0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
памяти штурмана А. Куприенко -ПАРТИИ РЯДОВОЙ –декабрь 1967
СЛОВО ДЕЛЕГАТАМ КОНФЕРЕНЦИИ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

коммунист А. Куприенко декабрь 1967

Встретиться впервые с Александром Куприенко мне довелось в 1964 году на плавбазе "Иоханнес Варес", когда он сдавал рыбу. Много тогда он говорил о необходимости повышения качества изготовляемой рыбной продукции, о том, как идут его дела на заочном отделении Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, где он учился.
Прошло- несколько лет. Купрненко зашел в партийный комитет на заседание бюро парткома. Он заметно волновался. Причину его волнения удалось узнать после того, как он вышел с заседания бюро парткома. Улыбаясь, он сказал:
— Вот, поздравь нашего товарища. Eго приняли в ряды партии. Я впервые участвовал в заседании бюро парткома как секретарь партийной организации. Радость секретаря партийной организации CPTР-9110 была понятна. Ведь в том, что парторганизация пополнилась еще одним коммунистом, есть и его, Куприенко, небольшая заслуга.
Раньше Александр не думал о море, не предполагал, что придет время, и жизнь его будет связана с морем. Родился он в Сумской области. Слишком круто обошлась с ним жизнь. Ему было пять лет, когда погиб его отец, колхозник.
Рано пришлось трудиться в колхозе, чтобы помогать матери растить троих братьев. Его товарищи по школе в летние каникулы гоняли мячи, a он в поле работал с матерью.
Иногда он долго просиживал у речки Псел и наблюдал, как рыбаки ловят рыбy. Он тогда думал; есть где-то большие корабли, которые далеко ходят в море и ловят рыбу. Родилась мечта - выйти в море. Но попасть на корабль ему тогда было не суждено. Его призвали в армию. Служить пришлось в морской авиации. Здесь он впервые и увидел
море.
Александр часто вспоминал тех рыбаков, которые ловят рыбу на родине, в речке Псел. И когда пришла пора увольнения в запас, решил идти по комсомольскому набору в рыболовный флот. Так он в 1957 году стал матросом на СРТ, на плавбазе, потом помощником рыбмастера, рыбмастером.
Куприенко понимал, что ему необходимо учиться, чтобы стать настоящим моряком. Он поступил в Taллинское мореходное училище рыбной промышленности на заочное отделение. Сначала было очень трудно. Но Александр стоял на своем. Надо учиться, без знаний трудно работать. В 1965 году он закончил училище.

На судах он возглавлял комсомольскую работу, избирался неоднократно секретарем, а затем его, передового моряка, приняли в ряды Коммунистической партии.
Коммунист Куприенко длительное время возглавлял группу народного контроля на СРТ-4572 и был заместителем секретаря партийной организации.
Коммунист Александр Куприенко вырос от матроса до второго помощника капитана. Коммунист, секретарь партийной организации обрел прочное место в жизни, крепко породнился с морем.

Н. ЕРМОЛАЕВ
Памяти тралмастера А. И. Литвинова - В МОРЯХ ЕГО ДОРОГИ - сентябрь 1969
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


тралмастер А И Литвинов БМРТ Оскар Лутс сентябрь 1969


В один из осенних дней 1946 года на борт теплохода «Миус» в Одесском торговой порту поднялся стройный паренек.
— Выпускник Одесской школы моряков Андрей Литвинов,— доложил он вахтенному штурману. — Направлен к вам работать юнгой.
Так осуществилась меч- та херсонского паренька: он стал полноправным членом судового экипажа. Через несколько дней «Миус» уходил в порты Болгарии и Румынии.
Как бы порадовался отец за Андрея, будь он жив. Но боец морской пе- хоты, бывший старпом Черноморского пароходства погиб в 1943 году под Херсоном.
С особым усердием принялся Андрей за работу, добросовестно выполнял все задания боцмана. С каждым рейсом Андрей набирался опыта, и вскоре старшие товарищи стали отзываться о нем с похвалой. А было в ту пору ему пятнадцать лет...
Быстро летело время. Менялись рейсы, менялись пароходы: "Онега", «Белобережев», "Николаев". На «Николаеве» Андрея приняли в комсомол. ... Четыре года бороздил Андрей просторы Черного моря, а когда исполнилось ему двадцать лет — друзья проводили его в армию, в воздушный флот.
Службу проходил здесь, в Эстонии. Авиамеханик. Казалось бы не плохая специальность "нa гражданке", но после службы Андрея опять потянуло в море.
Снова Черноморское пароходство. Рейсы в Индию и на Цейлон. Многое увидел Андреи в этих рейсах, но не забывал он Эстонию.
Еще во время службы он знал по газетам о большой перспективе развития рыболовного флота. В Таллине намечалось построить новый рыбный порт, строились большие морозильные траулеры.
В 1960 году Андрей Литвинов приехал на Балтику .Четыре рейса ходил он матросом на СРТ и «океанах», командование каждый раз отмечало его трудолюбие, смекалку и дисциплинированность.
Но Андрей понимал, что без упорной учебы рыболовного дела не осилишь. Кончил курсы тралмастеров и был направлен тралмастером на БМРТ-368"Оскар Лутс". Об этом рейсе Андрей Иванович теперь вспоминает с особой теплотой, потому что старшим тралмастером и наставником его был Родион Лепаев. Многому научил он молодого мастера добычи.
С тех пор прошло уже много лет. Андрей Иванович пять рейсов ходил «-старшим». Его, как мастера, богатых уловов, знают на всех БМРТ нашего (да и не только нашего!) флота. Но Родиона Лепаева он по-прежнему считает своим наставником.
Очень просто сказать: мастер богатых уловов. Но за этим словом стоят годы напряженной учебы и работы.
Творческий поиск . Мы привыкли и к этим сло- вам, но что они означают на деле — знают не все.
В последнем рейсе на БМРТ-489 Андрею Ивановичу Литвинову пришлось не раз убедиться, что значат эти слова...
... Все суда, работающие у берегов Северной Африки, вдруг, облетела неожиданная весть: 489-й берет пелагическим тралом по двадцать-тридцать тонн за траление! "Может быть, это "утка"— сомневались некоторые, бывают ведь на промысле любители пустить пыль в глаза. Но нет, это была добрая весть! БМРТ-489 действительно брал по двадцать и тридцать тонн.
А однажды, как рассказал мне Андрей Иванович, затралили тонн сорок. С тяжелым весом работала лебедка. Вся команда, затаив дыхание, смотрела на полный куток. Выдержат ли ваера, хватит ли сил у лебедки? Выдержали! И ваера и лебедки, и моряки! Те самые моряки, которые под руководством Андрея Ивановича освоили новый вид лова — придонное траление. Они первыми у нас на флоте начали этот лов. Их опыт теперь передается на другие суда.
... Мы сидим с Андреем Ивановичем вего мяленькой каюте. Я внимательно слушаю его рассказ о последнем рейсе. Были, конечно, и большие трудности на промысле: потеряли лопасть винта, ушло много драгоценного времени на ремонт. Но мастерство, творческий поиск помогли команде не только выполнить, но и перевыполнить рейсовое задание по всем показателям.
Андрей Иванович показывает графики, схемы, наброски чертежей. На все это ушло немало дней и ночей. А может ли работать иначе настоящий мастер коммунист? Нет, не может.

А. ЗАСЫПКИН.
Памяти экипажа и СРТ-4451 - ЗА РЕЙС ДВА ПЛАНА -июль 1969
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старший мастер добычи В. Шеляг, мастре обр И. Парк, матрос Г. Гуляр, боцман А. Аайг 4451 июль 1969

Постоянно выполнять рейсовое задание стало традицией на СРТ-4451.
Однако рейс на промысле в Северном море, проходивший с 4 апреля по 12 июля, надолго останется в памяти экипажа. На этот раз коллектив судна (капитан Юло Кививяли) поставил рекорд - план добычи рыбы был перевыполнен вдвое, причем весь улов сдан на транспортные суда в упакованном виде.
Старший мастер добычи Владимир Шеляг четко организовал траление. Штурманский состав и добытчики работали слаженно, с огоньком.
Матросы Иван Арсеньев, Николай Данилов. Георгий Гуляр, Геннадий Степанов старательно выполняли свои обязанности. каждый из них стремился обеспечить качество свежья.
Машинная команда под руководством стармеха Ивана
Кривенкова держала механическую часть в хорошем рабочем состоянии.
Механики оказали неоценимую помощь, выходя на подвахту
во время больших уловов. Они же находили время, чтобы своими силами отремонтировать вспомогательные двигатели и тем сократить
предстоящий объем профилактических работ на судоремонтном
заводе. Второй механик Федор Симеренко за самоотверженный
труд представлен к поощрению по Таллинской базе тралового флота.
Старательно работал молодой третий штурман Василий Онищук.
Более четырехсот тралений сделало судно. В среднем на одно траление
приходилось по 15 процентов улова сайды. При плане 3012 центнеров
за период промысла добыто около 6300 центнеров рыбы, что составляет
почти 208 процентов к плану.
Экипаж доволен тем, как принимали от него рыбу плаврыбзавод «Станислав Монюшко» и производственный рефрижератор «Альбатрос».
На ленинской трудовой вахте экипаж сoревновался с командой CPT-4545.
— Нелегкое это было состязание, — говорит старпом Николай Бочаров. — Надо признаться, что коллектив CPT-4545 также вел добычу очень высокими темпами и добился хороших результатов, и только
благодаря большим усилиям экипаж нашего CРT вышел несколько вперед ...
Как показали предварительные подсчеты, экипажу CPT-4451 осталось выловить лишь несколько тонн рыбы, чтобы рапортовать о выполнении годового плана.

А. К РОСС.
Памяти экипажа и БМРТ-0436 «Кристьян Рауд». - май 1968
Под весенним небом океана

В АФРИКАНСКИХ водах Атлантики ведет промысел БМРТ
«Кристьян Рауд».
Жизнь судового коллектива наполнена напряженной производственном деятельностью.
На палубе, в машинном отделении, в цехе круглые сутки несут трудовую вахту бригады и вахты, борющиеся за досрочное выполнение своих ответственных социалистических обязательств.
Наш внештатный фотокорреспондент старший помощник капитана М. Никольский прислал из океана несколько снимков. На них запечатлены отдельные моменты работы экипажа.
На снимке № 1 -рефрижераторный механик Ратников Виктор в рефрижераторном отделении. Не смотря на высокую температуру в районе промысла, он и его подчиненные обеспечивают суточную потребность судна в «холоде».
На снимке №2 -токарь Кущев Александр за работой в мастерской. Первый рейс он ходил в море токарем, но машинная команда им довольна.
На снимке №3 -момент швартовки «Кристьяна Рауда» к транспортному рефри жератору «Иней». На мостике — капитан-директор Писарев П. Н.
На снимке № 4 — бригада мастера добычи Tpокаля Анатолия за уборкой отремонтированного трала.
На снимке № 5 -на палубу поднят трал со скумбрией. Старший мастер добычи Каск Лембит открывает «карман» для выливки рыбы в бункер и ванну.
Памяти экипажа и БМРТ-0431 Каскад - РАБОТАТЬ НА «КАСКАДЕ»-ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ!
От полюса
к полюсу,
в сетке широт
Атлантика
мощные волны несет.
Богата Атлантика,
скажем ясней:
сокровищ немало
в ее глубине.
До Африки знойной,
где воды теплы,
из Балтики хмурой,
суровой,
доплыв,
добычу ведут девяносто ребят.
Их гордое судно
зовется "Каскад".
Энергия,
звучность,
в названье том есть.
Служить на
"Каскаде" –
высокая честь!
Горячий,
сердечный
привет ему наш.
Отлично сработал его экипаж!


Лучшим среди промысловых судов в последнем рейсе на промысел в район Северной Африки оказался по всем показателям БМРТ-431 «Каскад» Таллинской базы тралового флота.
Выловлено рыбы 33 200 центнеров, или 135 процентов к плану, заморозка составила 124,9 процента. Причем, вся рыбопродукция сдана первым сортом.
Сельскому хозяйству изготовлено 2872 центнера рыбной муки—в полтора раза больше намеченного.
Хорошо справился коллектив судна с заданием по выпуску продукции на экспорт.
Сегодня мы печатаем некоторые данные и факты о делах славного экипажа «Каскад»».

РАБОТАТЬ НА «КАСКАДЕ»-ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


П. ДОРОНИН,
Помощник капитана по производству

КАЖДЫЙ район промысла имеет свои особенности, сложности и трудности, которые приходится преодолевать рыбакам с напряжением всех сил.
В водax Северной Африки, в пределах 14—21 градуса с. ш., где пришлось вести добычу и морозку рыбы нашему БМРТ, самым тяжелым испытанием являлась жаркая погода. Температура воды обычно достигала 20—23 градусов, а воздуха превышала 30 градусов.
Если обычно раньше мы бывали спокойны, когда при заморозке минусовая температура в брикетах равнялась 16 градусам, то теперь для сохранения качества продукции требовалось иметь в брикетах не менее минус 18 градусов. Отсюда ясно, что компрессоры работали, что называется, на пределе. И если весь рейс обеспечивалась подача холода, то в этом исключительная заслуга людей, обслуживающих эти установки.
Естественно, при африканской жаре крайней необходимостью являлась быстрота обработки рыбы. Значительной части обработчиков в таких условиях прежде не приходилось бывать. Однако они все же освоились и взяли нужные темпы. Надо отдать должное таким руководителям производства, как рыбмастер Алексей Семенов, Его умение находить с людьми общий язык, ободрять их, помогать им в совершенстве овладеть своими квалификациями создавало в цехе обстановку коллективизма и ответственности всех за общее дело.
Нельзя забыть и о работниках, обслуживавших рыбомучную установку. Она была впервые на судне смонтирована и освоена в этом рейсе. Выпушено 287 тонн рыбной муки.
Теперь о недостатках и претензиях. Как уже упоминалось, в африканских водах цеху требуется большее количество холода. Наши компрессоры работали на пределе. Следовательно, для этого района промысла суда должны оборудоваться более мощными компрессорами.
Второе. Тара для упаковки продукции должна быть более высокого качества и стандартной. По прошлым рейсам надо сказать, что тара, поступающая с ряда фабрик, и рвется и отнимает время на переупаковку.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Капитан А. Кожурин - август 1968

ПО СЕМЬ ТОНН

На разборе рейса капитан- директор А. Кожурин привел такие данные и факты.
С марта по 21 июля продолжался рейс «Каскада» в район Северной Африки.
Пятнадцатисуточные переходы на промысел и обратно в порт совершены благополучно.
Восемьдесят суток судно находилось непосредственно на лову. Работали на глубинах от 60 до 200 метров, грунты были не плохие.
Сделано 467 тралений с общим временем в 730 часов. Улов на одно траление за час в среднем составил 7 тонн. Кроме того, трое суток вели впервые лов пелагическим тралом и вполне освоили этот вид добычи.
На снабжение не приходилось обижаться. Продовольствием, например, полностью удовлетворялись запросы команды, трижды получали свежие овощи.
Однако недостаточно отпускалось судну краски. В неважном состоянии после ремонта оказались трубопроводы, случалась утечка аммиака. При оттайке приходилось прекращать работу. Лишь большой труд машинной команды обеспечивал безотказные эксплуатационные качества машин и механизмов.
За рейс членам экипажа всех специальностей вынесено 228 благодарностей. Это в среднем более чем по два на каждого человека.



СОРЕВНОВАНИЕ В РЕЙСЕ

В. ШЕВЧЕHKO,
председатель судкома БМРТ-431

Многогранна и сложна профсоюзная работа в дальнем рейсе.
По выходе из порта на общем собрании избираются судовой
комитет, а вместе с ним ревизионная комиссия, группа народного контроля, товарищеский суд, редколлегия стенной газеты и редколлегия
радиогазеты. Один перечень этих организаций говорит о широком
круге вопросов, которыми приходится заниматься в море. На судовой комитет вместе с партийной организацией ложилась очень
ответственная задача по налаживанию внутренней жизни коллектива.
Сам судовой комитет в составе семи человек был избран из
представителей обеих смен обработчиков и добытчиков, а также
других служб судна.
С чего мы начинали? Прежде всего, учитывая солидную прослойку
новичков, разъяснили людям правила дисциплины и социалистического
общежития в дальнем плавании, еще раз ознакомили их с нормами,
оплатой труда, отвечали на их вопросы.
Нам предстояло на это раз освоить новый вид лова- пелагический.
И, конечно, во главе всех мероприятий ставилась основная цель -
выполнение задания по добыче рыбы, заморозке, при хорошем качестве
продукции, что обеспечивало бы рентабельную работу судна.
Исходя из этих факторов, развертывалось социалистическое
соревнование. По прежнему опыту соцдоговоры вахт и бригад составлялись строго конкретными: на каждую смену определялись цифры улова, расфасовки, упаковки и т.п. Подобно бригадным, брались и индивидуальные обязательства.
После обсуждения их на судовом комитете они утверждались на общем собрании.
Здесь судком прислушался к голосу членов профсоюза и внес
коренные изменения в оценку соревнования. Раньше, например,
при наборе первого груза подсчитывались цифры выполнения
за весь месяц. И получалось, что лучше работающая бригада имела
меньшие показатели. И не по своей вине. А почему? Да потому что
на ее смену приходились переходы, разгрузки т. п. Теперь это
принималось во внимание.
В соревновании с БМРТ-463 каждую десятидневку объявлялись команде итоги обоих судов по вылову, заморозке и иным показателям. Это очень подтягивало людей. И добиваясь победы в соцсоревновании с БМРТ-463, мы одновременно, так сказать, незаметно для себя, завоевали первенство среди судов всех флотилий Западного бассейна, промышлявших у берегов Северной Африки.
Первыми обладателями переходящих вымпелов в экипаже явились добытчики бригады Эдуарда Попса и обработчики Алексея Семенова. По машинной команде отличилась вахта третьего механика т. Вахтра. До конца рейса удерживали первенство no чистоте своих помещений жильцы каюты № 83, где старшим был старший матрос Иван Мосягин.
Самым серьезным образом подходил судком к обсуждению кандидатур на звание ударника коммунистического труда и на судовую Доску почета. Матрос Ильмар Каль, рефмоторист Юрий Пургин и другие товарищи, выдвинутые на присвоение звания ударника коммунистического труда, заслужили такое доверие коллектива и производительной работой, и дисциплинированностью, и соблюдением правил социалистического быта. Например, обработчик Юрий
Подкопаев как раз и жил в той каюте № 83, которая первенствовала по чистоте и порядку в ней. Конечно, не все задуманное, запланированное удалось довести до конца. Но опыт профсоюзной организации в этом славном рейсе в дальнейшем пригодится нашим активистам.




НА ДОСКУ ПОЧЕТА

Добросовестно трудились добытчики, руководимые старшим мастером
Володиным и его помощниками Э. Попсом и В. Мююрисепом.
Хотелось бы отметить и многих других. Вот, например, матрос второго
класса Владимир Рындин, совершавший первый рейс. Он стал виртуозом своего дела, занесен на судовую Доску почета, и повысил вою квалификацию до матроса первого класса.
Девятнадцать самых лучших членов экипажа были выдвинуты для
занесения на Доску почета.
Среди них добытчик Рудольф Кипус, мастер добычи Эдуард Попс, токарь Олег Братков, матрос Петр Семенов и другие.
МОРЕ ЗОВЕТ - 23 февраль 1968
БЫЛА у меня на днях встреча со знакомым военным моряком. Потолковали о деле, а потом капитан-лейтенант Валентин Максименко вдруг говорит:
— Знаешь, теснее нам надо жить, рыбакам и военным морякам. Встречаться чаще - не только в кои веки, да по делу только, да с глазу на глаз... И рассказал, что много приходит к ним на флот служить наших рыбаков. Хорошо служат! Море знают, любят. Да и жизнь на кораблях парням не в диковинку. А когда начали просматривать военные фотографии, положил передо мной одну:
— Не узнаешь? Тоже ваш, рыбак.
— Так это же Рохтла! — говорю с удивлением — Работал до призыва вместе со мной на «Станиславе Монюшко».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

февраль 1968- Рохтла

- Отличный моряк! Не только внешне, а как бы это сказать, внутренне подтянут. Знает навигационные приборы. На переходах по морю —правая рука командира БЧ-1.
— А где он сейчас?
— Ушел с кораблем в другой порт. Было это с год назад. Может, уволился в запас уже...
Но не только рыбаки пополняют военно-морской флот. Не иссякает и встречный поток. Отслужит парень на флоте, да и возвращается назад, в рыбацкую семью. Море зовет! Примеров тому много Расскажу об одном случае, как говорится, свежем.
В далекой от морей Костроме кончал десятилетку Саша Чистяков. Потом ехал — через десятки городов, мимо сотен учебных заведений — в Таллин, к морю. Поступать в рыбопромышленный техникум.
Поступил и закончил. Работал с 1960 года третьим штурманом на СРТ, потом — вторым... Плавал с капитанами Юрием Скучалиным, Юрием Авериным, Александром Пироженко. Сделали эти капитаны Сашу моряком, научили понимать и любить море.
А осенью 1961 года призван был на Военно-Морской флот. И вот, спустя четыре года, снова Александр Чистяков в Таллине. Отслужил.
Был я у него на днях. Встретила Валентина, жена.
— А Александр где ? _ спрашиваю.
В мореходном училище. Снова в траловый флот поступает на работу... готовится к сдаче техминимума. Да вы проходите, садитесь!
Сидим, беседуем. Возле нас возится с игрушками пятилетняя белобрысая девчушка. Это — Леночка, как она сама себя отрекомендовала. Тут же и ее сестричка Алла, совсем еще игрушечная, три месяца человеку. На кухне не позванивает посудой бабушка — приехала из Тулы навестить замужнюю дочку. Атмосфера
хорошего семейного быта.
А вот и сам хозяин подоспел! И зашел у нас с ним неторопливый разговор о военной службе, гражданской жизни, планах на будущее...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

февраль 1968 - Александр Чистяков

Более пятнадцати благодарностей командования, удостоверение об окончании двухгодичного университета марксизма-ленинизма, присвоение звания «Отличник боевой и политической подготовки» и завершающая службу «Благодарственная грамота за безупречную службу в Вооруженных Силах Союза ССР» — вот неполный итог четырех матросских лет! Там же вступил в члены КПСС. Так-то выполняют воинский долг рыбаки! А впереди — снова рыбацкое море, будни промысла. Впереди осуществление мечты: поступить и окончить Ленинградское высшее мореходное училище имени адмирала Макарова...
Три фута тебе под килем, Александр Чистяков.

Н. СИМОНЕНКО.
Памяти экипажа и ПБ "Фридерик Шопен" - ПРИШЛА ПЛАВБАЗА - июль 1968
К ГОДОВЩИНЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ COBETCKOЙ ВЛАСТИ В ЭСТОНИИ

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


С какой радостью встречали на банке Джорджес плавбазу-рыбзавод "Фридерик Шопен" рыбаки! Свежая почта, новые фильмы, пресная вода и продукты питания - вот что такое приход плавбазы в район промысла. А помимо всего этого - возможность сдавать улов, продвигать план!
Круглые сутки в течение 49 дней подходили, швартовались к борту плавбазы промысловые суда. На обоих — кормовом и носовом причалах непрестанная шла работа. Подадут стрелой с плавбазы на палубу СРТ пустую бадью, быстро заполняют ее рыбаки свежьем ...
- Вира! — кричат ухману и лебедчику, и вот уже плавно плывет она по воздуху на плавбазу. Откроет приемщик замок откидного днища, потоком хлынет сельдь в рыбный отсек на палубе ... снова, без минуты промедления, подают бадью, на СРТ — время дорого!
Вообще прием свежья на носовом причале не был предусмотрен проектом. Слишком удален он от приемных рыбных отсеков. И вот то, что казалось неразрешимым проектировщикам, успешно преодолели новаторы судна: они изготовили длинный наклонный гидрожелоб с приемным бункером! Принятое на носовом причале свежье по желобу устремляется в корму. Стало возможным принимать под разгрузку два судна со свежьем одновременно.
Из рыбного отсека через люк в палубе попадает рыба в трюм, где в три смены работают бригады, рыбообработчиков. Будут ее здесь сортировать, промывать, расфасовывать строго по весу, в противни, морозить... Потом упакуют брикеты в короба и упрячут в громадные трюмы. И до тех пор не уйдет плавбаза в порт, пока не забьют моряки трюмы судна «под завязку».
Работают на плавбазе известные на флоте мастера обработки рыбы. Самую разнообразную продукцию могут выпускать бригады под руководством старших мастеров Дмитрия Вовка, Егора Бичикова, Ивана Лукиянова. Пресервы спецпосола в пяти и трехкилограммовой таре, филе, мороженую, готовую соленую различных рецептов посола. Не выбрасываются, идут в дело и отходы, поврежденная рыба и прилов. Из них выпускается ценная для животноводства кормовая мука. Тоннами измеряется получаемый при этом технический рыбий жир. Не судно, а плавучая фабрика!
За рейс принято на Джорджес банке от промысловиков и заморожено около трех тысяч тонн свежья да почти полторы тысячи тонн выпущено готовой соленой продукции из полуфабриката, той самой готовой, которая идет сразу на прилавки магазинов. Две с половиной сотни тонн изготовлено рыбной муки — два плана! А если перевести работу экипажа на деньги, получается: дали шопеновцы за рейс прибыли государству 870 тысяч рублей, из них 186 тысяч — сверхплановой!
Конечно, прибыль эта рождена не одним лишь ударным трудом рыбообработчиков. На «Фридерике Шопене» знают источники рентабельной работы, умеют считать деньги. В общий итог влились доходы от перевозки топлива, воды и промвооружения для судов. В нем также экономия, полученная за счет бережного расходования шкиперского и боцманского имущества.
Ежедневно в 19 часов собирается у капитан-директора Юрия Николаевича Карулина ведущий комсостав. Подводится итог прошедшим суткам работы. Бывает, выявляются узкие места или взаимные претензии высказывают друг другу начальники служб. Здесь после обсуждения сообща отыскивается верное решение. Открыты двери на такие совещания и руководителям общественных организаций судна. Это помогает объединять усилия экипажа, мобилизовать его на выполнение главных задач.
Умеют хорошо работать и культурно отдыхать шопеновцы. Концерты самодеятельности, вечера отдыха, соревнования по волейболу и стрельбе из пневматической винтовки, настольные игры разнообразят морской быт моряков. Да и как здесь быть скуке, если сам первый помощник Георгий Николаевич Рубанский не только организатор, но и участник многих затей! Если есть на судне такие таланты, как исполнитель плясок Владимир Мартыненков, мастер острого слова Николай Косенко, гитаристы и исполнители песен Виктор Копица, Геннадий Никандров, Юрий Женов, Валерий Дульцев, Валерий Крюков Галина Хропова и многие другие!

Н. МИТРОФАНОВ.
Памяти Леонида Мускевича, март 1968 - ЗАКОН МОРЯ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


ПРИБЛИЖАЛСЯ праздник. Я зашел в каюту стармеха. Надо было написать в праздничный номер судовой стенгазеты «Голубой континент» о ком-нибудь из ветеранов флота. А стармех Леонид Мускевич был именно таким ветераном, у которого можно было взять интервью. Стармех сначала отказывался, потом все-таки сдался.
Я, по-видимому, затронул то, что прочно отложилось в памяти ветерана: как он себя чувствовал и о чем думал, когда первый раз попал в Атлантику.
— Ругал себя на чем свет стоит за то, что понесло меня в этот кипящий котел, что черт дернул меня поступить в мореходку... Конечно, ругал в те моменты, когда был в состоянии о чем-то думать. Шторм измотал меня, думал, вообще не выдержу.
Каждый взлет и падение судна болью отдаются во всем теле. И тошнота, тошнота, которую ждешь со страхом, потому, что в тебе уже ничего нет, но она упорно подступает. Кажется, что это внутренности противно подкатывают к горлу.
В самом деле, зачем он пошел в этот горько-соленый ад? С тех пор, как люди оторвались от берегов и вышли в открытый океан, они не перестают задавать себе этот вопрос. Наверное, наступает в жизни каждого мальчишки такой момент, когда его начинает неудержимо тянуть к воде.
Под действием таких вот, наверное, извечных сил, покинул однажды и Ленька Мускевнч свои степные Прилуки и двинул на Балтику, в Клайпеду.
— Почему в Клайпеду? Трудно сказать... У нас в Прилуках вообще все парни выбирают два пути — или к Черному, или к Балтийскому морю. Я выбрал, который длиннее, — шутит стармех. — Закон моря! — добавил он свое излюбленное.
— Ну и как же пошла потом служба на морях? — спросил я.
— Служба началась уже после окончания училища, В мореходке что-о, теория давалась легко, единственная забота — не пропустить бы танцы где-нибудь. Но потом... До чего же я был зеленый и неопытный!
Помню случай один. Ходил я тогда стармехом на СТБ. "Стармех" ... задохнуться можно. Сломался как-то сухарь включения
реверс-муфты, думал, умру от страха, целый день места себе не находил.
Потом помаленьку стал-таки механиком. Особенно много мне дал Тимофеев, второй механик. Я тогда уже на РР ходил. На нем же через три рейса дослужился до стармеха. Здесь уже на меня навалилось много забот. Стармех за все в ответе. Постепенно дошел до стармеха БМРТ. Короче, рос вместе с флотом.
— Ну, а как теперь, все изучено до тонкости, или иногда тоже приходится волноваться?
— Всего, наверное, никогда не изучишь. Кажется, и опыта уже немало, ведь случаи разные бывали, а все равно иногда становишься в тупик, копаешься, пока не найдешь, в чем дело. Ну и волнуешься, естественно. Ведь если двигатель стоит — и судно стоит.
Однажды был, прямота ки, опасный момент. Я плавал тогда на БМРТ-355. Выбило набивку дейдвудного сальника, и вода хлынула
в туннель гребного вала, да так, что осушительные насосы не успевали ее откачивать. Всю ночь, в течение семи часов, почти по пояс в воде, боролись мы за живучесть судна.
Только утром удалось поставить дубль-сальник и остановить поступление воды.
- Ну и нравится после этого морская жизнь?
-Безусловно. Думаю, что интереснее профессии, чем морская, трудно найти. Море берет человека в плен, из которого, намой взгляд, почти невозможно вырваться. Я после каждого рейса собираюсь идти учиться в институт, собираюсь ... и ухожу в новый рейс. Да, между прочим, в том самом рейсе, когда впервые узнал, что такое шторм и когда
мне казалось, что я все брошу, в том самом рейсе я понял, что
с моря мне не уйти. Закон моря!

Сейчас Леонид Мускевич
учится в Калининградском институте,
чтобы стать инженером-механиком.
Это тоже закон моря.

А. КОВБА.
30 марта 1968 - ОДИН ДЕНЬ В «КЛУБЕ ЮНЫХ МОРЯКОВ»
ОПЕРАЦИЯ «Л»

В КОНЦЕ Таллинского морского рыбного порта, где акватория его еще не имеет причальной стенки, лагом стоят три судна: «Юнга», «Ляянемаа» и «Пионер». Это — пионерская флотилия. Здесь размещается «Клуб юных моряков» Таллинского дворца пионеров.
Клуб существует уже седьмой год. Первое время его «моряки» были сухопутными — клуб имел своих судов. Но вот в 1963 году им передают трехмачтовую шхуну... То-то было радости у детей! Еще бы! Свой корабль есть, пионерский! Неважно, что корабль этот не имел хода - богатая фантазия вполне позволяла ходить на нем в дальние плавания.
Второе судно - "Юнга" передано уже со всем действующим
оборудованием. Три года подряд на нем летний лагерь.
Вот когда началась настоящая жизнь! Морские прогулки
по Таллинскому заливу, переходы к острову Аэгна и в Пярну...
В настоящее время флагманом флотилии является "Ляянемаа".
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

корабли КЮМ 30 марта 1968


Здесь держит свой "брейдвымпел" Тыну Мельтсаса, начальник
"КЮМ".
... Когда я поднимался по трапу на судно, то увидел, что сюда же с берега направляется школьник.
- А ты, мальчик, к кому? - спросил я.
- А вы разве не знаете, что здесь "Клуб юных моряков"?! – с чувством собственного достоинства ответил мальчишка.
- Чем же сегодня будешь заниматься?
— Сегодня в нашем кружке соревнования — «Операция «Л».
Из дальнейшего разговора выяснилось, что мой новый знакомый Алар Лаатс - ученик 7 класса 10-й средней школы, член клуба, любит море и технику, занимается в группе судовых механиков.
Сидим в каюте, беседуем с Хельмутом Вилу, заместителем начальника клуба по учебной части. Здесь же - старший штурман учебного судна Пеко Пийбер.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пеко Пийбер проводит занятия в КЮМ 30 марта 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

юный штурман Юрий Пейт 30 марта 1968

- Занимаются у нас больше ста мальчиков из 26 школ города. А девочек всего две, они в кружке парусников, которым я руковожу, -
рассказывает X. Вилу, - Кроме того, работают кружки скутеристов, моделистов. А желающих стать штурманами и судовыми механиками больше всего, пришлось по две группы создавать! — улыбается Хельмут Аугустович.
— Как часто бывают занятия?
- Вообще программа рассчитана на три года. Первый - общее знакомство, остальные два по специальности. В зимнее время занятия в кружках раз в неделю по четыре часа.
_ Но ведь дети учатся в разные смены...
- Учитываем. По нашемy распорядку учебное время - в утренние
в вечерние часы.
— А как работает клуб летом?
— Во Дворце пионеров есть береговой палаточный лагерь между Пярну и Хаапсалу. Юные моряки прибывают туда на своем флагмане «Ляянемаа». Кроме того, есть там наши две моторные шлюпки, две весельные, два парусных швербота и катер «Пионер». Дети отдыхают по путевкам Дворца пионеров.
В заключении интересуюсь:
_ А что это за "Операция "Л " у вас сегодня?
— Серия вводных, записанных азбукой «Морзе». Мало суметь прочесть, нужно еще выполнить задание. Например, первое задание: "Идите в рубку, нарисуйте важнейшие Флаги бедствия". Второе: "Свяжите четыре морских узла, объясните их назначение". Третье: «Нарисуйте положение "Ляянемаа" по отношению к сторонам света». Четвертое: «Выделите три человека. Кидайте бросательный конец на дальность». Пятоe: "Покажите пожарную систему в машинном отделении».
-- А что в итоге соревнования?
- Выявим сильнейшую группу. Ребятам известно, что победители отправятся весной в туристический поход по Эстонии на автобусе.
— Скажите, в какое время года идет прием детей в клуб?
- В любое время. Принимаем с тринадцати лет. Пусть приходят.
Примем!

Н. СИМОНЯН
Памяти экипажа и БМРТ-227 Аугуст Алле, июнь 1968 - Человек трудом славен!
НАВСТРЕЧУ ДНЮ РЫБАКА

В порту под выгрузкой стоит БМРТ-227 "Аугуст Алле". Судно вернулось к родным берегам с большой производственной победой. Успех обеспечен четкой, слаженной работой всего экипажа по выполнению рейсового задания.
Сегодня на этой странице рассказывается о буднях коллектива, о деятельности администрации, партийной, профсоюзной, комсомольской организаций в борьбе за успешное выполнение социалистических обязательств в честь Дня рыбака.




Во льдах и метелях
Беседа с капитан-директором Ф. ТАММОМ.

Южная сторона Таллинского морского рыбного порта. На лобовой части надстройки одного из БМРТ свежий ветер полощет красный плакат. На полотнище белеют слова: "Здравствуй. Таллин!".
Это, — вернувшийся из рейса и ставший под разгрузку БМРТ-227 «Аугуст Алле»- Капитан-директор Фридрих Михайлович Тамм рассказывает:
— Ушли в рейс 2 февраля, вернулись в порт 9 июня — 101 сутки работали на промысле в районе Лабрадора и на Большой Ньюфаундлендской банке. Об условиях работы судите сами: ледовая обстановка, мороз до 20 градусов при десятибалльном ветре, снежные заряды... Это — у Лабрадора, где были до середины марта. Трудно приходилось. Но подъемы были отличные — по 15—20 тонн трески брали за 45 минут траления и это удваивало силы экипажа, помогало бороться со стихией, преодолевать невзгоды.
Наиболее «рыбными» для нас квадратами были 437, 440 и 457, а самая удаленная на север точка промысла — квадрат 512. Определяющим для работы здесь является дрейф ледяных полей с севера на юг, по ходу лабрадорского течения. Пришлось до десяти раз подниматься у кромки льдов на север, находить «просветы» в полях, работать в них, опускаясь вместе с дрейфующими полями к югу.
Опасная навигационная обстановка вынуждала постоянно иметь в темное время суток впередсмотрящего но баке. Два штурмана находились на мостике во время траления. И все же тяжелые льды вытеснили в марте нас из этого района. Некоторые БМРТ других флотилий получили пробоины — пришлось уйти. Дальнейшая работа продолжалась на БНБ, где уловы были сравнительно ниже.
Экипаж в рейсе работал на совесть. В помощь обработчикам выходила на подвахту остальная часть команды. Однако хорошие экономические показатели в рейсе достигнуты в основном за счет сверхплановой разделки рыбы и улучшения ее ассортимента. К примеру, один центнер разделанных сверх плана окуня приносил нам дополнительно 21 рубль, трески — 10 рублей. Люди знали источники прибылей и не считались с затратами труда на разделку рыбы. Отмечаю отличную работу добытчиков, обработчиков во главе с мастерами Василием Семениковым, Владимиром Володиным, Николаем Петраковским, Иваном Семашко. Машинная команда под руководством Леонида Сергеевича Максимова обеспечила нормальную работу механизмов в условиях обледенения. Из штурманского состава хочу выделить старпома Зозулю Бориса Трофимовича. Который свободно разбирается в промысловой обстановке. Впервые довелось работать с таким добросовестным и знающим электрорадионавигатором. как Эльмар Саареметс. Доброе слово нужно сказать о радисте. Геннадий Варша отмечен за четкую оперативную работу на промысле начальником экспедиции И. Агеевым.


С ЕДИНОЙ мыслью
А. КРЕСТЛИНГ, секретарь парторганизации

В нашей партийной организации 23 КОМ¬МУНИСТА и два кандидата в члены партии. Судите сами, какая это сила! В бюро избрали самых достойных, умеющих работать с людьми.
Главной нашей целью было, как и на других судах, добиться успешного выполнения государственного задания. Этому была подчинена вся деятельность организации.
Разумеется, цифры не заслонили от нас членов экипажа. Ведь цифры, как известно, - результат труда. А труд этот производят люди. В конечном итоге, все завит oт них. И как важно постоянно помнить об этом.
Единой мыслью были пронизаны все мероприятия, проводимые коммунистами: человек воспитывается в труде, трудом он славен.
Наш идеологический фронт возглавлял коммунист, старший матрос Юрии Эдуардович Сеппиус. Его огоньку, умению зажигать сердца людей можно позавидовать. То и дело видят его среди товарищей. Общителен. Сумеет отстоять свою точку зрении. В этом уже сказывается его принципиальность.
Трудно нам было у Лабрадора, Сильные ветры с морозом. Добытчики продувались, что называется, насквозь. И вот где сказалась та работа с людьми, которую мы провели на переходе и которую возглавлял Юрий Эдуардович.
Почти половина состава в этом рейсе была впервые в море. Новичкам мы уделили особое внимание, разбили экипаж судна по группам и проводили занятия. Начальникам служб дали конкретные сроки подготовки новичков и строго следили за их выполнением. Так, на месте, мы узнавали человеческие характеры. способности людей противостоять трудностям, закаляли их волю.
Политическое, идейное воспитание вели у нас и первый помощник капитана Петр Кудрин, и старший механик Леонид Максимов, и старший мастер добычи Василий Семеников, коммунист Виктор Волга и другие.
Я называю имена самых отличившихся на этой работе. А в целом все коммунисты занимались идеологическими вопросами. прекрасно понимая, что успех производственный зависит как paз от идеологического воспитания людей.
Трудностей у нас было немало. Вот хотя бы такая. Убедить людей в разработке рыбы на филе, шкерке. Собирали бригады, беседовали, спорили, подчас крепко. В конце концов, успеха добились.
За весь рейс у нас не было ни одного случая нарушения трудовой дисциплины.
В идеологическом воспитании коллектива мы использовали самые разнообразные формы. Дни рождения (а в этом рейсе их было на редкость много!) — поздравления, подарки. Успех смены -красочно оформленная "молния", фамилии отличившихся. Недостатки — что ж, и они находили свое отражение: выпущено шесть номеров стенной газеты "Нептун".
Результат всей этой работы - успешное выполнение социалистических обязательств.


НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ

И. СЕМАШКО,
член комсомольского бюро

Нас, комсомольцев на судне столько же, сколько и коммунистов, — 25 человек. Старались не отставать от своих старших товарищей. В любом деле были, что называется, на переднем крае.
Нынче год особенный — комсомольский. Вся страна будет отмечать 50-ле-тие ВЛКСМ. И социалистическое соревнование, развернувшееся на судне, приобрело для нас еще и свой дополнительный смысл — достойно встретить юбилей.
Мы очень дружны с партийной организацией. Да и секретарь партбюро — парень молодой, только что на выходе из комсомольского возраста. Наверное поэтому ему близки и понятны запросы молодых. Бюро комсомольской организации, возглавляемое Леной Колесниковой, на мой взгляд, хорошо поработало в рейсе. Каждый конкретно отвечал за какой-то участок работы, периодически отчитывался на бюро. Итоги соревнования подводили еженедельно. Жарко спорили, отстаивая первые места бригад. Учитывали не только производственные показатели, а даже и такое вот: а как ты ведешь себя по отношению к женщинам, работающим на судне. Кстати ГОВОРЯ, прекрасная половина рода человеческого на нас не в обиде. Грубостей не было. А в день 8 Марта мы специально для них выпустили фотогазету с портретами женщин судна, с добрыми и ласковыми подписями.
Работали комсомольцы в рейсе с удвоенной энергией. Перечислить бы ceйчас имена всех, да не хватит места в газете. Да и вдруг кого-нибудь забудешь.
Другое дело, наша фотолетопись судна. В нее мы обязательно заносим отличившихся. Летопись эта ведется с самого рождения судна. Начата тогда, когда «Аугуст Алле» еще строился в Клайпеде.
На счету комсомольской организации — и радиогазета, и подготовка концерта, и участие в вечерах отдыха, и организация сбора средств в фонд борющегося Вьетнама...
Все это позволяет говорить о плодотворной деятельности бюро и всей организации в целом.



УДАРНАЯ СИЛА
Р. ГОЛЕНКО,
помощник капитана по производству.

ДОБЫТЧИКОВ и обработчиков на судне смело можно назвать ударной силой экипажа, той его частью, которая непосредственно «делает план».
На Лабрадоре крепко досталось добытчикам. Работали на глубинах 300— 500 метров, грунт — камень, скала. Случались повреждения трала. Ремонтировать приходилось на морозе, когда за пять-десять минут трал обледеневал. Но даже в этих условиях получили в рейсе экономию на промвооружении за счет технологически грамотного, хозяйского использования.
Обработчикам тоже пришлось иметь дело с замерзшей рыбой. Это, безусловно, снижало темп работы, создавало дополнительные трудности. Экипаж подобрался крепкий, обошлось без нытиков. Понимали люди, что успех рождается там, где борются за него.
Лучшими за рейс по итогам соцсоревнования признаны бригада обработчиков мастера Николая Петраковского, у добытчиков — бригада мастера Владимира Володина. Отлично обслуживала нашу работу вахта второго механика Юрия Яковлева. Не было претензий и к электромеханической службе.
Работники консервного цеха — мастер Лебедев, помощник Кузнецов, справились с рейсовым заданием. Считаю, однако, что 20.000 банок — план для БМРТ заниженный, и в силу этого на выпуске консервов судно прибыли не получило, едва ли окупились пая работников. Рентабельна эта работа у мурманчан, при выпуске за рейс 50—60 тысяч банок.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


партгрупорг первой смены матрос
второго класса Алексей Курочкин. Смена завоевала переходящий
приз судна по результатам рейса;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

партгрупорг второй смены старший матрос
Виктор Волга за работой.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

споем, друзья! ...