0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
МОРСКАЯ ДРУЖБА - 21 06 1979
СНАЧАЛА были солнце и уголь. Нет, не то солнце, что слепит глаза, отражаясь от синей скатерти моря. А то, что выгоняет пот, и разъедает глаза. И угольная пыль проникала во все поры.
Курсанты работали на разгрузке угля, заготавливали топливо на зиму для училища...
Потом была первая практика. Первый корабль. Но не тот, современный, о котором мечталось в родном городке вдали от моря, не тот, сверкающий медью и никелем, а небольшая учебная баркентина «Меридиан», стоящая у причала Андреевской гавани на Даугаве.
Оказывается, долог путь к морю...
Снова по утрам — физзарядка. Бег по вантам на 30-метровую высоту. Днем — циклевание мачт и рей, вечером закатывание пресной воды ручной помпой в танки баркентины. Раз — два! Раз — два!.. — до бесконечности.
Курсанты Таллинского мореходного училища готовили судно в плавание. Это было их первое плавание в жизни.
Впервые они увидели, как горизонт может крениться и вставать по обоим бортам — вверх-вниз, влево вправо.
— На брассы! На правые!..
— Пошел верхний марсель! Старпом, широко расставив
ноги, стоял на юте и подавал жесткие команды в мегафон.
— Трави левые шкоты!
— Пошел правые брассы! — Поднять стаксель!..
И никуда теперь не деться: парусный аврал. Соленый ветер, соленые брызги, соленый пот...
Так вот, значит, каков вкус моря!
Но это было еще не настоящее море — Рижский залив. Однако первый урок оно дана-ло настоящий. Будущие моряки поняли: море — это целый мир со своими законами, странностями и сложностями, и вход туда дилетанту заказан.
Вот здесь, работая на одних парусах, и сдружились Арви Аадель из Раквере и Арвет Прууль из Кохтла-Ярве.
Потом снова было училище — лекции, занятия в навигационном кабинете, самоподготовка...
В свободное время друзья выступали в эстрадном ансамбле, участвовали в спортивных соревнованиях. Но главное — учеба. Урок, преподанный на парусной практике, не забывался. После выпускных экзаменов — распределение на суда. Друзья получают направление в «Эстрыбпром», на разные корабли. Уходят в море четвертыми штурманами на БМРТ. Вот когда пригодились знания, полученные в училище. Не нужно учиться корректировать карты, сличать хронометр, пользоваться анемометром. Все это уже знакомо. И все это уже — настоящее, как настоящее море за бортом — Атлантика.
КАЗАЛОСЬ бы — все, предел мечтаний. Человек добился своего, можно успокоиться.
Нет, в 1974 году Арви и Арвет подают документы в Калининградское высшее инженерное морское училище. И снова — синий курсантский воротник, фуражка с якорем, снова — лекции, учебники, схемы, самоподготовки...

-2- Морская дружба

В Калининграде друзья-земляки неразлучны. После выпускного бала — обратно в «Эстрыбпром». И на этот раз направление у них на разные корабли. Арви Аадель идет в море на производственном рефрижераторе «Саяны», Арвет Прууль — на транспортном рефрижераторе «Аутуст Якобсон».
Специфика у разного типа судов — различная. Производственный рефрижератор рыбу не ловит, он принимает ее от добывающего флота, перерабатывает и сдает на транспорты. Транспортный рефрижератор перевозит готовую рыбопродукцию. Но обязанности третьих штурманов всюду одинаковые, подбор карт и лоций для перехода и района промысла, ведение журналов, сличение хронометра, наблюдение за навигационными приборами. Да и вахты у всех в одно и то же время: с 8 утра до 12 и с 20 до ноля. Так каждый день в течение долгих месяцев рейса. Конечно, рядом с тобой старшие товарищи: капитан, старпом, второй штурман — и тем более неловко подвести их в чем-то, не выполнив, запустив по незнанию свое дело.
В РЕЙСЕ 3/37 на ПP «Аугуст Корк» (капитан-директор В. В. Витязев) комсомольцы выбирают своим вожаком третьего штурмана Арви Ааделя. Многие знают его по работе на «Саянах».
27 ноября прошлого года новый экипаж принял судно в Дакаре. На приемку — времени в обрез. старый экипаж должен вылететь этой же ночью. На судне, пробывшем в рейсе полгода, много неполадок. Но на раскачку нет времени. Люди подключались к работе буквально с трапа самолета.
Главное внимание — морозильной установке. Мало осталось аммиака. Когда вышли из Дакара в район промысла и начали принимать от "кошельковых» траулеров сардину и мелочь третьей группы, морозить пришлось попеременно то одним бортом, то другим. Пока не дополучили снабжение.
Вызвали на социалистическое соревнование ПР "Крейцвальд. Работать в паре хорошо тем, что сразу видно свои и чужие промахи.
На борту "Августа Корка» тоже развернулось соревнование между подвахтами. Отстояв положенные четыре часа на мостике или в машинном отделении, люди шли в производственный цех, помогать матросам-рыбообработчикам делать пресервы. Первое место здесь удерживала бригада, организованная третьим помощником капитана Арви Ааделем.
Матрос Виктор Мельник выходил на подвахту 41 раз. Матрос Раис Кутлиахметов, токарь Владимир Пучков, матрос Анатолий Каркодин — по 38 раз. Уборщица Галина Борисенко вышла на подвахту 37 раз. Таким образом, всего подвахте отдано 4638 часов, что соответствует тому, если бы бригада из 13 человек работала в течение 45 суток.
Суточная норма приема рыбопродукции была 20 тонн, но экипаж постоянно перекрывал ее. В итоге принято и заморожено 3029 тонн рыбы, что составляет 132 процента от планового задания; изготовлено 68582 банки пресервов. Это и того больше — 228 процентов. Как отмечает в рейсовом донесении первый помощник капитана X. Раяметс, молодежь, комсомольцы в этом рейсе успешно выдержали экзамен на зрелость. А комсомольцы составляют 50 процентов экипажа!..
ОДНАЖДЫ в район промысла за готовой рыбопродукцией прибыл транспорт «Аугуст Якобсон». Друзья встретились в море. Было чем поделиться, что вспомнить. Оказывается, Арвет уже — второй штурман. Арви поздравил друга...
Определившись последний раз по радиомаякам Зингишор и Бисау на африканском берегу, ПР «Аугуст Корк» в конце апреля снялся с промысла и взял курс в родной порт.
Судно четвертый год ходит без ремонта, поэтому не было ничего удивительного, что износившийся дейдвудный сальник дал течь. «Аугуст Корк» зашел в порт Лас-Пальмас. Были вызваны водолазы. Они снаружи залепили пастой дейдвудную втулку, перекрыв доступ воде. Машинная команда самостоятельно за пару часов поменяла сальниковые кольца В этой операции отличился комсомолец — 4-й механик Анатолий Вышгородцев.
На переходе на борту судна состоялось партийное собрание, подводившее итоги рейса. На повестке дня стоял также вопрос о приеме в партию комсомольца Арви Ааделя.
— Ну что ж, Арви показал себя прекрасным моряком и, товарищем, — сказали коммунисты.
— Единогласно! — констатировал председательствовавший.
По приходу в порт друзья встретились вновь. И полилась беседа, обмен воспоминаниями, планами. Теперь очередь поздравлять друга была за Арветом Пруулем.

В. РОЩЕНКО.
С опубликованием в печати - 19 06 1979
На очередном заседании товарищеского суда объединения «Эстрыбпром» рассматривалось дело моториста ПР «Саяны» Присмотрова Сергея Владимировича.
За нарушение трудовой дисциплины на судне и общественного порядка на берегу, а также за невыход на работу товарищеский суд объявил С. В. Присмотрову общественный выговор с опубликованием в печати. Кроме того, товарищеский суд ходатайствует перед администрацией объединения о лишении С. В. Присмотрова годового вознаграждения по итогам работы за 1979 год.
На другом заседании было рассмотрено дело о недостойном поведении третьего помощника капитана СРТР-9046 Гапончика Александра Михайловича. А. М. Гапончик работает в объединении с августа 1975 г. За этот период неоднократно получал взыскания за пьянство, задерживался органами милиции. На БМРТ-355, будучи вахтенным помощником, находился в нетрезвом состоянии, за что был списан с судна.
За пьянство и прогул товарищеский суд объявил А. М. Гапончику общественное порицание с опубликованием в печати.
СЕМЕРО ЛУЧШИХ ПО ИТОГАМ МАЯ - 19 06 1979
Отлично трудился в мае экипаж БМРТ-441 «Эдуард Сырмус», возглавляемый капитаном-директором Э. Туго. Рыбаки этого судна успешно справились со всеми производственными заданиями: по добыче рыбы — на 137,5 процента, по заморозке — на 105,8 процента, по пищевой рыбной продукции — на 114,6 процента. Еще лучше шли дела в последнем весеннем месяце у рыбаков БМРТ-457 «Каарел Лийманд» (капитан-директор А. Соболев), Вот результаты работы экипажа в этом месяце: добыча — 139,8 процента, выпуск мороженой рыбной продукции — 114,8 процента и пищевой — 146,3 процента.
На расширенном заседании президиума профкома объединения экипажи этих судов признаны победителями за максимальный вылов в мае.
На этот раз в числе лидеров за наибольший вылов оказались экипажи семи судов «Эстрыбпрома». Кроме вышеупомянутых, это БММРТ-185 «Отто Рястас», БМРТ-604 «Рудольф Сирге», РТМ-7229 «Юхан Смуул», РТМС-7510 «Мустъярв» и СРТР-9082.
С полной отдачей трудился в мае экипаж БММРТ-185 «Отто Рястас», руководимый опытным капитаном-директором В. Комаровым. Судите сами: вылов рыбы за этот месяц составил 195,7 процента, выпуск мороженой рыбной продукции -— 138,3 процента, пищевой — 138,8 процента. Команда этого судна неослабное внимание уделяла выпуску пищевой рыбной продукции высокого качества и добилась хороших результатов. План по изготовлению филе был перевыполнен в 9 раз.
Хорошо сработал и экипаж БМРТ-604 «Рудольф Сирге" (капитан-директор В. Перевозчиков). 105 процентов — таков результат работы моряков по вылову. Перекрыто месячное задание также и по другим показателям. Из средних траулеров успех сопутствовал рыбакам СРТР-9082, которым руководит капитан А. Евсеев. Майское задание по добыче рыбы было намного перекрыто.

Наш корр.).
ПРАЗДНИК ДЕТВОРЫ - 12 06 1979
Этот солнечный теплый день в начале июня, когда все человечество отмечало Международный день защиты детей, надолго останется в памяти ребят, чьи родители трудятся в нашем объединении. По традиции профком, отдел культуры и быта, культбаза плавсостава устроили в этот день для нашей детворы яркий и веселый праздник. Он длился в Летнем парке несколько часов.
Организаторы праздника предложили ребятам много интересного. Наибольшей популярностью у малышей и школьников пользовались разного рода: карусели. Дети с удовольствием «летали» на ракетоплане, катались «на лошадках», качались на качелях...
В зале Летнего театра маленьким виновникам торжества была показана программа мультипликационных, документальных и художественных фильмов. Многие дети с удовольствием участвовали в занятных играх, викторинах, танцах. Тем, кто продемонстрировал смекалку, умение танцевать, петь, читать стихи, были вручены памятные подарки. Здесь же на эстраде ребята могли познакомиться с лучшими рисунками своих сверстников.
До вечера длился этот праздник детворы.

(Наш корр.).

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Самые маленькие больше всего хотели «поездить на лошадках» .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Дети чуть старше стремились «полетать» на ракетоплане .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А вот потанцевать хотелось и малышам, и школьникам.

Фото И. ШПЕРОВА.
ПОЗДРАВЛЯЕМ - 12 06 1979
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


старшего механика БМРТ-227 «Аугуст Алле» ВАСИНА Бориса Федоровича с получением диплома механика-дизелиста первого разряда
В 1960 году Борис Федорович успешно закончил Ленинградское мореходное училище, затем три года работал в конструкторском бюро судостроительного завода. А потом потянуло в море, ближе к практике, к людям-труженикам. С 1963 года Борис Федорович плавал сначала третьим, а позже и вторым механиком, старшим механиком на рыбопромысловых судах типа СРТ и СРТР.
Сегодня коммунист Б. Ф. Васин — старший механик БМРТ. Он — победитель социалистического соревнования 1977 года, ударник девятой пятилетки. В своей новой должности старшего механика БМРТ Борис Федорович скоро выйдет в первый рейс.

Успехов вам в работе, Борис Федорович!

Текст и фото И. ШПЕРОВА.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! - 09 06 1979
Этот праздник проводится четыре раза в год в подшефном объединению детском доме № 2: чествуются воспитанники-именинники. Ребята, у которых день рождения, с нетерпением ждут свой день.
Под звуки музыки торжественно входят в зал нарядные мальчики и девочки, малыши и школьники, занимают почетные места. Заместитель директора по учебной части Тамара Ивановна Титова открывает праздничный вечер. Перед ребятами выступила член женсовета объединения «Эстрыбпром» Майя Ивановна Киреева. Она поздравила ребят с радостным событием в их жизни, рассказала о Международном годе ребенка, который проводится во всех странах по решению ООН. Именинников приветствуют стихами, песнями, им вручаются памятные подарки.
К праздничному ужину для именинников девочки из кулинарного кружка под руководством своего руководителя Антонины Васильевны Титовой испекли вкусные пирожки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И. ШПЕРОВ, Фото автора.
НАШ ГОСТЬ-НИКОЛАЙ КРЮЧКОВ - 02 06 1979
Этой встречи с народным артистом СССР, прославленным актером кино Николаем Афанасьевичем Крючковым ждали с нетерпением, И она состоялась.
Богат творческий путь Н. А. Крючкова. Не перечислить всех ролей, сыгранных народным артистом. «Трактористы», «Парень из нашего города», «Свинарка и пастух», созданные десятки лет назад, и сегодня идут с огромным успехом.
Увлекательно рассказывал Н. Крючков о своем творческом пути. И хотя Николаю Афанасьевичу около семидесяти, его юмор, жизнерадостность заразительны.
Яркие весенние цветы, добрые пожелания здоровья, новых творческих успехов были наградой тружеников объединения любимому
артисту.

(Наш корр.).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: Н. Крючков среди работников объединения.
Фото И. Шперова.
ГЛАВНЫЙ ТРУД - УЧЕБА - ТМШ 31 05 1979
Необходимо заинтересовать курсантов учебой создать условия для творческой инициативы, привить навыки самостоятельной работы и, конечно, прививать любовь к труду. В Таллинской мореходной школе в этом направлении ведется большая каждодневная работа. И, надо сказать, заботы педагогического коллектива школы окупаются сторицей. Ежегодно флот объединения «Эстрыбпром» пополняется сотнями молодых толковых специалистов.
— Главная обязанность курсантов, — говорит заместитель начальника по учебно-воспитательной работе Геннадий Прокофьевич Старцев, — получить теоретические знания и практические навыки, которые в дальнейшем помогут им освоить морскую профессию. Молодым людям необходимо уже за школьной партой трудиться с полной отдачей.
учеба — главный труд курсантов — дело не только личное, но забота всего коллектива, всех общественных организаций и администрации, которые повседневно помогают курсантам осваивать учебную программу и будущую специальность.
— Соревнование между группами, — продолжает Геннадий Прокофьевич, — оказывает огромное влияние на курсантов, повышает активность и ответственность каждого за результаты коллективного труда. Большую роль в повышении эффективности учебы играют педсоветы, педлектории и собрания, проводимые с актином групп, на которых стержневым стал вопрос о повышении успеваемости.
Труд курсанта во многом зависит от его общеобразовательной подготовки, от навыка правильно планировать время на самоподготовку, от умения сосредоточить себя на главном. Этими качествами многие курсанты обладают и успешно справляются с учебной программой.
В школьном социалистическом соревновании первое место заняла группа Х-9 мастера производственного обучения Николая Гнучева, которого я попросил поделиться опытом работы. - В моей группе, — говорит И. Гнучев, — 13 курсантов учатся на «хорошо» и «отлично», 8 — только на «отлично». Добивались такой успеваемости совместно с активом группы. С первых дней учебы была организована группа по оказанию помощи отстающим. Геннадий Салтанюк — старший этой группы — следит за успеваемостью курсантов. Я постоянно оказываю помощь и направляю работу группы, при этом придаю большое значение индивидуальной работе с курсантами. Мы много говорим о будущей профессии и дальнейшей перспективе молодых людей. В результате за короткий срок наша группа с последнего места вышла на первое. Надеюсь, и впредь мы останемся победителями социалистического соревнования. Еще отрадный факт; трое курсантов группы поступили учиться в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности и еще трое сейчас сдают экзамены.
— После армии работал на заводе радиодеталей, — говорит курсант Николай Хохлов, -и мечтал стать моряком. Мечта моя давнишняя. Еще в школьные годы занимался в кружке моделирования судов, увлекался чтением литературы о моряках. Осуществить планы помогли товарищи, которые уже окончили нашу мореходную школу и в настоящее время работают на промысловых судах.
Николай, вы учитесь на «отлично». Трудно ли это?
— Затруднений не ощущаю, главным образом потому, что внимательно слушаю лекции. Если чего-то не понял, не откладывая, стараюсь разобраться по учебнику. Использую наглядные пособия и макеты. На самоподготовке, кроме изучения нового материала, стараюсь повторять уже пройденный и сосредотачиваю внимание на трудных вопросах. Как известно, для самоподготовки у нас отводится три часа. Этого вполне достаточно, чтобы выучить уроки. Еще и товарищам успеваю помочь. Ваши планы?
Уже сейчас много времени уходит на повторение дисциплин средней школы, в этом году буду поступать в институт.
- Вы занимаетесь общественной работой в группе, это не мешает учебе?
- Скорее, помогает. Моя основная общественная нагрузка — оказывать помощь отстающим товарищам. Приходится использовать много дополнительной литературы, которая расширяет и мой кругозор.
- Я служил на северном флоте, - говорит Сергей Балашов из группы С-91, - полюбил морской коллектив и решил после службы связать свою судьбу с морем — стать рыбаком. Учеба дается мне легко: я уже знаком с судовождением и морской практикой, правда, такие предметы, как кислородно-изолирующие противогазы, связь и экономика даются тяжелее, приходится читать дополнительную литературу, учебники. Но, как известно, только упорным трудом в совершенстве можно овладеть специальностью.
- Для более полного освоения специальных предметов, — говорит заведующая библиотекой ТМШ Светлана Сафронова, - у нас имеется больший выбор учебной литературы, учебников средней школы. Практически все курсанты обеспечены необходимой литературой.


Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ, мастер производственного обучения
ДЕЛО ЛЕНИНА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ – 31 05 1979
26 апреля состоялось бюро комитета комсомола объединения «Эстрыбпром». Учитывая достигнутые высокие результаты в трудовом, идейно-политическом и нравственном воспитании комсомольцев и молодежи, бюро решило признать победителями первого этапа ударной трудовой вахты комсомольцев и молодежи объединения по достойной встрече 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина под девизом «Дело Ленина живет и побеждает!»:
по группе судов РТМС — РТМС-7535 «Лембит Пэрн» (капитан-директор В. А. Соколов, секретарь комсомольской организации И. М. Пархоменко);
но группе судов типа БМРТ — БММРТ-186 «Иван Грен» (капитан-директор П. В. Федоренко, секретарь комсомольской организации Б. В. Петров);
по группе судов типа ПБ; ПР, ТР — ТР «Ботнический залив» (капитан-директор И. Г. Петров, секретарь комсомольской организации В. Г. Башков);
но группе судов типа СРТР — СРТР-9139 «Пидула» (капитан В. И. Беляков, секретарь комсомольской организации М. В. Саарна).
Экипажи судов-победителей первого этапа ударной трудовой вахты награждены Почетными грамотами комитета ЛКСМ Эстонии производственного объединения «Эстрыбпром».
Комитет комсомола объединения выражает твердую уверенность в том, что комсомольцы и молодежь внесут свой достойный вклад в выполнение планов 1979 года и всей пятилетки в целом, ударным трудом встретят 110-ю-годовщину со дня рождения В. И. Ленина.

В. ЕРМОЛАЕВ,
заместитель секретаря комитета ЛКСМ Эстонии объединения «Эстрыбпром».
ПОЗДРАВЛЯЕМ! - 15 05 1979
За успехи в социалистическом соревновании среди трудовых коллективов города Таллина победителями в первом квартале признаны и занесены на городскую Доску почета с вручением Почетных грамот:
РТМС-7535 «Лембит Пэрн» (капитан-директор С. Соколов, секретарь партийной организации Э. Шараев, председатель судового комитета профсоюза B. Слюсарь, секретарь комсомольской организации И. Пархоменко),
СРТР-9045 «Панга» (капитан С. Башкатов, секретарь партийной организации Н. Коромысел, председатель судкома Н. Михальченко, секретарь комсомольской организации C. Ларионов).


По итогам социалистического соревнования за первый квартал 1979 года постановлением бюро Таллинского горкома КП Эстонии и исполкома Таллинского городского Совета народных депутатов передовиками социалистического соревнования названы:

БАШКАТОВ Сергей Федосеевич — капитан СРТР «Панга";
ПАЭСАЛУ Антс Оскарович — помощник капитана по производству БМРТ «Рихард Мирринг»;
РААВ Велло Янович — матрос первого класса БМРТ «Март Саар";
СОЛОВЬЕВ Константин Николаевич — матрос первого класса РТМС «Пейпси»;
ШЕРЕМЕТ Анатолий Николаевич — рыбмастер РТМ «Юхан Смуул».