0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1504)
Эйно Гильден - 17 07 1965
""

ШЛО судовое собрание. Команда обсуждала как лучше выполнить задание. Мастер добычи Эйно Гильден внимательно слушал выступающих, приглядывался к людям. В рейс выходили новые, в большинстве молодые моряки. Они решили освоить трудную, но почетную профессию тружеников моря. Конечно, на первых порах немало придется приложить сил и умения, чтобы воспитать из них заправских рыбаков.
Но у Эйно есть опыт. Он сам начинал плавать юнгой, прошел хорошую рыбацкую школу. Когда Гильдена назначили мастером по добыче, он почувствовал, что знаний у него мало. Тогда его послали учиться в Пярну на трехмесячные курсы. Занятия там шли на русском языке, а Гильден владел им плохо. Чтобы не отстать от товарищей, он выкраивал время, читал книги.
По окончании курсов Эйно назначили помощником тралмастера. Здесь немало трудностей встретилось при ремонте промысловой техники. Решил и этот участок работы изучить на отлично.
По прибытии в порт Эйно взял отпуск. Но вместо отдыха Гильден отправился на Таллинскую фабрику орудий лова.
— Хочу у вас временно стать практикантом, - заявил он директору.
- Что ж, приходи, смотри. Если нужно, так смотри. Если нужно, так за работу берись.
На другой день Эйно в цехе знакомится с изготовлением сетей, тралов.
И вот теперь впереди экспедиция на Ньюфаундленд. Теперь Эйно старший мастер и забот у него прибавилось… Рейс в Атлантику с новым составом закончился успешно. Простоев не было. Годовой план судно выполнило спешно. Выловили 6.430 центнеров рыбы. Добились экономии промвооружения на 6.600 рублей. В этом заслуга и тралмастера.
Капитан траулера Б. Аскилейскири говорит: — Эйно любит свою работу . Опыт и знания передает молодым рыбаках.
В 1963 году Эйно Гильдена наградили орденом "Знак Почета ". На днях ему присвоили звание заслуженного рыбака Эстонии.

Н. ПЛЕС
ВАЙНО НООР – 17 -07 1965
""

Около пятнадцати лет работает на промысловых судах Вайно Матвеевич Hoop. Имя этого капитана известно многим рыбакам Эстонии. Своим трудолюбием, настойчивостью, знанием промыслового дела он заслужил признание рыбаков. Он плавал матросом, боцманом, вторым и старшим помощником капитана. В 1955 году пришел на работу в Управление сельдяного лова. С тех пор неутомимо несет свою трудовую вахту.
Вайно Hoop — потомственный рыбак. Одним из первых он вышел в Атлантику, осваивал рыбный промысел в Северном, Норвежском морях, на Большой Ньюфаундлендской банке, у острова Сейбл, на Джорджес банке, Карибском море. Такой перечень промысловых районов Мирового океана, где он добывал рыбу. Еще не было рейса, чтобы экипаж, руководимый Вайно Ноором, не выполнил плана. На его счету многие тысячи центнеров добытой рыбы.
За самоотверженный труд капитан В. Hoop награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В последних двух рейсах команда судна выполнила план на 128 процентов. Себестоимость каждого центнера рыбной продукции снижена на два рубля 55 копеек.
Умение подойти к людям, воодушевить их на трудовые достижения помигает ему успешно решать задачи, стоящие перед экипажем.
Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР за выдающиеся заслуги в развитии рыбной промышленности капитан Вайно Hoop удостоен почетного звания заслуженного рыбака Эстонской ССР.

И. ГОРБУНОВ.
Памяти ТР "Бриз" и его экипажей. С ПОЛНЫМ ГРУЗОМ - 14 07 1965
Очередной рейс транспортный рефрижератор "Бриз» совершил в район Северной Атлантики. Обстоятельства сложились не совсем благоприятно для нас. Промысловая обстановка не дала нам возможности сразу же приступить к разгрузке судов. На состоявшемся общесудовом собрании было единодушно высказано мнение: несмотря на обстановку, досрочно завершить рейс с перевыполнением плана по всем показателям.
В первое время нам пришлось заниматься различными хозяйственными вопросами по обслуживанию флота.
Но вот к борту «Бриза» подошли БМРТ с рыбой и теперь уже от экипажа зависело — насколько быстро будут разгружаться суда. Каждый человек это хорошо понимал, и поэтому работа шла слаженно, со значительным перевыполнением суточного задания. За семь суток мы погрузили в трюмы 3.254 тонны мороженой рыбы. Весь экипаж работал неплохо, но хочется особо отметить матросов В. Степанченко, В. Томпеля, В. Мельникова, В. Лавренюка, Я. Пудана, E. Селезень, Ю. Леоновичуса, В. Юдина, Тайма, В. Бочая, Л. Светлова.
На переходах и в районе промысла машинная команда во главе со страшим механиком Ш. Абдулаевым работала бесперебойно, надежность плавания обеспечивали третий механик Нарышкин, второй механик В. Изотов, электрик Кузнецов, старший моторист В. Раубуам, мотористы С. Чокин, А. Демченко, Ильющенко, И. Жаунелас, рефмеханик Я. Кутник, рефмоторист Ю. Пилигин. Своим добросовестным отношением к труду заслужил похвалу начпрод А. Тарик. Он первый раз вышел в море, но сумел хорошо организовать питание личного состава. Наши повара В. Чалый, Н. Гоголев в течение всего рейса готовили вкусную разнообразную пищу. Отлично трудился молодой боцман П. Пыльдару. Концы и кранцы всегда были в исправности и ни разу не подводили нас.
Много на «Бризе» людей с душой выполняющих свое дело. Разве можно умолчать о буфетчице Е. Бобиной! У нас были со вкусом всегда убраны столы, красиво расставлена посуда. Старательно работала уборщица В. Саббо.
Однако, есть у нас еще недостатки. Над их устранением думает весь коллектив.
Экипаж транспортного рефрижератора «Бриз» встретил рыбацкий праздник с чувством исполненного долга.

В. НЕФЕДОВ.
Памяти берегового матроса Глеба Петровича Петрова. Хозяин причала - 14 07 1965
Так называют береговых матросов в Таллинском морском рыбном порту.
Глеб Петрович Петров — один из лучших. Три года он встречает и провожает суда. Они разные. Промысловые, транспортные. Возвращаются из ближних и дальних морей...
— Здравствуй, товарищ! Здравствуй, родной порт!
Глеб принимает швартовый. Ночью, днем... Неизменно, в любую погоду.
... Три часа заводили «Коралл». С неба лило, будто из ведра. На причале пусто. Петров ежился. Ветер до костей пробирал. Но уйти нельзя.
- Лови! - понеслось с верхней палубы БМРТ.
Шлепнулся швартовый на землю. Глеб Петрович быстро его схватил — заводит. Издали смотреть — дело не хитрое. Но береговому матросу доверена жизнь «Коралла». Он и лоцман, и капитан. Сейчас за несколько минут остановит судно. Оно движется по инерции. Лоцман и капитан немного волнуются: ветром может отнести БМРТ. Придется опять подгонять его к стенке. Не
случилось бы хуже - налетит на другие суда ...
- Боцман, установить трап!
Этот приказ снимает все тревоги. "Коралл" на приколе.
Если суда не подойдут - Петрович вновь отправится на причал. Будет проверять, как несут вахты, чисто ли около судов. После разгрузки «Боры» осталось много грязи. Петров сделал замечание. Мусор не убрали. Составили акт. Оштрафовали. Теперь, когда «Бора» в порту, Глеб Петрович спокоен. Все будет в порядке.
На днях «Коралл» отправился на промысел. Провожал судно Глеб Петров. На прощание он поднял руку:
— Счастливого рейса, друзья. Возвращайтесь с рыбой.
«Коралл» скрылся с глаз. Петровича ожидали другие. За смену судов бывает до четырнадцати. Надо успеть - одних встретить, других отправить в далекий путь.

Н. БЕЛОВА.
Памяти работников фабрики Орудий лова. ДОБРЫЕ РУКИ - 10 07 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Стучат машины в цехе фабрики орудий лова. Здесь делают сети. Хильдегард Синисоо — сетевязальщица. Нет в ее биографии выдающихся событий - простая, скромная работница. Это знают все товарищи на предприятии. Уважают и ценят ее.
Сейчас Хильдегард обслуживает две машины. Их получили несколько лет назад. Синисоо, как одну из лучших, перевели на новое оборудование. А было иное время... Хильдегард появилась на фабрике тридцать два года назад. Все интересно и необычно для девушки.
— Вот твое рабочее место, сказал мастер цеха. — Постарайся сразу освоиться. Вязать сети для рыбаков не слишком легко. Тут надо немного быть и «морячкой».
Конечно, мастер пошутил. Но часть правды есть. Любое дело, связанное морем, требует любви и мастерства.
Шли годы, взрослела и Хильдегард. Появилась у нее семья. Дочь. Девочку интересовало, как трудится мама. Хильдегард рассказывала о людях в цехе, о машинах.
Самый сложный участок был у Синисоо. Машина, на которой она работала, — старая. Одну только Хильдегард и слушалась. Сетевязальщица знала, где нужно ее «подлечить» — вовремя подремонтировать. Поэтому план не срывался. Всегда был больше ста процентов.
История жизни Синисоо — история фабрики. Хильдегард может рассказать, как строилось предприятие, как его восстанавливали после войны... Приходили ученики, такие же молоденькие девушки, как когда-то она. Становились мастерицами. Вот Мери Пальясма — сетепосадчица. За хорошую работу ей присвоено звание ударницы коммунистического труда. Мери — товарищ Хильдегард по работе. Часто они разбирают вместе сложные производственные вопросы.
— Если всех собрать, кого выучила наша Сини-соо, получится целый цех, — сказала мастер М. Неллис.
И все они трудятся. Правда, кто где. Это, как говорится, руки Хильдегард. И они всем приносят добро.

Н. МИХАЙЛОВА.
На снимке: Мери Пальясма.
БОЦМАН ИННОС - 10 07 1965
СВОЮ морскую биографию Вальтер Иннос начал в 1961 году. В начале матросом плавал на «Альбатросе». Бывшего шахтера трудно было удивить работой. Иннос старательно овладевал новым для него делом: учился стоять на руле, вязал узлы, отдавал кранцы, выбирал швартовые концы…
Общительный, трудолюбивый парень быстро сдружился с экипажем, стал на судне своим человеком.
— Говоря честно, — рассказывает Иннос, - я боялся моря. И не потому, что из робких. А просто тревожился - как оно встретит. Тревога оказалась напрасной: во в время работы на промысле я чувствовал себя хорошо.
Так Вальтер Иннос стал, как говорится, заправским моряком.
Десятки тысяч миль прошел за это время "Альбатрос". На нем Иннос ходил на банку Джорджес, был у берегов Африки, Кубы ив других местах, где промышляют рыбаки Западного бассейна. А совсем недавно он вернулся из рейса в Антарктику, где еще не бывало ни одно эстонское судно.
В большинстве книг боцмана рисуют грозой матросов. Может быть, во времена великих географических открытий так оно и было. Но Иннос совсем не похож на этакого "морского волка". Наоборот, он очень скромный и даже немного застенчивый человек. Но дело свое знает и умеет заставить каждого работать на совесть. Не случайно, когда «Альбатрос» появился у китобазы "Юрий Долгорукий», многие решили, что судно из новостроя: оно было безукоризненно чистым, отливало белизной.
Швартовка в море — одно из сложных дел. А если учесть, что производственные рефрижераторы в рейсе делают их более шестисот и причем, как правило, при пяти-шести бальном ветре, то станет ясным объем работы боцмана.
Иннос вместе с палубной командой делает свое дело четко и оперативно. Все швартовое хозяйство на «Альбатросе» в образцовом состоянии. Именно он предложил вариант "свободного плавания кранцев".
Теперь они крепятся не за флaнец, а через корпус автономно к главному тросу. Так надежнее. Обеспечивается долговечность их службы.
Капитан Юрий Скучалин, характеризуя своего боцмана, рассказал:
- У этого человека всегда все в порядке. Однажды нам потребовалось срочно спустить шлюпку. Я отдал распоряжение боцману, и шлюпка немедленно была на воде.
Таков коммунист Вальтер Иннос, неутомимый труженик моря.

А. КВАШНИН.
Памяти плавбазы «Украина» и ее экипажей. . МОРЯЦКОЕ СЛОВО -07 07 1965
После двухмесячного рейса к берегам Канады в Таллинский рыбный порт вернулась плавбаза «Украина». Она доставила в родной порт с Большой Ньюфаундлендской банки 11.280 центнеров рыбопродукции, выполнив рейсовое задание на 123,8 процента.
Надо сказать, что рейс этот был не из легких. Промысловая обстановка до конца мая оставалась неблагоприятной в районе БНБ, и суда не выполняли своих суточных заданий по вылову рыбы. В связи с такой промысловой обстановкой и наличием баз, ранее пришедших туда, мы вынуждены были длительное время простаивать в ожидании своей очереди под загрузку. Правда, мы не теряли напрасно время и использовали его для проведения занятий с личным составом.
Проводили политзанятия, занятия по специальностям, готовились к сдаче техминимума, отрабатывали знание личным составом своих обязанностей по общесудовым тревогам и т. д.
Организованно прошла подготовка и к Первому мая. Команда осталась довольна выступлениями художественной самодеятельности, судовой лотереей и викториной веселых и находчивых, проведенными в дни первомайских праздников.
Принятием повышенных социалистических обязательств откликнулся экипаж «Украины, на установление праздника рыбаков. Мы решили погрузить и доставить в порт вместо 9.000 по плану - 9.500 центнеров рыбы, а также вызвали на соревнование экипаж однотипной плавбазы «Урал". Для успешного выполнения рейсового задания и принятых обязательств организовали соревнование между бригадами рыбообработчиков и службами. Победителем в этом соревновании вышла бригада рыбмастера Плесковского, которой на общесудовом собрании был вручен переходящий вымпел «Лучшая бригада». Надо отметить, что обе бригады рыбообработчиков действовали хорошо и дружно. Несмотря на штормовые условия и зыбь, при наличии одной стрелы на люк, они успешно провели все грузовые операции, сведя до минимума бой бочек, неизбежный при таких условиях. С целью уменьшения выхода из строя бочек были приняты такие меры предосторожности, как укладка плавкранца около люка. Получили хорошую практику в рейсе и многие товарищи, не имевшие ранее достаточного опыта работы в сложных условиях. Матросы Пейгалайнен и Пышкин выдвинуты на должность помощников рыбмастера. В этом немалая заслуга наших рыбмастеров и технолога, оказывавших им повседневную помощь. Взятые обязательства экипажем перевыполнены: вместо 9.500 центнеров доставлено в порт 11.280 центнеров рыбы.
Это наш скромный трудовой подарок Дню рыбака.

В. ЗНАМЕНСКИЙ, капитан-директор п/б «Украина".
Г. ФАДЕЕВ. первый помощник капитана.
Памяти матроса Юрия Гладилова . Юбилейный рейс - 07 07 1965
Когда на СРТ-4559 ведут разговор о людях, добросовестно выполняющих свои обязанности, в их числе с гордостью называют и имя матроса I класса Юрия Гладилова. Пять лет он работает на промысловых судах базы — для возраста Юрия это большой трудовой стаж.
В канун рыбацкого праздника он готовится в свой юбилейный десятый рейс. Не было ни одного рейса, из которого Гладилов вернулся бы без поощрений за успехи по добыче рыбы. Юрий сказал: — Буду работать еще лучше, сделаю все зависящее от меня, чтобы судно успешно выполнило рейсовое задание. В этом рейсе буду готовиться к поступлению в заочную среднюю школу моряков. Отмечать праздник наш экипаж будет на переходе в район промысла. Хотелось бы побыть в кругу семьи, родных. Но такова наша работа — в море. Советским людям нужна рыба. Приложим все усилия, чтобы выполнить план по ее добыче.

И. ГОРБУНОВ.
Памяти электрорадионавигатора Михаила Богомолова. Приборы работают нормально - 07 07 1965
""

Михаил Богомолов — электрорадионавигатор плавбазы "Ян Анвельт". Дел у него очень много. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы все навигационные приборы работали нормально. От этого зависит безопасность мореплавания. На «Яне Анвельте» они в образцовом состоянии, действуют безотказно.
Однако заслуга Михаила не только в этом. Часто промысловики обращаются к нему за помощью - бывает, что выходят из строя локаторы, поисковые приборы. И всегда опытный специалист выручает рыбаков.
В сложных условиях моря, где нет под рукой нужных инструментов и материалов, он вводит в строй приборы. И за это ему благодарны многие промысловики.
Коммунист Богомолов активно участвует в общественной жизни судна, выступает перед личным составом с беседами.
За исключительно добросовестное отношение к труду, к своим служебным обязанностям, активное участие в общественной жизни судна Михаилу Богомолову присвоено почетное звание ударника коммунистического труда.

На снимке Михаил Богомолов.
Фото А. Дудченко.
Памяти капитана Рудольфа Геде. ТАКОЙ ОН ЧЕЛОВЕК - 03 07 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Трудное детство было у Рудольфа Геде. В 1941 году, когда фашисты оккупировали город Лугу, его родители, захватив только малолетних детей — Рудольфа и его сестренку, вместе с другими жителями ушли в лес. Вскоре кончились запасы продовольствия, и отец Рудольфа вместе с товарищами отправился в ближайшую деревню. Немцы схватили его и расстреляли.
В 1946 году умерла и мать. Рудольф воспитывался у родственников, живших в Хаапсалу.
В 1953 году Рудольф поступил в Таллинский рыбопромышленный техникум.
Быстро пролетел первый учебный год. И вот плавание матросом на учебном судне «Юнга Сигарев» по Белому, Баренцеву и Карскому морям. Уже тогда он понял главное: морская романтика — это прежде всего упорный и тяжелый труд, бессонные вахты, авралы в штормовую погоду, умение заставить уставшие мышцы и мозг работать тогда, когда кажется, что уже иссякли последние силы.
В последующие годы эстонские промысловые суда стали ходить в Северную Атлантику, и Рудольф Ге-де проходил практику на них. Здесь-то и созрело окончательное решение идти после техникума на промысловые суда. В 1957 году после выпускных экзаменов Геде поступает работать на СРТ Эстонского управления сельдяного лова. Сначала он плавал матросом, затем третьим и вторым штурманом и, наконец, старшим помощником капитана. Все это время он упорно накапливал опыт, много читал специальной литературы. В 1964 году Р. Геде назначили капитаном на СРТ-4480. В первом же рейсе судно выполнило план на 113,6 процента.
Рабочий день на промысле Геде начинал с анализа первых сводок. Потом прослушивал промысловые и поисковые советы. На основе этого выбирал генеральные направления поиска.
Затем поиск и выметка сетей. Иногда она происходила уже за полночь. Тяжело. Зато утром, когда сети серебрились «шубой» трехсот-пятисоткилограммового улова, на душе становилось тепло.
Успех на промысле невозможен без дружной работы всего экипажа. Именно поэтому Геде так много уделяет внимания воспитательной работе, привитию морякам чувства высокой сознательности, взаимовыручки, уважения к коллективу.
Экипаж СРТ-4480 под командованием Рудольфа Геде в последнем рейсе выполнил план на 160 процентов, сэкономил 22.716 рублей. Заметим, что рейс проходил в сложных штормовых условиях. Не всем, даже опытным капитанам удалось сохранить суда от повреждений. А СРТ-4480 вернулся в порт в хорошем техническом состоянии.
Капитан Геде — член баз кома профсоюза и комитета комсомола.
Таков Рудольф Геде, молодой капитан, душевный и отзывчивый человек.

Л. БАЛАНИН.
На снимке: капитан СРТ-4480 Р. Геде.