Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти РТМС-7522 «Тамула» и его экипажей. ПРЕОДОЛЕВАЯ ТРУДНОСТИ – 15 01 1977
— Каким ожидается новый рейс «Тамула» — первый рейс во втором году пятилетки? — такой вопрос задали мы капитану-директору РТМС-7522 О. А. Спирину, заглянувшему в редакцию «Рыбака» перед выходом в море...
— Хотелось бы думать, — осторожно ответил капитан, — не такой, как предыдущий. Или такой же — на худой случай...
Каким же он был, этот предыдущий рейс «суператлантика»? Почему на «худой случай»? Почему, наконец, наша газета своевременно — в конце декабря минувшего года не решилась рассказать о нем? Несмотря на то даже, что экипаж РТМС-7522 выполнил рейсовое задание по большинству показателей на 110 процентов, а показатель направления сырца на пищевые цели значительно превзошел основной «коэффициент рыбацкой пятилетки» и составил 86 процентов? Более того — из рейса судно вернулось, перевыполнив задание первого года пятилетки, не имея рекламаций на выпущенную рыбопродукцию.
...В тот самый момент, когда в порту заканчивалась обработка «суператлантика», прибывшего с промысла, а наш корреспондент побывал на «Тамуле», в редакции стало известно, что экипаж РТМС-7522 оказался... в числе отстающих. По итогам работы в последнем квартале минувшего года. Что и подтвердил один из руководителей профсоюзного комитета Эстрыбпрома, которого мы попросили объяснить, как это возможно, учитывая итоги рейса. «Что ж тут неясного? — удивился он. — Данные отдела труда и заработной платы фиксируют не эмоции, а реальное положение: рейсовое задание не выполнено по важнейшему показателю — вылову, а также по муке».
Действительно, вылов составил лишь 90 процентов, рыбная мука — и того меньше. Но, при всем при там, как быть с такими вот показателями: заморозка — 104 процента, разделанная продукция — 115, филе — 250 (!), товарная — 106 и пищевая — 110 процентов? Вразумительного ответа на этот вопрос нам получить не удалось. Да все ли ладно с нынешней системой подведения итогов социалистического соревнования на промысле? На что она ориентирована? Не кроется ли внутри нее небрежение качеством пищевой рыбопродукции?
Конечно, поставить эти вопросы куда легче, чем ответить на них. К тому же, очень даже просто узреть в них «войну» с валом, уловами. Но, согласитесь, положение, в котором оказался РТМС-7522, вызывает недоумение.
Вызывает не только у нас — куда большее недоумение, а точнее расстройство, вызвало оно у экипажа «Тамула» и особенно у капитана — Олега Спирина. Заслуженный рыбак Эстонском ССР, орденоносец, один из опытнейших капитанов-промысловиков нашего объединения, он чуть было не попал (а может, попал все-таки?) в число тех, кто, мягко говоря, не оправдал надежд в первом году нынешней пятилетки эффективности и качества работы. «Крепко же подкузьмил нам — и мне лично, понятно — этот последний рейс...», — мрачно пошутил капитан-директор.
...На РТМС-7522 О. А. Спирин прибыл, когда «супер» уже два с половиной месяца находился на промысле. Прибыл он на смену прежнему — заболевшему капитану. Судно находилось в очевидном прорыве: вылов составлял 74,3 процента, мороженая продукция — 86,5, филе — 54 процента; правда, лучше обстояло с разделанной продукцией — целых 154 процента, выпуск пищевой — 92,5, Причин тому было немало. Одной из них, считают на судне, явилось сильное обновление личного и командного состава: первый сменился перед рейсом на 82 процента, командный — на 75. Правда, были в составе экипажа, который возглавлял известный капитан-директор И. Котляр, и такие многоопытные и способные кадры, как старший мастер добычи Адам Грекович и технолог Арво Колью, но, видимо, большая сменяемость экипажа сделала свое дело. Несплаванность, несработанность — куда ж от них денешься.
Тем более, очень многие моряки впервые выходили на промысел на "супере" (включая в их число и А. Грековича, и первого помощника А. Цветкова, и некоторых других командиров).
Работать, к тому же, пришлось в неосвоенном еще районе, в условиях тяжелых грунтов - частенько случались и порывы тралов, и выходы из строя лебедок. Требовалось, понятно, время чтобы штурманам и добытчикам освоиться в новом районе, но его-то как раз и не было - каждый день увеличивал задолженность. А с ростом ее все больше падало настроение у людей.
Удручала усиливающаяся болезнь капитана, о которой на судне знал уже каждый член экипажа. И ходил как тень, по выражению первого помощника .Александра Цветкова, «добытчик из добытчиков» — Адам Николаевич Грекович, которому упорно и упрямо не везло... Неважные, словом, были и дела, и настроение.
Как вселить в людей уверенность в удачном завершении рейса? Этот вопрос, вставший перед капитаном Спириным, когда он прибыл на «Тамула", естественно, смыкался с другим: как, за счет чего перекрыть потери, особенно по добыче, ликвидировать образовавшуюся за два с лишним месяца задолженность? Выручило, но только отчасти, то, что О. А. Спирин уже знал этот район, тактику и технику лова здесь, к тому же, с А. Грековичем плавал раньше, так что с добытчиками проблем не предвиделось. Но с первых же дней сделал он неутешительный для себя вывод из анализа промобстановки: даже в лучшем случае позволяла она более или менее успешно выполнять суточные нормы для «супера» — по добыче и пищевой продукции. И когда собрался актив экипажа, чтобы обсудить положение и перспективы, откровенно сказал капитан-директор: самое «узкое» место — вылов, будем делать все, чтобы перекрыть потери, но не все зависит от искусства добытчиков. Правда, продолжал капитан, годовой план по добыче, скорее всего, будет выполнен успешно, учитывая, что в предыдущем рейсе вылов составил около 150 процентов.
Поэтому все силы были брошены на разделку, филе, максимальное направление сырца на пищевые цели и обеспечение безупречного качества. Соревнование — прежде всего между добытчиками и обработчиками. Подвахты — это за счет их главным образом удалось «одолеть» всю разделку, все филе — ни одного случая уклонения от тяжелой ручной работы. Качество — «генеральная цель и задача» народных контролеров во главе со слесарем Евгением Тоцким, заместителем секретаря партбюро, и его энергичным помощником электриком Александром Графовым; скрупулезно вникала в эти вопросы и партийная комиссия, руководил ею старший механик коммунист Александр Ламартсон, «правой рукой» которого был рыбообработчик Ахто Рахно.
О том, с какой рачительностью использовался сырец, как шла настоящая борьба «за каждый хвост», наша газета уже писала (корреспонденция А. Петровского «Боевые помощники» о народных контролерах «Тамула»). Повторяться не будем. Отметим только: вот откуда те 86 процентов — коэффициент использования сырца на пищевые цели. Но ведь отсюда же и невысокий процент выполнения рейсового задания по рыбной муке. Радоваться или... печалиться?
Курс на максимальный выпуск пищевой продукции и высокое качество ее стал генеральным для партийных групп, в том числе и партгруппы машинной команды. Возглавлял ее «бессменный партгрупорг» токарь высшей квалификации Иван Николаевич Кузьмин. Не раз обсуждали коммунисты машинной команды работу второго механика Льва Орлянкина, он же председатель судового комитета профсоюза, и третьего — Владимира Памшева, бывшего в рейсе председателем ревизионной комиссии. Высокой оценки была удостоена и работа рефмеханика Александра Самуся — к рефмашине претензий не было. Кстати, А. Самусь являлся и редактором судовой стенгазеты «Горизонт», сыгравшей отнюдь не последнюю роль в пропаганде опыта передовых моряков.
А пропагандировать было что, передовиков хватало. Скажем, наставники молодых рыбаков, такие люди, как рыбмастер Михаил Степанович Вялый — рыбак с огромной практикой и опытом, или «филейщик № I» — Петр Матвеевич Макаров, с чьими руками не сравнится никакая филетировочная машина, по уверениям рыбообработчиков; матросы Георгий Руденко, Арво Каява, Роман Комаревич, чей портрет занесен был на Доску почета...
Партийную группу производственной службы возглавлял мастер добычи Анатолий Иванович Ставицкий. Не много их было здесь - коммунистов, но не числом сильна партийная группа. Сильна такими людьми, как упомянутый уже рыбообработчик Ахто Рахно, предпочитающий меньше говорить, больше делать - вроде бы незаметно, молча, но зато любо-дорого посмотреть; или матрос-добытчик Александр Голубев, занесенный в рейсе на судовую Доску почета -жаль, досрочно списался с судна по семенным обстоятельствам. Что и говорить, великая вещь — личный пример коммуниста-рыбака в рейсе на промысле, лучше всяких громких слов и призывов мобилизует он остальных людей, кто работает рядом...
В настоящее время РТМС-7522 "Тамула» спешит на промысел. Рейс снова предстоит не из простых — иных таких не бывает. Но опыт преодоления трудностей экипажу «супера» не занимать, как не занимать и добрых трудовых традиций. И снова возглавляет экипаж капитан-директор Олег Алексеевич Спирин, который не то, что не привык — не умеет возвращаться с промысла с пустыми, как говорится, руками. Верим: не изменит этому золотому правилу и на этот раз.

Л. ФИРСОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВСТРЕЧНЫЙ ПЛАН БРИГАДЫ – 15 01 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В минувшем году коллектив Таллинского морского рыбного порта добился отличных результатов в выполнении своих заданий. Годовой план по грузообороту был выполнен 3 декабря.
Большой вклад в успехи портовиков внесла комплексная бригада докеров, возглавляемая коммунистом Иваном Яковичем Мысиком. Годовой план переработки грузов — 68250 тонн бригада выполнила 28 октября, а всего до конца года было переработано 77907 тони. Напомним, что укрупненные комплексные бригады по примеру ильичевских докеров в Таллинском морском рыбном порту стали создаваться в 1973 году. Пионером нового дела — не только у нас в Таллине, но и в системе Министерства рыбного хозяйства — стал коллектив, возглавляемый И. Мысиком. С тех пор на работу укрупненными комплексными бригадами перешел весь морской рыбный порт. Это позволило лучше маневрировать силами, техникой, резко возросла производительность труда.
В бригаде трудятся настоящие мастера своего дела, многие освоили три-четыре профессии Специалистами первого класса являются И. Мысик, члены его коллектива Б. Белых. Л. Загоруй.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наград и званий у коммуниста Ивана Яковича Мысика немало: кавалер ордена Трудового Красного Знамени, отличник Министерства рыбного хозяйства СССР. Совсем недавно постановлением Главного комитета Выставки достижений народного хозяйства СССР сам бригадир был удостоен серебряной медали ВДНХ, а его бригада награждена дипломом третьей степени. Этих наград докеры удостоены за досрочное выполнение заданий девятой пятилетки, внедрение прогрессивных технологических процессов, обеспечивших рост производительности труда, сокращение стояночного времени судов под обработкой в порту. Бронзовой медалью ВДНХ награжден портовый рабочий этой же бригады Владимир Сахарук.
В ответ на приветствие Центрального Комитета КП Эстонии и Совета Министров Эстонской ССР коллективу объединения Эстрыбпром бригада приняла встречный план — социалистические обязательства на второй год десятой пятилетки. В них, в частности, предусматривается:
выполнить годовой план по переработке грузов к 7 ноября — 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции;
сверх плана до конца года переработать 12,5 тысячи тонн грузов;
повысить производительность труда по сравнению с 1976 годом на 8 процентов;
переработать механизированным способом на 5 тысяч тонн грузов больше, чем в 1976 году;
добиться звания коллектива коммунистического труда.
С первых дней второго года десятой пятилетки докеры передовой бригады взяли отличный трудовой темп. Сменные задания выполняются на 140—150 процентов. Это говорит о том, что высокие социалистические обязательства, принятые коллективом, будут выполнены.

О. ГРИШИН.

На снимках; бригадир укрупненной комплексной бригады Иван Мысик (фото вверху) и портовый рабочий Владимир Сахарук.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-457 «Каарел Лийманд» и его экипажей. РЕЙС ВОСЕМНАДЦАТЫЙ – 08 01 1977
Полгода назад БМРТ-457 «Каарел Лийманд» вышел в Атлантику. Моряки шли на промысел с большим желанием подтвердить завоеванное звание экипажа коммунистического труда.
Как же команда справилась со своими задачами?
Можно смело сказать, что экипаж добился намеченных целей. Результативные траления (всего 479) раз за разом поднимали общий тоннаж выловленной рыбы. Всего за рейс на борт поднято 3520 тонн. что составляет 103,5 процента к плану. Задание по пищевой рыбопродукции выполнено на 133, товарной — на 127 процентов. Заморозка составила 116 процентов.
Большой вклад в успешное выполнение рейсового задания внесла партийная организация судна (секретарь Е. Подольский). Проводили большую работу по развертыванию социалистического соревнования профсоюзная (председатель судкома Н. Петраковский) и комсомольская (секретарь комсомольского бюро В. Линков) организации. Особенно следует отметить активную роль в жизни экипажа комсомольской организации. Благодаря постоянной помощи и поддержке своих товарищей - комсомольцев быстро овладели производственными навыками молодые моряки. А их на судне было 19 человек.
В рейсе секретарь комсомольского бюро второй помощник капитана Владимир Линков был принят кандидатом в члены КПСС.
Интересно был организован и досуг команды. В рейсе проведено три вечера отдыха. Активное участие в них приняли комсомольцы Александра Орловская и Василий Данилюк. Регулярно выпускались номера судовой стенной газеты, радио и фотогазеты, «Комсомольского прожектора». Добросовестно работала судовой консультационный пункт. 11 заочников сдали около 50-ти зачетов. Только на «хорошо» и «отлично» отвечали всегда матросы Валерий Свирин, Анатолий Малашевич, Яан Пээк.
В системе экономического образования занималось 49 слушателей. Большинство из них сдали экзамены с хорошими оценками.
Заслуженный авторитет ударным трудом завоевали электромеханик Владимир Кашин, боцман Геннадий Логунов, электрики Леонтий Смущук и Валерии Турчанинов, котельный машинист Александр Фролов, токарь Михаил Стрепетков, матросы Иван Гунари, Калев Тоомет, Павел Пелза, Александр Зыбин.
Восемнадцатый рейс БМРТ-457 «Каарел Лийманд» завершен успешно. Экипаж коммунистического труда подтвердил свой высокий класс.

X. РАЯМЕТС, первый помощник капитана.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9058 «Сауга» и его экипажей. ОДНА СЕМЬЯ – 06 01 1977
РЕЙС ОКОНЧЕН... и с СРТР-9058 «Сауга» произошла «обыкновенная история». Разгрузка муки, сдача топлива, инспекторский смотр... и спокойная стоянка на судоремонтном заводе. Рядом с другими траулерами, уже почти готовыми к плаванию.
На СРТР-9058 начался межрейсовый ремонт. А для рыбаков наступили хлопотные дни, ускоренный ритм жизни нахлынула масса срочных и весьма срочных дел. Но, когда выпадали свободные минуты, они частенько собирались в каюте вместе. Ведь живет в сердце каждого моряка то, можно сказать, счастливое чувство дружбы, спаянности и доверия, возникшее в совместном труде на промысле. И вспоминается каждому азартная, ладная скорость замета, когда друг стоял рядом и 6ыл готов всегда помочь в трудную минуту.
А работа на промысле была сложной, специфичной. Рейс, в котором команду возглавлял ветеран нашего флота один из "открывателей» эры кошелькового лова Николай Тимофеевич Трунов, можно по праву назвать комбинированным. Судно в августе-сентябре находилось в Северном море. Здесь экипаж тралом вел добычу сайды. Как пригодились опыт и мастерство старшего помощника капитана В. Корнета и старшего мастера добычи А. Велья. В прошлом они долгие годы плавали на судах типа СРТ. Старпом хорошо знал промысловые районы, специфику тралового лова. Под руководством старшего мастера палубная команда сумела добиться результативного траления. В августе каждый подъем приносил по 10— 15 тонн сайды. С помощью опытных матросов Н. Савицкого и В. Овчинникова умело научились выполнять свои обязанности молодые рыбаки М. Мазепа и Ю. Клочко.
Вначале много хлопот доставляла разделка рыбы. Даже с помощью подвахты первые сто бочек обрабатывали весь день. А в это время электрик И. Новиков и рефмоторист В. Гриб устанавливали на палубе приспособление для механизированной разделки — головоруб. Вскоре сто бочек рыбы разделывались уже за четыре часа, а дневная продуктивность возросла до 200 - 210 бочек. Непрерывный процесс добыча — разделка — сдача стал рабочим ритмом команды. Августовский план по улову рыбы перекрыли в два с половиной раза. И в сентябре, несмотря на штормовую погоду, рыбаки СРТР-9058 также работали успешно. В итоге — в Северном море команда за два месяца сдала на плавбазы около 700 тонн разделанной сайды.
Такой добротный «задел» позволял надеяться на выполнение социалистических обязательств, которые экипаж принял в ответ на приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева рыбакам Одесской области. Команда на судовом собрании решила добыть сверх плана 1500 центнеров рыбы, добиться экономии промвооружения, топлива и горюче-смазочных материалов.
В другом районе промысла, куда судно пришло 15 октября, борьба за достижение поставленных рубежей продолжалась. С полной отдачей сил трудилась машинная команда, возглавляемая старшим механиком председателем судового комитета профсоюза Ю. Хальзовым. Старший механик плавает на СРТР-9058 с 1971 года. Грамотный специалист, активный общественник, Ю. Хальзов награжден знаком «Ударник девятой пятилетки». Всегда успешно эксплуатировали технику, были бдительными на вахте второй механик В. Дзюбенко, третий механик секретарь партийной организации Ф. Кобакене и моторист В. Душинский. Судовой комитет совместно с группой народного контроля провел в рейсе смотр по технике безопасности, техническому состоянию судна.
В сложных условиях работы сказали свое слово и специалисты кошелькового лова. На помощь А. Велье все чаще приходил мастер добычи В. Маяков, отлично знающий невод. А когда не по вине экипажа произошел порыв «кошелька», выведший судно из активного лова, много сил и энергии ремонту и настройке невода отдал и старший мастер-наставник Э. Кальюла. Приходил также на судно и сыграл большую роль в выполнении плана экипажем СРТР-9058 флагманский акустик-наставник И. Демьяненко.
Каковы же результаты этого рейса?
Экипаж выполнил план декабря на 136,7 процента, квартальное задание с отметкой - 107,4 процента... Коллектив рапортовал об успешном выполнении годового плана и принятых социалистических обязательств на 160,3 процента.

Б. АРТЮХОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаДОЗОРНЫЕ ПРАВОПОРЯДКА - 04 01 1977
В конце декабря минувшего года состоялась отчетно-выборная конференция добровольной народной дружины объединения. С докладом о ее работе выступил заместитель начальника объединения, председатель совета Пальяссаареского опорного пункта правопорядка Н. Митюрев. Докладчик отметил, что добровольная народная дружина ЭРПО "Океан" проделала значительную работу по охране общественного порядка, борьбе с хулиганством, пьянством и другими антиобщественными явлениями. Члены дружины принимали участие в проведении разъяснительной работы среди населения по соблюдению правил социалистического общежития. Хорошо выполняют свои обязанности по поддержанию общественного порядка народные дружины электрорадионавигационной камеры (командир дружины М. Синицкий), электромеханического цеха (командир дружины П. Кольцов), судоремонтного завода (командир дружины Н. Соколов).
Активно участвовали в работе дружинники судоремонтного завода тт. Жариков, Коновалов, Ковалев, электрорадионавигационной камеры тт. Синицкий, Зайцев, Нечхаева, электромеханического цеха тт. Федоров, Ермаков, Жаховская, Отмечена активная работа по налаживанию деятельности опорного пункта и народных дружим начальника базы резерва К. Нигула и капитана портофлота В. Старостенко.
Участники конференции командиром добровольной народной дружины объединения избрали помощника начальника объединения В. Маслакова, заместителем командира — начальника отдела звукозаписи М. Давыдова, начальником штаба — секретаря парткома управления А. Обиралко.
Конференция избрала делегатов на районную конференцию народных дружин.

В. БУНИН,
заместитель председателя совета по профилактике правонарушений.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Зуфара Зиганшина и всех рефмотристов и механиков. КОГДА УХОДЯТ В МОРЕ РЫБАКИ... – 04 01 1977
ЛАСКОВОЕ октябрьское солнце заливает ярким светом причал, на котором стоят друзья, жены, подруги моряков. Через несколько минут на плавбазе «Фридерик Шопен» прозвучит прощальная сирена, и судно уйдет в очередной промысловый рейс. Последние поцелуи, некоторые украдкой смахивают слезу. 110 суток — срок не маленький! Зуфар Зиганшин, третий рефмеханик плавбазы «Фридерик Шопен», нежно гладит щеку своего сына Марата. Марат весело заливается смехом. Ему всего два года. Рядом с Маратом стоит Гузель. Сестра значительно старше своего братика. Гузель, как и мама, старается держаться степенно и солидно. Вот уже в который раз они с мамой провожают и встречают папу с промысла. Встречать, конечно, радостней, чем провожать. Гузель попыталась сосчитать на пальцах, сколько дней будет папа в море, но ничего из этой затеи не вышло. Сбилась со счета. За те выходные дни, которые папа провел вместе с ними дома, он научил считать ее до десяти. В следующий раз папа обещал научить ее правильно писать буквы. Скорей бы наступила зима. Так хочется, побыстрее научиться читать и писать. Тогда она сама будет писать папе на корабль письма и время у него пройдет быстрее. Гузель одного не может понять. Папа часто говорит, что корабль — это его второй дом. И мама полностью согласна с ним. Кто их разберет, взрослых. Может быть, они и правы.
Когда папа уходит в рейс, в их просторной трехкомнатной квартире становится скучновато. Тогда мама усадит поуютнее Гузель с Маратом на диван и начинает рассказывать об отце. О его друзьях. Как ему живется и работается в далеком море с верными товарищами — старшим рефмехаником Рихо Пильвом, вторым рефмехаником Филиппом Коганом и рефмотористами Анатолием Тягуновым, Арно Ваарпу и Иваном Голубчиковым.
Мама говорит, что профессия моряка очень трудная. Шутка ли сказать, днем и ночью вокруг море. Как-то она предложила папе поискать работу на берегу, но он и слышать об этом не захотел. Значит, любит море. Полжизни в море. Четыре года служил в Таллине на военных кораблях и уже 12 лет плавает на промысловых судах третьим рефмехаником.
Папа — человек у них серьезный. Может, потому, что работа у него ответственная. Он вместе со своими товарищами обслуживает морозильные установки, дающие холод для заморозки рыбы. Со слов папы, их агрегат работает как часы. Гузель этого представить не может, но она точно знает, что у этих часов верный ход и не отстают они ни на секундочку. Значит, и из этого рейса папа вернется домой вовремя. Они смогут тогда всей семьей поехать к бабушке в Казань. Только жаль, что там живет одна бабушка. Дедушка погиб на Украине в 1942 году в схватке с фашистами. Хорошо, когда нет войны, и их папа живет рядом с ними.
Счастливого плавания, папа! Возвращайся домой поскорей!
Большие глаза Гузель, словно две черные миндалины, заблестели от навернувшихся слез. Гузель опустила глаза на весело щебетавшего Марата. Она не хотела, чтобы папа видел ее слезы. Он ведь не любит, когда плачут женщины по уходящим рыбакам в море. Можешь, папа, спокойно работать, мы будем тебя очень и очень ждать!

Е. МАРУСИН, матрос ПБ «Фридерик Шопен».
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти комсомольцев БМРТ-227 "Аугуст Алле». КАК ТЫ ВЫПОЛНЯЕШЬ СВОЕ ПОРУЧЕНИЕ – 04 01 1977
В соответствии с Уставом каждый комсомолец должен активно участвовать в комсомольской жизни. Большая роль в активизации этой работы отведена поручениям. Причем важно не просто иметь то или иное поручение, главное внимание надо обращать на его выполнение. Порой бывает, посмотришь отчет секретаря — все комсомольцы охвачены поручениями, активно участвуют в жизни своей организации. А когда начинаешь спрашивать комсомольца, как и какое задание он выполнял — ответить не может.
Некоторые комсомольцы считают, что жизнь на судне очень скучна и однообразна. Но так бывает только тогда, когда сами комсомольцы самоустранились от участия в общественной жизни судна.
Обычно первое комсомольское собрание проходит бурно, члены ВЛКСМ выступают, предлагают своп планы; избирается комсомольское бюро, «Комсомольский прожектор» и т. д. Однако проходит время, и среди молодежи наступает какое-то затишье. А ведь именно секретарь и комсомольское бюро должны быть зачинщиками хороших, боевых дел. Они должны проявлять принципиальность и строгий спрос с каждого комсомольца, требовать выполнения комсомольских поручений. Обычно ссылаются на усталость, занятость. Но, если пойти в это время на уступки, то можно считать, что комсомольская работа будет завалена.
Однажды мне пришлось присутствовать на отчете комсомольского бюро одного судна. И хотя заседания проходили довольно часто, и в общем плане все выглядело не плохо, но нечего было сказать членам бюро о выполнении своих поручений. А ведь нельзя забывать, что личный пример — это самая лучшая пропаганда.
В минувшем рейсе на БМРТ-227 было сорок комсомольцев. И вновь нам пришлось столкнуться с проблемой выполнения комсомольских поручений. Вначале приходилось просить, выслушивать всевозможные отговорки. Но когда вопрос о выполнении комсомольцами их поручении был вынесен на заседание комсомольского бюро, в работе организации произошел сдвиг. Это объясняется и серьезным деловым разговором на бюро.
Поддерживая почин БММРТ-183 о сквозном контроле качества, между комсомольцами нашего судна развернулось социалистическое соревнование за звание «Отличник качества». Итоги соревнования подводил специально созданный штаб, начальником которого был комсомолец моторист Николай Вощина. На стенд «Отличник качества-76» заносились имена комсомольцев, добившихся высоких показателей в работе, активно участвовавших в общественной жизни судна.
Многие комсомольцы имели постоянные поручения, отчитывались за их выполнение перед комсомольским бюро. Николай Вощина проводил большую работу в штабе социалистического соревнования, котельный машинист Александр Молоцилло — бессменный участник судовой стенной печати, член комсомольского бюро стажер начальника радиостанции Игорь Янкевич занимался досугом моряков — помогал организовывать вечера отдыха, руководил художественной самодеятельностью. Хорошими помощниками у Янкевича в организации досуга были комсомольцы матросы Богдан Берездецкий, Анатолий Герасименко, Никоей Шатахин. Почти все перечисленные комсомольцы за свою общественную работу были отмечены комитетом комсомола ЭРПО «Океан», который наградил активистов почетными грамотами. В минувшем рейсе четыре комсомольца — моторист Виктор Туганов, котельный машинист Александр Молоцилло, котельный машинист Александр Щетинин, третий механик Игорь Сидоренко были приняты кандидатами в члены КПСС.
В заключение, говоря о комсомольских поручениях, хочу отметить, что очень важно, чтобы комсомольцы не только имели поручения, но и были по-настоящему в них заинтересованы, чувствовали их важность и полезность. А со стороны комсомольского бюро должен вестись строгий контроль за выполнением членами ВЛКСМ их поручений, только тогда на судне будет чувствоваться настоящая комсомольская жизнь.

В. ШУМАЙ,
секретарь комсомольской организации БМРТ-227 "Аугуст Алле».
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти трудовой семьи Чаплиных . РАБОЧАЯ ДИНАСТИЯ - 01 01 1977
ВЛАДИМИР Павлович Чаплин возглавляет бригаду слесарей-судоремонтников. Состав коллектива небольшой — всего пять человек. Бригада «базируется» в небольшом цехе плавмастерской. Здесь производится подготовительная подгонка труб и деталей для последующего монтажа на судне. В предновогодние дни бригада выполняет ремонтные работы на БМРТ-355. Судно должно отойти от заводской стенки в самом начале 1977 года. И коллектив уверен, что со своими заданиями справится вовремя.
Откуда возникла уверенность в успехе, качественном выполнении работ? Безусловно, решающую роль играет опыт, профессиональное мастерство бригадира. Владимир Павлович знает суда, умеет "лечить" их. Он умеет разобраться в многокилометровой трассе труб -кровеносной системе корабля - и произвести необходимую операцию. Чаплин уже двадцать шесть лет на судоремонте. И если необходимо выполнить сварку, трубосгиб, вальцовку, слесарную работу — то она будет сделана качественно — как и положено судоремонтнику шестого разряда. Опыт и знания помогают Владимиру Павловичу в рационализаторской работе. Даже в предновогодние хлопотливые дни Чаплин вникает в насущные проблемы внедрения новшеств на судоремонте.
Вместе с Владимиром Павловичем в бригаде трудится и его младший сын Олег. Начал осваивать судоремонт Чаплин-младший еще до армии. Отслужив в десантных войсках, Олег снова вернулся в родную бригаду. Уж, кажется, много есть интересных профессий. Тем более, что старший брат Юрий, например, работает сейчас матросом в далеком Дакаре в ремонтно-подменной команде. Но и у Юрия, видимо, «семейная» любовь к судну, к его техническому вооружению. Наряду с покраской занимается он и ремонтом такелажа, судовых устройств. Отдохнув, Юрий приходит на завод и вместе с братом и отцом включается в работу. Впрочем, Олег, наверное, обогнал старшего брата. Недавно он получил второй разряд газоэлектросварщика вместе с другим членом бригады — Евгением Непочатовым. Но главное событие в жизни Олега в уходящем году, безусловно, другое. Он стал членом Ленинской партии.
— Дельные у тебя ребята, Павлович, — иногда говорят товарищи по работе.
Что ж, может быть, в семье Чаплиных наиболее ярко воплотилась черта преемственности рабочих поколений. Владимир Павлович поясняет:
— Если говорить о сыновьях, то их стремление к работе, умение преодолевать трудности, словом, самые яркие черты .характера воспитала в них мать — Людмила Титовна. Я ведь подолгу находился в море. Начинал бондарем на плавбазе «Иоханнес Варес», затем плавал кочегаром на ПР «Альбатрос" и, наконец, механиком по системам на плавбазе «Фридерик Шопен». А стремление к морю, судну у Олега и Юрия, видимо, с тех далеких лет, когда они вместе с матерью приходили в порт провожать или встречать меня из далеких рейсов. Они по-мальчишески увлеченно обследовали огромные пароходы.
Дети... Когда Владимир Павлович говорит о подрастающем поколении, в его голосе появляются теплые интонации. Да, его детство было опалено войной. Воспитанник детского дома, ученик школы ФЗО Владимир Чаплин в военном Ленинграде познал все тяготы и невзгоды сиротства. И как бы сложилась судьба его, если бы не помощь, забота хороших, добрых людей. Они-то и помогли стать на ноги подростку. В годы войны Владимир Чаплин был зачислен воспитанником авиационной эскадрильи. Работая на аэродромах и базах по ремонту и восстановлению вооружения истребителей, штурмовиков, Владимир вместе с тем находился под заботливой опекой отзывчивого, душевного человека — своего командира, капитана Игоря Александровича Саватеева. В прошлом году они снова увиделись после долгой разлуки. Радостной была встреча генерал-лейтенанта Саватеева со своим бывшим воспитанником Владимиром Павловичем Чаплиным — уважаемым человеком, заслуженным тружеником, награжденным орденом «Знак Почета» и медалью за «Трудовое отличие»...
Может быть, потому, зная, как трудно бывшему детдомовцу утвердиться в жизни, Владимир Павлович отдает много времени и энергии воспитанию «трудных» парней. Как член заводского комитета, он часто посещает общежитие, интересуется жизнью молодежи, организацией их досуга. Требовательность, доверие и отцовская заботливость Чаплина помогли многим молодым рабочим стать на правильный путь.
...С хорошим настроением встречает Новый год семья Чаплиных. Праздник совпал с другим значительным событием — семья переехала на новую квартиру. И, конечно, самым желанным известием будет телеграмма из далекого Дакара от Юрия, продолжателя славной традиции «рабочей династии».

Б. АРТЮХОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-355 и его экипажей. ОСОБЫЙ РЕЙС ЭКИПАЖА «АНТОНА ТАММСААРЕ» – 01 01 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЗА ЭТИМ рейсом БМРТ-355 «Антон Таммсааре» в объединении следили и с надеждой, и с беспокойством, чутко реагируя и на неудачи, невезения, и на успехи экипажа.
Нет надобности, пояснять читателям, чем был вызван этот повышенный интерес, эта участливость в судьбе недавно закончившегося рейса БМРТ «Антон Таммсааре». Не остыла еще у рыбаков память о неприятных событиях, связанных с предыдущим рейсом судна, когда по вине отдельных безответственных членов экипажа был нанесен весьма ощутимый ущерб всему объединению. Но дело не только в финансовых издержках - пала тень на авторитет, репутацию этого судна-трудяги, которое на протяжении предшествующих 20 с лишним рейсов честно работало на добрую славу объединения. Уж кого-кого, но капитана Анатолия Никитича Андреева человеком мнительным никак не назовешь. За долгие годы своей рыбацкой службы и капитанства отвык он от «эмоций» — до них ли, когда вечно все не так, как хочется: того не хватает, этого недостает перед выходом в море... И все ж таки, признавался потом Анатолий Никитич, чудилось ему в выражении лиц моряков то, о чем вслух говорить, конечно, не принято: угораздило же попасть на этот «штрафной» пароход... А про первого помощника — Владимира Курапова что говорить? Вообще впервые шел человек в море и в комиссарской должности впервые — ничего себе первый рейс! На этих людях лежала совершенно особая ответственность за то, чтоб не пристала худая молва к 355-му, чтоб не стало судно притчей во языцех, когда зайдет речь о тех, кто оказал недобрую услугу объединению в первый год новой, десятой пятилетки, накрепко или, как говорят еще — наглухо завалив годовой свой план.
Мысль эту следовало довести до всего экипажа, до каждого члена его персонально, да так, чтобы вызвать ответное чувство, рабочий настрой. Чтобы, вернувшись с промысла, при случае не говорил моряк конфузливо, что плавал а «том самом» — 355-м...
Вот что стояло за успехом или неуспехом этого и впрямь особого рейса БМРТ-355. Поэтому сегодня мы без всяких натяжек можем говорить о заслуженной победе, одержанной экипажем «Антона Таммсааре» в минувшем рейсе. Вот его результаты, итоги: рейсовое задание по вылову выполнено на 110 процентов, мороженой рыбопродукции — 119,9, филе — 122,8 процента; план по пищевой продукции — на 107,8 и по товарной — 105,9 процента. Превзойден главный коэффициент «рыбацкой пятилетки» — на пищевые цели использовано 80,3 процента рыбы-сырца. Экипаж БМРТ-355 может гордиться этим успехом.
Что ж, итоги достаточно красноречивы и также свидетельствуют в пользу БМРТ-355. И хотя пальму первенства приходилось делить с главным соперником — БМРТ-368 «Оскар Лутс», но, не в обиду его экипажу будь сказано, даже когда победителем выходил 368-й, по абсолютным показателям впереди был всё-таки "Антон Таммсааре».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Это было не просто сделать»... Да, холодильные установки, камеры оставляли желать лучшего. Кое-кто даже сразу махнул рукой — с такой техникой, мол, много не наработаешь. В. Кавалеров, к примеру. Рефмеханик. И действительно, «техника» эта забарахлила в самый неподходящий момент. Когда, спасибо великое добытчикам старшего мастера Вячеслава Тюлютова, живым серебряным потоком полилась на палубу и в бункера судна рыба-сырец, успевай только обрабатывать, разделывать, морозить... И, к счастью, не такие, как Кавалеров, определяли «погоду» в электромеханической службе БМРТ, где властвовали, задавали тон с самого начала рейса люди иного склада — стармех Лембит Пиллер, парторг экипажа, отличник 9-й пятилетки, комсомольцы Виктор Рется — электрик, Анатолий Бажанов — токарь, Валерий Гала и другие, которых было большинство. И когда начались неприятности с холодильными камерами, взяли их под свой неусыпный контроль рефмеханики Николай Салиев, человек и опытный, и, что не менее важно, заботливый, беспокойный, и его молодой напарник, впервые выходивший в рейс, Василий Панковец. Спокойно и как-то незаметно даже, без суеты и жалоб на «барахло» ухаживали они за капризной техникой, предупреждая возможные поломки и отказы, и так на протяжении всего длительного и трудного рейса. И постигли все "коварства" этой техники, и доказали полную несостоятельность пророчеств Кавалерова, да других, кто был настроен так же. А такие были, что тут скрывать. На судне их знают, а у нас нет ни места, ни желания говорить о них в ущерб тем, кто заслужил право на доброе слово о себе. Скажем, Владимир Сальников, котельный машинист и токарь Анатолий Бажанов. Первый предотвратил серьезную аварию котла, который вышел в рейсе из строя в результате обезвоживания (не по вине личного состава), в второй, когда это случилось, не пощадил ни времени, ни усилий, чтобы быстрей ввести котел снова в строй - точил заглушки для трубок ....
Отличались, как уже сказано, добытчики. На разборе рейса решено было, в частности, «изучить и распространить на другие суда объединения опыт работы добытчиков БМРТ-355 с цилиндрическими траловыми досками». Это было специальное задание отдела промрыболовства - освоить на практике универсальные доски для работы в пелагическом и донном вариантах. И подчиненные Вячеслава Тюлютова справились с ним лучшим образом — мастер добычи Михаил Мосиенко, коммунист, закаленный моряк, настоящий наставник молодых добытчиков, спокойный, рассудительный человек, и Петр Остапчук, добытчик с 10-летним стажем - это ему дважды объявлял благодарность капитан-директор за инициативную работу на промысле и за успешную подготовку молодого добытчика - Михаила Кузнецова, и Олег Терехин, также отличившийся в рейсе и занесенный на судовую Доску почета.
Но, пожалуй, особенно памятным будет этот рейс «Антона Таммсааре» для молодых рыбаков — рыбообработчиков, новичков. Собственно говоря, вся служба обработки была «зеленой». Составили ее практиканты из мореходки — 22 человека. Это едва ли не половина всей комсомольской организации судна, которую возглавлял радиооператор Александр Востров, который, кстати сказать, сам шел в первый рейс на БМРТ-355. Последнее обстоятельство, впрочем, отнюдь не помешало ему с ходу, с первых же дней рейса включиться самым энергичным образом в дела экипажа, быстро найти контакт и язык с молодежью и организовать живую, интересную работу с ней. Разумеется, с помощью таких старших товарищей, как коммунисты Василий Игнатьевич Супрунович — помощник капитана по производству, один из самых уважаемых у нас в объединении технологов, кавалер ордена Ленина, удостоенный этой высокой награды за трудовую доблесть, и рыбмастер Даниил Максимович Настенко, неизменно плавающий с В. Супруновичем, а также рыбмастер Калью Шмидт. Это им обязана молодежь всем, что с такой щедростью передали ей рыбаки-наставники — свои знания и богатейший опыт, умение, способность противостоять трудностям, неудачам, одолевать усталость, понимать друг друга с полуслова. Нелегкая, сложная моряцкая наука эта приходила к молодежи, постигалась ею каждодневно в течение без малого шестимесячного рейса, в будни и... трудовые праздники, в дневное и ночное время. Когда неизменно, в любое время суток, в любую погоду бок о бок с неопытной, но сильной, выносливой молодежью — такими, как парни из мореходки Святослав Божок, Михаил Янцук, Николай Сусликов, Михаил Лапшин и их друзья однокурсники, самоотверженно и без устали трудились ветераны, мастера-наставники, и комиссар экипажа Владимир Николаевич Курапов и другие командиры, коммунисты Николай Андреевич Ланкарда — руководитель судового комитета профсоюза, Рейн Лаан— второй механик и их товарищи, которые делали все, чтобы «Антон Таммсааре" вернулся домой с трудовой победой. И они добились своего.

Л. ФИРСОВ.

НА СНИМКАХ: ветеран нашего флота технолог В. Супрунович (вверху); члены штаба дня качества зорко следят за тем, чтобы вся рыбная продукция шла первым сортом (внизу).
Фото В. Мещерского и И. Галковского.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти PTMC-7522 "Тамула" и его экипажей. БОЕВЫЕ ПОМОЩНИКИ – 08 01 1977
Народный контроль в действии

В последних числах июня 1976 года PTMC-7522 "Тамула" вышел на промысел. На переходе состоялось общесудовое собрание, на котором было решено развернуть социалистическое соревнование во всех службах и вахтах и вступить в трудовое соперничество с РТМС «Пейпси». И тогда же была создана группа народного контроля, в которую вошли как опытные, бывалые рыбаки-промысловики, так и молодежь — комсомольцы. Возглавил группу коммунист Евгении Николаевич Тоцкий. Сразу же начались теоретические занятия в группе. Перед народными контролерами выступили мастера добычи и обработки, технолог, врач. И, конечно, секретарь партбюро Е. Поплаухин и первый помощник капитана А. Цветков. Выступал и беседовал с народными контролерами капитан-директор: каждое разумное и деловое предложение, говорил он, всегда найдет поддержку.
Время, затраченное на учебу, не пропало даром. Группа народного контроля стала не только фиксировать упущения, но и стала настоящим боевым помощником руководства судна. Самым активным образом влияли народные контролеры на вопросы обработки сырья и соблюдения техники безопасности, замораживания, глазировки, укладки и хранения рыбопродукции в трюмах, расхода горюче-смазочных материалов, учета и расходования продуктов питания и т. п., — да разве учтешь все, к чему они имели отношение! Но основное для них — это выполнение плана и борьба за качество.
Например, рассказывает Е. Тоцкий, промысел для экипажа «Тамула» начался неудачно, и контролеры поставили задачу — ни одна хорошая рыбина не должна пойти в отходы: упала на палубу — подбери и положи на ленту.
Учитывая слабую обстановку, решено было передислоцироваться в другой район. Но ночью подняли трал с богатым уловом. Сразу приступили к заморозке, но контролеры не согласились с таким решением. Подняли технолога и мастеров, поставили в известность командование, в результате были организованы подвахты. К утру было изготовлено 7 тонн высококачественного филе.
Не стояли народные контролеры в стороне и от такого вопроса, как приобретение и выдача продуктов питания. Казалось бы, этот вопрос не входит в их компетенцию, занимается им ревизионная комиссия. Контролеры и в этом деле пришли на помощь администрации, и ни одна закупка продуктов в инпорту не проходила без их участия.
— Как первый помощник капитана, — говорит А. Цветков, — могу сказать, что благодаря помощи народных контролеров мы в этом рейсе не имели рекламаций на нашу продукцию. Незаметная, будничная борьба контролеров за план и качество давала хорошие результаты. Особенно подчеркну инициативу и организаторскую роль председателя группы НК — Евгения Николаевича Тоцкого, электрика А. Графова, рефмоториста комсомольца П. Семенова, повара коммуниста Т. А. Щербаковой. Неплохо работали и остальные контролеры, хотя подчас им недоставало инициативы: то ли опыта не имели, то ли времени... Тем не менее, народные контролеры сделали много, чтобы коллектив рейсовое задание перевыполнил на 10 процентов и, самое отрадное, использовал на пищевые цели 82 процента сырца, победил в парном соревновании с экипажем РТМС «Пейпси» (там 72 процента). За рейс группа провела 28 разных проверок. Привлекались к ним судовые специалисты, замеченные недостатки, производственные упущения устранялись оперативно. На «Доске народного контроля» каждую декаду вывешивались результаты проверок. В конце каждого месяца на заседании группы подводились итоги работы за месяц, и тщательно разрабатывался план на очередной период.
Партийное бюро судна систематически заслушивало на своих заседаниях отчеты председателя группы НК.
Большое внимание группе народного контроля уделял секретарь партийного бюро Е. Поплаухин. Самое важное, говорит Е. Тоцкий, что он ни когда не подменял, но помогал и поддерживал народных контролеров, заботился об их авторитете. И в этом также кроется «секрет» успеха народных контролеров в минувшем рейсе.

А ПЕТРОВСКИЙ.
нештатный инспектор комитета народного контроля по рыбопромысловому флоту.