0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1464)
Памяти СРТР-9108 и его экипажей. ЛЮДИ И МОРЕ – 06 03 1965
О друзьях-товарищах

1. ХОЗЯЕВА
У вас не было одного матроса, а рыба шла по 200—300 центнеров в сутки. Каждые рабочие руки были дороги в эту страдную пору. Старший мастер добычи Геннадий Булдаков хотел бы помочь матросам трясти сети, но нельзя оставить свое рабочее место. Кто же без него будет отдавать поводцы от вожака.
Матрос I класса Арри Бишер сказал мастеру;
— Геннадий Павлович, я справлюсь...
— Что же, Арри, попробуй, — одобрил Геннадий Павлович.
При остановке шпиля во время койлания вожака бывают трудности. Нужно бежать на полубак, чтобы остановить шпиль. Теряется время, а бывают случаи, что его нужно остановить мгновенно. Тогда Бишлер протянул один конец к баранке контроллеума, а другой к месту, где койлается вожак. Просто и удобно. То же самое сделал и для остановки сететряски. Однажды вышел из строя подшипник вала сететряски. Механики посмотрели, подергали и ушли. Им все ясно! Снять невозможно. Тогда Арри Бишлер после работы взялся выбить кулак вала и снять непригодный подшипник. За ним пошел матрос Николай Далибук и мастер добычи Александр Юшин. Провозились более двух часов, но успеха не добились, "диагноз» механиков подтвердился: без нагрева автогеном снять нельзя.
Не беда, что успеха не было. Главное в том, что они -хозяева своего судна, хотели сделать так, чтобы легче было морякам.

2. ОН БУДЕТ ПЛАВАТЬ
Александр Шокарчук служил в армии. Демобилизовался. Решил ловить рыбу. Его направили матросом без класса.
— Есть! — по-военному отчеканил Шокарчук.
Когда рыба ловилась хорошо, он работал на палубе.
Первый дрейф. От сетки только видны подборы- дель заполнена рыбой. Половину порядка выбрали, и каждый почувствовал — улов. Для первого дня это слишком, тем более для Саши! А в конце выборки Саша не смог даже говорить — настолько он устал. Да оно и понятно Служба в госпитале санитарным инструктором не требовала физического труда. На второй день — 25 тонн!
— Уйду, брошу море и эту работу, — говорил Шокарчук.
Но его сосед по каюте Николай Далибук рассказал, что было и с ним такое. Но все прошло.
Так никто и не заметил резкой перемены новичка. Но однажды, когда рыба чуть-чуть поблескивала в сетках. Саша вздохнул:
— Эх, холера! Нет бы, пойти кило по 300!
— Ого! Хватив ты, брат, а как с этими? - Николай показал на бицепсы.
— Ничего, все прошло...
Было ясно, Саша будет
плавать!

3. ЦВЕТЫ
У старшего матроса-бондаря Виктора Иванова был день рождения. Такое событие у нас всегда отмечают. Кок готовит праздничный обед, к чаю подает пироги.
— Пироги — дело обычное. Надо придумать что-нибудь сногсшибательное, — предложил кто-то из ребят.
— Подарим ему букет цветов, — сказал Юхан Райзе.
— Цветов? Где ты их возьмешь в море?! — удивились ребята.
Юхан о чем-то пошептался с матросами, а затем крикнул:
— По местам, готовить тару!
Застучали мелкой дробью молотки, утихли разговоры. Только каждый сам себе ухмылялся и изредка посматривал на именинника. Два часа напряженной работы, и дело сделано.
- Ребята, поднажмем, осталось с десяток бочек, - подзадоривал ребят Виктор Иванов.
Каждый взял по бочке, и разошлись по своим местам. Удар, другой, третий, и среди палубы, окруженный матросами, стоял Виктор Иванов. В глазах у него застыл то ли легкий испуг, то ли недоумение. Открытая улыбка говорила, что он не сердится. Матросы стояли у бочек, клепка которых распустилась в цветок лилии и держалась всего лишь на нижнем обруче.
— Учитывая наше положение, прими этот подарок, - сказал Юрий Комиссаров.
Восторгам и смеху не было конца.
- Спасибо ребята, — взволнованно сказал Виктор Иванов и принялся приводить в порядок полученный подарок.

4. ЧЕЛОВЕК БРОСАЕТ ЯКОРЬ.
Алескандр Юшин пришел в море после службы в армии. Как и все моряки говорил: «Посмотреть, какое оно море». Но никого море ласково не встречало.
Первый рейс – память на всю жизнь. И вот, Александр Юшин уже в море мастером добытчиком.
Мне впервые пришлось встретиться с ним в минувшем году. Тогда он говорил:
- Брошу якорь там, где тишь и благодать. Зачем мне отрываться от земли.
Недавно встретил Сашу. Спрашиваю:
- Где устроился?
- Скоро в рейс! – сообщил он.
- А тишь и благодать?
Он только рукой махнул.
Так и работаем мы с ним с тех пор вместе. Но не каждому море на постоянную прописку. Только тем, кто по-настоящему любит и понимает его.

Г. ГЕРАСИМЕНКО, матрос СРТР-9108
ТР Бриз. ВТОРОЕ ПРИЗВАНИЕ – 29 05 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТРАНСПОРТНЫЙ рефрижератор "Бриз" вышел в море. Начались обычные морские будни. Вечером экипаж собрался в салоне, чтобы посмотреть кинофильм, а затем каждый уходил в слою каюту. Других развлечений для моряков не было.
Первый помощник капитана И. Дубнов пригласил к себе в каюту Анатолия Смущенко, матроса первого класса, который по совместительству ведал культурно массовой работой на судне.
— Скучно живем — сказал Исаак Адольфович. — таланты у нас найдутся, надо организовать художественную самодеятельность.
Подумали, поговорили ...
Вскоре молодежь после вахты стала собираться в красном уголке. Владимир Степанченко и Анатолий Поломарчук брали в руки гитары. Звенели струны, неслись мелодии задушевных песен.... Постепенно вокруг гитаристов собирались энтузиасты, любителя песен, музыки, танца. Нашлись и певцы, и чтецы. Так родилась первая программа концерта художественной самодеятельности
Ребята репетировали, отрабатывали свои номера. Затем состоялся концерт судовой художественной самодеятельности.
Анатолий Поломарчук и Юрий Пилипей выступили с шуточным номером "факир". Используя восточный юмор, они вскрыли судовые недостатки. Номер получился веселый и интересный.

У Анатолия Иванова неплохой голос. Он исполнил русскую народную песню «Вот мчится тройка почтовая", спел песню из кинофильма «Там, где кончается асфальт" и другие. Товарищи тепло восприняли выступление судового певца.
Порадовали друзей Степан Мартышкин и Владимир Алексеев. Дуэтом, гитара и балалайка, они исполнили «Коробочку». "Светит месяц», "Польку». Виктор Раутбаум большой любитель басен. Он хорошо знает творчество Сергея Михалкова. На концерте Виктор мастерски прочел «Зайца во хмелю», «Морского индюка», «Бобра и бобриху".
Вполне удовлетворительно прошла пантомима «Служба в царском флоте", которую поставил Юрий Пилипей при участии Юрия Гусарова, Анатолия Иванова, Анатолия Медведева.
Большой успех выпал на долю судового хора, который исполнил «Бухенвальдский набат» и «Хотят ли русские войны".
Первый концерт художественной самодеятельности, прошедший довольно успешно, окрылил его участников. В коллектив влились новые силы. Сейчас он насчитывает более двух десятков человек. Обновился его репертуар. Теперь он выступает на праздниках и на вечерах отдыха.
Ко Дню рыбака коллектив художественной самодеятельности транспортного рефрижератора «Бриз» готовит новую программу, посвященную рыбацкой теме.

А. СЕМЕНОВ.

На снимках: Ю. Пилипей, матросы В. Степанченко, В. Юдин и приемосдатчик А. Иванов обсуждают программу концерта; поет А. Иванов.
Радист Чикин - 12 05 1965
Многие рыбаки Эстонии знают радиста Виктора Чикина. Он уже несколько лет работает на промысловых судах, стал мастером своего дела. В любых условиях Чикин обеспечивает надежную радиосвязь.
Недавно он возвратился из сдвоенного рейса на опорно-показательном СРТР-9045. Судно успешно выполнило задание по добыче рыбы. В этом немалая заслуга радиооператора Виктора Чикина.
Являясь флагманским радистом, Чикин оказал помощь своими советами многим судовым радиооператорам. Особенно внимательно он относится к молодым специалистам. Многие из них с его помощью стали мастерами эфира.
Добросовестный труд радиооператора Виктора Чикина отмечен высокой правительственной наградой- орденом "Знак Почета».

Ф. ТЮРНЕР, начальник связи экспедиции ТБОРФ
Памяти капитана Н. Леонтьева. ПОИСК СЕБЯ ОПРАВДЫВАЕТ - 19 05 1965
В Таллинской базе океанического рыболовного флота опорно-доказательный СРТР-9080 имел наибольший вылов рыбы по этому типу судов. Он дал за год 14.700 центнеров вместо 10.730 по плану. В начале этого года выполнил семилетнее задание.
Как же достиг такого успеха экипаж комсомольско-молодежного судна?
Об этом рассказывает капитан СРТР-9080 Н. Леонтьев. (Сейчас судно на промысле под командованием капитана Г. Нечкина).

ЭКИПАЖ был укомплектован в основном молодежью. Много времени отводилось на отработку производственных процессов и взаимодействие судовых служб.
Особое внимание уделялось поиску рыбных скоплений. В Норвежском море сельдь располагается на зимовку крупными косяками. Концентрации очень плотные, хорошо фиксируются поисковыми приборами круглосуточно. Поиск начинали сразу же после выборки сетей на борт. В светлое время на больших глубинах 250-400 метров находили отдельные стаи (косяки) и на них удерживались до подъема сельди в верхние горизонты.
Наилучшие уловы бывают, когда сети ставят именно во время подъема рыбы. Поэтому особенно важно заранее «окантовать" косяк, учесть возможный снос судна с порядком и к моменту подъема рыбы безошибочно расположить его в нужном месте. В период зимовки сельдь обычно имеет несущественные горизонтальные миграции, поэтому направление расположения сетей большой роли не играет.
Длину верхних поводцов выбирали в зависимости от метеорологических условий, освещенности атмосферы. Полнолуние и во время северных ветров рыба в ночные часы удерживается на больших глубинах, и поводцы должны быть более длинные.
Когда рыба начинает движение, поиск продолжается. При постановке сетей надо точнее учитывать направление хода рыбы и сети располагать поперек косяка, причем, не на рыбных записях, а в стороне. При поиске необходимо по времени определять минимальное расстояние, которое рыба пройдет за период постановки сетей.
Несколько слов по вооружению дрифтерного порядка. Вожак на "марки" не разбивали, чтобы избежать переноса сетей, так как подборы сетей в большинстве случаев вытягиваются неравномерно, и сети имеют различную длину. Избегали также набора в порядок сетей с разной ячеей.
Постоянно следили за усадкой верхних и нижних поводцов. Не реже одного раза в 10 дней промеряли длину всех поводцов и устраняли разницу.
При работе вожаком без «марок» важно производить выметку сетей только на ходу и с одинаковой скоростью, чтобы вожак сходил с борта с постоянным натяжением. В таком случае обеспечивается равномерная растяжка сетей. Чтобы избежать намотки сетей на винт, постановку порядка производили по возможности на большом ходу.

14.700 ЦЕНТНЕРОВ ВМЕСТО 10.730
НА КАКИХ ГЛУБИНАХ ИСКАТЬ РЫБУ
Когда лучше ставить сети


Если во время дрейфа усиливался ветер, во избежание сноса порядка с рыбных записей. подрабатывали машиной на вожак уменьшая дрейф.
Нам приходилось работать и с тралом в районе Ново-Шетландского шельфа, на банке Джорджес. На вооружении был сельдяной капроновый трал 24,7 м. В этом районе имеются сильные течения, и работа с тралом значительно затруднена.
Донным тралом сельдь облавливается только в светлое время суток — с 05 до 18—20 часов. Поиск начинали ночью, когда сельдь находится в толще воды. Обнаружив рыбные записи, становились на якорь и с рассветом начинали траление.
В светлое время суток наилучший результат давал поиск рыбных записей по фишлупе. Рыба днем плотно лежит на грунте и самописцем почти не фиксируется.
При выборе курсов тралений очень важно учитывать течения. Это позволяет удерживаться на рыбе. Кроме того, нужно стараться тралить по изобатам, что обеспечивает наилучшую работу трала.
При лове сельди скорость судна надо, держать возможно большую.
Но мало найти и поймать рыбу. Ее надо быстро обработать. На нашем судне весь экипаж участвует в обработке улова. За сутки мы успевали шкерить и солить до 180—200 центнеров при плане 60 центнеров.
Среди экипажа выросло много отличных мастеров своего дела. Это старший мастер добычи В. Галкин, мастер добычи В. Шеляг, старший помощник капитана А. Кулаков, рыбмастер П. Семенов, второй механик В. Карро, матросы Б. Лупанов, Г. Парв, К. Семенов, К. Принен и другие.
Немалая заслуга в достигнутых успехах принадлежит машинной команде, которая обеспечила бесперебойную работу всех механизмов.
Наш экипаж оказывал дружескую помощь судам как Эстонской, так и других флотилий. Мы делились опытом, помогали настраивать тралы, давали рекомендации по поиску рыбы и т. д.
Необходимо отметить, что большую роль в наших успехах сыграло то обстоятельство, что в течение года почти полностью сохранялся постоянный состав экипажа. Все моряки выполняли работу добросовестно. Внимательно обращались с промвооружением, всегда держали его в должном порядке. Экономили каждую минуту промыслового времени.
На траловом лове мы всегда имели по два комплекта всех деталей оснастки трала: переходных концов, лапок досок и клячевок, кабелей и др. Поэтому задержки при перевооружении трала, при замене выходивших из строя деталей не было. Был у нас в запасе и вооруженный трал. Каждый член палубной команды хорошо знал свои обязанности, неплохо разбирался в схеме вооружения трала.
Хочется добавить: поиск всегда оправдает себя, если вести его грамотно

Н. ЛЕОНТЬЕВ, капитан СРТР-9080.
«ОДЕКОЛОН ДУЕТЕ?..." - 19 05 1965
Не часто приходится рыбаку быть в поликлинике водников. Приблизительно два раза в полтора года, и очень приятно, когда тебя встречают приветливо. Предпоследний раз довелось быть мне в поликлинике два года назад. Тогда мне предложили лечь в больницу, но судно готовилось к отходу и не хотелось отставать — ушел в рейс.
Недавно получил отпуск
и решил за период отдыха провериться и подлечиться. Внимательно отнеслись к моим жалобам врачи, невропатолог Петрова и терапевт Непочатых. Дали нужный совет и определили курс лечения. От визита к врачу-невропатологу т. Голубевой остался неприятный осадок. На вопрос, после чего обостряется болезнь, я ответил, что во время сырой погоды чувствую себя хуже.
Голубева спросила:
— Спиртное пьете?
- Иногда, по большим праздникам.
Врач возмутилась:
- Рассказывайте сказки. Известное дело – одеколон дуете, зубную пасту и хотите быть здоровым.
Я не верил своим ушам, не верил своим глазам, что передо мной стоит врач-специалист. На этом и закончился «совет» по охране моего здоровья. Я поднялся и ушел. Теперь и подумаешь, а стоит ли вообще обращаться к таким врачам, как Голубева. Не за себя обидно, а обидно за то, что т. Голубева, обслуживая моряков, и рыбаков, уж очень не лестного о них мнения. Для нее все моряки и рыбаки — пьяницы, способные глотать все, что глотается. Спрашивается, зачем тогда работать и обслуживать таких людей, которые не пришлись "по сердцу».
Я хочу напомнить, что партия и правительство проявляют большую заботу о моряках и рыбаках. Даже День рыбака установили. Промысловики отвечают на эту заботу делом. Много экипажей удостоены высоких званий экипажей коммунистического труда. Хотелось бы, чтобы люди обслуживали нас хорошо и проявляли если не заботу, то хоть элементарную человеческую вежливость и культуру.

С. XОPOXOHOВ, капитан-директор БМРТ-350, член Эстонского республиканского совета профсоюзов.
Памяти БМРТ «Юхан Сютисте» и его экипажей. ИДУЩИЕ ВПЕРЕДИ – 19 05 1965
Успехами в труде встречает День рыбака экипаж БМРТ «Юхан Сютисте».
Экипаж не только выполнил, но и перевыполнил свои социалистические обязательства, взятые на рейс. Большую роль в повышении производительности труда сыграли комплексные бригады, опытом работы которых сегодня делится в нашей газете помощник капитана по производству Г. Ермаков.
Свой вклад внесли и судовые рационализаторы механик-наладчик А. Валицкий, старший помощник капитана Б. Дерушев, электромеханик К. Шориков и другие. Они разработали 11 предложений, 9 из которых внедрили в рейсе.
Лучшие из лучших людей экипажа удостоены почетного звания ударника коммунистического труда. Во время разбора рейса заместитель начальника ТБОРФ т. Г. Конторович вручил разведчикам будущего удостоверения ударников.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На верхнем снимке Г. Конторович вручает удостоверение добытчику матросу I класса Эрнесту Лауру.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На нижнем снимке ударники коммунистического труда (слева направо) рефмашинист Л. Викс, машинист рыбомучной установки В. Петров, рефмашинист Н. Будак и добытчик матрос I класса В. Баранов.

Фото А. Дудченко.
Ветераны ВОВ в ЭРЭБ. Гвардейцы труда - 12 05 1965
Михаила Рафаиловича Фридмана война застала в Севастополе. Позже он участвовал в форсировании реки Свирь, освобождении от блокады Ленинграда, освобождал Эстонию. В составе десантной группы моряков, добивал фашистов в Восточной Пруссии. После победы старший лейтенант Фридман командовал дивизионом тральщиков, очищал Балтийское море от вражеских мин. За подвиги в боях Родина отметила славного воина многими наградами, После демобилизации М. Фридман возглавил службу эксплуатации в начале в ТБОРФ, а затем в базе рефрижераторного флота. С каждый годом количество судов увеличивается и работать становилось труднее. Но бывший воин так организует работу, что суда не имеют простоев, уходят в море строго по графику.
Хорошо знают у нас и Владимира Эдуардовича Сателя, боцмана с транспортного рефрижератора «Бриз". Во время Великой Отечественной войны он командовал взводом разведки штаба партизанского движения Волховского фронта, участвовал в освобождении от блокады Ленинграда, очищал от фашистов землю Эстонии. Пять орденов и три медали украшают грудь бывалого партизанского разведчика. Ныне В. Сатель - ударник коммунистического труда.
Сорок лет жизни отдал морю Петр Алексеевич Ярковой, капитан плавбазы «Урал». Но он по-прежнему молод душой. Во время Великой отечественной войны Петр Алексеевич командовал на Волге сторожевым катером, принимал участие в Сталинградской битве, войну закончил на Черном море. За подвиги в боях с фашистами Петр Алексеевич удостоен правительственных наград. В мирные дни за успехи в развитии рыбной промышленности Ярковой награжден орденом Ленина.
В Таллинской базе рефрижераторного флота работает более ста тридцати ветеранов Великой Отечественной войны - представителей всех родов войск. Они достойно трудятся, отдают свои знания и опыт делу укрепления могущества нашей Родины.

В. ЗАУТИН,
Н. ГРАМАКОВОКИЙ,
участники Великой Отечественной войны.
Памяти старшего механика Владимира Кривенко. ПРОПОГАНДИСТ ВЛАДИМИР КРИВЕНКО – 12 05 1965
Два года работает на СРТ-4480 старший механик Владимир Кривенко. И все это время он — неизменный пропагандист, воспитатель и наставник экипажа.
Коммунист Кривенко окончил вечерний университет марксизма-ленинизма, продолжает постоянно расширять свой теоретический кругозор. Слушатели на занятиях проявляют высокую активность, задают много вопросов и всегда получают ясные и правильные ответы. Занятия в группе проходят организованно.
Владимир Кривенко часто выступает перед рыбаками с беседами, увязывает их с конкретными задачами экипажа. В последнем рейсе при плане 3.185 центнеров экипаж добыл 5.105 центнеров рыбы, сэкономил много материальных ценностей. Себестоимость каждого центнера рыбы снижена на 4 рубля 84 копейки. В этом году экипаж уже завершил семилетний лан и добыл дополнительно 4.036 центнеров рыбы.
Особенно хорошо учатся и добросовестно трудятся В. Шаров, А. Журавель , А. Рессар и другие.


Н. ЕРМОЛАЕВ
СНАЙПЕРЫ ЭФИРА – 05 05 1965
""


Большую часть года промысловые суда находятся вдали от родных берегов. Единственным быстрым средством общения моряков с берегом является радио. Диспетчерские сводки, служебные радиограммы, радиопереписка рыбаков с родными и близкими непрерывным потоком идут на радиоцентры Таллинна, Киева, Москвы. Такой же поток радиограмм идет с берега на суда. И на обоих концах невидимых линий, соединяющих флот с берегом, неутомимо трудятся радисты. Среди них немало замечательных мастеров своего дела. Опытными специалистами являются, например, Шамиль Бахшиев, Александр Брикез, Георгий Кочетков, Николай Лубягин, Виктор Чикин, Эрвин Пани и многие другие. Хорошо работают и молодые радисты, недавно окончившие учебные заведения. Это Велло Лоовер, Эндель Пельд, Майт Лаупа, Владимир Блэндовский.
Радистам промыслового флота Родина вручила сложные электрорадионавигационные приборы. Их надо хорошо знать, умело обслуживать. От этого во многом зависит безопасность мореплавания, выполнение судами плана добычи рыбы. И радисты оправдывают оказанное им доверие.
Бывает, иногда, радист не в силах устранить возникшую в аппарате неисправность. Тогда на помощь ему приходят электрорадионавигаторы.
Добрым словом отзываются на флоте об электрорадионавигаторе Анатолии Лебедеве. Осенью 1964 года и весной 1965 года он был на суда, находившихся в Северной Атлантике. Лично сам он устранил неисправности в радиоаппаратуре 35 судов, дал 150 консультаций по радио.
Все вопросы организации радиосвязи, руководства работой электрорадионавигаторов решают на промысле начальники связи экспедиций.
Серьезно и добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей Юрий Киселев, Фрези Тюрин Юрий Анцифёров. В небольшой статье трудно рассказать о всех людях, кто обеспечивает связь. Они "глаза" и "уши" флота, как называю радистов на судах.
Но нельзя не отозваться с благодарностью о работе радиоцентра ТМРП, возглавляемого опытным специалистом Николаем Миллером. Его коллектив обеспечивает хорошую связь с самыми отдаленными районами промысла.
С каждым годом растет оснащенность судов новыми средствами связи. Широкое применение находят радиолокаторы «Донец-2", радиопередатчики "Ерш-Р", гидроакустическая аппаратура "Кальмар", "Судак", "Дельфин", радиоприемники "Волна" и другие.
Всего в этом году будет установлено 76 новых приборов. Впереди много работы. Уверены, радисты флота приложат все усилия, чтобы отлично выполнить стоящие перед ними задачи.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В. ВОЙТАШЕВСКИЙ




На снимках: радиооператор СРТР-9123 Э. Пани (сверху) и радиооператор СРТР-9045 В. Чикин
УЛЫБКИ ДРУЗЕЙ - 01 05 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Советские суда в портах Африки — явление обычное. Тем не менее, интерес к посланцам страны Советов у жителей черного континента огромен. В последнем рейсе нам довелось побывать в портах Фритаун и Тема. Каждый раз, когда мы швартовались, нас встречали десятки людей. Здесь были мужчины и женщины, старики и дети. Африканцы интересовались судном, жизнью и бытом наших моряков.
Нам особенно понравились жители Ганы. Они с исключительным гостеприимством встречали нас. Один из работников порта Тема при посещении судна сказал:
- В вас мы видим свое будущее. Вы нам во всем служите примером. Мы благодарны советским людям за ту братскую помощь, которую оказывают они нам.
Во время стоянок в портах на наше судно ежедневно приходили делегации. Мы их встречали дружески. Так, как могут встречать советские моряки.
На этом снимке вы видите делегацию африканских женщин, идущую на судно.

Фото и текст Д. КОГАНА,
капитана транспортного рефрижератора «Бора».