КОНТРАБАНДА – 15 06 1976

Автор
Опубликовано: 2202 дня назад (19 марта 2018)
0
Голосов: 0
ИЗ ЗАЛА СУДА

Из служебного расследования:
«Боцман (танкера «Криптон» — Ред.) Ключников А. А., злоупотребляя служебным положением, систематически во время заграничных рейсов в 1975 году занимался хищением судового имущества — капроновых канатов и масляной краски, которые продавал в Санта-Крусе за иностранную валюту. В хищениях участвовал матрос первого класса Галась И. И...»
Выездное заседание Верховного суда Эстонской ССР. Вопрос Государственного обвинителя:
— Подсудимый Ключников, знали ли вы, что хищение государственного имущества — социалистической собственности преследуется по закону?
— Знал. Это... преступные действия с моей стороны. Необходимости в этом не было никакой.
— Что же заставило вас преступить закон?
— Потерял контроль за собой. Видимо, заработался, как-никак, 20 лет уже плаваю...
Ключников, в общем-то, не ловчил на суде, не выгораживал себя. Понял - бесполезно: слишком все ясно, беспощадно ясно. Но здесь сфальшивил—«заработался»... Именно — потерял контроль. Сорвался — и не смог остановиться. Когда и где именно в первый раз, установить теперь трудно. Но поверим подсудимому (теперь уже осужденному) : произошло это в мае 1975 года в том же испанском порту Санта-Крус. Продав — по-дешевке, понятно: было не до торгов — бухту капронового каната, «заработавшийся» боцман сошел на берег и... прокутил выручку в ближайшем ресторане. Зонтики, кримплен и прочее заграничное барахло, которое никак не вписывается в таможенную декларацию, будут потом. Сначала — выпить. Со вкусом и шиком, в заграничном-то (подумать только!) ресторане.
Скорее всего, так оно и получилось. Со спиртного — и удивления: так это просто оказывается, а он столько лет ходил в «загранку» и боялся. Чего, собственно?
Из служебного расследования:
«Похищенное и проданное государственное имущество Ключниковым списывалось по документам, которые утверждались старшим помощником Мацкевичем Н. Т. и капитанами судов».
Бесконтрольность. Бесхозяйственность...
— Да, я подписывал акты о списании израсходованного судового имущества — каната, капронового шнура, краски, — показал на судне капитан К. Hoop. — Но ведь это все проверялось комиссией: старшим помощником Мацкевичем, боцманом Ключниковым, матросом Галась...
Это уже об очередном рейсе, когда в ноябре прошлого года танкер «Криптон» заходил в порт Лас-Пальмас, где во время стоянки боцман А. Ключников с помощью матросов В. Косенкова, П. Маркитана и В. Алтухова похитили и продали за 600 песет и бутылку бренди 65 килограммов краски, а затем полбухты капронового троса.
А кто такой И. Галась? Матрос I класса. Ударник коммунистического труда, суду были предъявлены два соответствующих удостоверения, культурником, библиотекарем, кимехаником. А то, что был он человеком на редкость жадным, своекорыстным, стяжателем - о том узнали уже потом, когда попался Галась на контрабанде.
Как попался на ней и старпом Мацкевич, который, если верить его словам, "не знал, что контрабанда - это плохо" и который всего-навсего хотел сделать в отпуске подарки родственникам...
"Поэтому я попросил боцмана Ключникова провезти в Таллин 30 косынок и 12 пар колготок". - сказал на суде Н. Мацкевич...
И уже совсем легким испугом отделались другие соучастники преступления, фигурировавшие на суде в качестве просто свидетелей. Вот они:
матрос Виктор Косенков — Участвовал в хищении с танкера и передаче местным скупщикам краденого имущества-краски, за что получил 250 песет. Приобрел на вырученные деньги зонтики, которые вписал в свою таможенную декларацию боцман Ключников. В обмен на 12 метров кримплена, которые занес в свою декларацию Косенков... Понимал ли, что воровал у государства и пытался обмануть государство? "В тот момент не дошло... "Не знал об уголовной ответственности за такие дела, никто об этом не говорил";
матрос Владимир Алтухов - помогал боцману вынести с танкера 30 метров капронового троса, получил 1500 песет; участвовал в продаже 5 манок краски, непосредственно получал деньги от скупщиков краденого. За что получал валюту от Ключникова? "Не спрашивал..." А второй раз? "Краску-то передавал по распоряжению боцмана...";
матрос Петр Маркитан - участвовал в хищении и продаже краски с танкера, но - "под руководством боцмана". При чем тут, мол я? Способствовал провозу в Таллин контрабанды, принадлежащей боцману. Опять-таки, "что особенного — все так делают...»
Неприятное, если не сказать — брезгливое впечатление производили эти свидетели, дер-жавшиеся одновременно и развязно, и трусливо, прятавшиеся за удобненькие аргументы вроде — «под руководством боцмана», «никто ничего не говорил об уголовной ответственности:».
А ведь — говорили. Мельком, правда, походя, лишь бы «галочку» поставить в плане мероприятий. Потому и давал столь робко, тихим голосом свои показания на суде бывший первый помощник капитана Э. Кроон: проведено три собрания с такими-то повестками, осуществлено ознакомление личного состава с таможенными правилами... О факте расхищения судового имущества в инпорту сообщено в рейсовом донесении. Уточним: последнее сделано после того, как таможенными властями была обнаружена контрабанда на танкере «Криптон".
Из служебного расследования:
«...На танкере «Криптон» отсутствовал должный контроль со стороны администрации судна за сохранностью государственного имущества. Прямое попустительство действиям Ключникова со стороны старшего помощника Мацкевича, капитанов Сахарова и Ноора, плохое несение вахтенной службы... нерегулярная запись увольнений, провоз контрабанды — все это свидетельствует об отсутствии должной требовательности и дисциплины, слабой воспитательной работе на судне».
Вот при таких обстоятельствах, при полнейшем попустительстве тех, кто отвечает за судно, за действия своих подчиненных, и стало возможным преступление. Для него была создана благоприятная почва, а морально опустившиеся люди не преминули воспользоваться этим.
Ни Ключников, ни Галась не задумывались над тем, что такое честь советского человека, честь моряка. За чистоган, за разменную монету они готовы были спекулировать этим высоким, благородным понятием и оптом, и в розницу — лишь бы платили деньги. И совсем не важно, кто платит, и не важно, за что — жажда наживы оказалась для них превыше всего.
Ну, а те «недопонимающие» свидетели, которым, по их словам, и невдомек было, что они — прямые пособники в преступных действиях Ключникова и Галась? Шли они в море, по их уверениям, «за романтикой», но... при удобном случае не преминули променять пресловутую романтику на песеты, на зонтики, тряпки. Суд не усмотрел в их действиях состава преступления, но должные меры приняты в объединении. Исключен из партии и лишен права работы в «Океане» старпом Мацкевич, соответствующим образом наказаны остальные. Людям с нечистой совестью нечего делать на флоте.
Наказание за содеянное неотвратимо — об этом не следует забывать никому. Слишком поздно поняли это Ключников и Галась. Суд учел их чистосердечное раскаяние, а также и то, что ими полностью возмещен причиненный государству ущерб, и приговорил к сравнительно мягкой мере наказания: Ключникова — к трем и Галася — к двум годам лишения свободы. Торговать честью советского человека, не дозволено никому!
Остается только добавить, что приговор Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Л. ФИРСОВ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!