КРЕПКИ ТРУДОВЫЕ КОРНИ - 05 09 1991

Автор
Опубликовано: 2256 дней назад (24 января 2018)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Раису Николаевну Гаврилову в «Эстрыбпроме" знают многие: работает она в объединении уже 30 лет. Двенадцать лет — на судах, а с 1973 года, с открытия гостиницы "Океан» — в гостинице.
... Родилась Раиса Николаевна в эстонском Причудье, в крепкой крестьянской семье. Род этот трудовой, работящий, уже в позапрошлом столетии был известен не только в Эстонии, не только в России, но и за рубежом: из него вышла известная в Ревеле (Таллинне) семья купцов-коммерсантов Епинатьевых. А мы теперь, уже, кажется, начали понимать, что торговля, коммерция — дело не простое, и для того, чтобы добиться успеха, европейской известности, надо потрудиться ого, сколько! И не одному поколению...
Так вот и Рая Епинатьева (Гаврилова—это уже потом, по мужу) начала свой трудовой путь с твердой установки на то, что если уж берешься за дело, за какую бы то ни было, работу, надо работать добросовестно, сколько хватит сил и умения. А не хватит умения, можно и подучиться, были бы голова да руки. А руки у Раи были крепкие, работящие.
Вспоминает Рая свое первое место работы в «Эстрыбпроме" — плавбаза «Иоханнес Варес». Многие наши моряки, особенно те, кто помоложе, и не знают, что была у нас когда-то такая база и какая на ней работа: принимали свежье, в основном, сельдь, солили, закатывали в бочки. Работа тяжелая, мужская, но, по началу, были на ней и девушки-рыбообработчицы. Вместе с Раей — всего четверо. Мужчины-матросы старались, что уж очень тяжело, брать на себя: девчонки, все же... А вот Рая, хоть и была ростом не велика, но выносливая, крепенькая, как молодая репка, от мужчин старалась, не отставать: и бочки закатывала, и в трюм их спускала, словом, делала все, что положено матросу-рыбообработчику.
— Чего берешься не за свое дело? — говорили ей девчата. — Тебе, что, больше всех надо?
— Так ведь неудобно, — отвечала Рая. — Получаем одинаково, а как работать...
Раиса Николаевна рыбообработчицей работала недолго: вскоре девушек от этой работы освободили. А ей нравилось кулинарное дело, всегда любила вкусно, с выдумкой покормить людей, чтобы оставались они довольны, от стола отходили с хорошим настроением.
Подучившись, стала она поваром. Делала на камбузе все, не боялась никакой работы. А хлеб какой пекла! Моряки, которые бывали вместе с ней в рейсе, до сих пор вспоминают — такого вкусного хлеба, как у Раи, больше едать не приходилось...
А Раиса Николаевна вспоминает, как в детстве мама учила ее хлеб печь, как замесить его, как выдержать. Помнит: квашня большая, тяжелая, детские ручонки до дна не доставали, тесто тугое, упругое, неподатливое... А мама учит: водички подбавь, руки-то посвободней держи, не злым кулаком, а ласковой рукой хлебушек-то вымесить надо... А как поначалу трудно было посадить его в печь! Большие караваи так и норовили соскользнуть с лопаты, с капустного листа прямо в горячие уголья, отодвинутые к стенке. А мама- опять: ничего, не огорчайся, дочка, хозяйство большое, найдется, кому съесть...
На судах хлеб, конечно, не на поду пекли, не на лопате ставили, а все равно умела Рая хлеб испечь. И не только хлеб. В одном из рейсов на танкере «Александр Лейнер" несколько раз заходили на остров Ньюфаундленд. От Сент-Джонса — порта — недалеко лесок, в котором грибов, ягод было — косой коси! Вот и набирали там ежевики на пироги, которые Рая тоже была мастерица печь. Да, впрочем, и без ежевики каждый праздник был с порогами, а чай без булочек редко пили.
Во всех рейсах, на всех судах, на которых доводилось работать Раисе Николаевне, а было их много: после «Иоханнеса Вареса» были производственные рефрижераторы «Альбатрос», " Буревестник", «Саяны», танкеры «Криптон», «Александр Лейнер», ТР «Иней», отзывы о ее работе были самые лучшие. Работала на разных должностях — камбузницей, поваром, зав. бельевым хозяйством — как приходилось, в ком нужда была. Свой последний рейс Раиса Николаевна — теперь уже давно Гаврилова — сделала на БМРТ-355 «Антон Таммсааре» в 1973 году, как раз в это время открылась гостиница «Океан" и решила она перейти на берег: маленький сын требовал, чтобы мама была с ним. Пришла в гостиницу горничной. И — вот уже 18 лет! И за все восемнадцать опять только хорошие отзывы о работе. Привлекает она к себе трудолюбием, душевностью, искренней, не показной, не просто «по должности" заботой о тех, кто живет в гостинице. Обращаются к ней по разным житейским мелочам: кому молоток понадобился, кому веревку — пакет перевязать, а кому и просто поговорить, поделиться, доброе слово услышать - все к ней. У Раисы Николаевны есть все, что в доме может понадобиться.
—: А как же еще? — считает она. — Ведь гостиница, пусть временный, но все же для моряка дом. И наше дело, чтоб он хоть немного поуютней был, потеплее.
Не ленится Раиса Николаевна лишний раз прибрать в комнатах, помыть, подмести.
— Что тебе, больше всех надо? — снова иногда приходится ей слышать. — Напачкали, грязь развели, пусть хоть за уборку платят... У моряков денег много.
— В чужих карманах денег считать не берусь. — ответит она. — А как морякам эти деньги достаются, сама знаю.
Труд Раисы Николаевны не остался незамеченным: ей присвоены звания "Ветеран "Эстрыбпрома"" и "Заслуженный работник «Эстрыбпрома"", "Ветеран "3апрыбы»".
...5 сентября Раисе Николаевне Гавриловой исполнилось 55 лет. Как бы и рубеж: можно бы и оставить работу, отдохнуть. Но крепки трудовые корни, не вырвешь.
— Поработаю еще, силы есть, желание — тоже. Привыкла быть с людьми, помогать им.

Н. МОЛЧАНЮК.

Фото Г. ЦВЕТКОВА
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!