0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти матросов Эстрыбпрома (104)
Памяти технолога Петра Васильевича Полещука. БЕСПОКОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК -10 07 1965
""

Помощник капитана по производству Петр Васильевич Полещук, другими словами технолог, работает на д/э «Буревестник». Он отвечает за качество работы цеха, за людей, которые трудятся в нем.
Полещук умело сочетает производственную работу с учебой в рыбопромышленном техникуме. Опыт работы передает другим. В прошлом рейсе за короткое время Полещук обучил специальности многих матросов.
Среди коллектива технолог Полещук пользуется большим авторитетом. Несет общественную нагрузку — член судового комитета.
— Беспокойный, принципиальный наш технолог, — говорят товарищи о Полещуке.

Фото А. Дудченко.
РОВЕСНИКИ -21 07 1965
Им по двадцать пять, этим парням. Один - эстонец Хиллар Ауль, другой – литовец Бронис Kaваляукас. Парни - рыбаки. Плава ют на "Бризе".
- Ровесники республики, — сказал о них первый помощник капитана И. Дубнов. — Хорошие работники - гордость экипажа.
Мы познакомились с «ровесниками". Они любят спорт, море. Хиллар родился в рабочей семье. Окончил семь классов. Когда началось строительство ГРЭС в Кохтла-Ярве, Хиллар поехал туда. Работал электрослесарем. Вступил в комсомол. ГРЭС построена такими, как Хиллар Ауль. Они все немного романтики. Наверно оттого, что тянули горизонты дорог — выбрал Ауль море. Но специальности не сменил - работает электриком.
Бронис Каваляускас тоже закончил только семь классов. Работал в колхозе шофером. Отслужил, как и Ауль, военную службу в Советской Армии. О море он мечтал с детства. Почти одновременно с Хилларом, вступил на палубу судна и сначала плавал матросом. В свободное время Бронис частенько спускался в машинное отделение.
- Техника манит, - признался он как-то старшему рефмеханику Хвастунову.
Хвастунов поддержал матроса, объяснил ему устройство компрессоров. Бронис быстро освоился с ними. Позднее Коваляуска стал рефмехаником, перешел на "Бриз".
На этом судне встретились оба двадцатипятилетних. Совместные работы, техническая учеба, работа на промысле еще сильнее сдружили молодых моряков. В большом морском коллективе они трудятся плечом к плечу.

Н. Михайлов
Памяти берегового матроса Глеба Петровича Петрова. Хозяин причала - 14 07 1965
Так называют береговых матросов в Таллинском морском рыбном порту.
Глеб Петрович Петров — один из лучших. Три года он встречает и провожает суда. Они разные. Промысловые, транспортные. Возвращаются из ближних и дальних морей...
— Здравствуй, товарищ! Здравствуй, родной порт!
Глеб принимает швартовый. Ночью, днем... Неизменно, в любую погоду.
... Три часа заводили «Коралл». С неба лило, будто из ведра. На причале пусто. Петров ежился. Ветер до костей пробирал. Но уйти нельзя.
- Лови! - понеслось с верхней палубы БМРТ.
Шлепнулся швартовый на землю. Глеб Петрович быстро его схватил — заводит. Издали смотреть — дело не хитрое. Но береговому матросу доверена жизнь «Коралла». Он и лоцман, и капитан. Сейчас за несколько минут остановит судно. Оно движется по инерции. Лоцман и капитан немного волнуются: ветром может отнести БМРТ. Придется опять подгонять его к стенке. Не
случилось бы хуже - налетит на другие суда ...
- Боцман, установить трап!
Этот приказ снимает все тревоги. "Коралл" на приколе.
Если суда не подойдут - Петрович вновь отправится на причал. Будет проверять, как несут вахты, чисто ли около судов. После разгрузки «Боры» осталось много грязи. Петров сделал замечание. Мусор не убрали. Составили акт. Оштрафовали. Теперь, когда «Бора» в порту, Глеб Петрович спокоен. Все будет в порядке.
На днях «Коралл» отправился на промысел. Провожал судно Глеб Петров. На прощание он поднял руку:
— Счастливого рейса, друзья. Возвращайтесь с рыбой.
«Коралл» скрылся с глаз. Петровича ожидали другие. За смену судов бывает до четырнадцати. Надо успеть - одних встретить, других отправить в далекий путь.

Н. БЕЛОВА.
Памяти работников фабрики Орудий лова. ДОБРЫЕ РУКИ - 10 07 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Стучат машины в цехе фабрики орудий лова. Здесь делают сети. Хильдегард Синисоо — сетевязальщица. Нет в ее биографии выдающихся событий - простая, скромная работница. Это знают все товарищи на предприятии. Уважают и ценят ее.
Сейчас Хильдегард обслуживает две машины. Их получили несколько лет назад. Синисоо, как одну из лучших, перевели на новое оборудование. А было иное время... Хильдегард появилась на фабрике тридцать два года назад. Все интересно и необычно для девушки.
— Вот твое рабочее место, сказал мастер цеха. — Постарайся сразу освоиться. Вязать сети для рыбаков не слишком легко. Тут надо немного быть и «морячкой».
Конечно, мастер пошутил. Но часть правды есть. Любое дело, связанное морем, требует любви и мастерства.
Шли годы, взрослела и Хильдегард. Появилась у нее семья. Дочь. Девочку интересовало, как трудится мама. Хильдегард рассказывала о людях в цехе, о машинах.
Самый сложный участок был у Синисоо. Машина, на которой она работала, — старая. Одну только Хильдегард и слушалась. Сетевязальщица знала, где нужно ее «подлечить» — вовремя подремонтировать. Поэтому план не срывался. Всегда был больше ста процентов.
История жизни Синисоо — история фабрики. Хильдегард может рассказать, как строилось предприятие, как его восстанавливали после войны... Приходили ученики, такие же молоденькие девушки, как когда-то она. Становились мастерицами. Вот Мери Пальясма — сетепосадчица. За хорошую работу ей присвоено звание ударницы коммунистического труда. Мери — товарищ Хильдегард по работе. Часто они разбирают вместе сложные производственные вопросы.
— Если всех собрать, кого выучила наша Сини-соо, получится целый цех, — сказала мастер М. Неллис.
И все они трудятся. Правда, кто где. Это, как говорится, руки Хильдегард. И они всем приносят добро.

Н. МИХАЙЛОВА.
На снимке: Мери Пальясма.
БОЦМАН ИННОС - 10 07 1965
СВОЮ морскую биографию Вальтер Иннос начал в 1961 году. В начале матросом плавал на «Альбатросе». Бывшего шахтера трудно было удивить работой. Иннос старательно овладевал новым для него делом: учился стоять на руле, вязал узлы, отдавал кранцы, выбирал швартовые концы…
Общительный, трудолюбивый парень быстро сдружился с экипажем, стал на судне своим человеком.
— Говоря честно, — рассказывает Иннос, - я боялся моря. И не потому, что из робких. А просто тревожился - как оно встретит. Тревога оказалась напрасной: во в время работы на промысле я чувствовал себя хорошо.
Так Вальтер Иннос стал, как говорится, заправским моряком.
Десятки тысяч миль прошел за это время "Альбатрос". На нем Иннос ходил на банку Джорджес, был у берегов Африки, Кубы ив других местах, где промышляют рыбаки Западного бассейна. А совсем недавно он вернулся из рейса в Антарктику, где еще не бывало ни одно эстонское судно.
В большинстве книг боцмана рисуют грозой матросов. Может быть, во времена великих географических открытий так оно и было. Но Иннос совсем не похож на этакого "морского волка". Наоборот, он очень скромный и даже немного застенчивый человек. Но дело свое знает и умеет заставить каждого работать на совесть. Не случайно, когда «Альбатрос» появился у китобазы "Юрий Долгорукий», многие решили, что судно из новостроя: оно было безукоризненно чистым, отливало белизной.
Швартовка в море — одно из сложных дел. А если учесть, что производственные рефрижераторы в рейсе делают их более шестисот и причем, как правило, при пяти-шести бальном ветре, то станет ясным объем работы боцмана.
Иннос вместе с палубной командой делает свое дело четко и оперативно. Все швартовое хозяйство на «Альбатросе» в образцовом состоянии. Именно он предложил вариант "свободного плавания кранцев".
Теперь они крепятся не за флaнец, а через корпус автономно к главному тросу. Так надежнее. Обеспечивается долговечность их службы.
Капитан Юрий Скучалин, характеризуя своего боцмана, рассказал:
- У этого человека всегда все в порядке. Однажды нам потребовалось срочно спустить шлюпку. Я отдал распоряжение боцману, и шлюпка немедленно была на воде.
Таков коммунист Вальтер Иннос, неутомимый труженик моря.

А. КВАШНИН.
Памяти матроса Юрия Гладилова . Юбилейный рейс - 07 07 1965
Когда на СРТ-4559 ведут разговор о людях, добросовестно выполняющих свои обязанности, в их числе с гордостью называют и имя матроса I класса Юрия Гладилова. Пять лет он работает на промысловых судах базы — для возраста Юрия это большой трудовой стаж.
В канун рыбацкого праздника он готовится в свой юбилейный десятый рейс. Не было ни одного рейса, из которого Гладилов вернулся бы без поощрений за успехи по добыче рыбы. Юрий сказал: — Буду работать еще лучше, сделаю все зависящее от меня, чтобы судно успешно выполнило рейсовое задание. В этом рейсе буду готовиться к поступлению в заочную среднюю школу моряков. Отмечать праздник наш экипаж будет на переходе в район промысла. Хотелось бы побыть в кругу семьи, родных. Но такова наша работа — в море. Советским людям нужна рыба. Приложим все усилия, чтобы выполнить план по ее добыче.

И. ГОРБУНОВ.
Памяти электрорадионавигатора Михаила Богомолова. Приборы работают нормально - 07 07 1965
""

Михаил Богомолов — электрорадионавигатор плавбазы "Ян Анвельт". Дел у него очень много. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы все навигационные приборы работали нормально. От этого зависит безопасность мореплавания. На «Яне Анвельте» они в образцовом состоянии, действуют безотказно.
Однако заслуга Михаила не только в этом. Часто промысловики обращаются к нему за помощью - бывает, что выходят из строя локаторы, поисковые приборы. И всегда опытный специалист выручает рыбаков.
В сложных условиях моря, где нет под рукой нужных инструментов и материалов, он вводит в строй приборы. И за это ему благодарны многие промысловики.
Коммунист Богомолов активно участвует в общественной жизни судна, выступает перед личным составом с беседами.
За исключительно добросовестное отношение к труду, к своим служебным обязанностям, активное участие в общественной жизни судна Михаилу Богомолову присвоено почетное звание ударника коммунистического труда.

На снимке Михаил Богомолов.
Фото А. Дудченко.
Памяти матроса Владимира Смирнова. Рядом - хороший товарищ - 09 06 1965
Когда на БМРТ-333 речь заходит о лучших людях судна, в их числе обычно, называют и матроса 1 класса Владимира Смирнова. На судне он работает больше года. Побывал в рейсах на банку Джорджес, у африканского побережья. В конце мая он снова ушел в рейс.
Владимир — рыбообработчик. Он в совершенстве овладел своей профессией, стал ударником коммунистического труда. Когда нужно кого-нибудь научить работе, показать, как необходимо готовить рыбу, мастер ставит его рядом со Смирновым. И Владимир всегда готов помочь товарищу советом.
Имя Владимира Смирнова занесено на судовую Доску почета.

Г. ЕРМАКОВ. помощник капитана по производству БМРТ-ЗЗЗ.
Памяти Владимира Сателя. ЗАБОТЫ БОЦМАНА - 06 03 1965
Солнце село. На "Бризе" наступил отдых. А боцман Владимир Сатель планирует работу на следующий день, мысленно расставляет людей по местам. Они должны знать, что им делать. Владимир Эдуардович откладывает карандаш, идет к старшему помощнику капитана.
— Посмотрите!
Оба корректируют график.
Утром собирается палубная команда.
— Мельников — говорит боцман, — возьмите Гусарова и покажите ему, как готовить кранцы. В. Мельников опытный матрос. Опытные матросы А. Иванов и В. Голяндин, а новичков двенадцать. Боцман заботится, чтобы рядом с ними стояли настоящие специалисты: пусть учат молодежь.
Четверых с Виктором Ивановым боцман отсылает готовить стрелу. Если по радио передали, что промысловое судно на подходе, экономь каждую минуту.
Сатель смотрит за борт. Пневматические кранцы уже на воде. Теперь фашинные развешивают.
— Миша, — будешь принимать концы, - отдает приказ боцман.
Михаил Гусаров до сих пор работал с кем-нибудь в паре. Сейчас впервые Сатель посылает его на швартовку одного. Закрепить конец для новичка дело сложное. Да и волна увеличивается.
Однако боцман уверен, что Гусаров справится.
— Стоп машина, — раздается команда на подошедшем судне.
Гусаров ловко принимает конец.
Сатель уже не следит за Михаилом. Он в последний раз проверяет стрелу, заглядывает в трюм.
... Два раза в неделю боцман проводит занятия с подчиненными, а после занятий не упускает случая показать матросам на практике то, чему обучал.
Поздний вечер. И опять над столом склоняется Владимир Сатель. Он планирует работу палубной команды на следующий день.

Н. ПЛЁС
Памяти радиста Велло Ловера. РАДИСТ С ДЕСЯТКИ - 06 03 1965
РАДИСТ С ДЕСЯТКИ - 06 03 1965
На утреннем совете капитан СРТР-9133 калининградской флотилии опросил:
— Товарищи, если у кого есть опытный специалист по радиоприборам, откомандируйте его к нам. Вышел из строя локатор, не можем отремонтировать.
В эфире молчание. Но вот раздался голос капитана СРТР-9110 Владимира Вербицкого:
— Подходите, наш радист посмотрит.
На вечернем совете капитан тридцать третьего от души благодарил за помощь.
После этого случая, если на каком-нибудь судне кубинской группы отказывали радиоприборы, за консультацией неизменно обращались к "десятке".
На СРТР-9139 «замолчал» киноаппарат. На борт поднялся светловолосый паренек.
Велло Ловер, — представился он. - Меня к вам послал первый помощник капитана.
Велло осмотрел аппарат, попросил:
— Принесите все сопротивления, какие у вас есть.
— Они не подойдут,— ответил радист.
- И все же...
Действительно, нужных сопротивлений не оказалось. Но это ничуть не смутило мастера. Через полчаса аппарат "заговорил».
Велло Ловер страстный любитель радио. На судах, где он плавал, никогда не знали заботы, вся радиоаппаратура и навигационные приборы работали нормально. Не расстается он с любимым делом и после возвращения с промысла. У него дома целая радиомастерская. Тут все: от самых малых сопротивлений до больших трансформаторов. По собственной схеме Велло Ловер смонтировал передатчик-приемник, при помощи которого удалось держать связь даже с Австралией и Новой Зеландией.
За успехи в радиолюбительстве Велло награжден многими дипломами.
Увлечение радиоделом помогает Велло Ловеру успешно работать в море.

А. СЕМЕНОВ.