0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1520)
Памяти СРТР-9097 и егоо экипажей. ЛОЖКА ДЕГТЯ ... - 14 0 7 1965
В канун Дня рыбака в Таллинском морском рыбном порту ошвартовался СРТР-9097. Семь с половиной месяцев не видели его портовики.
- Нам просто посчастливилось, - рассказывает старший помощник капитана Юло Кививяли. — Свой первый праздник на берегу встретили, а то, что судно к празднику успешно завершило рейс — это к случайности отнести нельзя.
Успех достигнут большим напряженным трудом экипажа. Рейс был сдвоенным. Сперва в Северном и Норвежском морях ловили, план выполнили на 130 процентов, а потом перешли на Флемиш—Кап. Промысловая обстановка была трудной, не баловала нас и погода. Однако задание выполнили.
О том, как работал экипаж, говорят такие факты. Несмотря на то, что в течение месяца судно выполняло роль поискового, добыто 2.500 центнеров трески, окуня и другой рыбы.
Почти весь груз сдан первым сортом. Старший мастер добычи Владимир Дидык хорошо организовал работу при постановке и выборке трала и добился экономии промвооружения, а мастер по обработке Александр Шкарпенко и его помощник Александр Мальцев повысили сортность рыбы.
Нелегко приходилось всей палубной команде. В рейсе не хватало двух матросов, но постановка и выборка трала, обработка рыбы не задерживались. Матросы Владимир Львов, Аво Аннук, Григорий Овчаров и Рейн Клиис, впервые ходивший в рейс после окончания Таллинского рыбопромышленного техникума, успешно справились со своими обязанностями. Им было с кого брать пример: не покладая рук трудились их начальники, вели за собой коммунисты.
Много сил и энергии вложила в достижение победы и машинная команда во главе со старшим механиком Вячеславом Бабичем. У него богатый опыт работы на судах, глубокое знание своего дела. Он так организовал дело, что и в продолжительном рейсе ни один механизм не отказал в работе, и судно не потеряло ни часу промыслового времени по вине машинной команды.
Хорошо отзываются на судне об Анатолии Ефимовиче Евсееве — молодом капитане, впервые возглавлявшем экипаж. Он быстро ориентировался в промысловой обстановке, и трал всегда был с рыбой. Большую помощь оказало судно другим экипажам, когда СРТР- 9097 работал в режиме поискового. Начальник экспедиции Л. Сонг дал ему похвальную оценку.
Но вместе с победой рыбаки испытали и горечь разочарований. Отдел снабжения обеспечил рыбаков спецодеждой, не соответствующей ростам, не всегда удовлетворял заявки. Иногда присылал то, что судну не нужно. Так, без заявки, доставили фальш-леера - пришлось их принять, хотя в них не было никакой надобности. Мал был ассортимент продуктов, доставляемых на промысел плавбазами.
С моря дали заявку в порт на автомашины, чтобы сдать около пятисот бочек тары. Однако портовики не побеспокоились об удовлетворении заявки - прислали машины к борту только на второй день.
Ждал» рыбаки и торжественной встречи. Но, как говорят на судне, кроме членов их семей на причале не увидели ни одного представителя администрации или общественных организаций.
Все эти досадные "мелочи» омрачают бодрое настроение рыбаков.

К. АЛЕКСАНДРОВ
Памяти механика-наладчика Ломакова Семена Матвеевича. СРЕДИ НАС – 10 07 1965
Сперва по судовой трансляции прозвучала команда:
-Подъем!
Затем вахтенный помощник объявил:
-Механику -наладчику спуститься в рыбцех …
Механик-наладчик - так для краткости на БМРТ-368 называют механика технологического оборудования.
На ходу одевая пиджак, Семен Матвеевич Ломаков спешит в рыбный цех. А ведь он только в два часа ночи закончил свой трудовой день.
- В чем дело? - спрашивает он.
- Остановился транспортер подачи рыбы из приемного бункера на расфасовочный стол, - пояснил матрос Волга.
Опытным глазом специалиста Ломаков определяет характер неисправности. Нужна электросварка. Семен Матвеевич протягивает кабель, раскладывает нужный инструмент. Через несколько минут дефект устранен. Цех сразу ожил, переливаясь серебром, рыба пошла по транспортеру к фасовочному столу.
Наше судно уже второй год в море. День и ночь трудятся люди у транспортных машин. Только в прошлом году БМРТ выловил 86.419 центнеров рыбы при плане 70.000 центнеров. Весь этот груз переработали машины. Надо, чтобы и сейчас техника не подкачала.
Бывает, у рыбаков, ка говорится, безрыбье. Цех молчит, кажется, замер. Но у одного из ленточных транспортеров колдует Семен Матвеевич. Он уверен, что рыба будет. А сейчас как раз подходяще время подлечить механизмы.
Однажды вышла из строя рыбомукомольная установка. Повреждение оказалось серьезным. Целые сутки работал Ломаков, устраняя неисправность. После утомительного труда только вошел в каюту, как в дверь постучал четвертый механик:
- выручай, Семен Матвеевич, стиральная машина сломалась.
Ломаков встал и отправился к стиральной машине. Он мог бы и отказаться: устал, мол. Но наш наладчик не такой человек.
-Добрый, душевный, - говорят о нем матросы.
Несет Семен Матвеевич и общественную нагрузку. Он член группы содействия партгосконтролю. Часто Ломаков проверяет вес рыбных брикетов. Несколько раз проследил упаковку муки. Муки оказалось в мешках больше положенного.
- Не дело, ребята, - сказал Ломаков, - эти излишки могут пересыпать не честные люди себе в карман.
С начала рейса прошли уже три месяца. Люди познакомились, каждый освоил свою работу. Стали
мы двигать кандидатов на судовую Доску почета. Старший механик первым назвал имя Ломакова Семена Матвеевича.
.. В кинофильме "Десять дней одного года" герои фильма спорят о том, какие люди должны строить коммунизм.
Один говорит, что деловые, другой - добрые и терпеливые. А я думаю, такие как Семен Матвеевич Ломаков - деловые, терпеливые и добрые!

В. ЯРЧУК
матрос БМРТ-368 "Оскар Лутс"
Памяти БМРТ Ганс Леберехт и его экипажам. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ У НАС ЛЮДИ - 10 07 1965
Хочется, чтобы в праздничном номере газеты было напечатано о нашем БМРТ. У нас сейчас нет высоких уловов. Так сложилась промысловая обстановка. Но люди на судне — замечательные.
Вот рыбмастер Сергей Редер, член партийного бюро, председатель группы содействия партгосконтролю. Это настоящий хозяин смены.
Он прошел суровую школу жизни: многие годы работал на шахтах Кузбасса, несколько лет водил грузовик, а теперь промышляет рыбу в Атлантике. Редер — вчерашний матрос, рыбмастером стал только в этом рейсе. Всегда и во всем он проявляет инициативу, постоянно следит за весом брикетов, правильностью их укладки, за температурным режимом в камерах и трюме. И чтобы Редер ни делал, все делает с душой.
— Нравится мне работать, буду трудиться, пока врачи не скажут : хватит.
Добытчиками руководит Адам Грекович. Нелегко ему, когда по слипу вползает пустой трал. О чем он думает в такие минуты? Наверное, о том, где бы найти рыбу, добиться высоких уловов. Забот у него много. Не один раз нужно перемерить концы, ваера - может быть, утяжелить цепочками нижнюю подбору, поставить гужики, осмотреть траловые доски, посоветоваться с другими? И Адам идет на БМРТ-396 к Якову Володину. Но у него такая же история: рыба идет плохо. Однако и в той неблагоприятной промысловой обстановке у нас уловы несколько выше, чем у других. Поэтому с БМРТ-368 пришли к нам за консультацией, и дела у них пошли лучше.
Когда я прочитал Адаму касающиеся его строки, он ответил:
- Все правильно, только жена прочитает и испугается, что я здесь совсем от забот почернел.
Не волнуйтесь, Таисия Федоровна, ничего с ним не случилось.
А вот рядовой матрос-обработчик коммунист Яков Кучма. Приходит он, например, к технологу и говорит:
- Августина Семеновна, у нас в бригаде брикеты горбатые получаются, многие неправильно рыбу укладывают. Давайте соберемся, и вы объясните ребятам их обязанности.
Такой он во всем, этот спокойный, уравновешенный человек, по-хозяйски относящийся к работе. Он не пройдет равнодушно мимо, если заметит, что кто-то небрежно укладывает рыбу в противень или беспечно относится к таре.
Недавно мы перешли в новый район промысла. Идет пикша, и хорошо идет. Не за горами то время, когда показатели нашей работы пересекут плановую кривую. А пока пусть подарком к Дню рыбака будет наша решимость преодолеть все трудности, навязанные природой, непреклонная воля выполнять и перевыполнить план.

А. КОВБА,
первый помощник капитана БМРТ «Ганс Леберехт».
Памяти тралмастера Василия Битюцкого. Щедро, по-братски - 10 07 1965
БОРТ СРТ-4510. (По радио). Погода не балует нынче промысловиков. Но экипажи судов прилагают все силы для выполнения взятых в честь праздника обязательств. Особенно много забот в эти дни у тралмастера-наставника Василия Битюцкого. He все умеют настроить тралы, не всем и всегда удается брать хорошие уловы. И на помощь товарищам приходит Василий Битюцкий. Он делится с тралмастерами своим опытом, дает им необходимые советы и консультации.
Его голос можно услышать по радио, а если есть возможность, то тралмастер-наставник бывает на судах, на месте оказывает нужную помощь..
В частности, в первые дни промысла не ладилось у нас дело. Я пригласил Василия Битюцкого на судно. Четыре часа пробыл у нас тралмастер-наставник, сделал все, что нужно, дал ценные советы. И сразу же дела у нас пошли на лад.
При последующих тралениях мы стали брать от 30 до 60 центнеров рыбы.
На судне был выпущен листок - "молния», в котором обобщался опыт настройки трала по методу Василия Битюцкого, а ему от имени экипажа была объявлена благодарность за дружескую помощь.
Василии Битюцкий помог также наладить тралы на СРТ-4479, СРТР-9110, 9124 и ряде других судов.
За братскую помощь и выручку промысловики сердечно благодарят тралмастера-наставника.
— Большое рыбацкое спасибо тебе, Василий!

И. МОЛОДЦОВ, капитан
Памяти технолога Петра Васильевича Полещука. БЕСПОКОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК -10 07 1965
""

Помощник капитана по производству Петр Васильевич Полещук, другими словами технолог, работает на д/э «Буревестник». Он отвечает за качество работы цеха, за людей, которые трудятся в нем.
Полещук умело сочетает производственную работу с учебой в рыбопромышленном техникуме. Опыт работы передает другим. В прошлом рейсе за короткое время Полещук обучил специальности многих матросов.
Среди коллектива технолог Полещук пользуется большим авторитетом. Несет общественную нагрузку — член судового комитета.
— Беспокойный, принципиальный наш технолог, — говорят товарищи о Полещуке.

Фото А. Дудченко.
РОВЕСНИКИ -21 07 1965
Им по двадцать пять, этим парням. Один - эстонец Хиллар Ауль, другой – литовец Бронис Kaваляукас. Парни - рыбаки. Плава ют на "Бризе".
- Ровесники республики, — сказал о них первый помощник капитана И. Дубнов. — Хорошие работники - гордость экипажа.
Мы познакомились с «ровесниками". Они любят спорт, море. Хиллар родился в рабочей семье. Окончил семь классов. Когда началось строительство ГРЭС в Кохтла-Ярве, Хиллар поехал туда. Работал электрослесарем. Вступил в комсомол. ГРЭС построена такими, как Хиллар Ауль. Они все немного романтики. Наверно оттого, что тянули горизонты дорог — выбрал Ауль море. Но специальности не сменил - работает электриком.
Бронис Каваляускас тоже закончил только семь классов. Работал в колхозе шофером. Отслужил, как и Ауль, военную службу в Советской Армии. О море он мечтал с детства. Почти одновременно с Хилларом, вступил на палубу судна и сначала плавал матросом. В свободное время Бронис частенько спускался в машинное отделение.
- Техника манит, - признался он как-то старшему рефмеханику Хвастунову.
Хвастунов поддержал матроса, объяснил ему устройство компрессоров. Бронис быстро освоился с ними. Позднее Коваляуска стал рефмехаником, перешел на "Бриз".
На этом судне встретились оба двадцатипятилетних. Совместные работы, техническая учеба, работа на промысле еще сильнее сдружили молодых моряков. В большом морском коллективе они трудятся плечом к плечу.

Н. Михайлов
Эйно Гильден - 17 07 1965
""

ШЛО судовое собрание. Команда обсуждала как лучше выполнить задание. Мастер добычи Эйно Гильден внимательно слушал выступающих, приглядывался к людям. В рейс выходили новые, в большинстве молодые моряки. Они решили освоить трудную, но почетную профессию тружеников моря. Конечно, на первых порах немало придется приложить сил и умения, чтобы воспитать из них заправских рыбаков.
Но у Эйно есть опыт. Он сам начинал плавать юнгой, прошел хорошую рыбацкую школу. Когда Гильдена назначили мастером по добыче, он почувствовал, что знаний у него мало. Тогда его послали учиться в Пярну на трехмесячные курсы. Занятия там шли на русском языке, а Гильден владел им плохо. Чтобы не отстать от товарищей, он выкраивал время, читал книги.
По окончании курсов Эйно назначили помощником тралмастера. Здесь немало трудностей встретилось при ремонте промысловой техники. Решил и этот участок работы изучить на отлично.
По прибытии в порт Эйно взял отпуск. Но вместо отдыха Гильден отправился на Таллинскую фабрику орудий лова.
— Хочу у вас временно стать практикантом, - заявил он директору.
- Что ж, приходи, смотри. Если нужно, так смотри. Если нужно, так за работу берись.
На другой день Эйно в цехе знакомится с изготовлением сетей, тралов.
И вот теперь впереди экспедиция на Ньюфаундленд. Теперь Эйно старший мастер и забот у него прибавилось… Рейс в Атлантику с новым составом закончился успешно. Простоев не было. Годовой план судно выполнило спешно. Выловили 6.430 центнеров рыбы. Добились экономии промвооружения на 6.600 рублей. В этом заслуга и тралмастера.
Капитан траулера Б. Аскилейскири говорит: — Эйно любит свою работу . Опыт и знания передает молодым рыбаках.
В 1963 году Эйно Гильдена наградили орденом "Знак Почета ". На днях ему присвоили звание заслуженного рыбака Эстонии.

Н. ПЛЕС
ВАЙНО НООР – 17 -07 1965
""

Около пятнадцати лет работает на промысловых судах Вайно Матвеевич Hoop. Имя этого капитана известно многим рыбакам Эстонии. Своим трудолюбием, настойчивостью, знанием промыслового дела он заслужил признание рыбаков. Он плавал матросом, боцманом, вторым и старшим помощником капитана. В 1955 году пришел на работу в Управление сельдяного лова. С тех пор неутомимо несет свою трудовую вахту.
Вайно Hoop — потомственный рыбак. Одним из первых он вышел в Атлантику, осваивал рыбный промысел в Северном, Норвежском морях, на Большой Ньюфаундлендской банке, у острова Сейбл, на Джорджес банке, Карибском море. Такой перечень промысловых районов Мирового океана, где он добывал рыбу. Еще не было рейса, чтобы экипаж, руководимый Вайно Ноором, не выполнил плана. На его счету многие тысячи центнеров добытой рыбы.
За самоотверженный труд капитан В. Hoop награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В последних двух рейсах команда судна выполнила план на 128 процентов. Себестоимость каждого центнера рыбной продукции снижена на два рубля 55 копеек.
Умение подойти к людям, воодушевить их на трудовые достижения помигает ему успешно решать задачи, стоящие перед экипажем.
Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР за выдающиеся заслуги в развитии рыбной промышленности капитан Вайно Hoop удостоен почетного звания заслуженного рыбака Эстонской ССР.

И. ГОРБУНОВ.
Памяти ТР "Бриз" и его экипажей. С ПОЛНЫМ ГРУЗОМ - 14 07 1965
Очередной рейс транспортный рефрижератор "Бриз» совершил в район Северной Атлантики. Обстоятельства сложились не совсем благоприятно для нас. Промысловая обстановка не дала нам возможности сразу же приступить к разгрузке судов. На состоявшемся общесудовом собрании было единодушно высказано мнение: несмотря на обстановку, досрочно завершить рейс с перевыполнением плана по всем показателям.
В первое время нам пришлось заниматься различными хозяйственными вопросами по обслуживанию флота.
Но вот к борту «Бриза» подошли БМРТ с рыбой и теперь уже от экипажа зависело — насколько быстро будут разгружаться суда. Каждый человек это хорошо понимал, и поэтому работа шла слаженно, со значительным перевыполнением суточного задания. За семь суток мы погрузили в трюмы 3.254 тонны мороженой рыбы. Весь экипаж работал неплохо, но хочется особо отметить матросов В. Степанченко, В. Томпеля, В. Мельникова, В. Лавренюка, Я. Пудана, E. Селезень, Ю. Леоновичуса, В. Юдина, Тайма, В. Бочая, Л. Светлова.
На переходах и в районе промысла машинная команда во главе со страшим механиком Ш. Абдулаевым работала бесперебойно, надежность плавания обеспечивали третий механик Нарышкин, второй механик В. Изотов, электрик Кузнецов, старший моторист В. Раубуам, мотористы С. Чокин, А. Демченко, Ильющенко, И. Жаунелас, рефмеханик Я. Кутник, рефмоторист Ю. Пилигин. Своим добросовестным отношением к труду заслужил похвалу начпрод А. Тарик. Он первый раз вышел в море, но сумел хорошо организовать питание личного состава. Наши повара В. Чалый, Н. Гоголев в течение всего рейса готовили вкусную разнообразную пищу. Отлично трудился молодой боцман П. Пыльдару. Концы и кранцы всегда были в исправности и ни разу не подводили нас.
Много на «Бризе» людей с душой выполняющих свое дело. Разве можно умолчать о буфетчице Е. Бобиной! У нас были со вкусом всегда убраны столы, красиво расставлена посуда. Старательно работала уборщица В. Саббо.
Однако, есть у нас еще недостатки. Над их устранением думает весь коллектив.
Экипаж транспортного рефрижератора «Бриз» встретил рыбацкий праздник с чувством исполненного долга.

В. НЕФЕДОВ.
Памяти берегового матроса Глеба Петровича Петрова. Хозяин причала - 14 07 1965
Так называют береговых матросов в Таллинском морском рыбном порту.
Глеб Петрович Петров — один из лучших. Три года он встречает и провожает суда. Они разные. Промысловые, транспортные. Возвращаются из ближних и дальних морей...
— Здравствуй, товарищ! Здравствуй, родной порт!
Глеб принимает швартовый. Ночью, днем... Неизменно, в любую погоду.
... Три часа заводили «Коралл». С неба лило, будто из ведра. На причале пусто. Петров ежился. Ветер до костей пробирал. Но уйти нельзя.
- Лови! - понеслось с верхней палубы БМРТ.
Шлепнулся швартовый на землю. Глеб Петрович быстро его схватил — заводит. Издали смотреть — дело не хитрое. Но береговому матросу доверена жизнь «Коралла». Он и лоцман, и капитан. Сейчас за несколько минут остановит судно. Оно движется по инерции. Лоцман и капитан немного волнуются: ветром может отнести БМРТ. Придется опять подгонять его к стенке. Не
случилось бы хуже - налетит на другие суда ...
- Боцман, установить трап!
Этот приказ снимает все тревоги. "Коралл" на приколе.
Если суда не подойдут - Петрович вновь отправится на причал. Будет проверять, как несут вахты, чисто ли около судов. После разгрузки «Боры» осталось много грязи. Петров сделал замечание. Мусор не убрали. Составили акт. Оштрафовали. Теперь, когда «Бора» в порту, Глеб Петрович спокоен. Все будет в порядке.
На днях «Коралл» отправился на промысел. Провожал судно Глеб Петров. На прощание он поднял руку:
— Счастливого рейса, друзья. Возвращайтесь с рыбой.
«Коралл» скрылся с глаз. Петровича ожидали другие. За смену судов бывает до четырнадцати. Надо успеть - одних встретить, других отправить в далекий путь.

Н. БЕЛОВА.