ИЗ ЗАЛА СУДА. РАСПЛАТА ЗА ПАНИБРАТСТВО – 18 11 1978

Автор
Опубликовано: 2597 дней назад (7 марта 2017)
0
Голосов: 0
«Капитан является единоначальником и руководителем всего экипажа судна, доверенным лицом судовладельца, на которое возложена ответственность за выполнение производственных задач судна, сохранность судна и жизнь находящихся на нем людей». (П. 41 «Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР».
В тот рейс судну СРТР-9161 "Молдова» рыболовецкого колхоза «Сааре Калур» определен-но не везло с капитанами. В феврале, в разгар лова, отозвали капитана Дудкина, обещали прислать замену, а пока временно исполняющим обязанности капитана был назначен второй помощник Ийво Таммелехт. Но новый капитан так и не прибыл, и Таммелехт оставался за капитана до конца рейса. Большой беды, впрочем, в том не было: Таммелехт имел богатый опыт судовождения — работал на рыболовецких судах с 1952 года. Ходил и штурманом, и капитаном, неоднократно поощрялся. Руководство его ценило, рыбаки уважали по-особенному — как знающего, опытного промысловика и своего брата-моряка. Своего, как говорят, в доску...
28 марта 1978 г. траулер «Молдова» стоял на рейде пор та Лас-Пальмас на Канарских островах. Экипаж собирался домой после трудного рейса, судно готовили для передачи следующей смене. Прибытие ее ожидалось назавтра. Свободные от работ и вахт моряки получили увольнения в город.
Вечером на имя судового электрика Я. Ымблуса пришла радостная весть — радиограмма от жены: получили ордер на новую четырехкомнатную квартиру. Исполняющий обязанности капитана Таммелехт вместе с начальником радиостанции Я. Ару пошел к Ымблусу — поздравить. Электрик Ымблус был человек уважаемый, ценимый на судне: от работы не отказывался и в веселой компании был, что называется, своим парнем. В Лас-Пальмасе он уже погулял и, кроме всего прочего, принес из города бутылку водки местного производства. Узнав о радиограмме, тотчас выставил эту бутылку на стол и предложил «обмыть» ордер.
С этого-то злополучного момента и. о. капитана СРТР-9161 И. Таммелехт, рыбак-командир с шестнадцатилетним стажем, начал одно за другим забывать требования «Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР". «Запамятовал» знаменитый пункт 456 Устава, в котором говорится: «Членам судового экипажа... запрещается распивать спиртные напитки и находиться на судне в нетрезвом состоянии». Неизвестно, какой величины была та самая бутылка, но ее вполне хватило на то, чтобы угостить всех, кто заходил в тот вечер в каюту электрика. Угостить настолько, чтобы они начисто забыли правила поведения моряка и порядок увольнения в город. Поэтому и. о. капитана, не задумываясь, дал «добро», когда уже порядком захмелевший Ымблус в первом часу ночи попросил разрешения сходить на мотошлюпке за пивом для команды. Более того, Таммелехт одернул вахтенного механика, который поинтересовался, почему разрешено Ымблусу ночью уйти на единственной моторной шлюпке, да в таком состоянии, что он полчаса пытался включить заводившийся обычно с пол-оборота мотор «Доры».
В 5 часов утра вахтенный штурман разбудил Таммелехта и доложил, что Ымблус на судно не вернулся. Начались поиски. Запросили шлюпку со стоявшего неподалеку советского судна. Искали весь день — напрасно. Сообщили о случившемся в советское консульство.
Радость возвращения домой после долгого и трудного рейса была омрачена потерей товарища. А каково было Анне Ымблус, готовившейся встретить мужа в новой квартире?.. Труп Я. Ымблуса был выловлен из воды испанскими рыбаками 1 апреля.
19 октября 1978 г. Верховный суд Эстонской ССР признал и. о. капитана СРТР-9161 «Молдова» Таммелехта Ийво Арнольдовича виновным в преступном нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта, повлекшем смерть члена экипажа, и приговорил его к трем годам лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду в местах, определяемых специальными органами,
Непосредственный виновник гибели Ымблуса понес заслуженное наказание. Но, если вдуматься, не менее виновны, хотя и не подлежат привлечению к уголовной ответственности, и те, кто видел, как пьяный моряк питался отчалить от борта судна на моторной лодке, и не остановил его. Хотя бы силой, хотя бы и вопреки распоряжению пьяного капитана...

А. МАЕВСКИЙ, следователь Эстонской транспортной прокуратуры.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!