0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1520)
КАПИТАНЫ ПОМЫСЛОВЫХ СУДОВ СРТ, СРТР, БМРТ В 1968 году.
CРT
4191 Перевозчиков В. И.
4244 Москалев Г. П.
4250 Рубанов В. А.
4259 Субботкин В. А.
4282 Шевчук П. Е.
4283 Сорокин Л. Н.
4291 Исаенко В. П.
4292 Барбакадзе Б. В.
4326 Ширкунов Д. М.
4327 Матвеев В. С.
4341 Орлов В. П.
4371 Смородин А. Н.
4390 Кунтту П. И.
4424 Фомин Ю. Н.
4425 Ильиченко Ю. Н.
4451 Кививяли Ю. А.
4452 Фисан Г. Д.
4479 Анушенков А. М.
4480 Минаев В. И.
4481 Ткаченко В. И.
4510 Такинг А. Э.-Л.
4511 Фисан Г. Д.
4515 Сарапулов М. Я.
4543 Решетников В. Ф.
4544 Туев Э. Н.
4545 Карнаухов А. А.
4557 Шевчук П. Е.
4558 Космачев В. М.
4559 Евстратов Р. М.
4572 Кунегин В. А.
4574 Вотяков Л. П.
4575 Хорьков А. А.
4589 Мельников В.М.
4590 Коноплев Б. К.

СРТР
9027 Соколов В. А.
9031 Рысаков А. И.
9045 Куприков Л. Н.
9046 Щекунских В. Я.
9057 Кухтинов А. В.
9058 Трунов Н. Т.
9062 Пpyдцев В. И.
9080 Казаков Б. Н.
9082 Симонов А. М.
9097 Симонов А. М.
9110 Румянцев Л. И.
9122 Гигиберия Р. Г.
9124 Гигиберия Р. Г.
9139 Дорожко А. А.
БМРТ
227 Лехис А. А.,
Тамм Ф. М.
229 Чеботарев А. В.,
Синькевич И. В.
246 Висков Ю. И.,
Сенкевич С. Г.
248 Плешаков В. Н.,
Лысенко Ю. Д.
250 Синькевич И. В.
333 Подъячев Е. А.
350 Бабаев И. М.
355 Ванчиков А. Я.,
Папаев С. А.
368 Плешаков В. Н.
384 Еськов В. С.,
Сангель Л. А.
396 Козин С. Н.
441 Кожурин А. И.
436 Котляр И. Б.,
Плещев И. М.
441 Романов А. Г.
457 Заботин В. Н.
463 Эйдельнант С. С.,
Леонтьев Н. П.
474 Сусский В. Н.
489 Спирин О. А.
Сегодня – курсанты, завтра – матросы – 09 12 1970
Репортаж из мореходной школы

ИМ ПОКА еще не выдали форму, и эти парни ничем не отличаются от учеников вечерней школы.
Хотя расписание уроков на первый взгляд кажется странным. Ихтиология, основы судовождения, добыча рыбы, рыбообработка, морское дело... всего восемнадцать предметов.
Заместитель начальника Таллинского мореходной школы Виктор Максимович Титов открыл одну из многочисленных дверей. Класс. Идут занятия по английскому языку. Первый урок первого учебного года в новой школе моряков.
Таких школ всего три в Союзе: в Калининграде, Клайпеде и Таллине. Через год курсанты выйдут из стен школы матросами первого класса. А пока...
Первого декабря в девять утра прозвенел первый звонок, и будущие рыбаки разошлись по классам. Заняли свои места и преподаватели. Это бывшие рыбаки, отлично изучившие свою специальность. В. Д. Тараканов в свое время плавал старшим помощником капитана на судах ЭРПО "Океан". Э. Э. Иохансон - бывший третий помощник, Г. Ф. Приймаков - в прошлом капитан.. Эти люди передают свои знания курсантам...
В отличие от Пярнуской, Таллинская школа моряков готовит матросов певрого класса по годичной учебной программе. Это позволит лучше усвоить теорию. Кроме того, учебный план предусматривает практику курсантов на судах.
Преподавание в школе моряков ведется с учетом новой техники. Уже сейчас ясно, что, допустим, РТМ типа "Атлантик" во многом сложнее судов типа БМРТ. РТМ насыщен большим количеством автоматики. Обслуживать такую технику смогут люди грамотные, технически подготовленные. Поэтому в учебную программу новой школы входят предметы непосредственно касающиеся судовой автоматики.
В будущем году прием курсантов увеличится, дойдет до 300. Школа будет готовить рыбаков и по другим морским специальностям. А пока ребята сидят за столами и внимательно слушают преподавателей, чтобы через год прийти грамотными матросами на новые суда ЭРПО "Океан".

(Наш корр.)

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Мастер производственного обучения В. Матюгин и курсант С. Лопуга. Идут последние приготовления к началу учебного года.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На первом уроке
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На уроке основ судовождения - начальник мореходной школы Я. Н. Марголин и курсант комсомолец Арно Оэсельг, прибывший на учебу с острова Сааремаа.

Фото А. Дудченко
В десятикратном размере - 29 11 1970
В КОМИТЕТЕ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ

ВРЕЗУЛЬТАТЕ расследования фактов, изложенных в документах группы народного контроля плаврыбозавода "Фридерик Шопен", установлено, что при закупке скоропортящихся продуктов для промысловых судов в иностранном порту Гетеборге (Швеция) начальником экспедиции Г. Ивановым-Левинзоном 21 июля 1970 года допущены грубые нарушения в расходовании иностранной валюты.
Комитет народного контроля рыбопромыслового флота установил, что в накладной агента шведской фирмы указано получение продуктов на сумму 4476,0 крон, а в счете, предоставленном для оплаты в Таллин-трал-флот тем же агентом, той же фирмы и тем же числом - 21 июля 1970 года хотя и указана та же сумма - 4476,0 крон, - но количество полученных продуктов увеличено по сравнению с накладной, предоставленной таможенным властям.
В то же время в счет, предоставленный для оплаты, не были включены: 18 банок кофе (порошок), ящик бренди, ящик виски и наличные деньги 100 крон - всего на сумму 466, 6 кроны, что составляет 81,048 инвалютных рубля. Эта сумма (466,6 кроны) в счете на оплату показан за счет увеличения ананасов на 300 крон, помидоров на 20.7 кроны, яблок на 50,4 кроны, которые фактически получены не были и на промысловые суда не отпускались.
Стоимость виски, бренди, кофе, а также деньги - всего на сумму 466,6 кроны, взятые в личное пользование Ивановым-Левинзоном, включены в общий счет и оплачены ЭРПО "Океан", чем нанесен ущерб государству на сумму 81,048 инвалютных рубля.
Комитет отмечает, что допущено грубое нарушение инструкции при закупке скоропортящихся продуктов в инпортах, так как консервированные ананасы, кофе, спиртные напитки не относятся к скоропортящимся продуктам.
Закупленные продукты не были оприходованы и передавались на суда без накладных и учета количества и ассортимента. Указана лишь общая стоимость в советских рублях, чем допущено грубое нарушение существующего порядка в расходовании материальных ценностей. Таким образом, начальник экспедиции Г. Иванов-Левинзон грубо нарушил приказ по главку "Запрыба" № 169 от 9 апреля 1968 года в части получения валюты непосредственно у иностранных фирм должностными лицами, помимо капитанов. В нарушение вышеуказанного приказа Г. Иванов-Левинзон лично получил от иностранной фирмы по двум документам 130 крон (22, 58 инвалютных рубля), что превысило положенную ему сумму на 8,82 инвалютных рубля.
По отчетам в расходовании иностранной валюты инвалютной группой ЭРПО "Океан" обнаружены нарушения и не принят расход на сумму 34,17 инвалютных рубля. Общий перерасход иностранной валюты начальником экспедиции Г. Ивановым-Левинзоном составляет 115,21 инвалютных рубля.
Комитет народного контроля предложил администрации объединения "Океан" рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности начальника экспедиции Г. Иванова-Левинзона.
В счет возмещения причиненного государству ущерба комитет произвел на начальника экспедиции Г. Иванова-Левинзона денежный начет в размере трехмесячного оклада в сумме 750 рублей.
Комитет народного контроля предложил руководству ЭРПО "Океан" допущенный перерасход инвалюты по отчетам на сумму 34,17 инвалютных рубля удержать с начальника экспедиции Г. Иванова-Левинзона в десятикратном размере, а также потребовал, усилить контроль за использованием инвалюты на судах.
Комитет решил направить материал в партком КП Эстонии рыбопромыслового флота на Г. Иванова-Левинзона для привлечения его к партийной ответсвенности.
За грубое нарушение приказа ГУ "Запрыба" от 9 апреля 1968 года № 100, выразившееся в игнорировании правил расходования иностранной валюты, своим приказом от 20 ноября текущего года начальник объединения "Океан" тов. В. Я. Теносаар отстранил от занимаемой должности начальника экспедиции Г. Иванова-Левинзона. Непринятую к зачету сумму расходов в инвалютных рублях бухгалтерии предложено с виновника, взыскать в десятикратном размере, а наложенный комитетом народного контроля начет в сумме 750 рублей удержать в установленном порядке и перевести в союзный бюджет.
Приказ начальника ЭРПО "Океан" категорически запрещает капитанам судов подтверждать радиограммами прием продуктов без указания наименования, количества, цен товаров, общей суммы их стоимости, а также без подписи материально-ответственного лица.
СРТР-9046. Указ Президиума Верховного Совета ЭССР о награждении медалью "За спасение утопающих" - 02 09 1970
За мужество и находчивость, проявленные при спасении рыбаков французского рыболовного судна от гибели, наградить от имени Президиума Верховного Совета СССР медалью "За спасение утопающих" членов команды среднего рыболовного траулера-рефрижератора 9046 "Тойла":

Алексеева Анатолия Ивановича - повара.
Дробова Адама Семеновича - радиста
Хорькова Александра Антоновича - капитана.
Королева Владимира Кирилловича - рулевого.
Кристеля Энна Энделевича – второго механика.
Мельника Василия Саввича - боцмана.
Москвина Владимира Сергеевича - матроса.
Тараканова Виктора Дмитриевича — старшего помощника капитана.
Тимченко Виталия Анатолиевича - второго помощника капитана.
Томащука Ивана Прокофьевича — матроса.


Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
А. МЮРИСЕП.
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
Б. ТОЛБАСТ
ОТМЕЧЕНЫ НАГРАДОЙ - 07 08 1970
К тридцатилетию Советской Эстонии в ознаменование 100-летия В. И. Ленина за высокие показатели в труде и активную общественную деятельность Президиум Верховного Совета ССР наградил группу работников рыбопромыслового флота Эстонии в количестве 20 человек юбилейными медалями "За доблестный труд". В их числе мастер по обработке рыбы Федор Евгеньевич Бондарь, второй механик Сергей Иванович Марков, токарь Георгий Романович Бабуцкий, радиооператор Павел Павлович Шевчук, старший машинист Пауль Высотало, боцман Василий Семенович Шевченко и другие .

(Наш корр.)
Они побывали в Одесе – 31 07 1970
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Увлекательную экскурсию совершили работники тралового флота в город-герой Одессу. Среди экскурсантов были кок-пекарь БМРТ-248 А. Шустрова, моторист СРТ-4481 И. Росин, матросы РТМ-7192 А. Орлов и А. Бузинский. Всего тридцать человек.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимках: экскурсанты в аэропорту.

Фото А. Дудченко.
УКАЗ ПРЕЗИДИДУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР - 28 06 1970
О НАГРАЖДЕНИИ МОРЯКОВ МЕДАЛЬЮ "ЗА ОТВАГУ НА ПОЖАРЕ

За отвагу и самоотверженность , проявленные при тушении пожара, спасении людей и социалистического имущества от огня, наградить от имени Президиума Верховного Совета СССР медалью "За отвагу на пожаре" моряков:

Брезгунова Глеба Николаевича - морского инспектора Госрыболовфлотинспекции.
Левковича Вилиора Вячеславовича - капитана плавбазы "Йоханнес Варес"
Лийва Юлиуса Якубовича - старшего механика плавбазы "Йоханнес Варес"
Нехаева Аркадия Яковлевича - старшего помощника плавбазы "Йоханнес Варес"
Петуха Анатолия Николаевича - плотника плавбазы "Йоханнес Варес"
Рей Рейна Александровича - пятого помощника капитана плавбазы "Йоханнес Варес"
Соскова Анатолия Захаровича - ремонтного механика плавбазы "Йоханнес Варес"

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
А. МЮРИСЕП.
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
Б. ТОЛБАСТ

Таллин, 26 июня 1970 г.
Памяти тралмастера Владимира Ивановича Дидыка. ГОЛУБАЯ ТЕТРАДЬ - 29 04 1970
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Эта тоненькая школьная тетрадь в клетку рассказывает о работе в Северном море тралмастера-наставника Владимира Ивановича Дидыка. Рассказывает очень сжато, скупыми короткими фразами. Например. "СРТ-4282". Ст. мастер Чаговец И., мастер добычи Четвертаков А. Проверили три трала, голые концы. Концы крыльев загружены слабо. В остальном везде порядок. Отрегулировали распорные доски, увеличили уголь таки. На добыче сказывается недостаток мощности главного двигателя.
Вот почти и все.
А что стоит за этими строками - автор умолчал, потому что тетрадь принадлежит самому Дидыку, он ее автор, это его отчет об экспедиции и вряд ли кого будут интересовать детали его работы на промысловых судах. Да и не таков Дидык, чтобы много говорить о своей работе.
Пять месяцев тралмастер наставник В. И. Дидык в силу своих служебных обязанностей помогал мастерам добычи налаживать тралы. Да, это его служебная обязанность. Но выполнять свои обязанности можно по-разному.
Владимир Иванович Дидык относится как раз к такому разряду людей, которые не бьют на внешний эффект. Не пускать пыль в глаза. Он скромен и не разговорчив, когда входит в каюту начальника экспедиции - старается забиться куда-нибудь в уголок, чтобы не быть у всех на виду. Вообще-то на плавбазе "Станислав Монюшко" бывал он редко. В далеком и холодном Северном море на промысле ну просто таки затерялся человек! Где, что с ним? Знали все - дело Дидык делает большое и важное.
Зимой в Северном море очень не везло рыбакам СРТ-4451 капитана Юло Кививяли. Ну так, не везло, хоть плачь. Кививяли капитан опытный, во всех отношениях человек положительный, а невезение преследовало его траулер изо дня в день. Соседи поднимают за день по 10-15 тонн рыбы, а у него в трале - пусто. На радиосоветах капитанов почти ежедневно он докладывал сникшим, хрипловатым голосом: "Сделали три траления, подняли полторы тонны... ". На борт плавбазы капитан поднимался редко, а если и поднимался - чувствовал себя неловко.
Вот данные СРТ-4451 в начале марта; 4 марта - ни центнера, тогда как капитаны Коноплев и Матвеев взяли по десять тонн рыбы каждый. 5 марта - две тонны, 6 марта - три, 7 марта - четыре тонны. И вдруг 8 марта - десять тонн, 9 марта - двенадцать!
Объясняется все очень просто. На СРТ-4451 побывал Дидык. А вот и его запись в голубой тетрадке: "Проверили три трала. Одно из нижних крыльев (по подборе) закорочено на 30 см. Грунтропы вытянуты и длиннее нижней подборы на 1,3 метра. Распор досок составляет всего 42-44 метра. Доски заменены. Проверили и перевооружили нижнюю подбору трала".
И дело пошло.
На двенадцати судах нашей экспедиции побывал Дидык, не отказывал в помощи и колхозным траулерам СРТР-9108 и 9150, помог и рыбакам СРТ-4351 Пионерской флотилии. И всюду, где он побывал - уловы резко возросли.
В конце первой декады марта Дидык появился на плавбазе. Вид его был, прямо скажем, неважный. Пять месяцев работы на разных СРТ, постоянные пересадки с борта на борт, тревожные часы отдыха на узеньких, коротких и жестких диванчиках в каютах капитанов, работа на ветру и в воде, сильно измотали наставника. Да еще прицепилась простуда - нет-нет, да и поднимается температура. Только болеть некогда, его опыт и его руки нужны многим.
И уже на переходе в порт Дидык привел себя в порядок, оттемпературился, отоспался на настоящей коке с чистым бельем, а потом уселся за тетрадку и на обложке написал: "Отчет по экспедиции Северного моря за период с 2 октября 1969 года по 19 марта 1970 года тралмастера-наставника Дидык В. И."
Но, как было сказано в начале этого рассказа, фразы в этом отчете скупы и коротки, только самое главное, самое основное, что может интересовать отдел добычи. А каким трудом, каким усилием воли все это достигалось - ни слова.
Таков Дидык.

К. ПЕТРОВ.
Фото А. Дудченко
Поздравляем! -05 04 1970
Рыбопромысловый флот Эстонии из года в год пополняется квалифицированными специалистами. Среди них много молодых, впервые получивших свой рабочий диплом. Получают дипломы и специалисты-практики, много лет проработавшие на судах флота. На днях дипломная комиссия при ТМРП присвоила морские звания еще одной группе рыбаков.

Дипломы штурманов малого плавания получили:
Павлов Виктор Петрович, Криштофик Виктор Александрович, Наумов Владимир Георгиевич, Тарасюк Василий Семенович.

Звание судомеханика III разряда по двигателям внутреннего сгорания присвоено:
Денисенкову Андрею Александровичу.


Судовыми рефмеханиками III категории стали:
Каливанов Юрий Алексеевич, Самсонов Иван Иванович, Анцифиров Борис Павлович, Панаев Игнатий Сергеевич, Хийм Рейн Юлович, Брель Виктор Николаевич, Паэ Пээтер.

Диплом судового рефмеханика-практика III категории вручен:
Гаю Владимиру Ильичу.
Создание и развитие океанического рыболовства Эстонии. О. Шороп
К 110-ю со дня рождения Г.Г. Каска





В экономике Эстонии с давних времен рыболовство играет значительную роль. Однако история эстонского морского рыболовства до настоящего времени мало изучена. В первой половине XIX в. рыболовством занимались в основном прибрежные крестьяне, главным занятием которых было земледелие.

Развитию рыболовства препятствовали относительная ограниченность рынка и необходимость выполнять барщину у местного помещика. Прибалтийские бароны принуждали крестьян возможно больше работать на помещичьем поле. Поэтому они всячески старались препятствовать переходу крестьян к другим занятиям, в том числе и к рыболовству. Занимающихся исключительно рыболовством в это время среди прибрежного населения Эстонии было относительно мало.

Организаторами рыбной ловли для рынка в более широких масштабах у берегов Эстонии явились приезжие русские рыбаки из бывшей Тверской губернии. Они начали ходить к Балтийскому морю уже в XVIII в., но в значительной мере расширили свой промысел во второй половине XIX в. Русские рыбаки принесли с собой новый тип невода, а также новые, формы организации труда и этим оказали значительное влияние на рыбный промысел местного эстонского населения.

У многих прибрежных жителей рыболовство постепенно становилось главной отраслью их деятельности, особенно островитян. В годы буржуазной республики (1920—1940) Эстония была оторвана от рынков сбыта. Это отразилось на состоянии рыбного хозяйства. В целом рыболовное хозяйство буржуазной Эстонии находилось в застое — валовый улов в 1930-е годы по существу не увеличивался. Господствовавшие в буржуазной Эстонии экономические и политические условия не могли обеспечить дальнейшего развития морского рыболовства ( власти Эстонии не одобряли организованного промышленного развития рыболовства, с которым не могли конкурировать небольшие частные предприятия ). Ведь само рыболовство Эстонии состояло в основном из мелких рыболовецких артелей и ограничивалось прибрежным ловом в Балтийском море.

Путь развития рыболовства Эстонии того периода адекватно отображается в морской биографии будущего руководителя и организатора океанического лова Эстонии, «эстонского рыбака номер один» Георгия Каска.

Представитель династии рыбаков ( отец Каска преподавал в мореходной школе) Георгий всю свою жизнь посвятил морю, рыбному промыслу. Любовь к морю пробудилась у Г.Каска с раннего детства, а с 18 лет он трудился матросом на парусных судах. В 1929 году закончил Кясмускую рыболовную школу и стал рыбачить на морских траловых судах. Тогда в Эстонии не было рыболовного флота и Г.Каск прошел хорошую практику в английском рыболовном флоте. Много раз он выходил на промысел в Северную Атлантику. Там же в Англии он сдал экзамен по мореплаванию и траловому делу, получил диплом капитана дальнего плавания.

По возвращению в Эстонию Георг Каск пытался создать у себя на Родине рыбную отрасль, организовать океанический лов. Он предлагал закупить траулеры, наладить в Таллине и Пярну изготовление промвооружения. Причем подготовку кадров для рыбной промышленности Каск брал на себя, на своих коллег по училищу. Но все благие намерения натыкались на отказ эстонских властей ( по их мнению крупное организованное рыболовство вызвало бы разорение мелких рыболовецких организаций и могло привести к выступлению и бунту )

С большим трудом в начале 30-х годов удалось, наконец, создать рыболовное акционерное общество и провести несколько экспедиций в Атлантику. Но это общество вскоре распалось. В годы ВОВ Георгий Каск принимал участие в героическом прорыве флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941года.Он командовал военно-транспортным судном « Лейк Люцерн». Тяжело раненным он вывел поврежденное судно из под бомбежки в безопасное место и спас свыше 4-х тысяч пассажиров и военных моряков.

Первый шаг к началу создания океанического рыболовного флота Эстонии можно отнести к июлю 1943 года, когда председатель Совета министров Эстонской ССР Оскар Сепре пригласил на встречу в Москву в здание наркомата морского флота СССР эстонского моряка Георгия Каска.

Эстония еще находилась под немецкой оккупацией, но два земляка, два патриота своей республики вели деловой разговор о возрождении и развитии в Эстонии рыбной промышленности. Уже на следующий день была создана оперативная группа по созданию рыбной промышленности Эстонии. Возглавил группу Г.Каск. В нее вошли:

Тийт Мандра- бывший директор Нарвского рыбкомбината,

Иоханнес Сооранд-мастер добычи, выпускник Кясмуского училища,

Артур Вихман-технолог, судостроитель,

Герман Виркус-организатор рыбного промысла в г. Пярну,

и другие опытные специалисты.



Опергруппа разработала перспективный план своей работы. Однако по прибытии в освобожденный Таллин перед ней открылась мрачная картина разрушения. Город был в развалинах, причалы взорваны, из воды здесь и там торчали мачты затопленных судов, бывших рыбаков война раскидала по фронтам. Прикинув смету члены группы ужаснулись. Требовалось все от трала до гвоздей. Не было портальных кранов, бочкотары, спецодежды, шкиперского имущества и прочего, а главное отсутствовали суда.



Выход был найден в переоборудовании бывших военных минных тральщиков, которых в Таллине и Пярну насчитывалось 27 единиц. Вместо траления мин суда переоборудовались для траления рыбы, специально созданной бригадой ремонтников. Кроме того в конце войны из Швеции был возвращен так называемый «малый флот», угнанный из Прибалтики в годы войны местными властями. Кроме этого были переданы в распоряжение Эстонии немецкие суда переданные Советскому Союзу по репарации Этими судами в конце 40-х были укомплектованы базы в Пярну, в Хаапсалу, в Нарва-Йэесуу, Ныва.



Впервые в истории рыболовства эстонские рыбаки вырвались на океанические просторы из тесной Балтики в 1955 году. 03 июня в 21.00 капитан СРТ-4244 Вайно Ноор скомандовал: „ Отдать концы!“- С этого времени начался отсчет впемени океанического рыболовства в Эстонии. Вместе с судовым экипажем на промысел в океан вышел эстонский писатель Юхан Смуул. Это придавало первому рейсу какую-то особую значимость, а экипажу прилив сил и вдохновение.



До конца года вслед за капитаном Вайно Ноор вышли в неизведанные просторы неспокойной Северной Атлантики небольшие с прекрасной остойчивостью суда, построенные на немецкой судостроительной верфи „Фольксверфь-Штральзунд“ по проекту советских инженеров:

-27.06.1955г. СРТ-4250 под руководством капитана Всеволода Старостенко,

-16.07.1955г. СРТ-4259 под руководством капитана Всеволода Заботина,

- 12.1955г. СРТ-4283 под руководством капитана Ивана Агеева.



Эти небольшие промысловые суда были своего рода пионерами Атлантики, они первыми в послевоенное время проложили путь в океан на сельдяной лов. И не случайно так тщательно готовились. Руководил общей подготовкой Георг Каск – опытный капитан дальнего плавания, прошедший Великую Отечественную войну, один из организаторов рыбной промышленности в Эстонии. Тогда в Таллине еще не было даже административного управления рыбной промышленности. УСЛ ( управление сельдяного лова) было создано лишь в 1956 году, поэтому суда временно подчинялись Пярнуской базе Госморлова. Не имелось и своего приемно-транспортного флота. Уловы рыбы приходилось сдавать на Рижские и Клайпедские плавбазы.



Рыболовный флот республики рос настолько быстрыми темпами, что кадров хронически не хватало. В сложившейся ситуации было принято единственное правильное решение проводить подготовку кадров по сокращенной программе, в течение шести месяцев. Для этой цели была создана сеть учебно-курсовых комбинатов, которые внесли существенную лепту в развитие океанического рыболовства. Впоследствии самые яркие звезды Атлантики именно вышли из их рядов. Руководителем производственного обучения был назначен к тому времени заместитель министра рыбной промышленности Георг Каск.



При активном участии Г.Каска шло освоение не только океанического лова, строительству нового рыбного порта он отдал немало сил. Так постепенно и уверенно восстанавливалось и развивалось рыбное хозяйство Эстонской республики. И в этом несомненно большая заслуга Георга Каска, умелого организатора, заслуженного рыбака Эстонии.



Руководитель секции эстонских промысловых

рыбаков «Эстрыбпром-Океан» при Таллинском

Клубе ветеранов флота.

Олег Шороп.