старшего помощника и вот теперь делает свой второй капитанский рейс. Ему, этому судну, он отдал четыре года жизни и напряженного труда.
На промысле капитану каждый раз приходится решать задачу со многими неизвестными. Все промысловые рейсы не походят один на другой, но есть у них одна общая особенность — это напряженность рейсового задания по количеству и ассортименту рыбной продукции, а также по ее общей стоимости. Независимо от промобстановки, погоды, опыта и отработанности экипажа БМРТ на Ново-шотландском шельфе имеет такое суточное задание: по вылову 37 тонн, по заморозке 22 тонны, по стоимости пищевой продукции 12 тыс. руб. Несмотря на потерю шести суток на выгрузку рыбопродукции и трех суток на ремонт лебедки, мы значительно перевыполнили рейсовое задание, а наши среднесуточные показатели выглядели так: по вылову — 44 тонны, по заморозке — 29 тонн, по стоимости пищевой продукции 14,5 тысячи рублей. Думаю, что такими результатами может гордиться любой экипаж БМРТ.
Но не одними напряженными вахтами были заполнены дни капитана Чеснокова на промысле. Были волнующие события, радостные дни, когда забывались невзгоды и приходила убежденность в правильности избранного в жизни курса.
Одним из таких событий было получение почты 3 августа, когда он прочитал в газетах сообщение о награждении его Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР и о присвоении звания ветерана ЭРПО «Океан». Этот день был праздником для всего экипажа.
С благодарностью вспоминает Николай Александрович дни, когда радисты вручали ему радиограммы от руководителей «Океана» с теплыми словами поздравлений и добрых пожеланий в день его рождения, а также по случаю досрочного выполнения рейсового задания. шн Шш
Сколько же выловил рыбы капитан Н. А. Чесноком за 17 лет непрерывной работы? Думаю, что едва ли он когда-нибудь занимался подобной арифметикой, и решил подсчитать за него. Получилось — 18 тысяч тонн. Конечно, эта цифра очень приблизительная. Но она говорит о многом. Этого количества достаточно, чтобы прокормить рыбой население нашей республики в течение года. Эта цифра говорит о том, сколько стоят нервы, пот и бессонные ночи капитана Н. А. Чеснокова.

М. КАЗАКОВ, первый помощник капитана БМРТ «Март Саар».

Фото А. Дудченко.
Люди, море и судаОДИН - ЗА ВСЕХ, ВСЕ - ЗА ОДНОГО - 28 октября 1972 года
""

Неспокоен сегодня океан у берегов Новой Шотландии. Штормит. Проходит очередной циклон с полным набором ненужных морякам атмосферных явлений. Вахтенные штурманы с тревогой следят за стрелкой барометра. И почти не выключают радиолокаторов. Частый моросящий дождь чередуется с густым туманом, словно состязается: что больше испортит настроение рыбакам.
Плохая видимость — злейший враг судоводителей. Особенно на промысле, где, бывает, на одном «пятачке», диаметром в несколько миль, собирается до двух-трех десятков крупнотоннажных промысловых судов. Но опыт и сноровка штурманов в сочетании с «умными» приборами позволяют избегать столкновений и сцеплений тралами и ловить рыбу в любых условиях погоды.
... В салоне команды на БМРТ «Mapт Саар» проходит общесудовое профсоюзное собрание. Подводятся итоги работы судна за первую половину рейса. Второй раз вручаются переходящие вымпелы лучшей комплексной бригаде и лучшей вахте.
В столовой торжественная обстановка. Судовой художник Г. Свистунов постарался в оформлении наглядной агитации. Включены все светильники. Возбужденно блестят глаза молодых матросов.
Рыбаки внимательно слушают докладчика. Председатель судового комитета электромеханик В. Юрченко сообщает, что на расширенном заседании судкома переходящий вымпел «Лучшая бригада» вторично присужден комплексной бригаде мастеров В. Павлова и П. Бабенко. Это сообщение встречено дружными аплодисментами. Виновники торжества не скрывают своей радости и крепко пожимают друг другу руки. Очевидно, решение судкома признано справедливым и вымпел вручен по назначению.
Принимая этот вымпел из рук капитан-директора Н. Чеснокова, рыбмастер В. Павлов сказал:
— От имени бригады заверяю экипаж судна, что доверие общественности оправдаем. Будем трудиться еще лучше и вымпел не выпустим из своих рук до конца рейса.
Еще тогда, глядя на радостные лица ребят и слушая эти взволнованные слова мастера, я отметил про себя их дружескую сплоченность и поверил, что мастер говорил не ради формы, а действительно от имени бригады, выразил общее ее мнение. Было ясно, что парни не подведут своего мастера.
И вот теперь, когда сдан второй груз и пройден временно экватор нашего рейса, а бригада вторично завоевала переходящий вымпел, уже можно с уверенностью сказать, что успех бригады не случаен, а вполне закономерен. А главными составляющими этого успеха нужно назвать подлинно коллективный труд, организованность и дисциплину, взаимозаменяемость и взаимовыручку. И еще, а, может быть, прежде всего, опыт и авторитет сменного рыбмастера.
Виктор Павлов — молодой мастер, выпускник Таллинского мореходного училища рыбной промышленности 1969 года. В повседневной жизни — тихий, скромный и неприметный паренек. Но в рыбцехе он полновластный хозяин. Там он, как умелый дирижер, руководит своим шумным «оркестром».
Виктор — потомственный рыбак. В море, в рыбцехе он — в своей стихии. Превыше всего ставит интересы дела. Главным достоинством человека считает мастерство и трудолюбие, а непременным условием хорошей работы — дружбу и взаимную выручку.

Уверен, что во всех его предыдущих характеристиках записано: «Пользуется авторитетом в коллективе». Подтверждаю — пользуется! И за этот рейс мы ему так же напишем.
Уважают его матросы и безоговорочно подчиняются. Потому что он живет интересами своего небольшого коллектива, знает его запросы, умеет подойти к людям.
Видимо, крепко запомнил и глубоко понял молодой мастер слова Постановления ЦК КПСС, обращенные к советским мастерам как наиболее многочисленной категории инженерно-технических кадров, которые он услыхал на открытом судовом партийном собрании.
— Тесно связанный с жизнью рабочих, их трудом и бытом, нуждами и запросами мастер может оказывать большое влияние на морально-политическое состояние коллектива, на усиление борьбы, с такими антиподами социалистической морали, как недисциплинированность, пьянство, хулиганство и другими.
Важной формой воздействия на людей Виктор считает социалистическое соревнование — этот Архимедов рычаг в повышении производительности труда. В этом столь необходимом деле ему помогают активисты бригады: профгрупорг А. Данилов, партгрупорг К. Сырбу, групкомсорг П. Гунькало, комсорг судна А. Калитка.
Бригада соревнуется за достойную встречу 50-летия образования СССР, за увеличение выпуска разделанной рыбы, за снижение себестоимости готовой продукции на 4—5 коп. на каждый затраченный рубль. Все члены бригады взяли индивидуальные обязательства и участвуют в движении за коммунистическое отношение к труду.
Рыбообработчики второй бригады — народ молодой, горячий. Вспоминаю первое впечатление от встречи с ними еще в порту. Ребята — все, как на подбор, — рослые, с еще сохранившейся воинской выправкой, но и не без «традиционной» лихой расхлябанности, так присущей многим молодым морякам. Было заметно, что в море они выходят вперные, но стараются выглядеть заправскими морскими волками. При более близком знакомство оказалось, что большинство из них — выпускники Таллинской мореходной школы. Бригаду можно считать комсомольско-молодежной — в ней 8 комсомольцев, два молодых коммуниста, а всего в бригаде — 15 человек. И только трое были близко знакомы с морем. Нo море — хороший учитель. Тем более, море на промысле. Здесь трудовые навыки приобретаются в считанные дни. Ведь рейсовым заданием не предусматривается время на обучение молодых матросов.
Учит и море и сама работа. Конечно, при обязательном участии мастеров и опытных рыбаков. И если первый трал добытчики ставили 25 минут, то через неделю на эту операцию они затрачивают уже не более 10 минут. Если обработчики в первые дни с трудом расфасовывали по 20 тележек за смену, то теперь уже свободно делают по 32 тележки.
Сегодня в бригаде уже нет солдат и шахтеров. Это — в прошлом. Сегодня здесь работают молодые рыбаки, успешно проходящие соленое морское крещение.
Что же говорит сам мастер о причинах первых успехов своей бригады?
— Ничего необычного или нового в нашей работе нет. Главное — правильно расставить людей, добиться, чтобы каждый член бригады мог полностью проявить свои возможности. Наш девиз: «Один — за всех, все — за одного».
Этот проверенный принцип социалистического коллективизма уже дал мастеру замечательные результаты.
В бригаде с первых дней отказались от узкой специализации. Здесь, говоря военным языком, отработана взаимозаменяемость на всех боевых постах, т. е. на всех участках производственной линии. Добытчики часто спускаются в рыбцех шкерить рыбу, а обработчики выручают тех в трудную минуту. Матросы, работающие на выбивке рыбы, не ожидают особых распоряжений, берут шкерочные ножи и становятся к разделочным столам. В заготовке гофротары, как правило, участвует вся бригада.
Парни достойны похвалы еще и потому, что они являются практикантам и за свою работу получают только одну треть заработка. Правда, у них не может не вызвав недоумения тот факт, что их товарищи по бригаде, обучавшиеся в Пярну в течение только двух месяцев, назначены на штатные должности матросов 2-го класса и получают полную зарплату. Но ребят этот факт не очень расстраивает. Они - оптимисты, конечно, романтики. Мечтают о скором окончании мореходной школы, о самостоятельной работе, о новых морских походах.
Молодые рыбаки полюбили новую профессию и гордятся соей принадлежностью к морской рыбацкой братве.
Убежденность в необходимости своего труда поддерживает ребят морально, помогает в трудные минуты. А такие минуты бывают … Но не к лицу молодым жаловаться на трудности. Ведь они комсомольцы, а комсомольцы всегда там, где трудно. Разве легче их сверстникам на опаленных солнцем полях Казахстана, на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, КамАЗа или у подножия Качканара?
Разница лишь в том, что здесь - море, которое, как известно, не терпит малодушных и слабонервных. Оно закаляет характер, учит терпению и выносливости. А лучшее средство от морской тоски - веселая шутка друга и труд, труд сознательный и вдохновенный, труд, нужный тебе и людям.
Мысли ребят обращены сегодня к заветной дате - юбилею нашей страны, в честь которого они взяли соцобязательства. Пройдено пока два этапа соцсоревнования. Борьба за переходящий вымпел в полном разгаре. Соперники по соревнованию тоже набирают темп и по многим показателям уже подошли вплотную к передовикам.
Вместе со всем народом в преддверии полувекового юбилея Родины вдохновенно трудится дружный коллектив рыбаков комплексной бригады № 2 большого морозильного траулера, носящего имя эстонского композитора-песенника Марта Саара. И пусть песни его, прославляющие радостный труд и светлую судьбу эстонского народа, стучат в сердце молдаванина Кости Сырбу, чуваша Леонида Коновалова, белоруса Николая Воронова, украинцев Николая Лукьянец, Петра Гунькало, Анатолия Калитки, Николая Коваля и их русских друзей по бригаде Виктора Павлова, Василия Федоришина и других.
Эти парни достойны, чтобы о них пели старые песни и слагали новые.

М. КАЗАКОВ, первый помощник капитана БМРТ-253 «Март Саар».

На снимке: заместитель председателя базового комитета ЭРПО «Океан» В. Шестаков вручает грамоту капитану траулера Н. Чеснокову
Фото А. Дудченко