ЛОЦМАН РЫБНОГО ПОРТА - 28 04 1973

Автор
Опубликовано: 2147 дней назад (9 июня 2018)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ОН первым встречает суда, приходящие в порт и последним провожает тех, кто уходит из порта. Такова должность Эриха Кальберга — лоцмана рыбного порта.
Профессия эта — особая, по плечу не каждому. Даже иной капитан дальнего плавания не сможет работать лоцманом. И потому она в чем-то сродни искусству. Ведь от лоцмана требуются не только знания, не только морской диплом, который, в конце концов, могут приобрести многие.. .
Нужна лоцману быстрота реакции, умение мгновенно оценить любую, даже самую сложную обстановку. И также мгновенно рассчитать силу инерции любого судна, иногда махины в десятки тысяч тонн. Нужен также исключительный глазомер.
И, кроме всего прочего, необходимы выдержка и спокойствие — слабонервным на мостике не место. Стоит потерять контроль над собой — и случится непоправимое: авария. Так, что ответственность у лоцмана огромная.
Капитан Таллинского морского рыбного порта Н. Балакшин подчеркивает: Эрих Карлович Кальберг работает безукоризненно, с соблюдением правил хорошей морской практики. Человек трудолюбивый, скромный, дисциплинированный, с высокоразвитым чувством ответственности за порученное дело. И капитаны наших судов, да и не только наших, знают: если во время проводки на мостике находится Эрих Кальберг — за безопасность судна бояться не надо.
Впрочем, нет в этом ничего удивительного, что он знает море, свою профессию. Так и должно сейчас быть. Ведь за плечами — и учеба, и опыт. Более того — он потомственный моряк, а это также говорит о многом.
Эрих Кальберг родился у берега моря — в северной Эстонии, в Юминда, неподалеку от Локса. В шесть лет он умел уже управлять лодкой. А в семь лет — помнит это, как сейчас — досталось ему крепко за «самостоятельность»: тогда он встретился с морем один на один, вышел на лодке в залив, километров этак на десять.
С морем связаны и радостные дни, и трагические события детства.
Отец его был капитаном небольшого старенького судна. Весной и летом, когда море поласковее, ходило судно и в дальние рейсы, а когда задували осенние штормы, переходы были короткими.
Случилось это в октябре 1927 года. Судно шло из Локса в Хельсинки с грузом кирпича. Но дойти в порт назначения не довелось — разыгрался шторм. Судно выбросило на камни. Погибли отец и мать, которая также была на судне, шесть человек команды.
Эриху в то время было двенадцать лет. А два брата — те были еще моложе. Жили они у деда, в Юминда.
Когда ему исполнилось пятнадцать лет, нужно было уже думать о том, как зарабатывать себе на хлеб. Решил идти в море. Был он не по годам крепким, высоким, потому в юнгах ходил всего месяц. А потом уже стал матросом, полноправным членом команды парусно-моторной шхуны «Агате». Ходило судно в Англию, Францию, другие страны.
Но ему хотелось учиться. Было это непросто: за учебу нужно платить.
— В наше время молодым хорошо — только учись, — говорит Э. Кальберг. — В моей молодости было по-другому, для этого нужны были деньги. Поступил я в морской техникум, находился он в Тал лине. Летом — плавал, зарабатывал, чтобы заплатить за учебу, а зимой занимался.
Учеба, разумеется, подвигалась медленно. Диплом штурмана дальнего плавания он получил уже при Советской власти. А перед самой войной закончил еще и радиокласс.
Но вот началась Великая Отечественная война. Эвакуация, далекое Аральское море. Но ловил там рыбу недолгое время. Когда создавался Эстонский стрелковый корпус, ушел воевать и он. Был Эрих Кальберг на фронте радистом. Плечом к плечу со старшим братом сражались в рядах Эстонского стрелкового корпуса и его младшие братья — Вяйно и Хельмут. Когда освобождали Сааремаа, оба его брата получили ранения, ему же в тяжелом бою повезло...
Но вот прошли годы, и Эрих -Карлович Кальберг вновь вернулся к своей профессии моряка. Работал в портнадзоре. А когда создавалась лоцманская служба, решил стать лоцманом.
Организатором этой службы в 1961 году был Ю. Островский. И хотя лоцманских работ в те времена в Таллинском рыбном порту проводилось немного — каких-нибудь шестьдесят за год — но отличались они сложностью. Не только потому, что не было опыта, не было кадров. Отсутствовал проходной канал. В фарватере находилось затопленное судно, две секции плавучего дока. Проводки приходилось делать по узкому проходу. И при всем этом — ни створов, ни навигационного оборудования.
Эрих Кальберг в те времена только еще учился лоцманскому искусству. Обучал его в торговом порту лоцман Константин Ивало — большой мастер своего дела.
И вот с 1963 года началась его самостоятельная работа. Да, признается он, вначале было нелегко. И волновался, конечно, — разве человек может без этого? Но все обошлось благополучно.
Потом в Таллинский рыбный порт стали заходить большие суда — «Академик Павлов», «Ян Анвельт". А какое событие было, когда к причалу впервые ошвартовалась плавбаза «Иоханнес Варес»! Вышел судно встречать чуть ли не весь порт. Все это происходило на его, Эриха Кальберга, глазах. И при его участии.
Крупнотоннажных судов теперь в объединении «Океан» немало. Шесть из них — все плаврыбозаводы, оба «Залива» и плавбазу «Иоханнес Варес» имеют право проводить только специалисты высшей квалификации: начальник лоцманской службы Эрих Кальберг и старший лоцман Хуго Пальк. Своим бывшим учеником Э. Кальберг доволен: работает X, Пальк отлично.
А сейчас у Э. Кальберга новый ученик—Иво Урва. Прежде он был капитаном буксира «Лембит». В мае, по-видимому, будет сдавать экзамен. Есть надежда, получится из него хороший специалист.
Одну и ту же работу каждый лоцман может выполнить по-разному: один так, другой иначе. Рабочий почерк Э. Кальберга — это расчет, старание избежать излишнего маневра, выполнение лоцманской проводки без суеты, неоправданного риска. Ведь главное в работе лоцмана — не допустить аварии. Это и есть самый главный показатель в его работе. А трудится Эрих Карлович Кальберг без брака!


Г. ОЛЬШАК.

НА СНИМКЕ: начальник лоцманской службы Таллинского морского рыбного порта старший лоцман Э. Кальберг.


Фото автора.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!