КАПИТАН СУССКИЙ: страницы рыбацкой биографии - 03 03 1977

Автор
Опубликовано: 2517 дней назад (29 мая 2017)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА

ВЛАДИМИР Сусский. Капитан СРТР. Капитан-директор БМРТ. Капитан-директор РТМС "Пейпси» — одного из первых супертраулеров в нашем объединении. Наконец, капитан-флагман отряда судов Эстонского рыбопромышленного объединения, которые в течение недавних трех лет вели промысел рыбы в различных районах Атлантики...
Не знаем, собирает ли В. Н. Сусский газетные материалы, в которых так или иначе упоминалась его фамилия, — интересная получилась бы подборка, а проще сказать — рассказ о рыбаке-капитане. Уж кого-кого, а капитана Сусского «Рыбак Эстонии» вниманием своим не обделял, особенно на протяжении последних лет десяти. Не в порядке исключения, конечно и не в силу каких-то особых причин. Закон любой газеты: первое, самое главное слово - о маяках, о тех, кто о трудностях если и говорит, то прежде всего и главным образом - под углом одоления и преодоления таковых, а потом уже все остальное.
Были, впрочем, и причины особого порядка. Вот одна из них. Год с лишним тому назад появилась на страницах нашей газеты рубрика: "Качество: опыт, проблемы". Начало этой дискуссии положил как раз капитан-директор РТМС "Пейпси" Владимир Николаевич Сусский - статьей "Вал против качества". Об актуальности, важности и, говоря прямо, остроте вопросов, которые поставил он в ней, свидетельствует уже тот факт, что дискуссия на эту тему продолжается по сей день.
Так что с капитаном Сусским "Рыбак Эстонии" знаком давно. Но, дабы не показаться пристрастными, нынешний рассказ о нем мы поведем, основываясь в основном на сугубо объективных фактах из рыбацкой биографии этого человека. А комментарии, «расшифровку» их предоставим самим читателям. Ибо, как известно, факты вещь упрямая и штука вполне достоверная, тут воистину — ни убавить, ни прибавить.
Что, скажем, «убавлять» и «прибавлять» в таком вот факте из биографии В. Сусского: в минувшем, 1976 году он, как пишется в казенных бумагах, «без отрыва от производства заочно окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства»? Чего это стоит человеку, моряку, который на берегу бывает лишь в короткие перерывы между рейсами на промысле, оценить может разве тот, кто сам был заочником вуза. И не вообще моряком, а ни много, ни мало — капитаном-директором крупного промыслового судна со всеми вытекающими из этого факта последствиями и огромной ответственностью — за план, за безопасность мореплавания и все такое, наконец, за людей, экипаж, руководителем коего ты являешься. До учебы ли там, на промысле, ныне-то?..
Без осознания этого вот факта трудно понять, что руководило Сусским на протяжении всех минувших лет работы его в нашем объединении. Соображения карьеры? Но она и без этого, второго диплома складывалась у него достаточно удачно. После окончания мореходки — 20 лет назад это было — проплавал несколько лет младшим штурманом, был замечен — энергичен, работоспособен, смел в поисках неординарных решений, особенно в вопросах ведения промысла — выдвинут на должность капитана СРТР. И, может, тогда-то во весь свой рост встала перед молодым капитаном-промысловиком проблема дальнейшего своего образования, повышения знаний? Не на базе собственного, маленького еще опыта, и не опыта других капитанов, сколь бы ценным он ни представлялся, при всем при том любой опыт есть багаж вчерашнего дня, былого. А какой будет та же промысловая обстановка в океане завтра? И промысловая техника, орудия лова, поисковая аппаратура, сами суда? Методы прогнозирования промобстановки и экономического анализа? Вопросы не вставали—набегали, один труднее другого, и выхода не было — только учиться, любой ценой, в любых условиях. «Любой ценой» — это ценой напряжения всех сил — духовных и физических. «В любых условиях» — это в море, на промысле, и в дни отпусков — самое распрекрасное время для занятий математикой, экономикой, философией...
СРТР-9045 «Панга» Сусский командовал в течение пяти лет. За 10 промысловых рейсов судном добыто было 58 тысяч 522 центнера рыбы при плане 50048 центнеров — 117 процентов к зданию. А самое главное — экипаж успешно справился с задачами экспериментальных рейсов, освоением новых районов промысла. За систематическое перевыполнение планов СРТР-9045 был объявлен опорно-показательным судном в Эстонской экспедиции. В феврале 1964 года В. И. Сусский был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, в мае следующего, 1965 года занесен на Республиканскую доску почета, а в октябре удостоен правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени.
Еще через два года капитан Сусский как опытный промысловик и перспективный работник был выдвинут на должность капитана-директора БМРТ.
За три года девятой пятилетки (1967 — 1970 гг.) экипажами судов под командованием В. Сусского было добыто рыбы на 131,5 процента к заданию; товарной продукции выпущено на 136 процентов. Это были лучшие показатели среди судов типа БМРТ.
Как один из наиболее опытных капитанов-директоров В. Сусский в период с 1971 по 1973 годы в качестве капитана-флагмана возглавлял отряд судов типа БМРТ. «В этой должности, — отмечалось в характеристике, — он проявил себя способным организатором, с глубоким знанием дела руководил расстановкой флота на промысле, умело мобилизовал экипажи судов на выполнение производственных планов и социалистических обязательств». Вот факты, позволившие сделать такой вывод: план экспедиции 1971 года был выполнен на 108 процентов, 1972-го — па 11l, 1973 года — на 125 процентов. Эстонская флотилия, возглавляемая капитаном-флагманом Сусским, трижды занимала призовые места в соревновании флотилий Западного бассейна за наибольший вылов рыбы.
За большой вклад в развитие рыбной промышленности республики Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР в 1972 году В. Н. Сусскому было присвоено почетное звание «Заслуженный рыбак Эстонской ССР».
В начале 1974 года ему было доверено командовать одним из первых в нашем объединении супертраулеров — «Пейпси», и в том же году экипажем этого судна было добыто рыбы на 123,8 процента к заданию, сверхплановая прибыль составила 441,1 тысячи рублей. Экипаж «Пейпси» был награжден переходящими вымпелами Министерства рыбного хозяйства СССР, Таллинского горкома партии и горисполкома СДТ.
В 1975 году экипаж суператлантика «Пейпси» под командованием своего «везучего» капитана выполнил рейс, в котором добился наилучших производственных показателей среди судов своего типа в рас-чете на один рейс: задание по вылову было выполнено на 147,8 процента, выпуску товарной продукции — на 125,5 процента. В целом же за весь период работы на крупнотоннажных промысловых судах в должности капитана-директора экипажи этих судов под руководством В. Сусского планы добычи рыбы оказались выполненными на 130,2 процента к заданию; товарной продукции изготовлено на 166,3 процента к плану, достигнуто значительное снижение затрат на ее производство.
После окончания института капитан-директор В. Н. Сусский в январе этого года вновь вышел на промысел на «Пейпси". На 1977 год экипаж судна принял повышенные социалистические обязательства: выполнить план первых двух лет пятилетки к 7 ноября 1977 года, выловить дополнительно 7500 центнеров рыбы и изготовить пищевой рыбопродукции на 340 тысяч рублей. Будут ли выполнены обязательства? Порукой тому — трудовой настрой, целеустремленность и высокая организованность и дисциплина экипажа «Пейпси», в составе которого уже сейчас насчитывается 70 процентов ударников коммунистического труда.
И продолжается на судне движение наставничества, у истоков которого также стоит капитан-директор. Не так уж трудно разглядеть характерный «рыбацкий почерк» Сусского в работе людей, которые плавали с ним в недавнем прошлом, перенимали его методы и стиль, опыт. Капитан-директор В. С. Сурков, капитан-директор резерва А. В. Авдеев, капитан-директор БМРТ-606«Мыс Арктический» Н. А. Чесноков, старший помощник капитана-директора «Пейпси» О. Н. Гончаров и многие другие...

Г. ОЛЬШАК, Л. ФИРСОВ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!