0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
ТР «Бриз". На два причала - 31 03 1965
В конце января транспортный рефрижератор «Бриз" под руководством капитана И. Клочко направился в очередной рейс к берегам Юго-Западной Африки. Экипаж судна имел задание разгрузить БМРТ управления рыбной промышленности Западного бассейна, снять с них три тысячи тонн рыбы и двести тонн рыбной муки.
В первые дни работы на промысле обстановка для моряков складывалась неблагоприятно — не-хватало судов для разгрузки. Однако неудачи не испугали экипаж. Как только появилась возможность принимать промысловиков на два причала, команда усилила темпы в работе. Особенно хорошо трудилась бригада Лембита Нерота. Она постоянно перевыполняла суточные задания, за что награждена переходящим вымпелом.
Экипаж «Бриза» доставил в Таллин 3057,5 тонны морского карася, окуня, мерлузы, скумбрии и 206,2 тонны рыбной муки.
Рейсовое задание перевыполнено, сэкономлено трое суток промыслового времени.
Сейчас экипаж готовится к новому рейсу, к берегам свободной Кубы.
Памяти капитана Олева Керкеля. МОРСКАЯ ДУША – 10 03 1965
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ

МЫ СИДЕЛИ в комитете комсомола рыбопромыслового флота. Олев Керкель, капитан рыболовного траулера, секретарь и я. Олев только что вернулся с промысла. Он деловито рассказывал о рыбацких буднях. Я смотрел на него и восхищался. Могучая фигура, увесистые кулаки, сильные руки, крепкий боксерский подбородок, умные проницательные глаза.
Вскоре мы с ним встретились в море. Наша тридцать девятка пробивалась по штормующему Ла-Маншу к бухте Тор, что у Южной Англии. Там мы должны были встретиться с CPTP-9122, чтобы вместе идти через океан к Кубе.
Когда мы подошли к двадцать второму, я увидел его капитана. Олев стоял на крыле мостика, помахивая приветливо рукой и улыбался.
- Ну, как? Пробились?
- Шумит зверски. — ответил я.
Мы в уютной каюте. Делимся впечатлениями, хозяин угощает нас черным кофе. Пока механики готовят машины, мы договариваемся о маршруте, сигналах и других важных деталях взаимодействия, которые нам будут нужны при переходе через океан.
В бухте тишина. Английский берег рядом. Хорошо видно, как в городе, распластавшемся по склонам холмов, бегают автомобили. Даже не верится, что всего несколько часов назад мы кувыркались с борта на борт. Решив все вопросы, мы договорились сняться утром: может, уляжется шторм. В то время, когда мы уже собирались уходить, радист принес сводку погоды. Она была краткой: «глубокий двойной циклон охватил Атлантику». Мы задумались. Приятного мало. Олев спокойно положил на стол радиограмму и коротко сказал:
— Ждать не будем. Нет смысла терять время. Шторм не утихнет. Надо идти.
Все согласились с его мнением. Вечером мы выбрали якорь. Я стоял на мостике и смотрел на залитый огнями город. «Золотой якорь» — броско кричала реклама. А за высоким скалистым мысом ревел Ла-Манш. От этого рева я зябко передернул плечами и недобро вспомнил Керкеля - если бы не он, ночевали спокойно.
Утром в девять часов, как и договорились, вышли на связь с двадцать вторым. Керкель совершенно спокойно говорил: — Штормить будет неделю. Хода не разовьем. Потеряем время, если пойдем на банку Джорджес. Предлагаю идти на Зюйд к тридцатым широтам, курсом на Мадейру, пойдем южнее Азорских островов. Теоретически путь на сутки длиннее - практически будет короче.
Это было смелое и умное предложение. А когда мы приняли его и прошли ревущие сороковые и, подгоняемые попутным четырех бальным ветерком, двинулись со скоростью двенадцати узлов на Запад, я добрым словом вспомнил Керкеля. Его предложение оправдало себя: в течение двадцати суток севернее Азор бушевала Атлантика.
Однажды у нас вышел из строя главный двигатель. На мостик поднялся второй механик Степа Леончук. Он весь был в масле.
— Часов девять проковыряемся. с досадой проговорил он — Надо ложится в дрейф.
Все ахнули - девять часов в дрейфе. Это без малого сто миль. Нам дорога каждая минута. Но делать нечего, придется валяться. Подошел к нам двадцать второй.
- В чем дело? - поинтересовались с него.
— Вышел главный.
— Надолго?
— Часов на девять.
Двадцать второй застопорил машину. Легкая волна покачивала суда. Черев некоторое время на крыле мостика появился Олев.
— Тридцать девятый! - кричал он нам в рупор. - Давай буксирный конец. Буду тащить. Погода хорошая. Восемь узлов будем иметь. Ремонтируйтесь на ходу. Не терять же время.
И это было мудро. Если у одного судна есть ход, то нам нет никакого смысла стоять обоим. Впоследствии несколько раз мы пользовались этим методом и сэкономили целые сутки дорогого для нас времени.
Из-за нехватки плавбаз в районе Мексиканского залива наши суда имели большие простои. С большим трудом в месяц нам удавалось, сдавать сто сорок тонн рыбы, два груза по семьдесят тонн.
Промысловая обстановка была замечательной, и сдать все двести, не составляло большого труда. Экипажи судов возмущались. Однако, никто ничего придумать не мог. И вскоре СРТР-9122 удивил всех: за месяц набрал три груза, двести с лишним тонн.
Случилось так, что мы встретились с двадцать вторым в Гаване, когда пришли за льдом, топливом и водой. Я пошел к Олеву.
Он сидел у себя в каюте и мастерил из морской звезды ночную лампу.
— Расскажи, как удалось столкнуть три груза?
Керкель улыбнулся. — Очень просто. Не большая химия. Суть дела, оказывается. заключалась в следующем: после набора второго груза CPTP-9122 не стоял пять суток в ожидании разгрузки, как другие, а, заняв очередь, по шел в Гавану, сдав крупную рыбу, брал дополнительно снег и лед. После сдачи остального груза на базу, поспешил на промысел. Двадцать тонн снега хватило для набора третьего груза.
Использовав этот метод, CPTP-9139 сдал в декабре двести тридцать тонн рыбы.
Чем ближе я узнавал этого человека, тем больше восхищался этим замечательным моряком, хорошим товарищем. Я очень доволен, что Керкель в составе советской делегации будет. представлять эстонских рыбаков на IX всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии.


А. КВАШНИН.
БМРТ-229. Дадим 100000 - 20 02 1965
БОРТ БМРТ-229. (По радио). Взяли обязательство в 1965 году при плане 31000 добыть 100 000 центнеров рыбы. В том числе заморозим 65000 центнеров, выработаем 7000 центнеров муки. Два года обещаем работать без заводского ремонта, сэкономить 15 процентов промвооружения и 10 процентов горюче-смазочных материалов.
С первых дней работы на промысле добились хороших успехов бригада обработчиков рыбмастера Пальмисте и бригада добытчиков тралмастера Грековича. Умело работают механик-наладчик Палл, электромеханик Андриец, третий помощник капитана Огибенин, электронавигатор Ревякин, старший тралмастер Борейко, технолог Голенко. Весь экипаж полон решимости досрочно выполнить взятые на себя социалистические обязательства.
Вступаем в соревнование за получение звания экипажа коммунистического труда.

В. КУСТАРНИКОВ первый помощник капитана
Д/Э «АЛЬБАТРОС". У БЕРЕГОВ ШЕСТОГО КОНТИНЕНТА - 10 02 1965
БОРТ Д/Э «АЛЬБАТРОС". (ПО РАДИО)
Прошло сорок суток, как наше судно покинуло родной порт. За это время много интересного повидала команда на своем пути. Тропическая жара встретила нас уже в Красном море, после Суэцкого канала и держала нас в своих жарких объятиях (температура плюс 45 градусов) очень долго.
25 января мы зашли в Аден. Здесь мы пополнили запасы пресной воды из артезианских колодцев, погрузили свежие овощи и фрукты. За время короткой стоянки экипаж ознакомился с достопримечательностями города.
Обогнув полуостров Сомали, судно вышло на просторы Индийского океана. Утром 30 января в долготе 50 градусов и 15 минут на нулевой параллели пересекли экватор. После традиционной купели и прочих церемоний наш Нептун (старший электромеханик В. И. Зайцев) вручил каждому члену экипажа диплом - свидетельство зрелости моряка. Купелью служил нам специально построенный на палубе бассейн. Температура воды в нем оказалась плюс 31 градус!
Пройдя Мадагаскар, легли на завершающий курс - к острову Кергелен. Становится холоднее. За последние три дня температура воды упала на 14 градусов.
Экипаж готовится к началу грузовых операций. Опробываются грузовые механизмы, механики приступили к саморемонту двигателей, отработавших свой моторесурс.
Регулярно протекает учеба в заочной школе, которая фактически превратился в очную школу. Учащиеся 9 и 10 классов матросы С. Симоненко, П. Суходола, Г. Тимошин успешно сдали по три зачета. Не отстают от них и заочники младших классов - судовой токарь П. Кихо, плотник Г. Чеблуков, рефмоторист В. Ермолаев и друге.
Завершен первый этап плавания. На горизонте показалась земля - один из островов шестого континента.

Х. ВИЙРМАА, первый помощник капитана-директора
Плавбаза "Урал". ШТОРМАМ НАПЕРЕКОР - 03 02 1965
От причала рыбного порта навстречу штормам ушла в очередной рейс плавбаза "Урал". Трюмы загружены промвооружением, тарой, солью и другим снабжением, необходимым промысловикам.
А несколько дней тому назад, судно доставило в порт 1045 тонн рыбы - на 45 тонн больше задания.
Тяжелым был рейс. На море стоял шторм. Но экипаж успешно справился с заданием. По плану на погрузку отводилось 14 суток, но мы выполнили эту работу за десять. Сэкономили время и на переходе. Поэтому в порт пришли на четверо суток раньше планового срока.
Хорошо работала бригада рыбмастера Ю. Платонова, - рыбообработчики С. Эйнисте, Р. Томмеокс, Я. Леппик, В. Леонов, М. Цветков и другие. В приказе капитана судна пятерым членам экипажа объявлена благодарность, а имена буфетчицы Л. Петровой и плотника И. Примакина занесены на судовую Доску почета.
Большую работу выполнили и члены машинной команды. В трудных штормовых условиях они провели очередную котлоочистку. За эту работу капитан объявил благодарность старшему кочегару А. Тараненко, машинистам первого класса И. Баранову и А. Сильдвее.

Г. ШТРУМ, рыбмастер плавбазы "Урал"
ТР «Иней». Уходим завтра в море - 09 01 1965
Экипаж ТР «Иней» Таллинской базы рефрижераторного флота работал в районе Дакара. За двенадцать промысловых суток полностью было разгружено и снабжено тарой, продовольствием, водой и топливом пять судов типа БМРТ. На борт рефрижератора принято 1970 тонн готовой рыбопродукции. Потом промысловая обстановка изменилась. Большая рыба пошла южнее мыса Кап-блана. Промысловики ждали нашей помощи.
И вот судно снова в пути. Крепится по-походному груз, готовятся дополнительно емкости в трюмах для приема рыбы. С приходом на промысел сразу приступили к работе. Одновременно с выгрузкой решались все хозяйственные дела. Приемка рыбы шла без задержки. При плане 138 тонн, моряки рефрижератора принимали в сутки до 315 тонн. С большим напряжением работала вся команда. Ведущими можно назвать старшего штурмана Харри Метсика, боцмана Сергея Шайдова, матросов I класса Бориса Грудинина, Альфреда Велья, Василия Лукина, Виктора Ломова, технолога Виктора Пьянова, рыбмастера Михаила Фадеева, третьего механика Виктора Марченко, донкермана Уно Сувисте, моториста Леонида Мацкевича, начальника радиостанции Давлета Машакова и многих других.
Промысловики выразили глубокую благодарность экипажу за самоотверженную работу, высокую производительность труда и заботу об их нуждах.
В канун Нового года в порт было доставлено 2 165 тонн рыбопродукции - на 265 тонн больше планового задания.
Сейчас экипаж готовится к новому рейсу. В ударном году семилетки моряки обещают работать по-ударному.

Н. ЮЖАКОВ, первый помощник капитана ТР «Иней".
ПР "Альбатрос". Попутного ветра, товарищи! – 06 01 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Экипаж опорно-показательного производственного рефрижератора "Альбатрос" завершил последний рейс на 14 суток раньше срока. Рейсовое задание выполнено на 126 процентов, среднесуточная заморозка рыбы составила 36 тонн вместо предусмотренных планом 29 тонн.
В рейс уходила в основном молодежь. Многие впервые работали на судне такого типа. Необходимо было ознакомить новичков с особенностями работы, обучить передовым методам труда. Обучение новичков возглавили капитан-директор Юрий Скучалин, первый помощник капитана Харри Виирмаа, помощник капитана по производству Велло Юмарик и старший механик Владимир Островский. Они приложили немало труда и старания, чтобы с первых же дней промысла весь экипаж работал в полную силу. Общественные организации довели до каждого члена экипажа рейсовое задание, развернули соревнование за досрочное выполнение годового плана.
О ходе соревнования рассказывалось по судовому радио, в стенной газете листках-«молниях». Был также вывешен график хода заморозки. Каждый знал, сколько за сутки заморожено рыбы, кто работал лучше других. А трудились все самоотверженно. Об этом убедительно говорят факты. Рыбоморозильные камеры рассчитаны на заморозку 50 тонн рыбы в сутки, а рыбообработчики замораживали до 65 тонн или более 21 тонны в среднем за смену.
Победителями к концу рейса вышла бригада рыбмастера Николая Толстенкова, в составе Василия Рарич, Энделя Раудтитс, Алексея Ковязина, Владимира Колесова. Хорошо потрудились также рыбообработчики из бригады Ивана Шуткина Юрий Галкин, Рейн Сильт, Эдгар Рая, Николай Фещенко. Не раз приемщику рыбы Калью Кикеристу приходилось работать на палубе по 10—12 часов подряд, чтобы принять с промысловых судов улов и обеспечить беспрерывную работу рыбообработчиков.
Бывали, конечно, и вынужденные перерывы в приеме рыбы из-за штормовой погоды, когда крутая океанская волна не подпускала промысловые суда к борту "Альбатроса». Реже случались простои из-за отсутствия уловов: «Альбатрос», благодаря умелому, оперативному руководству, всегда выходил в те районы, где рыбаки брали хорошую рыбу.
Победителями социалистического соревнования за рейс были также признаны вахты III штурмана Олева Роэс, 3 рефмеханика Константина Королева и рефмоториста Николая Жилина, III механика Геннадия Суха нова и моториста Евгения Алексеева, кочегара Вадима Гончарова, II электромеханика Энно Ванавески и электрика Николая Хохлова, боцмана коммуниста Вальтера Инноса и комсомольца Александра Белова. Всем победителям вручили переходящие вымпелы.
Для поддержания порядка в жилых помещениях было организовано соревнование на лучшую каюту. Первую половину рейса обладателями переходящего вымпела бы-ли электрики Михаил Малина и Пеетер Адов, которым под конец рейса пришлось уступить первенство рефмотористам Николаю Жилину и Брониусу Каваляускасу.
В канун Нового года «Альбатрос» вышел в антарктический рейс. Хочется пожелать дружному коллективу моряков счастливого плавания и больших трудовых успехов в наступившем последнем году семилетки.

Ю. ЛУНИН,
ПЛАВУЧИЙ ЗАВОД - 11 01 1964
Начались ходовые испытания новой плавучей рыбообрабатывающей базы «Пионерск". По мощности она среди судов этого назначения не имеет себе равных в мире. Это судно водоизмещением в 19 тысяч тонн с дизельными установками в 6500 лошадиных сил построено на Гданьской верфи по заказу Советского Союза. Сооружение "Пионерска» — новый успех польских судостроителей
Плавучий завод оснащен первоклассной техникой. На корме судна устроен слип для приема рыбы в открытом океане от добывающих судов. Несколько механизированных линий, на которых установлены сотни различных машин и автоматов, смогут ежесуточно перерабатывать 200 тонн рыбы. В цехах завода будет готовиться соленая сельдь, баночного посола, филе морского окуня и трески, печень трески, рыбий жир и кормовая мука.
Рефрижераторные установки ежесуточно охладят и заморозят 190 тонн рыбы. Свыше 5000 тонн продукции вместят в себя охлаждаемые трюмы корабля, где она будет храниться при температуре минус 25 градусов.
Рыбозавод оснащен совершенной электронавигационной аппаратурой. На нем установлены радиолокаторы, обеспечивающие дальность приема до 40 миль.
Польские судостроители с особой тщательностью и заботой отделали комфортабельные каюты, кинотеатр, библиотеку, больницу с многочисленными медицинскими кабинетами и другие бытовые помещения.

(АПН)
ПБ «Ян Анвельт». ПЯТЬ РЕЙСОВ – 01 01 1964
Вокруг земного шара.

Экипаж» коммунистического труда плавбазы «Ян Анвельт» в начале минувшего года взял на себя повышенные социалистические обязательства: доставить 72 тысячи центнеров рыбы по плану и 4 тысячи центнеров сверх плана. С этой задачей моряки «Яна Анвельта» успешно справились. Годовой план выполнен досрочно, 17 ноября. На береговые рыбообрабатывающие комбинаты сдано 82,5 тысячи центнеров рыбы.
Однако, экипаж на достигнутом не остановился. Он взял новое обязательство — до конца года доставить в порт еще 16 тысяч центнеров рыбы сверх плана. 19 декабря «Ян Анвельт», заполнив трюмы рыбой, снялся с якоря у Фарерских островов и взял курс на Таллин, а 22 декабря рейс был завершен.
С апреля 1961 года плавбаза «Ян Анвельт» носит почетное звание экипажа коммунистического труда, а в этом году стала опорно-показательным судном. Это звание моряки с честью оправдывают — сокращают сроки стоянки траулеров у борта плавбазы на промысле, лучше используют производственные резервы, экономно расходуют государственные средства, отпускаемые на ремонт. По вине экипажа не было задержки плавбазы на промысле и в порту. Все шесть рейсов, сделанные в этом году, завершены с перевыполнением заданий. Четвертый год база плавает без заводского ремонта, а межрейсовые - производятся силами экипажа, что дает огромную экономию государственных средств. За четыре года "Ян Анвельт" прошел более 100 тысяч миль. Это почти пять рейсов вокруг земного шара.
Успех не пришел сам по себе. Он стал возможным благодаря правильной расстановке людей на судне и честному, коммунистическому отношению к труду всего коллектива. На переднем крае борьбы за выполнение производственных заданий стоят коммунисты и комсомольцы.
Они — уважаемые люди на суд не и не только хорошо работают сами, но и во всем показывают пример другим. Отлично трудятся старший механик Л. Никитин, третий механик М. Пономарев, матрос первого класса А. Смущенко, машинист первого класса Р. Сизов, боцман В. Смотров, рыбмастер Е. Бичиков, электромеханик Р. Кумари, фельдшер Н. Коломар и многие другие.
Наш экипаж полон решимости в Новом году приумножить достигнутые успехи.

Н. ЮЖАКОВ первый помощник капитана
СРТР-9108. Встреча с "Дженни" - 01 01 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

МИНУВШИЙ ГОД оставил в жизни каждого из нас много ярких, незабываемых впечатлений. Особенно памятными для нас были дни, проведенные на Кубе. Мы первыми пришли на помощь населению провинции Ориенте, которое пострадало от опустошительного урагана "Флора», доставили туда многие тонны свежей рыбы. Кубинцы тепло и радушно встретили нас, сердечно благодарили за дружескую, бескорыстную помощь.
По пути с Кубы на Джорджес-банку мы попали в полосу урагана "Дженни". Скорость ветра доходила до 70 метров в секунду. Ветром сорвало антенну, судно осталось 6eз связи.
В этой тяжелой обстановке мужество и смекалку проявили многие члены экипажа. Особенно отличились боцман Калью Даум, плотник Григорий Арефин, механики, мотористы и электрики, которые обеспечили бесперебойную работу судовых механизмов.
Экипаж с честью выдержал трудный экзамен, вышел победителем в борьбе со стихией.

А. ГИРО.
На снимке: передовик производства боцман К. Даум.