0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти матросов Эстрыбпрома (113)
Памяти Тараненко Александра Григорьевича . СЕКРЕТАРЬ ПАРТОРГАНИЗАЦИИ - 04 08 1965
На плавбазе "Урал» я попросил одного из матросов помочь мне найти секретаря партийной организации судна Александра Григорьевича Тараненко.
— Пойдемте сначала в машинное отделение — предложил он. — там долгое время Александр Григорьевич работал старшим машинистом.
Быстро спустившись по трапу, мы заглянули в помещение, где находится сердце судна. Рабочие кто с ветошью в руках, кто с кисточкой и банкой краски старательно ухаживали за машиной. На наш вопрос один из машинистов ответил
— Тараненко только что вышел, — и, указав на занятых делом товарищей, с улыбкой добавил — результат его прихода.
Машинисты посоветовали искать секретаря в трюмах, потому что в разговоре с ними Тараненко упомянул о случаях бесхозяйственности при загрузке тары.
Однако и здесь не посчастливилось застать Александра Григорьевича. Но след его пребывания остался: грузчики уже не бросали бочки так, словно они не деревянные и не бьются. Тару они укладывали бережно.
Наконец мне удалось разыскать секретаря. Я сообщил о цели своего прихода — написать о передовых производственниках. Оказалось, что трудно выделить лучших. В социалистическом, соревновании по грузоперевозкам судно заняло рое место. Это результат безупречного труда всего коллектива. А запевалами хороших дел всегда выступают коммунисты.
На промысле был такой случай. В одном из трюмов осталась тара под рыбу. Рыбакам она была не нужна. Куда девать ее? Ведь трюм надо срочно освободить для приемки рыбной продукции. Тогда коммунисты вместе со своим секретарем почти целую ночь вручную переносили бочки на кормовую надстройку. Их примеру последовали и другие члены экипажа.
С увлечением рассказывал Тараненко о том, как самоотверженно работают помощник рыбмастера А. Ара, третий механик А Капустин, машинист Н. Петунов и многие другие, достойные похвалы.
Александр Григорьевич полюбил море во время службы на военно-морском флоте. Сменив форму на гражданскую одежду, он сохранил в душе крепкую привязанность к морю. Военная специальность пригодилась и на «гражданке». Александр стал машинистом плавбазы "Урал". А вскоре коммунисты избрали его своим вожаком.
Одно время об «Урале" отзывались нелестно. Больно было секретарю, что за первенцем транспортного флота закрепилась нехорошая слава. Посоветовался Тараненко с капитаном, коммунистами, активом судна. Решили в первую очередь привести в порядок внешний вид плавбазы. Дружно работал коллектив по наведению порядка и теперь постоянно поддерживает его. Учрежден специальный вымпел, который присуждается отличившейся вахте. В результате на конкурсе по санитарному состоянию флота «Урал» занял второе место в базе.
Раньше много времени уходило на чистку котлов. По нормам полагалось восемь суток на две установки. Тараненко предложил машинистам чистить котлы в море, чтобы сократить стоянки в порту. Опыт прошел блестяще. Вместо восьми суток котлочистку провели за шесть.
Рос, мужал Тараненко в глазах коллектива. Сначала работал машинистом, затем старшим машинистом. Потом поступил учиться в заочный институт.
В новый рейс Александр Григорьевич пойдет уже первый помощником капитана.

В. БОЛТАК
крановщик Таллинского морского рыбного порта
Памяти мастера обработки Анатолия Руссина. МАСТЕР ОБРАБОТКИ - 04 08 1965
С уважением отзываются в нашем коллективе о мастере обработки Анатолии Руссине.
Он пришел на эстонский рыбопромысловый флот в начале 1957 года. Помню, мы встретились с ним на CPT-4451. Там я был рыбмастером. Анатолий быстро вошел в коллектив, завоевал доверие экипажа. В том же рейсе он был назначен помощником рыбмастера и показал себя хорошим специалистом. Через год его рекомендовали рыбмастером РР-1264.
С тех пор прошло немало времени, но он всегда шел в числе передовых работников нашего флота. Как-то так получилось, что судьба снова свела нас на одном судне — уже на БМРТ-ЗЗЗ «Юхан Сютисте» в 1961 году. Анатолий тогда работал мастером по обработке. Вот уже шестой год Руссин плавает на этом судне. До него на этом судне много сменилось мастеров, а Руссин, неутомимый труженик, по-прежнему в море.
Анатолий Руссин завоевал почетное звание ударника коммунистического труда. Обучил и воспитал много матросов-обработчиков, которые сейчас трудятся на других судах специалистами. Мастеру обработки Руссину можно поручить любое дело, и он всегда выполнит его добросовестно и аккуратно. Приятно работать с такими тружениками.

Г. ЕРМАКОВ.
Памяти котельного машиниста Николая Заболотного. НАШ ТОВАРИЩ – 25 08 1965
НИКОЛАЙ Заболотный пришел на БМРТ-384 после службы. Его встретили так же, как встречают всех. Просто и приветливо. Познакомили с обязанностями. За короткий срок он изучил сложную котельную установку. Этому никто не удивился, бывший старшина второй статьи, командир отделения котельных машинистов имел богатый морской опыт. Его можно назвать мастером своего дела, т. к. Заболотный по-настоящему чувствовал работу котлов.
Колю полюбили на судне. За его большую человечность, душевность, простоту. Всегда с открытой душой, весельчак и острослов по натуре, он плотно вошел в коллектив машинной команды! И где бы он ни появился — в каюте, салоне, на палубе - там водворялись смех, веселье, здоровая обстановка.
Его память богата очень интересными событиями и фактами. Он может часами рассказывать занимательные истории, глубоко разъяснить, что делается в мире. Все это у него получается просто и естественно. Чувствуется, что он постоянно следит за событиями.
Заболотный большой книголюб. В библиотеке он постоянный гость. За книгой может сидеть часами...
Больше всего мы полюбили Колю после одного случая. На судне заболел кочегар. Он не смог нести вахту. А вахта у нас в кочегарке была нелегкой. Если в каютах температура воздуха достигала тридцати шести градусов тепла, а у котлов ртутный столбик поднимался к отметке пятьдесят. Сколько требуется напряжения , чтобы проработать смену!
Памяти механика Николая Ивановича Синицына. СУДОВОЙ МЕХАНИК - 28 07 1965
СРТР-9031 ведет промысел. Внизу, там, где сердце судна, работает Николай Иванович Синицын, второй механик.
- Такой человек, —говорят о нем моряки, - что лучше товарища и механика не найти.
Траулер вернулся из Норвежского моря. План рейса выполнили на 150 процентов. Николай Иванович сумел обеспечить безотказную работу машин, не допустить поломок и простоев. Хорошее знание дела приобретено практикой, упорством. Приходилось по-разному. Иногда много часов подряд не поднимается на палубу Иваныч, хотя вахта и кончилась давно. Но тот, кто прошел суровую школу жизни, знает, что такое долг, обязанность, ответственность.
Николай Иванович воевал, освобождал Ленинград от блокады. Именно в эти годы формировался характер человека. Не отступать перед трудностями - закон, по кото-рому живет Синицын.
Судов после войны бы-было много, а специалистов мало, - вспоминает второй механик. — Теоретических знаний у меня не хватало, и я пошел учиться.
С 1952 года Синицын не прерывно трудится в рыбном флоте.
Рудольф Подкопаев окончил мореходку. Его направили механиком на траулер, но осваивать специальность без помощи друзей нелегко.
— Застопорилось? — спросит Николай Иванович, — давай вместе сделаем.
Подолгу оставались они в машине, разбирались в ее капризах. Теперь Рудольф стал хорошим специалистом.
Всегда помогает молодым Синицын. На СРТР-9031 однажды Михаилу Баранину выпало нелегкое задание.
Николай Иванович уже отстоял вахту, но, увидев, как трудно человеку, забыл об отдыхе, выручил товарища. Иначе не поступает коммунист Синицын.
Недавно Николаю Ивановичу исполнилось 50 лет. Товарищи пожелали ему крепкого здоровья, успехов.

Н. МИХАЙЛОВА.
Памяти помощника рыбмастера Калью Кикерист. Товарищ и наставник - 28 07 1965
Накрепко, будто плавал всю жизнь на "Буревестнике", вошел в коллектив Калью Кикерист, помощник рыбмастера. Придя на судно, он проверил все механизмы: моечные, сортировочные... Ребят в палубной команде восемнадцать. Поговорил Калью лично с каждым:
— Послушай, друг, чем же притянуло тебя море? — спросил Калью матроса А. Черных.
Парень из армии прибыл. Не нюхал еще штормов. Будущий рыбак хотел было ответить: романтика... Кикерист мягко перебил:
— Знаю, что думаешь. Но в море, помни, основное — труд.
У океана не ласковый характер, в штормы приходится работать. Берег далеко и тоска съедает. Не должен рыбак поддаваться ей. Никогда не забывай, что романтика в труде.
Калью такое не из книг вычитал — сам плавал матросом на среднем рыболовном траулере. И то, что он сказал новичку, не красное словцо.
Рыбацкую закалку Кикерист постигал опытом. Учился у бывалых рыбаков. Не жаловался, когда стоял долгие вахты, а чуть отдохнув, снова выходил на палубу — помогать обрабатывать обильный улов.
Уважает его коллектив «Буревестника» за хорошее знание производства. На «Буревестнике» Кикерист принимает рыбу от промысловых судов, делает анализ качества продукции, устанавливает сортность. Молодых моряков учит личным примером. Если человек что-нибудь не понимает, Калью терпеливо объясняет ему рыбацкую мудрость.
Звание ударника коммунистического труда он носит с честью.

Н. ПЛЕС.
Памяти старшего мастера добычи Хельмута Арма. Мастерство добытчика - 28 07 1965
Вся команда скопилась у борта СРТР-9031. Еще не видно сетей. Что море в этот раз принесет рыбакам? И вот показались сети.
- Давай, давай! - кричит старший мастер добычи Хельмут Арм.
Улыбки на лицах ребят. Наконец то! Сегодня взяли самый большой улов.
- План? - спрашивает сосед Арма.
- План, — отвечает он.
Рыбу выливают на палубу. Ее очень много. Рыбообработчики приступают к делу. Тралмастер Арм уже готовится к следующему лову.
Хельмут не новичок на флоте. Он стал работать в рыбной промышленности в 1961 году. Парню было семнадцать лет. С первых шагов он столкнулся с трудностями, но не испугался их. Рыбак, возвращаясь из рейсов, чувствовал себя повзрослевшим, тружеником. Из колхоза, в котором работал, перешел в 1958 году в Таллинскую базу океанического рыболовного флота. Северная и северо-западная Атлантика манила по-прежнему. Плавал Арм первое время матросом. Рыбацкого опыта набирался. Учился с бывалыми моряками рыбу искать...
Однажды его спросили:
— Справишься, если тебя мастером по добыче поставим?
Что мог ответить Арм? — Что ж, испытайте...
Освоил Хельмут специальность тралмастера. Теперь сам посвящает новичков в тайны рыбацкой профессии. Арм ищет свои пути в организации труда. Суда, на которых он работал, выловили 40 тысяч центнеров рыбы. Путем грамотной эксплуатации промвооружения сэкономлено 11.750 рублей. Это — деловая характеристика мастера добычи.
За хорошую работу Хельмут Арм награжден медалью "3а трудовое отличие", ему присвоено звание Заслуженного рыбака Эстонии.

А. НАТ.
Памяти боцмана Баженова Евгения Ивановича. БЕСПОКОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК – 24 07 1965
Пять лет работает на промысловых судах боцман Евгений Баженов. Но если учесть его службу в рядах Военно-Морского флота, где он был старшиной II статьи, то морская биография Баженова насчитывает уже около десятка лет.
Служба на флоте у Евгения прошла не бесследно. Она приучила к исполнительности и трудолюбию. Как и в годы военной службы Евгений и на промысловых судах проявляет находчивость, сообразительность. Он хорошо знает морскую практику, умело передает свои знания матросам, воодушевляет их в работе личным примером.
Промысловики знают его, как неутомимого труженика. Особенно тело отзываются о нем капитаны промысловых судов т.т. Л. Куприков, Ю. Шематонов, В. Нечитайло, Б. Аскилейскири и другие. С некоторыми из них Баженов совершил по два-три рейса.
В 1963 году по возвращению из рейса на СРТР-9082 (капитан Ю. Шематонов) Евгению Баженову за добросовестное исполнение своих обязанностей, инициативу, трудолюбие и достойное поведение было присвоено почетное звание ударника коммунистического труда.
Не перечесть всех обязанностей, возложенных на боцмана. Но Баженов все успевает сделать. Умеет боцман найти общий язык с личным составом палубной команды, подойти к каждому из матросов: с одного потребовать, другому подсказать. И команда помогает ему во всем. Боцман выходил на промысел на СРТР-9082, 9063, СРТ-4283, 4558 и на других судах.
Всюду о нем отзываются тепло. Еще не было рейса, из которого бы Баженов вернулся без благодарности. Сейчас он находится на промысле на СРТР-9103. Счастливого плавания, Евгений Иванович, и новых успехов в работе.

И. ГОРБУНОВ.
Памяти механика-наладчика Ломакова Семена Матвеевича. СРЕДИ НАС – 10 07 1965
Сперва по судовой трансляции прозвучала команда:
-Подъем!
Затем вахтенный помощник объявил:
-Механику -наладчику спуститься в рыбцех …
Механик-наладчик - так для краткости на БМРТ-368 называют механика технологического оборудования.
На ходу одевая пиджак, Семен Матвеевич Ломаков спешит в рыбный цех. А ведь он только в два часа ночи закончил свой трудовой день.
- В чем дело? - спрашивает он.
- Остановился транспортер подачи рыбы из приемного бункера на расфасовочный стол, - пояснил матрос Волга.
Опытным глазом специалиста Ломаков определяет характер неисправности. Нужна электросварка. Семен Матвеевич протягивает кабель, раскладывает нужный инструмент. Через несколько минут дефект устранен. Цех сразу ожил, переливаясь серебром, рыба пошла по транспортеру к фасовочному столу.
Наше судно уже второй год в море. День и ночь трудятся люди у транспортных машин. Только в прошлом году БМРТ выловил 86.419 центнеров рыбы при плане 70.000 центнеров. Весь этот груз переработали машины. Надо, чтобы и сейчас техника не подкачала.
Бывает, у рыбаков, ка говорится, безрыбье. Цех молчит, кажется, замер. Но у одного из ленточных транспортеров колдует Семен Матвеевич. Он уверен, что рыба будет. А сейчас как раз подходяще время подлечить механизмы.
Однажды вышла из строя рыбомукомольная установка. Повреждение оказалось серьезным. Целые сутки работал Ломаков, устраняя неисправность. После утомительного труда только вошел в каюту, как в дверь постучал четвертый механик:
- выручай, Семен Матвеевич, стиральная машина сломалась.
Ломаков встал и отправился к стиральной машине. Он мог бы и отказаться: устал, мол. Но наш наладчик не такой человек.
-Добрый, душевный, - говорят о нем матросы.
Несет Семен Матвеевич и общественную нагрузку. Он член группы содействия партгосконтролю. Часто Ломаков проверяет вес рыбных брикетов. Несколько раз проследил упаковку муки. Муки оказалось в мешках больше положенного.
- Не дело, ребята, - сказал Ломаков, - эти излишки могут пересыпать не честные люди себе в карман.
С начала рейса прошли уже три месяца. Люди познакомились, каждый освоил свою работу. Стали
мы двигать кандидатов на судовую Доску почета. Старший механик первым назвал имя Ломакова Семена Матвеевича.
.. В кинофильме "Десять дней одного года" герои фильма спорят о том, какие люди должны строить коммунизм.
Один говорит, что деловые, другой - добрые и терпеливые. А я думаю, такие как Семен Матвеевич Ломаков - деловые, терпеливые и добрые!

В. ЯРЧУК
матрос БМРТ-368 "Оскар Лутс"
Памяти тралмастера Василия Битюцкого. Щедро, по-братски - 10 07 1965
БОРТ СРТ-4510. (По радио). Погода не балует нынче промысловиков. Но экипажи судов прилагают все силы для выполнения взятых в честь праздника обязательств. Особенно много забот в эти дни у тралмастера-наставника Василия Битюцкого. He все умеют настроить тралы, не всем и всегда удается брать хорошие уловы. И на помощь товарищам приходит Василий Битюцкий. Он делится с тралмастерами своим опытом, дает им необходимые советы и консультации.
Его голос можно услышать по радио, а если есть возможность, то тралмастер-наставник бывает на судах, на месте оказывает нужную помощь..
В частности, в первые дни промысла не ладилось у нас дело. Я пригласил Василия Битюцкого на судно. Четыре часа пробыл у нас тралмастер-наставник, сделал все, что нужно, дал ценные советы. И сразу же дела у нас пошли на лад.
При последующих тралениях мы стали брать от 30 до 60 центнеров рыбы.
На судне был выпущен листок - "молния», в котором обобщался опыт настройки трала по методу Василия Битюцкого, а ему от имени экипажа была объявлена благодарность за дружескую помощь.
Василии Битюцкий помог также наладить тралы на СРТ-4479, СРТР-9110, 9124 и ряде других судов.
За братскую помощь и выручку промысловики сердечно благодарят тралмастера-наставника.
— Большое рыбацкое спасибо тебе, Василий!

И. МОЛОДЦОВ, капитан
Памяти технолога Петра Васильевича Полещука. БЕСПОКОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК -10 07 1965
""

Помощник капитана по производству Петр Васильевич Полещук, другими словами технолог, работает на д/э «Буревестник». Он отвечает за качество работы цеха, за людей, которые трудятся в нем.
Полещук умело сочетает производственную работу с учебой в рыбопромышленном техникуме. Опыт работы передает другим. В прошлом рейсе за короткое время Полещук обучил специальности многих матросов.
Среди коллектива технолог Полещук пользуется большим авторитетом. Несет общественную нагрузку — член судового комитета.
— Беспокойный, принципиальный наш технолог, — говорят товарищи о Полещуке.

Фото А. Дудченко.