0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
СОРОКАГРАДУСНЫЙ ЗАПЛЫВ – 08 08 1972
Виктор Мальков, слесарь завода «Вольта", человек отнюдь не маленький. Однако за всю свою 19 летнюю сознательную жизнь он такни разу и не искупался в Таллинском "морском рыбном порту.
Этот пробел решил устранить немедленно. Поэтому после окончания трудового дня 26 июля, приняв обильные водочные возлияния. Виктор погрузил свое, теряющее контроль и ориентацию, тело в автобус третьего маршрута . И вот он на Пальяссааре...
Территория Таллинского морского рыбного порта все еще не огорожена на девятом участке. Он как нельзя лучше подходил замыслам опьяненного купальщика. Виктор, не раздеваясь, погрузился в грязные воды портового ковша. Как прошло купание, как любителю «портовых" процедур удалось вскарабкаться на скользкий причал — сие покрыто мраком и автору этих строк не известно. Знаю, что удалось. Иначе бы пришлось писать не фельетон, а некролог ... Очутившись на твердой поверхности, Виктор подставил могучие плечи под робкие лучи восходящей луны и стал ждать, когда же высохнет одежда. Внезапно мелькнула мысль — как же так, в порту был, a с технологией изготовления рыбной муки не ознакомился!
Как же он объяснит приятелям-собутыльникам, что есть трал? И Виктор отправился на экскурсию. Предварительно, чтобы не производить излишнего шума, снял ботинки. А чтобы имя его не кануло в лету, рядом предусмотрительно положил документы.
Если бы только знал промокший экскурсант, что палуба, на которой оставляют мокрые следы его босые ноги, принадлежит не гиганту-плаврыбозаводу покорителю Атлантики, даже не БМРТ.
Популярно объяснить ему об этом решил вахтенный лихтера портофлота. Необходимо было выпроводить опьяненного водкой и зарвавшегося купальщика за пределы проходной.
Виктор Мальков предусмотрел такой поворот событий, и, так как в экскурсоводах не нуждался, был к этому морально подготовлен. Опыт заплыва в верхней одежде явно пошел ему на пользу, поэтому слесарь с завода "Вольта" перемахнул за борт лихтера.
Впечатления настолько перегрузили тело Виктора Малькова, что наперекор известной поговорке он начал тонуть. Моряки стоящего рядом танкера "Ян Креукс" совершенно справедливо восприняли бульканье как сигналы о помощи, и кинули утопающему два спасательных круга. Но за обилием нового Виктор явно не смог сообразить, что это за баранки из пробки, которые падают на него прямо с неба. Делать было нечего, пришлось матросу с «Яна Креукса" Уно Пярнсоо нырнуть в нечистоты акватории порта и спасать идущего на грунт Виктора Малькова.
Необходимую помощь пострадавшему оказал портовый врач. Виктор под влиянием многократного общения с морской водой частично отрезвел и босиком самостоятельно отправился домой.
Позже вахтенный лихтера обнаружил ботинки и документы пострадавшего, аккуратно сложенные на пирсе. Из последних и была выяснена его личность.
Надо полагать, что из случившегося любители спиртного вынесут представление о том, что водка и море — вещи несовместимые. А у Виктора Малькова навсегда отпадет охота, принимать процедуры. «Портовые" и водочные.

К. ЛОТИК.
ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ВИКТОРА МЕШКОВА – 29 07 1972
ПЬЯНСТВУ БОЙ!

Немалые убытки нанесли судоремонтному заводу в первом полугодии 1972 года работники, злоупотребляющие спиртными напитками. На их совести простои, лишние затраты производственного времени. Не будем уж вспоминать о том, какой урон наносит пьянство человеческому организму, как разрушает семью, калечит подрастающее поколение, подчас толкает на преступление... Любой труженик СРЗ знает об этом со школьной скамьи. Пьянство на производстве ведет к травматизму, к потере трудоспособности, к смертельному исходу.
«Алкаши» и выпивохи помнят об этом, но с бутылкой не расстаются. Их "бьют» материально, лишают премии, годового вознаграждения, наказывают в административном порядке, но…
Есть на СРЗ котельщик-корпусник четвертого разряда Федор Шуба. Специалист своего дела. На завод пришел с Балтийского судоремонтного, там с ним с радостью расстались. Первую получку на новом месте "обмыл" с лихвой. Долго терпели коммунисты СРЗ его дружбу с "зеленым змием", разъясняли ему несовместимость бутылки с партийным билетом. Федор давал слова прекратить пьянство... Терпению товарищей по работе пришел конец. На последнем партийном собрании Федор Шуба исключен из рядов Коммунистической партии.
Федору Шубе вторит беспартийный М. Меньшиков, высококвалифицированный слесарь-инструментальщик шестого разряда. Трезвый - делает деталь, хоть на выставку отправляй. Но в таком состоянии его можно застать редко. С утра у него болит голова, а после полудня трясутся руки. Ходит по цеху, ищет «рублика подстрелить» или «на троих».
Можно продолжить список. Есть на СРЗ и такие работники, которые воздерживаются пить в рабочее время, но уж после смены «приложатся» обязательно. И это им обходится дорого. В течение месяца побывали в медицинском вытрезвителе Александр Смирнов, Петр Родионов и другие. Среди друзей "зеленого змия» есть и такие, кто навестил вытрезвитель за этот короткий период дважды.
В свое время Государственная автоинспекция уже предупреждала рабочего корпусного цеха Михаила Жиканова за вождение личного автотранспорта под винными парами. Не помогло. Любовь к спиртному привела к потере водительских прав.
Заплатил штраф 50 рублей. Теперь ходит пешком и размышляет о содеянном.
Не на должной высоте стоит контроль в проходной южной стороны ТМРП. В любое время любитель спиртного может сбегать в магазин.
Ведут к пьянству на производстве частые угощения на судах, стоящих на ремонте. Для знакомства, за прибытие, за отход, просто так. Иногда это приводит к печальным последствиям.
Десять лет работает на СРЗ электромонтажник Виктор Mешков. Специалист высокой квалификации. Не скупится передавать свой опыт и знания товарищам по работе. Задания выполняет в срок с высоким, качеством.
Виктору Мешкову доверили руководство бригадой. Долгое время она была на хорошем счету. И вот совсем недавно Виктор сделал на ремонтирующемся судне небольшую услугу, не предусмотренную ведомостью. Его угостили. В результате "угощения" мастер участка отстранил его от работы и отправил домой. Но Виктор Мешков не дошел до дома, упал на дороге. Его «подобрали».
Администрация СРЗ была вынуждена наложить на Виктора Мешкова взыскание, снять с него руководство бригадой. Этот случай был темой разговора на собрании участка. За свое легкомыслие Виктор понес заслуженное наказание. Но почему же остался в стороне "щедрый хозяин»?...
Меры по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма предусматривают наказание не только для тех, кто пьет, но я для тех. кто подстрекает, содействует. Об этом должны хорошо помнить члены экипажей ремонтирующихся судов. За нарушение нового Закона должны нести ответственность должностные лица командного состава нашего рыбопромыслового флота.


А. ПЕТРОВСКИЙ.
ИЮНЬСКИЕ ДНИ „АЛЬБАТРОСА" – 25 07 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В середине июня производственный рефрижератор «Альбатрос" отправился в очередной рейс в Северное море. После предыдущего, африканского, на судне осталось только 20 процентов экипажа, а все остальные — новички. Многие вышли в море впервые. Уже на переходе начали обучать людей, собирали бригады в рыбцехе, знакомили их с технологическим процессом заморозки рыбы.
Первые дни в промысловом районе рыбы почти не было. Потом начали работать нормально. Несмотря на то, что многие раньше не плавали или же не работали на судах подобного типа, работа шла организованно и хорошими темпами. Бригады обработчиков под руководством рыбмастеров Мати Пылдмаа и Николая Налейкина вступили в парное соревнование.
При достаточном количестве рыбы обе бригады достигли выработка 20 тонн за смену. Это более полутора норм.
Кроме заморозки ведется изготовление филе. Надо отметить, что к выполнению этой задачи подключились все моряки. Когда рыбы мало, работают параллельно на заморозке и на изготовлении филе члены бригады рыбообработчиков.
Когда рыбы много, им на помощь выходят в свободное от вахты время другие члены экипажа. Всего в июне выходили на подвахты около 50 человек. Были дни, когда с их помощью изготавливали около 4 тонн филе за сутки. Хорошими мастерами по изготовлению филе показали себя второй механик Виктор Корнеев, заведующая бельевым хозяйством Зоя Старастенко, старший рефмеханик Велло Коокмаа, электрик Александр Шершнев, повар Лидия Суханова, кочегар Мейнхард Кыре и многие другие. Экипаж производственного рефрижератора «Альбатрос» приложит все усилия к тому, чтобы досрочно выполнить рейсовое задание и вернуться в порт, имея сверх плана не менее 10 тонн филе и 300 тонн замороженной рыбы.

Я. ВИЙГИ, первый помощник капитан.
(Наш спец. корр.).

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Фото автора.
Памяти ПБ "Станислав Монюшко" и ее экипажей. ВТОРАЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ. .. – 22 07 1972
МЫ - СОВЕТСКИЙ НАРОД

« ЗА ГОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА И КОММУНИЗМА В СССР ВОЗНИКЛА НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ — СОВЕТСКИЙ НАРОД... СЛОЖИЛИСЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА – ПРЕДДАННОСТЬ ДЕЛУ КОММУНИЗМА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ, ВЫСОКАЯ ТРУДОВАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ».

(ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС " О ПОДГОТОВКЕ К 50-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК")

Общественность плаврыбозавода "Станислав Монюшко» много внимания уделяет поиску новых форм социалистического соревнования. Здесь впервые внедрена система бездефектного труда, о которой уже рассказывалось в нашей газете, а также в республиканских газетах "Советская Эстония» и «Молодежь Эстонии».
Сегодня мы рассказываем о труде и дружбе одной бригады обработчиков рыбы, состоящей из представителей различных наций и народностей.
Материалы и фото подготовлены штабом информации плаврыбозавода.
Во второй бригаде обработчиков плаврыбозавода "Станислав Монюшко" — 35 человек. Она самая многонациональная из всех на плаврыбозаводе. Судите сами: русских в бригаде 15, украинцев — 9, эстонцев — 3, белорусов — 2, молдаван -1, татар — 1, поляков — 1, румын -Д1, финн — 1 и немцев — 1. Десять национальностей! У каждой — свои особенности, свои специфические черты. Но зато дружба у всех одна, советская. Поэтому и работают единым фронтом. Понятно, что это присуще и другим сменам, но сегодня мы говорим о бригаде № 2.
Вот, к примеру, рыбмастер Калью Эдуардович Кикерист. Нельзя не уважать этого человека. Везде успевает, все видит, весь в движении, весь в труде. Этот эстонский товарищ пользуется заслуженным авторитетом в бригаде.
Матрос Вячеслав Носов — русский. Это веселый, жизнерадостный парень, а в работе — огонь. На филе его результат 330 килограммов за смену.
Украинец Василий Огинский также является одним из лучших матросов-филетировщиков, а последние три недели его рабочее место — бункера. На палубе без желания не поработаешь. Здесь от бункермана зависит многое. Подать рыбу, подать головы, печень, и все это надо делать быстро, не мешкая, иначе каждые 5 минут — простой. Кстати, Вячеслав Носов и Василий Огинский были первыми "заводилами» на выпуске филе.
Татарин Рахим Богдашкин пультист на правой камере. Его норма — 24 тележки за смену (когда рыба есть). А дали б волю— были бы все 30. Коллега на пульте левой, камеры — поляк Евгений Лях. Он спокойнее и уравновешеннее Рахима. А в целом образуется разумное равновесие, оптимальный вариант.
И еще один матрос, румын Василий Катаранчук. Он офицер запаса Советской Армии, активный общественник и ударник труда. Одни из рекордсменов на выпуске филе, Василий так же мастерски работает и на других операциях. Между прочим, этот моряк — кандидат в мастера спорта СССР, участвовал в соревнованиях на первенство Союза по марафонскому бегу.
Хорошими работниками зарекомендовали себя немец Анатолий Вульф, финн Александр Хюрри и целый ряд других товарищей.
Говоря о бригаде № 2, нельзя не упомянуть и о качестве руководства сменой. Как известно, качество руководства, помимо многих других факторов, определяется также умением руководителя, осуществлять контроль фактической индивидуальной выработки.
Такой контроль — единственное средство для создания условий, в которых работник обязательно несет персональную ответственность за свою работу, ее количество и качество, и не может переложить эту ответственность ни на кого другого. Организация такого контроля дело нелегкое и, как всякое трудное и сложное дело, требует не только ясного понимания важности этой задачи, но и личного желания руководителя решить ее. У старшего рыбмастера А. П. Заводникова есть такое желание.
Контроль, осуществляемый во второй бригаде, еще далек от совершенства, еще не отработана его система, еще не додуманы до конца методы и формы контроля, обеспечивающие его систематичность. Но суть не в этом. Важно то, что руководитель смены А. П. Заводников старается этот контроль организовать.
Могут спросить: "а так ли это важно, ведь бригада в целом не только выполняет, но и перевыполняет сменное задание?».
Все-таки это важно, товарищи. Производство у нас неотделимо от социалистического соревнования.
Соревнование же предполагает, что его организаторы всегда готовы к ответу на три вопроса: кто? сколько? как? Например, при выпуске филе из средней и крупной рыбы выработка у матросов В. Носова, В. Огинского, В. Катаранчука доходит до 330 килограммов за смену. У матросов А. Балты, С. Майсака, А. Мисюрева, Н. Макарова, Д. Мыцюка, М. Рятсеп — 250 килограммов. Данные учета индивимдуальной выработки филе из мелкой сайды несколько иные. Матрос И. Лихопай нарезал 240 килограммов, матросы Г. Пантус, В. Высоцкий, С. Леонтьев — 200 килограммов, матросы А. Вульф. А. Брижа и И. Савинков — 180 килограммов. Не спорим, в этих данных возможны и неточности. Зачем же они нужны, цифры учета? Не для того, чтобы у администрации был повод для недовольства, не для того, чтобы упрекать тех, чья выработка ниже. Потому что 180 килограммов за смену — это хороший показатель, особенно если учесть, что сайда была мелкой.
Регулярная публикация данных учета индивидуальной выработки необходима для создания атмосферы соревнования. Нормальная реакция социально зрелого человека проявляется здесь, прежде всего, в том, что у него возникает желание испытать свои возможности, проверит свое умение. А отсюда остается только один шаг до желания догнать лидера.
С другой стороны, такие данные являются базой для объективной и конкретной оценки людей. Только равнодушный к своим подчиненным руководитель не может, выделить человека, он не видит людей за тонна ми сменной выработки, и потому все они безлики, все на одну колодку. У руководства бригады № 2 есть отчетливо выраженные положительные качества, заслуживающие внимания. Поздравляем коллектив бригады с трудовыми достижениями!





ШТАБ ИНФОРМАЦИИ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рыбмастер Калью Кикерист "регистрирует" 24-ю тележку.
Комсомолец матрос Рахим Богдашкин, пультист, народный контролер. 6 минут — и тележка забита!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матрос Василий Катаранчук у шкуросъемной машины. В море — первый рейс. На выпуске филе показывает высокую производительность труда. Коммунист, партгрупорг бригады, возглавляет группу информации.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Мария Рятсеп, комсомолка, на флоте четыре года, мастерица на все руки. На мелкой расфасовке упаковывает каждую минуту 5—5,5 кг.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матрос Анатолий Вульф, комсомолец, курсант ТМУРП хорошо работает на всех операциях.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матрос Анатолий Балта и Сергей Майсак на расфасовке. Оба комсомольцы. А. Балта — заочник ТМУРП и член группы информации бригады № 2.
ПОЗДРАВЛЯЕM С ПРИСВОЕНИЕМ ЗВАНИЯ! - 20 07 1972
КАПИТАНА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ
с вручением диплома капитана дальнего плавания и одноименного нагрудного знака
(ЭРПО "Океан" и "Рыбколхозсоюз)
ЗЕЛКА Ивана Андреевича
АНДРЕЕВА Анатолия Никитовича
БРОННИКОВА Ивана Михайловича
ГЕРАСИМЧУКА Евгения Михайловича

СУДОВОГО МЕХАНИКА ПЕРВОГО РАЗРЯДА ПО ДВС
с вручением диплома судового механика первого разряда по ДВС и одноименного нагрудного знака
МАРГУЛЯН Юзефа Александровича
МАРКОВА Сергея Ивановича
АРХАРОВА Анатолия Петровича
НЕТРЕПАЙЛО Николая Ивановича


СУДОВОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА ПЕРВОГО РАЗРЯДА
с вручением диплома судового электромеханика первого разряда
БЕРЕГОВСКООГО Олега Федоровича
ТИХОМИРОВА Вячеслава Георгиевича
ЖИТНИКА Дмитрия Ивановича
БРЫЛЕВА Андрея Алексеевича

СУДОВОГО РЕФРИЖЕРАТОРНОГО МЕХАНИКА ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
с вручением свидетельства судового рефрижераторного механика первой категории
ДИНАК Георгия Марковича


СУДОВОГО РАОДИООПЕРАТОРА ПЕРВОГО КЛАССА
с вручением диплома судового радиооператора первого класса
ЗАКОПАЕВА Владимира Емельяновича
ОБЕТ Антса Рудольфовича
Дипломы вручил начальник Госрыбфлотинспекции по эстонскому району Герой Социалистического труда тов. СОНГ Лембит Иоханнесович

ШТУРМАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ

КУХАРЕНОК Сергея Дмитриевича
КОРЫТНИКОВА Бориса Романовича
КУЛАКОВА Александра Михайловича
МОРОЗОВА Константина Николаевича
КАНТЕРА Александра Константиновича
ТАММА Лембита Оскаровича
КИРСА Лембита Карловича
МЕТСА Велло Рудольфовича


ШТУРМАНА МАЛОГО ПЛАВАНИЯ
ЛАТУНОВА Владимира Константиновича
ГАЛЬПЕРИНА Алексея Исааковича
ШКОДА Евгения Константиновича
ГЛУШНЕВА Федора Карповича
ФИДРА Владимира Васильевича
КУЗНЕЦОВА Владимира Васильевича
ГАВРИЛОВА Василия Михайловича
НОВИКОВА Владимира Владимировича
КАРЮХИНА Сергея Константиновича
ТИМОНИНА Алексея Николаевича
КОТОВА Юрия Ивановича
АВЛАСОВА Николая Гавриловича
ЯКОВЛЕВА Бориса Анатольевича
МАЛЬЦЕВА Сергея Степановича
ПАНКИНА Евгения Владимировича
ВИЛКОВСКОГО Георгия Степановича
ГРАНОВСКОГО Юрия Дмитриевича
ОВЕРКИНА Николая Михайловича

Дипломы вручал капитан Таллинского морского рыбного порта тов. БАЛАКШИН Николай Николаевич
БМРТ-227 «Аугуст Алле". ЛУЧШИЕ ПООЩРЯЛИСЬ -18 07 19722
В пятнадцатый рейс 25 февраля вышел в океан большой морозильный рыболовный траулер 227 «Аугуст Алле".
Промысел начался на Ирландском ловили скумбрию и ставриду. Совершив переход в район Лабрадора, экипаж приступил к добыче трески. Следующий переход на Большую Ньюфаундлендскую банку позволил рыбакам взять немало окуня, налима, камбалы, мойвы и т. д.
С первых дней для участников социалистического соревнования всех профессий были установлены переходящие вымпелы передовиков.
В течение рейса в приказах по судну отмечались лучшие работники. Более восьмидесяти фамилий упоминалось в приказах, в том числе пятнадцать удостоилось быть занесенными на судовую доску почета
Среди них матросы В. Пахоменко, В Гороховик, рефмоторист В. Полехов, моторист первого класса В. Коноплянко и другие.
В итоге выполнения социалистических обязательств определились победители в соревновании за достойную встречу 50-летия образования СССР, которым и вручены переходящие вымпелы. Первые места завоевали: бригада обработчиков Г. Гейченко, бригада добытчиков Ю. Гительмана, вахта третьего механика В. Братчика.
В борьбе за отличное санитарное содержание и порядок в жилых помещениях судна вымпел «Лучшая каюта» присужден В. Пелехову и Г. Лу коянову.
По всем показателям в целом за рейс обязательства выполнены, за исключением некоторой недоработки по филе, ввиду недостатка соответствующей рыбы.
По вылову сделано сто девять процентов к плану. При задании 17.087 центнеров заморожено 19.610 центнеров рыбы.
Пищевой продукции вы пущено на 958.133 рубля — 107.6 процента, товарной продукции на 1.092.143 рубля — 107 процентов.
Готовая продукция сдавалась на транспортный рефрижератор «Ботнический залив», на «Остров Котлин» и другие. Свыше 650 тонн продукции БМРТ доставил 5 июля в Таллин.


А. КРОСС


На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В. Коноплянко
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и В. Пелехов.

Фото Г. Долинина.
Памяти СРТ-4244 и его экипажей. „В АТЛАНТИКУ ЗА СЕЛЬДЬЮ!" – 13 07 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТАК БЫЛА озаглавлена заметка, помященная в конце мая 1955 года в республиканской газете. В ней любопытные читатели информировались о предстоящем океаническом лове рыбы. Автор не пожалел красок. Заметка начиналась так:
" На двух мощных рыболовных траулерах идут последние приготовления к далекой экспедиции".
Конечно, он не мог предвидеть, что придут в будущем БМРТ, производственные и транспортные рефрижераторы, плаврыбозаводы, в сравнении с которыми СРТ при всей фантазии не назовешь мощными ни по силе, ни по объему вылова. Например, БМРТ "Иоханнес Рувен" за один год взял 100000 центнеров рыбы - это столько, сколько 4244-й за семнадцать лет. Не далеким стали теперь Северное и Норвежское моря, а Северо-Западная, Центрально-Восточная и Юго-Восточная Атлантика.
Далее сообщалось, что " ...суда, на которых выйдут рыбаки в море, оборудованы по последнему слову техники».
Богатству океана посвящены такие строки:
" В Атлантике косяки сельди, например, нередко достигают нескольких десятков миль". Но, лиха беда - начало. И Волга рождается из ручейка, перед которым с благоговением останавливается человек.
А почин экипаж СРт-4244 действительно сделал весьма удачный и заслужил всяческой благодарности.

ПЕРВЫЙ ЭКИПАЖ В ПОЛНОМ СБОРЕ
Капитаном СРТ-4244-го был Вайно Матвеевич Ноор. Прежде он ходил на мурманских промысловых судах и практически знал сельдяной лов. Его дело - добиться качества, умение обучить экипаж, нацелить людей на выполнение поставленной задачи, чтобы обеспечили успех первого рейса судна.
Машинную команду возглавил Иван Сидорович Славицкий. Для передачи опыта дрифтерного лова из клайпедской базы был приглашен мастер-наставник Иван Демин, а старшим мастером добычи назначили Александра Васильевича Калинина.
В состав палубной команды включили опытных пярнусских рыбаков. Кроме того, на судно пригласили и выпускников мореходного училища Министерства рыбного флота на должность матросов. Из их числа Юрий Фотиевич Скучалин – боцманом.
Как ныне весь наш океанический рыболовный флот, СРТ-4244 представлял из себя многонациональный крепко спаянный коллектив. В экипаже были - эстонцы, русские, украинцы и представители других национальностей и народностей.

ПОВЫШЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Рейсовое задание предусматривалось на 140 суток, из которых 105 промысловых. Добыть следовало 2750 центнеров сельди. Ее требовалось засолить, уложить в бочки и сдать на приемно-транспортные суда. Перед отходом на общем собрании команда ознакомилась с планом. Настроение у всех было боевое. Стали обсуждать свой первый договор социалистического соревнования. Единодушно первым пунктом в обязательства внесли: выловить сверх задания 250 центнеров, а всего — не менее 3000 центнеров рыбы.
В целом экипаж 4244-го соревновался с коллективом СРТ-4250 и вышел победителем, перекрыв свои социалистические обязательства по добыче сельди почти на 200 центнеров.
Это соревнование двух СРТ явилось началом широкого парного соревнования на нашем рыбопромысловом флоте, которое дает такие ощутимые результаты.

НА БОРТ ПОДНИМАЕТСЯ ЮХАН СМУУЛ
— Юхан Смуул, писатель, пойдет с нами в Атлантику! Эта весть радостно всколыхнула рыбаков траулера.
— Видно, немало значения придает общественность республики выходу промысловиков на океанские просторы. - говорили рыбаки.
Потомственный островитянин, моряк, человек большой души Юхан Смуул, конечно, не мог не откликнуться на такое большое событие.
Он вместе с экипажем жил и работал всю первую половину рейса в водах Норвежского моря. Во время выборки сетей писатель становился у борта, подхватывал зюзьгой осыпавшиеся крупные рыбины. А когда наступали часы отдыха, он в своей каюте по свежим впечатлениям делал заметки для будущих произведений о рыбаках, их труде, их жизни в далеком рейсе, об их товарищеской спайке.
Первым он выходил на подвахту, когда требовалось быстрее обработать богатую добычу. Во всем он чувствовал себя как штатный член экипажа. Интересными, познавательными бывали его беседы. Они как бы приподнимали слушателей, вызывали у рыбаков гордость за их нелегкую, но благородную профессию.
Многие из нас делятся своими воспоминаниями, бывшее члены экипажа с огромным интересом перечитывали строки его ярких произведений, узнавали себя, своих товарищей. Большой благодарностью к писателю наполнялось сердце за то, что помог он нам еще ярче осознать, насколько важен рыбацкий труд советскому народу.


В ОКЕАНЕ
В июне — июле — августе — сентябре 1955 года вел траулер промысел сельди. От Фарерских островов до Ян-Майена прокладывался его маршрут. Порядок из 100—120 тридцатиметровых сетей ставили на сельдь. Бывало, поднимали на борт за один дрейф до 350 центнеров рыбы. Все до единого человека выходили на обработку улова, солили и укладывали сельдь в сто двадцатикилограммовые бочки.
Судно входило в состав Клайпедской флотилии. Сдавали рыбу также на клайпедские транспортные суда.
И вот рейс завершен. Подвели итоги выполнения договора социалистического соревнования. Они убедительны для первого выхода в океан. Задание на вылов сельди составляло 2750 центнеров. По договору экипаж решил добыть больше — 3000 центнеров. Фактически взяли 3.200 центнеров. Осенью 1955 года траулер пришел в Пярну.


РЕКОРДДНЫЕ РЕЙСЫ, ПАМЯТНЫЕ ИМЕНА
В Эстонию между тем, продолжали прибывать новые суда — средние рыболовные траулеры, рыбопромысловые рефрижераторы. Организовалось Управление сельдяного лова, затем — Эстонская рыбопромысловая экспедиционная база, потом — Таллинская база тралового флота.
Часть людей с 4244-го, имея опыт, шла на пополнение экипажей других судов. Новички же, приходившие на траулер не забывали хороших традиций первооткрывателей океана.
В социалистическом соревновании нередко экипажи первенца нашего флота добивались рекордных показателей. Так, в 1966 году выловлено 10.334 центнера рыбы, в 1969 году — 13944 центнера (182.5% к плану). В 1971 году — 11 .840 центнеров. Под звуки приветственных маршей духового оркестра встречались победители на причалах рыбного порта
Не забыты имена тех, кто боролся за высокие показатели в социалистическом соревновании. Среди них капитаны Сангель! Сериков, Прудцев, Ерофеев, Сарапулов, Площадный.
Несколько лет подряд ухаживает за машиной, вместе со своими помощниками обеспечивает безотказность всех механизмов стармех Алексей Неклюдов. Ходили на судне промышлять замечательные мастера добычи, обработки, матросы.
Из состава первого экипажа стали капитанами матрос Лоборь, боцман Скучалин, стармехами на большие суда ушли Иван Славицкий, Василий Трофимов и т. д.

С ОЧЕРЕДНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ
Под знаком соревнования за достойную встречу 50-летия образования Союза Советских Социалистических республик совершал свой выход в северное море экипаж траулера в этом году.
Судно под водительством капитана Михаила Ивановича Чебуханова вышло на промысл 36 февраля из Клайпеды и 9 июня возвратилось в родной порт Таллин.
При плане 3930 центнеров экипаж добыл тралом 4830 центнеров рыбы, главным образом сайды. Кроме того, на плавбазы сдано 95 центнеров печени для производства готовой продукции, что составляет 112 процентов к заданию.
Среди передовиков соревнования — ветеран судна старпом В. Саранчин, матросы В. Шеян, А. Шерстнев, мастер добычи У. Луйдалепп и другие.
Свой успех экипаж посвятил традиционному Дню рыбака.

• * •

Семнадцать лет отслужил в нашем рыбопромысловом флоте СРТ-4244. И сто тысяч центнеров добытой рыбы — хороший вклад его экипажей в экономику Родины.
Представители многих национальностей социалистической Отчизны трудились здесь рука об руку. Товарищеской взаимопомощью и взаимовыручкой, духом подлинной дружбы отмечен каждый выход судна на промысел. Эта прекрасная традиция свято сберегается и приумножается каждым новым поколением рыбаков траулера-первенца, как и всего теперь уже многотысячного коллектива Эстонского рыбопромышленного производственного объединения "Океан».

А. НЕСТЕРОВ

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Третий механик Ю. Росин и ветеран судна матрос I класса А. Катай.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Помощник рыбмастера Н. Александров.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В часы досуга.

Фото А. Хуньта, начальника радиостанции.

Редакция приносит большую благодарность Юрию Фотиевичу Скучалину за помощь в сборе и консультации материалов для этой статьи.
В ПРЕЗИДИУМЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭССР – 13 07 1972
За успехи в развитии рыбной промышленности республики Президиум Верховного Совета Эстонской ССР указом от 7 июля 1972 года наградил Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР рыбаков и работников рыбной промышленности:

Авдюшева Бориса Николаевича - старшего механика рыбопромыслового производственного рефрижератора 1281.
Бахшиева Шамиля Бабаевича — начальника радиостанции транспортного рефрижератора "Нарвский залив».
Белоголовцева Евгения Николаевича — первого помощника капитана большого морозильного рыболовного траулера «Коралл".
Булойчика Владимира Ивановича — радиооператора большого морозильного рыболовного траулера «Коралл".
Дорожко Геннадия Александровича — старшего мастера по добыче рыбы среднего рыболовного траулера 4543.
Карасева Николая Николаевича — бригадира Таллинского морского рыбного порта.
Клюнтина Ардалиона Васильевича — флагманского старшего мастера по добыче рыбы экспедиции. К
ощеева Ювеналия Сергеевича — мастера по обработке рыбы среднего рыболовного траулера 4545.
Латыпова Равиля Габдрахмановича — рефрижераторного моториста большого морозильного рыболовного траулера "Йохан Келер".
Марьясоо Майре Яановну - технолога большого морозильного рыболовного траулера «Андрус Йохани".
Полещука Петра Васильевича — помощника капитана по производству плавбазы «Иоханнес Варес».
Романа Карла Карловича — капитана-директора транспортного рефрижератора "Бриз".
Шапошникова Михаила Яковлевича - боцмана среднего рыболовного траулера 4344.
Зонова Геннадия Васильевича — рефрижераторного механика большого морозильного рыболовного траулера "Каарел Лийманд».
Чаплина Владимира Павловича — бригадира слесарей-судоремонтников на плавмастерских № 1115 судоремонтного завода.
Чеснокова Николая Александровича — капитана-директора резерва судов типа большого морозильного рыболовного траулера.
Учамбрина Виктора Вениаминовича — заместителя секретаря комитета ЛKCМ Эстонии рыбопромыслового флота.
Ванавески Энно Яновича — старшего электромеханика производственного рефрижератора «Крейцвальд".
Вялого Михаила Степановича — мастера по обработке рыбы большого морозильного рыболовного траулера "Март Саар".
ПБ «Станислав Монюшко». В РОДНОМ ПОРТУ - 11 07 1972
ОБРАБОТАТЬ ПЛАВРЫБОЗАВОД "СТАНИСЛАВ МОНЮШКО" ЗА 5 СУТОК.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Не успел заместитель начальника объединения В. Старостенко принять рапорт от капитан - директора плаврыбозавода «Станислав Монюшко» Ю. Карулина,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

а второй помощник A. Ленин порадоваться встрече с дочерью, как верные своему социалистическому обязательству труженики порта приступили к разгрузке флагмана. Было это в четверг в 15.30. В пятницу работы, ведущиеся круглосуточно, продолжались.
Трудились бригады В. Колесова, А. Цыганова, М. Папуши, А. Карачева. Тут же - все четыре погрузчика с боковыми захватами. Гудят портовые краны, плывет груз над вагонами.
Только вот беда — двери у этих рефрижераторов узкие, приходится продукцию разгружать на эстакаде и отправлять в вагоны вручную. Не все составы приспособлены еще под пакетированные перевозки...
Строители полны решимости сдержать свои социалистические обязательства - закончить обработку плаврыбозавода "Станислав Монюшко" за 5 суток.

(Наш корр.).
Фото Г. Долинина
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О ПРИСВОЕНИИ тт. РАНДМАА В. Я. и СУССКОМУ В. Н. ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО РЫБАКА ЭСТОНСКОЙ ССР - 11 07 1972
За заслуги в развитии рыбной промышленности республики присвоить заместителю председателя рыболовецкого колхоза «Пярну Калур» Рандмаа Вольдемару Якобовичу и капитан-директору большого морозильного рыболовного траулера «Оскар Сепре» Сусскому Владимиру Николаевичу почетное звание заслуженного рыбака Эстонской ССР.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. ВАДЁР.
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонском ССР В. ВАХТ.

Таллин, 7 июля 1972 г.