0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Проблемы и успехи социалистического строительста в СССР и УСЛ- Эстрыбпром (153)
ПО ТРУДУ И ПОЧЕТ - 10 06 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У причала судоремонтного завода ошвартовалось судно, только что пришедшее с промысла и ставшее в межрейсовый ремонт. За дело берутся рабочие механического цеха, корпусники, другие специалисты.
— Сроки у нас, как всегда, жесткие, — говорит бригадир корпусников Евгений Степанович Петров. — Наша задача — как можно быстрее и качественнее произвести ремонт.
Конечно, было бы проще и легче удлинить эти сроки, но в бригаде Е. С. Петрова нет таких, кто бы не понимал ответственности за скорейшее завершение ремонта, за своевременный и даже досрочный выход судна на промысел.
Умело организует труд своей бригады Е. С. Петров. За пятнадцать лет работы на заводе он приобрел не только богатый опыт как специалист, но и научился находить общий язык с людьми, мобилизовывать их на ударный труд на использование имеющихся резервов.
По праву носит Евгений Степанович почетное звание ударника коммунистического труда, награжден медалью «За трудовое отличие». На неоднократного победителя социалистического соревнования равняются все товарищи по бригаде.
— Сейчас ремонтируем БМРТ-396. Сделаем все возможное для того, чтобы завершить работу в срок, — заверяет бригадир.
С таким бригадиром, как Евгений Степанович Петров, рабочие-корпусники, несомненно, выполнят в срок свои задачи. Ведь каждый из них под стать своему руководителю и наставнику.

И. ШПЕРОВ.

Фото автора.
ПОКА НЕ ВМЕШАЛСЯ КАПИТАН – 27 04 1978
ОСТРЫЙ СИГНАЛ

Произошла эта маленькая, но не такая уж безобидная и незначительная история накануне выхода плавбазы «Станислав Монюшко» в море. Где-то в одиннадцатом часу утра 7 апреля в редакцию нашей газеты заскочил, если не сказать - ворвался чем-то сильно расстроенный человек. Что случилось? — интересуемся.- И кто вы?
— Садовой, Анатолий Николаевич, — представляется посетитель, - водитель из автобазы. Бывший кочегар БМРТ-441 «Эдуард Сырмус». Я это к тому, что не хуже других знаю, как ждут на промысле плавбазу. Не хуже даже вахтенных штурманов и старпома «Станислава Монюшко», которые часами держат наши автомашины с грузом на причале, руки у них, видите ли, до нас не доходят... Нет рук? Мы собственные предлагаем — все равно ничем не проймешь. Ну что за порядки такие: нас призывают сделать все, на что только способны, и даже больше, чтоб в темпе завезти снабжение из ОМТС на плавбазу, диспетчер ОМТС Федор Степанович Аверьянов организовал дело так, чтоб ни минуты простоя у складов, а что дальше?
Идем на плавбазу. На причале — неразгруженные автомашины. Один водитель увлеченно читает детектив, другой спокойно подремывает. Покой, благость...
— Это еще что, — говорит Анатолий Садовой. — Сегодня два часа всего простаиваем — с утра, а вчера все четыре, до 20.00, пока на нас обратили внимание.
Ни вахтенного штурмана, ни боцмана найти не удалось. Идем к старшему помощнику. Х.-М. Сильвере, увидев не в меру "назойливого" водителя, поморщился, словно от зубной боли;
— Опять ты! Сколько можно говорить — не лезь не в свое дело, за простой автотранспорта отчитываться будем мы, и точка. А вы, — обернулся он к представителю редакции, — можете писать, что старпом такой и сякой, пишите!
Все-таки старший помощник снизошел до разъяснений, из коих явствовало: на судне до сих пор не хватает 40 человек команды, хотя выход завтра, и вообще это безобразие — пытаться за несколько суток подготовить плавбазу к новому рейсу...
Не солоно хлебавши уходим, не добившись ничего. А А. Седовой комментирует:
— Только и приходится слышать: «Какое твое дело, не суйся, куда не положено!» А если душа болит? Да никогда не поверю, чтоб на плавбазе не нашлось нескольких человек для разгрузки автомашин, тут, тем более, никакого крана не нужно...
На наше счастье, на судне оказывается капитан-директор У. Н. Мельников — только что прибыл с совещания. Идем к нему.
Не прошло и пяти минут, как новый подшкипер организовал выгрузку и инцидент, как говорится, оказался исчерпанным.
— Так-то, дорогой, — сказал изумленному водителю Ульян Никитич, — а ты бузу поднимаешь. Ну, что — боцман, вахтенный штурман, старпом, наконец? Соображать надо, к кому обращаться.
— Да я бы сразу к вам, товарищ капитан, — смутился обрадованный водитель, — так вы все на совещаниях да на совещаниях...
— То-то и оно, — пожал плечами капитан. — Так что, извиняй — больше ведь принять такое ответственное решение, как разгрузка автомашин, выходит, некому.
Сердечно поблагодарив редакцию за вмешательство, Анатолий Николаевич пообещал и впредь обращаться к нам за помощью. Если капитаны окажутся на совещаниях...

Л. ФИРСОВ.
БМРТ «Иоханнес Семпер». ТЕОРИЯ ПЛЮС ПРАКТИКА - 26 01 1978
ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ - НА ВООРУЖЕНИЕ

Опыт работы профсоюзной организации БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» в рейсе
«Пусть 1978 год станет для всех советских людей годом ударного труда, новых успехов, новых побед!»
(Из Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "О развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 года и усилении борьбы за повышение эффективности производства и качества работы»).

Что дает рыбакам экономическая учеба? Пожалуй, на этот вопрос ныне дадут очень конкретный ответ подавляющее большинство моряков нашего промыслового флота. Причем ответ не только теоретического характера, сколько практического. И это отрадно. Знание основ экономической теории позволяет анализировать положение, состояние дел в своем трудовом коллективе, на своем судне и в объединении в целом, видеть и понимать прямую зависимость общих результатов, показателей работы от результатов труда конкретно каждого моряка, рыбака, оценивать их не только с точки зрения личной заинтересованности, а действительно по большому счету, действительно по государственному. Чрезвычайно важен в этом плане и политический аспект изучения экономической теории, ибо, как известно, политика и есть в первую очередь экономика. Незыблемость, перспективность и динамизм нашей социалистической экономической системы, ее преимущества перед капиталистической особенно заметны морякам, которым часто приходится сталкиваться, видеть и наблюдать негативные явления кризиса, который продолжает держать в своих тисках страны Запада. Безработица, инфляция, безудержный рост цен и, стало быть, стоимости жизни — все это хорошо знакомо нашим рыбакам и морякам не только по газетным публикациям, прессе, но и по личным впечатлениям, личной, если так выразиться, информации, получаемой в иностранных портах, за рубежом. Для человека, элементарно грамотного в плане экономической теории, особенно понятны и ясны преимущества нашего, советского образа жизни перед пресловутым «западным образом жизни», кичащимся своим псевдо-демократизмом и псевдосвободой, за которыми маячит зловещая тень безработицы и фактического бесправия, бессилия личности.
Знание основ экономической теории, необходимость и важность экономического образования приобретают для нас особую актуальность сегодня, в пятилетку эффективности и качества. Декабрьский (1977 г.) Пленум ЦК КПСС призвал сделать 1978 год годом ударного труда, поставил перед советским народом -новые грандиозные задачи. Они обязывают каждого труженика нашего объединении настойчиво и творчески искать новые резервы повышения эффективности и качества работы, использовать имеющиеся с максимальной результативностью, активно бороться за экономию и рациональное использований материальных и трудовых ресурсов каждым тружеником, на каждом рабочем месте. Большую роль в достижении этих целей призваны сыграть судовые профсоюзные организации, на которые возложена непосредственная ответственность за организацию и качество, экономической учебы рыбаков. Об опыте этой работы одной из них — БМРТ «Иоханнес Семпер» — и пойдет речь.

УЧЕБА - ДЕЛО ВСЕХ
Минувший свой рейс БМРТ-564 начал в Дакаре, где судно проходило межрейсовый ремонт. Из прежнего экипажа на судне оставалось не более 10 процентов командного и рядового состава. На общем собрании экипажа председателем судового комитета был избран механик по рефустановкам коммунист Григорий Голофастов, давно уже работающий на судах объединения, высококвалифицированный специалист и опытный общественник. Заместителем предсудкома стал коммунист токарь Владимир Агапов, второй штурман Юло Раху, член судкома, возглавил ревизионную комиссию. В состав судового комитета вошли четыре коммуниста, так что вопрос о контакте судкома с партийной организацией решился как бы сам собой.
Создали четыре группы экономической учебы. Одну — для командного, три — рядового состава. Системой экономического образования практически были охвачены все рыбаки. Пропагандистами стали: первый помощник капитана Николай Александрович Новиков, старший механик Алексей Баламут, машинист РМУ Борис Николаевич Руденко — опытный и эрудированный агитатор, лектор-общественник, активист, неоднократно избиравшийся секретарем партбюро, и судовой врач Виктор Плыкин. Несколько затрудняло деятельность пропагандистов отсутствие на судне свежих наглядных пособий — диаграмм, графиков и т. д., поскольку БМРТ-564 в течение трех рейсов не был "дома» в Таллине, брать же с собой необходимую литературу сменным экипажам не представлялось возможным. Очевидно, этот вопрос следует решить особо. Может, целесообразней доставлять подобную литературу в тот же порт Дакар в распоряжение первого помощника капитана РПК, который снабжал бы ею суда, проходящие здесь межрейсовый ремонт.
Особенно интенсивно проводились занятия в группах экономической учебы в начальный период рейса, пока не приступили к промыслу рыбы. Изучение теоретических, общих основ экономики органически увязывалось с конкретными, практическими задачами экипажа и принятыми соцобязательствами, посвящавшимися 60-й годовщине Великого Октября.
В течение всего рейса проводились занятия с моряка ми — заочниками ТЗСШМ, для которых на судне были созданы все условия. Четко выдерживался график занятий, для заочников выделялась специальная каюта, имелись все необходимые учебные пособия; помимо преподавателя ТЗСШМ, который находился на борту судна, большую и постоянную помощь заочникам — а их было 7 человек — оказывали нештатные консультанты: первый помощник капитана, старший механик, четвертый механик Сергей Козлов, он же секретарь комсомольской организации, тралмастер Иозас Лукашунас, выпускник КТИ.
Существенным дополнением к экономической учебе являлась учеба профессиональная, техническая. Особенно хорошо она была поставлена в машинной команде и в технологической службе. В машинной команде ею руководили старший механик, второй механик Альберт Ханолайнен и третий механик Виктор Никитин, в службе обработки — помощник капитана по производству Антс Паэсалу, выходивший на БМРТ-564 во второй рейс подряд. Акцент делался на то, что без глубокого, совершенного знания своей специальности, высокого профессионального мастерства даже отличные экономические знания останутся мертвым грузом.

НАСТАВНИЧЕСТВО
ЧТО ОБЩЕГО между экономической учебой и движением наставничества? Учеба эта, как мы только что видели, носит отнюдь не абстрактно-просветительский характер — и в плане практическом нацелена на всемерное повышение профессионального мастерства рыбаков. Занятия по специальности, при всей их важности,— только один из путей достижения такой цели. Отнюдь не меньшую роль в этом деле играет движение наставничества. Зародившись и оформившись как таковое в Ленинграде всего несколько лет назад, движение это распространилось сегодня на всю необъятную Советскую страну. Не найти сегодня такого трудового коллектива, предприятия, где не существовало бы наставников и их подопечных, подшефных.
Но особенно велика роль наставничества на рыбопромысловом флоте. Пример с БМРТ-564, экипаж которого в последнем рейсе обновился, как уже отмечено, практически на 90 процентов, в общем-то, типичен для нашего объединения. При этом значительную часть новичков составили молодые моряки, не имевшие еще достаточного практического опыта работы на промысле. Помочь им приобрести таковой, и призваны наставники — умудренные и житейским, и профессиональным опытом старшие товарищи-рыбаки, люди и терпеливые, и доброжелательные, и, конечно, заинтересованные, неравнодушные. Те, кто не обладает подобными качествами, настоящими наставниками не станут, будь они даже асами своего дела.
Что ж, судовой комитет профсоюза БМРТ-564 сумел найти достойных наставников для молодых рыбаков. Таких вот, как член судкома В. Косаковский: опытнейший рыбообработчик, он щедро делился, передавал свои знания, практические навыки, «секреты» рыбацкого мастерства молодым матросам Георгию Пикорайнену, Владимиру Столевскому, Георгию Евсееву, вообще всем молодым товарищам по бригаде, будучи здесь самым старшим по возрасту. А одного из своих подшефных — матроса Василия Чуперко — даже подготовил в партию. Это только один пример того, что наставничество не сводится лишь к простому обучению передовым методам труда, но имеет и большое воспитательное значение.
Способные наставники оказались и в службе добычи во главе со старшим тралмастером Альбертом Даниловым. Коммунисты мастер добычи Петр Панферов и добытчик Федор Никитин шефствовали над молодыми мат росами Юрием Спиридоновым и Иваном Малюковым, которого, кстати, также подготовили и рекомендовали в партию. Здесь, в службе добычи, быстро сложился крепкий, спаянный и дееспособный коллектив, успешно решавший все поставленные перед ним задачи. Лучшее подтверждение этому — значительное перевыполнение рейсового задания по добыче рыбы.
Настоящими наставниками молодежи проявили себя старший механик А. Баламут и ветеран объединения машинист РМУ Б. Руденко, которых мы уже отмечали в числе активных пропагандистов экономических кружков. Был, в частности, у них общий подшефный — матрос-обработчик В. Столевский, освоивший в рейсе вторую специальность — машиниста РМУ. С помощью старшего механика стали мотористами матросы Г. Евсеев, Я. Носков и другие молодые моряки.
Таким образом, движение наставничества было организовано во всех основных службах БМРТ-564 и возглавлялось наиболее авторитетными и профессионально подготовленными - людьми, партийными и профсоюзными активистами, организаторами и пропагандистами системы экономического образования. И в этом еще раз проявилась неразрывность, единство их слова и дела, теории и практики, что повысило, в конечном счете, действенность и отдачу экономической учебы рыбаков.
Действенность эту можно проследить на многих конкретных примерах. Одним из них следует считать активизацию рационализаторской и изобретательской работы в рейсе. Если социалистическими обязательствами предусматривалось подать 2 рацпредложения, то фактически было подано 5. Вот их авторы: механик-наладчик В. Мохонько, моторист первого класса А. Андреев, мастера добычи П. Панферов и И. Лукашунас, четвертый меха ник В. Скрипник. Напряженно и продуктивно потрудились в рейсе члены творческих групп (в машинной команде и в рыбцехе)!
К слову сказать, активизации рационализаторской работы на судне не в последнюю очередь способствовала развернувшаяся борьба за проведение саморемонта. Какое значение приобретает саморемонт в условиях современного промысла, что он дает экипажу судна и объединению в целом — этим вопросам уделялось немало внимания на занятиях в кружках экономической учебы. Так что не будет натяжкой сказать, что это обстоятельство сыграло свою роль в том, что если наряд-заданием планировалось 10 тыс. 911 нормо-часов на проведение саморемонта, то фактически было отработано 11 тыс. 997. Солидная разница (со знаком плюс)!..

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАНИЯ
И ВСЕ-ТАКИ важнейшим показателем действенности экономической учебы, образования остается эффективность социалистического соревнования. Именно в нем, соревновании, находит свое главное выражение трудовая активность, энтузиазм и сознательность масс. Как говорится в Письме ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, "улучшать организацию социалистического соревнования, повышать его действенность - первейший долг партийных, советских, хозяйственных органов, профсоюзных и комсомольских организаций". Для чего необходимо "помогать всем участникам соревнования выходить на более высокие рубежи, шире использовать в этих целях наставничество, школы коммунистического труда, систему экономического образования" (выделено нами - ред.)
Какую роль в выполнении рейсового задания и социалистических обязательств на БМРТ-564 сыграло движение наставничества, мы в какой-то степени постарались показать. Что касается соцсоревнования непосредственно, то необходимо сказать следующее. Слушателям системы экономической учебы, прежде всего, разъяснялось положение, что социалистическое соревнование стало неотъемлемой чертой советского образа жизни, важнейшей формой широкого и творческого участия масс в хозяйственной жизни страны и управлении экономикой Советского государства. Развивая эту основополагающую мысль по принципу «от общего к частному», пропагандисты экономического образования вы являли роль и место каждого рыбака во Всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнение заданий десятой пятилетки — пятилетки эффективности и качества. В конечном итоге вся система экономической и обще образовательной учебы, профессиональной подготовки, наставничества и т. д. была направлена на повышение действенности развернувшегося на судне соцсоревнования за достойную встречу 60-й годовщины Великого Октября и досрочное завершение плана юбилейного года. Принятые социалистические обязательства сразу ориентировали экипаж на перевыполнение рейсового задания, то есть мобилизовали рыбаков на действительно ударный, напряженный труд. Ведь, скажем, одно дело - взять обязательство выполнить план по пищевой рыбопродукции на 100,1 процента и совсем другое - на 110 процентов... На БМРТ-564 перестраховываться не стали, что мы и увидим ниже. Но, при всем при том, элементов «шапкозакидательства» здесь не было: принимая повышенные обязательства, исходили из анализа промысловой обстановки, опыта предыдущих рейсов, реальных возможностей экипажа. С началом работы в промрайоне наладили тщательное подведение итогов каждодневной работы по сменам, бригадам, вахтам. Обеспечили широкую гласность соревнования: с итогами его мог познакомиться каждый член экипажа - по таблице ежедневного соревнования. Учитывалось все — количество и качество изготовленной рыбопродукции – побригадно, ход выгрузки на транспортные суда и т. д.
Когда началось соревнование с экипажем БМРТ-431 «Каскад», стал выпускаться «Экран парного соревнования", возле которого по вечерам разгорались форменные страсти — рыбаки ревностно следили за соперничеством. Сначала «чаша весов» склонялась в пользу «Каскада", и это здорово задевало людей. Стали искать узкие места. Нашли. Начали дружно «выбирать слабину». И выбрали: начиная с 3-й декады августа прошлого года, то есть спустя месяц после того, как приступили к работе, та самая «чаша» стала склоняться в сторону «Иоханнеса Семпера». Неустанно работала комиссия по качеству рыбопродукции, возглавляемая первым помощником капитана. В состав ее вошли помощник капитана по производству А. Паэсалу, мастер обработки А. Пузенко, председатель группы народного контроля Б. Руденко, второй помощник капитана Ю. Раху и другие товарищи. «Планом мероприятий по улучшению качества выпускаемой рыбопродукции" предусматривалось ознакомление добытчиков и обработчиков с ГОСТами, техническими условиями и инструкциями по обработке рыбы, контроль за использованием рыбы-сырца на пищевые цели, проведение дней качества, проверка рационального использования трюмов, соблюдения ГОСТов по разделке и изготовлению, филе и т. д.
Само собой разумеется, судовой комитет профсоюза периодически обсуждал ход соцсоревнования на судне, заслушивал руководителей служб, бригад, следил за тем, как внедряется комплексная система управления качеством выпускаемой продукции.
Вот окончательные итоги социалистического соревнования рыбаков БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» (первая цифра — первоначально взятое обязательство, вторая — фактическое выполнение): добыча: 105% — 145,6%, заморозка: 108% — 142,7%, филе: 110% - 226,3%, пищевая рыбопродукция: 110% — 163,8%, сверхплановая пищевая продукция (тыс. руб.): 50 — 300.
Коэффициент использования рыбы-сырца на пищевые цели составил 77,2 процента (обязательство — 75 процентов). Планировалось выполнить годовой план к 7 ноября 1977 г. — фактически он был выполнен 4 ноября. Сверхплановой продукции выпущено на сумму 832 тыс. рублей (обязательство — 600 тыс. руб.). Победителем в парном социалистическом соревновании на промысле стал экипаж БМРТ «Иоханнес Семпер».

И. ЛЕБЕДЕВ, Л. ФИРСОВ,
члены совета содействия экономическому образованию.