0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1592)
Памяти Ровбут Олега Михайловича. И СНОВА С ПОБЕДОЙ - 24 02 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Из приказа начальника ЭРПО «Океан»: «Производственный рефрижератор "Советская Родина" достойно выполнил социалистические обязательства в честь XXV съезда КПСС... Рейсовое задание по выпуску мороженой продукции выполнено на 161,8 процента, по пресервам — на 120,8 процента; выполнение плана по среднесуточной заморозке составило 135 процентов. План 1971 -1975 гг. выполнен: по выпуску мороженой продукции — на 225,1, пресервов — на 189,3 процента.
Приказываю: за высокие производственные показатели и успешное выполнение рейсового задания организовать торжественную встречу П Р «Советская Родина».
Так славно завершились минувший, предсъездовский рейс производственного рефрижератора и ударная трудовая вахта экипажа «Советской Родины», посвящавшаяся съезду КПСС.
Перед началом этого рейса с судна списалось не менее 50 процентов личного состава: отпуска, отгулы, семейные и прочие обстоятельства. Этот момент приходилось учитывать командованию судна и руководителям общественных организаций, вырабатывая проект социалистических обязательств в честь партийного съезда. Главная ставка, однако, делалась на трудовой настрой и политическую сознательность моряков.
На состоявшемся вскоре партийном собрании «О работе коммунистов по развертыванию социалистического соревнования среди членов экипажа по достойной встрече XXV съезда КПСС» капитан-директор Олег Михайлович Ровбут говорил: «Главная трудность состоит в том, что самым слабым участком у нас является как раз рыбцех. Единственным выходом из создавшегося положения мне представляется хорошая организация подвахт, где заглавную роль должны сыграть коммунисты, их личный пример в труде. Именно здесь должно проявиться наше партийное влияние на экипаж, наша руководящая роль...».
Так что рассказывать о работе партийной организации ПР «Советская Родина» в минувшем рейсе — значит рассказывать о том, к примеру, как по восемь часов в сутки работал на подвахтах капитан-директор О. М. Ровбут. И так же работали на подвахтах комиссар — первый помощник капитана Юрий Феодосиевич Пономарев, и парторг второй механик Александр Задорновы, старпом Александр Павлович Бирюков, второй электромеханик Владимир Андрусенко, четвертый рефмеханик Валерий Сагайдачный и другие коммунисты судна. Практически — все. Ибо получилось так, что в составе производственных бригад коммунистов не было — и руководили ими комсомольцы (Юрий Данилов, Леонид Курбатов), и матросы были комсомольского возраста, молодежь, новички. Желания, энтузиазма много, опыта мало... Из прежнего же состава экипажа на судне более или менее сохранилась машинная команда и, что особенно важно, комсостав — многоопытный, знающий, общественно активный. Старпом А. Бирюков, к примеру, был еще и политинформатором, В. Сагайдачный — пропагандистом, В. Андрусенко — пропагандистом и редактором радиогазеты, и т. д. За время рейса личному составу было прочитано 18 лекций и докладов на различные темы, главной из которых была «XXV съезду партии - достойную встречу».
Так тесно и органически переплеталась непосредственно производственная деятельность коммунистов с работой политической и общественной. Работа агитационно-массовая, разъяснительная — с организаторской. И тут первейшими помощниками и настоящей опорой коммунистов судна стали профсоюзная и комсомольская организации. Первую возглавил ветеран судна, опытнейший моряк — боцман Олев Сарв, комсомол — кандидат в члены КПСС Валерий Сагайдачный. Особое место в их работе заняли вопросы социалистического соревнования. Так, комсомольско-молодежная бригада рыбмастера Ю. Данилова с начала рейса выступила инициатором соревнования «XXV съезду — 25 ударных вахт» и по итогам рейса заняла первое место. Второе досталось бригаде Л. Курбатова, которая заморозила лишь на 60 тонн рыбопродукции меньше...
К концу рейса 23 человека подтвердили или завоевали почетное звание ударника коммунистического труда, наиболее отличившиеся были занесены на судовую Доску почета. Среди них — комсомольцы матросы Владимир Воронин и Александр Решин. Не однократно отмечалась в рейсе ударная работа заместителя секретаря комсомольского бюро третьего помощника капитана Юрия Хайкова, моториста Александра Боброва, отличавшихся на подвахтах, закатчиков пресервов матросов Сергея Степанова и Валерия Юдина, беззаветных тружениц-женщин – доктора Татьяны Филатовны Костериной, уборщицы Инеллы Вильхейн, кастелянши Нины Мещеряковой, повара Тамары Хрущ и Татьяны Харитоновой, без которых также не обходились подвахты.
Это только отдельные примеры и имена, по ним можно судить о работе профсоюзной и комсомольской организаций судна. И столь же бегло остается упомянуть о деятельности народных контролеров, настоящих стражей качества рыбопродукции, экономии и бережливости: за время рейса группой НК во главе с членом КПСС начальником радиостанции Николаем Васильевичем Сергуном было проведено 16 разных рейдов. Надо ли говорить о их вкладе, к примеру, что все пресервы - изготовлено было в рейсе 43-тысячи трехкилограммовых и 76 тысяч 1,3-килограммовых банок — признаны только от личного качества?

Нет, не только количеством членов партии сильна партийная организация судна - «Советской Родине" она насчитывала10 членов КПСС и 2 кандидатов в члены партии...

М. ЛЕОНТЬЕВ

В авангарде соревнующихся на ПР "Советская Родина" коммунисты: Г. Верханцов (слева направо), В. Хомячук, А. Задворнов, А. Стефак, О. Ровбут, В. Андрусенко.
ПОЛТОРА ЧАСА СМЕХА - 19 02 1976
В ГОСТЯХ У РЫБАКОВ КОМЕДИЙНЫЙ АКТЕР МИХАИЛ ПУГОВКИН
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда по радиотрансляции, плавбазы "Рыбак Балтики» было объявлено о встрече с заслуженным артистом РСФСР Михаилом Пуговкиным, небольшой судовой кинозал с трудом мог вместить всех желающих...

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рыбаки наших судов, работники береговых предприятий объединения уже привыкли к таким встречам, которые организует культбаза плавсостава ЭРПО «Океан». В гости к ним приходили артисты театра и кино, филармонии и эстрады.
И вот новая встреча. На этот раз очень оживленная и веселая. Но иначе и не могло быть. Ведь гостем моряков был комедийный актер, хорошо знакомый всем по фильмам.
С появлением Михаила Ивановича Пуговкина на небольшой судовой сцене в зале воцарилась атмосфера радостного ожидания. Актер был встречен аплодисментами. С первых слов и до последних минут пребывания его на судне не смолкали веселые шутки и дружный смех зрителей.
Собравшиеся узнали, что семнадцатилетний электромонтер Миша Пуговкин активно участвовал в художественной самодеятельности и имел сокровенное желание сняться в кино. Узнали о многих препятствиях на его пути в кинематограф, как он был утвержден на первую свою роль в фильме «Дело Артамоновых». Было это в 1941 году. И с тех пор артист не расстается с кино. За 34 года он снялся в 60 картинах. Многие зрители помнят его по старым кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Девчата»; помнят и последние его работы в фильмах «Свадьба в Малиновке», «Иван Васильевич меняет профессию».
Михаил Пуговкин вспомнил веселые эпизоды, происходившие на съемках этих фильмов, исполнил несколько сатирических сценок, песенку Яшки-артиллериста из кинофильма "Свадьба в Малиновке", сценку-пародию "Штрафной удар".
Актер поделился со зрителями своими творческими планами.
Но вот встреча подошла к концу. Зрители тепло расстаются с любимым артистом. Сувениры и цветы на память. Впереди их ждут новые встречи с Михаилом Пуговкиным, но уже на экране.

Н. КРУТИКОВА.
Фото А. Дудченко.
Памяти плавбазы «Рыбак Балтики» и ее экипажей. ЗАПЕВАЛЫ ДОБРЫХ ДЕЛ – 17 02 1976
ЭТО НЕ СЕКРЕТ, что от умелой, четкой организации зависит многое. Быть душой общего дела, уметь работать с людьми, понимать, их нужды — это, пожалуй, главное для организатора, тем более для комсомольского вожака...
Когда старшего инспектора плавбазы «Рыбак Балтики» Анатолия Турицу избирали секретарем комсомольской организации, комсомольцы чувствовали, справится парень, сможет показать хороший пример, способен сплотить коллектив. И, видимо, не ошиблись. Анатолий в свои 25 лет уже имеет немалую морскую практику. В рядах Советской Армии служил на Северном флоте. Полюбил суровую морскую стихию, решил стать рыбаком. Так Анатолий Турица пришел в объединение ЭРПО «Океан». В 1972 году совершил свой первый рейс на только что полученном из новостроя «Рыбаке Балтики», да так на нем и остался. И вот уже более четырех лет его жизнь тесно связана с этим судном. Изучил специфику работы, активно участвовал в общественной жизни. И как итог — на одном из комсомольских собраний молодежь выбрала его своим вожаком. И вот уже три рейса Анатолий бессменный секретарь комсомольской организации «Рыбака Балтики».
Конечно, появились новые заботы. Но Анатолий не привык выполнять свою общественную работу рамками «от и до». Ведь люди на судне постоянно меняются. Одна же из основных обязанностей, считает Анатолий, это хорошее знание людей. А как секретарю комсомольской организации ему надо суметь, найти индивидуальный подход к каждому молодому человеку, чтобы даже в не очень продолжительном рейсе новичок не оставался сторонним наблюдателем.
а участвовал во всех общих делах. Здесь и представилась Анатолию возможность проявить свои организаторские способности, помочь каждому найти себя в коллективе.
СЕЙЧАС «Рыбак Балтики» стоит в порту. Судно вернулось из очередного рейса. Здесь, на берегу, сложно собрать всех комсомольцев вместе. Иное дело в море, там комсомольцы живут одной дружной, трудолюбивой семьей.
Об этом последнем рейсе и рассказывает мне секретарь комсомольской организации Анатолий Турица. Рассказывает обстоятельно, с какой-то особой гордостью за те дела, которые оказались по плечу молодым морякам.
На плавбазе в минувшем рейсе было 90 комсомольцев. Коллектив немаленький, есть, где развернуться по-настоящему. Ясно, что одному человеку не под силу справиться со всеми задачами. Семь комсомольцев, вошедших в бюро, стали хорошими помощниками комсорга. Они представляли каждую службу судна. Так комсомольцы имели подробную информацию обо всех производственных и общественных судовых делах.
Каждому труженику — среднее образование — этот призыв нашел отклик у всех комсомольцев. На первом же собрании молодежь судна обсуждала проблемы перехода ко всеобщему среднему образованию. И в первую очередь вопрос касался учащихся Таллинской заочной средней школы моряков, которых здесь было более сорока. Из них 23 в мае должны будут держать экзамен на аттестат зрелости. Значит, сейчас самая пора усиленно заниматься: выполнять многочисленные контрольные работы, сдавать зачеты. В помощь заочникам ходили в море и преподаватели заочной школы Борис Артюхов и Эдгар Вээборн. И, конечно же, рядом с каждым заочником были комсомольцы, члены комсомольского бюро. Старший матрос Александр Горбачев, заместитель Анатолия Турицы, ведал учебным сектором. Александр не только отчитывался перед комсомольцами о том, как идут дела у заочников, но и сам оказывал им посильную помощь. Помогали в рейсе учащимся и другие комсомольцы — третий помощник капитана Владимир Амосенков и заведующая лабораторией Лариса Блохина. Все это говорит о том, что учеба была делом не только самих учащихся, но всей комсомольской организации. Вовремя замечались не только успехи, но и неудачи, промахи, на которые бюро оперативно реагировало.
В минувшем рейсе случилось так, что двое матросов, учеников заочной школы Алексей Новичихин и Владимир Меньшиков забросили учебу. В начале рейса пришлось много работать, только-только со своими основными обязанностями справлялись, где уж тут за учебник взяться. Когда же время нашлось – выяснилось, что парни отстали от остальных. А ведь один из них учился уже в 11 классе, другой — в 10. Это не оставило равнодушными окружающих, и в первую очередь комсомольцев. Ребятам пришли на помощь, помогли ликвидировать «хвосты», и теперь они идут в ногу со всеми.
ТЕМОЙ другого собрания комсомольцев было отношение молодежи к своим производственным обязанностям, на кото ром члены ВЛКСМ отчитывались о своей работе.
С первого рейса «Рыбака Балтики» зародилась эта традиция — возвращаться в порт с перевыполнением плана. И вот комсомольцы на своем собрании решили по-деловому подойти к стоящим перед ними задачам, изыскать новые резервы. Пригласили выступить наставников молодежи.
Начальники служб, старшие рыбмастера давали оценку труда каждого молодого рыбака. Они же назвали лучших, в числе которых оказались матросы Ярослав Добрянский, Владимир Бабкин, Николай Григораш, Василий Ковальчук и другие Ведь в том, что коллектив судна завершил этот рейс с большой победой — производственное задание выполнено на 175% — есть немалая заслуга комсомольцев и молодежи которые в течение всего рейса ударно трудились на всех участках, выполняли и перевыполняли дневные нормы.
Большое внимание уделялось качеству выпускаемой продукции. Частыми были здесь рейды «Комсомольского прожектора» (командир «Комсомольского прожектора» член бюро Иван Кожан) совместно с группой народного контроля по качеству выпускаемой продукции и эксплуатации технологического оборудования. Каждая вторая неделя объявлялась неделей качества. Прожектористы проверяли, как выполняются требования, предъявляемые к выпускаемой продукции: вес пресервов, укладка рыбы в банки, температура брикетов и другие нормативы. Но рыбный цех работал на совесть. Существенных замечаний к рыбообработчикам не оказалось.
СТО ДЕСЯТЬ суток рейса, конечно, не обошлись без спортивных баталий и увлекательных вечеров отдыха. Спортивный сектор возглавил член комсомольского бюро машинист РМУ Виктор Здебский, он же групкомсорг машинной команды. Пользуясь отличной погодой, спортсмены облюбовали площадку, на которой устраивались встречи по волейболу. Среди команд шли упорные состязания за право называться сильнейшими. Настойчиво боролись за призовые места и в других видах спорта: стрельбе, штанге, теннису, короне... Фортуна улыбнулась волейболистам машинной команды, которые и завоевали в этом виде первый приз. К сожалению, всех чемпионов выявить не удалось. Под конец рейса испортилась погода, и пришлось на время отказаться от состязаний.
Зато вечера отдыха не зависели от погоды и проводились регулярно, а главное весело. Культурник Виктор Бордунов, буфетчица Вера Кравченко, ведавшая культурно-массовой работой, и другие комсомольцы готовились к каждому праздничному вечеру: Дню рождения комсомола, 7 ноября, Дню Конституции, Новому году. Самодеятельные артисты на каждом из вечеров вызывали бурные аплодисменты зрителей. И непременный участник таких мероприятий - судовой оркестр "Ритм" -пользовался заслуженным успехом у всего экипажа.
Везде - в труде и во время отдыха запевалами были комсомольцы плавбазы "Рыбак Балтики".

Н. КРУТИКОВА.
ПРОЩАЛЬНЫЙ РЕЙС «ГЕЛИОГРАФА" - 10 02 1976
Из рейсового донесения командования PTM-121 «Гелиограф»: «21 сентября 1975 г. вышли на промысел. 23 сентября проведено общесудовое собрание экипажа с повесткой дня «О социалистическом соревновании в честь XXV съезда КПСС».
Из интервью с первым помощником капитана Юрием Кунцевичем:
— Вы, конечно, знали, что «Гелиограф» вышел в свой последний, так сказать, прощальный рейс в ЭРПО «Океан». Как отразилось это обстоятельство на настроении и последующих делах экипажа?
— Однозначно на такой вопрос ответить трудно, — сказал нашему корреспонденту Ю. В. Кунцевич. — Тот факт, что «Гелиограф» предстояло возвратить дальневосточникам после этого рейса, отразился, конечно, на настроении людей, значительная часть которых списалась с судна после первого рейса. Зато те, кто остались, были людьми, на кого мы могли смело положиться во всем, будь то работа на промысле, общественная деятельность, соревнование и т. д. И когда мы обсуждали социалистические обязательства в честь предстоящего XXV съезда КПСС, инициаторами и дальнейшими организаторами соревнования выступили как раз эти люди.
Назову хотя бы старшего механика Феликса Роосимяэ, кандидата в члены КПСС, который возглавил судовой комитет; гидроакустика коммуниста Евгения Алексеевича Поплаухина — ветерана ЭРПО, многоопытного специалиста, который стал руководителем партийной организации экипажа — сами понимаете, для нас это своего рода незаменимый человек; бывшего радиооператора, а в этом рейсе — начальника радиостанции коммуниста Виталия Ценкмана, который стал секретарем комсомольской организации судна; старшего мастера добычи Олега Александровича Косых — большого знатока своего дела и настоящего наставника молодежи: комсомольца Александра Самуся, нашего редактора стенгазеты «Гелиограф» и групкомсорга... Как видите, эти люди в новом, «прощальном», как вы сказали, рейсе «Гелиографа», по существу, возглавили коллектив и повели его за собой. В их лице командование имело и добрых, и надежных помощников. А если, далее, учесть, что партийная организация насчитывала 19 членов и двух кандидатов, то мы располагали такой силой, которая способна была решать очень большие задачи. И мы попытались привести ее в действие уже с первых дней рейса. Сразу же после общего собрания личного состава было проведено партийное собрание «Задачи коммунистов по достойной встрече XXV съезда КПСС», на котором мы обсудили соответствующее Постановление ЦК КПСС и разработали мероприятия по обеспечению передовой роли коммунистов в рейсе и партийного руководства социалистическим соревнованием. Но здесь, видимо, не место подробно рассказывать об организации внутрипартийной работы?...
— Пожалуй, А вот результаты ее давайте доведем до широкого читателя...
...— Поскольку результативность политико-воспитательной работы в наших, рыбацких условиях измеряется вполне конкретными показателями, что особенно характерно для настоящего периода подготовки к съезду партии. Вы это хотите сказать? Согласен. Но, сначала, необходимо уточнить такие моменты: в связи с передачей судна дальневосточникам «Гелиограф» был отозван с промысла на 36 суток раньше запланированного времени; далее — мы потеряли минимум две недели в первоначальном районе промысла, где, попросту говоря, рыбы почти не было (достаточно сказать, что за это время мы изготовили всего 67 тонн рыбопродукции, хотя настоятельно просили направить нас в более перспективный район...). Уже не буду говорить о простоях, потерях промыслового времени в ожидании разгрузки в новом районе, куда мы, наконец, перешли. Так вот, план — в расчете на 89 суток фактического промыслового времени — был выполнен со следующими показателями: вылов — около 115 процентов, заморозка — 99,2 процента (много мелочи третьей группы), пищевая рыбопродукция (в денежном выражении) — 119,6, товарная — 125,1 и филе — 601,3 процента.
— Солидно! Особенно, если учесть общее положение с изготовлением филе в целом по объединению в конце минувшего года... Чья в этом заслуга в первую очередь?
— Я бы назвал помощника капитана по производству Александра Катрича, кандидата в члены КПСС, весьма способного организатора производства, а также деятельного общественника. Хотя несомненная заслуга здесь и моряков машинной команды, которые принимали самое активное участие в подвахтах. Правда, на разделке рыбы было затрачено 252 часа подвахт, это не так уж много. Но, значит, люди работали с полной, как говорят, выкладкой.
— Факты говорят сами за себя и можно сделать вывод, что экипаж «Гелиографа», несмотря на неизбежные, к сожалению, трудности, поработал на славу. Но кто же стал победителями социалистического соревнования в этом предсъездовском рейсе?
— Среди комплексных бригад победитель определился уже в начале рейса — вторая бригада мастера обработки комсомольца Николая Никитина, в которой персонально хотелось бы отметить матросов Василия Прутяну, Федора Скодегора, Евгения Гробова, Владимира Ракова и Владимира Пронина. Они и остались лидерами до конца рейса. К слову сказать, их мастеру в числе других восьми моряков, наиболее отличившихся на промысле, было вручено удостоверение ударника коммунистического труда. И такое же почетное звание было присвоено третьему механику коммунисту Гарри Берману, чья вахта признана лучшей в машинной команде (Г. Берман был и партгрупоргом команды). Наконец, первое место завоевала в штурманской службе вахта старшего помощника коммуниста Павла Федоренко.
— Итак, второй рейс «Гелиографа» завершен, и вы прощаетесь с судном, которое сослужило добрую службу «Океану». Разделяем наше настроение... Но, где бы ни пришлось теперь плавать вашим рыбакам, мы надеемся услышать новые добрые вести о ваших новых добрых делах.

Интервью взял Л. ФИРСОВ.
Памяти Цыкунова Петра начальника радиостанции. ЧТОБЫ СТАТЬ ХОРОШИМ СПЕЦИАЛИСТОМ... – 15 01 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


КАЖДЫЙ человек рано или поздно должен решить для себя главный в жизни вопрос: кем стать? Какую из многих профессии избрать? Для Петра Цыкунова этот вопрос решился давно как-то сам собой. Еще на службе в армии он стал радистом. И вот после окончания службы поступает работать на суда рыбопромыслового флота.
Но Петр чувствовал: чтобы стать хорошим специалистом, необходимо учиться. У радиста такая работа, что очень многое зависит от теоретической подготовки. И если у человека слабая база знаний, то ему просто нечего делать в море, — так думал Цыкунов.
С ним нельзя не согласиться. Надо только добавить, что такой подход необходим в овладении любой специальностью. Он поступил на заочное отделение Таллинского мореходного училища и успешно его закончил. Знания, которые он приобрел в училище, помогли ему, когда он работал на судах навигатором, начальником радиостанции...
Потом он пришел на супертраулер. Часто можно видеть его за чертежами и схемами — Петр упорно изучает сложную технику.
Партийная организация неоднократно избирала его в состав партийного бюро и поручала руководить группой народного контроля. Его часто можно видеть в цеху, где у него много дел, связанных со своей общественной работой. Просто, по-доброму, он беседует с ребятами о качестве выпускаемой продукции, о повышении производительности труда. И если возникает необходимость оказать помощь на переработке рыбы, он, как коммунист, первым идет в цех.

Н. ЕРМОЛАЕВ,
первый помощник капитана.
Фото М. Катричко.
Памяти Кирчей Николая электромеханика. ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ – 15 01 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НИКОЛАЙ Кирчей пришел работать в ЭРПО «Океан» после окончании профессионально-технического училища. На плаврыбозаводе «Рыбак Балтики» он встретился со сложным электрооборудованием. Надо было много трудиться, чтобы изучить и в дальнейшем совершенствовать свое мастерство после окончания училища.
Его настойчивый труд не пропал даром. С каждым днем росло и крепло его профессиональное мастерство. Только трудом он добился знания своего дела и уважения к себе со стороны товарищей. Будучи электриком на РТМС-7504 «Пейпси", он обеспечил бесперебойную работу всех механизмов, за которые отвечает. Не каждый электрик сможет, например, перемотать электромотор, но Николаю такая работа под силу.
В социалистическом соревновании в честь XXV съезда партии Николай завоевал почетное звание "Лучший по профессии".

Н. ЕРМОЛАЕВ,
первый помощник капитана.

Фото М. Катричко.
Памяти Ровбут Олега Михайловича. ТАК ДЕРЖАТЬ - 17 02 1976
В родной порт из Атлантики возвратился производственный рефрижератор «Советская Родина, (капитан-директор О. М. Ровбут). На промысле экипаж добился высоких показателей. В порту коллективу судна была оказана торжественная встреча.
На встречу с экипажем пришли главный инженер ЭРПО «Океан» П. Мирошниченко, секретарь парткома Г. Рубанский, заместитель председателя базового комитета профсоюза И. Лебедев и другие представители объединения.
Трудным и напряженным был этот рейс. Но коллектив судна благодаря настойчивому и добросовестному труду добился замечательных успехов, досрочно выполнил взятые социалистические обязательства в честь XXV съезда КПСС. Рейсовое задание выполнено по выпуску мороженой продукции на 161,8, пресервам - на 120,8 процента. Среднесуточная заморозка составила 135 процентов. Экипаж успешно выполнил задание девятой пятилетки и план 1975 года. За пятилетку выпуск мороженой продукции составил 28980 тонн или 115,1 процента, значительно увеличены выпуск пресервов и изготовление филе.
На судне состоялся митинг. На нем был зачитан приказ начальника объединения о поощрении экипажа за добросовестный труд. П. Мирошниченко и Г. Рубанский сердечно поздравили экипаж с победой, выразили благодарность за труд и пожелали успехов в решении задач десятой пятилетки.
Первый помощник капитана Ю. Пономарев, выступив на митинге от имени экипажа, поблагодарил руководство объединения, партийный комитет, базовый комитет профсоюза за теплую встречу и выразил уверенность в том, что экипаж судна будет и дальше настойчиво бороться за выполнение производственных заданий и с честью продолжит трудовые традиции судна в десятой пятилетке.

(НАШ КОРР.).
А ПОТОМ БУДЕТ МОРЕ... - 25 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Сегодняшним интервью с первым помощником капитана транспортного рефрижератора «Бора» Н. М. Шпиневым мы открываем новую рубрику, под которой будут публиковаться материалы на темы партийно-политической работы в рейсе. Главная цель ее — рассказ о передовом опыте живой воспитательной работы с моряками, проблемах, делах и заботах комиссаров нашего флота, как уважительно называют рыбаки лучших политработников «Океана»...


— Вот какая нужда привела меня к вам, Николай Михайлович. Хотели мы недавно рассказать в «Рыбаке Эстонии» об экипаже одного из наших БМРТ, который вернулся с промысла с весьма неплохими производственными показателями. А рассказа-то и не получилось. Из-за того, что неладно обстояли на этом судне дела с трудовой дисциплиной. ЧП, правда, никаких не было, но много ли надо так называемых «мелочей», чтоб испортить, осложнить и без того нелегкую жизнь в долгом и трудном рейсе? Вот и вернулись люди с моря недовольные, раздраженные. Подчиненные — начальниками, и наоборот. Не то, чтобы внешне это проявлялось, но почувствовать можно было. По тому, скажем, что очень уж они скупились сказать доброе слово друг о друге, отмалчивались. Нехотя как-то говорили и о себе, и о товарищах, норовили поскорей отделаться от «назойливых» вопросов. Естественно, я спросил первого помощника, в чем дело, чем объяснить эти формальные, казенные отношения между моряками. Ответ: он, первый помощник, получил назначение на судно уже в день выхода, людей не знал, а они подобрались наспех, в рейс шли без желания, охоты, в течение всего промысла держались особняком, каждый по себе и все такое. И ничего-то их не сблизило? Ни общие трудности, ни общие радости — ведь были и хорошие уловы, и рыба хорошая, судя по итогам рейса? А что первый помощник сделал, чтобы сплотить людей, вселить в них... чувство сопричастности к делам и интересам друг друга? Оказалось, что он вообще не смог подготовиться к этому рейсу, и сказал об этом со всей откровенностью. И если я не называю здесь ни номера судна, ни имени первого помощника, то вы понимаете, в чем загвоздка...
— Оправдываешь первого помощника? Отчасти ты прав, особенно если это еще недостаточно опытный комиссар. И все-таки ему следовало быть поактивней в рейсе, который, тем паче, продолжается не месяц и не два. Это ж очевидно — не смог он установить неформальный, я бы сказал, контакт с людьми, с активом. Но он совершенно справедливо ссылается на свою неподготовленность к рейсу, видя в ней причину неудачи. Знаешь, не верю я тем первым помощникам, которые готовы идти куда угодно, с кем угодно и когда угодно. Без всякой подготовки, — мол, потом, на месте, разберусь и сделаю все, как надо. Как надо ли? Вот в чем вопрос.
— Знаю, Николай Михайлович, это ваше мнение и... установку. Сам служил под вашим началом на Краснознаменном Балтийском флоте, когда вы были заместителем начальника политотдела крупных соединений. Потому и обращаюсь к вам с вопросом, в чем же она заключается — подготовка первого помощника к рейсу? Тем более, что вы уже не один год плаваете в этой должности на судах «Океана». И опыта, и знаний вам, как говорится, не занимать. Так вот: испытываете ли вы лично необходимость заранее готовиться к предстоящему рейсу?
— Опыт, знания... На политработе я с 1944 года, это что касается опыта. Знания: училище. Военно-политическая академия, разные курсы, университет марксизма-ленинизма — само-собой. Но вот тебе самый последний пример. Готовлюсь сейчас идти в рейс на ТР «Бора». Только что, можно сказать, прибыл из отпуска, который у меня продолжался.., свыше пяти месяцев! Непорядок? Конечно, но не об этом сейчас речь. Речь о том, что продолжайся он у меня даже месяц-полтора, конечно же, я отстал бы от жизни за это время. Что имеется в виду? Дела в объединении: обстановка, план, задачи; события международной жизни, за которыми в отпуске следишь, я бы сказал, бегло, поверхностно; события внутри нашей страны, которая живет такой динамичной, стремительной жизнью — надо хорошенько, глубоко проштудировать основные документы партии и правительства, осмыслить огромный объем информации. Ведь там, в море, несмотря на современные средства связи, рыбаки вынуждены довольствоваться весьма и весьма скупой и сжатой информацией, которой явно не хватает, чтобы удовлетворить глубокие и разносторонние интересы, духовные запросы моряков, жадных до политики, знаний — это же замечательная черта наших людей. Как же бледно и жалко выглядит в их глазах первый помощник, политический работник, который не способен, не готов «дешифровать» тот или иной факт международной или внутренней жизни, извлеченный из короткой радиоинформации, то или иное событие. И как может первый помощник без глубокой подготовки квалифицированно руководить работой судовой секции общества «Знание», консультировать не-штатных лекторов, пропагандистов, агитаторов? С наскоку тут не пройдет, не будут тебя слушать моряки, разве что из вежливости посидят... Я уж не говорю об актуальности
повесток партийных, комсомольских собраний, где профанация особенно вредна и недопустима. Или вот — предварительное изучение маршрута предстоящего рейса. Сбор материала о портах, странах, где предстоит побывать нашему судну или мимо каких придется проходить. География, история, сегодняшний день. Культура, традиции — традиции борьбы за освобождение, это особенно касается Африки... Но это еще впереди, далеко. А вот еще рядом: острова Нарген, где приняли геройскую смерть революционные моряки с эсминцев «Спартак» и «Автроил»; Осмуссаар— непобежденный морской бастион и далекий форпост Ленинграда в 1941 году, героические защитники которого под командованием капитана Вержбицкого перекрыли гитлеровцам вход в Финский залип; Палдиски — место ссылки сподвижника Пугачева — Салавата Юлаева... Легендарный Ханко. Моонзунд: год 1917-й и год 1941-й. Вот что обидно: слабо, поверхностно знают наши молодые моряки революционные и боевые события, связанные с этими «географическими пунктами». Правда, в литературе они описаны чересчур уж бегло, но мы-то, политические работники ЭРПО "Океан", просто обязаны восполнить этот пробел. Где взять материал? А хотя бы в музее дважды Краснознаменного Балтийского флота. Но все ли наши первые помощники побывали там? То-то и оно...
— А студия звукозаписи?..
— Уместный вопрос. Собираясь в рейс, мы очень ревностно следим за тем, чтоб нас не обделили самыми интересными записями концертов и бесед. И должен сказать, что моряки довольны этими записями, особенно музыкальными. Одно существенное замечание: маловато бесед на наши внутренние темы — экономических обзоров, в частности, выступлений специалистов по научной организации труда, научно-техническому творчеству и т. п.
— И все-таки, Николай Михайлович, главный вопрос и главная трудность для первого помощника перед выходом в рейс — это кадры. Не секрет, что кое-кто очень пессимистически настроен в этом отношении: мол, в рейсе уже поздно воспитывать, если не сказать больше — переделывать иных людей, которые могут подвести весь экипаж. Вы понимаете, о каких именно речь.
Как не понять! Вон, с каких времен бытует поговорка о ложке дегтя ни бочке меда ... Правда, на транспортных судах кадровый вопрос решается легче, чем на промысловых. Здесь, по крайней мере, более или менее стабилизируется командный состав. Транспорт ному рефрижератору "Бора" особенно повезло в этом смысле: мы уже не первый год плаваем вместе - капитан директор Вячеслав Богданов, технолог Михаил Яковлевич Фадеев, старший механик Владимир Кузьмин, механики Олег Занделов, Виктор Медов, наш комсомольский "бог" Леонид Водопьянов и другие товарищи, которые являются главными носителями добрых традиций судна, ядром экипажа. Хуже с кадрами рядового состава - все еще велика текучесть, сменяемость экипажа.
Чтобы снизить ее, нужно, прежде всего, упорядочить систему отпусков и отгулов; я бы даже сказал — отработать эту систему, поскольку таковой пока вообще не существует. Начинать надо с планирования отпусков и твердо выдерживать график их. Ведь что значит допустить такое положение, когда люди по два, а то и три года не имеют отпусков? Усталость. Повышенная нервозность. Так называемые, негативные эмоции, соответствующее настроение... Но, пока суд да дело, отдел кадров бьется над этой - «отпускной» проблемой, нам, первым помощникам, с величайшим тщанием и терпеливостью надо присматриваться к людям, изучать их биографии, особенно если имеешь дело с новичками, характеристики (хотя, к сожалению, пишутся они шаблонно, по бюрократическому стереотипу, в чем, кстати, повинны и первые помощники...), но главное, конечно, тут личный контакт общение с человеком, и не разовое, формы ради, знакомство. Правда, я перешагиваю рамки нашей беседы — о подготовке к рейсу — но в чем главная ошибка, недоработка первого помощника, о котором ты начал? В том, что в текучке дел, обрушившихся на него в рейсе, он выпустил из рук главное звено — живую повседневную работу с людьми, не в целом, в масштабе всего экипажа, а с конкретными людьми. Тут без личного контакта не обойтись.
Но, возвращаясь к теме нашего разговора, должен сказать: конечно же, это непорядок, когда и капитан, и первый помощник в последний момент назначаются на новое судно и лишены возможности участвовать в формировании экипажа, подборе кадров. И уж никуда не годится, если первый помощник не готовится самым серьезным образом к предстоящему рейсу.
Ибо каждый очередной рейс на промысел, в море - всегда новый и поэтому всегда твой первый рейс. У кого притупилось, а то и пропало это чувство новизны, тому лучше всего подумать о смене профессии политработника-моряка.

Л. ФИРСОВ.
СПОРТ - ЗАБОТА ОБЩАЯ - 28 12 1965
На днях в объединении про шла отчетно-выборная конференция спортивного актива, на котором с докладом выступила Т. Райдметс.
Как было отмечено в докладе, развитие физкультуры и спорта на судах и предприятиях помогает труженикам улучшить здоровье, вырабатывает трудовую закалку, приобщает к широкому участию в физкультурной работе.
В объединении накопился некоторый опыт работы в трудовых коллективах по сдаче норм на значок ГТО, многие активно принимают участие в соревнованиях и спартакиадах, занимаются в «кружках здоровья», секциях, ходят в туристические походы.
Ныне в ЭРПО насчитывается 1350 членов ДСО «Калев». Руководство всей работой осуществляет совет, на заседаниях которого обсуждаются подготовка и итоги соревнований, заслушиваются тренеры.
Советы физкультуры созданы и в трудовых коллективах, в объединении разработаны планы мероприятий по сдаче норм ГТО, проведению различных соревнований.
За отчетный период прошло две спартакиады (зимняя и летняя). В их программе были соревнования по легкой атлетике, лыжам, волейболу, плаванию, настольному теннису, шахматам. В этих спартакиадах приняли участие 1300 человек. Только за этот год сдали нормы комплекса ГТО 664 человека.
Летом в соревнованиях победителями стали спортсмены СРЗ и холодильника. Проведено 12 туристических походов, в августе прошел первый слет туристов объединения в Нелиярве.
Активно участвуют в спортивных мероприятиях судоремонтники (председатель совета В. Цветков). Здесь с помощью администрации спортсмены создают свою спортивную базу, площадки. Не случайно спортсмены завода на двух спартакиадах были первыми и в течение только этого года подготовили 60 значкистов ГТО.
На холодильнике ныне насчитывается 126 человек, выполнивших нормы ГТО.
Хороший пример в развитии спорта в управлении показывают В. Индриксон, В. Драницын, В. Бутель, А. Щербань. Улучшили свою работу советы ТМРП и автобазе.
Успешно проводится физкультурная и оздоровительная работа на ПБ "Станислав Монюшко" и "Фридерик Шопен". ТР "Нарвский залив" и "Ханс Пегельман", РТМС-7504 "Пейпси", БМРТ-555 и других судах.
Вместе с тем не во всех коллективах дела обстоят благополучно. Так, ЭРНК уже вторую спартакиаду не выставляет участников. Такое же положение в РСУ. Крайне недостаточно участвуют в соревнованиях курсанты мореходной школы. Ранее спортивная работа велась здесь более активно. Отстают в этом важном деле ТР «Рыбак Балтики", ТР "Ботнический залив», БМРТ - 229.
Только в этом году сборные команды объединения приняли участие в 22 стартах и провели 48 игр на республиканских соревнованиях, из которых 35 вы играли. Много сезонов подряд футбольная команда «Океана» является чемпионом города и обладателем кубка. Первое место коллектив физкультуры объединения занял в комплексной городской спартакиаде и назван в числе лучших в городе по сдаче норм ГТО.
Одна из причин отставания спорта в «Океане» — отсутствие спортивной базы. Мало заботятся об этом и сами предприятия, комсомольские организации и активисты спорта.
Выступившие на конференции в прениях Ю. Спихин, В. Цветков, секретарь комитета комсомола А. Черепков внесли ряд предложений по улучшению работы совета физкультуры и спорта, еще более тесной связи его с комсомольскими организациями.
Много полезных советов для развития спортивной работы в объединении было высказано в выступлениях Б. Мещерякова, В. Шестакова, П. Тикк, В. Маслакова.
На конференции выступил заместитель секретаря парткома объединения В. Юрман.
Участники конференции работу совета признали удовлетворительной. Принято решение, в котором намечены мероприятия по дальнейшему развитию физкультуры и спорта в «Океане».
Избран новый состав совета в количестве 23 человека и делегаты на городскую конференцию ДСО «Калев».
Председателем совета физкультуры и спорта объединения избран А. Сиемер.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
Новые подданные Нептуна - 15 12 1965
Своеобразный рекорд среди судов Таллинской БРФ установил транспортный рефрижератор "Бриз". В этом году он десять раз пересекал экватор. Немало новичков приняло в соленой купели подданство повелителя морей — Нептуна.
... Бескрайний простор голубого океана, яркое слепящее солнце... На палубе судна появляется в торжественном одеянии грозный морской "бог". Возле него увиваются любители жареных грешников — «черти».
Почти все население «Бриза» — на палубе, в ожидании традиционной церемонии .
Наступает волнующий момент. Под килем — невидимая линия экватора!
Нептун вопрошает: что за люди, куда держат путь?..
Следуют ответы, согласно церемонии. И вот уже в соленой купели оказались впервые пересекающие заветную линию - молодые моряки: Михаил Блудилин, Евгений Петухов, Алексей Шехонин, Николай Адсков ... Нептун, очевидно, в наше время перестал быть суеверным. Он не против взять под свою высокую руку и представительниц прекрасного пола. И морское крещение принимают фельдшер Зинаида Власова, буфетчица Мария Никифорова, уборщица Валентина Саббо, камбузница Анни Миедел.
Вскоре в последнем рейсе получили звание бывалых моряков моряков около 30 бризовцев.

Н. ОСТ.