0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1520)
Памяти СРТР-9123 и его экипажей. СУДОВОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ - 14 04 1965
СРТР-9123 возвратился с промысла. Пять месяцев длился рейс. За это время добыто 800 тонн рыбы. Выполнен почти годовой план.
В этом немалая заслуга судового комитета профсоюза, который возглавляет моторист Н. Зайцев.
Промысел начался неплохо. Рыба шла хорошо. На профсоюзном собрании слово взял капитан. Заговорил о убыстренных методах выборки сетей. Предложил работать так, чтобы оставалось времени больше для поиска.
Каков для этого резерв? Судком пришел к выводу — четкая организация труда. На палубе создали строгий порядок. Как водится, производственный процесс добычи рыбы состоит из трех операций: выметка и выборка сетей, засолка рыбы, уборка бочек в трюмы. Работали так, чтобы не задерживать друг друга. Матрос В. Линнас с сететрясной машины был переведен на сетевыборочную. Он сам попросил, чтобы его перевели. Увидел, что в другом месте будет более полезен. Выборка — дело ответственное. Надо тащить сети так, чтобы в большую волну их не утянуло в море.
Линнас умел это делать лучше всех. Судком и ад-администрация удовлетворили просьбу рыбака. Линнасу помогал Р. Раудвер, тоже опытный матрос.
Иногда до тридцати тонн рыбы было на палубе. С этим уловом справлялись рыбмастер Г. Савченко и его подчиненные. Они работали быстро и сноровисто. Кончались палубные операции. Не менее ста бочек надо спустить в трюм. Туда не каждого посылали. Выбирали тех, кто сноровистее может их уложить. Вниз шел Р. Раудвер. Он был там незаменим, как и на палубе.
В результате умелой организации труда на выборке увеличилось время на поиск. Выборку стали заканчивать на три-четыре часа раньше.
Судном боролся за каждый лишний дрейф, его эффективность. Члены экипажа и раньше работали вместе. Они почти в полном составе перешли с предыдущего судна на СРТР-9123. Новеньких прибавилось всего человек пять. Рыбаки отлично знали, как работает товарищ. Это облегчило общий труд. Основным производственным рабочим помогала подвахта. Машинная команда обеспечивала бесперебойную работу механизмов. А рефмоторист В. Клименко трудился на палубе чаще всех.
«Ни минуты простоя!» — выражение стало законом для команды. Судовой комитет контролировал выполнение социалистического обязательства, которое взяли в начале рейса. В салоне вывесили график. В нем учитывали выполнение плана. Редколлегия выпускала газету. Писали о лучших вахтах, передовиках производства. Каждый член команды чувствовал, что отвечает за выполнение плана. После вахты люди спешили в салон посмотреть график: на каком месте по вылову рыбы экипаж.
Рейс окончен. Победу экипаж одержал большую. В этом заслуга и судового комитета: людей воспитывают и словам и делом.

Н. БОНДАРЬ
Памяти СРТР-9124 и его экипажей. ВОСПИТЫВАТЬ ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ - 14 04 1965
Начало промысла не предвещало ничего хорошего: сильный ветер, мороз. На палубе обмерзают поводцы и сети. Бочки, покрытые коркой льда, в шутку получили название «Эскимо", палубные механизмы приходится окалывать и они часто выходят из строя, стекла рубки и крылья мостика покрыты льдом.
Выборка идет тяжело: по 10—12 часов, на обработку и уборку рыбы — еще 5—6 часов.
Кое у кого опустились руки, появилась неуверенность. Положение дел обсудили на общесудовом собрании, но никакие, даже самые хорошие речи, не могут дать результата, если они не подкреплены личным примером тех, кто их произносит.
В этот ответственный период коммунисты СРТР-9124. и в первую очередь секретарь партийной организации А. Куликов, старший мастер добычи Ц. Карташев, мастер обработки Н. Корзнев, матрос Морзобитов своим самоотверженным трудом показали, что можно справиться с любыми трудностями.
Ночью Куликов занимался ремонтом, а утром помогал на палубе. Окончив выборку, Карташев становился на руль, а коммунист Морзобитов взял на себя до конца рейса самый трудный участок — выборку поводцев. Пример коммунистов воодушевил весь экипаж. Выборка стала слаженнее, меньше времени начало уходить на обработку и уборку рыбы, повысились уловы.
Ценно то, что личный пример самоотверженного труда коммунистов не эпизод, а постоянный фактор. В сочетании с правильно поставленной политико-воспитательной работой он дал хорошие результаты.

Т. МАЛЬЦЕВ
Памяти ПБ Урал и ее экипажей. КОПЕЙКА СЧЕТ ЛЮБИТ – 14 04 1965
На плавбазе «Урал» в ноябре прошлого года была создана группа экономического анализа, в ее состав вошли второй механик В. Филиппов, машинист Л. Буровцев, третий механик Г. Недай-Каша, боцман А. Прокопчук, технолог Е. Сульжицкий.
Сразу же распределили обязанности. В частности Е. Сульжицкому поручили следить за технологией рыбной продукции, Л. Буровцеву — за процессами, связанными с эксплуатацией машин и механизмов и так далее.
Практическую работу группа начала с анализа рейсовых заданий. Ставилась цель выявить возможность улучшения экономических показателей судна. Свои замечания и предложения она доложила общему собранию. Было установлено, например, что трюма можно загружать плотнее. Проверили на практике. Получилась такая картина: судно приняло 13.989 бочек, вес — 1.059 тонн, а вот уже в следующем - за счет плотной загрузки экипаж взял 14.755 бочек, вес — 1.115 тонн.
Внесли и другие предложения, они также принесли пользу.
Группа изучала причину длительной стоянки судна в порту. И пришла к вы воду, что можно сократить ее. Резерв для улучшения экономических показателей нашелся: всю профилактику машин и механизмов, подготовку их для предъявления Регистру следовало проводить в море. Так и сделали. Машинная команда на переходе провела котлоочистку и другие профилактические мероприятия.
Опыт работы группы экономического анализа плавбазы «Урал» говорит о том, что все суда могут работать с большим экономическим эффектом. Нужно только внимательно изучать рабочие процессы, находить убыточные и освобождаться от них.
У экипажа «Урала» большие социалистические обязательства: сделать в 1965 году один дополнительный рейс, доставить в порт сверх плана 1.300 тонн рыбы. Они успешно выполняются — во втором квартале вместо двух тысяч принято на промысле и доставлено в порт 2,722 тонны. В этих успехах немалая заслуга группы экономического анализа судна.
Недавно на плавбазе «Урал» состоялось открытое партийное собрание. О деятельности своей группы отчитался В. Филиппов. Партийное собрание пришло к выводу, что судно вполне может перейти на сокращенный хозяйственный расчет. Это значительно повысит ответственность всех лиц экипажа за судьбу выполнения рейсовых заданий, поднимет производительность труда, сократит непроизводительный расход материальных ценностей.
Группа экономического анализа плавбазы "Урал» предложила итоги работы судов подводить не только по количеству перевезенной рыбы, а и по финансовым показателям.
Она выразила сожаление, что отделы и службы ТБРФ до сих пор еще не установили нормы расходования на некоторые виды материальных ценностей. Это затрудняет ведение экономических расчетов.
Группы экономического анализа на судах, если они будут работать по-настоящему, принесут большую пользу.

А. КВАШНИН.
ПАМЯТИ СРТР-9123 и членов его экипажа. ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ – 10 04 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Еще в прошлом году покинул родные берега и вышел в район промысла экипаж под командованием Г. Бедяева. Промысловикам предстояло пробыть в море два рейса — пять месяцев. Экипаж включился в борьбу за большую рыбу. Не всегда успех сопутствовал рыбакам, бывали неудачи, особенно в первом рейсе. Но люди, как говорится, не унывали, вели настойчивый поиск рыбы. Труд окупился сторицей — план первого, рейсового задания был перевыполнен. Отлично поработал экипаж и во втором рейсе, под руководством капитана С. Башкатова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Среди членов экипажа очень много настоящих мастеров своего дела. Вот Александр Мазур, мастер добычи. Он умело руководил постановкой и выборкой порядка.
Море не баловало промысловиков хорошей погодой. "А поэтому», — рассказывает Александр, — « ставили и выбирали сети, даже при семибалльном шторме. Конечно, было тяжело. Зато приятней чувствовать радость победы".
Дать народу продукцию только отличного качества — такое обязательство брал экипаж. Слово сдержано: вся продукция, в основном, сдана первым сортом. В этом немалая заслуга рыбмастера Григория Савченко. Через его натруженные руки прошли тысячи центнеров рыбы.
Экипаж вернулся в порт. Настроение у людей приподнятое. Есть от чего - за пять месяцев добыто восемь тысяч центнеров рыбы. Это большое достижение мужественных тружеников моря.

На снимках: (вверху) рыбмастер Григорий Савченко во время палубных работ,
(внизу) мастер добычи Александр Мазур.

Фото Д. Пранца, Текст А. СЕМЕНОВА.
В Центральном Комитете КПСС и Совете Министров СССР – 28 04 1965
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР принял решение снизить с 25 апреля 1965 г. государственные розничные цены на шерстяные и полушерстяные ткани, ткани из искусственного и натурального шелка, на льняные ткани и хлопчатобумажную ткань вельвет-корд, на одежду и белье из указанных тканей, капроновые чулки, фотоаппараты, а также на сельдь и какао-порошок в среднем в следующих размерах:

На шерстяные и полушерстяные ткани
и штучные изделия из них на 8 процентов

На ткани и штучные изделия из искусственного
шелка, в том числе на плюш на 11 процентов

На ткани из штапельного волокна и
штучные изделия из них на 30 процентом

На ткани из натурального шелка и
штучные изделия из этих тканей — на 14 процентов

На льняные ткани и штучные изделия
из этих тканей — на 15 процентов
На хлопчатобумажную ткань
вельвет-корд — на 12 процентов

На детскую одежду из шерстяных и
полушерстяных тканей — на 20 процентов

На мужскую и женскую одежду из шерстяных
и полушерстяных тканей — на 18 процентов

На мужскую, женскую и детскую одежду и
белье из шелковых тканей — на 6 процентов

На текстильно-галантерейные изделия
из шелковых тканей — на 9 процентов

На чулки капроновые (без шва),
вырабатываемые на круглочулочных
автоматах — на 28 процентов

На фотоаппараты "ФЭД", "Зоркий",
"Ленинград", "Киев" и объективы к ним - на 21 процентов

На жирную крепко соленую сельдь — на 25 процент

На жирную слабо и среднесоленую сельд,
на нежирную сельд, сельд пряного посола и
импортную сельдь — на 15 процентов

На какао-порошок — на 45 процентов


В целях обеспечения снижения розничных цен на детскую одежду из шерстяных и полушерстяных тканей в указанном повышенном размере и создания необходимой заинтересованности предприятий швейной промышленности в изготовлении одежды для детей в широком ассортименте, ЦК КПСС и Совет Министров СССР установили, что предприятия швейной промышленности при использовании шерстяных и полушерстяных тканей стоимостью до 15 рублей за метр для изготовления детской одежды будут получать дополнительную скидку с розничных цен на эти ткани в размере 25 процентов за счет государственного бюджета. Одновременно ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение отменить с 25 апреля 1965 г. наценку на розничные цены на некоторые товары, продаваемые в сельской местности (кожаную, резиновую и валяную обувь, льняные ткани и штучные изделия из них, меховые изделия, клеенку, дерматин, гранитоль и плащевые ткани) с тем, чтобы указанные товары в дальнейшем продавались как в городе, так и на селе, по единым ценам.
Сумма снижения государственных розничных цен на указанные выше товары в расчете на год составляет 1124 млн. рублей, в том числе по товарам, покупаемым сельским населением, — 520 млн. рублей. Кроме того, сумма снижения цен на остатки товаров, имеющихся в торговой сети, предназначенных для продажи населению, составляет 558 млн. рублей, не считая уже произведенной в декабре 1964 г. - феврале 1965 г. уценки товаров, имевшихся е торговой сети, на сумму 400 млн. рублей.
50 ЛЕТ В СТРОЮ - 21 04 1965
В 1914 году со стапелей Русско-балтийского судостроительного завода в Ревеле сошел плавучий док. Весной 1915 года он поднял для ремонта первое судно.
Так началась жизнь одного из первых в России плавучих доков. Пятьдесят лет несет он службу. Только в минувшем году через док прошло более 40 рыбопромысловых судов.
25 лет работает здесь старший машинист Юхан Придович Таттер. В отличном состоянии содержит он свое хозяйство, сам производит ремонт и восстановление отдельных механизмов.
Более десятка лет командует плавучим доком его начальник — бывший моряк Краснознаменного Балтийского флота Юрий Николаевич Николаев. Сюда же на док пришли после демобилизации механик-коммунист Тимофей Васильевич Тихонин и бывший матрос, ныне боцман дока Иван Адамович Володько. Отлично работают при доковании судов электрики Сергей Кондратьевич Баранов и Валерий Михайлович Зенцов.
— Встав на ленинскую и предмайскую трудовые вахты, — говорит начальник дока Юрий Николаевич Николаев, - мы взяли повышенные обязательства по обеспечению сроков докования.

Л. РЯХОВСКИЙ.
Памяти судового механика Уно Борка. ВАХТА 28 ЧАСОВ – 03 04 1965

Впервые с Уно Борком я познакомился месяцев пять назад. Разговорились, и я узнал его биографию. Уно закончил артиллерийское училище в Ленинграде. Служил в Эстонском национальном корпусе. В 1956 году демобилизовался. Затем поступил в Политехнический институт. Окончил три курса и перешел в Мурманское высшее мореходное училище. После окончания плавал на атомоходе "Ленин". Позднее вернулся в Таллин.
В отделе кадров Таллинской базы океанического флота ему, как инженеру, предложили должность на берегу. Но он отказался:
— Хочу плавать.
Его определили третьим механиком на СРТР-9139. Здесь то я вторично встретился с Уно.
Перед отходом судна мы долго с ним беседовали. Коммунисты избрали Уно Борка секретарем партийной организации, и у нас шел разговор о предстоящем партийном собрании. Уно был недоволен произведенным ремонтом судна.
— Нужно провести собрание с повесткой дня: "Подготовить все машины и механизмы к переходу через океан» — убежденно говорил он.
Секретарь сам сделал коротенький доклад. Приняли решение: не считаясь со временем, подготовить все машины и механизмы к переходу.
Уно Борк во всем показывал пример. Он в первую очередь занялся электрооборудованием.
Механик настолько понимал ответственность перед командой, что работал в самую штормовую погоду.
Есть люди, которые отработают свои часы и на отдых. Уно не такой. В районе Азорских островов в машине вышел из строя топливный насос главного двигателя. Уно уже отстоял свою вахту и лежал в постели. Стоило только двигателю замолчать, третий механик сразу же вскочил с постели. А мог бы он и не вставать. Но Уно встал и вместе со всей машинной командой двадцать часов не выходил из машинного отделения. Когда все было готово, вновь подошла его вахта. Ничего не поделаешь. И Уно безропотно отстоял ее.
Двадцать восемь часов подряд длилась его вахта. Сдав ее, третий механик вышел на палубу. Сел на крышку трюма и закурил. Через упрямый лоб легла глубокая складка, веки слегка припухли и покраснели. Но сами глаза были живыми. В них светились задорные искорки. Трудно было угадать, что в это время думал Уно. Всего скорее, он радовался тому, что оказался сильнее тех трудностей, которые так неожиданно свалились на него.
Уно смотрел на голубое, море, пускал кольца дыма и щурил от солнца серые глаза.
Затем неожиданно повернулся ко мне:
- Какая теплынь. Двадцать пять градусов. А у нас в Таллине сейчас, наверное, прохладно. Он немного помолчал, затем добавил:
- Идут дожди.
- Да... Здесь лето.
На голубом полотне моря, словно бриллианты, вспыхивали, горели, переливались солнечные блики.
Я подумал, 28 часов подряд длилась у этого человека вахта, сколько в нем энергии.

А. КВАШНИН.
Памяти штурмана Германа Мальцева. ВСЕГДА С ЛЮДЬМИ – 24 04 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Кому из моряков рыбопромыслового флота приходилось работать со штурманом Германом Мальцевым, тот с сердечной теплотой и уважением отзывается об этом трудолюбивом и скромном моряке.
Одиннадцать лет он работает в рыбной промышленности. И все эти годы неутомимо несет страстное слово пропагандиста в массы.
Герман Мальцев старший помощник капитана среднего рыболовного траулера-рефрижератора 9124. Ему и без общественной работы хватает забот по службе, особенно на промысле.
Но Мальцев не мыслит себе жизни в отрыве от общественного дела. Поэтому он в свободное время всегда среди людей, да и члены экипажа, зная его, как добродушного отзывчивого старшего товарища, идут к нему за советом и помощью.
Герман Викторович разъясняет различные вопросы международной и внутренней жизни страны, по темам политических занятий.
Члены экипажа судна привыкли к тому, что Герман Викторович всегда внимательно выслушает каждого, кто к нему обращается, и безотлагательно даст ответ на интересующие вопросы. И это не удивительно. Коммунист Мальцев грамотный и опытный пропагандист. С 1952 года он член общества Знание». Из года в год руководит группами сети партийно-политического просвещения моряков.
Нелегко было в последнем рейсе проводить политико-воспитательную работу с экипажем, готовиться к занятиям и лекциям.
Однако Г. Мальцев нашел время для политической учебы личного состава, подготовил и прочитал лекцию «Человек и освоение космического пространства» — в связи с полетом космического корабля " Восход ", делал обзоры международного положения. Нередко, сменившись с вахты, пропагандист вместо отдыха садился у столика и писал. Это он готовил лекцию о передовых методах работы промысловых судов в Северной Атлантике. К приходу в порт он собрал богатый материал и теперь готовится передать рыбакам опыт передовых судов.

А. КАБАНЦЕВ.
На снимке: пропагандист, старший помощник капитана СPTP-9124 Г. Мальцев.
ПАМЯТИ СРТР-9139 и его экипажей. Двенадцать баллов – 17 04 1965
От Ньюфаундленда прошли тысячу миль. Погода, если не благоприятствовала нам, то. во всяком случае, особенно и не беспокоила. Постоянные пять-шесть баллов. Мы все давно привыкли к ним.
Как-то вечером в каюту капитан зашел радист Александр Степанов. Штормовое предупреждение — сказал он. Ожидалось одиннадцать баллов.
Александр Чеботарев прочитал текст радиограммы и отдал распоряжение " крепить все по-штормовому».
Я вышел на мостик.
- Скверная погода, — заметил рулевой Иван Галета.
К ночи качка усилилась. А когда утром подошла моя вахта, я не узнал океан. Он был в пене. Ветер свистел в снастях. Волны перекатывались через полубак. В рубку зашел капитан. Глаза у него усталые. Чувствуется, что отдыхал плохо.
— Дает, — указал на море.
Я молча кивнул головой. Через пару минут волны обрушились на мостик. От их мощного удара вылетело стекло в ходовой рубке. Траулер перестал слушаться руля. Нас развернуло лагом к волне. Бросаю взгляд на кренометр. Шестьдесят один градус! Значит, мы на пределе.
Даю сигнал тревоги. На мостик прибегает с набором инструментов второй механик Уно Борк. Бегу вниз.
Меня прижимает то к одной , то к другой переборке. Открываю каюту матросов.
- На аварийный руль!
... Новый удар. Шлюпка, словно срезанная, летит в океан. Два раза показывается на гребне волны и исчезает. Леня Иванов, Владимир Дюна и другие наваливаются на рулевое колесо. Приказываю привязаться, чтобы не смыло волной. Командуем прямо с кормы
Через пятнадцать минут Уно Борк исправляет повреждение на руле. Два дня мужественно и стойко боролся экипаж за живучесть корабля. А когда шторм стих, я нашел на корме маленький кусочек дюраля. Это все что осталось от нашей шлюпки. Да, двенадцать баллов - это, конечно, что-то значит . Однако, люди сильнее стихии.

М. КОТЛЯР,
старший помощник капитана СРТР-9139
ПАМЯТИ БМРТ-З96 и его экипажей. В ПЕРВОМ РЕЙСЕ - 31 03 1965
БОРТ БМРТ-З96. (По радио). Первый груз 5.040 центнеров рыбы и 370 центнеров рыбной муки был набран за 14 суток и сдан на п/б «Владивосток. После этого экипаж заступил на трудовую вахту, посвященную выборам в местные Советы депутатов трудящихся Эстонской ССР, и добился высоких показателей. За 6 суток было заморожено 2725,9 центнеров рыбы, изготовлено 305 центнеров рыбной муки.
В начале промысла встречались трудности, так как около 6о процентов личного состава производственных бригад впервые вышли в море. За короткий срок они с помощью опытных специалистов освоили производственные операции.
Большинство членов команды с первых дней показывает большую организованность, стремление достичь высоких производственных показателей. К этому зовет обязательство: каждому бороться за звание ударника коммунистического труда.
Как всегда впереди коммунисты, комсомольцы, ударники коммунистического труда.
Бригада обработчиков рыбмастера Н. Петраковского за 8 часов замораживает не менее 17 тонн рыбы, бригада рыбмастера Кучинского — 15—16 тонн. Это высокие показатели.
Большая заслуга в умелой расстановке сил, обучении личного состава принадлежит старшему мастеру добычи Я. Володину, технологу В. Гарбузу, мастеру добычи Пpoцюку.
Теперь, когда экипаж поверил в свои силы, закрепил хорошие темпы в труде, мы твердо уверены, что взятые на себя обязательства выполним.

С. ЕВЛАННИКОВ,
первый помощник капитана.