0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
ВИВА, КУБА - 01 январь 1964
В 1963 году было много интересного. Но в моей памяти осталась Гавана, столица героической Кубы, где мне пришлось побывать. В прошедшем году народ героического острова Свободы отмечал десятилетие начала своей резолюции.
На центральной площади Гаваны 26 июля собралось более миллиона человек. Здесь были рабочие, крестьяне, солдаты народно-революционной армии. В числе приглашенных были и наши рыбаки.
В своей горячей речи Фидель Кастро от души благодарил советских людей и в. частности, рыбаков, которые помогают кубинскому народу налаживать рыбную промышленность. Когда он сказал об этом, то народ, собравшийся на площади, устроил нам бурную овацию. Еще запомнились мне слова Фиделя о том, что народ Кубы будет защищать свою революцию до конца, до полной победы. Кастро обратился к народу: «Здесь есть те, кто дрался с врагами родины в горах Сьерра Маэстра?»
— Есть! — раздались голоса, и сотни винтовок поднялись над головами.
— Здесь есть те, кто участвовал в разгроме бандитов в заливе Качинос?
Есть! — огласилась в едином порыве площадь.
— А если над родиной нависнет опасность, кто встанет под знамена Свободы?
— Мы все пойдем с тобой, Фидель! Все!
Замечательный народ, кубинцы. Он уверенно строит социализм, несмотря на происки врагов.

В. ЧЕРВЯКОВ, капитан СРТР-9108.
СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ, «ШТРАЛЬЗУНД» - 15 12 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В свой первый рейс отправился РТМКС-903 «Штральзунд» — самое новое судно объединения, совсем недавно сошедшее со стапелей судоверфи в Штральзунде (ГДР), которая хорошо известна эстонским рыбакам. "Штральзунд» — судно проекта 488, путевку в жизнь которому два года назад дал "Моонзунд». И характеристики этих двух супертраулеров очень схожие. У «Штральзунда» они следующие: длина (наибольшая) — 120,7 метра, ширина — 19, высота борта — 12,22;осадка (порожняя средняя и с грузом) — соответственно 4,8 и 6,6 метра. Полное водоизмещение — 9261 т, водоизмещение в порожнем — 5889 т. Но есть и 'некоторые существенные отличия. Так, вполне естественно, что у «Штральзунда» — более современное оборудование рыбцеха и консервной фабрики (в том числе и автоклавы); установлено также и современное электрорадионавигационное оборудование производства СССР и ГДР.
«Штральзунд» — судно высокопроизводительное. Оно может вылавливать в сутки 51 тонну рыбы, выпускать 12 тысяч банок консервов, более 2,9 тонн мороженой рыбы (в том числе филе — 0,5 тонны; спецразделка — 0,3; разделанная — 11,98); а также муки — 3,36; жира — 0,4-4 тонны в сутки.
Сейчас новое судно через пролив Дрейка, вокруг мыса Горн держит путь в отдаленный район промысла. 175 суток — продолжительность первого рейса. Затем — подмена в Кальяо, еще один рейс. И только через год траулер вернется в родной порт Таллин. Впрочем, ненадолго — чтобы затем пойти в ГДР па гарантийный ремонт.
Первый рейс нового судна наверняка надолго запомнят члены экипажа. Но прежде всего, думается, — капитан-директор Чеслав Лукашевич. Шутка ли сказать — ведь это первый его рейс в должности капитана, и сразу — такой ответственный. Впрочем, коммунисту Ч. Лукашевичу такое доверие оказано вполне закономерно. Ведь он и рыбак, и мореплаватель уже опытный, знающий, многое повидавший в свои 37 лет. Выпускник Мурманского высшего инженерного морского училища, он уже 13 лет работает в «Эстрыбпроме". Прошел путь от четвертого помощника до старпома на БМРТ и РТМС. Старшим помощником два рейса был на "Моонзунде», затем — капитаном этого судна на гарантийном ремонте, капитаном «Штральзунда» на его приемке, так что, и само судно, и район промысла знает хорошо...


Х.-М. СИЛЬВЕРЕ,
капитан дальнего плавания, морской инспектор ПО «Эстрыбпром».
Фото Р. ЭЙНА.
Памяти Хенан-Марта Сильвере. От матроса — до капитана - 22 11 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Он прошел путь от матроса до капитана дальнего плавания: в 16 мальчишеских лет Хенн-Март Сильвере связал свою судьбу с морем. Было это в Таллине 27 мая 1947 года (эту дату, как видите, он запомнил), когда Х.-М. Сильвере стал матросом 2 класса на портовом буксире. И с тех пор уже с морем не расстается.
Эти 40 с лишним лет много событий вместили в его морскую биографию. Была учеба на судоводителя в Таллинском мореходном училище Минморфлота, а затем — и в Ленинградской мореходке. Были годы работы на судах вспомогательного флота (боцман, третий, второй, старший помощник капитана на танкере "Водолей-2" и теплоходе «Форт Шевченко") — именно тогда он проходил морские университеты, освоил морскую науку. Были затем и ледовые будни — в 1965 году капитан Сильвере принял из новостроя дизель-электрический портовый ледокол "Илья Муромец", а через год - ледокол "Буран "...
И все же особая страница в его биографии — "Эстрыбпром". В нашем объединении Хенн-Март трудится уже почти двадцать лет. В 1969 году он вновь вернулся в Таллин из Кронштадта, переводом на работу в тогдашнюю Таллинскую базу рефрижераторного флота. Прошел путь от второго помощника капитана на производственных рефрижераторах до капитана-директора плавбазы.
Ходил в море капитаном 8 лет, а потом осел на берегу в службе мореплавания, морским инспектором (с 1986 года). Впрочем, за год до этого произошло событие весьма приятное и радостное — Х.-М. Сильвере наградили медалью "Ветеран труда".
Сейчас морской инспектор, коммунист почти с 30-летним стажем, Х.-М. Сильвере курирует работу группы судов, куда входят плавбазы, ПР, СТМ, супертраулеры, а в последнее время - и учебное судно, барк "Крузенштерн" .
...Одним словом, немало было памятного в его .морской судьбе. И все же, пожалуй, есть одна особая страница - годы работы на знаменитом ледоколе "Волынец", который сейчас стоит в ТМРП. Вот об этом и рассказывает сегодня Х.-М. Сильвере в нашей газете. Его материал читайте на 6-й странице.

Фото А. СОБОЛЕВА
ПЭ-4. «Первая ласточка» на Овечьих островах - 15 11 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Многим рыбакам нашего объединения хорошо знакомы пейзажи Фарерских островов, расположенных в северо-восточной части Атлантики. Плавные линии покрытых редким кустарником холмов, пологими склонами спускаются к узким заливам, фьордам, небольшие двухэтажные домишки, прилепившиеся почти у самой воды, овцы, мирно пасущиеся на тенистых плато. Именно от них— от овец — получили свое название Фареры — Овечьи острова.
Внимательный читатель, должно быть, заметил, что в перечне портов, в которые заходят на ремонт суда «Эстрыбпрома» в последнее время, появилось новое название — Сколе-Фьорд. «Пионерами» в освоении скалистых фарерских берегов были архангельские судоремонтники, работавшне там в течение полутора лет. И вот вслед за ними решено было направить на Фареры подменный экипаж из «Эстрыбпрома» — как говорится, на разведку боем. В течение двух месяцев — сентября и октября — эстрыбпромовцы под руководством капитана В. Нелюбовича занимались межрейсовым техническим обслуживанием двух наших судов: РТМС-7538 «Валгеярв» и БМРТ-489 «Юхан Лийв».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вид Сколе-Фьорда

Сколе-фьорд, с его семьюстами жителями, по нашим понятиям, - средних размеров село, но фарерцы горделиво величают его городом, - для страны с населением 46,5 тыс. человек это, наверное, оправданно. На берегу фьорда разместилась судостроительная верфь, с которой и заключило договор наше объединение. Знаменита эта верфь, прежде всего тем, что имеет единственный в Северной Атлантике сухой док (длина 115 м, ширина — 20 м, глубина — 6 м). В него и подняли — правда, с небольшим, по вине местной фирмы, опозданием - РТМС-7538 «Валгеярв».
Работы шли по графику. Сказывались и опыт экипажа, более половины членов которого уже работали в составе ПЭ и умелая организация работ старшим механиком Ю. Хальзовым. Но к концу сентября в Сколе-Фьорде задули ветры с Атлантики. Палубная команда буквально по часам выкраивала время для корпусных и покрасочных работ. Работали и днем, и ночью — нельзя было предугадать очередную «атаку" ветров. Кульминация борьбы со стихией пришлась на субботу и воскресенье 1 и 2 октября. В это время в ремонте уже стоял БМРТ - 489 «Юхан Лийв». Все силы были брошены на то, чтобы удержать судно у причальной стенки, не дать ему оторваться. На причале заводили до 18 швартовых. Конечно, в такие моменты о работе не могло быть и речи. Погода повлияла и на сокращение сроков ремонта «Юхана Лийва».
— Разгул стихии — это единственный «минус» работы в Сколе-Фьорде" — такой вопрос я задал первому помощнику капитана ПЭ-4 В. Растошанскому.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Кизь А. электрогазосварщик и слесарь И. Пономарев

— Пожалуй, что да. Но «минус» этот очень весомый. Штормовой ветер с Атлантики, как нитки, рвет стальные тросы и швартовые концы, не дает работать на корпусе. Кроме того, рядом с доком находятся здание заводоуправления и стоянка автомашин, Вся краска из пульверизаторов летит в ту сторону...
По сути дела, ветры являются препятствием к проведению судоремонтных работ на Фарерских островах в осенне-зимний период. То есть практически в Сколе-Фьорде можно работать 5, максимум 6 месяцев в году.
— А «плюсы» у Фарер есть?
— «Плюсов», я думаю. значительно больше. Во-первых, острова расположены близко к районам промысла и к порту приписки судов «Эстрыбпрома». Переход до Таллина занимает 5-6 суток, примерно такое же расстояние до зон лова. Во-вторых, в Сколе-Фьорде есть хорошие условия для проведения механических работ. В-третьих, климатические параметры (я имею в виду лето) гораздо ближе к таллинским, чем, скажем, в Кальяо или Луанде. Кроме того, можно отметить и дружеские, теплые отношения с работниками и администрацией фирмы, и с жителями городка.
— Как вы, Виктор Михайлович, оцениваете работу экипажа?
— Трудились все на совесть, не позволяли себе расслабиться, знали, что работы много, а время поджимает. В общем, рейс прошел без срывов и неприятных приключений. Среди лучших я бы выделил старших мотористов Э. Пейала (занесенного по итогам рейса на Доску почета) и А. Недзвецкого, слесаря - трубопроводчика II. Лукьянова, матроса С. Начкебию.
... Будет в Сколе-Фьорде постоянная ремонтная база для судов «Эстрыбпрома» или нет — этот вопрос решит руководство объединения. Несомненно, при рассмотрении вопроса будут учтены те "плюсы" и "минусы», о которых, говорил В. Растошанский. Пока же первая "ласточка" слетала на Фареры благополучно. Несмотря на злые ветры с Атлантики...

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Е. ЮТКЕВИЧ, наш корр.
Фото В. РАСТОШАНСКОГО.
РТМС-7570 «Элва». Годовой план — досрочно! - 15 11 1988
Борт РТМС-7570 «Элва» (по радио). Подведены итоги внутрисудового социалистического соревнования за октябрь. Победителями признаны бригада мастера обработки А. Кремнева, бригада мастера добычи П. Вишану, вахта второго механика Л. Хуснутдинова. Победителям соревнования на торжественном собрании вручены переходящие вымпела.
Экипаж взял хороший старт в работе перед 71-ой годовщиной Великого Октября: основные плановые показатели в октябре перевыполнены, близится к завершению выполнение годового плана по вылову. Ближайшая задача экипажа — добиться успешного выполнения плана ноября-декабря и с высокими результатами закончить третий год 12-й пятилетки.
Встречая 71-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, экипаж работает под девизом: решения XII Всесоюзной партконференции — в жизнь!

В. РОГОЗИН капитан-директор;
А. ЯКИМОВИЧ, первый помощник капитана
Сергей Николаевич Магадеев. ХРОНИКА - 01 11 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Капитаном-директором судов типа РТМС ПО «Эстрыбпром» утвержден С. Магадеев.
Сергей Николаевич Магадеев родился в 1954 году, русский, член КПСС с 1984 года.
После окончания среднего мореходного училища с 1980 года работает в объединении "Эстрыбпром" на должности судоводителя. В 1985 году С. Магадеев был утвержден старшим помощником капитана на судах типа РТМС, в 1988 году утвержден подменным капитаном-директором на этих же судах.
С. Магадеев заочно учится в Калининградском высшем инженерном морском училище, заканчивает третий куре.
В работе характеризуется положительно, инициативен, профессиональная подготовка достаточно высока, пользуется авторитетом в экипажах.
В настоящее время С. Магадеев назначен капитаном-директором РТМС-7508 "Батилиман".
НАШИ В ШТРАЛЬЗУНДЕ – 26 10 1988
В настоящее время в г. Штральзунде находятся два экипажа нашего объединения: 15 человек на приемке из новостроя РТМКС-909 «Штральзунд» и в гарантийном ремонте ТМ-8388 «Паламузе» — 24 человека.
До конца работы у обоих экипажей остается приблизительно месяц, работы идут полным ходом, в соответствии с плановыми сроками.
В составе приемщиков опытные и грамотные специалисты. Капитан-директор РТМКС-909 «Штральзунд» еще в должности старпома принимал здесь РТМКС-901 «Моонзунд», поэтому сейчас знает все проблемы и помогает по всем частям — корпусной, механической, радио, рефрижераторной и технологической. Хорошо и то, что второй механик А. Шмуль уже работал в этой должности на РТМКС-901 и отлично знает эксплуатационные особенности этого типа траулеров, все тонкости осваивал и перенимал у Г. Кудряшова, которого хранит в памяти как своего учителя.
Механик-наладчик Р. Аавик также работал раньше на «Моонзунде». Конечно, все равно приходится многому учиться, читать описания, со многими проблемами сталкиваться впервые.
Здесь большое значение имеет опыт и стиль работы старшего механика В. Буковского, рефмеханика М. Юристо. За счет такого состава приемного экипажа все вопросы решаются оперативно, с творческим настроением.
Каждый вечер второй механик приглашает третьего механика Н. Расторгуева, четвертого механика А. Бабура. рассказывает им, поясняет, показывает на чертежах, передает свои знания, подсказывает, на что надо будет обратить внимание при приемке. А. Шмуль беспокоится по каждой принимаемой позиции. Говорить о качестве приемки пока рано. Качество нашей работы определится на промысле. Хорошо то, что люди подобрались желающие работать на судах этой серии и в дальнейшем, не один год.
Отличительной особенностью является и то, что судно носит название города и оно своего рода юбилейное» для завода: 1500-е. Администрация фольксверфи и сами рабочие это постоянно подчеркивают, для них это не просто очередное судно. В связи с этим наши задачи возрастают, отношение немцев дисциплинирует, мы стараемся поддержать их старания, помочь сдать все вовремя, принять, как положено.
Пока сроки такие: после дока и ходовых испытаний, примерно через месяц, полным ходом в Таллин, за снабжением, и — на промысел! Рейс предстоит продолжительностью 175 суток, основная техника в рыбцехе — машины ИРА-110. Словом, на приемке проблем и забот хватает, постараемся это время провести с пользой.
У наших товарищей на ТМ-8388 «Паламузе" гарантийный ремонт идет полным ходом. Здесь прекрасные специалисты: второй помощник капитана А. Сенкевич, третий помощник А. Лавров - люди, любящие свою профессию, но приходится осваивать и ремонт, без этого никак нельзя...
Что касается машинной команды, то и дед, и токарь, и сварщик свою работу знают и справляются успешно. Особенно старателен, инициативен и находчив сварщик Ю. Лопаткин.
Определенное место в жизни экипажей занимает досуг. По договорённости с судоверфью к судну прикреплено подшефное хозяйство, которое организует для команды экскурсии, в том числе на остров Рюген и в Потсдам. Дело оказалось далеко не легкое: ежедневно приходится бывать в хозяйстве на сортировке картофеля, и экскурсии тоже очень интересные и увлекательные, так что полезное для хозяйства сочетается с приятным для себя.
Определенным стимулом для экипажа стала возможность, пригласить на судно родственников. Большинство из команды этим воспользовалось: приезжали родители, жены, сестры и братья. Естественно, визиты родственников стали большим событием для каждого.
Конец ремонта 4-5 ноября. Настроение коллектива рабочее, хорошее.

В. КОЖЕВНИКОВ, первый помощник капитана. На снимке: вид Штральзунда.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вид Штральзунда - приемка нового РТМКС-909 Штральзунд 25 10 1988
Лавренчук Михаил Николаевич капитан-директор – 06 10 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда Михаила Николаевича Лавренчука в марте 1986 года утвердили в должности капитана на промысловых судах флота нашего объединения, было ему 32 года, Согласитесь, что это — возраст расцвета. Когда за плечами есть уже достаточный опыт, есть знания, тоже накопленные с годами. Но есть еще и азарт молодости, ее стремительность и решительность, какая-то жажда работы, которую не всегда и не всем удается сохранить с годами.
Михаила Николаевича, по мнению его более опытных коллег, эти качества и отличают. Да, он руководитель решительный и самостоятельный, который умеет и любит принимать смелые решения, но при этом за своя действия не боится отвечать. Доля риска в его работе (впрочем, без этого в море вообще не обойтись) имеет под собой определенный и прочный фундамент. Как-никак одиннадцать лет работы в море предшествовали назначению Михаила на эту ответственную должность. И все свои морские рыбацкие университеты М. Лавренчук, окончивший Ростовское мореходное училище рыбной промышленности, проходил именно в «Эстрыбпроме».
Прошел практически все должности — ходил на различных судах в Мировой океан и третьим, и вторым, и старшим помощником. Разумеется, я в члены КПСС, в 1981 году, его тоже принимали в «Эстрыбпроме».
Итак, смелость и решительность — его характерные черты, как отмечают рыбаки. Но и не только добросовестность я какое-то обостренное чувство ответственности — об этом тоже нельзя забывать» А сплав всего этого и позволяет М. Лавренчуку обычно возвращаться в родной порт с полными тралами.
...Тогда весной 1986 года он пошел в свой первый капитанский рейс на БМРТ-474 «Оскар Сепре». Затем были другие капитанские рейсы - в различные районы промысла, но практически все тоже на БМРТ. Выдать, сроднился он с БМРТ, И сейчас М. Лавренчук готовится вылететь на «Оскар Сепре». Вылететь, чтобы заменить работающего там капитана, которому, в силу сложившихся обстоятельств, нужно покинуть экипаж. Конечно, Михаилу Николаевичу, у которого недавно родился сын, и который не планировал еще свой выход в море. не очень хочется улетать. Но он не ропщет. Надо — так надо.

Фото Р. ЭЙНА
Пьянов Станислав Борисович. ХРОНИКА - 18 08 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Капитаном-директором судов типа плавбазы ПО «Эстрыбпром» утвержден С. Пьянов.
Пьянов Станислав Борисович 1942 года рождения, член КПСС с 1970 года.
В 1963 году С. Пьянов окончил Таллинское мореходное училище ММФ СССР. С 1964 года он работает в эстонском рыбопромысловом флоте, выходя в рейсы на судах «Эстрыбпрома» в различных судоводительских должностях. С 1978 года С. Пьянов — капитан-директор на судах типа ТР.
В 1987 году он заочно окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности «инженер-судоводитель».
Станислав Борисович Пьянов награжден двумя медалями.
В настоящее время С. Пьянов назначен капитаном-директором ПБ «Станислав Монюшко».
СТМ-8349 «Одоев». В БЮРО ПАРТКОМА ОБЪЕДИНЕНИЯ – 16 08 1988
Состоялось очередное заседание бюро парткома объединения, на котором был рассмотрен вопрос «О работе партийной организации СТМ-8349 «Одоев» по руководству общественными организациями».
Подробно проанализирована и работа партийной организации СТМ-8349 «Одоев», экипаж которого также работал в сложной промысловой обстановке, что, однако, не помешало коллективу успешно справиться с рейсовым заданием. План по вылову выполнен на 100 процентов, по заморозке — на 733, разделке — на 123, выпуску муки — на 138,6, жира — на 122,3, по выпуску пищевой рыбопродукции — на 117,3, товарной — на 117,1 процента. Сверхплановая прибыль за рейс составила 199 тыс. рублей.
Успешное выполнение рейсового задания обеспечено слаженной работой экипажа, его организованностью. Есть в этом заслуга и администрации судна, партийной и общественных организаций.
Бюро отметило, что к подбору и формированию общественных организаций администрация судна, партийная организация подошли серьезно, с чувством высокой ответственности. Практически во все общественные организации вошли члены судовой партийной организации, наиболее уважаемые члены экипажа.
На партийных собраниях в течение всего рейса широко практиковалось заслушивание отчетов коммунистов — членов и руководителей общественных организаций. Так, член совета экипажа Н. Киуру отчитался о состоянии дисциплины в общесудовой службе, секретарь комсомольской организации В. Вовк — о состоянии трудовой дисциплины молодежи.
Среди общественных организаций наиболее плодотворно работала группа народного контроля (возглавлял ее коммунист В. Федоров). Регулярно проводились рейды качества, проверялся вес брикетов, правильность укладки в трюме, сохранность тары и горюче-смазочных материалов.
Несмотря на занятость членов экипажа на производственных процессах, партийная организация постоянно и целенаправленно вела политико-воспитательную, идеологическую работу. Судовыми пропагандистами М. Каском, П. Емецом, В. Федоровым, Н. Киуру было прочитано восемь лекций о международном положении, внешней и внутренней политике КПСС и Советского правительства. Регулярно проводились политинформации.
В школе социалистического хозяйствования проведены занятия по вопросам экономической реформы, по разъяснению принципов хозрасчета и самофинансирования. Большое внимание было уделено изучению членами экипажа Закона о государственном предприятии (объединении).
На бюро парткома отмечено что в связи с несвоевременной доставкой почты партийная организация, экипаж СТМ-8349 «Одоев» не получали полных данных о ходе XIX Всесоюзной партийной конференции, так как источниками информации была факсимильная газета и обрывочные радиопередачи, с трудом поступающие в промрайон.
В ходе рейса 1/8 СТМ-8349 «Одоев» коммунисты активно работали практически во всех общественных организациях, благодаря чему они оказали администрации значительную помощь в решении производственных задач.
Бюро парткома объединения также отмстило то, что партийная организация судна недостаточно продуманно подошла к вопросу избрания членов комиссии по контролю за деятельностью администрации.
Бюро парткома объединения рекомендовало партийной организации включить в план работы заслушивание на партийных собраниях отчеты председателей судового комитета и совета экипажа, секретаря комсомольской организации, продумать мероприятия по идейно-воспитательной работе с молодежью.