Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПАМЯТИ СРТ-4479 и его экипажей. ЗАБОТА У НАС ОДНА - 03 03 1965
СРТ-4479 вернулся из рейса. Экипаж коммунистического труда выполнил рейсовое задание на 22 дня раньше срока... В чем секрет нашего успеха?
Перед выходом в море провели открытое партийное собрание. На судне шесть коммунистов. Речь шла о том, как успешно выполнить план. Такую задачу поставил коммунист капитан судна т. Сериков. Мы хорошо знали друг друга и были уверены, что каждый станет работать в полную меру сил, но, тем не менее, приняли решение, что коммунисты должны во всем показывать личный пример, быть организаторами социалистического соревнования.
Норвежское море встретило нас неприветливо. Часто штормило. Приходилось работать в трудных условиях. Но люди радовались: рыба шла. Иногда брали на сетку по 400— 500 кг, а сеток в дрифтерном порядке 100. Капитан В. Сериков вел поиск. Он анализировал данные советов, которые поступали на судно. Тщательно исследовал участки промысла, настойчиво искал рыбу. В море возникало много производственных вопросов, которые капитану одному не решить. Поэтому он опирался на партийную организацию, и коммунисты вместе искали правильное решение вопросов. Партийная организация судна держала моряков в курсе всех промысловых событий. Они знали, что предстоит им делать сегодня, завтра и послезавтра.
Еще в начале рейса кандидат в члены партии С. Строганов предложил вывесить в салоне график. В нем ежедневно отмечали вылов рыбы. Рядом — повесили другой. Записывали показатели лова судов ТБОРФ. Так было легче сравнивать свои достижения с другими. В этом необъявленном соревновании мы были на третьем месте. Никому не хотелось плестись в хвосте, ведь экипаж у нас коммунистического труда. Бывало так: в каком-то промысловом квадрате работаем несколько суток, улов падает. Люди начинают волноваться: не пойти ли нам в другой? Но опытный капитан-промысловик не ошибался. Мы находили рыбу, не делали лишних переходов, экономили время. Терпеливая работа на промысле руководителя судна — это пример для тех, кто упорно добивается победы. Коммунисты несли вахты везде: на палубе, в машинном отделении, в штурманской рубке...
Коммунисты постоянно повышали свои знания, учили других. В каюте у старшего механика С. Строганова много учебников. Это книги, из которых можно почерпнуть знания по механической и корпусной части. Когда выдавалась свободная минута, старший механик собирал ребят в салоне. Он занимался с ними по специальной программе. И результат сказался: к концу рейса 6 человек повысили свою производственную квалификацию.
Часто рабочих рук не хватало, особенно при обильных уловах. На судне не говорят:
— Помоги!
Если ты свободен и видишь, что товарищ не успевает — иди на помощь.
Поэтому на подвахту выходили и второй штурман коммунист Георгий Рехлов, и второй механик кандидат в члены КПСС М. Арутюнов и многие другие. Одним словом все, кто был свободен.
Товарищеская взаимовыручка, ответственность за производственное задание сказались в самом критическом случае промысла: во время выхода из строя главного двигателя.
Собрали экстренное совещание. Капитан сказал:
- Надо быстрее отремонтировать. План срывается.
Организацией труда занялся старший механик С. Строганов. Он расставил людей так, чтобы трудились сменно, по два часа. Строганов привлек к ремонту и палубную команду. Она выполняла подсобную работу. Радист И. Кубрак запрашивал суда, на которых могли быть нужные запасные части.
— Как у вас дела? — спрашивали стармеха.
И хоть было не до шуток, он отвечал:
— Скоро закрутим!
Экипаж за один день сделал ремонт, на который по расчету требовалось несколько суток. Это потому, что все работаем добросовестно.
Опять начался поиск. Иногда за дрейф брали по 50 тонн рыбы...
Если ты прожил день и ничего не узнал — плохо. Моряки не только работали и учились, но и умело отдыхали. Были прочитаны три лекции на политические темы. На лекции рыбаки приходили с удовольствием. Задавали много вопросов. А иногда собирались поспорить о прочитанных книгах. Обсудить прожитый день.
В рейсе партийная организация накопила опыт работы с людьми, коммунисты стали активнее вникать в экономику. Вырос их авторитет, они почувствовали себя сильнее.

С. ШКОЛЕНОК,
секретарь партийной организации.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКАПИТАН ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ – 10 02 1965
О ПОДГОТОВКЕ СУДНА К ВЫХОДУ В МОРЕ

В 1965 году рыбопромысловым судам ТБОРФ предстоит добыть 1198,1 тысячи центнеров рыбы. Одним из резервов успешного решения этой задачи является качественная и своевременная подготовка судов к выходу на промысел. Но до настоящего времени она находятся на низком уровне, многие суда непроизводительно простаивают в порту. Только в январе этого года из-за плохой подготовки к выходу в море CPT-4510 (капитан т. Молодцов) простоял в порту двое лишних суток, СРТ-4480 (капитан т. Геде) - одни сутки. На сутки раньше мог 6ы выйти на промысел СРТ-4250 (капитан т. Барбакадзе), но третий помощник капитана т. Каазик своевременно не откорректировал навигационные карты и пособия.
Отдельные капитаны судов начинают подготовку к выходу в море с момента окончания ремонта. В спешке приводятся в порядок спасательные средства, палубные механизмы, аварийное и другое судовое имущество. В результате многое упускается из виду.
Так, СРТ-4481 (капитан т Веллемаа) прибыл в порт 5 января. Согласно графику судно должно было выходить из ремонта 30 января, а оформление документов на получение новой шлюпки и заказа на ее установку начали только 28 января.
Часто случается так, что капитаны подготовку судна к очередному рейсу отдают на откуп старшему и третьему помощникам.
Межрейсовая стоянка судна в порту , как правило, кратковременная, она занимает 15—25 суток. Поэтому мы считаем, что подготовку судна к выходу на промысел следует начинать задолго до его выхода в море, с первого дня стоянки в порту.
Руководство подготовкой судна возлагается на капитана. По результатам инспекторского осмотра необходимо составлять акт, который для капитана является как бы планом подготовки судна. Следовательно, морской инспектор не должен допускать формализма в инспектировании. Наоборот, он обязан внимательно и деятельно осмотреть судно.
От того, насколько качественно и полно составлен акт инспекторского осмотра, как морской инспектор будет контролировать его выполнение, зависит своевременность и качество подготовки судна.
При подготовке судна к выходу в море необходимо как можно быстрее передать на проверку и в ремонт в ЭРНК порта штурманские приборы, получать недостающие и вышедшие из действия навигационные карты и пособия, своевременно и полно корректировать их. Капитан судна должен лично убедиться в нанесении на картах рыболовных зон и наличии на судне откорректированной таблицы ширины территориальных зон государств. Своевременно позаботиться о том, чтобы в исправном состоянии, с необходимым снабжением были шлюпки, плоты, индивидуальные спасательные средства, нанести на них положенные надписи. Снабжение шлюпок должно быть проверено по списку, а спуск опробован в действии.
Очень часто бывает так, что в аварийном снабжении отсутствуют или пришли в негодность цемент, густотертый сурик, жидкое стекло, гвозди. Поэтому все недостающее имущество надо получать заранее.
Одним из важных мероприятий по подготовке судна является приведение в исправное состояние противопожарных средств. Необходимо своевременно проверить наличие судовых документов, паспортов и технических формуляров на штурманские и другие приборы.
Можно привести немало примеров, когда из-за отсутствия подобных документов суда простаивали в порту (РР-1270, СРТ-4451 и др.). При проверке СРТ-4543 не оказалось аттестата на хронометр, на СРТ-4574 — формуляра на шлюпку, на СРТ-4250 и СРТ-4452 — формуляров на спасательные плоты.
Для приведения технической учебы с экипажем и руководства по безопасности плавания и рыболовства на каждом судне должна быть библиотечка судоводителя и необходимые руководящие документы, согласно перечню.
Там, где этого недостает, необходимо получить. После получения рейсового задания капитан обязан поручить третьему помощнику, подобрать карты и пособия по маршруту перехода и району промысла, лично убедиться в их наличии. Нельзя допускать, чтобы плавание судна проводилось по генеральным картам, так как небольшая ошибка в счислении может привести к печальным результатам. Так было с СРТ-1045, который в августе 1964 года сел на банку Хиумадал и потерпел аварию.
В процессе подготовки судна капитан обязан обеспечить своевременное предъявление судна инспекциям Регистра СССР, санитарной и пожарной, инспектору портового надзора, для чего необходимо своевременно подать заявки. Особое внимание следует обратить на то, чтобы при вызове представителей инспекций к указанному времени на судне был и необходимый состав экипажа, а не так, как сделал старший помощник капитана СРТР-9082 т. Войнов — вызвал инспектора, Регистра, а сам ушел и закрыл все документы.
Есть много и других вопросов, касающихся подготовки судна к выходу в море. Но всем должно быть ясно, что подготовку судна к выходу на промысел надо начинать с первых дней прихода в порт. Тогда не будет задержек, и суда вовремя выйдут в море.

Н. БЕЛОВ, главный капитан ТБОРФ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаНа место Иванова пришел горячий эстонский парень - 12 08 2016
Владимир Путин своим Указом освободил Сергея Иванова от должности Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Другим Указом глава государства назначил С.Иванова специальным представителем Президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

Сергей Иванов руководил администрацией президента почти пять лет – с 22 декабря 2011 г. До этого он был зампредом в правительстве Владимира Путина (2008–2011 гг.).

Его место займет заместитель – Антон Вайно

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Антон Вайно родился в 1972 г. в Таллине и окончил МГИМО. После окончания института он начал работу в МИДе, а в 2003 г. перешел с дипломатической работы в управление протокола президента России.
В 2007 г. он перешел на работу в правительство на должность замруководителя аппарата правительства, а в 2011-2012 гг. занимал должность руководителя аппарата правительства.
С 2012 г. - заместитель руководителя администрации президента.

Дед Антона Вайно Карл Вайно в 1978-88 гг. занимал должность первого секретаря ЦК Коммунистической партии Эстонской ССР.

Путин отметил, что был доволен работой главы своей администрации. По словам президента, Иванов сам попросил перевести его на другую работу. Кроме того, Путин заявил, что именно Иванов рекомендовал ему на должность нового главы кремлевской администрации Антона Вайно.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9110 и его экипажей. Один за всех, все за одного! - 16 01 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


СРТР-9110 удостоен звания экипажа коммунистического труда. За год добыто 11966 центнеров рыбы. За рейс сэкономлено 16 001 рубль. Себестоимость каждого центнера рыбы снижена на 2 руб. 26 коп. Держите курс на наши маяки.

13 июля минувшего года наше судно вышло из Таллина в Кубинский рейс. Экипаж на переходе взял на себя повышенные обязательства: выполнить годовой план по добыче рыбы 1 ноября, до конца года дать дополнительно 900 центнеров рыбы, повысить ее сортность на 2 процента, добиться экономии тралового вооружения на 5 процентов, сэкономить 2 процента горючесмазочных материалов, произвести профилактику судна на переходе в порт для подготовки его к следующему рейсу. Было решено добиться звания экипажа коммунистического труда. На соревнование мы вызвали СРТР-9121, работавший в этом же районе.
Взятые социалистические обязательства экипаж выполнил. За 101 промысловые сутки добыто 8491 центнер рыбы. Годовой план выполнен к 23 сентября, повышенные социалистические обязательства к 6 октября. За год выловлено 11966 центнеров рыбы, что составляет 132,9 процента годового плана. Сэкономлено за рейс 16001 руб., себестоимость каждого центнера добытой рыбы снижена на 2 руб. 26 коп.
Весь экипаж трудился добросовестно. Моряки со знанием дела выполняли свои обязанности. Еще на переходе на Джорджес-банку, в Северном море, были произведены учебные траления, которые позволили настроить трал и обучить экипаж работе с ним (большинство членов экипажа вышло в море впервые под траловый лов на СРТР). При работе на Джорджес-банке в сентябре месяце, когда шел основной нерест рыбы, и она находилась отдельными стаями на скалистых грунтах, пришлось учиться прицельному лову. Большую помощь оказал нам СРТР-9142. Мастер добычи этого судна побывал у нас, обучил наших людей. В свою очередь мы направили на СРТР-9142 помощника мастера добычи Арве Тишлера, который одновременно заменил там недостающего члена команды и практически изучал организацию работы с тралом, методику и способы прицельного лова рыбы. Трехдневная совместная работа с СРТР-9142 обеспечила нам дальнейший успех.
Большую роль сыграло разделение труда, полное взаимопонимание всех служб судна. В этом заслуга всех общественных организаций судна и в первую очередь партийной, которая сумела возглавить работу по сплочению дружного, работоспособного коллектива.
Такие товарищи, как секретарь парторганизации старший матрос-бондарь Карл Андрусов, председатель судового комитета коммунист, рефмеханик Евгений Дружинин и секретарь комсомольской организации радист Велло Лоовер явились хорошими организаторами, вели за собой экипаж.
Душой коллектива был первый помощник Сергей Георгиевич Евланников. Умелый воспитатель личного состава, он своим самоотверженным трудом и личным примером в самой тяжелой работе показал образец коммунистического отношения к труду и понимание задач, поставленных перед коллективом.
Особо хочется остановиться на работе машинной команды. Все механики; старший — Борис Рудзинский, второй - Всеволод Сагайдачный, третий Сергей Гречиц и моторист Вячеслав Афонин впервые вышли на промысел, не имея опыта по эксплуатации этого типа механизмов. Однако высокое сознание долга и чувство ответственности за судьбу рейсового плана помогли им быстро освоить все механизмы и грамотно их эксплуатировать. За весь рейс в трудных температурных условиях тропиков не было ни одного отказа в работе техники и перерывов в промысле.
Высокое мастерство показала и палубная команда.
Старший мастер добычи Иван Процюк, его помощник мастер добычи Арве Тишлер, рыбмастер коммунист Кучинский, матросы Владимир Масавенков, Василий Андреев, Алексей Семенов, Георгий Савин, Виталий Зозуля, Николай Коваленко, Игнатий Соловьев в любое время дня и ночи, при любой погоде самоотверженно выполняли свои обязанности.
Особенно хорошо работал, делился своим опытом с молодежью боцман, он же председатель поста содействия партгосконтролю коммунист Петр Типисов. Он принципиально и нетерпимо относился ко, всякого рода недостаткам, настойчиво достигал поставленной цели. Он явился застрельщиком и инициатором многих хороших начинаний. Большой производственный опыт тт. Процюка, Тишлера и Кучинского помогал находить выход из любых трудных положений.
А трудности встречались часто. Планового задания на соленую продукцию экипаж не имел, а со сдачей свежей рыбы были затруднения. В среднем производственные рефрижераторы могли принимать не более 42 центнеров рыбы в сутки при плановой норме вылова и сдачи 6 тонн. Тогда и возникла необходимость овладеть шкеркой сельди.
С трудом достали бочкотару, соль. Необходимо было еще овладеть и техникой шкерки. Экипаж с готовностью откликнулся на предложение администрации и общественных организаций научиться шкерить рыбу, но с тем, чтобы обеспечить не только выполнение суточной нормы добычи рыбы, а и максимально использовать хорошую промысловую обстановку. Для этого необходимо в сутки обрабатывать минимум 10 тонн.
Задача была выполнена благодаря высокой сознательности всей команды.
Члены экипажа, независимо от специальности и занятости по своей основной профессии, с энтузиазмом включились в движение за «большую рыбу". В короткие сроки экипаж обрабатывал 12—14 тонн. В период шкерки и засолки рыбы на палубе работали все. С особым энтузиазмом трудились третий штурман — комсомолец Травенко, рефмеханики Дружинин, Цибовский, старший механик Рудзинский и многие другие.
Большое влияние на наши производственные успехи оказало соревнование с СРТР-9121. Мы ревниво следили за работой наших товарищей, старались не только не отстать от них, но и опередить, добиться лучших успехов в работе.
По окончании промысла в районе Джорджес-банки экипаж начал подготовку к промыслу в Мексиканском заливе.
В канун нового года наш СРТР-9110 вернулся с Кубы на Родину. Мы рады и гордимся, что сдержали свое слово, завоевали почетное звание экипажа коммунистического труда. Каждый член нашего экипажа понимает, что высокое звание обязывает нас работать еще лучше, быть в первых рядах бойцов семилетки.

В. ВЕРБИЦКИЙ, капитан СРТР-9110.


На снимке: (Верхний ряд) рефмеханик И. Цибовский, старший помощник капитана И. Х-ков, первый помощник капитана С. Евланников, капитан В. Вербицкий, второй помощник капитана В. Воинов, третий механик С. Гречиц. (Нижний ряд) боцман П, Типисов, рефмеханик Е. Дружинин, повар И. Басацкий, моторист В. Афонин, юнга Н. Павлюченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти ПР Советская Родина и его экипажей. С ПОБЕДОЙ В ПОРТ – 16 01 1965
ОТ БЕРЕГОВ Исландии в Таллинский порт вернулся ПР «Советская Родина». 65 суток в сложных штормовых условиях боролись мы за выполнение плана. И вот результат: заморозили 2.103 тонны рыбы, выполнили план на 123 процента. Успех не пришел сам, он взят с боем. Внимательное отношение к промысловикам. Четкая организация труда на судне позволили нам добиться победы.
Штормовые погоды отняли много промыслового времени. Производительность морозильного цеха резко снизилась за счет частого выхода из строя морозильной камеры, особенно на качке. Контингент рыбообработчиков, вышедших в рейс, не имел опыта работы на этих машинах. Но трудом механика-наладчика т. Вятт и слесарей тт. Адамсона и Ауксмана неполадки, возникшие на производстве, быстро устранялись.
На «Советской Родине» думали не только о плане своего судна. Нашей администрации близки и понятны мысли рыбаков промысловиков. Бывало так: на палубе рыба, которой достаточно на суточную работу морозильных камер, а промысловики просят: «выручайте, нет тары, рыбу некуда девать. Сети за бортом, уйти не можем». И мы торопимся к судну через десятки миль, принимаем рыбу. Поэтому в конце рейса главный механик А. Фридман заявил, что столько часов работы главных двигателей у нас не было. Это понятно. Наш труд не пассивное ожидание продукции — поиск.
Рыбаки знали: у борта «Советской Родины» всегда обеспечена благополучная стоянка. Штурманский состав и приемщики промысловых судов обеспечивали их швартовку, прием рыбы в условиях шторма от 8 до 9 баллов. Способствовал успеху деловой контакт, который установился между «Советской Родиной» и группой судов Литовской флотилии, обеспечивав-шей нас рыбой. Можно было неоднократно слышать по радио такие переговоры между промысловыми судами:
— Завтра ожидается свежая погода. Будем просить «Советскую Родину» принять рыбу. У них это хорошо получается.
И мы работали. В отдельные дни суточная производительность достигала более, чем 200 процентов плана.
Вот выписка из судового журнала:
«Ветер 7 баллов. Держимся носом на волну. У борта ошвартован СРТ - принимаем рыбу».
Трещали швартовые концы, иногда лопались кранцы. Тогда на палубе появлялся боцман В. Ордэн. Он вместе с матросами устранял повреждения, и работа продолжалась. А тут промысловик опять:
«Дайте немного воды, топлива, продуктов. Надо продержаться на промысле и сдавать свежье пока есть рыба»
Отвечаем: «Идем к вам".
Свободные от вахт люди обсуждают пройденный день.
— Снова «задумовцы» впереди...
Они говорят о бригаде рыбообработчиков рыбмастера т. Задумова. Их так и называют «задумовцы».
Чудес и слепого везения в этой бригаде нет. Успех бригады Алексея Задумова закономерен. Сам рыбмастер хорошо освоил технику работы на морозильных машинах. У него не один и не два промысловых рейса на «Советской Родине». Он и его бригада оказывают большую помощь в период оттайки морозильных камер. Отсюда — уменьшились простои в работе.
Всем рыбакам известно, как выгодно сдавать на рефрижераторы свежую рыбу. Повышенная сортность, экономия времени, уменьшение затраты труда и многое другое влияет на производительность. Однако. из общего количества замороженной рыбопродукции (2.103 тонны) Литовская флотилия сдала на "Советскую Родину» 1.656 тонн рыбы; Ленинградская, Калинин-градская, Латвийская флотилии — 297 тонн. И только 150 тонн суда Эстонской флотилии. Можно привести много примеров из «Журнала учета обработки судов" по сдаче рыбы, но все примеры сводятся к одному: неоперативность. Работали суда Эстонской флотилии, мягко говоря, вяло.
Скоро мы уходим в очередной рейс, надеемся, что рыбаки Эстонской флотилии будут работать более оперативно.
Мы скоро вернемся к вам, друзья!

М. МАКСИМЕНКОВ. III штурман ПP «Советская Родина».
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9108 и его экипажей. НА СЕВЕРНЫХ ВЕТРАХ – 13 01 1965
Сто десять суток мы пробыли в море. Промысел был тяжелым. Рыбу приходилось доставать с глубины 60—90 метров. К тому же в штормовую погоду. Все же мы взяли 3940 центнеров или на 450 больше задания. На 4900 рублей сэкономлено промвооружения, а общая экономия за рейс около 6.000 рублей. Себестоимость каждого центнера рыбы снижена на один рубль сорок копеек.
Проще сказать, мы победили в соревновании с СРТР 9082, выполнили свои обязательства.
Плавали у нас разные по возрасту и опыту люди. Матросу Петру Павловичу Пономареву около пятидесяти, а Николаю Долибук едва перевалило за двадцать. Но они одинаково трудились в море.
Душой экипажа был капитан Анатолий Зубанов. Он проявлял заботу о всех. Он понимал, что сообщения по радио об утере порядков не очень радуют сердца моряков и боролся с этим злом. Не было случая, чтобы при выборке сетей у нас случались сцепления с другими порядками.
— Анатолий Дмитриевич, хорошие показания. Метнем? Все 10 тонн завтра наши. — советует вахтенный штурман.
Капитан молчит, вглядывается в темноту осенней ночи. Он всегда отличается хладнокровием.
— Порядок! — через пять минут сообщает штурман.
— А говоришь метнем, — укоряет за торопливость капитан.
Пересекаем один порядок, другой, третий. Время около полуночи. Надежд нет. Но Зубанов не горячится, а ищет. За полночь нашли показания, а утром при выборке уже радовались сплошной серебристой ленте, ползущей подобно змее через рол. Рыбы взяли на три суточных задания. Сдали только один груз пониженной сортностью. Капитану было больнее, чем всем. Собрал ребят и указал на общие промахи. Дальнейшие грузы были сданы первым сортом сверх допустимой нормы.
Старший механик Владимир Пономаренко со своей командой заботливо следил за механизмами. В часы досуга его ребята исправили недостатки, которые были допущены по вине завода. А однажды вышел из строя резервный насос ВРШ. Машинная команда работала без отдыха. Но если на палубу поступало много рыбы, то свободные от вахт механики и моторист помогали добытчикам.
Помогали, а если нужно, то и заменяли товарища все. В середине рейса был отозван с моря рефмоторист. Его заведование принял электрик Иван Галковский. Заболел матрос-бондарь Виктор Иванов, его заменил матрос 1 класса Юхан Рейзе. И работы шли без задержки. По-прежнему радист Николай Кондратюк красным карандашом ставил радующие всех цифры в графике вылова рыбы.
Люди с интересом слушали беседы агитатора коммуниста Владимира Пономаренко. Стенная газета, редактируемая вторым помощником капитана Юрием Суменковым, освещала жизнь экипажа. Рассказывала о лучших, а кого надо — критиковала.
В канун Нового года мы вернулись в Таллин. В январе снова в полном составе уйдем навстречу северным ветрам.

Г. ГЕРАСИМЕНКО, матрос CPTP-9108,
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9101 и его экипажей. СЛАГАЕМЫ УСПЕХА – 13 01 1965
НЕ ОДНАЖДЫ доводилось слушать, когда шел разговор о высоких уловах, мол, ничего особенного, просто повезло людям, Спорить трудно. В рыбацком деле «везение» доживет, наверно, и до коммунизма. Но вот я слушаю рассказ капитана СРТР-9101 Николая Ломтева о делах экипажа его судна и убеждаюсь: нет, не только в везении секрет рыбацкого успеха. Пятый год командует выпускник Ломоносовского мореходного училища Николай Ломтев СРТР-9101. И все эти годы рыбаки досрочно выполняют задания, берут высокие уловы. В минувшем году они добыли свыше 12 тысяч центнеров рыбы. Отличный результат!
—В чем секрет вашего успеха? — спрашиваю я. Николай Ломтев не торопится с ответом на обычный, стандартный вопрос журналистов.
— Начну хотя бы с того, - несколько помедлив, — отвечает он, — что я плаваю на одном судне несколько лет. Я хорошо изучил его, мне не нужно привыкать к приборам. Это очень многое значит.
— У некоторых капитанов не хватает выдержки. Они торопятся быстрее выметать сети. Мы же старались выметать их позже других судов. Почему, спрашиваете? А как же? — удивляется Николай Ломтев. — Чтобы сети могли дрейфовать более свободно. При выметке учитывали течение, ход рыбы и еще многие данные, от которых в конечном счете зависит - возьмешь рыбу или нет.
— Работали мы в паре с моим бывшим старшим помощником Евгением Подъячевым. Сейчас он командует СРТ-4558. Если один из нас находил рыбу, то сразу сообщал об этом другому. Если один задерживался с выборкой, то другой уходил на поиск. Находил рыбу, вызывал к себе. Не было рыбы — расходились в разные стороны. Сразу охватывали поиском огромный район. Взаимно выручали друг друга сетями, снабжением, продуктами. Раньше других перешли на крупноячеивые сети. Вот, пожалуй, и все слагаемые, Которые обеспечили нам успех.
— Хотя, собственно, это еще не главное, — неожиданно добавляет капитан. — Главное — слаженная работа всего экипажа, ясное понимание каждым своего долга, отличное знание своих обязанностей.
Тепло и подробно рассказывает Николай Ломтев о своих подчиненных.
Он хорошо знает каждого из них. Вот, например, второй помощник, секретарь комсомольской организации судна Аду Нурмсалу, беспокойный, не знающий усталости человек. При большой рыбе выполнял любую работу. Нужно — бондарил, нужно — шкерил. Для него это дело привычное — он сам плавал матросом.
- Или возьмите старшего механика Всеволода Ерофеева, — продолжал капитан. — Я не знаю, когда отдыхал этот человек. Под его руководством машинная команда ухитрялась проводить в море даже такие ремонтные работы, которые обычно выполняют в заводских условиях. Помню, как-то сорвало крепление шатуна сететрясильной машины. Нужно было идти к базам, чтобы там выточить крепление. Идти, значит потерять время и рыбу. Стармех посчитал это дорогостоящим удовольствием. Он собственными руками за час выточил новое крепление.
Слушаешь капитана и, кажется, что на судне плавают одни умельцы, для которых нет безвыходных положений. Это касается и электрика Вяхеус, который сам ремонтировал сложные приборы и мастера на все руки матроса I класса Лепсалу и многих других, всех тех, кто обеспечил победу экипажу.
— А еще напишите, - говорит в заключение мой собеседник, — что мы могли бы взять все 16 тысяч центнеров. Но нам помешали это сделать. Кто? Простои у баз. Не редко случалось – семь дней ловили, восемь стояли в очереди. Не хватало сетей. Негде было их просушить. Собственно все то, о чем мы давно говорим и к чему не прислушиваются те, кто обязан по долгу службы оперативно реагировать на наши сигналы.
— Какие у нас планы в Новом году? Перевыполнить установленное задание, дать больше рыбы стране.

К. ТАММ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти CPT-4481 Ханка и его экипажей. ПОБЕДИТЕЛИ СТИХИИ - 13 01 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда CPT-4481 подходил к причалу встречавшие его портовики сочувственно произносили-да, досталось ребятам, сразу видно.
И действительно, на этот раз море оставило свои тяжелые следы на судне в виде ледяного панциря, покрывавшего не только люки трюмов, но и рубку, весь такелаж. Экипажу немало пришлось поработать, чтобы добраться до груза в трюмах. А в них находилось более 45 тонн сельди в бочках.
Старший помощник капитана Сулев Лутс рассказывает:
— Переход был тяжелым. Весь путь нас сопровождал восьми-девятибалльный шторм. Но приятно, что рейсовое задание перевыполнили, добыли 222 тонны сельди.
Вообще хорошо поработали, хотя нелегко было. Особенно капитану досталось, когда судно поисковым стало. И для других рыбу было надо искать и самим план выполнить. А погода стояла ненастная. Даже сети на палубе дважды обмерзали. Но ребята работали без устали. Экипаж подобрался дружный, трудолюбивый. Новички-матросы Анатолий Макаров и Александр Шевченко впервые ходили в море, но и они безупречно делали свое дело.

А. Петров

На снимке: СРТ-4481 у причала порта
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти ТР Альбатрос и его экипажей. ПОКА ИДЕТ СОБРАНИЕ – 01 01 1965
УЖЕ ОБСУДИЛИ все дела. Напоследок оставили самое главное. Председатель судкома:
— Сегодня выдвигаем бригаду рефмехаников на присвоение звания ударников коммунистического труда. Здесь старший рефмеханик Борис Хвастунов.
— Слово тебе, Боря... Борис говорит:
— На судне наша бригада взяла первой коллективное социалистическое обязательство. Такое серьезное дело, а началось с шутки. Кипит, бывало, работа в машине. Обработчики с ног сбиваются. Вдруг:
— Эй, парни! Заснули?
— За нами дело не станет!
Проходит минут двадцать. Не рады рефмеханики. Разгорелось настоящее соревнование. За обработчиками не поспеть. Так несколько раз, пока не расшевелили ребят. Кто-то посоветовал:
— Хватит нам воз в разные стороны тянуть — по индивидуальщикам работу мерить. Давайте коллективно? Услышали другие службы про такое событие. Эту идею у себя разработали. На 15 суток раньше срока выполнил экипаж рейсовое задание. Тут и рефмехаников заслуга: пример организации труда они подали. Вопрос Хвастунову:
— У вас в обязательстве написано: каждый член бригады должен неустанно повышать технический уровень. Как понимаете его? ...
Николай Жилин в бригаде новичок. Кончил институт в этом году. Первые дни ко всему присматривался. Учился с техникой обращаться на море. Спросил Хвастунова:
— Шкерят здесь чем?
— Вручную. Николай удивился.
— Неужели ничего механического нельзя приспособить?
— На берегу — да. А на судне держать шкерочную машину габариты не позволяют.
Через несколько дней принес Коля наброски чертежа.
— Давай работать вместе, Борис, для флота.
Главный механик, технолог, рабочие, сколько-нибудь понимающие в технике. советы давали, как лучше шкерочную машину сделать. Сколько мыслей у всех! Чертежи в каюте у Хвастунова лежат до сих пор. Там и макет глазировочной. Павел Прохоров, II механик им занят. Макет получится неудачный. Стали думать, как улучшить. Прикинули, что усовершенствование даст. Противень с рыбой для глазировки весит 26 килограммов. Человек за смену поднимает до 20 тонн. , Машина уничтожит ручной труд. Рационализация? Да. Это самый лучший техминимум после теоретических занятий. Учись строить — вот смысл.
... Собрание продолжается. Говорят о масле, что сэкономили 300 кг. О том, что всей бригадой подали еще предложение. И что каюта Жилина и Каваляускаса по чистоте образцовая.
— Теперь, товарищ Хвастунов, об общественных делах.
... — Как жизнь, Па вел? — Спрашивает Борис у Прохорова часто. Думает: вечны слова как земля, но попробуй обойтись. Павел «старожил» — с 1961 года плавает. В техникум поступил. Да вроде бы запустил его. Особенно в последний год. Дошли эти сведения до Бориса. Решил: нельзя допускать, чтобы бросил. Между делом заведет разговор о семье, о детях. И, вроде невзначай, о самом Павле.
— Практик ты хороший, дорогой мой, а теорию, что посложнее, мне ребятам объяснять приходится. Смешно получается, а?
Прошло некоторое время. Заходит Хвастунов в
каюту к приятелю. Смотрит, читает тот Историю КПСС. К экзаменационной сессии готовится.
Вот и все. Кончается заседание судкома:
— Что решили?
— Рекомендовать, на присвоение звания? Единогласно.
Расходятся люди. Борис слышит:
— Может в следующий рейс не все пойдут на «Альбатросе». Уверен, вашу бригаду не подведут те, которые будут работать на других судах.

Н. БОНДАРЬ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти радиста Шошина Игоря и СРТР 9161. ПО ЗОВУ ДУШИ – 01 01 1965
По-разному находит человек место в жизни. Один с юности мечтает о любимом деле. Другого приводит случай.
Так произошло с Игорем Шошиным (он плавает на СРТР-9161).
— Хотел быть штурманом. Да в группе оказался перебор. Подался в радисты.
... Возвращались из дальнего рейса. Около Пярну отказал преобразователь.
— Надо держать связь. — сказал капитан. Проще отремонтировать преобразователь на берегу. Никаких хлопот, забот, ведь промысел окончен.
— Надо держать связь, — сказал себе Игорь.
Уставший, измученный, возился он в рубке долго. Кончил ремонт, вытер руки. Дублер Леша услышал:
— Вот так, парень, полный порядок. Можешь связь держать.
Помнил себя Игорь таким же практикантом мальчишкой, научили его воспитатели любить профессию — видеть в ней смысл.
Теперь дублера своего тому же наставляет.
— Зашился? — шутя спрашивает Игорь.
— Давай помогу. Садится на ключ. Полетели в эфир точки и тире. Расспросит соседа, что хотят
от них. Леше объяснит.
— Понял? Бери-ка связь — тренируйся и носа не вешай.
Стоит тут же — смотрит, как практикант работает.
— Хочу быть уверен, что в море и на берегу без моей помощи обойдешься. Впереди
рейсов много.
... Хотел бы Игорь профессию сменить?
— Нет. Мне эта нравится.

Н. ПЛЕС.