0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Проблемы и успехи социалистического строительста в СССР и УСЛ- Эстрыбпром (153)
ЧЕРВОТОЧИНА – 07 05 1986
Что такое загранкомандировка? Прежде всего, это огромное доверие, оказанное тому/ кого туда посылают. Доверие во всем, и прежде всего, в его политической и моральной устойчивости, в том, что он не положит пятна на наш советский народ, на свою страну.

А так как в таких командировках и заработок повыше, ил можно рассматривать и как своего рода поощрение за добросовестный труд, за поведение, достойное советского гражданина. Именно по таким принципам и подбирали экипаж на БМРГ-368 «Оскар Лутс», входящий в состав советского ремонтного комплекса в Луанде, который административно и организационно относится к Балтийскому судоремонтному заводу в Таллине.
Но как в самый обработанный и ухоженный сад вдруг в каком-то одном яблоке заводится червяк, так и в такую командировку иногда, хотя и не часто, проберется человек о мыслями и намерениями, далекими от служебных заданий. Для таких не существует понятий «долг», «честь», для них одно— нажива! Любыми средствами, любыми способами, лишь бы больше, жирнее, лишь бы не узнали. Да, такие умеют делать вид, что старательно трудятся, что они, ой, какие хорошие, ну прямо-таки, кристальные и разглядеть гнилую сердцевину у такого «кристалла» бывает очень не просто, Но... ничто тайное таковым надолго не остается.
Так случилось и в экипаже БМРТ-З68, капитаном в котором был А. Кожурин. В числе других в экипаже оказались матрос Ю. Померанчик и рефмеханик В. Горас. Вряд ли надо много рассказывать о том, какая задача лежит на экипаже этого судна, в каких сложных условиях приходится им работать. «Оскар Лутс» — один из самых старых БМРТ в «Эстрыбпроме», и в то же время он должен быть в готовности в любой, момент выйти в море и, если понадобится, вывести и другие плавучие объекты комплекса.
Померанчик, как опытный, бывалый матрос, был определен в боцманскую команду, Но с первых же дней в работе себя «не показал». Вроде и быстрый, и сообразительный, и расторопный, а в деле толку мало.
Боцман от него отказался. Но старший помощник пожалел: все же шустрый парень, может, в другом месте себя покажет. И Померанчик «показал»...
По его просьбе его перевели на катер, т. е. он получил возможность почти свободно, бесконтрольно передвигаться по акватории лагуны, в которой расположены ремонтный комплекс и якорные стоянки судов, в том числе и советских, заходящих в Луанду.
Когда требовалось на спуск катера разрешение администрации комплекса, старпом его доставал. Померанчик бывал почти на всех наших судах, связывался с начпродами, добывал то колбасы, то консервов, то еще чего-нибудь, чего не было в рационе обслуживающей их столовой. Часть этого шла и в своем экипаже, в первую очередь, старпому в благодарность, или еще кому-то, кого он считал полезным для себя. Тот, кто принимал от него эти «презенты», особенно не задумывался , — подумаешь, кусок колбасы или лачка сигарет... Но дело-то было не в пачке сигарет или колбасе, не в желании кому-то услужить. За этим скрывалась широко развернутая коммерческая деятельность, которая ни в какие законные рамки не укладывалась.
Добывал Померанчик не только колбасу. Прежде всего, добывал сертификаты, которыми расплачивался с неразборчивыми начпродами, расплачивался за сахар, другие дефицитные в Анголе товары. Продавал их втридорога местному населению за местную валюту, на которую закупал автомобильные запчасти, запрещенные таможенными правилами к ввозу в СССР. Правдами, а точнее — неправдами, также нарушая наши законы, переправлял их в Советский Союз, и от их перепродажи получал чуть ли не тысячу процентов «прибыли». Такова в общей схеме деятельность «расторопного» парня.
«Подпольным бизнесом» занялся и рефмеханик В. Горас. Под предлогом ремонта бытовой аппаратуры, который, кстати сказать, в его обязанности не входил, этим занимался другой специалист, он добился возможности почти бесконтрольно съезжать на берег и там тот же порочный круг: сертификаты — продукты — кванзы (валюта в Анголе) — запчасти — снова сертификаты, снова запчасти, да плюс еще алкоголь: для «нужных людей».
«Дело» у обоих приняло таком размах, что «прибыли» обозначались пятизначными цифрами.
И что же, можно спросить, неужели никто из руководства не видел, не понимал, чем занимаются Померанчик и Горас? Видели, знали. Пытались принять меры. В первую очередь капитан А. Кожурин, первый помощник капитана В. Юрман. Но... у «комбинаторов» нашлись покровители из числа администрации комплекса, которой был подчинен капитан «Оскара Лутса». И в первую очередь — главный инженер комплекса Глотов. Он не только взял под защиту Гораса и Померанчика, но и содействовал им, вывозя тот же сахар на своей машине, благо она не подвергалась досмотру на проходной. И хотя моральный облик самого Глотова не внушает, уважения — он несколько раз разбирался на собраниях за пьянство, администрации судна в тех условиях противостоять ему было не просто.
И дело отнюдь не в слабости или нежелании капитана. Здесь, наверное, требуется небольшое пояснение. БМРТ-368 находясь в Луанде, не является самостоятельной производственной единицей, как, например, судно на промысле. Он арендован Балтийским судоремонтным заводом, и его экипаж входит в штат БСРЗ со всеми вытекающими административно-подчиненными последствиями. А в чем могли проявиться эти последствия, говорит хотя бы такой факт: командование судна приняло решение за недостойное поведение списать рефмоториста В. Сиранчука с судна и отправить в Таллин. Однако Глотов отменил это решение и вывел Сиранчука «из-под удара» — перевел на док.
И Померанчик, и Горас в конце концов получили по заслугам. Они уволены из плавсостава, лишены паспорта моряка без надежды вернуться когда-либо в море снова. «Бизнес» не пошел впрок. Серьезные неприятности имели и те, кто им так или иначе помогал или способствовал. Но урок, из случившегося надо извлечь не только им. Как один червивый плод может испортить весь урожай, так один нечестный человек может запятнать весь коллектив. Кто-то в Луанде из местного населения и пользовался их "услугами", но какого они мнения могли бы остаться о советских моряках?!
Но, к счастью, таких "плодов» с червоточиной среди наших моряков немного, и наш долг - всегда, во всех случаях противостоять им силой всего коллектива.

Н. МОЛЧАНЮК
Из редакционной почты - 18 04 1986
В редакцию газеты «Рыбак Эстонии» поступают многочисленные письма от молодых специалистов и их родителей, в которых они спрашивают о применении прав молодого специалиста, интересуются возможностями получения жилья в ПО «Эстрыбпром».
Сегодня публикуется одно из таких писем от родителей молодого специалиста, в котором они пишут:
«Наш сын работает на вашем предприятии с 1983 года как молодой специалист в должности четвертого механика.
Нас, родителей, интересует: как обеспечиваются молодые специалисты в свете решений партии и правительства жильем в «Эстрыбпроме»? Сережа говорит, что стоит в очереди на кооперативную квартиру. А разве там льготы не распространяются?
Нас также интересует, почему наш сын редко попадает в рейсы (в 1985 году в рейсе он был всего 3 месяца)?

На письмо отвечают:
— инженер отдела жилищно-бытового обслуживания ПО «Эстрыбпром» Т. Раудсепп:
— Согласно правилам учета граждан, нуждающихся в жилье, и предоставления жилых помещений, утвержденным постановлением № 77 от 9. 02. 1984 г. Совета Министров ЗССР и Эстонского республиканского совета профсоюзов на учет получения жилья принимаются граждане, непрерывно проживающие и прописанные в Таллине не менее последних 5 лет. Поскольку С. Сингур является молодым специалистом, он на учет для по лучения жилья был поставлен сразу по прибытии на работу в объединение.
А работает С. Сингур с 16. 01. 84 г. как молодой специалист. В 1985 году стоял в очереди за № 510, на 1986 год номер очереди будет установлен в начале апреля.
На 1985 год объединению было выделено 44 кооперативные квартиры, из них молодым специалистам - 20 квартир.

— заместитель начальника механико-судовой службы В. Буковский:
«Уважаемый Владимир Иванович!
В ответ на ваш вопрос сообщаю, что в 1985 году ваш сын находился в рейсах 9 месяцев: с 11 марта по 26 августа - четвертым механиком СТМ-8344 «Олевск», с 13 сентября 1985 г. по 7 января 1986 года — четвертым механиком учебно-парусного судна «Крузенштерн». В остальное время С. Сингур работал на ремонте судов, что тоже входит в обязанности судовых механиков».
ЖДЕМ СМЕНУ! - 19 03 1986
"Ускоренники", так называют в Таллинском мореходном училище Минрыбхоза CCСР группу курсантов-судомехаников, которые до этого длительное время работали мотористами на судах "Эстрыбпрома", и обучающихся теперь по ускоренной программе. Как и всякое новое дело, создание учебной группы было делом нелегким. Что скрывать, пришлись поломать голову над созданием такой группы сотрудникам ОПТОК и отдела кадров. Сейчас закончен первый из четырех семестров. Можно подвести итоги этого, прямо говоря, трудного начала.
Ядро группы - это коммунисты Григорий Белоног, Анатолий Илиенко, активисты Валентин Шульга, Михаил Иванов, Василий Музыка, Николай Бодылевский. Это они помогли сформировать, а затем сплотить группу, нацелить на учебу. В целом группа характеризуется серьезным отношением к учебе, к овладению своей специальностью. Большой перерыв в учебе (в среднем около 10 лет) поставил в тяжелое положение курсантов и преподавателей. Но труд, усидчивость, вера в себя помогли преодолеть то, что казалось непреодолимым. Закончена сессия. Курсант В. Шульга сдает все экзамены на "отлично», В. Колоярский и В. Карежин из колхоза «Маяк» получают только хорошие и отличные оценки. С таким же успехом закончил семестр старшина группы Г. Белоног. Хорошую успеваемость показали Н. Бодылевский, А. Илиенко, П. Катан, О. Калликорм, В. Музыка, А. Прокопец, В. Явтушенко и другие.
Много добрых слов следует сказать о тех преподавателях, которые, не считаясь с личным временем, много внимания уделили курсантам группы ускоренного обучения. По утрам, за час до начала занятий можно было увидеть курсантов, которые дополнительно занимались по таким трудным и давно забытым предметам, как математика, английский язык, у Э. Стульевой, Е. Смирновой, Л. Рулевой. И после окончания классных занятий курсанты получала консультации у преподавателей Ш. Ароновича и Ю. Ровинского. «Ускоренники» выполнили часть работ по совершенствованию учебно-материальной базы судомеханического отделения. Курсанты В. Шульга, Н. Бодылевский, В. Музыка, О. Калликорм,, В. Явтушенко оборудовали несколько учебных мест в кабинете «Курсовое проектирование». По инициативе курсанта П. Катана завезены и обрабатываются детали судовых механизмов для учебных целей.
Постигая давно забытое, много времени затрачивая на общественные мероприятия, курсанты-«ускоренники" должны были думать и о собственных семьях — воспитывать детей, помогать женам, а иногда, несмотря на материальную помощь объединения, и подрабатывать. Здесь потребовались выдержка, настойчивость, умение правильно сочетать учебу с работой.
Итак, начало положено. Хочется выразить надежду, что благодаря усилиям курсантов-«ускоренников», а также всего коллектива училища, рыбопромысловый флот республики получит в 1987 году хорошее пополнение специалистов-судомехаников.


М. БЛИТШТЕЙН, начальник судомеханического отделения;
Н. ГОРБУНОВ, председатель предметной комиссии судомеханического отделения;
А. ЧЕТВЕРИКОВ, преподаватель, секретарь партийной организации отделения.


Когда материал готовился к печати, мы получили дополнительную информацию из отдела ОПТОК: — В предсъездовских документах и материалах XXVII съезда KПCC немало внимания уделяется техническому прогрессу и повышению профессионального уровня работающих на производстве. Эти процессы взаимосвязаны. Не в стороне от них и наше объединение. Уже идет замена морально и физически устаревших судов на самые современные, которые потребуют и соответствующе подготовленных кадров. Мы призываем мотористов нашего объединения, имеющих общее среднее образование, возраст до 40 лет и работающих на судах по специальности не менее двух лет, обратиться к своим экипажам с просьбой рекомендовать Вас на учебу в Таллинскую мореходку в группу «ускоренников». Направление вы получите в отделе подготовки кадров объединения, а экзамены можете сдавать 20 числа каждого месяца (кроме июня и июля) в училище. А через полтора года учебы Вы придете на суда объединения в должности механика.
ЗАСЕДАНИЕ НАРОДНЫХ КОНТРОЛЕРОВ – 14 03 1986
Состоялось очередное заседание комитета народного контроля объединения «Эстрыбпром».
О ходе подготовки и проведения отчетных собраний в группах народного контроля рассказал в своем выступлении заместитель секретаря комитета народного контроля Б. Спихин.
На заседании был также рассмотрен вопрос о работе администрации энергомеханического цеха с письмами и жалобами трудящихся. Одобрен положительный опыт работы начальника ЭМЦ Р. Фишера с письмами, жалобами и предложениями работников цеха. Здесь оперативно решаются все вопросы, своевременно устраняются все недоработки и упущения. Большое внимание уделяется гласности. На собраниях коллектива администрация регулярно сообщает о том, какая работа проделана по тому или иному заявлению трудящихся.
Рассмотрев вопрос «О грубых нарушениях в учете поголовья скота в подсобном хозяйстве ПО «Эстрыбпром» «Малла», комитет народного контроля постановил объявить заведующему ПСХ Я. Вийги строгий выговор. Я. Вийги в срок до 15 апреля текущего года обязан, навести порядок в учете материальных ценностей и поголовья скота.
За слабый контроль за организацией деятельности подсобного сельского хозяйства «Малла» помощнику генерального директора И. Сюльду поставлено на вид.
На заседании комитета отмечено также, что и со стороны главной бухгалтерии отсутствует контроль за работой. ПСХ «Малла».
Члены комитета народного контроля ознакомились и утвердили план работы на второй квартал текущего года.

(НАШ КОРР.).
С БЮРО ПАРТКОМА – 10 03 1986
На очередном заседании бюро был рассмотрен вопрос - «О состоянии организаторской и политико-воспитательной работы с экипажем РТМ-7192 «Юлемисте» и ПР «Саяны».
В постановлении бюро парткома от 16 февраля 1982 года отмечен ряд недостатков в подборе экипажа РТМ-7192 «Юлемисте», отмечена недисциплинированность представителей командного состава, слабая политико-воспитательная работа среди членов экипажа. И. о. капитана-директора В. Линьков допустил грубое нарушение Устава службы на судах флота рыбной промышленности, пьянствовал.
Несколько членов экипажа пытались провезти контрабанду. Таким образом, первый помощник капитана не сумел вести массово-политическую работу на должном уровне, показал личную недисциплинированность.
Но данному случаю к партийной ответственности были привлечены и. о. капитана-директора В. Линьков, первый помощник капитана Ю. Кунцевич, некоторые члены экипажа.
Администрацией объединения был издан приказ, в котором к дисциплинарной ответственности также привлечены эти товарищи: В. Линьков понижен в должности, В. Кунцевич переведен на ремонтирующиеся суда, несколько членов экипажа РТМ-7192 «Юлемисте» лишены допуска для работы на судах загранплавания.
В декабре прошлого года на ПР «Саяны» также произошел случай, который указал на слабую политико-воспитательную работу среди членов экипажа.
Старший помощник капитана В. Исаев в присутствии первого помощника капитана С. Тоотси организовал в каюте распитие спиртных напитков, что является грубейшим нарушением Устава флота рыбной промышленности, Указов Президиума Верховного Совета СССР, приказов Минрыбхоза, ВРПО «Запрыба» по борьбе с пьянством и алкоголизмом.
В. Исаев и С. Тоотси были отозваны администрацией объединения с судна. Их поведение рассмотрено на заседании административной комиссии калининского исполкома СНД г. Таллина. С. Тоотси на бюро парткома объединения также вынесено партийное взыскание.
Единый политдень: В ЗОНЕ ВОПРОСОВ - 16 01 1986
По традиции сегодня газета предлагает вниманию читателей вопросы, заданные в коллективах объединения в ходе единого политдня, и ответы на них.

— Как будет определяться зарплата в новых условиях хозяйствования?
МСБ «Ураган».

На этот вопрос отвечает заместитель начальника отдела труда и заработной платы объединения В. Григорьева: «В новых условиях хозяйствования оплата экипажа МСБ «Ураган» осталась без изменения. Производится она согласно письму ВРПО «Запрыба» от 7. 12. 82 г. за № 14/5-7834 и на основании положения «Об условиях оплаты труда экипажей аварийно-спасательных судов в период работы их в составе промысловых экспедиций» (утверждено 29. 12. 82).
Оплата труда повременно-премиальная.
За выполнение и перевыполнение рейсового задания по оказанию помощи судам членам экипажа выплачивается премия в размере 20 процентов месячного должностного оклада. Премия в полном размере выплачивается при условии непревышения эксплуатационных затрат. В случае невыполнения этого условия премия снижается не менее чем на 10 процентов и не более 50 процентов.
За часы работы сверх нормативного рабочего времени в период нахождения в составе промысловой экспедиции установлена доплата: за период переходов — 15 процентов и за период промысла — 20 процентов должностного оклада.
За работу в выходные и праздничные дни предоставляются другие дни отдыха.
Суммированные дни отдыха (отгулы) оплачиваются по должностным окладам с применением районного коэффициента,
получаемого по месту фактической работы (за период промысла — по месту промысла, за период перехода и стоянки в порту — по месту приписки судна).
Если нет возможности предоставить дни отдыха полностью, допускается по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза и с согласия членов экипажа компенсация отгулов в двойном размере, исходя из должностного оклада с районным коэффициентом в установленном порядке.
Авральные и аварийные работы, производимые как в рабочее время, так и в нерабочее, особо не оплачиваются.
В тропиках за период переходов и стоянки в порту начисляется, районный коэффициент 1,3. При этом надбавка по коэффициенту не должна превышать 1 рубля в сутки для машинной команды и 70 копеек в сутки остальным членам экипажа.
Если судно работает в составе промысловой экспедиции, то промысловым временем, на которое начисляется районный коэффициент к зарплате, считается время со дня прибытия судна в район промысла по день ухода из промыслового района в порт приписки (за исключением дней стоянки в иностранном порту). Время прибытия на промысел и снятие с промысла подтверждается по каждому рейсу начальником промыслового района главного управления».


— Как связывать направление в экономии сырья и материалов со снижением выделяемых фондов на проведение ремонта судов? Почему в выделении фондов существует уравниловка; старым и новым судам выделяется одинаковое количество материалов?
База резерва.

На этот вопрос отвечает заместитель начальника МСС Э. Грибовский:
«Министерством рыбного хозяйства СССР разработаны нормы снабжения материалами на 1 млн. судоремонта. Механико-судовой службой совместно с отделом снабжения введены специальные повышающие коэффициенты для судов, имеющих большой срок эксплуатации, без заводского ремонта. Особое внимание уделено обеспечению судов ацетиленом, нормы которого сокращены необоснованно. МСС имеет технический резерв снабжения для случаев острой необходимости».

— Почему существует разница в оплате гостиницы для плавсостава в разных объединениях? Почему в нашей гостинице оплата выше?
База резерва.

Отвечает директор гостиницы О. Иванов:
«Приказом генерального директора ПО «Эстрыбпром» за № 933 от 26. 11. 79 г. в соответствии с требованиями прейскуранта гостинице «Океан» присвоен третий разряд и следующие цены: 3-й этаж — 2 м — 1 руб. 40 коп;; 3 м — 1 руб. 10 коп. (категория номеров — III); 4-й этаж — 2 м — 1 руб.. 30 коп., 3 м — 1 руб. 10 коп. (категория — IV); 5-й этаж — 2м — 1 руб. 30 коп., 3 м — 1 руб. (категория IV); №№ 119 и 160 — 1 м - 2 руб. 30 коп. (категория II)».


Материал подготовила
А. ДОБРОДИЙ, заведующая парткабинетом объединения.
СТАНУТ СТРОИТЕЛЯМИ – 28 11 1987
В конце прошлой недели в актовом зале нашего объединения состоялось первое собрание бойцов второго комсомольско-молодежного строительного отряда ПО «Эстрыбпром». Заместитель генерального директора объединения Д. Усанов и начальник ремонтно-строительного управления И. Юровский рассказали о предстоящей учебе на курсах на учебно-курсовом комбинате при Минстрое ЭССР, о работе в ремонтно-строительном управлении ПО «Эстрыбпром» по окончании курсов, о дальнейших планах постройки домов хозяйственным способом.
Бойцам отряда, кроме экзаменов по теории по специальностям маляр-штукатур-плотник и плотник-бетонщик предстоит еще закрепить полученные знания работой на строительных объектах РСУ. Только после этого бойцы отряда получат рабочие удостоверения по специальности и вольются в ряды работников ремонтно-строительного управления.
На собрании задавалось много вопросов об особенностях работы, заработной плате, порядке распределения, квартир. Прямо на собрании решили вопрос с теми, кто нуждается в жилье на время обучения и работы в РСУ — всем будут предоставлены места в общежитии на ул. Карла Маркса.

С. Коломыц, боец КМСО.
В БЮР0 ПАРТКОМА ОБЪЕДИНЕНИЯ - 28 11 1987
Состоялось очередное заседание бюро партийного комитета объединения, на котором рассмотрен вопрос «О работе администрации и первичной партийной организации БМРТ-536 «Херман Арбон» по обеспечению выполнения рейсового задания,
Заслушав и обсудив информацию заместителя генерального директора объединения Ю. Дергунова, капитана-директора судна В. Ткаченко, первого помощника капитана В. Чубукова и секретаря парторганизации С. Цвеленьева, бюро парткома отметило, что администрацией, первичной парторганизацией судна проделана определенная работа по мобилизации экипажа на выполнение рейсового задания и принятых соцобязательств.
Вместе с тем принятые меры не смогли обеспечить выполнение плана — вылов составил 85,3 процента плана, заморозка — 83,4, разделанная продукция — 43,7 процента, пищевая (в рублях - 59,3 процента, товарная - 79,2 процента. Анализ показывает, что причинами невыполнения послужили неустойчивая промысловая обстановка, частая смена промрайонов, неудовлетворительное руководство работой экипажа со стороны капитана-директора В. Ткаченко.
Партийная организация судна дважды заслушивала В. Ткаченко о выполнении им своих обязанностей. На собраниях коммунисты отмечали безынициативность В. Ткаченко, неудовлетворительное отношение к своим обязанностям, самоустранение от политико-воспитательной работы с экипажем. Все это в значительной мере послужило причиной слабых результатов рейса и ухудшения морально-психологического климата в трудовом коллективе. Решением партийного собрания первичная парторганизация судна объявила коммунисту В. Ткаченко строгий выговор с занесением в учетную карточку; просила бюро партийного комитета объединения рассмотреть вопрос о соответствии В. Ткаченко занимаемой должности.
Бюро парткома, учитывая мнение трудового коллектива, слабые результаты последних рейсов, должностные упущения и самоустранение от политико-воспитательной работы в экипаже судна, утвердило решение первичной парторганизации БМРТ-536 «Херман Арбон» и освободило В. Ткаченко от должности капитана-директора судов загранплавания.
ГДЕ ТОНКО … - 19 09 1987
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ

Промысел в своем очередном рейсе экипаж БМРТ-604 «Рудольф Сирге» закончил успешно. Даже, как говорится, «более чем», если учесть, что рейс был одним из наиболее сложных: в экономической зоне Северо-Западной Атлантики, причем половина времени пришлась на неспокойное штормовое весеннее время. И тем не менее все рейсовые показатели оказались значительно перевыполнены, в том числе вылов — в полтора раза, а разделанная продукция — более чем в два с половиной. В течение промысла не было замечаний со стороны инспектирующих органов при работе в экономической зоне. Два захода — в порты Галифакс и Абердин прошли без каких-либо нарушений.
Словом, возвращаясь в Таллин, экипаж вполне мог рассчитывать на торжественную встречу в порту, с музыкой и цветами. Но... вместо поздравительных речей экипаж встретила специально назначенная комиссия по разбору грубейшего нарушения дисциплины — пьянства, причем не единичного.
Что же произошло на судне? За сутки до прихода в Таллин капитан-директор Е. Герасимчук получил указание следовать на выгрузку в Ленинград. Как отнесся к такой переадресовке экипаж? С пониманием, конечно, но определенное разочарование было: еще бы, вместо долгожданной встречи проследовали, можно сказать, мимо Таллина и пошли в чужой порт. Не учитывать влияния этого разочарования, которое, возможно, не каждый и осознал, на общее настроение экипажа было нельзя. И, несмотря на то, что Ленинград — это не Абердин или Галифакс, а наш, советский город, и называть его «чужим» можно только в кавычках, все же следовало как раз поговорить с командой, на помнить, что рейс не закончен, предстоит ответственный момент — сдача груза, и жизнь на судне, выход на берег идет по обычному распорядку, с безусловным соблюдением вахтенных служб, Но сделано это не было. Получилось, ошвартовались, и — гуляй, ребята! «Ребята» и загуляли.
Начиная с 24-х часов, первый помощник капитана и старпом то и дело вызывались к проходной, где им под расписку сдавали одного за другим членов их экипажа в нетрезвом виде. Всего — восемь человек: мотористы Р. Гаджимагомедов и М. Михайлов, матросы Н. Дубровский, В. Кеда, С. Низов, А. Николаев, боцман Ю. Пыльд, мастер (!) Л. Зиновкин. «Букет» завершил мастер добычи М. Рыбалко, который был задержи пьяным уже на проходной Таллинского морского рыбного порта по возвращении судна в Таллин.
В настоящее время вопрос с нарушителями решен - вплоть до лишения паспорта моряка и увольнения из «Эстрыбпрома». Большой материальный ущерб понес мастер обработки Л. Зиновкин (он лишен премии за рейс, годовой премии и т. д.). М. Михайлов получил строгое партийное взыскание, М. Рыбалко увольняется из объединения. Безнаказанным не остался никто.
Но вернуться к этому сверх чрезвычайному происшествию на внешне вполне благополучном судне нужно именно для того, чтобы понять, как могло случиться, что после так успешно выполненных производственных заданий рейса произошло массовое нарушение и уставных, и общегосударственных дисциплинарных норм? Где оказалась та «слабина», что не сработала в нужный момент и нужное время?
Есть пословица: где тонко, там и рвется. И вот если проанализировать этот случай, то становится понятно, что «тонкими» оказались вопросы воспитания коллектива, человеческий фактор.
Комиссия, созданная для разбора нарушений дисциплины на БМРТ-604, отметила, что на судне крайне слабо велась воспитательная работа, работа по пропаганде антиалкогольного законодательства. Администрация судна и прежде всего капитан-директор Е. Герасимчук и первый помощник капитана Ю. Астраханцев, видимо, посчитали, что если план выполняется, экипаж работает успешно, то все в порядке. Но только хорошая работа — еще не признак и высокой дисциплинированности: люди отлично понимают зависимость заработка от качества собственного труда. Отсутствие нарушений при заходах в инпорты тоже стоит в этом же порядке. И, конечно, нельзя сбрасывать со счета возросшую дисциплину и самосознание моряков, которые стали более серьезно относиться к правилам поведения на судне и за границей.
Но не подкрепленное соответствующей воспитательной, работой в рейсе, при малейшей психологической разрядке — приход в отечественный порт и вроде бы конец рейса — это самосознание и дало сбой. Не предусмотреть возможности такого явления было нельзя. И объяснение, которое дал капитан-директор, что нарушителями оказались в основном те члены экипажа, которых направил на судно «волевым» решением отдел кадров вопреки желанию капитана, вряд ли можно считать убедительным.
Судно вышло в рейс спустя месяц после январского (1987 года) Пленума ЦК КПСС. Но материалы Пленума проработаны не были, даже с комсоставом. Более того: в начале промысла один из начальников служб был замечен на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Но вместо самого сурового осуждения на партийном собрании ему было только... поставлено на вид. Широкой, принципиальной огласки этот случай не получил. Первый помощник капитана объяснил это тем, что он «боялся» — если со всей строгостью, как того требует закон, подойти к этому начальнику службы, то у него «опустятся руки» и может пострадать план. Но именно эта беспринципность и проложила дорогу последующим нарушениям.
Сказать, что в борьбе с пьянством на судне ничего не делалось — нельзя. Но что делалось-то! Взять хотя бы лекционную пропаганду, о многом говорят уже одни названия лекций: «Алкогольное безумие», «Мужчина и женщина», «Холостым, незамужним, супругам»... Конечно, такие лекции могут быть интересными, в своем роде полезными, соберут аудиторию. Но только ли об этом надо было говорить? А где же доскональное изучение Постановлений ЦК КПСС, Указа Президиума Верховного Совета СССР о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, приказов МРХ и по объединению «Эстрыбпром» на эту тему?
И необходимо было перед приходом в Ленинград усилить эту работу. Известно ведь, сколь чреваты последствиями такого рода приходы из рейсов «не в свой порт». Клайпеда, Калининград, Мурманск — сколько было нарушений, происшедших именно при неожиданном направлении на разгрузку не в Таллин. Да, экипаж предупредили, что в проходной Ленинградского порта стоит милиция — и все. А такое предупреждение можно расценить, как «смотри, не попадись».
Рейс с приходом в Ленинград не кончился. Следовало, установить порядок увольнения с судна, определить обязательное время возвращения, контролировать приход на судно не только с помощью милиции на проходной.
И уж после первого задержания проверить наличие людей на судне, обойти каюты, выявить отсутствующих, утром задержать увольнение, поговорить с людьми, провести собрание. Но ничего этого сделано не было. Первый помощник и старпом бегали по вызовам до утра к проходной, а утром капитан по трансляции снова «предупредил» о недопустимости пьянства. Но к этому времени большинство так же бесконтрольно успело разойтись, а кто еще оставался на судне, вряд ли внимательно слушали это радиотрансляционное наставление.
Ленинград... Многие из экипажа в него попали впервые. И если бы были организованы экскурсии в музеи, исторические места, просто экскурсия (не пешая, естественно) по городу, то вряд ли потянуло кого на выпивку.
Но почему ничего этого не было сделано? Видимо, потому что Е. Герасимчук слишком привык полагаться на свой должностной авторитет капитана-директора, на силу приказа.
Да, авторитет у него есть. Отличный, опытный промысловик, умеющий «взять» план в любой обстановке, инициативный, волевой организатор производства, он рассматривает человеческий фактор только со стороны безоговорочного выполнения его указаний. Администрирование, преувеличенное понимание собственной значимости, непогрешимости — все это свойственно стилю работы этого командира. (Но не надо забывать — этот стиль, случалось, — давал сбои и в предыдущих рейсах). А ведь время сейчас другое — время перестройки, и в первую очередь, перестройки стиля руководства.

Н. МОЛЧАНЮК.
НУЖНА НЕПРИМИРИМОСТЬ – 29 08 1987
ТРЕЗВОСТЬ - НОРМА ЖИЗНИ

АКТИВНАЯ позиция коммунистов в перестройке предполагает и участие в борьбе против пьянства и алкоголизма. Партийная организация базы резерва плавсостава объединения придает этому вопросу большое значение в своей работе с моряками, находящимися в резерве.
В вопросах укрепления здорового образа жизни коммунисты вместе с идеологическим активом базы действуют наступательно, глубоко разъясняют морякам о пагубных последствиях употребления спиртного. Перед моряками час то выступают с лекциями и беседами коммунисты базы резерва С. Эйдельнант, Н. Шпинев, В. Васильев и другие. В Ленинской комнате оформлены стенды «Трезвость — норма жизни», «Пьянство — опасный враг общества», «Они позорят наш коллектив».
На первый взгляд может показаться, не много ли идет разговоров об одном и том же? Думаю, что немного. И вот недавно прошла очередная беседа за «круглым столом», на которой обсудили вопросы «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС по преодолению пьянства и алкоголизма» в «Эстрыбпроме» и активизации этой работы.
В нем приняли участие моряки, готовящиеся выйти в море. Был детально разобран случай, который произошел на БМРТ-604 «Рудольф Сирге». Как могло случиться, что девять моряков этого экипажа были задержаны в пьяном состоянии на проходных порта в Ленинграде и Таллине? Причина подобных недостатков, на мой взгляд, одна, и кроется она, как правило, в слабой воспитательной деятельности партийной организации и командного состава судна и в первую очередь капитана-директора Е. Герасимчука и первого помощника Ю. Астраханцева.
Напрашивается вопрос: можно ли было избежать этого? Конечно, можно. Для этого нужно было периодически проводить на судне антиалкогольную работу среди моряков. Нельзя допустить, как это было в прошлом — «пошумели», поговорили, и на этом все кончилось.
Нужна кропотливая воспитательная работа, создание такой нравственной обстановки, при которой любое нарушение трудовой дисциплины рассматривалось бы как ЧП, и мы не должны терять кадры моряков, как это случилось на БМРТ-604: пятеро моряков лишены паспорта моряка.

Н. ЕРМОЛАЕВ, первый помощник капитана базы резерва.