Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Славицкого Ивана Федоровича старшего механика. ПЕРВЫЙ СТАРМЕХ - 24 01 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Славицкий Иван Федорович более 30 работает рыбодобывающей промышленности. В 1952 прибыл в Таллин в распоряжение Минрыбпрома ЭССР.
Родом он с Черниговщины, с Донбасса. В 1947 году Славицкий поступил в Херсонский техникум рыбной промышленности на механика-дизелиста.
Путь И. Славицкого за дипломом пролегал через Мурманск, Диксон, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Ленинград,..
По распределению он попал на Балтику, в Калининград, но пробыл там недолго и вскоре "передислоцировался" восточнее — в Таллинн.
...В Минрыбпроме Эстонии молодому специалисту сказали, что работы для судовых механиков в Таллинне нет, и посоветовали отправиться в рыболовецкий колхоз в Усть-Нарве. Там Иван Славицкий и принял в качестве старшего механика первое в жизни "свое" судно — деревянный средний траловый бот (СТБ).
Вскоре оказалось, что грамотных, квалифицированных механиков на побережье Эстонии не так много, и Иван Славицкий отправился в Пярну — принимать МРТ-57, малый рыболовный траулер финской постройки. Работал в те годы в Пярнуской базе Госморлова, он принимал и выходил в Рижский залив и на других судах — на РР "Алев", на рыболовной шхуне "Кустанай".
И вот в апреле 1955 года его вызвали в очередную командировку — на сей раз в Калининград. Средний рыболовный траулер, который предстояло принимать, был ему не в новинку: примерно на таком же он ходил из Мурманска во Владивосток. Новым было то, что СРТ-4244, который должен был стать первым судном создаваемого в Таллинне Управления тралового флота, направлялся под началом капитана Вайно Ноора в совершенно неизведанный район промысла— в Атлантику. 3 июня 1955 года судно отошло от причала старого Таллиннского порта и взяло курс в Норвежское море. Старшим механиком на траулере был Иван Славицкий. Пассажиром—будущий лауреат Ленинской премии Юхан Смуул.
СРТ-4244 был первым, за ним потоком пошли другие. Через какое-то время стали поступать и СРТР. Один из первых — СРТР -9027 — вместе с капитаном Лембитом Сонгом (впоследствии Героем Социалистического Труда) принял и стармех Иван Славицкий. А с 1964 года он освоил еще один тип судов — БМРТ.
Трудно сосчитать, сколько учеников появилось за эти годы у Ивана Федоровича. По натуре он человек щедрый, общительный. Молодежь любит таких, тянется к ним. А он отдает ей весь свой опыт, делится секретами профессии. Пять лет он работал стармехом на УТС-4390, а в 1983 году вышел на пенсию и, чтобы не расставаться с морем, подался в портофлот. Трудно капитану СЛВ "Абрука" А. Поломарчуку переоценить пожилого донкермана — ремесло свое бывший стармех знает досконально.
...Однажды — несколько лет назад — первый стармех эстонского тралового флота Иван Федорович Славицкий у причалов БСРЗ обнаружил проржавевшие останки так хорошо ему знакомого СРТ-4244 — тоже первого. И навернулись на глаза непрошеные слезы...


В. ПОЛЯНСКИЙ. Фото А. БАРАНОВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКОЛЛЕКТИВНОЕ ПИСЬМО - 17 01 1989
Обсуждаем проект Закона ЭССР о языке

Мы, работники отдела кадров производственного объединения "Эстрыбпром", считаем, что принятие сессией Верховного Совета Эстонской ССP республиканского Закона о языке необходимо отложить до принятия Верховным Советом СССР общесоюзного Закона о языке по следующим причинам:
1) В соответствии с п. 6 ст. 113 Конституции СССР Верховный Совет СССР обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР, устанавливает основы законодательства Союза ССР и союзных республик,
В связи с этим принятие Верховным Советом ЭССР республиканского Закона о языке до принятия Верховным Советом СССР союзного Закона о языке означало бы прямое игнорирование Верховным Советом ЭССР ст. 74 и п. 6 ст. 113 Конституции СССР и, следовательно, вступление высшего органа государственной власти республики в очередной, ничем не оправданный конфликт с высшим органом государственной власти Союза ССР.
Согласно ст. 114 Конституции СССР Верховный Совет ЭССР может представить в Верховный Совет СССР проект Закона ЭССР о языке в порядке законодательной инициативы с предложением включить его положения в Закон СССР о языке.
2) Во второй редакции проекта Закона ЭССР о языке содержатся и прямые, и косвенные ограничения прав граждан республики неэстонской национальности, а также установлены как прямые, так и косвенные преимущества гражданам республики коренной национальности. По своей сути этот проект является дискриминационным в отношении граждан республики неэстонской национальности.
По нашему мнению, защита эстонского языка совершенно не требует дискриминации русского языка и непризнания его исторически сложившегося статуса языка межнационального общения.
Таким образом, проект Закона ЭССР о языке содержит прямые нарушения ст. 36 Конституции СССР и ст. 34 Конституции Эстонской ССР.
3) Установление использования на территории республики эстонского языка в качестве обязательного для ведения делопроизводства на предприятиях и в учреждениях, как это предусматривает проект Закона ЭССР о языке, противоречит самой сущности многонационального союзного Советского государства, единству народнохозяйственного комплекса страны, закономерному процессу интернационализации экономической и всей общественной жизни страны.
Установление в союзных республиках обязательного ведения делопроизводства на предприятиях и в учреждениях только на национальных языках неизбежно приведет к хаосу в учете, отчетности, ведении научной и технической документации, в управлении экономикой страны как единым народнохозяйственным комплексом не только в отдельных республиках, но и по всей стране в целом, и таким образом явится тормозом перестройки, во всех сферах жизни советских людей.
Содержащиеся в проекте Закона ЭССР о языке положения о ведении делопроизводства на предприятиях и в учреждениях республики исключительно на эстонском языке противоречат ст. 16 Конституции СССР и ст. 16
Конституции Эстонской ССР и направлены на постепенное вымывание из сферы управления экономикой республики специалистов неэстонской национальности, на отстранение русскоязычного населения от активного участия и политической деятельности, и решении социальных вопросов.
4) Считаем, что принятие Верховным Советом ЭССР опубликованной переработан ной редакции проекта Закона ЭССР о языке будет означать очередную непозволительную политическую уступку сепаратистским силам в республике, вызовет активизацию экстремистских элементов, еще больше осложнит политическую обстановку в Эстонии.

Работники отдела кадров
ПО ""Эстрыбпром" (всего 8 подписей),
Памяти Ровбут Олега МихайловичаДоколе будет крыша протекать -10 01 1989
или проблемы охраны труда с высоты нескольких метров

На первый взгляд, может показаться, что в ЭРНК объединения с охраной труда все обстоит благополучно. И на самом деле — наше подразделение уже много лет называется подразделением высокой культуры производства. Благодаря отличной квалификации и профессионализму сотрудников (у нас уже 9 лет не было случаев производственного травматизма). Показатели по всем статьям хорошие. По ним можно судить, что у нас все хорошо. Однако это далеко не так. Помещения на четвертом этаже здания, мягко говоря, "промокают" в периоды дождей и таяния снегов. А если точнее: когда идет дождь — в помещениях верхнего этажа потоп.
Особенно бедственное положение сложилось на участке ремонта оптики, компасов, хронометров и судовых часов. Стены постоянно мокрые, с потолка сыпется побелка — сырость и антисанитария. Так что, выражаясь языком средств массовой информации, этот участок можно считать районом экологического бедствия. Официальным лицам и тем, кто занимается ремонтом крыши, наша проблема беда хорошо известна. Вопрос об этом муссировался в различных инстанциях на протяжении 10 лет. Нельзя сказать, что ничего не делались: почти ежегодно силами ЭМЦ производился ремонт, но все усилия этой организации каждый раз были напрасными. На истраченные средства можно было бы уже не только отладить крышу по-настоящему, но и покрыть ее позолотой, как Исаакиевский собор в Ленинграде...
Наконец, было принято решение и подписан приказ по объединению (№ 1042 от 24 ноября 1987 г.), которым предписывалось произвести капитальный ремонт крыши в первой половине 1988 года силами ЭМЦ. Но и первая, и вторая половина 1988 года уже миновали, а к ремонту еще никто не приступал, и, судя по всему, приступать не собирается. Наш коллектив вправе спросить у руководителей, объединения: когда закончатся безобразия и элементарная бесхозяйственность? Тем более, как нам известно, такие же проблемы и во многих других зданиях объединения. На этом фоне разглагольствования о социальной справедливости звучат как насмешка и злая ирония над нуждами рабочих коллективов.

В. КАЗАНЦЕВ, капитан-наставник ЭРНК, член парткома объединения.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Виктора Тимофеевича Казанцева. ЕСЛИ ДОВЕРИЛИ – ДЕЛАЙ! - 05 01 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В число членов нового состава парткома ПО "Эстрыбпром", избранного на XIII отчетно-выборной конференции, вошел и капитан-наставник Виктор Тимофеевич Казанцев. В работе конференции он не только принимал участие как делегат (кстати, впервые в своей жизни), но и выступал — по поручению коммунистов электрорадионавигационной камеры.
Впрочем, такой взлет общественной активности далеко не случаен и не внове для Виктора Тимофеевича. В. Казанцев и раньше не был человеком безразличным. Он, например, более шести лет бессменно возглавлял группу народного контроля ЭРНК, был членом партийного бюро. А в последнее время выполняет другое общественное поручение тружеников ЭРНК — занимается проблемами охраны труда. Прежде всего, это — организация и проверка исполнения правил охраны труда среди рабочих, в бригадах. Особое внимание нужно при этом уделять работам, связанным с электротоком, которые специалисты ЭРНК выполняют не только непосредственно на участках, но и на различных судах объединения. Там при наладке лагов, приборов гидроакустики им приходится работать и на мачтах, и в низах судна. А это и сырость, и другие осложняющие факторы. Так что и в такой благополучной организации, как ЭРНК, тоже забот хватает.
Впрочем, Виктор Тимофеевич может быть уверен в специалистах ЭРНК — все они люди знающие, флотские, не один год проработавшие в море. Да и сам В. Казанцев тоже на берегу осел после того, как избороздил на промысловых судах многие моря и океаны...
Списался на берег он в 1978 году, когда за плечами было уже 17 лет плавательного стажа. В. Казанцев, выпускник Таллинского мореходного училища Минморфлота СССР 1961 года, всю свою жизнь связал с рыбопромысловым флотом. Рыбацкие университеты молодой судоводитель начал проходить в Калининградской базе рефрижераторного флота, а через три года был переведен в "Эстрыбпром".
В первый рейс ушел четвертым помощником капитана на БМРТ, и так с судами этого типа практически не расставился. Все судоводительские должности прошел и в 1973 году пошел в СЗА на БМРТ-396 "Иоханнес Рувен".
Так, шесть лет провел на капитанском мостике. Последний рейс – на РТМ-7192 "Юлемисте". Был капитаном-директором удачливым - во всяком случае, не было рейса, чтобы возвращался в Таллинн из различных широт без плана.
В годы своего капитанства пришлось В. Казанцеву осваивать и большие морозильные траулеры нового типа - БМРТ-504 "Рудольф Сирге" и БМРТ-605 "Мыс Челюскин". Эти суда он получал из новостроя на верфи в Николаеве. Больше всего сложностей на них было с морозильными установками.
Кредо у В. Казанцева было такое: на первом месте - экипаж. Это и самое главное, и самое сложное. Потому что именно люди делают план, несут вахту , работают в рыбцехе, обслуживают сложнейшие механизмы. именно они, а не он, капитан. А вот, ему нужно уметь создать коллектив, работающий четко и спаянно.
К людям старался относиться внимательно, ко всем очень ровно и объективно, и оценивать их по вкладу вы общее дело, по отдаче от работы...

На берегу сразу пошел на тренажеры. На этих тренажерах ( траловом и радиолокационном) повышают свою квалификацию по единой программе МРХ СССР все судоводители - от четвёртого помощника до капитана. В. Казанцев учит их навыкам судовождения в сложных условиях мореплавания.


Э. АЛЬНЕРОВИЧ.
Фото Р. ЭЙНА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаХРОНИКА - 05 01 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Председателем партийной комиссии при парткоме ПО «Эстрыбпром" утвержден Б. Рудковекий.
Борис Николаевич Рудковский родился в 1947 году, член КПСС с 1970 года. Образование высшее: в 1980 году окончил Ленинградскую высшую партийную школу. В объединении "Эстрыбпром" работает с 1970 года в плавсоставе, на различных должностях в составе машинной команды. После окончания Высшей партийной школы работал первым помощником капитана на судах объединения.
В 1988 году Б. Рудковский утвержден председателем партийной комиссии при парткоме ПО "Эстрыбпром".
Ветеран объединения, В. Рудковский неоднократно награждался Почетными грамотами за добросовестную производственную и общественно-политическую работу.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти старшего тралмастера И. Мартояса. СТАРШИЙ МАСТЕР - 16 10 1963
Экипаж СРТР-9102 взял обязательство до быть в этом году не менее 11 тысяч центнеров рыбы. Моряки твердо держат свое слово.
Хорошо трудится старший мастер добычи И. Мартояс. Он отлично знает свое дело, умело руководит палубной командой. Все орудия лова у него всегда своевременно подготовлены к работа, отремонтирована нужная тара.
Свой опыт старший мастер заботливо передает молодежи, обучает молодых рыбаков передовым методам лова.
""

На снимке: И. Мартояс руководит починкой трала.

Фото Е. Шараева
Памяти Ровбут Олега МихайловичаХОЗЯИН МОРЯ - ноябрь 1963
Перед нами страница пожелтевшей от времени подшивки буржуазной газеты «Уус Ээсти» за февраль 1938 года. «В Стокгольме, - пишет газета, — приостановилась деятельность ресторанов и кафе. Это обстоятельство приносит убыток нашему экспорту. Цены на рыбу упали. По всей вероятности, кризис кончится не скоро».
С горечью читали эстонские рыбаки эти строки. Поставленные в зависимость от конъюнктуры на заграничном рынке, они были вынуждены за бесценок продавать плоды своего труда, хотя рыба доставалась им нелегко. Все они ходили в неоплатном долгу у скупщиков рыбы. Мало было рыбы — плохо, а шла густо, опять нехорошо. Прослышав о богатом улове, скупщики сразу сбавляли цену, а вскоре спрос на нее и вовсе прекращался.
Приходилось сбрасывать рыбу в море, ходить с пустыми карманами.
Уходили на промысел на старых, неоднократно латаных лодках. Уходили на свой страх и риск, полагаясь на скользкое, как угорь, рыбацкое счастье. Как семейные секреты, в строжайшей тайне хранились приметы удачных мест.
Советская власть изменила жизнь рыбаков. Побывайте на острове Кихну, в колхозе "Ныукогуде партизан» и вы своими глазами увидите, какие разительные перемены произошли в рыбацком поселке.
К услугам островитян мотоботы и тральщики, современные орудия лова. Есть на древнем острове свои автомобили, мотоциклы, свой клуб, больница, школа, библиотека, магазин.. .
Родина высоко ценит труд рыбаков. Одному из лучших членом колхоза Михкелю Оаду недавно присвоено звание Героя Социалистического Труда. Другой замечательный рыбак Георг Палу награжден орденом Ленина. Он уже более десяти лет возглавляет одну из лучших бригад колхоза. А вот на долю старшего брата Георга Палу, Ивана, выпала другая судьба. Еще мальчишкой он ушел на чужом корабле в Америку и двадцать лет искал там счастья.
— Но нашел его только на родном берегу, — говорит Иван Палу, — Даже имя потерял на чужбине — звали там меня Джоном.
Скитался, голодал, не думал, что увижу нашу ровную Балтику. — У человека должна быть Родина, добавляет Иван Палу. — Без Родины человек нищ...
... Вечером над островом Кихну вспыхивает маяк. Он охраняет жизнь моряков в пути, он бодрствует, смотрит вперед, пробивая туман и темноту.

К. ТАММ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

правление колхоза «Ныукогуде партизан".
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

на промысле.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЕСТЕСТВЕННО, КАК ДЫХАНИЕ - ноябрь 1963
Л. Сонг.
Депутат Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда

Передо мною лежит позиция судов. Под многими широтами мира ведут промысел наши рыбаки. Наш флот вышел на широкие океанские просторы. В его составе самые современные рыболовные суда. Мы уже оставили далеко позади себя многие капиталистические страны мира.
А ведь совсем недавно — семь-восемь лет для истории малый срок — у нас было всего два СРТ. На одном из них в 1955 году первым вышел Атлантику Вайно Hoop.
Сегодня уже не два, а свыше ста кораблей, более совершенных, вооруженных новейшей техникой и «умнейшими» приборами, работают и в Северной и Южной Атлантике.
Никогда еще не ценился так высоко труд рыбака, как в наше советское время. Как-то в Гибралтаре ко мне обратился один из докеров:
— Что это у вас за значок?
— спросил он меня, показывая на знак депутата Верховного Совета СССР.
— Это знак депутата советского парламента, - ответил я.
Докер был удивлен. Рыбак избран в члены парламента ДА, то, что невозможно в капиталистическом мире, стало для нас естественным, как дыхание. Да и в какой капиталистической стране вы можете встретить рыбаков, награжденных за свой труд высшими наградами страны?
Советская власть создала все условия, для развитая творческих сил народа. Посмотрите, сколько замечательных мастеров своего дела выросло у нас. Мы с гордостью называем имена Виталия Нечитайло, Фридриха Тамма, Сергея Хорохонова, Павла Писарева н многих других капитанов, которые по праву считаются сегодня нашими маяками.
Все они выходцы из народа, простые люди. Могли, скажем, в буржуазной Эстонии рабочий или крестьянский паренек мечтать о том, чтобы стать капитаном океанского судна? Конечно, нет.
Советскому государству сорок шесть лет. Возраст вроде бы средний. Но наша страна молодеет с каждым днем, набирается сил, делается краше и богаче.
Нами сделано много. Но много еще предстоит сделать. Наша цель ясна, курс нам проложен партией. И мы достигнем цели, о которой мечтал В. И. Ленин, поднимай на борьбу пролетариат в октябрьские дни 1917 года.
Наше знамя — коммунизм. И мы придем к нему, потому что нас ведет вперед великая Коммунистическая партия Советского Союза.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаАмерика благодарит – 26 10 1963
В НАШЕЙ ГАЗЕТЕ уже рассказывалось о благородном поступке моряков плавбазы «Иоханнес Варес», которые спасли потерпевшего аварию американского летчика Хью Лавелли и о мужественном поступке экипажа спасателя «Ураган», потушившего пожар на рыболовном судне США.
Па днях получена копия Памятной записки, которую 6 сентября заведующий отделом СССР Госдепартамента США Дж. Гатри вручил советнику Советского посольства А. С. Фомину.
«Государственный департамент желает выразить Посольству Союза Советских Социалистических Республик благодарность от имени Правительства Соединенных Штатов за ценную помощь, оказанную советскими судами в течение последних недель спасательным силам Соединенных Штатов.
Первый из упомянутых случаев имел место 16 августа 1963 года, когда советское рыболовное судно «Иоханнес Варес" приняло участие в спасении пилота Соединенных Штатов, который выбросился с парашютом из своего самолета в 63 милях на юго-восток от Нэнтакет Айленд, Массачусетс. Во втором случае советский спасательный буксир «Ураган» откликнулся на радиосигнал тревоги, обращенный ко всем кораблям, и потушил пожар на рыболовном судне Соединенных Штатов «Сейнт Николас» 26 августа 1963 года в 79 милях от Массачусетского побережья, восточнее плавмаяка Поллок Рип.
Государственный департамент был бы признателен, если бы Советское посольство сообщило соответствующим советским властям об этих действиях советских судов и передало это выражение благодарности Правительства Соединенных Штатов советским гражданам, участвовавшим в этих спасательных операциях».
Начальник Эстонского производственного Управления рыбной, промышленности Главка «Запрыба» специальным приказом отметал инициативу и мужество моряков плавбазы «Иоханнес Варес» и спасателя «Ураган». Приказом начальника ТБОРФ группе отличившихся моряков при спасении американского летчика объявлена благодарность.


Сегодня мы печатаем снимки третьего помощника капитана плавбазы «Иоханнес Варес» Рейна Алева, рассказывающие о подробностях спасатель-ной операции.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

покинув самолет, капитан Хью Лавелли приводнился на парашюте в открытом океане. Американца подобрала шлюпка плавбазы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матрос Т. Козеорг, пятый помощник капитана П. Пииберг и начальник радиостанции А. Ткачук поднимают американского летчика на борт плавбазы, где ему была оказана первая медицинская помощь.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

за Хью Лавелли пришел американский вертолет. Летчик горячо поблагодарил эстонских моряков за оказанную ему помощь.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПРИВЕСТИ К ПОРЯДКУ - 07 09 1963
Тяжел, но почетен труд рыбака. По приходе в порт он имеет полное основание на заслуженный отдых. Но практически обеспечить отдых всех моряков Таллинская база океанического рыболовного флота еще не может из-за недостатка жилья. Однако некоторые товарищи злоупотребляют доверием: имея квартиры в других городах, умудрились получить жилье и в ТБОРФ В частности, тов. Чекранов получил квартиру из двух комнат по ул. Лыймес, 29, с полезной жилой площадью 27,4 м2. На этой жилплощади проживает он сам и, чтобы оградить себя от не приятностей и создать видимость, что квартира освоена, прописал семилетнего ребенка. Жена т. Чекранова прописана и проживает в г. Ленинграде. Таллинская квартира Чекранова фактически пустует.
Нечто аналогичное у т. т. Гордова, Мельникова, Николаева, Дмитриева, Реутова.
При получении квартир они указали завышенное количество членов семей и получили большую жилплощадь.
Базовому комитету, жилищной комиссии ТБОРФ нужно пересмотреть вопрос о распре делении жилплощади. Товарищей, которые обманным путем получили лишнюю жилплощадь, надо привести к порядку.

Л. КУЛИКОВ