0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденами и медалями СССР большая группа работников рыбной промышленности Эстонской ССР – 14 10 1965
ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

Нарышкин Алексей Николаевич - капитан среднего рыболовного траулера-рефрижератора "Сырве» Таллинской базы океанического рыболовного флота.

Сусский Владимир Николаевич - капитан среднего рыболовного траулера-рефрижератора "Панга" Таллинской базы океанического рыболовного флота.





ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА»

Виирмаа Харри-Тхеодор Янович — первый помощник капитана рефрижератора «Альбатрос» Таллинской базы рефрижераторного флота.

Теносаар Виктор Янович — начальник Эстонского производственного управления рыбной промышленности.




МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ»

Воронов Виктор Павлович - старший механик траулера-рефрижератора Таллинской базы океанического рыболовного флота.

Галкин Валентин Яковлевич — старший мастер большого морозильного траулера «Оскар Лутс» Таллинской базы океанического рыболовного флота.

Геде Рудольф Эдуардович- капитан среднего рыболовного траулера 4485 Таллинской базы океанического рыболовного флота.

Ермаков Георгий Дмитриевич - помощник капитана по производству большого морозильного траулера «Юхан Сютисте» Таллинской базы океанического рыболовного флота.

Лаанес Сулев Херманович - старший механик танкера «Александр Лейнер» Таллинской базы рефрижераторного флота.

Маслаков Владимир Константинович - секретарь парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота.

Мирошниченко Петр Иванович - главный инженер Таллинской базы рефрижераторного флота.

Тюрнер Фреди Янович — радиооператор-наставник Таллинской базы океанического рыболовного флота.




МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ»

Бичиков Егор Федорович — технолог плавбазы «Урал» Таллинской базы океанического рыболовного флота.

Ванюхин Павел Тимофеевич- старший механик транспортного рефрижератора «Бора" Таллинской базы рефрижераторного флота.

Калинин Алексей Васильевич — старший инженер-наставник Таллинской базы океанического рыболовного флота.

Лабидас Матти Александрович — старший механик рыболовного рефрижератора 1281 Таллинской базы рефрижераторного флота.

Луби Оскар Хендрикович — преподаватель Таллинского рыбопромышленного техникума
Пономарев Май Георгиевич - третий механик плавбазы «Ян Анвельт» Таллинской базы рефрижераторного флота.
Памяти стармеха Ханса Антоновича Круусберга ...Совсем молодой доктор. - 09 10 1965
Долгие годы старший механик PP-1282 Таллинской базы рефрижераторного флота Ханс Антонович Круусберг носил болезнь. Опытные врачи предлагали ему сделать операцию в поликлинике.
Болезнь мешала работать, но коммунисту Хансу Антоновичу, опытному механику, проплававшему 35 лет, не сиделось на берегу. До поры все обходилось благополучно. Однако в последнем рейсе стало ясно, что от операции не уйти. Недавно в тяжелом состоянии Ханса Антоновича доставили на борт плавбазы "Иоханнес Варес". Требовалась немедленная операция. Хирург на судне есть - Иванченко Геннадий Федорович. Но он лишь в июне этого года окончил Тартуский государственный университет. Вместе со своей супругой врачом-терапевтам Иванченко получил назначение в ТБРФ. Теоретическая подготовка у Геннадия имелась. А вот, самостоятельного опыта не доставало. Мы все понимали состояние и больного, и молодого хирурга.
Помощи ждать неоткуда. Открытое, да вдобавок еще бушующее море. Пришлось Геннадию вспомнить все: и лекции, и практику в поликлинике.
Обстановка осложнялась еще и тем, что у больного резко поднялось кровяное давление. Десять часов молодые врачи Геннадий и Татьяна Иванченко готовили больного к операции. За это время удалось снизить кровяное давление.
Больного положили на операционный стол. В качестве консультанта пригласили врача со спасательного буксира "Ураган" Нонну Ильиничну Зингфельд.
Четыре часа боролся молодой хирург за жизнь Ханса Крусберга. В общей сложности Геннадий провел около больного четырнадцать часов. Поздно ночью, когда операция закончилась, я позвонил в госпиталь и поздравил молодого хирурга с первой в жизни самостоятельной операцией в море и спросил о самочувствии. Геннадий тихо ответил:
- Устал, кажется, чертовски. Честно говоря, немного трусил. Но это было временное явление.
Нужно сказать, что вместе с дежурным врачом хирург сам ночевал в госпитале.
Утром мы навестили и больного и врача. Самочувствие больного было прекрасное, температура нормальная. Ханс Антонович сказал:
— Пожмите за меня руку доктору.
А через несколько дней больной был на ногах и только тогда я узнал, что его вылечил совсем молодой доктор.
Прощаясь с нами, старый моряк Ханс Круусберг в глубоком раздумье промолвил:
— А все же, здорово, черт возьми, получается! Я плавал на судах еще в период буржуазного режима. Тогда моряк даже не мог мечтать о квалифицированной медицинской помощи в бушующем океане. Спасибо от души вам, доктор и тем, кто вас выучил.
К этим словам бывалого моряка можно добавить: первый экзамен Геннадий Иванченко выдержал успешно.

А. ГИРО
первый помощник капитана ПБ "И. Варес"
Памяти РР-1270 и его экипажей. У ПОДНОЖИЯ ЯН-МАЙЕНА – 09 10 1965
""

Старший помощник капитана РР-1270 Глеб Болдин.
Фото A. Дудченко.

Утро над океаном выдалось обычное хмурое и туманное. Далеко позади на юге остался Полярный круг, а рыбопромысловый рефрижератор 1270 все еще держал курс на север в ожидании под хода промысловых судов. Холод давал себя чувствовать, температура воздуха едва достигала 1-2 градусов тепла. В этот ранний час внимательно следил за курсом судна старпом Глеб Болдин.
Свежело. Ветер усиливался. И вдруг вдали, словно распахнувшись из свинцовой пелены тумана, ясно проступили контуры высоко пика. Через несколько минут они вновь исчезли.
- Ян-Майен! - воскликнул старпом.
Редко открывается перед моряками этот высокий остров, затерянный в бескрайних просторах холодного океана.
Его вершина поднимается в небо более чем на 2200 метров.
Не зря так далеко ушел экипаж рефрижератора. Рейс выдался очень удачный. Покинув Таллин 3 июля, судно сначала прибыло в рыбопромысловые районы Северного моря.
Все члены экипажа шли в рейс с желанием, во что бы то ни стало не только выполнить, но и перевыполнить плановое задание. На переходе организовали обучение людей технологическим профессиям. Семь человек повышали одновременно свои специальные знания, чтобы стать матросами первого класса.
Регулярно по 110-часовой программе проводились политзанятия. Ежедневно получая краткие радиосообщения, секретарь парторганизации Яков Цейтин в беседах рассказывал о всех событиях в жизни страны и о международной обстановке. Активно участвовали многие моряки в выпуске стенной газеты "Маяк". Выпущено было пять номеров. Кроме того, с самого выхода в море оформили Доску почета. Первыми на нее удостоились быть занесенными рыбмастер Николай Лукьянец, матросы Юрий Жемерикин и Эрих Мянд, закатчик-наладчик Николай Атрахименок.
На редкость напряженными выдались первые же дни на промысле. Уже в 4 часа утра все поднимались на ноги, быстро завтракали и становились в рабочую цепочку. Трудились до позднего вечера.
Зато как облегченно вздохнули, когда пришла первая победа. Рейсовое задание предусматривало производство 420 тысяч условных банок пресервов. А за первую половину плавания сделали 458.714 условных или 50 тысяч трехкилограммовых банок пресервов.
Нужно сказать, что пришлось команде столкнуться и с немалыми трудностями.
Не хватало тары. Судно "бегало" порой то к СРТР-9058, то к "Криптону", чтобы получить каких-нибудь две-три тысячи порожних банок. Бывало и так, что плавбазы доставляли тару, но забывали клепку для ящиков под упаковку банок, а иногда и прокладочной бумаги тоже не подбрасывали.
Несмотря на препятствия, экипаж воодушевленный первым успехом, решил бороться за выполнение уже годового плана. Когда израсходовали все трех килограммовые банки, то перешли на пятикилограммовые. Вслед за промысловыми судами двигались на Север, до районов острова Ян-Майена.
К концу плавания выпустили еще 20 тысяч пятикилограммовых банок, записали на свой счет 726.7 тысячи условных банок пресервов, что составляет почти 170 процентов рейсового задания. Правда, до годового плана не дотянули. Но не по своей вине - не хватало около 6000 штук тары-банок. РР-1282, с которым вели социалистическое соревнование, все же обогнали.
Хорошо зарекомендовали себя в ном рейсе моторист Георгий Ажищев, второй механик Юрий , Никуленков, третий штурман Людвиг Раудсепп и остальные члены экипажа. Сейчас они готовятся в новый рейс, которым хотят перекрыть годовое задание.


А. КРОСС
Памяти РР-1282 и его экипажей. МИЛЛИОН БАНОК - 06 10 1965
Пресервы, иначе баночная сельдь, выпускаются в таре различной емкости. Поэтому для удобства счета за единицу принята условная банка, в которой вес чистой продукции — нетто — составляет 350 граммов. Экипажу рыбопромыслового рефрижератора 1282 предстоит нынче выпустить 1.225.000 условных банок.
""

закатчик РР-1282 Алексей Грушевский

Находясь в районах промысла Северного и Норвежского морей, экипаж судна вступил в социалистическое соревнование с командой однотипного РР-1270. Обязательство взяли нелегкое: выполнить рейсовое задание по производству пресервов только с высоким качеством продукции.
Старший мастер Василий Супрунович и мастер обработки Тойво Таммист хорошо продумали, как сколотить основную рабочую группу, от которой зависела совершенная технология и высокий темп труда.
""

технолог Василий Супрунович

На подачу сырца в приемник поставили Алдиса Гринса. Кажется нехитрое орудие зюзьга, но управляется с нею Алдис быстро, буквально мастерски. Опытными укладчиками еще раньше зарекомендовали себя матросы Анатолий Чекушен, Семен Гололобов и боцман Николай Глашнев. На заключительной ответственной операции — на закаточном станке — занял свое привычное место закатчик-наладчик Алексей Грушевский. Самое тщательное внимание уделил смеси, чтобы пресервы получались высокосортными.
С первых дней на промысле достигли ежесуточного запланированного уровня выпуска продукции — 600 пятикилограммовых или 650 трехкилограммовых банок.
Одновременно и остальные члены экипажа осваивали профессии рыбообработчиков.
Когда накопили достаточный опыт, то поставили целью повысить производительность труда. И вот 13 сентября наверх вызвали большую подвахту. Почти непрерывно в течение суток шла напряженная работа. Итог оказался необыкновенно радостным — сделали 2.700 пяти- и трехкилограммовых банок пресервов.
Таким образом, считая последний рейс, с начала года экипаж выпустил уже около одного миллиона банок. До годового плана осталось не так много. Намечая задачи на IV квартал, команда РР-1282 решила выполнить годовой план производства продукции не менее, чем на 120 процентов.
На вопрос как же трудится соревнующийся экипаж РР-1270, старпом Борис Голованов заявил: они от нас не отстают!
""

Таммист Тойво рыбмастер и комсорг

А. КРОСС.
«РАДИ ГАЛОЧКИ» - 06 10 1965
— Кворум у нас набрался,- начнем, товарищи, — сказал заместитель председателя базового комитета профсоюза Таллинской базы океанического рыболовного флота М. Трактин, — представил слово С. Герасимову.
Старший инженер по технике безопасности ТБОРФ С. Герасимов встал, зашуршал исписанными листками бумаги.
- За восемь месяцев текущего года служба техники безопасности проинструктировала 438 человек, облучила безопасным приемам работы 455 матросов. В результате производственный травматизм по сравнению с прошлым годом снизился…
Докладчик называл все новые и новые цифры. За десять минут он прочел все свои листки и с сознанием исполненного долга важно сел около председательствующего М. Трактина.
Члены базового комитета многозначительно помолчали, словно осмысливая услышанные цифры, потом задали докладчику вопросы.
Желающих выступить не оказалось, поэтому пришлось выступить мне.
- Товарищ Герасимов доложил здесь, сколько человек проинструктировано и обучено безопасным приемам работы. Это, конечно, неплохо, - говорил я, - но хотелось бы услышать, сколько людей послано на суда необученными, сколько работает без инструктажа. Есть и другие недостатки в технике безопасности, о которых докладчик почему-то ничего не сказал. И я восполнил этот пробел в докладе С. Герасимова.
Так, на БМРТ-384, например, необученных направлено десять человек, без инструктажа там работал не один десяток членов экипажа. Инструкций по технике безопасности у рабочих мест нет. Проверка знаний лебедчиков, кочегаров, электросварщиков и электриков не проводилась.
Капитан-директор БМРТ-384 В. Еськов и его старший помощник Н. Шашков в течении шести лет не проходили техминимума по технике безопасности, а они должны были проходить ежегодно. Тренировки с личным составом по расписанию «человек за бортом» не проводились. На судне произошел тяжелый случай травматизма. Многих привлекли за это к ответственности. Старший помощник капитана-директора Н. Шашков осужден к одному году исправительно-трудовых работ по месту службы с удержанием 25 процентов заработной платы. Сам товарищ Герасимов получил строгое наказание за плохой контроль за состоянием техники безопасности.
Серьезные недостатки есть и на других судах базы. По. чти ничего не сделано по конкурсу на лучшее судно по технике безопасности и охране труда, объявленному в мае . В октябре — срок подведения его итогов, а базком профсоюза устранился от руководства конкурсом: руки, говорят , не доходят.
У вас товарищи базкома, много рук молодых, сильных. Я имею в виду около ста человек общественных инспекторов охраны труда. Это большая сила. Кто же виноват, что она не приведена в движение, бездействует.
Когда я окончил говорить, председательствующий М. Трактин встал с кресла.
- Да ... верно, - сказал он, - мы предварительно не изучали этот вопрос, оказывается с техникой безопасности дело обстоит не так, как доложил т. Герасимов. Вношу предложение на очередном заседании базкома обсудить снова состояние техники безопасности и охраны труда. А до заседания глубоко изучить и наметить конкретные мероприятия ..».
Мне надо было уйти с заседания, но я был поражен фразой - "... глубоко изучить и наметить мероприятия...". Эта фраза произносилась и на мартовском заседании базового комитета профсоюза и раньше.
Тогда все происходило точно также. Докладчик был тот же - Герасимов, и я так же был вынужден дополнять его доклад.
Ничего не изменилось!

С. КЛОЧКОВ инженер по технике безопасности ЭПУРП
танкер «Выру». ЗА ПОЛТОРА ГОДОВЫХ ПЛАНА - 09 10 1965
В ЗАВЕРШАЮЩЕМ году семилетки экипаж танкера «Выру» работал с полной отдачей сил и добился значительных успехов. Досрочно выполнено большинство пунктов социалистического обязательства, взятого на 1965 год.
Обсудив свои возможности, подсчитав внутренние резервы, экипаж включился в социалистическое соревнование в честь 48-й годовщины Великого Октября. Взяты новые повышенные обязательства: в четвертом квартале доставить на промысел 12.000 тонн воды. Тем самым годовой план будет выполненным на 150 процентов уже к 18 декабря.
Пополнение воды решено производить в ближайших от промысла портах, что исключит непроизводительный простой и сократит холостые пробеги. Персонал, обслуживающий механизмы, берется производить раздачу воды судам на промысле в максимально сокращенные сроки. Чтобы обеспечить безаварийную работу судна, машинная команда составила график планово-предупредительного осмотра н ремонта механизмов, устройств и т. п. Этот график уже проводится в жизнь. Одновременно развернулась борьба среди всех членов экипажа за бережную эксплуатацию и сохранение техники.
Для систематического совершенствования своей квалификации, повышения общеобразовательных знаний и политического уровня, весь личный состав охвачен различными формами обучения. В рейсе будет подготовлено четыре специалиста.
Команда «Выру» решила бороться за высокое звание экипажа коммунистического труда. Она вызывает последовать ее примеру — включиться в социалистическое соревнование в честь 48-й годовщины Великого Октября - все команды вспомогательных судов.

О. РОВБУТ, капитан; Н. КАЗИМИРСКИЙ, первый помощник капитана; АРХАРОВ, парторг; В. КАЩЕЕВ, председатель судового комитета; Н. ТКАЧЕНКО. секретарь комсомольской организации.
ТР "Иней". ХОРОШАЯ ТРАДИЦИЯ -02 10 1965
В том, что транспортный рефрижератор "Иней" выполнил годовой план более чем на три месяца раньше срока, имеется значительный вклад машинной команды. Наши люди много потрудились, чтобы в каждом рейсе не допустить простоев из-за неисправности двигателей и механизмов. Большое старание они прилагали для сокращения межрейсовых стоянок.
Учитывая большие трудности на береговой ремонтной базе, коллектив машинной команды большую часть работ выполнял своими силами.
Так, в периоды нахождения судна в море произведен ремонт трех вспомогательных двигателей. Ремонт главного двигателя во время межрейсовой стоянки тоже производился своими силами. Стало традицией как можно шире использовать внутренние резервы и возможности.
Хочется отметить наших ветеранов, которые в течение года приложили много умения и энергии для бесперебойной работы сердца корабля.
Среди них третий меха ник В. Марченко, сейчас он выдвинут на должность старшего механика. Другой третий механик Э. Сепанди, начавший работать на «Инее» в августе прошлого года мотористом, в последнем рейсе уже исполнял обязанности второго механика. Токарь А. Никитин с высоким мастерством изготовляет самые сложные детали для двигателей. Старший моторист П. Мацкевич, помимо своих обязанностей, производит сварочные работы.
В последних рейсах хорошо себя зарекомендовали четвертый механик т. Якович, старший моторист т. Григорьев, моторист первого класса т. Кургвель, электрик т. Тарасевич и другие.
Надо сказать, что трудности вызывает большая текучесть кадров. Так, за два предпоследних рейса в составе машинной команды сменилось 17 человек, из 21 по списку. За год сменилось восемь электромехаников. Несмотря на это, на судне проявляется большая забота о людях. Члены машинной команды побывали в отпусках и отгулах и сейчас работают еще лучше.

Л. НИКОЛАЕВ, старший механик ТР «Иней».
Памяти СРТ-4451 и его экипажей. СТОДНЕВНЫЙ РЕЙС – 22 09 1965
Более 100 суток находился в плавании экипаж СРТ-4451 (капитан В. Минаев). Из них ровно три месяца экипаж промышлял сельд в Северном море, в районе так называемого Норвежского желоба.
На лове проведено 80 дрейфов. Поднимали на палубу от полтонны до 17 тонн рыбы. При задании в 2. 510 центнеров добыли и обработали 2.600 центнеров сельди. Рейсовое задание выполнили на 103.5 процента.
Успехом команды явилось освоение нового метода рыбообработки - полупотрошения, что обеспечивает более высокое качество продукции. Почти пятая часть добытой сельди сдана на приемные суда полупотрошеной. Укладывались в сроки подачи продукции на плавбазу "Рига" и рыбопромысловые рефрижераторы 1282 и 1270.
Лучшими производственниками зарекомендовали себя в этом трудном рейсе Ади Калдмяэ, заслуженно переведенный из матросов второго класса в первый, а также радист Иван Давидович, матрос первого класса Юрий Бочкарев, весть состав машинной команды, кок Григорий Грюнбаум и многие другие члены экипажа.



Освоили новый метод

ЖАРКАЯ пора в экипаже СРТ-4451 наступила когда начали осваивать метод полупотрошения сельди. Дело для всех оказалось новым, непривычным: ни опыта, ни умения. Досталось на долю каждого немало труда, пота и волнений. С твердой решимостью преодолеть препятствия и овладеть приемами пол у потрошен и я, принялась команда за дело. Девизом стало: задание выполним! Для работы требовались специальные ножи, обычные шкерочные при полупотрошении совершенно не годились. Конструкцию ножей разработали под руководством мастера Григория Кугота в машинной команде. Старший механик Виталий Силаков поручил их сделать своим людям, хорошо знающим слесарную специальность. Нож с острым лезвием для надреза брюшка рыбы, заканчивался тупым крючком, которым удалялись внутренности. Около двадцати таких "орудий производства» изготовили третий механик Сергей Андрианов и моторист Николай Григорьев.
Полупотрошение требует от рыбака большей точности, ловкости и внимательности, чем простое ошкеривание. Нужно избегать механических повреждений рыбы..
Показом и объяснением новых приемов обработки занялись дрифмастер Владимир Хлабустов и мастер Григорий Кугот. Не каждому удавалось быстро приспособиться к незнакомому прежде способу. Но терпение и настойчивость позволили добиться желаемых результатов.
Одним из первых освоил полупотрошение молодой матрос Рейн Сеппель. Но и другие члены экипажа вскоре оказались заправскими мастерами дела. Стало возможным привлекать к рыбообработке предельно большое число людей. Порою только два человека - один в машине, другой — на мостике — оставались на вахте, а весь остальной экипаж занимал места в технологической линии.
Начали ставить рекорды скорости обработки сначала отдельные моряки, потом и всем коллективом. Однажды приступили к работе в три часа ночи. Трудились с небольшими перерывами до 17 часов 30 минут. За 12 часов чистого рабочего времени заготовили 7.000 килограммов полупотрошеной сельди и затарили ее в бочки с тузлуком. Для экипажа это яви-лось наивысшей производительностью в рейсе. Нет сомнения, что в дальнейшем достигнутые показатели могут быть превзойдены.
Всего за рейс сдали продукции, обработанной новым способом — полупотрошением, — несколько сот центнеров, т. е. почти 20 процентов от всего улова.



Из династии моряков

КУРСАНТУ профтехучилища Рейну Сеппелю выпала завидная доля впервые на CPT-4451 идти в длительное и дальнее плавание в в должности матроса. Молодой моряк происходит из семьи потомственных сааремааских рыбаков. Он принес с собой на судно не только любовь к морю, но и чёткое знание распорядка, смелость, решительность и умение ориентироваться в сложной штормовой обстановке.
Рейн Сеппель на всех судовых работах и на обработке улова трудился добросовестно. Одним из первых, например, он освоил новый метод обработки рыбы - полупотрошение сельди.
В свободное время молодой моряк повышает свои специальные знания. Его часто можно видеть в штурманской рубке, где он выполняет практические задания по навигации, морской астрономии, метеорологии.
Много интересных знаний приобрел он в рейсе. Рейн научился выверять часы по сигналам времени, измерять высоты светил, определять поправку секстана, брать визуальные пеленги небесных светил и береговых ориентиров и другое. Умеет он делать практическую обработку и вычисление метеорологических данных, силы ветра, температуры воды и. т. д. Комсомолец Рейн Сеппель хороший общественник.
В рейсе он заслуженно переведен из матросов второго класса в первый класс.



Судовые активисты

Есть народная пословица: хороший конец - всему делу венец. Теперь, когда успешно закончен наш длительный рейс, с 3 июня по 13 сентября, можно подробнее проанализировать некоторые вопросы внутренней жизни коллектива.
Безусловно, решающее значение имела для выполнения производственного задания политмассовая работа в экипаже. В последнем рейсе на судне автор этих строк был единственным членом КПСС. Но тесное взаимодействие с профсоюзом и комсомольской организациями позволило справиться с планом политических занятий и бесед по темам, которые утвердил партком.
Следует отметить и добросовестное отношение многих моряков к общественным обязанностям. Так, в пути выбыл председатель судового комитета. По просьбе команды вести профсоюзные дела стал старший механик Виталий Силанов, и все остались им очень довольны.
Также с большой ответственностью отнеслись к поручениям агитаторы и лекторы. Умело проводил занятия третий помощник капитана, секретарь комсомольской организации М. Смычкин. Наш библиотекарь на общественных началах матрос первого класса Юрий Бочкарев готовил соответствующие материалы, пособия, подбирал литературу.
Среди команды в этот раз было много эстонцев. На их родном языке беседы и читки материалов политической литературы со знанием дела вел комсомолец, отличный производственник, матрос первого класса Рейн Сеппель.
Основными пособиями являлись главным образом газеты: "Рахва Хяэль", "Норте Хяэль", «Советская Эстония", ряд центральных газет. По вопросам международных отношений беседы и читки иногда дополнялись сообщениями и рассказами тех членов команды, которые в прежнее время посещали иностранные порты.
Таким образом, тематический план парткома был претворен в жизнь. Здесь нужно особо остановиться на том, что одних периодических изданий совершенно недостаточно для более полного усвоения вопросов тематического плана политмассовой работы в море. Прежде всего, газетные материалы очень коротки и освещают только факты сегодняшнего дня, а обзорные материалы также приурочены к определенным событиям. Между тем из года в год общий кругозор моряков растет и им хочется глубже понять и уяснить многие явления международной жизни.
Например, в пути мы проходим мимо Польши и Швеции, ГДР и ФРГ, Дании, Норвегия и Англии. В море часто встречаются суда под влагами далеких от нас стран. Живейший интерес вызывают сообщения из государств Латинской Америки. Но удовлетворить запросы команды не представляется возможным. Раньше в школах Латинскую Америку изучали бегло, моряков, побывавших в ее портах, среди нас почти нет.
Поэтому необходимо снабдить суда более солидной литературой. Что под этим подразумевается? Прежде всего, хорошо бы иметь политико-экономические справочники или каталоги, в которых цифрами и фактами раскрываются состояние хозяйства, внутренняя жизнь страны, накал политической борьбы между трудом и капиталом за демократические свободы , за повышение зарплаты (о чем часто пишут в газетах), за улучшение жизненных условий и т. п.
Неплохо бы приобрести иллюстрированные издания — альбомы, диаграммы, схемы и другие. Известно, что наглядная агитация наиболее впечатляющая. А как проводить занятия, не имея самих наглядных пособий? Ведь, раскрывая на занятиях (в тесном кубрике, где за иллюминатором только серая вода) альбом или другое иллюстрированное издание, мы как бы на время воочию видим мир.
Сейчас наступает новый учебный год в сети политического просвещения. Хочется, чтобы партком, парткабинет учли в своем плане и пожелания экипажей промысловых судов, уходящих в открытый океан на долгие месяцы. Содержанию политмассовой работы в море требуется уделить более серьезное внимание.

В. РЕШЕТНИКОВ.
старший помощник капитан СРТ-4451.



Камбуз — тоже производственный участок
КАМБУЗ на судне — самый постоянно действующий производственный участок. Вахта на нем ежедневно длится с 7 до 22-23 часов. Нести ее приходится и на переходах, и на промысле, и у причала, когда судно стоит в порту под погрузкой или выгрузкой.
Должность кока мне, матросу первого класса, пришлось принять неожиданно, на ходу. Команду не удовлетворяла пища, которую раньше готовили. А ведь хороший стол обеспечивает и бодрое настроение, и очень способствует высокопроизводительной работе, особенно на промысле.
Вспомнили тогда, что мне в Советской Армии, лет восемь назад, пришлось в течение четырех месяцев выполнять обязанности повара.
Соглашаясь стать коком, конечно, чувствовал, что беру на себя большую ответственность. Но желание быть полезным всему экипажу там, где это требовалось, превозмогло мои опасения.
Пригодился небольшой армейский опыт. Вновь принялся готовить борщи, супы, солянки, гуляши, каши, компоты, кисели и другие блюда. Старался разнообразить меню, составлять его применительно к условиям работы.
В этом рейсе в достаточном количестве имелись мясо, рыба, рис, крупа, сушеные фрукты. Хорошо отпускали нам продовольствие и рижские плавбазы.
Но неважно обстояло дело с получением свежей зелени. С нашей плавбазы "Иоханнес Варес» кроме капусты, не удавалось добыть никаких овощей. Между тем конец лета и начало осени — самая овощная пора. Нашим снабженцам следует лучше позаботиться о том, чтобы на судах имелась свежая зелень. Тогда и меню будет питательнее и разнообразнее.

Г. ГРЮНБАУМ, кок СРТ-4451.

""


На снимках: (вверху) старший механик Виталий Силаков и третий механик Сергей Андрианов анализируют работу механизмов.
""

(внизу) Наступили минуты отдыха. Моторист Н. Григорьев вышел с баяном на палубу. Полилась знакомая мелодия, и любители песни подхватили ее.
В ЗЕЛЕНОМ ВАГОНЧИКЕ – 22 09 1965
У ВХОДА в Таллинский морской рыбный порт на железнодорожном пути стоит вагончик зеленого цвета. На нем голубая табличка: «Почтовое отделение связи № 25». В его тесном помещении всегда многолюдно — судовые "почтальоны" получают для своих экипажей почту.
Вот к окошку, где выдают корреспонденцию, подошел паренек.
— На СРТР-9097 почту можно получить?
— Прошу, предъявить доверенность, — потребовала Александра Козлова.
— Доверенности у меня нет, а есть удостоверение личности, значит на судне я человек свой, - настаивал парень.
— Почта на, суда выдается только по доверенности капитана, - разъяснила Козлова.
Паренек обиделся и ушел.
Но не стоит ему обижаться. Еще не так давно, когда отделение находилось у причала Купеческой гавани, терялись письма, телеграммы, газеты.
Теперь письма не отдают каждому, кто назовет номер судна, а вручают строго по доверенности. В результате вся корреспонденция приходит точно в руки адресатов. Если поступает телеграмма, то почтовые работники Алла Чиж и Александра Козлова обязательно побеспокоятся, чтобы она была вручена в срок.
С большим нетерпением ждут работники отделения связи окончания строительства нового здания, которое стоит уже под крышей на Северной стороне порта. Там и для них выделено просторное помещение.
— А пока довольствуемся этим, — говорит Александра Козлова. — Правда, очень тесно. Растет флот, появляется все больший спрос моряков на газеты и журналы. Тираж подписки все время увеличивается.
Стоит заглянуть внутрь отделения и станет ясно, что девушки трудятся не покладая рук. Вся корреспонденция разложена по нишам, на которых помечены номера судов. При выдаче не приходится долго рыться.
Матрос Анатолий Кашеваров поступил на наше судно недавно. Раньше письма шли ему до востребования на Главпочтамт.
— Как быть? — спросил перед уходом в рейс Анатолий.
— Оставьте на Главпочтамте заявление, чтобы они пересылали письма на наше отделение, а мы, в свою очередь, будем высылать вам в море, — посоветовала Алла Чиж.
— Но мне придет и денежный перевод, — забеспокоился матрос.
— Хорошо, оставьте доверенность, и мы по ней получим, а по возвращении из плавания вы получите деньги у нас.
Тепло благодарят моряки Аллу Чиж и Александру Козлову за их заботу. Сотни приятных новостей проходят через их руки. Большое им спасибо!

Г. ГЕРАСИМЕНКО, матрос первого класса СРТР-9046.
Памяти мастера добычи Виктора Мартсона. ДАЛЕКИЙ ПРИЦЕЛ – 15 09 1965
ЗА ГОРИЗОНТОМ скрылись родные берега. Открытое море усыпляюще покачивало СРТ-4515, идущий курсом к району промысла. Старший мастер добычи Виктор Мартсон еще разбирался с береговыми документами, когда в дверь каюты раздался настойчивый стук.
- Просят на собрание, — объявил вахтенный.
Но уже по торопливости вахтенного, по резкому стуку в дверь Виктор заранее угадал — зовут на собрание. За десять лет плавания на промысловых судах многое примелькалось, судовой распорядок стал знакомым до мельчайших подробностей.
Первое собрание по выходе в рейс сначала было, похоже на многие десятки таких же прежних собраний. Капитан Игорь Борисович Котляр рассказал о задачах рейса, еще раз напомнил о нужном несении службы. Оживление прошло по команде, когда узнали, что до выполнения годового плана осталось не так много выловить рыбы. Промысловики многозначительно переглянулись, удовлетворенно закивали головами.
Коротко обсудили свои возможности. Бывалые моряки вставляли реплики, критикуя досадные мелочи в работе. Новички настороженно молчали, стараясь вникнуть в суть дела, прикидывая в уме, что к чему. Началось обсуждение последнего вопроса повестки дня - выборы судового комитета профсоюза.
Не успел Виктор и подумать о кандидатурах, как в два голоса назвали его фамилию - Мартсона!
- Товарищи, надо бы помоложе ребят выбирать, чтобы тоже приучались к несению общественных обязанностей...
Но его возражение потонуло в ответных репликах:
"Какая учеба в рейсе - работать надо"... "Новые-то напутают - не разберешься! ... "А ты уже бывал в составе профсоюзного комитета".
Так Виктор Мартсон оказался избранным на пост председателя судового комитета. Нагрузка, прямо скажем, нелегкая, да и времени требует много.
Неоднократно и Виктор и другие профсоюзные активисты высказывали мысль о том, чтобы судовой комитет выбирался до отхода судна в рейс. Тогда бы его члены смогли заранее посетить базовый комитет, получить инструкции, посоветоваться, наконец, запастись необходимой документацией. А без этого в море приходится вести профсоюзные дела порою наощупь, или используя отрывочные советы товарищей.
Сообща организовали социалистическое соревнование в экипаже. Хорошо помогли судовому комитету и капитан Игорь Котляр, и старший механик Койт Алле и второй помощник капитана Лео Палумяэ. Главной целью наметили повышение сортности продукции. Держали свое самое главное обязательство под ежедневным, неусыпным вниманием. Как выяснилось потом по итогам рейса, вся рыба, была сдана повышенной сортностью – социалистический договор претворен в жизнь с превышением и по количеству и особенно — по качеству.
Но вот когда решили отметить лучших — возникла трудность. Экипаж предложил передовикам производства присвоить звание ударника коммунистического труда.
Но как оформлять это решение — сначала протоколом общего собрания, а потом на судовом комитете или наоборот?
Все же семь моряков наиболее отличившихся на промысле , так сказать, волей общего собрания представили к присвоению почетного звания.
Среди них старший матрос-бондарь Владимир Васильев, матрос первого класса Николай Зубалевич, третий помощник капитана Олег Гусев и другие.
Одно из собраний посвятили приему новых членов в профсоюз. Перед коллективом - молодой матрос второго класса Алексей Мишин. Демобилизованный из рядов Советской армии воин связал свою судьбу с рыбопромысловым флотом. Впервые ходил он в рейс в океан, на работу ранее совершенно незнакомую — на лов рыбы.
Не спасовал молодой матрос. От полной души трудился. Не считал зазорным по каждому поводу обращаться к более опытным морякам, чтобы лучше освоить дело.
— Ну, как, товарищи?
— Принять, достойный будет член профсоюза, — единодушно одобрили собравшиеся кандидатуру Алексея Мишина. А в конце рейса его, в числе семи лучших представили на присвоение звания ударника коммунистического труда.
Бурно проходило обсуждение колдоговора, вернее того, как он выполняется. Немало нареканий вызвал ряд пунктов, так и оставшихся на бумаге. Например, на судне не установлен одни из обещанных переходов, что затрудняет работу во время штормовой погоды.
— Справедливо высказывала свое мнение команда, — поясняет Виктор Март-сон. — Возьмите ту же технику безопасности. На приспособления, на мероприятия по ней запланировано и отпущено меньше средств, чем на специальную литературу. Что же важнее, в конечном счете, подлинное обеспечение техники безопасности, или литература по ней?
Просматривая дела своих предшественников, председатель судкома обнаружил, что у коллектива судна есть подшефный воспитанник из детского дома. Надо ему помочь, может быть навестить! Доброе дело нашло в экипаже горячее сочувствие. Отдельные члены экипажа всерьез задумались о приобретении подарка.
Но вскоре выяснилось, по опросам старейших членов команды, что бывшему воспитаннику перевалило за 18 лет и он начал самостоятельную жизнь. Другого подшефного базовый комитет не помог выделить. С разочарованием пришлось отказаться от хорошо задуманного поступка.
Успешно завершил рейс СРТ-4515, перевыполнил по количеству и по качеству добытой рыбы. А в соревновании с СРТ-4282 свое рейсовое обязательство намного перекрыл. В этом немалая заслуга профсоюзного актива, судового комитета и его председателя.
По прибытии в порт, едва лишь закончилась разгрузка, Виктор Мартсон направился в базовый комитет профсоюза. — Ни одного неясного вопроса, сказал он, не должно остаться без ответа к новому рейсу.

А. АНТС.