0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
БМРТ-227 "Аугуст Алле". ВПЕРВЫЕ ПЕЛАГИЧЕСКИМ ТРАЛОМ – 07 02 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В одной из песен Юрия Визбора есть такие строки:

Мы вышли в море
по приказу.
И по приказу -
по домам.
Мы возвращаемся на базу,
А на дворе уже зима...

Именно так и получилось с рейсом БМРТ-227 "Аугуст Алле".
Ушли рыбаки в море в середине августа, вернулись - зима. Резкий перепад от жаркой Африки к промозглому холоду Балтики. Но рыбаки не унывают.
Да и какое может быть уныние: домой вернулись! Кроме того, не с пустыми трюмами. Только экспортной продукции сдано за рейс 19635 центнеров - 2323,9 процента плана, товарной продукции на 1732,3 тысячи рублей - 110,8 процента плана.
Задание по выпуску пищевой продукции выполнено на 123,9 процента.
Чем объяснить столь высокие показатели экипажа БМРТ-227? С таким вопросом я обратился к капитану судна, кавалеру ордена Ленину Фридриху Тамму.
- Прежде всего, - ответил он, нормальной погодой. В это время года промысловые условия у берегов Северной Африки хорошие. Но, главное, - впервые на нашем судне был использован пелагический трал. Две трети всей рыбы мы подняли на борт судна именно этим способом. Но не обошлось и без недоразумений. На пелагических тралах используется прибор ИГЭК, который крепится на трал и показывает глубину и раскрытие трала, а также заход рыбы.
Так вот, чтобы прибор опускался вместе с тралом, на судне использовалась специальная лебедка, на которую при всем желании более 800 метров провода для ИГЭК не намотаешь. Достаточно тралу уйти на глубину свыше 150 метров, и мы работаем фактически вслепую, провод не пускает прибор. Так что на будущее: для нормальной работы пелагического трала необходима новая лебедки для ИГЭК, способная наматывать на барабан как минимум 1500 метров провода.
Далее Фридрих Михайлович предложил еще одну, на мой взгляд, заинтересующую руководство объединения идею.
Заходы в инпорты планируются БМРТ, как правило, к концу рейса. К тому времени корпус судна обрастает водорослями, а это резко сказывается на скорости движения. А почему бы, предложил Ф. М. Тамм, не планировать заходы хотя бы в тот же Лас-Пальмас в середине рейса, и там параллельно с приемом продуктов питания проводить зачистку корпуса? По мнению капитана, это дало бы немалые преимущества.
... В каюте первого помощника капитана Петра Максимовича Кудрина я узнал много интересных подробностей о прошедшем рейсе. Прежде всего, Петр Максимович рассказал о том, как встречали рыбаки на промысле праздник 7 ноября и Новый год.
"В море, как дома» - таков девиз у членов судового комитета профсоюза, который возглавляет В. И. Зайцев. По инициативе комитета в рейсе неоднократно проводились соревнования по шахматам, шашкам, стрельбе из воздушной винтовки. А на праздновании Нового года присутствовал Дед мороз - сам В. Зайцев.
Активно работала в рейсе комсомольская организация во главе с комсоргом М. Юуресоо. Он практикант, плавал на судне в числе 26 курсантов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Кстати, о курсантах. По определению П. М. Кудрина, они работали не хуже штатных матросов.
В рейсе проводилось социалистическое соревнование среди экипажа судна. Первое место среди комплексных бригад заняла смена рыбмастера И. Тарасенко. Итоги соцсоревнования подводились ежемесячно и публиковались в стенной газете, о которой следует сказать особо. Редактировала ее Анна Чернова, повар судна. А рисунки и карикатуры для газеты делал матрос Н. Григоров. Газета выходила в течение рейса десять раз, и каждый ее номер был насыщен интересными оперативными информациями и хорошо выполненными карикатурами Н. Григорова.
Этим рейсом экипаж БМРТ-227 завершил пятилетнее и годовое задания. 10 декабря 1970 года был выполнен последний показатель пятилетки. Остается только добавить, что рыбаки "Аугуста Алле" посвятили свой последний рейс XXIV съезду КПСС.


В. ДАВЫДОВ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


БМРТ-227 Аугуст Алле. Матрос первого класса А. Бондарчук в последнем рейсе освоил специальность сварщика.

На снимке: А. Бондарчук ремонтирует промвооружение.

Фото В. Державина.
Лишены дипломов - 05 02 1971
СЕМНАДЦАТОГО января 1970 года CPTP-9102 под командованием капитана Дмитрия Дмитриевича Кошкина вышел из Таллинн на промысел в Северо-Западную Атлантику. В районе острова Нарген судно попало в лед и испытывало сжатие, однако самостоятельно вышло на чистую воду.
После выхода изо льда начала ощущаться на полном ходу заметная вибрация корпуса.
Капитан об этом никому не сообщил и продолжал следовать по назначению. В дальнейшем при переходе в Атлантике было обнаружено поступление воды в кормовую провизионную кладовую. Судно продолжало рейс и воду систематически откачивали. По прибытии на промысел водолазного осмотра сделано не было, несмотря на вибрацию и водотечность корпуса.
В феврале при ремонте в порту Галифакс ГЛС «Палтус» водолазами было обнаружено, что лопасти ВРШ имеют повреждения. Частично обрезав и зачистив лопасти, судно продолжило промысел.
22 февраля 1970 года СРТР-9102 имел столкновение с РТМ "Бахчисарай" и получил пробоину в форпике. После осмотра судна инспектором безопасности мореплавания капитан Д. Д. Кошкин получил предписание, следовать на буксире на ремонт в инпорт. Капитан не выполнил этого предписания и следовал в порт самостоятельно в порт Галифакс. По пути капитан продолжал тайно лов рыбы, скрывая это от руководства промыслом и не отмечая свои действия в судовом журнале. В порту Галифакс судно было отремонтировано.
За грубое нарушение действующих Правил эксплуатации судна, Устава службы на флоте и скрытие повреждений судна, а также за эксплуатацию судна в аварийном состоянии, что значительно усугубило положение и привело к значительным убыткам, капитан Д. Д. Кошкин лишен рабочего диплома на звание штурмана дальнего плавания сроком на 12 месяцев.
26 июня 1970 года начальник радиостанции СРТ-4510 Вениамин Анатольевич Иванов, выйдя в рейс в 08 час. 00 .мин., передал на радиоцентр местонахождение судна. В дальнейшем за все время следования до 29 июня ни одного сообщения о местонахождении судна и другой корреспонденции на берег не передавал. Несмотря на отсутствие связи с берегом, В. А. Иванов ежедневно докладывал капитану судна о наличии связи и передаче диспетчерских сводок на берег и что все обстоит нормально. Только утром 29 июня 1970 года капитан СРТ-4510 узнал от вахтенной службы плавбазы "Фридерик Шопен" об отсутствии какой-либо связи у его судна.
За грубое нарушение Правил радиосвязи и сознательный обман капитана, о наличии связи, бывший начальник радиостанции СРТ-4510 В. А. Иванов лишен рабочего диплома на звание радиооператора-электрорадионавигатора второго класса сроком на 12 месяцев.
15 февраля и 22 марта 1970 года начальник радиостанции БМРТ-368 Петр Иванович Ревин вел частный радиообмен с радиоцентром Таллина, допуская пир этом грубые обороты речи.
За грубое нарушение Правил радиосвязи морской подвижной службы СССР начальник радиостанции БМРТ-368 П. И. Ревин лишен рабочего диплома на звание радиооператора II класса сроком на три месяца.
6 сентября 1970 года СРТ-4510 ЭРПО "Океан» под командованием капитана Леонида Павловича Вотякова и его старшего помощника Алексея Григорьевича Мартюка вышел из Таллинского морского рыбного порта на промысле в Северное море. Ни капитан, ни вахтенный штурман счисление пути судна не вели, местонахождение не определяли. Капитан Л. П. Вотяков и старший помощник находились нетрезвом состоянии. Это и послужило причиной потери бдительности и ориентировки. CPT-4558 проследовал опасным курсом ив районе пролива Хари-Курк на полном ходу коснулся грунта, получил повреждение корпуса и рулевого устройства.
За грубейшее нарушение требований Устава службы на судах флота рыбной промышленности и основ судовождения бывший капитан CPТ-4558 Л. П. Вотяков лишен рабочего диплома на морское звание штурмана дальнего плавания сроком на 12 месяцев, а старший помощник капитана А. Г. Мартюк — рабочего диплома на морское звание капитана малого плавания также сроком на 12 месяцев.


Г. КАСК, моринспектор Госрыбфлотинспекции Эстонского района.
«ГРЯЗНОЕ ДЕЛО» - 05 02 1971
В газете «Рыбак Эстонии» за 8 июля и 11 сентября прошлого года были помещены материалы под заголовками «Грязное дело» и «По заслугам». В них шла речь о махинациях второго механика В. Яковича при оформлении нарядов на саморемонт двигателей и незаконном получении денег с использованием подставных лиц. При этом главный механик В. Островский визировал эти документы, заранее зная, что они фиктивные.
Комитет народного контроля дважды расследовал дело Яковича и Островского. Незаконно присвоенные деньги Якович возвратил тем, кто их действительно заработал. Островскому комитет объявил строгий выговор. Партийные взыскания на Яковича и Островского были наложены также и первичной партийной организацией производственного рефрижератора "Крейцвальд" 18 августа прошлого года. (Кандидату в члены КПСС Яковичу объявлен выговор, члену КПСС Островскому поставить на вид).
Впоследствии взыскание с Яковича было снято партийной организацией судна, и он был принят в члены КПСС 26 декабря прошлого года. На одном из заседаний бюро парткома рассмотрело персональное дело члена КПСС В. Островского и сочло меру партийного взыскания судовой парторганизации недостаточной. Островскому объявлен выговор без занесения в учетную карточку.
Надо полагать, что механико-судовая служба «Океана" также сделает из этой истории выводы. Тем более, что Островский заявил на заседании бюро парткома, что, дескать, подобные махинации с нарядами и подставными лицами — обычное явление на судах флота. И что он просто не понимает, чего от него хотят.
Несмотря на строгий выговор, объявленный комитетом народного контроля, взыскание первичной парторганизации, критику в газете "Рыбак Эстонии", выговор на бюро парткома – В. Островский так и не понял, чего от него хотят. Пришлось Островскому напомнить об Уставе партии, о партийной этике, просто о гражданском долге.
27 января на бюро парткома рассматривалось персональное дело Яковича в связи с новыми фактами, недостойными коммуниста, о которых судовая парторганизация не знала. Бюро парткома отказало Яковичу в приеме в члены КПСС как просрочившему кандидатский стаж и не оправдавшему доверия партии.
Незаконно присвоенные деньги Яковичу предложено вернуть в пользу объединения "Океан".
CPТP-9058. ПИОНЕР КОШЕЛЬКОВОГО ЛОВА - 05 02 1971
Немало трудовых побед на счету экипажа CPТP-9058, где капитаном Н. Трунов, являющийся пионером кошелькового лова в Эстонии.
Сейчас этот траулер вышел на лов сельди в район банки Банкеро. Экипаж обязался новыми трудовыми успехами встретить XXIV съезд КПСС.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

выборка трала;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

коммунист Николай Павлов, несколько лет работавший боцманом этого судна, а сейчас выдвинутый на должность боцмана БМРТ.

Фото П. Ломацкого, старшего механика
КОРАБЛЯМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ БЕРЕГА - 31 01 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЦЕХ «ОКЕАНА»


ДОМИК У МОРЯ
НЕКАЗИСТЫЙ деревянный домишко у берега моря... Это — электрорадионавигационная камера объединения "Океан", и здесь работают люди, с которыми мне хочется вас познакомить.
Но сначала — об их труде. В этих маленьких комнатушках, весьма приближенно отвечающих производственным требованиям, вершатся важные, нужные и поистине удивительные дела. Удивительные... Может быть, бывалому штурману, величающему себя не иначе, как морским асом, глубоко безразлично, где и как ремонтировались его секстан, бинокль, компас или звездный глобус, т. е. приборы первой необходимости в его штурманской практике. Главное, чтобы работали приборы без малейших погрешностей. Главное чтобы ремонт их был окончен в срок, иначе судно не выйдет в море. А вам, рыбакам, хорошо известно, во что обходятся одни сутки простоя судна в порту.
Прекрасно понимают эту нехитрую механик и работники электрорадионавигационной камеры. Вот почему подолгу не гаснет свет в окнах неказистого домика у моря...


10000 КОМПАСОВ
Через руки Феликса Федоровича Калашникова прошло 10000 компасов. Более тысячи в год. Приборы самых различных систем, старые и новые, советские и английские, финские и норвежские, немецкие и французские... Попадают они в руки Феликса Федоровича, разумеется, неисправные. А через несколько дней представитель судна забирает готовый, с иголочки, прибор.
И вот так — уже около девяти лет. Феликс Федорович сейчас может с одного взгляда определить, где таится неисправность. Но сам он к своей работе относится снисходительно. Для него починить компас — пустяковое дело... (Так, во всяком случае, говорит он сам).
А на деле? Самое уязвимое место морского компаса — наконечник шпильки, на который насаживается картушка. Наконечник сделан из иридия - прочного и ценного металла. Но, несмотря на прочность, после полугодового срока эксплуатации, металл изнашивается, притупляется самый кончик, и картушка компаса при вращении испытывает излишнее сопротивление, т. е. теряет свободу движения. Прибор начинает «подвирать» на 1-2 минуты, что в результате приводит к ошибкам в определении курса корабля.
...Но вот неисправный компас попадает к Калашникову. Быстрые, ловкие пальцы вскрывают прибор. Вот они извлекают картушку, и сквозь двадцатикратную линзу внимательный глаз изучает агатовую насадку — маленький прозрачный цилиндрик с идеально отполированным углублением. Ну, здесь, кажется, все нормально.
Феликс Федорович извлекает бронзовую шпильку и внимательно рассматривает наконечник. Так и есть, затупился. Проще всего было бы заменить шпильку новой, заводской. Но Феликс Федорович не торопится с этим. Иридий - металл дорогой. Зачем выбрасывать шпильку, когда она может еще с годик послужить?
И начинается поистине ювелирная работа. Шлифовальный круг, абразивный брусок, ручная шлифовка... И все эти операции - с помощь оптических стекол. Невооруженным глазом разве увидишь микроскопическую щербинку на поверхности металла?
Но вот шпилька готова. Теперь остается залить. жидкость, покрасить специальной краской картушку, насадить ее, собрать прибор, покрасить, восстановить градуировку, проставить нулевые отметки... А это совсем не просто. Картушка в жидкости должна иметь вес, не превосходящий 3,2 грамма и не меньший 3,1. Точность зависит от консистенции раствора (спирт и дистиллированная вода). Это - требования для компасов советского производства. Для заграничных же — состав жидкости иной, и его надо найти, основываясь исключительно на собственном опыте. Задача не из легких... А нулевые отметки? Тут нужна снайперская точность. Погрешности быть не может...
Но хочется Феликсу Федоровичу, чтобы компасы служили морякам дольше. А как? Как свести до минимума износ наконечника шпильки? Ещё полтора года назад он со своим коллегой Алексеем Романовичем Драем изготовили опытный образец оригинальной шпильки. Новый компас передали для испытания на одни из колхозных СРТ. Три месяца качали прибор североморские штормы. Затем передали компас на полгода в «мореходу» в учебный класс. Уж как там крутили его курсанты — после проверки выяснилось, что компас исправен. Теперь изобретатели ждут ледовой обстановки, чтобы испытать прибор в самых жестких условиях. Установят компас с новой шпилькой на каком-нибудь буксире ледокольного типа, чтобы «потрясло" его как следует. Если после такой «встряски" прибор будет работать, то тогда авторы заявят о своем изобретении. Только тогда, не раньше, хотя преимущества новой шпильки на лицо: почти год эксплуатации без ремонта...
С шестого июня прошлого года Калашников работает в счет 1971 года, а бригада, в которой он трудится, и которую возглавляет А. Р. Драй, уже в апреле стала трудиться в счет новой пятилетки. За все время работы ЭРНК к Феликсу Федоровичу не было ни одной претензии от моряков, а недавно Ф. Ф. Калашников награжден Юбилейной Ленинской медалью...



ОДИН ИЗ ТРЁХ
Его владения - комната, на двери которой табличка "Оптика". Полный, небольшого роста. Умное широкое лицо, седые волосы. Алексей Романович Драй специализируется на ремонте оптических навигационных средств - биноклей, секстанов. Но, если нужно, он может отремонтировать фотоаппарат, кинокамеру, часы, компас, барометр, барограф..
В электрорадионавигационной камере он работает около пяти лет, и за эти годы стяжал славу мастера на все руки. Большой путь за его плечами.
В 1949 году Алексей Драй был призван во флот. Служил минером на Балтике. Его пальцы до сих пор помнят холодные, бесстрастные взрыватели мин, которые он обезвреживал. Не стоит, наверное, говорить, сколько опасности таит в себе эта работа. Достаточно вспомнить военную поговорку: " Сапер ошибается один раз". Алексей Романович не ошибался ни разу, но, даже соблюдая крайнюю осторожность, ты не огражден от случайностей... Однажды при обезвреживании мины А. Драй был контужен. Это случилось в 1955 году. Тогда же он был награжден орденом Красной Звезды.
А в 1956 году, после двух лет сверхсрочной службы (товарищи посмеивались: сверх срока - на такой "горячей" работенке!..), он ушел в запас и потом долго не мог найти специальность по душе. Начинал что-то, но потом оказывалось, что эта работа не приносит ему удовлетворения, радости. Был он и токарем, и слесарем самого высокого класса и, наконец, работал по ремонту кинофотоаппаратуры. И здесь, соприкоснувшись с оптикой, он нашел то, что искал. Работа требовала применения навыков слесаря и токаря, и, главное, точности минера.
Сейчас Алексей Романович трудится в ЭРНК. Основной профиль, как уже говорилось, — оптические навигационные средства. Для обнаружения неисправности в бинокле и секстане он разработал и построил специальные приборы, автоколлиматоры.
С огромной точностью выверена в них оптическая часть. Теперь Алексею Романовичу достаточно 2—3 минут, чтобы определить, где таится неисправность в приборе. А дальше — сам ремонт. Он требует чистоты, аккуратности. Призмы, линзы протираются эфиром и помещаются до сборки под стеклянный колпак, чтобы не запылились. Тщательно устанавливаются зеркала и призмы. Если в приборе отсутствует какая-либо деталь, Алексей Романович сам вытачивает ее на миниатюрном токарном станке. А работы, как говорится, невпроворот. Кроме судов "Океана", ЭРНК обслуживает и колхозный флот. И хоть есть у колхозников свои специалисты, несут они приборы Драю и Калашникову: надежнее!
Но, несмотря на загруженность, Алексей Романович находит время и для общественной работы. Он член комитета профсоюза, много работает с молодежью камеры, разработал он интересную балльную систему по подведению итогов деятельности отделов ЭРНК. Если, допустим, в корректорской службе случай прогула, от общего результат отнимается 5 баллов, если подано рацпредложение - плюс 10 баллов. Интересно отметить, что по этой системе бригада А. Р. Драя уже долгое время держит первое место по ЭРНК.
Но и это еще не все. Алексей Романович - страстный кинолюбитель. С помощью усовершенствованной им же кинокамеры "Киев" он отснял свыше десятка любительских фильмов. А в труппе народного театра Дома флота он является одним из ведущих актеров. Сейчас А. Р. Драю предложили роль Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Но, пожалуй, самым лестным является то, что Алексей Романович Драй — один из трех на всю республику мастеров по ремонту навигационных средств. Да что говорить, редкая специальность!...


КОРРЕКТИРОВКА
В самой дальней комнате домика — царство девушек. Здесь разместилось корректорское бюро электрорадионавигационной камеры. В два ряда столы с вмонтированными в их поверхность лампами дневного освещения. Это — рабочие места корректоров.
Основная корректировка морских карт происходит за столом инженера-картографа Татьяны Васильевны Поляковой. Это она по данным извещений, присылаемых из Ленинграда и Калининграда, наносит коррективы на карты-оригиналы. Работа кропотливая, требующая крайней внимательности и напряжения. Важно, чтобы все поправки были нанесены на оригинал. Отсутствие какого-либо значка может таить в себе тяжелые последствия для судов
Готовые карты-оригиналы поступают к корректорам на их подсвеченные столы. Девушки переносят поправки с оригиналов на карты уходящих в море судов. Делается это так. На светящуюся поверхность ложится оригинал. Сверху карта. Ручка, красные чернила, карандаш — вот и все нехитрые приспособления. Корректор, для большей точности, как бы разбивает карту на квадраты. Так легче копировать поправки с оригинала.
Вот работает самая молодая пред ставительница «девичьего царства" корректор Ирина Пинчук. В бюро она: при-шла полтора года назад. Освоилась быстро. Важно ничего не упустить, все заметить. А со временем вырабатывает ся профессиональная сноровка, опыт. Работа продвигается заметно быстрее.
Вот и сейчас склонилась Ирина над столом. Красными чернилами отмечает рыбную зону. А вот пометка простым карандашом — это поправка временная.
На этой карте — 25 корректив. А бывает, что на оригинале свыше сотни поправок. Тут уж до боли в глазах всматриваешься в каждый квадратик карты, в каждую черточку. Потом снова и снова пересчитываешь поправки, и если одной-двух недосчитаешься, снова ищешь недостающие пометки до тех пор, пока оригинал не будет точно и полно скопирован.
В соседней комнате — тоже корректоры, но несколько другого профиля. Под руководством Анны Ильиничны Мартыновой они вносят поправки в коллекции морских книг — лоций и т. д. Данные также поступают сюда в виде извещений. На полях книг пестрят многочисленные поправки...
Начальник корректорского бюро Евгения Николаевна Рястас довольна. За всю историю существования бюро в адрес корректоров не поступило ни одного замечания. Единственное, что тревожит ее - это проблема помещения. Да, здесь тесно, душно. Работа, что ни говори, напряженная: устают глаза, затекают суставы. Постоянно ловишь себя на том, что отвлекся, а отвлекаться нельзя, работа требует собранности, внимательности, усидчивости. Будем надеяться, что вопрос с новым помещением для ЭРНК будет, наконец-то, решен.
СТОЯТ суда у причалов Таллинского морского рыбного порта. Ждут выхода в море, потому что море — их дом, их стихия. На берегу корабли, как в гостях.
Но кораблям нельзя без берега. Здесь, на берегу уточняются и корректируются будущие их маршруты, "лечатся" их глаза и уши... И если корабль не сбился в далеком своем пути, если вовремя и верно изменил курс, чтобы обойти ураган, если вовремя заметил угрожающий ему айсберг — в этом заслуга тех, о ком говорилось в этих строках.

В. ЦИОН


На снимках этой полосы, сделанных нашим фотокорреспондентом А. Дудченко,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

вы видите работников электрорадионавигационной камеры слесаря 6-го разряда по ремонту КИП и "автоматики" Ф. Ф. Калашникова
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и старшего инженера-технолога по ремонту судовой радиоэлектронной и навигационно-штурманской аппаратуры А. Р. Драя.
Поздравляем с присвоением звания - 24 01 1971
Капитана дальнего плавания: Лысенко Леонида Александровича.
Штурмана малого плавания: Вендла Тийта Альбертовича, Лаури Йонеса Эриховича, Леоска Валерия Валентиновича, Сафата Раймонда Юлиусовича.
Судового электромеханика второго разряда: Молодцова Анатолия Михайловича.
Судового электромеханика третьего разряда : Петрова Вячеслава Алексеевича.
Судового механика третьего разряда по ДВС: Байдала Анатолия Михайловича, Шумского Валерия Юрьевича.
Радиооператора второго класса: Тэвера Юлиуса-Михаела Хермановича, Лойта Рейна Викторовича, Йохансона Калью Альбертовича, Хейнсоо Арвида Иоханновича, Коломайнена Михаила Андревича, Коренкова Юрия Ивановича, Минькова Владимира Михайловича.
Рефмеханика третьей категории: Башкирцева Леонида Борисовича, Наседкина Александра Васильевича, Ломцева Николая Григорьевича.
ТР «Ботнический залив». Оценка—"отлично" - 22 01 1971
"Отлично" — такую оценку поставил капитан команды, осуществлявшей перегон транспортного рефрижератора «Ботнический залив» со стапелей Ла-Сейна (Франция) до Таллинского рейда, тов. Николаенко лоцману Таллинского морского рыбного порта Эрику Карловичу Кальбергу.
— Руководством «Океана" было принято решение, поставить «Ботнический залив" к причалу 8 января, — рассказывает капитан порта Н. Балакшин. В чем заключались трудности? Они были двоякого рода. Во-первых, к крупным размерам судна добавились специфические особенности его габаритов. А именно — вынесенная назад ходовая рубка и большая парусность. Особенно это ощущалось в тот день. Вот данные погоды 8 января. С 9 часов утра — ветер зюйд-вест до девяти баллов, видимость до двух километров, морось.
Утром погода явно не позволяла осуществить стоящие перед нами задачи. После обеда погода изменилась — ветер спал до шести баллов, улучшилась видимость. На рейд вышли лоцман и три буксира - «Тасуя", "Трийги" и "Сулев". Проводку начали в 16.15, а в 17.45 береговые матросы прикрепили к кнехту концы.
— А вот и сам Эрих Карлович, — прерывая рассказ, представил капитан порта вошедшего лоцмана.
Полнеющий человек лет пятидесяти, коренастый, с гладко зачесанными га-зад седыми волосами. Одет в морскую форму.
Эрих Карлович Кальберг работает в порту с 1957 года. А с 1964 года возглавляет лоцманскую службу порта. Всего здесь пять лоцманов. Он — старший. Н. Н. Балакшин еще а самом начале нашей беседы охарактеризовал его как специалиста высокого класса, обладающего хорошей морской практикой. Узнав тему нашего разговора, Кальберг охотно согласился рассказать о том дне 8 января.
— В разряд исключительных в моей практике эта проводка попала хотя бы потому, что подобное судно я проводил впервые. А каждое судно, как и человек — это свой характер, нрав, если хотите. Что можно сказать о "Ботническом заливе"? Не касаясь характеристики его данных в полном объеме — это выявится лишь через несколько его рейсов, — замечу, что судно очень чутко, т. е. послушно командам. А это для нас, лоцманов, и есть его главное достоинство. Осадка максимум при полном грузе 8 метров 15 сантиметров, примерно как у плавбаз "Станислав Монюшко» и "Фридерик Шопен". Так что в этом смысле в перспективе осложнений с его проводкой не ожидается.
Все, кто был связан с проводкой "Ботнического залива" в порт, сознавали всю ответственность поставленного задания. Результат, что называется, налицо. Вот он перед нами. Из окна кабинета капитана порта, где проходила беседа, виден стоящий у причала светло-серый красавец. Скоро, совсем скоро он оставит, ставший ему родным порт. Большому кораблю - большое плавание.

Я. ТАЛАСОВ
Памяти БМРТ-457 "Каарел Лийманд" и его экипажей. Бегут короба по конвейеру – 10 01 1971
ИХ ШЕСТЕРО: старший матрос, второй номер, "выкатка", глазуровщик, трюмный, завязчик. От этих шестерых ребят за висит многое: сортность рыбы, ее качество и то, в каком виде рыба попадет к потребителю.
Если мысленно представим весь производственный процесс БМРТ, то упаковка будет являться заключительным звеном этого процесса. Формируется упаковочная бригада самими ребятами. Рыбмастеру остается лишь записать их фамилии и определить в каюты.
...Ребята шутят: " Гордиться надо. Старших на судне всего трое: старпом, стармех и ты, Гриша..."
Григорий Соколовский смеется. Вот уже восемь лет бороздит он просторы морей и океанов на промысловых судах. Веселые со смешинкой глаза, плавная с шутками речь. Он как-то располагает к себе своей простотой, искренностью рассуждений. И когда определялась упаковка, заводилой в работе стал Григорий.
Смена, в которой он работает, уже намного опередила смену "соперников". Трудно ей придется в социалистическом соревновании. Н у а что поделаешь? Побеждают сильнейшие.
Рыбмастер Людмила Борулько довольна. Еще бы, ее "мальчики" впереди. Да и бригада — молодежная, с огоньком. С 25 лет ушел в море Григорий и не жалеет об этом.
— А что, — говорит он, — приходишь из рейса и столько радости вокруг, смеха... люблю я это. Каждый по-своему счастлив.
Шумит рабочий цех. Натужно пыхтят "турбинки", а погода не балует. Сурово зимнее Северное море. Тут ухо держи востро. Того и гляди, сорвет под крен стопор тележки с полтонной рыбы, а тогда...
Штормит почти каждый день, но не впервой штормы и трудности для коммуниста Виктора Тормахина. "Надо делать дело " - это его любимые слова. И он делает свое дело.
Напарником Виктора работает Ян Сарма. Он плохо говорит по-русски, но за него говорит работа. Молчалив, скромен, настойчив — вот, пожалуй, характерные черты Яника. Если в цехе осталась недоработанная рыба, а уже конец смены, - Яник не уйдет, пока последняя рыбина не упадет со стола на конвейер. И на упаковке Ян трудится с энтузиазмом.
Падают в ванну противни, которые подает Виктор, и тут уже выскакивают брикетами рыбы к Григорию и его напарнику Евгению Чугайнову.
Короб уже ждет брикеты. Они, не успев проехать по столу, лежаться в короба. И так - пара за парой бегут короба по конвейеру к трюму, где их ждут завязчики и трюмный. Вот и финиш. Готовая продукция ложится в ряды, а укладывает их Василий Семенков.
Ему 45 лет, и из них девять он отдал морю. Нелегкую жизнь прошел этот небольшого роста, тихий человек... Босоногое детство, большая семья (их было двенадцать у матери) и с малых лет - тяжелая работа, шахта, война, а после войны - борьба с теми, кто называл себя «лесными братьями", «опавшими листьями", кто еще ждал "белый корабль" в надежде на возвращение хуторов, поместий, а с ним и тех, кто щедро платил за разбои, убийства... Седые волосы и малый рост никак не вяжутся с трюмной работой, как-никак короба по 33 килограмма, а их за смену, ох, как много нужно перетаскать.
Как-то у Василия спросили: - Почему вы пошли в трюм, а не в цех? В цехе все же полегче.
Видно, задели его эти слова, но ответил он просто:
- А это дело привычки. Я в шахте ворочал по 40 тонн лопатой. Да и какая разница. Я люблю, где потяжелее.
Он часто молчит, думая о своем. Иногда неожиданно начинает о семье:
- Вот, старшая уже на ноги встала. Теперь двоих выведу в люди, и тогда можно на пенсию...
У него - три дочери, и он постоянно в мыслях о них.
...Однако пора, уже полон лоток... Хлопает лючина трюма, и снова поплыл конвейер из коробов -воплощение труда, забот людей, бороздящих море...

Б. КОРОБЕЙНИК
(наш нештатный корр.)
Северное море.
Борт БМРТ-457 "Каарел Лийманд"
Наш Петер Адамсон - 15 01 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Шесть лет подряд тружусь я рука об руку с Петером Адамсоном на судах Эстонского рыбопромышленного производственного объединения "Океан". Оба мы рефмотористы. Петер — коммунист, я - беспартийный.
Работать вместе с Петером легко и приятно. На вахте он внимателен, тщательно соблюдает технологическую дисциплину, не допускает никаких отклонений от правил обслуживания своего хозяйства. На общих работах, на ремонтах оборудования он не считается со временем, доводит порученное дело до конца, с хорошим качеством. Если он применил новый, более лучший прием в обслуживании механизмов или на их ремонте, то обязательно поделится находкой с нами.
Петер хороший товарищ. С ним можно откровенно побеседовать. Как коммунист он не уходит от вопросов, которые возникают у беспартийных товарищей при обсуждении материалов газет или радиопередач. Это удается ему потому, что он постоянно следит за текущими событиями.
Очень интересно и живо проходят с его участием обсуждения новинок художественной литературы. Например, по прочтении последних книг Энна Веэтемаа разговор от замечаний по произведениям перешел на темы нашей моряцкой жизни, наших взаимоотношений, облике советского человека. Беседа получилась очень интересной и полезной.

Ю. ЮРГЕНСОН, рефмоторист.
СРТ- 4326. По примеру коммунистов - 15 01 1971
АНАТОЛИЙ ШАЛЬНОВ, стармех, секретарь парторганизации СРТ- 4326

Расторопный, работящий парень — таково было мнение команды о третьем штурмане Викторе Криштофике. Закончившийся недавно осенне-зимний рейс явился исключительно трудным из-за штормов, поисков рыбы и т. д. Тут молодой специалист показал себя с самой лучшей стороны. В иные дни люди измотаются так, что рады добраться до койки. А Виктор еще остается на ногах: секретарь комсомольской организации, редактор стенгазеты, кстати, острой и боевой, он находил время для исполнения общественных обязанностей. На вахте был исключительно добросовестен.
Весь рейс коммунисты присматривались к нему: человек стоящий! Такому место в партийных рядах.
Побеседовал я с ним. Разговор коснулся, прежде всего, роли коммуниста на производстве, о том, какие мероприятия наш коллектив претворит в жизнь по Письму ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о режиме экономии в народном хозяйстве.
Привел примеры. Добытчики нашего судна досрочно сделали пятилетний план вылова рыбы, дали Родине сотни центнеров сверх плана, сэкономили промвооружения и т. д. В эти успехи вложил свою инициативу старший мастер добычи, опытный, грамотный специалист Владимир Ефимович Ярандайкин. Свои знания он не держит втуне. Он помог настроить промвооружение команде калининградского траулера так, что она стал вести лов даже лучше нас: ну что ж! В этом и заключается настоящее соревнование.
Коммунист третий механик Матти Лээтйыэ хорошо ухаживает за электрооборудованием. Уже три рейса подряд мы не сдавали в заводской ремонт ни одного электромотора. В порядке брашпиль, лебедка, компрессор и другие палубные и машинные механизмы.
Пять плановых рейсов судно сделало без заводского ремонта. Этим сбережено государству немало средств.
Инициативу в экономии материалов, в том, чтобы каждая тонна добытой рыбы обходилась дешевле, проявляют коммунисты Анатолий Субботкин, Александр Полашков, Николай Конденко, Олег Данилов, Николай Клюев.
Такие примеры из жизни родного коллектива наиболее убедительны.
В результате Криштофик стал, трудится еще старательнее. И коммунисты судна дали ему «добро» на вступление кандидатом в члены КПСС, учитывая, что он на своем посту уделяет внимание режиму экономии, поиску неиспользованных ресурсов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Н а с н и м к е: Анатолий ШАЛЬНОВ.
Фото А. Дудченко,