0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
Памяти СРТ-4244 и его экипажей. Победный рейс Владимира Прудцева - 20 05 1967
ДНЮ РЫБАКА ЮБИЛЕЙНОГО ГОДА — ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ!

Шесть рейсов в Северную Атлантику сделал капитан СРТ-4244 Владимир Прудцев. Пять из них с хорошим выполнением рейсового задания.
Причина успешной работы заключается в том, что В. Прудцев тщательно готовится к промыслу еще на берегу. Просматривает свои старые записи: когда, в каком районе лучше ловится рыба. Переход использует для тренировок и расстановки членов команды, чтобы на промысле не терять драгоценного времени.
И вот, уходя в очередной рейс, он вновь просматривал свои старые записи. Капитан понимал, что нужно так строить работу, чтобы каждый день приносил успех, при этом он имел в виду погоду. А погода не баловала моряков.
На промысел прибыли с опозданием на трое суток из-за погоды. И когда экипаж принимал обязательство, многие сомневались в выполнении рейсового задания.
- Что касается поиска, то мы будем метать только на показаниях, а от вас зависит дружная работа. И главное, чтобы быстро выбирали сети, тогда больше времени будет оставаться на поиск.
— говорил капитан.
Работать пришлось в нескольких районах: на Норвежском мелководье, в районе Фарерских островов вплоть до Лафотенских островов.
Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, план по добыче сельди был выполнен на 115 процентов. После этого судно работало на траловом лове. Хороший выбор трассы траления, тщательный поиск позволили экипажу выполнять суточные задания.
Успех при траловом лове во многом зависит от орудий лова, а также от постоянной готовности тралового вооружения, его настройки.
С большой похвалой отзывается экипаж о старшем мастере добычи Борисе Махонине и его помощнике Михаиле Небытове. Это они научили молодых моряков не только быстро работать при постановке и подъеме трала, но и на его ремонте.
Старший матрос Павел Янессо вполне может справиться с должностью помощника мастера. Хорошими помощниками на палубе являются матросы Николай Кисель, Петер Пархун.
Экипаж одним из первых включился в соревнование за право называться экипажем имени 50-летия Октября. На этом судне умеют считать, во что обходится центнер выловленной рыбы. Здесь постоянно велась борьба за экономию и бережливость. В результате только по промвооружению экономия составила свыше 1000 рублей. Сверх плана добыто 500 центнеров рыбы.
От палубной команды не отставала и машинная, во главе с коммунистами Алексеем Неклюдовым и Михаилом Бахчеваном. Механики своевременно проводили профилактические осмотры механизмов, эксплуатировали их согласно инструкциям.
На судне хорошо была поставлена воспитательная работа. Постоянно выступал с беседами капитан Владимир Прудцев, старший помощник капитана Владимир Глазунов. Здесь создана нетерпимая обстановка к нарушителям трудовой дисциплины.
Свои обязательства на рейс экипаж выполнил досрочно на 10 дней. На переходе в порт экипаж намечал планы на следующий рейс: что необходимо сделать, чтобы новый рейс также был выполнен, но еще с лучшими финансовыми показателями.

Н. ЕРМОЛАЕВ.
Совет женщин, его дела и заботы - 17 05 1967
В последний раз о работе женсовета ТБТФ можно было услышать на профсоюзной конференции, где подвели итоги работы и дали оценку деятельности женкомиссии за прошлый год. Были отмечены хорошие дела, которые выполняли члены совета. В состав его вошли энтузиастки, которые, не считаясь со временем и трудностями, организовывали и проводили различные мероприятия, откликались на все вопросы, требующие разрешения.
Активными членами женсовета можно назвать тт. Еськову, Слюсареву, Душинскую, Кукушкину, Варварову, Лихачеву и многих других.
Но перечислять прежние заслуги женсовета я не собираюсь. Они всем известны. Лучше поговорим о задачах, которые теперь стоят перед комиссией. Дело в том, что многие члены женсовета выбыли ,и работа почти замерла. Это, отчасти, понятно: без коллектива трудно осуществить выполнение столь разнообразных планов, которые возлагаются на членов женсовета.
Взять хотя бы такой пример. У нас в базе около трех тысяч детей дошкольного и школьного возраста. Тесная связь со школами, контроль за успеваемостью, организация экскурсий в театры, музеи, за город, одним словом, работа с детьми— это первоочередная задача совета.
Вторая, не менее важная проблема — работа по улучшению быта в семьях. Под этим подразумеваю любую помощь и поддержку, если в этом есть необходимость, семье моряка. Иногда дружеская беседа с любым членом семьи оказывает хорошее влияние и дает положительные результаты.
Кроме того, рыбаки, находящиеся на промысле, должны знать, что в базе существует женсовет и верить в то, что если они обратятся к нему, то по их просьбе поздравят жену или детей с праздником , вручат подарок, навестят больного. Таким образом, женсовет может быть другом и советчиком, верной опорой рыбацкой семьи.
В работе женсовета должны принимать посильное участие жены рыбаков. Я имею в виду тех, у кого есть достаточно времени. Но говорить об этом считаю недостаточно. Надо иметь призвание, желание заниматься этой нелегкой работой. Она преследует, не стоит забывать, благородные цели. Если женщины серьезнее отнесутся к деятельности женсовета и активно начнут сотрудничать, то меньше будет различных происшествий, правонарушений со стороны несовершеннолетних. сократится число бытовых скандалов и, что греха таить, различных семейных драм.
Скоро будут выборы в женсовет. Состав его обновится. Кого избрать? Давайте подумаем сообща. Мне кажется, нужно начать с того, чтобы всем женам работников ТБТФ прийти на общее собрание женсовета и из своей среды избрать самых инициативных.

Л. ЛАПШИНА
Обратная сторона медали - 13 05 1967
Матрос Хейно Кахре работает в Таллинской базе рефрижераторного флота уже три года. Сказать, что работает плохо — нельзя, хотя бы потому, что через семь месяцев он стал уже матросом первого класса, за период работы имеет пять благодарностей за добросовестное отношение к порученному делу и проявление коммунистического отношения к труду. Хейно Кахре был занесен на Доску почета. Одним словом, моряк хорошо себя зарекомендовал. Но... Это все на работе, в море. А дома? В том-то и беда, что в семье Кахре совсем другой. О коммунистическом отношении и говорить нечего, даже элементарные нормы социалистического общежития Кахре не соблюдает.
Хейно Кахре живет с женой и сыном в общей квартире. Казалось бы, в таких условиях надо быть особенно строгим к себе: не мешать жить соседям, тогда и они не будут мешать. Но вот уже более двух лет идут постоянные ссоры, переходящие иногда в драки. Кахре с женой пишут жалобы на соседей Мечислава и Станиславу Кукуть, на ее мать Апполонию Новицкую, последние — на семейство Кахре. И те и другие дошли до того, что на ссору с дракой в октябре прошлого года на супругов Кахре было заведено уголовное дело. А из-за чего сыр-бор? Обе семьи не хотят уступать друг другу в мелочах, особенно когда эти мелочи касаются мест общего пользования.
Казалось бы, уголовное дело должно подействовать отрезвляюще на обе семьи, по крайней мере, привести к необходимости найти ту золотую середину во взаимоотношениях, которая просто необходима и тем и другим. К сожалению, после прекращения уголовного дела (по ходатайству коллектива по месту работы Кукуть и Кахре) взаимоотношения соседей не улучшились.
Опять пошли ссоры, скандалы. Итог — товарищеский суд. Он состоялся при домоуправлении. Анну Кахре оштрафовали на 10 рублей, а товарищеский суд ТБРФ объявил Хейно Кахре общественный выговор с опубликованием в печати. Судя по выступлениям Кахре в зале заседания товарищеского суда, он не понял главного - необходимости принять меры к тому, чтобы прекратить неразбериху в отношениях с соседями. Кахре считает себя обиженным и правым. А так ли это?
... В постановлении о прекращении уголовного дела указывается, что при расследовании факта ссоры и драки 26 октября свидетели подтверди ли, что супруги Кахре находились на кухне около Новицкой, у которой были свежие следы по боев. Анна Кахре призналась, что она один раз ударила Новицкую ладонью по лицу.
Нет необходимости доказывать ненормальность такого поведения. Тем более, что все это происходит на глазах маленького сына Кахре.
Характеристики - солидный документ. Но в оценке человека нельзя опираться только на то, как он держит себя на работе и относится к ней. Приписывать моряку коммунистическое отношение можно лишь в случае, если взвесить и принять во внимание все стороны жизни, обе стороны медали.

А. ПOНOMAРЕВ председатель товарищеского суда ТБРФ
Обратная сторона медали - 13 05 1967
Матрос Хейно Кахре работает в Таллинской базе рефрижераторного флота уже три года. Сказать, что работает плохо — нельзя, хотя бы потому, что через семь месяцев он стал уже матросом первого класса, за период работы имеет пять благодарностей за добросовестное отношение к порученному делу и проявление коммунистического отношения к труду. Хейно Кахре был занесен на Доску почета. Одним словом, моряк хорошо себя зарекомендовал. Но... Это все на работе, в море. А дома? В том-то и беда, что в семье Кахре совсем другой. О коммунистическом отношении и говорить нечего, даже элементарные нормы социалистического общежития Кахре не соблюдает.
Хейно Кахре живет с женой и сыном в общей квартире. Казалось бы, в таких условиях надо быть особенно строгим к себе: не мешать жить соседям, тогда и они не будут мешать. Но вот уже более двух лет идут постоянные ссоры, переходящие иногда в драки. Кахре с женой пишут жалобы на соседей Мечислава и Станиславу Кукуть, на ее мать Апполонию Новицкую, последние — на семейство Кахре. И те и другие дошли до того, что на ссору с дракой в октябре прошлого года на супругов Кахре было заведено уголовное дело. А из-за чего сыр-бор? Обе семьи не хотят уступать друг другу в мелочах, особенно когда эти мелочи касаются мест общего пользования.
Казалось бы, уголовное дело должно подействовать отрезвляюще на обе семьи, по крайней мере, привести к необходимости найти ту золотую середину во взаимоотношениях, которая просто необходима и тем и другим. К сожалению, после прекращения уголовного дела (по ходатайству коллектива по месту работы Кукуть и Кахре) взаимоотношения соседей не улучшились.
Опять пошли ссоры, скандалы. Итог — товарищеский суд. Он состоялся при домоуправлении. Анну Кахре оштрафовали на 10 рублей, а товарищеский суд ТБРФ объявил Хейно Кахре общественный выговор с опубликованием в печати. Судя по выступлениям Кахре в зале заседания товарищеского суда, он не понял главного - необходимости принять меры к тому, чтобы прекратить неразбериху в отношениях с соседями. Кахре считает себя обиженным и правым. А так ли это?
... В постановлении о прекращении уголовного дела указывается, что при расследовании факта ссоры и драки 26 октября свидетели подтверди ли, что супруги Кахре находились на кухне около Новицкой, у которой были свежие следы по боев. Анна Кахре призналась, что она один раз ударила Новицкую ладонью по лицу.
Нет необходимости доказывать ненормальность такого поведения. Тем более, что все это происходит на глазах маленького сына Кахре.
Характеристики - солидный документ. Но в оценке человека нельзя опираться только на то, как он держит себя на работе и относится к ней. Приписывать моряку коммунистическое отношение можно лишь в случае, если взвесить и принять во внимание все стороны жизни, обе стороны медали.

А. ПOНOMAРЕВ председатель товарищеского суда ТБРФ
Памяти матроса Алексея Лынника. ЖЕЛАННЫЙ ГОСТЬ РЕДАКЦИИ - 09 05 1967
После каждого рейса матрос "Иоханнеса Вареса" Алексей Лынник приходит в редакцию с объемистой папкой под мышкой. Молча открывает ее и кладет на стол пачку рисунков — итог его творческого досуга в рейсе.
Вот и недавно А. Лынник принес для газеты плакаты, один из которых напечатан на первой странице первомайского номера нашей газеты, а другой мы печатаем сегодня также на первой странице. А вот и портреты, нарисованные в прошлом рейсе на "Яне Анвельте". Сверху вниз:

старший помощник капитана плавбазы Е. Сахаров,

боцман В. Пачковский,
матросы

Л. Иванов и

А. Зикманис.
Не раз Алексей Лынник выручал редакцию своими рисунками, особенно в канун праздников. Он хорошо знает, что интересует газету, и, не ожидая просьб, думает над очередными праздничными номерами.
Вернувшись из очередного рейса на «Иоханнесе Варесе", Алексей поделился своими мыслями в отношении оформления номера своей рыбацкой газеты, посвященного 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
- Хочется сделать так, чтобы рисунки, помещенные на каждой странице газеты, говорили о полувековой истории нашего государства, о героике этих пятидесяти лет...
Как именно это изобразить - пока не могу сказать, но за эти месяцы, оставшиеся до славного юбилея, идея должна быть воплощена в жизнь.
Алексей много работает и области живописи, мечтает написать большую картину, посвященную жизни нашего флота и подарить ее будущему Дому культуры рыбаков.
— Конечно, если такой Дом культуры когда-нибудь будут иметь рыбаки. - с иронией замечает Алексей.
Будем надеяться, что будет все - и Дом культуры, и хорошая картина Алексея Лынника.

К. Петров.
Памяти Галины Ивановны Колбасюк. На переднем крае - 9 мая 1967 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Галю Дроздову война застала в Витебске. Было ей тогда шестнадцать. Училась, мечтала стать врачом-хирургом... 22 июня 1941 года перечеркнуло эти мечты.
Деревня Ковальки, где жили Галины родители, и куда вернулась она из Витебска, вскоре была оставлена нашими частями. В Ковальки пришел «новый порядок». Пришел, да не прижился. Поставили немцы над деревней старшину и старосту, оба из бывших кулаков. В бывшем сельсовете, а по-новому — волости Стасево, появилась комендатура.
... Под Вязьмой шли сильные бои. Дроздовы прятали в сарае приемник, слушали Москву. К месту боев немцы бросали подкрепления. Колонны двигались по проселочным дорогам, которые в дождливую пору быстро разрушались. Машины, танки застревали в непролазной грязи. На ремонт дорог немцы выгоняли все местное население. Люди, как могли, саботировали. Вместо камней, чурок закладывали в выбитые гусеницами глубокие колеи хворост и чуть-чуть присыпали сверху землей. Машины буксовали. Одна колонна застряла у деревни Лугиновки. И тут на нее напал отряд из партизанской бригады Константина Заслонова. Сам Заслонов в то время базировался в Хотимлянских лесах, молва о его смелых диверсиях ширилась в краю. Заслоновцы обстреляли из автоматов колонну, немцы понесли большие потери.
Галю Дроздову и еще одну девушку работавших на ремонте этого участка дороги, немцы 'схватили, доставили в волость. Заложниц ждало одно — расстрел. Выручил Серебряков, начальник волостной полиции. Этот человек, поступивший к немцам на службу, был связан с партизанами. Серебряков сказал, что хорошо знает семьи девушек, и поручился, что это была не диверсия, а ошибка. Комендатура тогда еще доверяла начальнику волостной полиции. Заложниц не расстреляли. Решили отправить в Германию на работы. Из волостного управления под конвоем привели их на биржу труда. Девушкам повезло: биржа оказалась закрытой, и их отпустили по домам «до завтра» переночевать.
Ночевала Галя в эту ночь уже не дома, а в партизанском отряде.
Отряд находился в заболоченной местности. Жили в шалашах, землянках. Насчитывал он около 300 человек.
В отряде Галя Дроздова первое время была в боевом взводе. Быстро научилась владеть винтовкой, гранатами. Участвовала в вылазках. Потом командир отряда Кириллов перевел ее в разведку.
В зимнее время было легче. Отряды располагались в глухих деревнях, дороги к ним заносило, на машинах немцам было не добраться. Такие деревни, когда добирались до них, каратели сжигали дотла. За связь с партизанами были схвачены и замучены в застенках гестапо Галины двоюродные сестры — Софья и Ольга Дроздовы.
.. .Прошли годы, десятилетия. Много событий и перемен прошло с тех пор в жизни Галины Ивановны. Замужество, рождение сына Валерия, которому сейчас уже восемнадцать — столько же, сколько было матери, когда взяла она в руки винтовку. Семья, дом Галины Ивановны Колбасюк сейчас в городе сланцевиков — Кохтла-Ярве. Муж, Иван Корнеевич , бывший офицер, работает на шахте. Сын учится. А сама она вот уже год работает в Таллине, ходит в море на плавучем рыбозаводе «Станислав Монюшко». Ценят и уважают ее в коллективе. Она избрана в партийное бюро судна, возглавляет работу женсовета
В мирные дни, как и прежде, Галина Ивановна на переднем крае.

Н. Симоненко.
ИДУТ ДЕМОНСТРАНТЫ – 09 05 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Утро 1 Мая. Погода не радовала нас теплом и солнцем, задул сильный ветер, выпал снег, потом пошел дождь. Но настроение у людей было праздничным. На первомайскую демонстрацию вышли наши моряки, рыбаки и работники береговых предприятий. Лозунги, плакаты, флаги в руках у демонстрантов. Колонну возглавляют руководители ЭПУРП и парткома.
Вот — коллектив рыбного порта. Но здесь не все. В порт прибыли суда и идет разгрузка...
Перед трибуной проходят рыбаки Таллинской базы тралового флота. Рядом с тружениками морской целины шагают будущие штурманы, механики, радисты, технологи. Это наши курсанты. В колонне работников Таллинской базы реффлота моряки с плавбазы «Станислав Монюшко», танкера «Криптон» и с других судов.
Хорошими успехами встретили праздник весны и международной солидарности трудящихся работники рыбопромыслового флота.
Рыбаки рапортуют — все социалистические обязательства, принятые в честь юбилейного года, будут выполнены и перевыполнены.


Текст и фото Я. Вийги.
Памяти ПБ СТАНИСЛАВ МОНЮШКО и ее экипажей. «...СЛУШАЙТЕ ОЧЕРЕДНОЙ ВЫПУСК!» - 09 05 1967
РАДИОГАЗЕТА «ЭХО» «СТАНИСЛАВА МОНЮШКО»
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА ПЛАВБАЗЕ «Станислав Монюшко» есть газета «Эхо». Уточним: радиогазета. Выходит она два раза в неделю. Последний номер сделали сто восьмой по счету. Постоянный редактор — Н. Симоненко, культработник. Редколлегия состоит из пяти человек. Они избраны от основных служб. В передачах много места отводится производству.
Как делается «Эхо»? Обсудить номер собирается редколлегия. Потом Н. Симоненко, он же диктор, приходит в трансузел.
— Слушайте очередной выпуск радиогазеты, — разносится по судну.
— На борт плавбазы поступили первые стампы свежей сельди. Честь открытия работы на промысле досталась третьей бригаде старшего рыбмастера Толстенкова, — информирует судовое радио. — Сегодня, к моменту выпуска радиогазеты, мы приняли одиннадцать тонн свежья...
Судя по этому, «Эхо» откликнулось оперативно. Сообщения и дальше самые разнообразные. Радиогазету можно назвать журналом: тематика обширна.
«...Состоялись выборы делегатов на отчетно-выборную профсоюзную конференцию».
«..На общесудовом собрании чествовали наших молодоженов — Ар во и Вальму Сепп. Им вручены ценные подарки".
«...Срочно требуется Дед-Мороз. Заявления подавать предсудкома...».
Заметки серьезные и шутливые. Но любая — отражение судовой жизни.
- Радиогазета предоставляет слово народному контролеру, — оповещает «Эхо». Председатель группы народного контроля т. Середа дал богатый материал. Группа рассматривала вопрос о правильном использовании банок под консервы... О таком событии, конечно, редколлегия не могла умолчать. Никогда не оставляют в стороне главное.
— Сегодня знаменательный день для нашего плав-рыбзавода, — читает Симоненко передовую. — Ровно год назад на Гданьской судоверфи, в Польше, на «Станиславе Монюшко» был поднят государственный флаг Союза ССР... Преодолевая трудности, связанные с освоением новой техники, наш экипаж уже в первом рейсе достиг проектной мощности. Администрация, общественные организации судна поздравляют экипаж с первой годовщиной работы плавбазы-рыбозавода!
Хорошими делами отметила команда эту дату. «Эхо» рассказало:
— В прошедшем, 1966 году наш экипаж вызвал на социалистическое соревнование в честь 50-летия Октября плавбазу-рыбозавод «Фридерик Шопен». По основным показателям выполнения плана 1966 года наш экипаж вышел на первое место и является победителем соцсоревнования. Успех достигнут, благодаря самоотверженному труду коллектива. Радиогазета постоянно сообщала о ходе соревнования. Рассказывала о прошедших вечерах отдыха. Держала команду в курсе событий, спортивных соревнований.
Случалось разное. Заболел, например, матрос-рыбообработчик В. Акаченков. "Эхо" информировало, как боролись врачи за жизнь человека. Боцман X. Плоомипуу изготовил стенд. Он демонстрировал различные виды морских узлов.
Матросы тренировались на учебном пособии. Нужное придумал боцман! И радиогазета отметила его инициативу.
Передачи состоят из различных материалов. Иногда это несколько заметок. Другой раз - корреспонденция.
Члены редколлегии заняты на работе в разное время. Но они поделили между собой дежурство в редакции «Эхо» в дни трансляций. На снимке вы видите Н. Симоненко в момент передачи. Рядом — К. Варанка, член редколлегии, матрос боцманской команды.
У «Эхо» - широкий авторский актив. В. Нефедов, работник радиосвязи, записал на магнитофон лекцию. Слушали всем экипажем. Обзоры международных событий делал В. Гуркин, старший инспектор по кадрам.
Радиогазета "Эхо" возобновляет свою работу с выходом судна в рейс. Желаем редколлегии удач. Поздравляем судовое радио с праздником!

Н. ПЛЕС
ТРИЖДЫ СПАСЕННЫЙ – 09 05 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Был в фамилии Тальных, очевидно, прадед Василий, память о котором семья хотела сохранить. Но люди они простые, не дворяне, родословной книги не вели. Осталась одна возможность: каждого первого сына называть Василием. Так, насколько можно проследить от наших лет до времен парусного флота, насчитывается уже четыре поколения Василиев Васильевичей — и всё потомственных моряков!
Когда в семье одесского кочегара с парохода "Доброфлота» Тального родился 24 марта 1917 года сын, то и он стал очередным Василием Васильевичем. А Великий Октябрь открыл ему иную, чем прадедам, дорогу. Прежде всего, к знаниям.
По окончании мореходного училища и после действительной службы Василий Васильевич ходил в должностях механиков на судах Черноморского пароходства.
С первых дней Великой Отечественной войны попал он в ее пекло. Под непрерывными бомбардировками доставляли моряки войска, вооружение и продовольствие в осажденную Одессу, затем в Севастополь, эвакуировали защитников этих городов, высаживали десанты в Феодосии, Керчи и других пунктах Черноморья. Не раз пришлось заглянуть в глаза беспощадной смерти.
«Жан Жорес» метался, маневрировал, штурвал перекатывался, как бешеный, постоянно меняя курс, чтобы уйти от прямых попаданий авиабомб и торпед. А фашистские стервятники с паучьими крестами на хвостах, один за другим заходили в пике и с бортов, и с кормы. Пассажирский теплоход с небольшой прислугой зенитчиков всеми силами отбивался огнем от врага.
Оглушительно рвались бомбы, поднимая и обрушивая на судно огромные столбы воды. Надсадно татакали зенитные пулеметы. Невыносимо резал слух свист бомб и осколков.
Это был «звездный налет". С высоты пикировали бомбардировщики, а низко над самой поверхностью воды на судно устремлялись самолеты-торпедоносцы. В момент, когда все внимание направлялось на отражение пикировщиков, один из вражеских торпедоносцев выпустил торпеду прямо в борт. «Жан Жорес» вздрогнул, накренился, вода хлынула через пробоины внутрь... Кораблю остались считанные минуты на плаву.
Так, третий раз за войну в холодных водах оказался Василий Тальной, не зная, останется ли в живых.
Едва холодная январская ночь накрыла плавающих моряков, как небо загудело, и немецкие самолеты начали бросать осветительные ракеты. Фашисты хотели добить людей, оставшихся в воде.
И в третий раз счастливая судьба улыбнулась Василию Васильевичу. Неожиданно подошли советские катера-охотники и под огнем врага подобрали на борт погибающих.

Василий Васильевич работает в Таллинской базе тралового флота. По характеру деятельности ему как групповому механику приходится постоянно иметь тесную связь как с моряками рыбопромыслового флота, так и со специалистами судоремонтных предприятий. Совместно разрабатываются вопросы технической эксплуатации судов.
Василию Васильевичу часто приходится выезжать за пределы Таллина - в Клайпеду, Ригу и другие пункты.
Сейчас механико-судовая служба, в связи с введением новой системы планирования и экономического стимулирования, резко активизирует свою деятельность. Повышается ответственность и требовательность за качество технической эксплуатации флота.
Большая задача ложиться на работников службы по подбору и воспитанию кадров, их расстановке на судах.
Все это направлено на повышение экономических показателей каждого судна. Увеличение межрейсовых периодов, уменьшение затрат на ремонт, большее нахождение судов в эксплуатации на промысле и т. д. являются главной задачей работников механико-судовой службы.
Вместе с товарищами Василий Васильевич отдает свои силы этому важному делу.

А. КРОСС
Памяти СРТР-9031 и его экипажей. ЗА ОДИН РЕЙС-ПОЛУГОДОВОЙ – 24 05 1967

ЗА РЕЙС ЭКИПАЖ СРТР-9031 ДОБЫЛ СВЕРХ ПЛАНА 2.204 ЦЕНТНЕРА РЫБЫ. ЭТО СОСТАВИЛО 178,6 ПРОЦЕНТА К ПЛАНУ. ПЕРВЫМ СОРТОМ СДАНО 182,6 ПРОЦЕНТА ДОБЫТОЙ РЫБЫ.
ЗА СЧЕТ ЭКОНОМИИ, В ОСНОВНОМ ПРОМВООРУЖЕНИЯ, КОТОРАЯ СОСТАВИЛА 6.200 РУБЛЕЙ, СНИЖЕНА СЕБЕСТОИМОСТЬ КАЖДОГО ДОБЫТОГО ЦЕНТНЕРА РЫБЫ НА 1 РУБЛЬ 30 КОПЕЕК.


РУКА ДРУЗЕЙ
И. ПАДАЛКО, капитан.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первый рейс юбилейного года наш экипаж совершил за период с 6 января по 22 апреля. Более трех месяцев лов рыбы велся в основном в районе Шетландских островов. Главную долю добычи составляла пикша, частично теска и сайда. В социалистическом соревновании в честь 50-летия Великого Октября команда судна показала образцы исключительного трудолюбия.
Задание по добыче перекрыто более чем в полтора раза: выловлено пять с лишним тысяч центнеров рыбы.
Безусловно, значительная роль в успехе принадлежит нашему тралмастеру Николаю Степовикову. Весь коллектив активно помогал этому новатору, вдумчиво перенимал его опыт настройки трала.
Особо должен отметить и выразить благодарность руководителям и капитанам латышской группы судов, в составе которой сначала находился наш СРТР. Латышские товарищи делились с нами всем, что только нам требовалось. Без всякого ограничения латышские транспортные и морозильные суда принимали нашу добычу. Рука друзей во многом помогла нам выполнить свое высокое обязательство.
Хорошее впечатление оставила у нас работа коллектива латышского производственного рефрижератора "Сарма». Иногда «морозилки" сами шли нам навстречу. Причем, отлично обеспечивали швартовку у своего борта — она выполнялась четко и быстро.
Несмотря на сложные условия работы, в команде не прекращалась учеба. Многие рыбаки повысили свою деловую квалификацию. В рейсе подготовлены два матроса первого класса, мастер добычи и моторист.
Команда, крепко спаявшаяся в этом замечательном рейсе, выражает желание идти в следующий раз на промысел в том же составе.
Вывод по итогам рейса напрашивается такой: в будущем на декабрь — январь — февраль следует в районе Шетландских островов организовывать отряды судов из пяти-шести СРТР и одного производственного рефрижератора. Это будет наиболее выгодный вариант использования судов.



ПРАВИЛЬНАЯ РАССТАНОВКА СИЛ ПЛЮС ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ
П. Смыковский, мастер обработки
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Мастером обработки мне пришлось идти впервые. Но старшим мастером обработки был в этом рейсе Петр Васильевич Шивко, человек искусный в своем деле. Поэтому для меня и открылась возможность быстрее постичь все сложности работы, особенно организации труда.
Большинство улова наше судно сдавало на плавбазы свежьем. Но часть добычи использована на производство готовой продукции: переработано около 30 тонн трески, пикши и т. д.
Быструю обработку и хорошую сортность продукции обеспечила четкая организация труда. По всей цепочке люди были расставлены так, чтобы каждый мог наиболее производительно использовать свои силы и умение на данной операции.
Боцман Анатолий Клевцов, бондарь Николай Сокуренко, далее Александр Таммет, Владимир Рысак — в тесном порядке стояла цепочка в день, когда трал трижды доставлял по нескольку
тонн рыбы.
Благодаря такой расстановке сил, весь процесс шкерки шел с опережением норм времени, и продукция выходила высококачественной. Важно и то, что знание каждым обработчиком смежных операций обеспечило полную взаимозаменяемость на работе.
Таким образом, шкерка крупноразмерных рыб — трески, пикши — оказала некоторое влияние на улучшение экономических показателей судна.



УСПЕХ - В НАСТРОЙКЕ ТРАЛА
Н. СТЕПОВИКОВ. старший мастер добычи
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В КАНУН ПЕРВОМАЯ наше судно возвратилось с промысла в порт. Рейс длился 106 суток. Задание выполнено досрочно. Добыто 518 тонн столовой рыбы. Это 178 процентов рейсового задания и половина годового плана.
Нелегко далась нам эта трудовая победа. В Северном море стояла штормовая погода, и судно работало не каждые сутки, иногда только по нескольку часов. В зависимости от погоды работали в дневное и ночное время. В среднем в сутки делали по шесть тралений и брали более двенадцати тонн рыбы. Команда верхней палубы всегда успевала вовремя ее обрабатывать, сдавать и не задерживала постановку или выборку трала. В районе у Шетландских островов в то время вели промысел латвийские и калининградские суда. Уловы у них были небогатыми. Руководитель промысла попросил нас помочь судам в настройке трала. На промысловом совете мне пришлось выступить по радио и рассказать о том, как вооружен наш трал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Суть дела в том, что для нормальной работы трала у него должна быть соответственная загрузка нижней подборы. Согласно чертежам, трал 24,7 м загружается цепями. Малая загрузка нижней подборы трала при больших скоростях судна позволяет ему отрываться от грунта. А это отрицательно сказывается на уловах. Большая же загрузка нижней подборы трала деформирует нижнюю часть трала, плотно прижимает его к грунту. В результате трал рвется и приходит в негодность.
Поэтому еще во время перехода из порта на промысел мы решили изготовить специальный грунтроп, который позволяет делать любую загрузку трала. При больших скоростях он не дает возможности тралу отрываться от грунта и в то же время нижняя часть трала не ложится на грунт, в результате чего такой грунтроп позволяет работать на любых скоростях и хорошо сохраняет трал от порывов. Это дает возможность сделать больше тралений даже на тяжелых грунтах. Наше судно работало без опасения за состояние трала. У других судов, работавших в одном и том же районе, тралы часто рвались, а это сказывалось на добыче рыбы. Нам на выловленную рыбу было положено семь тралов. Фактически израсходовано три, что дало значительную экономию промвооружения, снизило себестоимость рыбы.
Применяемый нами грунтроп прост по своей конструкции, и его можно изготовить на любом судне. Для этого требуется 50 кг пенькового поводца, 41 м геркулеса 29 мм и 3—4 часа времени на изготовление.
Грунтроп состоит из 5 частей. Центральный грунтроп — 3,6 м. Его обматывают в два слоя пеньковым поводцом. Крыловые его части — по 8,5 м, также обматываются дважды и крыловые голые грунтропы по 10 м, на которые одеваются цепи по 3 кг каждая.
На протяжении всего грунтропа, через 2 м симметрично должны быть одеты трехкилограммовые цепи. Грунтроп подвязывается к нижней подборе трала при помощи специальных геркулесовых гужиков. Эти гужики свободно можно изготовить из 17 мм геркулеса. Из геркулеса делается кончик 50 см длины, и на обоих его концах заделываются огоны.
На судах типа СРТ, особенно 300-сильных, необходимо кабели изготовлять из троса 15,5 мм, длиной 40 м, а голые концы по 20 м. Это предохраняет трал от порывов.
Сейчас по нашему способу перевооружили тралы многие суда нашей и других флотилий и успешно ведут промысел.