«ВАЛГЕЯРВ»: В ФОКУСЕ СОРЕВНОВАНИЯ – 29 04 1978

Автор
Опубликовано: 2639 дней назад (25 января 2017)
0
Голосов: 0
КАК ИЗВЕСТНО, первоосновой всей нашей хозяйственной, производственной деятельности является государственный план. О необходимости и важности выполнения его отдельными отраслями, предприятиями, трудовыми коллективами еще раз говорил во время недавней поездки по Сибири и Дальнему Востоку Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев.
Из чего складывается государственный годовой план нашего объединения «Эстрыбпром»? Любой работник— рыбак ли, служащий или рабочий — ответит, не задумываясь: прежде всего — из рейсовых заданий добывающим, промысловым и рыбоперерабатывающим судам.
Из протокола № I общесудового собрания профсоюзной организации РТМС-7535 от 25 октября 1977 г.:
«Считать главной задачей экипажа выполнение государственного плана рейса, развернуть с этой целью действенное социалистическое соревнование...».
Выступая на этом собрании с основным докладом — вторым вопросом были выборы судовых общественных органов (рейс только начинался),
— капитан-директор Вадим Минаев не скрывал трудностей предстоящего рейса. Промысловая обстановка в районе Атлантики, куда предстояло идти, радужных надежд отнюдь не внушала;
усугублялись трудности с топливом — суда, работавшие в этом отдаленном районе, категорически... просили покончить с «топливным кризисом». «Не будем обольщаться, — выразился в таком духе капитан, сам не раз подававший радиограммы-протесты по этому же поводу, — вряд ли что изменится в ближайшее время». И все-таки смысл его выступления сводился к тому, что, несмотря на «непреодолимые» объективные трудности, выполнить рейсовое задание возможно. Более того — необходимо. И даже перевыполнить. Не по всем, правда, показателям — это, видимо, идеализм — но по основным очень даже можно. Что и доказал предыдущий экипаж в предыдущем рейсе.
(Кстати сказать, возглавлял его он же, капитан-директор В. И. Минаев — это наше, редакционное примечание).
В чем, однако, дело? Есть ли экипаж, который не хотел бы выполнить рейсовое задание, благо от этого зависит и заработок людей — не за романтикой же, в конце концов, ходят в океан люди?


СОПЕРНИКИ
Нет таких экипажей. Другое дело, не всякий способен мобилизовать, преодолеть себя в нелегкой, ох какой нелегкой борьбе с трудностями современного промысла. Если уж и «в старые, добрые времена» таких хватало с избытком, то что говорить про теперешние. Вот же: не выполнило объединение план первого квартала. Главная причина — значительный недолов рыбы. Не только из-за потерь промыслового времени, но и, как утверждалось кое-кем на подведении итогов квартала, из-за сложной промысловой обстановки. На это вроде бы и возражать никто не возьмется: мол, на нет и суда нет, дело такое...
А как быть с «Валгеярвом». Супер-то как раз в это самое, первоквартальное, время — рейс РТМС-7538 закончился 4 апреля с. г. — искал, находил и брал рыбу, работая едва ли не в беспрецедентных условиях. Дело в том, что в течение рейса супертраулеру пришлось по разным причинам трижды менять рай-он промысла, переходить на новые нормы вылова, а значит, заморозки и т. п., не говоря уж о том, что это не так- уж и просто, совсем непросто — приноравливаться к новым условиям работы, погоде и пр. и пр.
Конечно, для добытчиков старшего тралмастера Ярослава Чикуна это была замечательная школа, и они ее прошли с великой, нужно думать, пользой для себя. Но, откровенно говоря, всем им было бы как-то спокойней и сподручней, работай они в более нормальных условиях. Однако, что было, то было, и добытчики «Валгеярва» оказались на высоте положения. Скажем, довелось им состязаться со своими коллегами с мурманского супертраулера «Александр Торцев», экипаж которого был вызван на парное соревнование наши ми рыбаками. Приглашая его к трудовому соперничеству, моряки «Валгеярва» не знали, что технические возможности .мурманского РТМС значительно превосходят аналогичные характеристика РТМС- 7538. Естественно, что первыми это испытали на себе добытчики. Кто-то ахнул: «Ну, влипли, ребята...» — «Без паники, — оборвали его. — Думай, Чикун, думай! ".
Чикун — это фигура! С высшим образованием человек: судоводитель по диплому, математик «по воле божьей», добытчик по призванию. Как он знает траловое вооружение и технику настройки его! То не наше, понятно мнение, то точка зрения людей бывалых, добытчиков с опытом, и еще каким! И тут не смутил их ни на йоту даже такой факт, что в начале промысла супертраулер потерял один трал — только и вытянули на палубу жалкие обрывки. Что же Чикун, как мог допустить? А вот как: волков бояться — в лес не ходить, тяжелых грунтов опасаешься — переходи с трала на удочки... Но больше подойдет другая поговорка: и на старуху бывает проруха. Одним словом, добытчики Я. Чикуна, а вслед за ними и обработчики довольно быстро догнали, затем обогнали соперников с мурманского супера и, пока он не ушел в другой район промысла, ни разу не уступили первенства в парном соревновании.
Что касается внутрисудового, то оно не затухало с перовых же дней рейса и, что важно подчеркнуть, заботливо оберегалось от всякого формализма и начетничества. В чем особая заслуга судового комитета профсоюза, возглавлял который все тот же Ярослав Чикун. Как было дело? Существует, скажем, на судах такой вид индивидуального соцсоревнования — на звание лучшего по профессии. Моряки охотно участвуют в нем, польза от соревнования очевидная. Но вот в чем закавыка: существующее положение об этом соревновании гласит, что почетное звание лучшего по профессии присваивается только тем морякам, которые проплавали на данном судне не менее года. А таких бывают единицы в экипаже. Проще всего, конечно, сославшись на данное обстоятельство, было бы всерьез не заниматься этим видом соревнования. Либо провести для проформы, «галочки» — поди, придерись... Но бюрократов и формалистов в судовом комитете «Валгеярва» к счастью, не оказалось Здесь, угаданные экипажем подобрались люди деятельные и неравнодушные. Что они сделали? Проще не придумаешь: организовали — и хорошо, по-настоящему — социалистическое соревнование на звание лучших по профессии... в рейсе!

БАЛЛЫ: КТО И ЧТО ЗА НИМИ
В практику социалистического соревнования на РТМС-7538 прочно вошло подведение итогов его по специальной балльной системе. Преимущества ее стали очевидными для всех сразу же, как таковая была разработана.
Во-первых, она позволяет с максимальной объективностью оценивать вклад в соревнование, в достижение высоких производственных показателей каждого мини-коллектива (скажем, вахты или комплексной бригады), а также каждого труженика персонально. Во-вторых, заставляет постоянно держать руку на пульсе соревнования всех ответственных лиц — от бригадира, рыбмастера, мастера добычи до членов судового комитета. Показателен и в том, и в другом плане пример с соревнованием комплексных комсомольско - молодежных бригад иа промысле. Первую бригаду возглавляли мастер обработки, кандидат в члены КПСС Александр Ермилкин и мастер добычи, тоже кандидат в члены КПСС, Олег Лукасевич, второй руководили мастера (соответственно — обработки и добычи) комсомолец Николай Мильяненко и Владимир Котомцев. Трудились и состязались друг с другом коллективы этих бригад с исключительным напряжением и волей к победе. Итоги соперничества подводились периодически; три раза на первое место выходила комплексная бригада № 2, два раза — № 1. Таким было положение, когда стали подводиться окончательные итоги соревнования в рейсе. И подавляющее большинство моряков не сомневались: победитель предрешен, так было всегда — кто чаще выходил на первое место, тот и на коне... То-то же удивились они, узнав, что первая комплексная бригада сумела набрать баллов больше соперника и, тут уж возражать невозможно — очевидно для каждого — заняла почетное первое место по итогам рейса. Баллы за производительность труда, качество изготовленной рыбопродукции, трудовую дисциплину и организацию труда, технику безопасности и т. д. и т. п. Баллы, баллы, баллы. Не так уж они равнодушны и бесстрастны, оказывается! Было: когда разрабатывалась и внедрялась эта, балльная система, кое-кто скептически относился к «этому делу» — пошла, мол, писать губерния, ничего, авось, самим надоест заниматься подобной бухгалтерией. Кому — самим? Бригадирам, мастерам? Не только: активисты бригад и вахт, профорги, члены судового комитета, в котором представлены все судовые службы? Да и сами рыбаки, — обработчики, добытчики, мотористы, уж они-то отнюдь не в последнюю очередь овладели методикой подсчета баллов, всей этой «бухгалтерией», которая лучше и быстрее всего выявляет, кто на что способен, кто есть кто. И когда на общесудовых собраниях, в приподнятой, торжественной обстановке назывались победители очередного этапа социалистического соревнования и награждались переходящими вымпелами, премиями, разными знаками трудовой доблести, не было таких, кто посчитал бы себя незаслуженно обойденным, несправедливо неоцененным. И пришел конец всякой уравниловке, как в моральном, так и в материальном плане. А это, товарищи, великое дело — когда вы хорошо знаете, что на вашей спине не сидит никто, кто очень хотел бы пробраться вперед за чужой счет.

КАЧЕСТВО — И ЕЩЕ РАЗ КАЧЕСТВО!
Вот еще один важный аспект этой работы — внедрение СБТ — системы бездефектного труда в рейсе, на промысле. Дело это хотя и нельзя назвать совершенно новым, но, во всяком случае, мало где еще система эта внедрена, отработана. Между тем, именно она призвана сказать веское слово в борьбе за высокую эффективность производства и отличное качество выпускаемой продукции. И еще: мало проку, если эта СБТ будет внедрена только на отдельных, пусть важнейших, участках рыбацкого производства. Надо, чтобы — всюду, на каждом рабочем месте, ибо нет ничего более взаимосвязанного, взаимозависимого, чем судовой экипаж, рыбацкое производство. Вот почему внедрение СБТ — святое, можно сказать, дело для профсоюзной организации рыбопромыслового суда, для судового комитета. И тем приятней сказать, что профсоюзная организация РТМС-7538 отнеслась к этому большому делу, мы бы сказали, масштабно, взыскательно, критично, заботливо. Памятуя: дело тут отнюдь не в кампании на один или даже 2—3 рейса, это навсегда. Ибо СБТ — это и эффективность, и качество, которые предопределяют успех выполнения государственного плана. В чем выразились взыскательность и критичность? А вот: положением о СБТ предусмотрено выпускать ежемесячно по службам — «экран качества». Идея, конечно, возражений не вызывает. Но на РТМС-7538 задумались: а верно ли сбивать в одну «кучу малу» и рядовой, и командный состав? Опять же, как бы не отдалось уравниловкой... Решено было «экран качества» выпускать по-своему — отдельно для рядового и командного состава. И, видимо, это единственно правильно.
Сыграли свою роль и «Дни качества», но это уже сложившаяся, апробированная практикой работа по повышению качества рыбопродукции.
Из протокола общесудового профсоюзного собрания экипажа с повесткой дня: «Задачи экипажа, вытекающие из Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ к трудящимся Советского Союза о развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 года, усилении борьбы за повышение эффективности производства и качества работы».
Выступили — матрос 2 класса Толмачев, который сказал: «Письмо ЦК КПСС и Советского правительства призывает всех тружеников к бережливому использованию сырья. Нас это касается особенно. И вот нам, обработчикам, непонятно, отчего на свежем сырце сардины появляются лопанец и повреждения кожного покрова. Хорошо бы взяться за это дело группе народного контроля, после чего можно будет судить, возможно ли увеличить сроки хранения сырья в охлаждаемых бункерах, от чего зависит увеличение суточной заморозки»;
матрос 2 класса Махортов, член группы НК: «Уже сейчас могу сказать, что, как удалось установить в ходе проверок, лопанец появляется сам по себе во время дефростации рыбы в блоках, на что и надо обратить особое внимание...»


НОВЫЕ РУБЕЖИ
Деталь, частность. Конечно. Но это куда верней, чем громкозвучные призывы вообще. Из таких вот деталей складывается успех всего большого дела. Ведь что стояло за тем, вроде бы частным предложением или выводом? Продолжая свою работу, выявляя причины лопанца, члены судовой группы народного контроля точно установили, сколько времени возможно хранить выловленную рыбу в бункерах, чтобы она была пригодной для изготовления пищевой продукции, от чего во многом зависело, удастся ли увеличить коэффициент использования рыбы-сырца на пищевые цели. Все это, вместе взятое, и подготовило своего рода базу, материальную и нравственную основу для нового социалистического обязательства, которое было взято членами экипажа РТМС «Вал-геярв» на собрании, где обсуждалось Письмо ЦК. КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ к трудящимся Советского Союза. Вот это соцобязательство: выполнить государственный годовой план по основным показателям к первой годовщине новой Конституции СССР — 7 октября 1978 года. Тогда же, на профсоюзном собрании, к экипажу обратились с призывом коллективы обеих комсомольско-молодежных комплексных бригад: «Сегодня работать лучше, чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня!» Патриотический почин этот, воплотивший в себе идею Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ — сохранить ритм и поступь юбилейного социалистического соревнования — поддержали все моряки РТМС-7538.
В заключение наших заметок о социалистическом соревновании экипажа РТМС-7538 «Валгеярв» представим слово первому помощнику капитана Герою Советского Союза Павлу Ивановичу Чалову:
— Как видите, работать нам довелось в очень непростых условиях. К тому, о чем упомянуто, добавим еще длительные, затяжные простои в ожидании топлива, и вы получите более или менее правдивую картину минувшего рейса. Тем не менее, рейсовое задание было выполнено: по вылову рыбы — на 105 процентов, изготовлению мороженой продукции — 105, пищевой в целом — 114,1 и товарной рыбопродукции — на 115,1 процента.
...Не просто и не простые трудности преодолели рыбаки «Валгеярва». Главное, в самый сложный период промысла они не пали духом, не растеряли бодрого настроения, веры в себя, в коллектив. Скажу, что веру эту в людях поддерживали прежде всего коммунисты — личным примером, неутомимой работой, спокойствием, наконец. А ведь это — 20 членов и 4 кандидата в члены КПСС, которые находились на всех важнейших участках работы, производства. Главным партийным поручением для каждого из них было — показывать личный пример в труде, соревновании, общественной работе. В рейсе действовали, и довольно активно и эффективно, четыре партийных группы, в том числе две в комплексных бригадах, партгрупоргами в них были матросы Борис Разумов и Александр Махортов; большинство членов судового комитета профсоюза, который так много сделал для развития соцсоревнования и выполнения рейсового задания, также были коммунистами. Таким образом, на супертраулере имелось крепкое и надежное ядро, опираясь на которое мы и смогли выполнить напряженное рейсовое задание. Хочу надеяться, что добрые традиции этого рейса найдут достойное продолжение и развитие в рейсах предстоящих.

И. ЛЕБЕДЕВ, зам. председателя профкома объединения.
Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хороший вклад в общий успех внесли рационализаторы второй электромеханик Станислав Интяшин и первый механик-наладчик секретарь комсомольской организации Шамиль Уторов .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМС-7538 «ВАЛГЕЯРВ». В недавно закончившемся рейсе много поработали [слева направо] начальник радиотехнической службы Яан Лехтна, первый помощник капитана Герой Советского Союза Павел Чалов, третий механик член комсомольского бюро Геннадий Подоба, третий помощник капитана комсомолец Николай Баженов.
.
Фото В. Тракса.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЛЕНИНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА — РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ СИЛА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА!
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЛИКОЕ НЕРУШИМОЕ ЕДИНСТВО ПАРТИИ И НАРОДА!
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!