ГДЕ ВЫХОД НА САМООКУПАЕМОСТЬ? – 06 02 1992

Автор
Опубликовано: 2329 дней назад (7 декабря 2017)
0
Голосов: 0
Этот вопрос ребром поставлен перед экономическими службами объединения, в чью задачу вошло оперативное определение оптимальной расстановки судов флота на первое полугодие. О том, насколько скрупулезными и детальными должны быть расчеты, свидетельствует уже факт "задействования" на них специалистов всех служб управления. Кроме того, еще один показатель серьезного подхода к делу: анализ обстановки не стал эпизодическим явлением — к нему руководители служб возвращаются методически, по мере внесения корректив, диктуемых действительностью.
Первые, ориентировочные расчеты, представлены были главным экономистом объединения А. Кокоревым в середине января. Исходным фактором их послужила ориентация на стопроцентный выпуск экспортной продукции (что сопряжено с валютными затратами по закупке топлива). Согласно этим данным, приблизительно вырисовалось "лицо" каждой группы судов по каждому из имеющихся районов промысла: где оно выглядит негативно, давая результат со знаком минус, а где, напротив, выражено положительно.
Расчеты с оглядкой — не оторваться от топливных баз!
— дали, к примеру, неважный прогноз по работе судов в ЦВА и в районе Западной Сахары. Условно. Однако и там возможен положительный результат в случае, если на треть увеличить объемы вылова и на четверть поднять цены на рыбу (ЦВА), добиться уменьшения стоимости топлива (по Западной Сахаре). Невыгодной — ввиду высоких цен на право лова — представала работа супертраулеров в зоне ИРМ. И безусловно убыточными выглядели "моонзунды" и "супера". Все это — с учетом сокращенных — на 4—5 человек — составов экипажей.
Приблизительные наброски, однако, исключали градацию стоимости топлива в различных районах промысла, не были учтены и скорректированные нормы по различным видам судов.
Вернувшись к анализу спустя неделю, главный экономист уже располагал более определенными данными, и не только в части кадров и снабжения, но и по линии использования судов вне их прямого назначения (сдача во фрахт либо в аренду и т. п.); учтены были также имевшиеся замечания по затратам, по разделению рублевого и валютного баланса.
В результате вновь представленных данных обозначилось, что если судам удастся работать в графике, производство даст выручку в 1 млн. 330 тыс. долларов. В то же время уже на вторую декаду января на одних простоях было потеряно средств на 1 млн. 840 тыс. долларов. Присовокупить к этому стоимость продукции, поставляемой Эстонии и СНГ (8 млн. 280 тыс. долларов), и отчисление 10 процентов с оборота — в итоге остается дефицит в 11 млн. 780 тыс. долларов.
Вот тут-то и поднят вопрос — где видится выход на самоокупаемость. Судя по предложенным выкладкам, он довольно ирреальный. Можно еще принять за исходное: переход на мировые цены при реализации продукции "ЭС-ВА" (экономия более 4 млн. долларов), направление "моонзундов" в аренду (около 1 млн.), экономия 20 процентов требующегося объема топлива (свыше 3 млн.), сокращение кадров (свыше 1 млн).
Однако никак неприемлемыми выглядят два из шести перечисленных пунктов, категорически отвергнутых как генеральным директором, так и начальником СМТО (судя по реакции — вообще всеми заинтересованными лицами). В Качестве наиболее действенных мер по выходу на самоокупаемость предлагалось: выйти к правительству ЭР с просьбой освободить объединение от валютного налога, а также перейти на мировые цены при реализации 40 процентов продукции от госзаказа республики.
То, что витало в воздухе, сформулировал И. Сюльд: "Отмена налога и валютная прибыль от республики — утопия. Нужны другие варианты, иначе на наши предложения следует ожидать совершенно однозначную реакцию правительства: не нужны мы будем Эстонскому государству".
Таким образом, отрицательный баланс в 2 млн. долларов (на эту сумму тянули упомянутые проекты) не нашел своего "нейтрализующего" фактора. Тем не менее, решено принять расчеты за основу. С последующей их доработкой.
Прямого ответа на поставленный вопрос так и не последовало. Однако выступил заместитель генерального директора Д. Усанов, и его точка зрения неожиданно послужила той "соломинкой", за которую не зазорно ухватиться утопающему.
Суть в следующем. Сфокусировав все внимание на флоте, мы недостаточно хорошо знаем собственное береговое хозяйство. "Я бы, — сказал Д. Усанов, — предложил учесть потери при передаче республике порта. Источником поступления валюты может стать гостиница "Калур", ведь даже иностранцы удивляются, что мы их принимаем за рубли. Широким фронтом развернута в арендуемых у нас помещениях коммерческая торговля, за которой "Океан" наблюдает со стороны, вместо того, чтобы взять дело в свои руки или сдавать помещения в аренду за валюту, как это делают городские организации. Энергомеханический цех может пересмотреть свои тарифы при питании энергией иностранных судов. Строим жилье — так, может быть, организовать аукцион квартир или продавать их за валюту?..."
Действительно: не повредит нам и в новой жизни старая пословица "копейка рубль бережет", тем более — когда счет идет в свободно конвертируемой валюте.

Л. ПАНОВА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!