Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПБ «Станислав Монюшко». УРОКИ В МОРЕ - 08 02 1977
... Судовое время 16.30. В учебном классе ПБ «Станислав Монюшко» начинается урок математики. Тема урока: бином Ньютона. За партами матросы, ученики 11-го класса. В киностоловой скоро начнется демонстрация интересного фильма, а эти парни пришли сюда, жертвуя своим отдыхом, чтобы с помощью учителя вникнуть в суть сложных математических функций. Матросу-рыбообработчику Владимиру Тимофеевичу Часовникову 35 лет. 8 классов он закончил в 1955 году, и теперь, спустя 20 лет, ему снова приходится читать учебник, потому что знаний, как он сам говорит, маловато, учиться необходимо.
На плавбазе 30 учеников, средний возраст их 25 лет. Не все дается легко, тем более, если перерыв в обучении большой. Приходится порой не досыпать, нужна определенная сила воли, чтобы не бросить учебу, не спасовать перед трудностями.
Но у моих учеников находится даже время участвовать в общественной жизни судна. Особенно хочется отметить успехи учеников Петра Демчука, Владимира Семейникова, Алексея Мазуренко, Владимира Часовникова, Евгения Дорошенко, Виктора Резникова.

В. ФЕДОРОВ,
преподаватель Таллинской заочной средней школы моряков.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: идет урок математики.
Фото В. Грузинова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаНА СТАРТЕ — ЗИМНЯЯ СПАРТАКИАДА -01 02 1977
Два дня в Нелиярве продолжались соревнования зимней спартакиады объединения Эстрыбпром. В программу входили лыжные гонки на 5 километров у мужчин, на 3 километра — для женщин, эстафеты 4х5 километров. Кроме того, в Нелиярве прошли состязания по настольному теннису, стрельбе из пневматической винтовки, метанию гранаты. Следует отметить, что спартакиада в этом году проходила заметно активнее, чем в прошлом. На старт вышли команды десяти подразделений.
Несмотря на то, что погодные условия были неважные (выдался крепкий мороз), участники лыжных гонок дружно вышли на старт. И молодые спортсмены, и более опытные участники гонки были готовы постоять за спортивную честь своих коллективов.
Хочется несколько слов сказать об организации соревнований. Желающих поехать в Нелиярве в этот раз было очень много. Но так как базу в Нелиярве мы арендовали, и число мест было ограниченным, приходилось многим отказывать. Будь у объединения своя спортивная база, на старт спартакиады вместо 100 человек вышло бы в три раза больше участников.
По-прежнему в командах преобладают ветераны спорта. В команде управления, например, были заявлены лишь представители старшего возраста — постоянный спортивный актив. Хочется еще раз поблагодарить энтузиастов занятий физической культурой — заместителя начальника технического отдела В. Индриксона, мастера ОТК судоремонтного завода В. Бачурина, слесарей-судоремонтников В. Цветкова и В. Грешкова. Они безусловно являются примером для остальных.
Немного найдется видов спорта, которые были бы так доступны людям всех возрастов, как лыжи.
Ходьба на лыжах менее утомительна для пожилых людей, чем занятия другими видами спорта. Продолжительные лыжные прогулки благотворно влияют на органы человека. Участвовать в спартакиаде могут все.
Ведь наш девиз - важно не побеждать, важно участвовать! Приятно быловидеть на лыжне секретаря партийной организации холодильника П. Нестерова вместе со своим двенадцатилетним сыном Сашей. Вышел на старт гонок и Свен Карро - сын всеми уважаемого спортсмена-ветерана В. Карро.
Попробовала свои силы на лыжне и девятилетняя Ингрид Тикк. Это были первые, можно сказать, семейные старты.
А вот семья Ивановых, работающая на автобазе, помогла своей команде занять второе место в эстафете 4Х5 километров. Следует обратить внимание работников объединения, что в нашей подшефной школе № 53 работает детская лыжная секция. Надо как можно раньше приучать своих детей к занятиям спортом.
Каковы же итоги спартакиады? Победителем в гонке на 5 километров среди мужчин стал представитель СРЗ В. Цветков. Его результат - 17 минут 45 секунд. На втором месте - его товарищ по команде В. Бачурин. Третьим был представитель ТМШ В. Потемкин. Со значительным преимуществом выиграла забег на 3 километра П. Тикк. Она на две с лишним минуты оторвалась от занявшей второе место Т. Райдметс. Третье место завоевала работница РСУ В. Равцева.
Ровный состав участников позволил выиграть лыжникам СРЗ и эстафету. Среди команд первой группы они опередили спортсменов Таллинской мореходной школы, управления и порта. Во второй группе сильнейшими оказались лыжники электромеханического цеха.
На остальных призовых местах команды ремонтно-строительного управления и автобазы.
Все участники соревнований по настольному теннису были разделены на две группы. В первой группе сильнейшими оказались мастера маленькой ракетки управления, опередившие теннисистов CРЗ и Таллинской мореходной школы. Во второй группе первенствовали теннисисты холодильника. На последующих местах - представите ли ЭРНК и электромеханического цеха.

Т. ПОЛИНИНА

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

♦ К старту готовы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

♦ Эстафета передана.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти матроса Александра Соломка . Достиг многого.. – 01 02 1977
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


АЛЕКСАНДР Соломка — рыбообработчик с «Рыбака Балтики» — трудится в нашем объединении всего одни год. Срок, безусловно, небольшой. Но и за столь короткое время Соломка достиг многого. Он так быстро и уверенно стал полноправным членом экипажа, что казалось, ничто для него не ново — ни море, ни безостановочный конвейер, ни разлука с семьей...
Уезжал Александр из родного села Квасово на службу в Военно-Морской Флот, еще не зная, как притягательна сила моря. Служил во Владивостоке. Александр хорошо освоил специальность радиотелеграфиста, стал отличником боевой и политической подготовки, уважаемым человеком.
Привычным жестом, как военный бушлат, одел Александр Соломка рабочую фуфайку. С первого рейса на «Рыбаке Балтики» он стал работать в пресервной бригаде под руководством рыбмастера Калье Эдуардовича Киккериста. Вначале молодой матрос стоял на операции порционирования соли, рядом с профоргом бригады весовщиком Владимиром Терновых. Александр учился у старшего товарища рациональным приемам работы, умению выдерживать ритм конвейера. И работа нравились ему. Вот оно — возвращение на море, встреча со своей юностью - теперь уже тридцатилетнего мужчины.
С первого дня Александр стремился выполнять свою операцию как можно быстрее, качественнее. Товарищи оценили вклад Александра в трудовые достижения бригады. Уже во втором рейсе он был избран членом поста народного контроля, освоил все операции на изготовлении пресервов. Работая быстро, внимательно, умело, Александр стремится помочь молодым. Рыбообработчики Иван Бударин и Борис Кадников совершили только первый рейс на «Рыбаке Балтики». С помощью Александра Соломки они быстро освоили свою операцию. А вот Михаил Иванник так быстро научился- развешивать рыбу, что порой опережает укладчиков. И главное — вес соответствует стандарту. В последнем рейсе профоргу бригады Александру Соломке и рыбообработчику Михаилу Иваннику присуждено высокое звание ударников коммунистического труда. Как профорг бригады, Александр вместе с членами поста народного контроля Александром Шибецким, Александром Моисеенко и Анатолием Примарь стремился к тому, чтобы в графе качества изготовляемой продукции не было замечаний. Ведь количественные показатели бригады достаточно высоки. Порой «на-гора» выдавалось за смену по полторы— две нормы банок пресервов.
В свободное время Александр берет в руки баян. Вспоминается ему работа художественным руководителем клуба в родном селе. Но свободного времени в последнем рейсе было не так уж много. Александр серьезно готовился к вступлению кандидатом в члены КПСС. Изучал историю партии, документы съездов, устав КПСС. Среди тех, кто дал рекомендации Александру, был и Анатолий Павлович Заводников, помощник капитана по производству. В беседе со мной он положительно отозвался о работе своего подчиненного. Коммунисты судна единогласно проголосовали за принятие Александра Соломки кандидатом в члены Ленинской партии.
В планах Александра - овладеть специальностью закатчика, научиться нести вахту машиниста РМУ. Думается, своего добьется. Ведь главное — он не расстался с морем.

А. БОРИСОВ.
Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПБ "Рыбак Балтики". ПЕРВЫМИ В ЗАПАДНОМ БАССЕЙНЕ – 29 01 1977
На плавбазе "Рыбак Балтики» вот уже в течении двух лет ведутся работы по оборудованию консервного цеха.
Корреспондент газеты "Рыбак Эстонии" обратился к начальнику технического отдела Иго
Александровичу Тальвику с просьбой подробнее рассказать о значении вводимых новшеств.
- Чем вызвано переоборудование цеха на плавбазе "Рыбак Балтики"? Что принесет объединению ввод в действие новой технологической линии по производству консервов?
- В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию производства, расширению ассортимента, повышению качества рыбной продукции и по улучшению торговли рыбными товарами» говорится, в частности, о комплексе мероприятий по улучшению технологии производства пищевой продукции, улучшению снабжения населения рыбными товарами в широком ассортименте и высокого качества. Производство рыбных товаров, пользующихся повышенным спросом населения, значительно увеличится. Сюда же относятся и, безусловно, консервы. Производство консервов, например, шпроты в масле, сардины в масле, за пятилетку удвоится.
Для увеличения выпуска консервов в объединении также проводится комплекс мероприятий. Одно из них — оборудование консервных цехов на плавбазах. Мы считаем, что ввод в действие высокопроизводительной консервной линии на плавбазах — веление времени. Каждая тонна поднятого на борт сырья должна быть использована для выработки высококачественной продукции расширенного ассортимента. В частности, оборудование консервной линии на «Рыбаке Балтики» явится первым шагом в этом направлении. Если на этом судне установка необходимого технологического оборудования производится без вывода плавбазы из эксплуатации, то на «Фридерике Шопене» и «Станиславе Монюшко» цеха будут оборудованы в период заводского ремонта.
Словом, мы первыми в Западном бассейне на плавбазах серий Б-64 и Б-69 приступили к установке консервных линий. Думаю, нашему примеру последуют и в других объединениях.
- Расскажите, пожалуйста, об этапах работы оборудования цеха. Ведь, безусловно, работы начались не вчера.
- Проект переоборудования рыбцеха на плавбазе "Рыбак Балтики" разработан таллинским филиалом ЦПКТБ «Запрыба» (главный конструктор проекта Петр Яковлевич Вейцман). Рабочие чертежи нового цеха поступили в отдел в феврале прошлого года. И мы заказали оборудование для установки на судне. Следует отметить, что большую помощь нам оказала судовая команда, которую возглавлял в то время капитан-директор Аксель Хербертович Сиемер. Главный механик Эдуард Александрович Грибовский, а также старшие механики по технологическому оборудованию Виктор Петрович Борулько и Антс Хугович Кярт способствовали организации и проведению работ по демонтажу цеха соления правого борта судна.
Работники техотдела, приступив к реализации проекта, выполняли роль своеобразного координирующего центра. С одной стороны — заказ документации, согласование проекта, уточнение конструкции отдельных узлов применительно к судовым условиям. С другой — заказ необходимого оборудования, комплектование запасных частей, доставка на судно.
— Это, так сказать, предыстория. Что же сделано к настоящему времени?
— На правом борту судна установлены перегородки в новом цеху, выделено помещение лаборатории. Цех постепенно насыщался необходимым оборудованием. Особенно много сделано во время стоянки «Рыбака Балтики» в порту в феврале прошлого года. Установлены набивочная машина, вакуумно-закаточный агрегат, 8 из 10 автоклавов. В прошлый рейс в штат экипажа судна дополнительно были введены сварщик и электрик. За это время к оборудованию было подведено электропитание.
С приходом судна в порт в цехе снова возобновили работу заводские специалисты. Заканчивается монтаж транспортеров и трубопровода, производится настил палубы и установка нестандартного оборудования. Много сил и энергии в организации работ, выполняемых заводскими специалистами, отдает технолог-строитель Евгения Ивановна Крыленкова. Подводит иногда отдел снабжения. Скажем, заказанные ранее оцинкованные трубы прибыли на неделю позже. Вместо огнестойких плит для изолирования переборок и подволоков лаборатории поступили пробковые. Возникали задержки с доставкой цемента, пластика...
Подводя итоги, следует сказать, что консервный цех оборудован в настоящее время на 70 процентов.
— А теперь главный вопрос, интересующий каждого работника объединения: какова проектная мощность консервного цеха? Когда же будет закатана первая банка?
— При регулярном снабжении сырья и правильной организации производственной службы суточная выработка цеха равна 15 тысячам банок. Думаю, что первый консервный цех на плавбазе «Рыбак Балтики» будет пущен в мае — июне нынешнего года.

Б. АРТЮХОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРАДИ ОБЩЕГО ДЕЛА - 27 01 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С ПЕРВОГО взгляда может показаться, что попадаешь в какую-то зимнюю сказку. Мягкими складками слегка колышется ее узорчатое, белое убранство. Из конца в конец тянутся большие стометровые и маленькие наддонные тралы. Они-то и создают это сказочное впечатление. А сделано все это трудолюбивыми женскими руками. Труд их сложный и кропотливый, назначение его важное и ответственное... Мы в одном из производственных помещений цеха постройки и ремонта орудий лова объединения.
Здесь и познакомились. Зинаида Андреевна Деменская вот уже одиннадцать лет работница этого цеха. На ее глазах, при ее участии совершенствовались методы и приемы работы, росло и развивалось производство. Так, на смену сетям из хлопчатобумажной нити пришли капроновые дели, из нескольких маленьких выросла многочисленная комплексная бригада. Параллельно с преобразованиями, росло мастерство и Зинаиды Андреевны. С годами приходили к ней опытность и умение. И сегодня труд Деменской высоко оценен товарищами по работе. Она ударник коммунистического труда, награждена знаком «Отличник социалистического соревнования Министерства рыбного хозяйства СССР», многими почетными грамотами и благодарностями.
А одиннадцать лет назад, когда Зина впервые переступила порог цеха, все казалось трудным: и умение читать чертежи, и быстрота, с которой трудились ее новые подруги. Робко вошла в цех молодая работница. Но помогли настойчивость, трудолюбие, большое желание освоить специальность. И конечно же, то, что рядом были опытные сетевязальщицы, сумевшие не только обучить секретам работы, но и привить любовь к тому, что делали.
Изготовление орудий лова состоит из отдельных звеньев: начинают закройщики, затем сетные полотна сшиваются и, наконец, происходит сшивка самого трала. Причем успех всей бригады зависит от того, насколько быстро, четко и, главное, слаженно работают на каждом из трех участков. Отстает одна работница — страдает общее дело. Но так уж заведено здесь, что помощь и поддержка приходят без лишних просьб и напоминаний: не ладится дело у одной — ей на помощь приходит другая, возникают трудности у третьей — рядом тут же становится четвертая. Вниманием и отзывчивостью славится коллектив. Все заботы и трудности здесь привыкли делить поровну. На первых порах Зина Деменская, как и каждая новенькая, была окружена заботой всей бригады. Когда же с годами пришел к ней опыт, сама стала обучать молодых.
Сегодня Деменская выполняет самую ответственную и главную операцию — она закройщица. Ведь от грамотного раскроя будущего трала зависит дальнейшая работа всей бригады. Это налагает на каждого закройщика особую ответственность, которую ясно понимает Зинаида Андреевна, Потому-то и предъявляет к себе строгие требования. И в цехе все знают: Зина не подведет. Доверие бригады Деменская оправдывает каждодневным трудом, выполняя суточные нормы на 110 — 130 процентов.
Один за всех и все за одного— таков принцип этой дружной бригады, в которой трудятся шестнадцать женщин. И среди них Зинаида Андреевна, простая, мягкая и сердечная, нашедшая здесь радость и удовлетворение в работе.

Н. КРУТИКОВА.

На снимке: Зинаида Андреевна Деменская.
Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти ПБ "Рыбак Балтики" и его экипажей. СУДКОМ ДЕЙСТВУЕТ – 27 01 1977
С замечательной трудовой победой вернулся в родной порт плаврыбзавод "Рыбак Балтики".
Рейсовое задание по трудоемкости экипаж коммунистического трудда выолнил на 145 процентов.
Впечатляющи и другие производст-венные показатели: среднесу точный прием свежья — l43 процента, выполнение плана по мороженой рыбопродукции -134.4, пресервам — 156.2, среднесуточное направление на пищевые цели — 133.2, план по сортности мороженой продукции завершен с отметкой 100,4 процента.
В коллективе проводилась целенаправленная работа по развертыванию социалистического соревнования за повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции.

КАЧЕСТВО РАБОТЫ — КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Рассказывая о работе партийной организации в прошедшем рейсе, секретарь партийного бюро электрорадионавигатор Игорь Владимирович Павлов особое внимание уделил роли коммунистов в создании на судне творческой атмосферы трудового соперничества, постоянной заботы о качестве. Да, на «Рыбаке Балтики» накоплен уже определенный опыт в этом деле.
— Если же говорить о последнем рейсе, — добавляет Игорь Владимирович, - хотя он и не закончен (судно еще разгружается), но я уверен, что к нашей продукции претензий не будет. Коммунисты судна мобилизовали экипаж на ударную работу. Организации социалистического соревнования постоянное внимание уделял судком, возглавляемый пятым помощником капитана коммунистом А. Лихобабой. Большую работу проводила комиссия по контролю за качеством выпускаемой продукции (председатель - член партбюро старший механик С. Строганов) и группа народного контроля во главе с членом партбюро матросом первого класса Г. Поповым.
Безусловно, решающее влияние на выполнение плана экипажем имела деятельность производственной службы. И хотя в этом коллективе осталось мало моряков, которые участвовали в первых рейсах "Рыбака Балтики", на судне живут и развиваются их традиции высокой ответственности за честь экипажа коммунистического труда.

АНАЛИЗ ПОКАЗЫВАЕТ...
С хорошим настроением моряки встречали на промысле праздник Великого Октября. Дела шли хорошо. Экипаж уверенно приближался к выполнению годового плана. На судне состоялся вечер отдыха. 9 ноября прошло заседа ние судкома. Основной пункт его касался развития социалистического соревнования в бригадах. На заседании присутствовали рыбмастера И. Персидский и В. Кууск, профгрупорги бригад П. Янесоо, А. Соломка, В. Красуцкий. Следует отметить, что в соревновании между бригадами учитываются не только количественные показатели, но и, безусловно, качество выпускаемой продукции. Поэтому на табло, отражающем ежедневное выполнение плана, имеется графа, определяющая качество изготовленных пресервов или мороженой продукции. Здесь решающее слово принадлежит комиссии по контролю за качеством, группе и постам народного контроля.
Конечно, общественные организации работали в тесном контакте, но не дублировали друг друга. Группа народного контроля, например, решила в течение первого месяца контролировать выпуск пищевой продукции каждую неделю. Это делалось для того, чтобы предотвратить нарушение технологии изготовления продукции молодыми рыбаками, еще не имеющими должных производственных навыков. Большую помощь оказывали и посты народного контроля, в которые входили наиболее опытные рыбообработчики. В многочисленных актах отражены результаты проверок. 19 октября, например, при проверке кормовой рыбной муки обнаружено резкое колебание веса мешков. По требованию группы вся партия (95 мешков) была перетарена в соответствии с весом, указанным на бирках. С весовщиками и машинистами РМУ был проведен дополнительный инструктаж.
Комиссия по контролю за качеством занималась комплексным решением вопроса. По существу, весь производственный цикл находился под ее наблюдением. Ведь качество продукции зависит не только от укладчика, весовщика или расфасовщика, но и от эффективности работы техники и оборудования, слаженности в деятельности судовых служб.

В ОТВЕТЕ — ВСЕ
На заседании судового комитета профсоюза член комиссии помощник капитана по производству А. Заводников проанализировал ход трудового соперничества между бригадами. Разумеется, сказал он, следует учесть многие факторы. Как отразится на результатах работы бригады простой, случившийся по ее вине? Скажем, простой шесть часов по вине рефотделения, 3 часа и 30 минут из-за поломок электрооборудования.
Но профорг П. Янесоо говорил не только об объективных причинах. В коллективе отлично трудятся матросы И. Няпа, В. Хайруллин, Н. Фальков. По результатам рейса они добились звания ударников коммунистического труда. Но подводят А. Малышев и B. Рознатовский. Следует отметить, что последний изменил свое отношение к делу после товарищеской критики.
По итогам рейса звание лучшей и переходящий красный вымпел завоевал коллектив второй морозильной бригады. Многим членам коллектива были присуждены звания ударников коммунистического труда.
Победителем среди пресервных бригад стал коллектив, возглавляемый рыбмастером А. Грушевским, профоргом В. Русских. Лучшей вахтой среди судомеханических служб признана вахта второго механика по технологическому оборудованию Р. Ааса, лучшей штурманской вахтой стала вахта старшего помощника капитана А. Васильева и четвертого помощника капитана C. Узуна.
На одном из последних собраний экипаж принял встречный план на 1977 год. В своих обязательствах моряки «Рыбака Балтики» решили ознаменовать 60-летие Великого Октября новыми трудовыми успехами, своими делами подтвердить высокое звание экипажа коммунистического Труда.

Б. АРТЮХОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти РТМ-7229 "Юхан Смуул" и его экипажей. УДАРНЫЙ СЧЕТ ПЯТИЛЕТКИ – 20 01 1977
О том, как проходил этот, недавно завершившийся рейс РТМ-7229 "Юхан Смуул", наша газета сообщала не раз. Особое спасибо за это - активистам "Рыбака Эстонии" из числа членов экипажа этого "атлантика", прежде всего первому помощнику капитана Михаилу Иоанновичу Смирнову.
Это благодаря им наши читатели своевременно узнали, что рыбаки "Юхана Смуула" смело пересмотрели принятые в начале рейса социалистические обязательства и первыми в объединении дали слово досрочно, а именно - ко Дню Советской Конституции - завершить выполнение годового плана, значительно увеличить коэффициент использования сырца на пищевые цели, выпускать всю рыбопродукцию повышенного качества, без рекламаций. Не менее солидно выглядели и другие пункты их социалистических обязательств, в частности, касающиеся экономии ГСМ и промвооружения (более чем на 40 тысяч рублей).
В реальности и обоснованности этих повышенных соцобязательств экипажа РТМ-7229 мог усомниться разве лишь тот, кто незнаком с трудовой «биографией» этого судна, традициями его личного состава и, само собой, с капитаном-директором Виктором Соколовым. «Юхан Смуул» — судно достаточно известное не только у нас, но и в Западном бассейне. И капитан В. А. Соколов — человек среди рыбаков весьма уважаемый, авторитетный и ... везучий. Везучий, надо сказать, не только на рыбу. На людей главным образом. Не потому ли любит наш брат-газетчик, встречаться с этим капитаном, у которого всегда найдется, что рас сказать о своих подчиненных? Рассказать не трафаретно, казенным языком служебных характеристик, а так, что сразу начинаешь постигать все «секреты" авторитетности капитана среди рыбаков, завидно уважительного отношения к нему. Вот, к примеру.
— ...Что сказать о втором механике Умате Шебзухове? — говорил Виктор Алексеевич Соколов, перечисляя моряков, отличившихся в недавнем рейсе. — Главный двигатель он так содержал, что главный конструктор шапку бы снял перед таким механиком... Или вот: знаете лучший, самый эффективный способ экономии дизтоплива? Это — держать машину не на голодном, урезанном пайке, но и не перегружать ее доппайком. Как вот Умат Шебзухов, и — и «все-го-то»! Случилось, что мы вынуждены были оставить его в составе РПК перед тем, как лететь в Таллин, — так мне даже показалось, что он чуть не заплакал от досады. Привязался к экипажу, да и нам сразу стало как-то не по себе, словно мы сами виноваты перед ним за это. Что расстались...
Надо ли говорить, что Умат Шебзухов, конечно же, самым заинтересованным образом от несся к «рискованному» предложению капитана пересмотреть первоначально принятые цобязательства, особенно в части экономии горюче-смазочных материалов и вообще, досрочно выполнить план первого года пятилетки эффективности и качества. А идея эта, конечно, родилась в голове капитана-директора и основана была на строгом и стройном математическом анализе - промобстановки, технических и технологических возможностях судна, финансового и других планов, из чего следовало, что при соответствующем - добросовестном, рачительном использовании дополнительных резервов, не только возможно, но и должно с честью закончить первый год рыбацкой пятилетки. Но, конечно, тут уж математика вступает во взаимодействие с моральными категориями и факторами. Ибо живое, настоящее соревнование под нажимом, давлением не организуешь.
На "Юхане Смууле" организовали. Поверили капитану и поддержали его. Сначала словом, потом — сразу же — делом. Уточнили обязательства, индивидуальные и коллективные — комплексных бригад, смен, вахт. Соревнование стало ударным делом как судового комитета (возглавлял его помощник капитана по производству Виктор Волга, с которым В. Соколов плавает уже три рейса), так и партийной организации (секретарь партбюро - боцман Константин Рудковский, человек беспокойный и дотошный - места себе не находит, если что-то не сделано...). А поскольку коммунистов в экипаже оказалось более 20 человек, то решено было создать на судне четыре полнокровных партгруппы, которые имели возможность самым непосредственным образом влиять на ход соревнования.
«Технология» этого влияния, в общем-то, проста - прежде всего, и главным образом личным примером коммунистов командиров, руководителей экипажа. Проследить это можно на множестве примеров. Один из них — вот: организация и руководство тралением, добычей. Качество рыбопродукции начинается непосредственно с этой операции, общеизвестно. Опять же, здесь приходилось решать и задачу экономии, сбережения орудий лова, на что также были нацелены повышенные обязательства. А работать пришлось на тяжелых грунтах в условиях не то, что сложных — жестких, как говорят штурманы и добытчики, не придавишь трал — ничего не поймаешь...
Но, во-первых и сам капитан Соколов едва ли не наизусть знал здесь рельеф коварного дна, во-вторых, штурманский состав тоже подобрался сильный — во главе со старшим помощником Иваном Любарцом, грамотным и опытным моряком и промысловиком (заочно учится в КТИ); со вторым же помощником В. Соколов вообще учился еще в Батумской мореходке, так что понимают они друг друга с одного взгляда, как, впрочем, и с остальными штурманами — Владимиром Бабкиным и Виктором Смелышевым — сплавались, сработались. А в-третьих, «повезло» и со службой добычи, которой руководил старший мастер Александр Гончаренко, он же комсомольский вожак экипажа. Кстати сказать, с А. Гончаренко капитан-директор плавал на БМРТ-474, где Александр был еще матросом-добытчиком. Моряки в службе подобрались один к одному: опытный практик и член партбюро Михаил Иванович Павлов, с которым В. Соколов ходил еще за селедкой на СРТ, и матрос Маил Аликперов, Ааре Бишлер и Велло Юкк, Владимир Лисовец и Тойво Лыхмус...
Культурно и сноровисто работали, уверенно, со знанием дела. Надо было — так же сноровисто и быстро чинили порывы тралов, латали и снова делали свое дело.
Столь же дружно и профессионально действовала и служба обработки. Здесь систематически отличались рыбмастер Алексей Семенович Семенов из первой комплексной бригады (ей и суждено было занять первое место по итогам рейса), а также матросы Алексей Мешенчук — «знатный упаковщик», как уважительно называют его товарищи, и активист НК; молодой рыбообработчик Виктор Алимов, Валерий Серветник, виртуоз-рыбообработчик Виктор Левин, его тезка Виктор Атанов и другие моряки.
Не только между собой соревновались эти люди — весь рейс «с переменным успехом» продолжалось напряженное соревнование с экипажем РТМ-7192 «Юлемисте». Соперники оказались достойные, и пальма первенства, поэтому переходила, что говорится, из рук в руки. Даже после того, как в августе минувшего года победа, казалось, прочно прописалась на борту «Юхана Смуула» — это когда экипаж его завоевал первое место среди судов ЭРПО «Океан» по вылову и направлению свежья на пищевые цели (82 процента), в связи с чем, начальник объединении и поздравил экипаж РТМ. Но окончательная победа в парном соревновании была достигнута 5 декабря, когда рыбаки "Юхана Смуула" доложили о выполнении своих повышенных соцобязательств и стали работать в счет первого-второго года десятой пятилетки.
— ... Позвольте же, дорогие друзья, сердечно поздравить вас от имени руководства Эстрыбпрома с большой и за служенной победой на промысле, — сказал на собрании экипажа РТМ-7229 начальник отдела кадров объединения Ю. В. Васильев. — Своим ударным трудом вы внесли вклад в успехи, достигнутые нашим объединением в первом году десятой пятилетки.
Вот итоги этого рейса РТМ «Юхан Смуул»: план по вылову выполнен на 109 процентов, мороженой продукции - 108, пищевой — 108, товарной - 107, филе — 175 процентов, на пищевые цели направлено 75,6 процента рыбы-сырца (план — 70 процентов).
На днях РТМ-7229 снова уходит на промысел. Ударный счет пятилетки продолжается. Новое обязательство экипажа «Юхана Смуула» — выполнить план двух первых лет пятилетки к 60-летию Великого Октября.

Л. ФИРСОВ
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти РТМС-7535 «Лембит Пэрн» и его экипажей. ПОБЕДА ДАЛАСЬ НЕЛЕГКО – 20 01 1977
НА ДНЯХ в родной порт из длительного и весьма трудного рейса возвратился РТМС-7535 «Лембит Пэрн». Скажем прямо, рейс этот был для рыбаков судна очень сложным и ответственным. С первого же дня работы на промысле рыбаки встретились с трудностями; то погода не благоприятствовала, то не было рядом баз для сдачи рыбной продукции, то стояли в ожидании топлива, то делали большие переходы, чтобы сдать уловы... В общей сложности по всем этим причинам было потеряно 25 промысловых суток.
И все-таки, несмотря на большие осложнения, дружный экипаж «Лембита Пэрна» хорошо справился с рейсовым заданием. Вот его окончательные итоги. Задание по добыче было выполнено на 110 процентов, по заморозке — на 106, по выпуску товарной и пищевой рыбной продукции — на 107, по выпуску готовой рыбной продукции — на 104 процента. В рейсе сэкономлено значительное количество вспомогательных материалов, в том числе горюче-смазочных, промвооружения. Так, экономия промвооружения составила более 30 процентов.
Во время рейса экипаж пересмотрел свои социалистические обязательства и решил выполнить их к 25 декабря прошлого года, на семь суток раньше срока, Этот успех пришел не сразу. Хотя на «Лембите Пэрне» были опытные специалисты, опытные партийные и комсомольские работники, всем на первых порах пришлось работать много, упорно. Организация действенного социалистического соревнования — вот что заботило и волновало руководство и общественников судна. Соперничество развивалось широким фронтом. Соревнованием были охвачены бригады, смены. Все рыбаки имели личные обязательства. И это дало свои результаты.
За рейс различными видами поощрения отмечено 86 моряков. Имена 11 лучших занесены на судовую Доску почета, семеро отмечены почетной грамотой, 20 подтверждено звание ударника коммунистического труда, шести — присвоено впервые. В конце рейса были подведены итоги социалистического соревнования между коллективами судна. Пальму первенства завоевала вторая комплексная бригада, возглавляемая мастером обработки Ю. Лауком и мастером добычи А. Козловым. Среди вахт машинной команды победу одержала вахта четвертого механика коммуниста Н. Ганжи.
Промысловые будни моряков «Лембита Пэрна» были напряженными. И все-таки, несмотря на большую занятость, рыбаки находили время для учебы, отдыха, организации спортивных мероприятий, концертов. Коммунисты часто собирались на свои собрания. Они решали важные вопросы, связанные с организацией социалистического соревнования, развертыванием борьбы за наибольшее направление рыбы-сырца на пищевые цели, с организацией политической и экономической учебы экипажа. Моряки «Лембита Пэрна» постоянно были в курсе всех событий, происходящих в нашей стране и за рубежом. В этом им помогали судовые политинформаторы, лекторы.
А о том, что делается на самом судне, моряки узнавали из своей стенной газеты «Рыбак Атлантики». Ее редактор коммунист С. Шишкин оперативно сообщал морякам о всех событиях, происходящих на судне, своевременно поднимал острые вопросы. Стенная газета рассказывала о передовиках производства, публиковала фотографии лучших, анализировала работу экипажа за определенные сроки. Самую свежую информацию моряки получали по радио. Все это благотворно сказывалось на рабочем настроении большого коллектива «Лембита Пэрн».
Трудовая победа рыбакам "Лембита Пэрна» во главе с капитаном-директором Н. Бабкиным и первым помощником В. Чепурных далась нелегко, но тем она радостнее. 60-летию Великого Октября рыбаки «су-пера» преподнесли первый и хороший подарок. Впереди их ждут новые рейсы, еще более напряженная борьба за выполнение рейсовых заданий, заданий второго года десятой пятилетки.

П. ЛУГОВСКОЙ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБЕРИТЕ С НИХ ПРИМЕР – 22 01 1977
В ОКТЯБРЕ этого года Таллинской заочной средней школе моряков исполняется 20 лет. За это время аттестаты о среднем образовании получили более 1200 ее учеников, большинство которых работает на судах и предприятиях объединения рыбной промышленности и морского пароходства.
Каждый человек, безусловно, хранит в своей памяти торжественное и радостное событие — день вручения аттестата. Таким волнующим днем для очередного выпуска школы, собравшегося в одном из залов Таллинского клуба моряков, стало 14 января, в этот день были вручены аттестаты об окончании средней школы девятнадцати работникам объединения. Перед выпускниками с напутственной речью выступили директор школы Лидия Викторовна Григорьева и работающая с первых дней образования школы завуч Лидия Кирилловна Самойленко. Они тепло поздравили своих учеников с успешной сдачей экзаменов и получением аттестатов, пожелали им никогда не забывать школу и быть ее верными помощниками в работе по вовлечению в общеобразовательную учебу своих товарищей. В этот вечер было высказано много добрых советов и о продолжении учебы в высших и средних учебных заведениях, и о той большой цели в жизни, которой может достичь только тот, кто постоянно работает над повышением своих знаний.
Выпускникам школы, успешно сочетавшим производственную деятельность с учебой без отрыва от производства, были вручены почетные грамоты и памятные подарки.
Стала в этом году выпускницей староста класса работница нефтебазы Анна Соснева, о которой преподаватели говорят как об отличной помощнице и ученице, а одноклассники — как об отзывчивом товарище. Аня не думает останавливаться на достигнутом и продолжит учебу по своей специальности. Планирует учиться дальше и матрос БМРТ-384 Владимир Федосеенко, сдавший почти все зачеты в море и окончивший школу только на «хорошо» и «отлично». Будет повышать свой профессиональный уровень и Николай Ткачук — котельный машинист с БМРТ-396. Вместе ходили в рейсы на ТР «Бриз» матросы В. Люкманов и К. Костецкий. Экипаж судна активно помогал заочникам в учебе, и они не подвели свой коллектив. Активными и прилежными учениками зарекомендовала себя официантка БМРТ-250 В. Семенова и работник портофлота В. Возный. Среди выпускников немало и таких ребят, которые занимались в консультационном пункте при Таллинской мореходной школе. Большую помощь заочникам оказывали общественные консультанты, в том числе и первые помощники капитана В. Васильев, А. Горошко, А. Пегов, Р. Арустамян и другие.
В этот вечер много теплых слов было сказано в адрес преподавателей, выходящих на судах в море. В своих выступлениях выпускники школы поблагодарили педагогический коллектив за повседневную заботу и внимание, за большую любовь к своей профессии. Ведь трудности заочной учебы были преодолены совместно — и учениками, и преподавателями.
Чтобы прийти со своими учениками к этому праздничному дню, немало усилий приложили классный руководитель преподаватель математики Любовь Ивановна Тхор, преподаватель химии Людмила Михайловна Морозова, преподаватель литературы Лидия Кирилловна Самойленко и многие другие. Всегда одной из первых поднимается на борт пришедшего из рейса судна заведующая консультационным пунктом Эстрыбпрома Анна Марковна Шкутько. Именно ей обязаны многие моряки своими успехами.
Группа выпускников обращается ко всем работникам объединения, не имеющим среднего образования: не теряйте драгоценного времени даром, поступайте в заочную школу моряков и продолжайте свою учебу! К этому пожеланию необходимо добавить, что отдел подготовки кадров всегда даст полную информацию о том, где и когда можно продолжить учебу.

В. БЫКОВ,
секретарь комсомольской организации добывающего флота.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На торжественном собрании, посвященном окончанию Таллинской заочной средней школы моряков, директор Лидия Викторовна Григорьева вручила выпускникам аттестаты. Среди них был и матрос транспортного рефрижератора «Бриз» В. Люкманов, которого вы видите на снимке.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Почетные грамоты и памятные подарки были вручены не только тем, кто закончил успешно школу, но и тем, кто способствовал нашим морякам в их учебе — педагогам.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Педагоги школы сердечно поздравляют своих воспитанников.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» и его экипажей. ПРОДОЛЖАЯ ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ – 18 01 1977
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ соревнование рождает новые методы и формы труда, способствует повышению качества выпускаемой продукции, воспитывает высокую ответственность каждого члена экипажа за конечный результат рейса.
За десять рейсов работы БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» в различных промысловых районах в коллективе судна сложились хорошие трудовые традиции — досрочно выполнять рейсовые задания, перевыполнять взятые социалистические обязательства, постоянно сокращать сроки межрейсовых и заводских ремонтов. За отличные показатели в труде и в социалистическом соревновании коллективу судна было присвоено почетное звание экипажа коммунистического труда, рыбаки были награждены вымпелом Таллинского ГК КП Эстонии и исполкома Таллинского городского СДТ — «Лучшему экипажу — победителю в социалистическом соревновании». За победу в социалистическом соревновании между судами типа БМРТ Эстонского РПО «Океан» и Ленинградской БОРФ в честь достойной встречи 50-летия образования СССР коллектив судна был награжден Почетной грамотой, ему присвоено звание «Комсомольско-молодежный экипаж».
За прошедшие пять лет многие члены экипажа БМРТ «Иоханнес Семпер» за хорошую работу были удостоены различных поощрений. За примерный труд и дисциплину, активное участие в общественной жизни в судовую Книгу почета занесены имена старшего помощника капитана Владимира Комарова (ныне капитан-директор РТМС), мастера добычи Михаила Павлова, матросов Ивана Яковенко и Владимира Никитина. Многие из тех, кто трудился на этом судне, продолжают работать на промысловых и транспортных судах объединения, внося достойный вклад в выполнение государственного плана и рейсового задания в десятой пятилетке. Продолжая и развивая сложившиеся трудовые традиции, экипаж в своем последнем рейсе справился с заданием и взятыми социалистическими обязательствами по досрочному выполнению плана первого года десятой пятилетки.
Встав на трудовую вахту, экипаж выполнил годовой план к празднику 59-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Рейсовое задание по всем основным показателям, а также принятые обязательства на рейс успешно выполнены. План по добыче рыбы - на 120 процентов, по заморозке - на 125, по изготовлению филе - на 156, по выпуску пищевой продукции - на 109 процентов. На пищевые цели направлены 72 процента рыбы-сырца. Эти показатели достигнуты в результате напряженного труда всего экипажа.
Большая работа проделана общественными организациями, в том числе судовым комитетом профсоюза, возглавляемым старшим механиком Иваном Савицким, по организации социалистического соревнования, пропаганде передового опыта. Судовой комитет постоянно отмечал трудовые успехи членов экипажа, достигших хороших результатов в социалистическом соревновании. Премией были поощрены матросы Гайк Казарян, Николай Забелин, Николай Шабалин и другие.
Постоянный задор в соревнование вносили комсомольцы и молодежь судна, которые поддержали почин передовых предприятий страны — работать под девизом «60-летию Великого Октября — шестьдесят ударных недель». Уже первые дни на промысле показали, что экипаж взял хороший темп. Ежедневно сменные задания выполнялись на 105—110 процентов. Особенно упорное соревнование разгорелось между комсомольцами комплексных бригад, которые отдавали все силы выполнению взятых обязательств. По итогам рейса первое место в соревновании по всем показателям было присвоено комплексной бригаде, возглавляемой коммунистами мастером обработки Владимиром Резниковым и мастером добычи Георгием Гуляром, имя которого за отличные показатели в соревновании занесено в судовую Книгу почета.
Матросы из этой бригады — Николай Скворцов, Николай Шабалин и Эдуард Мазур — за хорошую работу занесены на судовую Доску почета. Комсомольцу Владимиру Савинкину присвоено звание «Лучший по профессии». Многим членам экипажа объявлены благодарности.
Продолжая свои трудовые традиции, экипаж принял встречный план на 1977 год — второй год десятой пятилетки. В соответствии с ним решено, задание по вылову выполнить на 103 процента, по заморозке — на 105 процентов, при этом направлять на пищевые цели 75 — 80 процентов сырца.
Задача стоит перед экипажем ответственная и напряженная, но есть все основания полагать, что коллектив с честью выполнит взятые социалистические обязательства.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
первый помощник капитана.