ЛОЦМАН КАЛЬБЕРГ - 25 02 1978

Автор
Опубликовано: 2671 день назад (27 декабря 2016)
0
Голосов: 0
Каждая профессия по-своему трудна и ответственна. В любом деле можно добиться успеха, если ему предшествует высокая профессиональная подготовка. Это истина для тех, кто болеет за свое дело, вкладывая в него, как говорится, душу. В деловых инструкциях об этом пишут редко.
Но в одном из множеств случаев инструкции делают исключение, ибо речь идет о работе, которая «требует особых знаний и опыта».
Это — о лоцманах. У каждого из них, пожалуй, были в практике такие моменты, когда раздумывать просто не хватало времени. В таких ситуациях на помощь приходит и срабатывает «шестое чувство», которое и слагается из тех самых «особых знаний и опыта».
Я сижу в лоцманской комнате в здании службы капитана порта. В «секреты» лоцманской работы меня посвящает начальник лоцманской службы Эрих Карлович Кальберг. Понятно, меня интересует все в его работе, в том числе и недостатки, мешающие лоцманам, как следует выполнять свой служебный долг.
— Мы исходим из того, — рассказывает Эрих Карлович, — что лоцманская служба непосредственно связана с производством. Нам, конечно же, небезразлично состояние дел в ТМРП, где стоят наши подопечные суда. Стараемся делать все возможное, чтобы в любой момент без потерь времени переставить суда в нужную точку порта, вывести на рейд или провести с внешнего рейда. Сейчас зима. Перешвартовка занимает около двух часов (это летом — полчаса...). Иногда диспетчер порта вовремя не дает команду — ломать лед. А ветер, постоянно восточный, прижимает льдины к берегу...
Не раз доводилось Эриху Кальбергу вступать в единоборство со стихией. Ледовым «пленом" его не испугаешь. Был в его жизни случай, когда ему пришлось проводить с внешнего рейда сразу четыре судна. Хотя выходил он в море для проводки одного. Судно — транспортный рефрижератор — пришло из рейса, и на него направлялась на буксире комиссия. Эрих Карлович тоже шел на том буксире. С великим трудом пробились к судну. Пока работала комиссия, льды так плот но обступили ТР и буксир что о ходе не могло быть и речи. Вызвали спасатель—не помогло; более того, он сам попал в ледовую ловушку. Запросили помощи в морском торговом порту. Оттуда выслали на помощь спасатель. Когда расстояние до него сократилось настолько, что можно было визуально наблюдать друг за другом, случилась та же истории — и этот спасатель застрял...
Предложили вызвать ледокол из Ленинграда. Но тому до острова Нарген, где застряли четыре судна, двое суток хода, да и дороговато обошлось бы это мероприятие. Вот тогда и вмешался Эрих Карлович. Опыт старого моряка — великая вещь! Начали с заднего хода. Пятнадцать минут ТР «отрабатывал» при одном положении руля, затем руль переложили и снова минут пятнадцать «промывали" лед с другого борта. С грохотом, скрежетом, но ход дали. Потом пошло веселей. Судно тронулось в образовавшуюся промоину передним ходом. Пройдя невдалеке от остальных (надо же выручать «бедолаг»), транспортный рефрижератор благополучно ошвартовался в порту.
—..Есть у нас, конечно, и свои трудности, у кого их не бывает. Но при всем при том мы всегда готовы прийти на помощь. Производственная необходимость — для нас главная точка отсчета, — продолжает Эрих Карлович. — Скажем, перешвартовку не рекомендуется осуществлять при шести баллах, но мы, как правило, идем на оправданный риск. Не останавливать же работу порта из-за непогоды. Чтобы сократить время, перешвартовываем сразу два корпуса.
В свое время мы, лоцманы, просили, чтобы нам выделили отдельный канал связи. Это вызвано тем, что на 11-м канале, который мы используем для связи с буксирами, работают и портнадзор, и порт. А интересы безопасности настоятельно требуют, чтобы во время перешвартовок они хотя бы не выходили в эфир.
Есть у нас и самый «больной» вопрос. Пункт 2. 3. 7. «Обязательного постановления по ТМРП» гласит; «При необходимости лоцманских услуг для вывода из порта, проводки с внешнего рейда, а также швартовки и перешвартовки судна в порту капитан судна обязан подать письменную заявку на имя диспетчера». Часто бывает, что приходишь на судно, а капитан удивляется: опять лоцман... Команда к перешвартовке не готова; конечно, лоцман сидит и ждет. Основа нашей работы — четкое взаимодействие. Должны быть подготовлены буксиры, начеку береговые матросы и, конечно, само судно. Когда же есть одно, а другого нет, лоцман начинает нервничать, но ему это противопоказано — слишком ответственная работа. В подобных случаях диспетчеру порта нужно четче координировать действия всех служб, занятых швартовкой судов. И уж совсем неуместны подталкивания да поторапливания, которые, как говорится, все еще про должают иметь место...
Я считаю лоцмана советником капитана, товарищем по работе, и никто не вправе требовать от него спешки. Нашу беседу прервал телефонный звонок. Эрих Карлович поднялся. Строгая морская тужурка с золотыми галунами. Глаза человека, чего только не повидавшего на этом свете. Лоцман. Настоящий лоцман.

В. БОГДАНОВ
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!