0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1076)
И ПРАВО, И ОБЯЗАННОСТЬ - 29 03 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Этот последний рейс для Вячеслава Бычкова, как, впрочем, и для всего экипажа, был нелегким. Хотя вначале дела шли неплохо, но затем промысловая обстановка резко ухудшилась. Наступил спад, и так продолжалось все последние месяцы промысла.
И все-таки люди старались. Экипаж делал все возможное, чтобы преодолеть отставание.
— В этой напряженной обстановке, — рассказывает председатель группы народного контроля электрик БМРТ-333 «Юхан Сютисте» Вячеслав Алексеевич Бычков, — самое главное было не опустить руки, не растеряться. Особенно важно было это для нас, народных контролеров. Проверки проводили почти каждые сутки, и днем, и ночью.
Группа взяла под свой контроль качество выпускаемой продукции, использование технологического оборудования и многие другие вопросы. Особое внимание уделяли рациональному использованию рыбы-сырца — ведь промысловая обстановка не баловала рыбаков, и надо было бороться за каждую дополнительную тонну продукции.
Используя свои права, народные контролеры приглашали на собрания виновных, вносили предложения по устранению недостатков.
Во многом успешной работе группы народного контроля способствовала личная инициатива ее председателя Вячеслава Бычкова. На судах нашего флота он ходит в море уже семнадцатый год. Ему довелось плавать на всех типах судов — от среднетоннажных траулеров до самых современных транспортных рефрижераторов.
И где бы ни работал Вячеслав Бычков, — его, как активного и принципиального коммуниста, товарищи избирали на ответственные общественные должности. Он был, например, председателем группы народного контроля на БМРТ-246 «Антс Лайкмаа», секретарем, партийной организации на «Ботническом заливе» и БМРТ-250 «Яан Коорт». И везде Вячеслав Бычков старался оправдать доверие, которое ему оказывали товарищи.
Он умеет ценить и использовать время, потому и не жалуется, что его не хватает. Наоборот — находит время и для учебы. Сейчас В. Бычков успешно заканчивает четвертый курс Ленинградского арктического училища, и недалек тот день, когда ему вручат диплом электромеханика.
Комитет народного контроля по Эстонскому рыбопромысловому флоту за добросовестную многолетнюю работу по руководству судовыми группами народного контроля наградил Вячеслава Алексеевича Бычкова Почетной грамотой.

(Наш корр.)
ПБ «Рыбак Балтики». ДОСТОЙНАЯ ВСТРЕЧА - 25 03 1975
В конце последнего осеннего месяца прошлого года ушел на промысел экипаж плавбазы «Рыбак Балтики», а в родной порт он возвратился весенним мартом уже нового года.
Экипаж встретили начальник объединения «Океан» В. Я. Теносаар, секретарь парткома Г. Н. Рубанский, заместитель председателя базового комитета профсоюза В. И. Шестаков и другие представители «Океана». И, кончено, среди встречающих было много родственников.
Такой праздничной, желанной встречи экипаж плавбазы был удостоен не случайно. Моряки «Рыбака Балтики», как и в предыдущих рейсах, и в этом длительном плавании потрудились на славу. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты рейса. Так, планом предусматривалось произвести за рейс 5807 тонн мороженой рыбной продукции, всего же сделано 6268 тонн. Замечательных успехов добился экипаж на изготовлении пресервов. Выполнено рейсовое задание по выпуску кормовой муки, рыбьего жира.
Еще несколько цифр. План нынешнего года по мороженой продукции взят на 51,5 процента, по пищевой на 50,5 процента, по пресервам на 33,5 процента. План первого квартала завершающего года пятилетки перекрыт почти по всем показателям.
- Наша трудовая победа — это победа всего дружного экипажа, — рассказывает старший электромеханик, секретарь судовой партийной организации Федор Панфилович Сидоренко. — В течение всего рейса моряки показывали пример в труде. С первого же дня работы на промысле на судне развернулось социалистическое соревнование между сменами за первое место. Борьба эта была исключительно напряженной. Посудите сами. Почти весь рейс впереди шла бригада рыбмастера Егора Бичикова. Все предсказывали ей победу, но другая бригада мастера Валерия Михайлова буквально уже на исходе рейса обогнала коллектив Бичикова. Она-то и была названа победительницей. Брига де Валерия Михайлова были вручены переходящий вымпел, почетные грамоты, денежные премии. Второе место досталось бригаде Романа Юнолайнена, и только третье — коллективу Егора Бичикова.
Коммунисты и комсомольцы играли в рейсе исключительно большую роль. 115 комсомольцев и 41 коммунист трудились буквально во всех бригадах и службах плавбазы. Наверное, на всю жизнь запомнят Валерий Михайлов, Владимир Акимов, Александр Горбачев, Анатолий Заец, Михаил Конюхов то, что кандидатами партии они стали в море, на борту «Рыбака Балтики".
Много и другого интересного рассказал мне о закончившемся рейсе вожак коммунистов Ф. П. Сидоренко. Моряки в свободное время упорно учились, сдавали экзамены по экономике, весело и увлекательно отдыхали, играли в волейбол и другие массовые игры, устраивали читательские конференции. Не преминул Федор Панфилович рассказать и о своих подчиненных. Особенно он высоко оценил отличную работу электриков Валентина Лютого и Николая Кирчей, которые в рейсе заменили 1300 метров вышедшего из строя кабеля, провели большую работу по профилактическому ремонту судна.
Итак, победный рейс «Рыбака Балтики" закончился. Теперь слово за портовиками, которым предстоит быстро разгрузить плавбазу, экипаж которой стремится, как можно быстрее уйти в новый рейс.

(Наш корр.).
ГЛАВНОЕ - ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ - 20 03 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Семь лет назад начал плавать на рыболовных судах Иван Богаченко. За это время он побывал на СРТР, БМРТ, плавбазах. Слесарь, приехавший с Украины, быстро переквалифицировался, освоил морскую специальность. Сейчас он машинист рыбомучной установки на ПБ «Фридерик Шопен». Он уже в шестом рейсе на этом судне.
Но еще задолго до этого в его жизни произошло важное событие, которое существенно повлияло на его дальнейшую судьбу. На ПБ «Рыбак Балтики» встретился он с преподавателем Таллинской заочной средней школы моряков Еленой Ивановной Каштановой, которая помогла Богаченко прийти в школу, чтобы закончить среднее образование. Очевидно, многое пришлось передумать, прежде чем принять такое решение — возобновить учебу после шестнадцатилетнего перерыва. Много забылось, да и сомневался — а справится ли? Однако решил для себя — сможет. И уже никогда не отступал от намеченной цели.
Главным в учебе Иван Богаченко считает работу над собой. А на вопрос, трудно ли бывает найти время для занятий, уверенно отвечает, что все дело в желании и умении работать самостоятельно, а время найдется.
Здесь нельзя не сказать, что Таллинская заочная средняя школа моряков учитывает многие трудности своих учеников. И то, что они подолгу бывают в море, и то, что многие приходят в школу с большим перерывом в учебе. На больших судах нашего флота ходят преподаватели, во многих рейсах бывают и общественные консультанты.
Кроме того, администрация ЭРПО «Океан» успешно обучающимся без отрыва от производства предоставляет различные льготы. Заочникам стараются создать необходимые условия для совмещения работы с учебой. Например, учащимся 9—11 классов предоставляется до 32 свободных от работы дней в суммированном виде во время наименьшей занятости на производстве. Причем, заработная плата выплачивается учащимся в размере 50% от среднего заработка. Для выпускных экзаменов предоставляются дополнительные отпуска: в II классе — 20 рабочих дней, в восьмом — 8 дней с сохранением заработной платы.
Несмотря на известные трудности, многим удается успешно учиться, плавая на судах нашего флота или работая в береговых подразделениях. И Иван Богаченко — один из них. В предыдущем рейсе он сдал все экзамены за 10 класс.
Сейчас, находясь в очередном рейсе на ПБ «Фридерик Шопен», он четко распределил свое время, определил объем материала, который необходимо усвоить. И опять в рейсе будут оказывать помощь заочникам преподаватели, общественные консультанты. Немало поможет и судовая библиотека, в которой, как правило, всегда имеются необходимые учебные пособия.
По приходу судна в Таллин Ивана Богаченко ждут выпускные экзамены за одиннадцатый класс и аттестат зрелости.


Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ; Иван БОГАЧЕНКО.
Фото М. Никоноровой
ДАКАР: БУДНИ РЕМОНТНО-ПОДМЕННОЙ - 18 03 1975
В эти дни на рейде Дакара снова работают наши специалисты - коллектив первой ремонтно-подменной команды. На их счету уже несколько отремонтированных судов. Это БМPT-598 «Рихард Мирринг", БMPT-396 "Иоханнес Рувен». Подходит к концу ремонт и третьего судна — БМPT-229 "Ганс Леберехт».
РПК-1 укомплектована опытными, высоко квалифицированными кадрами.
Это позволяет выполнять работу к быстро и качественно. Так, например, БМРТ-598 "Рихард Мирринг" после ремонта в Дакаре ведет сейчас промысел в Северо-Западной Атлантике. В радиограмме, полученной от капитана-директора Б. Демидчика, дается высокая оценка качеству выполненных ремонтных работ.
Инициатива и знания таких членов команды, как сварщик X. Корстень, второй механик В. Пророс, Ю. Марущак и других, позволили сэкономить на ремонте немало времени и средств.

Все члены ремонтно-подменной команды имеют индивидуальные социалистические обязательства. Заключен договор о соцсоревновании между РПК-1 и Беломорской РПК. Об успешной работе эстонской команды говорит и тот факт, что решением представительства Министерства рыбного хозяйства СССР по итогам четвертого квартала ей присуждено первое место в социалистическом соревновании между всеми ремонтно-подменными командами, работающими в Дакаре. Этому способствовала и целенаправленная партийно-политическая работа, высокий уровень организации соревнования.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

После длительного и трудного рейса прибыл на ремонт в Дакар БМРТ-396 «Иоханнес Рувен». Работы на этом судне было много: и покраска, и ремонт двигателей, механизмов и оборудования. После окончания ремонта и перехода в Северо-Западную Атлантику на днях «Иоханнес Рувен» приступил к промыслу.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Моторист В. Кокоркин (слева) — один из лучших членов машинной команды РПК-1 вместе с групповым механиком А. Бураковым за проверкой главного двигателя на БМРТ-396.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Доволен коллектив и работой буфетчика Д. Симашко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Специалистом высокого класса является электрорадио-навигатор-гидроакустик И. Цейтин. На правом снимке — И. Цейтин за ремонтом поисковой аппаратуры.

Фото О. Яксона.
РТМС-7510 «Мустъярв". «ПРИНАДЛЕЖУ КОМСОМОЛУ...» – 13 05 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ОБМЕН КОМСОМОЛЬСКИХ ДОКУМЕНТОВ

ИДЕТ ЛЕНИНСКИЙ УРОК

ПРИНИМАЕМ РЕШЕНИЕ

- Принадлежу комсомолу — значит, принадлежу к организации, которая, встав в одну шеренгу с большевиками, окунулась в горнило труднейшей борьбы по переустройству мира. Принадлежу комсомолу — значит, принадлежу к организации, которая вместе с партией выстояла в беспримерных классовых боях, победила и с энтузиазмом молодости принялась строить новый мир.
В торжественной тишине голос секретаря комсомольского бюро Анатолия Назарок звучит взволнованно: — Принадлежу комсомолу — значит, принадлежу силам прогресса, двигающим историю, значит, я частица этих сил, значит, я на переднем крае борьбы...
Внимательно слушают выступающего его товарищи. В самом большом помещении РТМС-7510 "Мустъярв» — столовой команды — собрались комсомольцы и ветераны комсомола. Идет Ленинский урок «Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет!».
...Идейная общность с партией коммунистов, закрепленная комсомольским билетом, ко многому обязывает нас, комсомольцев, — заканчивает Анатолий.
И еще не успели смолкнуть его последние слова, как судовой врач Антонина Чабан продолжает:
Алая, чуть в пурпур книжица... Ты знаешь, конечно, почему она алая. Кровь борцов, пролитая за свободу, аккумулировалась в красном цвете обложки твоего комсомольского билета...
При этих словах взоры всех присутствующих невольно обращаются к правой переборке столовой, где установлен стенд «Твой комсомольский билет». На нем, рядом с образцом нового комсомольского билета, другие, пробитые пулями, залитые кровью пылких молодых сердец, опаленные, гарью боевых сражении: «Лег на боевую точку противника и заглушил ее...» — суровая надпись на правой странице комсомольского билета, принадлежащего комсомольцу боевых 40-х годов Александру Матросову...
... Но это не только цвет скорби и памяти, - продолжает Антонина Чабан, это и цвет созидания.
И уже новый голос, голос члена комсомольского бюро Вячеслава Соколова, продолжает рассказ:
— Комсомольский характер — говорим мы — и представляем себе людей, характер которых - сплав энтузиазма и деловитости, товарищества и ответственности за все, что совершается вокруг, задора и инициативы, активной тяги к прогрессу и смелости в борьбе с трудностями. Комсомольский характер — говорим мы — и встают грандиозные масштабы тех дел, которые совершила и совершает молодежь нашей страны... Все обращают свой взор на другой стенд: «БАМ - стройка комсомольская". Именно здесь сегодня идет испытание мужества и стойкости, деловитости и организованности сегодняшней комсомолии...
- Комсомольский характер - говорим мы, — продолжает Вячеслав, — и вспоминаем имена, золотыми буквами вписанные в летопись комсомола. Комсомольский характер - говорим мы - и - перед нами проходит галерея молодых лиц, рожденных нашей эпохой, рожденных комсомолом. Юнком, чоновец, селькор, рабфаковец, сине-блузник, ударник, молодогвардеец, целинник, доброволец -разное время и задачи, разные лица, но сходство в глав ном: в преданности идеалам революции, верности заветам Ленина, делу коммунизма. Они, эти огненные характеры, имели конкретное имя, отчество, фамилию, зафиксированные в их комсомольских билетах. Это они встали в общий строй комсомола на Всесоюзной перекличке в день 50-летия ВЛКСМ на главной площади страны — на Красной площади.
Рассказ о подвигах комсомола продолжается. Вячеслава Соколова сменяет Михаил Луговой. Он рассказывает о щуплом семнадцатилетнем пареньке из-под Москвы — комиссаре молодежного кавалерийского полка Сергее Афанасьеве, геройски погибшем в мае 1919-го у маленькой станции Деркуль; о поэте революции Герасиме Фейгине, отказавшемся при операции в госпитале от наркоза (хлороформ был в то время на вес золота); о московском комсомольце Альберте Лапине, девятнадцатилетнем командире легендарной 50-й дивизии, взявшей в плен Колчака; о главнокомандующем войсками Северного Кавказа Иване Федько — двадцатилетием герое гражданской; о 14-летнем Аркадии Гайдаре, взявшем в руки винтовку, чтобы сердцем закрыть от смерти н голода юность страны...
Рассказ о «хлебных комиссарах" ведет моторист 1 -го класса Анатолий Панков; о первом комсомольском значке КИМ рассказывает старший моторист Александр Чабан, Людмила Кислова и Николай Матвеев ведут рассказ о боевых наградах комсомола.
Ордена, а за ними полувековая история, рассказ о которой подошел к концу. Но самой истории нет конца: ее продолжают сегодня на КАМАЗе, и Усть-Илиме, на Самотлоре, на БАМе и на судах «Океана" тысячи и тысячи комсомольцев), сверяющих сегодня свои дела с делами партии...
- Вам, молодым, строить и создавать самое светлое будущее человечества — коммунизм, — от имени присутствующих на собрании ветеранов комсомола говорит коммунист, заслуженный рыбак Эстонии, старший механик Владимир Яковлевич Бабич. - Будьте же достойны имени создателя и основателя нашего государства Владимира Ильича Ленина, храните в чистоте высокое знание комсомольца — бойца Великой Ленинской Армии... Будьте достойны геройских поступков медсестры Лены Дымчогло, тракториста Анатолия Мерзлова, отдавших свои молодые жизни на трудовых полях битвы за свершение великих мирных планов нашей родной партии...
Слова старшего товарища нашли отражение в единогласно принятом комсомольским собранием решении. «Мы, комсомольцы 70-х годов - говорится в нем, — пройдя сегодня с комсомольцами 20-х, 60-х годов весь более чем полувековой героический путь комсомола, восхищаемся мужеством, стойкостью и беззаветной преданностью Родине наших старших товарищей, единомышленников и принимаем решение. Сегодня, в завершающем году 9-й пятилетки, быть достойными героических подвигов Зои Космодемьянской и Александра Матросова, Лены Дымчогло и Анатолия Мерзлова. Еще выше нести звание члена Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, следовать заветам основателя нашего государства Владимира Ильича Ленина, настойчиво бороться за выполнение этих заветов...».
...Принадлежу комсомолу.. Эта принадлежность столь высокого порядка, что разговор о комсомольском билете всякий раз неизменно выливается в осмысление роли комсомола в деле коммунистического воспитания молодого поколения, в борьбе за самые светлые идеалы человечества...

Н. ШУМИЛИН, первый помощник капитана РТМС-7510 «Мустъярв".
УСПЕШНЫЙ ДЕБЮТ САМБИСТОВ «ОКЕАНА» - 15 03 1975
В начале марта в спортивном зале завода «Двигатель» проходил всесоюзный турнир по борьбе самбо среди юношей 1960—1961 и 1958-1959 годов рождения. В соревнованиях участвовали команды из Владивостока, Красноярска, Ашхабада, Чернигова, Москвы, Еревана, Ленинграда, Харькова, Дзержинска, Челябинска. По перечислению городов можно судить о популярности этого весеннего турнира.
Юношей 1960 — 1962 гг. рождения к соревнованиям было допущено 127 человек. Из них спортсменов первого юношеского разряда — 38, второго — 45.
В нашей команде выступало десять ребят. Для них этот турнир был самым серьезным экзаменом за всю их недолгую спортивную жизнь. Пятеро из них занимаются спортом по 1,5 года, а пятеро — всего полгода. Но большинство ребят показали себя с лучшей стороны. Павлик Ермолин и Сережа Бегунков заняли первые места в весовых категориях соответственно до 62 кг н 74 кг. Роберт Воронков (до 50 кг) и Сережа Пенцлин (до 71 кг) стали вторыми и Саша Кузин (до 56 кг) занял третье место.
Все схватки проходили в высоком темпе и на хорошем техническом уровне. Особенно хочется отметить успех Ермолина н Воронкова. Если смотреть в будущее, то у наших ребят, и не только у призеров этого турнира, а и у таких, как Саша Папсеев, Саша Васютин, Сережа Столмацкий, Юра Кучер, Олег Абрамов, да и других неплохие данные, и они еще смогут показать себя в будущих соревнованиях.
О старших юношах, участвовавших в этом турнире, много писать не буду. От нас в этой группе никто не выступал. Скажу только, что их было 97 в 10 весовых категориях — один кандидат в мастера спорта, 13 спортсменов первого разряда, 13 второго взрослого разряда, 3 третьего разряда, 52 первого юношеского разряда, 15 мальчиков второго юношеского разряда.

А. ТРЕБУНСКИЙ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Парад участников соревнований. В центре — команда юношей объединения «Океан».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Победители всесоюзного турнира среди юношей (слева направо): П. Ермолин, С. Бегунков, С. Пенцлин, Р. Воронков.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Эффектная победа за две минуты в финале — и Сергей Бегунков стал победителем турнира в весовой категории до 74 кг.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Победа! Роберт Воронков завоевал почетное второе место.

Фото В. Фридмана.
НА СНИМКАХ:
БМРТ-368 «Оскар Лутс». ХОТЯ РЕЙС ПРОХОДИТ УСПЕШНО... – 15 03 1975
Выход в рейс судна в осенне-зимний период связан всегда со штормами, дождями, туманами, с напряженным выполнением рейсового задания. Рейс 2/20 БМРТ-368 «Оскар Лутс» начался 20 декабря именно в такую погоду. Тяжелое положение ожидало нас на промысле с базами. Не шла и крупная скумбрия. И вообще тралы, полные богатых уловов, были редкой удачей.
На собрании экипажа, когда брались социалистические обязательства, отмечалось, что выполнение рейсового задания будет напряженным и с первого дня необходимо уделить больше внимания заморозке, производству разделанной рыбы, филе.
На судне 38 комсомольцев. Они и возглавили роботу производственных комплексных бригад. Нельзя сказать, что бригады состояли из бывалых моряков. Нет. Тридцать процентов были новичками, вышедшими первый раз в море или впервые на БМРТ. Это матросы тт. Рахимов, Нестеренко, Калинченко, Малай и другие. Но спаянность в работе, взаимное уважение, доверие они показали вскоре после начала промысла. Особенно слаженной работой порадовали матросы второй комплексной бригады, которой руководят мастер по обработке И. Семашко и тралмастер Д. Ченцов. После сдачи первого груза бригада вышла победителем в социалистическом соревновании, и ей был вручен переходящий вымпел.
На седьмой день работы бригадами был выполнен план по выпуску тушки спецразделки в однокилограммовых красочных полиэтиленовых пакетах. Высоки показатели и второй бригады — 660 пакетов в смену, и первой бригады — 540 пакетов (рыбмастер Ю. Волга, тралмастер А. Абдуллаев). Еще через 9 дней первый помощник капитана В. Помозов поздравил экипаж с успешным завершением производства тушки спецразделки в блоках. Впереди были комсомольцы: тт. Круглов, Пронькин, Волга, Кисель, Гудзь, Ковтун, Репчинский, Годованец и другие.
3 февраля коллектив судна выполнил задание по выпуску филе. Большую помощь в производстве разделанной рыбы бригадам оказывают штурманы, механики, мотористы, обслуживающий персонал.
Первые успехи обнадеживали, но радость была преждевременной. С 22 января по 7 февраля судно простояло в ожидании выгрузки 17 суток! 27-е на очереди! 22000 тонн мороженой рыбопродукции находилось в это время на промысловых судах, ожидающих выгрузки. А баз — раз два и обчелся. Только 10 февраля наш БМРТ смог продолжить добычу. Экипаж, конечно, приложит все усилия, энтузиазм, чтобы успешно завершить рейс. За долгие годы плавания я, как технолог, впервые встречаю такой дружный, сплоченный коллектив.
Но если и дальше будет продолжаться такое непримиримое положение с базами, то усилия любого экипажа пойдут, как говорится, насмарку.
Экипаж обращается к руководителям ЭРПО «Океан» - когда же выполнение рейсового задания не будет зависеть от наличия баз на промысле? Или настала пора посылать БМРТ в Атлантику только за одним грузом?

Л. КУРИЛИНА, помощник капитана по производству.
Памяти СРТ-4572 и его экипажей. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА - 15 03 1975
В декабре 1974 года с СРТ-4572 была получена радиограмма, в которой сообщалось, что экипаж судна взял обязательство добыть в завершающем году пятилетки 10 тысяч центнеров рыбы.
На днях судно возвратилось в порт с трудовой победой. Рейсовое задание выполнено на 134,7%. по первым сортам — на 142%. Взятые социалистические обязательства на рейс полностью выполнены, за полтора месяца добыто рыбы 300 тонн в счет 1975 года.
Что способствовало достижению таких успехов?
Мы встретились с экипажем по приходу судна в порт. Вот что нам рассказали.
С приходом на промысел экипаж соревновался до последнего дня рейса с коллективом СРТ-4481 и в результате дружной работы вышел победителем в парном соревновании.
Во многом успеху экипажа способствовала работа коммунистов и комсомольцев. Весь рейс члены экипажа приходили друг другу на помощь.
Заметно сказался и опыт ветеранов промысла — секретаря партийной организации Г. Верховского, старшего помощника капитана Н. Рожкова, матроса Э. Фоменко и других.
Капитан СРТ-4572 Николай Иванович Борт плавает на судне бессменно с 1970 года, умело организует работу с экипажем, вместе с ним делит все удачи и неудачи промысла.
Так было и в этом рейсе. Промысловая обстановка была сложной и напряженной. Частые штормы и поиски рыбы отнимали много времени. Но экипаж дружно работал, ценилось промысловое время. Образцы труда показывали старший матрос-бондарь Э. Быков, матросы Э. Фоменко и И. Стукало. Душой коллектива был старший мастер добычи Владимир Иванович Шеляг, его можно было встретить на ремонте трала, на обработке и сортировке рыбы. Всем он готов был прийти на помощь, передать свой опыт.
В числе лучших В. Шеляг называет обработчиков Н. Александрова, Е. Панченко, В. Шумаева.
На помощь добытчикам приходила и машинная команда. Образцово выполнили обязанности на подвахте Г. Верховский, А. Вишневский, В. Беляев и другие.
Пример старших товарищей, опытных рыбаков способствовал достижению успеха в этом трудовом коллективе.
Опыт дружной работы коллектива, которым руководит капитан Н. Борт, служит примером для других судов флота.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
Памяти ТР «Ботнический залив» и его экипажей. ТВОЙ КОМСОМОЛЬСКИЙ БИЛЕТ - 13 03 197
10 марта в «Океане» начался обмен комсомольских документов.

С самого утра 10 марта в комитете комсомола объединения «Океан» царила приподнятая атмосфера. Торжественные и взволнованные пришли сюда комсомольцы транспортного рефрижератора «Ботнический залив». Боевитой комсомольской организации этого судна за высокие трудовые достижения и активную комсомольскую работу была оказана высокая честь — в числе первых в объединении обменять комсомольские документы.
Торжественная церемония вручения новых билетов состоялась не сразу. Ей предшествовали индивидуальные беседы, непринужденный разговор на темы комсомольской жизни, о работе и отдыхе молодежи. Они настроили ребят на нужный лад, помогли им собраться с мыслями.
Обмен старых комсомольских документов на билеты нового образца — это не технический акт, а мероприятие большой политической важности. Именно сейчас комсомольцам необходимо хорошо обдумать свою жизнь, сверить ее с ритмом дел передового отряда молодежи страны. Комсомольцы «Ботнического залива», как выяснилось, подошли к обмену хорошо подготовленными.
...В уютном и просторном салоне судна собрались виновники торжества, представители администрации судна и объединения, приглашенные. Митинг, посвященный обмену комсомольских документов, открыл секретарь комитета комсомола объединения А. Черепков. Он рассказал об истории самого важного комсомольского документа — комсомольского билета и предоставил слово секретарю партийного комитета объединения Г. Н. Ру6анскому.
— Ваш экипаж, в составе которого трудится немало молодежи, — сказал он, — в определяющем году пятилетки добился больших успехов. По-ударному начал он и 1975 год, закончив первый рейс завершающего года на 115 процентов. Комсомольцы и молодежь — это большая сила. Администрация, партийный и базовый комитеты, комитет комсомола уверены, что вы не сдадите передовых позиции.
С вниманием собравшиеся прослушали рассказ о боевой юности комсомольца 30-х годов, ветерана войны, капитана II ранга запаса Г. Ф. Ромашова.
От имени экипажа судна выступил капитан-директор В. А. Ставрович.
Вот они лучшие, которым предоставлено право первыми получить комсомольский билет нового образца. Наталья Козиненко, вожак судовой комсомолии, плавает на «Ботническом заливе" три года. Проводит большую организаторскую работу среди молодежи. Если весело проходит на судне вечер отдыха, то все знают: немалая заслуга в этом Наташи. Н. Козиненко находит время не только для общественных дел. Она успешно сочетает нелегкую повседневную работу судовой официантки с заочной учебой, являясь студенткой второго курса Псковского педагогического института.
Билет получает матрос первого класса Виктор Михальцов. Три рейса он сделал на рефрижераторе, но с судном расставаться не собирается. Таллинская мореходная школа дала ему необходимые знания, море сделало его настоящим моряком. И в труде, и в комсомольской жизни — он всегда впереди. По итогам рейса В. Михальцов был назван среди лучших. Его портрет помешен на судовую Доску почета.
Во многом схожа с биографией Михальцова трудовая жизнь Анатолия Аверкиева. Как и его товарищ, он пришел на флот после армии, окончив ТМШ. Комсомольцы уважают его за добросовестность, скромность, за умение держать слово. Он также занесен на судовую Доску почета.
Один за другим получают красные книжечки с портретом В. И. Ленина комсомольцы. На их лицах — праздничность и взволнованность. Тепло поздравляют комсомольцев сотрудники комитета комсомола, заведующий общим отделом ЦК ЛКСМЭ Я. Маркс.
«Ботнический залив» отправляется в новый рейс. Дело комсомольской чести — еще активнее развернуть комсомольскую работу и прийти в порт с новой трудовой победой. Успехов желают молодежи участники митинга.

Г. МЕЛИКОВА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке (слева направо); В. Михальцов, А. Аверкиев, Н. Козиненко.

Фото М. Никоноровой.
ЗОЛОТЫЕ РУКИ – 08 03 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НЕТ, НАВЕРНОЕ, рыбака в нашем объединении, который бы не знал Марию Карловну Короткову, которую все за простоту, общительность, сердечность называют просто и уважительно - Карловна.
Мне же удалось познакомиться Марией Карловной в большой и памятный день ее жизни, когда ей была в торжественной обстановке вручена медаль "Ветеран труда» и когда старейшую морячку провожали на заслуженный отдых. Молодо выглядела в эти минуты Мария Карловна и чуть печально. Печаль объяснялась очень просто: Мария Карловна хотела еще сходить не один раз в море, но врачи наложили временный запрет, и ей пришлось с этим смириться.
- Не могу я без моря, без веселых и трудолюбивых рыбаков, без чаек, — говорит Мария Карловна. — Поверите ли, как услышу гудок, так и кажется, что голос моря зовет меня. Жалко лишь, что я так поздно связала свою жизнь c морем. Да, действительно, Мария Карловна сделала свой первый рейс лишь в сорок лет. Случилось это так. Мария Карловна работала бухгалтером материального отдела в тресте «Таллинстрой». Специальность ей нравилась, но материально жилось трудновато. И вот подруга посоветовала пойти ей в море.
- Да у меня же нет морской специальности, — удивилась Карловна.
— А там и бухгалтера нужны, — заметила подруга, тоже бухгалтер, — без нашей профессии и моряки не обходятся.
Недолго думая, Мария Карловна пошла в отдел кадров флота и вскоре, а было это в конце декабря 1959 года, вышла в свой первый рейс на «Яне Анвельте». К удивлению бывалых моряков Мария Карловна стойко переносила штормы.
— Бывало, приду обедать и сижу одна за столом, — вспоминает Карловна, — никто есть не хочет, почти всех свалила морская болезнь. Парни все молодые, здоровые, в сыновья мне годятся. То и дело слышу. «Карловна, воды!», «Карловна, помоги!».
Много рейсов сделала Мария Карловна на плавбазе "Иоханнес Варес". И здесь она была бухгалтером, с душой выполняла и все другие поручения. Кто-то приболел - и Мария Карловна охотно заменит камбузницу, официантку, уборщицу... "Золотые руки у нашей Карловны" - это мнение прочно утвердилось за ней.
Скоро флот наш пополнился более квалифицированными, молодыми бухгалтерами. Без претензий, просто и охотно Мария Карловна согласилась идти на БМРТ-253 «Март Саар» заведующей бельевым хозяйством. «У нашей Карловны — образцовый порядок, она как мама заботится о нас», — говорили моряки между собой.
Последние годы Мария Карловна плавала на БМРТ. Была официанткой, уборщицей, буфетчицей. Не один рейс сделала она на БМРТ-564 «Иоханнес Семпер», на БМРТ-489 «Юхан Лийв, БМРТ-368 «Оскар Лутс» и на других судах. Почти пятнадцать лет ходила в море Мария Карловна. За это время ее хорошо узнали и полюбили наши рыбаки, как заботливую хозяйку, добрую женщину, всегда готовую прийти на помощь.
— Как только представится первая же возможность,— говорит Марля Карловна, — снова уйду в море. И не потому, что мне нужен заработок, нет. Государство обеспечило меня высокой пенсией, и я могу жить, как говорится, припеваючи. Мне нужны люди, мне нужно море, которое я поздно для себя открыла, но любовь к которому, будет согревать меня всю оставшуюся жизнь.


П. ЛУГОВСКОЙ.