0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
Памяти капитана Льва Рябова, СРТ-4282 и его экипажей. ЕСТЬ ГОДОВОЙ! – 01 09 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СРТ-4282 - 01 09 1965


В ОБЫДЕННЫЙ повседневный ритм рыбного причала ворвались бодрые звуки марша. На пирсе группа празднично одетых людей. Радуют глаз цветы, ярко блестят трубы духового оркестра. Здесь же с мамой маленький Валерий Кременевский. Сегодня ему исполняется 4 года, а папа - старший механик СРТ-4282 как раз возвращается из рейса с необычным подарком - судно намного раньше рока выполнило годовой план добычи рыбы. Встретить торжественно победителей и собрались представители общественных организаций, родные, друзья.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

родные и близкие встречают СРТ-4282 - 01 09 1965


Когда судно ошвартовалось, капитан Л. Рябов доложил начальнику ТБОРФ Л. Калошину об успешном выполнении задания. За 87 суток промысла выловлено 3.450 центнеров рыбы. Этим же рейсом завершено и годовое задание: при плане 7.600, добыто 8.070 центнеров.
На палубе состоялся короткий митинг. Л. Калошин, его заместитель Б. Жуков, заместитель начальника экспедиции по политчасти Н. Ермолаев горячо поздравили экипаж с трудовой победой. Они пожелали рыбакам хорошего отдыха, приятной встречи со своими семьями и новых успехов в следующем рейсе. Экипажу была преподнесена в подарок радиола.
В ответном слове капитан Л. Рябов от имени своих товарищей заявил, что экипаж и впредь будет держать высоко знамя социалистического соревнования, добывать для любимой Родины больше рыбы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рябов Лев капитан СРТ-4282 - 01 09 1965


Капитан Л. Рябов сообщил нашему корреспонденту:
—Наша команда СРТ-4282 соревновалась в этом рейсе с экипажем СРТ-4515. Сначала, мы шли намного впереди. Затем они стали догонять. Мы им готовы были оказать любую возможную помощь. Радостно, что и они достойно завершили рейсовое задание.
Все 23 члена нашего коллектива трудились на редкость дружно. Ежесуточно поднимали на борт более чем по 40 центнеров рыбы. Трудно выделить кого-либо от дельно из наших товарищей - настолько сплоченно выходили все на работу. Отлично несли свои обязанности третий помощник капитана Анатолий Петерсон, второй механик Юрий Шикалов, радист Николай Худолей, матрос Иван Петренко и остальные.
Памяти СРТР-9040 и его экипажей. У ДРУЖНЫХ ДЕЛО СПОРИТСЯ – 21 08 1965
НЕДАВНО возвратился с промысла СРТР-9040. Сейчас судно находится у судоремонтных мастерских. Оно привлекает взор чистотой. Не часто приходят траулеры с промысла в таком состоянии. Но не только внешность судна радует глаз. В жилых помещениях, в салоне, на палубе — порядок.
Едва судно ошвартовалось, на палубе появились пожарный щит с инвентарем, бочка с водой, песок. Отведено место для курения и вывешена доска с записью вахтенной службы.
За два дня должностные лица сдали траулер в ремонт, получили отгулы матросы. В этом заслуга механиков и старшего помощника капитана Юрия Щеголева. За время перехода с промысла они сумели проверить все узлы и составить перечень ремонтных работ. А в это время палубная команда выкрасила судно за исключением мачт и смазала крутящиеся и резьбовые части.
- А как же они ловили рыбу? — спросил меня сосед, когда я ему поставил в пример это судно.
Идем, смотрим доску показателей. Цифра 119,1 процента говорит сама за себя. Но она не приоткрывает той большой работы, которую проделал экипаж. А сделано много. Вот что рассказывает матрос первого класса Юрий Мельников:
— Еще перед уходом на промысел, мы взяли обязательство перевыполнить план добычи рыбы ... Мы не надеялись на удачу, а твердо верили в успех. Между тем, все знали, что около половины палубной команды - новички тралового лова. Знали и то, что опытные не откажутся, помочь молодым морякам.
Первое время с постановкой трала не ладилось. Старший мастер добычи Николай Степовиков вместе с капитаном Александром Пироженко проводили бессонные ночи за чертежами. А новички осваивали порядок постановки и выборки трала.
Работали в две смены, и в каждой была часть молодых матросов.
- Пошла, - почти со вздохом вырвалось у всей команды, когда появился первый куток рыбы.
С этого момента и начались трудовые будни экипажа. Рыб мастер Михаил Виноградов говорит, что приходилось тралить при минимальной видимости, выходил из строя локатор. Но штурманы справлялись с обязанностями, и траления не прекращались. Отстояв напряженную вахту, они вместе с механиками выходили на помощь палубной команде. С большой теплотой отмечает Виноградов безупречный, труд матросов первого класса Силланди, Петруши, Вярка и старшего матроса-бондаря Мещанинова. И сам рыбмастер Виноградов добился отличных результатов при засолке рыбы. Он сдал первым сортом 106 процентов улова. Бесспорно, что при плане 506 тонн выловить более 600 тонн и 540 тонн сдать первым сортом - задача нелегкая.
Нынешним летом Западный район Атлантического океана не так уж был щедр для рыбаков. Но здесь, на СРТР-9040, победило умение и энтузиазм. На судне три четверти экипажа — комсомольцы и коммунисты. Они умело организовали и труд и отдых. Матрос Тимошин горячо благодарит за учебу своих товарищей и говорит:
— У нас коллектив веселый, дружный и трудолюбивый.
Базовый комитет профсоюза присвоил многим членам экипажа звание ударников коммунистического труда. Среди них матросы Тани Вярк, Сергей Петруша, мастер добычи Александр Шома, электрик Валерий Мусталев и другие. В районе Западной Атлантики экипаж СРТР-9040 занял второе место по вылову рыбы.

Г. ГЕРАСИМЕНКО, матрос первого класса СРТР-9040.
Памяти БМРТ-368 «Оскар Лутс» и его экипажей. ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ – 11 08 1965
Ранним мартовским утром от здания управления ТБОРФ отошло пять автобусов с рыбаками— подменными командами на БМРТ-368 «Оскар Лутс» и БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». "Оскар Лутс» уже в третий раз обновлял свой экипаж — шел одиннадцатый месяц его плавания.
А тем временем из Калининградского порта навстречу двум БМРТ вышел специально зафрахтованный для доставки подменных команд на промысел пассажирский лайнер «Мария Ульянова». Суда встретились в районе Джорджес-банки.
... С тех пор прошло пять месяцев, а если считать и два предыдущих рейса «Оскара Лутса», то один год и три месяца. Только что поставленный дизель-электроходом «Альбатрос» рекорд по дальности плавания был побит. Был он побит и по длительности пребывания в море. За кормой судна 15 месяцев голубых дорог, прибрежные воды Центральной Африки, туманное мелководье Джорджес-банки... Итак, БМРТ-З68 «Оскар Лутс» первым из судов ТБОРФ сделал три рейса подряд - и все были успешными. Особенно удачным стал первый рейс БMPT, по итогам которого он за 1964 год занял первое место среди рефрижераторных судов «Запрыбы». Второй рейс закончился перевыполнением задания, а третий... Третий был, пожалуй, самым сложным. Но и на этот раз экипаж, добыв 40.417 центнеров рыбы, значительно перекрыл свое задание. Да и годовой план - тоже.
Успех судна... Как часто, прочитав эти слова, мы поспешно добавляем традиционное : «Экипаж работал слаженно, несмотря...", и не задумываемся, что стоит за этими словами. А за ними - колоссальный, ни с чем не сравнимый рыбацкий труд, неимоверное усилие экипажа, горести и неудачи, проловы и просчеты, из которых только сильные, только упорные научились находить «счастливый» выход. Такое трудное счастье и сопутствовало экипажу БМРТ «Оскар Лутс». Третий рейс. Машина работает «втугую», за ней только глаз да глаз, рыбцех, транспортеры, морозильные камеры тоже, как говорится, на исходе. Но не на исходе люди. И им, рыбакам, не раз приходилось в рейсе доказывать, что не даром и неспроста жизнь применила к его имени почтеный титул на земле - труженик.
Когда по серой водяной глади изо дня в день стелется густой туман, когда «сидя на радио», капитан десять раз подряд слышит унылое: «рыба рассеялась", какое решение принимает экипаж? Решение простое - экономить время, правильно расставить людей по рабочим местам, сэкономить драгоценное время для тралений. Так было и на «Оскаре Лутсе". Партийная организация судна, руководимая старшим механиком Рихардом Риба, уделила основное внимание организаторской работе. Лозунг "Все силы на выполнение плана" – стал ведущим. "Забарахлил" трал, и вот уже на борт судна приглашается один из лучших тралмастеров базы Яков Володин, который на время оставляет свой БМРТ-229 «Ганс Леберехт». Плохо идет рыба, и капитан Сергей Сенкевич по много раз в день консультируется по радио с капитанами других флотилий. «Сдает» рыбцех, и из него сутками не выходит механик-наладчик Семен Ломаков, для которого этот рейс — первый, раньше он работал в плавмастерских. И рыбцех «молотит», не оставляет без работы морозильные камеры БМРТ. А на палубе трудно выделить лучших. Но все же предпочтение отдается матросам первого класса Федору Филатову, Анатолию Бок, Якову Кобризону.
Все это и называется "слаженной работой экипажа, несмотря...». И как результат этого с Калининградской базы «Ногинск», на которую «Оскар Лутс» сдает свою продукцию, летит на берег радиограмма: «Отмечаем отличную организацию работ на БМРТ-368 ТБОРФ по выгрузке рыбопродукции...
Люди вернулись домой с победой. Люди за рейс стали лучше, организованнее. Экипаж вырос. Секретарь комсомольской организации судна третий механик В. Удовиченко, рефмоторист Ю. Сынаялг, второй штурман В. Поляков приняты кандидатами в члены КПСС.
Дорога, длиною в год, принесла трудное и потому настоящее рыбацкое счастье.

Р. ИЛЬИН.

""


На снимках: (вверху) рефмоторист, ударник коммунистического труда, отличник рыбной промышленности комсомолец Юрий Сынаялг. Во время рейса он хорошо справлялся со своими обязанностями. Юри постоянно повышает знания, учится на III курсе Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.
""

(Внизу) БМРТ -368 прибыл в Таллинский морской рыбный порт. Идет разгрузка судна. На лебедке работают передовики производства - матрос II класса комсомолец Владимир Ширяев и матрос I класса Федор Филатов.

Фото Д. Пранца
Памяти штурмана Леонида Лысенко. ШTУРМАН-ХУДОЖНИК - 1965
ПРИВЫЧНО плещутся о борт волны. «Бора" идет к Джорджес-банке. Течет на судне будничная жизнь. "Утрясаются» производственные вопросы. Проходят собрания. А свободные от вахт... Именно об этих «свободных» наш разговор.
На верхней палубе -импровизированный мольберт. Лист бумаги, цветные карандаши.
- Хорошо у тебя получается, Леня, - говори, кто-то из моряков, наблюдая через плечо художника за его работой.
Еле заметный взмах кисти руки - и ложится штрих. Один ... второй... И вот уже целая картина.
"Зрители" критически сравнивают настоящее море за бортом и то, что получилось у Лени. Кто-нибудь деловито замечает:
- Здорово!
… Художник — Леонид Лысенко — третий штурман. Вахта впереди. А затем сидеть в каюте, когда судно в теплых водах? Лысенко собрал рисовальные принадлежности, отправился на палубу. Тут окружили его товарищи.
Судовые ценители и критики, как завороженные следят за волшебным грифелем. Моряки больше молчат. Художник Леонид Лысенко не скрывает своих произведений. Он любит жизнь, людей, море... И это передает в зарисовках.
Леонид быстро сменил лист. Уже не волны, лицо девушки будто возникает из тумана. Смолкают за спиной Леонида шутки. У каждого рыбака есть та, за всеми морями и океанами. Дома. От нее он ждет писем. Далекий дом вдруг становится близким.
Нескольких таких минут, проведенных мысленно дома, художник дарит людям. Поэтому и любят ребята, когда Леонид рисует на верхней палубе.
- А теперь смотрите, похоже? - спросит он весело.
Вытащит откуда-то из груды бумаг лист со смешной физиономией. Парни весело хохочут.
- Какие направления существуют в живописи? Много ты знаешь стилей? - спросит Леонид кого-нибудь.
Возникают споры. Выкладывают парни свои познания в живописи. Незаметно втягиваются в разговор даже отмалчивающиеся.
Но неумолим распорядок дня. Третий штурман сложил карандаши:
- Пока, ребята. Заступаю на вахту.
Часы отдыха всегда чем-то необычны на "Боре". Леонид ушел, и вот палуба из студии художника превратилась в спортивную площадку. Начались массовые игры.

Н. БОНДАРЬ
БУДНИ ЭКИПАЖА ТР «БОРА» - 07 08 1965
Коллектив транспортного рефрижератора "Бора"
награжден переходящим вымпелом.
Экипаж за семь месяцев доставил 8 000 тонн груза.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Во главе коллектива

В партийной организации транспортного рефрижератора "Бора" пятнадцать человек. Коммунисты строят свою работу так, чтобы с каждым рейсом улучшались производственные показатели.
На последнем открытом собрании обсуждали выполнение рейсового плана, взятых социалистических обязательств. С докладом по этим вопросам выступил капитан-директор "Боры" Д. Коган. Коммунисты отметили успехи, достигнутые благодаря слаженному труду экипажа. Откровенно говорили о недостатках, которые общими усилиями следует изжить.
- Рейс транспортного рефрижератора был сдвоенный, - сказал капитан-директор. - Первый груз мы приняли в районе Джорджес-банки от БМРТ. Рыбопродукция предназначалась для Объединенной Арабской республики, и ее мы сдали хорошо. В этом заслуга, я считаю, всех моряков нашего судна, где пример показывали коммунисты.
Среднесуточная приемка продукции достигала ста сорока процентов. Это позволило нам перевыполнить задание.
"Бора» заняла первое место в социалистическом соревновании и получила переходящий вымпел. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Руководство обратилось к коллективу экипажа с предложением о досрочной обработке рефрижератора «Янонис». Члены команды поддержали это предложение. Была четко налажена организация труда. На помощь палубной пришла машинная команда. Ее возглавлял секретарь партийной организации И. Осипов. Примеру коммунистов последовали комсомольцы со своим вожаком Л. Лысенко. Победителем в труде оказалась вахта старшего матроса А. Терешкова. Хорошо поработал коммунист лебедчик Н. Попов, матросы В. Иванов, Ю. Свидетелев, А. Маркелов. В другой смене — лебедчик коммунист В. Капустин, матросы И. Шалмс, боцман А. Сестверк и другие. От правильной расстановки рабочих по объектам суточная выгрузка достигала 5.000 центнеров. План по грузу выполнен на 105,6 процента. Доставлено 24.300 центнеров рыбы. За оба рейса значительно снижена себестоимость продукции, экономия от которой составила 10.000 рублей.
В последнем — коллектив значительно приблизился к годовой норме перевозки. Планом предусматривалось 10.400 тонн, уже перевезено 8.000 тонн груза.
Готовясь к переходу в Таллин, коллектив судна обратился к работникам рыбного порта с просьбой о досрочной выгрузке рефрижератора с тем, чтобы быстрее выйти в очередной рейс. На собрании коммунисты говорили, как лучше организовать выгрузку. Председатель группы содействия партгосконтролю Р. Зарянов доложил о расстановке сил в период обработки судна. Опять основная нагрузка легла на плечи палубной команды. И так же не отставала от нее машинная во главе с Э. Грибовским.
В рейсе механики отремонтировали два воздушных электрокомпрессора, три масляных и топливных сепаратора. Эту работу выполнили М. Гревцов, второй механик, В. Медов, третий механик, В. Левицкий, электрик, Д. Лопато, моторист.
В центре внимания партийной организации находится идеологическая работа. Коммунисты напомнили о тех нарушениях трудовой дисциплины, которые имели в порту матрос В. Бабуль и моторист И. Баранов. Призвали членов экипажа никогда не ронять чести и достоинства советского моряка. На эту тему было прочитано несколько лекций. Капитан-директор Д. Коган был пропагандистом. Он провел занятия в системе политического просвещения. Старший механик Э. Грибовский организовал лекцию о развитии сельского хозяйства. Второй механик М. Гревцов - о новых энергетических установках на судах рыбной промышленности. Лекции всем очень понравились. На транспортном рефрижераторе «Бора» партийная организация - руководитель и организатор масс.
Н. ЕРМОЛАЕВ,
заместитель начальника экспедиции.


Тяжелые перчатки
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Ребята, не забудьте - сегодня тренировка!
Спорт. О нем на судне расскажет всякий. Будут говорить долго и с увлечением. Еще бы! Ему «все возрасты покорны».
Перед отходом судна в рейс инструктор по спортивно-массовой работе ТБРФ В. Волков принес шахматы, шашки, спортивный инвентарь.
- Ребята, принимай "груз» по вашим заявкам. И чтоб работа велась!
Сразу по выходу в море спортсмены обсудили , чем будут заниматься. Хорошо после вахты "поразмять косточки".
Годятся для этого боксерские перчатки Их шесть пар. Есть гиря, другой инвентарь.
— Кто имеет спортивный разряд? — спрашивал и друг друга. Набралось несколько человек.
О секции бокса моряки мечтал и давно еще с прошлых рейсов. И теперь нашлось время и условия.
— А кто будет тренером?
Моторист Р. Тасса оказался почти мастером спорта. Ребята поручили вести ему секцию. Вместе с Л. Мельком, Л. Лысенко, Н. Брюханчиковым откорректировал расписание тренировок. И вот однажды после рабочего дня на прогулочной палубе собрались молодые сильные парни. Это была боксерская команда. Р. Тасса надел перчатки, показал несколько приемов. И через неделю—другую на «ринге» сражались судовые боксеры. Правда, на первых порах они дрались несмело. Но тренер терпеливо учил.
— Держи руки выше! Закрывай подбородок!
Тасса отшлифовывал движение боксеров. И результаты не замедлили сказаться. За рейс провели соревнования. Н. Брюханчиков занял одно из первых мест.
Экипаж, как в настоящем чемпионате, приветствовал победителей.


В порту

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И вот берег. Большая работа ждет технолога. Под его руководством будет сдана рыбная продукция. По трапу на "Бору" одной из первых поднимается инженер-химик.
- Здравствуйте, товарищи», - говорит Нина Лещук.
Технолог Владимир Завьялов приглашает ее ознакомиться с качеством продукции. Достали документы, появились на свет термометры. Другие инструменты тоже под рукой.
- Какова температура в теле мороженой рыбы?
- В соответствии с ГОСТами, - отвечает Завьялов.
Химик Лещук проверяет тщательно. Смотрит упаковку. После этого разрешает сдать продукцию.
Учетчики занимают места около люков. На судне грузчики.
- Вира! - кричат из трюма.
Первая тяжелая площадка с коробами поднимается над палубой. Груз подают к вагону. А через день- два он уйдет по стальным магистралям к местам назначения.
Но у экипажа еще много дел. Надо подготовиться к новому выходу в море. Промысловики ждут транспортное судно.



Боевой помощник

Время летит, если делом заняты. Стоит - когда сидишь, сложа руки. Не очень этим у нас займешься, - так сказал кто-то в курительном зале.
После всех вахт заседала здесь редколлегия стенной газеты. В ней несколько человек: доктор Ю. Зинин, Л. Лысенко, В. Стулов — культработник, Ю. Свидетелев - матрос. Как всегда на таких заседаниях присутствует Д. Гмирянский - первый помощник капитана.
- О чем напишем в "Молнии"? - спрашивает он членов редколлегии.
- Ребята, я предлагаю тему! Бригада Попова и Терешкова приняли 157 тонн рыбы. А в трюмах работало всего восемь человек. Свиделев! - Ты же был там, чего молчишь?
— Да, у меня данные поточнее. Мороз, Николаев , Афонин за четыре часа от БМРТ-374 приняли 63 тонны продукции.
Если сосчитать, то на каждого человека приходится по 15 тонн...
Присутствующие ахнули. Не верилось
— Работаешь — не замечаешь груза. Выведешь цифру на бумаге и удивишься сколько сделано...
Юра Зинин сейчас, на заседании редколлегии пододвинул к себе большой бланк «Молнии». И вот красным, синим, зеленым цветом выливаются буквы. Фамилии моряков-победителей красным.
«Молния» получилась быстро. Еще не просохшую, ее вывесили на доску. Тут каждый мог прочесть о себе и о своих товарищах. Боевой листок никогда не отставал от событий. В нем, как в зеркале, отражалась жизнь экипажа.
Машинная команда отремонтировала механизмы. «Отлично! Это успех, товарищи!" — писала «Молния». Бывало, что за двое суток принимали на борт до 900 тонн рыбы. «Отличная работа» — хвалили передовиков.
Слово «отлично» стало обиходным. Оно подводило итог нелегким будням. В нем работа, учеба, отдых, освоение новых специальностей.
Каждый член редколлегии хорошо знал весь экипаж. «Молния» не забывала и тех, кто ленился. Бичевала отстающих. Газетное слово действовало: команда стала работать дружно, с «огоньком». Так и написали в одной из заметок.
— Выводи крупными буквами, — говорит Гмирянский. «Сегодня т/р «Бора» берет курс на Александрию. Имеем на борту 1.860 тонн рыбы»...
Дальнейший текст сочиняли все вместе. Сумели сказать о многом. Любят на судне порядок и чистоту.
Боцман А. Сестверк говорил:
- Это лежит на нашей совести. Вот Терешков, Бабуль, Кошкин, Пютсеп не считаются с личным временем. Все отдают тому, чтобы подготовить «Бору» к покраске. Обращаюсь ко всему экипажу: каждый должен следить за чистотой не только в своей каюте, но и на палубе, в машине, на рабочем месте.
Так боцман и написал в газете. Когда на горизонте появилась Александрия «Бора» имела вид сошедшей вчера с верфи.
«Тысяча триста тонн рыбы сверх плана доставлено в иностранные порты. На двое суток сократили обработку судов. План первого полугодия выполнен досрочно». С такими сообщениями вышел очередной номер «Молнии» после ухода из Александрии.
«Так держать, товарищи!» — газетный лозунг призывал к новым трудовым победам.

Н. БОНДАРЬ
Памяти Тараненко Александра Григорьевича . СЕКРЕТАРЬ ПАРТОРГАНИЗАЦИИ - 04 08 1965
На плавбазе "Урал» я попросил одного из матросов помочь мне найти секретаря партийной организации судна Александра Григорьевича Тараненко.
— Пойдемте сначала в машинное отделение — предложил он. — там долгое время Александр Григорьевич работал старшим машинистом.
Быстро спустившись по трапу, мы заглянули в помещение, где находится сердце судна. Рабочие кто с ветошью в руках, кто с кисточкой и банкой краски старательно ухаживали за машиной. На наш вопрос один из машинистов ответил
— Тараненко только что вышел, — и, указав на занятых делом товарищей, с улыбкой добавил — результат его прихода.
Машинисты посоветовали искать секретаря в трюмах, потому что в разговоре с ними Тараненко упомянул о случаях бесхозяйственности при загрузке тары.
Однако и здесь не посчастливилось застать Александра Григорьевича. Но след его пребывания остался: грузчики уже не бросали бочки так, словно они не деревянные и не бьются. Тару они укладывали бережно.
Наконец мне удалось разыскать секретаря. Я сообщил о цели своего прихода — написать о передовых производственниках. Оказалось, что трудно выделить лучших. В социалистическом, соревновании по грузоперевозкам судно заняло рое место. Это результат безупречного труда всего коллектива. А запевалами хороших дел всегда выступают коммунисты.
На промысле был такой случай. В одном из трюмов осталась тара под рыбу. Рыбакам она была не нужна. Куда девать ее? Ведь трюм надо срочно освободить для приемки рыбной продукции. Тогда коммунисты вместе со своим секретарем почти целую ночь вручную переносили бочки на кормовую надстройку. Их примеру последовали и другие члены экипажа.
С увлечением рассказывал Тараненко о том, как самоотверженно работают помощник рыбмастера А. Ара, третий механик А Капустин, машинист Н. Петунов и многие другие, достойные похвалы.
Александр Григорьевич полюбил море во время службы на военно-морском флоте. Сменив форму на гражданскую одежду, он сохранил в душе крепкую привязанность к морю. Военная специальность пригодилась и на «гражданке». Александр стал машинистом плавбазы "Урал". А вскоре коммунисты избрали его своим вожаком.
Одно время об «Урале" отзывались нелестно. Больно было секретарю, что за первенцем транспортного флота закрепилась нехорошая слава. Посоветовался Тараненко с капитаном, коммунистами, активом судна. Решили в первую очередь привести в порядок внешний вид плавбазы. Дружно работал коллектив по наведению порядка и теперь постоянно поддерживает его. Учрежден специальный вымпел, который присуждается отличившейся вахте. В результате на конкурсе по санитарному состоянию флота «Урал» занял второе место в базе.
Раньше много времени уходило на чистку котлов. По нормам полагалось восемь суток на две установки. Тараненко предложил машинистам чистить котлы в море, чтобы сократить стоянки в порту. Опыт прошел блестяще. Вместо восьми суток котлочистку провели за шесть.
Рос, мужал Тараненко в глазах коллектива. Сначала работал машинистом, затем старшим машинистом. Потом поступил учиться в заочный институт.
В новый рейс Александр Григорьевич пойдет уже первый помощником капитана.

В. БОЛТАК
крановщик Таллинского морского рыбного порта
Памяти мастера обработки Анатолия Руссина. МАСТЕР ОБРАБОТКИ - 04 08 1965
С уважением отзываются в нашем коллективе о мастере обработки Анатолии Руссине.
Он пришел на эстонский рыбопромысловый флот в начале 1957 года. Помню, мы встретились с ним на CPT-4451. Там я был рыбмастером. Анатолий быстро вошел в коллектив, завоевал доверие экипажа. В том же рейсе он был назначен помощником рыбмастера и показал себя хорошим специалистом. Через год его рекомендовали рыбмастером РР-1264.
С тех пор прошло немало времени, но он всегда шел в числе передовых работников нашего флота. Как-то так получилось, что судьба снова свела нас на одном судне — уже на БМРТ-ЗЗЗ «Юхан Сютисте» в 1961 году. Анатолий тогда работал мастером по обработке. Вот уже шестой год Руссин плавает на этом судне. До него на этом судне много сменилось мастеров, а Руссин, неутомимый труженик, по-прежнему в море.
Анатолий Руссин завоевал почетное звание ударника коммунистического труда. Обучил и воспитал много матросов-обработчиков, которые сейчас трудятся на других судах специалистами. Мастеру обработки Руссину можно поручить любое дело, и он всегда выполнит его добросовестно и аккуратно. Приятно работать с такими тружениками.

Г. ЕРМАКОВ.
Памяти капитана Соколова В. А., СРТ-4479 и его экипажей. ПЕРВЫЙ КАПИТАНСКИЙ – 28 08 1965
Виктор Алексеевич Соколов сравнительно молод - ему 28 лет. В Таллинской базе океанического рыболовного флота работает на промысловых судах с 1959 года. На СРТ-4479 он сделал свой первый капитанский рейс на Ньюфаундлендскую банку. Сложная промысловая обстановка, непрерывные туманы и большая скученность судов делали рейс трудным. Как известно, большинство эстонских СРТ в этом районе с заданием не справились. А СРТ-4479 выполнил рейсовый план на 114,8 процента и добился 6.498 рублей экономии. Это большая трудовая победа экипажа. И заслуга принадлежит молодому капитану Виктору Соколову.
Основа успеха закладывалась еще в порту. Палубная команда сумела в значительной степени приготовить траловое промвооружение до отхода в рейс — были вымерены и отмаркированы ваера, оснащены и проверены тралы. В береговых условиях подобная работа делается более точно и качественно. Однако, как всегда, главное - люди, их уверенность в свои силы. А здесь поначалу не все обстояло благополучно. При переходе на промысел кое-кто из экипажа сомневался в возможности выполнения плана.
Обстановка на промысле была действительно сложной. Большинство судов находилось в пролове. Но капитан был уверен, что при правильной организации дела рыбу можно брать. В этом убеждал опыт передовых судов. Вместе с секретарем партийной организации Яном Тонксоном, Соколов собрал коммунистов. Наметили план действий. Была проведена большая разъяснительная работа.
Потом провели судовое собрание, где обстоятельно, по-деловому обсудили свои возможности. Уверенность и настойчивость капитана и коммунистов передались экипажу, который решил рейсовое задание выполнить на 110 процентов. Скажем прямо, что это было смелое решение и выполнить его без напряженного труда невозможно.
С приходом на промысел пригласили на судно наставника, который помог лучше настроить трал. Экипаж разделили на смены.
По предложению капитана Соколова организовали межсменное социалистическое соревнование. Итоги ежедневно отмечали в специальном графике. Соревнование явилось большим стимулом в работе. Большое внимание уделял капитан точности определения места судна, что в условиях постоянных туманов имело первостепенное значение. Сам Виктор Алексеевич показывал постоянный пример настойчивости и работоспособности. Его рабочий день нередко продолжался 12-14 часов. Проявляя высокую требовательность и постоянную заботу о людях, капитан сумел сплотить экипаж.
Дружная, самоотверженная работа привела к успеху. Соколов отмечает, что результаты рейса могли быть значительно выше, если бы судно было подготовлено в порту к глубинному лову.
Работа молодого капитана-коммуниста может быть примером для всего плавсостава.
П. БАЛАНИН.

""


""


""


На снимках: (сверху вниз) передовые люди экипажа CPT-4479. Матрос первого класса Алексей Федоров, второй механик Ярму Паэсюльд, боцман Анатолий Кондратенко.
Памяти капитана Ровбут Олега, танкера Выру и его экипажей. Желанный приход – 28 08 1965
ПЕРЕДОВЫЕ ЭКИПАЖИ

Хорошая пресная вода для моряков и рыбаков, длительное время находящихся в открытом океане, также приятна, как и праздничные подарки с родного берега. Поэтому каждый приход на промысел танкера-водолея "Выру" является желанным.
Экипаж судна, борющегося за звание коллектива коммунистического труда, прилагает все усилия, чтобы наилучшим образом исполнить свои обязательства перед промысловиками.
Годовой план «Выру" завершил досрочно, в июле! Всего на промыслы доставлено 30.700 тонн пресной воды, из них 700 тонн уже в счет 1966 года, Тем самым экипаж перекрыл свое и второе, повышенное, годовое социалистическое обязательство. Только за последний рейс обслужено 100 судов, из них 34 плавбазы, 26 БМРТ, 15 транспортных и производственных рефрижераторов, 22 СРТ и СРТР и т. д.
Большим содержанием была наполнена внутренняя жизнь коллектива. На всех участках люди повышали свои технические знания и деловые качества. Николай Ткаченко стал матросом первого класса, мотористы Владимир Коваленко и Николай Гудков, матрос Хельдур Напп, боцман Юрий Каукс поднялись на новую ступень в обслуживании механизмов. Заслуженно пользуется авторитетом повар Татьяна Мельник.
Партийная организация в рейсе проводила регулярно собрания, посвященные вопросам производства, трудовой дисциплины, выполнению обязательств. В члены КПСС был принят капитан Олег Ровбут, сумевший личным примером сплотить весь экипаж на досрочное завершение годового плана.
Отлично справились со своей задачей члены группы содействия комитету партгосконтроля. В последнем рейсе судну дали дополнительное задание — доставить на промысел продовольствие. Группа партгосконтроля обеспечила правильное размещение, содержание и сохранность груза. К экипажу при сдаче не было предъявлено ни одной претензии.
Он получил от промысловиков немало благодарностей. Регулярно выходила стенгазета "Маяк", фотогазеты. Первый помощник капитана Николай Казимирский отмечает работу судовой библиотеки. Она была организована по-иному. Ответственного, отдельного, человека для нее в этот раз не выделяли. Проведя соответствующие беседы, добились, что за сохранность книг отвечали все и каждый член экипажа. Люди сами записывали в тетрадь авторов и названия книг. Они возвращались в указанный срок. В результате увеличилось количество выдач, и все тома оказались в целости и сохранности.
По итогам прошлого года среди судов-танкеров, занятых доставкой воды, «Выру» занял первое место по Западному бассейну и получил первую премию. Экипаж, борющийся за звание коллектива коммунистического труда, полон решимости не уступать первенства!

А. НЕСТ
Памяти ТР "Бриз" и его экипажей. ЖИЗНЬ ВНОСИТ КОРРЕКТИВЫ – 25 08 1965
I. ПРИБЫЛИ НА СУДНО... РОМАНТИКИ
СКВОЗЬ широкий проем иллюминатора виднелась большая панорама рыбного причала. Мед ленно передвигались вагоны, сновали грузовые автомашины, вдали экскаватор переваливал целые холмы соли. Шли последние часы стоянки транспортного рефрижератора «Бриз» в порту перед отходом на промысел. Анатолий Алексеев секретарь партийной организации судна, изредка бросая взгляды на берег, просматривал наметки плана работы партийной организации на предстоящий рейс. По-видимому, предусмотрены все варианты. Удалось даже так распределить партийные поручения, чтобы охватить своим влиянием все разнообразные участки, всех людей, хотя коммунистов не густо — 12 человек.
Анатолий Павлович, усмехнувшись, вспомнил как в первом рейсе, когда его избрали секретарем партбюро, в организации насчитывалось 25 человек членов и кандидатов, и он прямо-таки ломал голову, ка ким образом всех обеспечить партийными поручения ми. Вот ведь как бывает! Теперь бы их 25 иметь — всем нашлось бы дело...
У трапа послышались звонкие голоса, стало шум но. Очевидно, прибыли новые люди взамен большой группы сошедших на берег. Кого-то прислали кадры? В позапрошлом рейсе двух человек пришлось обсуждать по горячим следам за нарушение трудовой дисциплины... Секретарь вышел на шум. Помощник капитана стоял в окружении молодежи, с лицом, отнюдь, не радостным. Взор его испытывающе перебегал с одного на другого новичка, словно проверяя крепость каждого. Очень уж юные все... Видать, только-только из-за школьной парты и физической, настоящей работы даже не нюхали.
— Откуда вы, ребята?
— Из мореходного училища, с юга.
— Что же, вы по призванию, по влечению сердца избрали морскую профессию.
- Ну, в космонавты нас не берут, так хоть станем моряками...
- А романтика - это труд. Справитесь, если придется поработать с грузом - ящики с рыбой перетаскивать?
- Вроде грузчиков? - удивился один из новичков.
— Да. В трюмах ведь портальные краны не поставишь..
Лица у ребят вытянулась. Помощник капитана сказал только «мда".
Секретарь понял: жизнь внесла уже свой корректив в хорошо составленный план. Он тут же направился к матросу I класса коммунисту и члену группы содействия партгосконтролю.
— Послушай, Виктор, придется тебе скоро заняться обучением новичков, вести их в трудовой ритм, а то, как бы на промысле не сесть на мель ...
О дальнейших шагах посоветовались на встрече секретарь партбюро, первый помощником капитана Дубнов, члены судового комитета профсоюза, судоводители.
Созвала внеочередное собрание, рассказали о задачах судна, сроках загрузки, об обязанностях моряков в рейсе и на промысле.

II. ПОРУЧЕНИЯ ВЫПОЛНИЛИ
ПОМПОЛИТ Исак Адольфович Дубнов посоветовал секретарю партбюро не откладывать дела в долгий ящик, сразу по выходу в море контролировать исполнение плана партийной работы.
Руководитель группы содействия партгосконтролю третий механик коммунист Нарышкин первым информировал секретаря бюро, что работают шесть членов группы. Проводилась проверка и ревизия пищевого блока, боцманского и бельевых складов. Повсюду наведен порядок в хранении и сбережении материальных ценностей. Группа содействия всегда бдительна на своем посту. Вместе с этим она обнаружила и не допустила приемку некачественной продукции: на транспортный рефрижератор с БМРТ пытались сдать недоброкачественную рыбу.
— Ну, как у вас, — спросил секретарь бюро Анатолия Поломарчука, ответственного за комсомольскую работу, — Теперь ваши ряды пополнились?
— Правильно, 35 человек в судовом списке, - ответил Поломарчук и, подумав, добавил, — забот вдвое больше стало.
Новое пополнение оказалось не простым орешком: то в пререкания вступают, то на работу опоздают — словом не сбросили еще берегового настроения, туго втискиваются в предельно-четкий морской распорядок.
- подключи к Юдину еще наших старых комсомольцев Голяндина, Томпеля и других — учить и воспитывать будем уже на ходу ...
Не мене серьезную проблему для парторганизации составляло налаживание политмассовой работы. На судне нет радиотрансляции - не прочтешь по радио, лекцию или беседу, чтобы члены экипажа могли их прослушать во время отдыха, прямо в каютах. Пришлось найти выход на месте. Матрос-культработник Анатолий Смущенко, а также И. Дубнов перед демонстрацией фильмов рассказывали о международных событиях, сообщениях с родного берега. Сам секретарь А. Алексеев, начальник радиостанции, стал брать на ключ радиосообщения. Затем кратко они перепечатывались на машинке и вывешивались на видных местах.
В массово-воспитательной работе пришли на помощь секретарю коммунисты капитан И. Клочко, врач Е. Дорогокупец и другие. Лекции и беседы проводили регулярно: с начала года их состоялось около пятидесяти.
А выбрав время, Анатолий Павлович наедине по душам беседовал с товарищами, которые готовились к вступлению кандидатами в члены КПСС.
- С этим делом спешить нельзя, — говорит секретарь членам партбюро. – Мы отвечаем полностью за то, чтобы в партию вступили люди исключительно достойные звания коммуниста.
В этом рейсе на партийном собрании разбирали заявление Николая Корсакова о вступлении в партию. Молодой моряк кандидат КПСС зарекомендовал себя положительно, постоянно повышает свой идеологический уровень.
Недавно он с должности второго помощника капитана переведен в старпомы. Партийное собрание единодушно приняло т. Корсакова в члены КПСС.

III. РЕЗЕРВ НАДЕЖНЫЙ
РАЙОН промысла встретил свежей погодой. К борту подходили первые промысловые суда. Вожак коммунистов совместно с И. Дубновым и председателем судового комитета Александром Татриком уточнили еще раз, как организовать соревнование на приемке рыбы. Учредили вымпел для вручения лучшей бригаде рыбообработчиков.
Заняли свои места лебедчики, приготовились в трюмах бригады. И вот с ошвартовавшегося БМРТ лебедка опускает на палубу "Бриза» первый «парашют» с ящиками мороженой рыбы. Рыбмастера проверяют качество: груз в порядке - можно принимать.
Начинается трудоемкая операция - погрузка, размещение рыбопродукции в трюмах. Сначала, как будто работа шла хорошо.
Но вот поступили тревожные сигналы: новички выдыхаются.
— Что это за работа, — говорил боцман, - ящик с рыбой всего весит 30 килограммов, а они вдвоем с ним не управляются. Я уже и старых ребят заставил показать правильные приемы на погрузке, но прием — приемом, а если физической закалки не хватает, то и лучшие приемы не помогут.
Анатолий Алексеев понимает, куда клонит боцман. И почему он об этом говорит именно секретарю парторганизации. Надо включить тот последний резерв, который партия бросает вперед в критические моменты боя.
— Все — по боку! Коммунисты — на линию огня. На подвахту выходят А. Поломарчук, И. Дубнов, Е. Дорогокупец, А. Татрик и другие члены парторганизации... Вскоре, в работе переняв опыт старших товарищей, молодые моряки вошли на равных правах в дружный коллектив.
В этом рейсе экипаж «Бриза" сэкономил 5 суток рабочего времени и доставил и порт сверх плана 200 с лишним тонн рыбопродукции. В успехе, команды заложена и большая повседневная, порой незаметная на первый взгляд, работа судовой партийной организации и ее секретаря.

А. АНТС.