0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти матросов Эстрыбпрома (137)
Памяти мастера добычи Виктора Мартсона. ДАЛЕКИЙ ПРИЦЕЛ – 15 09 1965
ЗА ГОРИЗОНТОМ скрылись родные берега. Открытое море усыпляюще покачивало СРТ-4515, идущий курсом к району промысла. Старший мастер добычи Виктор Мартсон еще разбирался с береговыми документами, когда в дверь каюты раздался настойчивый стук.
- Просят на собрание, — объявил вахтенный.
Но уже по торопливости вахтенного, по резкому стуку в дверь Виктор заранее угадал — зовут на собрание. За десять лет плавания на промысловых судах многое примелькалось, судовой распорядок стал знакомым до мельчайших подробностей.
Первое собрание по выходе в рейс сначала было, похоже на многие десятки таких же прежних собраний. Капитан Игорь Борисович Котляр рассказал о задачах рейса, еще раз напомнил о нужном несении службы. Оживление прошло по команде, когда узнали, что до выполнения годового плана осталось не так много выловить рыбы. Промысловики многозначительно переглянулись, удовлетворенно закивали головами.
Коротко обсудили свои возможности. Бывалые моряки вставляли реплики, критикуя досадные мелочи в работе. Новички настороженно молчали, стараясь вникнуть в суть дела, прикидывая в уме, что к чему. Началось обсуждение последнего вопроса повестки дня - выборы судового комитета профсоюза.
Не успел Виктор и подумать о кандидатурах, как в два голоса назвали его фамилию - Мартсона!
- Товарищи, надо бы помоложе ребят выбирать, чтобы тоже приучались к несению общественных обязанностей...
Но его возражение потонуло в ответных репликах:
"Какая учеба в рейсе - работать надо"... "Новые-то напутают - не разберешься! ... "А ты уже бывал в составе профсоюзного комитета".
Так Виктор Мартсон оказался избранным на пост председателя судового комитета. Нагрузка, прямо скажем, нелегкая, да и времени требует много.
Неоднократно и Виктор и другие профсоюзные активисты высказывали мысль о том, чтобы судовой комитет выбирался до отхода судна в рейс. Тогда бы его члены смогли заранее посетить базовый комитет, получить инструкции, посоветоваться, наконец, запастись необходимой документацией. А без этого в море приходится вести профсоюзные дела порою наощупь, или используя отрывочные советы товарищей.
Сообща организовали социалистическое соревнование в экипаже. Хорошо помогли судовому комитету и капитан Игорь Котляр, и старший механик Койт Алле и второй помощник капитана Лео Палумяэ. Главной целью наметили повышение сортности продукции. Держали свое самое главное обязательство под ежедневным, неусыпным вниманием. Как выяснилось потом по итогам рейса, вся рыба, была сдана повышенной сортностью – социалистический договор претворен в жизнь с превышением и по количеству и особенно — по качеству.
Но вот когда решили отметить лучших — возникла трудность. Экипаж предложил передовикам производства присвоить звание ударника коммунистического труда.
Но как оформлять это решение — сначала протоколом общего собрания, а потом на судовом комитете или наоборот?
Все же семь моряков наиболее отличившихся на промысле , так сказать, волей общего собрания представили к присвоению почетного звания.
Среди них старший матрос-бондарь Владимир Васильев, матрос первого класса Николай Зубалевич, третий помощник капитана Олег Гусев и другие.
Одно из собраний посвятили приему новых членов в профсоюз. Перед коллективом - молодой матрос второго класса Алексей Мишин. Демобилизованный из рядов Советской армии воин связал свою судьбу с рыбопромысловым флотом. Впервые ходил он в рейс в океан, на работу ранее совершенно незнакомую — на лов рыбы.
Не спасовал молодой матрос. От полной души трудился. Не считал зазорным по каждому поводу обращаться к более опытным морякам, чтобы лучше освоить дело.
— Ну, как, товарищи?
— Принять, достойный будет член профсоюза, — единодушно одобрили собравшиеся кандидатуру Алексея Мишина. А в конце рейса его, в числе семи лучших представили на присвоение звания ударника коммунистического труда.
Бурно проходило обсуждение колдоговора, вернее того, как он выполняется. Немало нареканий вызвал ряд пунктов, так и оставшихся на бумаге. Например, на судне не установлен одни из обещанных переходов, что затрудняет работу во время штормовой погоды.
— Справедливо высказывала свое мнение команда, — поясняет Виктор Март-сон. — Возьмите ту же технику безопасности. На приспособления, на мероприятия по ней запланировано и отпущено меньше средств, чем на специальную литературу. Что же важнее, в конечном счете, подлинное обеспечение техники безопасности, или литература по ней?
Просматривая дела своих предшественников, председатель судкома обнаружил, что у коллектива судна есть подшефный воспитанник из детского дома. Надо ему помочь, может быть навестить! Доброе дело нашло в экипаже горячее сочувствие. Отдельные члены экипажа всерьез задумались о приобретении подарка.
Но вскоре выяснилось, по опросам старейших членов команды, что бывшему воспитаннику перевалило за 18 лет и он начал самостоятельную жизнь. Другого подшефного базовый комитет не помог выделить. С разочарованием пришлось отказаться от хорошо задуманного поступка.
Успешно завершил рейс СРТ-4515, перевыполнил по количеству и по качеству добытой рыбы. А в соревновании с СРТ-4282 свое рейсовое обязательство намного перекрыл. В этом немалая заслуга профсоюзного актива, судового комитета и его председателя.
По прибытии в порт, едва лишь закончилась разгрузка, Виктор Мартсон направился в базовый комитет профсоюза. — Ни одного неясного вопроса, сказал он, не должно остаться без ответа к новому рейсу.

А. АНТС.
Памяти матроса Леонида Куткина. Полюбил я просторы морские - 01 09 1965
ЛЕОНИД КУТКИН матрос СРТ-4282

КУДА вы пойдете работать?
— спросил меня командир нашего танкового батальона во время демобилизации из рядов Советской Армии.
— На море, — твердо ответил я.
- Что же, желаю успеха, — сказал он и добавил,— но начинайте с самого малого и любую работу делайте также хорошо, как служили.
Наставление своего командира запомнил. Прошлый рейс впервые пошел в море на промысел в должности матроса без класса или как раньше говорили — юнгой. На лове вставал в 3 часа ночи, готовил рыбодобытчикам чай, нарезал хлеб, потом помогал коку готовить обед и сам разносил его уставшим на работе людям. Благодаря товарищеской помощи быстро привык к условиям морской службы и быта. Стал выходить помогать обрабатывать богатый улов - приобретал навыки рыбака.
В рядах Советской армии хорошо усвоил танковые моторы. Теперь хочу приобрести специальность моториста. Третий помощник Иван Лисняк охотно помогает мне изучать новую технику.
Я в этом плавании прочитал много книг. Хочется и дальше работать со своим дружным коллективом. Полюбил я рыбацкую профессию.
Памяти мастера добычи Пустоветова Алексея. КАЧЕСТВО ПО ВСЕМУ ЦИКЛУ – 0109 1965
АЛЕКСЕЙ ПУСТОВЕТОВ старший мастер добычи СРТ-4282

КАЧЕСТВО рыбопродукции зависит от точного соблюдения технологии всего цикла добычи. Поэтому еще при переходе на промысел основное внимание было направлено на подготовку людей на отработку наиболее правильных и быстрых приемов на каждом рабочем месте.
Обычно весь цикл требует 10-11 человек на технологической линии. Во время же особенно больших уловов количество людей возрастало до 16 — вот на это количество и была рассчитана специальная подготовка.
На промысле наше предвидение оправдалось. Многие процессы не только укладывались в заданные нормативы, а выполнялись скоростными темпами. Выметку сетей на всю длину в 3000-4000 метров производили за 25 минут. Тщательное наблюдение позволяло вести выметку без задержек и повреждений.
Через 10-11 часов правильно поставленная дрифтерная сеть поднималась на борт почти всегда с хорошим уловом. А в июле однажды подняли рекордный улов - за один раз около 300 центнеров. Причем вели лов в любую погоду. Богатая добыча в течении 18 часов обрабатывалась и складировалась. Хорошо работали обработчики, матросы на рыбопосолочном столе, бондари, укладчики бочек в трюмах и другие.
Сельдь, которую мы добывали, благодаря этому имела хорошее качество. Все достижения закрепим, чтобы качество нашей рыбопродукции всегда было высоким.
Памяти старшего моториста Виктора Григорьева . ПАРЕНЬ С «ИНЕЯ» – 19 08 1965
СКВОЗЬ гул машин и вентиляторов я только и смог расслышать: «Виктор Григорьев, старший моторист». Так назвал себя невысокий, плечистый паренек с приятной улыбкой.
— Плохо слышно. — жестами объяснил я ему.
Тем же способом он предложил следовать за ним. В небольшом помещении, куда мы пришли, было сравнительно тихо. Это мастерская. Здесь чисто. Всюду порядок. Аккуратно сделанный верстак, стеллажи для инструмента сразу привлекли мое внимание. Виктор заметил это:
— Сами сделали, — сказал он.
Как будто что-то вспомнив, энергично прошел в угол помещения, взял большое кольцо, внимательно осмотрел его.
— Давайте беседовать и ремонтировать деталь. Согласны?
На транспортном рефрижераторе «Иней» Виктор Григорьев не новичок. Несколько рейсов ходил на этом судне. Сначала был матросом. Неплохо справлялся со своими обязанностями. За безупречный труд имел благодарности. Но сердце лежало к другому - машине. Любит технику парень. И специальность у него техническая - шофер. Свободные минуты Виктор проводил в машинном отделении. Все же новое дело осваивалось с трудом.
Понятно - судовая машина не автомобиль. А в корабельной библиотеке почти не было книг по избранной специальности.
При таком положении легко отступить от задуманного. Но Виктор не из тех, кто пасует перед трудностями. «Настырный», — говорят уважительно о нем товарищи.
Григорьев детально изучил машинную документацию, схемы. Помогали товарищи. А механик раздобыл парню необходимую литературу. И вот приказом капитана Виктор переведен в машинную команду мотористом.
Как-то во время рейса забилось отверстие для смазки подшипника главного двигателя. Очень опасная неисправность. Если своевременно не заметишь ее, может произойти авария. И судно, которое с нетерпением ждут на промысле, будет вынуждено остановиться. Виктор и его товарищи не допустили этого. В короткое время ликвидировали неисправность. Григорьев считает, что именно за этот случай его фотографию поместили на Доске почета.
Легко и увлеченно рассказывал парень о своих товарищах, о нелегком моряцком труде. Я смотрел на блестящие ровные кольца, лежавшие на верстаке, и думал, что с хорошим человеком посчастливилось мне познакомиться.
Виктор коммунист. Он член судовой ревизионной комиссии. Много хлопотливых дел приходится решать ему. Одно время команда жаловалась на плохое приготовление пищи. Виктор вместе с другими народными контролерами проверял работу камбуза. Оказалось, что повара готовили пищу по принципу «тяп-ляп»... Были приняты необходимые меры. Жалобы прекратились. Виктор навел порядок и в обеспечении команды су дна спецодеждой. Как это нередко бывает — спецовки доставляли «на глазок». Вот и получалось, что небольшие по росту матросы палу чал и «геркулесовы» спецовки.
В последнем рейсе В. Григорьев был уже старшим мотористом. Дел прибавилось. Отвечать приходилось не только за участок работы, но и воспитание подчиненных.
Мечтает Виктор поступить в мореходное училище. У напористых людей мечты всегда становятся действительностью.

В. БОЛТАК, крановщик ТМРП.
Памяти Тараненко Александра Григорьевича . СЕКРЕТАРЬ ПАРТОРГАНИЗАЦИИ - 04 08 1965
На плавбазе "Урал» я попросил одного из матросов помочь мне найти секретаря партийной организации судна Александра Григорьевича Тараненко.
— Пойдемте сначала в машинное отделение — предложил он. — там долгое время Александр Григорьевич работал старшим машинистом.
Быстро спустившись по трапу, мы заглянули в помещение, где находится сердце судна. Рабочие кто с ветошью в руках, кто с кисточкой и банкой краски старательно ухаживали за машиной. На наш вопрос один из машинистов ответил
— Тараненко только что вышел, — и, указав на занятых делом товарищей, с улыбкой добавил — результат его прихода.
Машинисты посоветовали искать секретаря в трюмах, потому что в разговоре с ними Тараненко упомянул о случаях бесхозяйственности при загрузке тары.
Однако и здесь не посчастливилось застать Александра Григорьевича. Но след его пребывания остался: грузчики уже не бросали бочки так, словно они не деревянные и не бьются. Тару они укладывали бережно.
Наконец мне удалось разыскать секретаря. Я сообщил о цели своего прихода — написать о передовых производственниках. Оказалось, что трудно выделить лучших. В социалистическом, соревновании по грузоперевозкам судно заняло рое место. Это результат безупречного труда всего коллектива. А запевалами хороших дел всегда выступают коммунисты.
На промысле был такой случай. В одном из трюмов осталась тара под рыбу. Рыбакам она была не нужна. Куда девать ее? Ведь трюм надо срочно освободить для приемки рыбной продукции. Тогда коммунисты вместе со своим секретарем почти целую ночь вручную переносили бочки на кормовую надстройку. Их примеру последовали и другие члены экипажа.
С увлечением рассказывал Тараненко о том, как самоотверженно работают помощник рыбмастера А. Ара, третий механик А Капустин, машинист Н. Петунов и многие другие, достойные похвалы.
Александр Григорьевич полюбил море во время службы на военно-морском флоте. Сменив форму на гражданскую одежду, он сохранил в душе крепкую привязанность к морю. Военная специальность пригодилась и на «гражданке». Александр стал машинистом плавбазы "Урал". А вскоре коммунисты избрали его своим вожаком.
Одно время об «Урале" отзывались нелестно. Больно было секретарю, что за первенцем транспортного флота закрепилась нехорошая слава. Посоветовался Тараненко с капитаном, коммунистами, активом судна. Решили в первую очередь привести в порядок внешний вид плавбазы. Дружно работал коллектив по наведению порядка и теперь постоянно поддерживает его. Учрежден специальный вымпел, который присуждается отличившейся вахте. В результате на конкурсе по санитарному состоянию флота «Урал» занял второе место в базе.
Раньше много времени уходило на чистку котлов. По нормам полагалось восемь суток на две установки. Тараненко предложил машинистам чистить котлы в море, чтобы сократить стоянки в порту. Опыт прошел блестяще. Вместо восьми суток котлочистку провели за шесть.
Рос, мужал Тараненко в глазах коллектива. Сначала работал машинистом, затем старшим машинистом. Потом поступил учиться в заочный институт.
В новый рейс Александр Григорьевич пойдет уже первый помощником капитана.

В. БОЛТАК
крановщик Таллинского морского рыбного порта
Памяти мастера обработки Анатолия Руссина. МАСТЕР ОБРАБОТКИ - 04 08 1965
С уважением отзываются в нашем коллективе о мастере обработки Анатолии Руссине.
Он пришел на эстонский рыбопромысловый флот в начале 1957 года. Помню, мы встретились с ним на CPT-4451. Там я был рыбмастером. Анатолий быстро вошел в коллектив, завоевал доверие экипажа. В том же рейсе он был назначен помощником рыбмастера и показал себя хорошим специалистом. Через год его рекомендовали рыбмастером РР-1264.
С тех пор прошло немало времени, но он всегда шел в числе передовых работников нашего флота. Как-то так получилось, что судьба снова свела нас на одном судне — уже на БМРТ-ЗЗЗ «Юхан Сютисте» в 1961 году. Анатолий тогда работал мастером по обработке. Вот уже шестой год Руссин плавает на этом судне. До него на этом судне много сменилось мастеров, а Руссин, неутомимый труженик, по-прежнему в море.
Анатолий Руссин завоевал почетное звание ударника коммунистического труда. Обучил и воспитал много матросов-обработчиков, которые сейчас трудятся на других судах специалистами. Мастеру обработки Руссину можно поручить любое дело, и он всегда выполнит его добросовестно и аккуратно. Приятно работать с такими тружениками.

Г. ЕРМАКОВ.
Памяти котельного машиниста Николая Заболотного. НАШ ТОВАРИЩ – 25 08 1965
НИКОЛАЙ Заболотный пришел на БМРТ-384 после службы. Его встретили так же, как встречают всех. Просто и приветливо. Познакомили с обязанностями. За короткий срок он изучил сложную котельную установку. Этому никто не удивился, бывший старшина второй статьи, командир отделения котельных машинистов имел богатый морской опыт. Его можно назвать мастером своего дела, т. к. Заболотный по-настоящему чувствовал работу котлов.
Колю полюбили на судне. За его большую человечность, душевность, простоту. Всегда с открытой душой, весельчак и острослов по натуре, он плотно вошел в коллектив машинной команды! И где бы он ни появился — в каюте, салоне, на палубе - там водворялись смех, веселье, здоровая обстановка.
Его память богата очень интересными событиями и фактами. Он может часами рассказывать занимательные истории, глубоко разъяснить, что делается в мире. Все это у него получается просто и естественно. Чувствуется, что он постоянно следит за событиями.
Заболотный большой книголюб. В библиотеке он постоянный гость. За книгой может сидеть часами...
Больше всего мы полюбили Колю после одного случая. На судне заболел кочегар. Он не смог нести вахту. А вахта у нас в кочегарке была нелегкой. Если в каютах температура воздуха достигала тридцати шести градусов тепла, а у котлов ртутный столбик поднимался к отметке пятьдесят. Сколько требуется напряжения , чтобы проработать смену!
Памяти механика Николая Ивановича Синицына. СУДОВОЙ МЕХАНИК - 28 07 1965
СРТР-9031 ведет промысел. Внизу, там, где сердце судна, работает Николай Иванович Синицын, второй механик.
- Такой человек, —говорят о нем моряки, - что лучше товарища и механика не найти.
Траулер вернулся из Норвежского моря. План рейса выполнили на 150 процентов. Николай Иванович сумел обеспечить безотказную работу машин, не допустить поломок и простоев. Хорошее знание дела приобретено практикой, упорством. Приходилось по-разному. Иногда много часов подряд не поднимается на палубу Иваныч, хотя вахта и кончилась давно. Но тот, кто прошел суровую школу жизни, знает, что такое долг, обязанность, ответственность.
Николай Иванович воевал, освобождал Ленинград от блокады. Именно в эти годы формировался характер человека. Не отступать перед трудностями - закон, по кото-рому живет Синицын.
Судов после войны бы-было много, а специалистов мало, - вспоминает второй механик. — Теоретических знаний у меня не хватало, и я пошел учиться.
С 1952 года Синицын не прерывно трудится в рыбном флоте.
Рудольф Подкопаев окончил мореходку. Его направили механиком на траулер, но осваивать специальность без помощи друзей нелегко.
— Застопорилось? — спросит Николай Иванович, — давай вместе сделаем.
Подолгу оставались они в машине, разбирались в ее капризах. Теперь Рудольф стал хорошим специалистом.
Всегда помогает молодым Синицын. На СРТР-9031 однажды Михаилу Баранину выпало нелегкое задание.
Николай Иванович уже отстоял вахту, но, увидев, как трудно человеку, забыл об отдыхе, выручил товарища. Иначе не поступает коммунист Синицын.
Недавно Николаю Ивановичу исполнилось 50 лет. Товарищи пожелали ему крепкого здоровья, успехов.

Н. МИХАЙЛОВА.
Памяти помощника рыбмастера Калью Кикерист. Товарищ и наставник - 28 07 1965
Накрепко, будто плавал всю жизнь на "Буревестнике", вошел в коллектив Калью Кикерист, помощник рыбмастера. Придя на судно, он проверил все механизмы: моечные, сортировочные... Ребят в палубной команде восемнадцать. Поговорил Калью лично с каждым:
— Послушай, друг, чем же притянуло тебя море? — спросил Калью матроса А. Черных.
Парень из армии прибыл. Не нюхал еще штормов. Будущий рыбак хотел было ответить: романтика... Кикерист мягко перебил:
— Знаю, что думаешь. Но в море, помни, основное — труд.
У океана не ласковый характер, в штормы приходится работать. Берег далеко и тоска съедает. Не должен рыбак поддаваться ей. Никогда не забывай, что романтика в труде.
Калью такое не из книг вычитал — сам плавал матросом на среднем рыболовном траулере. И то, что он сказал новичку, не красное словцо.
Рыбацкую закалку Кикерист постигал опытом. Учился у бывалых рыбаков. Не жаловался, когда стоял долгие вахты, а чуть отдохнув, снова выходил на палубу — помогать обрабатывать обильный улов.
Уважает его коллектив «Буревестника» за хорошее знание производства. На «Буревестнике» Кикерист принимает рыбу от промысловых судов, делает анализ качества продукции, устанавливает сортность. Молодых моряков учит личным примером. Если человек что-нибудь не понимает, Калью терпеливо объясняет ему рыбацкую мудрость.
Звание ударника коммунистического труда он носит с честью.

Н. ПЛЕС.
Памяти старшего мастера добычи Хельмута Арма. Мастерство добытчика - 28 07 1965
Вся команда скопилась у борта СРТР-9031. Еще не видно сетей. Что море в этот раз принесет рыбакам? И вот показались сети.
- Давай, давай! - кричит старший мастер добычи Хельмут Арм.
Улыбки на лицах ребят. Наконец то! Сегодня взяли самый большой улов.
- План? - спрашивает сосед Арма.
- План, — отвечает он.
Рыбу выливают на палубу. Ее очень много. Рыбообработчики приступают к делу. Тралмастер Арм уже готовится к следующему лову.
Хельмут не новичок на флоте. Он стал работать в рыбной промышленности в 1961 году. Парню было семнадцать лет. С первых шагов он столкнулся с трудностями, но не испугался их. Рыбак, возвращаясь из рейсов, чувствовал себя повзрослевшим, тружеником. Из колхоза, в котором работал, перешел в 1958 году в Таллинскую базу океанического рыболовного флота. Северная и северо-западная Атлантика манила по-прежнему. Плавал Арм первое время матросом. Рыбацкого опыта набирался. Учился с бывалыми моряками рыбу искать...
Однажды его спросили:
— Справишься, если тебя мастером по добыче поставим?
Что мог ответить Арм? — Что ж, испытайте...
Освоил Хельмут специальность тралмастера. Теперь сам посвящает новичков в тайны рыбацкой профессии. Арм ищет свои пути в организации труда. Суда, на которых он работал, выловили 40 тысяч центнеров рыбы. Путем грамотной эксплуатации промвооружения сэкономлено 11.750 рублей. Это — деловая характеристика мастера добычи.
За хорошую работу Хельмут Арм награжден медалью "3а трудовое отличие", ему присвоено звание Заслуженного рыбака Эстонии.

А. НАТ.