ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ - 06 07 1989

Автор
Опубликовано: 1654 дня назад (7 октября 2019)
0
Голосов: 0
3 июня 1955 года был ясный солнечный день. В старом рыбном порту среди неприветливой серой армады обшарпанных шхун, буксиров и лайб сверкали белизной настроек два новых траулера. На их бортах четко выделялись цифры — 4244 и 4250.
Эти два средних траулера только что прибыли из Калининграда и готовились на промысел в Северную Атлантику. Первым выходил СРТ-4244 (капитан Вайно Hoop). Вслед за ним готовился к выходу СРТ-4250 (капитан Всеволод Старостенко) и СРТ-4291 (капитан Иван Агеев).
Эти небольшие промысловые суда были своего рода пионерами Атлантики, они первыми в послевоенное время проложили путь в океан на сельдяной лов. И неслучайно так тщательно готовились. Руководил общей подготовкой Георг Каск — опытный капитан дальнего плавания, прошедший Великую Отечественную войну, один из организаторов рыбной промышленности в Эстонии.
Проводить суда в океан прибыл бывший министр рыбной промышленности Эстонии Павел Васильевич Анисимов. Выступая перед судоэкипажем СРТ-4244, он разъяснил морякам, что первый их выход в океан — это своего рода экзамен. "Будущее рыбного промысла республики, — заявил он, — во многом будет зависеть от того, как успешно вы сработаете." Министр предупредил о трудностях, которые могут быть на пути.
Тогда в Таллинне еще не было даже административного управления рыбной промышленности. УСЛ (управление сельдяного лова) было создано лишь в 1956 году. Поэтому суда временно подчинялись Пярнусской базе Госморлова. Не имелось и своего приемно-транс-портного флота. Уловы рыбы приходилось сдавать на Рижские и Клайпедские плавбазы. Явно не хватало и опытных специалистов рыбного промысла.
В заключение своего напутствия П. В. Анисимов сказал:
— Помните, товарищи рыбаки, за вашей работой будут внимательно следить ЦК Компартии Эстонии, Совет Министров ЭССР, Министерство рыбного хозяйства СССР. Постарайтесь оправдать высокое доверие. Ждем вас с победой!
Большой радостью для экипажа было то, что вместе с моряками на промысел в океан выходил эстонский писатель Юхан Смуул. Это придавало первому рейсу какую-то особую значимость, а экипажу — прилив сил и вдохновения.
Главная ответственность, конечно, лежала на капитане. "Первый блин не должен быть комом," — внушал себе Вайно Hoop и делал все необходимое для безопасности мореплавания, для оснащения судна промвооружением, комплектования экипажа опытными кадрами.
Старшим помощником был назначен В. Г. Сиверцев, вторым штурманом — Ильмар Яаска, третьим — Рейн Тихане. Все они имели значительный опыт судовождения. Машинную команду возглавил Иван Славицкий, который до этого работал в Калининграде, ходил на промысел в океан, перегонял суда по Севморпути из Мурманска во Владивосток. Члены машинной команды относились к нему с особым почтением и называли ласково: "Наш дед". Надежными помощниками "деду" были и второй механик Юрий Шабунин, третий механик Василий Трофимов, моторист Николай Габинет.
Службу добычи возглавил Иван Демин, прибывший из Клайпедской базы, — опытный мастер-наставник по дрифтерному лову. Радиосвязь обеспечивал Рихард Мелтс — участник Великой Отечественной войны.
СРТ-4244, а также и другие суда такого типа не имели должной механизации в обработке рыбы. Преобладал ручной труд. Поэтому капитан и начальники служб старались подобрать в команду людей сильных, выносливых, с хорошими морскими качествами. Экипажи на первых порах укомплектовывались пярнускими рыбаками, которые уже имели определенную закалку в суровых морских походах.
Итак, 3 июня СРТ-4244 вышел в рейс и через пять суток у Фарерских островов начал лов сельди. Известно, что в летнее время сельдь ловится неважно, но на удивление первым же заметом удалось поднять около 50 центнеров рыбы. Причем сельдь была крупная, жирная.
В последующие дни подъемы увеличились до 100 центнеров и больше. Приходилось по производственной необходимости привлекать на подвахту практически всю команду. Даже писатель Юхан Смуул, услышав по трансляции слова: "Всем свободным от вахты...", брал шкерочный нож и спускался к матросам на обработку улова.
В начале промысла выставлялся порядок из 50—60 сетей, затем увеличили — до 100—120 сетей. Отсюда и вылов возрос до 300 и более центнеров. Экипаж трудился дружно, все были друг у друга на виду и всякие послабления в работе сразу же замечались. Рыбу шкерили, солили, затаривали в бочки и сдавали на клайпедские транспорта (эстонских тогда еще не было).
В августе СРТ-4244 перешел в другой район промысла, ближе к Полярному кругу. Там подъемы стали выше, достигая 350 и более центнеров. Настроение экипажа поднималось, рыбаки видели и понимали, что "первый блин" не получился комом!
В середине октября первый рейс в океан завершился. Траулер взял курс домой, в Таллинн. По приходу капитан Вайно Hoop доложил министру рыбного хозяйства, что план добычи рыбы согласно рейсовому заданию выполнен на 140 процентов.
Вскоре на промысел в океан вышел СРТ-4250 (капитан В. Старостенко). Рейс также был удачным, план добычи рыбы перевыполнен. Осенью того же года успешно сработали в этом же промрайоне СРТ-4291 (капитан И. Агеев), а также СРТ-4259 и 4283. Экипажи этих пяти судов и явились в послевоенное время пионерами океанического лова. Они проторили путь в Атлантику и вышли на широкие океанские просторы.

В. ВИКТОРОВ
На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

(слева направо) старпом В. Сиверцев, капитан В. Hoop, третий помощник капитана Р. Тихане
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В. Старостенко.

Фото из архива
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!