КОРАБЛИ ПОСТОЯТ, ИЛИ ЛЯГУТ НА КУРС? ИЛИ ГРОЗИТ ЛИ КАПИТАНАМ БЕЗРАБОТИЦА? – 13 02 1992

Автор
Опубликовано: 2331 день назад (7 декабря 2017)
0
Голосов: 0
Взгляд на проблему

За пару недель до прошлогоднего Рождества Верховным Советом ЭР был принят первый Эстонский морской кодекс. Едва ли не единственный морской закон республики за последние полсотни лет. В одобренном парламентариями документе содержится целый ряд положений и требований. Среди последних оказались ограничения для морских лоцманов и капитанов. Представителям этих двух профессий надлежит быть гражданами Эстонской Республики. Морской кодекс вступает в силу с 1 марта нынешнего года. Гражданство, правда, будет требоваться с января 1994 года.
Время, как будто, есть. Тем более окружающая всех нас злобность "злобы дня" сегодняшнего вроде не располагает загадывать так далеко - на двухлетний срок. И все же проблема от этого не исчезнет сама собой.
Так называемый нулевой вариант гражданства Эстонии "не грозит". Поэтому резонно уже сегодня задаться вопросом: что будет "с иностранцами", десятилетиями прокладывающими курс судов рыболовного флота Эстонии на промысел. И что ждет сам эстонский флот? К слову, подобные трудности существуют и в Эстонском морском пароходстве. В связи с чем объединимся с коллегами из ЭМП или каждый будет пытаться выжить в одиночку?
В нашем рыбопромысловом объединении "Океан" трудится около ста капитанов - большинство специалистов с высокой квалификацией, огромным опытом работы. Однако порядка 90 процентов из них поселилось в Эстонии (сами или их родители) после 1940 года. Таким образом, капитанами по новому законодательству могут считать себя очень немногие.
Об Эстонском морском кодексе разговор зашел на одном из капитанских часов. Некоторыми своими соображениями капитаны поделились в беседе с вашим корреспондентом. Так вот, по мнению одних, закон этот дискриминационен: десятки лет отслужить верой и правдой эстонскому флоту и вдруг оказаться за бортом. Кто-то на пятом десятке в перерывах между рыбалками приналег на учебники, благо объединение организовало для своих работников курсы эстонского языка. Иной переходит на рыбные флотилии стран СНГ - хорошие специалисты ценятся. Есть желающие принять российское гражданство и, как это им ни горько, сменить профессию. Но, вероятно, еще горше тем, кто хочет (и профессионально может) остаться на флоте объединения по простой причине - любви к своему делу здесь, в Эстонии, в стране, где успел обжиться, пустить корни.
Но есть у проблемы и другая сторона. Прогнозировал ли кто-нибудь последствия вынужденного ухода с флота Эстонии первоклассных "инородцев"? Разрушить до основания - этот урок мы уже проходили. Сколько десятилетий потребуется на воз рождение? Изгнание профессионалов еще ни одному обществу не принесло экономического процветания, а также свободы и демократии... К слову, на обучение и становление только одного специалиста-капитана уходит от 12 до 15 лет, затрачиваются огромные материальные средства.
Начальник службы мореплавания объединения Александр Кожурин настроен более-менее оптимистично: у эстонского правительства должно хватить мудрости, чтобы не поставить флот на прикол. Компромиссное решение должно быть найдено.
К сожалению, при обсуждении Эстонского морского кодекса в Верховном Совете компромисса не нашли. Хотя попытка и была сделана. Депутат Александр Лабасов, сам в прошлом капитан ЭМП, внес поправку, по которой капитаном или лоцманом может быть не только гражданин ЭР, но и житель республики, имеющий постоянный вид на жительство. Поправку Лабасова поддержали эстонские депутаты, понимающие серьезность ситуации, способной обескровить флот. Однако необходимого числа голосов не набралось.
Здесь уместно вспомнить об одном обстоятельстве, о котором не раз сообщалось в республиканской прессе. "Радетели за равные права" русской общины в Эстонии не частые гости в парламенте. Даже, как видим, при обсуждении важнейших для их избирателей вопросов не спешат отстаивать их интересы. Помнят ли рыбаки нашего объединения, за кого голосовали на выборах в 1989 году?
А ту, так необходимую морякам поправку, рассматривали в парламенте ближе к вечеру. Случись обсуждение в утренние часы (пока избранники народные не укатили по своим делам), возможно, требуемое количество голосов и было бы набрано...
Как же теперь реально сдвинуть дело, и, желательно, вперед? Кажется все-таки, что задачи республики и морских специалистов должны совпасть - цивилизованным образом перейти к национальной рыбной отрасли. А рыболовство неизбежно в морском государстве.

Н. КРУТИКОВА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!