Иванов Анатолии Александрович . ВОДОЛA3 С «УРАГАНА» - 28 11 1978

Автор
Опубликовано: 2602 дня назад (6 марта 2017)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Многим морякам приходилось наблюдать своеобразный ритуал подготовки водолаза к спуску под воду. Всякий раз этот процесс вызывает неподдельный интерес. С момента облачения в комбинезон-скафандр с традиционным похлопыванием ладонью по гермошлему: "Порядок, иди на глубину". Скрывается водолаз в толще вод, бурлят воздушные пузыри, человек остается один на один с подводной стихией. Лишь телефонная связь, воздушный шланг и страхующий трос связывают его со станцией, с людьми, следящими за его работой, физическим состоянием.
Сколько раз за двенадцать лет водолазной работы повторял эти циклы спуск-работа-подъем водолаз аварийно-спасательного судна «Ураган" Анатолий Александрович Иванов? Трудно припомнить ему самому. Личная книжка водолаза фиксирует часы работы под водой. Их набежало около двух тысяч. Летчик современного воздушного лайнера, налетавший столько часов, чествуется как «миллионер» — по покрытому расстоянию в километрах. А каким фактором, кроме времени измерить отдачу водолаза? И можно ли вообще измерить? Да, можно. Вот пример: трал попал под работающий винт. Судно встало. Сколько оно вынуждено простоять? Сутки? А может больше? Все зависит от умения и расторопности водолазов. И водолазы спешат на помощь. Спешат не быстрее подготовиться к спуску - тут спешка может обернуться трагедией — спешит спасатель к судну, а во время перехода заранее тщательно готовятся водолазы. Так, например, было совсем недавно, когда и Анатолию Александровичу, и его товарищам старшему водолазу Владимиру Петровичу Слинько и Андрею Яковлевичу Кашеварникову пришлось выручать из пут трала ленинградское промысловое судно «Лира». Поочередно уходили под воду водолазы — трал намотался «капитально». Но опыт и сноровка помогли. Скоро судно снова приступило к промыслу. Вынужденный простой был минимальным. Потому что водолазы, весь экипаж спасателя понимали: каждый простой промыслового судна — это десятки, а то и сотни тонн недоданной продукции. Значит, этим конкретным фактором тоже оценивается работа водолазов. А случаи, подобные происшедшему с «Лирой», не так уж редки на промысле.
Какие только работы не приходилось выполнять классному водолазу А. Иванову! Однажды требовалось обрезать оборвавшиеся бортовые кили у судна. И тут водолаз выступает в роли специалиста — газорезчика. Причем подводного! А это сложная работа. Тут нужна не только сноровка, но и выдумка, — мысль должна работать. Уже на глубине пришло решение — резать не электрокислородным прибором, а электросваркой. Нет, это не оговорка. Дать большой ток на стержень, и сварочное приспособление хорошо прожигает металл. Этот способ оказался в данном случае более эффективным.
— А какой самый памятный случай был в вашей практике, Анатолий Александрович?
— Все случаи по-своему памятны, —ответил он. — Но вот в одном из них опять же нужна была смекалка. На промысловом судне произошел облом двух третей лопасти винта. Чуть прибавит ход — вибрация всего корпуса. Что делать — самым малым ходом идти в порт? А нет ли другого выхода? Нашелся. Водолазы предложили обрезать противоположную лопасть ( четырехлопастного ! ) винта. Обрезали по контуру облома поврежденной лопасти — вибрация прекратилась. И хотя судно частично потеряло ход, все же осталось на промысле до конца рейса. И тут уж не рубли — тысячи рублей сбереженных средств.
Трудная это профессия — водолаз. Потому и почетная. Потому и наблюдают с интересом за их спусками и подъемами все, кто работает рядом.
Традиционный вопрос Анатолию Александровичу:
— Как вы стали водолазом, нравится ли вам ваша профессия?
— Я родом из Псковской области. Вроде бы далековато от моря. Но в молодости работал на вспомогательных судах Каспия, там впервые познакомился с легководолазным делом. Потом Севастопольский учебный отряд. Тут уже сам изъявил желание быть водолазом. Привлекала меня эта необычная профессия. Учился с желанием и интересом. После учебного отряда — служба на флоте, на аварийно-спасательных судах. Заканчивал ее уже в Таллине. А после службы уже не помышлял о другой специальности...
Коммунист, ударник коммунистического труда, ветеран объединения «Эстрыбпром» Анатолии Александрович Иванов на хорошем счету в коллективе «Урагана», водолазная станция которого состоит всего из трех специалистов. О каждом из них можно сказать только похвальные слова. Мы выбрали водолаза второго класса А. А. Иванова, влюбленного в свое дело.

И. ШПЕРОВ.
Фото В. Тракса.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!