0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
В ТАЛЛИНСКОМ ДОСААФ - 27 09 1967
При Таллинском городском ДОСААФе постоянно работают курсы по подготовке матросов для судов Таллинской базы тралового флота. Здесь обучаются уволенные в запас из армии и флота рабочие и служащие — в основном, молодежь. Они получают знания по морской практике, добыче и обработке рыбы, технике безопасности и промсанитарии. Занятия проводят опытные преподаватели — капитаны промысловых судов, мастера добычи и обработки, инженеры и техники базы.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Курсанты готовятся к сдаче экзаменов
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Евгений Лутченко сдает экзамен по морской практике
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Преподаватель Б. К. Бирюлев принимает экзамен от курсанта Калье Кийн по навигации и лоции.

Фото А. Дудченко
Памяти СРТР-9058 и его экипажей. ПРИВЕТ ПИОНЕРАМ КОШЕЛЬКОВОГО ЛОВА! – 27 09 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СРТР-9058 возвратился с промысла в Норвежском море. Торжественно встречали экипаж этого судна - пионера кошелькового лова. Судно возвратилось в порт с большой трудовой победой. За рейс экипаж выполнил свои социалистические обязательства, выполнил двухгодовой план добычи рыбы. Выловлено 7000 центнеров сельди.
... На причале много людей. Траулер медленно подходит к месту швартовки. Звучит духовой оркестр. На борт поднимаются представители администрации базы, парткома, профсоюза.

Капитан Н. Трунов докладывает Г. Конторовичу о прибытии с промысла.
Сразу же начинается митинг.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Выступают тт. Конторович, Феофанов. Они горячо поздравляют и благодарят экипаж за трудовое отличие, желают успехов и хорошего отдыха на берегу. Заместитель начальника базы Н. Митюрев зачитывает поощрительный приказ начальника базы.
Представители базкома вручают членам экипажа цветы, памятные подарки. На судно поднимаются родные и близкие тружеников моря.

(Наш корр).
Фото А. Дудченко
Памяти ТР "Бора" и его экипажей. РЕЙС 3-18 - 15 09 1967
МОРЯКИ «БОРЫ»:
• Пишут письмо «из трюма в трюм»
• Побеждают на конкурсах
• Управляют «прожектором"
• Слушают лекции об Африке
• Не дают жить ленивым
• Ставят кино на службу политучебе
• Играют в футбол, теннис, шахматы


26 июня экипаж транспортного рефрижератора "Бора" читал очередную "молнию":
"Сегодня исполняется три месяца со дня нашего выхода в рейс. За это время пройдено много тысяч миль по просторам Атлантики. Мы брали рыбу у пустынных берегов Испанской Сахары и Мавритании, у Юго-Западной Африки и Анголы.
Теперь набираем рыбу для доставки в родной порт. 100 процентов груза - это 2.300 тонн. Взять на пять процентов больше - это 2.415 тонн. У нас в трюмах 580 тонн. До плана осталось "немного" - 1720 тонн. А если перевыполним на 5 процентов — это 1.835.
Нам не впервые брать на борт 2400 тонн — все три наших рейса превышали эту цифру. Но сей час положение особое — нас неумолимо подгоняет время. Груз надо взять за пять дней.
Справимся ли? Помощь палубе решила оказать машина и весь штурманский состав. Но, тем не менее, положение не из легких. Нужно большое напряжение сил. Если выдюжим — молодцы! Можем рассчитывать на максимальное премиальное вознаграждение. А еще большая награда — быстрее увидим родных и близких».
На том же листке-"молнии» — призыв комсомольского бюро: «В связи с ускоренной загрузкой судна рыбопродукцией бюро призывает комсомольцев сверхурочно отработать по 4 часа в трюме. Первыми на призыв откликнулись комсомольцы Д. Клемин и В. Егоров. Следуйте их примеру!».
Эти длинные цитаты неплохо характеризуют работу экипажа транспортного рефрижератора "Бора". А теперь приведем еще несколько цифр. С начала года перевезено 9825 тонн рыбопродукции - это почти девяносто процентов годового задания. На промысел доставлено 2800 тонн материально-технического снаряжения - 170 процентов к годовому плану. Сэкономлено сотни тонн горюче-смазочных материалов.
Следует, пожалуй, добавить и то, что «Бора» - самое рентабельное судно в рефрижераторном флоте. За первое полугодие «Бора» дала 239 тысяч рублей прибыли. Эта прибыль — не только результат работы, но и экономного отношения к расходным материалам. За полугодие израсходовано материалов на 314 тысяч рублей, это на 49 тысяч меньше запланированного.
Своей работой, высокими темпами разгрузки судов моряки «Боры» сумели завоевать себе хорошую репутацию не только у эстонских промысловиков, но и во всем бассейне.
Можно, пожалуй, привести один эпизод, сам по себе довольно смешной, но тем не менее ярко характеризующий работу экипажа «Боры».
Шла разгрузка одного из больших морозильных траулеров. Работа шла вяло — промысловики плохо подавали груз. Капитан переговорил с капитаном, первый помощник — со своим коллегой. Однако это не подействовало.
Тогда раздался голос «снизу. На листе картона ребята с «Боры» написали морякам БМРТ письмо в довольно крепких выражениях. И голос «из трюма в трюм» подействовал сильнее, чем переговоры начальника с начальником. Удар по самолюбию стал стимулом в работе. Моряки с траулера подавали груз так, что на "Боре" еле успевали принимать...

В день 27- летия восстановления Советской власти в Эстонии на судне устроили витрину "Знаешь ли ты Советскую Эстонию?". Победителем стал ... грузин В. Мчедишвили, который сумел набрать наибольшее количество очков.

Большое внимание уделяли моряки стенной печати. В рейсе выходила общесудовая газета "Океан", фотогазета, регулярно появлялись листки-"молнии". В минувшем рейсе комсомольцы "Боры" выпустили первый номер «Комсомольского прожектора», в статье «Свети, наш прожектор» посвященной рождению нового органа, пишут: «Кто не знает, что "Прожектору" отведена благородная роль — светить туда, куда не доходит обычный свет. А освещать темные места нужно для того, чтобы там плесень, паутина, грязь не заводились. Это образно.
А в повседневной жизни означает: поднимать те вопросы нашей жизни, быта, труда, которые по тем или иным причинам остались в тени незамеченными". Помощь критикой — такую цель наметили комсомольцы.

Когда транспортный рефрижератор « Бора» стоял под разгрузкой в Лагосе, моряки побывали на экскурсии в Национальном музее Нигерии. Об искусстве этой крупной африканской страны советским морякам рассказал заведующий корреспондентским пунктом АПН Е. Коршунов. Четыре лекции прочитал сотрудник советского посольства.

Об учебе комсомольцев пишет в стенной печати Е. Приходько.
"Всего у нас 19 комсомольцев. 80 процентов заняты профессиональной учебой. 20 процентов учатся в учебных заведениях. Нигде не учатся 15 процентов. Как ни обидно, эти 15 процентов падают на долю наших девушек".

Впервые так активно работала на судне сеть партийной учебы. В этом большая заслуга пропагандистов судна. Доходчиво и ярко излагал материал пропагандист матрос С. Волков. Не беда, что не хватало стендов. В качестве учебных пособий использовались исторические кинофильмы, такие, как «26 бакинских комиссаров», «Чрезвычайное поручение". Это помогало слушателям лучше усваивать материал. С завершением партийной учебы пропагандисты отчитались на собрании о проведенной работе.

Встречи по футболу и волейболу состоялись у моряков "Боры» с работниками советских посольств и торгпредств в Ломе, Лагосе и Катону. На судне устраивались состязания по поднятию тяжестей, настольному теннису, шахматам, короне.

Г. МИХАЙЛОВ.
Памяти СРТР-9062 и его экипажей. ВЫМПЕЛ НА МАЧТЕ - 13 09 1967
НА ЮЖНОЙ стороне рыбного порта стоял в конце пирса СРТР-9062. Гордо развевался на мачте красный вымпел - символ трудовой доблести. Мне довелось побывать на судне сразу же с его приходом из рейса в порт, беседовать с членами экипажа.
- Работали с мая по август в Северном море. - рассказывает второй помощник капитана Виктор Дудкин. - Имели план 360 тонн, но уже 28 июля - за двадцать суток до конца рейса - это задание было выполнено. А сверх плана взяли до конца рейса еще 130 тонн свежья...
Вот, вкратце, истории "появления» красного вымпела на судовой мачте...
Вахтенный помощник немногословен, ему явно некогда: все время подходят с различными вопросами члены команды. Наш разговор все же, с перерывами, продолжается. Ловлю свободную минуту, спрашиваю:
- В чем секрет вашего успеха?
- Знающая свое дело команда; хорошие деловые взаимоотношения, установленные Анатолием Ефимовичем Евсеевым, капитаном, с плавбазами "Фридерик Шопен", литовским "Зибертасом", латвийским "Сарма"... Ну, конечно, и погода благоприятствовала - золотая стояла погодка!
Есть еще один важнейший фактор, да только об этом почему-то не принято говорить... - улыбается вахтенный помощник.
— Какой же?
— Вкусная пища. Согласитесь, что без этого - какая работа? Шеф наш - Иван Яковлевич Юшин - важнейшая фигура на судне. Торты именинникам, приварки, прижарки ... одного квасу за рейс заделал 850 литров. Между прочим, он - отличник рыбной промышленности, награжден значком.
На палубе - помрыбмастера Ари Бишлер. Он как и все с СРТР-9062, доволен результатами рейса.
- Дрифмастера - Иван Мартояс и Ельферий Широков — у нас «львы". Да и матросы подобрались! Особенно Петр Мельник и Николай Затягалов, любая работа горит в руках. В общем, нам с Михаилом Вялых, рыбмастером, без работы сидеть не приходилось: завалили нас пикшей, сайдой, мерлангом... - показывает рукой выше головы Ари.
- Но ведь прежде, чем ставить трал, нужно нащупать рыбу... В этом деле у экипажа СРТР-9062 нет единства: одни отдают пальму первенства старшему помощнику капитана Анатолию Фоменко, другие считают, что "нюх на рыбу" лучше у второго помощника Виктора Дудкина... Зато полное единогласие в оценке работы трех судовых Владимиров: старшего механика Сортова, второго механика Бондарчука, третьего механика Черняева. Отлично сработали в рейсе тезки!
Никаких сюрпризов, машина работала как часовой механизм.
А вот к берегу у рыбаков СРТР-9062 законная претензия: не было в День рыбака в адрес экипажа даже поздравительной радиограммы... Это, может быть, мелочь, но эта «мелочь" обидела людей.
Есть у экипажа и еще одно деловое предложение. Смысл его заключается в том, что руководству плавбазы и экспедиции следовало бы предоставлять для швартовки к борту плавбазы промысловым судам большего водоизмещения — лучшее место. В рейсе часты были случаи, когда суда типа МРТ (мелкого тоннажа) швартовили к правому (рабочему) борту баз, а CPTР одновременно ставили "валетом» (носом к корме) по левому, где швартовка и отшвартовка затруднены. Думается, что поднятый экипажем вопрос привлечет должное внимание.
... Полощется на ветру красный вымпел на мачте СРТР-9062. Судну предстоит переоборудование под кошельковый лов. А там — снова в море, снова долгие месяцы штурма морских глубин в поиске и добыче живого серебра — рыбы, нужной стране, народу.
Попутного вам ветра, передовики рыбацкого труда!

Н. СИМОНЕНКО.
Рассказывают члены экипажа плавбазы-рыбозавода "Фридерик Шопен" - 09 09 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Полторы тысячи швартовок
А. ЛАВРЕНЮК, второй помощник капитана.

3а сравнительно короткий срок в Северном море мы обработали 1.500 судов. Были, в том числе, и крупнотоннажные суда, и даже сейнеры. Суда принимали с трех причалов, в плохую погоду - с двух. Стремились к тому, чтобы на палубе всегда была рыба.
Отличилась на промысле эстонская флотилия - работала она хорошо. "Безрыбицы» у нас почти не было, простои были незначительны. "Фридерик Шопен" завоевал в этом рейсе неплохую репутацию. Нам охотно сдавали рыбу не только свои, эстонские суда, но и суда других флотилий. Обрабатывали всегда быстро, без задержки.
На месте мы долго не стояли. Как только поисковики найдут рыбу - мы следуем туда.
Отлично справлялись со своими обязанностями матросы-швартовщики Михаил Паршин и Пауль Кокк, хотя работы у них было очень много. Наша вахта вообще неплохо работала, сумели обработать наибольшее количество судов.
Неплохо работали и занимались курсанты Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Мне было поручено вести с ними занятия. В следующем рейсе, надеюсь, программу полностью завершим.
Сейчас готовимся к выходу в Норвежское море. Будем впервые принимать рыбу от "кошельков".
Несмотря на высокие показатели в прошлом рейсе, считаю, что резервы у нас все-таки есть. Надо лишь проявить больше организованности.



«Поработать пришлось здорово!»
С. Бойко, боцман.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


ДЛЯ палубной команды этот рейс был тяжелым. Первое - никогда еще так много нам не приходилось принимать судов. И второе - было много переходов. Значит, надо было часто убирать рабочие причалы, делать новые.
Я добивался того, чтобы палубная команда работала дружно, чтобы у нас был единый коллектив. И, по-моему, коллектив теперь у нас неплохой. Работы сделали много, но без шума, без крика. Очистили от ржавчины и покрасили надстройку, корпус судна. Нужно было — работали и ночью. Люди в палубной команде постоянные. Сам я тоже не любитель переходить с судна на судно. За семь лет работы плавал всего на трех судах, но все время с одним капитаном. На плавбазе- рыбозаводе «Фридерик Шопен» хожу с первого экспериментального рейса.
Работали в этом рейсе хорошо. Энн Лийвамя, Василий Кирсипуу — матросы опытные, дело свое знают. Бывало, при плохой погоде лопаются кранцы, рвутся концы. А это все работа для палубной команды. 25—30 минут — и новый конец готов.
В общем, поработать пришлось здорово. Но зато и пришли с перевыполнением задания.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Идет разгрузка



НЕ СЧИТАЯСЬ СО ВРЕМЕНЕМ
Э. Крузе, ремонтный механик.

НАМ, ремонтникам, в этом рейсе пришлось нелегко. Обслужили больше ста промысловых судов, да и на своем судне дел было достаточно.
Так, в рейсе ввели в строй рыбный аккумулятор. Занимался этим делом Николай Косенко. Теперь рыба предварительно охлаждается до минусовой температуры в аккумуляторе, а затем поступает в морозильные камеры. Ввод аккумулятора в строй позволил повысить производительность морозильных камер.
Хорошо исполнял свои обязанности ремонтный механик Пауль Кихо. Он отвечал за гидравлику, морозильные камеры, элеваторы. Оборудование сложное, если что остановится — будет в простое все судно. Но П. Кихо дело свое знает, недаром его имя на судовой Доске почета,
Не считаясь со временем, работали наши сварщики Владимир Лийвак и Яан Рухно. Многие промысловые суда пользовались их помощью.
Хорошо потрудились и машинисты рыбомучной установки X. Вярно. Л. Иванов, И. Филин. В том, что производственное задание по выпуску рыбной муки перекрыто в три раза, есть и их большая заслуга.



НА МОЙ ВЗГЛЯД ...
М. ПАРШИН, матрос первого класса
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА ПЛАВБАЗЕ-рыбозаводе «Фридерик Шопен» я сделал свой первый рейс . Но до этого плавал на судах арктического флота, на военных судах.
В рейсе занимался швартовкой судов, приходилось стоять на руле. Нашей вахте работы всегда выпадало много - судов приняли больше всех. Обычно принимали 6-7 судов за вахту, максимальное количество - десять судов.
Но хочется сказать и о недостатках. Конечно, мы могли бы принять и больше. На судне не хватает лебедчиков. Нам, вахтенным матросам, порой приходилось становиться на лебедку. Частенько стоишь на лебедке — подходит еще одно судно. Бросаешь одно дело и торопишься к другому.
Слабовато, на мой взгляд, велась комсомольская работа. На судах арктического флота она ведется живее, интереснее.
В рейсе я хорошо подготовился к экзаменам - учусь заочно на судоводительском отделении Ленинградского высшего мореходного училища имени Макарова. Большую помощь мне в учебе оказывали капитан, старший помощник, второй помощник капитана. В будущем году надеюсь училище закончить.
В связи с учебой мне хочется сказать несколько слов о нашей судовой библиотеке. Тысяча томов для такого судна, как "Фридерик Шопен» (да и не томов — томиков!) — это мизерно мало. Среди них не найдешь самых необходимых технических книг.



ГЛАВНОЕ - ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА.
Г. РУБАНСКИЙ, заместитель начальника экспедиции по политчасти

ПО СРАВНЕНИЮ с предыдущим рейсом "Фридерик Шопен» работал значительно лучше. Условия в этом рейсе были хорошие, погода благоприятствовала. Но дело не только в этом.
Раньше было много потерь рабочего времени, промысловые суда долго держали у борта. Поэтому решили обратить особое внимание на организацию труда. Мне кажется, что большая заслуга в этом принадлежит партийной организации, уделявшей производственным вопросам постоянное внимание.
Вопросы организации труда дважды поднимались на партбюро, один раз — на партийном собрании. И если в начале рейса у нас было отставание, то впоследствии мы его сумели ликвидировать. Короче говоря, все время приходилось жать и жать...
Дружно мы работали с начальником экспедиции В. Червяковым. Есть и его заслуга в том, что «Фридерик Шопен» пришел с промысла с высокими показателями. Нас регулярно обеспечивали свежьем, у эстонских промысловиков были хорошие уловы.
На промысле «Фридерик Шопен» называли «перелетной птицей», «летучим голландцем». На месте мы не стояли, я постоянно следовали за промысловиками, туда, где были скопления рыбы. И не раз начальники других флотилий говорили: «Не отставайте от «Шопена». Где находился «Фридерик Шопен», там всегда была рыба.
Большую работу проделали ремонтные механики. Под руководством В. Булычева срочно ввели в строй рыбный аккумулятор, от тузлучной подвели к нему воду.
Итоги работы экипажа судна радуют — рейсовое задание значительно перевыполнено.


ХОТЯ ПЛАН И ПЕРВЫПОЛНЕН
А. ВЕСМЕС, старший мастер обработки.

ХОТЯ план и перевыполнен, чувство неудовлетворенности есть. По заморозке рыбы наши показатели все-таки ниже показателей на «Станиславе Монюшко». И у нас производительность могла бы быть выше, если бы в начале рейса проявили больше инициативы и расторопности.
К концу рейса морозили до 110 тонн в сутки, в среднем за рейс выходит около 90 тонн. Планом предусматривалось морозить 67 тонн.
Со стороны лаборатории велся строгий контроль за качеством продукции. Постоянно проверяли температуру охлажденной в камерах рыбы, следили за тем, чтобы температура была не выше минус шестнадцати градусов. Качеству уделялось много внимания.
По выработке филе в мелкой расфасовке наша бригада заняла в соревновании первое место, по заморозке - второе. Почти половину бригады составляли курсанты Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Работали ребята хорошо. Не дожидаясь указаний мастеров. проявляли инициативу, интересовались производством. Курсантам Е. Кирякину, Ю. Викису, Ю. Черкасову ко Дню рыбака была объявлена благодарность.
Среди лучших можно отметить А. Пыльдма. Он пришел на судно после службы в армии и за короткий срок вырос с матроса второго класса до старшего матроса. Работает на ответственной должности — приемосдатчиком, до мелочей освоил обработку рыбы. Ко Дню рыбака А. Пыльдма был награжден Почетной грамотой. На судовую Доску почета занесен матрос Ю. Лединаускас.
Семеро из бригады успешно совмещали работу с учебой, сдали в море экзамены за восьмой класс. Среди них — матросы В. Сайберг, Я. Ниеландер, мастер обработки М. Дробов.
Памяти ПБ «Фридерик Шопен" и ее экипажей. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ И ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ – 02 09 1967
Партийная организация плавбазы-рыбозавода «Фридерик Шопен" в последнем рейсе основное внимание в своей работе уделила производственным вопросам. И не случайно. Если говорить откровенно, экипаж из рейса в рейс не выполнял задания, приносил огромные убытки базе рефрижераторного флота. Шли разговоры о нерентабельности судов такого типа.
Правда, начался рейс неудачно. Экипаж работал в Балтике на четверть своей возможности. Но это не по его вине. Партийная организация подняла вопрос о нецелесообразности держать такое судно в Балтике, и он, в конечном счете, был решен.
Слабым местом в работе экипажа, как показала проверка, являлась неудовлетворительная организаторская деятельность руководящего состава судна. Ввиду этого партийное бюро поставило на очередное открытое партийное собрание вопрос: «Руководитель — организатор и воспитатель масс». С докладом выступил первый помощник капитана Р. Квашнин. Этот вопрос обсуждался в непосредственной связи с постановлением Пленума парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота «О работе с кадрами».
Все выступившие говорили о том, что руководитель, какой бы пост он ни занимал, должен знать своих непосредственных подчиненных, постоянно совершенствовать свои знания, быть инициативным, знать свое дело, активно участвовать в общественной жизни. Был подвергнут принципиальной критике ряд товарищей и, в частности, технолог т. Коцюбинская.
Коммунисты отмечали, что она потеряла чувство нового, к голосу моряков не прислушивается. Ее действия наносят серьезный вред производству. Партийное собрание поручило проверить работу коммуниста И. Коцюбинской. Анализ показал, что критика в адрес технолога была справедливой. Все это побудило партийное бюро поставить на обсуждение вопрос "О ходе выполнения рейсового задания". С докладом выступил коммунист капитан В. Ставрович. На бюро снова очень резкой и серьезной критике подверглась И. Коцюбинская, а также рыб мастера Ф. Дубина. К. Робен и другие.
Бюро решило: чтобы не допустить срыва выполнения рейсового задания, взять на себя руководство технологическим процессом. Бюро расставило на участках коммунистов так, чтобы они могли повести за собой коллектив. Каждый член бюро получил соответствующее поручение по работе в цехе. Одновременно бюро обязало члена КПСС Коцюбинскую коренным образом изменить свое отношение к выполнению служебных обязанностей. Ей было объявлено партийное взыскание.
Принятые меры оказали благотворное влияние на дальнейший ход работы всего экипажа. Ежесуточная выработка филе и производство рыбной муки увеличились почти вдвое, заморозка рыбы достигла почти проектной мощности судна — ста тонн в сутки.
Все это дало возможность партийной организации по-деловому руководить социалистическим соревнованием. Когда было успешно выполнено первое обязательство, экипаж взял новое, посвятив его 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Соревнование велось между бригадами обработчиков и вахтами. Оно систематически проверялось с участием соревнующихся. На судне был налажен обмен опытом лучших бригад и вахт. Результаты соревнования отмечались в наглядной агитации.
Партийная организация направляла деятельность группы народного контроля, которую возглавлял коммунист В. Булычев. Она сделала много: вскрыла безобразное хранение тары в четвертом и пятом трюмах, обнаружила около десяти тысяч ржавых банок и пять тысяч штук гофротары, которые перевозились из рейса в рейс. Неоднократно производила контрольное взвешивание брикетов с готовой продукцией. О недостатках докладывалось соответствующим службам. Принимались меры по их ликвидации.
Деятельность партийной организации «Фридерика Шопена" находила широкую поддержку все го коллектива, Не случайно на судне выросло немало передовиков производства. Занесены на Доску почета тт. Хинно, Адамсон, Владимиров, Лединаускас, Верецун, Пронин и другие. 46 человек отмечены благодарностями в приказах по судну и администрации ТБРФ. Это тт. Бельдиев, Машина, Ливамяэ, Вярко, Приказчиков, Кирсипуу, Пыльдур и многие другие.
Целеустремленная работа партийной организации принесла свои плоды. Экипаж успешно справился с производственным планом, рейсовое задание было выполнено на четверо суток раньше срока.

А. СЕМЕНОВ.
Памяти БМРТ-333 «ЮXAH СЮТИСТЕ» и его экипажей. ЗА КОРМОЙ-8000 МИЛЬ – 02 09 19667
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ФОТОРАССКАЗ ОБ ЭКИПАЖЕ БМРТ-333 «ЮXAH СЮТИСТЕ»

УБЕРЕГОВ Северной и Южной Африки, у берегов Америки и по всему свету бороздят океаны наши моряки...
В Юго-Западной Атлантики промышляет БМРТ-333. Мы работаем на нем уже несколько месяцев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Без конца спешат куда-то волны, а то вдруг поднимется, засвистит ветер, и тогда они бросаются на судно, швыряя его то вверх, то вниз (фото 1).
Или откуда-то появится туман, или пойдет сильный дождь, и тогда продолжительными гудками суда предупреждают' друг друга. А потом тучи пройдут, выглянет солнце и зальет все кругом ослепительным светом. Скоро у нас кончается промысел, и мы пойдем в Таллин.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А пока успешно ловим рыбу. Вот один из моментов на палубе (фото 2).
Добытчики работают быстро, слаженно. Рыбу — в ванны, и снова пустой трал за борт. В основном идет серебристый хек, попадаются умбрина, зубан, мероу, капитан, кальмары, рыба-меч, разные акулы. И все это переливается золотым, серебряным, синим, фиолетовым цветами.
В трудовом ритме быстро идет время. И как везде, люди радуются успеху, переживают неудачу, спорят, грустят, шутят.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Щурит солнце глаза матросу-рыбообработчику Анатолию Терану — ему сейчас хорошо! (фото 3).
Основная обязанность рефмотористов — в любую жару поддерживать в морозильных камерах минус 30 градусов и ниже. От этого зависит качество заморозки рыбы и, соответственно, успех рейса. Под руководством рефмеханика Николая Петровича Попова они регулярно проводят осмотры и ремонт компрессоров и всей холодильной установки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Хорошо, поставим эту пружину». — говорит Петрович мотористу Валентину Кравченко (фото 5)
Удивительно отзывчив наш токарь Владимир Дроздов. «Сделать к 12 часам», — пишет на рабочих эскизах второй механик. «Володя, нужно реставрировать якоря электромотора", - говорит электромеханик. Механик-наладчик просит сделать шестерни для воздушной турбинки передвижения рыбных тележек. Рефмеханику — проточить клапан. Тралмастеру нужен вал под блок для ваеров. У фотолюбителей — просьба помочь сделать штатив, матрос хочет подставку для светильника из ракушки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Не считаясь со временем, Володя с увлечением выполняет любой заказ (фото 6).
Не думал кочегар Эрвин Арен, что ему будут делать операцию на судне. Но второй приступ аппендицита разрешил сомнения. В каюте капитана был подготовлен операционный стол. Сосредоточенно и уверенно проводит операцию судовой врач Галина Ивановна Моргунова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ей ассистирует навигатор Геннадий Гартман (фото 4). Операция продолжалась 20 минут. Через несколько дней Эрвин приступил к работе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В эфире — наш радист Тарас Петрович Конец (фото 7). Кого-то он обрадует радиограммой с известием от родных? А может, сообщит указания администрации базы...
Пора собираться на вахту. Бросаю последний взгляд на океан. Куда-то собираются перелетать чайки. Делает циркуляцию другой рыболовный траулер. По всему свету пашут океан наши рыбаки. Страна идет к своему 50-летию.


А. СПИРАНОВ, моторист БМРТ-333.
Юго-западная Атлантика.
Памяти ПБ "Станислав Монюшко" и ее экипажей. Наши дни в братской Польше - 23 08 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


1. ЗДРАВСТВУЙ, ГДАНЬСК!
Осталась позади суровая Северная Атлантика, зимние штормы. Сварливое Балтийское море подобрело. Тихое, искрящееся, оно, казалось, ласкало утопающие в зелени майские берега Польши.
Два работяги-буксира, блестящие, новенькие, голосисто приветствовали плавбазу-рыбозавод и, приняв буксирные концы, уперлись винтами в тугую синюю массу воды и повели судно в Гданьск.
На баке и палубе плав-рыбозавода многолюдно. Нельзя не восхищаться великолепной панорамой Гданьской судоверфи. Мимо проплывают вереницы судов. Мощные плечи стапелей поддерживают стальные корпуса строящихся судов. Работают десятки мощных кранов.
Лишь поздним вечером умолк голос, руководившего швартовкой капитан-директора А. Сиемера. Потные, но с довольными лицами матросы плавбазы и польские матросы окончили работу. «До видзеня!» — махнув приветливо рукой, крикнул польский боцман. «До свидания!» — ответили с "Монюшко».
Весенний прозрачный рассвет. Экипаж судна спит. Замерла железная многокилометровая верфь. И вдруг над палубой «Станислава Монюшко», над огромным скоплением металла и техники, полилась серебряная соловьиная трель.
Мой напарник по вахте матрос Николай Котяхов озорно и добро подмигнул и сказал мне: «Польша соловьями нас встречает, Николаич», — и указал рукой на пирс, где за крышей длинного цеха виднелись кроны цветущих каштанов. Они были такие же пышные, как на улицах моего родного Киева, такие же белые красивые, как на весенних бульварах Таллина.
Поднялось солнце. Вокруг загремела листовая сталь. На стапелях, осыпаясь золотыми искрами, вспыхнули ярко-голубые звезды электросварки. На борт "Станислава Монюшко» один за другим поднимались польские специалисты и рабочие-судостроители.
Начался первый трудовой день гарантийного ремонта судна.

2. БОЕВАЯ ЗАДАЧА
Она была сформулирована перед экипажем предельно ясно: в максимально сжатые сроки провести ремонтные работы.
Позади два с половиной месяца ремонта. Рука об руку с польскими специалистами, не считаясь со временем, трудятся машинная и боцманская команды. Много усилий в организации саморемонта проявляют и. о. главного механика Леонид Киршин, старший помощник капитана Виталий Бариков. Результаты налицо. Основные работы по саморемонту вспомогательных двигателей и рефустановок сделаны. Много и упорно поработали для этого мотористы тт. Коваленко, Педаяс, Харичев, Воротников.
Идет к концу саморемонт радиоаппаратуры у начальника радиостанции Романа Урицкого.
Намечалась частичная разборка главной машины. Но из-за выявленных дефектов была произведена ее полная разборка. Несмотря на значительно увеличившийся объем работ, ремонтная группа успешно справляется со своими задачами. Инициативно работают старший электромеханик Менка. электрики Воротников и Ридман.
К 26 июля гарантийный ремонт по корпусной части выполнен на 80 процентов. Полным ходом идет покраска судовых надстроек. В начале июля боцманская команда на своем собрании в целях экономии времени взяла повышенные обязательства — в свободное от работы время до 5 августа произвести чистку и цементирование танков. Это обязательство выполнено досрочно. Секретарь первичной парторганизации плотник Иван Дыба, матросы-коммунисты тт. Ушаков, Дудницкий, Морару, матросы тт. Раав, Сумберг, Куускман, Котяхов, Томпель, Грижас, Хацьор и остальные работали дружно, с огоньком. Несмотря на занятость основной работой, экипаж плавбазы оказал консульству Советского Союза в Гданьске добрую услугу. Вот что пишет консул И. С. Борисов в своем письме капитану судна: «За добросовестный и быстрый ремонт служебного помещения в Генеральном консульстве СССР прошу объявить благодарность членам вверенного вам экипажа боцману т. Анслану, матросам тт. Куускманду, Дудницкому, Рааву".


3. ДОСУГ
Его правильная организация особенно нужна в нелегкой повседневной жизни моряка. Большую помощь в этом оказывает нам отделение Общества польско-советской дружбы Гданьской судоверфи. Желанный гость у нас на судне член общества Николай Николаевич Крутиков. Ему за шестьдесят, но он не по летам бодр, энергичен. Члены экипажа с удовольствием слушали его рассказы об историческом прошлом и настоящем Польши и Гданьска. Он неизменный и интересный спутник в экскурсиях.
Автобус с советскими моряками подошел к бывшему гитлеровскому лагерю смерти Штуттгоф. Поражает эта утонченная линия массового уничтожения.
Мирный живописный уголок под Гданьском, превосходная шоссейная дорога подводит к ничем не примечательным воротам. За ними уютный домик - "приемная" для заключенных. Далее фонтан, роскошное здание с комфортабельными жилыми комнатами, банкетным залом для гестаповцев. А позади дома еще одни ворота с башней для часового, обнесенные колючей проволокой . Затем бараки с соломой и грязным тряпьем на полках для "отдыха". Далее мрачная "душегубка" - помещение, где травили людей.
Справа - крематорий с тремя печами, в которых сжигались трупы. Восемьдесят пять тысяч поляков, литовцев, евреев, русских, чехов и представителей других национальностей были варварски погублены здесь. По шоссе, усаженному зелеными дубами, мчится автобус дальше. Вокруг аккуратно обработанные поля, озера с плакучими ивами на берегах, на лужайках ярко алеют полевые маки. Но в сознании еще долго кипит ненависть к гитлеровским изуверам и недобитым фашистам, которые еще сегодня лелеют несбыточную мечту о реванше.
При содействии Общества польско-советской дружбы представители экипажа плавбазы посетили спектакли Гданьского оперного театра, концерт берлинской эстрады, слушали органный концерт на одном из лучших и Европе органов в предместье Гданьска Олива, знакомились с портовым городом Гдыня, замечательным курортом Сопот.
Молодые члены экипажа посетили педагогический институт в Олива, провели вечер со студентами. Польские студенты цветами встретили советских моряков. Слушали концерт художественной студенческой самодеятельности. Задушевно звучала песня «Подмосковные вечера". Танцевали.
В заключение моряки пригласили польских студентов в гости к себе на судно. Польские студенты познакомились с судном. Слушали рассказ капитан-директора А. Сиемера о жизни советских моряков, смотрели концерт художественной самодеятельности. Между польскими студентами и моряками завязались душевные товарищеские беседы, звучали советские и польские песни, неоднократно нестареющая "Катюша, аккордеон боцмана Анслана. Поздним вечером искренними друзьями расстались члены экипажа с польскими студентами.
Вскоре Генеральное консульство в Гданьске прислало письмо, адресованное командному составу "Станислава Монюшко":
«Дирекция учительского института от имени заведующего, преподавателей и студентов отделения русской филологии выражает глубокую признательность и сердечную благодарность командному составу и всему экипажу корабля "Станислав Монюшко» за устройство встречи команды с нашими студентами 10 июля 1967 года. Непосредственные контакты будущих учителей с советскими людьми способствуют совершенствованию русского языка, обогащению знаний о Советском Союзе и его культуре, знакомству с настоящими людьми, которые любят свою Советскую Родину и содействуют расширению и укреплению идей социализма за его пределами. Сердечные, душевные отношения моряков вашего корабля к нашим студентам являются существенным доказательством дружбы польского и советского народов».
Подписали письмо директор института и заведующий отделением русской филологии.
Члены экипажа зарекомендовали себя хорошими спортсменами. Первого июля на стадионе Гданьской судоверфи «Полония» состоялась спартакиада, посвященная 50-летию Октября, которая совпала с днем судостроителя Польши. В соревнованиях участвовали польские спортсмены и спортсмены советских судов, находящихся в Гданьском порту.
С большим успехом выступила спортивная команда нашего судна. По многим видам спорта члены экипажа заняли первые места. После спартакиады в спортзале моряки «Станислава Монюшко» были награждены семью дипломами и двумя кубками "Хрустальная ваза». Особенно нужно отметить активную организаторскую роль в спортивной работе матроса Алексея Константинова и секретаря партийной организации судна Станислава Ридмана.
В заключение состоялся концерт художественной самодеятельности рабочих судоверфи и моряков. Особый успех выпал на долю монюшковцев Владимира Холмогорского, исполнившего песни «Голубые города» и «Дивлюсь я на небо». С благодарностью отзываются наши спортсмены об активных организаторах спартакиады председателе спортклуба судоверфи Тадеуше Бродике и члене правления клуба Владимире Жуковском.

4. ОСНОВЫ ДРУЖБЫ
— Каковы основы польско-советского сотрудничества в области судостроения? — задал я вопрос Н. Н. Крутикову.
— Гданьская судоверфь была разрушена в 1945 году на 80 процентов, и только благодаря помощи СССР и его заказам могла стать верфью мирового значения. Перед второй мировой войной Польша не занималась крупным судостроением. Советские специалисты научили польских рабочих строить современные крупные корабли. Металлургия ПНР, обеспечивающая верфь, работает в основном на советском сырье. ПНР получает крупные заказы от СССР на строительство судов.
На верфи работает свыше 17 тысяч работников, она имеет среднюю школу судостроителей, два техникума судостроения, где обучаются четыре тысячи учащихся. Польско-советское сотрудничество в области судостроения является прочной основой дружбы польского и советского народов. Вот почему польские строители с особым гостеприимством встречают советских моряков. Вот почему, когда стряслась беда — серьезно заболел главный механик нашего судна П. Ванюхин, за его жизнь боролись лучший хирург ПНР профессор Киторакис и видный специалист доцент Свица.


5. ВСТАВШИЙ ИЗ РУИН
В 1945 году мне довелось служить в полку, который участвовал во взятии Гданьска (Данцига). Я видел страшные разрушения. Город лежал в развалинах. Ныне, гуляя по улицам Гданьска, гляжу, и глазам не верится: исторический центр города — знаменитая площадь Длуги тарк (Долгий рынок) буквально воскресла из развалин. Это поразительное воскрешение состоялось по фотографиям, уцелевшим стенам, сохранившимся чертежам. Ценные памятники старины, вплоть до кованых эмблем на стенах домов, полностью восстановлены. По площади проходили гданьские воины после победы объединенного польско-русско-литовского войска, разбившего крестоносцев в битве при Грюнвальде в 1410 году. Здесь когда-то прогуливался знаменитый Фаренгейт — создатель термометра. 30 колоколов надменной ратуши мелодично отзванивают время, как сотни лет назад. На берегу реки Мотлавы высится кран-журавль. В средние века с его помощью грузили корабли Ганзы.
Смотришь на возрожденный древний Гданьск, на новые проспекты и улицы города и восхищаешься мастерством современных польских строителей. В Гданьске много удобных магазинов с широким ассортиментом разнообразных товаров. Но самое главное: здесь живут гостеприимные, приветливые люди. Многие из них работают на верфи, ставшей символом польско-советской дружбы, любовно названной поляками именем великого Ленина.

Н. ИЛЬЯШЕВИЧ, матрос первого класса, член партийного бюро.
Памяти ПР «Аугуст Якобсон» и его экипажей. ДОБРЫЙ ОГОНЕК - 23 08 1967
ТРЕТЬЮ часть экипажа на производственном рефрижераторе «Аугуст Якобсон» составляют комсомольцы.
Одно из комсомольских собраний было посвящено принятию членами команды индивидуальных социалистических обязательств. «Мы хотели. — говорит секретарь комсомольской организации, начальник радиостанции Валерий Иванов, — чтобы обязательства стали не просто бумажкой, а конкретной программой нашей работы. Нам сейчас надо завоевать авторитет у промысловых судов. И можно сказать, что наметки на выполнение обязательств складываются пока неплохие».
Не все, возможно, понимали значение индивидуальных социалистических обязательств. Поэтому и было решено — поговорить о них на комсомольском собрании, разъяснить их роль каждому члену организации.
Все комсомольцы в рейсе работали хорошо. Матросы Александр Хуршудян, Николай Решетник и другие удостоены звания ударника коммунистического труда.
Много внимания уделяют молодые члены экипажа учебе. Итогам рейса и учебным делам было посвящено второе комсомольское собрание. Большинство комсомольцев, не имеющих среднего образования, учится в заочной школе, в техникумах, мореходных училищах. Консультации заочникам дают старший рефмеханик Б. Хвастунов и второй механик М. Гревцев. Заслуживает одобрения и инициатива комсорга В. Иванова. Прибыв в порт, он спешит наведаться в заочную школу, чтобы узнать, как учатся комсомольцы судна.
Молодые моряки не только хорошо работали, но и хорошо сумели организовать свой досуг. Во время пребывания судна под погрузкой в Ленинграде члены экипажа совершили экскурсию по ленинским местам, побывали в Эрмитаже, посетили морской музей. Многие впервые любовались фонтанами Петродворца. А когда сдавали груз в Гаване, у моряков нашлось время познакомиться со столицей острова Свободы, побывать в музее революции.
Ужо давно комсомольцы запланировали создать на судне футбольную и волейбольную команды. Однако до этого рейса стоянки в портах были коротки, и спортсменам «Аугуста Якобсона» помериться силами с соперниками не представлялось возможности. Прикрепив мяч к концу, ребята играли на площадке судна.
А в Гаване стояли долго, восемь суток. Нашлись и соперники — студенты Гаванского университета. Парни сильные, рослые. И все-таки во всех трех партиях победу одержали наши ребята. Были и другие встречи — с командами советских судов. Волейболисты с «Аугуста Якобсона» неизменно выходили победителями.
Меньше повезло футболистам. Во встрече с командой парохода «Александр Грин» они проиграли с минимальным счетом. Объединенная команда обоих судов — «Аугуста Якобсона» и «Александра Грина» — встретилась с кубинцами и сыграла вничью.
Затем эта же команда встретилась с футболистами чехословацкого судна. Во всеоружии явились на встречу болельщики соперников — с трубами и флагами. Кубинский судья зафиксировал в этой международной встрече убедительную победу чехословаков. Счет 4:1.
Многое сделал для развития спорта на судне электромеханик, член комсомольского бюро Виктор Соколов. Он же был и оформителем стенгазеты. Раньше за активную комсомольскую работу его наградили грамотой ЦК ЛКСМЭ. В последнем рейсе В. Соколов был принят в кандидаты в члены партии.
Каждый рейс судна приносит в жизнь комсомольской организации что-то новое. Рейс за рейсом растет ее активность.

Г. МИХАЙЛОВ.
«ВЕТРОДУИ»? НЕТ, СПЕЦИАЛИСТЫ - 23 08 1967
Вот уже несколько лет трудится на плавбазе «Иоханнес Варес» небольшой коллектив судовой гидрометеостанции, возглавляемый инженером-гидрометеорологом Михаилом Михайловичем Касаткиным.
Задачей метеорологии является круглосуточный сбор информации о состоянии погоды и моря во всех районах, где бывает судно, и передача ее по радио в метеоцентры. Со своими обязанностями морские метеорологи всегда справляются отлично. Об этом говорят оценки проверок республиканской гидрометеослужбы, где неизменно отмечается точность и достоверность наблюдений.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

море было запланировано такое ...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и такое море тоже было запланировано


Сам Михаил Михайлович Касаткин — опытный гидрометеоролог. Ряд лет он провел на Чукотке, где организовал гидрометеослужбу, много лет работал на Балтике.
На «Иоханнесе Варесе" гидрометеослужба приносит ощутимую пользу морякам, хотя дача прогнозов не входит в прямые обязанности станции.
Речь идет о тех ценных советах, которые неизменно дает рыбакам и судо-водителям Михаил Михайлович. Так бывало не раз и на Севере у Ян Майена, и у берегов Исландии, и на Джорджес банке.
Особенно ощутима была помощь метеорологов во время двух последних рейсов на Джорджес банку, когда на судовой гидрометеостанции вступил в действие комплекс факсимильной радиоаппаратуры типа «Ладога», позволившей принимать карты погоды из многих зарубежных метеоцентров, передающих их для различных районов Атлантики. На картах нанесены пути циклонов, видны цифры, показывающие балльность штормов. Анализ карт позволяет делать выводы о погоде, ожидающей судно: о силе и направлении ветра, о волнении и т. д.
Во время переходов через океан и на промысле капитан судна не раз обращался за консультацией к Михаилу Михайловичу, и советы опытного гидрометеоролога позволяли заблаговременно подготовится к встрече с циклонами, выбирать на-более безопасный курс.
Во время работы на Джорджес банке начальник промыслового района т. Пушкин постоянно советовался с Касаткиным и на основании карт погоды и карт температуры воды принимал наиболее оптимальные решения по работе тралового флота.
Еще пример. В последнем рейсе на Джорджес банку на промысле прогнозы давала синоптическая группа с базы «Черноморская слава». Было получено предупреждение об 11-балльном шторме. Метеорологи "Иоханнеса Вареса» на основании анализа карт погоды дали рекомендованный курс судоводителям — и судно успешно вышло из предполагаемой штормовой зоны.
Таких примеров можно привести много. Дружба метеорологов и судоводителей приносила большую пользу. Касаткин — настоящий энтузиаст своей благородной профессии.
На обратном переходе он прочел экипажу интересную лекцию о метеорологии. Демонстрировал собственноручно подготовленные карты, диаграммы, объяснял закономерности возникновения циклонов и антициклонов. Такую интересную и увлекательную лекцию многие слышали впервые, и пользу она принесла немалую. Так обстоит дело на «Иоханнесе Варесе» — судне, где дружат с метеорологией.

В. Воробьев.