0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
Памяти БМРТ-564 и его экипажей . ОДОЛЕВАЯ ТРУДНОСТИ - 10 01 1978
Этот рейс БМРТ «Иоханнес Семпер» начинался в дни, когда советский народ активно и заинтересованно обсуждал проект новой Конституции, и страна шла к юбилею Великого Октября. Все советские люди стремились преподнести Родине трудовые подарки. Наш экипаж, понятно, не мог оставаться в стороне от всенародного движения.
Автор этих строк был избран председателем судового комитета. По опыту я уже знал, какой это нелегкий труд — руководить такой большой профсоюзной организацией, к тому же почти 90 процентов личного состава люди вовсе незнакомые. Признаться, в душе я побаивался, что не справлюсь с возложенными на меня обязанностями. Но прошло немного времени, и все встало на свои места.
Люди на нашем судне, я бы сказал, подобрались на редкость хорошие, сплоченные. В первые же дни все как один включились в социалистическое соревнование. Комплексные бригады состязались между собой, машинная команда — между вахтами; боролись за образцовый быт и санитарию — между каютами. А когда появился на промысле в нашем районе БМРТ-431 «Каскад», все меня спрашивали, когда же вызовем его на парное соцсоревнование. Обсудили этот вопрос на профсоюзном собрании и вызвали. Экипаж БМРТ-431 оказался достойным соперником! Активно включились в работу на промысле партийная и комсомольская организации, все общественные органы. Как председатель судового комитета, я получил большую помощь со стороны парторганизации, которую возглавлял коммунист Андреев, а также от комсомольцев судна. Их вожаком был молодой рыбак Козлов. Первый помощник капитана Н. Новиков в любую минуту готов был, также помочь словом и делом.
Личный состав нашего судна работал самоотверженно, не считаясь с трудностями, которых, конечно, было немало. Но тут важен трудовой настрой, горячее стремление выполнить рейсовое задание. Показатели говорят сами за себя: вылов — 145,6 процента, заморозка—142,7, разделка — 126,3 процента, филе — 223,8 процента. В целом пищевая продукция составила 163,2, товарная — 160,2 процента. Выработано сверх плана пищевой продукции на 832 тысячи рублей.
В начале рейса об этих показателях приходилось только мечтать. Но наш экипаж сумел достичь их своим трудом. Хотелось бы назвать лучших, но я просто затрудняюсь это сделать. Итоги за рейс подводить было нелегко, чтобы выделить первых среди лучших. Ими стали рыбаки бригады № 2, где мастером обработки А. Пузенко и мастером добычи П. Панферов; лучшей вахтой за рейс признана вахта второго механика Ханнолайнена, лучшей каютой — № 24, где старший т. Зайцев. Признаны победителями соцсоревнования за 1977 год рефмоторист М. Сергеев и матрос второго класса А. Гончаров.
Победителем в парном социалистическом соревновании с БМРТ-431 стал экипаж нашего судна.

Г. ГОЛОФАСТОВ


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В недавнем рейсе матрос первого класса, рулевой Дмитрий Карпенко был принят кандидатом в члены КПСС (верхний снимок).
.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первый помощник капитана Николай Новиков (второй справа) с матросами Анатолием Шайдовым, Анатолием Прыгиным и Игорем Михайленко — передовиками производства.
Фото В. Тракса.



С такими людьми-в любой рейс!

Партийная организация БМРТ-564 проделала значительную работу по выполнению и перевыполнению рейсового задания и принятых социалистических обязательств. Коммунисты, а их насчитывалось более 20 человек, выступали застрельщиками ударной работы в море, многие зарекомендовали себя как умелые воспитатели и наставники молодых рыбаков. Каждый коммунист внес большой вклад в одержанную трудовую победу. Благодаря личной примерности, высоким моральным и деловым качествам коммунистов-рыбаков в коллективе судна была создана деловая, доброжелательная обстановка.
Надо отдать должное и руководству судна, большому опыту комсостава — командиры показали себя как искусные промысловики. Порой на промысле бывало очень тяжело, но никто не жаловался на трудности, а продолжал работать с полной отдачей сил. Многие рыбаки за самоотверженный труд были поощрены приказами капитана-директора. Победа давалась ценой большого физического напряжения. Свою роль здесь сыграла правильная расстановка коммунистов.
Большое внимание уделялось политической и экономической учебе на судне. Коммунисты, избранные в состав бюро и на другие руководящие посты в общественных организациях, относились со всей серьезностью к порученному делу. Партийное бюро систематически заслушивало отчеты о их деятельности. Большую активность проявили коммунисты при обсуждении проекта новой Конституции СССР и в ходе подготовки к юбилею Великого Октября, используя эти волнующие события для создания на судне патриотического и трудового подъема.
В рейсе партийная организация пополнила свои ряды за счет лучших рыбаков: кандидатами в члены КПСС были приняты четыре человека.
В заключение мне хотелось бы отметить тех коммунистов, которые проявили наибольшую активность и личным примером в труде мобилизовали весь личный состав на ударную работу в рейсе. Это — рыбмастера А. Пузенко и В. Изместьев, матрос Б. Волков, машинист РМУ Б. Руденко, старшин механик А. Баламут, мастер добычи П. Панферов, второй механик А. Ханнолайнен и другие. С такими людьми — в любой рейс!..

А. АНДРЕЕВ, моторист первого класса, секретарь партбюро.
ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ — СОВЕТСКИЙ МОРЯК -07 01 1978
В Молобо, вдали от Родины, на африканской земле рыбаки «Инея» играли в волейбол. На площадке, которую им любезно предоставило посольство Республики Куба. Гостеприимно принимали моряков хозяева посольства: кубинские друзья задушевно беседовали с ними, делились впечатлениями, а временный поверенный Республики Кандидо Кабрера не раз подчеркивал, что Куба и СССР — друзья, что Куба сильна поддержкой Советского Союза, авторитет которого на международной арене огромен.
— Вива Брежнев! Вива Кастро! — закончил свою беседу Кабрера.
Далеко от Родины находят друзей советские моряки... И где бы они ни были — ни на минуту не забывают, что носят гордое имя — гражданин Советского Союза.
В «Памятке наставнику молодежи» ТР «Иней» говорится о том, чтобы воспитывать моряка «культурным, вежливым, способным с честью и достоинством нести за рубежом высокое звание моряка советского флота».
Наша Родина прожила год, насыщенный волнующими историческими событиями — год 60-летия Великого Октября. Моряки — комсомольцы транспортного рефрижератора «Бриз» в своем решении записывали: «Считать лучшим подарком Родине в день Великого Октября успешное выполнение взятых на рейс и на год социалистических обязательств». Душой, организатором соревнования стал второй механик В. Воловик. Лучшим по профессии стал Михаил Деев, моторист второго класса. Более четырех лет плавает он на судах объединения, стал искусным мотористом. Среди тех, кто оказался в числе лучших, — мотористы И. Ермоленко, В. Пименов. О лучших производственниках писала судовая газета. Она отмечала дружную работу производственных смен, которые возглавляли матросы И. Дуплий и В. Козьменко. Именно в этом, ударном труде на промысле проявляется патриотизм советских моряков. Наш советский моряк — не только пламенный патриот, но и интернационалист, всегда готовый прийти на помощь другим.
В порту Монровия рядом с ТР «Иней» стоял греческий пароход «Кос». На греческом судне была обнаружена неисправность рефрижераторной установки. Из команды никто не брался ее устранить. И тогда командование судна обратилось за помощью к нашим морякам. За эту работу взялся старший механик «Инея» Г. Дуденков. За короткий срок неисправность была устранена. Греческий капитан и старший механик горячо благодарили наших специалистов за оказанную помощь.
Буржуазная печать, радио. телевидение пичкают своих слушателей и читателей искаженной информацией о жизни в Советском Союзе. Но жажда узнать правду о нашей стране сильнее злонамеренной дезинформации. Поэтому и идут на советские суда, заходящие в инпорты, люди. Кого только не встретишь среди них: профессора и докера, студента и домохозяйку...
Матросы-индусы с английского корабля, посетив советское судно, были удивлены необычным порядком здесь. Они все спрашивали, не веря своим глазам, неужели командование и матросы едят одно и то же, размещаются в одной надстройке. Ведь у англичан на судах две кухни: одна — для комсостава, другая — для рядовых матросов. По-иному они и живут на судне.
Вместе с советскими моряками гости посмотрели кинофильм «Звездная минута». И тут нашим морякам пришлось отвечать на вроде бы нелепые вопросы: «Правда, что это Гагарин настоящий? А когда это было? Где Гагарин сейчас?..».
Впечатление от посещения советского судна оказалось таким, что на другой день перед трапом выросла целая очередь любопытных…
Интерес к жизни нашей страны за рубежом огромен и, кажется, неутолим. В порту Котону итальянские моряки посетили ТР «Иней» и с пристрастием спрашивали: «Правда, что у вас бесплатное лечение? Все ли могут учиться в институте?».
Эти завоевания советского народа каждый из нас принимает как само собой разумеющееся, обыденное, необходимое и не задумывается над тем, какие огромные расходы несут люди капиталистических стран.
В порту Молобо неоднократно посещал советское судно местный житель Нгема. Он с гордостью вспоминал те времена, когда учился в СССР. Переспрашивал о жизни в нашей стране, забрасывал вопросами об участии советских людей в Великой Отечественной войне. Он очень любил смотреть наши кинофильмы. Нгема попросил значок с изображением В. И. Ленина, и когда ему дали, он с гордостью прикрепил значок на лацкан пиджака.
Как-то моряки ТР «Иней» посетили африканскую школу в городе Тоговилл, что в 60 км к северо-востоку от Ломе. Преподаватели-испанцы с радостью приветствовали установление дипломатических отношений между Испанией и СССР. Самыми лучшими свидетелями духовной близости с учениками и учителями школы стали советские песни «Подмосковные вечера», «Катюша», «Степь да степь кругом», которые с чувством исполняли в далекой Африке участники этой встречи. Дирекция школы на прощание вручила морякам письмо, в котором выразила сердечную благодарность за дружескую встречу. В письме подчеркивалась мысль, что «наши ученики теперь лучше понимают Советский Союз, как борца за мир».
Надежным помощником коммунистов в интернациональном и патриотическом воспитании молодежи в рейсе являются комсомольские организации. Душой всех интересных дел на ТР «Бриз" были члены комсомольского бюро, секретарь комсомольской организации. Немалый авторитет завоевал вожак молодежи Петр Ковальчук. Четвертый раз ходил он в плавание. Полюбил море. Петру предлагали работу на берегу, но он не согласился и пошел в море старшим матросом. Романтика — ведь это удел сильных духом и телом... Мастер спорта, Петр Ковальчук вовлек в занятия спортом многих своих товарищей.

Р. ТИМОШЕНКО.
Памяти РТМ-7229 «Юхан Смуул» и его экипажей. ТРЕТЬЕМУ ГОДУ ПЯТИЛЕТКИ-УДАРНЫЙ ФИНИШ! - 07 01 1978
КАК ВСЕГДА-ВПЕРЕДИ...
В свой девятый рейс РТМ-7229 «Юхан Смуул» вышел накануне юбилея Великого Октября. На переходе, готовя судно к промыслу, все думы и дела экипажа были направлены на достойное окончание юбилейного года. О том, что экипаж зря времени не терял, свидетельствуют наши результаты за первые недели работы на промысле: пищевой продукции выпущено сверх плана на 80000 рублей, или 150 процентов к заданию, а добыча составляет 127 процентов к плановой. Внимательно следят обработчики, добытчики, народные контролеры за качеством выпускаемой продукция, за максимальным направлением рыбы-сырца на пищевые цели, соблюдением технологической дисциплины, стандартов предприятия.
Широко развернулось социалистическое соревнование между службами, вахтами и сменами, за звание «Лучший по профессии". Комсомольцы судна откликнулись на призыв экипажа БМРТ-555 «Феодор Окк» и стали на трудовую вахту под девизом "От 60-летия Великого Октября — к 60-летию ВЛКСМ".
Инициативно, с творческим огоньком выполняют свою работу многие члены экипажа, в основном бывалые рыбаки. Среди них — групкомсорг комсомольско-молодежной смены матрос А. Грошев, председатель группы народного контроля матрос И. Потяк, член партбюро матрос В. Левин, матросы И. Рычков, А. Мещанчук, моторист первого класса судовой кинодемонстратор В. Мекаев, шеф-повар М. Киселев и другие. Впереди, как всегда, идут коммунисты и комсомольцы.

Л. ЭЛКЕН, первый помощник капитана.

ФОТОРЕПОРТАЖ С РТМ-7229 «ЮХАН СМУУЛ»
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Сегодня мы публикуем материалы, рассказывающие об очередном рейсе экипажа РТМ-7229 «Юхан Смуул». В этом рейсе отлично трудятся многие моряки судна. Один из передовиков матрос первого класса ударник коммунистического труда Иван Потяк. Вот уже семь лет он плавает на судах нашего объединения. Иван Потяк — рулевой. Точно, со знанием действует опытный моряк в любых условиях. Он и активный общественник. В этом рейсе Иван Потяк избран заместителем секретаря партбюро, председателем группы народного контроля (верхний снимок).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В центре вы видите матроса первого класса Виктора Левина. Он — рыбообработчик. Виктор отлично работает на упаковке готовой рыбной продукции, все делает для того, чтобы не было брака. Виктор Левин — активист. Он является членом партбюро и судкома, много сил и энергии отдает развитию социалистического соревнования между сменами, бригадами, вахтами.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На расфасовке рыбы в блокформы трудится матрос Анатолий Петух. Он зорко следит за тем, чтобы качество рыбопродукции соответствовало стандартам. Недавно опытный моряк стал наставником молодежи.

Фото В. Ефимова.
Памяти БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» и его экипажей. ПРЕОДОЛЕНИЕ- 05 01 1978
В канун нового года возвратился в родной порт БМРТ-441 «Эдуард Сырмус». Моряки судна досрочно завершили выполнение производственного плана двух первых лет десятой пятилетки н взятые социалистические обязательства.

В южном полушарии
ДЛЯ НАС, жителей Северного полушария, ноябрь, декабрь, январь — беспокойный «зимний квартал», время холодов и пронзительных ветров, когда Балтика вскипает темно-зелеными ватами, увенчанными белоснежной игольчатой пеной, окутывается туманом. На низком сумрачном небе едва проглядывается уставшее, негреющее солнце. Полярная звезда над самым куполом неба венчает зимнее морозное неподвижное молчание...
...В те же месяцы в Южном полушарии — засушливое, знойное лето. Теплый ласковый бриз африканского побережья. В голубой воде, подняв ласты вверх, дремлют целые колонии морских львов. А фосфорическую темень ночного простора озаряет перевернутый месяц. Все здесь необычно для моряков, ведущих промысел вдали от родных берегов.
Среди других советских судов работают и эстонские рыболовные траулеры БМРТ-227 «Аугуст Алле», БМРТ-355 «Антон Таммсааре» и БМРТ-441 «Эдуард Сырмус». Дня три суда работали рядом... Траление, выборка, выход на позицию, и снова с кормы по слипу глухо гремят грузы, уходят в воду траловые доски; тяжело дрожат ваера, удерживая громаду пелагического трала. В ходовых рубках капитаны и штурманы зорко следят за показаниями рыбопоисковых акустических приборов, быстро оценивая ситуацию, неожиданные изменения грунта. Тяжело стучит машина, с полной нагрузкой работают морозильные камеры. На промысловой палубе споро, быстро и ловко трудятся добытчики. Ведь каждая минута промедления — это непойманная рыба, невыданная продукция, невыполнение плана.
Жарко. Вдали — песчаные обрывистые берега. Пенистая волна разбивается у подножья высокого светло-желтого барьера, не может освежить пустынную, обожженную солнцем землю. Душно. Помощник капитана по производству БМРТ-441 «Эдуард Сырмус», ветеран «Эстрыбпрома», кавалер ордена Октябрьской Революции Иван Сергеевич Шичкин оценивает погоду с профессиональной точки зрения:
— Такая обстановка требует от экипажа особого умения и расторопности в переработке сырья. Сардина, ставрида, сардинелла, сабля - рыба нежная, она не может долгое время храниться на палубе и в бункерах. Ведь температура воздуха 28—35 градусов тепла, воды — 20—26 градусов. Техника эксплуатируется с большим напряжением, да и морякам приходится проявлять характер, волю и мастерство.
Район промысла капризный. Рыба здесь не группируется в большие стаи. Приходится искать. А здесь уж как кому повезет. Многие суда «Эстрыбпрома» покидали этот район, не выполнив рейсового задания. Моряки «Эдуарда Сырмуса», идя на промысел, встретили БМРТ-457 «Каарел Лийманд», возвращающийся домой с 75 процентами. Тягостен, должно быть, для экипажа многодневный переход в Таллин... Опережая события, скажу, что, когда БМРТ-441 снимался с промысла, настроение у моряков было приподнятое, радостное. Трудности преодолены, план взят. Хоть музыкой отмечай этот день! Недаром же судно носит имя замечательного революционера, скрипача Эдуарда Сырмуса,..

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В этом рейсе на БМРТ-441 «Эдуард Сырмус" отличился комсомолец матрос I класса рыбообработчик Виталий Шумейченко. Активно занимался он и общественной работой. Благодаря тому, что он освоил специальность киномеханика, экипаж регулярно смотрел художественные фильмы.
Фото В. Тракса.



"ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ...»
ДЕНЬ 60-летия Великого Октября совпал для моряков «Эдуарда Сырмуса» с окончанием рейса, с досрочным выполнением плановых заданий.
На флагштоке — алый стяг Родины. На промысловой палубе, у лежащих вдоль бортов запасных тралов, укреплены красные флажки. Празднично и оживленно на судне. В красном уголке вывешен свежий номер судовой газеты «Атлантика».
Бригада тралмастера Рафаэля Магеррамова занята подъемом трала. Ребята работают быстро, чувствуется спаянность и сноровка. Траловой лебедкой управляет старший матрос Анатолий Савранский. Матросы Юрий Иванченко и Николай Сидляров ловко заводят стропа... Трал медленно идет вверх по слипу. Наконец, куток на палубе. Моряки быстро выливают улов. В бункер идет крупная скумбрия, зубан, карась...
На промысловой палубе распоряжается старший мастер добычи Эварт Константинович Попс. Опытный специалист, Эварт Константинович в должности старшего мастера плавает свыше десяти лет. На судне он избран председателем судового комитета, умело руководит социалистическим соревнованием, трудовым соперничеством бригад, служб и смен. Много сделал он и для организации успешной работы добытчиков. Под его руководством был переоборудован пелагический трал: стал гораздо легче, что позволило не терять скорости при тралении. При окончательных подсчетах оказалось, что добытчикам удалось добиться значительной экономии промвооружения. В социалистическом соревновании добытчиков — бригад Рафаэля Магеррамова и Владимира Шелеги вначале успех был на стороне последней. Здесь собрались специалисты более опытные. Но постепенно бригада Магеррамова — дружный, спаянный и дисциплинированный коллектив — приобретала необходимые навыки и с помощью Эварта Константиновича Попса, оказавшегося не только опытным воспитателем, но и умелым наставником, превзошла соперников. Оперативность и четкость в постановке и выборке трала, качественный ремонт, а главное — дружба, спаянность и дисциплинированность — стали решающими слагаемыми успеха.
...Вечером на судне состоялось торжественное собрание. Свободные от вахт моряки собрались в красном уголке. Председатель судового комитета Эварт Константинович Попс открывает торжественное собрание. Доклад о 60-летии Великой Октябрьской социалистической революции делает первый помощник капитана Иван Сергеевич Белый. Дружный экипаж отдал все силы и мастерство труду на благо Родины и добился победы. И. Белый оглашает результаты работы за рейс. Задание по вылову выполнено на 118,7 процента, по заморозке — на 115,6 процента. План по разделке завершен с отметкой в 138,4 процента (спецразделка составила 274,4 процента). Производство филе также выше планового — 136,1 процента. План по пищевой рыбопродукции выполнен на 108.4 процента, товарной — 112,6 процента. Значительно перекрыты дополнительные социалистические обязательства, принятые в начале рейса. Подтвердили звание ударников коммунистического труда 69 членов экипажа. На судовую Доску почета занесены фотографии третьего механика Николая Шестакова, электрорадионавигатора Михаила Снежинского, газоэлектросварщика Николая Зинченко, матросов Юрия Кривошеева, Николая Буглака, Иосифа Антонюка, Петра Надворного, Анатолия Мунтяна, Николая Пятаева, Валерия Глинки и Анатолия Мельника...
Раздаются дружные аплодисменты. Председатель суд кома вручает вымпелы победителям. Лучшей вахтой в машинной команде стал коллектив, возглавляемый вторым механиком Николаем Легким, среди рыбообработчиков пер вое место присуждено бригаде коммуниста Геннадия Новикова, у добытчиков красный вымпел получила бригада тралмастера Рафаэля Магеррамова.
Раздается звонок. Моряки приглашаются на концерт. Ведущий — матрос Александр Долгий поздравляет команду с праздником, успешным завершением рейса, желает счастливых встреч на берегу. Моторист Михаил Бобух, пекарь Анна Вовканец, четвертый механик Сергей Седнев и официантка Татьяна Бобух подготовили музыкально-литературную композицию «Россия — родина моя".
Выступления самодеятельных артистов повара Полины Латышевой и матроса Александра Строгова понравились зрителям. Победителями викторины стали моторист Петр Кирган, электромеханик Александр Капустин и старший механик Иван Федорович Славицкий. Снова звучит музыка. Но каждый моряк на миг вдруг прислушивается не к мелодии песни, а к привычному гулу винта. Домой!

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Хорошо зарекомендовал себя в рейсе на БМРТ—441 «Эдуард Сырмус» моторист Калью Росс .
Фото Ю. Кривошеева



ТАКТИКА УСПЕХА
НА ШИРОКОМ столе в кабинете капитана-директора Мати Юхановича Каска лишь один блокнот. Уточняются последние детали перед заходом в порт Санта-Крус-де-Тенерифе. На мою просьбу рассказать о борьбе за выполнение плана он охотно соглашается.
— Результаты неплохие. Хотя, положа руку на сердце, хочу сказать, что могли сработать еще лучше... Все проблемы, с которыми мы сталкивались в рейсе, можно условно разделить на три категории. Во-первых, назовем их—внешние, связанные с руководящими указаниями с берега и начальника промыслового района. Сюда же отнесем сдачу груза, получение топлива и снабжения. Во-вторых, тактика промысла, поиск рыбных скоплений и, главное, наиболее ценных пород. В-третьих, это сугубо наши, внутренние, судовые проблемы, которые мы можем решать своими силами. Итак, 22 июня «Эдуард Сырмус» вышел из Дакара. Нашему судну была оформлена лицензия на промысел в зоне. И вот первое разочарование: документ к приходу не оформлен, заявка подана слишком поздно. Пришлось переориентироваться. Как поступить? Держаться у зоны и пробавляться случайными уловами или идти южнее?
Помогла взаимовыручка, традиционное чувство локтя, свойственное советским рыбакам. Вместе с БМРТ-249 «Казань" Калининградского управления тралового лова мы спустились на 31 градус, где были неплохие уловы хека. Заключили договор о парном соревновании и приступили к работе. Но уловы были нестабильными. Мы отставали от плановой добычи более чем на 200 тонн, по заморозке — на 130 тонн. Зато главное внимание уделено было спецразделке. За месяц экипаж, по существу, выполнил рейсовое задание, так же как и по мелкой расфасовке.
В начале рейса со всей очевидностью выявились недостатки в работе рыбцеха. Трудно решалась проблема эффективности и качества продукции. Наши неурядицы сказались и в начале работы в зоне, куда мы вошли 3 августа. Приведу маленький штрих. В августе на судно пришла радиограмма, запрещающая разделку пеламиды. Трудно вспомнить, сколько тонн этого сырья было пущено на «колодку». Каково же было наше удивление, когда капитан пришедшего на промысел БМРТ-227 «Аугуст Алле» сообщил, что давно вновь разрешено пускать пеламиду в разделку. А берег ни словом не обмолвился об этом... И если уж до конца говорить, о первой, внешней, проблеме, придется констатировать неудовлетворительное снабжение продовольствием. Вначале продовольствие было отправлено на ТР «Крымские горы». Но это судно было слишком далеко от нас — мы не встретились. А когда в район пришел РТМС-7538 «Валгеярв», и там для нас ничего не оказалось. Пришлось останавливаться в ЦВА и отправлять шлюпку на ПБ «Станислав Монюшко».
Итак, о работе в зоне... Штурманский состав и служба добычи потрудились хорошо — уловы значительно возросли. По добыче мы с «минуса» вышли на «плюс» и даже заняли первое место по вылову среди однотипных судов в районе. Но по-прежнему сказывались недоработки технологической службы, отставал рыбцех. Слов нет, коллектив там подобрался опытный. Помощник капитана по производству Иван Сергеевич Шичкин и рыбмастера коммунисты Василий Ефимович Ткачев и Геннадий Георгиевич Новиков — знающие и любящие свое дело люди, грамотные специалисты. Но вот показатели по заморозке, разделке и изготовлению филе не удовлетворяли нас.
Решающую роль в борьбе за выполнение производственного плана сыграли судовые коммунисты.

РЕШАЮЩИЙ ПОВОРОТ
СЕКРЕТАРЬ партийной организации боцман Сергеи Иванович Галата — опытный рыбак. Плавает он давно. Возглавлял партийные организации на многих судах. В рейсе на «Эдуарде Сырмусе» было 13 членов КПСС. Главное внимание обращалось на производственную деятельность, личный пример коммунистов в выполнении заданий и социалистических обязательств.
— Время было горячее, — говорит Сергей Иванович. — экипаж трудился в августе не покладая рук, но мы ясно видели, что в работе есть еще неиспользованные резервы. На партийном собрании коммунисты детально проанализировали состояние дел на судне, работу добывающей и обрабатывающей служб. Прошли те времена, когда достижения экипажа определялись выловом и заморозкой. Особенно, по мнению партийной организации, наши недоработки выявились при наборе первого груза. Главный из них — узкий ассортимент выпускаемой продукции.
Принципиальный подход к делу, критика и самокритика позволили значительно активизировать деятельность экипажа, организовали коллектив на ударный, самоотверженный труд, наступил решающий поворот в нашей работе. Повысили свою активность комиссия по контролю за качеством выпускаемой продукции, народные контролеры, «Комсомольский прожектор». Группа народного контроля, возглавляемая вторым помощником капитана Виктором Танисом, не только усилила проверку качества продукции, разделки рыбы, выпуска филе и спецразделки, но и более принципиально стала подходить к использованию сырья на пищевые цели. Вылов сардины, хотя и обильный, нас не удовлетворял, нужны скумбрия, зубан, капитан, карась. Но скопления ценных пород рыб крупными здесь не бывают. А на небольшом участке обнаруженных стай могут работать два-три судна. Поэтому настойчивый поиск, тщательный анализ промысловой обстановки и максимум разделки стали правилом в нашей работе.
Большую помощь оказало парное социалистическое соревнование. Нашим соперником стал экипаж БМРТ-349 «Агат». Калининградского управления тралового лова. Мы не только консультировались по вопросам добычи, но и подавали друг другу хороший пример в разделке рыбы. Вот пример. Если на «Эдуарде Сырмусе» за сутки изготовляли 2—3 тонны филе и нарезали по 2 тонны тушки, то на «Агате» разделка доходила до 10 тона за сутки, иногда — до 16 тонн. Надо все же учесть, что наш экипаж был не полностью укомплектован, не хватало 9 человек. Было над чем задуматься...
Следует отметить большой вклад в общее дело коммунистов Юрия Кривошеева, стоявшего на трудной операции — выбивке брикетов, Владимира Миронова, работавшего в трюме. Социалистическое соревнование между бригадами коммунистов В. Ткачева и Г. Новикова развернулось с новой силой. С самой лучшей стороны проявили себя в этот момент комсомольцы Александр Чубенко, Виталий Шумейченко, Анатолий Мунтян, Иосиф Антонюк. Значительно возрос выход мороженой продукции. Если раньше производилось по 20—25 тонн за сутки, то теперь постоянно в трюмы отправлялось по 30 — 33 тонны продукции высокого качества. Увеличился выпуск разделанной рыбы и изготовление филе. Например, на субботнике 22 октября производственные смены с помощью подвахты нарезали 22 тонны тушки. Но и в последующие дни средняя производительность без подвахты составила 16,6 тонны в сутки.
Командный состав машинной команды в основном сохранился с предыдущего рейса. Вместе с Иваном Федоровичем Славицким работали механики Николай Шестаков и Сергей Седнев, рефмеханик Арво Линнамяги, механик-наладчик Леонид Мацкевич. Это во многом способствовало слаженности в работе всего коллектива. Системы и механизмы работали нормально. Простоев по вине машинной команды не было. Между вахтами развернулось социалистическое соревнование. По итогам работы в рейсе лучшими признан коллектив, возглавляемый вторым механиком Николаем Легким.
12 октября экипаж БMPT-441 «Эдуард Сырмус» рапортовал о выполнении годового плана и досрочном завершении задания первых двух лет десятой пятилетки. В сентябре и октябре наш коллектив вышел победителем в социалистическом соревновании экипажей судов объединения «Эстрыбпром» по производству пищевой рыбопродукции.
Несомненно, успехи радовали, настроение у всех поднималось, слаженность и взаимовыручка прибавляли сил. И затраченные усилия не пропали даром. После тяжелых промысловых будней с особенной радостью мы встретили знаменательный праздник - 60-летие Великого Октября.
Б. АРТЮХОВ, преподаватель ЗСШМ.



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Как только БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» ошвартовался в Таллинском рыбном порту, портовики приступили к разгрузке рыбной продукции, доставленной из районов промысла этим судном.
Фото В. Тракса.
Памяти БМРТ-604 «Рудольф Сирге» и его экипажей. ПОЛТОРА ГОДОВЫХ - 25 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С отличными показателями закончил первый год десятой пятилетки экипаж БМРТ-604 «Рудольф Сирге». Годовой вылов составил 137511 центнеров — это 151,1 процента к заданию, заморозка-86741 центнер, или 137,7 процента. Намного перевыполнен план выпуска разделанной продукции и филе. Таких высоких показателей не добивалось ни одно из наших судов.
Особенно хорошо работал экипаж, возглавляемый капитаном-директором А. Карнауховым, в последнем, недавно закончившемся рейсе. План по добыче рыбы выполнен на 162,9 процента, по заморозке на 150 процентов. Производительность труда на 44 процента выше плановой.
По возвращении судна в порт экипажу БМРТ-604 «Рудольф Сирге" была оказана торжественная встреча.

НА СНИМКАХ:

(вверху) БМРТ-604 "Рудольф Сирге» подходит к причалу.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Третий механик ударник коммунистического труда коммунист Василий Пащенко с дочерью Наташей.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Родные и близкие в ожидании встречи с рыбаками.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
ЗАКОНЧИЛСЯ ТУРНИР - 11 12 1976
ЗАКОНЧИЛСЯ ТУРНИР волейболистов, входящий в программу летней спартакиады ЭРПО "Океан". В соревнованиях участвовало восемь команд, которые были разделены на две группы. Волейболисты Таллинского морского порта, обыгравшие спортсменов холодильника, ремонтно-строительного управления и автобазы, стали победителями во второй группе. Они получили право выступать в первой группе, где и определится чемпион.
9 декабря в спортзале Таллинского мореходного училища рыбной промышленности состоялись финальные встречи. Первыми па площадку вышли спортсмены судоремонтного завода и порта. Игра была напряженной, интересной. До последней минуты нельзя было предсказать, кто выиграет этот поединок. Волейболистам порта удалась начальная стадия игры. В первой партии они вы шли вперед, но удержать своего преимущества не смогли. И во второй партии спортсмены порта повели в счете. Казалось, они возьмут реванш. Но волейболисты СРЗ, среди которых результативной игрой выделялись В. Бачурин и В. Цветков, сумели выправить положение и выиграть вторую партию со счетом 15:10. Видимо, сломленные поражением, волейболисты порта не смогли оказать достойного со противления спортсменам управления ЭРПО "Океан".
Таким образом, в споре за первое место встретились спортсмены судоремонтного завода и управления. Волейболисты управления неоднократно вы ходили повелителями подобных турниров. В команде выступают заместитель начальника технического отдела В. Индриксон, инженер отдела техники безопасности В. Ткаченко, ин инженер-конструктор В. Свиридовский, и инженер АСУП В. Зинин, входящие в сборную ЭРПО «Океан». Они неоднократно защищали честь объединения на республиканских соревнованиях. Вместе с ними на площадку вышли также начальник отдела связи Е. Злобин и инженер конструктор В. Потапов.
Спортсмены управления с подъемом провели ответственный поединок. Точными передачами В. Зинин выводил на ударную позицию В. Индриксона, В. Ткаченко н В. Свиридовского. Сильными ударами они завершали четко разыгранные комбинации. В защите удачно сыграли В. Потапов и Е. Злобин. Команда управления убедительно переиграла соперников.
В соревнованиях не были, к сожалению, представлены волейболисты плавсостава, оказывавшие в прошлом сильную конкуренцию команде управления.
В скором времени начнется розыгрыш зимнего первенства ЭРПО «Океан» по волейболу.

А. БОРИСОВ.
ФОТОРЕПОРТАЖ С СРТР-9045 - 04 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Для того, чтобы сберечь богатый улов, рыбаки СРТР-9045 часто устанавливали непосредственно в море дополнительные буи на кошельковый невод (верхний снимок).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А на нижнем снимке вы видите группу траулеров, ожидающих своей очереди на сдачу уловов.
Фото Л. Куприкова.
Памяти БМРТ-474 и его экипажей. В НОГУ С ПЯТИЛЕТКОЙ - 14 12 1976
Письма с БМРТ-474 «Оскар Сепре»

20 ноября 1976 года у экипажа БМРТ-474 «Оскар Сепре» был знаменательный день- досрочно выполнен годовой план по всем показателям.
Социалистические обязательства на год пересматривались дважды. Первоначально выполнение годового плана планировалось на 25 декабря. В сентябре, выйдя во второй рейс этого года, экипаж, воодушевленный письмом Л. И. Брежнева к рыбакам Одесской области и, поддерживая их почин, пересмотрел свои возможности и принял обязательство выполнить годовой план к 20 ноября. Таким образом, сорок суток экипаж будет работать в счет 1977 года.
БМРТ-474 называют старожилом Северо-Восточной Атлантики. Оправдывает он это название и в нынешнем рейсе. За первый месяц работы — октябрь — экипаж БМРТ завоевал первое место среди однотипных судов объединения за максимальный вылов и наибольшее использование сырца на пищевые цели. За 65 промысловых суток выполнение рейсового задании за этот период составило по вылову — 128 процентов, заморозке — 140, пищевой —111 процентов. Хорошо идет выполнение рейсового задания по разделанной продукции. Плач по выпуску филе уже выполнен на 400 процентов, а всего за год судно выпустило около 300 тонн филе — при годовом плане 45. Из всей замороженной продукции 30 процентов выпущено в разделанном виде (план — 20 процентов).
Эти результаты дались экипажу, конечно, нелегко. С первых дней работы личный состав был нацелен па отлов ценных пород рыбы, направление максимального количества сырца на разделку и выпуск пищевой продукции.
За данными цифрами стоят живые люди. Хорошо ориентируются в промысловой обстановке штурманы во главе со старшим помощником капитана А. Н. Бабониным — второй помощник Л. М. Нерсесян, третий — А. М. Гальперин. Эти люди обеспечивают оптимальный режим работы судна, ориентируясь на лучшие скопления, количественный и качественный вылов, искусно применяют комбинированный вид лова, вовремя сменяя донный на пелагический. Из всех судов, работающих в нашем районе, комбинированный вид лова применяется только БМРТ-474.
Это говорит само за себя. Судно не имеет потерь промвооружения. Хорошо трудятся добытчики во главе со старшим мастером добычи Б. Прокопчуком. Один из старейших работников объединения, он работает в ЭРПО "Океан" 16 лет. В бригаде добытчиков — ветераны судна В. Охлопков, Н. Откидач. Они показывают пример в труде.
Большая заслуга в выпуске качественной рыбопродукции, увеличении разделанной рыбы и филе бригад рыбообработчиков во главе с опытными специалистами В. Герцогом, А Вийном. Образцы трудовой активности показывают матросы тт. Козяр, Граков, Незовибатько, Фролов, Емельянов, Музыка и другие. На судах типа БМРТ оборудование для разделки рыбы оставляет желать лучшего и приходится привлекать подвахту. По инициативе заместителя секретаря парторганизации Медведева, предсудкома Нерсесяна, рефмеханика Просяника, мотористов Перец, Моисеенко модернизирован рыбцех судна.
После этого рейса судно ставится в заводской ремонт. Судовыми специалистами разработан детальный план переоборудования рыбцеха, позволяющий увеличить процент разделки, используя внутренние резервы судна; увеличится емкость для охлаждаемой рыбы — с 12 до 25 тонн. В связи с этим хочется через редакцию «Рыбака Эстонии» обратиться с просьбой к отделам обработки, МСС и особенно к техническому отделу, чтобы они помогли, как следует подготовить судно к постановке в заводской ремонт, своевременно разработать все чертежи.

В. ТКАЧЕНКО, секретарь парторганизации.
ДИПЛОМЫ ВРУЧЕНЫ - 11 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С интересом и старательно учился на заочном отделении Таллинского университета марксизма-ленинизма рефмеханик плавбазы «Фридерик Шопен" Рейн Альбри. И вот недавно он успешно сдал экзамены и ему был вручен диплом. Вместе с ним диплом был вручен инженеру управления объединения Юрию Наседкину.

НА ЭТОМ СНИМКЕ вы видите заместителя секретаря парткома В. Юрмана, заведующего заочным отделением университета марксизма-ленинизма при парткоме ЭРПО «Океан» В. Андерсона, а также слушателей университета Ю. Наседкина и Р. Альбри, которым в этот день были вручены дипломы.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
Памяти капитана Виктора Ковалевича и экипажей СРТ-4574. ДОБЛЕСТЬ – 04 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТАКОГО еще не бывало в ЭРПО «Океан»: СРТ-4574 вернулся с промысла, выполнив рейсовое задание на 244,4 процента. Намного перекрыт и годовой план — около 190 процентов: выловлено свыше 20 тысяч центнеров рыбы. И что не менее радостно: вся продукция — в разделанном виде — сдана первым сортом. Вот пример и высокой эффективности, и отличного качества. И есть все основания сказать, что экипаж «семьдесят четвертого» внес достойный вклад в борьбу за досрочное завершение задания первого года нашей, рыбацкой пятилетки. Достойный трудовой подарок Дню Советской Конституции!
Возглавлял этот передовой экипаж капитан Виктор Ковалевич. На СРТ-4574 — третий рейс подряд. До этого командовал «восьмидесятым». Северное море, где и сейчас работал его СРТ, освоил давно. И как моряк, и как хозяин, промысловик то есть. Но для того, чтобы не просто успешно, а хорошо ловить рыбу, этого все-таки недостаточно. Надо еще быть и организатором, руководителем и воспитателем подчиненных тебе людей. Установить с ними не просто нормальные, спокойные отношения, но действительно товарищеские, доброжелательные, когда люди разделяют твои заботы, и понимают, и чувствуют тебя. Когда и приказ воспринимается ими как просьба, а просьба — как приказ...
Подвахты, подвахты, подвахты. Без них как одолеть эти живые горы сайды и пикши па палубе? И быстро надо, и наскоро нельзя... Год качества, пятилетка качества. Рыбацкая эффективность без качества — кому она нужна, что в ней проку? Нет на судне, тем более таком, как СРТ, человека, который не был бы лично причастен к качеству— каждый побывал на подвахтах. Случалось, только трое оставались на своих штатных местах: капитан, кто-либо из механиков, да повар — остальные занимались обработкой рыбы. Много ее было в этом году в Северном море. Даже видавшие виды рыбаки дивились: прямо-таки небывалый период, и великим грехом было не воспользоваться обстановкой — не простили бы капитану...
А истинных рыбаков немало было на СРТ-4574. Которые не год и не два уже ходят на промысел, и проловы и везения познали на собственном опыте, и удачей дорожить умеют. Старший мастер добычи Владимир Шеляг: мастер и по должности, и... просто мастер, дока в своем деле, отменно знающий промвооружение, умеющий так настроить его, что «сам Нептун от зависти бы ахнул», как в шутку сказал один из рыбаков. Изрядная доля правды в этом, несомненно, есть, учитывая и те уловы, которые доставляли столько работы всем, и то, что за период рейса практически не было потерь промвооружения, а была большая экономия орудий лова. Под стать старшему мастеру и его помощники, тоже знатоки и своего дела, и промыслового района, куда они ходят не первый рейс — мастер добычи Николай Михайлов и матрос первого класса Сергей Заяц. Но, само собой, успехи добытчиков — это и успех и заслуга штурманов, людей опытных и знающих. Старшего помощника Бориса Романова, моряка с солидным стажем, плавающего на этом СРТ уже два рейса, и второго помощника Игоря Сергеева («Стаж штурманский у него не меньше, чем у меня, — говорит о нем капитан. - И Северное море знает давно. И промысловик искусный. Будь моя воля, давно назначил бы его старпомом...»). Так что, перед нами пример подлинного содружества слаженности в работе штурма нов и добытчиков, который не мешало бы взять на вооружение всем рыбакам...
Вообще это отличительная черта экипажа СРТ-4574 — содружество и слаженность, профессиональное взаимопонимание и психологическая совместимость. Неформальные — субординационные отношения, неформальная общность целей, интересов — тут есть над чем подумать и что перенять. Правда, благоприятствовали, способствовали этому такие важные факторы, как то, что большинство команды состояло из людей, которые уже знали друг друга по предыдущим рейсам, что мы и видели на примере комсостава судна, служб добычи, обработки. Но вот механическая служба: впервые на данном СРТ вы-ходили в рейс старший механик Николай Минаев, который, однако, давно уже плавает на судах этого типа, второй механик Василии Ткачев, также опытный моряк, моторист Михаил Михайлов, бывший в этом рейсе партгрупоргом... Солидные, знающие люди, им не пришлось долго вживаться в новую обстановку, в новый коллектив. Тоже и начальник радиостанции коммунист Иван Демин — грамотный специалист, безотказный и беспокойный человек. Не повезло ему со своим хозяйством, забарахлило вскоре после начала рейса — то рация, то поисковая аппаратура. Но все неисправности тут же находились им и устранялись собственными, конечно, силами и усилиями.
Как ни невелик экипаж СРТ, о каждом не расскажешь. Но вот кого просили отметить особо — повара Алексея Матвеева и его верного помощника—Юрия Горбунова, бывшего шахтера, которому неожиданно пришлась по душе такая профессия. Оба самозабвенно трудились на своем камбузе — в любое время было чем подкрепиться рыбакам, в любую погоду и... в любом количестве.
И последнее: добрым словом отзываются рыбаки СРТ-4574 о работе плавбазы «Фридерик Шопен» и ПР «Аугуст Корк" - четко оперативно, культурно. Никаких проблем, не то, что раньше...
Итак, с победой, товарищи!

Л. ФИРСОВ.

НА СНИМКЕ: (справа налево) капитан Виктор Ковалевич, старпом Борис Романов, мастер добычи Николай Михайлов, шеф-повар Леонид Медведев, старший матрос Николай Смок.

Фото А. Дудченко.