И вновь о роли первых помощников – 25 10 1990

Автор
Опубликовано: 1620 дней назад (22 октября 2019)
0
Голосов: 0
Сегодня в объединении «Эстрыбпром» налицо тенденция к дальнейшему ухудшению дисциплины на промысле. Причины этого явления кроются в экономическом и политическом кризисе в нашей стране, дефиците товаров народного потребления, дороговизне, резком снижении жизненного уровня. Тенденцию к ухудшению дисциплины на флоте усилили и наши недоработки в коллективе объединения. Характерно, что львиная доля нарушений приходится на молодых рыбаков, совершивших не более двух-трех рейсов.
Вызывает серьезную озабоченность также то обстоятельство, что в последнее время стало значительно больше нарушений таможенного законодательства, правил поведения советского моряка за границей. Тревожат и участившиеся случаи пьянства на промысле, особенно среди командного состава. Чертополохом расцвела так называемая бесхозная контрабанда, что говорит о наличии на многих наших судах круговой поруки, благодатной почвы для правонарушений и преступлений (УС "Крузенштерн", ПБ «Станислав Монюшко», ПP "Саяны», БМРТ-457 «Каарел Лийманд». РТМС-7538 «Валгеярв", БМРТ-436 «Кристьян Рауд» и другие).
Пьянствуют наши рыбаки и в пути следования к промыслу и возвращаясь домой. Подтверждение этого безобразное поведение судоэкипажа БМРТ-489 "Юхан Лийв» в поезде Таллинн-Москва, судоэкипажа РТМС-7583 «Курт-на» при перелете из района промысла в порт приписки.
Вывод одного из представителей МРХ СССР за рубежом, что «при таком безобразном поведе-ни моряков ни одна авиакомпания мира не согласится обслуживать моряков», вполне можно отнести и к нашим рыбакам.
Увеличилось количество обращений рыбаков нашего объединения к властям иностранных государств с просьбой о предоставлении права на жительство (матрос с PTMKC-906 «Георг Каск», электрик из второго подменного экипажа, повар с РТМС-7522 «Тамула»). Один из них — в праве на жительство в Швеции ему было отказано — объяснил свой поступок отсутствием в СССР многих товаров народного потребления, наличием прочего дефицита и так далее.
Это говорит о том, что воспитательная работа на ряде судов находится на невысоком уровне. Нужно убедительно разъяснять, что настоящий патриот Родину в беде не бросает, а делает все от него зависящее, чтобы она встала на ноги, оказалась богаче и красивее. Во взаимоотношениях нашего государства с другими странами произошли радикальные изменения, благодаря которым беглецам из-за экономических причин жительство там не предоставляется. Такое положение стало возможным из-за общего падения дисциплины, из-за бесхозяйственности, стремления к наживе любым путем, из-за наплевательского отношения к интересам Родины. Наша задача - остановиться и сосредоточить внимание на своих недоработках, причем именно в последнее время.
Прежде всего демократизация преследует и такую цель, как
АКТИВИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ
каждого моряка, свидетелями которой мы являемся в повседневной практической деятельности. В наших трудовых коллективах заметно потеснены равнодушие и безразличие. Вместе с тем на ряде судов комсостав утратил свою авангардную роль, на позитивность демократических процессов оказывает недостаточное влияние. Выросла роль общественных организаций, неформальных лидеров. Эта роль не всегда положительно сказывается на порядке и организованности. В ряде случаев мы видим ослабление требовательности командного состава, заигрывание с рыбаками. Стремясь заручиться поддержкой рыбаков под маской вроде бы защиты их интересов, борьбы с бюрократией, неформальные лидеры вносят порой на промысле дезорганизацию, противопоставляют плавсостав береговым работникам. По сути дела идет неприкрытая пропаганда развала уставного порядка на флоте. Спровоцированная определенными политическими силами полемика о сокращении должности первых помощников капитанов также, на наш взгляд, служила этой цели. Мягкотелая, соглашательская политика МРХ СССР да и «Запрыбы» в недалеком прошлом способствовала определенному успеху этой полемики, внесла существенную лепту в ухудшение положения с дисциплиной на промысле. В такой непростой обстановке администрация некоторых судов, комсостав, и в частности первые помощники капитанов растерялись. Это в свою очередь привело к тому, что процесс формирования взаимоотношений между членами экипажей происходит стихийно, его нередко отдают на откуп случайным людям, (порой бездельникам и демагогам). Так создается почва для круговой поруки. Именно это зло наносит удар в первую очередь по организованности и дисциплине, уставному порядку на флоте. Снижение правдивой информации о положении дел на промысле, наметившееся в последнее время, значительное количество случаев так называемой бесхозной контрабанды — признаки круговой поруки на наших судах.
В современных условиях администрации, комсоставу, судовым политработникам, на наш взгляд, целесообразно сосредоточить главное внимание на двух взаимодополняющих направлениях в своей деятельности: укреплении дисциплины и организованности на промысле и усилении разъяснительной, воспитательной работы с членами судоэкипажей.
Если конкретизировать первое направление, то следует остановиться вот на чем:
УСИЛЕНИЕ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ
к подчиненным со стороны командного состава, разумеется, должно сочетаться с заботой о них. В нынешних условиях особенно важна личная примерность начальника не только в выполнении профессиональных обязанностей, но и в соблюдении нравственных норм, чем похвалиться сегодня не можем. Каждый представитель начальствующего состава на флоте в своей практической деятельности должен взять за правило: требовать с подчиненного имеет моральное право только тот человек, кто сам нравственно безупречен, отлично знает и выполняет порученное ему дело. Требовательность и личная примерность на практике должны быть неразрывны. Поэтому, считаем, необходимым серьезное обсуждение во всех отделах и службах, курирующих комсостав, вопроса повышения профессионального уровня морских специалистов, их нравственного облика, проведения переаттестации. В аттестациях должно быть отражено не только выполнение функциональных обязанностей, но и личное участие в укреплении дисциплины, умение работать с людьми в новых условиях.
Формы разъяснительной, воспитательной работы с членами судовых экипажей, видимо, следует конкретизировать условиями промысла, а также выполнения рейсового задания. Очень важно, на наш взгляд, чтобы работники берега, управления, комсостав осознали, что необходим
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
к воспитательной работе на промысле с учетом тех особенностей, которые выдвинули перестройка и гласность, внедрение в жизнь концепции перехода на регулируемую рыночную экономику. В большей или меньшей степени в решении этой проблемы должны принимать участие все представители указанных категорий работников объединения. Необходимо использовать письмо заместителя министра Н. Лысенко « О состоянии и мерах по укреплению дисциплины среди плавсостава», июньский приказ Мин-рыбхоза СССР «О неудовлетворительном состоянии дисциплины среди плавсостава Пионерской базы океанического рыболовного флота», июльское постановление Коллегии МРХ СССР «О состоя нии дисциплины и мерах по усилению воспитательной работы среди плавсостава флота рыбной промышленности», а также приказ генерального директора «Эстрыбпрома» «О состоянии охраны труда, профилактики производственного травматизма и заболеваний». Считаем, эти документы — все текущего года — целесообразно использовать при проведении предрейсовых собраний, разборах рейсов. Они должны быть всесторонне обсуждены и глубоко изучены командным плавсоставом, в отделах и службах, на занятиях в системе командирской учебы, судовых политработников, других специалистов. Эти материалы рекомендуется использован, также при определении мер. направленных па укрепление дисциплины и уставного порядка.
На наш взгляд, специалисты службы безопасности мореплавания справедливо считают, что ухудшение состояния производственной и общественной дисциплины, увеличение аварийности, участившиеся случаи нарушения режима плавания, пьянство, нарушения правил поведения наших рыбаков в иностранных портах порождены определенными причинами. Суть их в том, что нагромождение различного рода нормативных документов, инструкций, положений, подлежащих обязательному выполнению, напрочь оттеснили основной документ, регламентирующий организации судовой службы, права и обязанности членов экипажа,— Устав службы на судах флота рыбной промышленности, о котором постепенно стал забывать командный состав. А рядовые рыбаки в лучшем случае знают о существовании такого документа, но что именно в нем отражено, вряд ли кто имеет понятие. Немало людей, которые смотрят на работу в море только с позиции своих прав, забывая об обязанностях.
Согласно Уставу должен неукоснительно соблюдаться принцип единоначалия, все распоряжения капитана являются законом и подлежат беспрекословному выполнению. К сожалению, в последнее время на различного рода собраниях участились попытки подменить решение капитана, нередко в корыстных групповых интересах, что чревато крайне отрицательными последствиями. Пропаганда требований Устава службы на судах ФРП СССР и настоящее время должна стать важным направлением в нашей работе.
Оправдано, на наш взгляд, решение Коллегии МРХ СССР от 10 июля 1990 года о том, что необходимо сохранить на флоте
ИНСТИТУТ ПЕРВЫХ ПОМОЩНИКОВ КАПИТАНОВ
и внести в проект нового Устава службы на судах ФРП предложения о статусе и обязанностях первого помощника капитана. Об этой проблеме много велось дискуссий. Сейчас надо вести речь о результативности в работе этой категории плавсостава, чтобы они могли бы работать целенаправленно, без оглядки на то, что о них подумает потенциальный правонарушитель.
Бытует ошибочное мнение, отождествляющее первых помощников капитанов с этакими комиссарами, подрывающими единоначалие в уставной судовой организации, или с секретарями партийной организации, т. е. с партийными работниками. Как то, так и другое в наши дни неверно. В новых условиях речь должна идти о должностном лице, работающем непосредственно с членами экипажа, о человеке на судне, дающем возможность капитану уделять больше времени промыслу, производству. Первый помощник капитана (можно его назначь иначе: помощник капитана по кадрам и социально-бытовым вопросам, помощник капитана по общим вопросам и т. д.— суть от этого не меняется) должен заниматься вопросами дисциплины, воспитания, руководствоваться в своей работе требованиям Конституции СССР, законами страны и союзных республик, Уставом службы на судах флота рыбной промышленности.
Здесь должны сказать свое веское слово капитаны, ведь обсуждается проблема их, подчеркиваем, именно их помощников. Минувшая кампания против этой категории плавсостава незаслуженно выплеснула на первых помощников капитанов, накопившуюся ненависть и злобу определенных политических сил к партии, обидев многих добросовестных и трудолюбивых работников. Старый институт первых помощников капитанов с примесью административно-командных черт уже не срабатывает, его надо радикально менять. Силовой метод пропаганды идей коммунизма себя изжил. В самих идеях коммунизма предосудительного, тем более преступного или аморального, ничего нет. Они привлекательны, гуманны и общечеловечны. Между коммунистическими идеями и практикой выросли нетерпимые противоречия но вине перерожденцев. Воплощение в жизнь идей коммунизма, увы, не состоялось.
Беда наша еще и в том, что большинство коммунистов, в том числе и первые помощники капитанов стали послушными исполнителями отведенном им роли, оказались без вины виноватыми. Утихшая кампания против них тому яркое подтверждение. Когда мы рассуждаем о коммунистах, то должны, хотя бы условно, делить их на слой вельможных воров и тех, кто с упоением и великой верой рубил дрова для паровоза, которому «в коммуне остановка», а потом с грустью и обидой узнал, что их дрова пошли не в топку знаменитого паровоза, а для дач и финских бань перерожденцев. Поэтому первому помощнику капитана придется быть своеобразным координатором мнений, заниматься формированием такого микроклимата на судне, где бы гармонично сочетались различные мировоззрения и интересы всех членов судового коллектива. В новых условиях первому помощнику капитана предстоит заниматься также индивидуальной работой, информированием, анализом и накоплением опыта работы с людьми.
Правильно ставится вопрос об отстранении от должности недобросовестных, скомпрометировавших себя первых помощников, лиц, не соответствующих этой должности. Повышению качества института первых помощников капитана должна послужить предстоящая аттестация. С целью повышения ответственности плавсостава за состояние дисциплины необходимо возродить такую форму работы, как разбор рейса, подведение его итогов. В последнее время это буквально выпало из нашей практики.
Важным направлением нашей работы по укреплению дисциплины среди плавсостава должно стать воспитание у рыбаков гордости за принадлежность к «Эстрыбпрому» — одному из крупнейших объединений рыбной отрасли в республике.

А. ФАТЬЯНОВ, инспектор отдела по работе с моряками загранплаваний АО « Эстрыбпром ».
Комментарии (1)
0 # 22 октября 2019 в 11:20 0
Пустая статья.Приплели помполитов,которых вскоре вообще убрали.Легче стало дышать.По себе знаю,выпивать мы начинали уже в поезде в Москву(если подмена),потом в самолёте.Ничего такого страшного не происходило.В рейсе иногда готовили бражку.Когда ст.мех получал канистру со спиртом,то несколько дней шла гулянка(старший комсостав),а мы нормально несли вахту.Может на других судах были дикие загулы,не знаю.Снимали стресс.Насчет электрика,который остался в Гандере(Канада) на перелёте из Лимы в Москву,тоже не было никаких проблем.Котляр отдал ему паспорт и пожелал удачи.Насколько я знаю,первые полгода он жил в отеле,изучал английский,потом устроился работать по специальности.