0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1520)
ТР "Иней". ХОРОШАЯ ТРАДИЦИЯ -02 10 1965
В том, что транспортный рефрижератор "Иней" выполнил годовой план более чем на три месяца раньше срока, имеется значительный вклад машинной команды. Наши люди много потрудились, чтобы в каждом рейсе не допустить простоев из-за неисправности двигателей и механизмов. Большое старание они прилагали для сокращения межрейсовых стоянок.
Учитывая большие трудности на береговой ремонтной базе, коллектив машинной команды большую часть работ выполнял своими силами.
Так, в периоды нахождения судна в море произведен ремонт трех вспомогательных двигателей. Ремонт главного двигателя во время межрейсовой стоянки тоже производился своими силами. Стало традицией как можно шире использовать внутренние резервы и возможности.
Хочется отметить наших ветеранов, которые в течение года приложили много умения и энергии для бесперебойной работы сердца корабля.
Среди них третий меха ник В. Марченко, сейчас он выдвинут на должность старшего механика. Другой третий механик Э. Сепанди, начавший работать на «Инее» в августе прошлого года мотористом, в последнем рейсе уже исполнял обязанности второго механика. Токарь А. Никитин с высоким мастерством изготовляет самые сложные детали для двигателей. Старший моторист П. Мацкевич, помимо своих обязанностей, производит сварочные работы.
В последних рейсах хорошо себя зарекомендовали четвертый механик т. Якович, старший моторист т. Григорьев, моторист первого класса т. Кургвель, электрик т. Тарасевич и другие.
Надо сказать, что трудности вызывает большая текучесть кадров. Так, за два предпоследних рейса в составе машинной команды сменилось 17 человек, из 21 по списку. За год сменилось восемь электромехаников. Несмотря на это, на судне проявляется большая забота о людях. Члены машинной команды побывали в отпусках и отгулах и сейчас работают еще лучше.

Л. НИКОЛАЕВ, старший механик ТР «Иней».
Памяти СРТ-4451 и его экипажей. СТОДНЕВНЫЙ РЕЙС – 22 09 1965
Более 100 суток находился в плавании экипаж СРТ-4451 (капитан В. Минаев). Из них ровно три месяца экипаж промышлял сельд в Северном море, в районе так называемого Норвежского желоба.
На лове проведено 80 дрейфов. Поднимали на палубу от полтонны до 17 тонн рыбы. При задании в 2. 510 центнеров добыли и обработали 2.600 центнеров сельди. Рейсовое задание выполнили на 103.5 процента.
Успехом команды явилось освоение нового метода рыбообработки - полупотрошения, что обеспечивает более высокое качество продукции. Почти пятая часть добытой сельди сдана на приемные суда полупотрошеной. Укладывались в сроки подачи продукции на плавбазу "Рига" и рыбопромысловые рефрижераторы 1282 и 1270.
Лучшими производственниками зарекомендовали себя в этом трудном рейсе Ади Калдмяэ, заслуженно переведенный из матросов второго класса в первый, а также радист Иван Давидович, матрос первого класса Юрий Бочкарев, весть состав машинной команды, кок Григорий Грюнбаум и многие другие члены экипажа.



Освоили новый метод

ЖАРКАЯ пора в экипаже СРТ-4451 наступила когда начали осваивать метод полупотрошения сельди. Дело для всех оказалось новым, непривычным: ни опыта, ни умения. Досталось на долю каждого немало труда, пота и волнений. С твердой решимостью преодолеть препятствия и овладеть приемами пол у потрошен и я, принялась команда за дело. Девизом стало: задание выполним! Для работы требовались специальные ножи, обычные шкерочные при полупотрошении совершенно не годились. Конструкцию ножей разработали под руководством мастера Григория Кугота в машинной команде. Старший механик Виталий Силаков поручил их сделать своим людям, хорошо знающим слесарную специальность. Нож с острым лезвием для надреза брюшка рыбы, заканчивался тупым крючком, которым удалялись внутренности. Около двадцати таких "орудий производства» изготовили третий механик Сергей Андрианов и моторист Николай Григорьев.
Полупотрошение требует от рыбака большей точности, ловкости и внимательности, чем простое ошкеривание. Нужно избегать механических повреждений рыбы..
Показом и объяснением новых приемов обработки занялись дрифмастер Владимир Хлабустов и мастер Григорий Кугот. Не каждому удавалось быстро приспособиться к незнакомому прежде способу. Но терпение и настойчивость позволили добиться желаемых результатов.
Одним из первых освоил полупотрошение молодой матрос Рейн Сеппель. Но и другие члены экипажа вскоре оказались заправскими мастерами дела. Стало возможным привлекать к рыбообработке предельно большое число людей. Порою только два человека - один в машине, другой — на мостике — оставались на вахте, а весь остальной экипаж занимал места в технологической линии.
Начали ставить рекорды скорости обработки сначала отдельные моряки, потом и всем коллективом. Однажды приступили к работе в три часа ночи. Трудились с небольшими перерывами до 17 часов 30 минут. За 12 часов чистого рабочего времени заготовили 7.000 килограммов полупотрошеной сельди и затарили ее в бочки с тузлуком. Для экипажа это яви-лось наивысшей производительностью в рейсе. Нет сомнения, что в дальнейшем достигнутые показатели могут быть превзойдены.
Всего за рейс сдали продукции, обработанной новым способом — полупотрошением, — несколько сот центнеров, т. е. почти 20 процентов от всего улова.



Из династии моряков

КУРСАНТУ профтехучилища Рейну Сеппелю выпала завидная доля впервые на CPT-4451 идти в длительное и дальнее плавание в в должности матроса. Молодой моряк происходит из семьи потомственных сааремааских рыбаков. Он принес с собой на судно не только любовь к морю, но и чёткое знание распорядка, смелость, решительность и умение ориентироваться в сложной штормовой обстановке.
Рейн Сеппель на всех судовых работах и на обработке улова трудился добросовестно. Одним из первых, например, он освоил новый метод обработки рыбы - полупотрошение сельди.
В свободное время молодой моряк повышает свои специальные знания. Его часто можно видеть в штурманской рубке, где он выполняет практические задания по навигации, морской астрономии, метеорологии.
Много интересных знаний приобрел он в рейсе. Рейн научился выверять часы по сигналам времени, измерять высоты светил, определять поправку секстана, брать визуальные пеленги небесных светил и береговых ориентиров и другое. Умеет он делать практическую обработку и вычисление метеорологических данных, силы ветра, температуры воды и. т. д. Комсомолец Рейн Сеппель хороший общественник.
В рейсе он заслуженно переведен из матросов второго класса в первый класс.



Судовые активисты

Есть народная пословица: хороший конец - всему делу венец. Теперь, когда успешно закончен наш длительный рейс, с 3 июня по 13 сентября, можно подробнее проанализировать некоторые вопросы внутренней жизни коллектива.
Безусловно, решающее значение имела для выполнения производственного задания политмассовая работа в экипаже. В последнем рейсе на судне автор этих строк был единственным членом КПСС. Но тесное взаимодействие с профсоюзом и комсомольской организациями позволило справиться с планом политических занятий и бесед по темам, которые утвердил партком.
Следует отметить и добросовестное отношение многих моряков к общественным обязанностям. Так, в пути выбыл председатель судового комитета. По просьбе команды вести профсоюзные дела стал старший механик Виталий Силанов, и все остались им очень довольны.
Также с большой ответственностью отнеслись к поручениям агитаторы и лекторы. Умело проводил занятия третий помощник капитана, секретарь комсомольской организации М. Смычкин. Наш библиотекарь на общественных началах матрос первого класса Юрий Бочкарев готовил соответствующие материалы, пособия, подбирал литературу.
Среди команды в этот раз было много эстонцев. На их родном языке беседы и читки материалов политической литературы со знанием дела вел комсомолец, отличный производственник, матрос первого класса Рейн Сеппель.
Основными пособиями являлись главным образом газеты: "Рахва Хяэль", "Норте Хяэль", «Советская Эстония", ряд центральных газет. По вопросам международных отношений беседы и читки иногда дополнялись сообщениями и рассказами тех членов команды, которые в прежнее время посещали иностранные порты.
Таким образом, тематический план парткома был претворен в жизнь. Здесь нужно особо остановиться на том, что одних периодических изданий совершенно недостаточно для более полного усвоения вопросов тематического плана политмассовой работы в море. Прежде всего, газетные материалы очень коротки и освещают только факты сегодняшнего дня, а обзорные материалы также приурочены к определенным событиям. Между тем из года в год общий кругозор моряков растет и им хочется глубже понять и уяснить многие явления международной жизни.
Например, в пути мы проходим мимо Польши и Швеции, ГДР и ФРГ, Дании, Норвегия и Англии. В море часто встречаются суда под влагами далеких от нас стран. Живейший интерес вызывают сообщения из государств Латинской Америки. Но удовлетворить запросы команды не представляется возможным. Раньше в школах Латинскую Америку изучали бегло, моряков, побывавших в ее портах, среди нас почти нет.
Поэтому необходимо снабдить суда более солидной литературой. Что под этим подразумевается? Прежде всего, хорошо бы иметь политико-экономические справочники или каталоги, в которых цифрами и фактами раскрываются состояние хозяйства, внутренняя жизнь страны, накал политической борьбы между трудом и капиталом за демократические свободы , за повышение зарплаты (о чем часто пишут в газетах), за улучшение жизненных условий и т. п.
Неплохо бы приобрести иллюстрированные издания — альбомы, диаграммы, схемы и другие. Известно, что наглядная агитация наиболее впечатляющая. А как проводить занятия, не имея самих наглядных пособий? Ведь, раскрывая на занятиях (в тесном кубрике, где за иллюминатором только серая вода) альбом или другое иллюстрированное издание, мы как бы на время воочию видим мир.
Сейчас наступает новый учебный год в сети политического просвещения. Хочется, чтобы партком, парткабинет учли в своем плане и пожелания экипажей промысловых судов, уходящих в открытый океан на долгие месяцы. Содержанию политмассовой работы в море требуется уделить более серьезное внимание.

В. РЕШЕТНИКОВ.
старший помощник капитан СРТ-4451.



Камбуз — тоже производственный участок
КАМБУЗ на судне — самый постоянно действующий производственный участок. Вахта на нем ежедневно длится с 7 до 22-23 часов. Нести ее приходится и на переходах, и на промысле, и у причала, когда судно стоит в порту под погрузкой или выгрузкой.
Должность кока мне, матросу первого класса, пришлось принять неожиданно, на ходу. Команду не удовлетворяла пища, которую раньше готовили. А ведь хороший стол обеспечивает и бодрое настроение, и очень способствует высокопроизводительной работе, особенно на промысле.
Вспомнили тогда, что мне в Советской Армии, лет восемь назад, пришлось в течение четырех месяцев выполнять обязанности повара.
Соглашаясь стать коком, конечно, чувствовал, что беру на себя большую ответственность. Но желание быть полезным всему экипажу там, где это требовалось, превозмогло мои опасения.
Пригодился небольшой армейский опыт. Вновь принялся готовить борщи, супы, солянки, гуляши, каши, компоты, кисели и другие блюда. Старался разнообразить меню, составлять его применительно к условиям работы.
В этом рейсе в достаточном количестве имелись мясо, рыба, рис, крупа, сушеные фрукты. Хорошо отпускали нам продовольствие и рижские плавбазы.
Но неважно обстояло дело с получением свежей зелени. С нашей плавбазы "Иоханнес Варес» кроме капусты, не удавалось добыть никаких овощей. Между тем конец лета и начало осени — самая овощная пора. Нашим снабженцам следует лучше позаботиться о том, чтобы на судах имелась свежая зелень. Тогда и меню будет питательнее и разнообразнее.

Г. ГРЮНБАУМ, кок СРТ-4451.

""


На снимках: (вверху) старший механик Виталий Силаков и третий механик Сергей Андрианов анализируют работу механизмов.
""

(внизу) Наступили минуты отдыха. Моторист Н. Григорьев вышел с баяном на палубу. Полилась знакомая мелодия, и любители песни подхватили ее.
В ЗЕЛЕНОМ ВАГОНЧИКЕ – 22 09 1965
У ВХОДА в Таллинский морской рыбный порт на железнодорожном пути стоит вагончик зеленого цвета. На нем голубая табличка: «Почтовое отделение связи № 25». В его тесном помещении всегда многолюдно — судовые "почтальоны" получают для своих экипажей почту.
Вот к окошку, где выдают корреспонденцию, подошел паренек.
— На СРТР-9097 почту можно получить?
— Прошу, предъявить доверенность, — потребовала Александра Козлова.
— Доверенности у меня нет, а есть удостоверение личности, значит на судне я человек свой, - настаивал парень.
— Почта на, суда выдается только по доверенности капитана, - разъяснила Козлова.
Паренек обиделся и ушел.
Но не стоит ему обижаться. Еще не так давно, когда отделение находилось у причала Купеческой гавани, терялись письма, телеграммы, газеты.
Теперь письма не отдают каждому, кто назовет номер судна, а вручают строго по доверенности. В результате вся корреспонденция приходит точно в руки адресатов. Если поступает телеграмма, то почтовые работники Алла Чиж и Александра Козлова обязательно побеспокоятся, чтобы она была вручена в срок.
С большим нетерпением ждут работники отделения связи окончания строительства нового здания, которое стоит уже под крышей на Северной стороне порта. Там и для них выделено просторное помещение.
— А пока довольствуемся этим, — говорит Александра Козлова. — Правда, очень тесно. Растет флот, появляется все больший спрос моряков на газеты и журналы. Тираж подписки все время увеличивается.
Стоит заглянуть внутрь отделения и станет ясно, что девушки трудятся не покладая рук. Вся корреспонденция разложена по нишам, на которых помечены номера судов. При выдаче не приходится долго рыться.
Матрос Анатолий Кашеваров поступил на наше судно недавно. Раньше письма шли ему до востребования на Главпочтамт.
— Как быть? — спросил перед уходом в рейс Анатолий.
— Оставьте на Главпочтамте заявление, чтобы они пересылали письма на наше отделение, а мы, в свою очередь, будем высылать вам в море, — посоветовала Алла Чиж.
— Но мне придет и денежный перевод, — забеспокоился матрос.
— Хорошо, оставьте доверенность, и мы по ней получим, а по возвращении из плавания вы получите деньги у нас.
Тепло благодарят моряки Аллу Чиж и Александру Козлову за их заботу. Сотни приятных новостей проходят через их руки. Большое им спасибо!

Г. ГЕРАСИМЕНКО, матрос первого класса СРТР-9046.
Памяти мастера добычи Виктора Мартсона. ДАЛЕКИЙ ПРИЦЕЛ – 15 09 1965
ЗА ГОРИЗОНТОМ скрылись родные берега. Открытое море усыпляюще покачивало СРТ-4515, идущий курсом к району промысла. Старший мастер добычи Виктор Мартсон еще разбирался с береговыми документами, когда в дверь каюты раздался настойчивый стук.
- Просят на собрание, — объявил вахтенный.
Но уже по торопливости вахтенного, по резкому стуку в дверь Виктор заранее угадал — зовут на собрание. За десять лет плавания на промысловых судах многое примелькалось, судовой распорядок стал знакомым до мельчайших подробностей.
Первое собрание по выходе в рейс сначала было, похоже на многие десятки таких же прежних собраний. Капитан Игорь Борисович Котляр рассказал о задачах рейса, еще раз напомнил о нужном несении службы. Оживление прошло по команде, когда узнали, что до выполнения годового плана осталось не так много выловить рыбы. Промысловики многозначительно переглянулись, удовлетворенно закивали головами.
Коротко обсудили свои возможности. Бывалые моряки вставляли реплики, критикуя досадные мелочи в работе. Новички настороженно молчали, стараясь вникнуть в суть дела, прикидывая в уме, что к чему. Началось обсуждение последнего вопроса повестки дня - выборы судового комитета профсоюза.
Не успел Виктор и подумать о кандидатурах, как в два голоса назвали его фамилию - Мартсона!
- Товарищи, надо бы помоложе ребят выбирать, чтобы тоже приучались к несению общественных обязанностей...
Но его возражение потонуло в ответных репликах:
"Какая учеба в рейсе - работать надо"... "Новые-то напутают - не разберешься! ... "А ты уже бывал в составе профсоюзного комитета".
Так Виктор Мартсон оказался избранным на пост председателя судового комитета. Нагрузка, прямо скажем, нелегкая, да и времени требует много.
Неоднократно и Виктор и другие профсоюзные активисты высказывали мысль о том, чтобы судовой комитет выбирался до отхода судна в рейс. Тогда бы его члены смогли заранее посетить базовый комитет, получить инструкции, посоветоваться, наконец, запастись необходимой документацией. А без этого в море приходится вести профсоюзные дела порою наощупь, или используя отрывочные советы товарищей.
Сообща организовали социалистическое соревнование в экипаже. Хорошо помогли судовому комитету и капитан Игорь Котляр, и старший механик Койт Алле и второй помощник капитана Лео Палумяэ. Главной целью наметили повышение сортности продукции. Держали свое самое главное обязательство под ежедневным, неусыпным вниманием. Как выяснилось потом по итогам рейса, вся рыба, была сдана повышенной сортностью – социалистический договор претворен в жизнь с превышением и по количеству и особенно — по качеству.
Но вот когда решили отметить лучших — возникла трудность. Экипаж предложил передовикам производства присвоить звание ударника коммунистического труда.
Но как оформлять это решение — сначала протоколом общего собрания, а потом на судовом комитете или наоборот?
Все же семь моряков наиболее отличившихся на промысле , так сказать, волей общего собрания представили к присвоению почетного звания.
Среди них старший матрос-бондарь Владимир Васильев, матрос первого класса Николай Зубалевич, третий помощник капитана Олег Гусев и другие.
Одно из собраний посвятили приему новых членов в профсоюз. Перед коллективом - молодой матрос второго класса Алексей Мишин. Демобилизованный из рядов Советской армии воин связал свою судьбу с рыбопромысловым флотом. Впервые ходил он в рейс в океан, на работу ранее совершенно незнакомую — на лов рыбы.
Не спасовал молодой матрос. От полной души трудился. Не считал зазорным по каждому поводу обращаться к более опытным морякам, чтобы лучше освоить дело.
— Ну, как, товарищи?
— Принять, достойный будет член профсоюза, — единодушно одобрили собравшиеся кандидатуру Алексея Мишина. А в конце рейса его, в числе семи лучших представили на присвоение звания ударника коммунистического труда.
Бурно проходило обсуждение колдоговора, вернее того, как он выполняется. Немало нареканий вызвал ряд пунктов, так и оставшихся на бумаге. Например, на судне не установлен одни из обещанных переходов, что затрудняет работу во время штормовой погоды.
— Справедливо высказывала свое мнение команда, — поясняет Виктор Март-сон. — Возьмите ту же технику безопасности. На приспособления, на мероприятия по ней запланировано и отпущено меньше средств, чем на специальную литературу. Что же важнее, в конечном счете, подлинное обеспечение техники безопасности, или литература по ней?
Просматривая дела своих предшественников, председатель судкома обнаружил, что у коллектива судна есть подшефный воспитанник из детского дома. Надо ему помочь, может быть навестить! Доброе дело нашло в экипаже горячее сочувствие. Отдельные члены экипажа всерьез задумались о приобретении подарка.
Но вскоре выяснилось, по опросам старейших членов команды, что бывшему воспитаннику перевалило за 18 лет и он начал самостоятельную жизнь. Другого подшефного базовый комитет не помог выделить. С разочарованием пришлось отказаться от хорошо задуманного поступка.
Успешно завершил рейс СРТ-4515, перевыполнил по количеству и по качеству добытой рыбы. А в соревновании с СРТ-4282 свое рейсовое обязательство намного перекрыл. В этом немалая заслуга профсоюзного актива, судового комитета и его председателя.
По прибытии в порт, едва лишь закончилась разгрузка, Виктор Мартсон направился в базовый комитет профсоюза. — Ни одного неясного вопроса, сказал он, не должно остаться без ответа к новому рейсу.

А. АНТС.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА - 25 09 1965
Гости рыбаков

Надолго запомнится экипажу большого морозильного рыболовного траулера 396, носящего имя эстонского писателя-коммуниста Иоханнеса Рувена, встреча с членами его семьи — женой Леонтиной Иоханнесов-ной и сыном Юрием Иоханнесовичем.
Семья Рувенов сердечно приняла представителей судна.
Секретарь партийной организации Геннадий Зонов рассказал о том, как живет и трудится коллектив БМРТ. Команда прилагает все усилия для успешного выполнения производственных заданий.
В разговор вступает секретарь комсомольской организации судна Слава Суриков.
- Как всегда, - говорит он, — образцовое отношение к труду показывают коммунисты и комсомольцы. Капитан Виталий Нечитайло, опытный промысловик, отличный организатор, сумел в короткий срок мобилизовать весь личный состав на достижение производственных успехов. Высоких показателей добивались рыбодобытчики во главе с коммунистом Яковом Володиным. Машинная команда, возглавляемая старшим механиком Борисом Максимовым, с первых дней после приема судна с верфи не допустила ни одного случая простоя на промысле. Все механизмы работали безотказно.
Матросы Александр Семенский, Владимир Капитанец, Сован, Василий и Анатолий Андреевы, машинист рыбомучной установки Кивисалу и многие другие показали образцы коммунистического отношения к труду. Много хорошего можно было бы рассказать и о других членах экипажа.
Особо следует сказать о женщинах, которые ходят в море. Они умеют вкусно накормить, навести чистоту, создать максимум уюта морякам на судне. Это — комсомолка Соня Лось, а также Хельги-Марианна Пальмитс, Нина Алексеева, Екатерина Бондарчук.
Но в море люди не только трудятся. Многие из членов команды упорно учатся на заочных отделениях мореходного училища рыбной промышленности и в институтах.
Все наши товарищи, — заключает Слава, — передают вам, Леонтина Иоханнесовна, и вам, Юрий Иоханнесович, свой искренний рыбацкий привет. Мы просим вас быть почетными членами нашего экипажа.
Леонтина Иоханнесовна тепло приняла приветствие представителей команды БМРТ 396 и выразила свое согласие, быть членом команды корабля, носящего имя ее мужа - Иоханнеса Рувена. Она горячо поблагодарила всех членов команды.
Затем Юрий Иоханнесович по просьбе моряков рассказал о жизни и деятельности своего отца.
Моряки попросили Леонтину Иоханнесовну и Юрия Иоханнесовича продолжить переписку с экипажем БМРТ-396 и по прибытии его в порт встретиться с экипажем.
Леонтмна Иоханнесовна пожелала морякам доброго здоровья и новых трудовых успехов. Все присутствовавшие на встрече получили большое удовлетворение. В сознании моряков всегда теплилось чувство гордости за героев-коммунистов, посвятивших свою жизнь великому делу борьбы за светлое будущее человечества.
Члены семьи Иоханнеса Рувена пожелали морякам БМРТ-396 счастливого плавания и новых успехов в производственной деятельности.

С. ЕВЛАННИКОВ.
первый помощник капитана
«Антон Таммсааре" уходит в рейс - 11 09 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПОБЛЕСКИВАЯ белизной корпуса, БМРТ-355 стоит у причала. Идет уточнение последних деталей рейса, оформление документов. Около трех месяцев судно находилось в ремонте. Таллинские судоремонтники сделали все, чтобы с высоким качеством сдать траулер промысловикам.
Надо отдать должное бригаде слесарей В. Зайцева. Они ремонтировали дизели. И совместно с представителями администрации судна подписали гарантийный паспорт. Это значит, что двигатели обязаны работать без помех. Одним словом, теперь все будет зависеть от машинной команды. Умелая эксплуатация обеспечит надежность в работе.
А экипажу БМРТ-355 предстоит сделать немало. Надо выловить до конца года 29.350 центнеров рыбы. Внушительная цифра! Тем более, что к рыбопродукции требования повышенные. Она должна быть отличного качества.
Капитан Георгий Белогорцев просматривает рейсовое задание и спокойно произносит:
- Работа предстоит большая, серьезная. Предварительные расчеты показывают, что задание вполне выполнимо. Постараемся так организовать дело, чтобы к нам не было претензий. В общем, народ у нас хороший. Большинство экипажа — бывалые моряки, раньше ходили на больших траулерах.
Так что уверен, - дело будет.
... Последние рукопожатия. Портовые матросы снимают с кнехта швартовый конец.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Медленно разворачиваясь, "Антон Таммсааре" уходит на рейд.
Те, кто занимались организационными делами, не смогли успеть к отходу. Их доставит на борт судна трудяга - буксир.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Итак, снова в море. Снова туда, где пенные волны сердито и хлестко лупят о борта, где чайки, горланя, сопровождают рыбаков, где на палубу поднимают трал иногда до отказа забитый рыбой, а порою, до обидного пустой.
Счастливого вам плавания, друзья! Успехов на промысле.

Фото Г. Селюка.
ВСТУПИЛ В СТРОЙ - 11 09 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ежегодно промысловый и транспортно-рефрижераторный флот Эстонии пополняется новыми современными судами. На многих из них стоит марка Гданьска. За свои хорошие мореходные качества суда, построенные на верфях Народной Польши, заслужили любовь и уважение советских моряков.
Одним из таких судов является плавбаза «Фридерик Шопен», недавно прибывшая в Таллинскую Базу рефрижераторного флота. Теперь она самая большая в ТБРФ. Это судно предназначено не только для приемки рыбы от промысловых судов. Здесь будет изготавливаться рыбная мука, консервы и другие виды продукции.
Все цехи оборудованы современной техникой и аппаратурой, что позволит значительно расширить производство рыбопродуктов. В частности, только морозильные камеры имеют производительность в девяносто тонн в сутки.
На «Ф. Шопене» прекрасные условия. Члены экипажа имеют возможность хорошо отдыхать. К их услугам вместительные салоны, красный уголок.
В настоящее время новая плавбаза проходит испытания, проверяются электрорадионавигационные и другие приборы и механизмы.
После испытания экипаж «Фридерика Шопена», возглавляемый опытным капитаном Владимиром Анатольевичем Ставровичем, выйдет в свой первый производственный рейс в район Атлантики.
Не в джунглях - 25 09 1965
Представьте себе, что в ТМРП, как это практиковалось в столовых и магазинах, висят на каждом шагу таблички: "Диспетчеры, будьте взаимно вежливы с моряками".
И тогда бы диспетчер т. Страшнов, даже в самое жаркое время работы в порту, подойдя к плавбазе "Иоханнес Варес", распоряжался бы примерно так:
- Товарищи, уберите сетку от трапа и поднимите на палубу - ей здесь не место.
Но было все иначе.
Когда "И. Варес" заканчивал загрузку трюмов, к судну подошел Страшнов, окинул своим строгим взглядом махину и остановил свой взгляд на сетке, лежащей у трапа. Обыкновенная сетка, на которой поднимают рыбу или соль. Невдалеке помощник рыбмастера Василий Солинин руководил погрузкой тары.
- Эй вы, дикари! Мать вашу так, уберите сетку от трапа! - властным голосом прогремел диспетчер.
Рядом стоящие Солинин, матрос-рыбообработчик Иван Сидоров и я (не считая женщин) обомлели, будто нас хватили обухом по голове. Подумать только. В лексиконе русского языка столько замечательных простых и ясных слов, а представительный человек их не знает.
- Мы не дикари, а рабочие люди, - возразил Иван Сидоров.
- А твое, какое дело? - обрушился Страшнов на матроса и для солидности скрепил приказание веером ухораздирающих слов.
Иван Сидоров подошел к рядом стоящему старшему диспетчеру порта и попросил назвать фамилию грубияна.
- Виктор Страшнов, наш дежурный диспетчер, - сказал старший диспетчер и потом мягко добавил: - А зачем жаловаться, ведь Страшнов много миль исколесил по морям. Побывал во многих иностранных портах и вообще он ...
- Тем более, - вздохнул Сидоров, - пора бы научиться общаться с людьми!
И вот, задумываешься, кто же все-таки дикарь? И почему старший диспетчер вместо того, чтобы сделать замечание или наказать Страшнова за недостойное поведение, защищает его, выгораживает. А ведь каждый подчиненный хочет видеть в своем начальнике человека умного, воспитанного и культурного.
Будь ты штурман или начальник цеха на заводе, капитан дальнего плавания или начальник порта - ты всегда должен воспитывать подчиненных, учить их культуре.
Уж, коль тебе доверяют людей, то умей работать (!) с ними без оскорбительной ругани. Чуткость начальника к подчиненному — 50 процентов успеха в труде.
В данном же случае тов. Страшное своей грубостью погасил «огонек» у моряков, которым они горели в работе.
У всех остался неприятный осадок. Странно одно: некоторое считают, что сорное слово — гордость моряка. Пора бы «дикарям» помнить, что они находятся не в джунглях, а среди людей.

Г. ГЕРАСИМЕНКО
матрос первого класса СРТР-9046
Фельетон. ЧЕЛОВЕК РАСПОЯСАЛСЯ – 04 09 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В машинном отделении БМРТ-368 шум работающих дизелей.
- Сколько у вас сэкономлено дизтоплива за рейс? - спрашиваем второго механика.
- Что-то около 12 процентов от общего расхода. - немного подумав, отвечает он. - Вообще на большую сумму...
В голосе второго звучат нотки чувства гордости.
- Зачем же вы тогда выбрасываете деньги за борт? - не отступаем мы, поглядывая, как из открытой магистрали хлещет фонтаном под паелы топливо.
Он пожимает плечами и, наконец, мимикой показывает: "На судне топливо по нулям". То есть, оно не числится по документам.
Осушительный насос успешно продолжает откачивать топливо за борт. — Это же преступление! — замечаем третьему механику.
Тот отвечает:
— Выполняю приказание. Спускаемся к мотористу, который только и смог объяснить:
— Получил указание замерить топливо. Выполнил. Намерил около40 тонн. Позднее сказали, откачать за борт. А что делать? Жить-то надо. Вот и качаю.
Бросаемся взывать о помощи... А судно себе идет, оставляя за собой радужную дорогу... Красиво, что даже слезу прошибает. Бежим к капитану.
— Семен Семеныч, куда это годится! Топливо за борт откачивают.
— Что же я его к себе в каюту заберу? — чеканит он.
— Сорок тонн — это преступление! - возмущаемся. - Как сорок? — всполошился капитан. — Не может этого быть. Мне доложили, что только вода. Где стармех? — кричит он, поднимаясь по трапу.
А топливо идет и идет за борт...
Вот и виновник этого «торжества» - старший механик Кривенко Владимир Иванович. После разговора с капитаном он бросается в машинное отделение и хватает вахтенный журнал.
Дрожащей рукой пишет: «Вахтенному механику произвести откачку конденсата после выпаривания топливных цистерн. При обнаружении чистого топлива перекачать в цистерну №8.
На этом кончилась подлинная запись. Кажется, все учел стармех. И то, что топливо пойдет под паелы, а потом за борт, никто не заметит. Попытаемся расшифровать запись стармеха. Какая могла идти речь о конденсате? Он появляется при выпаривании цистерн. Их же никто не выпаривал, так как там было топливо!
Стармех решил, очистить совесть, но запутался. Откуда у Кривенко такая нелюбовь к топливу? Все просто.
Судно становится в ремонт на завод. Там требование: емкости из-под горюче-смазочных материалов должны быть чистыми. Чем возиться с 40 тоннами, Кривенко решил, что их легче откачать за борт. Ничего не скажешь — разумный выход. Другой бы признал свою оплошность... А этот с апломбом:
— Кто сказал о топливе?
— Моторист Вьюн... Стармех сквозь зубы цедит: «Накажу негодяя». А сам звонит по телефону, требует «виновника».
Подходит моторист. Кривенко возмущается:
— Почему, не дали точные сведения о топливе?
— Я дал вам точные. Вот цифры на бумажке, которую вы держите.
Кривенко мечет громы и молнии ...
Совсем распоясался человек.

М. СТРОГИЙ.
(Наш корр.).
Памяти CPT-4515 и его экипажей. СОРЕВНОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ - 01 09 1965
ВСЛЕД за СРТ-4282 прибыл в порт и соревнующийся с ним СРТ-4515 (капитан И. Котляр). Если первый экипаж достойно занял первое место в выполнении годового задания, то экипаж CPT-4515 может быть также доволен результатами работы. За три с небольшим месяца рейсовое задание выполнено на 176,4 процента. Это рекордная добыча. Только отсутствие достаточного количества морозильных судов не позволило сделать больше и также завершить годовое задание - до него не хватило всего 39 тонн!
С первых дней на промысле судно вело дрифтерный лов, а затем перешло на траловый. Добыто около 3.600 центнеров сельди, мерланга, пикши и трески. Одно из условий соревнования с СРТ-4282 – высокое качество продукции. И экипаж это важнейшее условие выполнил с честью.
На судне было два коммуниста и восемь комсомольцев. Но партийно-комсомольская группа совместно с профсоюзной организацией (председатель судового комитета старший мастер добычи Виктор Мартсон), мобилизуя коллектив на выполнение рейсового задания, большое внимание уделил росту рядов ударников коммунистического труда. Коммунисты, комсомольцы и активисты профсоюза личным примером показывали образцы выполнения своего трудового долга.
Несмотря на нелегкие условия, старший механик Койт Алле сумел так распределить время, что при отличном несении вахты удалось провести профилактический ремонт вспомогательного оборудования. Ходивший впервые третьим механиком Владимир Беляев, получил в плавании крепкие практические навыки и многое сделал для улучшения обслуживания механизмов.
Удалось сэкономить около 8 тонн горючего. Машинная команда, постоянно оказывала помощь добытчикам и обработчикам. Надежно держал связь начальник радиостанции Виктор Крымский. Поэтому удавалось своевременно сдавать груз на транспортные рефрижераторы. Наша рыба никогда не залеживалась на судне более 12 часов.
На судовом собрании экипаж единодушно решил ходатайствовать о том, чтобы звания ударников коммунистического труда базовый комитет профсоюза ТБТФ присвоил старшему мастеру добычи Виктору Мартсону, мастеру обработки Соломонову, начальнику радиостанции Виктору Крымскому, старшему матросу-бондарю Владимиру Васильеву и другим семи членам команды. Ранее этого звания были удостоены 3 человека.
Коллектив СРТ-4515, продолжая социалистическое соревнование, горит твердой решимостью также досрочно завершить годовой план.

С. КРОСС