К 70-летию советской рыбной отрасли. ВЫРУЧАЕТ ДРУЖБА И ВЗАИМОПОМОЩЬ - 24 08 1989

Автор
Опубликовано: 1652 дня назад (11 октября 2019)
0
Голосов: 0
Пребывание судов «Эстрыбпрома» за границей, хотя и кратковременно, но ярко выявляет характер наших советских моряков, воспитанных в духе гуманного отношения к трудящимся всех стран.
Находясь в морях-океанах, эстонские рыбаки оказывают иностранным морякам техническую и медицинскую помощь, участвуют в спасении судов, терпящих бедствие.
Вместе с этим они оказывают ряду стран существенную помощь в развитии рыбной промышленности: Кубе, Анголе, Мавритании, Сенегалу, Южному Йемену. Эта помощь выражается не только в передаче опыта рыболовства, но и в технической помощи, в продаже им промысловых судов, в строительстве рыбных портов, рыбообрабатывающих заводов, в подготовке кадров.
Рыбный порт в Гаване (Куба), построенный при техническом содействии Советского Союза, является самым крупным рыбным портом в странах Латинской Америки. Он выполняет многочисленные операции и ремонт судов всех типов.
Еще в 60-годы для развития рыболовного флота Кубы рыбаки Советской Эстонии передали пять промысловых судов типа СРТ. С целью обмена опытом работы в те годы на Кубе находились капитаны-промысловики: С. Хорохонов, В. Соколов, Д. Бурлак, Л. Сангель, А. Кожурин, технологи, В. Гарбуз, А. Матвиенко, В. Середа и другие. В 70-е годы в служебных командировках на Кубе находились наши специалисты В. Пикат, О. Спирин, Ю. Дергунов.
Ю. Дергунов четыре года был советником министра рыбной промышленности Кубы, руководителем объединенной группы специалистов рыбной промышленности. Под его руководством группа многое сделала для совершенствования аппарата министерства, участвовала в разработке перспективных планов развития отрасли, в обучении руководящих кадров флота и береговых предприятий.
Несмотря на 200-мильные экономические зоны, ограничивающие рыбный промысел, объем вылова рыбы и морепродуктов на Кубе из года в год увеличивается. Растет выпуск пищевой продукции, объем поставок на экспорт.
В 1984 году были подписаны контракты на поставку на Кубу промвооружения, на содействие в строительстве рыбоконсервного завода, на дальнейшую практическую помощь со стороны советских специалистов.
Руководство республики Куба неоднократно выражало глубокую благодарность советским специалистам за оказанную помощь. Так, в одном из своих выступлений Фидель Кастро заявил: «Могли ли мы мечтать, что наши рыбаки, привыкшие вести прибрежный лов, будут промышлять в самых отдаленных районах Атлантического океана».
Рыбакам Эстонии приходилось много раз оказывать помощь экипажам иностранных судов, терпящим бедствие. При этом наши моряки действовали умело и мужественно. Ярким примеров может служить спасение транспортного рефрижератора ГДР "Арензее» командой нашего МСБ «Неотразимый». Это было в январе 1985 года. ТР «Арензее» доставил в Анголу различные машины, промышленные и продовольственные товары. Во время его стоянки на рейде диверсанты, действуя под водой, прикрепили мины к борту судна. Одна из мин взорвалась, судно стало погружаться. Тогда, находившийся поблизости, советский МСБ «Неотразимый» поспешил на помощь.
Терпящее бедствие судно было прибуксировано к берегу, поставлено носом на мель. Затем наши матросы водолазы обследовали подводную часть судна, обезвредили мины. После этого экипаж МСБ «Неотразимый» принял активное участие в выгрузке ценных для Анголы товаров. Администрация судна ГДР тепло благодарила советских моряков, вручила им памятные подарки.
Благородный акт помощи совершил и экипаж нашего транспортного рефрижератора «Бора» в 1983 году. В проливе Па-де-Кале с польского судна «Пяст» выпал за борт старший матрос Казимеж Мариана. Исчезновение матроса никто сразу не заметил, и ему пришлось три часа находиться в студеной воде. Хотя моряк держался на спасательном жилете, тело коченело, силы покидали его.
Мимо проходило западногерманское судно. Моряк стал кричать, махать руками, но его никто не заметил. И вот появилось судно с серпом и молотом на трубе. Это была «Бора», транспортный рефрижератор «Эстрыбпрома». Капитаном был тогда В. Дурнев. С «Боры» заметили человека за бортом, и по команде капитана судно развернулось, сделало маневр и на воду спустилась шлюпка. В ней находились второй помощник капитана Г. Лупей, четвертый механик А. Гусев, моторист С. Шетинин и четверо матросов. Вскоре окоченевшего матроса подняли на борт судна, и он увидел дружеские лица советских людей. Завернутого в теплый тулуп матроса принесли в лазарет и судовой врач Л. Нестеренко оказала ему необходимую помощь.
Спустя три часа на горизонте показалось польское судно «Пяст», ведущее поиск пропавшего матроса. Суда сблизились и вскоре команда «Боры» тепло попрощалась с польским другом.
— У меня не хватает слов благодарности вашим морякам, — сказал капитан «Пяста». — Большое вам спасибо!
Покидая советское судно, Казимеж Мариана оставил свой спасательный жилет, где написал: «Безгранично признателен и благодарен!»!
Примеров гуманности и солидарности можно привести много. При стоянке ТР «Бриз" в порту Лагос к советским морякам за помощью обратился капитан греческого судна «Феофилоск». У него на судне вышла из строя гидравлическая палубная система, отказали грузовые лебедки, брашпиль. Механики с «Бриза» В. Вихер, Л. Марчук, И. Кисляков охотно пришли на помощь и за три часа устранили неисправность.
На другом иностранном судне отказала радиолокационная станция. К ним на помощь отправились начальник РТС «Бриз» В. Закопаев и радиооператор Н. Богданов. Работа оказалась трудоемкой, дефекты выявили и в блоке питания в приемопередатчике. Кроме того, был неисправен гирокомпас. Два дня возились радиоспециалисты, но дело свое сделали. Капитан горячо благодарил советских специалистов.
Каких только аварийных ситуаций и случаев не бывает в дальних плаваниях. И всегда советские моряки проявляют свои глубокие чувства интернационализма, гуманности, взаимопомощи. Они всегда высоко держат честь и достоинство своей Советской Родины!


В. ВАСИЛЬЕВ, кандидат исторических наук.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!