0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
Памяти ТР «Бриз» и его экипажей. Сорок весомых рейсов - 08 06 1972
Сорок рейсов в районы промысла совершили моряки транспортного рефрижератора «Бриз» с тех пор, как судно вступило в строй флота нашего объединения.
— И каждый рейс завершался успешно, — сказал первый помощник капитана Юрий Стеняев, — всегда судно возвращалось в родной порт с планом или перевыполнением задания. Коллективу моряков неоднократно подтверждалось звание экипажа коммунистического труда.
Свой сороковой рейс "Бриз" завершил как раз накануне замечательного события в жизни «Океана» — второго слета ударников коммунистического труда и новаторов производства. Выйдя из Таллина 8 мая, «Бриз» достиг района Ирландского шельфа, где в течение около 20 суток принимал готовую мороженую рыбопродукцию от промысловых судов. В основном это были большие морозильные рыболовные траулеры Калининградской и других флотилий. 3 июня судно вернулось в Таллии.
Всего на борт принято и доставлено в порт 32.820 центнеров мороженой рыбы: скумбрии, ставриды, мерлузы, путассу. Из них 820 центнеров сверхплановые.
Поддерживая свои хорошие трудовые традиции, экипаж пришел ко второму слету ударников и новаторов с высокими показателями в социалистическом соревновании за достойную встречу 50-летия Союза ССР.
Комплексные комсомольско-молодежные бригады, руководимые бригадирами Евгением Морозовым и Юрием Латвилясом, обеспечили скоростные темпы на приемке с промысловых судов и погрузке в свои трюмы готовой продукции. Оба бригадира, по должности старшие матросы, сами являются ударниками коммунистического труда. В их бригадах образцы работы показывали матросы Виталий Константинов, Энн Кернер, Тыну Тинн и другие опытные моряки.
На высоте была и машинная команда. Добросовестно несли свои обязанности мотористы Анатолий Назарок и Петр Кайданович. Оба комсомольца выпускники Севастопольского приборостроительного института. Теперь они наплавали ценз и могут идти в рейс уже в должности механиков.
В результате совместных усилий в районе приемки груза и на переходах сэкономлено пять промысловых суток при перевыполнении плана доставки готовой рыбопродукции в порт.
За прошлый год по итогам социалистического соревнования Министерство рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности присудили экипажу "Бриза» призовое место и денежную премию. Моряки "Бриза" соревнуются с коллективом транспортного рефрижератора "Ханс Пегельман».
Регулярно в сороковом рейсе шли занятия в сети партийной учебы. Слушатели занимались в двух начальных школах основ научного коммунизма.
Сейчас бризовцы готовятся к новому выходу в Атлантику.

А. НЕСТЕРОВ
НЕФТЕБАЗА TMPП - 03 06 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На территории базы мало зеленых насаждений — нет цветов, а молодые деревца со временем чахнут. Труженики базы задумали превратить свои рабочие места в маленькие зеленые уголки. Это было в декабре ...
А весной выросли на территории нефтебазы две теплицы, сооруженные на субботниках самими рабочими. Сейчас здесь уже пробиваются из земли молодые ростки гвоздик, левкоев, «анютиных глазок". Ухаживает за растениями подсобница Екатерина Бородавко. Через пару недель рассада будет высажена на клумбах нефтебазы, автобазы, на территории порта и перед зданием управления ЭРПО "Океан".

На снимке: Е. Бородавко.
Фото А. Дудченко.
НАШЕЙ ДРУЖБЕ КРЕПНУТЬ И КРЕПНУТЬ - 20 05 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рыбаки нашего объединения уже давно шефствуют над учениками 26-й Таллинской средней школы. Связь «Океана» с мальчишками и девчонками крепнет год от года. Пожалуй, никогда шефская работа у нас не поднималась на столь высокий уровень, как сейчас. Все дело в том, что основные мероприятии этой работы проводят комсомольцы.
Перед началом нового учебного 1971-72 года комсомольцы объединения приняли активное участие в разработке совместного плана шефской работы с учениками. Здесь были учтены все запросы школьников, их интересы, увлечения. Мы не действовали вслепую, и это послужило первоочередной причиной успешной связи. Шефство наше обратилось в крепкую дружбу молодых рыбаков со школьниками.
Чем же мы занимались? Вот некоторые мероприятия. Только за два последних месяца ученики четыре раза побывали в рыбном порту, где осмотрели транспортные рефрижераторы «Ботнический залив» и «Нарвский залив». Пионеры школы провели в актовом зале административного корпуса ЭРПО «Океан» свой сбор, на котором рыбаки вручали комсомольские билеты восьмиклассникам. Ученики восьмых-седьмых классов приняли участие в митинге протеста «Юность обличает империализм»... Музыканты оркестра «Мерепояд» помогают школьникам в создании своей эстрадной группы.
A. Могильный и М. Юсим возглавляют пионерский технический кружок. B. Анисимов оказывает помощь школе в организации «малой академии наук». Все это делается планомерно, без срывов.
Помогают нам и сами ученики. Конкретную пользу приносят они строителям «Океана». Уже четыре субботника организовали пионеры на строительстве нового общежития. На митинге рыбацкой молодежи комсомольцы школы исполнили литературно - музыкальный монтаж, подготовленный ими специально к этому дню. Пионеры приветствовали комсомольцев «Океана» на их VII отчетно-выборной конференции.
Проводили мы и незапланированные мероприятия. Так, в школе была организована встреча с делегатами XVI съезда ЛКСМ Эстонии. Перед учениками выступили все девять делегатов от «Океана» — В. Гетман. В. Анисимов, М. Юсим, Б. Пучков и другие.
Комсомольцы объединения сопровождали ребят в их поездке в Ульяновск, на родину В. И. Ленина, где они осмотрели Ленинский мемориал, побывали в доме-музее Ильича.
Член комитета ЛКСМЭ рыбопромыслового флота В. Анисимов регулярно бывает на заседаниях бюро комсомольской организации школы. Так что, молодежь "Океана" всегда в курсе школьных событий. Это помогает нам планировать текущую шефскую работ.
Скоро наступит лето. А с ним - школьные каникулы. Но на этом наша связь со школой не прервется. В плане мероприятий есть и такой пункт - "оказать помощь в санитарном ремонте школы, провести на нем несколько субботников". Что ж, и в этот раз слова рыбаков не разойдутся с делом. Школа будет отремонтирована, и молодежь "Океана" окажет строителям посильную помощь.
Одним словом, дружбе нашей крепнуть. И мы рады, у нас есть такие славные младшие товарищи - ученики 26-й школы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Р. Арустамян, инструктор комитета ЛКСМЭ рыбопромыслового флота
ВЕСОМЫЙ ВКЛАД „АЛЬБАТРОСА" - 11 05 1972
ПРОШЛО пять месяцев с тех пор. как производственный рефрижератор «Альбатрос» вышел из Таллина и взял курс к далекой Африке. Промысловая обстановка была явно неустойчивая. Случалось, когда весь рыбодобывающий флот ловил в сутки лишь по нескольку десятков тонн рыбы.
Однако рейсовым заданием предусматривалась заморозка 2700 тонн рыбы. С самого начала рейса экипажем были приняты повышенные социалистические обязательства. Рыбаки обещали дать сверх плана 2000 центнеров мороженой рыбы. Но к концу рейса в нашем активе значилось 3000 центнеров сверхплановой рыбопродукции.
В ходе рейса мы изготовили 847 тонн экспортной продукции, хотя в плане это не предусматривалось. В порт было доставлено 1125 тонн рыбы и 66 тонн рыбной муки. За период рейса на транспортные суда было перегружено с нашего рефрижератора 2198 тонн рыбопродукции.
Во многом выполнению рейсового задания способствовала деятельность судовых общественных организаций. Основное внимание партийная и комсомольская организации судна уделяли работе по изучению материалов XXIV съезда КПСС. Важное место в деятельности коммунистов и комсомольцев занимало укрепление трудовой дисциплины.
Сказались также, широко развернутое на судне социалистическое соревнование. Каждый член экипажа имел индивидуальные обязательства, участвовал в соревновании между вахтами, производственными бригадами. Итоги соревнования регулярно подводились. Ежемесячно в стенной печати отмечались победители и отстающие. Лучшим вручались переходящие вымпелы передовиков.
Не забывали члены экипажа и о лекционной пропаганде. Во время рейса было прочитано 29 лекций и докладов. По судовой трансляции было передано 20 радиопередач. Все материалы, полученные нами из студии звукозаписи «Океана», Пыли интересны и актуальны. Наибольший успех имели лекции о международном положении, о работе ЭРПО «Океан", а также юридические консультации. Работники студии снабдили рыбаков пере рейсом кассетами эстрадной музыки. Экипаж был благодарен за внимание, оказанное ему студией.
Как уже говорилось, стенная газета выхолила регулярно. Параллельно выпускался «Комсомольский прожектор», «молнии», фотогазеты. Во время рейса неоднократно проводились спортивные соревнования по стрельбе из воздушной винтовки, по шахматам шашкам, по «короне".
Экипаж отдыхал хорошо и интересно. Проводился новогодний КВН, торжественно были встречены дни Советской Армии и 8 Марта. По инициативе комсомольцев было проведено три вечера отдыха, в программе которых — викторины, игры, танцы.
... Рейс окончен. Настала пора подводить итоги. В общем, весь экипаж работал с подъемом, с энтузиазмом. Но, пожалуй, лучше других преуспели в работе и общественной жизни третий механик Виктор Корнеев, боцман Юозас Латвинис, плотник Семен Веселов, мотористы Денис Дудкин и Ярослав Петрушка, радиооператор Рейн Кивил, врач Нелли Карцева, матросы Геннадий Федоров, Василий Конюх. Константин Тоболток, Андрей Шевченко и другие.
Рейсовое задание выполнено экипажем «Альбатроса» на 132 процента. Это — наш скромный вклад в дело досрочного завершения плана второго года девятой пятилетки.

X. РАЯМЕТС, первый помощник капитана.
С ПОЛНОЙ ОТДАЧЕЙ - 18 04 1972
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ГЕРОИЧЕСКИЙ РАБОЧИЙ КЛАСС СТРАНЫ СОВЕТОВ - ВЕДУЩАЯ СИЛА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ КОММУНИЗМА!

В нашей школе штаб для подготовки и проведения Всесоюзного коммунистического субботника был создан заранее. Возглавил его заместитель начальника школы по политической части В. Р. Пыдер. Целесообразность штаба понятна — когда пришло время трудиться, каждый уже знал свое задание.
На субботник у нас вышло 200 человек. Среди них преподаватели и сотрудники школы. Предстояло навести порядок на семи объектах. Из них два школьных — главное здание и общежитие. Остальные выделил Таллинский горисполком. Это — бульвар Ленина, возле здания Академии наук ЭССР, улица Техника, хозяйства домоуправлений №№ 12 и 14.
Самый интересный участок, связанный с реставрацией старого Таллина, достался нашей группе, где учатся будущие матросы первого класса. Домоуправление №52 поручило нам разбирать участок под будущие цветники на Тоомпеа между башням» Кик-ин-де-Кёк и Девичьей, входившими когда-то в систему крепостных укреплений города.
Разумеется, работать было нелегко. В ход шли ломы, носилки... Курсант Иван Суворов, Александр Сницаренко, Владимир Зливка, Юрий Бабаев, Виктор Бурлаков работали задорно, с огоньком. Куча камней, обломков, прошлогодних листьев мусора росла, словно по волшебству. Руководил нашей работой мастер производственного обучения Василий Митрофанович Соколов.
Наша группа трудилась в полном составе. Не было только курсанта Анатолия Новаленко. Но у него — свое задание. Он — фотокорреспондент школьной стенной газеты и должен обойти все объекты, сделать снимки, побеседовать с ребятами. В ней будет, о чем рассказать, потому что трудимся мы сегодня, как и все в нашей стране, с полном отдачей сил и энергии.

А. КАЛИТКА,
секретарь комсомольской организации Таллинской мореходной школы.
Памяти танкера «Тарту» и его экипажей. ВАХТУ НЕСЕТ ЭКИПАЖ „ТАРТУ" - 08 04 1972
ВАХТЕННЫЙ ШТУРМАН ХЕЙНО ВАХЕР ПРОТЯГИВАЕТ МНЕ КРАСНУЮ ОБЛОЖКУ. ВНУТРИ - ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА. "ЭКИПАЖУ ТАНКЕРА «ТАРТУ» ЗА ПЕРВОЕ ПРИЗОВОЕ МЕСТО СРЕДИ СУДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА В КОНКУРСЕ 1970 ГОДА НА ЛУЧШЕЕ СУДНО ЭРПО «ОКЕАН ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ»

РЕДКО покидает «Тарту» пределы нашего порта — танкер рейдовый. Условия и показатели работы иные, чем у промысловиков. Главное — снабдить промысловые и производственные суда топливом, маслом.
Танкер «Тарту» — нефтебункеровщик. Обычно суда берут топливо с причала. Но наша нефтебаза не оборудована для снабжения таких великанов, как «Фридерик Шопен", «Станислав Монюшко", «Иоханнес Bapec" ...
Строительство новой современной нефтебазы начнется нескоро. А пока трудятся нефтебункеровщики. Первый типа "Тарту» появился в Калининграде, затем — у нас, в этом году такой же получат рижане. Это наши болгарские друзья шлют подарки советским рыбакам.
Строительство новой современной нефтебазы начнется нескоро. А пока трудятся нефтебункеров-щики. Первый типа "Тарту» появился в Калининграде, затем — у нас, в этом году такой же получат рижане. Это наши болгарские друзья шлют подарки советским рыбакам.
Раньше топливом снабжала суда маломощная и ныне уже списанная баржа "Луза», способная взять на борт только 300 тонн дизельного топлива, а масло завозили трехтонные грузовики. С появлением нефтебункеровщика грузоподъемностью 1000 тонн сократились сроки простоя промысловых судов в порту.
Когда будет построена новая нефтебаза, нефтебункеровщики не пойдут на лом, будут по-прежнему трудиться. С их помощью можно значительно сократить время стоянки, проводить одновременно, а не последовательно операции по обработке промысловых судов.
Обычно танкеры выполняют месячные планы в среднем на 120 процентов, приносят среднемесячный доход около 20 тысяч рублей.
В прошлом году экипаж «Тарту» не смог, к сожалению, принять участие в соревновании по технической эксплуатации среди судов вспомогательного флота. Шесть месяцев простояли на Таллинском судоремонтном заводе.
Этому была особая причина ...
Рейдовый танкер «Тарту» сошел со стапелей в 1968 году в Болгарии. И вот тут перегонная команда "обнаружила», что судно не имеет ... винта. Вместо него строители вмонтировали в корму "Тарту» так называемый горизонтальный движитель. Он представляет из себя диск с турбинообразными лопатками. Изменяя угол их наклона, можно регулировать направление движения судна. Так что руль танкеру не нужен.
И вот когда встал вопрос ремонта, специалистов по движителям на ТСРЗ не оказалось. Работы по корпусу были окончены, а по движителю — нет. Танкер передали другому заводу, где работы завершили, и «Тарту» снова занял свое место в строю судов портофлота. 18 человек — таков сей час экипаж танкера. Люди в основном уже "уставшие » от "большого» моря, пожилые, семейные, 12 ударников коммунистического труда Летун, охотник за длинным рублем не пойдет в порто-флот, где оклад матроса невелик. Потому и текучести кадров нет на «Тарту».
Трудится здесь многонациональный экипаж. Правда, представлен он не в таком многообразии народов, как на судах промысловых, где можно насчитать десятки национальностей. На «Тарту» эстонцы, русские, украинцы — дружный коллектив. Звучит здесь эстонская и русская речь, порой один язык перемежается словами из другого. Это понятно — двумя языками тартусцы владеют хорошо.
Если в промысловых рейсах рыбе уделяется все внимание, практикуются подвахты, то на кораблях вспомогательного флота есть время следить за состоянием механизмов и их правильной эксплуатацией. Реже приходится ставить суда на ремонт. Экипаж танкера сам регулярно чистит топливные танки, топки парового котла (который обслуживает 18 топливных насосов), наводит лоск в судовых помещениях.
Особый почет — донкерману. Так уже ведется на танкерах. Отлично трудится на "Тарту» Леонид Колодинский. На его ответственности — безаварийная эксплуатация всех топливных насосов, шлангов, состояние танков. Донкерман — первый человек на танкере во время операций по снабжению топливом судов. А донкерман Юрий Сообик, закончив заочное отделение ТМУРП, в 1971 году стал сменным механиком. Большая заслуга в деле организации дисциплины, порядка, рождении добрых традиций лежит на капитане — Юрии Тривяльи (сейчас — капитан на «Александре Лейнере») Заслуженно пользуется уважением у экипажа стармех В. А. Кельдер. Судно стоит у стенки и берет электропитание с "берега». Аппаратура
«Тарту» была рассчитана на 110 вольт. А на причалах - 220. По рацпредложению стармеха был внедрен выпрямитель, который и изготовили рабочие города, имя которого носит танкер.
С первого дня эксплуатации судна поддерживает на нем порядок и дисциплину боцман Юрий Мурдоя. А как много зависит в работе от вкусного, поданного вовремя обеда. Его всегда приготовит повар Мария Керт Она — ветеран нашего порта, трудится со дня его основания.
Больше всего забот, пожалуй, у сменного помощника Хейно Вахера, на которого ложатся обязанности старпома. Ведь на танкере главное — противопожарная безопасность. В момент заправки надо внимательно следить за порядком не только на своей, но и на чужой палубе. А когда рядом «гигант»-промысловик, это нелегко. И чего только не вылетает порой из иллюминаторов наших плавбаз, ПР и ТР на палубу танкера и на головы тартусцев...
Целый год хорошо справлялся с обязанностями капитана Хейно Вахер. Сейчас здесь служит специалист с дипломом Б. И. Степанов. А Хейно — опять сменный штурман. И он же старпом.
Не нарадуется экипаж на своего болгарского друга-труженика моря. И хотя каждому тут работы за двоих - в чистоте судно. Того требует современная техника. Ее много. Один сложнейший механизм движителя чего стоит. Автоматический паровой котел, дублированные топливные насосы, системы водо-, паро- и газопожаротушения...
Вот такой танкер сделан для южных широт, переборки в 5 миллиметров на Балтике дают себя знать.
С особым удовольствием экипаж выполняет работы с нашими ТР "Нарвский залив" и "Ботнический залив". Система из четырех предупредительных танков на этих транспортах дает возможность пускать насосы на "Тарту" на полную мощность - на 350 кубометров в час. приятно, когда механизмы показывают, на что они способны. Особенно, если больше негде их демонстрировать. Чтобы заправить СРТ, хватило бы двух толчков этих насосов... Но СРТ "Тарту" заправляет редко - опасно.
Скоро очистится море от ледового покрова. И тогда тартусцы смогут, как и раньше, посещать торговый порт, делиться своими"излишками".
Раньше, до создания ЭРПО "Океан", танкер постоянно курсировал, снабжал различные суда топливом. Теперь - он чаще ожидает наши корабли с промысла. Зато все задания по бункеровке выполняются в срок и качественно.
Вахтенный штурман Хейно Вахер отдает приказ прогревать машину. Танкер готовится к швартовке на северную, механик Юрий Сообик спускается в машинное отделение. Впереди — работа.

О. ОППЕНГЕЙМ
ПОД БЕЛО-СИНИМ ВЫМПЕЛОМ – 04 04 1972
МАЛЕНЬКИЙ "океановский" извоз-чик БП-2 хорошо примелькался на перевозе «северная — южная». Скоро он вновь возобновит свои регулярные рейсы. А пока... Неторопливо снует он между ремонтирующимися судами, швартуется к какому-либо из них, и тогда на вымпеле бота разворачивается бело-синий вымпел — "Работают водолазы» Да, именно с ними и трудится экипаж БП-2, где капитаном В. В. Завьялов, а боцманом - В. Т. Елагин. Катер водолазов ВРБ-1 пока на ремонте.
Ни одно судно после рейса не избежит подводного осмотра. Поврежден ли винт, в порядке ли бортовые кили... Вот и снует маленький бот по акватории порта.
Старший водолаз Николай Басалыга осматривает винт СРТ-4590. Несколько погружений необходимо провести, чтобы установить характер повреждения капролоновой втулки. Но вот, сразу заблестев на солнце, из мутной воды появляется желтый шар шлема. Товарищи помогают Н. Басалыге освободиться от скафандра. Пожалуй, невозможно справиться без посторонней помощи. Трудно и работать. Ведь трехболтовое водолазное снаряжение весит более 60 килограммов. 60 метров — максимальная глубина для такого костюма. Правда, в нашем рыбном порту такие провалы не зафиксированы, Николай ниже трехметровой отметки сегодня не погружался. Тем не менее, продолжительность работы не должна превышать двух часов. Но осмотр винта и замеры втулки уже закончены, старший водолаз рассказывает ремонтникам о состоянии механизма. Опасения представителя СРЗ оказываются обоснованными — для ремонта судно необходимо поставить в док.
Часами, проведенными под водой, исчисляется у водолазов стаж работы. Леонид Иванович Волков разменял их уже шесть тысяч. И 25 лет — срок не малый. И вот теперь, после службы в армии, трудится он в составе водолазной команды нашего объединения.
Третий подводник Иван Павлюченко тоже своего рода ветеран. Он пришел на берега Пальяссааре, когда на полуострове, кроме нескольких частных домиков и огородов, ничего не было. А на южную сторону при желании переходили вброд.
Пришли землечерпалки. Работы было много. Иван поднимал затонувшие корабли, их боезапас... На северной — там, где швартуются сейчас гиганты нашего флота — "Станислав Монюшко", "Фридерик Шопен", "Иоханнес Варес", — подтаскивали к берегу и резали на переработку остатки потопленных в войну судов. Пришлось помогать и землечерпалкам. Ничего не могли они поделать с многотонными валунами, которыми буквально усыпано дно будущего рыбного порта. Много труда приходилось затрачивать на то, чтобы обнаружить эти каменные глыбы в мутной воде. Потом уже к ним подводили тросы и на смену водолазам шли подъемные средства.
А был и такой случай. "Иоханнес Варес» стоял на рейде. 3амеры глубин показывала, что заходить в порт самому глубоко сидящему пароходу небезопасно. Но и глубина в порту была достаточной. Заместитель капитана порта Н. Н. Балакшин, занимаясь гидрографическими работами, обнаружил канал шириной 24 и глубиной 6,4 метра. По нему 27 июля 1963 года лоцман Ю. В. Островский впервые ввел в порт сухогруз «Академик Павлов», а через некоторое время — и плавбазу «Ян Анвельт».
А 1 июня 1964 года впервые встал у стенки флагман рыболовного флота Эстонии «Иоханнес Варес». Его провел лоцман Э. К. Кальберг. Однако подобные «прогулки" все же оставались небезопасными для нового парохода. Что-то препятствовало судоходству в воротах гавани. Приезжие специалисты тщательно обследовали дно, но ничего не обнаружили. Ивану Павлючен-ко ничего не' оставалось, как с товарищами-подводниками взяться за поиски. И они оказались успешными. Поперек предполагаемого фарватера лежали, потопленная в войну, самоходная баржа "Комета" и часть секции дока. Когда началось строительство подходного канала, "Комету" и секцию подняли и разрезали. А 7 ноября 1964 года канал вступил в эксплуатацию.
Много работы у наших подводников. Ведь, приходящие из рейсов суда надо осматривать все без исключения. А когда под воду уходит один — остальные должны быть наверху. Возлагаются на «службу Нептуна" и ремонтные работы — слесарные, сварка, монтаж акустических приборов для промысла, осмотр причалов, подводная очистка судов. Это очень трудоемкое занятие, особенно в непрозрачной воде, когда, кроме аппарата, надо держать в руках и лампу.
На этой операции неплохо использовать акваланг, но он не подходит к эксплуатации в зимнее время. Да и летом вода Балтики теплом не балует. Баллоны акваланга требуют специального компрессора с большим давлением. Так что приходится чистить днища в трехболтовом снаряжении.
Полку подводников ЭРПО "Океан» недавно прибыло. Четверо ушли на промысел. Есть матросы-водолазы и на спасательном буксире «Ураган». А руководство СРЗ решило обзавестись своей водолазной командой.
Трудная профессия у Н. П. Басалыги, И. И. Павлюченко, Л. И. Волкова, трудная и отважная, не чуждая романтики. И о ней не забывают эти люди, занимаясь ежедневно любимым и необходимым делом. И совсем некстати обидели недавно водолазов — по разнарядке перевели в береговые работники. И вот теперь, когда начинают товарищи-матросы по ВРБ-1 или БП-2 жевать сухой паек, бегут подводники на берег, в столовую.
Или разворачивают принесенные из дома бутерброды. Но это, конечно, мелочи. Правда, обидные... Спешат, суда с промысла. А в порту к ним швартуется маленький бот. Сегодня это временно БП-2, завтра - снова ВРБ-1. И разворачивается по ветру бело-синий вымпел...

О. ОППЕНГЕЙМ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- старший водолаз Н. Басалыга, закончил подводные работы, поднимается на борт БП-2.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Водолаз И. Павлюченко помогает товарищу снять шлем трехболтового водолазного снаряжения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Шлем снят - можно и отдохнуть.

Фото автора
РПР-1270. ЧЕСТЬ КОРАБЛЯ - 28 03 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пять лет подряд экипаж рыбопромыслового рефрижератора 1270 ежегодно отмечается наградами или почетными грамотами за успехи в социалистическом соревновании.
За трудовые достижения в 1967 году коллективу присвоено звание экипажа имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, вручен бюст Владимира Ильича Ленина. За второй квартал 1968 года получена грамота и присуждено первое место среди судов типа РПР. В 1969 году экипаж дважды завоевывал призовые места. Перевыполнение социалистических обязательств в юбилейном 1970 году доставило команде вымпел в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. В этом же году он занял два квартальных призовых места.
В прошлом, первом году девятой пятилетки, экипажу присуждено второе место по «Запрыбе» и денежная премия в размере 350 рублей.
Кроме того, комсомольская организация судна специально отмечена наградой в связи с 50-летием ЛКСМ Эстонии.
Удачно начал коллектив и второй год девятой пятилетки. За первый рейс, закончившийся 28 февраля, траулер совершил пять выходов на Балтику. Планировалось за это время выпустить 80.000 трехкилограммовых: банок пресервов из кильки, вылавливаемой колхозным флотом. Претворяя в жизнь повышенные обязательства, коллектив закатал 95.000 трехкилограммовых банок.
В тот же день 28 февраля судно получило задание на второй рейс года сроком по 24 июня. Уже дважды выходили в море. При том же рейсовом задании 80.000 банок за два груза сделано 43.000 трехкилограммовых банок. Таким образом, к знаменательной дате 50-летию образования Союза ССР коллектив рефрижератора решил сделать хороший производственный подарок — выпустить много ценной рыбопродукции сверх плана.
— Достижения коллектива, — говорит капитан Геннадий Масленников, — заключаются в высокой квалификации каждого члена экипажа, во вдумчивом и серьезном подходе к выполнению своих социалистических обязательств. Среди них ветеран судна стармех Константин Федорович Алексеев, мастер обработки Александр Пастьев и его помощник Ярослав Скляр. Со знанием дела трудятся матрос первого класса Иван Донских, матрос Виктор Мина, второй механик Антон Синявский, а также Жавдят Ягудин и другие члены экипажа.
Высоко держат честь своего корабля, приумножают многолетние хорошие традиции моряки РПР-1270.


А. НЕСТЕРОВ.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

—один из лучших производственников и общественников секретарь парторганизации. второй механик А. Синявский.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- группа передовых членов экипажа РПР-1270 во главе с капитаном:
боцман Ж. Ягудин, матрос И. Донских, старпом Х. Кяспер, капитан Г. Масленников и мастер обработки Я. Скляр.

Фото Н. Кудрина
СРТ-4511. ЭНТУЗИАСТЫ СУДОВЫХ ИЗДАНИЙ – 25 03 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ОБЗОР СТЕННОЙ ПЕЧАТИ

В закончившемся зимнем рейсе на СРТ-4511 подобралось несколько энтузиастов-рабкоров и фотокоров. Среди них мастер добычи парторг Родион Фомкин, матрос первого класса Николай Оболещев, матрос Владимир Нагайцев, капитан Виктор Ковалевич и другие.
Регулярно выходила стенная газета «Маяк», собственными силами выпускалась фотогазета.
— Судно успешно завершило производственные задания восьмой пятилетки и первого года девятой пятилетки, — говорит Родион Фомкин. — Поэтому первой задачей редакционных коллегий являлась пропаганда опыта и хороших традиций, накопленных экипажами прошлых рейсов. Как нельзя более это пригодилось нам в закончившемся трудном рейсе.
В заметках "Маяка" в течение промысла поддерживалась инициатива передовиков и уверенность в успешном завершении задания, несмотря на крайне неблагоприятную обстановку.
Номер газеты, вышедший уже на переходе из Северного моря в родной порт, как раз и отражает чувства и мысли людей, добившихся нелегкой победы в вылове и сдаче рыбы на приемные суда.
Владимир Нагайцев отмечает:
"Остались позади штормовой январь и неспокойный февраль. Погода не баловала нас. Работать приходилось урывками между штормами.
Хотя процент перевыполнения по добыче невысок, но, учитывая трудности, он все же радует нас. Следует отдать должное палубной команде. Не считаясь со временем, коллективы обеих смен помогали друг другу при засолке и обработке рыбы.
Большое содействие оказали на подвахте штурманы и механики».
Капитан Виктор Ковалевич пишет, что план по вылову завершен на 104 и по первому сорту на 110 процентов. Причем, несмотря на непогоду, СРТ—4511 как по декадам, так и по месяцам, всегда входил в тройку лучших среди судов мощностью 300 л. с.. Достигнута экономия по промвооружению, ГСМ и бочкотаре.
В общий успех вложен труд каждого члена экипажа, продолжает автор. Похвально работала машинная команда (стармех т. Балденков), безотказно действовали электрорадионавигационные приборы (начальник радиостанции т. Быстров).
Много усилия приложил как всегда старший мастер добычи т. Левченко.
О задачах коллектива в борьбе за достойную встречу 50-летия образования Союза ССР написал своей статье Р. Фомкин. В социалистическом парном соревновании с СРТ-45577 экипаж СРТТ-4511 вышел победителем. Среди матросов отличились Валерий Касаткин, Николай Оболещев, Матти Тарту и другие. Коллектив траулера имеет все возможности досрочно завершить план 1972 года, встретить 50-летие образования СССР хорошим производственным подарком.
В значительной мере благодаря инициативе Владимира Нагайцева создана фотогазета. Все полтора десятка фотоснимков посвящены труду и жизни рыбаков на промысле. Отражены моменты - постановка трала, подъем на борт, вылив и обработка рыбы и т.п. Помещены портреты передовиков и ударников коммунистического труда.
Правда, не все фотографии качественные, но это простительно, ведь фотолаборатории на судне не было.
Опыт редколлегии "Маяка» наглядно показывает, что при опоре на активистов можно и в сложных условиях промысла делать содержательную стенную и фотогазету.

М. СИЛЬД.

Фото П. Кудрина.
ВПЕРВЫЕ В ТАЛЛИНЕ – «ИОХАННЕС СЕМПЕР» - 18 03 1972
ВО ВТОРОМ РЕЙСЕ - ЭКОНОМИЯ И ПРИБЫЛЬ - В СОРЕВНОВАНИИ С БМРТ-555 «ФЕОДОР ОКК» - ПЕРЕДОВИКИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ЭКИПАЖА - В ЧЕСТЬ 50-ЛЕТИЯ СОЮЗА ССР - ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ


В салоне нового БМРТ находится стенд, на котором помещены портрет известного эстонского писателя Иоханнеса Семпера и его биография. Все это оформлено самими моряками. Портрет написан буфетчицей Сильви Вахтра. Беседу о жизни и деятельности писателя здесь же проводил судовой доктор Владимир Семенов.
Название «Иоханнес Семпер» четко выведено на борту этого большого морозильного рыболовного траулера — 564, вступившего в строй судов ЭРПО "Океан» в прошлом году. Сразу из новостроя, приняв таллинский экипаж, судно вышло на промысел в Центрально-Восточную Атлантику.
Первый рейс завершился успешно. 22 сентября 1971 года в Дакаре на борт судна вступила новая команда, сменившая прежнюю, и 30 сентября БМРТ вышел во второй рейс в атлантические воды Африки (капитан-директор Виктор Сериков).
Завершив успешно рейс, «Иоханнес Семпер» 11 марта этого года впервые прибыл в родной порт приписки — Таллин.
Свои социалистические обязательства в честь 50-летия со дня образования Союза ССР коллективу судна пришлось претворять на деле в сложной промысловой обстановке. Прежде всего, сказывалось слабое наличие рыбных косяков. Лов вели как донным, так и пелагическим тралом. Использовали впервые прибор «Фуруно». Каковы же итоги второго рейса?
Пищевой продукции произведено больше задания — всего на 1.723 тысячи рублей, или 110 процентов. Заморожено 32.800 центнеров рыбы при плане 29.480 центнеров — 111,2 процента. Задание по разделанной рыбе сделано на 131 процент, по экспортной продукции — на 155 процентов.
По предварительным данным, задание по прибыли перекрыто почти на 100 тысяч рублей.
Ввиду некоторого недолова рыбной муки выпущено лишь 1940 центнеров — меньше, чем предполагалось. Сэкономлено тары и упаковочных материалов на восемнадцать тысяч рублей и ГСМ — на шесть тысяч рублей.
Действенно шло социалистическое соревнование как внутри коллектива, так и с командой. БМРТ-555 «Феодор Окк». В пятидневных сводках и обзорах по радиотрансляции до каждого члена коллектива доводились данные обоих судов о вылове, заморозке и других показателях. Такая гласность, сравнимость цифр, давала возможность экипажу ясно представлять ход парного соревнования, видеть свои недочеты и, конечно, принимать конкретные меры к улучшению всего дела. В результате коллектив "Иоханнеса Семпера" обогнал своего напарника почти по всем показателям.
Такая же гласность соревнования и опубликование сравнимых цифр практиковалась в ходе соревнования между производственными бригадами, службами и вахтами. Причем данные о работе смен и вахт объявлялись ежедневно на специальных таблицах. Кроме того, итоги обсуждались в коллективах смен.
Трижды судовой комитет профсоюза собирался для определения победителей. И трижды на первое место вы ходила комплексная бригада мастера обработки Аво Раудне. Член комсомольского бюро тов. Раудне подавал личный пример деловитости, распорядительности, проникновения в сущность порученного дела.
Активно прошло обсуждение моряками Постановления ЦК КПСС о дальнейшем развертывании социалистического соревнования. Это подняло авторитет морального стимулирования соревнующихся.
В общем ритме промысла совместно добивались успеха все члены многонационального экипажа судна.
С самой положительной стороны зарекомендовал себя третий механик Виктор Гайвак. Кстати, он один из немногих, кто остался на судне на второй рейс. Коммунист Виктор Гайвак вел общественную работу, будучи пропагандистом в машинной команде. Он проводил беседы и занятия по решениям XXIV съезда КПСС, подготовил и прочел содержательную лекцию по китайскому вопросу. Индивидуальные беседы, как о международных событиях, так и о внутренней жизни судна, о быте часто проводил со своими добытчиками коммунист, партгрупорг матрос первого класса Юрий Уузен.
Нургали Миндубаев начал рейс обработчиком. Когда под конец рейса ему пришлось стать добытчиком, он и здесь показал образцы трудолюбия, хорошо справился с новыми обязанностями.
Наряду с производственной и общественной работой продолжал повышать свой политический уровень кочегар партгрупорг Григорий Борушко, заочник института марксизма-ленинизма. В рейсе, упорно занимаясь, он сдал положенные за четы и выполнил письменные задания.
Представлена к благодарности по объединению «Океан", заслужившая авторитет в коллективе пекарь Варваpa Лабинская. Ей присвоено звание ударника коммунистического труда. Очень вкусные булочки она пекла. Что ж, и это заслуживает признания.
Длинен список передовиков судна, представителей различных национальностей нашей Родины, которые посвящают свои трудовые достижения замечательной дате — 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик.
Интернациональному воспитанию тружеников корабля служили лекции и беседы о событиях в Северной Ирландии, Чили, о бескорыстной помощи советского народа героическому Вьетнаму, борющемуся против американских агрессоров. Этой теме посвящались и выступления на проведенном вечере вопросов и ответов.
В беззаветном труде на благо Родины исполняет свой интернациональный долг экипаж БМРТ-564 «Иоханнес Семпер". Поздравляем его с прибытием в родной порт и желаем успехов в борьбе за досрочное завершение плана 1972 года и девятой пятилетки.


А. КРОСС.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Весберг А. матрос
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


За вооружением трала

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Спуск шлюпки

Фот В. Тэльца.