Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСРТ-4425. Трудовые подарки Первомаю – 25 04 1971
Задание восьмой пятилетки по вылову рыбы экипаж СРТ-4425 сделал на 128,8 процента, добыв 43541 центнер сельди, пикши, сайды и т. п.
- Первый квартал девятой пятилетки начат успешно, заявил третий штурман Михаил Казаков. - В рейсе, закончившемся 21апреля, при плане 3060 центнеров взято в северном море 3760 центнеров рыбы.
В среднем за каждые промысловые сутки делали по 4,3 траления, а всего за рейс - 380 тралений. Правда, штормовая погода значительно затрудняла действия добытчиков. Отсутствие порой приемных судов заставляло часть добычи солить в бочки и шкерить. Таким образом, засолили около 20 тонн рыбы, доставили в порт 90 бочек.
Несмотря на тяжелые грунты, удалось из шести тралов сэкономить полностью один трал. Перед уходом с промысла обратились по радио к своим судам с предложением передать этот трал. И его действительно взял один из траулеров, который еще оставался на лову.
В партийной организации было три члена КПСС и два кандидата - капитан Виктор Мухин и моторист Виктор Христин. В рейсе Виктор Мухин принят в члены КПСС. На партсобрании по приему в партию коммунисты матросы Николай Линник и Павел Чубуров, штурман Михаил Казаков охарактеризовали В. Мухина как принципиального, делового человека, серьезного судоводителя, повышающего свой профессиональный и теоретический уровень. Единогласно В. Мухин принимается в члены КПСС.
Коммунисты изучили решения партийной конференции рыбопромыслового флота. Судовые агитаторы вели разъяснения Директив по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы.
На рабочем собрании по итогам рейса отмечался слаженный труд всех членов коллектива. На головорубной машине виртуозно действовал матрос первого класса Николай Семененко, машинная команда под руководством стармеха Евгения Малашевского обеспечила четкое обслуживание механизмов и т. д.
На обратном переходе в Таллин экипажу СРТ-4425 совместно со своим напарником по социалистическому соревнованию коллективом СРТ-4481 пришлось буксировать аварийное судно - СРТ-4515. Сложная задача буксировки выполнена отлично, все три судна благополучно прибыли в родной порт.

А. КРОСС.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВ самую что ни на есть Ялту – 23 04 1971
Один наш общий знакомый на днях получил в базкоме путевку в ялтинский санаторий им. Куйбышева. Что тут было! Он останавливал на улице каждого прохожего, одной рукой держал его за рукав, а другой - доставал из карманам хрустящую бумагу.
- Слышь, еду в Ялту, черт подери, в самый Крым, уразумел?... И все хозяйство стоит 73 рубля, а для меня, как члена профсоюза, - 21 рубль 90 копеек! Железно!!!
И как тут не радоваться. В самое что ни на есть приятное время - с апреля по октябрь! Вот послушайте-ка:
- с 27 апреля по 20 мая,
- с 21 мая по 13 июня,
- с 14 июня пол 7 июля,
- с 8 июля по 31 июля,
- с 1 по 24 августа,
- с 25 августа по 17 сентября.
- с 18 сентября по 11 октября.
И на каждый срок - 15 путевок!
Так что... дорогие друзья, Крым - это вещь! Глотай солнце на все свои 22 рубля (без гривенника).
Между прочим, поторопитесь. Желающих почему-то всегда больше, чем путевок!

П. КРЫМСКИЙ
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКапитаны судов типа СРТ в первом квартале 1971 года
Матвеев 4191
Сарапулов 4244
Чебуханов 4250
Меньшиков 4259
Минаев 4282
Барбакадзе 4283
Субооткин 4291
Ширкунов 4292
Соколов 4326
Адылин 4327
Шевчук 4344
Мухин 4371
Кививяли 4390
Пикат 4424
Альшанский 4425
Кунегин 4451
Чеботарев 4515
Решетников 4543
Евстратов 4544
Евстратов 4545
Ренжин 4557
Войнов 4558
Борт 4572
Туев 4574
- 4575
Коноплев 4589
Ерофеев 4590
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКапитаны судов типа СРТР в первом квартале 1971 года
Плотников 9027
Рысаков 9031
Карнаухов 9045
Хорьков 9046
Дудкин 9057
Трунов 9058
Прудцев 9062
Башкатов 9080
Симонов 9082
Смородин 9097
Зубанов 9110
Соколов 9122
Евсеев 9124
Дорожко 9139
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-564 «Иоханнес Семпер». В ПЕРВЫЙ РЕЙС - 16 04 1971
В первый рейс вышел из Севастополя БМРТ-564 "Иоханнес Семпер». Это новое судно объединения "Океан", принятое в день открытия XXIV съезда КПСС.
Возглавляют экипаж капитан-директор Г. Филимонов, первый помощник капитана Н. Ермолаев, старпом В. Сурков.
В дни работы съезда команда трудилась ударными темпами — осваивала траулер, принимала снабжение, вела подготовку к промыслу, — делала все, чтобы выйти в рейс в точно установленный срок.
На общем собрании экипаж ознакомился с производственным заданием и принял вызов команды БMPT-555 «Феодор Окк» на социалистическое соревнование. С напутственным словом от имени администрации нашего объединения к экипажу обратился заместитель начальника отдела снабжения С. Максимов.
10 апреля «Иоханнес Семпер» отправился на промысел. Экипаж полон решимости с первого рейса добиться хороших результатов и выиграть соревнование. Для этого есть основания: на траулере модернизирован рыбный цех и улучшены бытовые условия.

(Наш корр.).
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСРТР-9082 "Ристна". В водах Западной Африки – 16 04 1971
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕВЫПОЛНЕНЫ
БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ САМОРЕМОНТА
ДЕРЖАЛИСЬ ВСЕ МОЛОДЦАМИ
СТАРАЯ ИСТОРИЯ О ПЛАВБАЗАХ

ПРОМЫСЕЛ среднего рыболовного траулера-рефрижератора 9082 "Ристна" (капитан Артур Михайлович Симонов) проходил в атлантических водах Западной Африки в те дни, когда вся наша страна жила подготовкой к XXIV съезду КПСС и его работой.
- Безотказная радиотрансляция в салон-столовой и во всех каютах, - говорит секретарь парторганизации Валентин Николаевич Карулин, - позволяла постоянно информировать членов команды о материалах съезда. Пропаганду решений съезда вели все коммунисты. В партийной организации в рейсе было пять членов КПСС - капитан Артур Симонов, мастер обработки Владимир Дюна, старпом Валентин Карулин, матрос первого класса Григорий Панченко, радист Борис Антонов.
Большое внимание уделялось изучению Директив партии по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы. Каждый моряк горячо одобрил главную задачу девятой пятилетки, которая состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.
По основным положениям Директив проведено с экипажем несколько занятий. Доклады и выступления на съезде часто непосредственно передавались по судовой радиотрансляции. Беседы велись и с группами и даже индивидуально с членами коллектива.
В пропаганде решений съезда упор делался на то, какие конкретно задачи должен претворять в жизнь экипаж в данном рейсе, намечались рубежи основных показателей на пятилетке.
Рейс был нелегким. Прежде всего, почти весь состав судна впервые проводил промысл под знойным небом тропиков. Но и в этих условиях, каждый старался, чтобы выполнить принятые на рейс повышенные социалистические обязательства.
По предварительным данным задание по вылову рыбы выполнено на 120 процентов. При плане 12350 центнеров добыто 15170 центнеров ставриды, скумбрии, сардинеллы. Таким образом, обязательства перекрыты.
Конечно, можно было сделать и больше - таково мнение моряков - если бы не ряд трудностей. Самокритично моряки говорят, что и у них были ошибки, так как работать кошельковым неводом пришлось в незнакомом районе промысла - Восточно-Центральной Атлантике
Но особенно остро чувствовался в некоторые периоды недостаток емкостей - плавбаз. С начала работы до середины февраля удавалось беспрепятственно, сдавать уловы на производственный рефрижератор "Саяны" и плаврыбозавод "Фридерик Шопен". Затем, когда остался один плаврыбозавод, образовались очереди добывающих судов. Иногда, в течение двух суток удавалось лишь один раз сдать свой улов. Так как улов передавался через "посредников", а это были суда других флотилий, то "Ристна" много проигрывала . Ведь часть улова СРТР шла в фонд этих "посредников". По скромным подсчетам на это ушло около 3000 центнеров. Как видно, общий вылов судна составлял почти 18000 центнеров.
А уловы доставляли удовлетворение. Однажды закошельковали 840 центнеров рыбы, которую удалось сдать "Фридерику Шопену". Бывало в "кошельке" и до двух тысяч центнеров, да не представлялось возможности все их реализовать.
Наибольшее напряжение выпало на долю машинной команды.
- Жара в машинном отделении доходила до 40 градусов, - вспоминает стармех, он же председатель судового комитета профсоюза Игорь Федорович Кириллов. - Большая влажность, высокие температуры заставляли удвоить уход как за главным двигателем, так и за вспомогательными, и особенно палубными, чтобы обеспечить нормальный ход добычи.
- Бесперебойно действовала холодильная установка, за что механики благодарят рабочих судоремонтного завода. Несмотря на необычные условия, техника всегда содержалась в хорошем состоянии. Кроме того, претворяя свои социалистические обязательства в честь XXIV съезда КПСС, на переходе проделан значительны объем саморемонта. Отремонтированы вспомогательные двигатели 150, 100, 28 л. с. и т. п. На совесть потрудились второй механик Геннадий Метс, третий механик комсомолец Ильмар Стюф, электрик Вяйно Вахер, моторист Иван Решетнев.
Рейс, начатый 2 декабря 1970 года и закончившийся у северного причала утром 13 апреля, экипаж провел успешно. Сейчас идет подготовка к ремонту, после которого судно вновь уйдет на промысел.

А. КРОСС.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПБ Станислав Монюшко. Из года в год … - 28 03 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пять лет назад в нашей газете ( 12 января 1966 года) была опубликована заметка под заголовком "Станислав Монюшко". Чуть ниже значилось : "Новая плавбаза вступила в строй".
«Вечером второго января бросила якорь на Таллинском рейде новая плавбаза «Станислав Монюшко», построенная на Гданьской судоверфи в Польской Народной Республике...».
И так далее. Автор рассказывал о техническом оснащении судна, о его основных параметрах и, в частности, приводил цифры мощности дизельной установки - 7850 лошадиных сил — позволяет развивать скорость до 15 миль в час. Электрогенераторы в 2100 киловатт-часов могли бы обеспечить электроэнергией небольшой город...».
Пять с лишним лет прошло с момента опубликования этой заметки, а точнее - 63 месяца. За это время судно совершило 17 рейсов, доставило в Таллин 597262 центнера рыбопродукции (план восьмой пятилетки экипаж "Станислава Монюшко» выполнил еще в мае 1970 года) и ни разу за этот срок плавучий гигант не становился в заводской ремонт. Экономический эффект от столь длительного срока эксплуатации трудно переоценить. Вот для наглядности несколько цифр.
За эти 63 месяца судно должно было, как минимум, полгода пробыть в заводском ремонте...
Полгода... Одни сутки простоя такого колосса, как "Станислав Монюшко", обходятся в 2500 рублей. Промысловые сутки - итого больше: 7800 рублей. Теперь умножьте среднюю стоимость простоя на 180 (количество дней ремонта). Цифра получится астрономическая. И это - не считая стоимости самого ремонта.
Вот какой подарок к XXIV съезду нашей партии подготовили механики судна. В жизни ничто не дается легко. Сколько труда, времени, заботы вложили за эти годы главный механик П. Т. Ванюхин, старший рефмеханик Г. М. Дивак, старший электромеханик Ю. И. Менка, механики-наладчики А. Х. Кярт, Б. М. Доронюк! Достаточно сказать, что только в 1967 году во время профилактического ремонта в Польше личный состав судна под руководством группы механиков отработал свыше 70000 нормо-часов на саморемонте. Чтобы произвести подобный объем работ в заводских условиях, потребовалось бы ставить судно в ремонт на 100 суток!
Интересно отметить и такую деталь. 22 ноября 1970 года, по прошествии 58 месяцев безремонтной эксплуатации, судно получило класс Регистра. Вся механическая часть плаврыбозавода содержится в отличном состоянии. Грамотная эксплуатация, своевременное выполнение графика планово-профилактических осмотров и ремонтов, внимательность обслуживающего персонала - вот исток столь успешной работы.
Плодотворно трудятся на судне рационализаторы. В 1968 году "Станислав Монюшко" занял второе место по ЭПУРПу в смотре-конкурсе рационализаторской деятельности плавсостава. В 1969 и 1970 году рационализаторы судна выходили на первое место.
Совсем недавно главный механик П. Т. Ванюхин закончил работу над очередным рацпредложением. Суть его заключается в следующем. Конструкция немецких (ГДР) турбонагнетателей Н-3 для двигателей ВАН-22 оказалась неэффективной. Спустя несколько лет с начала эксплуатации судна они стали выходить из строя. П. Т. Ванюхин задумался над тем, как же обеспечить нормальную работу этих механизмов. Засел за чертежи, за учебники. Пять месяцев упорного труда не прошли даром. Им разработано 28 новых деталей для турбонагнетателей. Таким образом, на базе немецкого агрегата создан совершенно новый, упрощенный, надежный в эксплуатации прибор. В последнем рейсе ремонтная бригада под руководством главного механика изготовила четыре турбонагнетателя новой конструкции. Теперь электроэнергии на судне в избытке.
Экономический эффект от внедрения этого предложения составил 92000 рублей только за один рейс. Впоследствии новые конструкции турбонагнетателей будут установлены на многих судах Западного бассейна, а также на Севере и Дальнем Востоке. И это техническое достижение механики "Станислава Монюшко" посвящают XXIV съезду Коммунистической партии.
Павел Тимофеевич Ванюхин и Юрий Исаакович Менка - ветераны судна. Они принимали участие в приеме плаврыбозавода на Гданьской судоверфи, и вот уже свыше пяти лет бессменно несут свою трудовую вахту на полюбившемся им судне. Нет, наверное, в машине такой детали, к которой бы не прикасался главный механик. За 63 месяца он настолько хорошо изучил машинной отделение, что , кажется, мог бы найти неисправность с закрытыми глазами.
Великолепно освоил электротехническую часть судна и Юрий Исаакович Менка. А хозяйство у него огромное: свыше 550 электродвигателей, 18 лебедок и прочее... Однако за эти годы не было ни одного случая выхода из строя электротехнического оснащения плаврыбозавода.
Я обратился к ветеранам судна с вопросом, какие изменения произошли на судне и в порту за эти пять лет?

П. Т. ВАНЮХИН;
- Изменения? Пожалуйста. Главный двигатель за эти годы отработал 11000 часов, вспомогательные двигатели - 21000 часов. Это предел для двигателей подобного рода. Однако машина находится в хорошем состоянии. Чтобы выполнять все возрастающие рейсовые задания, судно постоянно оснащается все новыми и новыми средствами автоматики, дополнительными производственными емкостями. В ближайшем будущем на "Станиславе Монюшко" будет установлен 80-тонный накопитель для сохранения свежей рыбы до 3 и более суток в низкой температур. Это поможет нам искоренить случаи брака.

Ю. И. МЕНКА:
- Прежде всего я нахожу изменения в работе порта, в частности, грузового района. Еще в 1968-1969 годах только на разгрузку нашего плаврыбозавода уходило порой от 30 до 40 суток. Теперь же и разгрузка, и оснащение судна необходимым оборудованием и снабжением занимает не более 10 суток. Отлично работают портовики! И еще. За эти пять лет у нас образовался крепкий, дружный коллектив. На судне электрики - самый молодой народ. Я - старше их всех, хотя и мне не так уж много лет.
А теперь мне хочется от имени всего экипажа плаврыбозавода "Станислав Монюшко" передать горячий привет делегатам открывающегося 30 марта XXIV съезда коммунистической партии Советского Союза, - говорит в заключении Юрий Исаакович.

В. ЦИОН.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Молодые коммунисты плаврыбозавода "Станислав Монюшко" старшие матросы-закатчики Хейно Лыо, Славян Комаревич, и старший электрик Станислав Ридман.

Фото А. Дудченко
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРулевые новой пятилетки – 28 03 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рулевые... Это те, кто стоит на самом важном посту. Рулевые — название часто образное. Да и сами корабли порой условны. Ими бывают и завод, и колхозная ферма, и даже отдел какого-нибудь, спокойного с виду, научного института. Но где бы то ни было, на любом поприще нужен рулевой, умудренный опытом и теоретическим знанием человек, чья уверенно твердая рука держит путеводный штурвал. Чтобы точно по курсу шел к цели и малый и большой корабль.
Рулевые - вот они, сегодняшние питомцы Таллинской рыбной мореходки. Разными судьбами шли они на рыбацкий флот. Разыми личными, но, в общем-то взгляде, и одинаковыми. Потому-то знакомство с будущими мореходами можно свести к впечатлению от одной из встреч. К рассказу о том, кто такой Миша Шипов — радист-мореход.


Подмосковный Звенигород - место не знаменитое. Разве что чудесные белоствольные рощи, так любимые уставшими от столичного гомона дачниками. Тихий Звенигород о славе, кажется, никогда и не помышлял. Тем более о славе морской. И не знал до поры, что на одной его улице растет целый мореходный экипаж.
В детстве все играют в капитанов. Лихо катит штурвал, влево-вправо руля, остроконечный замшелый забор встает чередой волн. Но кончается, как и все, зеленое безмятежье. А другим удается взять в дальний путь то, что называется первой мечтой.
Свой школьный аттестат Миша принес на местную фабрику игрушек. Стал токарем. Точал и кораблики, почти копии настоящих. А море оставалось далеко. Такое ли оно, как снимают в кино? Расспрашивать про флотскую жизнь, заехавшего в отпуск моряка Миша не стал. Зависть не позволяла. Она-то, наверное, и придала решимости. Написал в несколько училищ. Первым ответило таллинское: приезжайте.
После экзаменов в списке принятых на отделение радиотехников появилась строка: М. Шипов. Море почти за окном. А если забраться на Вышгород, его и глазом не охватить - целых 180 градусов моря. Еще не покорного Михаилу.
Время теперь рассчитано на часы лекций, лабораторных и контрольных работ. Время идет медленно, просто тянется. Скорее бы лето - настоящее дело. Практика на СРТР, а потом и на самом "Монюшке"! На этой практике курсант-третьекурсник М. Шипов впервые в жизни по-настоящему рассердился.
Часов десять кряду, больше чем вахту, он просидел у приборов, тщетно вглядываясь в переплетение стрелок и шкал. Рыбы не было. Каких только линий не рисовал осциллограф. Вот он, кажется, долгожданный косяк. А проверишь: не рыба это, просто "ломается донный рельеф... И, наконец, рыба! И еще один косяк!.. "Кошелек" взял сразу тонн двадцать пять. На ногах почти вся команда. Миша выскакивает из рубки взглянуть на эту деловую суету. Он улыбается, еще бы... И тут какой-то верзила, весь в чешуе, чуть не сбивает его с ног. "Чего стоишь руки в брюки? Пассажир!..."
С виду радист и впрямь белоручка, приборы (начинка рубки) любят чистоту. Работа не физическая, но любой смыслящий в добыче поймет важность этой судовой роли. Радист, как наводчик в орудийном расчете. И посмеялась бы нынешняя путанная погоней рыба, появись траулер в море без эхолота.
Говоря о профессии, Миша изрядно волнуется, торопится на слово, сердится даже, будто и сейчас перед ним тот верзила в чешуе. Два года назад при приеме в училище Шипов попал на радиотехническое отделение почти случайно - трудно быть мудрым в выборе, когда тебе девятнадцать. Но скоро понял - не подвела интуиция, вытащил именно свой счастливый билет.
Два года назад Миша написал в анкетном листе: "Кандидат в члены КПСС". А минувшей осенью партийное собрание училища приняло Шипова в свои ряды. На рукаве будущего судового радиста ниже четырех шеврончиков (отметки курса), еще три узеньких золотых полосы. Михаил - заместитель командира роты. Без успехов в учебе этой чести не заслужишь. Как и без уважения однокашников.
Один из курсантов заглянул в дверь: "Миша, твоя очередь". Рядом в кабинете директора шло распределение. Вышло так, что Михаил остается в Таллине, придет в наш "Океан". Сам он, конечно, очень рад - здесь много друзей. Среди них и три земляка. Один уже кончил училище, плавает на БМРТ. А два других - Сергей Никулин и Юрий Богомазов - пока на втором курсе. Миша для них, как наставник. Он и впрямь показал им, мальчикам-капитанам из тихого подмосковного Звенигорода, путь в рыбопромысловый флот.

Сам Михаил Шипов готов уже встать у руля. Впереди - море и труд. Будущее определено в работе. С этим и идти молодому коммунисту, меряя свой шаг, как от вехи, от первого в жизни съезда своей партии.


Б.МИХАЙЛОВ.

Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСемь инженеров пришли в "Океан" - 24 03 1971
Из Калининграда из высшего инженерного морского училища в Таллин пришло сообщение: можем принять группу ваших работников для обучения, по ускоренной программе. Занятия в этом вузе дневные, командированных обеспечивает стипендией их родное производство. Но, кроме того, посланцы должны быть солидными доками в практике, ускоренная программа начисто ее исключает... Сообщение пришло четыре года назад.
Выборы из своей среды рыбопромысловики сделали правильный. Об этом говорит сегодняшний результат. На днях из Калининграда получена весть: наши посланцы успешно сдали государственные экзамены. Они, как говорится в приказе начальника объединения, "показали пример в учебе, за три с половиной года успешно прошли пятилетнюю программу вуза». Список награжденных премией начинается с имени старшего механика Эдуарда Алексеевича Грабовского Его диплом самый весомый — с отличием. Чуть отстали старший механик Л. Ш. Муксевич и второй механик В. В. Юренинский — несколько "четверок" помешали им составить трио отличников. И еще четверо — капитан Г. В. Каpayш, стармех В. Н. Костюкович, четвертый механик В Г. Нартов и второй помощник капитана Л. И. Пыллуас, пополнили вместе с ними отряд специалистов высшей квалификации нашего "Океана".
Горячо поздравляем всех семерых!

(Наш корр.)
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТР "Ботнический залив». Бедовая обстановка - 21 03 1971
Транспортный рефрижератор "Ботнический залив» Эстонское радио окрестило флагманом Эстонского флота. В начале марта возвращался он после первого рейса в Таллин. Погода в начале весны ничем не отличалась от зимней. Мороз. И ничто не предвещало неприятностей.
Балтика приняла нас не совсем приветливо. Местами порывы ветра достигали одиннадцати баллов. Но такие "пустяки" для нашего гиганта значения не имели. Экипаж жил мечтами о скорых встречах с родными и близкими. Ко многим жены приехали из разных городов, и вот уже сутки ждали нашего прихода.
Еще в Балтике капитаном "Ботнического залива" была принята радиограмма от заместителя начальника службы мореплавания Н. Бeлова, где он сообщал, что судно наше способно самостоятельно пройти ледовую зону, так как ледовая обстановка не так уж сложна.
Итак, считанные часы разделяли нас с берегом, с теми, кого мы так давно не видели. Погода смилостивилась: засияло солнце, волна улеглась. Но ближе к дому нас поджидал "бумажный шторм». Предвестником его была радиограмма от того же Н. Белова, сообщающая, что ледовая обстановка все же опасна, что лед все-таки толстый, и что нам надлежит у ледовой зоны дождаться ледокола «Юрий Лисянский". Мы, конечно, сочли своим долгом сообщить на берег, что лед не представляет пока трудностей для нашего судна длиной 164 метра, шириной 22, мощностью машины —11000 л. с. и водоизмещением 18000 тонн. Сообщали также, что судно имеет ледовый класс. Но в ответ пришло категорическое указание — ждать ледокола.
Этот радио диалог состоялся вечером. Тем временем на берегу волновались те, кто ожидал встречи с мужьями, братьями, женихами. Продрогшие жены и невесты, как неприкаянные, бродили по пирсу, телефоны в диспетчерской и в службе информации разрывались от постоянных звонков интересующихся приходом "Ботнического залива".
Но толком никто ничего не знал. Предполагалось лишь, что в ближайшие часы все разъяснится, потому что наше оперативное руководство всегда было на высоте в решении подобного рода вопросов.
Но настало утро, и по-прежнему погода была тихой и спокойной. Вокруг "Ботнического залива» сновали ледоколы "Мурманск", «Киев" и даже «Юрий Лисянский». Появился он недалеко от нас, но не для того, чтобы обеспечить нам проводку во льдах, а чтобы провести в порт какое-то торговое судно. Что касается нас, то на этот счет капитан "Юрия Лисянского" никаких указаний не имел.
Опять послали радиограмму на берег, что, мол, у нас возникло естественное желание поскорее оказаться дома. Нам ответили, что вопрос с нашей проводкой решается, а заодно посоветовали в частном порядке договориться с каким-нибудь другим ледоколом. Запросили по радио «Мурманск», но у того было задание привести караван судов в Ленинград. У "Киева" тоже свои дела. Мы же были предоставлены воле судьбы...
А радио диалог тем временем продолжался. Срочные и обыкновенные радиограммы летели в разные адреса, запросы, отчеты и так далее и тому подобное. Но никто толком не знал, кто же занимается вопросом о проводке в порт "Ботнического залива».
Бедный кинооператор! Еще вчера он был приглашен в порт для того, чтобы увековечить торжественный момент прихода "флагмана" Эстонского флота после первого плавания. Бедный, он совсем сбился с ног. Вот уже сутки прошли, а воз и ныне там...
За эти сутки, пока наше судно медленно и верно вмерзало в лед, радиообмен по вопросу проводки составил свыше полутысячи слов на сумму 27 рублей с копейками. Одиннадцать радиограмм было направлено нами и столько же получено от Н. Белова, капитана порта, портнадзора и прочих адресатов.
Но эти "мелочи" можно в счет не брать. Достаточно сказать, что суточный простой такого гиганта, как "Ботнический залив", обошелся объединению в 5 тысяч рублей. Но самое обидное, что лед-то на поверку оказался не толще спичечного коробка в самых «опасных» местах. Приблизительно столько же обошлась и проводка судна. Не будем упоминать сумму штрафа, которую объединение должно заплатить за простой 60 вагонов. Руководителям соответствующих служб объединения общая сумма, затраченная при подходе "Ботнического залива», видимо, известна.
Да, на сей раз подвело оперативное руководство. Но пусть не думает читатель, что "Ботнический залив» до сих пор стоит во льдах. Он — завьюженный, обветренный, усталый ошвартовался в родном порту, угодливо распахнув люки своих трюмов кранам, которые выгружают шесть с лишним тысяч тонн, привезенной им рыбопродукции ...

Ю. НЕДОСМЕХОВ.