«ХЕРМАН АРБОН»: ИДЕМ С ТРАЛОМ — 20 12 1975

Автор
Опубликовано: 2146 дней назад (14 мая 2018)
0
Голосов: 0
ДЛЯ ЭКИПАЖА БМРТ-536 «Херман Арбон» это был последний в завершающем году пятилетки рейс в знакомую уже Атлантику. Знакомую для большинства команды, начиная с капитана-директора Дмитрия Бурлака. Но были в экипаже и новички, одиннадцать человек из них вообще впервые шли в океан. И те, и другие уходили на промысел с бодрым, если не сказать — боевым настроением, с верой в удачу. Основания на то были достаточно веские и убедительные: «Херман Арбон» в числе первых из промысловых судов «Океана» выполнил девятую пятилетку и вообще пользуется у рыбаков нашего объединения доброй репутацией «везучего», удачливого траулера. Не сам по себе, понятно, но в непременном, органическом сочетании с капитаном-директором Дмитрием Кирилловичем Бурлаком. Что ж, репутация судна — это, прежде всего, репутация и рыбацкая характеристика его капитана...
Как вдруг с первых же дней промысла начались неудачи. Отнеслись к ним на первых порах с подчеркнуто-равнодушным, если так выразиться, спокойствием: случается, мол, и на старуху проруха... Но проходили дни, а трал по-прежнему приносил такой тощий улов, что затаенное беспокойство сменилось нескрываемой тревогой. «Что-то не то...» — кому из рыбаков не ведомо это выражение, за ироничным глубокомыслием которого скрывается весьма определенный диагноз: разучились, ребята, рыбку-то ловить...
И впрямь. Работали же рядом, по соседству литовские суда — и брали с каждого траления по 40 тонн сырца, в то время как на 536-м, по выражению судовых острословов, уверенно и устойчиво по... 5 тонн.
К тому же, никак не налаживалась работа во второй комплексной бригаде, которую возглавлял не кто-либо, а «сам» Константин Александрович Смирнов, один из опытнейших мастеров-рыбообработчиков объединения, ветеран ЭРПО, человек уважаемый и авторитетный среди рыбаков. Коммунист, партгрупорг производственной службы. Как же так, товарищи, в чем дело? Начали внимательнейше изучать положение, доискиваться до причин. Доискались. Провели собрание в бригаде: негоже расслабляться, опускать руки. Произвели перестановку людей: кому сподручней на выборке, кому на расфасовке. Вроде отладилось. Но — рыба, рыба... Реактивной, что ли, она стала? — мрачно острили на БМРТ.
Всем уже было ясно: полагаться на обычное промвооружение, привычные тралы, которые хороши были еще вчера, больше не приходилось. Пресловутый «секрет успеха» литовских рыбаков — канатные тралы. Которых, как раз, и не было на «Хермане Арбоне».
— Идеально, конечно, — оборудовать канатный трал по литовскому проекту, дело это не ахти какое новое и сложное, чтоб мы не обошлись собственными силами, — собрал комсостав капитан-директор Д. Бурлак. — Но нет материалов. Придется — по собственному проекту...
Теоретические расчеты взял на себя недавний выпускник Калининградского технического института четвертый штурман Владимир Якунин, практическое исполнение — старший мастер добычи Иван Трифонович Люсый со своими помощниками — мастером добычи Наджафом Агашовым, комсомольцами Николаем Пятаевым, Александром Милиным, Николаем Бузиновым. На изготовление канатных тралов из старых были «реквизированы» все имеющиеся на судне материалы. Работали в буквальном смысле не покладая рук и не разгибая спин — траулер находился в пролове и «ударная бригада Люсого», как окрестили добытчиков, стала объектом самого пристального — и, конечно, придирчивого — внимания дли всего экипажа.
На пятые сутки канатные тралы были готовы. Рыба пошла. Выловы сразу же достигли суточной нормы. Разгорелось соревнование между рыбообработчиками. Работа на палубе, в рыбцехе шла весело, напряженно, люди, соскучившиеся по настоящему, большому делу, трудились с полной выкладкой. После первого груза победителями соревнования между комплексными бригадами стала бригада Рудольфа Ракштиса — кандидаты в члены КПСС Николай Лупов (впоследствии занесенный в судовую Книгу почета за самоотверженный труд, личную примерность в работе и инициативность), Юрий Кушнир, комсомолец Олав Няреп и другие. Но уже шли по пятам победителей грозные соперники из бригады К. А. Смирнова — виртуоз-обработчик Фархад Мусаев, неутомимый и безотказный «трудяга» Кауно Аасуметс, также удостоенный чести быть занесенным в Книгу почета, Анатолий Приходько, Николай Гришин..- Им и суждено было занять первое место по итогам всего рейса.
Но до завершения его было еще далеко. После успешного решения «траловой задачи» в повестку дня встал вопрос о качестве выпускаемой рыбопродукции. Об этом и шла речь на очередном открытом партийном собрании, где с острым, критичным докладом выступил парторг Василий Яковлевич Слюсарь, помощник капитана по производству. В числе недостатков, внушавших особое беспокойство, отмечено им было неблагополучное положение с изготовлением филе, причиной чего являлась филейная машина. Приспособленная под тресковые породы, она плохо резала рыбу, сильно вибрировала и, к тому же, сильно брызгала, работать на ней, по выражению моряков, было «сущим адом»... Отчаявшись привести «в божеский вид» филейную машину, механик-наладчик Александр Голубев утверждал, что ничего путного с ней уже сделать нельзя. «Так уж и нельзя?» — засомневался капитан-директор. Решено было делегировать на соседний литовский БМРТ «депутацию» во главе с первым помощником Федором Гринько — за опытом. В состав се вошли также помощник капитана по производству В. Я. Слюсарь и, конечно, А. Голубев.
Вернулся механик-наладчик с «литовца» в возбужденном состоянии — то ли расстроенный, то ли озаренный какой-то конструктивной идеей, сразу не понять... Только вскоре филейная машина перестала и вибрировать, и брызгаться рыбьим жиром и чешуей, и вообще заработала на одном моторе вместо двух прежних.
Мы рассказали только о некоторых эпизодах последнего рейса БМРТ «Херман Арбон». Но, надеемся, и они дают определенное представление о людях этого судна и о том трудовом настрое, с которым они готовятся вступить в новую, десятую пятилетку.


Л. ФИРСОВ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!